Работа воспитателя безопасности детей

Работа воспитателя безопасности детей

Автор: Жерновая Ольга Николаевна

Организация: МБДОУ «Детский сад №2 ст. Кардоникской»

Населенный пункт: КЧР, Зеленчукский район, ст. Кардоникская

Тема моего опыта * №1 «Основы безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста»

Современная социальная и экологическая ситуация вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, от того, как они отреагируют на нее, будет зависеть их физическое и психическое состояние. И я вижу свою цель в том, чтобы помочь детям научиться безопасному поведению в социуме.

В соответствии с целью определила * № 2 следующие задачи:

Формировать у детей знания об осторожном обращении с опасными предметами и правильное поведение при контактах с незнакомыми людьми;

— Формировать ценности здорового образа жизни;

— Формировать основы безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте.

— Развивать основы экологической культуры ребенка и становления у него ценностей бережного отношения к природе, а также строению человеческого организма;

Для решения поставленных задач создала определенные условия:

организовала предметную развивающую среду * № 3 (оформила уголок дорожного движения, сюжетно – ролевые игры, изготовила с детьми макет улицы и дома),

изучила имеющуюся литературу, * №4

на основе изученного разработала систему планирования,

определила все доступные формы и методы работы с детьми и

* № 5 родителями (игры, тренинги, занятия, беседы),

подготовила наглядно – дидактический материал. * № 6

Работу по формированию основ безопасного поведения детей осуществляю

* №7 в трех направлениях: с детьми, с педагогическим коллективом, с родителями.

После анализа программ «Детство» и «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» с учетом опыта работы со старшими дошкольниками, а также с учетом интересов сегодняшнего дня разработала следующие проекты: * № 8

— «Ребенок и природа»;

— «Ребенок и другие люди»;

— «Ребенок дома»;

— «Здоровье ребенка»;

— «Эмоциональное благополучие ребенка»;

— «Ребенок на улице».

В каждом проекте определила цели, задачи, формы работы с детьми

старшего дошкольного возраста по формированию навыков личной безопасности

с учетом возрастных психологических особенностей детей, бытовых условий,

Воспитание навыков безопасного поведения у детей осуществляю на основе желания ребёнка познавать окружающий мир, используя его любознатель-ность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритет *№ 9 отдаю индивидуальным и подгрупповым формам работы с детьми.

Работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей начинаю с выявления уровня их знаний и интересов, степени сформированности практичес-ких умений и навыков. Для этого использую беседы, дискуссии, проблемные ситуации – это позволяет избежать передачи уже известных им знаний и опреде-лить дальнейшие цели и пути работы по данному направлению.

Работа органично вписалась в педагогический процесс. Провожу интегри-рованные занятия по развитию речи и изобразительной * № 10 деятельности, музыкальному воспитанию, в автогородке. Обычное занятие превращаю в путешествие, а группу – то в волшебный лес, то в чудесную мастерскую. Дети становятся художниками, следопытами. В гости к ним приходят герои знакомых сказок, рассказов, мультфильмов. * № 11 Красная Шапочка, Буратино, Незнайка и другие известные персонажи, попадая в затруднительное положение, обращаются к детям за помощью или просят научить тому, чего не знают. Закрепляю и уточняю изученный материал в процессе режимных моментов.

На занятиях использую разнообразный * № 12 занимательный материал: стихи, загадки, ребусы, тексты художественных произведений, пословицы, инте-ресные и поучительные истории, которые способствуют более успешному усвоению дошкольниками знаний по данной теме.

Экспериментировать и путешествовать любят все дети, именно это я и решила использовать в своей работе. * № 13 Природа является колыбелью, средой и родительским домом обитания человека. Но при всей своей красоте * № 14 природа является источником повышенной опасности, это ядовитые растения, дикие животные, пожары, наводнения. Ежедневно объясняю детям, что надо быть осторожными, не пробовать все на вкус, так как опасным может оказаться и неядовитое растение. Проводя с детьми опыты: превращение сосульки из твердого состояния в жидкое, для наглядной демонстрации использую фильтр, чтобы показать, что содержится в воде .* №15 Обсуждаем поведение героев сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», которая помогает осознать, что употребление грязной воды может привести к нежелательным последствиям.

Большинство детей считают, что опасными являются только люди

неприятной внешности или неопрятно одетые, а молодые, с дружелюбной

улыбкой, не могут причинить вред. Поэтому провожу беседы о нередком

несовпадении приятной внешности и добрых намерений, используя примеры из

знакомых сказок и литературных произведений, таких как, в «Сказка о мертвой

царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина, где злая мачеха посылает свою слу-

жанку, которая прикинулась доброй старухой.

Чтобы защитить себя, надо себя изучить – такова основная идея цикла

занятий «Помоги себе сам», которые я разработала. Материал преподношу детям

в виде специально сочиненных тематических сказок. К их сочинению привлекаю

детей и их родителей. Один раз в * № 16 месяц провожу с детьми «Уроки

Айболита», где рассказываю ребятам как устроено их тело, его основные системы и

Ребенок часто остается один дома и, чтобы не случилось беды, очень важно предупредить его о возможных последствиях его действий, рассказать о тех предметах, которые могут служить источниками опасности в доме. Здесь как нигде уместны прямые запреты. * № 17 Убеждаю детей в том, что ни при каких обстоятельствах не должны самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам, подходить к открытому окну. Прямые запреты дополняю объяснениями, примерами из литературных произведений, * № 18 например «Кошкин дом» С.Я.Маршака, играми – драматизациями, викторинами «Кто такие пожарные и в чем состоит их работа?», «Как не допустить пожар?», «Какие предметы являются огнеопасными?».

Узучаю с детьми правила, объясняю, что их нужно не только знать, но и неукосни-тельно соблюдать, и если все же случится беда, знать, что есть определенные правила поведения, позволяющие сохранить жизнь, например:

— если незнакомый человек пытается открыть твою дверь, сразу позвони в милицию по телефону 02 и назови свой точный адрес;

— во время пожара, если чувствуешь, что задыхаешься от дыма, опустись на корточки, прикрой рот и нос влажной тканью, и передвигайся по низу или ползком к выходу.

Использование разнообразных форм работы позволяют мне сформировать

навыки правильного обращения с предметами домашнего быта и огнеопасными

Для формирования устойчивых знаний и прочных навыков культур-ного поведения на улице, в транспорте, ежедневно наблюдаю с детьми за тран-спортом, пешеходами и обсуждаю интересные ситуации. Провожу прогулки к перекрестку, автобусной остановке, чтобы при поступлении в школу дети усвоили все необходимые понятия. * № 19 Создаю проблемные ситуации на планшетах, схемах. Чтобы разнообразить работу по этой теме, я использовала алгоритмические игры: «Дорога домой», «Переход улицы» и другие, с помощью которых дети научились размышлять, использовать на практике свои знания. Уделяя огромное внимание этой теме, провела вечер — развлечения «Лучший пешеход», театрализованное представление «Школа светофорных наук».

Отслеживать динамику обучения основам безопасного поведения детей помогает диагностика, с помощью которой корректирую поведение детей.

* № 20 Так сравнительный анализ, направленный на развитие основ безопасности, показал, что процент детей усвоивших знания по правилам дорожной безопаснос-ти возрос на 20%, а количество детей, испытывающих затруднения в некоторых ситуациях снизился на 5%.

Я делюсь опытом с коллегами. Для них были организованы консуль-тации, семинары практикумы, мастер класс, рекомендации.

Хочу подчеркнуть: самое действенное воспитание достигается не назиданием, а примером, от сердца к сердцу. Родители воспитанников – это наши единомышленники. Необходимые правила безопасного поведения будущего школьника будут сформированы в тесном сотрудничестве всего коллектива и родителей.

Поэтому основные разделы моего опыта стали достоянием родителей. Они не только продолжают беседы с ребенком на предложенные мною темы, но и выступают активными участниками педагогического процесса. Регулярно прово-жу различные мероприятия с участием родителей, использую их профессиональ-ный опыт медицинского работника, * № 21 пожарного. Знакомлю родителей с результатами обучения детей, провожу открытые занятия такие как, «Каждому опасному предмету – свое место», «О правилах важных – пожаробезопасных». Приглашаю родителей поучаствовать в соревнованиях. Большой интерес представляет игра «Счастливый случай», где ребята демонстрировали знания о правилах движения, а родители делились опытом воспитания у детей привычки культурного, грамотного поведения на улице, получали советы и рекомендации от меня. Систематически организую выставки детских рисунков по теме. Оформила ширмы на темы: «Типология детского травматизма», «Взрослые! Вам подража-ют!» Выставляю в * № 22 уголке для родителей материалы по обучению детей правилам поведения за столом, на улице, в природе и другие. С родителями достигла полного взаимопонимания.

Работа эта важная, кропотливая и в результате мною достигнуто главное – дети не только знают основные правила личной безопасности, но и умеют формулировать, объяснять необходимость их применения в экстренных ситуациях. Я надеюсь, что полученные знания помогут детям избежать опасных ситуаций, уберегут их здоровье. * № 23

Самообразование воспитателя «Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности в быту, социуме, природе

Цель: знакомство детей с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта.

— повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы.

— разработать перспективный план работы с детьми

— подготовить диагностику на начало и конец учебного года

— организовать работу кружка, создать учебную программу

— оформить в группе уголок по безопасности

— подготовить и провести консультацию для педагогов на тему «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста»

— подготовить и провести мастер класс для педагогов теме самообразования

Предполагаемый результат: в результате работы предполагается сформировать у детей навыки безопасного поведения на улице, в природе и в быту; выработать алгоритм действий в чрезвычайных ситуациях; сформировать простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.

Форма самообразования: индивидуальная.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

1. Изучение литературы по теме;

2. Работа с родителями: консультации, беседы;

3. Работа с детьми: беседы, совместные игры, индивидуальная работа.

4. Работа с детьми

Актуальность

Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относят к глобальным проблемам человечества. Основная цель образовательной области «Безопасность» – подготовить ребенка к безопасной жизни в окружающей среде – природной , техногенной и социальной. В дошкольных учреждениях все больше внимания уделяется формированию у дошкольников навыков безопасного поведения.

Многие меры по обеспечению безопасности, продиктованные здравым смыслом, могут показаться элементарными, однако с ребенком дошкольного возраста необходимо разбирать и обсуждать на первый взгляд кажущиеся очень простыми правила поведения.

Защитить себя и своих детей от многих проблем, с которыми может столкнуться семья, можно при условии постоянной заботы о безопасности.

Фактор безопасности складывается из нескольких составляющих. Вот некоторые из них :

• оберегать жизнь и здоровье (биологическая безопасность) ;

• сохранять целостность недвижимого имущества (материальная безопасность) ;

Читайте также  Диагностика отношения воспитателя ребенку

• сохранять нравственное, морально-психологическое благополучие и формировать уверенность и защищенность человека (социальная психологическая безопасность) .

Говоря о безопасности ребенка дошкольного возраста , необходимо учитывать следующее его особенности :

• стремление ребенка к самостоятельности ( «я сам» ) и неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;

• недостаточный опыт (или его отсутствие) поведения в сложных ситуациях, неумение использовать правила безопасности и др.

Можно условно выделить основные источники опасности для ребенка- дошкольника :

опасности, с которыми он может столкнуться дома (или бытовые) ;

опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице) ;

опасности, с которыми он может столкнуться на улице и на дороге;

опасности на природе.

Если следовать определенным правилам поведения и учить этому ребенка с ранних лет, этих опасностей можно избежать.

Важно дать ребенку знания о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы); сформировать умение действовать в тех или иных ситуациях; помочь ему выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности.

План по самообразованию

Форма работы с детьми

С родителями

Самореализация

Беседа «Дорога – не место для игр»

Рассматривание иллюстрации «Правила маленького пешехода»

Дид. игра «Найди расскажи»

Рисование «Дорожные знаки»

Папка- передвижка «Безопасность на дорогах»

Изучение методической литературы

Беседа «Опасные невидимки» (микробы)

Чтение стихотворения «Таблетки – конфетки»

Составление рассказа «Мой режим дня»

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Беседы, советы по охране жизни и здоровья детей

Подготовка памяток по основам ОБЖ

Чтение сказки «Кот петух, лиса»

Обыгрывание ситуаций «Приход незнакомца»

Дид. игра «Знакомый, свой, чужой»

Консультация «Если вы вынуждены оставлять ребенка дома одного»

Создание уголка безопасности

Беседа «Спички не тронь – в спичках огонь»

Чтение рассказа Шорыгина Т.А. «Пусть елка новогодняя нам радость принесет»

Дид. игра «Я знаю – это опасно»

Рисование «Безопасный Новый год»

Папка – передвижка «Обеспечение безопасного поведения детей в быту»

Выставка детских рисунков

Беседа «Правило поведения во время игр забав»

Рассматривание иллюстраций «Зимние забавы»

Заучивание стихотворения Г. Лаптевой «Снежный ком»

Хороводная игра «Снежный ком»

Консультация «Осторожно тонкий лед!»

Пополнение уголка играми и пособиями

Беседа «Лекарства и бытовая химия»

Рассматривание иллюстрации «Электроприборы», «Острые, колющие и режущие предметы»

Дид. игра «1,2,3, что может быть опасно – найди»

Тренинг «Я знаю, что можно, а что нельзя»

Памятка «Правила, которые должен знать каждый»

Создание картотеки дидактических игр

Беседа «Правило поведения на воде»

Дид. игра «Угадай вид спорта»

Чтение Мамин Н. «Будь осторожен на воде»

Папка- передвижка «Правила безопасности на воде»

Презентация «Азбука безопасности»

Беседа «Пожароопасные предметы»

Сюжетно-ролевая игра «Мы пожарники»

Аппликация «Пожарная машина»

Дид. игра «Что мы знаем о вещах»

Памятка «Правило поведения при пожаре»

Беседа «Безопасность на природе»

Рассматривание иллюстраций о грибах, насекомых, животных

Загадывание загадок о животных и насекомых

Дид. игра «Сто бед»

Отчет о проделанной работе

. Обучение дошкольников правилам пожарной безопасности: пособие для педагогов дошкольных учреждений / [Авт.-сост. Т.В. Загвоздкина]. – Минск, 1997

. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2003. – 80 с. (Развивающие сказки для детей)

. Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.

. Знакомим дошкольников с ОБЖ: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / [Л.И. Прус и др.] – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2007

Что должно быть в безопасном детском саду и школе

Пока дети находятся дома, в гостях у бабушки или гуляют во дворе, за их безопасность отвечают родители.

Но когда они на учебе или в детсаду — ответственность за их жизнь и здоровье несет образовательное учреждение. Так говорит закон об образовании.

К сожалению, не все требования закона исполняются. Иногда закон «соблюдают» для галочки — вроде формально все как положено, а на самом деле ничего не работает как надо.

Рассказываем, на что смотреть в образовательном учреждении и на какие законы ссылаться, чтобы по-настоящему обезопасить ребенка в детском саду или школе.

Что за безопасность такая

Безопасность образовательной организации — это такие меры, при которых детям и работникам ничего не угрожает извне. Это значит, что здание не загорится, на территорию не попадет посторонний человек, а ребенку на детской площадке ничего не упадет на голову. Эти меры обеспечивает как сама организация, так и государство.

Кто отвечает за безопасность

За безопасность в учебном заведении отвечают местные власти и администрация образовательного учреждения. А перед открытием школы или садика специальная комиссия решает, соответствует учреждение всем требованиям или нет. Если не соответствует — оно не откроется, пока все недостатки не устранят.

В каждом учебном заведении есть должностное лицо, которое отвечает за антитеррористическую защиту, противопожарную безопасность и безопасность детей в целом. Как правило, это заведующий или директор. Имя ответственного должно быть в специальном приказе, с которым родители имеют право ознакомиться.

Бывает, что администрация не считает нужным знакомить родителей с такими приказами. Но я рекомендую все же настоять на своем: так вы будете знать, что предъявлять претензии нужно не учителям и воспитателям — у них нет полномочий устранять недостатки в обеспечении безопасности, — а сразу ответственному лицу.

Что должно быть в учебном заведении

Забор. Территорию образовательной организации по периметру рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений — если у школы и детского сада есть собственная территория.

Многие образовательные учреждения до сих пор ограждены заборами высотой 1,5—1,6 метра , как предписывали старые и уже не действующие нормативы. Родители, конечно, могут попросить сделать забор выше. Но не факт, что администрация согласится: высота ограждения нормативами не установлена.

Если забора нет вообще — жалуйтесь в прокуратуру. Если прокурорское представление на директора или заведующего не подействует, прокуратура сможет добиться восстановления ограждения через суд.

Освещение. Территории детских садов и школ должны иметь наружное электрическое освещение — уличные фонари или мощные лампы. Уровень освещенности на земле должен быть не менее 10 люкс. Это можно сравнить с тем освещением, которое дают ночью уличные фонари на тротуаре.

Просто установить светильники во дворе недостаточно. Родители могут контролировать, своевременно ли включается освещение. А если это делать забывают и на территории темно — требовать включения светильников.

Охрана, тревожная сигнализация и видеонаблюдение. В России все образовательные учреждения делятся на три категории опасности и в зависимости от категории могут по-разному обеспечить охрану.

Причем, чтобы признать садик или школу объектом первой категории, должно выполняться хотя бы одно условие, а не все сразу — например, если учеников и сотрудников больше 500 человек.

Категория опасности Теракты за последний год в регионе Сколько людей может пострадать Возможный материальный ущерб
Первая категория 3 и более более 500 более 50 млн рублей
Вторая категория менее 3 от 100 до 500 от 5 до 50 млн рублей
Третья категория нет менее 100 менее 5 млн рублей

Школы и детские сады первой и второй категории обязаны заключить договор с частными охранными организациями. Но так делают не всегда.

Объекты третьей категории могут охранять собственными силами, например нанять сторожа и вахтера. Но в любом случае там должен быть организован пропускной режим и установлены технические средства охраны, например сигнализация и видеонаблюдение.

То есть в любом образовательном учреждении независимо от категории должна быть охрана , а дети должны быть в безопасности. При этом собирать деньги на охрану с родителей нельзя.

Посмотреть, к какой категории относится учебное заведение, можно в его паспорте безопасности. Этот документ есть в каждом садике и школе, и родители имеют право с ним ознакомиться. А еще в этом паспорте можно узнать следующую информацию:

  1. Опасные участки и возможные способы проникновения на объект — «слабые места» школы или садика.
  2. Если террористы все-таки попадут в школу или садик, то что и как они будут делать.
  3. Какие могут быть последствия.
  4. Кто защищает образовательное учреждение, например собственный сторож в штате, ЧОП или подразделение Росгвардии.
  5. Что защищает образовательное учреждение — заборы, противопожарная и охранная сигнализация, тревожные кнопки.
  6. Количество эвакуационных выходов.
  7. Наличие электронной системы пропуска.

Часто охрана — слабое место образовательного учреждения. Если в садике или школе охранник по совместительству работает еще и дворником или разнорабочим — это значит, что, когда дверь за родителями закрывается, он снимает куртку с надписью «секьюрити» и идет мести двор. Для детского сада или школы это хорошо — не нужно дополнительно платить ЧОПу, а вот для безопасности детей — не очень.

Что делать, если требования безопасности не выполняются

Жаловаться в прокуратуру. Прокурор проверит, все ли в порядке с охраной, и, если сочтет, что права детей нарушены, обратится в суд.

Такая практика является обычной. Вот пример: школа в Мурманской области должна была заключить договор с охранным предприятием, но вместо этого организовала охрану собственными силами. Прокуратура сочла, что права учащихся на безопасность нарушены, и обратилась с иском в суд.

Представитель школы в суде заявила, что никаких нарушений на самом деле нет. Есть методические рекомендации, но это только рекомендации и обязанности исполнять их у школы нет. Да и деньги на охрану в бюджет не заложены. А принудить заключить договор с охранным предприятием нельзя. И вообще, школа за свой счет поставила целых две видеокамеры снаружи и еще четыре внутри — что еще нужно для безопасности?

Но суд с представителем школы не согласился. Он изучил документы и увидел, что с 8 до 14 часов школу охраняет уборщик. Он же пропускает посетителей на территорию. И этот вахтер, уборщик и охранник — женщина пенсионного возраста. Значит, школу охраняет человек, не прошедший специального обучения.

Поэтому суд решил требования прокуратуры удовлетворить. И обязал городскую администрацию выделить деньги школе, чтобы та уже заключила договор с охранным предприятием. Так что родителям платить за охрану не пришлось.

Работа воспитателя безопасности детей

Автор: Каракчиева Наталья Анатольевна

Организация: МБДОУ «Детский сад №43»

Населенный пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.

Данный возраст характеризуется повышенной любознательностью и попыткой узнать окружающий мир самостоятельно. Недостаточное воспитательное воздействие, как самих родителей, так и воспитателей нередко является причиной детского травматизма среди детей.

Поэтому необходимо научить дошкольника наиболее эффективному образу действий во избежание тех тревожных ситуаций, с которыми ребенку и его родителям приходиться сталкиваться в жизни.

Говоря о безопасности ребенка дошкольного возраста, необходимо учитывать следующие его особенности:

1.Стремление ребенка к самостоятельности и неумение адекватно оценивать свои силы и возможности.

2.Недостаточный опыт поведения в сложных ситуациях, неумение использовать правила безопасности.

Можно условно выделить основные источники опасности для ребенка-дошкольника:

1.Опасности, с которыми он может столкнуться дома.

2.Опасности контактов с незнакомыми людьми.

3.Опасности, с которыми он может столкнуться на улице и на дороге.

4.Опасности на природе.

Основные цели и задачи формирования у дошкольников основ безопасности собственной жизнедеятельности, безопасности окружающего мира в ДОО предполагают:

-Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.

-Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

-Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.

-Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения.

-Воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

Для решения этих задач необходимо:

• Оказывать воспитывающее и обучающее воздействие на детей на ООД, в совместной и самостоятельной деятельности;

• Организовывать проблемные и игровые ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие детей между собой;

• Создавать развивающую предметно-игровую среду, побуждающую использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослых с детьми.

Также реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:

— системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);

— доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);

— включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды);

— наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);

— динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);

— психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

Этапы реализации данных задач:

1 этап – заинтересованность детей, актуализация, уточнение, систематизирование знаний о правилах безопасности.

2 этап – введение правил в жизнь детей, показ разнообразия их проявлений в жизненных ситуациях, формирование умений применять эти правила.

3 этап – овладение реальными практическими действиями на основе усвоенных знаний и умений.

Работа с воспитанниками в ДОО по формированию основ безопасности включает в себя:

1 раздел. Безопасное поведение в природе.

2 раздел. Безопасность на дорогах.

3 раздел. Безопасность собственной жизнедеятельности, куда входят темы:

  • ребенок дома;
  • ребенок и общение со сверстниками, со взрослыми, с незнакомыми людьми;
  • ребенок и игра;
  • ребенок и пожарная безопасность;
  • ребенок и здоровье.

Существуют методы ознакомления детей с основами безопасности:

Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию.

Метод моделирования ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.

Метод повторения. В организованной образовательной деятельности он выступает как ведущий метод или методический приём. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

Экспериментирование и опыты дают ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Игровой метод повышает качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.

Составление творческих рассказов способствует развитию творческого воображения, использование опыта, закреплению знаний.

Методические приемы в ДОО:

  • проблемные игровые ситуации (ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми и т.д);
  • чтение художественной литературы, посвященной безопасности детей;
  • рассматривание иллюстраций, демонстрация иллюстраций;
  • познавательные беседы, беседы с вопросами, закрепляющие опыт детей;
  • прогулка;
  • игра;
  • эксперименты;
  • сюжеты из жизни;
  • продуктивная деятельность: аппликация, рисование.

Работа в ДОО по безопасности жизнедеятельности ведётся через:

  • организованную деятельность детей (занятия, игры-занятия, экскурсии, тренинги),
  • совместную деятельность взрослых и детей (драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы, обыгрывание ситуаций),
  • самостоятельную деятельность детей (сюжетно-ролевые игры, игры-инсценировки, дидактические и подвижные игры).

Для начала воспитателям необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.

Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача воспитателя – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности (продуктивной, игровой, двигательной, коммуникативной и т.д.) и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Не менее важно психологически подготовить ребёнка к появлению в его жизни данной ситуации, что позволит ему в нужный момент сконцентрироваться и принять правильное решение. Большое внимание необходимо уделять их психологическому благополучию. Дети чрезвычайно эмоциональны, впечатлительны, внушаемы. Организуя деятельность детей, надо заботиться о том, чтобы каждый ребёнок эмоционально переживал успешность обучения. Для этого можно использовать специально созданные ситуации успеха, например, положительно подкреплять намерения ребёнка, авансируя успех (у тебя получится, ты справишься) акцентируя на положительные черты (ты такой внимательный).

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников начинается с создания и обогащения предметно-развивающей среды в группе. Педагоги должны организовывать её так, чтобы детям было интересно и комфортно изучать окружающий их мир и чувствовать себя защищенным от различного рода неприятностей. В групповых помещениях необходимо создавать «Уголок безопасности», который содержит макеты, щиты безопасности, макеты перекрестков, на которых представлены проспекты, перекресток, дома, светофор, машины, дорожные знаки, атрибуты для сюжетно-игровых игр (телефон для вызова МЧС, скорой, полиции, жезлы, свистки, форма сотрудников ДПС, игрушки транспортные, планшеты с перекрестком): «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь», и т.д, наглядно- иллюстрационный материал (иллюстрации по ПДД и ОБЖ, плакаты на темы — «Как устроено тело человека», «Личная гигиена», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Виды спорта», «Правила поведения дома (на улице, в транспорте, в природе: в лесу, у водоемов), «Опасные предметы», «Вызов служб экстренного реагирования», «Устройство проезжей части», книжки — малышки, карточки с изображением опасных ситуаций, которых нужно избегать или знать способы их ликвидации). В оснащении уголка безопасности можно подбирать и разрабатывать дидактические игры по формированию у дошкольников основ безопасности: «Как избежать неприятностей», «Здоровый малыш», «Если малыш попал в беду», «Природные и погодные явления», «Съедобные и ядовитые грибы», «Дорожные знаки», «Внимание! Дорога!», «Азбука пешехода», «Основы безопасности», «Хорошо-плохо», наглядные пособия по формированию у дошкольников основ безопасности: (иллюстрированные книги, раскраски, энциклопедии по ОБЖ).

Также важна библиотека в группах, в которой имеются познавательная и художественная литература, иллюстрации, фото для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Рекомендуемая художественная литература: -Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; — В. Житков «Пожар», «В дыму»; — С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о глупом мышонке»; — Т. Шорыгина «Зеленые сказки», «Осторожные сказки»; — К. Зайцева «Уроки Айболита»; — Сказки «Волк и козлята», «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др. — Ю. Соколова «Правила безопасности»; — И. Серяков «Улица, где все спешат», «Ученый дружок»; — Е. Пермяков «Торопливый ножик»; — Потешки «Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом! », «Огуречик»; — А. Иванов «Азбука безопасности. Как неразлучные друзья в огне не горели», «как неразлучные друзья в воде не тонули», «Как неразлучные друзья дом охраняли»; — И. А. Яворская «Дети и дорога»; — И. Лешкевич «Светофор»; — Н. Носов «Автомобиль»; — Г. Юрмин «Любопытный мышонок»; — А. Дорохов «Подземный переход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»; — Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»; — А. Дмоховский «Чудесный островок»; — В. Семернин «Запрещается – разрешается»; — А. Северный «Три чудесных цвета».

Взаимодействие с родителями. В деле решения вопроса безопасности ребенка не последнюю роль играют родители этого самого ребенка, которые должны быть эталоном для малыша. В семье и детском саду должен соблюдаться принцип единства требований. И тут воспитателю очень важно помнить, прежде чем начинать работу с детьми по обучению их безопасному поведению, необходимо определить готовность к сотрудничеству с детским садом, а также уровень осведомленности родителей в этом вопросе. Для этого необходимо воспитателю провести анкетирование и на основании полученных результатов строить работу с родителями. Важно добиться от родителей понимания того, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.

Этот вопрос можно решить на родительском собрании, посвященном проблеме безопасности, совместными усилиями разработать план работы, куда будут входить такие мероприятия — родительские собрания, семинары-практикумы; организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток; совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала. Своевременно информировать родителей о тех или иных мероприятиях в группе, городских мероприятиях.

Итак, можно сказать, что вопрос формирования основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст — период впитывания, накопления знаний. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Методические рекомендации воспитателям в работе с воспитанниками по теме «Формирование основ безопасности» К.Ю.Белой:

Основы безопасности жизнедеятельности воспитанников ДОУ для воспитателя

основы безопасности жизнедеятельности воспитанников ДОУ

Когда родители отводят своего ребенка в детский сад или любое другое дошкольное образовательное учреждение, они должны быть твердо уверены в безопасности малыша и в компетентности воспитателя в сфере обеспечения соответствующих условий.

Ребенок не сидит на месте, он подвижный и активный, а его возраст означает, что он находится в стадии познания мира. Любопытство и желание все попробовать и потрогать может привести к серьезным, а зачастую и очень опасным последствиям для здоровья и даже жизни детей.

В обязанности воспитателя по обеспечению безопасности воспитанников входит наблюдение за детьми, контроль их действий и препятствие любой угрозе, исходящей как от самих воспитанников, так и от третьих лиц, окружающей среды, погодных условий и так далее. Техника безопасности воспитателя представляет собой целый комплекс мер, направленных на обеспечение спокойного пребывания детей в ДОУ без малейшего для них риска.

Механизмы обеспечения безопасности воспитанников

Руководство детских образовательных учреждений обязано принимать все меры для соблюдения защищенности персонала и воспитанников. Для этих целей применяются административные методы, работа с воспитателями и педагогами, обслуживающим персоналом, соблюдение местных и федеральных законов и правил.

Начальство обеспечивает отсутствие физических угроз жизнедеятельности для воспитателей, привлекает специальные средства охраны, добивается отличного состояния помещений и территории детского учреждения, следит за эпидемической обстановкой и так далее.

Физическая безопасность

На протяжении всего времени нахождения ребенка в детском саду ему должны быть обеспечены соответствующие условия, которые диктуются техникой безопасности в ДОУ для воспитателей. Угрозы могут делиться на следующие виды:

  • Внешние – криминальные, террористические, действия третьих лиц, например, посторонних взрослых в неадекватном состоянии и так далее.
  • Внутренние – опасные предметы, недостаточно обустроенная и защищенная территория, плохое техническое состояние помещений и зданий в целом.

Для снижения рисков каждый сотрудник детского сада должен знать, как ему необходимо действовать в той или иной ситуации, а также иметь доступ к номерам вызова любых экстренных служб: полиции, МЧС, пожарных, медиков, газовщиков, электриков и других коммунальщиков.

Также ДОУ не должны сдавать в аренду свои помещения, разрешать заезд автомобилями на территорию. Отдавать детей по окончании дня можно только родителям или тем лицам, которые имеют письменное разрешение.

Здоровье воспитанников

Угрожать детям могут не только посторонние, внешние угрозы или неисправные технические устройства. Значительный риск несут разнообразные заболевания, которые могут легко и быстро распространяться в группе.

Для исключения развития инфекций весь персонал должен проходить медицинские обследования и иметь санитарные книжки. Также проводится контроль санитарного состояния помещений, проверка продуктов, обучение воспитанников правилам личной гигиены.

В любом учебном заведении должна быть медсестра, которая может осмотреть травмированного или заболевшего малыша, а также провести консультацию для воспитателей по безопасности ребенка в случае обнаружения заболевания или травмы.

Пожарная защита

здоровье воспитанников

Огромное значение имеет соблюдение правил пожарной безопасности для воспитателей, сотрудников и воспитанников ДОУ. В здании должны иметься запасные выходы, противопожарные средства и планы эвакуации, иметься вентиляция и пожарная сигнализация.

Инструкция воспитателя по пожарной безопасности оговаривает, как себя необходимо вести при возгорании. Также педагогический состав обязан отрабатывать действия при угрозе пожара с детьми, знакомить их с правилами поведения, используя доступные методики, исходя из возраста малышей. Хорошая подготовка позволит избежать паники и организовать спокойную эвакуацию, обеспечив быстрое удаление всех с потенциально опасной территории или из помещений.

Чрезвычайные обстоятельства и ситуации

Никто не может гарантировать отсутствие таких чрезвычайных ситуаций, как природные и техногенные катастрофы, массовые беспорядки и вооруженные конфликты. В данном случае работа с воспитателями призвана обеспечить слаженную работу по быстрейшей передаче детей родным или органам опеки и соцобеспечения.

Если угроза неминуема, должны быть приняты все меры для сохранения жизни воспитанников. Их необходимо перевести в место, защищающее от разных опасности – ветра, воды, падающих предметов, обстрела и иных рискованных ситуаций.

Профилактические меры против несчастных случаев и травм

Несчастные случаи с детьми – частое явление. Малыши непоседливы и активны, поэтому любые предметы и ситуации могут стать угрозой для них. Весь опыт работы сотрудников образовательных заведений по отсутствию угроз направлен на то, чтобы избежать любого риска для дошкольников во время всего периода нахождения в ДОУ.

Воспитанники должны постоянно находиться под присмотром воспитателей и других взрослых, малышей нужно обучать правилам безопасности в доступной им игровой форме. Также необходимо следить, чтобы в помещениях и на территории не было потенциально опасных предметов.

Инструкция воспитателя по технике безопасности

Для обеспечения нормального воспитательного и образовательного процесса необходимо ознакомление и неукоснительное соблюдение инструкции по безопасности воспитанников. При возникновении любых внештатных ситуаций требуется экстренное реагирование. Для закрепления знаний и умений используется консультация, мастер класс, семинар практикум для воспитателей по безопасности в ДОУ. Столь же значительную роль играет и самообразование воспитателя по теме безопасности, позволяющее обеспечить воспитанникам спокойное нахождение в детском саду без малейшего риска.

Семинар – практикум для педагогов ДОУ : «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности».

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопасности жизнедеятельности воспитанников, используя разнообразные формы и методы работы.

Ознакомление педагогов с инновационными технологиями и методами, применяемыми в организации безопасности жизнедеятельности воспитанников;

Активизация знаний педагогов по проблеме;

Обучение педагогов общению, выработке единого мнения в педагогическом коллективе.

Предварительная работа:

Определение спектра вопросов по проблеме.

Знакомство с материалами по проблеме, представленными в интернете.

Опрос педагогов и детей по проблеме.

Изучение литературы по теме и составление аннотаций.

Выполнение педагогами домашнего задания.

Формы и методы деятельности

Создана мотивация деятельности.

«Проект формирование основ безопасности жизнедеятельности

Усвоены научные понятия «социальное развитие», «ОБЖ. Сформированы умения выдвигать гипотезу.

Анализ опросников педагогов и детей.

-«А вы готовы к неожиданностям?»

-«Понимание сюжетных картинок по безопасности».

-Дорожное движение «Безопасность».

Сопоставление собранной информации для планирования работы. Сформированы умения проводить опрос.

Работа с перфокартой

Проверка знаний педагогов по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения.

Систематизированы знания педагогов по ознакомлению с правилами дорожного движения.

Методы ознакомления детей с основами безопасности.

Использование разнообразных методов организации безопасности жизнедеятельности.

Работа в группах

-Разработать мероприятия с родителями по проблеме.

— Составить памятку «Как себя вести с незнакомцем?».

-Составить памятку «Правила пожарной безопасности».

Овладение практическими навыками по проблеме.

Приобретение навыков публичного выступления

Бюро творческих находок (домашнее задание)

Игры с «Острова Безопасности» (работа на выставке)

Распространение опыта работы на уровне ДОУ.

Внедрение в практику работы игр и игровых понятий.

Игралочки для взрослых

«Классификация источников опасности»,

«Подбери действие и рифму к наказам».

Сопоставление прогнозируемого и полученного результата.

Рефлексия, получение обратной связи.

Оценка эффективности семинара.

1 часть. Введение в тему.

Очень часто мы страдаем из-за своей собственной неосторожности, беспечности. Мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и свою семью от чрезвычайных ситуаций. Наименее защищенными и подготовленными к действию в подобных ситуациях оказались наши дети. И как ни печально, именно дети страдают на пожарах, на дорогах, на воде, в лесу, так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуациях. По данным статистики МЧС России ежегодно большое количество детей становятся жертвами ЧС, вследствие, своего незнания и легкомыслия. Это не может не вызвать тревогу.

Дошкольный возраст — один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения.

Данный возраст характеризуется повышенной любознательностью и попыткой узнать окружающий мир самостоятельно. Недостаточное воспитательное воздействие, как самих родителей, так и воспитателей нередко является причиной детского травматизма и смертности среди детей.

Очень важно, каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т.д.

Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

В настоящее время сформировалась новая образовательная область

«Безопасность жизнедеятельности», призванная готовить обучаемых во всех типах учебных заведений к безопасной жизни в реальной окружающей среде — природной, техногенной, социальной.

Выделяют 3 компонента безопасного поведения человека, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания. Такими компонентами являются:

1) предупреждение опасности;

2) уклонение от опасности;

3) преодоление опасности.

Исходя из теоретического анализа содержания понятия «опыт» и «безопасное поведение», опыт безопасного поведения детей рассматривается как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка.

С этих позиций выделяются показатели опыта безопасного поведения детей, отражающие уровень его сформированности:

знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы);

умения действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;

отношение (переживание и понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности).

Необходимо отметить, что обозначенные компоненты опыта безопасного поведения взаимосвязаны друг с другом и, обеспечивают осознание необходимости мер предосторожности, проявляется в умении действовать с потенциально опасными предметами, и в сложных социальных ситуациях, например, на дороге, в природе, дома.

Задачи в работе с детьми:

-формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;

-формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;

-расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;

-закрепить у детей знания о правилах поведения на улице. Дороге, транспорте;

-развивать основы экологической культуры ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к природе;

-способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребёнка-дошкольника;

Задачи в рабате с родителями:

-знакомить родителей с работой МДОУ по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;

-повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;

-воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие;

-создать особую форму общения между родителями и воспитателями:

« Доверительно деловой контакт»

Для формирования основ безопасного поведения дошкольников необходимо организовать воспитательно — образовательный процесс, включающий все виды деятельности (игровую, продуктивную, познавательную, речевую, физкультурно-оздоровительную, музыкально — ритмическую) и условия.

Программа по ОБЖ включает 6 основных направлений:

Ребёнок и другие люди. Основная мысль этого направления — ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.

Ребёнок и природа. Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли — земля — наш общий дом, а человек — часть природы.

Ребёнок дома. В этом направлении рассматриваются вопросы связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.

Здоровье ребёнка. Уже с дошкольного возраста это направление программы предлагает воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи.

Эмоциональное благополучие ребёнка. Основная задача работы педагогов по этому направлению — научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.

Ребёнок на улице. Дети знакомятся с правилами поведения на улицах, правилами дорожного движения.

2 часть. Презентация «ОБЖ в детском саду».

3 часть. Коллективный анализ. А теперь давайте порассуждаем, попытаемся ответить на вопросы:

Какую вы ведете работу по ОБЖ в своих группах?

Достаточно ли эффективна эта работа?

Какая развивающая среда создана в ваших группах по данному направлению?

Какие мероприятия с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: