Правовое воспитание в ДОУ – формируем у детей гражданскую позицию

Правовое воспитание в ДОУ. Формирование гражданской позиции у детей среднего дошкольного возраста

Правовое воспитание в ДОУ. Формирование гражданской позиции у детей среднего дошкольного возраста

Правовое воспитание в ДОУ – формируем у детей гражданскую позицию в среднем дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст — период, когда начинает складываться мировоззрение ребёнка, его самосознание, отношение к другим людям. И если сделать социальный мир для малыша близким и понятным, это поможет сформировать у него активную жизненную позицию. Поэтому детский сад должен давать своим воспитанникам элементарные правовые знания. Дать детям представление о собственных правах и обязанностях. Учить их оценивать своё поведение и поступки других людей, согласно правовых норм. Учить разрешать конфликты нормативными способами с учётом позиций и потребностей окружающих людей. Воспитывать в детях такие личностные качества, как активность и инициативность, самостоятельность и вежливость, уважение к другим людям. Развивать в ребятах интерес к себе, собственному внутреннему миру, в дальнейшем это трансформируется в потребность к самосовершенствованию.

Начинать осваивать правовое пространство целесообразно со среднего дошкольного звена. Занятия по правовому воспитанию в средней группе проводятся два-три раза в год. В этом возрасте (четыре–пять лет) основное внимание нужно уделять нравственному воспитанию. Педагог закладывает в сознание малышей основы правового поведения: как можно поступать, а как нельзя, помогает им осознать, какие действия приносят вред самому человеку и окружающим людям. С помощью воспитателя ребята осознают свою уникальность, ценность собственной жизни, своей семьи, понимают самые важные потребности.

В средней группе дошкольники узнают, что каждый ребёнок имеет право на семью для наилучшего ухода и воспитания. Основной принцип правового воспитания — познание социальных норм на основе конкретных примеров и поступков. Это реальные ситуации из жизни, а также материал художественной литературы, в частности, сказок.

Реализуя процесс правового воспитания в дошкольном учреждении, педагог применяет различные методы, средства и формы деятельности.

Метод наблюдения. Воспитатель предлагает дошкольникам проследить, как близкие относятся друг к другу, прощают ли взаимные обиды, что их может порадовать и огорчить.

Метод драматизации. Позволяет детям «прочувствовать» другого человека, войти в его положение (например, если бы я был зайчиком, которого лиса выгнала из избушки.) Такой приём воспитывает в малышах чуткость, способность более остро реагировать на проблемы окружающих людей.

Проблемно-поисковый метод. Это отгадывание загадок.

Продуктивная деятельность. Коллективное создание альбомов и плакатов, изготовление эмблем и символов.

Поскольку правовые понятия достаточны сложны для дошкольников,то на занятиях должно присутствовать максимум наглядности: различные картинки, плакаты, схемы и пр. Правовые понятия проще осваивать с опорой на наглядность.

Универсальным средством создания правового пространства в ДОУ является игра. Она помогает познать окружающий социальный мир, овладеть навыками правового общения и поведения, наработать свой личный опыт.Игры данной тематики могут быть различных видов: словесные, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, игры на воображение, подвижные, игры-драматизации, игры-путешествия.

Одно из самых простых для ребёнка правовых понятий — это право на имя. На эту тему можно придумать множество словесных игр.

«Назови ласково». Воспитанник называет своё имя, а затем рассказывает, как родители ласково называют его дома.

«Позови ласково». Аналогичная игра, только дошкольник должен назвать уменьшительно-ласкательно рядом стоящего ребёнка.

«Как зовут моих маму и папу».

Игры на закрепление других прав

«Кто в каком доме живёт» (право на жилище, а также его неприкосновенность).

«Мой домашний адрес» (право на жилище).

Существуют и настольно-печатные игры для дошкольников на правовую тематику. В основном они представляют собой картинки из серии «Поступаем правильно», «Хорошо и плохо» и т. п.

Дошкольники очень любят подвижные игры, их можно совместить с непринуждённым усваиванием важных правовых понятий.

«Прогулка» (право каждого на отдых, уметь отдыхать совместно).

«Спасатели» (закрепление права на жизнь).

Важную роль в становлении доброжелательных взаимоотношений дошкольников, осознании ими правовых отношений играет сюжетно-ролевая игра, поскольку она очень близка к реальной жизни. Так, обыгрывая такие сюжеты, как «Больница», «Поликлиника», «Аптека», «Скорая помощь», малыши закрепляют знание о том, что каждый человек имеет право на медицинскую помощь, а также должен сам заботиться о своём здоровье).

Большое воспитательное значение имеет чтение художественной литературы, затрагивающей правовую тематику, в частности, обращение к русским и зарубежным сказкам. Ведь, многие из них ярко демонстрируют, как нарушается то или иное право.

Комплексные и интегрированные занятия по теме права могут включать в себя и продуктивную деятельность. Например, после беседы о правах и обязанностях членов семьи ребята могут нарисовать сюжетную картинку «Как я помогаю родителям дома».

В средней группе, когда только начинается приобщение дошкольников к правовой сфере можно рассмотреть следующие темы.

«Мои права и обязанности» (у всех, даже у маленьких детей, есть свои права и обязанности).

«Я и моё имя» («Право на имя», «Имя каждому дано, много значит оно»).

Формирование правильной осанки детей дошкольного возраста Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной во все времена. При этом одним из комплексных показателей здоровья ребенка.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возрастаФормирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно.

Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста «Мы космонавты»Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста «Мы космонавты» Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного возраста. Под патриотическим воспитанием.

Правовое воспитание в ДОУ

Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, о котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном возрасте у ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.

Декларация прав ребенка, принятая в 1959 году, является первым документом международного масштаба, защищающим права детей. Родители, общественные организации, местные власти призываются к признанию и соблюдению прав ребенка.

В Декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Особое внимание уделяется защите ребенка: он должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.

Педагоги единодушны во мнении, что именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка. Если между ребенком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень страдают от этого.

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Только сейчас, когда демократия набирает силу, когда права человека перестают быть фикцией, можно реально ставить как приоритетную задачу — формирование гражданственности: предоставление каждому ребенку не только условий для творческой самореализации, но и условий для свободного самоопределения: как гражданина новой общественной системы, при которой человек становится не только субъектом практического действия, выработки средств достижения целей, но и субъектом общественного целеполагания. Личность, уважающая себя, обладает гораздо больше потенциальной активностью, чем, лишенная достоинства. И дошкольному учреждению принадлежит особая роль в воспитании будущего гражданина своей страны.

Воспитание правовой культуры — обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка.

Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство — наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.

  • Анализ взаимоотношений детей со сверстниками, в семье, со взрослыми; выявление проблем.
  • Правовое воспитание и образование дошкольников.
  • Повышение уровня правовой культуры родителей.

Целью педагогического процесса в правовом образовании дошкольников является формирование основ правового сознания дошкольников.

  • Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения.
  • Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка.
  • Воспитывать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.
  • Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.
  • Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
  • Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
  • Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

Система взаимодействия — это:

-совместную деятельность взрослого и ребенка;

— самостоятельную деятельность детей.

  • Знакомство с правами человека.
  • Беседы на этические темы.
  • Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры.
  • Физкультурно-оздоровительная деятельность.
  • Изобразительная, трудовая деятельность.
  • Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков.
  • Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций).
  • Работу с литературой.
  • Создание проблемных ситуаций, задания для самостоятельных наблюдений.
  • Разные виды игр.
  • Продуктивные виды деятельности.
  • Двигательную активность.
  1. Работа с детьми.
  2. Работа с воспитателями.
  3. Работа с родителями.

Работа с детьми.

Правовое воспитание дошкольников заключается в формировании основ правового сознания.

В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность — вот основа правового воспитания дошкольников.

Читайте также  Перспективное и ежедневное планирование работы воспитателя средней группы

Формы и методы правового воспитания детей.

  1. Специально организованное занятие «О правах играя» (Приложение №1). Форма занятий — подвижная и меняются в зависимости от поставленных задач.
  2. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе — дать детям возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.
  3. Занятия проводятся 1 раз в месяц. Предварительная работа и работа по закреплению материала ведется в повседневной самостоятельной или совместной деятельности, что позволяет избежать лишней заорганизованности детей.
  4. Ролевые, театрализованные и дидактические игры.
  5. Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков.
  1. Использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы), беседа о прочитанном и просмотренном.
  2. Решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком:, если бы я поймал золотую рыбку:, если бы я вдруг превратился в:
  3. Дидактические игры: «Я имею право:» (Приложение №1), «Чьи права нарушены?», «Назови права героев», «Выбери право».
  4. Наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.
  5. Прием визуализации. Позволяет научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла, помощи.
  6. Метод драматизации упражняет детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присуще «театральный инстинкт» — стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных.
  7. Проблемно-поисковые методы: отгадывание загадок, разгадывание ребусов, решение кроссвордов.
  8. Продуктивная деятельность: создание альбомов, символов, изготовление плакатов, эмблем.

Работа с воспитателями

Большая работа была проведена с воспитателями ДОУ по их подготовке к работе с детьми в данном направлении: проводились консультации «Соблюдение прав ребенка в условиях ДОУ и семьи» (Приложение №2), семинары-практикумы, круглые столы.

Воспитатель детского сада — основной участник педагогического процесса, в том числе и правового воспитания. Ведущей в процессе является совместная деятельность взрослого и ребенка.

Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Ребенку необходимо поупражняться в воспроизведении усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. В качестве примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, мы используем сказки, стихи, пословицы, поговорки. Однако знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно — ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок, осуждению положительных героев и оправданию злодеев.

Работа с родителями.

Работа по привитию основ правового сознания проводилась совместно с родителями воспитанников. Проводились родительские собрания, консультации для родителей «Права ребенка — соблюдение их в семье» (Приложение №3).

Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность, вызывают отчаяние слабое развитие, нелюбознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях в детском саду, но родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях.

Установлено, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными.

Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, ведут себя.

Правовая и педагогическая культура большинства родителей находиться на низком уровне. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства — вполне распространенное явление.

От квалификации педагога и его культуры зависит соблюдение прав детей в дошкольном учреждении, защита от жестокого обращения в семье. Поэтому нашей задачей является ведение правового просвещения родителей, выявление групп семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка, содействовать защите прав и достоинства детей.

В результате целенаправленного правового воспитания должны быть сформированы у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:

— активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность;

— формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;

— позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе, (ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им;

— обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;

— пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.

Правовое воспитание дошкольников в детском саду

Правовое воспитание дошкольников в детском саду

Даже самые маленькие члены общества обладают определенными социальными правами, которые не могут нарушаться никем из их окружения или более дальних членов социальной группы. Правовое воспитание дошкольников, осуществляемое в стенах ДОУ, обеспечивает здоровое развитие личности в период становления и дает малышам чувство психологической защищенности, что очень важно при условиях активного развития и адаптации.

Результатом правового воспитания должны стать четкое знание своих прав и гражданская позиция, которая обогащала бы нравственность, помогала выбору правильной линии поведения. Правовое воспитание в ДОУ преследует цели:

  1. Воспитать у ребят социальную активность, способность осуществлять выбор.
  2. Сформировать умение мыслить критически, понимать ценность личных прав, контролировать свое поведение, уважать потребности других людей.
  3. Выработать привычку действовать строго в рамках прав, прописанных законом, быть ответственным.

Правовое мышление – основа будущего

Правовое воспитание – один из компонентов нравственного воспитания. Отсутствие у ребенка нравственных норм делает его неспособным соблюдать чужие права, любые знания будут носить лишь формальный характер. У воспитателей в детском саду есть все необходимые возможности для положительного влияния на взрослеющую личность, именно дошкольный период для ее формирования наиболее важен.

Главные правовые аспекты возрастного периода дошкольника – это право на игру, заботу и любовь окружающих взрослых, защиту от насилия или унижения. Атмосфера, в которой растет маленький человек, должна излучать добро и любовь. Любой малыш имеет право на любящую семью и внимание. Родители и педагоги должны оказать помощь в становлении полноправного гражданина.

ДОУ – основной участник правового воспитания

Правовое воспитание детей дошкольного возраста

Чтобы дать малышам простейшие знания о правах и свободах, о том, что такое уважение и терпимость, воспитателю важно не только подарить детям знания, но создать также условия, когда бы они применили их на практике. Малышам необходимо попрактиковаться в определенных действиях, понять, как тот или иной поступок выглядит со стороны, какие эмоции вызывает у окружающих.

Для объяснения важных понятий в качестве примера педагог использует сказки, пословицы, стихотворные произведения. Однако, беря сказки как иллюстративный материал для знакомства с правами, их нужно использовать очень осторожно, т.к. они обладают совсем иной шкалой оценки поступков героев. Правовая система оценивания исказит детское восприятие фольклора и может привести к ошибочному осуждению положительных и оправданию отрицательных персонажей.

Нравственно-правовое воспитание начинается с первых дней, когда ребенок только осваивается в стенах ДОУ. Сначала дети учатся положительно воспринимать хорошие поступки, отрицательно относиться к плохим. Позднее у них складывается осмысленное критическое отношение к тому, что нельзя или плохо.

Занятия в младшей группе

Самым младшим пока еще сложно воспринимать понятия, которые содержатся в правовых документах. На этом этапе педагогическая работа имеет своей целью только знакомство малышей с «правовым миром», она носит опосредованный характер, обучение проходит исключительно в игровой форме.

На занятии с малышами по правовому воспитанию могут использоваться материалы сказок. На примере «Трех медведей» ребятам можно дать представление о том, что такое семья, поговорить с ними об уважении между членами семьи. Сказка о трех поросятах – поле для рассуждений о праве на жилище, неправомерных действиях волка.

Схема: Права ребенка

Средняя группа

От того, как организовано правовое воспитание на занятиях, зависит дальнейшее жизненное самоопределение ребят. В ходе обучения у них формируются способности адекватно себя вести в конфликтных ситуациях. В младшем возрасте дети только учатся ориентироваться на нравственные нормы, ближе к школе они их уже соблюдают, могут пояснить смысл.

При организации мероприятий, коими могут стать конкурсы, викторины, путешествия по сказкам, главная задача развлекательная. Вместе с удовольствием и радостными эмоциями дети попутно получают знания в правовой сфере. Очень помогут здесь подвижные игры, музыка и танцы.

Мероприятия в старшей группе

На занятиях воспитатели формируют у ребят представление о законе и его значимости, о том, как устроено государство. Со старшими дошкольниками проводятся сюжетно-ролевые игры, беседы, викторины, где они являются активными думающими участниками, на примере различных поступков человека могут объяснить, поступает он плохо или хорошо, каковы их представления о том, как должен действовать гражданин правового государства.

Читайте также  Воспитание здорового ребенка детском саду

В ходе бесед о законах и о том, зачем они нужны, дети последовательно приходят к выводу, что в любой стране нужны некие механизмы, которые будут регулировать взаимоотношения между людьми, всех членов общества должны защищать законы, за исполнением которых тоже кто-то должен наблюдать.

Работа в подготовительной группе

Дети дошкольного возраста воспринимают многие ситуации через призму чувств. К 6-7 годам они вполне способны почувствовать несправедливость, проявленную к герою мультика или, когда несправедливость направлена на них самих. Именно на эти эмоции и нужно опираться наставникам.

По ФГОС, правовое воспитание дошкольников должно помочь детям усвоить свои основные права. Это право на жизнь и охрану здоровья, на дом и семью. Дети имеют право на имя, образование, могут развивать свои способности. Ребята старшего дошкольного возраста уже знают, что в любой затруднительной ситуации они получат поддержку, обратившись по номеру телефона доверия. Существуют службы помощи, которые окажут содействие, где бы они ни жили.

К моменту поступления в школу воспитанники должны быть ознакомлены со своими основными правами и проявлять гражданское поведение, которое выражается в:

  • активной социальной, нравственной позиции;
  • положительных личных качествах;
  • умении разрешать конфликтные ситуации, не выходя за рамки общепринятых норм;
  • ответственном отношении к близким и незнакомым людям, природе;
  • стремлении самосовершенствоваться.

Актуальность правового воспитания

Правовая грамотность важна не только для знания об объеме своих прав. Уже в детском саду воспитанники понимают, что их свобода может иметь ограничения там, где появляются ответственность и обязанности. Правильно воспитанные дети терпимы к сверстникам другой национальности, уровня здоровья или развития. Они понимают, что, вне зависимости от количества ума, таланта и доброты каждого, их права и обязанности равны.

Дошкольное учреждение играет особую роль в воспитании молодых граждан. В новой общественной системе у личности должны быть условия творческой самореализации для того, чтобы стать в будущем не только субъектом действия, но и общественного целеполагания. Человек, воспитанный в уважении, потенциально наделен большей активностью, чем тот, чье достоинство попирали.

Работа с родителями

Просвещая детей в области правового самосознания, воспитатели параллельно должны работать и с их родителями. Очень часто те пасуют перед ситуациями, когда отпрыски проявляют непослушание или неуравновешенность, бывают агрессивны или, напротив, равнодушны и нелюбознательны. Зачастую выход из такой ситуации старшие члены семьи видят в авторитарном стиле общения или даже телесные наказания. Подобные отцы и матери просто не берут во внимание детские страхи и переживания, что очень вредит психическому развитию ребенка.

Задача воспитателя – бороться за педагогическую культуру, выявлять семьи, в которых наблюдаются нарушения прав ребенка, работать над их правовым образованием.

Этому вопросу могут быть посвящены:

  • собрания по данной теме;
  • «правовой уголок» с печатными материалами;
  • индивидуальные доверительные беседы;
  • посещение воспитанников на дому;
  • периодические консультации.

Воспитательный процесс сталкивается с меньшими трудностями, если воспитатели и родители действуют согласованно.

Правовое воспитание в ДОУ – формируем у детей гражданскую позицию

Лего - конструирование

"Лето, ах, лето. "

Требования Статьи 29 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ

Анкетирование

Работа с общественностью

https://sites.google.com/site/mdouskazka12/voprosy-i-otvety

Уважаемые граждане Украины! Рады приветствовать Вас на территории Российской Федерации!

Статистика за предыдущий период:

Доля посетителей сайта, которые зашли на него впервые

Доля посетителей сайта, которые зашли на сайт не один раз за указанный период

Правовое воспитание дошкольников

Детский сад — носитель правовой
культуры отношения к ребенку для всех взрослых
участников воспитательно – образовательного процесса, основанной на соблюдении Конвенции
ООН о правах ребенка, устава ДОУ, гарантирующих права каждого ребенка в сфере образования, права на уважение его человеческого достоинства.

Правовая основа защиты прав ребенка в ДОУ

  • Конвенция ООН о правах ребенка ;
  • Уголовный Кодекс РФ ;
  • Семейный Кодекс РФ ;
  • Закон РФ «Об образовании» ;
  • Закон РФ «О защите прав детей»;
  • Устав ДОУ .

Для реализации прав и законных интересов ребенка в детском саду созданы социально – экономические и правовые условия:

1. Микроклимат парковой зоны территории детского сада для охраны здоровья воспитанников;

2. Предметно-пространственная среда – безопасная и комфортная;

3. Система оздоровления;

4. Планомерная работа по предупреждению неправового отношения к ребенку , обучение родителей способам конструктивного взаимодействия с ребенком.

Система работы по правовому воспитанию детей

Работа с педагогами

1. Осознание важности правовой работы с детьми и родителями:

  • Изучение научно-методической литературы;
  • Изучение нормативно-правовой базы по проблеме: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка»;

2. Выявление доступных для ребенка форм работы для изучения «Конвенции о правах ребенка»;

3. Создание методической, дидактической базы для решения проблемы;

4. Разработка плана работы с детьми воспитателями, музыкальными руководителями.

Работа с детьми

1. Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основным документом по защите прав человека;

2. Формировать уважение и терпимость друг к другу и окружающим людям вне зависимости от их социальной, национальной, религиозной принадлежности, физических недостатков;

3. Развивать в ребенке чувство собственного достоинства, подвести к пониманию собственных прав и свобод, чувства ответственности за свои поступки;

4. Разъяснять детям общественные нормы и правила поведения.

Работа с родителями

1. Пропаганда важности правового отношения к ребенку (информационные стенды, передвижки, папки с подборкой материала, раздел «Правовое воспитание» на официальном сайте ДОУ);

2. Демонстрация родителям примеров конструктивного и содержательного общения с ребенком в индивидуальных беседах, групповых консультациях, в родительском университете;

3. Показ примера уважительного отношения друг к другу и окружающим (утреннее приветствие, вежливая просьба, слова благодарности);

4. Консультация «Права и обязанности ребенка – дошкольника»;

5. Привлечение родителей к совместным мероприятиям;

6. Привлечение родителей к участию в Дне открытых дверей.

Формы взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса в ходе реализации системы работы по обеспечению прав ребенка:

ДЕТСТВО-ГИД

Проблема социально-правового воспитания дошкольников с целью подготовки их к жизни в современном обществе является достаточно актуальной. Знания в области права предназначены для того, чтобы упорядочить и определить отношения между людьми, их поведение. Поэтому изучение правовых норм имеет огромное значение для интеграции личности ребенка в современное общество. Данное направление реализуется в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» .

Права ребенка в Российской Федерации определяет комплекс международных и федеральных нормативных документов:
1. Конвенция Организации Объединенных Наций «О правах ребенка».
2. Конституция Российской Федерации.
3. Федеральный Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
4. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации».
5. Семейный кодекс Российской Федерации.

Задачи социально-правового воспитания дошкольников:
1. Формирование основ нравственно-правовых качеств личности ребенка, его начальных представлений и эмоций, поведенческих позиций.
2. Формирование позитивного отношения к морально-этическим, общечеловеческим ценностям.
3. Воспитание у детей познания себя и окружающих, умения общаться с другими людьми.
4. Развитие самоконтроля и самосознания ребенка с целью соответствия его поведения определенным правилам и стандартам, принятым в обществе.

Социально-правовое воспитание предполагает ознакомление дошкольников с содержанием некоторых статей Конвенции. Данный документ написан сложным юридическим языком, поэтому педагогу целесообразнее использовать адаптированный вариант текста статей Конвенции, например тот, который есть в пособии для начальных классов Е.С. Шабельника «Права ребенка».
Не нужно заучивать с детьми статьи и положения Конвенции. Задача педагога — организовать взаимодействие с детьми таким образом, чтобы осмысление положений Конвенции происходило на основе конкретных фактов из жизни или примеров из литературных источников.

Основные направления работы педагогических коллективов по данной проблеме в дошкольных образовательных учреждениях заключаются:
— в изучении содержания Конвенции о правах ребенка в самом педагогическом коллективе,
— в создании социальной службы в ДОУ и во взаимодействии педагогов дошкольного учреждения с микро и макросоциумом (специалистом по охране прав детства, инспектором по делам несовершеннолетних, работниками отдела образования, учреждений культуры, общественных организаций и др.),
— в ознакомлении родителей с положениями Конвенции с использованием средств наглядной агитации, в проведении праздников и др. мероприятий, а также в максимальном задействовании воспитательного потенциала семьи,
— в создании условий для формирования у дошкольников культуры прав и достоинства человека,
— в определении форм и методов работы, в разработке методических пособий, конспектов занятий, изготовлении дидактических игр и материалов по социально-правовому воспитанию детей дошкольного возраста.

Социально-правовое воспитание детей дошкольного возраста — сложный и многогранный процесс формирования правовой культуры и правового сознания под влиянием различных факторов и возрастных особенностей. В этот период у дошкольника начинают формироваться личностные механизмы поведения, возрастает интерес к окружающему миру, к проблеме взаимоотношений между людьми, развивается эмоциональная сфера его личности, происходит становление ценностных ориентаций в социально-нравственной области. При этом педагогу важно сформировать у дошкольника положительную мотивацию к правовым знаниям и потребность к их постоянному расширению и углублению.
Необходим системно-комплексный подход к проблеме формирования культуры прав человека у детей дошкольного возраста. Сам процесс правовой социализации ребенка включает в себя нравственное , социальное, гражданское воспитание и состоит из трех взаимосвязанных формирующих компонентов:
1. Формирование эмоционально-личностного отношения. Дошкольник эмоционально переживает предложенную проблемную ситуацию, становится участником событий, а педагог поддерживает стремление ребенка быть добрым, честным, помочь другому человеку в трудном положении.
2. Формирование способности к самоконтролю, самоанализу собственных действий в социально-правовой сфере. Задача педагога на данном этапе не только в том, чтобы передать знания, но и в том, чтобы научить оценивать свои поступки.
3. Формирование личностной позиции. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовые отношения. В этом случае ребенок оценивает свои действия и действия других на основе собственного сформированного эмоционально-личностного отношения.

Читайте также  Воспитание развитие личности ребенка дошкольного возраста

Таким образом, процесс социально-правового воспитания включает в себя познание правовых принципов и норм, формирование к ним эмоционально-оценочного отношения, овладение навыками правового общения и поведения, формирование правовых установок и ценностно-правовых ориентаций.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка- детский сад 6 Организация работы по гражданско-правовому воспитанию. — презентация

Презентация по предмету «Право» на тему: «Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка- детский сад 6 Организация работы по гражданско-правовому воспитанию.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка- детский сад 6 Организация работы по гражданско-правовому воспитанию в ДОУ

2 Задача национальной доктрины образования в Российской Федерации Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности.

3 Подпроект проекта «Муниципальная модель гражданского образования» « Создание модели сетевого взаимодействия ДОУ и ОУ по гражданскому образованию и воспитанию в условиях Губахинского муниципального района » Цель: создание комплексно – организационно – педагогических условий, способствующих разработке модели сетевого взаимодействия ДОУ и ОУ по гражданскому образованию и воспитанию в условиях Губахинского муниципального района.

4 Создать систему научно – методической поддержки формирования и развития психологической, теоретической и технологической готовности всех участников процесса по созданию модели сетевого взаимодействия ДОУ и ОУ по гражданскому образованию и воспитанию в условиях Губахинского муниципального района. Создать педагогические условия для формирования гражданско- правовой культуры всех участников педагогического процесса – детей, родителей, педагогов (методическое сопровождение — перспективные планы, технологические карты, авторские методические разработки, программы; обогащение и расширение предметно – развивающей среды дидактическим и методическим материалом этно-культурологического и правового содержания.) Содействовать внедрению новых технологий и методик гражданского образования, обеспечивающих реализацию системно-структурного подхода по работе в данном направлении. Разработать критерии и показатели эффективности педагогического процесса по гражданскому образованию. Установить систему правовых отношений между родителями, детьми и педагогами. Скоординировать работу ДОУ с социальными институтами детства в районе. Обеспечить преемственность в формах, методах, содержании гражданского образования детей на дошкольном и начальном ступенях непрерывного образования. Обеспечить выявление и распространение опыта организации гражданского образования в ДОУ района. Задачи проекта:

5 правовое сознание педагогов и родителей не достаточно сформировано; отсутствует систематическая и планомерная работа по формированию у них правового самосознания. Проблема:

6 у педагогов и родителей недостаточно сформировано гражданско-правовое сознание, многие из них не знакомы с нормативно-правовыми документами федерального, регионального и муниципального уровней. у педагогов и родителей не сформировано внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку. отсутствие системы работы по формированию правовой культуры всех участников педагогического процесса (дети, педагоги, родители), не выработаны механизмы, формы, средства правовой культуры предметно-развивающая среда по правовому воспитанию в ДОУ требует расширения и обогащения дидактическим и методическим материалом правового содержания. Причины:

7 повышения педагогической и коммуникативной компетентности всех участников образовательного процесса (дети, родители, педагоги) в вопросах формирования правового самосознания в рамках системы комплексных мероприятий с ними Цель работы творческой группы:

8 повышение правовой культуры руководителей, педагогов и родителей МАДОУ; обновление содержания образовательного процесса; ознакомление с новыми педагогическими идеями и технологиями по правовому воспитанию; стимулирование и развитие социальной активности и правовой ответственности педагогов; утверждение в сознании педагогов и родителей правовых взглядов и убеждений; создание условий для обеспечения реализации прав человека. Задачи по правовому воспитанию в МАДОУ:

10 Декларация прав ребенка (1959). Конвенция ООН о правах ребенка (1989). Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990). Конституция Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании». Семейный кодекс Российской Федерации. Уголовный кодекс Российской Федерации. Типовое положение дошкольного образовательного учреждения. Устав учреждения. Нормативно-правовая база:

11 анализ, оценка, прогнозирование и моделирование состояния процесса правового воспитания в дошкольных образовательных учреждениях; определение и постановка текущих и перспективных задач; обоснованное планирование правового воспитания; мониторинг состояния действенности работы и систематическое информирование педагогов и родителей о ходе реализации задач правового воспитания; своевременная корректировка системы воздействий и обеспечение субъектов правового воспитания прогрессивными методиками и технологиями работы. Содержание управления системой правового воспитания

12 Этапы работы по ознакомлению с правами Работа с родителями Iэтап Установление благоприятных межличностных отношений между родителями и воспитателями II этап Формирование у родителей положительного образа своего ребенка III этап Изучение педагогической позиции родителей, проблем семьи в воспитании ребенка IV этап Совместное с родителями планирование методов работы с детьми в семейных условиях; формирование уверенность в своих воспитаельских возможностях III этап Формирование потребности педагогов в соблюдении прав ребенка в ходе образовательного процесса II этап Разработка плана работы по ознакомлению педагогов с основными положениями Конвенции ООН о правах ребенка и другими документами и содействия их реализации I этап Введение педагогов в проблематику правового воспитания Работа с педагогами IV этап Защита прав и подведение к тому, что права есть и у других людей III этап Цикл занятий, направленных на формирование личного отношения каждого ребенка и проигрывания им игровым ситуациям II этап Закрепление и уточнение полученных знаний I этап Ознакомление детей с понятием «Право»; введение их в проблематику прав через средства худ. литературы и игру Работа с детьми V этап Работа с родителями группы риска

13 План работы по правовому воспитанию Формы работы С детьмиС родителямиС педагогами Разработаны декларации правил поведения в группе Анкетирование педагогов «Знаем ли мы права ребенка?» (начало и конец года) Пополнена нормативно-правовая база документами федерального, регионального и муниципального уровня Оформлены альбомы «Моя любимая группа», «Моя семья» Оформлены уголки по гражданско-правоведению в группах: «Наши права», «Права и дети», «Знакомимся с правами» Анкетирование педагогов с последующим анализом результатов анкет (начало и конец года) Разработаны критерии диагностики Разработаны памятки по реализации конкретных прав детей. Проведено общее собрание педагогического коллектива по теме «Знакомство с проектом гражданско-правового воспитания» Праздник «День знаний»Поведены родительские собрания в группах по ознакомлению родителей с положениями Конвенции о правах ребенка Проведены консультации: — Защита прав и достоинства детей в ДОУ — Знакомимся с нормативными документами — Развитие у ребенка положительного отношения к народам разных национальностей

14 Развлечение «День рождения группы» (все дошкольные группы) Поведены совместные мероприятия с родителями: — спортивного праздника «Мужчины, вперед!» — парной гимнастики — конкурса на лучшую новогоднюю поделку — конкурса на лучшую поделку ко Дню победы Поведен тренинг «О правах всерьез» Проведен цикл занятий в старших группах по ознакомлению со статьями Конвенции о правах ребенка. Оформлены информационные стенды «Наши права» и «Маленький гражданин» Проведен анализ воспитательно- образовательного процесса в ДОУ, стиля педагогического общения Изготовлены поздравительные открытки ко Дню матери Подобран консультативный материал в каждой возрастной группе по гражданско-правовому воспитанию. Оформлены информационные стенды «Наши права» и «Маленький гражданин» Проведен конкурс на лучшую Новогоднюю поделку Составлен социальный паспорт ДОУ Разработаны памятки по гражданско-правовому воспитанию С детьмиС педагогамиС родителями

15 Блок «Дети» Цели: обучение детей умениям межличностного общения со сверстниками; подготовка их к собственному общению с детьми и обучение детей умениям межличностного общения; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование положительного отношения к себе; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, нравственной основы патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

16 Педагогический проект «Маленький юрист» цель проекта : формирование культуры прав детей дошкольного возраста, знакомство их с правами через средства художественной литературы и игру. Задачи: Изучить и проанализировать методическую литературу по данной теме. Пересмотреть и обновить перспективные планы работы с детьми и диагностический пакет на все дошкольные группы. Формировать глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, воспитывать детей в духе уважения законности, нормам общественной жизни; Разработать комплекс мероприятий по формированию правовой культуры детей; выработать механизмы, формы, средства правовой культуры дошкольников; Продолжать создавать условия для формирования правовой культуры дошкольников, обогащать и расширять предметно-развивающую среду по правовому воспитанию наглядно-дидактическим и методическим материалом правового содержания. Формировать активную социальную позицию, умение разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, произвольно контролировать свое поведение и управлять им. Познакомить с обязанностями детей как неотъемлемой составляющей правового воспитания.

17 Кружок «Наши права» Цель: Ознакомление детей дошкольного возраста с правами через средства художественной литературы и игру.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: