Социально-коммуникативное развитие воспитанников старшей группы ДОУ

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника по социально-коммуникативному развитию

Предлагаю примерный индивидуальный образовательный маршрут по социально-коммуникативному развитию для старшего дошкольного возраста.В последнее время индивидуальная работа с детьми строится на определённых принципах. Возможно моя идея по разработке индивидуального образовательного маршрута заинтересует педагогов дошкольного образования. Индивидуальный образовательный маршрут – это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного учащегося, направленная на развитие его индивидуальных способностей.

Целью индивидуального образовательного маршрута является формирование личностного, жизненного и профессионального самоопределения ребёнка.

Содержимое разработки

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника

МБДОУ «Детский сад № 54 «Веснушки» на 2018-2019 учебный год

ФИО ребенка: Байкалов Тимур Егорович

Дата рождения: 31.07.2013

Цель ИОМ: осуществление индивидуальной педагогической помощи ребенку; создание условий для усвоения ребенком образовательной программы дошкольного образования; обеспечение целенаправленного продвижения ребёнка относительно собственных возможностей; оказание помощи родителям в развитии ребёнка.

Формы проведения: игровая деятельность, упражнения, совместная деятельность, беседы, наблюдения.

Формы взаимодействия с семьёй: консультации, практикум, собеседование, обмен опытом.

Образовательные области

Цели-результаты

Задачи образовательного взаимодействия с семьёй

Задачи образовательного взаимодействия в детском саду

Используемые педагогические технологии и методики, методы, приёмы

Социально-коммуникатив-ное

соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе.

Не может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам и действиям, выражает своё отношение к окружающему.

Не выполняет обязанности дежурного по столовой, уголку природы, занятиям.

Отсутствует представление о себе как о члене коллектива, не участвует в совместной проектной деятельности.

Плохо знает о безопасном поведении в быту, в природе, плохо знает дорожные знаки, названия улиц, дом.адрес. телефон.

-Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе.

— Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам и действиям, выражает своё отношение к окружающему.

-Выполняет обязанности дежурного по столовой, уголку природы, занятиям.

— Имеет представление о себе как о члене коллектива, участвует в совместной проектной деятельности.

— Соблюдает безопасное поведение в быту, в природе, знает дорожные знаки, названия улиц, дом.адрес. телефон.

-Консультация для родителей «Учим ребёнка общаться со сверстниками».

-Беседа с родителями на тему «Я не один».

(умение делиться с другими)

-Консультация для родителей на тему «Психология общения со сверстниками».

-Рекомендации для родителей по развитию навыков общения ребёнка со сверстниками и со взрослыми.

— Консультация для родителей на тему: «Как играет ваш ребёнок?»

— Предложить родителям в выходные дни общение ребёнка с другими детьми.

— Консультация для родителей на тему:

« Учим детей делиться игрушками».

— Беседа с родителями на тему : «Игра в жизни вашего ребёнка».

— Консультация для родителей на тему:

« Воспитание дружеских отношений в игре».

— Рекомендации для родителей на тему : «Поговори со мною, мама!».

Развивать положительное отношение ребёнка к себе и другим людям: воспитывать уважение и терпимость к другим детям и взрослым, воспитывать уважение к чувству собственного достоинства других людей, их мнения, желания и взгляды.

Развивать чувство личной ответственности, ответственности за другого человека, чувство «общего дела», понимать необходимость согласовывать с партнёрами по деятельности мнения и действия.

Способствовать формированию представлений о добре и зле, обсуждать различные ситуации из жизни, из рассказов и сказок, обращать внимание на проявление щедрости, жадности, честности, лживости, злости, доброты и др. создавать условия освоения ребёнком эстетических правил и норм поведения.

В различных социальных ситуациях учить договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

Способствовать освоению элементарных правил этикета и безопасного поведения дома и на улице.

Развивать игровую деятельность

Развивать компетентность в виртуальном поиске.

Выполнять трудовые поручения качественно, быстро и осознанно.

Активно развивать планирование и самооценивание своей трудовой деятельности и сверстников.

— Сюжетно –ролевые игры: «Плывём на корабле», « Магазин игрушек», «Дом», «Парикмахерская» и т.д.

— Дидактические игры и упражнения: «Что нужно для поездки», «Новоселье куклы Даши», «Дом, в котором ты живёшь», «Коврик примирения», ,«Как быть, что делать?» « Магазин вежливых слов» и т.д.

-Развивающие компьютерные игры: «Правильно ли поступил Денис?», «Правила поведения со сверстниками и взрослыми» и т.д.

-Беседы, проблемные ситуации: «Если б не было друзей. », «Почему так произошло?» и т.д.

— Ситуативные разговоры: «Почему ссорятся дети?», «Поможем Тимуру найти друзей», «Мой друг, кто он?», « Как не растраивать взрослых и родителей?» и т.д.

-Игры-драматизации: «Весёлый хоровод», «Круг дружбы», « Помиримся» и т.д.

-Словесные игры: «Без маски», «Про кого я говорю?», «Опиши друга» , «Что изменилось?» и т.д.

Пение песен, чтение стихов о дружбе: «Дружба крепкая не сломается», «Мой друг» и т.д.

Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников как одно из приоритетных направлений образования детей

Родионова, Л. А. Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников как одно из приоритетных направлений образования детей / Л. А. Родионова, С. В. Пазухина. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13356/ (дата обращения: 25.10.2021).

В статье рассматривается категория социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста согласно основным положениям ФГОС ДО, обоснована актуальность социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста, на основе анализа теоретических источников определены показатели социально-коммуникативного развития детей, отвечающие целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования.

Ключевые слова: дошкольное образование, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, социально-коммуникативное развитие, социализация, общение, игра

В современных условиях развития общества, перемен в социально-экономической сфере, культуре и образовании особую значимость приобретают вопросы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения. На сегодняшний день дошкольное образование в России по праву признано начальным звеном в системе непрерывного общего образования.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) большое внимание уделяется сохранению уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; делается акцент на развитии личности ребёнка, социализации, раскрытии его потенциальных возможностей и способностей [7]. В связи с этим основной спектр задач современных дошкольных образовательных организаций (далее ДОО) смещается на создание условий, при которых дети полноценно развиваются, осваивая этап дошкольного детства, и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе.

Одним из приоритетных направлений образования детей старшего дошкольного возраста, которое отражает социальный заказ общества и семьи, согласно ФГОС ДО, является их социально-коммуникативное развитие, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности в ДОО [7].

Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях между людьми. Педагоги дошкольных образовательных организаций обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии детей, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми [3]. Проблема приобщения ребенка к социальному миру, формирования у него умения адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества на современном этапе развития общества остается одной из ведущих [2].

Особую актуальность вопросы социально-коммуникативного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром приобретают на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольном периоде детства, что, в свою очередь, возлагает на дошкольную образовательную организацию серьезную ответственность за воспитание и развитие необходимых личностных качеств у детей.

Теоретические и практические аспекты социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста рассмотрены в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов: А. Валлона, М. С. Кагана, А. Н. Леонтьева, И. Лингарта, Ж. Пиаже, C. JI. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др. Проблемы коммуникативного развития дошкольников, его содержание и структура достаточно глубоко проработаны в концепции генезиса общения М. И. Лисиной и ее учениками-последователями − Л. Н. Галигузовой, Д. Б. Годовиковой, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской, Е. О. Смирновой, Р. Б. Стеркиной и др.

Социально-коммуникативное развитие — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений [3]. Согласно ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие детей направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [7].

Наиболее полно показатели социально-коммуникативного развития старшего дошкольника раскрываются в игровой деятельности, которая в дошкольном возрасте является одной из важнейших форм социализации ребёнка. К данным показателям мы отнесли следующие: ребенок в совместной игре со сверстниками умеет найти для себя подходящую роль, в зависимости от игровой ситуации изменить ролевое поведение; способен организовывать различные игры на бытовые и сказочные сюжеты; адекватно принимает варианты сюжетных действий, предлагаемые сверстниками, способен развивать их и разворачивать сюжет; принимает и разыгрывает проблемные ситуации. Перечисленные показатели были нами выделены на основе анализа современной психолого-педагогической литературы [1].

Общение старшего дошкольника качественно меняется, об этом свидетельствуют следующие показатели: на основе усвоения норм и правил способен регулировать своё поведение, проявляя в случае необходимости волевые усилия; выражает свои чувства в приемлемой форме; понимает эмоциональное состояние сверстника, взрослого, способен сочувствовать, готов прийти на помощь; охотно участвует в коллективной деятельности (продуктивной, трудовой, познавательной и др.); переживает, если сверстники не принимают его в совместную игру; владеет основными коммуникативными навыками (приветствие, прощание, просьба, обращение и др.); способен в приемлемой форме сформулировать отказ, не обижая сверстника, найти способы и слова для примирения в случае разногласия, ссоры; знает своё имя, фамилию, возраст, домашний адрес, имена членов своей семьи, имени и отчества воспитателей и других педагогов; знает название своего города, страны. Данные показатели были выделены на основе анализа трудов М. И. Лисиной, Л. Н. Галигузовой, Е. О. Смирновой [6].

Читайте также  Как провести занятие по патриотическому воспитанию в детском саду

В старшем дошкольном возрасте активно развивается трудовая деятельность, в которой также можно наиболее четко отследить проявления показателей социально-коммуникативного развития дошкольников, среди которых можно выделить следующие: ребёнок испытывает удовольствие от процесса выполнения совместных трудовых действий; способен выполнять просьбы и поручения взрослого, доводить начатое дело до конца; в случае необходимости готов прийти на помощь сверстнику; в ходе игр и бесед демонстрирует знания о различных профессиях, их особенностях, орудиях труда. На важность выделения этих показателей указывают в своих работах Р. С. Буре, Г. Н. Година, Т. А. Маркова и др. [1].

Знания и умения в области основ безопасного поведения — непременное условие успешной социализации и социально-коммуникативного развития старшего дошкольника. О наличии этих знаний и умений свидетельствуют следующие показатели: ребёнок имеет представление о здоровом образе жизни (правильное питание, регулярные физические нагрузки, прогулки на свежем воздухе и др.); знает, как нужно одеваться в холодную и тёплую погоду, понимает, чем опасен неправильный выбор одежды; выполняет без напоминания правила безопасного поведения дома и в детском саду (не уходит без разрешения взрослых, не дотрагивается до опасных предметов и т. п.); соблюдает правила личной гигиены, также чистоту и порядок в детском саду и дома; осознаёт потенциальную опасность улицы, знает и выполняет правила поведения на дороге; знает правила поведения в общественном транспорте [1].

Таким образом, целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования в современных образовательных организациях является обеспечение высокого уровня социально-коммуникативного развития будущих первоклассников как предпосылки их успешной социализации и адаптации к обучению в школе [4]. Выделенные нами показатели социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста легли в основу разработки диагностической программы для проведения констатирующего этапа эксперимента.

Подводя итог, хочется отметить, что основная задача современной дошкольной образовательной организации состоит в том, чтобы из её стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но также обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения. Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качества, необходимые для социальной адаптации, в том числе к обучению школе.

Материалы для занятий

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.

Цель:

  • позитивная социализация детей дошкольного возраста,
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства

Задачи:

  • Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности
  • Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками
  • Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий
  • Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания
  • Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации
  • Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
  • Формирование основ безопасного поведенияв быту, социуме, природе
  • Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Основные направления социально-коммуникативного развития

  • Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей
  • Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
  • Трудовое воспитание
  • Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Развитие сюжетно-ролевой игры

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игры, возникающие по инициативе детей

Игры, возникающие по инициативе взрослого

Народные игры

  • Игры с природными объектами
  • игры с игрушками
  • Игры с животными
  • Сюжетно-дидактические
  • Подвижные
  • Музыкально-дидактические
  • Учебные
  • Семейные
  • Сезонные
  • Культовые

Сюжетные самодеятельные игры

  • Сюжетно–отобразительные
  • Сюжетно-ролевые
  • Режиссерские
  • Театрализованные
  • Интеллектуальные
  • Игры-забавы, развлечения
  • Театрализованные
  • Празднично-карнавальные
  • Компьютерные
  • Интеллектуальные
  • Сенсомоторные
  • Адаптивные
  • Игрища
  • Тихие игры
  • Игры-забавы

Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста

Сюжетная самодеятельная игра как деятельность предъявляет к ребенку ряд требований, способствующих формированию психических новообразований:

Действие в воображаемом плане способствует развитию символической функции мышления

Наличие воображаемой ситуации способствует формированию плана представлений

Игра направлена на воспроизведение человеческих взаимоотношений, следовательно, она способствует формированию у ребенка способности определенным образом в них ориентироваться

Необходимость согласовывать игровые действия способствует формированию реальных взаимоотношений между играющими детьми

Метод руководства сюжетно-ролевой игрой

Первый принцип:

Второй принцип:

Третий принцип:

  • Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями воспитатель должен играть вместе с ними
  • На каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры
  • На каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать детей как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам

Комплексный подход руководства игрой

Педагогическая поддержка самодеятельных игр

Развивающая предметно-игровая среда

Активизация проблемного общения взрослого с детьми

Обогащения детей знаниями и опытом деятельности

Передача игровой культуры ребенку (обучающие игры, досуговые игры, народные игры)

Обеспечение педагогических условий развития игры

Патриотическое воспитание

Компоненты патриотического воспитания

  1. Содержательный (представления ребенка об окружающем мире)
  2. Эмоционально-побудительный (эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру)
  3. Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности)
  • О культуре народа, его традициях, творчестве
  • О природе родного края и страны и деятельности человека в природе
  • Об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках о символике родного города и страны (герб, гимн, флаг)
  • Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому
  • Интерес к жизни родного города и страны
  • Гордость за достижения своей страны
  • Уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому
  • Восхищение народным творчеством
  • Любовь к родной природе, к родному языку
  • Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде
  • Труд
  • Игра
  • Продуктивная деятельность
  • Музыкальная деятельность
  • Познавательная деятельность

Система работы по формированиюу дошкольников основ безопасности жизнедеятельности

Цели

  • формирование основ безопасности
  • собственной жизнедеятельности
  • формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)

Основные задачи обучения дошкольников ОБЖ

  • Научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения
    “Опасно — не опасно”
  • Научить ребенка быть внимательным, осторожным и предусмотрительным (ребенок должен понимать, к каким последствиям могут привести те или иные его поступки)
  • Сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения

Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми

Основные направления работы по ОБЖ

  • Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения
  • Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки
  • Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения

Основные принципы работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения

  • Важно не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей его обстановке
  • Воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок (хотя это тоже важно). С детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проигрывать их в реальной обстановке
  • Занятия проводить не только по графику или плану, а использовать каждую возможность (ежедневно), в процессе игр, прогулок и т.д., чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту или иную сторону правил
  • Развивать качества ребенка: его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и т.д. Эти качества очень нужны и для безопасного поведения

Развитие трудовой деятельности

Виды труда

Навыки культуры быта (труд по самообслуживанию)

Ознакомление с трудом взрослых

Хозяйственно-бытовой труд (содружество взрослого и ребенка, совместная деятельность)

Ручной труд (мотивация – сделать приятное взрослому, другу-ровеснику, младшему ребенку)

формы организации трудовой деятельности

поручения:

коллективный труд (не более 35-40 минут)

дежурство (не более 20 минут)

  • простые и сложные
  • эпизодические и длительные
  • коллективные и индивидуальные
  • формирование общественно- значимого мотива
  • нравственный, этический аспект

Типы организации труда детей

  1. Индивидуальный труд (цель труда – ребенок, участник труда – его результат)
  2. Труд рядом
  3. Общий труд
  4. Совместный труд

Методы и приемы трудового воспитания

I группа методов:

Формирование нравственных представлений, суждений, оценок

II группа методов:

Создание у детей практического опыта трудовой деятельности

Социально-коммуникативное развитие воспитанников старшей группы ДОУ

1. Восточный административный округ, ГБОУ СОШ № 922.

1. «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» – старший воспитатель Михайлова О. Ю.

2. «Использование игровых обучающих ситуаций в социально-коммуникативном развитии воспитанников» – воспитатель ГБОУ гимназия 1504 Щевелева Н. А.

3. «Взаимодействие педагога с агрессивным ребенком» – педагог-психолог Жилкина И. Л.

4. «Социально-коммуникативное развитие: безопасность в быту в рамках проектной деятельности». Проект «Спички детям не игрушки» – воспитатель Борзенкова С. Н.

5. «Социальная адаптация и развитие коммуникативных навыков детей в группе ОНР 1-го года обучения через знакомство с русскими народными сказками» – учитель-логопед Блохина И. В.

2. Восточный административный округ, ГБОУ Гимназия № 402 имени Алии Молдагуловой.

1. «Формирование коммуникативной компетентности педагога» в рамках реализации ФГОС ДО и профессионального стандарта «Педагог» – старший воспитатель ГБОУ Гимназия № 1512 Лыкова А. А., педагог-психолог ГБОУ Гимназия № 1512 Ковальчук Е. В.

2. «Презентация опыта работы по социально-правовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО» – методист Морозова Е.А.

3. Восточный административный округ, ГБОУ СОШ №1852.

1. «Социально-коммуникативное развитие в соответствии с ФГОС ДО» – старший воспитатель Грашина В. И.

2. «Проектная деятельность как одно из условий практического применения детьми знаний о своих правах и свободах» – старший воспитатель Спесивцева Н. Н.

3. «Взаимодействие с социумом как условие социально-коммуникативного развития» – воспитатель Шевнина Е. Ю.

4. «Предметно-развивающая среда по технологии Марии Монтессори в социально-коммуникативном развитии дошкольников» – воспитатель Федотова С. Ю.

Читайте также  Как воспитывать ребенка в 11 месяцев

5. «Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста через предметную деятельность» – воспитатель Левкина Т. Г.

4. Западный административный округ, ГБОУ Школа № 324.

1. «Речь как основа формирования и развития коммуникативной компетентности дошкольника» – учитель-логопед Усачева С.М.

2. «Формирование и развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игровую деятельность» – воспитатели Шибаева Ю. Б., Голубева М. Н.

3. «Развитие социального и эмоционального интеллекта детей через театрализованную деятельность» – воспитатель Щербинина Н. Н.

4. «Ребёнок в семье. Формирование чувства принадлежности к семье и укрепление детско-родительских отношений через педагогическую технологию «Тематическая газета» –воспитатели Комаревцева В. В., Моруз М. А.

5. «Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками средствами музыкального воспитания» – музыкальный руководитель Кузнецова М. И.

6. «Проект как эффективный метод гражданского воспитания детей дошкольного возраста» – старший воспитатель Поздина Т. Ф.

7. «Коммуникативная компетентность педагога – залог успешного социально-коммуникативного развития воспитанников» – педагог-психолог высшей квалификационной категории Сурова И. А.

5. Зеленоградский административный округ, ГБОУ Гимназия № 1528.

1.«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Раздел основной образовательной программы дошкольной образовательной организации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» – старший методист Балаева Н. М., старший воспитатель Аветисян К. Г. , педагог-психолог Голубкова Г. Г.

2. «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Проект «Юный друг кадета» – руководитель структурного подразделения Малютина Е. А.

6. Северо-Восточный административный округ, ГБОУ ЦО № 1449 им. Героя Советского Союза М. В. Водопьянова.

1. «Внедрение в практику работы эффективных форм и методов при формировании у дошкольников общепринятых норм, правил и ценностей» – воспитатели Минакова С. В., Проскурнина А. Н.

7. Северо-Восточный административный округ, ГБОУ Школа №285 имени В. А. Молодцова.

1. «Патриотическое воспитание как одно из условий социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста» – социальный педагог Витухина А. В.

2. «Роль малых форм фольклора в социально-нравственном воспитании ребёнка младшего дошкольного возраста в семье» – воспитатель Семёшина М. А.

8. Северо-Западный административный округ, ГБОУ Школа № 1191.

1. «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» – методист Ковалева О. Г.

2. «Расширение воспитательного потенциала семьи при вовлечении старшего поколения в образовательный процесс» – воспитатель Кузнецова Ю. Н.

3. «Опыт работы по социально-коммуникативному развитию детей на основе технологии разновозрастного общения «Играем вместе» – воспитатель Вдовцова О. Н.

4. «Формирование у старших дошкольников предпосылок личностных и коммуникативных универсальных учебных действий как основных компонентов готовности к школьному обучению» – старший воспитатель Мокрушина Н. С., педагог-психолог Терещенкова Л. Н.

5. «Организация предметно-развивающей среды по социально-коммуникативному развитию воспитанников в соответствии с ФГОС ДО» – воспитатели Давыдова С. С., Борисова Н. А.

6. «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в ходе реализации детско-родительского проекта «История моей семьи – в истории моей страны» – воспитатели Харлашина М. А., Кондакова Г. И.

7. «Опыт работы по социально-коммуникативному развитию детей в ходе реализации образовательного проекта «Вода – источник жизни» – воспитатели Давтян Г. И., Балашова О. В., педагог-психолог Нгуен Г. Л.

8. «Использование инновационных методик и технологий речевого развития в социально-коммуникативном развитии детей 6–7 лет. Проект «Говорю красиво я, вместе все мои друзья» – учитель-логопед Бондаренко Е. Э., воспитатели Синицына И. В., Дегтярева А. Ю., музыкальный руководитель Тер-Саркисова М. В.

9. «Опыт работы по социально-коммуникативному развитию через театральную деятельность старших дошкольников «Театр – это серьёзно!» – воспитатели Лещева О. А., Штогрина В. В.

9. Южный административный округ, ГБОУ Школа № 904.

1. «ФГОС дошкольного образования. Раздел образовательной программы ДОО образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» – заместитель директора по УВР Неровнова Г. А.

2. «Социально-коммуникативное развитие ребёнка через проектную деятельность» – методист Мамзелькина Т. П.

3. Проект по экологическому воспитанию дошкольников «Вторая жизнь бумаги» – воспитатель Стуколкина Н. С., педагог-психолог Борутто Е. А.

4. Проект «Игрушки-развлекушки» – воспитатель Круглова Л. А.

5. Из опыта работы педагога-психолога Серегиной О. П. Клуб преемственности «Играем по-новому».

6. Проект «Преданья старины глубокой» – воспитатели Мищенкова Т. В., Авдеева О. А., музыкальный руководитель Цыганова Т. В., педагог-психолог Кириллова О. В.

10. Юго-Восточный административный округ, ГБОУ Школа № 329.

1. «Социально-коммуникативное развитие ребенка. Проблемы и пути их решения» – заместитель директора Самохина Е. Ф.

2. «Взаимодействие педагогов и специалистов в организации совместной познавательной деятельности детей младшего и старшего дошкольного возраста с целью социализации» – учителя-дефектологи Горохова И. В., Зинченко Ю. А.

3. «Интеграция детей с особыми потребностями в общеобразовательной группе для решения социально-коммуникативных задач» – учителя-логопеды Стародубцева Е. В., Яковлева И. К.

4. «Сценарий образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Русь пряничная» – воспитатель Орехова Е. А.

5. «Формирование процессов социализации и коммуникации у детей с парциальной несформированностью регуляторного компонента деятельности» – педагоги-психологи Балабанова И. Р., Овчарова О. А.

6. «Решение задач социализации воспитанников в творческо-экспериментальной деятельности» – музыкальный руководитель Юдаева И. П., инструктор по физической культуре Капырина Н. В.

11. Юго-Западный административный округ, ГБОУ Школа №1492.

1. «ФГОС ДО. Раздел ООП – образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» – старший воспитатель Бакотина С. Б.

2. Из опыта работы воспитателя ГБОУ Гимназия № 1786 Антоненко Е. А. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

3. «Приобщение детей к народной культуре» – воспитатель ГБОУ Гимназия № 1786 Голубева Н. В.

4. Из опыта работы воспитателя Сафроновой И. В. по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников.

12. Юго-Западный административный округ, ГБОУ Школа № 9.

1. «Проектная деятельность «Спасибо прадеду за победу» – воспитатель Совтус Н. Ф.

2. «Духовно-нравственное воспитание детей в процессе проектной деятельности. Проект «Путешествие по истории России» – воспитатель Дремачева Л. Н.

3. «Эффективные формы работы по формированию основ безопасного поведения у детей» – воспитатель Королева О. А.

4. Из опыта работы воспитателя Хасаншиной Н.А. Методическое пособие «Знакомим дошкольников с правилами противопожарной безопасности» (для работы с детьми 5–6 лет).

5. «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Интерактивная игра «Путешествие по детскому городу профессий» – воспитатель Окунец Ю. Ю.

Перспективное планирование по социализации, развитию общения нравственному воспитанию. Ребёнок в семье и сообществе.(Старшая группа, по программе «От рождения до школы»)

Учить детей с уважение относиться к пожилым людям, оказывать им посильную помощь и внимание.

Проигрывание и обсуждение ситуации «В автобус вошла старенькая бабушка»

Роль отца и матери

Углублять представления о том, где работают родители, как важен для общества их труд, воспитывать уважение к ним

Сюжетно ролевая игра «Семья»; рассматривание картин и беседа о профессиях родителей

Октябрь

Хлеб – всему голова

Разъяснить детям как на столе появляется хлеб, воспитывать уважение к хлеборобу

Рассматривание презентации и беседа по ней

Приучать детей добросовестно выполнять свои ежедневные обязанности

Художественное творчество детей. Рисование на тему «Мы дежурные»

Разъяснять детям значимость труда, расширять представления детей о труде взрослых, прививать бережное отношение к тому, что сделано руками человека

Дидактическая игра «Доскажи пословицы про труд», рассматривание сюжетных картинок

В человеке должно быть всё прекрасно

Формировать у детей привычку следить за чистотой, опрятностью, закреплять умение замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде

Решение проблемной ситуации (произведение

К. Чуковского «Мойдодыр»)

Ноябрь

Красота в природе

Цель: вызвать не только восхищение природой, но и отвращение к безобразному в отношениях с природой; сформировать навыки отношения к природе по принципу «не навреди», «можешь — помоги»

Чтение художественной литературы о родной природе, рассматривание картин русских художников, экскурсия в парк

Защитники девочек

Формировать представления о сходстве и различиях между мальчиками и девочками, воспитывать желание у мальчиков защищать девочек

Игровое упражнение «Помогаем в беде», беседа

Доставляй людям радость добрыми делами

Воспитывать потребность проявлять доброту и предупредительность к окружающим и другие гуманные чувства.

Обсуждение ситуации «Незнакомый человек поскользнулся и выронил пакет с продуктами»

Учить детей логическому мышлению, развивать внимание и память

Дидактические игры: «Раздели на группы», «Собери логическую цепочку»

Декабрь

Бережное отношение к книгам

Продолжать знакомить с книгами, обращать внимание на их оформление, на иллюстрации; аккуратно и бережно использовать книги

Как быть здоровым?

Расширять представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни и факторах, разрушающих здоровье

Экскурсия в мед.кабинет, беседа с медицинским работником

Вместе тесно, а врозь скучно

Воспитывать уважение, терпение и дружелюбие по отношению к своим товарищам, учить исправлять ошибки, просить прощение

Решение ситуации: «Вася поссорился с товарищем и ударил своего товарища»

Каким должен быть друг

Объяснить значение слов «друг», «дружба», выяснить какие качества больше всего ценят дети в своихдрузьях

Словесные игры:«Угадай, кто это?», «Комплемент»

Январь

Как вести себя за столом?

Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами; есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить

Сюжетно ролевая игра «Кафе»

Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща. Развивать желание помогать друг другу

Беседа о друзьях и дружбе, разучивание песни «Песенка друзей»

Уточнить, углубить знания и представления о России (территория, президент, столица, язык).

Рассматривание презентации, беседа

Февраль

О фантазёрах и лгунишках

Научить детей различать обман и выдумку, фантазию; подвести к пониманию, что обманы всегда раскрываются и приводят к печальному итогу; развить стремление к правдивости и такту

Чтение художественной литературы, знакомство с пословицами

Учить детей не обижаться по пустякам, различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подвести к пониманию слов «миролюбивый», «обидчивый»

Чтение художественной литературы

Музыкальная игра «Помирились»

Познакомить с вариантами приветствия, сформировать навыки вежливости, учтивости

Подвижная игра «Волшебные слова»

воспитать умения и навыки общения: не обижать, прощать, сочувствовать, сформировать представление о дружбе

Подвижная игра «Мы веселые ребята»

Март

Моя малая Родина

Закрепить знания детей о достопримечательностях города; воспитывать любовь к родному городу.

Рассматривание фотографий об исторических местах города и его знаменитых людях, выставка рисунков

Читайте также  Трудовое воспитание в средней группе – полезная и увлекательная деятельность

ответственности за начатое дело, данное слово, живое существо; сформировать навыки выполнения определённых действий, ввести в словарь моральные оценки

Составление рассказа по сюжетным картинам

«Казань – столица Татарстана»

Ознакомить детей с достопримечательностями Казани. Формировать у детей понятие о Казане– столице, главном городе Татарстана; воспитывать патриотические, гражданские чувства.

«Что такое хорошо и что такое плохо?»

Раскрыть детям значение слов «нельзя», «можно», «надо»; учить оценивать поступки и соотносить их со словами хорошо и плохо.

Беседа, изготовление коллажа.

Апрель

Такие разные и такие похожие

Воспитывать доброжелательное отношение и терпимость к людям любой расы, национальности, веры, языковой группы, к детям с физическими недостатками

Беседа, подвижная игра «Если весело тебе, то делай так…»

Мы охраняем природу

Рассказать, чему можно научиться у взрослых, лесников, пожарных, геологов; довести до понимания детей связь между невыполнением правил и бедой в лесу, на реке, в поле

Знакомство с энциклопедиями о природе

Цветы в жизни человека

Поощрять желание выполнять различные поручения по уходу за растениями в уголке природы

Рассматривание картин о природе; выставка рисунков «Мои любимые цветы», работа в уголке природы.

Май

Почему нельзя дразниться

Воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости, стремиться объяснить дошкольникам, что тот, кто дразниться, не только обижает других, но и сам себе причиняет вред

Чтение художественной литературы, беседы

Формировать представление о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее

Дидактическая игра «Найдите, что опишу»

Мой родной язык

Развить осознанное отношение к красоте русского и татарского языков; познакомить со словом «вульгаризм»; вызвать желание отказаться от грубых и бранных слов в собственной речи.

Познакомить с пословицами и поговорками, игровое упражнение «Исправь ошибку», чтение художественной литературы

Закрепить и обогатить знания детей

с лекарственными растениями, воспитывать бережное отношение к природе

Сбор лекарственных растений (подорожник, мать – мачеха и т.д.)

Об авторе

Ильясова Гулгена Рашитовна

Новые записи автора

Комментарии

Новое в блогах

Развлечение для детей старшей группы « СИНИЧКИН ДЕНЬ» по проекту…

Родительское собрание « Начало учебного года» в…

Работа за 2020-2021 год ТОСа "Родник Истории" МО СП Унэгэтэйское

Детский нормативный проект "Поведение в транспорте" Подгото…

В блогах

Конспект непосредственной образовательной деятельности по изобразительной деятельности по теме: "Солнышко и тучка" (вторая младшая…

Тема: «Солнышко и дождик» Цели и задачи: Формировать умение детей использовать в работе разнообразные техники нетрадиционного рисования (выдувания из трубочки, отпечатком.

НОД по ФЭМП "Путешествие Незнайки"в подготовительной группе

Открытый просмотр НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие Незнайки» ЦЕЛЬ: закрепление умений составлять сложные фигуры из простых геометрических фигур. ЗАДАЧИ: развивать.

Мероприятия с дошкольниками с ОНР

Методические рекомендации для родителей. Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него — родного дома, улицы, где он живет, детского.

Новое на сайте

«Мы против терроризма». Занятие — беседа в подготовительной группе

«Мы против терроризма». Занятие — беседа в подготовительной группе Цель: Довести до сознания детей важность соблюдения правил антитеррористической безопасности, умения проявлять осторожность и осмотрительность во время прогулки. Задачи: — Объяснить понятия «терроризм», «террорист» — научить детей противостоять опасности и защитить себя в.

Ребенок и природа

Ребенок и природа «Книга природы есть неисчерпаемый источник познаний для человека» Вольтер/ Франсуа-Мари Аруэ Природа — это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания. Актуальность и необходимость формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста несомненна. Именно на этапе дошкольного детства ребенок.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»

Консультация для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста» В настоящее время такими учеными как Г. А. Каше, Е. И. Исенина, М. М. Кольцова и др. уже доказана взаимосвязь речи и.

Конспект открытого занятия в старшей группе по теме «Дикие животные» с применением метода сравнительного анализа

Конспект открытого занятия в старшей группе по теме «Дикие животные» с применением метода сравнительного анализа Цель: Систематизировать знания детей о диких животных. Программные задачи Образовательные: — закрепить знания о местах обитания диких животных, особенности питания и проживания; — активизировать словарь детей. Развивающие: — развивать.

Социально-коммуникативное развитие в старшей группе ДОУ

Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворенность ребенка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться и кем себя ощущать.

Поэтому, в настоящее время социализации уделяется особое внимание. В соответствии с ФГОС на этапе завершения дошкольного образования воспитанники детского сада должны научиться активно, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Социально — коммуникативное развитие ставит перед нами, как педагогами следующие задачи:

— развитие у ребенка осознанного эмоционально — положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру

— умение обходиться с эмоциональными состояниями, мнениями и желаниями самого себя и других

— развитие социально — значимых навыков поведения, навыков регуляции своего поведения

— формировать умение понимать и оценивать чувства и поступки других

— формировать положительное взаимоотношение между дошкольниками, взаимовыручку

— закреплять умение участвовать в совместной игре.

— развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства.

И сегодня я бы хотела показать вам несколько приемов. которые помогают мне решать перечисленные задачи.

Свой мастер-класс, хочу начать с басни «Лебедь, рак и щука».

— Как вы, думаете, почему у них не получилось вытянуть воз?

Выберите правильный ответ:

— потому – что, каждый хотел выглядеть в глазах другого сильнее;

— потому – что, не позавтракали;

— потому – что не смогли договориться друг с другом.

(Правильно, не смогли договориться).

Так и в повседневной работе часто сталкиваешься с проблемой взаимоотношений детей: не способны договориться, услышать партнера, уступить друг другу.

Давайте с вами поиграем. Приглашаю подойти ко мне 4 человека.

— Вам необходимо разбиться парами, повернуться к друг другу лицом.

Поиграем в игру «Сколько?»

Я вам буду задавать вопрос, а вы в своей паре должны показать ответ на пальцах, причем, не договариваясь об этом словесно, а только глядя друг на друга.

— Сколько ушей у зайчат?

— Сколько ножек у стола?

— какая по счету среда?

— сколько будет 15 -12?

Данный игровой прием, развивает умение согласовывать действия с партнером, помогает снять эмоциональное напряжение.

Играем дальше. Прошу подойти 2 человека. А сейчас, предлагаю вам следующий игровой прием. Один из вас звонит по телефону другому и говорит, что у него разбилась чашка. Просит купить такую же и описывает её. А вы должны по описанию зарисовать чашку. Договоритесь, кто будет звонить, а кто рисовать. Тот, кто звонит, тоже прорисовывает у себя заданный образец. После чего мы сравним результат.

А результат будет зависеть от вашего умения договориться.

Этот игровой прием направлен на развитие умения распределять действия, учитывать возможности партнера, принимать на себя роль и действовать в ее рамках.

«Доброе животное»

Правила и ход игры:

Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох — 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед. Выдох — 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Резюме: Данный приём способствует сплочению детского коллектива, учит детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживание.

Рефлексия: Обращаюсь в зал.

— Если Вы уверены, что качество воспитательно-образовательной работы в современном детском саду невозможно повысить без использования инновационных технологий – поднимите правую руку!

— Если вы считаете, что освоение инновационных технологий невозможно без повышения профессиональной компетентности педагогов — кивните головой.

— Если вы согласны с тем, что просто необходимо использовать наряду с традиционными, активные методы обучения скажите громко «Да!»

— Если Вам было интересно играть – похлопайте в ладоши!

И в завершение хочу сказать, мы все разные, но рядом с нами всегда есть люди, с которыми мы можем найти общие интересы.

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0005847

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: