Воспитание здорового ребенка детском саду

Воспитание навыков здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях детского сада

ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА.

Ю. В. Миронова, воспитатель

МДОУ «Детский сад №65 комбинированного вида»

В современной действительности жизнь диктует нам свои условия. Всё меняется, обновляется и призывает нас идти в ногу со временем. Изменения пришли и в систему образования. Внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – это новая ступень в развитии образования, начальным звеном которого является образование дошкольное.

В настоящее время главная задача, стоящая перед педагогами ДОУ, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Уже в детском садудолжно начинатьсяформирование здорового образа жизни. В связи с этим актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования основ здорового образа жизни детей в условиях детского сада.

Необходимо погружение ребёнка в особо организованную жизненную среду, которая формирует привычки здорового образа жизни. Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в игре.

Здоровый образ жизни — это образ жизни человека, который направлен на профилактику болезней и укрепление здоровья[1, 32].

В связи с этим, одной из приоритетных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностей здорового образа жизни. Образовательная область «Физическое развитие» при реализации образовательной программы направлена на решение данной задачи и включает в себя становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)[5, 13].

Эффективность формирования основ здорового образа жизни напрямую связана с участием детей в этом процессе. Важным является формирование у дошкольника активной позиции по отношению к собственному здоровью.

Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребёнка. Именно на основе интереса детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребёнка. Традиции системы дошкольного образования и их развитие обеспечивают положительные тенденции охраны и укрепления здоровья воспитанников. Однако, по данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается. На сегодняшний день актуален поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждения.

Общеизвестна истина, что здоровье, здоровый образ жизни та ценность, которая остаётся неизменной на протяжении всей жизни человека. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и правильно развиваться каждому ребёнку.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии»— это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития[3,162].

В ДОУ одной из задач поставлена задача формирования здорового образа жизни у детей. Создаются определённые условия для формирования здорового образа жизни и оздоровления детей. Усилия педагогов направлены на формирование культуры здоровья, нацеленной на то, чтобы здоровый образ жизни стал осознанной необходимостью для каждого ребёнка. Сложная проблема обеспечение здоровья подрастающего поколения не может быть решена без взаимодействия сотрудников ДОУ и родителей, информацию для них оформляется на специальных стендах ярко, красочно, привлекая к его созданию самих родителей. Проводятся консультации родителей со специалистами ДОУ. Различные формы включает в себя санитарно-просветительная работа. Это индивидуальные беседы, папки-передвижки, круглый стол (родительские собрания). Полноценное и сбалансированное питание особенно важно в детском возрасте. Только разнообразная пища обеспечивает организм ребёнка необходимыми веществами для его роста и развития.

Формирование основ здорового образа жизни проходит на протяжении всего времени пребывании ребёнка в ДОУ.Режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, дневной сон. Учебно-воспитательный процесс: «Уроки здоровья» (гимнастика, познавательная часть, релаксация). Учебно-воспитательная совместная деятельность (минутки здоровья, физминутки, минутки психологической разгрузки, физкультура, музыка, изо деятельность (физминутки, минутки психоэмоциональной устойчивости). Два раза в год (зимой и весной) проходят недели здоровья, которые необходимы для психофизической разгрузки детей, они предупреждают переутомление, являются формой активного отдыха. Создаются оптимальные условия, увеличивается объём двигательной активности. Подвижные и спортивные игры-одно из самых любимых и полезных занятий детей. Содержание игр обогащает представление и активизирует наблюдательность, мышление и внимание, развивает память, сообразительность и воображение. Преодоление препятствий, выполнение определённых обязанностей укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели. Приобретённый двигательный опыт и хорошая общая физическая подготовка создают необходимые предпосылки для последующей спортивной деятельности. Грамотно, правильно построенная работа с детьми не может быть без мониторинга (2 раза в год, анализа состояния ребёнка. Основная задача своевременное выявление отклонений в физическом развитии, пока они не перешли в состояние болезни. Дозируя нагрузки, можно способствовать равномерному развитию костно-мышечной и опорно-двигательной систем[4,22].

Главная задача воспитателя — не вложить в голову ребёнка сумму определённых знаний и правил, а помочь ему задуматься о своём здоровье. Но прежде, чем это произойдёт, необходима упорная работа взрослых, их терпение, выдержка, а также огромное желание вырастить каждого ребёнка здоровым.

Cписок использованных источников.

1. Авдеева, Н. И. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Программа для дошкольных образовательных учреждений/ Н. Авдеева, О. Князева, Т. Стеркина // Дошкольное воспитание. — 1997. №3 — 4. -С. 32-40.

2. Алямовская, В. Г. Как воспитать здорового ребенка/Алямовская,В. Г. // Дошкольное воспитание. — 1993. — № 11.- С. 43

3. Карманова, Л. В. Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада: методическое пособие / Л. В. Карманова – М. : Нар. Асвета, 1980. – 162 с.

4. Касьянова, Л. Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста: авто-реф. дис. канд. пед. наук/ Л. Г. Касьянова // Екатеринбург, 2004. — 22с.

5. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебное пособие. /Под ред. Ерофеевой Т. Н. //-М. : Academia, 1999. – С. 16.

Консультация для родителей «Воспитание навыков здорового образа жизни в семье» Все мы неоднократно слышали про необходимость здорового образа жизни, особенно для детей. Но что включается в это понятие, и как действовать.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Дошкольный период — один из периодов в жизни человека ответственный в формировании физического здоровья, культурных навыков, обеспечивающих.

Фотоотчёт «Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр»Фотоотчёт «Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр» Фотоотчёт «Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр» Выполнила: воспитатель.

Консультация для родителей на тему «Воспитание навыков здорового образа жизни в семье» Консультация для родителей на тему «Воспитание навыков здорового образа жизни в семье» Все мы неоднократно слышали про необходимость здорового.

Консультация для родителей «Воспитание навыков здорового образа жизни в семье» «Воспитание навыков здорового образа жизни в семье» Все мы неоднократно слышали про необходимость здорового образа жизни, особенно для детей.

Консультация для родителей «Воспитание у детей дошкольного возраста здорового образа жизни» Консультация для родителей «Воспитание у детей дошкольного возраста здорового образа жизни» В настоящее время пути и средства оздоровления.

Консультация «Воспитание здорового образа жизни у детей с детского сада» Консультация «Воспитание здорового образа жизни у детей с детского сада». Дошкольный возраст – наилучшее время для «запуска» человеческих.

Консультация «Воспитание здорового образа жизни у детей с детского сада». Старшая группа Консультация «Воспитание здорового образа жизни у детей с детского сада». Подготовила воспитатель: Рамазанова З. С. Дошкольный возраст.

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование здорового образа жизни в условиях детского сада и семьи» Цель: Уточнение и углубление компетенций педагогов ДОУ об основных факторах, способствующих формированию здорового образа жизни в условиях.

Совместная работа детского сада и семьи по формированию основ здорового образа жизни Что может быть прекраснее здоровья? Оно открывает перед человеком неограниченные возможности в труде и отдыхе, в семье и на работе, в общественной.

Консультация для педагогов «Формирование здорового образа жизни в детском саду»

«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В. А. Сухомлинский.

Самая большая ценность для человека -это здоровье, поэтому так важно помочь детям в самом раннем возрасте осознать и понять, что представляет здоровье, понять необходимость выполнения гигиенических процедур и других оздоровительных мероприятий.

Формирование здорового образа жизни начинается уже в детском саду.

Вся жизнедеятельность ребенка в ДОУ направлена на сохранение и укрепление здоровья.

Основой является еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течении дня.

Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательного – образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям и прежде всего к ценностям здорового образа жизни.

Основные компоненты здорового образа жизни детей включает:

Рациональный двигательный активный режим.

Рациональный режим быть стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся и условиям внешней социальной и биологической среды.

Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.

Культура здоровья и культура движения — два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.

Следующим этапом стало создание условий для реализации потребностей в двигательной активности детей. Для этого была собрана и изучена учебно- методическая литература по теме, составлен проект оздоровительной- работы план внедрения оздоровительных мероприятий. Организация закаливания сна, воспитания у детей привычек здорового образа жизни,массаж и элементы самомассажа, витаминотерапия. Каждый этап психического развития ребенка во многом зависит от уровня его физического развития. Развитость движений является одним из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте.

Читайте также  Диагностика отношения воспитателя ребенку

Использование физических упражнений в раннем возрасте имеет свои особенности:

1. Все двигательные задания связаны с конкретной задачей «Бросим мяч в корзину» и т. д.

2. В играх прибегаем к сравнениям: «Попрыгаем как зайчики». «Побежим тихо как мышки».

3. Обязательно следим за физической нагрузкой, не допуская перевозбуждения.

Задачи работы по формированию здорового образа жизни дошкольников:

  • формировать представления о том, что быть здоровым — хорошо, а болеть — плохо; о некоторых признаках здоровья;
  • воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть побольше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;
  • помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;
  • развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;
  • вырабатывать навыки правильной осанки;
  • обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;
  • развивать художественный интерес

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Система физкультурно-оздоровительной работы.

Создание благоприятных условий в помещении для игр и занятий:

— соблюдение правил санитарии и гигиены;

— организация сквозного проветривания (3-5 раз в день в отсутствие детей);

— поддержание температуры воздуха в группе 20 -22 С).

— гимнастика после сна;

Выполнение режима дня.

Организация рационального питания.

— прогулки на свежем воздухе;

— водные процедуры (умывание, мытье рук, игры с водой);

Организация развивающей среды:

— дидактические, настольные игры, альбомы;

— таблицы, модели на валеологическую тему.

Работа с родителями:

— письменные консультации («Уголок здоровья»).

Нетрадиционные формы оздоровления:

Занятия по валеологии и ОБЖ.

Чтение художественной литературы.

Дошкольный возраст — наилучшее время для закрепления на всю жизнь привычке к чистоте. Дети могут успешно усвоить все основные гигиенические навыки, понять их важность и привыкнуть систематически выполнять их правильно и быстро.

В закреплении навыков умывания, воспитания опрятности и аккуратности большую роль играют познавательные занятия, дидактические игры. Но главное внимание уделяется повседневному закреплению у малышей культурно-гигиенических навыков и самостоятельности. При этом используются такие разнообразные приемы, как показ, объяснение, непосредственная помощь, поощрение.

Наиболее эффективным в воспитании здорового ребенка являются физические упражнения и физкультурные занятия. Для растущего организма особую ценность они приобретают, если проводятся на воздухе, поскольку усиливают обмен веществ и поступление в организм большого количества кислорода. Игры и занятия на воздухе во все времена года способствуют закаливанию организма ребенка, повышению его работоспособности и снижению заболеваемости.

Для формирования привычки к ЗОЖ важно, чтобы ребенок понял необходимость физических упражнений, к которым относится, кроме прочего, утренняя гимнастика. Один-два раза в неделю гимнастика проводится под музыку, но прежде выполняются дыхательные упражнения. Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Может делаться как с младшими детьми, так и со старшими, 2-3 раза в день.

Педагог также знакомит детей с тем, как устроено тело человека. В доступной форме, привлекая иллюстративный материал, он рассказывает о его основных системах и органах, обращая внимание на необходимость прислушиваться к своему самочувствию.

В итоге можно сделать вывод, что данная деятельность принесла определенные результаты: дети знают пользу физических упражнений, свежего воздуха, воды, массажа для своего здоровья.

Каждому ребенку хочется быть сильным, бодрым, энергичным — бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть вместе со сверстниками во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Наша задача — научить их думать о своем здоровье, заботиться о нем, радоваться жизни.

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ

Рекламное сообщение

«Здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ.

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста.

Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.

В дошкольном возрасте необходимо формировать здоровый образ жизни , прививать детям интерес к занятиям физической культурой, следить за их физическим развитием, закаливать организм ребенка, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья.

Основными задачами по формированию здорового образа жизни является охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование у ребенка представлений о себе, обучение знаниям, умениям, навыкам ведения здорового образа жизни; обучение ребенка объективно оценивать положительные и отрицательные явления нашей жизни действовать в зависимости от ситуации; закаливание детского организма; формирование правильной осанки, жизненно-необходимых двигательных действий и культурно-гигиенических навыков и умений, достижение полноценного физического развития.

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как и них дети проводят большую часть дня. С этой целью предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений.

Главной целью является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

В процессе воспитательно-образовательной деятельности решаются следующие задачи:

1.обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;

2.формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;

3.реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;

4.формировать основы безопасности жизнедеятельности;

5.оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Наиболее эффективными формами взаимодействия являются:

2.дыхательная гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами;

3.занятия, прогулки, экскурсии;

4.совместные досуги с родителями;

5.спортивные праздники и развлечения.

Основные принципы работы:

  1. принцип научности- подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
  2. принцип активности и сознательности- участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей;
  3. принцип комплексности и интегративности– решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса всех видов деятельности;
  4. принцип адресованности и преемственности- поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья;
  5. принцип результативности и гарантированности- реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий, новых активных форм работы с родителями по формированию привычки к здоровому образу жизни.

Существует десять золотых правил Здорового образа жизни:

  1. Соблюдайте режим дня!
  2. Обращайте больше внимания на питание!
  3. Больше двигайтесь!
  4. Спите в прохладной комнате!
  5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
  6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
  7. Гоните прочь уныние и хандру!
  8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
  9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
  10. Желайте себе и окружающим только добра!

Только здоровые дети с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств. ЗОЖ создает у детей мотивацию и стремление быть здоровыми, ценить хорошее настроение, самочувствие, уметь защитить себя своих сверстников от вредных влияний среды и нежелательных контактов. Хочется, чтобы наши дети росли здоровыми, крепкими, ловкими.

Таким образом, комплексный подход в формировании культуры здорового образа жизни у дошкольников позволит привить им необходимые привычки и навыки, которые будут основой для дальнейшей их жизни.

Воспитание здорового ребёнка-главная задача педагога.

Статья. «Воспитание здорового ребёнка — главная задача педагога».

Я бы хотела начать свой статью «Воспитание здорового ребёнка — главная задача педагога» с определения, что такое здоровье.

Здоровье – это состояние полного физического,

духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Воспитание здорового дошкольника является приоритетной задачей в нашем детскому саду. В соответствии с современными требованиями в понятие “здоровый дошкольник” мы обязаны включать не только телесное здоровье ребенка, но и уровень его общей культуры и социального развития. Интеграция образовательных областей дает возможность оптимизации оздоровительной работы.

Достигая этой цели, необходимо было решить определенные задачи:

• Сохранение и укрепление здоровья детей. Снижение заболеваемости, повышение защитных сил организма ребенка.

• Совершенствование физических качеств. Профилактика и коррекция негативных тенденций.

Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, интереса к физической культуре и спорту, потребности в самосовершенствовании.

Основная идея – здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению этих задач, которая осуществляется по следующим направлениям:

• Воспитание культурно-гигиенических навыков

• Организация двигательного режима

• Воспитание положительных эмоций

• Работа с родителями

Итак, давайте рассмотрим каждое направление в отдельности. Первое направления. Режим дня.

• Формировать первые представления о режиме дня.

• Формировать понятия о значении режима дня.

• Формировать понятия о важности соблюдения режима дня.

• Сформировать осознанное отношение к соблюдению режима дня.

Следующее направление Воспитание культурно-гигиенических навыков

Младший дошкольный возраст. Приучать детей следить за своим внешним видом. Продолжать учить правильно, пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком. Формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Читайте также  Игра экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Средний дошкольный возраст. Приучать детей следить за своим внешним видом. Продолжать учить правильно, пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.

Формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Старший дошкольный возраст. Формировать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком. Научить быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места, опрятно убирать постель. Продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

Подготовительная к школе группа. Формировать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком. Научить быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места, опрятно убирать постель. Продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом. Тут хотелось почеркнут, что в воспитании у ребенка так называемой хорошей привычки нужна регулярность. Регулярно беседовать на эту темы, различные сказки, сюжетно ролевые игры и т д.

Следующее направление это питание.

Принципы организации питания

• Выполнение режима питания;

• Гигиена приёма пищи;

• Ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания.

• Эстетика организации питания (сервировка) ;

• Индивидуальный подход к детям во время питания;

• Правильность расстановки мебели.

Ну, тут я думаю тоже все понятно. Следующее направление это закаливание.

В нашем детском саду проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий:

• Правильная организация прогулки и её длительность;

• Соблюдение температурного режима в течение дня;

• Соблюдение сезонной одежды во время прогулок, учитывая индивидуальное состояние здоровья детей;

• Облегчённая одежда для детей в д/саду;

• Дыхательная гимнастика после сна;

• Мытьё прохладной водой рук по локоть;

• Комплекс контрастных закаливающих процедур по дорожке “здоровья” (тактильные дорожки) ;

• Обливание ног водой с постепенным снижением температуры.

Рассмотрим теперь направление физическое воспитание

Основные принципы организации физического воспитания в детском саду

• Физическая нагрузка адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья.

• Сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами.

• Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики.

• так же очень важно не забывать про утреннюю гимнастику.

• Медицинский контроль над физическим воспитанием.

И последнее направление, которое, на мой взгляд, является одним из главных направлений эта работа с родителями.

Формы работы с родителями

• Проведение родительских собраний, семинаров-практикумов, консультаций.

• Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.

• Дни открытых дверей.

• Экскурсии по детскому саду, (для вновь прибывших детей.)

• Показ занятий для родителей (как уже посещавших дошкольное учреждение, так и для вновь прибывших детей).

• Совместные занятия для детей и родителей.

• Организация совместных дел.

Эффективность работы по укреплению здоровья детей зависит от четкой слаженной работы с родителями. Опыт показывает, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети — родители — педагоги, для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. А в завершении хотелось сказать

Главная задача родителей и педагогов ДОУ – выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно — гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни с раннего детства.

«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.

От чего же зависит здоровье ребенка? Здоровье зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% — от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% — от деятельности системы здравоохранения, а на 50% — от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.

Так как под здоровым образом жизни понимается активная деятельность человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья, то к этой активности следует отнести такие компоненты как правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма и сохранение стабильного психоэмоционального состояния. Именно эти компоненты должны быть заложены в основу фундамента здорового образа жизни дошкольника.

Основные аспекты здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста:

  • Оптимальный двигательный режим

Необходимо чтобы дети имели возможность систематически двигаться. Для этого нужно способствовать развитию основных двигательных качеств, поддерживать в течение всего дня работоспособность на высоком уровне. Однако нужно учитывать, что здоровый образ жизни дошкольников предполагает чередование активных и спокойных игр, так что разумный баланс между двигательной активностью и отдыхом должен быть сохранен.

Формами организации оздоровительной работы являются: самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика, двигательно-оздоровительные физкультминутки, физические упражнения после дневного сна, физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, прогулки, спортивные праздники, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейн).

  • Личная гигиена

Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Важно, чтобы ребенок усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. Приучать ребёнка к тому, что у него есть своя расчёска, своя постель, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка. Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.

Обучение организовывать не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме. Необходимо уделить серьезное внимание культурно-гигиеническим навыкам, сформировать привычки правильного умывания, вытирания, ухаживания за полостью рта, пользования носовым платком, правильного поведения при кашле и чихании.

  • Закаливание

Закаливание — один из наиболее эффективных методов повышения сопротивляемости детского организма резким колебаниям температуры воздуха и, что особенно важно, так называемым простудным заболеваниям. Для закаливания используются факторы внешней среды – воздух, вода, солнце. Основной принцип закаливания – постепенное воздействие на организм тренирующих факторов, выработка выносливости к нарастающим по силе и длительности воздействиям.

Существуют несколько обязательных правил:

Во-первых, любые закаливающие процедуры надо проводить систематически. При нерегулярном их проведении организм не может выработать необходимые реакции. Закаливание нельзя проводить как бы впрок. Если закаливающиеся процедуры прекращаются (обычно в холодное время года, то сопротивляемость организма снижается. Поэтому при изменении условий, связанных с сезоном года, следует не отменять закаливающие процедуры, а просто несколько изменить их.

Во-вторых, следует соблюдать принцип постепенности в увеличении силы раздражающего воздействия. Это необходимо для успешного приспособления организма к изменяющимся условиям. Особенно важна постепенность при закаливании детей раннего возраста, организм которых не способен быстро реагировать на холодные факторы.

В-третьих, очень важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его реакцию на применяемые раздражители. Закаливание можно проводить только при положительном отношении ребенка к процедуре.

Необходимо учитывать состояние здоровья ребенка, особенности его высшей нервной деятельности. Более осторожно проводить закаливание ослабленных и часто болеющих детей.

  • Профилактика заболеваний у дошкольников

Зимой дети чаще, чем в теплое время года болеют различными простудными заболеваниями. Для того, чтоб количество заболеваний было минимальным, проводятся специальные профилактические мероприятия.

Профилактика детских простудных заболеваний включает в себя иммунизацию детей, прием витаминных, гомеопатических и др. препаратов, способствующих повышению иммунитета детей; систематическое проветривание, кварцевание и влажная уборка помещений; закаливание детей; регулярные физические упражнения и прогулки на свежем воздухе.

Значительное влияние на здоровье ребенка оказывает воздушная среда помещений. Потребность детей в чистом и свежем воздухе очень велика, так как большая частота и малый объем дыхательных движений сочетается у них с высокой потребностью в кислороде. Большую роль в предупреждении заболеваний органов дыхания и голосового аппарата играет правильное дыхание — через нос. При носовом дыхании воздух, прежде чем попасть в гортань, бронхи и легкие, проходит через узкие, извилистые носовые пути, где очищается от пыли, микробов и других вредных примесей, увлажняется и согревается. Этого не происходит при дыхании через рот.

  • Профилактика повреждений и травм у дошкольников

Только совместными усилиями детского сада и семьи можно добиться снижения уровня детского травматизма!

В раннем детстве (1-3 года) главным в развитии ребенка является стремление к самостоятельному познанию окружающей действительности. Основные двигательные навыки у детей этого возраста (ходьба, лазание, бег) находятся в стадии становления. Повреждения в этом возрасте обусловлены недостаточным развитием простейших двигательных навыков, неумением сориентироваться в окружающей обстановке.

У детей в возрасте 4-6 лет формируются начальные формы самосознания, появляется стремление к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, к действиям без помощи взрослых. Однако, отсутствие знаний об окружающей обстановке, собственного опыта является причиной того, что дети берутся выполнять действия, которые еще не освоили в полной мере, которые для них еще слишком сложны, что приводит к получению ими травм.

Читайте также  Как оформить уголок патриотического воспитания в детском саду

Физическое развитие ребенка имеет существенное значение в предупреждении травм. Установлено, что хорошо физически развитые дети, ловкие, с хорошей координацией движений редко получают травмы. Поэтому необходимо уделять значительное внимание физическому воспитанию детей. Учитывая, что часто источником травмы у ребенкастановится сверстник, важно воспитывать у детей чувство гуманности, доброты к окружающим, в том числе другим детям.

Особое значение следует уделять формированию у детей навыков безопасного поведения. С этой целью возможно проведение тематических игр и занятий, на которых дети обучаются навыкам обращения с ножницами, иголками, другими

бытовыми режущими и острыми предметами, обсуждаются рассказы, картинки, на которых показаны какие-нибудь травмоопасные ситуации из жизни детей.

  • Режим дня

Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления. У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность.

В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинакова. Их подъем отмечается 8-12 ч и 16-18 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 14-16 ч. Неслучайно, поэтому, занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.

Правильное физическое воспитание в сочетании с отвечающим гигиеническим требованиям режимом дня, достаточной продолжительностью сна и разумным питанием — залог нормального роста и развития ребенка.

  • Правильное питание
  • В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.

Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. В связи с важностью такого компонента питания, как регулярность, в выходные и праздничные дни родителям надо рекомендовать придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в дошкольном учреждении.

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Проблема формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития.

Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.

Закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. У детей на этом этапе формируется база знаний и практические навыки здорового образа жизни — систематических занятий физической культурой и спортом.

Здоровый образ жизни это активная деятельность людей, направленная на улучшение и сохранение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья..

Целью оздоровительной работы в дошкольном учреждении является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении здоровья ребенка и окружающих.

Основные компоненты здорового образа жизни

1. Рациональный режим — это режим научно обоснованного распорядка жизни, рациональное распределение времени и последовательности различных видов деятельности и отдыха.

При правильном соблюдении режима вырабатывается четкий ритм функционирования организма . Создает наилучшие условия для работы и восстановления здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни.

При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:

  • Правильное питание. Крепкий сон — залог гармоничного развития ребенка. При максимальном соблюдении бодрствования и ритма сна происходит сложнейшая работа, в результате которой формируется мозг, развивается тело.
  • Тщательный гигиенический уход, обеспечивает чистоту тела, одежды, постели.
  • Формирование культурно-гигиенических навыков.
  • Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.

Если режим будет исходить из особенностей «биоритмического портрета» ребенка, тем в лучших условиях окажутся его физиологические системы, что обязательно отразится на его здоровье и настроении.

2. Правильное питание.

В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.

Принципы рационального питания:

  • Обеспечение баланса
  • Удовлетворение потребностей организма в его питательных веществах питательны.
  • Соблюдение режима питания.

Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.

3. Рациональная двигательная активность.

Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка.

Средства двигательной направленности

  • Физические упражнения;
  • Физкультминутки;
  • Эмоциональные разрядки;
  • Гимнастика (оздоровительная после сна) ;
  • Пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;
  • Подвижные и спортивные игры способствуют улучшению работы всех органов и организма в целом.

Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей.

Условиями формирования двигательной культуры являются:

  • Воспитание у детей выполнению двигательных действий.
  • Развитие воображения при их выполнении.
  • Использование сенсорных систем при двигательной культуре.
  • Создание оптимальных условий для каждого ребенка.

Воспитание двигательной культуры – процесс направленный, для организации системы воспитания и образования в детском саду и семье.

В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также у него происходит развитие творческой деятельности, его познавательных способностей, волевых качеств. Ежедневная зарядка, занятия физкультурой и танцами, подвижными играми на свежем воздухе являются обязательными в дошкольном учреждении.

Рациональная физическая нагрузка учит дошкольника чувствовать свое тело и управлять им, активирует аппетит, улучшает обмен веществ и пищеварительные процессы, тренирует волю и характер, дает ребенку массу позитивных эмоций.

4. Закаливание организма

Закаливание не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Процесс закаливания организма — это повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления. В результате закаливания улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, повышается выносливость организма.

5. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.

Отношения в семье являются основой психологического состояния ребенка: именно от них зависит, насколько ребенок уверен в своих силах, насколько он весел и любознателен, насколько открыт общению и готов к настоящей дружбе.

Что же касается отношений в детском саду, то, как правило, любая конфликтная ситуация может быть решена. Сложности общения с конкретными детьми могут быть разрешены путем обращения к психологу и совместному с воспитателем планированию решения возникшей проблемы.

6. Соблюдение правил личной гигиены

Гигиенические мероприятия должны стать для дошкольника обычными и субъективно необходимыми. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца.

Приучать ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка.

Задачи работы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников

  1. Формировать представления о том, что быть здоровым — хорошо, а болеть — плохо; о некоторых признаках здоровья
  2. Воспитывать навыки здорового поведения
  3. Любить двигаться
  4. Есть побольше овощей и фруктов
  5. Мыть руки после каждого загрязнения
  6. Быть доброжелательным
  7. Больше бывать на свежем воздухе
  8. Соблюдать режим.
  9. Помочь овладеть устойчивыми навыками поведения
  10. Развивать умение рассказывать о своем здоровье, о здоровье близких
  11. Вырабатывать навыки правильной осанки
  12. Обогащать знания детей о физкультурном движении в целом
  13. Развивать художественный интерес.

Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители.

Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитании, здоровому образу жизни ,формировать у малыша навыки охраны личного здоровья.

Здоровый образ жизни — один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, он определяет качество жизни, а дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность.

Формирование основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста является одной из самых эмоциональных проблем, дошкольного возраста, т.к. заботясь о здоровье и в всестороннем развитии детей, мы приучали прививаем, поддерживаем у них бодрое, жизнерадостное настроение, воспитываем бережное отношение к своему здоровью именно с дошкольного возраста.

В своей работе также использую пособие Л. Ф. Тихомировой «Уроки здоровья», Шарыгиной Т. А. «Беседы о здоровье», Картушиной М. Ю. «Быть здоровыми хотим».

Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста, где учила детей заботиться о своем здоровье, воспитываем у детей стремление быть здоровыми. В работе, с детьми я стараюсь формировать навыки личной гигиены, тщательно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после прогулки, знать и называть чести тела, прививала привычку полоскать рот питьевою водой после приема пищи. Для усвоения гигиенических навыков использовала дидактические игры и сюжетно – ролевые игры, как «Лекарственные растения», «Кукла Маша принимает гостей», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», также знакомила с предметами личной гигиены через игры. Игры помогают повышать осведомленность ребенка в вопросах по уходу за собой. Также во время умывания использовала художественное слово, заучивала потешки «Водичка — водичка», «Расти коса до пояса».

ЗОЖ создает у детей мотивацию и стремление быть здоровыми, ценить хорошее настроение, самочувствие, уметь защитить себя своих сверстников от вредных влияний среды и нежелательных контактов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: