Воспитание детей старшей группе детского сада

Особенности воспитания и обучения детей старшей группы
статья (старшая группа) на тему

Загорская Кристина Владимировна

Пятилетний возраст характеризуется существенными изменениями в психическом развитии ребенка. В течение пятого года жизни взрослый становится не только источником знаний, но образцом социальных отношений, источником знаний о смысле и нормах человеческой деятельности. Ребенок начинает задавать вопросы об отношениях, моральных нормах. Детям в этом возрасте очень важно соотнести свои переживания, суждения и оценки с мнением взрослого. Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения сопереживание и взаимопонимание.

Обостренная познавательная потребность ведет к тому, что ребенок теперь уже может задавать взрослому чрезвычайно разнообразные вопросы, охватывающие все области знаний о мире. Взрослый для него источник новых знаний, эрудит, способный разрешить сомнения .

Если у четырех — пятилетних детей в беседах с взрослым преобладают темы о животных, машинах, явлениях природы, то старшие дошкольники предпочитают говорить о правилах поведения, о себе, своих родителях . Ведущими мотивами становятся личностные. Это значит, что главный побудитель общения — сам человек, независимо от его конкретных функций.

Пятилетний возраст характеризуется «взрывом» всех проявлений дошкольника, адресованных сверстнику (в особенности это характерно для тех, кто посещает детский сад). Главное содержание общения — деловое сотрудничество, совместная игровая деятельность. Общение теперь опосредуется предметной или игровой деятельностью. Ребенок пристально наблюдает за действиями сверстников, оценивает их и реагирует на оценку взрослого яркими эмоциями. Резко возрастает его сопереживание ровесникам (как по количеству случаев, так и по интенсивности, но зачастую оно носит неадекватный характер и проявляется в виде хвастовства, зависти, конкуренции, демонстрации преимущества. Резко возрастают количество и острота конфликтов. Усиливается напряженность в отношениях, чаще проявляются агрессивность и застенчивость. Сверстник теперь предмет постоянного сравнения с собой, причем сравнения, направленного не на поиск общности, а на противопоставление себя и другого. Потребность в его признании, уважении становится главной в общении, как с взрослым, так и с ровесником. Кроме того, активно — путем погашения конфликтов и решения проблем в межличностных отношениях со сверстниками — формируется коммуникативная компетентность.

Сюжетно-ролевая игра в 5-6 лет достигает своего расцвета. Содержанием игры становятся отношения между людьми, дети создают модели этих отношений. Дети формируют устойчивые игровые объединения из 3 — 4 человек. В игре много действий, которые передают ролевые отношения ребенка к другим участникам игры. Роль в игре не только называется, присутствует развернутая ролевая речь, обращенная к другим участникам игры. При этом ребенок обращается от имени игрового персонажа.

Таким образом, через речь раскрывается сущность ролевых отношений. Действия в игре свернутые, короткие, одно действие сменяется другим, образуя динамичный длинный сюжет. Для детей в этом возрасте характерно стремление как можно больше узнать о том, во что они играют. Эпизоды из сказок, кино и мультфильмов, и самое главное, общественные сюжеты занимают в игре основное место.

Так, выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры он лучше сосредоточивается, больше запоминает, чем по прямому заданию взрослого. Играя с детьми, учитывает их желания, но одновременно отстаивает свою точку зрения, разрешает конфликты, строит и реализует совместные планы, то есть учится умению общаться. Играя с предметами-заместителями, учится оперировать в мыслимом, условном пространстве. Практика действия в воображаемом пространстве способствует развитию творческого воображения. С игрой слиты первоначально продуктивные виды деятельности — рисование, конструирование . Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет; строя что-либо из кубиков, вплетает это в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, и она освобождается от игры.

Важнейшее новообразование этого периода — произвольное поведение

Впервые возникает вопрос : как надо вести себя? Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с образцом. Он уже понимает, что умеет делать, а что не умеет, знает свое ограниченное место в системе отношений с другими людьми; осознает не только свои действия, но и свои внутренние переживания — желания, предпочтения, настроения; способен произвольно регулировать поведение, принимать и понимать речевые инструкции, требования взрослых, сознательно выполнять задание в том случае, если оно не противоречит его интересам. Благодаря коллективной игре с распределением ролей дети становятся способны планировать и выполнять сложную последовательность действий. Дети становятся способны преодолеть побудительную силу ситуативных воздействий и стереотипных реакций. Возникает способность сознательно определять свои действия. Детям становится доступно осознание правил действия скрытых в роли или поведении взрослых.

Именно на этом возрастном отрезке произвольность становится центральной линией развития психики ребенка. В общих чертах это можно определить как становление его внутренней психической жизни, внутреннего плана действия, которые начинают определять внешнее поведение.

Начинает формироваться устойчивая иерархия мотивов. Ребенок знает, чего он хочет, и добивается своей цели; его поведение определяется не окружающей обстановкой, а собственным решением, начинают преобладать «действия от мысли, а не от вещи» . Изменения эти находят свое отражение и конкретизируются во всех сферах психического развития — коммуникативной, познавательной, волевой, мотивационной.

Мышление ребенка. Прежде всего, ребенок приобретает способность действовать в плане общих представлений. Его мышление уже не наглядно-действенное, оно отрывается от воспринимаемой ситуации , и открывается возможность устанавливать такие связи между общими представлениями, которые не даны в непосредственном чувственном опыте. Ребенок может устанавливать простые причинно-следственные отношения между событиями и явлениями.

У него появляется стремление как-то объяснить и упорядочить для себя окружающий мир. Ребенок начинает строить свою картину мира. Однако это не логические построения и не действия с понятиями, а действия с образами. Наиболее характерная форма мышления — наглядно-образное, т. е. операция не конкретными предметами, а их образами и представлениями. Важное условие формирования этого вида мышления — способность различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты. Действия, осуществляемые на моделях, ребенок относит к оригиналу, что создает предпосылки «отрыва» действия от предметов и для осуществления их в плане представления.

Одна из важнейших предпосылок образного мышления — игра. Именно в ней возникает способность представить одну вещь посредством другой. Возможность создавать новые оригинальные образы и действовать с ними во внутреннем плане — воображении — также одно из главных новообразований этого периода.

В возрасте 5-6 лет происходит скачок в развитии словесно — логического мышления. Благодаря становлению словесно — логического мышления ребенок становится способен понимать связи предметов и явлений, которые невозможно представить в наглядной форме. Это дает возможность прослеживать связи предметов, которые не даны в непосредственном опыте. Происходит постепенный отход от суждений, обусловленных конкретными образами к логическим выводам, основанным на значении слов.

Необходимо помнить, что в 5-6 летнем возрасте психика ребенка в главных своих аспектах продолжает развиваться.

Модель воспитательной работы в старшей группе ДОУ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад 12 “Золотой ключик” общеразвивающего вида осуществляет свою деятельность в соответствии с приоритетным социально-нравственным направлением развития воспитанников. Воспитательно-образовательный процесс по всем направлениям развития воспитанников осуществляется с учётом приоритетного направления, образовательной программы МДОУ, комплексной программы “Детство”.

С 2007 года педагоги старших групп апробируют проект “Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста”, также используют ряд парциальных программ.

Организуемая нами совместная деятельность педагога и детей направлена на поиск ребенком своего места в обществе сверстников, выделение своего Я, противопоставление себя другим, занятие активной позиции в разнообразных социальных отношениях, где его – Я выступает наравне с другими. Это обеспечивает ребенку развитие нового уровня его самосознания, решает задачи социально-нравственного развития и воспитания дошкольников. Ребенок учится понимать, что принятие его другими зависит от его принятия других. Самопознание, адекватное отношение к себе рождают потребность в ценностном отношении к окружающим людям. Для формирования у детей интереса к продуктивной совместной деятельности мы постарались обеспечить эмоционально – положительный опыт совместного создания значимого продукта. Для этого педагогами нашего МДОУ были организованы воспитательные ситуации, благодаря которым у детей появлялось огромное удовлетворение от совместно выполненного результата.

В процессе организации совместной деятельности педагоги помогали каждому ребенку в поиске своего места в обществе сверстников, овладении способами ненасильственного взаимодействия со сверстниками в процессе решения конфликтных ситуаций. В силу этих соображений мы опирались на методику “Моральные сценки” и ставили перед собой задачу формировать эмоциональное личное отношение к уважению сверстников. Для этого мы использовали ситуации, предложенные в пособии, а также использовали те, которые реально происходили в нашей группе. Педагоги совместно с детьми обыгрывали пьески еще раз (без имен) и указывали тем самым на неправильное поведение, вызывая нежелание у детей совершать те или иные плохие поступки. Данные моральные пьески помогли детям, совершившим неправильный поступок, посмотреть на себя со стороны и благоприятно оценить сложившуюся ситуацию.

В ходе использования ряда методик, предложенных в Примерной общеобразовательной программе воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста мы пришли к выводу, что данные мероприятие способствовали проявлению самоуважения у детей, формированию уважения к правам сверстников, доброжелательного отношения к ним и сотрудничеству между детьми. Понятно, что успешное решение поставленных в данном разделе задач не сложится прямо и непосредственно. Однако эта линия социально – личностного развития и воспитания имеет свою логику последующего становления и во многом определит взаимоотношение детей в последующие годы.

Читайте также  Экологическое воспитание в старшей группе детского сада

В рамках проекта межвозрастного общения “Учимся ходить в гости” педагогами разработан ряд мероприятий направленных на формирование нового опыта доброжелательных отношений у всех участников, обогащения образ-Я старших детей представлениями о себе как о помощнике и защитнике слабых. Особенностью такой работы являются обязательное совместное планирование творческой деятельности и создание последующего рефлексивного пространства.

Результатом таких мероприятий мы считаем снижение уровня тревожности детей каждой группы, адекватное восприятие динамичной ситуации, положительной динамики микроклимата группы.

Работая с детьми над задачами воспитательного характера в детском саду, созрела необходимость разработки “Модели воспитательной работы” в старшей группе.

Модель воспитательной работы в старшей группе

При разработке модели мы опирались на рекомендации Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой (“Методические советы к программе “Детство”) по организации воспитательного процесса в старшей группе для воспитания творческой, свободной личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям.

Проводимую нами работу можно представить в виде модели воспитательной работы в старшей группе, которая имеет 3 блока: диагностический, организационный, дидактический.

I блок: Диагностический блок

Цель: Определение уровней принадлежности ребенка по характеру воспитанности.

Уровни усвоения
Низкий Средний Высокий
Поведение ребенка неустойчиво, ситуативно. Хотя он имеет представление об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась, часто поведение определяется непосредственными побуждениями. Ребенок испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнера. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих. Наряду с добрыми поступками, наблюдаются частые проявления негативного поведения. Выражено отставание в развитии связной речи. Отношение к будущему (к поступлению школу) неопределенное. Поведение и общение ребенка положительно направлены. Он имеет представление о правилах культуры поведения и выполняет их в привычной обстановке, однако в новых условиях имеет испытывать скованность, потребность в поддержке и направлении взрослых. Чутко реагирует на оценку своих действий и поступков, воздерживается от повторения действий, отрицательно оцененных взрослыми. В общении стремится к согласованным действиям. Осуществляет элементарный самоконтроль. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. Выражает интерес и стремление к своему будущему – обучению в школе. Поведение и общение ребенка устойчиво, положительно направлено. Ребенок владеет разными формами и способами культурного поведения, охотно вступает в общение. Отличается высокой речевой активностью, готовностью принять общий замысел. Умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнеров. Правильно понимает эмоциональное состояние других, активно выражает готовность помочь. Нацелен на самостоятельность. Проявляет активный познавательный интерес к миру, своему будущему положению школьника, стремиться овладеть грамотой – чтением, письмом, счетом, узнать новое.

Критерии, диагностические методики.

II блок: Организационный блок

Цель: Определение задач работы воспитателя по социально-личностному развитию ребенка в старших группах.

Возраст ребенка Задачи
Старшая группа 1. Обогащать представление о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях; учить “прочитывать” эмоции в мимике, жестах, интонации.

2. Побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости (пожалеть, утешить, угостить и др.).

Цель: Определение программ

Название программы Характеристика социально-личностного развития в программе.
1 Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду.

Программа “Я – человек” включает четыре больших раздела: “Что я знаю о себе”, “Кто такие взрослые люди”, “Человек – творец”, “Земля – наш общий дом”.

Состоит из трех основных разделов: “Уверенность в себе”, “Чувство, желания, взгляды” и “Социальные навыки”.

Темы первого раздела предполагают оказание каждому ребенку необходимой помощи для преодоления неуверенности в себе, поддержку его положительной самооценки. Это поможет ребенку лучше понять других людей и самого себя.

Второй раздел – “Чувство, желания, взгляды” – поможет научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей. Педагог должен стремиться чтобы дети постепенно осознали: одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызвать разные настроения; что свое внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая свои собственные и чужие ощущения и переживания.

Педагог устанавливает с детьми более доверительные отношения, что облегчит процесс воспитания.

Конспекты занятий в старшей группе детского сада

Мы предлагаем вашему вниманию подборку учебных занятий с учетом возрастных особенностей старших дошкольников, задач формирования элементов учебной деятельности, разностороннего развития детей. По структуре они будут соответствовать этапам процесса познания, по содержанию — одному из разделов программы умственного воспитания детей данного возраста, по форме его составные части будут представлены привычными детям и любимыми ими видами деятельности. В основе занятий лежит определенный сюжет, в рамках которого дети сами смогут определить цель и задачи своей деятельности, спланировать ее, исполнить задуманное и оценить ход и результат работы.

Конспекты занятий для детей старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированного занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе

Конспект интегрированного занятия по художественно-творческой деятельности в старшей группе «Нетрадиционное рисование оттиск листьями «Осенний букет»»Описание материала: Данный конспект будет интересен воспитателям ДОУ и родителям. Предназначен для проведения в старшей группе. Может использоваться в качестве знакомства с техникой рисования оттиск листьями. Цель занятия: Развитие у детей художественного творчества и активизация творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования. За.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Радужные нотки» с презентацией. Старшая группаПриоритетная образовательная область: худежественно-эстетическое развитие Интеграция с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Интеграция видов деятельности: музыкальная, изобразительная, игровая, коммуникативная. Формы организации деятельности: коллективная (совместная деятельность педагога с детьми), самостоятельная. Цель.

Конспект занятия по ИЗО на тему «Подводный мир» в технике «батик». Старшая группаЦель занятия: познакомить детей с техникой росписи ткани–батиком, с его возникновением, технологией изготовления. Задачи занятия: Обучающая: Изучаем, как натянуть ткань на подрамник, что такое резерв и как с ним работать. Учимся наносить краски на ткань. Развивающая: Развиваем художественные способности детей; пространственное мышление, координацию движения рук. Воспитывающая: Воспитываем аккуратность и внимате.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе детского сада по теме «Дружба»Цель: Обобщение у детей знаний о таких понятиях, как дружба и доброта, честность и мир. Задачи: Обучающая: Обобщать знания и умения детей при решении каких-либо конфликтных ситуаций. Воспитательная: Воспитывать чувство сострадания и умения ставить себя на место товарища. Развивающая: Создавать условия для возникновения энтузиазма при нахождении правильного решения, совместно с коллективом в проблемной ситуации. Ход.

Конспект занятия на космическую тематику для старших дошкольников «Загадочный космос»Аннотация: Космос — удивителен и притягателен. Так интересно заглянуть в космические дали, хоть одним глазком увидеть комету, метеорит… Попробуем нарисовать это далёкое космическое пространство! Данный мастер-класс доступен детям старшего дошкольного возраста. Будет полезен воспитателям детских садов, педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. Автор: Останина Виктория Александровна, воспита.

Конспект занятия «Приключение в волшебном лесу». Старший дошкольный возрастЦель: создание эмоционально-положительного настроения; развитие интереса к продуктивной деятельности. Задачи: Образовательная: закреплять умение у детей анализировать данный материал как основу будущей поделки. Развивающая: продолжать совершенствовать полученные навыки и умения. Развивать чувство формы, пропорции, глазомер, мелкую моторику рук, фантазию. Воспитательная: воспитывать у детей самостоятельность, интерес.

Занятие с детьми старшей группы ДОУ. Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»Цель: познакомить дошкольников с произведением Валентина Петровича Катаева «Цветик – семицветик». Программное содержание: Образовательные: — продолжать учить детей правильно воспринимать художественные произведения, выделять главную мысль; — формировать умение подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения; — побуждать к активному участию в беседе, правильно отвечать на вопросы по прочитанн.

Опыты эксперименты для старшей группы «Воздух — вокруг нас!»Цель: развитие поисково-познавательной активности детей при проведении опытов и исследований с воздухом. Задачи: Воспитывать целеустремлённость, усидчивость. Способствовать развитию творческого мышления и активности, самостоятельности при проведении исследовательской деятельности. Расширять кругозор детей. Закрепить умение устанавливать простейшие закономерности и связи в явлениях окружающего мира, делать самостоятельные выводы и .

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи с элементами ТРИЗ «В гостях у сказки»Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов методов ТРИЗ для детей старшей группы (5 – 6 лет) по теме «В гостях у сказки». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Содержание конспекта направлено на обучение детей творческому рассказыванию с использованием технологии ТРИЗ. Цель: продолжать учить детей твор.

Конспект итоговой НОД по лексической теме «Деревья» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР на тему: «Как дети Лесной Фее помогали» Автор: Боницкая Наталья Владимировна, воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ОНР. Место работы: МБДОУ «Детский сад № 16» г. Городец. Описание работы: Данное занятие проводится как итоговое мероприятие. Дети закрепляют знания по лексической теме «Деревья». Интеграция темы проходит в разных образовательных областях. Включены здоровьесбер.

Конспект комплексного занятия по математике и развитию речи в старшей группе на тему «Радуга-знаний для лесной феи»Выполнила: воспитатель Бердышева Е.Е Описание: К ребятам приходит электронный персонаж лесная фея радужного королевства (можно создать и озвучить свой персонаж в программах, либо взять любого другого героя) с просьбой помочь ей, злой волшебник заколдовал радугу и все цвета на ней перепутал. Ребятам нужно выполнить семь заданий из цветных конвертов 4 задания из области ФЭМП и 3 н.

Конспект НОД по развитию речи «Профессии в детском саду» в старшей группе детского сада с презентациейАннотация: Данная разработка будет интересна воспитателям для проведения НОД по развитию речи по лексической теме «Детский сад. Профессии». Конспект занятия может использоваться при закреплении лексической темы. Автор: Павлова Вера Валерьевна, воспитатель группы с ОНР МОУ «Бендерский детский сад № 9» Назначение: НОД по лексической теме «Детский сад. Профессии» Возрастная аудитория: старший .

Конспект занятия по аппликации с элементами рисования для детей старшего дошкольного возраста «Сеньора Черепаха»Предлагаю конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию. Данный материал будет полезен детям старшего дошкольного возраста, воспитателям, руководителям творческих кружков. Цель: Учить детей правильно располагать детали аппликации, создавая образ черепахи; расширить представления детей о черепахе. Задачи: • учить выразительно передавать образ черепах.

Беседа о цветах с детьми старшего дошкольного возраста «Цветы весны»

Беседа о цветах с детьми старшего дошкольного возраста «Цветы весны»Описание: Беседа знакомит детей с весенними цветами, расширяет их кругозор. Иллюстрации делают беседу ярче и наглядно показывают красоту первых весенних цветов. Данный материал будет полезен воспитателям работающим со старшими дошкольниками и учителям начальных классов. Цель: расширить знания детей о весенних цветах. Предварительная работа: прогулка с детьми по территории детского сада с наблюдением за клумбами, рассматривани.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Убранство куреня», старшая группаЦель: Познакомить детей с бытом казаков, музейными экспонатами. Задачи: Образовательные: Формировать у детей желание познакомиться с бытом казаков, систематизировать знания и представления о культуре предков. Познакомить с музейными экспонатами в курене. Развивающие: Развивать внимание, память дошкольников. Прививать бережное отношение к традициям казаков. Обогащать словарный запас детей. Воспитатель.

Alib.ru > Название книги: воспитание детей старшей группе детского сада

Воспитание детей в старшей группе детского сада.
В пособии рассматриваются особенности развития ребенка 5-б лет: раскрываются содержание и методика воспитательно-образовательной работы с детьми этого возраста по всем основным разделам `Программы воспитания в детском саду`.

В продаже:

Продавец Описание Состояние Фото Купить по цене
1 BS-Krebs
Волгоград.
М Просвещение 1984г. 288с тверд переплет, слегка увел формат. Состояние: почти хор, штамп Купить за 75 руб.
2 BS-RUVEN
Уфа.
М.: Просвещение 1984г. 288 с., ил. Твердый переплет, немного увеличенный формат. Состояние: Состояние смотрите на фото. После заказа пришлем несколько дополнительных фото книги. общее фото Купить за 90 руб.
3 BS-Suliko
Краснодар.
М. Просвещение 1984 г. 288 с., ил. твердый переплет, увеличенный формат. Состояние: хорошее Купить за 130 руб.
4 BS-Pushkin
Санкт-Петербург, Пушкин.
М. Просвещение 1984 г. 288с. Твердый переплет, Обычный формат. Состояние: хорошее фото Купить за 175 руб.
5 BS-Pushkin
Санкт-Петербург, Пушкин.
М. Просвещение 1984 г. 288с. Твердый переплет, Обычный формат. Состояние: хорошее фото Купить за 175 руб.
6 BS-Orlik
Петрозаводск.
М Просвещение 1984г. 288с твердый переплет, слувелич формат. Состояние: удовл.,штамп,нет титульного листа Купить за 199 руб.
7 BS-Orlik
Петрозаводск.
М Просвещение 1984г. 288с тверд переплет, слегка увеличенный формат. Состояние: удовл. Купить за 250 руб.
8 BS-Orlik
Петрозаводск.
м Просвещение 1984г. 288с тверд переплет, слегка увеличенный формат. Состояние: хор. Купить за 250 руб.
9 BS-Orlik
Петрозаводск.
М Просвещение 1984г. 288с твердый переплет, увелич формат. Состояние: удовл.,штамп Купить за 250 руб.
10 BS-Антиквар
Татария.
Москва Просвещение 1984г. 288с. Твердый переплет, Обычный формат. Состояние: хор.автограф Купить за 950 руб.
Лучшие продавцы >>>

Copyright &#169 1999 — 2021, Ведущий и K&#176. Все права защищены.
Вопросы, предложения пишите в книгу

Конспект занятия «Доброта живёт повсюду» для детей старшей группы.

Цель: обобщение представлений детей о доброте как о ценном качестве человека, развитие социальных чувств, взаимопомощи.

Задачи:

  • познакомить с понятием «Благотворительность»;
  • формировать представление у детей о доброте, воспитывать добрые чувства к окружающим людям, помочь понять детям, что все нуждаются в любви и доброжелательном отношении;
  • активизировать словарь детей (добро, радость, счастье, забота, внимание);
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми по средствам речевой, игровой деятельности;

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение стихов, пословиц о добре, просмотр мультфильмов, чтение сказок о добре.

Ход занятия

Дети стоят в кругу.

Воспитатель читает стихотворение:

Что такое доброта?
Вымыть миску у кота,
Напоить водой цветок
Он ужасно одинок,
Починить сестре игрушку,
Пропустить вперёд старушку,
Грусть лечить любви словами,
Помогать усталой маме,
А девчонке незнакомой,
Донести портфель до дома.
От тепла и доброты,
Распускаются цветы,
Согревает всех она,
Словно лучик из окна.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось стихотворение? О чём в нём говорится? ( О доброте).

Воспитатель: А что такое доброта нам поможет разобраться «Цветик – Семицветик». Почему он так называется и в какой сказке встречается?

Словесная игра «Что такое доброта?»

Дети, стоя в кругу, передают «Цветик – Семицветик» друг другу и отвечают на вопрос «Что такое доброта?».

Воспитатель: Да, вы совершенно правы, доброта может проявляться в поступках, словах, делах. Люди каждый день совершают добрые дела и поступки, то есть занимается благотворительностью. Ребята, вы знаете, что такое «благотворительность»? (Ответы детей)

Воспитатель: Это слово возникло давно. Потому что это в природе людей заложено делать добро. Ребята, скажите, пожалуйста, а мы с вами занимаемся благотворительностью? Кому мы можем помочь? (Ответы детей: птицам зимой, маме, когда она болеет, бездомным животным и т.д.)

Я совершенно с вами согласна. Мы помогаем тем, кто нуждается в нашей защите, поддержке, когда сильный помогает слабым.

Воспитатель:Ребята, вспомните и назовите сказки, в которых совершаются добрые дела.

Упражнение «В сказках живёт доброта»

Воспитатель: А ещё, что такое доброта, нам помогут разобраться пословицы и поговорки.

Я зачитаю вам несколько пословиц и поговорок, а вы попробуйте объяснить их смысл.

Пословицы и поговорки о доброте:

  • Делай добро и жди добра.
  • Добро творить — себя веселить.
  • Добрые слова дороже богатства.
  • Добрый человек добру и учит.

Физминутка «Доброе утро»

Доброе утро! – птицы запели. (дети машут руками)

Добрые люди встают с постели; (показывают, как просыпаются, потягиваются)

Прячется все темнота по углам, (разбегаются, прячутся за мебелью)

Солнце вошло и идет по делам! (возвращаются на прежнюю позицию, разводят в стороны руки, маршируют на месте)

Игра “Вежливые слова” (на ковре)

Я начинаю фразу, а вы продолжаете:

– Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (Спасибо.)

– За доброту, любовь и книгу, скажем маме мы … (Спасибо.)

– Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (Здравствуйте.)

– Когда бранят за шалости, говорим … (Прости, пожалуйста.)

– В разных странах на прощанье говорят … (До свидания.)

– В лесу зазеленеет старый пень, когда услышит … (Добрый день.)

А какие ещё вежливые слова вы знаете? (Ответы детей.)

Воспитатель: Ребята, у меня есть карточки, на которых изображены разные действия.

(Раздаёт карточки). Вы внимательно рассмотрите карточки и объясните, правильно ли поступают герои, изображённые здесь, и как поступили бы вы в этой ситуации?

Упражнение «Добрый совет»

Воспитатель: Ребята, вы прекрасно справились с этим заданием!

А у меня возникла интересная идея! Давайте все вместе нарисуем «Дерево Добрых Дел» и на его листочках напишем те добрые дела, которые каждый из вас совершил.

Самостоятельная продуктивная деятельность детей

Воспитатель: Надписи на листочках нашего дерева мы сделаем после того как они высохнут. А «Дерево Добрых Дел» я предлагаю разместить в приёмной и пополнять его добрыми делами и поступками, чтобы не только родители, но и гости выдели какие добрые, вежливые и сердечные дети в нашей группе.

Рефлексия в кругу

Ребята, посмотрите друг на друга и подарите свою улыбку.

А теперь расскажите, что вы сегодня для себя поняли самое главное?

Воспитатель:Ребята, никогда не забывайте говорить добрые и вежливые слова и совершать добрые поступки. Говорите ласково, нежно, негромко, глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что от улыбки хмурый день становится светлей.

Воспитание детей старшей группе детского сада

Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на формирование нравственных ориентиров, трудолюбия, осознание полезности труда.
Трудовая деятельность ребенка тесно связана с игрой, постоянно развивается и имеет свою специфику, поэтому требует особого подхода и руководства со стороны педагога

Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно.

Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно — бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий

навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д. Он обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей. В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, подметают дорожки на участке и т. д.

Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активностей инициативу в выполнении порученных дел.

В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе.

В младших группах дети с помощью взрослых поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия; это расширяет детский словарь, активизирует его.

Для старшей группы в уголке природы помещаются растения, требующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим.

В подготовительной группе в процессе труда в природе дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности.

Ручной труд — это изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. — осуществляется в старших группах детского сада. Дети изготавливают необходимые им игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут стать приятным подарком родным, друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. В процессе работы дошкольники знакомятся со свойствами различных материалов, способами их обработки и соединения, учатся пользоваться различными инструментами. Ребенку необходимо проявить настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы предмет получился прочным, имел опрятный, нарядный вид.

Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества.

Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.
Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной(общей, совместной) трудовой деятельности.

1.Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.

Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно не сложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно — два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно разложить кукольное белье, собрать игрушки, подмести дорожки, сгрести ᴨпесок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.).

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и в связи с этим воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

2.Дежурства — форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходят ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность ᴨеред коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.

3.Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют ᴨпедагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы подводится общий итог.

В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

Требования к организации детского труда:

  1. Систематичность детского труда. Каждый вид труда способствует всестороннему развитию личности, но вместе с тем позволяет решать и свои специфические задачи. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и систематическое участие в них каждого ребенка
  2. Постепенность рабочей нагрузки. Величина нагрузки влияет на отношение ребенка к труду. Непосильность труда может вызвать лишь отвращение к нему. Но слишком малая нагрузка не доставляет чувства «мышечной радости», что также затрудняет воспитание положительного отношения к труду. Чтобы определить оптимальные нагрузки, регистрируют внешние признаки утомления ребенка во время работы: отмечают изменение цвета лица, влажности кожи, определяют частоту пульса и дыхания до и после физической нагрузки в течение 3 минут. Очень важно учитывать нагрузку, которую может испытать ребенок, выполняя трудовые задания. Опасно перегружать детей. Недопустимо, чтобы ребенок поднимал слишком тяжелые для него ведра с водой, песком, долго и много копал, продолжительный отрезок времени находился в одной позе и т. п. Утомление не только снижает интерес к труду, но и вредит здоровью.
  3. Подбор оборудования для труда. Оборудование для труда должно быть удобным, соответствовать возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Размещается оборудование так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место.Существуют определенные требования к трудовому оборудованию – к их размеру, материалу, окраске – и к организации труда дошкольников. С точки зрения нравственного воспитания правильный подбор оборудования также важен. Это обстоятельство способствует более четкой организации труда, своевременному включению в труд.
  4. Создание в группе трудовой атмосферы. Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью. Это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя — постоянного внимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют трудовые дела его воспитанники, какое отношение при этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам. Воспитателю следует постоянно помнить о своей роли руководителя группы. Принимаясь за любое дело, он непременно организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезному делу.

Для того, чтобы дети трудились с удовольствием необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость.

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: