Экологическое воспитание в старшей группе детского сада

Конспекты занятий по экологии в старшей группе детского сада

Экологические занятия в детском саду. Старший дошкольный возраст

Методическое пособие является результатом работы авторов.

Предлагаемые занятия рассчитаны на 5-6-летних детей.

На занятиях дети познакомятся с живой и неживой природой, многообразием живых существ, их развитием, ростом, размножением, приспособлением к среде обитания. Эмоционально откликнуться на красоту природы помогут художественные произведения писателей-классиков.

Пособие адресовано воспитателям и методистам дошкольных образовательных учреждений, а также может быть использовано студентами высших и средних педагогических учебных заведений, родителями и гувернерами.

Уважаемые коллеги! Если вы желаете, чтобы ваши воспитанники бережно, заботливо, гуманно относились к природе, были нетерпимы к случаям нарушения правил общения с природой, постарайтесь те знания, которые дети получают на занятиях по ознакомлению с миром природы, подкреплять ежедневно в наблюдениях, опытах, играх, трудовой деятельности и т. д.

Желаем творческих успехов!

Конспект занятия-беседы для детей старшей группы с использованием ИКТ «Что такое Красная книга?»Цели: Формировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе. Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать Задачи: 1. Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями, животными. 2. Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу погубили много растений и животных, что в результате ухудшения экологической обстан.

Конспект открытой интегрированной ООД на тему «Большое путешествие по дорогам села Богдановка»Автор разработки: Киндина Наталья Михайловна. Место работы: Государственное бюджетное общеобразовательное Учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа села Богдановка Кинельского района, структурное подразделение детский сад «Ручеёк». Должность: воспитатель. Список ключевых слов:«Красная книга», «купальница», «ландыш», «жук-олень», «бобр», «выдра», «бережное отношение». Краткая а.

Конспект занятия по экологии «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья» для детей старшей группыОписание материала: конспект занятия по математике подготовлен для детей старшей группы. Непосредственная образовательная деятельность направлена на расширение знаний дошкольников и развитие умений и навыков в различных видах деятельности. Данный конспект может быть интересен как педагогам дошкольных образовательных организаций, так и студентам, обучающимся на специальности «Дошкольное образование».

Конспект открытого занятия в старшей группе детского сада на тему «Лес – наше богатство»Цель: Закрепление и систематизирование знаний детей о природе, об охране окружающей среды. Задачи: 1. Раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду. 2. Расширять представления детей о правилах поведения в природе, учить оценивать свои поступки и поступки окружающих. 3. Формировать элементарные представле.

Экологический спектакль «Как синичка волка спасла» (по мотивам одноименной сказки, автор Е.Карганова) для детей старшего дошкольного возраста«Как синичка волка спасла» автор Е. Карганова (экологическая сказка для детей старшего дошкольного возраста)Ход спектакляЗвучит музыка, выбегает Синичка, исполняет танец (на ветку кладет гнездо с птенцами, помогает Белочке собирать грибочки). Все ее благодарят за добрые дела. Синичка: Да разве это большое дело? Так, маленькие делишки. Не стоит благодарност.

Занятие в ДОУ «Веселая капелька». Старшая группаХочу представить вашему вниманию конспект занятия, которое я показывала на открытом занятии на РМО с детьми старшего дошкольного возраста. Цель — формирование представлений об источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения. Задачи: 1. Закрепить знания детей о свойствах воды. 2. Способствовать развитию речи, мышлению, любознательности, наблюдательности. 3. Обобщать, устанавливать причинно-следств.

Экологическое воспитание. Презентация для дошкольников «Природа и мы»Автор: Топольникова Надежда Викторовна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 14 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга. Цель: Прививать бережное отношение к природе. Задачи: — Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни; — Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех к.

Сценарий экологической сказки для старших дошкольников 5-7 лет «Рыбалка Кота Леопольда»Материал предназначен для детей 5-7 летАвтор: Поздеева Галина Ивановна, старший воспитатель БДОУ «Тарногский детский сад общеразвивающего вида №1 «Теремок». Цель: Формирование у детей основ экологического сознания средствами театрализованной деятельности Ход праздникаМузыка, танец рыбок. Ведущий: — Сверху солнышко печёт, А внизу река течёт. Брызги синие искрят.

Экология в старшей группе. НОДКонспект НОД по экологии в старшей группе. Виртуальная экскурсия на лугАвтор: Жолобова Ирина Павловна, воспитатель МБДОУ № 22. Цель: Сформировать представления детей о луге. Программное содержание: — активизировать представления детей о разнообразии живых организмов луга; — продолжать учить пользоваться микроскопом; — учить детей сравнивать разные объекты, рассматриваемые под микроскопом; — развивать любознательность, внимание; — развивать интерес к исследов.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Лес и его обитатели»

Конспект ОД по развитию речи в детском саду «Лес и его обитатели». Старшая группаАвтор: Вятлева Елена Николаевна, воспитатель МБДОО Ельниковский детский сад «Теремок» комбинированного вида. Структурное подразделение «Ельниковский детский сад №2» с. Ельники Ельниковского района республики Мордовия. Описание: Материал представляет интерес для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы, педагогов дополнительного образования, может быть использован на мероприятиях экологической .

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для детей 5-6 лет «НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДЕРЕВЬЯМИ» Цель: Формирование экологических представлений Задачи: Воспитывать бережное отношение к деревьям, умение замечать красоту, знать о пользе деревьев; Обратить внимание на региональные особенности времён года и растительный мир; Воспитание любви и привязанности к родному краю. План: 1. Рассматривание лэпбука «Весна»; 2. Загадки о деревьях; 3. Беседа: «Лес – наше богатство».

Поучительная сказка «Как рыбка море спасла»(авторская экологическая сказка для детей дошкольного возраста) Описание: Материал будет полезен работникам дошкольных учреждений: воспитателям, специалистам. Предназначен для детей дошкольного возраста. Цель: формирование способностей к сочинительству, придумывание сказочных сказок, историй по экологическому воспитанию. Пояснительная записка: Сказка неотделима от красоты. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не то.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Экология в творчестве В.В. Бианки»Предлагаю вам конспект комплексного занятия для детей старшей группы по теме «Экология в творчестве В.В. Бианки». Этот конспект занятия будет полезен воспитателям старшей группы. Этот конспект направлен на воспитание у детей ценностного отношения к природе, эстетического и эмоционального отклика на ее объекты в системе экологической работы с детьми через использование детской природоведческой книги. Цель: у.

Сценарий совместного развлечения по экологическому воспитанию детей старшего и младшего дошкольного возраста «Защитники леса»Автор: Типукина Ольга Николаевна, воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка — детский сад №77 «Зоренька» г. Великий Новгород Описание материала: Предлагаю вам сценарий совместного развлечения по экологическому воспитанию детей старшего и младшего дошкольного возраста. Сценарий предполагает использование в театральной деятельности.Данный материал полезен воспитателям дет.

Сценарий развлечения «Путешествие в Волшебный Лес» в старшей группеЗадачи: • Продолжать формировать бережное отношение к природе • Развивать связную речь; расширять словарный запас • Создать радостный настрой Материал: мешки для мусора, газеты, шишки, 2 корзины, деревянные пазлы с частями дерева.Ход развлеченияВоспитатель: Ребята, сегодня я расскажу вам про Волшебный лес. Там как и в обычном лесу растут деревья, летают птицы, бегают зверушки. А присматривает за этим Лесом добрая Старушка-Л.

Занятия по экологии в старшей группе детского сада

Конспекты занятий по экологическому воспитанию старших дошкольников в детском саду

В данном пособии представлены занятия по экологии для старших дошкольников.

Теория и практика, сложившиеся на сегодняшний день, показывают, что экологическое воспитание в дошкольных учреждениях можно рассматривать как систему, направленную на формирование у детей начал экологической культуры и развитие экологической культуры у взрослых, их воспитывающих. Как и всякая другая, данная система состоит из ряда взаимосвязанных компонентов, главными из которых являются: содержание эколого-педагогического процесса, эколого-ориентированная деятельность детей и сотрудников детского сада, наличие эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении.

Пособие предназначено специалистам дошкольного воспитания, руководителям ДОУ, методистам, практическим работникам детских садов.

Занятия, игры, викторины, развлечения и работа с родителями в ДОУ. Тема: Экология

Мероприятие по экологии в детском саду для детей старшей группы. Белый мишка в гостях у ребят.Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект образовательной деятельности для детей старшей группы (5 – 6 лет) по теме «Белый мишка в гостях у ребят». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Цель: Расширить представление детей о животных крайнего севера. Задачи: Образовательные: — познакомить с экологическим праздником «Белый мишка в гостях у ребят»; — уточнить предста.

Методическая разработка на тему «Познавательно-исследовательский проект «Сортируя отходы — сохраняем природу!». Старшая группаАвтор: Молькова Евгения Вячеславовна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №57» г.Сыктывкар Описание материала: Предлагаю вам методическую разработку «Реализация познавательно-исследовательского проекта «Сортируя отходы-сохраняем природу» для детей старшей группы (5-6 лет). Данный материал будет полезен не только воспитателям дошкольных образовательных организаций, но и для пед.

Конспект НОД по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Лягушки-путешественницы» Программное содержание: Образовательные: — расширять и закреплять представления дошкольников о жизни лягушек в природе, особенностях их внешнего вида, питания, передвижения, появления новых лягушек; — обогащать словарь старших дошкольников по теме «Обитатели пруда». Развивающие: — развивать слуховое внимание, вербальную память у детей старшего дошкольного возраста; — развивать общую моторику и коорд.

Экологический проект в детском саду. Старшая группаАннотация Проект: «Наш дом — природа». Тема: «Деревья в нашем городе». Команда участников — дети старшей группы №27 (21 человек). Координаторы — воспитатель группы №27: Локман Любовь Викторовна В нашем проекте мы познаем с детьми деревья на территории ДОУ и в нашем городе и их значимость для окружающей нас среды, учимся бережно и ответственно относиться к растительному миру, экономить природные ресурсы. Конечный продукт проекта: выращивание рос.

Сценка «Маша идёт в гости к мишке» для детей старших и подготовительных группОписание материала: Данный материал будет полезен воспитателям старших и подготовительных групп, материал предназначен для экологического воспитания детей. Сценка по экологическому воспитанию, старшая группа «Маша идёт в гости к мишке»Действующие лица (Маша, зайцы, волки, белка, поросята, бабочки, медведь) Цель: формирование экологической культуры детей. Маша: В гости к мишке я пойду, всех друзей с собой возьму. Песню .

Конспект ООД по экологическому развитию «Береги природу» в старшей группеОписание материала: Материал может быть использован при проведении открытых занятий по экологии в рамках проектов «Берегите природу» с детьми 5-6 летнего возраста. Занятие проходит в игровой форме, очень увлекательно и интересно. Будет полезен воспитателям детских садов. Цель: Формировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе. Задачи: Образовательная: Закрепить представление детей о лесе как месте обита.

Тема проекта: экология Творческое название: Экологический проект «Лук на подоконнике» Место реализации: МБДОУ №101 группа «Ягодка» Пояснительная записка. Экологическое воспитание дошкольников – одно из направлений, по которым работает наш детский сад. Успешной реализации задач экологического воспитания способствует развивающая среда детского сада с точки зрения создания условий для познавательного, эколого-эстетического развития и оздоровления ребенка. Экологическая зона в нашем учреждении включ.

КВН в детском саду по экологическому развитию детей старшего дошкольного возрастаКВН по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста представляет собой обобщающее мероприятие по ранее проведенной работе в рамках экологических занятий. Систематизация знаний дошкольников проходит в игровой форме и является приемлемой для детей всех уровней развития. Данный материал будет интересен и полезен для воспитателей дошкольных учреждений своей простотой проведения, отсутствием затратных мате.

Читайте также  Диагностика отношения воспитателя ребенку

НОД для детей старшей группы с использованием ИКТ. Тема: Собери мусор – сбереги планетуЗадачи: Развивать наблюдательность, внимательность. Дать детям знания об охране окружающей среды (в лесу, около речки). Формировать у детей представления про мусор та способы его использования. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Материал: Стихи, грамзапись голосов героев, ИКТ оборудование, костюм зайчика, кукла мусорный монстр, пластиковые бутылки, салфетки, пенопласт, пластилин, клей, ножницы.

Проект по формированию экологической направленности у детей старшего дошкольного возраста «Мы хозяева Земли»Актуальность. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Тип проекта: смешанный (исследовательско-творческий и информационно-практический), игровой. Сроки реализации: на 2017-2018 учебный год. Участники проекта: дети старшей группы «Солнечные лучики», родители, воспитатели группы. Цель.

Мастер-класс создания с детьми старшего дошкольного возраста мультфильма, посвящённого Году экологииАвтор: Павлова Галина Владимировна, воспитатель МБДОУ № 20, г.Снежинск, Челябинская область Описание материала: мастер-класс будет интересен воспитателям средней и старших групп, воспитателям групп продлённого дня, учителям младших классов, которые хотят овладеть техникой создания мультфильмов совместно с детьми. Уважаемые коллеги, читатели сайта! Я хочу поделиться новым для меня опытом работы с.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли. Слово .

Сценарий экологического развлечения для старших дошкольников «Есть где-то кошачья планета. «Дети входят в зал под музыку, встают полукругом, Ведущая — Я хочу вас сегодня позвать в необычное сказочное место, которое никто никогда не видел, но которое, наверняка, существует. Хотите? Сказки любят все на свете, любят взрослые , и дети, Сказки учат нас добру и прилежному труду, Говорят, как надо жить, чтобы всем вокруг дружить. На необычную планету приглашают наши дети. Дети — Есть где-то кошачья пл.

Творческий проект «Экологическая тропа» Проект разработан для детей старшей и подготовительной группы В ходе его реализации дети научатся общаться с природой ближайшего окружения, больше времени проводить на свежем воздухе, с пользой для своего здоровья. В ходе творческо -исследовательской деятельности дети получат знания и умения по передаче свои впечатлений в рисунках и поделках. Девиз: «Мы природу охраняем, бережём и сохраняем.» Вид проекта: творческо — исследовательский Продолжительност.

Сказка с использованием ТРИЗ для детей 5-7 лет «Необычные друзья»Цель: Любовь к природе и всему живому. Бережное отношение к ней. — Ребята, вы любите сказки? А хотите послушать новую сказку? Тогда слушайте внимательно. Чудеса сейчас придут Интересно будет тут! Я на вас погляжу, Да и сказку расскажу! Стоит терем- теремок Он похож на колобок. Он стоит в лесу густом Одинокий и пустой. Вдруг из леса к теремку Гусеница ползет к нему. Подползла к нему с трудом Огляделась, удивилась, Что за чудо з.

Экологическое воспитание дошкольников в старших группах в ДОУ в условиях внедрения ФГОС (из опыта работы)

Епремидзе, Г. И. Экологическое воспитание дошкольников в старших группах в ДОУ в условиях внедрения ФГОС (из опыта работы) / Г. И. Епремидзе. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 7 (17). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/109/3720/ (дата обращения: 25.10.2021).

Экологическое воспитание дошкольников — непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребёнка, направленный на формирование экологической культуры, актуальная проблема нашего времени. Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Очень важно воспитать у детей любовь к родному краю, желание приумножать и охранять богатство своей страны, гордость за свой народ. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой.

Цель экологического образования — формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Воспитание значимо с позиций личностного развития ребёнка — правильно систематически осуществляемое в образовательных учреждениях, обладающих экологической культурой.

Задачи:

  1. Развитие у воспитанников представлений и элементарных понятий о взаимосвязях и взаимоотношениях человека и природы.
  2. Формирование эмоционально-ценностного отношения к природе.
  3. Осознание собственного «Я» как части природы.
  4. Обобщение опыта практической деятельности по отражению полученных знаний и впечатлений от взаимодействия с природой, окружающим миром.

Эффективную систему экологического воспитания в детском саду, основанную на интегрированном подходе, можно реализовать через разные виды деятельности детей: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную деятельность, физическую деятельность. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослых и детей: озеленение клумб и открытых площадок на территории детского сада, наблюдения за живыми объектами, участие в организации экологических уголков, изготовление тематических поделок из природного материала, дидактические и сюжетно-ролевые игры на экологические темы, праздники и развлечения, лаборатория юного эколога, составление экологических карт, экологические сказки, викторины, марафоны, конкурсы, экскурсии.

Важная роль в экологическом воспитании отводится работе с семьями воспитанников. Работу можно проводить как в традиционной форме: родительские собрания, консультации по данной теме, беседы, конференции, так в нетрадиционной форме: деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии, бюро педагогических услуг, геокешинг. Эффективную систему экологического воспитания в детском саду, основанную на интегрированном подходе, можно реализовать через разные виды деятельности детей: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную деятельность, физическую деятельность. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослых и детей.

Работу по экологическому воспитанию в нашей группе мы начали с составления экологического паспорта.

Экологический паспорт группы.

Экологическая ситуация: местонахождение дошкольного учреждения характеризуется благоприятной экологической обстановкой. В непосредственной близости нет промышленных предприятий. Мы живем в умеренно увлажненной зоне с умеренно — континентальным климатом. Зеленые массивы в непосредственной близости к МБДОУ расположен парк, где растут березы, липы, клены, туи, голубые ели и другие деревья и кустарники, представляющие интерес с точки зрения экологического образования и улучшения здоровья детей. Вокруг станицы растет смешанный лес.

Характеристика территории прогулочного участка: территория участка ровная. Газоны составляют 62 %, остальная площадь приходится на асфальтовые и грунтовые площади, дорожки. Затененность территории недостаточная, что в летний период создает неблагоприятный микроклимат для прогулок. На территории имеются игровые протекторы, использующиеся как клумбы и песочница, спортивное оборудование. Кроме того, есть спортивная площадка.

Растительный мир: на территории участка представлены различные жизненные формы растений: деревья, кустарники, травянистые растения, — что дает возможность проводить разнообразные экологические занятия. Деревьев на участке недостаточно.

Животный мир: на территории наблюдаем пролетающих птиц: ворон, галок, воробьев, сорок, грачей, ласточек, голубей, диких уток; различные виды насекомых — бабочки, жуки, мухи, комары, осы, шмели, муравьи, пауки, божьи коровки, стрекозы. Дети наблюдают за живущими на территории участка воробьями, голубями и их птенчиками, зимующими птицами — синицами, воробьями, дятлами. Многие из них прилетают на кормушку.

Почва: на территории участка преобладает натуральный грунт — чернозем, очень плотный. Привозится песок для песочниц.

Загрязнение территории: запыленность территории с северной стороны низкая, так как автодорога достаточно далеко от территории детской площадки. С восточной стороны запыленности нет, так как рядом находится стадион, и нет дороги. С южной стороны парк, запыленности нет. С западной стороны запыленности тоже нет, рядом находится цветочный и продуктовый магазины. Шумовой фон умеренный. Территория не посещается легковыми машинами. Участок в целом чистый.

В современной жизни, мы часто слышим о таком развлечение, как квест. Квест — это компьютерная игра. Но в детском саду педагоги нашли способ использования квеста, как игру на местности. Так что же это такое? Квесты (англ. Quest — поиск) − игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. В нашем учреждении прошла экологическая квест-игра «Спасение Земли». Ребята услышали сигнал бедствия «SOS» и на воздушном шаре отправились на поиски знаков, которые помогут понять, что нужно делать для сбережения нашей Земли. В пути они столкнулись с различными препятствиями, которые с достоинством преодолели: лесной пожар и мусорная свалка. Ребята совершили вынужденную посадку, чтоб спасти Землю от этих бед. В итоге они собрали все необходимые экознаки и солнышко, грустное в начале игры, заулыбалось. В конце своего путешествия юные эколята решили принести экологическую пользу своему детскому саду и посадили цветы для того, чтоб они радовали всех, кто их видит.

Как объяснить ребенку что такое воздух? Ребенок его не видит, не может потрогать его руками. Но на примерах можно показать ему, что воздух — нечто реальное, его свойства легко увидеть и использовать. Юные исследователи искали воздух в окружающих предметах, взвешивали его, заполняли им воздушные шары и мыльные пузыри в лаборатории.

Проведение опыта в лаборатории.

Описание: IMG_0007

Больше всего ребят поразило открытие, которое они сделали самостоятельно: без воздуха не могут жить не только человек и животные, но даже огонь без него гаснет. В нашем детском саду педагоги стараются так обучать детей, чтобы решение пришло через совместный поиск. Ведь наукой доказано, что » Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам» (Ральф У.Эмерсон).

Дети старшей логопедической группы объединились в Волонтерский отряд «Капитошка». Чтобы научить детей наблюдать за изменениями погоды, определять погоду, анализировать, составлять прогноз, делать выводы, использовать для этого специальные приборы, прививать любовь и бережное отношение к природе педагоги детского сада приняли решение создать свою, детскую метеоплощадку в детском саду — это комплекс различных приборов, измеряющие погодные условия и с помощью которых возможно предсказать погоду на ближайшее время (сутки, неделю, месяц). Воспитатели с детьми снимают данные с приборов и заносят их в дневник наблюдений. Так же метеостанция используется для проведения занятий на тему экологии, знаний времен года, природных явлений. С помощью флюгера и его вращающейся стрелки по опорной оси нам удастся наблюдать за направлением ветра. А благодаря указателю сторон света, мы с ребятами сможем узнать, в каком направлении дует ветер. Используя в своей метеостанции специальный дождемер, имеющий определенную емкость с измерительной шкалой, детки смогут измерять количество осадков. Ветряной рукав поможет ребятам разобраться и точно определять стороны света, благодаря дуновению ветра. Компас научит их ориентироваться на местности и также определять, где находятся север, юг, запад и восток. Самый важный и нужный измеритель погодных условий — термометр. Именно с помощью этого прибора дети смогут определять температуру воздуха в окружающей среде. А вот всевозможные вертушки станут не только полезным прибором для определения направления ветра и его силы, но и повеселят ребят. Ведь главное в этом процессе обучать детей не в строгой атмосфере, а использовать нотки юмора и веселья. Тогда и обучения будет легким, и детям будет нравиться весь процесс. Главное все приборы разместить в определённой последовательности и придать им красивое оформление. Тогда, имея такую метеостанцию в детском саду, детки будут с большим удовольствием приходить каждый день в садик, чтобы снять показания с приборов. Воплощение данного проекта в жизнь — вопрос трудоемкий. Работы по нему начаты и ведутся силами сотрудников детского сада. Площадка постепенно пополняется новыми приборами.

Читайте также  Помощь детского сада воспитании детей

В старшей логопедической группе прошел досуг, посвящённый Дню Земли. Ребята говорили о проблемах экологии, о защите растений и животных, соревновались в отгадывании загадок и ребусов.

В ДОУ проводился конкурс кормушек для птиц «Птичья столовая». С целью формирование экологической культуры дошкольников в творческом союзе воспитателей, детей и их родителей. Оценке подлежали все выставленные кормушки. Эксперты (педагоги ДОУ) оценивали каждый экспонат по 10-ти балльной системе. Работы детей и родителей своей группы экспертами не оценивались. В конкурсе приняло участие более 30 работ.

Во время летних оздоровительных мероприятий воспитатели проводили досуг «День рыбалки». Дети с удовольствием отгадывали загадки о рыбах, речных жителях, беседовали о том, что нужно охранять водоёмы, «ловили» рыбок удочками с магнитами, а потом их отпускали, участвовали в соревнованиях по спасению обитателей водоёмов.

В ДОУ проводился конкурс экологических газет «Экоград». В проекте приняли участие воспитанники, воспитатели и родители, регулярно проводится озеленение территории: посадка деревьев, первоцветов, а также разнообразных цветущих растений. Работа проводится в тесном контакте с работниками ДОУ и родителями воспитанников.

Известно, что большинство информации дети принимают интуитивно. Именно поэтому необходимо обеспечить ребенка своевременной и дозированной информацией, которая развивает его наблюдательность, любознательность.

Таким образом, важнейшим условием успешной работы по экологическому воспитанию является реализация комплексного подхода, создание среды, в которой воспитатели личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Материалы для занятий

Цель: Формирование ответственного отношения к окружающей среде у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Формировать у детей первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
  • Дать элементарные знания и представления о природе и природных явлениях.
  • Расширять и углублять знания детей о роли природы в жизни человека.
  • Развивать кругозор, мышление, умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения.
  • Развивать коммуникативные умения, связную речь, умение вести диалог.
  • Воспитывать интерес к природе и проблеме ее охраны.
  • Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Предварительная работа: наблюдения на прогулках; беседы, загадывание загадок, чтение художественной литературы.

Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, эмблемы «Защитники природы»

  1. Организационный момент(дети заходят, становятся в круг)

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Послушайте стихотворение Е. Шклавской

Взгляни на глобус – шар земной –

Ведь он вздыхает, как живой.

И шепчут нам материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса.

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега,

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь Человеком, человек!

В тебя мы верим, не солги.

«Ты береги нас, береги!»

— О чём говорит поэт в этом стихотворении?

  1. Основная часть.

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами будем говорить о бережном отношении к природе. Ребята, а что такое природа?

Дети: Это лес, деревья, реки, моря, почва, воздух.

Воспитатель: Да, ребята, это поля и луга, солнце и небо, почва и воздух, все живое. И человек тоже часть природы. Природа – это все предметы и явления вокруг нас, не созданные руками человека.

Воспитатель: Для чего человеку нужна природа?

Дети: Чтобы жить, дышать, питаться, любоваться.

Воспитатель: Правильно, она кормит человека, одевает, обувает, дает все необходимое для жизни. А человек, что делает для природы?

Воспитатель: Ребята я хочу вам предложить отправиться в гости к природе и посмотреть, нужно ли ей чем-то помочь? Согласны? Но сначала я предлагаю вспомнить правила поведения на природе, играя в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам действия, если действие правильное, хлопаем 3 раза, если плохое, то все вместе топаем!

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Воспитатель: Правила поведения в природе вы помните. Тогда в путь!

Возьмемся за руки, друзья,

И по тропе лесной

Отправимся туда, где лес

Зовет своей листвой.

(Звучит музыка «Звуки леса») (идут змейкой)

Воспитатель: Ну вот, мы с вами в лесу. Как красиво здесь! Ребята, какой воздух в лесу?

Дети: Чистый, свежий.

Воспитатель: Как вы думаете, он отличается от воздуха, которым мы дышим в городе?

Дети: Да, отличается.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому, что в лесу много деревьев, они защищают нас от пыли, грязного воздуха, от загазованности машин.

Воспитатель: Давайте все вместе вдохнем глоток свежего воздуха!

Дыхательная гимнастика

Воздух свежий мы вдыхаем,

Руки к солнцу поднимаем.

И ещё раз повторили.

Воспитатель: А теперь можно присесть и подумать. А зачем нужен воздух, что произойдёт, если не будет воздуха? (Ответы детей.)

Воспитатель: Давайте проведём небольшой опыт и узнаем, что произойдёт, если воздух не будет поступать в наш организм. Закройте рукой нос. Вы можете дышать? почему? Воздух нам нужен, без него мы не сможем жить.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, кому ещё нужен чистый воздух, кто ещё не сможет жить без воздуха? (Животные, птицы.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите: на пенёчке лежит книга. Давайте её поближе рассмотрим. Слайд. (звучит голос)

Много жалоб накопилось

У природы на людей.
Воды речек замутились,
Пересох в лесу ручей.
Стали сохнуть липы, клены
На обочинах дорог.
Скоро свои птичьи песни
Соловей нам не споет.
Воспитатель: Ребята, что это за книга? Саша, прочитай её название?
Дети: Жалобная книга природы.
Воспитатель: Молодец. Люди часто ведут себя в природе неправильно и не осторожно, наносят ей вред. И все свои жалобы природа собрала в этой книге. Давайте мы вместе с вами полистаем её.

Воспитатель: Открываем первую страницу! Жалуется берёза: «Когда- то была я берёзой — красавицей, но пришли люди собрать берёзовый сок, сделали надрезы, собрали сок и ушли. Вытекает моя кровь – берёзовый сок. Плохо мне!».

Воспитатель: Ранней весной многие люди собирают берёзовый сок: сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество сока и уходят. А сок продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса. В народе говорят: «берёза плачет кровавыми слезами». Ребята, кто знает, как можно помочь берёзе?

Дети: надо замазать ранку на стволе глиной или землёй.

Воспитатель: Вот тогда берёзка обязательно выздоровеет. Ребята, а как можно предупредить других людей, чтобы когда они придут в лес, не совершали таких поступков. (Ответы детей),

Сейчас, ребята, давайте найдем знак «Не повреждай кору деревьев!» (Дети выбирают знак из предложенных). Мы поставим его в берёзовой роще.

А теперь мы немножко поиграем.

Физкультминутка:

Руки подняли и помахали-

это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем-

Крылья мы сложим назад.

Воспитатель: Следующая страница: «Мы – первоцветы, как только растаял снег, протянули навстречу ласковому весеннему солнышку свои нежные цветочки. Но пришли люди, потоптали, порвали эту красоту»

Воспитатель: Ребята, какие цветы называются первоцветами?

Воспитатель: Ребята, чтобы цветы появились на полянке, отгадайте загадки

Самый первый, самый тонкий

Есть цветок с названьем нежным.

Как привет капели звонкой,

У занесенных снегом кочек, под белой шапкой снеговой,
Нашли мы синенький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой. ( Пролеска)

Он и мачеха и мать,

Как цветочек этот звать? (Мать и мачеха)

Как гусята разбежались
Желтые цветочки.
Улыбнулись детворе
Нежные комочки (Гусиный лук)

Шмель цветочку очень рад, ах, медовый аромат!

И цветки красивые – розовые, синие. (Медуница)

Воспитатель: Какая красота в лесу! Молодцы, ребята! Как помочь первоцветам? Что нужно сделать, чтобы такого не повторилось? (Ответы детей.)

Глядя на эти великолепные растения, так хочется сказать:

Весны первые шаги!

Ранним солнцем чуть согреты

Эти первенцы весны.

Слайд со знаком «Берегите первоцветы!»

Но, в «Жалобной книге» есть ещё страница. Перевернем её.

Слайд: «Ой, беда, беда, беда

Пропала муравьиная нора,

На муравейник кто-то наступил,

Потом камнями завалил!».

Воспитатель: Ребята, из чего делают свой дом муравьи? (Ответы) Муравьи строят свой дом из веточек, соломинок, песка, хвои. Мы поможем муравьям? Давайте мы временно превратимся в муравьёв и построим новый муравейник.

Подвижная игра «Муравей» (дети становятся в круг)

Муравей нашёл былинку, (наклоны)
Много было с ней хлопот,
Как бревно, взвалив на спинку (идут по кругу, «держа бревно»)
Он домой её несёт.
Он сгибается под ношей, (полуприсед)
Он ползёт уже с трудом (присед)
Но зато такой хороший (поворачиваются в круг, подняв руки к центру)
Муравьи возводят дом!
(Дети выполняют движения в соответствии со словами)

Воспитатель: Посмотрите, вот и получился муравейник. Как мы можем предупредить других людей, что здесь муравейник? (Ответы) Давайте возле него мы поставим знак «Не разоряйте муравейники!»

Слайд: «Ребята, спасибо вам! Оставайтесь друзьями природы, берегите лес. Я — Жалобная книга природы хочу, чтобы мои страницы оставались всегда чистыми, чтобы никто не жаловался» (голос)

Воспитатель:

Возьмемся за руки, друзья,

И по тропе лесной

Вернемся вместе – ты и я,

В наш детский сад родной.

Дети идут змейкой и становятся в круг.

Воспитатель: Чтобы сохранить природу, мы должны соблюдать простые правила. Я думаю, что после сегодняшней нашей встречи вы не только не будете нарушать правила поведения в природе, но и научите этому других.

Детям вручаются эмблемы «Защитники природы

Дети произносят КЛЯТВУ «ЗАЩИТНИКОВ ПРИРОДЫ»

План конспект занятия по экологии в старшей группе ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проводя занятия по экологическому воспитанию дошкольников, мы прежде всего ставим перед собой задачу привить детям любовь к природе, учить беречь её, воспитываем у детей коммуникативные навыки и желание участвовать в опытно — исследовательской деятельности.

Просмотр содержимого документа
«План конспект занятия по экологии в старшей группе ДОУ»

Конспект занятия по экологии

Читайте также  Перспективное и ежедневное планирование работы воспитателя средней группы

в старшей группе детского сада

«Будь другом природе».

Воспитательная: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение.

Развивающая: Развивать логическое мышление, воображение, активизация и обогащение словаря детей, существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Образовательная: систематизировать и уточнить представления о свойствах воды и воздуха.

Материал: стаканчики, вода, молоко, сок и мелкие игрушки, сахарный песок, песок, трубочки, кисточки, краски.

Ход занятия.

Воспитатель: Наша планета — это общий дом. И много лет мы в нем живем. Но, как известно всем кругом, должны беречь мы этот дом. А что такое планета Земля? (ответы детей)

Воспитатель: Да это реки, леса, поля, небо, солнце, животные; то есть все то, что не сделано руками человека. И человек тоже часть природы. И самая маленький жучок -тоже часть природы. Природа кормит человека, одевает, обучает дает все необходимое для жизни. Послушайте стихотворение (воспитатель читает).

Нас в любое время года учит мудрая природа

Птицы учат пению. Паучок- терпению

Пчелы в поле и в саду обучают нас труду

И к тому же в их труде все по справедливости,

Отражение в воде учит нас правдивости

Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте

И при всей огромности обучает скромности.

Вос-ль: Ребята, а чем мы с вами дышим?

Дети: Воздухом, кислородом.

Воспитатель: А какой бывает воздух? (Дети: грязный и чистый.) А всегда ли воздух бывает чистым?

Воспитатель: Где можно встретить чистый воздух?

Дети: В лесу, на море, в горах.

Воспитатель: А где можно встретить грязный воздух?

Дети: В больших городах, где много машин, и заводов.

Воспитатель: А что можно сделать для того. Что бы воздух был чистым?

Дети: Посадить деревья, на трубы заводов поставить фильтры.

Вос-ль: Ребята скажите, а мы можем услышать воздух, и когда мы можем его услышать?

Дети: Мы можем его услышать, когда дует ветер.

Игра . «Ветер».

Осторожно ветер

Из калитки вышел

Постучал в окошко

Пробежал по крыше

Поиграл немного

Ветками черемух,

Пожурил за что-то

Воробьев знакомых

И, расправив бодро

Молодые крылья

Полетел куда-то

В перегонку с пылью.

Вос-ль: Скажите. А воздух мы можем увидеть?

Вос-ль: А я вам предлагаю проделать опыт, где мы можем увидеть воздух и услышать его.

Опыт: Взять стакан с водой и трубочки из под сока. Опустить трубочки в стакан с водой и потихоньку дунуть в трубочку. Объяснить, что пузырьки это и есть воздух и мы его видим. Затем дуем с разной силой, чтобы услышать воздух. Свойства воздуха- это движение с разной силой.

Воспитатель: Ребята, а теперь скажите, кому нужен воздух? (Ответы детей)

Воспитатель: А что произойдет если на Земле будет лишь грязный воздух? (Ответы детей. )

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (потягивания- руки в стороны)

К небу, к солнцу тянется. (потягивания, руки вверх, встать на носочки)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (наклоны вперед)

Так деревья ветер гнёт. (наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (вращение туловещем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (дети садятся за столы)

Воспитатель: А без чего еще не может прожить человек. (ответы детей). А сейчас послушайте стихотворение.

Вы слыхали о воде?

Говорят,она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит,

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды на не прожить!

Воспитатель: Где и какую, дети, сегодня вы видели воду? ( в помещении, на улице). Для чего нужна нам вода, как мы ее используем? (Пьём, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы.)

Дети, подумайте, откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается. В кране – вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.

К воде, дети, надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.

А как же «рождается речка» ? Хотите узнать? (приглашает к себе, стеллит самую широкую и длинную голубую полоску ткани) На земле много разных рек, больших и маленьких, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Хотите сделать свою большую речку? Самая широкая и длинная полоска ткани превратиться в главную речку, остальные (можно использовать атласные ленты) – в ручейки. Расположите голубые ленточки так. Чтобы ручейки впадали в большую реку. Вот как много воды. Но надо беречь ее, даже краны не оставлять открытыми.

Воспитатель: а что же такое вода? Какими свойствами обладает? Что бы это выяснить мы сядем на свои места.

Опыт №1 «У воды нет запаха».

Предложить детям понюхать воду и сказать. Чем она пахнет (или совсем не пахнет). Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводных труб может иметь запах, так как очищают ее специальными веществами, что бы она была безопасной для вашего здоровья.

Опыт №2 «Уводы нет вкуса».

Предложить детям попробовать через соломинку воду. Вопрос: Есть ли у нее вкус?

Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им попробовать для сравнения молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.

Опыт №3 «Вода прозрачная».

Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой- с молоком. В оба стаканчика положить игрушку из киндера. В каком из стаканчиков она видна, а в каком- нет? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим игрушку, а в стаканчике с молоком нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

Опыт №4 «В воде одни вещества растворяются, а другие не растворяются».

Возьмите два стакана с водой в один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмите другой стаканчик и насыпьте в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь получилось? В каком из стаканчиков песок растворился?

Итог эксперимента: вода- одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: прозрачность, не имеет вкуса и запаха, является растворителем.

Воспитатель: Ребята, что нового мы сегодня с вами узнали о воде? (ответы детей). Мы с вами маленькая частица этой природы, поэтому просто обязаны бережно относиться ко всему живому, заботиться о нашей планете Земля.

Экологическое воспитание в старшей группе детского сада

Экологическое воспитание детей 5-6 лет

Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров

Б 81 Экологическое воспитание 5-6 лет: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров. — Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012.-190 с.

В данном методическом пособии, разработанном в соответствии с ФГТ, представлена непосредственно образовательная деятельность (НОД) по экологическому воспитанию детей 5-6 лет. Особое внимание уделено диагностике педагогического процесса по блокам «Растения», «Животные», «Человек», «Неживая природа». Широко представлена познавательно-исследовательская деятельность

Пособие адресовано страшим воспитателям и педагогам ДОУ, родителям и гувернерам.

Другие публикации настоящего издания в любой форме, в целом или частями, являются противоправными и преследуются по закону.

© ИП Лакоценин С. С., 2012

© ИП Лакоценина Н. А., издатель 2012

© Бондаренко Т. М., 2012

Предисловие

Человек и природа — одно целое, неделимое. Несмотря на все достижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней есть все для жизни.

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления и речи.

В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.

Экология — наука, изучающая закономерности взаимодействия организмов друг с другом и окружающей средой.

Экологическое воспитание включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы. Основные задачи такого воспитания заключаются в формировании у дошкольников элементов экологического сознания.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. С введением и утверждением приказа Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» появилась новая модель организации образовательного процесса, которая предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей (непосредственно образовательная деятельность и режимные моменты) и самостоятельной деятельности дошкольников.

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения основной общеобразовательной программы и решения конкретных образовательных задач.

Содержание дошкольного образования в части развития познавательно-исследовательской деятельности может быть реализовано с помощью таких форм работы, как: наблюдение, экскурсия, экспериментирование, моделирование, реализация проекта, исследование, решение проблемных ситуаций, коллекционирование и т.п.

В пособии непосредственно образовательная деятельность построена согласно временам года. На каждое время года составлено 12 конспектов, которые содержат три части:

1 часть — беседа (рассказ, экскурсия);

2 часть — экологическая игра;

3 часть — опытническая деятельность.

Особое место в пособии занимает диагностика, которая призвана оптимизировать процесс развития каждого ребенка, и направлена на решение целого ряда взаимосвязанных задач. Она призвана выявить:

— в какой степени ребенок освоил программу по экологическому воспитанию;

— как ребенок овладел познавательными и речевыми умениями;

— какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;

— в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранное, гуманное, эстетическое, познавательное).

Для решения этих задач педагог использует разнообразные методы педагогической диагностики: беседы с детьми, педагогические наблюдения, эксперименты и т.д. (см. Приложение)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: