Методика физического воспитания и развития ребенка

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шкурпит М.Н., Ткаченко Н.В.

Физическое воспитание дошкольников . Задачи и формы физического воспитания . Методика использования физической культуры . В данной статье рассмотрены проблемы и актуальность физического воспитания дошкольников . Проанализированы основные задачи и особенности данного воспитания. Выявлена необходимость применения методов в семьях и детских садах.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шкурпит М.Н., Ткаченко Н.В.

Текст научной работы на тему «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

абсолютно здоровым. Роль медицины заключается в том, чтобы научить человека, как стать таким. Для того чтобы стать и быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. К счастью, мы сами можем укрепить свое здоровье, соблюдая здоровый образ жизни, однако необходимые усилия возрастают по мере взросления и старения организма. К сожалению, здоровье, как важная жизненная потребность в достижении той или иной цели, осознается человеком, когда его старость становится близкой реальностью [6, с. 12].

1. Калюжный Е.А., Маслова В.Ю., Михайлова С.В., Напреев С.Г., Нире-тин Н.И., Пищаева М.В. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие. — Арзамас: АГПИ, 2009 — 284 с.

2. Человек и общество (Культурология). Словарь-справочник. — Рос-тов-н/Д.: Изд-во «Феникс», 1996. — 554 с.

3. Щербина В.А. Применение инновационных технологий физического воспитания для формирования здорового образа и стиля жизни студентов технического вуза. — М.: Изд-во «МПА — ПРЕСС», 2007. — 319 с.

4. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., исп. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 490 с.

5. Быховская И.М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени (очерки социальной и культурной антропологии). — М.: ФОН, 1997. — 212 с.

6. Основы здорового образа жизни: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. — 3-е изд., испр. -М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 256 с.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Шкурпит М.Н., Ткаченко Н.В.

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Физическое воспитание дошкольников. Задачи и формы физического воспитания. Методика использования физической культуры. В данной статье рассмотрены проблемы и актуальность физического воспитания дошкольников. Проанализированы основные задачи и особенности данного воспитания. Выявлена необходимость применения методов в семьях и детских садах.

Ключевые слова: физическое воспитание дошкольников, задачи и формы физического воспитания, методика использования физической культуры.

Двигательная активность играет огромную в жизни человека, особенно с раннего возраста. В настоящее время очень остро стоит вопрос о физическом и спортивном воспитании дошкольников, так как в век информационных технологий дети погрузились в виртуальный мир: компьютерных игр, гаджетов и электронных девайсов. Увеличилось количество детей с плохим здоровьем, с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки.

Одна из причин сложившейся ситуации — малоподвижный образ жизни. Дети дошкольного возраста испытывают особую потребность в двигательной активности. Им необходимы подвижные и спортивные игры, ходьба, бег, ползанье, лазанье и другое.

Физическое развитие — это процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания. В узком смысле — это антропометрические показатели — рост, вес, увеличение объема легких и др. В широком смысле, к изменениям антропометрических показателей добавляется совершенствование физических качеств: быстрота, ловкость и др. Физическое развитие непосредственно связано со здоровьем человека. Здоровье — это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека, не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и полное физическое, духовное и социальное благополучие.

Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье. Взрослые создают благоприятную материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т.п.

Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания. Физическое воспитание -это педагогический процесс, направленный на охрану и укрепление здоровья ребенка, формирование двигательных навыков и физических качеств, а также на освоение культурно-гигиенических навыков и умений. Таким образом, физическое воспитание создает условия для физического развития ребенка.

Целью физического воспитания является формирование у детей здорового образа жизни. Цель определяет задачи физического воспитания.

Задачи физического воспитания, которые сформулировала Г.В. Хухлаева:

— охрана и укрепление здоровья, закаливание, развитие двигательной активности;

— формирование нравственно-физических навыков;

— формирование потребности в физическом совершенстве;

— воспитание культурно-гигиенических качеств;

— формирование представлений о своем организме, о здоровье;

— формирование навыков выполнения основных движений;

— формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе.

Формы организации физического воспитания — это воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности ребенка, основу которой составляет двигательная активность.

Использование разнообразных форм двигательной деятельности создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья ребенка.

К формам организации физического воспитания детей относятся:

— физкультурные. Это основная форма работы с детьми дошкольного возраста.

Занятия состоят из трех частей: вводной, основной, заключительной.

Во вводной части применяются упражнения в ходьбе, беге, танцевальные упражнения. В основной части используются общеразвивающие упражнения, основные движения и подвижные игры.

В заключительной части используются спокойная ходьба и малоподвижные игры. Занятия проводятся 3 раза в неделю: в раннем возрасте (2-3 года) — по 8-10 мин., в младшем возрасте (3-4 года) — по 15 мин., в среднем возрасте (4-5 лет) — по 20 мин., в старшем возрасте (5-6 лет) — по 25 мин., в подготовительной к школе группе (6-7 лет) — по 30 минут.

— познавательные (по ознакомлению со своим телом, вредными привычками, здоровым образом жизни, великими спортсменами).

2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня:

а) Утренняя гимнастика Утренняя гимнастика проводится после трех лет — ежедневно. Включает в себя комплексы, состоящие из естественных видов движений. Для раннего возраста (2-3 года) длительность до 5 минут, для подготовительной к школе группы -12-15 минут.

б) Физкультминутки. Физкультминутка применяется в дошкольном возрасте на занятиях по рисованию, развитию речи и др. Она используется с целью предупреждения утомления, отдыха, повышения умственной работоспособности и включает 2-3 упражнения продолжительностью 2-3 минуты.

в) Физкультурные паузы.

г) Закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями. Закаливание — система мероприятий, повышающих вы-

носливость организма к многообразным влияниям внешней среды и воспитывающих способность организма быстро и без вреда для здоровья приспособиться к неблагоприятным воздействиям средствами самозащиты.

д) Упражнения после дневного сна. Корригирующая гимнастика помогает улучшить настроение детей, поднимает мышечный тонус, способствует профилактике нарушений осанки и стопы.

е) Подвижные игры и физические упражнения на прогулке. Они увеличивают двигательную активность, воспитывают нравственно-волевые качества. Используются творческие, сюжетные и элементарно-спортивные игры.

3. Работа по физическому воспитанию детей в повседневной жизни

а) Подвижные игры.

б) Прогулки и экскурсии.

в) Индивидуальная работа с детьми.

г) Самостоятельная двигательная активность детей. Самостоятельная деятельность детей строится по их желанию и инициативе. Она проводится под наблюдением и при участии воспитателя и направлена на активизацию двигательной деятельности и формировании привычки к регулярным самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Все эти формы, отвечая общим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребенка, находятся во взаимосвязи; каждая из них имеет свои специальные задачи, определяющие ее место в режиме дня дошкольного учреждения.

В системе физического воспитания работа осуществляется при помощи разнообразных средств:

— гигиенические факторы (правильный режим, рациональное питание, гигиеническая обстановка, формирование культурно-гигиенических навыков);

— социально-бытовые факторы (умывальная комната, мебель, посуда и т.д.);

— естественные силы природы (для закаливания и укрепления организма);

— физические упражнения — основное средство физического воспитания дошкольников;

— физкультурное оборудование (физ. уголки, физ. Залы, бассейны и т.д.);

— спортивный инвентарь (мячи, лыжи, велосипеды и т.д.);

Для решения воспитательных и образовательных задач используются методы:

— создание проблемных ситуаций;

— рассматривание картин и иллюстраций;

— анализ физических и нравственных качеств.

Особенности методики направленного использования физической культуры.

Методика использования физической культуры определяется возрастными особенностями и двигательными возможностями, условиями проведения занятий:

— Упражнения предлагаются в предельно конкретной форме в виде заданий («добеги до флажка»).

— Использование образных заданий, имитаций («бежим тихо, как мышки»).

— Применение упражнений с предметами (мячами, палками).

— Обучение основным жизненно важным действиям происходит от простого к сложному.

Условия успешного физического воспитания.

1. Естественные факторы природы.

2. Гигиена группы, участка, оборудования, одежды.

3. Соблюдение режима дня.

4. Лечебно-профилактическая работа.

5. Единство детского сада и семьи по вопросам физического воспитания детей дошкольного возраста.

Таким образом, можно сделать вывод, что физическое воспитание очень важно в дошкольном возрасте. Благодаря физической активности ребенок нормально развивается, приобретает двигательные умения и навыки, самоорганизацию, взаимопомощь и многое другое.

СВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И МАТЕМАТИКИ

© Шкурпит М.Н., Химич Е.А.

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Какая связь может быть между математикой, мудрой царицей всех наук, и спортом, как средством физического воспитания? Как могут взаимодействовать такие совершенно разные человеческие культуры? Я предлагаю найти ответы на эти вопросы, доказать, что связь между физической культурой и математикой существует.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, математика, наука, взаимосвязь.

Методика физического воспитания и развития детей Конспект по теме: «Виды гимнастики и их характеристики»

1. Цель лекции: формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности.

2. План лекции:

1. Задачи и методические особенности гимнастики.
2. Классификация видов гимнастики.

3. Характеристики видов гимнастики:

3.2. Гимнастика со спортивной направленностью.

3.3. Прикладная или лечебная гимнастика.

2. Конспект лекции:

1. Задачи и методические особенности гимнастики

Гимнастика — от греческого (гимнос, обнаженный) – система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений направленных на решение задач всестороннего развития и оздоровления ребенка.

Гимнастика — исторически сложившаяся совокупность специ­фических средств и методов гармонического физического воспита­ния людей. Она является дисциплиной спортивно-педагогической.

1. Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физи­ческому развитию, физической подготовленности, формированию правильной осанки.

2. Обогащение занимающихся специальными знаниями в обла­сти гимнастики, формирование гигиенических навыков, приуче­ние к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Обу­чение новым видам движений, обогащение занимающихся двига­тельным опытом, а через него и опытом эстетическим, эмоцио­нальным, волевым, общения, нравственным, трудовым и др.

3. Формирование организаторских и профессионально-приклад­ных умений и навыков, необходимых для успешной педагогиче­ской деятельности.

4. Развитие двигательных (мышечная сила, быстрота и др.) и психических (ощущения, восприятия, представления, внимание, память на движения и др.) способностей, необходимых для ус­пешного овладения гимнастическими упражнениями различной сложности, бытовыми, профессиональными, военно-прикладны­ми двигательными умениями и навыками.

5. Воспитание эстетических, волевых, нравственных качеств и прежде всего добросовестного, глубоко осознанного отноше­ния к учебным и спортивным занятиям, к общественной работе, к труду, чувства товарищества, коллективизма, патриотизма, го­товности к защите Родины.

Читайте также  Воспитание детей старшей группе детского сада

6. Подготовка высококвалифицированных спортсменов по спортивной, художественной гимнастике и акробатике как само­стоятельным видам спорта.

Успешное решение перечисленных выше задач предусматрива­ет разностороннее педагогическое воздействие на личность зани­мающегося в целом, на индивидуальные свойства, относящиеся ко всем ее подструктурам, и достигается специфическими для гимнастики средствами и методами.

Средствами гимнастики являются гимнастические упражнения, музыкальное сопровождение занятий, естественные силы природы, гигиенические процедуры, слова педагога, оказывающие психо-регулирующее воздействие, и др. К основным средствам относят­ся гимнастические упражнения, музыка и слово педагога. Все сред­ства гимнастики можно уподобить хорошему инструменту в руках грамотного и опытного педагога.

Методы — это способы применения гимнастических упражне­ний и других средств гимнастики с целью специально запланиро­ванного воздействия на занимающихся. Способ выполнения уп­ражнения характеризуется следующим: сколько раз выполнять уп­ражнение, как при этом дышать, как сочетать напряжение рабо­тающих мышц с их расслаблением, как восстановить силы после интенсивной и продолжительной мышечной работы.

2. Классификация видов гимнастики

В системе физического воспитания ребенка дошкольного возраста выделяются различные виды гимнастики:

· общеразвивающая (к ней относятся — основная гимнастика, гигиеническая и др.);

· гимнастика со спортивной направленностью, включающая в себя элементы, доступные детям и направленные на повышение их общей физической подготовленности (к ней относятся художественная гимнастика, атлетическая и др.);

· прикладная, или лечебная.

3. Характеристики видов гимнастики:

Основная гимнастика направлена на укрепление здоровья, общей физической подготовленности, закаливание организма, воспитание правильной осанки, укрепление внутренних органов и их систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной).
В содержание основной гимнастики входят строевые (упражнения в построении и перестроении), общеразвивающие и основные движения. Выполнение физических упражнений проводится на гимнастических снарядах и с использованием физкультурного инвентаря. Под влиянием основной гимнастики улучшается деятельность внутренних органов, усиливается обмен веществ, укрепляется нервно-мышечный аппарат. Отечественные ученые считают гимнастику важным фактором повышения работоспособности, лучшим средством отдыха.

Гимнастика позволяет подобрать упражнения, избирательно влияющие на развитие любых групп мышц, суставов, органов и их систем. Занятия гимнастикой содействуют образованию навыков различной сложности и тем самым предъявляют высокие требования к нервной системе и функциям анализаторов. Для гимнастики характерна точная, дозированная нагрузка, определяемая характером упражнений, темпом их выполнения, анализом и числом движений, особенностями исходных положений.

Гимнастические упражнения могут быть:

а) динамичными (направленными на более полное использование всех движущих сил при выполнении физических упражнений и одновременное уменьшение сил тормозящих);
б) статическими (они связаны с неподвижным сохранением какого-либо положения тела и его позы). Гимнастические упражнения могут носить анаэробный и аэробный характер (т.е. упражнения, выполняемые при минимальном или максимальном потреблении кислорода).

· Гигиеническая гимнастика направлена на укрепление здоровья ребенка, воспитание правильной осанки, совершенствование функциональных систем организма. Средствами гигиенической гимнастики являются общеразвивающие упражнения в сочетании с закаливающими: водными, воздушными и солнечными процедурами; массажем и самомассажем.
Гигиеническая гимнастика рекомендуется для всех возрастных
групп детей.

3.2. Гимнастика со спортивной направленностью.
Гимнастика со спортивной направленностью имеет целью повышение общей физической подготовленности человека. В работе с детьми дошкольного возраста можно применять только ее элементы.

· Художественная гимнастика включает в себя упражнения со спортивной направленностью. Это могут быть упражнения без предметов или с предметами, а также упражнения с неопорными прыжками. Отличительной особенностью художественной гимнастики является связь с музыкой и элементами танца, эмоциональная выразительность движений, их красота и грациозность, что в значительной мере способствует эстетическому воспитанию. Задача педагога состоит в том, чтобы упражнения художественной гимнастигаг стали доступными детям, а их движения гармоничными, естественными и грациозными. Сочетание движения и музыки, танцевальный характер упражнений придают им яркую динамическую структуру. Для художественной гимнастики характерны упражнения в равновесии, повороты, танцевальные виды ходьбы, бега, прыжков, элементы народного танца, упражнения с предметами (мяч, обруч, ленты, скакалки, булавы, флажки и т.д.). Упражнения художественной гимнастики формируют координацию движений. Они выполняются с разнообразной скоростью и различным напряжением мышц.
В художественной гимнастике широко используется художественное движение — система физических упражнений преимущественно танцевального характера, отличающихся ритмичностью, пластичностью, выразительностью, утонченностью движений. Они органично связаны с музыкой, развивают способность к импровизации. В художественное движение включаются шаги, повороты, вращения, прыжки; при этом создаются композиции, сочетающиеся с определенной музыкой. В дошкольных учреждениях можно использовать доступные элементы художественного движения при проведении разных форм организации двигательной деятельности.

· Акробатика (от греч. — «подымающийся вверх»). В дошкольных учреждениях используются отдельные элементы акробатики, в основном это подводящие к акробатическим упражнениям движения, которые подготавливают ребенка к выполнению упражнений в школьном возрасте.
Особого внимания педагога требует выполнение упражнений на растяжку и кувырков. Ряд исследователей подчеркивают необходимость осторожного подхода педагогов к обучению ребенка кувыркам (М. Н. Поняев, О. Сытель и др.). Многие специалисты в области физического воспитания ребенка рекомендуют в целях охраны позвоночника, особенно шейных его отделов, надевать ребенку шейный воротник (Т.Доман, Д.Доман, Б.Хаги и др.) или стелить мягкий коврик (И.Борисова).
В раннем возрасте акробатические движения выполняются вместе со взрослыми (мамой, папой, воспитателем). К акробатическим видам упражнений относятся упражнения типа: «Стрекоза», «Самолетик», «Ласточка», «Рыбка», «Окошко» и др.

· Ритмическая гимнастика представляет собой систему физических упражнений, выполняемых под музыку. Ритмическая гимнастика способствует развитию у детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грациозности, ритмичности движений. Она развивает музыкальность, формирует чувство ритма.
Ритмическая гимнастика в дошкольных учреждениях включается в разные формы двигательной деятельности: в утреннюю гимнастику, в вводную часть физкультурных занятий или как ритмические блоки в основную их часть и другие виды деятельности.

3.3. Прикладная или лечебная гимнастика.

Цель: направлена на восстановление здоровья, улучшение НС, повышение тонуса организма, снятие отрицательных эмоций, улучшение телосложения и осанки.

К прикладной гимнастике относится лечебная гимнастика, или лечебная физкультура, направленная на восстановление здоровья. Она используется для улучшения состояния нервной системы, повышения тонуса организма, снятия отрицательных эмоций, улучшения телосложения, исправления осанки.

4. Вопросы для самоконтроля

1. Один из видов человеческой культуры, специфика которого заключается в оптимизации природных свойств людей, принято называть:
а — физическим развитием;
б — физическим воспитанием;
в — физической культурой;
г — физическим упражнением.

2. Физическая культура ориентирована на совершенствование:
а — работоспособности человека;
б — физических и психических качеств учащихся;
в — природных физических свойств человека;
г — техники двигательных действий.

3. Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются:
а — уровень здоровья и физического развития людей;
б — степень использования физической культуры в сфере воспитания, образования, производстве, быту;
в — характер системы физического воспитания, развитие массового спорта и спорта высших достижений;
г — все перечисленное.


4. Отличительным признаком физической культуры является:
а — физическое совершенство человека;
б — развитие физических качеств и обучение двигательным действиям;
в — занятия в форме урока;
г — выполнение физических упражнений.

5. Оздоровительные задачи в процессе физического воспитания решаются на основе:
а — обеспечения полноценного физического развития;
б — совершенствования телосложения;
в — закаливания и физиотерапевтических процедур;
г — формирования двигательных умений и навыков

Список литературы

1. Физическое воспитание дошкольников. Шебеко, В.Н.. — М.: Академия, 1998. — 192 с.

2. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении. Воротилкина, И.М. Метод, пособие. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. — 144 с.

3. Техника гимнастических упражнений. Гавердовский, Ю.К. Попул. учеб. пособие. — М.: Тера — Спорт, 2002. — 512 с.

4. Гимнастика: Учеб. для студентов вузов / Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. — М.: Академия, 2001. — 448 с.

5. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Глазырина Л.Д. — М.: Владос, 1999. — 175 с.

6. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте/ Ю.Д. Жедезняк, П.К. Петров — М.: Академия, 2001. — 264 с.

7. Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет / Науч. ред.М. М Безруких. — М.: Владос, 2001. — 336 с.

8. Воспитатели по физической культуре в дошкольных учреждениях. Кожухова Н.Н. — М.: Академия, 2002. — 316 с.

9. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). Пензулаева, Л.И. — М.: Владос, 2001. — 128 с.

Теория и методика физического воспитания и развития ребенка, Степаненкова Э.Я., 2006

Теория и методика физического воспитания и развития ребенка, Степаненкова Э.Я., 2006.

В пособии впервые освещены общетеоретические вопросы физического воспитания и раскрыты особенности физической культуры дошкольников, дана методика организации двигательной деятельности детей. В подборе гимнастических упражнений акцент сделан на их общеразвивающей направленности, представлена гимнастика для мозга, включая пальчиковую, для развития вестибулярного аппарата, перекрестная для правого и левого полушарий мозга. Дано описание подвижных игр, обосновано их воспитательное воздействие.
Для студентов высших педагогических учебных заведений.

Теория и методика физического воспитания и развития ребенка, Степаненкова Э.Я., 2006

О ЕДИНСТВЕ ОРГАНИЗМА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
С первых мгновений появления на свет ребенок приспосабливается к внеутробному существованию. Он осваивает основные законы жизни. Взаимодействуя с внешней средой, ребенок постепенно приобретает способность к гармонии с ней, и это рассматривается И.П. Павловым как основной закон жизни.

Учитывая потенциальные возможности ребенка, взрослые оказывают воспитательное воздействие на него. Это прежде всего выражается в заботе о физическом здоровье малыша, его духовном, интеллектуальном, нравственном и эстетическом развитии.

Способы индивидуального приобщения ребенка к жизни охватывают естественные и выработанные специально в системе воспитания средства психофизического развития. Они направлены на всестороннее расширение функциональных возможностей организма.

ОГЛАВЛЕНИЕ.
Предисловие.
Часть первая. Общие вопросы теории физического воспитания ребенка.
Глава 1 Теория и методика физического воспитания ребенка.
1.1.1. Предмет теории физического воспитания и его основные понятия.
1.1.2. Связь теории и методики физического воспитания с другими науками.
1.1.3. О единстве организма и окружающей среды.
1.1.4. Методы исследования в теории физического воспитания.
Глава 2. Развитие теории физического воспитания ребенка.
1.2.1. Зарубежные системы физического воспитания ребенка
1.2.2. Развитие теории физического воспитания ребенка в царской России.
1.2.3. Система физического воспитания ребенка в советский период.
Глава 3. Задачи и средства физического воспитания.
1.3.1. Цель и задачи физического воспитания.
1.3.2. Средства физического воспитания.
1.3.3. Физические упражнения — основное средство физического воспитания.
Часть вторая. Методика физического воспитания и развитии ребенка.
Глава 1. Возрастные особенности развития ребенка от рождения до 7 лет.
2.1.1. Особенности развития ребенка раннего возраста.
2.1.2. Особенности развития ребенка — дошкольника.
2.1.3. Характеристика программ по физическому воспитанию
Глава 2. Основы обучения и развития ребенка в процессе физического воспитания.
2.2.1. Единство обучения, воспитания и развития ребенка в процессе физического воспитания.
2.2.2. Принципы физического воспитания.
2.2.3. Методы и приемы обучения ребенка.
2.2.4. Формирование двигательных навыков и воспитание психофизических качеств.
2.2.5. Закономерности формирования двигательных навыков у ребенка в процессе обучения.
2.2.6. Этапы обучения двигательным навыкам.
2.2.7. Методика воспитания психофизических качеств.
Глава 3. Физическое воспитание ребенка раннего возраста.
2.3.1. Физическое воспитание ребенка первого года жизни.
2.3.2. Физическое воспитание ребенка второго и третьего года жизни.
Глава 4. Гимнастика для детей дошкольного возраста.
2.4.1. Гимнастика как средство и метод физического воспитания ребенка.
2.4 2. Виды гимнастики и их характеристика.
2.4.3. Основная гимнастика в системе физического воспитания детей дошкольного возраста.
Глава 5. Подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка. Спортивные игры.
2.5.1. Подвижная игра, ее определение и специфика.
2.5.2. Подвижная игра как средство и метод физического воспитания.
2.5.3. Теория подвижных игр.
2.5.4. Классификация игр.
2.5.5. Методика проведения подвижных игр.
2.5.6. Русские народные подвижные игры.
2.5.7. Развитие творчества в подвижных играх.
2.5.8. Воспитание выразительности движений в подвижных играх.
2.5.9. Спортивные игры для дошкольников.
Глава 6. Спортивные упражнения для дошкольников.
2.6.1. Характеристика спортивных упражнений.
2.6.2. Обучение ходьбе на лыжах.
2.6.3. Обучение катанию на коньках.
2.6.4. Катание на роликовых коньках.
2.6.5. Катание на санках.
2.6.6. Катание на качалках, качелях, каруселях.
2.6.7. Катание на велосипеде.
2.6.8. Обучение плаванию.
Глава 7. Формы организации физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.
2.7.1. Физкультурные занятия дошкольников.
2.7.2. Утренняя гимнастика в детском саду.
2.7.3. Физкультминутка.
2.7.4. Закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями.
2.7.5. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.
2.7.6. Организация экскурсий и туристских прогулок.
2.7.7. Индивидуальная работа с ребенком.
2.7.8. Организация самостоятельной двигательной деятельности ребенка.
2.7.9. Активный отдых дошкольников.
Глава 8. Планирование и организация работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях.
2.8.1. Планирование работы по физическому воспитанию дошкольников.
2.8.2. Организация работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях.
2.8.3. Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием дошкольников.
2.8.4. Врачебный контроль.
2.8.5. Медико-педагогические наблюдения в процессе физического воспитания дошкольников.
2.8.6. Контроль за санитарно-гигиеническими условиями и одеждой детей.
2.8.7. Санитарно-просветительская работа.
2.8.8. Физическое воспитание ребенка в семье.
2.8.9. Оборудование и инвентарь для занятий физическими упражнениями.
Часть третья. Работа методиста в дошкольном учреждении.
Глава 1. Должностные обязанности методиста по физической культуре ребенка.
3.1.1. Основные качества специалиста по физической культуре.
3.1.2. Оформление методического кабинета.
3.1.3. Формы работы методиста по физической культуре ребенка с педагогическими кадрами.
Глава 2. Преподавание курса «Методика физического воспитания и развития ребенка» в педагогическом колледже.
3.2.1. Основные задачи профессиональной подготовки специалистов по дошкольному воспитанию.
3.2.2. Методика проведения учебной работы.
Приложения.
Использованная литература.
Рекомендуемая литература.

Читайте также  Особенности экологического воспитания в младших группах

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Теория и методика физического воспитания и развития ребенка, Степаненкова Э.Я., 2006 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать файл № 1 — pdf
Скачать файл № 2 — djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Организация и методика физического воспитания детей в разных возрастных группах

Физическое воспитание – это процесс специально организованного и целенаправленного воздействия на физическое развитие ребенка с целью освоения им двигательных навыков и формирования его физических качеств.

Физическое воспитание начинается с раннего возраста. Оно охватывает весь период дошкольного детства. Физическое воспитание заложено в программе дошкольного образования и занимает в ней важное место.

Физическое воспитание реализуется по специальной методике, имеющей свои особенности реализации в разных возрастных группах дошкольников.

Общие характеристики физического воспитания дошкольников

Методика физического воспитания – это способ организации учебно-воспитательного процесса педагогом ДОУ, ориентированный на развитие физических качеств личности ребенка.

По своей структуре, методика физического воспитания дошкольников, представляет собой поэтапный процесс, состоящий из следующей последовательности воспитательных действий:

  1. Словесное обучение физическим действиям. Оно заключается в рассказе педагога о физических действиях, операциях, упражнениях, необходимости их правильного выполнения для полноценной нормальной жизнедеятельности. Дети изучают различные движения, являющиеся составными компонентами физических упражнений.
  2. Демонстрация выполнения двигательных действий педагогом. Происходит показ различных движений, двигательных операций. Демонстрация должна носить постепенный характер, ориентируясь на особенности восприятия дошкольников конкретной возрастной группы.
  3. Отработка выполнения физических упражнений. Происходит тренировка навыков совершения различных физических операций. Дети изучают отдельные упражнения, состоящие из последовательности физических действий. Отрабатывается правильность выполнения каждого физического действия.

Методика физического воспитания младших дошкольников

Готовые работы на аналогичную тему

Физическое развитие младших дошкольников направлено на формирование у них полноценных представлений о физическом развитии человека и физических способностях, освоение основных движений и моторных функций организма. Развитие моторики необходимо для речевого развития дошкольника. Поэтому, в физическом воспитании уделяется огромное внимание развитию двигательных навыков рук и пальцев.

Методика физического воспитания младших дошкольников ориентирована на:

  • Развитие навыков ходьбы;
  • Совершения прыжков с небольшой высоты;
  • Освоение бросков мяча и его ловли;
  • Развитие координации движений кистей и пальцев рук;
  • Освоение навыков выполнения движений с различными объектами.

Физическое воспитание реализуется в игровой форме. Используются разнообразные игры: подвижные, игры с кубиками, с игрушками, мячом, лепка из пластилина и др.

Методика физического воспитания ребенка трех-четырех летнего возраста включает в себя:

  1. Ежедневное проведение физических упражнений: зарядка, игры, физкультминутки, специальные упражнения;
  2. Лимитированное время на проведение физических занятий. Как правило, в младшем дошкольном возрасте физические упражнения не могут охватывать временной промежуток более 20-25 минут;
  3. Первоначальное освоение упражнений, входящих в состав утренней гимнастики, подвижных игр и иной физической активности — ребенок должен знать упражнения и уметь их правильно выполнять;
  4. Участие взрослого в выполнении физических упражнений. Это означает, что воспитатель выполняет упражнения вместе с детьми и тем самым демонстрирует им способы совершения двигательных действий;
  5. Ограниченное количество упражнений, входящих в состав зарядки, игровой деятельности и иной физической активности дошкольников — нельзя включать в одно занятие более четырех-пяти упражнений;
  6. Включение в состав каждого физического упражнения определенной цели, например, быстро пробежать, высоко подпрыгнуть, далеко кинуть мяч и т.д.;
  7. Постепенное расширение и углубление двигательных навыков.

Методика физического воспитания детей среднего дошкольного возраста

В среднем дошкольном возрасте, физическое развитие ребенка ориентировано на усложнение техники выполнения упражнений и расширение навыков выполнения различных двигательных операций.

В основе методики физического воспитания дошкольников в возрасте четырех-пяти лет лежат следующие положения:

  1. Продолжительность физических занятий не должна превышать 35-40 минут;
  2. Преобладание специальных физических занятий и их регулярное проведение: три-четыре раза в неделю;
  3. Освоение сложных координационных движений;
  4. Освоение сути выполнения того или иного физического действия;
  5. Акцентирование внимания на силовом развитии мышц ребенка;
  6. Большое количество упражнений на развитие гибкости ребенка;
  7. Чередование физической активности с отдыхом и расслаблением;
  8. Учет трудностей детей в выполнении того или иного упражнения, совершения различных действий;
  9. Развитие мотивации к преодолению трудностей, возникающих в ходе выполнения различных физических действий;
  10. Расширение количества и интенсивности выполняемых движений.

Методика физического воспитания старших дошкольников

Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста характеризуется значительным совершенствованием физических навыков дошкольника и формированием интереса к разнородной физической активности.

Методика физического воспитания старших дошкольников опирается на неустойчивость нервной системы, характерную для данного возрастного периода и формирование основ концентрации внимания на разных объектах в течение длительного времени.

Методика физического воспитания детей пяти – семи летнего возраста характеризуется следующими положениями:

  1. Освоение сложных двигательных навыков;
  2. Временной период выполнения физических упражнений не должен превышать 40 минут;
  3. Акцентирование внимания на выполнении упражнений, задействующих большие группы мышц живота, спины, рук;
  4. Исключение упражнений с отягощениями;
  5. Освоение упражнений, тренирующих выносливость. Это может быть легкий бег, длительные прогулки, а также увеличение продолжительности утренней зарядки, физкультминуток, подвижных игр;
  6. Развитие навыков выполнения движений с определенной частотой.

Следует отметить, что физическое воспитание дошкольников любого возраста направлено на их всестороннее развитие и поддержание здоровья в нормальном состоянии. Здоровый ребенок способен к полноценному интеллектуальному развитию и социальному становлению.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста

физическое развитие детей дошкольного возраста

Вместе со стремительным ростом технического прогресса мир столкнулся с колоссальной проблемой 21 века – низкой физической активностью. Особенно эта «болезнь» затронула детей. Поэтому ответственным родителям важно вовремя осознать: проводя большую часть досуга в компании электронных гаджетов, ребенок с малых лет рискует своим здоровьем – искривляется позвоночник, нарушается обмен веществ, появляются проблемы с избыточным весом, повышается вероятность возникновения ССЗ и прочих функциональных сбоев в работе организма. Между тем, сформированные с первых лет любовь к спорту и здоровый образ жизни – колоссальная фундаментальная база для последующего общего развития.

Важность физического воспитания в семье

Небезызвестный В. А. Сухомлинский был твердо убежден, что разноплановое развитие, вера в собственные силы, да даже мировоззрение, во многом находятся во власти здоровья и правильного физического воспитания. Систематические занятия спортом дают возможность накапливать силы, пополнять энергетические запасы, способствуют становлению важных личностных качеств, стимулируют гармоничное развитие. Разумеется, физическое воспитание детей дошкольного возраста стартует с семьи. В силах родителей:

  • организовать малышу оптимальный режим дня, грамотно чередующий виды деятельности;
  • приучить ребенка его к закаливанию – как минимум с помощью свежего воздуха, получаемого при регулярных активных прогулках;
  • развить интерес у малыша к физкультуре – установить спортивный уголок дома, совместно выполнять утреннюю зарядку, устраивать эстафеты, спортивные игры, ходить в походы.

При этом нельзя сбрасывать со счетов возрастные особенности, личностные характеристики, общее состояние здоровья ребенка.

Цели и задачи физвоспитания детей

Главенствующая цель – способствовать всестороннему физическому развитию детей, вырабатывать двигательные навыки/умения, а затем совершенствовать их, воспитывать физически культурную личность: здоровую, выносливую, активную и т. д.

Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста базируется на специальной программе, разработанной с учетом нормативных документов:

  1. ФЗ «Об образовании».
  2. ФГОС ДО.
  3. СанПиН для ДОУ.

Базируясь на специфике возрастного периода, физиологическом и психологическом здоровье, оно реализует воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи.

Охрана жизнедеятельности и укрепление здоровья детей – главная цель оздоровления. Для ее реализации подключают закаливание, призванное увеличить работоспособность, физическую выносливость, стойкость к заболеваниям. Все целенаправленные и последовательные действия родителей и воспитателей должны содействовать:

  • формированию правильных изгибов позвоночного столба ребенка;
  • выработке и сохранению здоровой осанки;
  • развитию гармоничных пропорций тела (от мышц лица до сводов стопы);
  • укреплению связок, мышц;
  • наращиванию мышечной и костной массы;
  • совершенствованию работы вегетативных органов.

Задачи образовательной направленности для детей – это:

  • закладывание и развитие двигательных способностей (координация, умение удерживать равновесие, глазомер и др.).
  • выработка мотивации и стойкого интереса к методичным спортивным тренировкам.

Последняя группа задач воспитывает в детях:

  • качества морально-волевой направленности (настойчивость, выдержку, самообладание, уверенность в себе, пр.);
  • нравственные характеристики (готовность к взаимопомощи, чувство собственного достоинства, пр.);
  • гигиенические навыки, готовность и способность обслужить себя самостоятельно.

Средства физического воспитания

Для реализации вышеперечисленных задач, которые должны осуществляться комплексно, в правильной последовательности, применяются определенные средства. В их числе:

  • разнонаправленные упражнения физического характера;
  • гигиенические факторы;
  • оздоровление посредством сил природы.

Общая физическая подготовка для детей стандартно делится на 3 компонента:

  1. Основная гимнастика, которую при необходимости можно сделать избирательной, т.е. развивать что-то определенное, к примеру, осанку. Она включает:
  • ОФП;
  • разновидности прогулочного шага, бега, пр.;
  • строевые упражнения и танцевальные па.
  1. Подвижные игры, которые, наоборот, формируют физические качества не избирательно, а комплексно.
  2. Упрощенные варианты спортивных упражнений (те же забавы с мячом и пр.).

Гигиенические факторы – это совокупность грамотно выстроенного режима дня с дозированными периодами сна и активности, полноценное, здоровое питание, гигиена тела, пр.

Читайте также  Духовно-нравственное воспитание в детском саду

К оздоровлению природой принято относить воздушные, солнечные и водные процедуры, имеющие громадное значение для закаливания, совершенствования процессов терморегуляции, нормализации психических механизмов и корректного развития нервной системы.

Закаливающие процедуры должны проводиться постепенно, последовательно, регулярно, активно, учитывая климатические особенности региона, с оглядкой на общее состояние здоровья ребенка, его медицинскую группу, наличие ОВЗ.

Принципы

Под этим понятием подразумеваются все те положения, правила и нормы, которые направляют деятельность взрослого, обуславливают построение тренировок с учетом личных качеств и возраста, а также половой принадлежности ребенка. Среди базовых:

  1. Гармоничное личностное развитие за счет комбинирования физического воспитания с его прочими разновидностями + широкая направленность базовой физподготовки.
  2. Связь физкультуры и спорта с реальной жизнью благодаря накоплению обширной базы двигательных навыков, многогранного развития физических умений, формирования активного жизненного кредо.
  3. Оздоровительная направленность.

Пристальное внимание уделяется также принципам наглядности, последовательности, соответствию занятий зрелости биологического созревания, цикличности их построения, систематичности чередования тренировок и отдыха, постепенности наращивания физических воздействий и рассеянности нагрузки.

Методы

Включают в себя средства и формы физического воспитания дошкольников, направленные на реализацию конкретных задач. Их педагогические возможности сложно переоценить, они позволяют грамотно подбирать программы тренировок, регламентировать нагрузку, точно дозировать интервалы отдыха, пр.

Стандартно в физическом воспитании применяют 2 группы методов:

  1. Специфические, т. е. характерные исключительно данному виду деятельности.
  2. Общепедагогические.

К первой группе относят:

  • строго регламентированные упражнения – направленные на обучение двигательным действиям и их дальнейшее совершенствование и/или на воспитание физических качеств;
  • игровой метод;
  • соревновательный метод (от эстафет или итоговых зачетов до полноценных спортивных состязаний).

Общепедагогические методы делятся на словесные (вербальные) и наглядные. Первые могут реализовываться в форме объяснений, инструктирования, лекций, команд или замечаний. Вторые подразумевают непосредственную или опосредованную наглядность, направленную возможность пошагово прочувствовать двигательное действие (личный пример, демонстрация видеороликов и картинок, зрительные ориентиры, например, разметка поля).

Выбирают методику, отталкиваясь от специфики возраста. Например, если трехлетки лучше всего воспринимают наглядность, то подготовительная группа уже отлично усваивает вербальность в чистом виде.

Особенности физического воспитания

Развитие дошколят 3-6 лет характеризуется существенными изменениями моторики и физиологии, растет скелет, увеличивается мышечная масса, пропорции тела видоизменяются. В это время силовые упражнения и прочие перегрузки недопустимы, все задачи должны реализовываться в игровой форме.

Уроки физкультуры становятся ведущей формой организованного и регулярного обучения детей двигательной активности. Для этого подбираются посильные для дошкольника физ. нагрузки, при необходимости используется индивидуальный подход, создается благоприятная среда для многогранного развития.

Так, в ДОУ систематическая работа состоит из: ежеутренней гимнастики, промежуточных дневных «физкультминуток», занятий физкультурой в зале и на свежем воздухе. Обучение строится в игровой форме, с музыкальным сопровождением, что не только делает его более занимательным, но и способствует повышению познавательной способности детей и их заинтересованности в физической культуре.

Проблемы

Актуальные проблемы обсуждаемой тематики на фоне требований, выдвигаемых образовательной системой:

  • высокий уровень заболеваемости (на момент подготовки к школе число абсолютно здоровых детей не превышает 10%);
  • гипокинезия – низкая двигательная активность;
  • слабая диагностика физического развития и физической подготовки дошкольников;
  • бездействие родителей, которые в силу занятости и ряда прочих причин не уделяют этому вопросу должного внимания.

Показатели развития детей

Оцениваются по следующим физическим параметрам: рост, вес, пульс, замена зубов на коренные, особенности питания и режима дня. Примечательно, что особенности развития принимаются во внимание с учетом подразделения дошколят на две группы – младший и старший дошкольный возраст.

Показатели физических возможностей проверяются с помощью специальных тестовых упражнений на выносливость, гибкость, скорость, прыгучесть.

  • к 3-м годам: малыш активно ходит, бегает, залезает на возвышенности;
  • к 4-м: может уверенно спрыгнуть с небольшой высоты, отлично ловит и бросает мяч и прочие предметы, катается на велосипеде;
  • к 5-6: выполняет большую часть стандартных движений, в том числе преодолевает преграды

Перед школой небольшой тест проводится педиатром: ребенку предлагается выполнить 10-15 приседаний и столько же наклонов. В норме – для приседаний достаточно 20 секунд, при этом допустимо учащение пульса до 70%, через 2-3 минуты он должен опуститься до своего нормального значения.

Прививаем здоровый образ жизни

Это комплексная задача, реализация которой должна достигаться совместными усилиями родителей и детского сада. Что следует делать в рамках семьи:

  1. Наглядно демонстрировать, что значит быть физически активным и здоровым.
  2. Вырабатывать привычку придерживаться режима дня.
  3. Соблюдать принципы рационального питания.
  4. Чаще играть активно.
  5. Прививать интерес к миру спорта: смотреть соответствующие программы, посещать спортивные соревнования, следить за достижениями какого-то известного спортсмена (например, своего земляка).

Выбираем спортивную секцию

Занятия спортом в раннем возрасте – действенный метод для воспитания физически активной личности. Спортивная секция развивает выносливость, смелость, уверенность в себе, в целом укрепляет здоровье. Прежде чем определяться с выбором, стоит посетить педиатра на предмет выявления возможных противопоказаний. Принимать итоговое решение нужно, опираясь на пожелания самого ребенка, с учетом возрастных показателей и допустимой степени нагрузок:

  • с 3-4 лет – акробатика, любые виды гимнастики, фигурное катание, единоборства;
  • в 5-6 лет – легкая атлетика, спортивные игры с мячом, теннис (большой в том числе);
  • 7 лет – единоборства, командные виды спорта.

Советы родителям

В физическом воспитании детей важны три обязательные условия: поддержка, терпение и личный пример. Начинать нужно с коррекции своего отношения к физ. активности – если спорт для папы сводится к просмотру футбола, разве вправе он требовать от сына или дочери высоких результатов в этой сфере? В целом, все правила предельно просты: поощрять за достижения, не ругать за неудачи, не ждать «мировых рекордов», учитывать возраст ребенка при планировании его физической нагрузки, изучать современные технологии, адресованные в поддержку детского здоровья, и активно применять их.

Выводы

При создании подходящий обстановки для корректного физ. воспитания дошкольника не стоит забывать о комплексной реализации задачи: укреплять здоровье, воспитывать характер, открывать новые вершины для развития детского потенциала.

Методика физического воспитания и развития ребенка

Бестселлер - Семира - Астрология каббалы и таро - читать в ЛитВек

Бестселлер - Виктор Франкл - Сказать жизни -

Бестселлер - Валерий Владимирович Синельников - Возлюби болезнь свою. Как стать здоровым, познав радость жизни - читать в ЛитВек

Бестселлер - Эрик Берн - Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных - читать в ЛитВек

Бестселлер - Гэри Чепмен - Пять языков любви. Как выразить любовь вашему спутнику - читать в ЛитВек

Бестселлер - Тесс Герритсен - Лихорадка - читать в ЛитВек

Бестселлер - Филипп Олегович Богачев - Пикап. Самоучитель по соблазнению - читать в ЛитВек

Бестселлер - Валентин Юрьевич Ирхин - Крылья Феникса. Введение в квантовую мифофизику - читать в ЛитВек

  • 3
  • . . .

Оздоровительные задачи. Охрана жизни и укрепление здоровья детей являются первоочередными задачами дошкольного учреждения. Это обусловлено тем, что органы и функциональные системы у дошкольников еще несовершенны, слабо развиты защитные свойства организма, дети более подвержены неблагоприятным условиям внешней среды, часто болеют. Слабое развитие терморегуляции у детей дошкольного возраста вызывает необходимость повышения сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, т. е. закаливания.

Физическое воспитание должно способствовать формированию у детей физиологических изгибов позвоночника, профилактике плоскостопия, гармоничного развития всех мышечных групп.

У детей с дошкольного возраста необходимо развивать двигательные способности, чтобы они могли овладеть жизненно важными двигательными навыками.

Большое внимание должно уделяться привитию навыков гигиены занятий физическими упражнениями. От этого во многом зависит здоровье детей.

Образовательные задачи. Вторая группа задач исторически носит название «образовательные», хотя, по сути, характеризует лишь одну сторону, образования — дидактическую и направлена на процесс обучения: формирование двигательных навыков и освоение специальных знаний.

Большинство движений (ползанье, ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) используются детьми в обычной жизни, что облегчает связь с окружающей средой и способствует ее познанию.

Использование прочно сформированных навыков позволяет осмысливать задачи, возникающие в непредвиденных ситуациях в процессе двигательной, особенно игровой, деятельности. Двигательные навыки, сформированные у детей до семи лет, составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе, облегчают овладение более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спортивной деятельности.

Детям дошкольного возраста нужно сообщать доступные знания, связанные с занятиями физическими упражнениями. Дети должны знать о значении физических упражнений для укрепления здоровья. Детям следует знать название частей тела, направление движений (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево и др.), название и назначение физкультурного инвентаря, правила хранения и ухода за ним, правила ухода за одеждой и обувью и т. д.

Воспитательные задачи. С раннего возраста у детей важно воспитывать любовь к занятиям физическими упражнениями, интерес к спорту.

В процессе образования детей в области физической культуры имеются большие возможности для осуществления нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания.

Нужно стремиться, чтобы дети умели творчески пользоваться приобретенными знаниями и навыками в своей двигательной деятельности, проявляя активность, самостоятельность, сообразительность, смекалку, находчивость.

Процесс образования дошкольников в области физических упражнений должен строиться так, чтобы одновременно решались задачи оздоровления, обучения и воспитания.

1.3. Принципы образования дошкольников в области физической культуры

Образование дошкольников в области физической культуры строится на определенных принципах. Все принципы можно условно объединить в три группы:

1) общие принципы образования дошкольников в области физической культуры;

2) принципы организации педагогического процесса по физической культуре в дошкольном учреждении;

3) принципы построения занятий физическими упражнениями с дошкольниками.

Этими принципами обязан руководствоваться любой педагог, организующий двигательную деятельность дошкольников. От его деятельности зависит полнота реализации каждого из принципов.

1.3.1. Общие принципы образования дошкольников в области физической культуры

К общим принципам образования дошкольников в области физической культуры относятся принципы: гуманизации образования, демократизации образования, гуманитаризации образования, вариативности образования, региональной специфики образования, развивающего характера образования, непрерывности образования. Физическое, психическое и социальное благополучие каждого из детей — основа любого педагогического процесса, независимо от избранной дошкольным учреждением системы физкультурно-оздоровительной работы.

Принцип гуманизации образования дошкольников в области физической культуры предполагает построение содержания, методов и форм занятий физическими упражнениями в соответствии с наличным опытом и уровнем достижений детей, направленностью их личности, структурой их интересов.

Вся работа по физической культуре строится на основе создания положительных эмоций от общения со сверстниками, физических упражнений (чувство «мышечной радости»), победы над своим неумением, понимания того, что он делает что-то очень важное для своего здоровья.

Планируя работу с дошкольниками, педагог должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Принцип демократизации образования дошкольников в области физической культуры обеспечивает педагогу право свободного выбора форм, средств и методов работы с детьми. Однако такое право должно гарантировать адекватность избранных форм, средств и методов физическому состоянию детей и задачам образования дошкольников в области физической культуры. Высокие конечные показатели здоровья, физического развития, двигательной подготовленности детей по сравнению с исходными данными могут быть получены только при профессиональном анализе двигательных возможностей детей данного возраста.

Принцип гуманитаризации образования нацеливает педагогов и родителей на формирование у дошкольников в ходе двигательной деятельности понимания роли и места человека в мире движений; приобщение их к ценностям физической культуры и создание условий для познания своих возможностей в мире движений; поддержание чувства справедливости при оценке результатов соревнований и игр. Ребенок должен ощутить себя в центре педагогической системы.

Принцип вариативности образования предполагает использование различных программ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: