Суть процесса самообразования воспитателя старшей группы ДОУ

Самообразование, саморазвитие в старшей группе

Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет

План самообразования «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» МБДОУ Детский сад комбинированного вида №42 План работы по самообразованию на 2021-2022 учебный год Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности Воспитатель: Иванова Е.Н. ВОРОНЕЖ 2021.

План по самообразованию по теме «Развитие социально-коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста» Месяц Содержание работы Практический выход Сентябрь 1.Изучение методической литературы Иванова Н.В. Социальное развитие детей в ДОУ: М. :ТЦ Сфера, 2008 2.Подготовка к выставке детских рисунков «Мой любимый город Ставрополь» 3.Подготовка к проведению родительского собрания.

Самообразование, саморазвитие — План по самообразованию «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах»

Публикация «План по самообразованию «Формирование у детей старшего дошкольного. » План по самообразованию на 2020-2021 учебный год «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения». Воспитатель: Казбекова Залина Викторовна Работа начата: сентябрь 2020 г.

План по самообразованию «Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста» Тема по самообразованию: «Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста» на 2021-2022 уч.гг. Цель: заложить основы экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: • изучить литературу, разработать план реализации.

План по самообразованию «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» Актуальность организации исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста. Развитие познавательного интереса через развитие исследовательского поведения ребенка. «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования –.

План по самообразованию «Развитие креативного мышления у детей 4–5 лет, используя нетрадиционные техники рисования» Актуальность темы: Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на сегодняшний день. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность ребёнка. Занятия изобразительной деятельностью не только помогают.

Самообразование, саморазвитие — План по самообразованию (старшая группа) «Патриотическое воспитание дошкольников на примере событий ВОВ»

Статья «План по самообразованию (старшая группа) «Патриотическое воспитание. » Сентябрь 1. Беседа: «Была война…» Цель: знакомить детей с событиями Великой Отечественной войны, дать представление о том, что она была освободительной, воспитывать чувство гордости за свой народ. Материал: иллюстрации, музыкальные произведения. Литература: «С чего начитается.

План по самообразованию учителя-логопеда «Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста» Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования, формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО. Задачи: 1.

Проект по самообразованию «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному творчеству» Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение « Детский сад № 20 комбинированного вида» Проект по самообразованию. Тема: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному творчеству» Воспитатель: Кудашкина Л. А. Саранск – 2020 г. Вид.

План по самообразованию «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей 5–6 лет» Муниципальное образование Серовский городской округ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития детей №11 «Золотой ключик» ПЛАН работы.

Самообразование воспитателя Тема: «Современные педагогические технологии в образовательном пространстве ДОУ»

— качественное расширение личного образовательного кругозора, совершенствование общекультурного уровня.

Создание условий для инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности.

1. Воспитывать социально – личностные качества дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески;

2. Развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах деятельности;

3. Научить детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышения уровня интеллектуального мышления и креативного воображения.

Пояснительная записка

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится: «Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечит жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умения выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства».

Сегодня в центре внимания — ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного педагога – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии, такие как проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий помогают реализовать личностно-ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития.

Методическая литература:

1.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004

2.Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ / Ю. В.– М.: Детство-Пресс, 2011. – 112 с.

3.Р айгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / – Самара: БАХРА-М, 2001. – 672 с.

4.Пидкасистый П.И. Педагогика: учебник / – М., 2006. – 608 с.

5.Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / – М.: Изд. центр «Академия», 2009. -192 с.

6.Нежина Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Дошкольное воспитание . -2004 . -№4. –с. 5-9

Тема: «Современные педагогические технологии, применяемые в образовательном процессе в образовательной области социально-коммуникативное развитие»

Дата начало работы над темой: 02.09.2019 г.

Создание условий для инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности.

— Воспитывать социально – личностные качества дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески;

— Развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах деятельности;

— Научить детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышения уровня интеллектуального мышления и креативного воображения.

Направления самообразования:

Действия и мероприятия

Изучить программы и пособия, уяснить их особенности и требования.

Повышать квалификацию на курсах для педагогов.

Создание авторских дидактических игр и пособий, разработка и реализация на практике конспектов НОД, выступления с докладами на педсоветах, конференциях, семинарах и т.д.

Изучение опыта работы сетевых обществ для обмена опытом с другими регионами (Социальная сеть работников образования).

Внедрять в образовательный процесс педагогические технологии.

Этапы самообразования:

Выбор и определение темы самообразования

Планирование работы по теме самообразования

Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.

Посещение сайтов образования.

Знакомство с работами других педагогов.

Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.

Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса.

Выступления на педсоветах, заседаниях МО, показ открытых занятий, участие в семинарах, участие в заочных всероссийских и международных конференциях, вебинарах, публикации в сборниках научных статей, журналах, газетах, участие в городских, региональных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах профессионального мастерства, участие воспитанников в разнообразных конкурсах.

Оформление результатов работы.

Участие в работе городского МО педагогов, в городских семинарах.

Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах.

Консультативная помощь воспитанникам и родителям.

Оформление результатов работы.

Распространение опыта работы.

Участие во всероссийских конкурсах на лучшую методическую разработку.

Реализация данной темы рассчитана на 3 года

(2017 – 202 1 учебный год)

Читайте также  Ребенок 5 месяца воспитание

2017-2018 учебный год

Проанализировать свои профессиональные затруднения.

Сентябрь 2017 г.

Составление плана работы по самообразованию.

Изучение работы педагогов региона: (через публикации в периодической печати, сайты).

Собрать банк данных по теме «Современные педагогические технологии, применяемые в образовательном процессе в образовательной области речевое развитие »: презентации, статьи и т.д..

Систематизировать накопленные и последующие обобщение материала по теме «Современные педагогические технологии, применяемые в образовательном процессе в образовательной области речевое развитие»

Изучить литературу «Инновационная деятельность в ДОУ» К.Ю. Белая

Обобщение опыта работы в разнообразных формах: папка передвижка, педагогический вестник и др. для воспитателей по теме педагогические технологиям

СОВЕТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОУ

Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня. Задача старшего воспитателя – оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение или являются предметом его интересов. Однако эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной работой педагога, егосамообразованием. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:

Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

Изучение учебной и научно-методической литературы;

Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

Изучение новых программ и педагогических технологий;

Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

Повышение общекультурного уровня.

Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

Для молодых специалистов:

Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;

Формирование основ педагогического мастерства;

Развитие умений и конструктивных способностей.

Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;

Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;

Проявление творческого потенциала педагога;

Пропаганда своих достижений;

Развитие исследовательской деятельности.

Для педагогов без специального образования:

Овладение методикой работы с детьми;

Адаптация к педагогической деятельности.

Тематикой самообразования также может быть:

одна из годовых задач ДОУ;

проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя. Методическая работа необходима воспитателю:

в определении темы, целей и задач;

в планировании работы по самообразованию;

в ходе реализации плана;

в изучении и анализе результативности своей работы.

Этапы и содержание деятельности по самообразованию представлены в таблице.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Этапы работы по
самообразованию

Деятельность

старшего воспитателя

Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач

Педагогическая диагностика и всесторонний анализ деятельности педагога.
Выявление желания педагога работать над той или иной проблемой: индивидуальные беседы, анкетирование

Планирование работы по самообразованию

Консультирование и методические рекомендации по разработке темы:
• в определении содержания работы по самообразованию;
• в выборе вопросов для самостоятельного углублённого изучения;
• в составлении плана в зависимости от уровня профессионализма педагога

Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов)

Создание условий для работы воспитателя по самообразованию:
• тематическая подборка и составление картотеки научной, научно-популярной, методической и художественной литературы;
• тематическая подборка и составление картотеки газетных и журнальных статей;
• видеозаписи;
• оформление выставки «В помощь занимающимся самообразованием»;
• материалы из опыта работы;
• тематические стенды «Посетите занятие», «Советуем поучиться у коллег», «Лучшее от каждого – коллективу» и др.

Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми)

Оценка работы педагога по самообразованию при посещении занятий и других форм воспитательно-образовательного процесса, изучение практических материалов

Подведение итогов самообразования

Привлечение к проведению индивидуальной или групповой консультации; выступлению на заседании совета педагогов; проведению открытого просмотра.
Помощь в оформлении результатов самообразования:
• выступление по итогам работы и обмену опытом;
• составление картотеки по проблеме;
• игры и пособия;
• советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы;
• составление перспективного плана работы с детьми;
• организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования;
• оформление передового педагогического опыта

Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

План работы по самообразованию

Воспитатель_________________группы _______________МКДОУ №5

Раздел плана

Форма работы

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

Темы по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС: повышаем уровень мастерства

Выбор темы по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС – одна из профессиональных задач современного педагога ДОУ. Определиться с направлением исследования, сформулировать название темы, найти и систематизировать информацию по ней поможет предлагаемая статья.

Современный педагог дошкольного учреждения, чтобы быть в тренде, просто обязан знакомиться с новыми исследованиями в области дошкольной педагогики и детской психологии, передовым опытом коллег, повышать общую эрудицию, совершенствовать педагогическое мастерство.

Как выбрать тему для самообразования?

Основных критериев всего два:

  • требование к изучению темы извне (формулируется в нормативно-правовых документах, в частности, во ФГОС ДОО);
  • работа самого педагога (нехватка опыта и знаний для разрешения той или иной педагогической ситуации).

Таким образом, перед выбором темы необходимо ознакомиться с нормативно-правовой базой по дошкольному образованию и проанализировать собственный опыт.

Согласно ФГОС, ребенок-дошкольник развивается по следующим направлениям:

  • социально-коммуникативное;
  • познавательное;
  • речевое;
  • художественно-эстетическое;
  • физическое.

Примерные темы самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС (2017 год и позднее)

В соответствии с выделенными направлениями темы по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС могут быть следующими:

  • Методы и средства амплификации развития дошкольника.
  • Педагогическая диагностика в дошкольном учреждении.
  • Индивидуальный подход в дошкольном образовании.
  • Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности.
  • Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников.
  • Руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста.
  • Воспитание доброты у дошкольников.
  • Воспитание отзывчивости у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание целеустремленности у воспитанников ДОУ.
  • Воспитание честности и правдивости у дошкольников.
  • Формирование представлений о малой родине у дошкольников.
  • Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
  • Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности.
  • Воспитание любознательности у дошкольников (на занятиях, в общении, игре, трудовой деятельности).
  • Формирование у дошкольников представлений о признаках, качествах и свойствах объектов окружающего мира.
  • Ознакомление дошкольников с биоценозом леса (луга, водоема).
  • Формирование у дошкольников представлений о космосе.
  • Формирование у детей дошкольного возраста представлений о неживой природе (явление природы, сезоны, смена дня и ночи).
  • Формирование у дошкольников представлений о форме величине, пространственных отношениях объектов.
  • Формирование у дошкольников понятия числа.
  • Развитие форм общения у дошкольников.
  • Развитие связной речи детей дошкольного возраста (в общении, игре).
  • Обучение детей 4-7 лет элементарному анализу литературного произведения.
  • Обучение дошкольников пересказу литературных произведений.
  • Обучение дошкольников выразительному чтению стихотворений.
  • Творческое рассказывание в детском саду.
  • Обучение грамоте в ДОУ.
  • Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в детском саду.
  • Здоровьесберегающие технологии дошкольного образования.
  • Формирование у детей раннего и дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков.
  • Формирование у дошкольников навыков самообслуживания.
  • Создание психологического комфорта в группе ДОУ.
  • Компьютерные технологии в дошкольном образовании.
  • Преемственность дошкольного и начального образования.
  • Психолого-педагогическая помощь в семье в воспитании и развитии дошкольников.
Читайте также  1 Месяц ребенку воспитывать

В 2016 году во ФГОС были внесены изменения и дополнения, в частности, об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим одной из тем по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС 2017 может быть:

  • «Инклюзивное образование в условиях ДОУ».

Помимо тем по конкретному направлению, можно выбрать тематику, касаемо работы дошкольного учреждения в целом:

  • Планирование работы в дошкольном учреждении по ФГОС.
  • Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ.
  • Разработка парциальных программ дошкольного образования.
  • Инновационные формы работы с родителями воспитанников ДОУ.

В перечне тем по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС 2017 может быть заявлена тематика:

  • Вариативность услуг дошкольного образования на современном этапе.
  • Экспериментальная деятельность в ДОУ.
  • Качество дошкольного образования: критерии оценки.
  • Общественные отношения в дошкольном образовании.

Как работать по темам

Работа по каждой из перечисленных тем начинается с анализа литературы (примерный список источников приводится ниже). Читая книги, педагог выделяет основные, мысли, идеи, суждения авторов. Так, взяв тему об использовании дидактических игр с целью формирования у детей навыков безопасной жизнедеятельности, воспитатель:

  • обращает внимание на особенности организации дидактических игр в разных возрастных группах;
  • содержание работы по ОБЖ в ДОУ.

Затем педагог продумывает или также берет из книг потенциально опасные ситуации, которых необходимо избегать, и на основе полученных знаний составляет картотеку игр. Игры разрабатывает сам или берет из источников. Систематизированные материалы апробируются на практике.

Рекомендованная литература

Повысить профессиональное мастерство по перечисленным темам самообразования помогут следующие источники (список примерный, может быть изменен и дополнен педагогом, работающим над выбранной темой):

  • Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
  • Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2016.
  • Дмитриенко З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. – СПб: Детство-Пресс, 2016.
  • Затулина Г.Я. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. – М.: Центр педагогического образования, 2014.
  • Зеленова И.Н., Осипова Л.Е. Мы живем в России. – М.: Скрипторий, 2010.
  • Ермолаев С.Д. Специальное и инклюзивное образование в современном детском саду. – Спб: Детство-Пресс, 2015.
  • Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина. – М.: АРКТИ, 2004.
  • Михайлова-Свирская Л.В. Математика в детском саду. – М.: Национальное образование, 2015.
  • Николаева Е.И. и др. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. – М. СПб: Детство-Пресс, 2015.
  • Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах /Под ред. М.Е. Верховкиной. – СПб: КАРО, 2014.
  • Савенков А.И. Маленький исследователь. – Ярославль: Академия развития, 2002.
  • Фатюшина Н.Э. Укрепление здоровья ребенка в детском саду. – Спб, КАРО, 2014.
  • Цой-Гергерт В. Рисуем природу. – Спб: Питер, 2016.
  • Шайдт А. Почему? Философия с детьми. – М.: Национальное образование, 2016.

Над какой темой работаете вы? Напишите в комментариях к статье.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Темы по самообразованию для воспитателей

Темы по самообразованию для воспитателей

Для педагога самообразование это необходимый процесс, чтобы не только оставаться востребованным в своей профессии, но и (это самое главное) успешно выполнять свои функции воспитателя. Только тот, кто способен развиваться сам, может научить развиваться других.

Актуальность самообразования

Повышать свой уровень информированности это необходимость для человека любой профессии.

К сведению! Для педагога или воспитателя это тем более необходимо потому, что его задача — научить детей жизни в обществе, умению адаптироваться в нём в условиях стремительных изменений, которые произошли и происходят последние несколько десятилетий.

И это возможно выполнять с успехом, если младший педагог или уже профессионал имеет представление об этих изменениях.

Начальный уровень воспитателя требует самообразования

Формы самообразования

Самообразование воспитателя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) может реализовываться в следующих формах:

  • Изучение последних нормативных документов, связанных с различными точками зрения на дошкольное воспитание.
  • Изучение методических пособий и проектов по своей специализации, чтение специализированных журналов по вопросам дошкольного образования.
  • Знакомство с передовым опытом других ДОУ, изучение новейших программ в области воспитания детей, освоение инновационных педагогических программ.
  • Личностное самосовершенствование.

Если рассматривать самообразование в более широком аспекте, то возможны также следующие формы:

  • Педагогический совет — коллективное обсуждение актуальных вопросов воспитания детей. Они могут проходить как по определённым темам, так и по общим вопросам.
  • Обучающий семинар — повышение теоретического уровня воспитателя. В рамках семинара педагогам необходимо выполнять конкретные задания для закрепления полученных знаний.
  • Курсы повышения квалификации, по окончании которых воспитателю необходимо выполнить итоговое зачётное задание для получения сертификата или диплома.
  • Открытые занятия, которые можно посещать самому, перенимая опыт коллег, и проводить их, демонстрируя свои знания, опыт, теоретическую подготовку. В последнем случае, анализируя открытое занятие, воспитатель подмечает сам или с помощью коллег слабые места своих методов работы.
  • Педагогический тренинг, проводимый опытными воспитателями, на котором появляется возможность развивать собственные навыки.

Перспективный воспитатель всегда развивается

Самообразование воспитателя ДОУ в любой форме преследует следующие цели:

  • Получение дополнительных знаний общепедагогического или психологического характера для улучшения собственных методов обучения и воспитания.
  • Углубление имеющихся знаний по применяемым методикам.
  • Овладение последними достижениями в педагогике, передовым опытом в области дошкольного воспитания.
  • Повышение собственного низкого или среднего уровня развития до высшего (английский язык, география, обществознание, пальчиковая гимнастика).

К сведению! В процессе самообразования воспитатель обязательно должен чётко понимать конкретные цели, которых он желает достичь. Без этого эффективность данного процесса будет минимальной, так как будут отсутствовать критерии оценки результатов.

Выбор темы

Тему для самообразования воспитатель выбирает сам. Для облегчения выбора существует два критерия:

  • Требование к изучению темы извне, которое формулируется в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).
  • Слабые места в работе самого воспитателя — недостаток опыта или знаний в некоторых вопросах воспитания.

Классное самообразование получается по ФГОС

Согласно этим критериям, прежде чем выбирать тему, следует ознакомиться с нормативами ФГОС и проанализировать свою работу.

К сведению! Если воспитателю самому сложно сформулировать тему для саморазвития, то он может выбрать её направление, в котором желает развиваться, а идеи для темы можно почерпнуть в ФГОС или учебных программах.

Тема самообразования по ФГОС

С определением темы, помимо упомянутых критериев, воспитателю может помочь методист или руководитель непосредственно по месту работы, так как он хорошо знает слабые места своего учреждения, на которые следует обратить внимание в первую очередь.

Также на выбор темы для самообразования для воспитателя в ДОУ по ФГОС влияют следующие факторы:

  • Текущий поток информации — подготовка к занятиям, различным мероприятиям, ранним приветствиям мальчиков и девочек в саду, родительским собраниям или публичным выступлениям внутри своего коллектива требует постоянного поиска новых знаний.
  • Собственная тяга к творчеству — думающему и любящему своё дело человеку довольно трудно годами работать по одним и тем же инструкциям, методикам, планам. Поиск новых решений старых вопросов — это естественное стремление человека.
  • Развитие современного общества также подталкивает учителя к собственному развитию, чтобы быть компетентным в своей профессии.
  • Конкуренция — вечный двигатель процесса развития. Чтобы быть конкурентоспособным, нужно стремиться соответствовать актуальным требованиям современного общества, нарабатывать репутацию, которая связана со следующим фактором.
  • Материальная заинтересованность — повышение собственной педагогической квалификации ведёт к улучшению материального благосостояния.
  • Общественная оценка — каждый человек желает достичь высот в выбранной сфере деятельности, чтобы его воспринимали профессионалом. Особенно это важно для воспитателей, потому что любой родитель желает лучшего для своего ребёнка.
  • Личное стремление к получению новых знаний.
  • Опыт работы воспитателя.
Читайте также  Воспитание ребенка через развитие творческих способностей

Планирование тем производится по ФГОС

Список тем по самообразованию:

  • Игровые формы для ведения образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.
  • Моделирование коммуникативных процессов между детьми посредством игр.
  • Применение технологий, сберегающих здоровье, в группе детей старшего возраста.
  • Преподавание элементарных знаний математики у детей старшего возраста через развивающие игры.
  • Формирование привычки у дошкольников к физической активности посредством активного времяпровождения в детском саду.

Темы для подготовительной группы

  • Фольклорные мотивы в подвижных играх детей, их значение в физическом и нравственном воспитании детей подготовительной группы.
  • Развитие коммуникативных навыков у детей подготовительной группы через общение с природой.
  • Прививание дошкольникам интереса к научно-исследовательской деятельности посредством экспериментирования в специальных классах.
  • Развитие творческих способностей у детей подготовительной группы посредством создания театрального кружка.
  • Приучение детей подготовительной группы к бережному отношению к окружающей среде посредством дидактических игр.

План по самообразованию

Готовый план по самообразованию в подготовительной группе составляется в виде таблицы, в которой подробно расписан каждый этап работы. В отдельной графе прописывается объект деятельности: родители, дети.

Далее представлен пример такого плана по самообразованию в подготовительной группе.

Речь воспитателя должна быть грамотной

Таблица 1 Прививание дошкольникам интереса к научно-исследовательской деятельности посредством экспериментирования

Папка по самообразованию воспитателя детского сада

В начале учебного года воспитатель разрабатывает план по самообразованию на определённый период в соответствии с выбранной темой. В течение отведённого периода, согласно плану, педагог фиксирует проведённую работу и подшивает в папку. В конце периода работы воспитатель подготавливает отчёт о проделанной работе.

Воспитатель должен ответственно подойти к своему саморазвитию, так как он является главным источником информации для детей на определённом этапе взросления, наставником, к которому дети прислушиваются. И чем многогранней личность воспитателя, тем больше возможностей будет предоставлено детям для раскрытия собственных способностей.

СОВЕТЫ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ

Методическое сопровождение образовательного процесса и координацию педагогической работы осуществляет Казанцева Наталья Владимировна — старший воспитатель высшей квалификационной категории. Окончила НОУ ВПО Байкальский экономико правовой институт Психолог. Преподаватель психологии по специальности «Психология»

НагражденаПочётной грамотой от Министра Образования и Науки РФ за значительные успехи в воспитании детей дошкольного возрастав 2014 г.

График работы:

В ДОУ построена следующая система работы старшего воспитателя:

Основные направления в деятельности старшего воспитателя, направленные на повышение качества образовательного процесса.
Старший воспитатель осуществляет планирование:
— годового плана ДОУ;
— перспективного плана по разделам программы;
— перспективного плана по различным направлениям деятельности ДОУ;
— перспективного и календарного плана деятельности старшего воспитателя.

Одним из условий полноценного планирования является мониторинг деятельности дошкольного учреждения и включает в себя следующую информацию:
— выполнение и усвоение детьми программного материала по всем направлениям;
— уровень готовности детей подготовительных групп к обучению в школе;
— мониторинг участия педагогов в методических мероприятиях;
— создание условий комфортного пребывания детей и т.д.

Организация воспитательно-образовательного процесса

включает в себя:
— распределение видов деятельности согласно возрастным особенностям детей;
— организацию работы педагогов;
— обеспечение выполнения программы;
— постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы.

Работа с педагогами

Работа с коллективом разнообразна и включает в себя следующие направления:
— анкетирование;
— консультации разных форм: индивидуальные, групповые;
— педагогические советы, семинары, практикумы и другие формы организационно-методических мероприятий;
— открытые просмотры НОД, взаимопосещения;
— обмен опытом (наставничество, педагогическая практика);
— организация работы «Школы молодого педагога»;
— участие педагогов в работе методических объединений;
— повышение квалификации педагогов.

Контроль
Старший воспитатель осуществляет контроль за работой педагогов:
— систематически проверяет планы учебно-воспитательной работы;
— по графику посещает НОД в группах;
— следит за выполнением годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета. И, конечно, каждый контроль имеет логическое завершение в виде обсуждения, рекомендаций, поощрения, внедрения и выявления опыта.
Работа с родителями и социумом — важное направление в деятельности старшего воспитателя, которое заключается в следующем:
— информирование родителей на родительских собраниях о содержании работы с детьми по разделам программы;
— подготовка стендов, папок-передвижек, посвященных семейному воспитанию и пр.;
— налаживание контактов с социокультурными учреждениями.

Создание предметно-развивающей среды
— организация пространства методического кабинета;
— приобретение пособий, методической литературы, игрушек;
— оформление стендов, выставок.

Памятка для педагогов «Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ»

Старайтесь:
Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.
Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.
Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.
Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.
Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.
Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.
Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие — основа вашего здоровья.
Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты — в душе, в семье, на
работе. Прививайте это детям.
Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.

Помните:

«Терпение — дар Неба».
Обладающий терпением не унизится до раздражения.
Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.
Великая миссия женщины — нести в мир любовь, красоту и гармонию.
Коллектив — это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.
Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.
Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.

Не скупитесь на похвалу.
Не создавайте конфликтных ситуаций.
Следите за внешностью и поведением.
Ваше отношение к работе, людям, предметам — образец для подражания.

Воспитывая детей, стремитесь:

Любить ребенка таким, каков он есть.
Уважать в каждом ребенке личность.
Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.
Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.
Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.

В детском саду запрещается :

Кричать и наказывать детей.
Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.
Приходить к детям с плохим настроением.
Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.
Оставлять детей одних.
Унижать ребенка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: