Духовно-нравственное воспитание в детском саду

Система работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.

Номинация: духовно-нравственное и гражданское воспитание детей.

Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях, систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

Возникает проблема: как сделать так, чтобы ребенок был внутренне свободным, а внешне воспитанным? Если мы хотим, чтобы в будущем дети любили свою страну и стремились сделать жизнь в ней лучше, необходимо заложить основу для этой любви. Ребенок, прежде всего, должен узнать то лучшее, чего достигли его соотечественники и понимать, что эти достижения – результат труда отдельных людей в разных сферах.

Каким образом, нам, педагогам, сохранить свою духовность, выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их гордиться своими корнями, своей родословной, историей своего народа, научить любить Родину такой, какая она есть?!

Что может заинтересовать ребёнка? Наша многовековая история и культура. Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» — как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В.А.Сухомлинский.

В нашем образовательном учреждении не первый год ведется работа с детьми по духовно-нравственному воспитанию, ближняя цель которой- заложить основы правильного восприятия мира, чувства сострадания, милосердия, доброго общения, а дальняя цель– воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее родной страны.

Для достижения этих целей мы решаемследующие задачи:

1. Воспитывать позитивное отношение детей к окружающему миру, другим людям и самому себе.

2. Закреплять умение сочувствовать, проявлять отзывчивость и справедливость.

3. Обогащать словарь детей формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения).

4. Дать элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства, игрой, фольклором и продуктивными видами деятельности.

5. Расширять представление о формах традиционного семейного уклада.

6. Развивать уважительное отношение к труду близких взрослых.

7. Учить чувству ответственности за свои дела и поступки.

Воспитательная система, сложившаяся в ДОУ по духовно-нравственному развитию личности дошкольника, содействует целостному духовно–нравственному и социальному развитию, формированию внутреннего мира и направлена на развитие нравственной позиции ребенка.

Подходы воспитательной системы:

содержательный компонент — овладение детьми, доступных возрасту, объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края;

эмоционально-побудительный — переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру, проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде;

деятельный компонент — реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности, наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.

Принципы реализации работы:

-принцип энциклопедичности (у ребёнка формируются представления и знания обо всём, что его окружает);

-принципкультуросообразности (учёт национальных ценностей и традиций в образовании);

-принцип систематичности, последовательности, преемственности в обучении. При соблюдении данного принципа можно достичь положительного результата в работе;

-принцип результативности. Предполагает обязательность общения воспитателя с ребенком, выяснения того, что и как он понял, почувствовал. С этой целью педагоги разрабатывают анкеты, тесты;

— принцип развития самоценных форм активности. В соответствии с этим принципом наши воспитанники получают возможность познавать мир через те виды деятельности, которые для них наиболее привлекательные.

Срок реализации: 1 год.

Ожидаемые результаты:

В результате реализации работы у воспитанников сформируются следующие представления:

· о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;

· о духовных и нравственных ценностях;

· о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;

· об истории и культуре своей страны;

· научатся беречь и поддерживать красоту;

  • проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание.

В ходе решения поставленных задач по духовно-нравственному воспитанию детей,мы организуем их через следующие формы воспитательно-образовательного процесса:

  • Организованная образовательная деятельность.

Ø Досуги, развлечения.

  • Конкурсы, выставки.

Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:

— чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;

— цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей;

— знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица);

— тематические выставки детского творчества;

— знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности;

— экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;

— экскурсии на природу (красота Божьего мира);

— слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;

— постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).

Мы используем различные виды деятельности и формы работы с детьми, но самым главным для нас остается эмоциональное воздействие на их чувства. Духовно-нравственное воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Развитие духовно-нравственных чувств начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. (Тематика занятий: «Мать и дитя», «Семья, дом», «Послушание и непослушание», «О дружбе и друзьях», «Кто мой ближний?», «Жадность и щедрость», «Правда и ложь», «Как мы ходим в гости?», «Совесть», «Благодарность», «Вечность»,«Зависть», «Милосердие, сочувствие», «Трудолюбие», «Скромность», «О дружбе мальчиков и девочек», «Храбрость и трусость», «Добрые слова и добрые дела», «Книги — наши друзья», «Бедность и богатство»).

Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми мы используем коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого — средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего — школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками. Мы проводим такие игры и упражнения: «Поприветствуем друг друга»; «Подбери картинку к «хорошо» и «плохо»»; игра «Гость — хозяин»; «Ты в театре»; «Разговор по телефону»; «Нарисуй подарок другу (маме…)»; «На дне рождения»; «Именины»; «Если другу плохо…»; «Учимся общаться…» (закончи фразу).

В своей работе особое внимание уделяем играм-драматизациям. Выбираем сказки такой направленности, которые воспитывают в детях нравственные качества. Дети старшего дошкольного возраста участвуют в драматизации любимых сказок, вовлекая малышей в различные игровые моменты.

Одним из важных средств духовно-нравственного воспитания является система праздников.Государственные праздники проходят торжественно, несут в себе ярко выраженные образовательные задачи. Народные же праздники имеют больше воспитательный характер, поэтому проходят ряженьем, разыгрыванием ролей, чаепитием. Например, нашим детям очень нравится отмечать праздник Масленицы, которая ежегодно проводится в стенах детского сада. Пасха проходит в форме познавательного путешествия. Мы рассказываем детям историю праздников, сопровождая рассказ видеорядом (иллюстрации, презентации).В рождественскую неделю дети рядятся в костюмы. У детей формируется уважение к фольклору, к истокам народной культуры.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду

На фоне снижения многих показателей качества жизни современных детей, их телесного, психического и духовного здоровья, вопрос духовно-нравственного воспитания является одной из ключевых проблем нашего общества. Современный мир предлагает ребенку информацию вместо знания, заданную программу вместо развития собственной фантазии, телевизор и игровой компьютер вместо необходимого человеческого общения.

Детство – это то время, когда образовываются нравственные навыки и привычки, происходит приобретение знаний об окружающем мире, развиваются все силы человека, как душевные, так и телесные. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Общеизвестно, что человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка. Основным фактором духовно-нравственного воспитания в детском саду является его интеграция в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и методики дошкольного образования.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Таким образом, в настоящее время основной целью дошкольного воспитания является целостное духовно-нравственное развитие личности ребенка. Исходя из цели, формулируются задачи:

– формировать способность к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

– воспитать у детей чувство почтения и любви к родителям и другим людям, бережного отношения к окружающему миру;

– воспитывать детей в духе национальных и этнических духовных традиций;

– развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

– развитие познавательной активности, любознательности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания другим людям.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Читайте также  Помощь детского сада воспитании детей

Наша задача, т.е. задача воспитателя – помочь родителям осознать то, что именно в семье должны сохраняться и передаваться духовно-нравственные ценности и обычаи. В целях расширения знаний по духовно-нравственному воспитанию для родителей предлагается: консультативный материал по вопросам духовно- нравственного воспитания детей, тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Образовательное направление, предполагающее проведение мероприятий для родителей, раскрывающих вопросы духовно-нравственного воспитания и развития детей. Данные встречи посвящаются семейным традициям, годовому кругу праздников, духовно-нравственным основам уклада жизни семьи. Примером может быть работа с родителями, например: оформление фотовыставок, изготовление поделок, конкурс рисунков. Педагоги задействуют родителей в составлении генеалогического древа своей семьи, придумывание герба и девиза, составление родословной своей фамилии. Все это способствует активному включению родителей в процесс духовно-нравственного воспитания, сплочению семьи, возрождению семейных традиций.

Организационно-методическое направление – взаимодействие с семьей, проведение семейных праздников с участием и родителей и детей. Данное взаимодействие предполагает совместную досуговую деятельность, экскурсии, театрализованные представления, подготовку и проведение мероприятий духовно-нравственного содержания.

Зимой, после новогодних каникул в старшей группе в рамках проекта «Рождественские святки» я организовала весёлый и задорный мастер-класс. На протяжении всего проекта воспитанники мастерили атрибуты Святочных гуляний – звезду на шесте, раскрашивали маски ряженых, знакомились с народным костюмом, а также участвовали в оформлении приглашений для родителей. Всё это приобщает детей к истории, традициям своего народа, его корням. Благодаря проекту дети познакомились с русским народным костюмом, научились видеть в современной одежде элементы старинных костюмов, фрагменты орнаментов, украшений. Дети участвовали в подборе различных шумовых инструментов: погремушек, трещёток, деревянных ложек, бубнов. Затем, на репетициях, дети учились исполнению песен-колядок без музыкального сопровождения, используя эти инструменты.

Следующим этапом было проведение Святочных гуляний. Очень важно, что такие праздники включают в себя фольклор: заклички, песни-колядки, старинные православные детские игры. Мы придаем большое значение увеличению словарного запаса детей, путем смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения.

Вместе с нами, педагогами, ребята одевались в костюмы ряженых, а затем с удовольствием заходили в группы нашего ДОУ, приветствуя воспитателей и детей традиционными песнями-колядками.

Конечной частью проекта стало проведение красочного музыкального мастер-класса «Рождественские пряники» для родителей и гостей нашего ДОУ, подготовленного воспитанниками группы. Этот праздник напомнил о том, как на Руси наши предки встречали и праздновали «Рождество Христово» и следующие за ним Святки.

Совместная работа родителей и детей привела к полнейшему удовлетворению с обеих сторон. В результате реализации данного проекта у детей возросла познавательная активность и интерес к изучению истории и традиций своего народа, расширился кругозор, обогатился словарный запас, с помощью музыкально-эстетической деятельности у детей появилось чувство ритма, артистизм, они увидели и почувствовали красоту народной музыки.

При реализации деятельности по подготовке и проведению музыкальных праздников, развлечений, посиделок отмечена её универсальность, что позволяет использовать её при организации различных видов детской деятельности, совместной деятельности взрослых и детей, а также интегрировать в различные виды деятельности. Таким образом, семья играет центральную роль в становлении сознания ребенка, которая является для него примером и образцом для подражания.

Драгоценное время детства дано для того, чтобы человек не только обогатился знаниями, но и нашел свой собственный путь к духовным ценностям поколений, открыл для себя чувство любви и долга, приобщился к делам сострадания, нашел свое призвание, раскрыл бы таланты, сокрытые в нем. Если ребенок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение подвигом, подъем от соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобрел «эмоциональный опыт», который будет иметь большое значение для его дальнейшего развития.

«В детстве, – писал В.А. Сухомлинский, – человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь…»

Нравственное воспитание дошкольников: цели и методы

Я получила такой вопрос от читателя: «Подскажите что-нибудь по нравственному воспитанию дошкольников и как это можно оформить? подготовить типа проекта и как сузить тему?». Постараюсь рассказать, что в себя включает нравственное воспитание дошкольников и как это можно преподнести.

Что такое нравственное воспитание и когда его начинать

Нравственное воспитание – это приобщение человека к моральным ценностям окружающего социума. Для дошкольников это, главным образом, не только какие-то специальные занятия, но и ежедневный процесс взаимодействия: с родителями, сверстниками, воспитателями и миром. Хотя и занятия, на которых детям объясняются базовые понятия, тоже важны.

В этом процессе важное значение имеет духовно нравственное воспитание дошкольников – деятельность, которая позволит создать целостную личность. Человека, способного самоопределяться и совершенствоваться, руководствуясь определенными принципами.

Одни считают, что нравственным качествам можно обучить. Другие – что их можно только привить. В любом случае, мы должны над этим работать. В первую очередь, сами соответствовать тем категориям, о которых рассказываем ребенку. То есть если говорим, что упавшему надо подать руку (в прямом и переносном смысле), то так и должны делать. А не сплетничать или подсмеиваться со стороны.

становление личности

Важно и очень хочется, чтобы в семье ребенка воспринимались те же ценности, которым учат в детском саду. Потому что если в садике рассказывают о дружбе и учат общаться в коллективе, а в семье ребенок видит агрессию и желание добиться своего во что бы то ни стало, ничего хорошего не получится. Он будет метаться от одного к другому из-за незнания, что правильно, а что нет. Однако, когда говорю о дружбе и щедрости, это тоже не значит, что нужно попирать личные границы – важно соблюсти баланс.

Эта тема – нравственное воспитание дошкольников – важна в любом возрасте, и чем раньше начинать, тем лучше. Малыши больше открыты окружающему миру. А к 5-6 годам мы имеет человека со сформировавшимися основами личности.

Цели и средства нравственного воспитания

Цель специальных занятий и ежедневного взаимодействия с детьми – сформировать их личность, в том числе личность в коллективе, научить отстаивать свою позицию. Помимо формирования качеств, есть другие задачи:

  • научить взаимодействовать с другими через отношение и гуманизм;
  • воспитать духовные ценности, нравственные качества и представления;
  • объяснить правила этикета;
  • научить религиозной, межнациональной и другой терпимости;
  • дать навыки общения в коллективе, сохраняя собственное достоинство;
  • развить патриотические чувства.

процесс воспитания

Формировать качества ребенка можно через собственный пример, труд, игру, творчество, ненавязчивые примеры. Средства нравственного воспитания дошкольников:

  • Творчество, музыка, ИЗО. Они помогают отобразить и передать чувства.
  • Контакты с природой. Общение с живыми существами учиат взаимодействию, заботе, пониманию естественных процессов.
  • Выражение чувств и эмоций через собственную деятельность. Через труд, рисунки, разговоры.
  • Обстановка (родители, сверстники, воспитатели).

Почему я говорю, что социально нравственное воспитание дошкольников – это непрерывный процесс, а не просто несколько занятий? В первую очередь, потому, что дети копируют поведение старших и ориентируются на их мнение. Поэтому нужно соответствовать.

Нравственное воспитание можно условно разделить на духовное, социальное, гражданское и патриотическое, эстетическое, экологическое, трудовое. Педагогам и родителям теорию можно почитать у Виноградовой в книге «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников», она же подскажет темы для занятий. Есть обширный учебник Козловой «Дошкольная педагогика» и другие книги автора, в них тоже уделяется внимание нравственному воспитанию.

Формирование нравственных качеств: все зависит от возраста

Для деток разного возраста упор нужно делать на разных моментах. Очень важно следующее:

  • Для самых маленьких – дать почувствовать любовь окружающих и научить детей ее выражать; аккуратно и осторожно порицать агрессию.
  • Для младших дошкольников – научить стремиться к успеху и адекватно воспринимать неудачи; очень важно совпадение преподнесенной теории и примера взрослых.
  • Для средних дошколят – научить решать логические вербальные задачи, руководствуясь понятиями нравственности; умение понимать и воспринимать чувства других.
  • Для старших дошкольников – научить делать анализ позитивных и негативных поступков.

Теория – это хорошо, правильно и важно. Но литературные красивые фразы или, наоборот, нелицеприятные примеры из жизни часто отталкивают малышей, заставляют их стрессовать. Мы должны научить применять теорию на практике. Чтобы не получилось так: ребенок знает, как надо поступать, но в жизни это не находит применения. И он действует по инерции, как привык.

развитие духовности и нравственности

Надо дать ему попробовать действовать правильно и рассказать, что это – именно оно: помощь, добро, поддержка, вежливость и т.д. Ведь часто получается, что уже взрослый человек говорит, что любит кого-то или что-то (маму, друзей, животных), но действием это не проявляет. А если любишь маму – сложи аккуратно свою одежду, застели постель и убери игрушки. Бабушке помоги найти лекарство и тапочки. Собаке смени воду в миске или насыпь корма.

От теории переходим к практике

Лучше всего давать знания через игру и комбинированные занятия. Вернемся к вопросу читателя, и тут я могу сказать: для начала нужно привязаться к возрасту и цели (семинар, аттестация). А также сузить, актуализировать тему занятия. Темы могут быть самые разные: дружба, семья, благотворительность, бережное отношение к природе, уважение к людям в возрасте, патриотизм, хорошо и плохо, что такое бескорыстность и добро, вежливость, сочувствие, инициативность, благотворительность и т.д.

Не нужно пытаться объять необъятное, лучше идти мелкими шажками и одно занятие построить только вокруг одной темы. Нужно придумать концепцию, подобрать практические задания, мультики, игры, стишки, дидактический материал. Те, кто писал конспекты занятий (НОД), знают, как это делается: составляется сценарий урока от приветствия до подведения итогов.

Те, у кого еще нет опыта работы и написания конспектов, могут посмотреть готовые расписанные занятия моих коллег. Прекрасные сценарии находятся, если поискать в интернете по словам «нравственное воспитание конспект НОД». Там есть о дружбе, этикете, доброте, толерантности, семье, помощи по дому и многом другом для деток разного возраста. Если делать презентацию для малышей, то обязательно совмещать ее с деятельностью и играми, чтобы не было скучно.

Видела шикарную идею – занятие НОД в форме интервью с журналистом из газеты. Разнообразие игр и материалов впечатлит даже человека с фантазией. Если ребенок не ходит в ДОУ, а обучается дома, многие наработки можно применить. Особенно они эффективны, если дети занимаются по несколько человек – с друзьями и сверстниками. Так они глубже ощущают серьезность момента.

Встреча с архиепископом Калининградским и Балтийским Серафимом 15.09.2019 г.

15 сентября 2019 года в монастыре святой великомученицы Екатерины (пос. Родники) состоялась встреча руководителей и заместителей образовательных организаций – опорных площадок Калининградской области с архиепископом Калининградским и Балтийским Серафимом, посвященная развитию системы духовно-нравственного воспитания в Калининградской области. На встрече присутствовали министр образования Калининградской области Светлана Сергеевна Трусенева, заместители министра, представители комитета по образованию, духовенство.

Читайте также  Воспитывать ребенка 3 месяца

В своем приветственном слове архиепископ Серафим выразил радость от того, что собрались вместе неравнодушные люди, заинтересованные в воспитании достойного человека, несущие свое служение во благо будущего. Владыка подчеркнул, что и один «в поле воин», если он не проходит мимо несправедливости, боли и унижения. А уж, когда образовалась общность людей на основе их духовного единения, на основе единого понимания ценностей, тогда и любое начинание становится по плечу. Идею Соборности поддержала и Светлана Сергеевна Трусенева. Она выразила уверенность, что, не смотря на все трудности, на все вызовы, которые преподносит нам современный мир, наши педагоги, черпая силы в вере и единстве, смогут изменить этот самый мир к лучшему. Игуменья монастыря святой великомученицы Екатерины Феодосия (Изгина) отметила, что каждый человек несет свое послушание. У педагогов особое послушание – «вести детей по дороге добра и веры». Для того, чтобы это получалось, нужно иногда остановиться, выпасть из круговерти повседневной суеты, побыть в тиши, наедине с Богом. Она радушно предложила монастырь, как место такого уединения и общего собрания единомышленников.

Присутствующие в теплой непринужденной обстановке делились своими успехами и переживаниями, рассказывали о том пути, который им пришлось пройти вместе со своими коллективами и о своих планах на будущее. Говорили о воспитании подрастающего поколения на основе ценностей православия как об общем деле. Единодушно было принято решение сделать такие встречи традиционными.

Обучающий семинар-практикум инновационной опорной площадки по ДНВ 10.10.2019 г.

10 октября 2019 года в МАДОУ ЦРР детском саду № 94 прошел обучающий семинар-практикум инновационной опорной площадки по совершенствованию системы духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста на тему: «Формирование чувства патриотизма в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников». Заведующий детского сада Ольга Александровна Шевчук и заместитель заведующего Марина Владимировна Рыбкина представили проблемное поле, выявленное в результате проведения аналитического исследования с представителями педагогического сообщества по вопросам патриотического воспитания дошкольников. На семинаре последовательно решалась каждая задача по проблеме данного поля.

Представители администрации детских садов-площадок составили «дорожную карту» из 10 управленческих решений по проблеме недостаточной замотивированности педагогов патриотическим воспитанием дошкольников, предварительно разделившись на группы и обсудив ответы на вопрос: «Что, по вашему мнению, может сделать администрация ДОУ с целью мотивации педагогов для решения задач по патриотическому воспитанию дошкольников?». Замотивированный педагог – самый мощный рычаг в активизации родителей. Рассуждая таким образом, участники встречи в режиме настоящего времени расширили «дорожную карту» предложениями по совместной работе с родителями, которая и будет являться руководством к действию. Далее участникам семинара было предложено записать конфиденциально в персональных блокнотах 10 собственных качеств так, как если бы их описывал мудрец. Затем, по мнению групп, с учетом жизненного опыта и знаний на ватмане были отражены на бумаге 10 качеств русского человека. Полученные результаты необходимо было сравнить с 10 лучшими качествами русского человека с точки зрения православной общественности. Мы никогда не полюбим нашу страну, пока не окунемся в нее, пока не изучим, не увидим, не почувствуем. Задача педагогов – приобщить к этому детей (аналитическая деятельность «Каков он, русский человек?»).

Проведенная с коллегами викторина «Такая знакомая и такая неизведанная Калининградская область» показала, насколько хорошо мы знаем свою малую родину. Анализ короткометражного фильма «Самолет» позволил рассмотреть и порассуждать над проблемой национальных отношений. Слушателям семинара в виде слайда была представлена информация о повышении квалификации по данному направлению. В музыкальном зале детского сада была организована выставка методических пособий и материалов по патриотическому воспитанию в ДОУ, представлен обзор художественной литературы.

Сценарий организованной образовательной деятельности по духовно- нравственному воспитанию в подготовительной группе детского сада на тему: «Уважение к родителям»

Цель: воспитание любви и уважения к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам.

— Конкретизировать первоначальные представления детей о родословной, расширять понятия «род», «родня», «родословная», «родовое дерево»;

— стимулировать проявление познавательного интереса к истории и культуре своей семьи;

— формировать умение моделировать схему родственных отношений.

— воспитывать у детей чувство уважения к своим родителям и к более старшему поколению (бабушкам и дедушкам), актуализировать эмоциональный опыт детей о семейных взаимоотношениях; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни.

Дидактическое оснащение и оборудование: модель «Ромашка», схематическое изображение родословного дерева, вырезки из газет и журналов с изображением членов семьи, презентация, ватман для стенгазеты, рисунки детей.

Ребята, я пригласила вас не случайно: когда я пришла на работу, то обнаружила красивый сверток возле нашей группы. Сейчас мы с вами посмотрим, что же там (снимаю бумагу и достаю из свернутого ватмана ромашку с 7 лепестками, на каждом лепестке изображен член семьи (картинки вырезаны из газет и журналов): мама, папа, бабушка, дедушка, дети и конверт с вырезками из журналов для создания коллажа).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какую необычную ромашку я обнаружила. На каждом лепестке этой ромашки изображен какой-то член семьи.

Создание модели семьи.

Воспитатель вызывает по очереди семерых детей, которые отрывают от ромашки по лепестку.

Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько всего лепестков было у нашей ромашки?

Воспитатель: Правильно, семь.

(Воспитатель выставляет карточку со словом «семь»).

Воспитатель: А теперь, ребята, представьте себя тем членом семьи, который изображен и назовите себя (я — мама, я – папа, я — дочка и т.д.).

(Воспитатель выставляет рядом с карточкой со словом «семь» слово «я»).

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я»-

Что получится? (семья)

Воспитатель: Вот мы с вами и отгадали, о чем будет наша газета. Видите, ребята, какое интересное слово «семья». Это означает, что у каждого человека есть родные люди или по – другому родственники, которые нам наиболее близки и которых мы любим больше всего. У каждого из вас тоже есть своя семья. У кого- то больше, у кого- то меньше.

Воспитатель предлагает детям (3-5) человек рассказать о составе своей семьи, о том, с кем живут старшие члены семьи (бабушки, дедушки).

Воспитатель: А как вы думаете, кто в семье самый главный? Кто пользуется большим уважением?

Большим уважением у нас пользуются наши родители (мама с папой) и бабушки с дедушками, которые имеют жизненный опыт и умеют намного больше, чем мы. Послушайте наши пословицы и поговорки есть об уважении к родителям:

(На экране показываю пословицы)

— Кто свою мать уважает, тот чужую не обидит.

-Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.

-На свете все найдешь, кроме отца и матери.

-Отца с матерью почитаешь — на веки вечные счастлив будешь.

Воспитатель: Ребята, а помните мы с вами недавно читали интересную историю, которая была напечатана в журнале, и которая произвела на нас впечатление? Давайте вспомним, о чем был этот рассказ?

(Дети рассказывают содержание рассказа прочитанного накануне)

Вопросы к детям:

-Почему дедушка все ронял на пол, разбивал тарелки, может быть, он делал это нарочно?

— Почему так произошло, что дедушку в семье стали обижать?

-Как вы думаете, можно ли обижать пожилых людей из-за того, что они уже не могут ухаживать за собой и работать наравне со всеми?

-Как родители поняли свою ошибку, что они обижали дедушку?

-Как ваши родители относятся к вашим бабушкам дедушкам, как ухаживают за ними?

-Вы любите своих маму и папу, дедушку и бабушку? Как вы проявляете свою любовь к ним?

-Будете ли вы ухаживать за своими родителями, когда они станут старенькими?

Воспитатель: С давних пор существовал обычай вести свою родословную. Слово «родословная», состоит из двух частей «род» и «слово», слово о роде. Родословная рассказывает об истории семьи. Свою родословную может составить каждый человек. Попробуем составить родословную на примере семьи Кузнецовых. Когда человек составляет родословную, он располагает фотографии своих родственников на дереве, которое называется родословным. Как вы думаете, с кого следует начинать родословную?

Дети: С бабушек и дедушек.

Воспитатель: Почему нужно начать с бабушек и дедушек?

-Потому, что они самые старшие в семье (На экране появляется точно такое же дерево как на коллаже)

(Дети прикрепляют фото членов семьи на родословное дерево, расположенное на столе в следующем порядке (в направлении снизу вверх), первый горизонтальный ряд: дедушки и бабушки.

Как проявляется к вам родительская забота? А вы должны любить своих родителей и прислушиваться к их советам.

Как вы можете проявить свою любовь — только ли словами? (второй ряд горизонтальный: отец, мать), (параллельно выкладываются и приклеиваются на ватман картинки о родителях)

(третий ряд — ребенок) В результате получается схема родственных отношений.

Воспитатель: Как вы думаете, с чем можно сравнить семью Кузнецовых?

Воспитатель: Да, эту семью можно сравнить с ветвистым деревом, у которого есть корни — люди, стоящие вначале рода, есть ствол — ближние и дальние родственники, есть ветки — это родители, есть молодые веточки- дети. Посмотрите, имена выстроились тремя рядами. Каждый из этих рядов указывает на поколение: поколение бабушек и дедушек, поколение родителей, поколение детей. Поколение объединяет людей примерно одного возраста. Сколько поколений семей Кузнецовых получилось по схеме?

Дети: Три поколения.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно ли эту семью назвать дружной?

-Почему вы так думаете?

Дети: потому что они друг другу помогают, относятся друг к другу вежливо, они любят друг друга.

Воспитатель: Да, ребята, посмотрите, какие счастливые и радостные лица у лица всех. В этой семье люди много и тепло общаются друг с другом. Родственники всегда помогают друг другу. В народе есть поговорка «Семьей и горох молотят». Как вы понимаете ее смысл?

Дети: В семье все помогают друг другу делать трудную работу.

Воспитатель: Да, так говорили в старину о тяжелой работе, которую может выполнить только дружная группа людей. В то время работу по хозяйству выполняли все члены семьи от мала до велика.

Чем дружнее семья, тем крепче дерево жизни.

Воспитатель: ребята, но у нас на плакате остался пустой конверт. Может быть он приготовлен специально для наших рисунков? Мы с вами недавно рисовали семью. Я сейчас вам раздам ваши рисунки, а вы нам расскажете, кто на них изображен (рассказы детей).

"Создание условий для духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста через построение целостного педагогического процесса"

Автор: Ершова Наталья Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №13"
Населённый пункт: Нижегородская обл, Балахнинский р-н, п.Гидроторф
Наименование материала: Статья
Тема: "Создание условий для духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста через построение целостного педагогического процесса"
Раздел: дошкольное образование

Читайте также  Работа воспитателя безопасности детей

Статья на тему

« Создание условий для духовно-нравственного воспитания детей дошкольного

возраста через построение целостного педагогического процесса»

Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №13»

Ершова.Наталья Владимировна

Дошкольный возраст – уникальный возраст, возраст – когда закладывается

фундамент личности детей. Поэтому так важно дать детям не только набор знаний,

умений и навыков, но самое главное заложить в их души основы нравственности.

Наша работа должна строиться в соответствии нормативно – правовой базой:

— «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина

— ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

— «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования» Приказ Министерства образования и науки Российской

Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.

дошкольного возраста очень актуальна.

Актуальность заключается в том, что

человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за

окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него

как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на

развитие маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться

Сегодня мы с вами поговорим о духовно-нравственном воспитании детей, цель

которого знакомить с традициями, обычаями русского народа, помогать воспитывать

любовь к истории, культуре русского народа, помогать сохранить прошлое. Без

раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную

Целью нашей педагогической работы является создание оптимальных условий

для формирования духовно-нравственных чувств у дошкольников.

Первое условие : С чего начинается наша работа? Конечно, с создания РППС в

(Раздать методические рекомендации по созданию центров во всех возрастных

Второе условие: непосредственно организация работы с детьми по данному

направлению:

Нам как педагогам необходимо включать духовно-нравственное содержание

воспитания в различные виды детской деятельности: игровую, проведение

пальчиковых, сюжетно-ролевых игр, дидактических, конструктивных, словесных,

подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр и др

В организации сюжетно-ролевых игр педагогам необходимо учитывать

нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит

больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель

терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;

В режиме дня можно применять такие формы как сюжетно-ролевые игры

«Ярмарка», считалки, мирилки, дразнилки, дидактические и народные игр «Ручеек»,

«Горелки», «Краски», «Фанты», «Садовник», «Прятки», целью которых является

воспитание нравственных качеств личности ребенка. Они способствуют адаптации

ребенка в социальном мире, формируют умение оценивать других с позиции

Очень хорошо использовать все виды устного народного творчества: сказки,

песенки, потешки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д. Знакомиться с

русскими народными сказками с помощью театрализованных представлений

(«В гости к петушку», «Путешествие в сказку», «Цыпленок Пи» и др.

Театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в

смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил») , («Давай

помиримся»…). Целесообразно включать потешки в режимные моменты и

просто во время игр.Рассказывая детям сказки, драматизируя обсуждая с

детьми содержание сказок, обращать их внимание на трудолюбие, скромность

героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борются за

справедливость, как спасают друг друга.

Можно запланировать цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью

которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя

в мире людей. Это беседы на нравственные темы: «Жил-был я». «Уважай отца

и мать – будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет»,

«Доброе дело делай смело», «Что мы Родиной зовем?», «Дом, в котором мы

живем», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в

соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения, игры,

ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала. И почти каж-

дое занятие предполагает использование в практической части различных

видов художественной деятельности рисования, аппликации, лепки.

Продуктивная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от

увиденного. Дети рисуют, лепят, конструируют, моделируют в свободной и

образовательной деятельности. Это поможет им еще раз пережить чувство

прекрасного и закрепить знания и впечатления (конструирование «Моя

улица»); изготовление альбома «Улица, на которой я живу»; рисование («Моя

деревня», «Мое любимое место отдыха» Также это изготовление поделок для

родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные

праздники. Праздники являются ярким событием в жизни детей. Дети водят

хороводы, играют во множество народных игр, поют обрядовые песни, узнают

об истории и традициях народных и православных праздников, разучивают

рождественские колядки, участвуют в театрализованных представлениях. На

Пасху можно расписывать яйца, играть в народные игры. Весной не забывать о

таких праздниках, как «День рождение леса», посиделки «Любим мы в России

пирожки с капустой», «Весна-красна», летом «Русская березка», осеью

«Кузьминки», «Осень к нам пришла желтые листочки принесла», зимой

«Колядки», Масленица, Пасха проходит с весёлыми шутками, играми, пением

закличек, угощением блинами и др.

Перед нами педагогами стоит ответственная задача – научить детей с детства

любить природу. Через экскурсии к источникам, на лесную полянку, мы

прививаем детям любовь к родной природе, закрепляем знания о растениях,

насекомых, разных породах деревьев, произрастающих в нашей местности,

воспитываем чувство ответственности за сохранение природы родного края.

Природе отводится особая роль в духовно-нравственном воспитании, так как

родная природа постоянно окружает ребёнка, очень рано входит в его жизнь.

Ребёнок способен понимать, что он относительно природы может быть

созидателем.Темы занятий могут быть самыми разными «Зима-затейница»,

«Идёт Весна-отворяй ворота», «Лето красное» и др. дают возможность помочь

детям почувствовать красоту и хрупкость родной природы, необходимость

заботы о ней. Родителей привлкаем для участия в выставках поделок из

фруктов и овощей «Осенние фантазии», картин из осенних листьев, детских

рисунков «Мы друзья природы». Проводим акции «Покормите птиц зимой» —

делают кормушки, «Елочка -зеленая иголочка».

На музыкальных занятиях — слушание колокольной и духовной музыки на

тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих

записей, постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о

трудолюбии, об уважении старших) .

Знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли

русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в

виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед

днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по

ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем

( о былинном Илье Муромце не только как о реальном историческом лице, но

и как о святом Русской православной церкви; О Дмитрии Донском молодом

московском князе, на Куликовом поле. Александре Невском – храбром

защитнике Руси от немецких и шведских завоевателей, Александре Суворове,

Кутузове, которые совершали не только воинский, но и духовный подвиг

Третие условие: В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое

значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве

современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями

утрачен. Взаимодействие сотрудников и родителей в деле духовного воспитания

детей должно проходить через: занятия и праздники, совместные мероприятия детей

и мам, возможны встречи со священнослужителем.

Для родителей необходимо оформлять православные уголки, включающие

информацию о православных праздниках и семейных традициях, предлагается

литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-

нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки

фотографий, поделок, рисунков. Родителей привлекать в создании фотоальбома

Разработать памятки и консультации по темам о православных праздниках и другие.

В группах проводить с детьми тематические беседы: «Выходной день в нашей

семье», «В гостях у дедушки и бабушки», «Профессии моих родителей» и др. Дети

знакомятся с понятиями «родные», «родня», «род». Узнают, почему нужно беречь

родных, заботится о близких, открывают значение пословиц: «В дружной семье и в

холод тепло», «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Дерево держится корнями,

а человек семьёй» и др.

В течение года можно проведить следующие мероприятия: «Мой папа самый,

самый…», «Ловкие, сильные, смелые»., «День матери» и др. Конкурсы «Мы –

читающая семья!», спортивные мероприятия «Мама, папа, я – дружная семья».

Вечер народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки». Посиделки,

Актуальным является метод «Семейных проектов», «История моей семьи»,

«Генеалогическое древо». Такое сотрудничество детей, родителей и педагогов

способствует формированию мотивации к познанию, творчеству, что создает теплую

Невозможно не отметить нравственно-патриотическое воспитание детей, которое

тесно связано с духовно-нравственным воспитание.

В рамках изучения тем о Родной стране дети больше узнают о столице нашей

Родины, знакомятся с государственной символикой. Любовь к Родине начинается с

любви к своему посёлку, дому. Поэтому целесообразно проводить целевые прогулки

(экскурсии) на социально значимые объекты: школа, библиотека, почта, на ключик.

Благодаря экскурсиям дети получают значительный объём информации о

достопримечательностях нашего района, поселка.

Встречи с интересными людьми нашего поселка: ветеранов, работников заводов.

Рассматривание с детьми иллюстрации, картинки, привлекать родителей к созданию

презентаций, видеофильмов, фотоальбомов «Моя малая Родина».

Наша задача – с самых ранних лет заложить в детях не только интерес к истории

нашего района, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за прошлое и

В патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких

людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек,

участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, мы

прививаем детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к

Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг. Необходима работа с детьми по

разучиванию стихотворений, песен, ознакомлению с художественными

произведениями о защитниках нашей Родины, войне, победе. К празднику Великой

Победы совместно с родителями оформлять стенд «Мы помним», организовывать

торжественное шествие по улицам нашего поселка с цветами к Мемориалу

погибшим воинам-землякам, где дети возложат цветы.

Какими сегодня нужно быть нам, педагогам, чтобы наши воспитанники на

долгие годы сохранили те чувства и качества личности, которые мы им

Первой и очень важной ступенью духовно-нравственного развития. Конечно

качествами как добро, а наши дети не будут нам доверять – все наши усилия

по воспитанию полноценной личности ребёнка будут бессильны.

Нормы морали не являются врожденными, а усваиваются ребёнком в практике

окружающих, от того кто его воспитывает, от того в какой социальной среде он

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: