2 Х месячный ребенок

Состояния и реакции кожи новорожденных и младенцев. Что важно знать и чего не стоит бояться.

Рождение – самое интересное, прекрасное, но часто пугающее родителей и самих новорожденных событие. Давайте рассмотрим основные особые состояния и реакции кожи новорожденных и младенцев, чтобы всем нам стало спокойнее воспринимать эту новую жизнь!

Какие состояния кожи могут быть у ребенка:

  1. Первородная смазка. Масса белесовато-серого цвета, покрывающая кожу новорожденного. Представляет собой продукт сальных желез, смешанный с чешуйками эпидермиса. Выглядит так, будто ребенок смазан мягким сыром. Эта субстанция защищала его тело от размокания и бактерий, поэтому удалять ее не нужно. Постепенно впитается в кожу сама.
  2. “Колыбельный чепчик”. Остатки первородной смазки с чешуйками на голове. Состояние, родственное перхоти. Выглядит будто к коже головы и волосам приклеены серо-желтого цвета чешуйко-корочки. Могут захватывать кожу головы полностью, комбинируясь по типу действительного “чепчика”. Коррекции не требует, но возможно постепенно удалять мягким шампунем.
  3. Первичные волосы “лануго”. Очень мягкий пушок, покрывающий тело ребенка. Обычно они выпадают до рождения, но могут оставаться после родов до 1 недели. У недоношенных детей нежный пушок густо покрывает все тело, но затем также выпадает.
  4. Преходящее облысение. Часто возникающее явление постнатальной смены волос, проявляющееся в виде участков с их отсутствием, либо разряжением плотности, обычно в области затылка, реже лобно-теменных. Наблюдается в возрасте 3-4 месяцев. Лечения не требуется, волосы отрастут самостоятельно.
  5. Эритроз. Умеренное покраснение кожи в течение первых трех суток. Является нормальным состоянием и часто сменяется шелушением кожи.
  6. Шелушение кожи. Легкое, муковидное, в виде нежных сероватых чешуек. Может продолжаться более 3-х недель, но разрешается самостоятельно. Более характерно для недоношенных и переношенных детей.
  7. Желтая линия живота. Проявляется в виде вертикальной линии и выглядит как полоска желтого цвета на животе. Появляется на 3-8 неделях жизни и исчезает самостоятельно через 2-3 месяца.
  8. Сосудистые пятна (сосудистый невус Унны, “укус аиста”, “поцелуй ангела”). Могут присутствовать на затылке, переносице, области лба, веках и реже губах с рождения. Бояться этого не нужно. Их считают рудиментарными остатками эмбриональных сосудов. Представляют собой красно-розового цвета пятна с нечеткими границами, бледнеющие, либо исчезающие при надавливании. Обычно, постепенно разрешаются самостоятельно в течение первых лет жизни.
  9. Монгольские пятна. Синевато-серая окраска кожи в области креста, ягодиц, или бедер. Является вариантом доброкачественных пигментных внутридермальных невусов. У брюнетов разрешаются к возрасту 3-6 лет. У лиц монголоидной расы, появляются более чем в 80% случаев и сохраняются длительно, либо не разрешаются вовсе.

Далее рассмотрим реакции, которые могут возникать на коже малышей:

  1. Сосудистые реакции.
    Мраморность кожи. Выглядит, как пятна в виде листьев оттенков фиолетового цвета на коже. Считается вариантом нормы, связанным с функциональной атонией венул (отводящих сосудов) и гипертонусом артериол (мелких приводящих кровь сосудов) в период первых трех месяцев. В случае устойчивой мраморности в более позднем возрасте- рекомендована консультация невропатолога для исключения нарушений работы центральной нервной системы и кардиолога для исключения патологии сердечно-сосудистой системы.
    Акроцианоз. Преходящая реакция, проявляющаяся в виде изменения цвета кожи на оттенки синего в участках, отдаленных от сердца, например, на ладонях и подошвах, в области вокруг рта. Может быть заметен в первые 2 дня.
    Изменения по типу Арлекина. В положении ребенка на боку, нижняя часть тела становится багрово-красной, а верхняя- светлеет. Выглядит как “костюм Арлекина”. Могут возникать до трех недель. Проявление после 1 месяца является основанием для консультации кардиолога для исключения порока сердца.
    Преходящие отеки. Чаще возникают на наружных половых органах и в нижней половине тела. Рассматриваются как реакция на сдавление тканей в родах, либо на переохлаждение, иногда связаны с преходящими спазмами сердечно-сосудистой системы, либо мочевыделительной системы новорожденных. Появляются в первые нескольких дней, либо до трех недель и при отсутствии патологии проходят самостоятельно.
  2. Реакции на холод и жару.
    Потница (милиария). Может появиться в случае внезапного обильного потоотделения при перегревании, чему способствует несовершенство терморегуляции маленьких детей. Сразу хочу отметить, что бояться ее не стоит, хотя иногда может иметь довольно устрашающий вид. Проявляется в виде красного цвета пятен, папул (мелких возвышающихся прыщичков), пузырьков на голове, шее, туловище, иногда в складках. При инфицировании стафилококками появляются мелкие гнойнички. Если она появилась, то необходимо избегать перегревания, обеспечить ребенку воздушные ванны и проводить максимально возможное проветривание помещений, где пребывает ребенок. Иногда требуется лечение в варианте дезинфицирующих и адсорбирующих средств в виде растворов и присыпок.
    Холодовой панникулит. Возникают подкожные узлы, или бляшки через несколько часов, реже дней после переохлаждения. Чаще всего появляется в области щек в виде плотных “комочков” Обычно, он разрешается самостоятельно и лечения не требуется. Необходима защита кожи в мороз.

Данная статья дает общее представление о физиологии младенцев и новорожденных и надеюсь, будет интересна и полезна родителям. Но, бесспорно, каждый конкретный человек и случай требуют индивидуального подхода и если есть малейшее сомнение в физиологичности состояния, либо непонимание его природы, это должно явиться поводом для обращения к специалисту.

Если кашляет малыш. Выбираем препараты для детей до 3-х лет

Образование мокроты – естественный процесс работы бронхиального дерева. И немного слизи в дыхательных путях – это норма. Однако, когда ее количество значительно увеличивается, она становится вязкой и трудно отходит, появляется мучительный кашель — все это грозит застойными процессами в бронхах, размножением микроорганизмов и развитием воспалительных заболеваний органов дыхания. Именно поэтому важно выводить секрет из бронхов. В зависимости от характерных особенностей кашля (влажный или сухой) отличаются и подходы к его лечению.

Для лечения кашля используют разные группы лекарственных препаратов, но чаще всего используют муколитики и отхаркивающие средства.

Муколитики — разжижают бронхиальный секрет, изменяя химическую структуру слизи, но не увеличивая при этом ее объем. Эти препараты эффективны и помогают вылечить кашель с вязкой трудно отделяемой мокротой, но, как правило, имеют в своем составе различные синтетические вещества. Перед их использованием важно проконсультироваться с врачом и узнать, есть ли у медикамента побочные явления и разрешен ли прием у детей.

Отхаркивающие средства – выводят мокроту из бронхов путём увеличения ее объема. Большинство этих препаратов содержат натуральные растительные компоненты, биологически активные вещества которых (в отличие от синтетических препаратов) естественным путем включаются в обменные процессы организма. К тому же они гораздо безопаснее, редко вызывают побочные эффекты и осложнения при лечении и зачастую разрешены к применению даже у маленьких детей.*

Забота от природы

Растительные препараты для лечения кашля оказывают комплексное действие. Биологически активные вещества лекарственных трав препятствуют росту и размножению бактерий, обладают противовоспалительным действием, а также защищают дыхательные пути от раздражения, способствуя разжижению и отхождению мокроты. За счет этого происходит воздействие на все звенья патологического процесса.**

Именно такими лечебными свойствами обладает сироп Эвкабал®. В его состав входят экстракты чабреца (тимьяна) и подорожника. Содержание в лекарстве всего двух активных компонентов минимизирует риск аллергических реакций. Это выгодно отличает Эвкабал® от других многокомпонентных препаратов на растительной основе, при использовании которых бывает сложно понять, на какой именно ингредиент возникла аллергия. Сироп разрешен для применения у детей с 6 месяцев. Принимать его очень удобно: по 1 ч.л. дважды в сутки детям младшего возраста и всего один раз в сутки – детям с 6 мес. до 1 года.

Полный комплект для борьбы с кашлем

Важно отметить, что при лечении кашля необходим комплексный подход и лекарства для приема внутрь следует сочетать с наружными средствами. Так для усиления отхаркивающего эффекта к сиропу стоит добавить Эвкабал® Бальзам С для наружного применения. Масла эвкалипта и сосны в его составе обладают отхаркивающим и противовоспалительным действием. Бальзам подходит для растирания грудной клетки и ванночек у детей с 2-х месяцев, а для ингаляций — с 5 лет. Сироп Эвкабал и Эвкабал Бальзам С подходят для лечения как сухого так и влажного кашля.

Важный момент: при использовании любых лекарственных средств (и химических, и растительных) всегда надо учитывать индивидуальную переносимость.

Читайте также  4 Х месячный ребенок упал с кровати

Главное в лечении кашля — комплексный подход, в любом случае, если вы заметили признаки длительного кашля у ребенка, не стоит затягивать с обращением к педиатру. Не забывайте о том, что любое остро возникшее заболевание может стать хроническим, если его не начать лечить своевременно, может беспокоить ребенка всю его жизнь. Необходимые обследования и своевременные рекомендации врача помогут вашему малышу вырасти здоровым и крепким!

* В.К. Котлуков, Т.В. Казакова и соавт. «Терапия кашля у детей при острых респираторных инфекциях с применением растительных экс-

трактов», // Медицинский совет №14-2015

** Е.М.Овсянникова, Н.А.Абрамова и соавт. «Лечение кашля у детей при ОРВИ», //Медицинский совет №9-2015

Насморк у грудничка

Дата публикации: 23 апреля 2020 . Категория: Советы врача.

Насморк у грудничка

Насморк (острый ринит) является одним из признаков ОРВИ и может также сопровождаться повышением температуры тела, покашливанием и снижением аппетита у ребёнка. Острый ринит представляет серьёзную проблему для грудных и, особенно, новорожденных детей. При этом грудной ребёнок становится беспокойным, отказывается от грудного молока или молочной смеси, плохо спит. Основным признаком ринита является появление отделяемого из носа: вначале жидкого и прозрачного — серозного, затем более густого — слизистого, а в итоге при присоединении бактериальной инфекции — слизисто-гнойного. Возрастной особенностью маленьких детей являются более узкие носовые ходы по сравнению со взрослыми, поэтому у первых нос более быстро забивается по сравнению со вторыми. К тому же сосать грудь при заложенном носе грудничку крайне тяжело, а иногда и практически невозможно. Всё усложняется ещё и тем, что груднички не состоянии самостоятельно высморкать свой носик. Родители в такой ситуации могут им помочь как применением народных средств, так и признанными лекарственными средствами для лечения острого ринита у детей.

Средства и методы лечения насморка у грудных детей

Механическая очистка слизистой и удаление образовавшихся корочек с помощью ватных палочек с ограничителем для младенцев. Ребёнок в любом случае не будет лежать спокойно, но, несмотря на это, крайне важно очень аккуратно проводить эту процедуру. Повреждение слизистой приведёт к инфицированию и развитию осложнений.

Увлажнение слизистой носа. Для этой цели вполне подойдёт такое народное средство, как тёплая минеральная вода. Солёная вода размягчит имеющиеся в носу корочки и облегчит их удаление механическим способом. Для нормализации состояния слизистой носа и улучшения работы её барьерной функции можно также использовать продающиеся в аптеке стерильные растворы морской воды с микроэлементами такие, как Салин и Аква Марис. Такие растворы являются идеальными средствами для гигиены полости носа младенцев: достаточно одного впрыскивания в каждую ноздрю, не обладают побочными действиями и единственным их противопоказанием является аллергия к компонентам препарата.

Применение аспираторов для носа. Сегодня в аптеках и магазинах детских товаров можно найти огромный выбор детских назальных аспираторов от простых до электрических. Простой назальный аспиратор представляет собой грушу или резиновый баллон с наконечником. Существуют различные виды наконечников с твёрдыми, мягкими и широкими насадками в зависимости от возраста ребёнка. Их можно разбирать на части и мыть с мылом, но нельзя при этом кипятить. При использовании аспиратора необходимо сдавить резиновый баллон, выпустить воздух и поднести к соответствующей ноздре, предварительно зажав другую ноздрю, а затем отпустить и в итоге собрать всю слизь из носа. Применение таких вспомогательных средств крайне неоднозначно. Согласно авторитетному мнению детских ЛОР-врачей при частом и неправильном использовании аспиратора создаются все условия для заноса инфекции и развития отита. В идеале лучше использовать аспиратор при значительном нарушение носового дыхания из-за заложенности носовым секретом и при неэффективности других более консервативных методов лечения насморка, описанных в первых двух пунктах. Практически лишён данных недостатков электрический назальный аспиратор, но он отличатся крайне высокой ценой по сравнению с простыми детскими назальными аспираторами.

Сосудосуживающие капли для носа. Несмотря на то, что они продаются в аптеке без рецепта, их использование необходимо согласовывать с врачом. Сосудосуживающие капли в нос содержат альфа-адреномиметики (Називин, Отривин) или симпатомиметики (Назол Бэби). Эти вещества приводят к сужению сосудов, уменьшению притока крови к слизистой оболочке носа, тем самым уменьшая отек и набухание. Это приводит к улучшению проходимости носа и облегчению дыхания при насморке у маленьких детей. Согласно инструкции 0,01% раствор оксиметазолина (действующее вещество Називина) назначается врачом по 1 капле новорожденным детям 1-го месяца жизни и по 1–2 капле детям от 1 месяца до года в каждую ноздрю по 2–3 раза в сутки. Возможно, использование Називина путём нанесения соответсвующего возрасту капель на вату с последующим протиранием носовых ходов. В инструкции к Назолу Бэби, содержащему 0,0125% раствор фенилэфрина, указано, что его можно закапывать по 1 капле, но не чаще каждых 6 часов. Для грудных детей выпускается также 0,05% раствор ксилометазолина в виде назальных капель (запатентованное название Отривин). Грудным детям его назначают по 1 капле в каждую ноздрю 1–2 раза в сутки. Даже после назначения врача не следует применять капли для носа более 5 дней — эффект от более длительного лечения может не только ослабляться, но вызывать обратную реакцию — усилить насморк. Следует строго соблюдать режим дозирования и использовать раствор с концентрацией действующего вещества только соответствующей возрасту ребёнка. Например, до года используется Називин 0,01% — й концентрацией действующего вещества, а для детей старше 6 лет и взрослых уже пять в раз большей концентрацией — 0,05% раствор оксиметазолина. В высоких дозах эти препараты действую на функции сердца, поэтому к отравлению сосудосуживающими каплями стоит относиться крайне серьёзно. Первыми признаками отравления сосудосуживающими каплями могут быть: избыточная сонливость ребёнка, вялость, учащенное сердцебиение. Если вы случайно перепутали детские капли для носа со своими собственными, лучше всего обратиться к врачу для оценки состояния ребёнка и последующей симптоматической терапии. Таким образом, если вы все-таки не обошлись без использования капель, используйте их крайне осторожно, строго соблюдайте режим дозирования и соответствие препарата возрасту ребёнка.

Каждый хороший родитель при первых признаках недомогания ребёнка всегда пытается ему помочь. Насморк доставляет излишний дискомфорт новорожденному и младенцу. Родители в состоянии помочь своему ребёнку. Выбор средств на сегодняшний день огромный. При их использовании необходимо быть крайне деликатным и аккуратным, свои действия строго согласовывать с инструкцией и рекомендациями врача, соблюдать возраст и кратность применения препаратов, а при необходимости повторно обращаться за медицинской помощью.

2 Х месячный ребенок

До середины XX века люди жили большими традиционными семьями. Старшие ухаживали за младшими, младшие – за появившимися у старших детьми. Вопросов, как и что делать с малышом, не возникало. Члены семьи учились друг у друга. Сегодня, получая в роддоме своего долгожданного первенца, тридцатилетняя солидная женщина не обладает необходимыми для ухода за ним умениями. На неё обрушивается шквал «Как?», при этом она ещё пытается вникнуть в «Почему?». Один из таких вопросов касается правильного ношения ребёнка на руках.

1C6998701 tdy 130418 baby holding stock

Почему важно правильно носить ребёнка

Как у всего, чему раньше не предавали значения, неожиданно ставшего важным сегодня, появилось модное название науки о том, как носить грудничка: холдинг. Специальных курсов пока нет, но уже есть разделы с таким названием в программе подготовки будущих родителей. Согласно установкам холдинга, правильно носить ребёнка на руках важно и для грудничка, и для мамы.

Для малыша

С физической точки зрения: наши детки – не маленькие лошадки, они не встают на ножки через час после рождения. Позвоночник грудничка не имеет прогибов взрослого, представляя собой подобие буквы «С», что исключает присаживание до полугодовалого возраста. Кроме того, правильное ношение ребенка на руках – профилактика развития врожденного вывиха бедра.

С психологической точки зрения: заблуждение о том, что грудничка не нужно приучать к рукам («поорет – отвыкнет»), губительно для формирования нормальной психики маленького человека. Малыш должен часто бывать на руках взрослых.

Читайте также  6 Месяцев ребенка появляется

Для мамы

С физической точки зрения: Кости роженицы после беременности и родов мягче, чем обычно. Непривычная интенсивная нагрузка на позвоночник в послеродовой период может обернуться острыми болями в спине, головными болями, суставными болями в руках.

С психологической точки зрения: Нам, активным мамам, обидно выпадать из жизни из-за рождения детей. Правильная привычка носить ребенка делает совместное существование удобным и комфортным для обоих. С малышом на руках можно и модно ходить в магазин, делать необходимую работу по дому, заниматься спортом.

От чего зависит выбор позы ношения

grudnichok na rukah

Удобство и приемлемость способа ношения малыша зависит от нескольких факторов:

  1. Возраста ребёнка. Носить лицом от мамы рекомендуют только после 3 месяцев. До этого времени малыш плохо видит дальше, чем на 30 см, поэтому для него вокруг всё пугающе плывет
  2. Физического состояния мамы. Позы «на боку», «на бедре» могут быть опасны для мам с заболеваниями позвоночника, почек
  3. Физического состояния малыша. Некоторые родовые травмы или врожденные дефекты (кривошея и ряд других) требуют особенной осторожности при ношении на руках
  4. Предпочтений малыша. Несмотря на юный возраст, малыши часто имеют свое мнение насчет приемлемости позы ношения. Маме стоит обратить внимание, какие позиции не нравятся ребёнку, и проанализировать причины негатива. Положения с разведенными ножками часто не нравятся по причине маленького размера комбинезона или ползунков. Капризы же в положении «на боку», когда они есть на одной стороне тела и отсутствуют на другой, могут свидетельствовать о боли малыша при повороте головы или шеи. Такие сигналы должны служить поводом для обращения к врачу

Позы для ношения

grudnichok i papa

Ношение в различных позах решает не только вопрос транспортировки вашего чада в пространстве: оно является своеобразной гимнастикой для мамы и малыша. Основных поз – пять.

Поза №1: классическая

На руке от локтя до кисти (предплечье) лицом вверх. Это классическая поза «колыбельки», удобная для ношения и кормления. Для грудничка с рождения до 3 месяцев главные точки опоры – голова и спина. Нельзя присаживать на попку.

Важно! В первые месяцы жизни все действия с ребёнком должны быть очень плавными. Резкое подхватывание из кроватки, залихватское папино: «сына, иди сюда», сочетающееся с подбрасываниями и кувырканиями напугают новорожденного, могут привести к травмам.

Поза №2: самолетик

stock footage mother holding a baby in her arms

На предплечье лицом вниз, «самолетик»: ребенок лежит на предплечье, руки – на локте мамы и предплечье, живот – на другой руке. Ножки свободны. Поза очень полезна для тренировки мышц спины малыша, а также нормализации пищеварения – своеобразный массаж животика, схожий по пользе с выкладыванием на живот. Поза хороша с 3 месяцев и старше. Головка малыша может быть обращена к локтю – так легче уснуть, или к кисти – так интереснее играть и разглядывать мир вокруг.

Поза №3: на груди

На груди лицом к себе. Мама обхватывает младенца, заводя одну руку под попу через талию, другой – придерживая спинку и голову. Это положение успокаивает и убаюкивает.

Возможен вариант на груди со смещением вбок, лицом к себе. Так малыш познает мир, видя лицо мамы. Поскольку ребятки изучают опасности окружающей среды исходя из реакции мамы, им очень важно видеть её реакцию на ситуацию, явление.

На груди лицом от себя. Поддержка одной рукой поперек груди, другой – под попу. Малыши предпочитают эту позицию в период активности: в ней удобно изучать окружающий мир. Носить так малышей до 3 месяцев категорически запрещено. Рекомендуется применять позу после 8 месяцев. До этого возраста малыш не понимает, куда пропала мама, и может испугаться.

Поза №4: ношение спереди сбоку

Хороша для малышей в возрасте от 3 до 6 месяцев. Голова – на плече мамы, мышцы шеи тренируются. Мама держит стопы ребёнка. Ноги согнуты, разведены в коленях, что естественно в этом возрасте. Необходимо часто менять руки – долгая фиксация на одном боку утомляет маму и малыша. Поза развивает подвижность бедер в тазобедренных суставах. Эта позиция не должна применяться с детьми большого веса: мама будет сильно наклоняться в сторону, нанося вред позвоночнику.

Вариант позы: ношение спереди с поддержкой одной ножки. Грудь ребёнка на предплечье, второй рукой сгибаем и поддерживаем верхнюю ножку и животик. Нижняя рука ребенка лежит на локте мамы. Одна сторона тела малыша зафиксирована, вторая – в подвижном состоянии. Полезна для малышей с 7 месяцев, развивает мышцы ног, стимулирует ползание.

Поза №5: на бедре

Ношение на бедре. Подходит детям, которые хорошо научились сидеть, примерно с 9 месяцев. Малыш «сидит» на бедре мамы, обхватывая её ногами, придерживая себя самостоятельно. Мама рукой поддерживает младенца, прихватив его под одну ножку, фиксируя спинку.

Чтобы носить малыша дома или во время прогулки, похода в магазин, используйте традиционное приспособление для переноски детей – слинг-шарф. При его помощи можно носить малыша во всех перечисленных позах. При определенных навыках и привычке слинг-шарф – незаменимый помощник молодой мамы, позволяющий равномернее распределить нагрузку на позвоночник как мамы, так и малыша.

Видео урок поможет вам лучше понять, как правильно носить малыша на руках

Как нельзя носить

  1. До того момента, пока новорожденный не начал уверенно держать голову, нельзя допускать её запрокидывания
  2. Нельзя тянуть новорожденного за ручки – суставы ещё слишком слабы
  3. Не носите грудничка головой вниз. Ножки не должны быть выше головы. Это кажется очевидным. Тем не менее, при положении «самолётик» такая ошибка вполне возможна
  4. Поднимая новорожденного, не берите голову и корпус разными руками из-за риска вывихнуть шею
  5. Вредно долгое ношение со сведенными ножками
  6. Если мама сильно откидывается назад с малышом на руках – она взяла его неправильно
  7. Безопасность. Человек с младенцем на руках должен хорошо видеть дорогу, надежно удерживать малыша, предугадывая его неожиданные движения
  8. Эргономичность. Позвоночник ребенка и мамы должны быть в правильном положении, без перекосов
  9. Комфорт мамы и младенца. Отсутствие недовольных криков – главный показатель удобства малыша

Когда Вас обвинят в том, что Вы приучаете ребенка к рукам, вспомните, что «вынашивать» и «носить» – однокоренные слова. Малыш привык к маминым движениям, запаху. Для него естественно находиться в частом контакте с мамой. Носить детей на руках полезно, это укрепляет связь между родителями и ребенком, развивает малыша физически и умственно, успокаивает младенца.

Первый прикорм

После того, как налажено грудное вскармливание или подобрана искусственная смесь, следующая задача, которую решают родители — научить кроху есть что-то кроме молока или смеси, то есть прикорм.

Как правильно вводить прикорм?

Педиатры постоянно пересматривают правила введения прикорма, и рекомендации, с чего начать, становятся все менее строгими.

Когда вводить прикорм?

Время, когда ребенок начинает нуждаться в более плотном питании, можно определить по некоторым признакам в развитии. Он:

может сидеть с небольшой поддержкой или без нее,

не выталкивает твердые предметы, которые оказываются у него во рту (этот рефлекс обычно угасает к 4-5 месяцам),

засовывает в рот разные объекты, в том числе свои руки, тянется к еде, когда видит, что едят другие,

может отвернуться от ложки, если не хочет есть.

Считается 1,2,5 , что лучше всего вводить прикорм в 6 месяцев.

Почему не нужно вводить прикорм раньше?

Потребности ребенка в энергии, витаминах и микроэлементах до полугода полностью удовлетворяются грудным молоком или адаптированной молочной смесью. Когда-то при искусственном вскармливании прикорм грудничка начинали раньше, но это было связано с недостатками старых молочных смесей, которые удалось исправить в современных.

До 6 месяцев пищеварительная система не приспособлена к разнообразной плотной пище, а кроме того, высок риск подавиться, поскольку ребенок еще не умеет глотать правильно ничего, кроме жидкостей. Поэтому не рекомендуется 2 давать каши с хлопьями из бутылочки ребенку, который ест лежа.

С чего начинать прикорм?

Ответ может быть неожиданным, но вы можете начать прикорм с любых не запрещенных для малышей продуктов подходящей консистенции. Дети до 8 месяцев обычно не умеют жевать и могут подавиться твердыми кусочками, поэтому им нужно превращать все продукты в пюре, которое со временем можно делать все более густым.

Читайте также  3 Месячный ребенок не какает

Нет подтверждений того, что порядок введения прикорма как-то влияет на здоровье ребенка.

Также до года не рекомендуется поить ребенка большим количеством коровьего молока и давать ему мёд. Но причина не в аллергии, а в том, что коровье молоко содержит мало железа, а мед может содержать споры бактерий, вызывающих ботулизм.

Конечно, не следует давать жирные, соленые, содержащие искусственные красители и консерванты продукты, но большинство родителей вряд ли решит это сделать.

Как это ни удивительно, по современным рекомендациям 1,2,5 на этом запреты заканчиваются. Вы можете выбрать абсолютно любой вид овощей и фруктов любого цвета, любое нежирное мясо, крупу или детский кисломолочный продукт и начать прикорм с него.

Для домашнего использования не актуальны сложные таблицы введения прикорма по месяцам с точностью до 2 недель и 10 граммов. У вас же нет задачи рассчитать стоимость продуктов для 500 грудничков на год. Вы будете ориентироваться на аппетит и вкусы своего малыша, а также семейные традиции питания.

Схема введения прикорма и аллергия

Нет смысла откладывать введение в рацион ребенка «аллергенных» продуктов до возраста после года. Выясняется, что если продукт начинают давать раньше, это снижает вероятность аллергии на него 4 . Тем не менее, если у вас или ваших родственников есть аллергия на определенный продукт, посоветуйтесь с педиатром перед тем, как давать его ребенку. 1

Чаще всего аллергия развивается на орехи, пшеницу, яйца, сою и рыбу (есть еще морепродукты вроде устриц, но ими детей обычно не кормят). Начать прикорм, например, с рыбы — необычное решение, но нет научных данных о том, что это чем-то вредно. Подавляющее большинство детей нормально их переносят, а те, у кого на них аллергия, проявляют ее независимо от срока введения 2 .

Как заменять кормления прикормом?

На эту тему не проводилось строгих исследований, поэтому нельзя сказать, что какая-то методика точно лучше другой. Многие врачи рекомендуют сначала давать прикорм, а потом грудное молоко или смесь, чтобы ребенок не успел насытиться и охотнее ел непривычные пюре.

Однако иногда советуют сначала дать грудь или бутылочку, чтобы ребенок настроился на прием пищи, а не на игру с ней, потом дать прикорм, потом докормить жидким питанием. Может быть, кому-то будет удобнее сначала делать так, а когда ребенок привыкнет есть с ложки, переходить к первому варианту.

Как быстро вводить новые виды продуктов?

Нет необходимости давать малышу сразу несколько видов новой еды. Он в любом случае не голодает, и разумно делать перерывы несколько дней (чаще всего рекомендуют 3 дня) перед следующим продуктом.

Сначала дают совсем небольшое количество еды (примерно половину ложки). Если все в порядке, можно постепенно увеличивать порцию. До скольких граммов? До маленькой детской мисочки. Совершенно не обязательно взвешивать порцию на весах. Все равно ребенку надо дать столько, сколько он охотно согласится съесть.

Имеет смысл отложить ввод нового продукта на несколько дней, если ребенок болеет или ожидается какое-то значимое изменение (например, смена молочной смеси или места жительства). Тогда будет легче понять причину возможной реакции.

«Педиатрический» и «педагогический» прикорм

Педагогическим называют метод введения прикорма, когда ребенку дают очень маленькие кусочки еды с общего стола, когда ест вся семья. Часто его противопоставляют педиатрическому, когда ребенка специально сажают в стульчик и пытаются как-то сделать так, чтобы он съел количество определенной еды, написанное в специальной таблице.

На самом деле никакого противопоставления этих двух видов прикорма нет, и нет четких границ между ними. Никакой современный педиатр не требует ребенка есть строго 150 г именно брокколи обязательно в одно кормление.

При педагогическом прикорме родителю нужно самому есть продукты, которые можно давать детям (не рекомендуется добавлять в прикорм сахар и соль 5 , и это может быть не очень вкусно), а также учитывать, что твердыми кусочками ребенок может подавиться.

  • Задача родителя — предложить еду и помочь поместить ее в рот, пока ребенок не справляется с ложкой.
  • Не нужно заставлять ребенка есть (в том числе всовывать ложку в рот, отвлекая игрушкой или мультиком).
  • Если ребенок отказывается (отворачивает голову, намеренно выплевывает еду, отодвигает ложку рукой), остановите кормление.
  • Начинать прикорм нужно в спокойной и позитивной обстановке. Если ребенок плачет или плохо себя чувствует, лучше покормить его так, как ему привычно.
  • Если ребенку не понравился новый продукт, попробуйте предложить его повторно через несколько дней. По статистике, ребенку иногда нужно попробовать еду 15 раз, чтобы привыкнуть к ее вкусу.
  • Детям естественно любить сладкие фрукты больше, чем несладкие овощи. Нет смысла вводить из-за этого овощи раньше фруктов, это не повлияет на предпочтения в будущем.

Как продолжать введение прикорма?

В 8-10 месяцев дети научаются откусывать и жевать пищу (даже если еще нет зубов, им можно начинать давать кусочки плотных продуктов, например, овощей, но по-прежнему они могут подавиться твердыми продуктами, например, нельзя давать орехи или семечки.

ВОЗ и все врачебные организации мира рекомендуют продолжать кормление грудью по крайней мере до 1 года (ВОЗ даже дольше, но это важно в странах с плохим питанием и гигиеной). Дальше это не имеет несомненных преимуществ для здоровья при полноценном основном питании.

Только грудное молоко или адаптированная молочная смесь.

Можно по желанию давать очень небольшое количество прикорма (те же продукты, что в 6-8 месяцев, но без намерения заменять ими основное питание).

Начинают прикорм с любого из продуктов следующих групп: овощи, мясо, фрукты, зерновые каши, детские кисломолочные продукты, постепенно добавляя остальные продукты этих групп, включая потенциально аллергенные (рыбу, яйца). Консистенция — однородное пюре. Нельзя мёд и коровье молоко до года. Можно предлагать воду, особенно в жару.

Продолжают расширять набор продуктов из групп, подходящих для месяцев, можно давать более крупные кусочки.

После 12 месяцев

Ребенок может есть все продукты, входящие в здоровое питание взрослых (можно ориентироваться на рекомендации ВОЗ), в том числе коровье молоко и мёд. 2,3 Семечки, орехи и мелкие леденцы опасно давать до 3 лет из-за риска подавиться.

Имеет смысл обсудить соки, которые раньше рекомендовали вводить по каплям чуть ли не с 2 месяцев. Сейчас специалисты по детскому питанию не рекомендуют давать много сока (как и других сладких напитков) ни в каком возрасте. Сок снижает аппетит, провоцирует кариес и не содержит ничего дополнительно полезного по сравнению с фруктами.

Ссылки на источники:

Togias A, Cooper SF, Acebal ML, Assa’ad A, Baker JR Jr, Beck LA, Block J, Byrd-Bredbenner C, Chan ES, Eichenfield LF, Fleischer DM, Fuchs GJ 3rd, Furuta GT, Greenhawt MJ, Gupta RS, Habich M, Jones SM, Keaton K, Muraro A, Plaut M, Rosenwasser LJ, Rotrosen D, Sampson HA, Schneider LC, Sicherer SH, Sidbury R, Spergel J, Stukus DR, Venter C, Boyce JA. Addendum Guidelines for the Prevention of Peanut Allergy in the United States: Report of the National Institute of Allergy and Infectious Diseases-Sponsored Expert Panel. Pediatr Dermatol. 2017;34(1):e1.

Fewtrell, Mary; Bronsky, Jiri; Campoy, Cristina; Domellöf, Magnus; Embleton, Nicholas; Fidler Mis, Nataša; Hojsak, Iva; Hulst, Jessie M.; Indrio, Flavia; Lapillonne, Alexandre; Molgaard, Christian. Complementary Feeding. Journal of Pediatric Gastroenterology and Nutrition: January 2017 — Volume 64 — Issue 1 — p 119-132

BR Carruth, PJ Ziegler, A Gordon, SI Barr Prevalence of picky eaters among infants and toddlers and their caregivers’ decisions about offering a new food. Journal of the American Dietetic Association, Volume 104, Supplement 1, 2004,Pages 57-64

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: