2 Месяца ребенок дергает головой

У ребенка нервный тик, дергает головой.

Нервный тик — это непроизвольные, навязчиво повторяющиеся движения (рефлекторное сокращение мышц) либо звуки. Это довольно распространенное нарушение у детей, при этом чаще всего патология затрагивает область головы.

Проявляется отклонение во время бодрствования ребенка. Иногда он может частично сдерживать такие движения, при волнении же они более выражены, могут возобновляться с большей силой. Тик усиливается при длительном нахождении в одной позе и, наоборот, ослабевает при увлеченности каким-то действием (игрой, чтением).

Разновидности тиков головы

Нервные тики в области головы бывают моторными и вокальными. В первом случае это повторение одинаковых движений носом, губами, веком, лбом. Голосовые же тики — это навязчивое фырканье, шипение, покашливание, вздохи, сопение носом. Ребенок может тянуть гласные звуки, издавать короткие писки.

Также гиперкинезы (тики) у детей классифицируются в медицине как локальные и множественные — затрагивается отдельная мышца либо несколько мускулов сразу.

Согласно изначальному состоянию нервной системы ребенка различаются первичный и вторичный тики. Первичный является единственным расстройством, вторичный же провоцируют уже имеющиеся дисфункции головного мозга.

Почему возникают нервные тики

В медицине до сих пор не выявлено точного механизма развития нервных тиков. По одной из гипотез, патологию вызывают сбои в обмене нейромедиаторов, то есть веществ, которые передают информацию по нервным клеткам. Чаще всего проблема носит наследственный характер, и для появления тика просто нужен толчок.

  1. Испуг, стрессовая ситуация.
  2. Длительное психическое перенапряжение. К примеру, у малыша проблемы в отношениях с воспитателем, сверстниками в детском саду или неблагоприятная обстановка в семье (нехватка внимания либо чрезмерная строгость родителей).
  3. Поступление в школу (синдром первоклассника). Новая обстановка, правила, ограничения для многих детей являются сильным эмоциональным потрясением.
  4. Переутомление, систематическое недосыпание, увлеченность гаджетами.
  5. Перенесенная инфекция (ОРВИ и пр.).
  6. Неправильное питание, провоцирующее в растущем организме дефицит кальция и магния. Это может вызвать судорожную активность мускулатуры. Также тик может вызвать злоупотребление психостимулирующими напитками (чай, кола).

Каждый их этих факторов может спровоцировать нервный тик головы у ребенка. Причины, указанные выше, приводят к развитию первичного гиперкинеза. Вторичный же тик вызывают опухолевые образования мозга, нарушенное кровообращение в этом органе, энцефалит, психические заболевания, вегетососудистая дистония и пр.

Как вылечить недуг

Заметив у ребенка нервный тик (дергает головой, гримасничает, часто моргает, морщит нос или лоб), родителям не нужно медлить с визитом к врачу. Лечением нарушения занимается детский невролог. Бывает, что ребенок трясет головой, как при нервном тике, но при этом у него имеется иное заболевание, связанное с поражением отдела мозга, отвечающего за двигательную активность. В отдельных случаях может понадобиться и консультация психиатра (когда у ребенка сильный тик головой, обусловленный психическим расстройством).

Для диагностики нарушения специалисту обычно хватает обычного неврологического осмотра, иногда может потребоваться МРТ мозга или электроэнцефалография. Затем подбираются оптимальные методы терапии. Их набор зависит от выраженности тика, индивидуальных особенностей пациента. Основными направлениями лечения являются:

  • прием медикаментов — успокоительных средств, препаратов для улучшения кровоснабжения, обменных процессов головного мозга;
  • физиотерапия — электрофорез, электросон, хвойные ванны, аэрофитотерапия;
  • лечебный массаж;
  • создание благоприятной атмосферы в семье (нельзя ругать ребенка за непроизвольные движения, требовать контролировать их), исключение стрессовых ситуаций;
  • обеспечить соблюдение режима, достаточные периоды отдыха, правильное питание, сократить время просмотра телевизора, занятий с гаджетами.

Часто лечение нервного тика у ребенка является длительным процессом. Даже когда симптомы быстро уходят, терапию нужно пройти в полном объеме. Иногда наблюдается чередование периодов ремиссии и обострения, и по мере созревания нервной системы проблема постепенно уходит.

Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» помогает юным пациентам забыть о нервных тиках. Среди специалистов нашего Центра есть те, кто работает именно с детьми, имеют богатый опыт в терапии таких нарушений. Родителям не стоит пускать ситуацию на самотек: гиперкинез не угрожает жизни, но мешает успешной социализации ребенка.

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни. Осмотр "Фундаментальный"

Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.

В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.

Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.

Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.

Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.

Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:

  • положение туловища
  • объем движений
  • наличие асимметрии в двигательной сфере.

Приведу примеры.

Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.

Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.

Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».

Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.

Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.

Читайте также  5 Й месяц ребенку

Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.

Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.

Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.

Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» — прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.

Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.

Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.

И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).

В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.

Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.

САМЫЕ ЧАСТЫЕ ПРИЧИНЫ БЕСПОКОЙСТВА У НОВОРОЖДЕННОГО

Даже при тщательном уходе на нежной коже ребенка могут возникнуть опрелости — пеленочный дерматит. Проявляется он покраснением и отечностью кожи в местах ее соприкосновения с мочой, калом, иногда — с грубыми пеленками. Обычно опрелости возникают в области ягодиц, в подмышечных, паховых и подколенных складках. При усугублении этого процесса на коже могут появиться трещинки, шелушения и мокнущие пузырьки. Такие повреждения создают благоприятные условия для развития опасных для здоровья малыша грибковых и бактериальных инфекций.

— соблюдайте правильный температурный режим, не перегревайте ребенка (оптимальная температура +22);
— ежедневно купайте (при отсутствии противопоказаний);
— увлажняйте кожу ребенка при возникновении сухости;
— обрабатывайте естественные складки кожи;
— устраивайте малышу воздушные ванны при каждом переодевании;

Если опрелости все же возникли:

1.Тщательнее проводите гигиенические процедуры:
— максимально ограничивайте контакт кожи ребенка с мокрыми и испачканными пеленками или подгузниками
— меняйте их до 12 раз в день.
2. Готовьте ванны для малыша с отварами лекарственных трав (ромашка, череда, кора дуба).
3. Применяйте лечебные косметические средства (мази, кремы, лосьоны).

ГИГИЕНА ПОЛОСТИ НОСА

Слизистая оболочка носа выполняет важную функцию — защищает организм от микробов, аллергенов, пыли, табачного дыма и т.д. Она удерживает эти негативные агенты в своем вязком слое, предотвращая их проникновение внутрь.

Важно помнить, что только при достаточном увлажнении слизистой носа нормальная работа ее защитных механизмов.

Если воздух в помещении становится сухим (при работе обогревателя), то снижается и увлажненность слизистой носа. В результате у малыша закладывает нос, затрудняется дыхание. Ребенок может отказаться от еды, поскольку ему трудно сосать. У него повышается восприимчивость к вирусным инфекциям.

Есть несколько способов добиться того, чтобы ребенок как следует, дышал носом:

1. Повышайте влажность воздуха в помещении:
— положите на батарею влажное полотенце и поставьте в комнате емкость с водой;
— используйте увлажнитель воздуха;

2. Применяйте средства для увлажнения полости носа:
— у новорожденных — физ. раствор (9г NaCl на 1л очищенной воды);
— старше месячного возраста — морскую воду с микроэлементами, например, хьюмер,салин,аквамарис и пр..

Период от 2 недель до 3 месяцев жизни младенца — самый сложный для родителей за весь первый год. Вам нужно научиться понимать своего ребенка, определять, почему он плачет, и правильно действовать, помогая ему. 70% малышей в этом возрасте беспокоят кишечные колики, причем чаще встречаются они у мальчиков, у первенцев и у детей, чьи мамы тревожно и мнительно настроены.

Колики — это приступы раздраженности, возбуждения или плача у детей, длящиеся несколько часов и повторяющиеся не менее трех раз в неделю. Связаны они с болью в кишечнике, при избыточном газообразовании. Часто колики возникают во время кормления: ребенок неожиданно кричит, ведет себя беспокойно, поджимает ножки или дрыгает ими.

Причиной возникновения колик может быть:

— чувствительность к продуктам, съеденным матерью;
— спазмы кишечника;
— проглоченный во время кормления воздух;
— темперамент малыша.

— чаще выкладывайте малыша на живот;
— после кормления поднимите и подержите малыша вертикально, чтобы он избавился от воздуха, попавшего во время кормления;
— не начинайте кормить малыша, если заметили вздутие живота; сначала помогите ему избавиться от возникших газов.

Это можно сделать с помощью таких приемов:
— поносите ребенка на руках, прижав животом к своему телу;
— приложите к животу малыша теплую пеленку или сделайте ему теплую ванну;
— легкими движениями помассируйте живот ребенка ладонью по часовой стрелке.

Помогут и лекарственные средства:

— травяные чаи;
— гомеопатические капли;
— детские препараты на основе симетикона.

К числу самых распространенных нарушений функций кишечника у младенцев относятся запоры — ими страдают 10-25% детей первого года жизни.

Важно помнить, что стул новорожденного должен быть желтым, однородным, кашицеобразным, без примесей слизи или сгустков крови.

Частота стула у детей на грудном вскармливании 1-8 раз в сутки, на искусственном — до 4 раз в сутки. Если кишечник грудного ребенка опорожняется реже 1-2 раза в сутки и есть неприятные ощущения (беспокойство, вздутие живота, снижение аппетита), то это считается запором.Если ребёнок ходит в туалет 1 раз в 3 суток,находясь на грудном вскармливании,и это его не беспокоит,это может быть его нормой.

Причинами запоров могут быть:

— недостаточное употребление воды ребенком и/или матерью;
— несбалансированное питание ребенка и /или матери;
— дисбактериоз кишечника;
— несвоевременное или неправильное введение прикорма;
— перевод на искусственное вскармливание;
— заболевание ребенка (рахит, гипотиреоз и др.)

Методы лечения запоров у детей грудного возраста

1. Диета:
— достаточный по возрасту прием жидкости;
— своевременное введение прикорма с содержанием пищевых волокон (фруктовое, овощное пюре, соки);
— уменьшение потребления продуктов с крепящим действием (творог, рис, мучное, чай);
— коррекция диеты кормящей матери;
— включить в рацион кисломолочные продукты;
— уменьшите употребление животных жиров, заменив их растительными;
— употребляйте продукты, содержащие пищевые волокна,- овощи, фрукты, крупы, хлеб грубого помола.

2. Общеукрепляющие меры:
— массаж;
— физические упражнения;
— соблюдение режима дня.

3. Применение слабительных средств.
-Высокая температура

Первый сигнал о том, что ваш малыш заболел — это повышение температуры тела. Возникнуть оно может вследствие инфекционных заболеваний, перегрева, прививок, аллергических реакций, стрессов и других причин.

Оказание помощи при повышенной температуре:

— уложить ребенка в постель;
— давайте обильное теплое питье;
— снимите лишнюю одежду, оботрите тело ребенка теплой водой;
— при ознобе помогите малышу согреться (укрыть одеялом).
— проветривайте помещение, в котором находится ребенок.

Читайте также  4 Месячный ребенок плачет сне

Жаропонижающие средства следует применять при температуре выше 38,5 С, если ребенок старше 3 месяцев, и при температуре выше 38,0 С у детей до 3 месяцев. Если у вашего ребенка ранее случались судороги, имеются заболевания сердца или нервной системы, то жаропонижающие средства применяйте уже при температуре 38,0 С.

Наиболее безопасным жаропонижающим средством для детей во всем мире признан парацетамол и ибупрофен — они мягко снижают температуру и снимают боль.

Тики у детей

Маленькие дети, в силу недостаточного жизненного опыта и невозможности критически осмысливать происходящее, воспринимают все иначе, чем взрослый человек. Именно поэтому случается так, что какой-то «пустяк» запоминается малышу на всю жизнь, а безобидная угроза, произнесенная родителем из лучших побуждений, может стать причиной нервного тика.

Екатерина Козлова, психолог-консультант.

Тик – это что?

Тиками принято называть непроизвольные автоматизированные сокращения отдельных мышечных групп. Частое моргание, шмыганье носом, встряхивание головой, подергивание плечами и даже «хрюканье» – такими разными могут быть нервные тики. На первый взгляд они кажутся нам обычными движениями, но, если присмотреться, становится понятно, что это не так.

При тиках движения чересчур торопливы и судорожны. Как правило, тик представляет собой повторение нескольких однотипных движений подряд. А после некоторой паузы движения повторяются снова и снова. Отличительной чертой тиков является их непреодолимый характер. Любая попытка подавить усилием воли появление тика неизбежно ведет к нарастанию напряжения.

В медицине существует классификация тиков:

  • Моторные тики – моргание, зажмуривание, закатывание глаз, подергивание щеки, пожимание плечами, напряжение крыльев носа, закидывание головы назад. Этот вид тиков встречается у детей наиболее часто.
  • Вокальные тики – покашливания, посапывание, хмыканье, фырканье, свист.
  • Ритуалы – ходьба по кругу, накручивание пряди волос на палец.
  • Генерализованные формы тиков – когда у одного ребенка имеется не один тик, а сразу несколько.

Кроме того, различают простые тики, захватывающие только мышцы век, или рук, или ног, и сложные тики – когда движения одновременно возникают в различных группах мышц.

Детки в клетке

Появляются тики у детей в возрасте от 2 до 18 лет, но есть два пика – в 3 года и в 7–11 лет. Именно в этом возрасте ребенок делает для себя массу открытий, сталкивается с первыми неприятными сюрпризами, идет на риск.

Острая потребность в самостоятельности и активности в это время вызывает, как правило, сильное сопротивление у ребенка, если его начинают ограничивать. Например, гиперактивного мальчика заставляют заниматься на скрипке (вместо общения со сверстниками на улице) или наказывают, если он шумит дома. Жажда движения и выхода бурлящей внутри энергии, подавленная строгостями и запретами, находит выход в непроизвольном сокращении отдельных мышечных групп–у ребенка появляется тик.

В качестве примера также можно привести поведение животных в зоопарке. Звери, запертые в тесных клетках, часами ходят из угла в угол, стереотипно встряхивая головой и оскаливаясь. Эти движения очень похожи на нервные тики, которые можно наблюдать у людей.

Наиболее распространенные причины нервных тиков

  • Неправильные приемы воспитания (физические наказания, запугивания «будешь себя плохо вести, тебя заберет злой дядька», постоянное сравнивание с «хорошим» братом/сестрой/соседом).
  • Игнорирование потребностей ребенка (в отдыхе, игре, внимании); также тик может возникнуть, если родители безразличны к ребенку.
  • Подражание тикам взрослых.
  • Психотравмирующие ситуации – развод, ссора родителей, неприятности в классе (в детском саду, пионерском лагере), давление со стороны родителей (завышенные требования, придирчивость, постоянные обвинения).
  • Также причиной тиков может стать неудобная одежда («душащий» воротник, спадающие брюки, колющийся свитер и так далее).
  • Чрезмерно развитые черты характера – например, тревожность, агрессивность, подозрительность.
  • Какое-либо хроническое или инфекционное заболевание, длительное раздражение, исходящее из воспалительных очагов, расположенных на лице. Например, тик в виде моргания может возникнуть после конъюнктивита (или другого воспалительного заболевания глаз), а после воспаления верхних дыхательных путей могут начаться повторяющиеся покашливания, кряхтения.
  • Нехватка в организме магния (к сведению: в удобной для усвоения форме магний содержится в бобовых растениях – фасоли и горохе, а также в кашах, гречневой и овсяной).

Что делать?

Тик не является угрожающим жизни состоянием. Однако это заболевание может стать у детей причиной насмешек и придирок со стороны сверстников, вызывать трудности в общении, привести к изоляции. Кроме того, тики могут быть проявлением некоторых заболеваний.

Нервный тик у ребенка – это не его прихоть или дефект, это сигнал для родителей: что-то не так! Несколько советов родителям, которые помогут им справиться с возникшей проблемой.

  • Ни в коем случае не ругайте ребенка за тик, ведь руганью делу не поможешь.
  • Помните, любая попытка подавить усилием воли появление (проявление) нервного тика неизбежно ведет к нарастанию напряжения, то есть усилению тика.
  • Важно найти в воспитании ребенка золотую середину (дозировка поощрений и наказаний, можно и нельзя), которая позволит ребенку вырасти активным, умеющим добиваться того, что ему нужно, и в то же время выработает у него «тормоза» для желаний и действий, которые являются вредными и/или даже опасными.
  • Научитесь не фиксировать внимание на тике ребенка. Проследите за тем, чтобы ваш ребенок высыпался и достаточно отдыхал.
  • Семейная психотерапия бывает особенно эффективной в тех случаях, когда при анализе внутрисемейных отношений выявляется хроническая психотравмирующая ситуация. Психотерапия полезна даже при гармоничных отношениях в семье, поскольку позволяет ребенку и родителям изменить негативное отношение к тикам. Кроме того, родителям стоит помнить, что своевременно сказанное ласковое слово, прикосновение, совместная деятельность (например, выпечка печенья или прогулка в парке) помогают ребенку справиться с накопившимися нерешенными проблемами, устранить тревогу и напряженность.
  • Обратитесь за консультацией к врачу-неврологу.

Немного статистики

По частоте тики занимают одно из ведущих мест среди неврологических заболеваний детского возраста.

Основной причиной, по мнению медиков, является наследственная предрасположенность ребенка к развитию этого заболевания нервной системы. Если родители ребенка в детстве страдали тиками, то вероятность того, что эта же проблема коснется и их ребенка, достаточно высока. А потому, в этом случае взрослым следует быть сверх внимательными к своему малышу.

Главный пусковой механизм появления детских нервных тиков – это стрессы.

Следует также отметить, что мальчики чаще, чем девочки, страдают от нервных тиков.

Нервные тики встречаются у 11% девочек и у 13% мальчиков, причем, по данным статистики, этот недуг протекает у мальчиков тяжелее, чем у девочек. В возрасте до 10 лет тики встречаются у 20% детей – то есть у каждого пятого ребенка.

Заведующая отделением педиатрии клиники «Будь здоров» доктор Жанна Анатольевна Лабань.

Выраженность тиков может меняться в зависимости от времени года, суток, настроения, характера занятий, меняется также их локализация. Обычно усиление тиков происходит, когда ребенок смотрит телевизор, долго находится в одной позе (сидя на занятиях или в транспорте). Проявление тиков варьирует от почти незаметной до тяжелой формы, приводящей к невозможности выйти на улицу.

Тики ослабевают и даже полностью исчезают во время игры, при выполнении интересного задания, которое требует полной сосредоточенности (например, при чтении захватывающего рассказа). Как только ребенок теряет интерес к своей деятельности, тики появляются вновь с все возрастающей силой.

Течение тиков

Заболевание может длиться от нескольких часов до нескольких лет. При этом прогноз лечения – от полного излечения до неэффективности.

Сопутствующие поведенческие нарушения могут быть как незаметными, так и выраженными. Тики часто сочетаются с гиперактивным поведением и нарушением внимания (синдром дефицита внимания и гиперактивности), депрессией, тревожностью, ритуальным и навязчивым поведением (вырывание волос или наматывание их на палец). Кроме того, ребенок с тиками обычно не переносит транспорт и душные помещения, быстро устает, утомляется от зрелищ и занятий, беспокойно спит или плохо засыпает.

Читайте также  2 Месячный ребенок хрипит

Для появления тиков необходимо совпадение трех факторов: наследственная предрасположенность (причем у детей тики проявляются в более раннем возрасте, чем у их родителей); неправильное воспитание (постоянные окрики и бесчисленные замечания или, наоборот, полная вседозволенность); острый стресс, провоцирующий появление тиков (развод, ссора родителей, неприятности в школе, детском саду и прочие психологические травмы).

Диагностика тиков

Диагноз устанавливается на основе осмотра невролога. Обязательным является психологическое обследование ребенка для выявления его эмоционально-личностных особенностей, сопутствующих нарушений внимания, памяти, выявления провоцирующих факторов, а также дальнейшей психологической и медикаментозной коррекции.

Лечение тиков

  1. Исключение провоцирующих факторов. Безусловно, необходимо соблюдать режим сна и питания, адекватность физических нагрузок.
  2. Семейная психотерапия.
  3. Психологическая коррекция:
    • может проводиться индивидуально – для развития внимания, памяти, самоконтроля и уменьшения внутренней тревожности с помощью игр, бесед, рисунков и пр. психологических техник;
    • в виде групповых занятий.
  4. Медикаментозное лечение тиков следует начинать, когда возможности предыдущих методов уже исчерпаны. Медикаментозные препараты назначаются врачом-неврологом.

Базовая терапия тиков включает в себя две группы препаратов – обладающих противотревожным действием (фенибут) и уменьшающих выраженность двигательных явлений (тиапридал, терален и т.д.).

К базовой терапии могут быть в качестве дополнительной подключены препараты, улучшающие обменные процессы в мозге (ноотропные препараты), сосудистые препараты и витамины.

Продолжительность медикаментозной терапии тиков до полного исчезновения составляет 6месяцев, затем можно медленно уменьшать дозу вплоть до полной отмены.

Обычно тики, возникшие у детей 6–8 лет, после терапии проходят бесследно. Раннее начало тиков (3–6 лет) характерно для длительного их течения, вплоть до подросткового периода, когда тики постепенно уменьшаются. Если тики появились до 3 лет, они, как правило, являются симптомом какого-то тяжелого заболевания. В этих случаях обязательно требуется тщательное обследование ребенка.

Ребенок ведет себя необычно — будьте внимательны!

Склонность к эпилепсии и начало ее развития выражаются в особенностях поведения ребенка, на которые следует обратить внимание родителям: чем раньше поставлен диагноз, тем успешнее потом протекает лечение.

Кандидат медицинских наук М. ВАЙНТРУБ

В большинстве случаев эпилепсия — болезнь «родом из детства». Начало заболевания приходится на 6-10 лет (18-20%), на 11-15 лет (30% случаев). Обычно дети сами не могут понять, что у них что-то не в порядке, поэтому им на помощь должны прийти взрослые.

Большинство людей считают, что эпилепсия выражается исключительно в виде судорожных припадков. Однако существуют и бессудорожные формы, с которых, как правило, начинается заболевание. Их обычно не замечают или не относят к признакам болезни, хотя именно они очень важны для ранней диагностики.

Так, например, предрасположенные к эпилепсии дети нередко во сне встают и ходят по комнате, могут передвигать легкую мебель, перекладывать вещи. На оклики, вопросы они не отвечают. Затем ложатся спать и, как правило, наутро ничего не помнят. В других случаях ребенок садится в постели и вновь засыпает, иногда выговаривая во сне невнятные слова и звуки. У некоторых детей такая активность во сне является единственным проявлением эпилепсии, поэтому родителям следует понаблюдать за ребенком, если у него есть такая особенность.

Другой настораживающий симптом — ночные кошмары. При этом один и тот же «сюжет» сновидения многократно повторяется на протяжении недели. Кошмары о нападении, избиении, убийствах сопровождаются чувством страха, потливостью, сердцебиением. При пробуждении в памяти сохраняются яркие эпизоды сновидений. Дети, как правило, рассказывают о них и просят помощи.

Нередко во сне ребенок кричит, плачет или смеется несколько раз за ночь. Утром дети не помнят своих снов. В этом случае крик, плач, смех представляют собой автоматические речевые и моторные явления, сопровождающие бессудорожный приступ эпилепсии.

Подобные явления свидетельствуют о постепенном развитии болезни.

Начальный этап эпилепсии иногда сопровождается кратковременными потерями сознания у ребенка — так называемыми абсансами («абсанс» в переводе с французского — отсутствие). В этот момент происходит «отключение сознания», когда со стороны может показаться, что больные замирают, задумываются, застывают на месте. В других случаях больной в этом состоянии потирает руки, сжимает пальцы в кулаки, постукивает по столу, бледнеет или краснеет, у него учащается или замедляется пульс, подергиваются мышцы. Двух-трехмесячные дети могут «кивать» — стремительно наклонять голову вперед. В шесть месяцев эти «кивки» могут сменяться наклонением головы и туловища вперед.

Эти приступы возникают в возрасте до 6 лет. Позже, в возрасте 5-10 лет, во время приступа больной закатывает глаза, запрокидывает голову назад или поднимает руки. Могут быть и импульсивные приступы (в возрасте 7-20 лет), когда мгновенно вздрагивают различные группы мышц, особенно рук и плеч. Вздрагивания мышц можно наблюдать и при засыпании, пробуждении, во сне. Эти явления встречаются у 3% больных в начальной стадии эпилепсии.

Одно из самых частых начальных проявлений развития эпилепсии — повторяющиеся головные боли. На протяжении многих недель и даже месяцев они могут быть единственным симптомом заболевания. Боли возникают часто и внезапно, приступообразно, без всяких причин, иногда сочетаются с тошнотой и рвотой, чаще всего утром и днем, реже — к вечеру и ночью. Головные боли, как правило, не связаны с травмами головы.

Эпилепсия иногда начинается с обморока. Отличие эпилептического обморока от приступа дурноты в том, что этот обморок возникает медленно и сопровождается расслаблением мышц, а при эпилепсии мышцы напряжены. У некоторых больных единственным признаком эпилепсии является кратковременное расстройство речи. Больные при этом хорошо ориентируются, все понимают, продолжают начатую работу или беседу, но не могут говорить. Иногда они плохо понимают обращенную к ним речь, ее звуки кажутся им приглушенными. Обычно такие приступы возникают по 2-3 раза в день.

Поведение ребенка тоже может быть тревожным симптомом. Если ребенок дошкольного и раннего школьного возраста чересчур подвижен, легко возбудим, неусидчив, рассеян, то родители должны относиться к нему более внимательно. Обычно о «трудном» поведении ребенка сообщают воспитатели детского сада или учителя начальных классов школы. Однако чаще всего воспитатели или сами родители расценивают такое поведение как изъяны воспитания или особенности возрастного периода.

Но когда двигательная расторможенность, «взвинченность» ребенка не проходит, а нарастает, к ней присоединяются агрессивность, снижение темпа восприятия новой информации, ухудшение внимания, памяти, низкая успеваемость, то все это говорит о прогрессировании болезни.

Заметив описанные явления, нужно показать ребенка врачу-невропатологу. Лучше сомневаться и все-таки пойти на прием к специалисту, нежели надеяться на «авось». К сожалению, большинство родителей не спешат к врачам по разным причинам: кто-то считает, что все это связано с особенностями детского организма, переутомлением, перегреванием на солнце, недосыпанием, кто-то надеется, что «с возрастом все пройдет». Однако бессудорожные формы болезни проторяют дорогу судорожным припадкам. Но даже и после первого судорожного припадка к врачу обращаются только в 40-45% случаев.

Часть больных начинает лечиться у экстрасенсов, народных целителей. После неутешительных результатов обращаются, наконец, к врачам. Специалист может диагностировать эпилепсию только после электроэнцефалографического исследования головного мозга (ЭЭГ). Иногда бывает, что первые результаты ЭЭГ не выявляют склонности к судорогам, особенно если приступы ночные, а исследование производилось утром или днем. Поэтому необходимо исследование ЭЭГ в динамике.

Если вовремя (и как можно раньше) начать лечение, то оно приводит к эффективным результатам у 50-60% больных. Быстро исчезают припадки, не возникают психические расстройства, не ухудшаются память, внимание и другие интеллектуальные функции мозга. Дети продолжают учиться, а взрослые — учиться и работать. Словом, опасные моменты заболевания остаются позади.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: