Суть процесса самообразования воспитателя ДОУ в первой младшей группе

План по самообразованию воспитателя 1 младшей группы
методическая разработка (младшая группа) на тему

Тема: « Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус Роль взрослого помочь ему в этом дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже — с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша. В результате вышесказанного актуальность программы «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» необходима и продиктована временем.

Актуальность выбранной темы:

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают

умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

3. Улучшить общую двигательную активность;

4. Содействовать нормализации речевой функции;

5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;

6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Основные направления работы с детьми на занятиях.

— Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок)

— Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

-Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

— Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).

План по самообразованию на год в первой младшей группе

Тема: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)».
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу: Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)
Задачи:
1. Разработать и подобрать правильные пальчиковые игры, а также и дидактические игры на улучшение мелкой моторики, координации движения кистей, разработать пальчики;
2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;
3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
4. Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр.
Актуальность
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.
И так разберемся, что же такое мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Область мелкой моторики рук охватывает огромное количество самых разных движений. Навыки мелкой моторики помогают нам совершать как примитивные жесты (например, брать в руку предметы), так и достаточно мелкие и сложные движения (к примеру, наклеивать, лепить, писать). От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека. Дети с плохо развитой мелкой моторики пальчиков, неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой, трафаретами, и даже пальчиковыми красочками, перебирать мелкие зернышки. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Также развитие мелкой моторики положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание, и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рук

Оценить 11759 1

План работы по самообразованию на 2018-2019 учебный год

Тема: Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)

Тема: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)».

Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу: Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)

1. Разработать и подобрать правильные пальчиковые игры, а также и дидактические игры на улучшение мелкой моторики, координации движения кистей, разработать пальчики;

2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;

3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

4. Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр.

Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок,свидетельствует о его интеллектуальных способностях.

И так разберемся, что же такое мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Область мелкой моторики рук охватывает огромное количество самых разных движений. Навыки мелкой моторики помогают нам совершать как примитивные жесты (например, брать в руку предметы), так и достаточно мелкие и сложные движения (к примеру, наклеивать, лепить, писать). От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека. Дети с плохо развитой мелкой моторики пальчиков, неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой, трафаретами, и даже пальчиковыми красочками, перебирать мелкие зернышки. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Также развитие мелкой моторики положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание, и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Читайте также  Экологическое воспитание дошкольников в детском саду

Пальчиковые игры: «Ладошки», «Построим дом», «Пароход», «Семья», «Чайки». Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Массаж рук: игровое упражнение: «Прятки»

Игры с предметами: «Мозаика», «Пирамидка», игра со шнурками.

Массаж пальцев и кистей рук с помощью султанчиков.

Подбор материала, ознакомление, этот пальчик — я» Консультация о значении развития мелкой моторики в раннем возрасте. Раскрыть родителям значение развития мелкой моторики в раннем возрасте.

Привлечение родителей к работе по оформлению уголков в группе.

«Развитие мелкой моторики

у детей раннего возраста» Пальчиковые игры: «Грибы», «Фрукты», «Овощи», «Осень.

Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Массаж рук: игровое упражнение: «Покатаем машинки. Подержим предметы нетрадиционные в руках спортивные».

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»

Составление картотеки пальчиковых игр

Декабрь, течений года

1) Рисование с использование нетрадиционных техник рисование, кончиками пальцев, использование дополнительных предметов.

2) Разучивание пальчиковых игр

3) «Для чего нужна пальчиковая гимнастика» советы родителям

Текстовой материал, консультация для родителей

Январь, в течений года

Учить детей играм по мелкой моторики (сортировка различных круп, мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, игра с резиночками, шнуровка, застёгивание молний, игра с пластмассовыми яичками из киндера, игры с карандашами, работа с пластилином, кинетическим песком).

Пальчиковые игры разучивание: «большая стирка», «помошники». Цель пальчиковых игр: формировать у детей положительный настрой на игру, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Игры с предметами: деревянные игрушки со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, резинок.

Научить детей пользоваться пальчиковым театром, зверюшками с дырочками

Цель : развивать речь и мелкую моторику рук с использованием пальчикового театра, доставить детям радость.

Пальчиковая гимнастика Цель : разучивать с детьми пальчиковую гимнастику, упражнять их в умении соотносить действия со словами («Молоточек», «тук -тук -тук»)

Участие в конкурсах, конференциях, и т.д.

Сертификаты, дипломы участника

Прохождение курсов повышения квалификации

Удостоверение о прохождении КПК

Добиваться активного и результативного участия воспитанников в конкурсах

Провести игры с природным материалом (ракушки, шишки, крупа) .

Цель : развивать мелкую моторику и речь .

-Конструирование : «Паровозик из ракушек и пуговиц» , «Машинка из пуговиц и ракушек», различных зверюшек, рыбок.

Список используемой литературы

Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. — М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

Т.А Ткаченко «Развиваем мелкую моторику» Москва «Издательство Эксмо», 2007 год.

С.О. Ермаковой «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет»

Игры для малышей от 2 до 6 лет [Текст] / Сост. Р. Граббет. – М.: Росмэн, 1999. – 160 с., ил.

Соколова, Ю.А. Игры с пальчиками [Текст] / Ю.А.Соколова. – М.: 2004.-20с.

План работы по самообразованию в 1 младшей группе.

hello_html_a885406.jpg

Воспитателя 1 младшей группы: Лазаровой Ирины Алановны.

Тема: «Сенсорное развитие детей 1-3 лет через дидактические игры»

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Самые далеко идущие успехи

науки и техники рассчитаны

не только на мыслящего,

но и ощущающего человека»

Б. Г. Ананьев.

Разные ученые по-разному определяют, что такое сенсорное воспитание. Например, по. Под Дьякову сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений).

Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека. Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него сенсорных процессов (ощущения, восприятия, наглядных представлений) через ознакомление с сенсорной культурой человека.

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра — самая любимая и естественная деятельность дошкольников. «Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания, окружающего», — говорила Н. К. Крупская.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Сенсорное развитие детей 1-3 лет через дидактические игры»

Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.

1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;

2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;

3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

4. Повысить компетентность педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;

5. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы;

6. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Формы работы с детьми:

— совместная работа с детьми;

— свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приёмы работы:

-массаж кистей рук;

— пальчиковые гимнастики и физкультминутки;

— изготовление дидактических игр, шнуровок;

— лепка из пластилина;

— игры с кубиками, конструкторами;

— рисование с использованием шаблонов, трафаретов

-«Крупная и мелкая мозаика»

— «Игры в сухом бассейне для рук»;

-«Узнай, что в мешочке?»;

— «Пазлы деревянные и картонные»;

Этапы проработки материала:

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение научной и учебно-методической литературы:

Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб.: КОРОНА-ВекГод: 2007

Османова Г.А НОВЫЕ ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: КАРО :2008

Османова Г.А.: Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую моторику

Елена Косинова: Уроки логопеда. Игры для развития речи Эксмо, 2011 г.

Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»

Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

2 ЭТАП — внедрение в практику.

В своей работе по данному направлению я применяю накопленный опыт современных педагогов и использую основные принципы:

• Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;

• Последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;

• Индивидуальный и дифференцируемый подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму

3 ЭТАП —представление опыта работы по теме.

Какой предполагается результат:

у детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы.

Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

Читайте также  Работа воспитателя безопасности детей

И, поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

В течении года ежедневно.

Изучить литературу и опыты работ по данной теме.

Создание картотеки пальчиковых игр и игр-драматизаций.

Самомассаж (по книге Османова Г.А (НОВЫЕ ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ)

Сообщение на родительском собрании «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»;

Повышение своего уровня знаний, профессионального.

Обогащение развивающей среды.

Нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений. Улучшение координации движений, восстановление ослабленных мышц, снятие напряжения.

ДЕТСТВО-ГИД

В этой статье представлены основные формулировки тем по работе с детьми раннего возраста. Вы можете самостоятельно «сконструировать» формулировку, взяв начало предложения от одной темы, а окончание — от другой. Или можете посмотреть формулировки по детям дошкольного возраста, выбрать понравившуюся и подкорректировать её под ранний возраст.

  1. Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.
  2. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.
  3. Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.
  4. Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой.
  5. Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр.
  6. Речевое развитие детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм.
  7. Речевое развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр.
  8. Развитие речевой активности детей раннего возраста в игровой деятельности.
  9. Формирование предметных действий у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.
  10. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности.
  11. Формирование элементарных представлений у детей раннего возраста об изобразительном искусстве в процессе продуктивной деятельности.
  12. Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности.
  13. Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в различных видах деятельности.
  14. Формирование у детей раннего возраста первичных представлений о малой родине в процессе ознакомления с окружающим социальным миром.
  15. Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством краеведения.
  16. Формирование основ экологической культуры у детей раннего возраста посредством приобщения к природному миру родного края.
  17. Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста в процессе предметной деятельности.
  18. Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста в процессе театрализованной деятельности.
  19. Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством сенсорных игр.
  20. Формирование основ диалогической речи у детей раннего возраста в процессе приобщения к детской художественной литературе.
  21. Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством применения нетрадиционных техник рисования.
  22. Ознакомление детей раннего возраста с окружающим природным миром посредством проектной деятельности.
  23. Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста в игровой деятельности.
  24. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в продуктивных видах деятельности.
  25. Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста посредством ознакомления с малыми формами фольклора.
  26. Речевое развитие детей раннего возраста в процессе приобщения к устному народному творчеству.
  27. Ознакомление детей раннего возраста с окружающим природным миром в процессе элементарного экспериментирования.
  28. Речевое развитие детей раннего возраста посредством приобщения к истокам русской народной культуры.
  29. Формирование звуковой культуры речи детей раннего возраста посредством малых форм народного фольклора.
  30. Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством коммуникативных игр.
  31. Формирование первичных представлений о мире у детей раннего возраста посредством речевой деятельности.
  32. Приобщение детей раннего возраста к здоровому образу жизни посредством закаливания.
  33. Развитие двигательной активности детей раннего возраста в процессе подвижных игр.
  34. Взаимодействие с родителями по оздоровлению детей раннего возраста в условиях ДОУ и семьи.
  35. Взаимодействие с родителями по речевому развитию детей раннего возраста в условиях ДОУ и семьи.

Опубликовано в рубрике Темы по самообразованию

64 комментария к записи “Темы по самообразованию: ранний возраст”

Добрый день.Помогите,пожалуйста, сформулировать тему для выступления на методическом объединении. В группе был взят проект про мастеров нашего города. Дети встречались с мастерами по изготовлению куколок, плетению из бересты. Тема МО нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Как связать мой проект и тему МО?

Светлана, можно так:
1. Приобщение детей дошкольного возраста к народным промыслам родного края посредством проектной деятельности.
2. Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой и традициями своей малой родины в процессе проектной деятельности.
3. Воспитание любви к своему родному краю посредством проектной деятельности.

спасибо. у меня еще был проект про наш город. Именно история, достопримечательности. Как здесь сформулировать тему, чтобы четко прослеживалось нравственно-патриотическое воспитание?

Светлана, можно так: «Воспитание любви у детей дошкольного возраста к своему городу в процессе проектной деятельности». Тут не обязательно писать фразу «нравственно-патриотическое». Это и так понятно. Но если уж хотите вставить эту фразу, то так: » Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным городом».

Добрый день.Помогите,пожалуйста, сформулировать тему «Речевое развитие детей раннего возраста посредством режиссерской игры в кукольный театр» Возможна ли такая формулировка?

Евгения, формулировка хорошая, но надо бы немного подкорректировать: «Речевое развитие детей раннего возраста посредством режиссерской игры». Не обязательно в теме писать про кукольный театр. О нём можно упомянуть в задачах. Или ещё вариант: «Речевое развитие детей раннего возраста в процессе театрализованной деятельности». Если брать эту тему, то тут больше «места для манёвра», я бы её взяла, чтобы не ограничиваться только режиссерской игрой.

Добрый день,Бэла Геннадьевна. Методист нашего сада предложила мне тему «Технология развития критического мышления» как тему самообразования. В целом мне она нравится.С сентября меня поставили в 1 младшую группу. Подскажите,пожалуйста,как можно связать данную тему и учесть возраст детишек (1,5-3 лет).Если Вы знакомы с данной технологией или обладаете информацией о воспитателях.занимающихся ей,готовых поделиться опытом,помогите пожалуйста.

Шолпан, эта тема не для детей от 1,5 до 3 лет. Они чисто физиологически не готовы к этому. Тема сложна даже для подготовишек. У Вас будут проблемы при аттестации. Посмотрите здесь на сайте в рубрике «темы по самообразованию» формулировки по раннему возрасту и возьмите другую.

Подскажите,пожалуйста, как правильно сформулировать цель к этой теме?
Речевое развитие детей раннего возраста посредством пальчикового театра.

Ирина, можно так: Развитие речи детей раннего возраста в процессе театрализованной деятельности.

Помогите,пожалуйста,правильно составить цель и задачи по теме»Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством пальчикового театра»

Спасибо. А задачи такие подойдут?
речевое развитие дошкольников;
развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания;
формирование навыков правильного произношения;
формирование дикции (четкого и ясного произношения каждого звука в отдельности, слов и фраз в целом);
развивать мелкую моторику рук;
вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к театру.

Уважаемая Белла Геннадьевна! У меня тема по самообразованию «Пальчиковый театр как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста» Такие задачи подходят?

-развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания;
-расширять и активизировать словарный запас детей;
-формирование навыков правильного произношения;
-Развивать диалогическую форму речи;
-развивать мелкую моторику рук;
-вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к театру.

Ирина, более правильная формулировка темы у Вас была в первом варианте: «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством пальчикового театра». Потому что второй вариант «Пальчиковый театр как средство …» больше похож на доклад.
Задачи хорошие. Только пишите все глаголы в одной форме (развивать, формировать).
Я специально написала статью о том, как формулировать задачи. Посмотрите, может быть, пригодится. Вот ссылка http://detstvogid.ru/kak-formulirovat-tsel-i-zadachi-po-metodicheskoy-teme/.html

Добрый день, подскажите пожалуйста, задачи на тему,, развитие речевой активности детей раннего возраста в игровой деятельности

Здравствуйте. Я хочу взять тему по самообразованию » Развитие речи детей раннего возраста через художественную литературу»Хочу включить в работу — чтение детских стихов, потешек, сказок, прибауток- всего всего, что возможно.Правильно ли я сформулировала тему?Подскажите мне, пожалуйста, как сформулировать цель и задачи.И ещё вопрос- теперь требуют папки по самообразованию по типу проекта- как это правильно оформить?

План по самообразованию воспитателя детского сада на тему «Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет»

Развитие мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте, одно из наиболее важных элементов обучения. У детей с плохо развитой моторикой рук понижена работоспособность с мелкими предметами, будь то, ложка, карандаш либо мелкие предметы игрушек.

В следствии этого, у детей вырабатывается эмоциональная неустойчивость, которая в будущем может повысится и будет вызывать более высокий уровень трудностей.

Мелкая моторика — то способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

И именно поэтому, работа по развитию мелкой моторики рук очень важна и должна формироваться с самого младшего возраста. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Вместе с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание и словарный запас.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры.

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков.

Цель: Повышение теоретического и педагогического уровня по вопросу: развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, путем создания условий через различные виды деятельности.
Задачи:
1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей дошкольного возраста;
2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы;
5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Задачи по самообразованию:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук (младшего и среднего возраста).
3. Повысить компетентность родителей в значимости развития мелкой моторики рук.
Предполагаемый результат:
1. Расположить к себе ребенка через тактильный контакт для облегчения процесс адаптации.
2. Развито воображение, логическое мышление, нормализовалась речевая функция.
3. У детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для рисования. Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Читайте также  Развитие воспитание детей среднего дошкольного возраста

Работа с детьми
Период Цель Содержание Этапы
Сентябрь Повышение уровня знаний для работы с детьми.
Развитие мелкой моторики у детей, координации движений пальцев рук.
Развитие гибкости пальчиков, снижение тонуса рук.
Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Развивать умение детей сооружать постройки из строительного материала.
Учить детей скатывать маленькие шарики и колбаски из пластилина круговыми движениями между ладоней.
Учить детей отличать на ощупь структуру предмета и описывать свои ощущения.
Учить детей отличать предмет по виду, цвету, и на ощупь.
Учить детей держать правильно предметы для рисования. 1. Изучение литературы
2. Составление картотеки пальчиковых игр.
3. Пальчиковые игры с детьми: «Наша группа» 1.Организационно-ознакомительный

Октябрь 1. Массаж ладошек «кормим птичек»
2. Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»
3. Конструирование «домик для мишки» 2. Основной
Ноябрь 1. Дидактическая игра с прищепками
2. Лепка из пластилина «Гусеница»
3. Шнуровка
Декабрь 1.Игра на развитие тактильного восприятия «гладкий-шершавый»
2. Пальчиковая игра «капуста»
3. Настольная игра «пазлы»
Январь 1. Настольный театр «колобок»
2. Конструирование из палочек «окно», «домик», «флажок»
3. Разбор бобовых
Февраль 1. Изобрази фигуру пальчиками «очки,», «домик», «замок»
2. Пальчиковая игра «где обедал воробей»
3. Изготовление подарка к празднику
Март 1. Изготовление подарка к празднику
2. Рисование «солнышко»
3. Пальчиковая игра «Машина каша»
Апрель 1. Конструирование из палочек «елочка», «заборчик»
2. Шнуровка
3. Сматывание ниток в клубок «Озорной котенок»
Май 1. Дидактическая игра «Пуговички»
2. Лепка из пластилина «капельки»
3. Пальчиковая игра «что принес нам почтальон?»
май Проанализировать и подвести итоги работы Выступление на итоговом педсовете
Презентация
3. Заключительный

Работа с педагогами
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Помочь воспитателям в работе по развитию моторики у дошкольников Консультация

Работа с родителями
Тема Форма работы Ответственный
«Пальчиковые игры для детей» Памятка Пономарева О.А.
«Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?» Консультация Смолева Л.А.
«Как развита мелкая моторика у Вашего ребенка?» Анкета для родителей Смолева Л.А.
«Потешки» Создание картотеки Пономарева О.А.
«Важные факторы в развитие мелкой моторики» Консультация Пономарева О.А.
«Книжки малышки» Консультация и организация по созданию Смолева Л.А.

Самореализация.
Изготовление дидактических пособий, игр

Используемая литература:
1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
8. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.
9. Кольцова М.М «Развитие моторики»
10. Елена Данилова «Пальчиковые игры»
11. Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»

Приложение
Массаж ладошек:
Птичка-птичка
Вот тебе водичка
Вот тебе крошки
На моей ладошке.

Анкета для родителей: «Как развита мелкая моторика у Вашего ребенка?»
1. Знаете ли вы что такое мелкая моторика ребенка?
— Да — Затрудняюсь ответить — Нет
2. Как вы думаете когда можно начинать развивать мелкую мотрику?
— В младенчестве — 3-7 лет — в школе
3. Есть ли у вас дома игры на развитие мелкой моторики? Укажите какие?
4. Используете ли Вы нетрадиционный материал для развития мелкой моторики? Выберите из предложенного и добавьте свой.
— Крупа, природный материал — Пуговицы, бусины — Иголки, нитки
— Конструктор, мозаика
— Кубики, пирамидки, матрешки.
5. Откуда используете информацию о видах развития мелкой моторики?
— В детском саду — Литература — В интернете — Подсказывает своя интуиция
6. Любит ли ребенок выполнять задания? Как он это делает?
— Пассивно — Активно
7. Какая форма работы Вам наиболее комфортна?
— Родительское собрание — Открытые просмотры — Мастер – класс
— Индивидуальная беседа
-Консультация
— Материал в родительском уголке
— Никакая, информации хватает вполне.
8. Готовы ли Вы участвовать в конкурсе самодельных игр для развития мелкой моторики рук наших детей?
— Да — Не знаю — Нет

План по самообразованию в первой младшей группе "Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности".

Нажмите, чтобы узнать подробности

План по самообразованию для педагогов, работающих на первой младшей группе. В плане расписаны работа с детьми на каждый месяц, работа с родителями, с педагогами ДОУ, а также пополнение предметно-пространственной среды по теме.

Просмотр содержимого документа
«План по самообразованию в первой младшей группе «Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности».»

МБДОУ «Тотемский детский сад №7 «Солнышко»

Поэтапно–творческий перспективный план работы по теме:

«Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности»

на 2018 – 2019 учебный год

Воспитатель: Новоселова Е.Н.,

Зеленцова О.В.

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды

Изучение методической литературы по теме.

Анкетирование родителей на родительском собрании по выявлению знаний о сенсорном развитии.

Создание предметно-пространственной среды в групповой комнате по теме. Оформление уголка сенсорики.

«Дидактические игры и упражнения на развитие тактильных ощущений»,

«Дидактические игры и упражнения для закрепления понятий формы»,

«Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия величины»,

«Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета».

Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер

«Воспитание сенсорной культуры ребенка» — М.: «Просвещение», 1988; Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» — М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

Н. Ф. Губанова.

«Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада». – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

С.Н.Новоселова «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста».

Рассматривание картинок «Игрушки».

Д/игра «Собери пирамидку из колец». Пальчиковая игра «Листопад, листья желтые летят».

Рассматривание иллюстраций «Овощи»,

Рассматривание плаката «Осень».

П/ игра «Раздувайся пузырь».

Чтение стихотворения С. Я. Маршак «Светофор».

Дид.игры в режимные моменты «Тёплая-холодная водичка» и др.

Консультация «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов».

Пальчиковая игра «Божья коровка».

Рассматривание иллюстраций «Одежда».

Д/игра «Собери бусы», «Подбери машинку по цвету», «Подбери одежду для куклы», «Найди предмет такой же формы».

Подвижная игра «Мы топаем ногами…».

Чтение рифмовки: «Встали куколки с утра, одеваться им пора».

Наблюдение на прогулке: высокие и низкие деревья.

Сюжетно-ролевая игра «Едем на машине».

Заучивание потешки «Наша Маша маленька».

Подвижная игра «Добеги до своего флажка».

Знакомство с плакатом «Домашние животные и их детеныши».

«Путешествие в страну Сенсорика».

Индивидуальные беседы «Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию».

Д/игра «Украсим елочку», «Подбери фигуру». «Башня из кубов», «Мыши в норках», «Разложи собачек по росту».

Поручение в изо-уголке – расставить карандаши по цвету.

Проведение опыта с водой.

Чтение потешки «Ослик черный, беломордый…».

Рассматривание плаката «Зима».

Настольный театр «Колобок».

Рисование «Разные дорожки».

Наблюдение на прогулке «Любуемся снежинками»,

«Чьи следы больше?».

Физкультминутка «Большие ноги…

Папка-передвижка «Дидактические игры по сенсорике для детей 2-3 лет»

Выставка дидактических игр и пособий.

Д/игра «Выложи по образцу», «Чудесный мешочек».

Сюжетно-ролевая игра «Угощаем чаем».

Конструирование «Создай конструкцию так, чтобы верхняя деталь была зеленой».

Рассматривание шаров на елке.

Рисование предметов круглой формы.

Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Мяч».

Чтение сказки «Снегурушка и лиса».

Пальчиковая игра «Зайчик».

Буклет «Игры и игрушки для детей 2-3 лет».

Физкультминутка «Во дворе у Толика беленькие кролики…».

Раскрашивание раскрасок карандашами.

Работа с разноцветной мозаикой.

Д/игра «Сложи снеговика»,

«Пирамидка», «Собери картинку», «Подбери к шарикам круги».

Пальчиковая игра «Шарик».

Настольный театр «Теремок».

Наблюдение на прогулке – какая птичка больше?

Турнир знатоков «Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности».

Пальчиковая игра «Зайка серый умывается».

Д/игра «Что в мешочке лежит?», «Разрезанные картинки», «Найди в группе игрушки (красного) цвета», «Геометрическое лото». Рисуем с трафаретом.

Подвижная игра «Волчок».

Наблюдение на прогулке — рассматривание сосулек.

Работа с цветными палочками.

Настольный театр «Три медведя».

Подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч».

Наблюдение на прогулке за облаками.

Работа с разрезными картинками.

Чтение сказки «Лиса и журавль».

Д/игра «Выбери по цвету»

Мастер-класс «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»

« Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов»

Д/игра «Мозаика», «В стране фигурок», «Длинное-короткое», «Веселые матрешки».

Настольный театр «Волк и семеро козлят».

Рассматривание плаката «Весна».

Подвижная игра «Угадай, чей голосок?».

Наблюдение на прогулке «Какой формы солнце?».

Работа с набором плоскостных геометрических форм.

Чтение рифмовки «Ушки длинные у зайки…».

Сюжетно-ролевая игра «Уложи куклу спать».

Чтение сказки «Кот, петух и лиса».

Обмен опытом видеозаписей наблюдений за ребёнком в процессе игры по сенсорике.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: