Трудовое воспитание в младших группах детского сада

Трудовое воспитание в младших группах детского сада

Трудовое воспитание дошкольников является одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Работу в этом направлении начинают с первых дней пребывания малыша в детском саду. От того, сумеет ли привить педагог уважение и любовь к труду малышам третьего и четвёртого года жизни, зависит их отношение к важнейшей составляющей человеческой деятельности в последующем.

Слайд 2 (задачи трудового воспитания)

В соответствии с образовательной программой в работе с детьми я решала следующие задачи трудового воспитания:

Развивать интерес к труду взрослых в детском саду и в семье, представления о конкретных видах хозяйственно-бытового труда, направленных на заботу о детях (мытье посуды, уборка помещений детского сада и участка и пр.).

Воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам, как результатам труда взрослых.

Приобщать детей к самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание, способствовать развитию самостоятельности, уверенности, положительной самооценки.

Для решения поставленных задач в работе с детьми я использовала такие виды труда:

1.Самообслуживание: умывание, раздевание и одевание на прогулку, ко сну, пользование туалетом (индивидуальным горшком, пользование носовым платком, полотенцем, салфеткой, аккуратный приём пищи.

Ребёнку второй младшей группы под силу рассмотреть себя в зеркале, осмотреть одежду, вытереть нос платочком, рот после еды салфеткой, застегнуть молнию на одежде, пуговицы. Но есть такие дети, у которых эти операции вызывают трудности, но они умеют обратиться ко мне и к няне с просьбой о помощи, используя вежливые слова.

Во время режимных моментов, связанных с самообслуживанием детей,я часто использую стихотворения:

Действия детей Стихотворения

Умываются, моют руки • Чистая водичка

Моет Вове личико,

• Ой, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Друг другу улыбаемся.

• Ты, дружок, меня послушай,

Очень важно не забыть:

Прежде чем садишься кушать

Руки с мылом нужно мыть!

• После улицы, прогулки,

Перед вкусною едой,

Руки ты всегда помой.

• Стоит только кран открыть —

Руки я могу помыть,

• Я с водой дружу всегда

И люблю купаться.

Помогает мне вода

Убирают вещи • Саша у нас зайчик,

Зайчик Саша — скок-поскок,

Подберёт штаны, носок.

Свои вещи не теряет

И на место убирает.

• Кто бросает вещи в беспорядке,

С тем они потом играют в прятки.

Одеваются Умываемся мы чисто,

Одеваемся мы быстро.

Так опрятны, аккуратны,

Всем смотреть на нас приятно.

Принимают пищу Хлеб и крошки не бросай

И друг друга не толкай.

Скатерть, платье не марай,

Рот салфеткой вытирай.

И красивый внешний вид

Даст хороший аппетит.

Сморкаются Если носик твой сопит,

Значит, он совсем забит.

Свой платочек доставай,

Нос получше вытирай.

Для овладения навыками самообслуживания я использовала потешки, речевки, сказки, небольшие стихотворения, мультфильмы (Маша и медведь – «Большая стирка», Мойдодыр, уроки тётушки Совы)

На второй мл. гр обращала особое внимание детей на алгоритмы (в картинках) одевания и раздевания (в приемной висят); в туалете – алгоритм (картинки) умывания, мытья рук. (слайды 4-6)

2. Хозяйственно-бытовой труд: поддержание порядка в групповой комнате, раздевалке, спальне, выполнение поручений по столовой (расставить стаканчики для салфеток, хлебницы, разложить ложки,поручения по подготовке занятий: расставить тарелочки с раздаточным материалом, доски для лепки и пр., а после собрать их и сложить в определённое место. Дети часто помогают мне в подклеивании книг, коробочек для игр). Для занятий хозяйственно-бытовым трудом отводится время во второй половине дня. Длительность его не превышает 15 минут. Для занятий трудом, связанным с водой, дети должны быть одеты в клеёнчатые фартучки, защищающие одежду, все инструменты и материалы для труда должны храниться в доступном месте (слайды 7-9)

3. Труд в природе. Дети под контролем воспитателя могут поливать растения, протирать крупные листья влажной губкой, рыхлить землю в горшочках, высаживать лук на перо, сеять в ящики крупные семена (тыквы, фасоли, гороха). Осенью убирали сухие листья на участке (проводила беседу о погоде, о сезонных изменениях, форма листьев, цвет, названия листьев, от какого дерева листочек) Зимой ребята во время прогулки чистят дорожки, счищают снег с лавочек, с построек (машина, самолет, качель, засыпают снегом кусты, чтобы они не замерзли (слайды 10 — 11)

Поскольку дети ещё малы, их внимание рассеянно, неустойчиво, я старалась с особой тщательностью отбирать приёмы мотивации к труду и руководства деятельностью воспитанников. Наиболее эффективными приёмами являются:

Известно, что у детей третьего года жизни очень высоко развита подражательность, а основным видом деятельности является предметная. Наблюдая за тем, как взрослые действуют, используя разнообразные предметы, малыш повторяет за ними и тем самым учится новому навыку. Поэтому нужно как можно чаще организовывать наблюдения за работой няни, дворника, воспитателя,которые выполняют простые и понятные малышам действия: накрывают на стол, подметают дорожки, поливают цветы и т. д.

Наблюдение за трудом няни развивает представление детей о людях, которые заботятся о них, воспитывает чувство благодарности и желание помочь.

• С наблюдением тесно связан показ (ясли первая младшая группа). Этот приём я использовала постоянно в течение дня при выполнении всех режимных моментов, поскольку малыши ещё не могут выполнять действия самостоятельно, по памяти. Перед мытьём рук я закатывала рукава собственной одежды, а потом помогала это сделать малышам. Пользуясь мылом, я стряхивала с рук воду, вытиралась полотенцем, я делала это так, чтобы всем ребятам было хорошо видно и понятно, что следует делать.

• Кроме показа, необходимо также пояснение. Детям нужно в простой и понятной форме сообщить, зачем выполняется то или иное действие, в чём его польза,каков будет результат: «Если вы повесите одежду каждый на свой стульчик, то она не помнётся и после сна её будет легче найти».

• Эмоциональное, настраивающее на положительный результат пояснение — отличная мотивация к действию.Сравните 2 предложения: «Сейчас мы помоем руки и вытрем полотенцем» и «Сейчас мы помоем руки этим душистым мылом, и они тоже будут хорошо пахнуть, станут чистыми, а после вытрем их красивым пушистым полотенцем!». Разумеется, во втором случае ребёнок гораздо охотнее выполнит процедуру умывания.

• Также помогают быстрее запомнить порядок выполнения действий и приучают малышей к аккуратности, опрятности художественные произведения. Использование их — очень удачный приём, если произведение не слишком длинное и подходит к режимному моменту (одевание, раздевание, умывание и т. д.)

• Создание игровых и сюрпризных моментов. К детям приходит любимая игрушка (мишка, кукла, просит помочь, научить мыть руки, одеваться, аккуратно складывать вещи. Или вдруг появляется новая яркая расчёска, украшенная пышным бантиком, и сообщает, что она пришла расчесать всех кукол в группе. И дети вместе с воспитателем причёсывают кукол, поправляют им наряды, красиво рассаживают в игровом уголке.

• Создание проблемных ситуаций. Игровой персонаж озвучивает детям проблему. Например, зайка приходит очень грустный и сообщает, что от него ушли все игрушки, а в беседе выясняется, что герой не умеет складывать и ставить игрушки на место. Ребята вызываются помочь ему, научить, как это правильно делать.

• Дидактическая игра. После озвучивания проблемной ситуации решить еёвозможно в ходе дидактической игры: дети «учат» персонажа мыть руки, складывать игрушки, выполнять другие трудовые действия в играх «Игрушки, по местам!», «Что за чем?», «Что умеют наши ручки» и других.

• Рассказывание поучительных историй, составленных самим воспитателем: «Сегодня утром я нашла в раздевалке на полу варежку. Она плакала, потому что её забыли положить в шкаф. Я подняла её, положила на место и пообещала, что наши дети никогда не будут бросать свои вещи на пол». (ясли)

• Поощрение — самый действенный и необходимый в раннем и младшем дошкольном возрасте приём.

Поощрение — отличный приём трудового воспитания, поэтому не стоит скупиться на похвалу детям за аккуратность и тягу к чистоте.

Я хвалю детей за каждое малое достижение,и даже в случае неудачи нахожу положительное: «Сегодня ты старался застегнуть пуговицы, и у тебя почти получилось! Мы с тобой немножко потренируемся, и скоро ты сможешь застегнуть их все! Зато рубашку ты сам надел, молодец!»

Поощряя ребёнка, я закрепляю в его памяти, что труд связан с успехом. Это формирует у воспитанников положительное отношение к труду и вызывает желание выполнять трудовые действия в дальнейшем.

Трудовое воспитание малышей в детском саду невозможно без тесного взаимодействия с семьями воспитанников. Важно, чтобы не только воспитатель, но и родители приучали малыша к самостоятельности и труду.

Чтобы достичь результатов в этой работе я проводила определенную работу с родителями, советовала сделать дома специальную вешалку для одежды ребёнка, крючок в ванной комнате (картинка как в садике, табуреточку около раковины, чтобы ребёнок мог самостоятельно мыть руки. Говорила о необходимости иметь стол для занятий ребёнка. На родительском собрании затронула вопрос о необходимости воспитания навыков самообслуживания, рассказала о значении положительных привычек в жизни ребёнка, познакомила с нашими требованиями. Родители отметили их целесообразность и доступность. Часто проводила индивидуальные беседы с родителями. Для родителей оформляла стенд «Я сам», подготовила папку-передвижку

«Воспитание навыков самообслуживания у детей раннего возраста». На родительском собрании проводила анкетирование родителей на тему «Трудовое воспитание».

Таким образом, используя все выше мной сказанные приемы и методы трудового воспитания, я смогла у детей развить интерес к труду в общем; воспитала бережное отношение к предметам, игрушкам, к труду взрослых; приобщила ребят к самообслуживанию и они овладели всеми необходимыми навыками на данном этапе развития.

"Трудовое воспитание в младшем дошкольном возрасте"

В. А. Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребёнок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние.

Труд должен войти в жизнь ребёнка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

Цель трудового воспитания: формирования положительного отношения к труду.

Задачи:

  1. Сформировать предпосылки к трудовой деятельности (формирование трудовых навыков, формирование компонентов деятельности, формирование общественных мотивов труда).
  2. Воспитать положительное отношение к труду взрослых (формирование интересов к труду взрослых, воспитания уважения к трудящемуся человеку, бережного отношения к результатам его труда, воспитание стремления оказывать посильную помощь).
  3. Воспитать личность ребёнка (воспитание личностных черт самостоятельности, ответственности, инициативности; воспитание трудолюбия привычка к трудовому усилию, готовность включаться в труд; воспитание положительных взаимоотношений между детьми дружбы, взаимопомощи, заботы о товарищах).

На четвёртом году жизни у ребёнка повышаются активность и целенаправленность действий, разнообразнее и координированнее становятся движения. Дети начинают овладевать умением действовать, намечая цель, но из-за неустойчивости внимания быстро отвлекаются и переходят от одного дела к другому.

В младших группах основной задачей является воспитание самостоятельности, положительного отношения к труду.

Положительная оценка взрослого даже не больших успехов ребёнка вызывает у малыша удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно это важно помнить в общении с детьми застенчивыми, робкими. По отношению к ребёнку избалованному, имеющему склонность к зазнайству, следует поощрение использовать осторожно.

Как организовать трудовую деятельность в этом возрасте? Ответ на этот вопрос я предлагаю найти в данной разработке.

Особенности организации труда в младшем дошкольном возрасте

В младших группах труд детей организуется в форме индивидуальных поручений. Это объясняется тем, что младшие дошкольники нуждаются в постоянном контроле. Дети действуют вместе с воспитателем: помогают накрывать на стол, раскладывать материал для занятий, кормить рыб, птиц, поливать растения, собирать овощи на огороде. Взрослый берёт на себя наиболее трудную работу, оставляя для ребёнка то, что ему посильно. В процессе работы педагог помогает ребёнку овладевать необходимыми навыками, справляться с возникающими трудностями, исправлять допущенные ошибки.

Во второй младшей группе в поручениях, направленных на выполнение уже хорошо знакомых действий, могут принимать участие три-четыре ребёнка одновременно. Каждый из них выполняет своё задание, действует в темпе, соответствующем своим индивидуальным особенностям и уровню умений, и по окончанию работы получают оценку педагога.

Такая организация поручений принимает вид труда рядом: каждый из детей, хотя и работает одновременно с другими участниками, но не испытывает никакой зависимости от них.

В средней группе педагог продолжает использовать индивидуальные поручения с целью закрепления сформированных навыков. Во второй половине учебного года в том содержании труда, которым дети овладели в достаточной мере, организация поручений принимает характер коллективной деятельности. Усложнением здесь по сравнению с трудом рядом является предъявление нескольким участникам одновременно общего задания и подведение единого итога результатов труда. При этой форме организации дети впервые ставятся в условия коллективной деятельности. Ребёнок начинает понимать, что общий итог работы зависит от того, насколько добросовестно выполнил своё задание каждый.

В средней группе вводится форма труда дежурства: с начала года – по столовой, со второй половины учебного года – по подготовке к занятиям (если, у детей второй младшей группы сформированы определённые умения дежурства по столовой, то можно их ввести во второй половине учебного года). Дежурный должен выполнять порученное дело самостоятельно, в определённый срок, заботиться обо всех, действовать без напоминания взрослого. Дежурство – это обязанность ребёнка.

Детям пятого года жизни трудно учитывать работу друг друга, согласовывать между собой свои действия, поэтому организация дежурства принимает вид труда рядом, т.е. за каждым столом один дежурный (аналогично организованы дежурства и при подготовке к занятиям).

Методы и приёмы организации труда в младшем дошкольном возрасте

В воспитании детей большое значение имеет организация их самостоятельного труда. Основным его видом в этом возрасте остаётся труд по самообслуживанию. Мы в свою очередь поддерживаем интерес к этому виду труда, а решаем – используя игровые приёмы, систематически напоминая и контролируя действия детей.

Например: перед мытьём рук говорю, «Сегодня Пчёлка будет проверять, кто плохо завернул рукава, кто насухо вытер руки». Во время раздевания периодически вспоминаем, в каком порядке снимается одежда.

Хорошим стимулом к выполнению трудовых действий по самообслуживанию является оценка деятельности ребёнка, поощрение его успехов. В четыре года уже начинает проявляться стремления научить товарища тому, что умеют сами. Это желательно отмечать; говоря: «Молодец! Помог застегнуть пуговицу, он теперь выглядит опрятно», или «Как хорошо поступил Миша, он помог Андрюше убрать строитель» и т.д.

Читайте также  Современное воспитание развитие детей

Но некоторые дети злоупотребляют добротой товарищей и постоянно ждут, когда им помогут, в таком случае надо говорить: «Сейчас Егор уберёт машины на полку и мы поиграем в интересную игру».

Действующий приём в этом возрасте, это привлечение детей к анализу результатов труда. Например: «Сейчас мы с Алиной и Галей посмотрим, как дети оделись. Посмотрите, как быстро и аккуратно оделась Марина» и т.д. Ко всему к этому надо стараться дать детям больше самостоятельности. Но в то же время помнить, что приём объяснения и показа способа действий в этом возрасте занимает большое место.

Можно начинать учить детей делать простейшие выводы, устанавливать причинные связи, т.е. забыл убрать обувь – будешь её искать, не повесила аккуратно платье – будешь ходить в мятом.

Хозяйственно-бытовой труд в средней группе начинает занимать значительное место в жизни детей. Как и в младшей группе основной формой организации этого вида труда являются поручения. Которые дают возможность привлекать детей всей группы к разной трудовой деятельности.

Так как дети четырёх-пяти лет слабо владеют необходимыми навыками и нуждаются в обучении, поручения даются одному ребёнку или небольшой группе. Но наряду с этим должны иметь место и коллективные поручения. Необходимо помочь детям распределить работу, своевременно добиваться результата. Например, говорим, что решили доверить важное дело, которое нужно выполнять быстро, аккуратно и дружно: навести порядок в шкафу со строителем («Ведь нельзя садиться завтракать, когда вокруг беспорядок!»). Пока дети убираются их постоянно подбадриваем: «Как приятно смотреть на детей, когда они работают дружно и старательно – дело быстро спориться!»

Так же приобщаем детей к выполнению и таких поручений, которые, на первый взгляд не дают видимых результатов. Например: просим сходить и что-нибудь принести или отнести, что-то спросить или передать на словах.

При руководстве поручениями действующие приёмы: игровые, совместная деятельность, показ, напоминание и поощрение.

В средней группе усложняется содержание хозяйственно-бытового труда. Если в младшем возрасте дети постигают отдельные трудовые действия, то теперь они осваивают целостные трудовые процессы (моют игрушки, стирают одежду и т.д.). Этот вид труда советую организовывать в утреннее, но чаще в вечернее время. Проводя работу постоянно доводиться до сознания детей, что сделанная ими работа нужна не только для него, но и для его сверстников, взрослых, всех окружающих.

Дошкольники любят трудиться со взрослыми. В средней группе можно организовать труд детей совместно с родителями, с дворником, няней. Удачно практикуется труд детей и родителей по сооружению снежных построек. Так же расчистка участка зимой — от снега, осенью и весной – от листьев и т.д. В процессе совместной деятельности взрослые показывают пример положительного отношения к труду, товарищеских взаимоотношений. Сразу надо стараться приучать ребят выполнять работу хорошо, обязательно доводить дело до конца. Поощрять за проявленную инициативу.

Непрерывная трудовая деятельность ребёнка не должна превышать 10 минут. Эффективны в этом возрасте так же игровые приёмы. Например, приходит кто-то и просит помочь протереть мебель. Помыть кукольную посуду и т.д.

Не следует слишком долго искать виновников беспорядка, а целесообразно обратиться к детям с просьбой, так как на неё они откликнуться охотнее. В своей группе стараемся чаще использовать приёмы – поощрения, говоря: «Посмотрите, как Серёжа хорошо убрал игрушки!». Причём оцениваем не только трудовое действие, но и умения ребёнка правильно, аккуратно обращаться с игрушками.

Начиная со второй младшей группы начинаем учить детей дежурить по столовой. Так же вводим дежурство по подготовке к занятиям. На данном этапе ведущими приёмами являются: показ, объяснение и контроль за выполнением действий ребёнка. Всё время стараемся довести до сознания детей, что дежурство – это обязанность каждого перед всеми. Например: «Если плохо продежурите, не постараетесь, то детям будет не приятно».

С детьми четырёх-пяти лет уже можно организовать и ручной труд. Так же они могут выполнять поручения, направленные на участие детей в уходе за растениями и животными в уголке природы. При этом объясняется последовательность выполнения действий и результат, для чего мы должны всё это выполнять. Периодически вмести с детьми осматривается уголок природы. Для того, чтобы они приучались замечать происходящие там изменения. Важно помнить что ребёнка этого возраста больше интересует сам процесс труда, чем его результат, поэтому надо постоянно показывать и объяснять, сколько воды надо дать растению, как рыхлить землю, чтобы неповредить корни; сколько корма посыпать рыбам или птице. В процессе труда привлекается внимание детей на внешний вид растений, поведение животных, учим наблюдать за ними.

Всё это способствует развитию наблюдательности, воспитанию бережного, заботливого отношения к растениям и животным.

Для получения хороших результатов при организации детского труда и облегчения работы при планировании труда, мной был составлен примерный тематический план трудовой деятельности на месяц, работая по нему можно добиться хороших результатов у детей.

Заключение

Воспитание трудовой деятельности у детей младшего дошкольного возраста – это, на мой взгляд, один из самых важных результатов работы в детском саду. Именно в этом возрасте закладывается фундамент по формированию нравственно-трудовых качеств.

Использование данной разработки, поможет педагогам, грамотно спланировать трудовую деятельность, тактично и умело ввести детей в круг трудового общения, довести до сознания каждого, то, что его труд необходим.

Зная особенности организации труда, владея методами и приёмами с детьми младшего дошкольного возраста, в воспитанниках активно развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к результатам их труда. Кроме того, у них формируется чувство дружбы, отзывчивость, самостоятельность, инициативность, сознательность и т.д.

Разработанный мною тематический план трудовой деятельности показал свою эффективность. Я заметила, что подобранная деятельность повышает результативность и помогает систематически планировать образовательную область «Труд».

Методика организации детского труда в младшей и средней группе

Дети сажают луковицы и крупные семена в землю, подготовленную воспитателем (в ящики, стаканчики, грунт), поливают посадки. Следует привлекать детей и к сбору урожая овощей: выдергивать редис, морковь, репу.

Дети выполняют индивидуальные поручения, которые включают 1-2 трудовые операции. Труд этот кратковременный, но воспитатель должен привлекать к нему всех детей поочередно, так как всем необходимо сформировать элементарные трудовые навыки.

Во второй младшей группе возможна организация труда всего коллектива детей например, посадка лука, крупных цветочных семян, уборка урожая и т.д. Труд этот будет организован как труд рядом.

Каждый ребенок действует в своем темпе, не испытывая никакой зависимости от других, что очень важно, когда дети только овладевают навыками. И в то же время у них воспитывается интерес к совместному труду.

Во второй младшей группе возможен труд подгруппами. Для обучения навыкам труда в природе в младшей группе характерна дробность показа трудовой операции с одновременным выполнением заданий детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети сразу поэтапно выполняют трудовой процесс. Такая дробность показа связана с недостаточным развитием у детей произвольного внимания, памяти.

Труд детей проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. В ходе его воспитатель помогает детям, поощряет их, показывает приемы выполнения задания. Оценка всегда положительная, носит воспитательный характер. Обучение новым трудовым действиям, как правило, осуществляется на занятиях.

Содержание труда и методика руководства им в младшей и средней группе.

Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия; это расширяет детский словарь, активизирует его. Дети рассматривают растения («Покажи, где листочки маленькие, а где большие», «Понюхай цветок», «Посчитай, сколько распустилось цветков» и т. п.). Педагог разъясняет необходимость ухода за растениями и животными.

Во второй младшей группе возможен труд подгруппами. Одновременно могут работать две подгруппы, но каждая при этом выполняет одну и ту же трудовую операцию: вытирают растения, сажают горох на грядке или поливают клумбу. Эта особенность организации труда связана, во-первых, с большой подражательностью малышей, а во-вторых, с тем, что воспитателю легче их обучать.

Для обучения навыкам труда в природе в младшей группе характерна дробность показа трудовой операции с одновременным выполнением заданий детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети сразу поэтапно выполняют трудовой процесс. Такая дробность показа связана с недостаточным развитием у детей произвольного внимания, памяти.

Каждый ребенок действует в своем темпе, не испытывая никакой зависимости от других, что очень важно, когда дети только овладевают навыками. И в то же время у них воспитывается интерес к совместному труду.

Труд детей проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. В ходе его воспитатель помогает детям, поощряет их, показывает приемы выполнения задания. Оценка всегда положительная, носит воспитательный характер. Обучение новым трудовым действиям, как правило, осуществляется на занятиях

Дети младших групп собирают при уборке участка камешки, щепки и складывают их в кучу, с помощью воспитателя сажают лук, сеют крупные семена, наблюдают поливку грядок и клумб, рыхление почвы и прополку растений, участвуют в сборе выращенного урожая

На земельном участке дети работают преимущественно после дневного сна. Так же как и в уголке природы, работа эта сочетается с наблюдениями и способствует накоплению у них знаний о растениях и животных, совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия. Организация труда зависит от вида работы, возраста детей и времени года. Некоторые работы на земельном участке можно проводить в форме занятий со всей группой (или подгруппой), но формирование трудовых умений и навыков должно осуществляться в повседневном труде детей. Различного рода поручения (эпизодические или длительные) дают отдельным детям, маленьким группам их или всей группе .

Во второй младшей группе возможна организация труда всего коллектива детей. Например, посадка крупных цветочных семян, лука, уборка урожая на огороде проводятся совместно. Работу организуют как «труд рядом» — каждый из детей не испытывает никакой зависимости от других. Это дает возможность ребенку действовать в индивидуальном темпе, что очень важно, когда он только овладевает навыками. Ив то же время в коллективном труде воспитывается интерес к совместному труду.

Во второй младшей группе возможна организация труда небольшими подгруппами. Каждая подгруппа выполняет одну и ту же трудовую операцию: вытирает растения, или сажает горох на грядке, или поливает клумбу.

Для обучения навыкам труда в природе в младшей группе характерна дробность показа трудовой операции с одновременным выполнением работы всеми детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети поэтапно выполняют трудовые операции.

Труд детей младшего, возраста проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. Воспитатель помогает малышам, если они в чем-либо затрудняются, показывает приемы выполнения задания, поощряет тех, кто хорошо справился с порученной работой. Всегда положительная оценка труда несёт воспитательную нагрузку.

В средней группе труд усложняется. Дети сами поливают растения, учатся определять потребность во влаге, выращивают овощи (сеют семена, поливают грядки, собирают урожай). Дети начинают осознавать зависимость роста и развития растений, поведения животных от качества ухода, свою ответственность за них.

Дети овладевают первоначальными умениями выращивать растения: помогают взрослым готовить землю для посадок на участке (разравнивают граблями перекопанную землю), сажают крупные семена и луковицы, а затем их поливают, рыхлят землю между рядами, пропалывают грядки с растениями, ярко отличающимися от сорняков (салат, лук).

Формы организации детей пятого года жизни в процессе труда те же, что и в младшей группе. Большое место занимают индивидуальные поручения, но они носят теперь более длительный характер. Дети выполняют одно и то же поручение в течение 2—3 дней. Труд подгруппами имеет свои особенности: одновременно могут работать 2 подгруппы и выполнять разные трудовые операции (но не более 2). Например, одна группа детей поливает растения на огороде, другая рыхлит междурядья. Навыки детей средней группы еще несовершенны, поэтому необходимо постоянное внимание воспитателя к способам работы ребят, чтобы не нанести ущерба растениям и животным.

Коллективные формы труда воспитатель использует тогда, когда необходимо познакомить детей с новыми трудовыми операциями, например со способами посадки семян.

Дети средней группы в труде более самостоятельны. Обучая новой трудовой операции, воспитатель показывает и объясняет все задание, а затем делит его на последовательные этапы (провести бороздку, положить семена, засыпать землей, полить). Следит за выполнением каждого этапа. В ходе работы напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, использует показ, объяснение.

Меняется характер оценки: оценивается качество выполнения работы. Воспитатель дает оценку по ходу труда детей и тут же при необходимости предлагает исправить ошибку. Он учит ребят понимать необходимость труда, показывает, почему надо выполнить ту или иную трудовую операцию: осматривает вместе с детьми растения, проводит рукой по крупным листьям, выявляет, что они запылились, нужно вымыть; указывает растение, которое необходимо полить (подчеркивает — земля серая, сухая); в клетке у животного грязный песок, надо его сменить, в аквариуме мало воды — нужно долить.

Таким образом, в средней группе усложняются формы организации детей в процессе труда и методика руководства трудом в природе.

Дети принимают участие в уборке участка: сгребают листья, разгребают снег на дорожках и т. д.

Они приучаются самостоятельно кормить рыбок и птиц по установленной мерке, помогают убирать клетки (моют поилки, кормушки, вместе с воспитателем чистят клетки).

В средней группе большое место занимают индивидуальные поручения, но они носят более длительный характер. Дети могут выполнять поручения в течение-2—3 дней. Труд подгруппами также имеет свои особенности. Одновременно могут работать 2 подгруппы и выполнять разные трудовые операции (но не более двух).

Например, одна группа детей рыхлит землю в горшках, другая обтирает растения. Навыки детей средней группы еще очень несовершенны, поэтому необходимо постоянное внимание воспитателя к способам работы, чтобы не нанести ущерба растениям и животным.

Воспитатель в своей работе использует коллективные формы труда. Их в основном воспитатель применяет, когда необходимо познакомить детей с новыми трудовыми операциями, например со способом посадки семян.

Воспитанники средней группы становятся все более самостоятельными в связи с приобретением навыков. Они охотно выполняют трудовые поручения, помогают взрослым; у них начинают развиваться процессы преднамеренного запоминания и припоминания, появляются зачатки чувства ответственности за порученное дело, критическое отношение к результатам своей деятельности. У детей пятого года жизни начинает развиваться осознанное отношение к выполнению трудовых операций, формируется умение видеть и чувствовать необходимость проведения того или иного трудового процесса.

Все эти особенности развития детей — основа для усложнения методики руководства их трудом. При обучении новой трудовой операции воспитатель позднее уже не дает дробного показа. Показывается и объясняется весь процесс целиком, а затем он делится на логические этапы (проложить бороздку, положить семена, засыпать землей, полить). Воспитатель проверяет выполнение каждого этапа. По ходу работы он напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, использует показ, пример других детей при оказании помощи отдельным детям. Меняется и характер оценки труда. Теперь не всегда оценка может быть положительной, так как оценивается качество выполнения трудовой операции. Оценку воспитатель дает по ходу труда детей и тут же предлагает исправить ошибки, если они имеются. Постепенно в средней группе педагог учит детей замечать необходимость труда.

Читайте также  Развитие воспитание детей среднего дошкольного возраста

Он объясняет, почему нужно выполнять ту или иную трудовую операцию: осматривает вместе с детьми растения; проводит пальцем по крупным листьям, выясняя, сильно ли они запылились; находит растения, которые нужно полить (земля сырая, сухая). Если в клетке грязный песок, его надо сменить, в аквариуме мало воды — нужно долить и т. д. Воспитателю нужно понять, что овладение ребенком навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Сформированные трудовые умения и навыки будут позже служить основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желание трудиться, включать в труд по собственному побуждению .

Параллельно с формированием трудовых навыков, воспитатель ведет работу по ознакомлению с трудом взрослых (помощника воспитателя, дворника, медицинской сестры и т.д.). Воспитатель в процессе этой работы развивает интерес детей к трудовой деятельности взрослых; дает конкретные представления об их труде, об общественной значимости труда; закрепляет представления о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах их труда; о названии оборудования, инструментах и материалах необходимых для работы. Вся эта работа направлена на воспитание уважения к труду взрослых, к результатам их труда и стремления подражать взрослым.

Основные формы ознакомления с трудом взрослых: наблюдения, чтение художественных произведений, рассматривание картин и иллюстраций, дидактические игры; организация посильной помощи взрослым.

Все эти особенности развития детей — основа для усложнения методики руководства их трудом. При обучении новой трудовой операции воспитатель в средней группе уже не дает дробного показа. Показывается и объясняется весь процесс целиком, а затем он делится на логические этапы (проложить бороздку, положить семена, "засыпать землей, полить). Воспитатель проверяет выполнение каждого этапа. По ходу работы он напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, использует показ, пример других детей при оказании помощи отдельным детям. Меняется и характер оценки труда. Теперь не всегда оценка может быть положительной, так как оценивается качество выполнения трудовой операции. Оценку воспитатель дает по ходу труда детей и тут же предлагает исправить ошибки, если они имеются. Постепенно в средней группе педагог учит детей замечать необходимость труда, Он объясняет, почему нужно выполнять ту или иную трудовую операцию: осматривает вместе с детьми растения; проводит пальцем по крупным листьям, выясняя, сильно ли они запылились; находит растения, которые нужно полить (земля сырая, сухая). Если в клетке грязный песок, его надо сменить, в аквариум е мало воды — нужно долить.

Публикации

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

Основные цели и задачи

  • Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Воспитание культурно-гигиенических навыков.
  • Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.
  • Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
  • Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
  • Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Воспитание самостоятельности у ребёнка тесно связано, прежде всего, с привлечением его к самообслуживанию.

Самообслуживание – это основа освоения ребёнком культурно-гигиенических навыков: навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук.

Оно формируется под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания. Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то ребёнок легче адаптируется к жизни в современном обществе.

Виды труда дошкольников

  1. Самообслуживание.
  2. Хозяйственно-бытовой труд.
  3. Труд в природе.

Формы организации труда

  1. Поручения
  2. Дежурства.

Поручения в младшей группе яв­ляются ведущей формой организации труда. Поэтому работу с малышами по трудовому воспитанию надо начинать с индивидуальных поручений, которые ребенок выполняет вместе с воспита­телем, и только много позже перехо­дить к другим формам.

В силу психологических особенно­стей дети младших групп недостаточ­но самостоятельны в своих действиях, склонны к подражанию, не могут со­гласовывать свои действия с действи­ями товарищей и работать в нужном для коллектива темпе, часто отвлекаются, не доводят начатое дело до кон­ца. Малышей мало интересует резуль­тат, их влечет сам процесс действия. Они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата. Поэтому только со второй половины года во 2-й младшей груп­пе, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, воспитатели использу­ют групповые поручения.

Основной формой объединения де­тей этого возраста в труде является труд «рядом», когда каждый ребенок работает самостоятельно и за свою работу отвечает перед воспитателем. При этом малыш упражняется в уме­ниях и навыках, необходимых в кол­лективной работе.

Во второй половине года во 2-й младшей группе вводятся дежурства — систематический труд, требующий опре­деленного уровня самостоятельности.

Значение труда по самообслуживанию Труд по самообслуживанию и элементарный бытовой труд (ХБТ) развивают у ребёнка ловкость, координацию движений, приучает к порядку, формирует самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, надо особо отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребёнка.

Самообслуживание

Группы

Задачи и содержание работы

2-я младшая

1. Продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной после­довательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, склады­вать, вешать одежду и т. п.).

2. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при не­большой помощи взрослых.

3. Продолжать учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши, насу­хо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носо­вым платком.

4. Учить правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой.

Алгоритмы навыков самообслуживания

Группы

Навыки и умения

Условия для формирования самообслуживания

2-я младшая

1. Самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

2. Складывать, вешать предметы одежды.

3. Мыть руки, лицо, уши аккуратно.

4. Насухо вытираться.

5. Вешать полотенце на место.

6. Пользоваться носовым платком (расческой).

7. Пользоваться правильно столовой и чайной ложками, вил­кой салфеткой.

1. Индивидуальные носовые платки, полотенца, расчески

2. Тарелки, ложки (столовые, чайные), чашки, вилки.

4. Шкафчики для одежды и стойки для полотенец с индивидуальной мет­кой ребенка.

5. Рисуночные алгоритмы умывания, одевания и раздевания.

Методы формирования навыков самообслуживания

Общие методы работы по формированию навыков самообслуживания:

Наглядные методы:

Показ выполнения каждого элемента деятельности и их последовательности.

Алгоритмы (схемы) различных процессов самообслуживания

Наблюдение за действиями взрослого.

Рассматривание иллюстраций, моделей.

Просмотр диафильмов, мультфильмов

Словесные методы:

Объяснения действий взрослого в ходе показа.

Подробное словесное объяснение без показа.

Общее или индивидуальное напоминание.

Контроль и оценка деятельности детей.

Чтение художественной литературы.

Практические, игровые методы:

Упражнения в выполнении навыков самообслуживания.

Использование спец. игр и пособий для обучения детей застегиванию пуговиц, шнуровке

  • Формирование навыков самооб­служивающего труда тесно взаимо­связано с формированием культурно-гигиенических навыков и влияет на их совершенствование.

Хозяйственно-бытовой труд

Группы

Задачи и содержание работы

2-я младшая

1. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений — готовить ма­териалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.); после игры убирать на место игруш­ки, строительный материал,

2. Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.

3. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.

4. Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при де­журстве по столовой, помогать накрывать стол к обеду (раскладывать ложки и вилки, расстав­лять хлебницы, тарелки, чашки и т п.).

Методические рекомендации

  • Работа по формированию у детей навыков хозяйственно-бытового труда взаимосвязана с формированием об­щей культуры ребенка: правильно сер­вировать, убирать стол, поддерживать чистоту, порядок в комнате, на участке.
  • Овладение трудовыми хозяйст­венно-бытовыми операциями дела­ет ребенка самостоятельным, гото­вым к взрослой жизни.

Алгоритмы ознакомления детей с хозяйственно-бытовым трудом

Группы

Трудовые операции и действия

Условия для хозяйственно-бытового труда

2-я младшая

1. Подготовить материалы к занятию: разложить на столе кисточки, дощечки для лепки и пр.

2. Убирать игрушки и предметы на свое место после игр и действий с ними.

3. Раскладывать ложки, вилки, тарелки, чашки, ставить салфетницы, хлебницы (со 2-й половины года).

1. Все игрушки, предметы имеют постоян­ное место.

2. Материалы для занятий имеют опреде­ленное место, размещены удобно и доступ­но для детей.

3. Фартуки дежурных.

4. Ложки и вилки расположены ручкой вверх в емкостях для хранения.

5. Чашки с ручкой, блюдца.

Труд в природе

Группы

Задачи и содержание работы

2-я младшая

  1. Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке.
  2. Приучать с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения,растения на грядках, сажать лук, собирать овощи.

3. Расчищать дорожки от снега, счищать его со скамеечек

Алгоритмы ознакомления детей с трудовыми операциями и действиями

Группы

Трудовые операции и действия

Условия в группе для труда в природе

2-я младшая

1. Кормить птиц, рыб помощью взрослых).

2. Поливать комнатные растения, растения на грядках.

3. Сажать лук, фасоль, горох, подсолнухи, огурцы.

4. Собирать урожай овощей на грядке.

5. Расчищать дорожки, скамейки от снега.

1. Природный уголок в группе: комнатные рас­тения и животные.

2. Календарь погоды.

3. Детский огород. Этикетки для грядок.

4. Мини-огород на окне (зимой).

5. Оборудование для ухода за растениями и животными в группе и на участке.

6. Картинки: времена года, растения, животные.

Знания детей о трудовой деятельности взрослых

Младший дошкольный возраст

  • Дети должны иметь представле­ние о профессиях:
  • помощник воспитателя;
  • строитель;
  • повар;
  • шофер;
  • продавец.

Знать об основных трудовых про­цессах, о материалах, орудиях и ин­струментах, необходимых для работы в этих профессиях.

  • Знать о труде взрослых в де­ревне.
  • Иметь представление о детском саде, магазине.

Формировать положительное отношение к труду взрослых. Воспитывать уважение к людям знакомых профессий. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.

Трудовое воспитание младших дошкольников

Труд — важнейшая составляющая человеческой жизни. И материальные, и культурные ценности создаются благодаря труду. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду необходимо с самого раннего детства. И роль дошкольных образовательных учреждений в этом важном процессе велика.

Обучение труду в дошкольных учреждениях

Трудовое воспитание дошкольников является одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Работу в этом направлении начинают с первых дней пребывания малыша в детском саду.

Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

В.А. Сухомлинский

Цели и задачи трудового воспитания

Основной целью трудового воспитания самых маленьких посетителей дошкольных заведений, с учётом их возрастных особенностей, является формирование положительного восприятия труда и умения выполнять посильные трудовые действия.

Приучать малышей к труду следует с самого раннего возраста

Задачи трудового воспитания в этом возрасте не столь обширны, как в старшем, но не менее важны. Ведь от того, сумеет ли привить педагог уважение и любовь к труду малышам третьего и четвёртого года жизни, зависит их отношение к важнейшей составляющей человеческой деятельности в последующем.

Задачи трудового воспитания в младшей группе ДОУ:

Знакомить детей с профессиями, тружеников которых они видят в реальной жизни, ближайшем окружении (воспитатель, няня, продавец, строитель, водитель, врач, повар).

В первой младшей группе детям сообщают обобщённую, поверхностную информацию: «Это строитель, он строит из кирпичей красивые, прочные, большие дома, чтобы в них жили люди».

Знания, которыми способны овладеть дети четвёртого года жизни, преподносятся более полно и глубоко. Можно указывать на связь между профессиями, называть инструменты, материалы, которыми пользуются в процессе труда работники разных профессий («Чтобы строитель построил большой магазин, водитель на своей машине привёз много кирпичей. Когда магазин построят, в нём будут работать продавцы, продавать нам продукты, одежду, книги и пр.»).

Формировать навыки обслуживания себя, поддержания в чистоте и опрятности тела, одежды.

Малыш третьего года жизни с помощью взрослого овладевает умением мыть руки с мылом, пользоваться полотенцем, носовым платком.

Ребёнку второй младшей группы под силу рассмотреть себя в зеркале, осмотреть одежду, вытереть нос платочком, рот после еды салфеткой, застегнуть молнию на одежде, пуговицы. Если эти операции вызывают трудности, дети должны уметь обратиться к взрослым с просьбой о помощи, используя вежливые слова.

Развивать и поддерживать интерес детей к труду взрослых, желание помочь, соблюдать чистоту и порядок. Взрослые должны поощрять такие проявления. Конечно, иногда воспитателю или няне проще сделать определённую работу (полить цветы, расставить тарелочки с деталями аппликации) самим, но раз-второй отказав малышу в его стремлении сделать что-то самостоятельно, взрослые рискуют навсегда погасить в маленьких помощниках огонёк трудолюбия, что является серьёзной педагогической ошибкой. На протяжении дня возникает много ситуаций, в которых даже детей раннего возраста можно привлечь к несложному трудовому действию, и воспитатель с няней должны использовать их по максимуму (поставить на место игрушку, сложить одежду на стульчик, в шкаф, поднять обронённый мусор и т. д.).

Стремление ребёнка к соблюдению чистоты и порядка достойно похвалы

Формировать у детей представления о необходимости и значимости труда, вызывать чувство радости и удовлетворения от произведённых трудовых действий («Если мы не польём цветочек, он завянет. Давайте вместе уберём игрушки, в нашей групповой комнате станет чисто, красиво, и мамы, когда придут за вами, обрадуются, похвалят нас»).

Читайте также  Воспитание детей старшей группе детского сада

Психологические особенности детей третьего и четвёртого года таковы, что малыши не могут удерживать в памяти какое-то событие долго, поэтому не стоит сообщать им результат труда, рассчитанный на длительную перспективу («Сейчас мы посадим лук, а когда он вырастет, отдадим его на кухню, чтобы сварить суп»). Дети попросту его забудут. Такие «долгосрочные проекты» лучше разбивать на этапы и сообщать детям результат по мере его приближения. Перед посадкой: «Сегодня мы посадим лук, польём его, он вырастет зелёный, пышный». После появления зелени: «Вот какой хороший лук вырос, сейчас я его срежу и отдам на кухню, где повар сварит нам вкусный суп». Таким образом малыши и увидят пользу своего труда, и повторят информацию о развитии и использовании овощей.

Воспитывать трудолюбие, организованность и старательность при выполнении порученных действий, самостоятельность и инициативность, аккуратность, опрятность, бережное отношение к результатам своего и чужого труда.

Трудовое воспитание малышей в детском саду невозможно без тесного взаимодействия с семьями воспитанников. Поэтому педагогу необходимо продумать комплекс мероприятий по работе с родителями: групповые и подгрупповые беседы, круглые столы, выставки литературы, тематических папок и т. д.

Важно, чтобы не только воспитатель, но и родители приучали малыша к самостоятельности и труду

Виды и приёмы трудового воспитания детей младших групп ДОУ

В первой и второй группах младшего дошкольного возраста используются такие виды труда:

Самообслуживание. Сюда входят умывание, раздевание и одевание на прогулку, ко сну, пользование туалетом (индивидуальным горшком), пользование носовым платком, полотенцем, салфеткой, аккуратный приём пищи.

Хозяйственно-бытовой труд: поддержание порядка в групповой комнате, раздевалке, спальне, выполнение поручений по столовой (расставить стаканчики для салфеток, хлебницы, разложить ложки). Во второй младшей группе ребятам даются поручения по подготовке занятий: расставить тарелочки с раздаточным материалом, доски для лепки и пр., а после собрать их и сложить в определённое место. Дети могут помогать педагогу в подклеивании книг, коробок для игр.

Труд в природе. Дети под контролем воспитателя могут поливать растения, протирать крупные листья влажной губкой, рыхлить землю в горшочках, высаживать лук на перо, сеять в ящики крупные семена (тыквы, фасоли, гороха).

Ручной труд планируется начиная со старшей группы, но привлекать детей младшего возраста к изготовлению поделок, коллективных аппликаций, композиций в различных техниках допустимо. Малыши с удовольствием помогут воспитателю сделать красочное панно или оригинальную поделку для украшения раздевалки, группового помещения, вестибюля детского сада.

Изготовленное воспитанниками яркое панно украсит раздевалку группы

Наиболее приемлемой формой труда в младшем дошкольном возрасте является поручение, индивидуальное или подгрупповое, когда сделать что-либо воспитатель предлагает трём-четырём ребятам. Во втором случае все дети выполняют одно и то же действие, пользуясь одинаковым оборудованием, например, расставляют салфетницы на столы, протирают от пыли листочки фикуса губкой. Разноплановые действия (один поливает растение, другой протирает листочки) малышам давать ещё рано, они могут запутаться в действиях или же захотеть выполнять то, что делает сосед, оставив свою часть работы невыполненной.

Поскольку дети ещё очень малы, их внимание рассеянно, неустойчиво, педагогу следует с особой тщательностью отбирать приёмы мотивации к труду и руководства деятельностью воспитанников. Наиболее эффективными приёмами являются:

Наблюдение. Известно, что у детей третьего года жизни очень высоко развита подражательность, а основным видом деятельности является предметная. Наблюдая за тем, как взрослые действуют, используя разнообразные предметы, малыш повторяет за ними и тем самым учится новому навыку. Поэтому нужно как можно чаще организовывать наблюдения за работой няни, дворника, воспитателя, которые выполняют простые и понятные малышам действия: накрывают на стол, подметают дорожки, поливают цветы и т. д.

Наблюдение за трудом няни развивает представление детей о людях, которые заботятся о них, воспитывает чувство благодарности и желание помочь

С наблюдением тесно связан показ. Этот приём воспитатель использует постоянно в течение дня при выполнении всех режимных моментов, поскольку малыши ещё не могут выполнять действия самостоятельно, по памяти. Перед мытьём рук педагог закатывает рукава собственной одежды, а потом помогает это сделать малышам. Пользуясь мылом, стряхивая с рук воду, вытираясь полотенцем, воспитатель делает это так, чтобы всем ребятам было хорошо видно и понятно, что следует делать.

Кроме показа, необходимо также пояснение. Детям нужно в простой и понятной форме сообщить, зачем выполняется то или иное действие, в чём его польза, каков будет результат: «Если вы повесите одежду каждый на свой стульчик, то она не помнётся и после сна её будет легче найти».

Эмоциональное, настраивающее на положительный результат пояснение — отличная мотивация к действию. Сравните 2 предложения: «Сейчас мы помоем руки и вытрем полотенцем» и «Сейчас мы помоем руки этим душистым мылом, и они тоже будут хорошо пахнуть, станут чистыми, а после вытрем их красивым пушистым полотенцем!». Разумеется, во втором случае ребёнок гораздо охотнее выполнит процедуру умывания.

Также помогают быстрее запомнить порядок выполнения действий и приучают малышей к аккуратности, опрятности художественные произведения. Использование их — очень удачный приём, если произведение не слишком длинное и подходит к режимному моменту (одевание, раздевание, умывание и т. д.)

Создание игровых и сюрпризных моментов. К детям приходит любимая игрушка (мишка, кукла), просит помочь, научить мыть руки, одеваться, аккуратно складывать вещи. Или вдруг появляется новая яркая расчёска, украшенная пышным бантом, и сообщает, что она пришла расчесать всех кукол в группе. И дети вместе с воспитателем причёсывают кукол, поправляют им наряды, красиво рассаживают в игровом уголке.

Создание проблемных ситуаций. Игровой персонаж озвучивает детям проблему. Например, зайка приходит очень грустный и сообщает, что от него ушли все игрушки, а в беседе выясняется, что герой не умеет складывать и ставить игрушки на место. Ребята вызываются помочь ему, научить, как это правильно делать.

Дидактическая игра. После озвучивания проблемной ситуации решить её возможно в ходе дидактической игры: дети «учат» персонажа мыть руки, складывать игрушки, выполнять другие трудовые действия в играх «Игрушки, по местам!», «Что за чем?», «Что умеют наши ручки» и других.

Рассказывание поучительных историй, составленных самим воспитателем. Они также должны быть не длинными, нагруженнными информацией, а короткими и обращаться к непосредственному опыту детей: «Сегодня утром я нашла в раздевалке на полу варежку. Она плакала, потому что её забыли положить в шкаф. Я подняла её, положила на место и пообещала, что наши дети никогда не будут бросать свои вещи на пол».

Поощрение — самый действенный и необходимый в раннем и младшем дошкольном возрасте приём.

Поощрение — отличный приём трудового воспитания, поэтому не стоит скупиться на похвалу детям за аккуратность и тягу к чистоте

Хвалить детей необходимо за каждое малое достижение, и даже в случае неудачи нужно найти положительное: «Сегодня ты старался застегнуть пуговицы, и у тебя почти получилось! Мы с тобой немножко потренируемся, и скоро ты сможешь застегнуть их все! Зато рубашку ты сам надел, молодец!» Поощряя ребёнка, педагог закрепляет в его памяти, что труд связан с успехом. Это формирует у воспитанников положительное отношение к труду в общем и вызывает желание выполнять трудовые действия в дальнейшем.

Трудовое воспитание в младшей группе по ФГОС

Трудовое воспитание в младшей группе по ФГОС

Ребенок любого возраста больше всего любит играть. Вся педагогическая деятельность основывается на преподнесении детям важной и серьезной информации в форме игры, чтобы малышам было проще включиться в участие и легче было запомнить все, чему учит воспитатель.

Картотека по трудовой деятельности

Трудовая деятельность в младшей группе направлена на закрепление бытовых аспектов жизнедеятельности здорового человека. Ребят во второй младшей группе еще нельзя назвать самостоятельными, многие из них уже умеют выполнять какие-то повседневные задания без посторонней помощи: разуться, снять шапку, убрать одежду в шкафчик. Но есть детки, которые самостоятельно не справляются с подобными заданиями. Для того, чтобы помочь им научиться выполнять некоторые посильные действия в одиночку, а также содействовать другу в каких-то несложных вопросах, воспитатели проводят игры, развивающие трудовую деятельность.

На каждый учебный год педагогами составляются конспекты с планом задач, которые ребенок в своем возрасте способен выполнить. Для младших групп это могут быть такие занятия:

  • для девочек – игра в дочки-матери с куклой, которая испачкалась и нуждается в купании;
  • для мальчиков – игра в автомойку, на которую заезжают строительные автомобили;
  • для всех – влажная уборка игрового стеллажа с целью выгнать из группы жучка-грязевичка, который портит игрушки;
  • для всех – летом, после прогулки, мытье не только рук, но и ног, чтобы не занести в кровать и в группу опасные бактерии.

Примерный перечень трудовых поручений

Задачи, которые для ребят второй младшей группы посильны и должны уже быть полностью освоены:

  • мытье рук;
  • уборка использованной посуды на специально отведенное место;
  • раскладывание игрушек после игры по местам;
  • расправление предметов гардероба для переодевания (навык выворачивать штаны или колготки, определять лицевую и изнаночную сторону, переднюю и заднюю часть одежды);
  • чистка зубов;
  • приведение кровати в порядок после сна (заправить).

Общие поручения

Хозяйственно-бытовой труд, применяемый во второй младшей группе, в большинстве случаев имеет коллективный характер. Все вместе ребята совершают несколько полезных дел, приобщаясь к миру взрослых. Дети одновременно с игрой учатся убирать после себя посуду, аккуратно относиться к предметам гардероба, заботиться о комнатных растениях. В результате успешного приучения к осознанному отношению к своей собственности, которую следует убирать только в свой шкафчик, дети больше не разбрасывают одежду после прогулки, а аккуратно складывают ее.

Воспитание в детях уважения к порядку порождает привычку рационально мыслить и составлять последовательность действий для достижения наилучшего результата. После каждого приема пищи в столовой ребята все вместе убирают за собой посуду, унося ее на специально отведенный для этого стол.

Интересно! Мальчики быстрее девочек соображают, что если мелкие предметы (ложки и вилки) сложить в тарелку, ходить к столу и обратно придется меньшее количество раз. Девочки попытаются упростить свой труд, лишь подсмотрев за мальчиками.

Индивидуальные поручения

Целью индивидуального труда является самостоятельная реализация поставленной задачи без возможности подсмотреть за другом или сделать что-либо совместно. Любимое девочками занятие по ухаживанию за комнатными растениями у большинства мальчиков не вызывает интереса, однако делить по половому признаку задания нельзя, потому как мальчики также должны учиться заботе и бережному отношению.

Планирование трудовой деятельности

Заставить ребят с первого раза понять важность того или иного повседневного действия сложно, если об этом просто говорить.

Интересно! В труд нужно играть. Детская заинтересованность в игре помогает усвоить важность ежедневной деятельности и привить ответственность за ее исполнение.

Игра в «куклу Машу-Заморашу» прочно закрепляет обязательность исполнения гигиенических процедур – мыть руки перед едой, чистить зубы после еды, мыться перед сном. Воспитатель заводит в группу перепачканную куклу и просит рассказать Маше, почему так важно следить за чистотой тела.

Зимой во время прогулок ребят учат заботиться о птицах, оставшихся зимовать. Для этого раздают корм, которым дети кормят голубей и воробьев. В дополнение к заботе о природе воспитатель проводит беседу о том, как снег, хоть и холодный, но греет корневища деревьев во время лютых морозов и сильных ветров. Воспитанникам предлагают снег с тропинок и скамеек перенести под деревья, растущие на территории детского сада. Благодаря такому труду и заботе скамейки и тротуары становятся чище, а деревья легче переносят зиму.

Анализ трудовой деятельности в младшей группе

В качестве оценки детской способности проявлять заботу, не лениться и трудиться проводится игра, участие в которой занимает длительное время. Самая распространенная среди воспитателей – игра в «Наш огород».

Воспитанникам предлагается высадить определенные семена и ухаживать за ними до состояния ростков. Полученную рассаду совместно с воспитателем высаживают на территории ДОУ либо в горшки в группе.

Интересно! Перспективный анализ позволяет не только выявить неспособных к уходу и заботе детей, но и наглядно рассказать ребятам о том, как выращивают некоторые привычные фрукты и овощи, травы.

Диагностика контроля трудолюбия

На протяжении всего года, время от времени, во время прогулок или в группе ребятам предлагается труд различного характера, посильный их возможностям. Воспитатель в игровой форме просит детей протереть с листвы комнатных растений пыль, подбадривая похвалой о том, какие мальчики и девочки уже выросли большие и все умеют, а общий друг Незнайка не умеет ни поливать цветы, ни пыль протирать. Все действо происходит на глазах воспитателя, но дети после нескольких тренировок уже должны сами налить воду в лейки, смочить тряпочки и поухаживать за цветами.

Внимание! Пока воспитанники увлечены процессом, воспитатель заполняет диагностическую карту группы, в которой делает отметки, насколько быстро каждый сообразил, где взять воду, как определить нуждающиеся в поливе растения, а также кто из дошкольников оказывал помощь товарищу, а кто эту помощь принимал.

Уход за растениями

Методы и приёмы организации труда

Согласно ФГОС, с самого младшего возраста детей требуется приучать к дозированной самостоятельности и трудолюбию. В течение каждого режимного дня дети выполняют ряд заданий, которые помимо своей прямой функции способны развивать смекалку и память. Например, когда младший воспитатель просит помощи в сервировке стола к обеду приборами кого-то из группы, юный помощник невольно вспоминает, кто из его друзей сидит с одной стороны стола, а кто с другой, кому уже предоставили ложку, а кому еще нет.

Белые мыльные перчатки

Самым распространенным методом является просьба о помощи: неопытная и расстроенная игрушка, попавшая в сложную ситуацию, просит помощи ребят, а те ей охотно помогают.

Дополнительная информация! С помощью небольшой хитрости можно заинтересовать детей в мытье рук, для этого воспитатель показывает, как с помощью мыла и воды сделать себе красивые белые перчатки, которые обладают волшебной силой – очищают кожу от грязи и бактерий.

Привить детям уважение к труду элементарно, если выбрать момент для начала обучения и следовать простому правилу – дети все делают, играючи. Если родителям дома удастся превратить важное дело в игру, ребенок без сопротивлений поиграет с пользой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: