Особенности экологического воспитания в младших группах

Особенности экологического образования детей раннего и младшего дошкольного возраста

Экологическое образование — это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Задача экологического образования младшего дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных. Обеспечить понимание первоначальных связей в природе и понимание необходимости наличия определенных условий для их жизни. Ведущими видами деятельности в экологическом образовании младших дошкольников является неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование ими.

В процессе экологического образования детей раннего возрастаиспользуются следующие методы обучения:

Наглядный метод, к нему относятся

1.Наблюдение: внимание детей раннего возраста принимают яркие подвижные объекты, поэтому лучше в этом возрасте наблюдать за животными. Можно использовать разнообразные сюрпризные игровые приемы (например: с помощью персонажей кукольного театра). Большое значение имеют приемы обследования, которые помогают выявить сенсорные признаки

2.Рассматривание картин: помогает уточнить и конкретизировать представления детей, полученные в ходе наблюдений.

3.Демонстрация моделей: это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающих их признаки, структуру

4.Просмотр кинофильмов: позволяет расширить объем научных знаний о природе

Словесный метод, к нему относятся

1.Рассказ воспитателя: должен быть предельно кратким и тесно связан с жизненным опытом детей. Рассказ хорош сопровождать демонстрацией иллюстраций, фотографий, слайдов. Это помогает детям понять смысл рассказа

2.Использование художественной природоведческой литературы: при чтении книги детей лучше разбить на подгруппы, произведения лучше читать наизусть с использованием иллюстраций

3.Беседа: используется для возбуждения интереса к предстоящей деятельности (наблюдение, экскурсия, проведение опыта)

Практический метод: к этому методу относятся

Несложные опыты: могут использоваться в играх, которые связаны с трудом в уголке природы. Для детей раннего и младшего возраста используется отдельные поисковые действия (опыты с предметами неживой природы, с растениями, с животными)

Игра, как метод экологического образования детей: используются

Дидактические игры: это игры с правилами, имеющие готовое содержание.

Дидактические предметные игры: например «Найди по листу дерево», «Принеси желтый цветок» и т. д.

Дидактические настольно-печатные игры:например: «Четыре времени года», «Подбери листок» и т. д.

Дидактические словесные игры:например: «Что это за птица», «В воде, в воздухе, на земле»

В ясельной группе используются например игры: «Наседка и цыплята», «Кот и мыши», «Солнышко и дождик», «У медведя во бору».

Строительные игры:проходят с природными материалами: песок, снег, глина, шишки и т. д.

В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт.

Игры с природными материалами: используются песочные дворики и столы, резиновые фигурки животных, силуэты домов и деревьев, шишки, веточки, желуди и т. д.

Труд в природе, как метод экологического воспитания

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию

В раннем возрастев осном используются: труд рядом (например посадка лука, крупных цветочных семян, уборка урожая, привлечение к совместной деятельности,например: поливу растений, взять готовый корм и положить в кормушку.

Из опыта работы по э. обр. детей раннего и млад. дошкольного возраста

В группе №1 в период с сентября по декабрь была проведена работа по экологическому воспитанию детей раннего возраста.

В группе имеется природоведческая литература, пособия, схемы, дидактические пособия, игры экологического содержания.

Оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.

Организован «огород на окне», который знакомит детей с особенностями выращивания лука, воспитывает уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

В уголке природы была создана ферма с домашними животными, благодаря которой дети получают знания о домашних животных, отмечают характерные признаки животных, сравнивают и находят сходства и различия, различают животных и детенышей, развивает у детей интерес к живой природе, воспитывает у детей доброе отношение к животным, вызвает желание помогать им.

Создан Центр «песка и воды», играя в котором дети знакомятся со свойствами различных предметов и материалов, закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребенка.

Прогулки также широко используются для экологического образования детей. Дети знакомятся с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организуются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеется такое оборудование, как песочный домик, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения. В зимнее время года была установлена кормушка в удобном для птиц и наблюдения детьми месте. Проводятся регулярные наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.

Были проведены тематические недели на темы: «Домашние животные», «Дикие животные», «Домашние и дикие животные осенью», «Осень золотая, чудесные листья и цветы», «Чудо-овощи и фрукты», «Наступила зима», «Зима в лесу». Часто на занятиях используется художественная литература. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей.

Для закрепления знания детей о диких и домашних животных, насекомых и пресмыкающихся, путем изображения их повадок проводится утренняя, дыхательная гимнастика, а также гимнастика после сна.

Осенью проводились конкурс на тему: «Дары осени», где воспитателями была проведена работа с родителями по изготовлению поделок. Родители и дети с большим удовольствием приняли участие в конкурсе. Также в группе был проведен утренник на тему «Осень золотая, в гости к нам пришла». В гости к детям приходили сказочные герои лисичка и петух.

Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

16 слайд В перспективе

Одним из важных условий экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация предметно-развивающей среды.

В перспективе на будущее планируется создание «Зоны коллекций», которая предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. В эту зону входят объект живой и неживой природы.

Планируется создание в живом уголке «Альпийской горки» -нетрадиционный элемент предметной развивающей среды. Альпийская горка оживляет среду, привлекает детей своей необычностью и красочностью, способствует возникновению познавательного интереса, развивает в детях эстетические чувства, любознательность.

18 слайд В преддверии семинара мною совместно со сменным воспитателем группы Ю. В. Полиной была проведена диагностика по экологическому воспитанию детей группы «Капельки». Результаты диагностики приведены в диаграмме.

В результате проделанной работы есть положительные результаты:

• сформированы начала экологической культуры у детей;

• сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

• дети учатся практическим действиям по охране природы;

• развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

Чуверова, Л. Н. Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста / Л. Н. Чуверова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 548-551. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35467/ (дата обращения: 25.10.2021).

Природа — мощный источник познания, которое через общение раскрывает человеку свои тайны и делает его более чувствительным к окружающему миру. Человек — часть природы, интерес ко всему живому заложен в нем с самого рождения, и едва ли не наиболее ярко проявляется в детском возрасте.

Дошкольный возраст — важнейший этап в становлении экологического мировоззрения человека, который предусматривает создание предпосылок гуманной взаимодействия с природной средой.

Главным условием реализации задач экологического воспитания является создание эколого-развивающей предметной среды, способствующей формированию у дошкольников экологической воспитанности, которая предусматривает приобретение представлений о самоценности и неповторимости компонентов природы, проявление гуманных чувств к живым существам, овладение умениями чувствовать красоту и любоваться ею, знать правила безопасного поведения в природе.

Актуальность темы исследования объясняется тем, что проблемы экологического воспитания подрастающего поколения вышли сегодня на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Деятельность человека в природе нередко бывает безграмотной, неправильной с экологической точки зрения, ведет к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс вред природе, когда-то был ребёнком. Поэтому так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, потому что малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Ознакомление детей дошкольного возраста с миром природы является важнейшим средством формирования гармоничной, всесторонне развитой личности, которая обладает знаниями и навыками экологически целесообразного поведения в природе.

Методика формирования экологического воспитания младших дошкольников

В процессе экологического воспитания детей в детском саду используют различные методы: наглядные (наблюдение, демонстрация); практические (игра, труд); словесные (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений, беседы) и экспериментальные (опыт).

В методике экологического воспитания дошкольников все методы классифицируются на две группы в зависимости от того, знакомятся дети с природой через непосредственный контакт с ней, то есть через общение с реальными объектами природы, или — через ознакомление опосредованным путем (через картину и т. п.).

К методам, которые обеспечивают непосредственный контакт с природой, относятся наблюдения, несложные опыты, труд в природе, и игры с природными материалами. Методы косвенного ознакомления с природой — рассказы, чтение художественных произведений, беседы.

Наблюдение является основным методом ознакомления детей с природой. Сутью наблюдения является непосредственное, целенаправленное, планомерное восприятие детьми процессов, явлений, объектов окружающего мира с помощью органов чувств.

Методу наблюдения принадлежит особая роль в познании детьми природы, поскольку он базируется на чувственном восприятии, обеспечивает живой контакт детей с реальными объектами природы, в результате чего у детей формируются реалистичные представления об объектах природы и связи между ними. Во время наблюдения активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь, дошкольники выделяют в предметах и явлениях основные, существенные признаки, устанавливают причинно-следственные связи, зависимости.

Во время наблюдения за растениями, животными и явлениями природы целесообразно придерживаться следующей схемы:

– Оценка эстетического вида и особенностей строения.

– Требования к условиям жизни.

– Значение для природы и человека.

Читайте также  Помощь детского сада воспитании детей

Интересная и полезная форма работы — это привлечение дошкольников к систематическим наблюдениям и сравнениям. Например, после появления нового листочка, бутона, цветка можно предложить воспитанникам «сфотографировать» растение. Дети рисуют растение с натуры. Через некоторое время нужно сравнить растение с «фотографиями» и определить произошедшие изменения. Это стимулирует наблюдательность, внимательность к деталям, способствует сенсорному воспитанию [1].

Метод демонстрации заключается в показе детям натуральных предметов или их изображений (картин, диапозитивов, кинофильмов). Демонстрацию используют для уточнения, обобщения и систематизации знаний детей о предметах и явлениях, формирования представлений о недоступных для непосредственного восприятия объектов.

Рассказ обогащает ребенка разнообразными впечатлениями, влияет на его ум, чувства, воображение. Рассказ воспитателя должна иметь четко определенную тему, художественную форму, быть динамичным, основываться на близких и интересных для детей фактах.

Чтение (слушание детьми) произведений художественной литературы способствует расширению знаний дошкольников о предметах и явлениях, формированию художественных вкусов, возникновению сопереживания.

Беседу используют для обобщения и систематизации знаний. Участвуя в беседе, ребенок должен знать, о чем идет речь, уметь включаться в диалог, поддерживать и развивать его, слушать и понимать собеседника, управлять своим вниманием и др.

Игра предусматривает применение в обучении элементов игровой деятельности, в результате чего дидактическая задача становится более понятной, доступной и привлекательной для ребенка, а процесс обучения — интересным. Дидактические игры с комнатными растениями могут быть использованы на занятиях по математике. Например, при ознакомлении с величиной: широкий/узкий, большой/маленький (листья фуксии, традесканции) — игра «Найди по описанию»); высокий/низкий (примула и бальзамин); количеством (стеблей, цветков); формой (длинная, круглая) и т. д. Также сюжетные дидактические игры используют на занятиях по ознакомлению с окружающей средой и развитию речи («Магазин цветов», «Путешествие в магазин», «Цветок, цветок, где твой дом?», «Посади цветок».

Интересной и нетрадиционной формой работы является организация и проведение творческих игр «Путешествие на родину комнатных растений». Дети узнают об условиях жизни растений на их родине, особенности природных факторов, которые являются оптимальными для жизни и роста растений. Для проведения такой работы нужно разместить растения так, чтобы создать модель природной группировки растений, а также использовать картины с изображением природных зон.

Работа в природе рассматривается как один из основных методов ознакомления дошкольников с природой. В процессе труда дети наиболее убедительно и наглядно убеждаются в связи между условиями для растений и их развитием. Дошкольники овладевают новыми приемами обследования, учатся отличать культурные растения от сорняков.

Опыт определяется как способ материального воздействия человека на объект с целью изучения этого объекта, познание его свойств. Другими словами, это наблюдение со специально созданными условиями.

Формы ознакомления детей дошкольного возраста с природой.

г) работа в повседневной жизни.

Начальным звеном общей концепция непрерывного экологического образования является сфера дошкольного воспитания.

В младшей группе детского сада дети учатся: определять характерные признаки растений и животных, сравнивать их по этим признакам, объединять их в группы, устанавливать простые причинно-следственные связи между явлениями. В ходе экологического воспитания детей младшей группы используют различные методы: наглядные (наблюдение, демонстрация); практические (игра, труд); словесные (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений, беседы) и экспериментальные (опыт). Формы ознакомления детей младшей группы с растениями: занятия, экскурсии, прогулки, работа в повседневной жизни.

Примеры дидактических игр, которые проводились на экологических занятиях.

  1. Игра «Кто чем питается?»

Цель. Закреплять представления детей о еде животных.

Ход игры. Дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки, зерно, овес и т. п. Называют пищу и определяют животное, которое питается этой пищей.

  1. Игра «Что сначала — что потом?»

Цель. Закреплять знания детей о развитии и росте животных.

Ход игры. Детям показываются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок, кошка; щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.

  1. Игра «Найди, что покажу»

Дидактическая задача: найти предмет по сходству.

Оборудование: на двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.

Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанный под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: «Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется». Дети по очереди выполняют задания, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.

Таким образом, в дошкольном учреждении применяются такие основные типы экологических занятий: занятия первично-ознакомительного типа; занятий углубленно-познавательного типа; занятия обобщающего типа; занятия комплексного типа. Основным содержанием наблюдений детей младшего дошкольного возраста в уголке природы становятся рост и развитие растений, изменения, происходящие с ними в зависимости от сезона. Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании; различные растения нуждаются в разном количестве света и влаги. Экологические занятия воспитывают у детей любовь к природе, стремление охранять ее. Прогулки и экскурсии имеют большое воспитательно-образовательное значение, они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность. Воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, который преобразовываетприроду.

Особенности экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Экологическое воспитание в дошкольном учреждениии начинается с момента прихода детей младшего дошкольного возраста в ДОУ. В ознакомлении с миром природы основная цель экологического воспитания определяется как помощь ребенку в осознании себя активным субъектом природы.

Скачать:

Вложение Размер
osobenno2_statya_po_diplomu_po_ekologii_na_ns_portale_opublikovana.docx 34.68 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста

Экологическое воспитание в дошкольном учреждении начинается с момента прихода детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.

Общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста ставятся задачи [1, 54]:

  • развивать интерес к предметам и явлениям окружающей действительности (мир животных и растений)
  • формировать первоначальные представления о явлениях природы, суточных, сезонных, пространственных изменениях в природе
  • формировать экологические представления ценностных основ отношения к окружающему миру.

В ознакомлении с миром природы основная цель экологического воспитания в этой программе определяется, как помощь ребёнку в осознании себя активным субъектом природы.

Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста.

Дети в возрасте трех-четырех лет доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой [2, 204].

Следует понимать, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем-то одном в течение продолжительного времени – им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова для них являются абстракцией и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними – только в этом случае дети данного возраста начинают реагировать на речь воспитателя. Успех их экологического воспитания могут обеспечить следующие способы подачи материала:

  • мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их переживаний, вызванных, прежде всего отрывом от семьи;
  • медленная выразительная речь, многократные повторения одного и того же;
  • подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим;
  • частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;
  • использование приемов, выражающих положительные эмоции малышей;
  • осознанное создание воспитателем в своем поведении (действиях и словах) образца для подражания;
  • частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная оценка и поглаживание по голове).

Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста — заложить первые ориентиры в мире природы — растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни [2, 210].

На данном этапе становления личности ведущим в интеллектуальном развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, поэтому воспитатель, прежде всего, сосредотачивается на сенсорном развитии детей.

Становление первоначальных основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста — это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.

В возрасте трех-четырех лет, дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства – форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.

Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий.

Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю – зерна, а воробьям и голубям – хлебные крошки. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях – это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними.

Правильное отношение к живым существам, является конечным результатом, показателем экологической культуры, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей зеленой зоны условий и на общение с ними. Такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель.

Таким образом, младший дошкольный возраст является начальным этапом формирования личности человека, очень важен становлением системы ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период формируются познавательные, эстетические, нравственные качества, накапливается эмоционально-чувственный опыт общения с объектами природы. Вопросы формирования гуманного отношения детей к природе интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений, общения, овладения продуктивными видами деятельности при осуществлении процесса экологического воспитания ребенка. Знания, которые ребенок получает при этом, приводят к процессу становления осознанно-правильного отношения к природе.

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

Успех в экологическом воспитании 2-3-летних малышей обеспечивается прежде всего пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия.

Задача младшего дошкольного возраста — заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного — двух условий для их жизни.

Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними — тогда ситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое воспитатель включает как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, т.е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повторять за ним.

Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Просит детей руками сделать то же самое — движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом

Воспитатель осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не является ведущей деятельностью, поэтому для педагога стоит задача отобрать для ИОС простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание. Лучше всего для этой цели подходят образы сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».

С самого начала года воспитатель и в первой, и во второй младших группах многократно рассказывает и разыгрывает с куклами
би-ба-бо сказки, начиная с «Репки». Дед, который вырастил в своем огороде хорошую репку, «приходит» на занятия с «фруктово-овощной» тематикой (в его огороде растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды), знакомит детей с самыми разными плодами, участвует в их обследовании, дает попробовать и к детям в целом относится доброжелательно.

Тему домашних животных легко представить с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятия «приходит» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Воспитатель дает возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях — они кормят сеном игрушечных (или изображенных на картине) коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам. Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.

Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты:
• разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за аквариумной рыбой, декоративной птицей, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами). Каждый из циклов включает 3-5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные знания об этих объектах природы;
• ежемесячные (в течение одной недели) наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождаются ежедневным ведением календаря (с помощью картинок-пиктограмм) и одеванием картонной куклы;
• участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними, которые фиксируются в специальном календаре карточками-картинками с их изображением ежедневно в течение 1-2 недель в разгар зимней подкормки;
• проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4-5 недель (один раз в неделю) воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;
• совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, аквариумом — дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ;
• рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах;
• проведение экологических занятий один раз в две недели;
• проведение экологических досугов.

Технологии для детей третьего и четвертого года жизни построены на одном и том же материале и различаются объемом отдельных мероприятий.

Особенности и формы экологического воспитания детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левина Ирина Алексеевна

В статье анализируются проблемы и особенности экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. Описываются различные формы работы как с самими детьми, так и с родителями. Даётся обзор необходимых мероприятий для развития кругозора детей. Показываются методы, которые необходимы для того, чтобы привить детям любовь ко всему живому и природе в целом. В статье делается вывод, что при организации работы с детьми дошкольного возраста необходимо ориентироваться на дифференцированные, индивидуальные возрастные особенности детей.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левина Ирина Алексеевна

Текст научной работы на тему «Особенности и формы экологического воспитания детей»

ОСОБЕННОСТИ И ФОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ Левина И.А.

Левина Ирина Алексеевна — воспитатель 1 категории, дошкольное отделение № 1, Школа № 138, г. Москва

Аннотация: в статье анализируются проблемы и особенности экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. Описываются различные формы работы как с самими детьми, так и с родителями. Даётся обзор необходимых мероприятий для развития кругозора детей. Показываются методы, которые необходимы для того, чтобы привить детям любовь ко всему живому и природе в целом. В статье делается вывод, что при организации работы с детьми дошкольного возраста необходимо ориентироваться на дифференцированные, индивидуальные возрастные особенности детей.

Ключевые слова: экологическое воспитание, работа с родителями, экологические игры, различные методы работы.

В последние несколько лет вопрос экологического воспитания для развития общества приобретает особую важность. В связи с этим необходимо уже с первых лет жизни экологически образовывать детей. Это необходимо, так как именно в этот период дети получают эмоциональные впечатления о социуме и природе, у них складывается мироощущение, формируются основы сознания, культуры и экологического мышления, а также дети в этот момент накапливают представления о разных формах жизни.

В экологическое воспитание закладываются основы взаимодействия с природой, дети при помощи взрослых учатся осознавать красоту природы как общую ценность всех людей. Живая природа уже долгое время признаётся в педагогике важным фактором воспитания и образования дошкольников.

Дети дошкольного возраста постигают мир, в котором живут, общаясь с природой, открывая многообразие животного и растительного мира, изучая явления и объекты природы, осознают роль и ценности природы в жизни общества, дети испытывают переживания и нравственно-эстетические чувства, которые побуждают их заботиться о приумножении и сохранении природных богатств.

Обострение экологических проблем вынуждает воспитывать в детях чувство ответственности за состояние окружающей среды, способность рационально использовать природные ресурсы [1, с. 3].

Целью данной работы является формирование у детей представления о животном и растительном мире, экологически грамотного поведения в природе.

Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:

— привить начальные экологические умения и навыки — познавательные, поведенческие;

— расширить и углубить экологические знания;

— воспитать чувства бережного отношения к природе.

— развивать творческую, общественную, познавательную активность дошкольников в ходе экологической деятельности;

Работа по экологическому образованию осуществлялась в двух направлениях: в повседневной жизни и на занятиях. Умения и знания, которые были получены в рамках образовательного процесса в детском саду, закреплялись и в повседневной жизни. Родители активно помогали в реализации этого аспекта.

С двух лет детям показывают отдельные яркие моменты и события, которые связаны с разными временами года. Информация детям давалась понемногу, с использованием забав, игр, потешек.

Во второй младшей группе работа по экологическому воспитанию продолжилась. Детей стали привлекать к уходу за комнатными растениями. Зимой изготавливали кормушки для кормления птиц, которые размещались близко к окну, для наблюдения за птицами.

В старшей группе детей необходимо вовлекать в предметно-преобразующую деятельность среди природы, привлекать к разумному пользованию природой, сбережению природных ресурсов. В результате работы в этой области у ребят начинает формироваться личный опыт воздействия на экологическую среду, природные богатства, формируются практические знания, вырабатывается потребность деятельности среди природы.

На основе анализа интересов, склонностей дошкольников, ведущих дидактических принципов и использовали различные формы экологического воспитания:

Массовыми формами экологического воспитания являются:

Природоохранные акции — это общественно-значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы.

Исходя из этого необходимо проводить природоохранные акции совместно с родителями, такие как:

1. Создание цветочных клумб («День цветов»);

2. Изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время («Птичья столовая»);

3. Посадка деревьев осенью («Чтобы деревья были большими»);

4. Уборка территории («Чистое утро»);

5. Уход и обновление («Чтобы дольше жили книжки»);

6. Сбор лекарственных трав («Лесная аптека») и т.д.

А также конференции, ролевые игры, природоохранные праздники, экологические фестивали, работы на участке.

К групповым формам необходимо отнести экскурсии, экологический практикум туристические походы по изучению природы.

На экскурсиях дети знакомятся с многообразием органического мира, проходит наблюдения за явлениями и объектами природы в разный период времени. Дети знакомятся с особенностями страны, края и города, а также учатся ориентироваться на местности. Особое внимание при проведении комплексной экскурсии необходимо уделить организации деятельности детей: необходимо приучать детей к мысли, что они являются гостями природы и природных обитателей, поэтому необходимо следовать заповедям, которые должны выполнять гости природы.

1. Соблюдение тишины.

2. Умение длительное время наблюдать за животным и растениями (терпение).

3. Учить детей находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей (внимательность).

Индивидуальными формами экологического воспитания являются наблюдения за растениями и животными, рисование, изготовление поделок, лепку, а также другие эксперименты и опыты [2, с. 25].

Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе, исходя из этого отводится большое количество времени экспериментам и опытам. В результате исследовательской деятельности дети учатся обобщать результаты опытов, размышлять, проверять и строить гипотезы, отстаивать и формулировать свое мнение. При помощи экспериментов и опытов результаты исследовательской работы связываются с практическим опытом детей. Они начинают понимать природные

закономерности, основы экологически безопасного и грамотного поведения в окружающей среде.

Дидактические игры занимают особое место в ознакомлении с природой. С помощью дидактических игр дети учится вычленять отдельные признаки явлений, предметов, группировать, классифицировать и сравнивать их по общим и различным признакам. Ребёнок учится делать выводы, рассуждать, тренирует память, внимание. Дидактические игры способствуют развитию речи детей, благодаря тому, что для решения игровой задачи необходимо объяснить свои действия. Такие игры учат детей в новых условиях применять имеющиеся знания, способствуют воспитанию умения играть вместе, активизируют разнообразные умственные процессы, дают возможность детям, сравнивая предметы природы, отмечать изменения их отдельных внешних признаков и оперировать ими.

Наиболее распространёнными дидактическими играми экологического содержания являются:

1. «Домашние — дикие животные»;

2. «Безопасное и ядовитое растение»;

3. «Где чей домик?»;

4. «Что полезно и вредно для природы?»;

5. «Опасно — не опасно»;

6. «Выбери съедобные ягоды, грибы»;

7. «Соберем рюкзак в дорогу» и др.

Для наблюдения необходимо отбирать небольшой объём информации, потому что представления о явлениях и объектах природы у детей дошкольного возраста формируются постепенно, в процессе многократного наблюдения за одним и тем же объектом. В каждом наблюдении закреплялись, вспоминались, конкретизировались, уточнялись и расширялись полученные представления. Для каждого наблюдения необходимо продумывать взаимосвязи и систему, которая помогает наиболее полно осознать явления и объекты, за которыми наблюдают дети. Целью наблюдения для развития детей является то, что оно стимулирует познавательную активность и интерес детей в целом.

Также в работе используется наглядный иллюстративный материал, помогающий уточнить и закрепить представления детей, которые были получены в ходе наблюдений. С их помощью формируются у детей дошкольного возраста представления о явлениях и объектах природы, которые невозможно увидеть и понаблюдать в настоящее время, дети знакомятся с сезонными изменениями природы, происходит систематизация и обобщение информации природоведческого характера и содержания.

При ознакомлении детей дошкольного возраста с природой отводится большая роль игре. Сюжетно-ролевые игры предполагают наличие природоохранного, экологического и природоохранного содержания определённых знаний: «Прогулка по «Экологической тропе»», «Путешествие к морю», «Экспедиция в Африку», «Поездка на выставку».

В работе по экологическому воспитанию необходимо использовать предметные игры с использованием материала из природы (камешков, раковин, шишек и т.д.), которые способствовали развитию мышления ребенка. Например, можно квалифицировать эти материалы по разным качественным признакам, таким, как размер, цвет, форма. Важным элементом в данной работе является участие детей в сборе этого материала.

Труд в природе является важнейшей формой работы с детьми. Данный вид деятельности, способствует формирования у детей осознания правильного отношения к природе. В рамках трудовой деятельности дети имеют возможность получить новые знания, наглядно убедиться в существовании различных природных взаимосвязей, увидеть многообразие животных, растений и окружающего мира, а самое главное, это

применить свои полученные знания на практике. У детей формируется чувство ответственности за живым организмам и необходимые навыки ухода за природой.

Самые положительные эмоции у детей вызывают занятия рисования, лепки, аппликации, разыгрывание спектаклей на природоведческую тематику, конструирование природных объектах из конструктора, чтение художественной литературы. Все приведённые выше творческие мероприятия способствуют формированию у детей дошкольного возраста осознания правильного и бережного отношения к природе и привлекают детей к природоохранной деятельности.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование родителей — очень важное и сложное направление работы дошкольного учреждения. Одна из первостепенных задач — привлечение взрослых членов семьи к совместной работе. Дошкольный возраст ребенка — период, когда многие из них сами стремятся к сотрудничеству, контакту с педагогами, что очень важно для экологического образования. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, также закладывается в семье и именно в период раннего детства [3, с. 15].

Экологическую информацию взрослые получали:

— на родительских собраниях;

— в совместной деятельности с детьми;

— из консультаций для родителей;

— в процессе посещения территории детского сада.

Совместно с традиционными формами работы в семье и в дошкольном учреждении активно используются инновационные методы и формы работы:

1. Различные тематические выставки, например, выставка рисунков «Не опоздай, спаси планету!», фотовыставка «Домашние питомцы»;

2. Совместные мероприятия экологической направленности воспитателей, родителей и детей, например, «Посади дерево», «Вместе по нашей экологической тропинке»;

3. Проведение «круглых столов», таких как «Пути реализации системы экологического воспитания в детском саду»;

4. Проведение конкурса семейных талантов, например «Птичья столовая», «Сохраним елочку», «Чудо-овощи».

Работа с родителями должна быть непрерывным, но постепенными процессом, а экологическая информация, которую мы предлагаем родителям, лично значимой для них. Совместная деятельность ребенка и взрослого способствовала сотрудничеству, психологическому, эмоциональному сближению взрослого и ребенка.

Таким образом, на основе всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что при организации работы с детьми дошкольного возраста необходимо ориентироваться на дифференцированные, индивидуальные возрастные особенности детей. Также необходимо правильно организовать взаимодействие с семьей, для того чтобы работа по экологическому образованию продолжалась и дома.

1. Куликовская И.Э. Детское экспериментирование / И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир.

Особенности экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста — Контрольная работа

Актуальность темы. Период младшего дошкольного детства более благоприятен для формирования экологического воспитания ребенка. Следовательно, экологическое воспитание должно начинаться как можно раньше в дошкольном детстве. Дети должны ощущать себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем мы ныне владеем, чувствовать ответственность за то, что останется в наследство потомкам, понимать взаимосвязь природы и человека.

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем.

Значимость экологического воспитания рассматривали педагоги и психологи Я.А.Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоци, Ф. Дистерверг, А. Гумбольд, П.Г.Саморукова, И.А.Комарова, С.Н.Николаева, Т.В.Христовская, Н.Н.Кондратьева, Н.Ф.Реймерсом.

Важной задачей в экологическом воспитании является формирование экологической воспитанности дошкольника, развитие у детей младшего дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней, накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.Цель работы: изучить особенности работы по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней . Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

2. Перспективный план работы педагогов по экологическому воспитанию детей

План составлен с учетом возрастных особенностей детей по принципу от простого к сложному с развивающим компонентом. При составлении плана мы опиралась на разработки М. Д. Маханевой, И. В. Цветковой, Л. И. Греховой, С. Н. Николаевой и др . План основан на принципе повторяемости. В каждую возрастную группу включены следующие разделы: Животные, птицы и насекомые. Растительный мир. Неживая природа. Времена года. Отношение к миру природы. Труд в природе.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Список использованной литературы:

1. Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж, 2008. – С.123

2. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию! Часть I. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста. СПб., 2008. – С.99

3. Дерябо, С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. – С.200

4. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2007. – С. 128

5. Мир природы и ребенок. Под ред. Л.М. Маневцовой и П.Г. Саморуковой. СПб.: Акцидент, 2007. – С.146

6. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2008. – С. 336

7. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие / Под ред. Л.Н. Прохоровой. М., 2007. – С.177

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: