8 9 Месяц жизни ребенка

Развитие ребенка от 8 до 9 месяцев

К 8-9 месяцам в жизни вашего малыша произошли новые перемены. Он уже встает на ножки, переступает, держась за опору, и скоро научится ходить. Он произносит свои первые слова, а его пассивный речевой запас значительно расширяется. Его когда-то спонтанные движения становятся все более целенаправленными. А это значит, что он приобретает новые возможности для познания мира.

Марина Володина
Педагог

Игрушки: расширение ассортимента

Итак, ваш ребенок начал вставать на ножки. Обычно первые шаги малыш делает, держась за стул или бортик манежа. Но можно приобрести (или изготовить, если это под силу папе или дедушке малыша) специальные приспособления, рассчитанные на ребенка, начинающего ходить с опорой, — например деревянный мостик с перилами. Наверняка вашему ребенку доставит радость также большой плоский квадратный ящик со стенками высотой примерно 10-15 см, в который малыш сможет не только класть игрушки, но и влезать сам.

Для стимулирования двигательной активности малыша можно использовать (разумеется, только в присутствии и под контролем взрослого) заводные игрушки. Для этой цели по-прежнему подойдут и озвученные игрушки (например, неваляшки). Детям очень нравятся и самодельные погремушки, которые взрослый или кто-нибудь их старших детей мастерит в их присутствии из различных «подручных материалов».

Еще более интересными для малыша становятся несложные пирамидки и сборные башенки: теперь ваш ребенок сможет не только разбирать, но и собирать их. Не забудьте о том, что сборные (или, говоря «научным» языком, конструктивные) игрушки, предназначенные для детей до 1 года, должны быть очень простыми в сборке: выбирая пирамидку, позаботьтесь о том, чтобы у нее были кольца с широкими отверстиями и обязательно — широкий стержень с закругленным концом (это обеспечит безопасность малыша). Отличное средство для развития мелкой моторики — коробка или верстачок с отверстиями различной формы, в которые вкладываются фигурки соответствующей формы (но обратите внимание, для детей какого возраста предназначена эта игрушка: она не должна быть слишком сложной). И, конечно же, роскошным подарком вашему малышу станет развивающий центр, совмещающий разнофункциональные игрушки 1 .

Как и 1-2 месяцами раньше, малыш с удовольствием будет возиться с различными коробочками, ведерками, мисочками и даже мамиными кастрюлями, в которые можно класть небольшие игрушки. Для этой цели можно также использовать небольшие полотняные мешочки. Можно предложить малышу одноместную матрешку, при этом убедившись, что она достаточно легко открывается. Все эти игрушки позволят ребенку продолжать изучение свойств пространства. Той же цели послужат пластмассовые или деревянные (только обязательно некрашеные и не оклеенные бумагой) кубики. Можно при случае приобрести или сделать самим так называемый шароброс — каркас с желобками, по которым скатываются шарики. Чтобы изготовить простейший вариант такой игрушки, сверните лист картона в виде трубочки (закрепив его края, например, скотчем) и предложите малышу бросить в трубочку шарик соответствующего размера (например, от пинг-понга).

Для развития речи, кроме сюжетных игрушек, о которых говорилось в предыдущей статье, можно приобрести яркие картонные книжки.

Наконец, примерно к 9 месяцам особое значение для ребенка приобретают игрушки, которые помогут ему расширить представление об окружающем мире. Кроме уже упоминавшихся озвученных и заводных, можно приобрести сюжетные игрушки, приводимые в движение простым механизмом, с которым сможет справиться сам ребенок. Это могут быть, например, деревянныебогородские игрушки, изображающие медведей с ложками, клюющих курочек и проч. Кстати, достоинство таких игрушек еще и в том, что они изготавливаются из экологически чистого материала и, как правило, без применения красок. Конечно же, стоит, как и прежде, давать ребенку для игры предметы быта. Во время купания предложите ему наливать воду в какие-нибудь небольшие емкости (например, в баночки из-под йогурта). Малыш — как мальчик, так и девочка — с удовольствием будет играть в самые простые сюжетные игры с куклой, пользуясь игрушечными предметами быта: пластмассовой посудой, игрушечными кроваткой, коляской и постельными принадлежностями. При этом чашки и мисочки должны быть достаточно большими, чтобы малыш во время игры мог не только «поить» из них куклу, но и «пить» сам. Выбирая куклы и другие сюжетные игрушки, предназначенные для самостоятельной игры ребенка, родителям следует иметь в виду, что их длина не должна превышать 20 см. Хорошо, если эти игрушки не будут слишком натуралистичными и будут воспроизводить не мелкие детали, а лишь существенные черты облика человека и животных. Если вам удастся подобрать озвученную сюжетную игрушку (например, неваляшку, говорящую куклу, рычащего медведя), то она подарит малышу не только зрительные, но и слуховые впечатления, что тоже будет способствовать его развитию.

Первые шаги

Ваш малыш начал вставать, и вот он уже пытается сделать первые шаги — правда, пока еще держась за опору — диван или выступ шкафа. Чтобы пробудить в нем желание двигаться дальше, поставьте на диван, подальше от того места, где стоит ребенок, большую яркую (можно заводную и/или озвученную) игрушку. Малыш начнет двигаться к игрушке, переступая и держась за опору. С каждым разом увеличивайте расстояние от игрушки до ребенка. Когда он дотянется до игрушки, подвиньте ее поближе и рассмотрите вместе.

Когда ребенок стоит, держась за опору, поиграйте с ним в «догоню-догоню», двигаясь к нему быстрыми мелкими шагами и делая вид, что пытаетесь его догнать. Если у вас появится такая возможность, поиграйте сразу с двумя детьми: догоняйте одного, держа на руках другого.

Пусть ваш малыш «потанцует» под музыку, делая пружинящие движения ногами: для этого вам достаточно начать танцевать самим — и ребенок попытается повторить ваш танец.

Развитие речи

Помогите малышу расширить свой пассивный словарный запас. Для этого существуют старые испытанные средства:

  • Используйте для описанной в предыдущем разделе игры, стимулирующей двигательную активность, разные игрушки — зайчика, собачку, петушка и др. Во время игры как можно чаще называйте игрушку «по имени» — при этом желательно использовать не имя собственное (например, Шарик), а родовое наименование (собачка).
  • Поиграйте с ребенком в прятки, накрывая поочередно его и себя платком или салфеткой и называя при этом его и себя: «Где мама? Вот мама! А где же Ваня? Вот Ваня!». Игра станет еще более захватывающей, если в нее будут играть сразу несколько малышей и платком будут накрывать каждого из них по очереди. Прятаться можно не обязательно за платком: попробуйте использовать для этой цели папину спину, спинку кровати и просто собственные ладони (то же будет делать, повторяя ваши движения, ваш малыш). Однако, увлекшись игрой, не забывайте, что главное в ней — не сам процесс поисков, а запоминание имен участников.
  • Разучите с ребенком известную игру в «ладушки». Для этого сначала похлопайте в ладоши сами, а потом возьмите руки ребенка в свои и покажите ему, как играть. (Без вашей помощи малыш, скорее всего, пока не сможет повторить эти довольно сложные для него движения). Таким же способом попытайтесь освоить традиционные «До свиданья» и «Здравствуй. Дай ручку!».
  • Научите ребенка выполнять простые действия по вашей просьбе. Для этого сначала покажите действие сами, говоря ребенку, что вы делаете, и попросите его повторить ваши движения. В дальнейшем старайтесь заменять показ словесной просьбой. Например, попросите ребенка принести вам игрушку. Когда он научится это делать, усложните задачу и используйте сразу несколько игрушек, из которых ребенок должен принести вам именно ту, которую вы называете. Поиграйте с малышом в «теремок». Для этого поселите в игрушечный домик (можно построить его из любого конструктора) нескольких зверюшек и вместе с ребенком зовите их из домика). После игры можно почитать ребенку сказку «Теремок», прося его показать каждого из ее персонажей.

Для развития речи и установления эмоционального контакта взрослого с ребенком существуют испытанные «народные средства». Напомним, что, кроме уже упоминавшихся «ладушек», это такие игры-шутки, как «идет коза рогатая», «поехали-поехали» и др.

Продолжаем знакомство с окружающим миром: играем в куклы

Примерно с 9 месяцев наступает время, когда малыш начинает осваивать сюжетные игры — игры с игрушками, изображающими человека или животных. Значение их для развития ребенка очень велико. Во-первых, таким образом малыш узнает о назначении предметов быта и учится их использовать. Во-вторых, «общаясь» с игрушками, он приобретает такие важные человеческие качества, как заботливость, сострадание. Кроме того, сюжетные игры способствуют развитию речи малыша. Конечно же, научиться таким играм ребенок сможет только с помощью взрослого или старших детей.

  • Для начала покажите ребенку самые простые действия с сюжетной игрушкой. Пусть кукла пройдется по дивану, потанцует, «поговорит» с малышом, поест из игрушечной посуды, ляжет спать. При этом обязательно рассказывайте о том, что в данный момент делает кукла. Поощряйте все попытки ребенка поиграть с куклой в сюжетные игры самостоятельно.
  • Пусть те же действия, что и кукла, проделает какая-нибудь другая игрушка: мишка, зайчик и проч.
Читайте также  2 Месяца ребенок дергает головой

И последний совет: играя с куклой, мишкой или зайчиком, демонстрируйте эмоциональное отношение к игрушке: хвалите ее, жалейте и т.д. Так же поступайте с животными (если они есть в вашем доме) и, конечно, друг с другом. Ведь только таким образом вы сможете пробудить «чувства добрые» ко всем окружающим в своем малыше.

8–9 месяцев. Шестой скачок развития ребенка: категоризация предметов и понимание речи

8–9 месяцев. Шестой скачок развития ребенка: категоризация предметов и понимание речи

Ребенок начинает выделять сходства и различия. Он осознает, что разные объекты и ощущения могут быть объединены в группы или категории. Банан отличается от яблока на вид, на вкус и на ощупь, но их оба можно съесть. Малыш узнает больше и о собственных эмоциях.

Новый беспокойный период может начаться в возрасте около 8 месяцев и продлиться от 3 до 6 недель.

Ребенок учится видеть закономерности и группировать объекты по определенным признакам. Развиваются его обоняние, осязание, зрение, слух, эмоции. Активно развивается понимание речи.

Если ваш малыш вдруг стал плаксивым, раздражительным, беспокойным, даже неугомонным, вы уже знаете – это новый этап его развития.

  • беспокоиться, когда вы уходите, цепляться за вашу одежду;
  • хуже есть;
  • стать более тихим, вялым, безразличным;
  • протестовать против переодевания;
  • стать необыкновенно милым, прижиматься к вам, обнимать, целовать, лишь бы только вы его не отпускали;
  • стесняться окружающих;
  • вернуться к тем этапам развития, которые он уже перерос;
  • требовать много внимания.
  • Пусть малыш нажимает на всякие кнопки: дверной звонок, выключатель, кнопку вызова лифта. Он поймет, что в ответ на его действие звенит звонок, гаснет свет, открывается дверь. Сейчас формируется понимание причинно-следственных связей.
  • Долгие прогулки, походы в гости, любая смена обстановки – это возможность узнать что-то новое для ребенка. Дайте ему изучать интересный предмет столько, сколько понадобится.
  • Как можно больше разговаривайте с крохой. Называйте все предметы, которые он видит и к которым тянется, задавайте за него вопросы и отвечайте на них. Произносите слова медленно и отчетливо. Пусть малыш слышит правильную речь и наблюдает вашу артикуляцию.
  • Побуждайте ребенка подражать вам звуками, жестами. Играйте перед зеркалом, копируйте движения малыша, просите его повторять за вами.
  • Если кроха держит что-то в руке, попросите его дать это вам. Задавайте ему простые вопросы: «Где твой зайчик»? И показывайте искомый предмет.
  • Играйте в прятки (главное, чтобы малыш видел, куда вы спрятались) или в догонялки (можно уползать от малыша и сделать вид, что пытаетесь поймать его, когда он ползает рядом с вами).
  • Пойте песенки, сопровождая их несложными жестами: хлопайте в ладоши, топайте, поворачивайтесь из стороны в сторону. Пусть ребенок старается повторить за вами.

Очень часто во время скачка развития у ребенка возникает кризис и в вопросах сна. Малыш может очень рано вставать по утрам; чаще просыпаться ночью. Может ухудшиться и дневной сон. Сон может стать очень беспокойным, ребенок может крутиться в кровати или размахивать руками и ногами.

Очень важно в этот период уделять повышенное внимание успокоению ребенка перед сном. Не бойтесь тратить больше времени на подготовку ко сну, планируйте это заранее, не допускайте «перегуливания».

Если у малыша плохой аппетит в течение дня, он может стараться компенсировать нехватку еды в ночное время, чаще просыпаясь от голода. Удовлетворить потребности ребенка нужно обязательно. Но помните, что кризис скоро пройдет, а привычка к частым ночным кормлениям может остаться и закрепиться. Старайтесь кормить малыша днем в спокойной обстановке с минимумом раздражителей, предлагайте еду чаще.

Новые навыки перевернут представление ребенка о его возможностях и об окружающем мире. До следующего скачка, который случится около 10,5 месяцев, ребенок будет активно развивать новые навыки: понимать речь, (возможно, он даже скажет свое первое слово), играть с вами в простые игры, выполнять несложные просьбы. Общаться с малышом становится все интереснее и интереснее.

Поделитесь в комментариях: как у вашего ребенка прошел шестой скачок развития? Чему новому научился малыш и как это отразилось на его поведении и сне?

Консультанты по детскому сну

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

10 лет BabySleep помогает родителям организовать здоровый и спокойный сон своих детей. Все материалы нашей энциклопедии сна созданы для самостоятельной работы. Если вам не подходит общее решение и вы не высыпаетесь уже более 2-х недель – не терпите, обратитесь к консультанту по сну.

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

22 октября 2021

Здравствуйте, моему ребенку исполнилось 7 месяцев и она научилась вставать в кроватке. В сутки спит 13 -14 часов, ночной длится 10-11 часов, дневной 3 часа и если раньше у нее было сс, то теперь приходится ее укачивать и укладывать спящей, иначе она может вечность стоять в кроватке и плакать, даже если очень хочет спать, будет стоять до последнего. Если укладываю ее сонной, то сон сразу же улетучивается и она встаёт у быльцы. И теперь стала просыпается по ночам раз 5, не меньше. Раньше вставала 3 раза на кормление. Днём теперь спит по пол часа и поэтому сон дневной составляет 2 часа от силы. Я так понимаю это связано с тем, что она пытается осознать свой новый навык, скажите сколько это продлится и что можно сделать. Спасибо)

Анна, здравствуйте!
Такая проблема нередко возникает и у детей, которые уже умеют к этому возрасту самостоятельно засыпать в кроватке. Малыш освоил новый навык и стремится при любой возможности его отрабатывать и закреплять. И получается, что самостоятельно ложиться из положения стоя пока не умеет и ждет помощи мамы. Отчасти это нужно пережить: навык закрепляется и не так будоражит ребенка. Отчасти — помочь, в течение дня по много раз показывать, как садиться и ложиться из положения стоя, чтобы постепенно и эти действия дошли до автоматизма (но на это, как вы понимаете, потребуется время). Что касается укладывания, то можно пока оставить укачивание до полного засыпания и быть готовой при этом помогать дочке ложиться и засыпать при пробуждениях ночью; можно учить самостоятельному засыпанию — при этом малышка будет осваивать не только засыпание без качания, но и умение самостоятельно улечься, выбрать удобное положение для сна.

22 октября 2021

13 августа 2021

Спасибо огромное за статью! У меня такой вопрос: ребенку 8 месяцев. В целом проблем со сном не было. Спит «по таблице». Ночью (и сейчас тоже) спит хорошо, но в последнюю неделю как-то резко уменьшилось время бодрствования днем. Намного раньше показывает признаки усталости (зевает, трет глазки, может даже уснуть просто сам на диване или на полу). то есть еще в 7,5 мес засыпал через 2:45-3 часа. сейчас утром после пробуждения может уснуть и через 2 часа. я связываю это с всплеском двигательной активности (начал наконец ползать), но все же хотелось бы для собственного спокойствия уточнить.

Ольга, добрый день! Прошу прощения за неоперативный ответ.
Да, новые физические умения и резкое увеличение активности может привести к сокращению ВБ у ребенка. Обычно временному, потом оно снова вырастает до нормы по возрасту. Если с более коротким ВБ малыш хорошо засыпает, спит обычные по продолжительности дневные сны и при этом ночь тоже не портится, то повода для беспокойства, скорее всего, нет.

31 августа 2021

Сон по возрастам

Здравствуйте! Огромное спасибо за ваш прекрасный сайт и за ваш труд! У нас такой вопрос: малышке 9,5 месяцев, недавно прошла через скачок роста и одновременно зубы и переезд на дачу. Раньше у нас был хороший режим: 18-15/40 ложится, 6.15/40 встанет, сны дневные 8.30 и 13.00 примерно по часу. Теперь всё съехало, и она встаёт в 5.20 и никак обратно.Мы пробовали отложить время укладывания и растягивать вб между снами, но от этого только хуже, вчера в 4.50 проснулась вообще и обратно никак.Спит просто рядом в гнёздышке, достаточно за руку держать, иногда на груди засыпает. Методом фейдинга к этому пришли, до СЗ не дошли, нам было и так норм (лишь бы больше не укачивать :))) Как сдвинуть режим? Переехали уже 2 недели назад!

Читайте также  4 Месячный ребенок сильно ударился лбом

Мария, здравствуйте! Сбой со сном совпал с переездом — а как изменилась обстановка, в которой спит малышка? Не слишком ли светло в спальне под утро? Не становится ли к утру холодно или, наоборот, жарко/душно? Есть ли ночью кормления? С точки зрения режима, я бы все же сдвигала время вечернего укладывания ближе к 19, возможно, 19.30, чтобы избежать слишком ранних подъемов (норма ночного сна — 10-12 часов, то есть при укладывании в 18.30 ребенок «имеет право» на подъем даже около 5 утра, выспаться успевает).

Бесплатные консультации и советы в наших соцсетях

ПН–ПТ с 10:00 до 19:00

©2011 – 2021 baby-sleep.ru
Центр детского сна и развития BabySleep™
Основатель и руководитель — Елена Мурадова

1-й в России информационный портал о сне ребенка: режим дня, ритуал перед сном, как уложить ребенка спать без слез, как научить засыпать самостоятельно, совместный сон с ребенком, как приучить ребенка спать в кроватке, что делать, если ребенок плохо спит, нарушение сна у детей, скачки развития, безопасный, здоровый сон, работа консультантов по сну и многое другое.

Публикации и рекомендации консультантов по сну Центра детского сна и развития BabySleep носят исключительно информационный характер, не являются медицинскими, не заменяют предписаний вашего лечащего врача и могут быть не применимы к детям, у которых имеются проблемы со здоровьем или развитием. Если у вашего ребенка наблюдаются вторичные инсомнии – проблемы сна, отражающие наличие каких-либо заболеваний, чаще неврологических – обязательно обратитесь к врачу!

Рацион ребенка в возрасте 8 месяцев

В рацион детей на девятом месяце можно начать вводить рыбу. Наряду с мясом животных, рыба является источником полноценного белка с хорошо сбалансированным составом аминокислот, жира, витаминов В2, В12 и минеральных веществ. По сравнению с мясом, рыба содержит в 5 раз меньше соединительной ткани, благодаря чему она быстро разваривается, имеет нежную консистенцию после тепловой обработки и легче усваивается. Жир рыбы отличается высоким содержанием полиненасыщенных жирных кислот, в том числе класса ω-3. Эти вещества необходимы ребенку для созревания мозга, сетчатки глаза, укрепления сердечно-сосудистой и иммунной систем. Морская рыба содержит такие важные для организма ребенка микроэлементы, как йод и фтор. Ребенку следует давать 1-2 раза в неделю вместо мяса, обязательно следя за тем, как ребенок переносит рыбу вообще и ее отдельные сорта. Предпочтение следует отдавать океанической рыбе, лучше белой (треска, хек, минтай), из красной можно порекомендовать лосося, из речной — судака, карпа.

Самостоятельно приготовленную рыбу дают ребенку с овощами в отварном и протертом виде. Также можно предложить малышу рыбно-растительные консервы, однако они содержат всего 10 — 20% рыбы.

В этом возрасте, когда уже введены все основные группы продуктов, особое внимание следует уделить разнообразию состава блюд. Вводятся новые, возможно комбинированные продукты, например, не только пюре из различных фруктов и ягод, но и их сочетания с творогом, сливками, крупами и т.д.

С 8 месяцев рацион ребенка можно расширить, включив в него кисломолочные продукты (детские кефир, биокефир, бифидокефир, йогурт, биойогурт, биолакт). Кисломолочные продукты готовят с использованием специальной закваски, которая расщепляет молочный белок, благодаря чему малыш сможет получить незаменимый набор аминокислот в хорошо доступной форме. Кисломолочные продукты улучшают состав микрофлоры кишечника ребенка, богаты витаминами группы В и кальцием. Их регулярное употребление благоприятно влияет на функционирование кишечника, возбуждает аппетит, повышает усвоение микронутриентов. Детские кисломолочные продукты вводят в рацион малыша постепенно, начиная с 1 ч.л. и при хорошей переносимости увеличивают их объем до 150-200 мл в день.

Примерное меню здорового ребенка 8 месяцев

180 г
½ ч.л.
1/2 шт.
20 г
30 мл

40 г
1 — 2 шт.
40 г
100 мл

* — разводится грудным молоком, детской молочной смесью или водой

Примерный суточный рацион для ребенка 8 месяцев с аллергией к белкам коровьего молока

I кормление
6 часов
Грудное молоко или лечебная смесь для детей с аллергией к белкам коровьего молока 200 мл
II кормление
10 часов
Безмолочная* каша
Растительное масло
Фруктовое пюре
(яблоко, груша)
120 г
1 ч.л.
80 г
III кормление
14 часов
Овощное пюре
Растительное масло
Мясное пюре
170 г
1 ч.л.
40 г
IV кормление
18 часов
Овощное пюре или каша
Растительное масло
Мясное пюре
170 г
1 ч.л.
30 г
V кормление
22 часа
Грудное молоко или лечебная смесь для детей с аллергией к белкам коровьего молока 200 мл

* — разводится грудным молоком или лечебной смесью для детей с аллергией к белкам коровьего молока

Развитие плода на 8 месяце беременности

Пошел восьмой месяц внутриутробного развития вашего малыша. Он уже совсем большой. Кожа ребенка почти расправилась и стала розовой, такой, как мы привыкли ее себе представлять. Скопившийся под кожей жир, придал приятную округлость всем частям его тела. Ручки и ножки стали пухленькими, «выросли» круглые щечки. Первородная смазка все еще покрывает тельце, оберегая его от действия околоплодной жидкости, но пушок-лануго уже исчез. Волосы на головке стали более толстыми, жесткими, но все равно они еще очень мягкие и редкие. Не печальтесь, а главное успокойте своего мужа, если у вас, темноволосых родителей, вдруг появится светловолосый малыш, или наоборот.

Как ни странно, некоторых представителей сильного пола это действительно приводит в недоумение и вызывает явное смущение. Волосики малыша еще будут меняться в течение года после рождения. А сейчас, будущие брюнеты с гладкими волосами вполне могут быть курчавыми блондинами или шатенами. Глаза малютки уже полностью открываются, веки «украшены» маленькими ресничками. Зрение позволяет воспринимать свет и темноту, а вот с цветами пока «проблема», ведь краски ребенок начнет различать только спустя несколько месяцев после появления на свет. Сейчас крошка хорошо слышит и реагирует толчками на крики, громкую музыку и другие резкие звуки, но главное, успокаивается от тихих, ласковых слов мамы.

Нервная система малютки развивается гигантскими шагами, полушария головного мозга уже покрыты извилинами и бороздами, закончилось формирование коры мозга. Ваш малыш полностью готов к познанию нового для него огромного мира. Он будет впитывать всю информацию, как губка, начиная с самого рождения. Возможно, какие-то моменты его внутриутробной жизни он уже помнит, но мы никогда этого не узнаем, ведь наука еще не в состоянии извлекать информацию из таких глубин сознания. Пищеварительная система ребенка хорошо развита, на язычке уже сформировались вкусовые сосочки, поэтому ваш «гурман» уже вполне способен отличить вкусное мамино молоко от невкусного «магазинного». Пока у него еще нет опыта дегустатора, но приобретать его он будет крайне быстро, как только родится, и вы в этом достаточно скоро убедитесь сами.

На восьмом месяце беременности дыхательная система ребенка претерпевает важные изменения. Еще месяц назад в легких малыша содержалось достаточное количество сурфактанта — вещества, в задачах которого предохранение альвеолярных мешочков от опадания после появления на свет. В виду определенных перестроек на этом этапе количество сурфактанта немного снижается. Именно поэтому, дети, рожденные на восьмом месяце своего развития, нередко дышат хуже, чем малютки, которые появились на свет на два месяца раньше положенного срока.

Кровеносная система малыша полностью сформирована. В крови уже достаточное содержание красных и белых клеток, она способна удовлетворить потребности маленького организма в кислороде и защитить его от возможных инфекционных заболеваний. Сердечко малыша бьется часто и равномерно, прокачивая кровь, поступающую по артериям пуповины, в мелкие кровеносные сосуды, а затем во все части маленького организма.

Читайте также  2 Месячный ребенок сутки

Малыш быстро прибавляет в весе, по 180-200 г в неделю. Практически, весь прирост массы вашего тела теперь обусловлен ростом ребенка. Крошка, как и прежде, полностью зависит от вашего организма и получает кислород и все питательные вещества из вашей крови. Поэтому при недостаточном маточно-плацентарном кровообращении, при преждевременном старении плаценты он начинает испытывать кислородное голодание и недостаток питательных веществ. Возникает состояние, называемое врачами фето-плацентарной недостаточностью. Малыш отстает в росте, он плохо развивается, а при крайне выраженном голоде и недостатке кислорода может даже погибнуть. Не волнуйтесь, фето-плацентарную недостаточность сегодня успешно диагностируют с помощью УЗИ и доплерометрии, поэтому всегда есть возможность поддержать крошку, а в случае необходимости освободить его из «плена», вызвав роды или прибегнув к кесареву сечению.

На 35-й неделе развития ваш малыш уже достаточно увесистый, масса его тела составляет 2000-2300 г, рост «богатыря» доходит до 40-45-и см, диаметр его головки — 8,6 см, грудки — 8,9 см, а животика — 9,2 см.

Правила сбора мочи у ребёнка

Правила сбора мочи у ребёнка

Анализ мочи – исследование, которое помогает получить информацию и состоянии организма малыша и правильности его развития. На первый взгляд, сдача мочи не представляет никаких трудностей. Однако у родителей маленьких детей возникает немало вопросов: как собрать мочу на анализ новорожденного, как правильно подготовиться к этому, сколько мочи нужно для объективности исследования. При несоблюдении определенных требований родители рисуют услышать от врача просьбу пересдать мочу, так как результаты анализа будут неинформативными.

Что показывает анализ?

Анализ мочи направлен на качественную оценку продукта жизнедеятельности организма. В результате исследования определяют плотность, кислотность, цвет мочи, наличие бактерий, эритроцитов, слизи, кетоновых тел, глюкозы. Интерпретирование анализа, который сдан по всем правилам, помогает исключить возможные патологии либо своевременно диагностировать заболевания мочевыделительной, пищеварительной систем.

Для чего нужен общий анализ мочи?

Общий анализ мочи дети сдают регулярно при каждой диспансеризации. В первые дни жизни, в 1, 3, 6, 12 месяцев, затем в 2 и 3 года, при каждом обследовании перед поступлением в детский коллектив. Также этот анализ врач может назначить в процессе лечения ОРВИ и других заболеваний для того, чтобы знать, как инфекция повлияла на работу почек и органов пищеварения. Бактериальные инфекции нередко нарушают работу почек и других органов мочеполовой системы, вот почему так важно вовремя предотвратить необратимые последствия. Анализ мочи помогает диагностировать различные хронические заболевания.

Когда врач может назначить анализ?

Анализ мочи назначают в трех основных случаях:

  • При обращении в поликлинику с подозрениями на патологические процессы и заболевания. Общий анализ мочи – базовое исследование, которое традиционно входит в перечень обязательных диагностических мероприятий;
  • После перенесенного заболевания для оценки результатов терапевтических мероприятий, контроля общего состояния и возможных осложнений в работе органов мочеполовой системы;
  • В период планового профилактического осмотра и при поступлении в новый детский коллектив.

Какие анализы мочи бывают?

Существует несколько видов анализа мочи, которые может назначить ребенку педиатр или узкий специалист:

  • Общий анализ мочи, который назначается в тандеме с анализом крови. Помогает оценить физико-химический состав: плотность, цвет;
  • Биохимический анализ мочи. В моче подсчитывается содержание белка, глюкозы, амилазы, креатинина, натрия, калия, фосфора, магния, микроальбумина, мочевины и мочевой кислоты;
  • Анализ мочи по Нечипоренко. Демонстрирует количество лейкоцитов, эритроцитов в утренней моче и позволяет диагностировать патологические процессы в почках и мочевыводящих путях;
  • Анализ мочи по Зимницкому. Назначается для того, чтобы оценить функциональность почек. В этом случае собирается суточная моча, оценивается ее объем, плотность, соотношение дневной и ночной порции. Анализ проводят при диагностировании различных заболеваний.

Как собрать мочу: что не надо делать?

Нельзя брать для сбора мочи банки от консервации и детского питания. Плохо промытая посуда и остатки мыльного раствора искажают результаты диагностики. Также не рекомендуется собирать биоматериал с вечера: утренняя моча максимально информативна, хранить ее можно не более двух часов. Если оставить материал для анализа дома на более длительный срок, может образоваться осадок и достоверность результата вновь снизится. Лучше всего собирать мочу у ребенка сразу после пробуждения, такой материал считается самым информативным.

Как собрать мочу правильно?

Перевозить мочу нужно аккуратно при соблюдении определенных температурных условий. Сильный мороз или жаркая погода могут негативно сказаться на диагностике. Если погода за окном вызывает сомнение, воспользуйтесь термосумкой. Важно следовать следующим рекомендациям педиатров:

  • Не давайте ребенку за сутки перед сбором мочи незнакомых продуктов, не кормите его овощами и фруктами, в составе которых есть натуральные красители;
  • Поддерживайте нормальный температурный режим в помещении, малыш не должен перегреваться или мерзнуть;
  • Позаботьтесь о настроении ребенка – это тоже влияет на результат анализа, который может быть искажен из-за плохого эмоционального состояния;
  • Постарайтесь собрать самую первую порцию утреннего мочеиспускания, натощак перед утренним кормлением.

Гигиенические процедуры перед сбором мочи

Неправильная гигиена часто становится причиной плохого анализа и недостоверной диагностики, поэтому врач может назначить исследование повторно. Лучше всего позаботиться о соблюдении всех правил заранее. Чистота органов малыша – основа точных результатов!

Нередко на кожных складках скапливаются бактерии, которые легко проникают в контейнер для сбора мочи. Именно по этой причине чаще всего результаты анализы у ребенка бывают плохими.

Многие задаются вопросом: как правильно подмыть маленького ребенка? Если речь о малышах, то подмывать их нужно спереди назад, это касается и девочек, и мальчиков. Так минимизируется риск попадания бактерий в область половых органов. Мыть ребенка нужно непосредственно перед сдачей анализа, делать это надо быстро, так как малыши не умеют терпеть. Использовать отвары трав категорически запрещается – они могут вызвать аллергическую реакцию и спровоцировать болезненные ощущения и зуд у младенца.

Как собрать анализ у новорожденного?

Лучше всего расположиться для проведения всех манипуляций в ванной комнате – там намного удобнее собрать среднюю порцию мочи для анализа. Для того чтобы ускорить процесс, можно включить воду или напоить ребенка, он отреагирует мочеиспусканием.

Как собрать анализ у малыша?

У ребенка постарше собрать анализ несколько проще. По традиции некоторые родители терпеливо ждут около 1-2 месячного малыша с баночкой в руках. Однако существует более простой способ: использовать мочеприемник. Это специальный контейнер, который продается в аптеке. Он приклеивается на кожу в промежности, и моча собирается в стерильную емкость.

Опасаться за комфорт младенца нет причин: детский мочеприемник выполнен из эластичных гипоаллергенных, мягких на ощупь материалов. Его вместимость – 100 миллилитров. У малыша не останется никаких следов на коже после снятия устройства. В прилагаемой инструкции подробно описаны все действия, поэтому родители в легкостью решат поставленную задачу без особых проблем.

Сколько мочи достаточно?

Для достоверной диагностики достаточно немного – всего 50 миллилитров, а в случае с новорожденными даже меньше. Однако если мочи будет меньше, чем 20 миллилитров, исследование будет невозможно провести.

Как избежать ошибок?

Для того чтобы исключить ложные результаты и не пересдавать анализ мочи, важно избегать распространенных ошибок:

  • Не берите мочу из горшка, не выжимайте подгузник или пеленку;
  • Не сдавайте на анализ мочу не первого мочеиспускания;
  • Не держите материал в холодильнике с вечера и не замораживайте его;
  • Не используйте грязные контейнеры для сдачи и транспортировки;
  • Не переутомляйте ребенка и не допускайте эмоциональных перегрузок;
  • Не сдавайте анализ после приема лекарств или проведения инъекций.

Небольшие хитрости

Опытные родители делятся такими секретами, которые помогут облегчить процедуру сдачи анализа у малышей. Если ребенок спит в подгузнике, приготовьтесь сразу перед тем, как его расстегивать. Достаточно открыть памперс – и у ребенка начнется мочеиспускание, потому что ему станет прохладно. Для ускорения процесса можно сделать легкий массаж живота или поставить ребенка ножками в теплую ванну. Помогает и звук журчащей воды, который можно включить на телефоне. Соблюдайте правила сдачи анализов, и результаты диагностики будут максимально достоверными!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: