Уголок природы как часть экологической развивающей среды детского сада
Уголок природы как часть экологической развивающей среды детского сада.
Цель дошкольного образовательного учреждения — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными особенностями для его своевременного перехода на следующую, более высокую ступень образования.
Бесспорно, формирование гармонично – развитой, компетентной личности невозможно без создания содержательно насыщенной, безопасной, доступной, вариативной, развивающей предметно-пространственной среды.
Важным компонентом РПП среды является уголок природы, который должен быть в каждой групповой комнате детского сада.
В начале апреля 2021 года в детском саду «Солнышко» села Армизонское СП МАОУ Южно – Дубровинской СОШ прошёл творческий смотр – конкурс на лучший уголок природы. Цель данного мероприятия – это популяризация уголков природы, как средства экологического и художественно-эстетического воспитания, активизация познавательной активности дошкольников, расширение представлений об окружающем мире, формирование трудовых навыков по уходу за растениями.
В смотре-конкурсе поучаствовали все возрастные группы. Участники смотра проявили фантазию, творческую активность к организации и оформлению экологических центров. Содержание уголков природы соответствовало критериям:
• соответствие комнатных растений возрасту детей и требованиям Программы;
• отсутствие растений, угрожающих здоровью детей;
• наличие маркировки растений (название, краткая характеристика);
• наличие необходимого инвентаря (для полива, рыхления, орошения), специальной одежды (фартуки) для ухода за растениями;
• наличие и оборудование мини лабораторий, материалы для детского экспериментирования, создание условий для игр с водой;
• наличие природного и бросового материала для художественно-эстетического творчества;
• наличие альбомов, природоведческой литературы (книги, журналы), лепбуков, стенгазет, дидактических игр, поделок из природного материала;
• наличие календаря природы в соответствии возраста детей для ведения наблюдений за состоянием погоды;
• эстетичность оформления уголка природы.
В экологических центрах так же были оформлены мини-огороды. На подоконниках в групповых помещениях развернулись целые сюжеты из сказок и мультфильмов.
По завершению смотра-конкурса были подведены итоги. Победители получили заслуженные грамоты, лауреаты награждены сертификатами участников смотра-конкурса и подарками.
Совместная работа по оснащению, пополнению уголков природы продолжается, уверена, что у педагогов существует много новых интересных идей, чтобы сделать экологический центр ещё лучше и разнообразнее, где ребёнок сможет действовать, экспериментировать, познавать новое, проводить интересные наблюдениям.
Автор: Дерега Ирина Рудольфовна, заведующая детским садом «Солнышко»
СП МАОУ Южно – Дубровинской СОШ.
От редакции интернет-издания «Детские сады Тюменской области»
Все авторы репортажей раздела «Дошкольные вести», которые публикуются по договору редакции с ДОУ, в любое время могут заказать «Свидетельство о публикации в СМИ». Образец: Свидетельство о публикации в СМИ.pdf
Уважаемые коллеги! Расскажите об интересных мероприятиях в Ваших детских садах. Как стать автором >>>
Ваш материал будет участвовать в областном конкурсе «Детский сад: день за днём» на лучшее освещение деятельности дошкольной образовательной организации в интернет-пространстве в 2021/2022 учебном году. Награждение в День воспитателя и работников дошкольного образования на областном праздничном Педагогическом форуме в Департаменте образования и науки.
Организация уголка природы в детских садах по ФГОС
Ребенок познает окружающий мир, опираясь на яркий практический опыт. Огромным потенциалом обладает уголок природы в детском саду. Именно благодаря такому элементу пространства у детей формируется ценностное отношение к окружающему миру.
Что такое уголок природы в ДОУ
Уголок — часть развивающей предметно-пространственной среды. Он оформляется в каждой группе либо располагается в отдельной комнате детского сада. Создавая предметно-развивающее пространство экологической направленности, педагог должен учесть, что СанПиН 2.4.1.3049-13 не позволяет следующее:
- размещение в группах живых существ: птиц, животных и рыб;
- размещать растения на подоконниках и в спальне;
- живые существа на территории ДОУ должны быть безопасными и здоровыми.
Уголок природы в ДОУ
Важно! Перед созданием пространства педагог должен ознакомиться с требованиями ФГОС ДО к данной деятельности, а также изучить программы и методики экологического воспитания.
Значение экологических и природных уголков в детском саду
Угол живой и неживой природы является важным средством экологического воспитания. Деятельность детей и педагога в нем направлена не только на получение знаний о предметах и явлениях окружающего мира, но и на получение практического опыта.
- развитие познавательного интереса: расширение знаний детей о природе, формирование интереса к познанию новых природных явлений, повышение уровня развития логического мышления и внимания;
- развитие эко-эстетического чувства: видение красоты окружающей среды, развитие творческого воображения;
- воспитательное значение: формирование бережного отношения к природе, чувства патриотизма, любви к природе;
- практическое значение: приобретение навыков ухода за жителями уголка, развитие трудолюбия, ответственности, активности.
Растения улучшают качество воздуха
Помимо вышеперечисленного можно отметить, что растения оздоравливают атмосферу в помещении, увлажняя и очищая ее. Живой уголок в типовом ДОУ является и средством снижения заболеваемости.
Что он должен содержать
Поскольку экологические знания делятся на две части: знания о живой и неживой природе, то и содержание уголка должно соответствовать образовательным запросам. По ФГОС ДО основными элементами являются:
- безопасные однолетние и многолетние растения;
- инвентарь по уходу за растениями;
- календарь природы;
- разнообразный материал неживой и живой природы: камни, орехи, желуди, песок, глина и т. д.;
- емкости для опытов с неживой природой и т. д.
Полезно! Знания и о живой, и о неживой природе важны для будущего обучения в школе.
Оформление уголка живой природы по ФГОС
ФГОС ДО предполагает ряд требований к оформлению. Это и соответствие возрасту детей, и безопасность, и поли насыщенность. При оформлении педагог должен опираться на параметры карты развивающей предметно-пространственной среды по ФГОС ДО.
В младшей группе
Дети младшего возраста не умеют долго удерживать внимание на одном предмете. Им необходима частая смена деятельности (буквально каждые 5-10 минут), перерывы на отдых, и главное — использование игровых приемов и техник, яркой наглядности.
Уголок младшей группы может включать следующее:
- растения с четко видимыми частями;
- ярко и долгоцветущие растения;
- растения с пестрыми листьями.
Из всего многообразия педагог должен выбрать 3-4 вида и провести детальное изучение с указанием частей растения и их краткой характеристикой. Желательно, чтобы дети могли потрогать части растений, цветы рукой.
Уголок в младшей группе
В средней
Средние дошкольники имеют уже более устойчивое внимание, однако ведущим видом деятельности по-прежнему остается игра. Педагог может расширить арсенал изучаемых растений, а также привлекать детей к уходу за растениями. Средним дошкольникам уже доступны простейшие действия:
- полив растений;
- опрыскивание из пульверизатора;
- отирание крупных листов влажной тряпкой;
- рыхление земли.
Дети средней группы определяют 4-5 растительных видов, а также самостоятельно выбирают инструменты для ухода. Для обогащения среды можно активно привлекать родителей.
В старшей
С помощью организованного пространства активно развивают операции мышления: сравнение, обобщение, классификация по признакам, а также формируют умение наблюдать за растениями, их ростом и изменением по сезонам года. Необходимо включать следующее:
- растения с разными видами стеблей (вьющимися, стелющимися, прямыми);
- луковицы и клубни;
- более 9 различных видов (плющ, папоротник, бегония, амариллис и прочее).
Обратите внимание! Дети могут подготовить дома доклад о конкретном виде растений. Их внимание и речь уже более развиты, что позволяет делать занятия длительными и увлекательными. В уголке обязательно должна быть наглядность, а также книги по уходу за растениями, которые можно читать детям.
В подготовительной
Подготовительная группа подразумевает значительное расширение знаний воспитанников, поэтому основная задача — формирование системы элементарных знаний:
- о видах зависимости растений от времени года, а также от различных климатических условий;
- о способах размножения растений;
- о вариантах ухода за обитателями.
Старшие школьники способны заниматься по 20 минут, поэтому перед педагогом открываются широкие вариативные возможности построение занятий. В этой группе размещают до 15 видов растений, которые дети изучают в течение года: традесканция, суккуленты, бегонии и т. д.).
Что касается материалов неживой природы, то они должны быть в каждой группе. Также начальный арсенал материалов и приемов работы с ними расширяется от младшей группы к подготовительной.
Материалы неживой природы
Дополнительная информация! Среди методов изучения явлений неживой природы основным является экспериментирование. Поэтому среди инструментов должны быть экспериментальные, а также большой арсенал предметов для изучения: вода, песок, глина и т. д.
Рекомендации и требования по подбору материала
Требования при организации природного пространства:
- яркое и красочное оформление;
- безопасная мебель и оборудование;
- календарь природы в каждой возрастной группе;
- расположение экспонатов на уровне глаз ребенка, в зоне доступной для него;
- инвентарь располагается в закрытых контейнерах;
- природный материал в группе должен быть в достаточном количестве;
- украшения допустимы, но они должны соответствовать экологической тематике.
Требования к отбору обитателей:
Посадка растений весной
- только типичные представители конкретного региона;
- для детей уход за жителями уголка должен быть доступным (конечно, при участии педагога), поэтому в основном подбираются неприхотливые многолетние растения;
- необходимо отбирать интересные растения: яркие, с необычными листьями или цветками, чтобы удерживать внимание дошкольников;
- каждый вид растений должен быть представлен двумя и более представителями, чтобы дети могли сравнить их между собой и с прочими обитателями;
- возможно размещение только безопасных растений.
Необходимо проводить занятия по временам года:
- весна — посадка растений, экологосообразная деятельность;
- лето — работа в огороде на участке, наблюдения за ростом и цветением;
- зима — упор на явления неживой природы, либо деятельность с комнатными растениями;
- осень — проведение осенних ярмарок, изучение осенней природы.
Полезно! Экология — наука, которую дошкольник должен постигать с начального этапа обучения. И природный уголок играет в обучении важную роль. При правильно организованной деятельности возможно не только сформировать у воспитанников систему понятий, но и привить трудовые навыки.
Анализ уголка природы в ДОУ
Анализ уголков должен начинаться с оценки соответствия требованиям ФГОС ДО. Среди параметров:
- безопасность;
- доступность;
- полифункциональность;
- соответствие возрасту детей;
- разнообразие;
- дизайн.
Конкурс уголков природы
После выставления оценок по карте предметной среды, можно перейти к оценке внешних параметров уголка: наглядность, эстетичность, удобство расположения экспонатов. Также следует продиагностировать наличие пособий для педагогов по устройству уголков.
Большое значение имеют конкурсы, которые проводятся многими детсадами. Конкурс заключается в том, что в течение месяца группы готовят уголки к смотру: подбирают мебель, приводят в порядок растения и т. д. Заведующая ДОУ определяет членов жюри, в число которых обязательно входят представители других садов. По баллам определяется класс победителя.
Полезно! Выигрывают, как правило, группы, не только соответствующие требованиям ФГОС, но и отличающиеся уникальностью, особым творческим подходом к презентации.
Смотру может предшествовать ряд мероприятий — лекторий, семинар, обмен опытом, где педагоги делятся опытом по организации уголка природы, шаблонами. Оформить уголок несложно, но к конкурсу нужна презентация, для представления его комиссии. Оформлять ее можно и как распечатку.
Таким образом, экологический уголок, созданный в детском общеобразовательном саду, является средством формирования ценностного отношения к природе. Это одна из главных целей ФГОС ДО. Поэтому организация работы в заданном направлении должна осуществляться только после тщательной подготовки педагогов.
Уголок природы в детском саду
Уголок природы — часть предметно-пространственной развивающей среды, которая способна реализовать сразу все цели воспитания дошкольника: нравственное, эстетическое, трудовое, физическое и, конечно, экологическое.
Общие требования к уголкам природы
- Для уголка природы выбирают зоны групповой комнаты с хорошим естественным освещением, чтобы растениям было достаточно света.
- Запрещено содержать в групповых комнатах животных и птиц. Для них, при желании, в детском саду отводится отдельное помещение.
- Все материалы, используемые детьми, должны быть безопасными. Поэтому нельзя использовать ядовитые или колючие растения, а также острые орудия труда и ядохимикаты.
- В свободном доступе детей должно быть большое количество дидактического материала и безопасных природных объектов для самостоятельной деятельности по изучению природного мира.
- В уголке должны быть созданы условия для творчества (рисования, лепки, аппликации), должны находиться календари природы и погоды, место для детских работ.
- Содержание уголка природы должно соответствовать возрасту детей.
Уголок природы является самым ярким местом в группе. Его зеленая зона привлекает детей. Здесь дети не только исследуют, изучают и экспериментируют, но и часто просто отдыхают. По этой причине нужно обращать особое внимание на эстетику уголка.
Уголок природы в младшей группе ДОУ
Прежде всего, уголок природы несет в себе познавательные функции, так как призван знакомить с окружающим миром. Особенно это важно для городских детей, многие из которых даже домашних животных видели только на картинках.
Дети младшего дошкольного возраста знакомятся с объектами живой и неживой природы, они усваивают классификацию животных на диких и домашних, а также знакомятся со средой обитания. Они начинают знакомиться с миром насекомых, птиц, разными животными. Дети активно изучают растительный мир, они узнают, что есть трава, цветы деревья. Малыши учатся определять погоду (тепло, холодно, дождь и тд), играют с песком и водой.
- Комнатные растения с крупными плоскими листьями, ярко выраженным стволом, а также цветами. Всего — не более 4-5. Идеально подходят: фикус, аралия, колеус, фуксия, герань, китайская роза. За ними удобно ухаживать самостоятельно: протирать листья, поливать.
- Фигурки животных: дикие животные, домашние животные, тематические наборы «ферма», «лес», «птицы» и др. С этими фигурками дети активно играют, усваивая особенности среды обитания и жизни животных, а резиновая или пластмассовая основа позволяют легко проводить гигиеническую обработку. (Разрезные картинки, пазлы, книги-пазлы с изображением различных животных, птиц и насекомых, картинки с изображением животных, птиц, насекомых. Игры на липучках, вкладыши, лабиринты, картинки для планшетов. (чудесный мешочек), игры на липучках, наборы картинок. : сезонное дерево, картинки. . В нем содержатся «часы» с временами года, кармашки для рисунков о явлениях природы. И другие пособия, которые можно приобрести в Игросити.
Полезно создать зону для игр с песком и водой. Поэтому в свободном доступе детей должны быть формочки, лопатки, грабельки (наборы для игр с песком), мелкие игрушки, емкости для воды, лейки, плавающие игрушки. В этой зоне нужно разместить детские непромокаемые фартуки и нарукавники, чтобы дети учились быть аккуратными.
Уголок природы в средней группе
Дети среднего дошкольного возраста постигают окружающий мир через игру и экспериментирование. Они усваивают много новой информации и должны иметь возможность закреплять ее.
Дети средней группы расширяют знания о животных, соотнося их со средой обитания: тропические, полярные, животные пустыни; об особенностях их существования и питания. Они узнают о строении растений и функциях каждой части, распознают растения леса, луга, реки и понимают особенности экосистемы.
Средние дошкольники понимают изменения в жизни людей, связанные со сменой времен года. Они способны осознавать значение человека в сохранении природы. Всему этому их учит уголок природы.
- Новые растения: бегония, алоэ, агава, фиалки и др. У растений различные листья и за ними нужен разный уход. Полезно держать одинаковые растения, отличающиеся по цвету (фиалки, герань, бегония), чтобы можно было сравнивать.
- Для ухода за растениями в уголке имеются щеточки, губки, ведерки, лейки, пульверизатор, палочки для рыхления почвы. Для защиты одежды нужны нарукавники и фартуки. Организуется дежурство в уголке природы под руководством взрослых.
- Календарь природы для обозначения времени года и погоды. Обычно он выглядит как часы с рисунками и кармашками. На каждый день предусмотрены специальные картинки или листочки нужного размера и карандаши (фломастеры), чтобы дети могли сами рисовать погодное явление.
- Дидактические игры и пособия:
Расширяются наборы животных, птиц, насекомых, ягод, овощей и фруктов. Они носят более узкую (специализированную) тематику, например, животные севера, тропиков и т.д. В таких наборах встречаются птицы, насекомые, элементы экосистемы (пальмы, деревья и т.д.). В наборы овощей и фруктов добавляются экзотические: банан, апельсин, ананас.
У детей среднего дошкольного возраста наибольший интерес к дидактическим играм. Поэтому важно дать возможность детям постигать мир в игре. Предложите детям лото, домино, вкладыши, пазлы, пятнышки, мемо, игры-прищепки, развивающие игры и демо-карточки, сезонные деревья, рамки-вкладыши, книги-пазлы, 3D-доски на тему природы: растения, животные и их детеныши, рыбы и морские обитатели, птицы, насекомые времена года, овощи, фрукты, грибы и т.д. Дети с удовольствием рассматривают демо-картинки, наборы фотографий, книги о природе. - Наборы природного материала: семена, перья, камни, шишки, желуди. Можно предложить детям гербарии, оформленные таким образом, чтобы дети не могли их испортить. :
материал для опытов: песок, глина, сахар крупы, камни, бумага, сухие листья, небольшие металлические предметы; - оборудование: увеличительные стекла, емкости для воды, песка и материалов, магниты.
В средней группе опыты проводятся только под руководством взрослых. Начиная со средней группы для оформления уголка природы можно использовать лэпбук – методическое пособие в виде папки-раскладушки с карманчиками или конвертами, где расположены материалы по одной тематике.
Уголок природы в старшей и подготовительной группах
Старшие дошкольники уже имеют достаточно знаний о мире вокруг них. Они готовятся к школе, а, значит, их интересы выходят за пределы видимого: им интересны небесные тела (космос), подземный мир (минералы и камни), микромир. Они понимают понятие экосистемы Земли и учатся беречь свою природу. Кроме того, они учатся экспериментировать, а для этого нужны специальные условия.
Уголки природы в ДОУ
Составила: старший воспитатель МБДОУ №2 Гапоненко Марина Сергеевна, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №2 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно — речевому направлению развития воспитанников» г. Кемерово. 2016г.
Цель: раскрыть воспитательно-образовательное значение уголков природы в дошкольных учреждениях, подбор и размещение объектов уголка природы.
«Природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться»
Леонардо да Винчи.
Уголки природы в дошкольном образовательном учреждении — это неотъемлемая часть образовательной среды каждой группы. Считаем важным, в рамках ознакомления детей с окружающим миром, с помощью уголков природы привлечь детей к постоянному непосредственному общению с ней.
Цель работы — средствами уголка природы в ДОУ осуществлять экологическое воспитание, обучение, развитие и социализацию воспитанников.
В работе с детьми ставим перед собой следующие задачи:
- средствами природы воспитывать эстетические и патриотические чувства,
- развивать умение видеть связи между явлениями,
- формировать умения и навыки по уходу за растениями и животными,
- воспитывать заботливое отношение ко всему живому.
Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы в ДОУ украшает групповую комнату, доставляет удовольствие детям, дает возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать за растениями в течение года.
В уголке природы дети сосредотачивают свое внимание на большом количестве объектов, что обеспечивает их глубокое познание. На основе знаний и навыков, которые приобретают дошкольники, формируется интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности. Уголок природы должен быть эстетичен, не перенасыщен атрибутами, находится в чистоте, а так же соответствовать возрасту детей.
Труд и наблюдения детей за растениями и животными, в уголке природы организуют в течение всего года (зимой, поздней осенью и ранней весной). Поскольку в условиях средней полосы труд и наблюдения детей на участке в эти периоды значительно сокращаются, уголок природы обеспечивает возможность для непрерывной систематической работы по ознакомлению детей с природой.
Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, по возможности, можно организовать экологическую комнату для всего детского учреждения. Ее можно использовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп.
Уголок природы в ДОУ может быть оформлен природными материалами: ракушками, камешками, шишками, веточками, поделками детей.
При отборе растений и животных для уголка природы следует учитывать требования, предъявляемые образовательной программой ДОУ. Только при этом условии можно обеспечить воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений.
Оборудование уголка природы в группах содержит:
- календарь природы,
- комнатные растения (в соответствии с требованиями возрастной группы и безопасности, таблички и паспорт на каждое растение),
- инвентарь для ухода за ними ( ящики для рассады, лейки, совочки, палочки для рыхления, тазики, тряпочки, фартуки, грабельки.),
- оборудование для экспериментирования (мини-лаборатория для продуктивной и исследовательской деятельности, рисунки детей по результатам наблюдений и экспериментов),
- природные зоны (макеты),
- дидактические игры по экологии, презентации о природе,
- уголок дежурств (начиная со средней группы),
- наглядный материал (альбомы и их сериация по темам: изображения природы в разные времена года , животных, насекомых, растений и т. д.)
- природный материал для поделок,
- образцы семян растений, гербарии,
- аудиозаписи звуков природы,
- природоведческая литература (методическая и детская),
- материал для работы с родителями по вопросам экологического воспитания (памятки, консультации, конспекты мероприятий и т. д.).
Иллюстративно-наглядный материал, используемый в уголках природы, помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно (например, показать диких зверей или домашних животных других климатических зон можно только на картине).
Перечисленное содержание уголка природы, может быть использовано как критерии оценки уголков природы в ДОУ.
В каждой группе находятся комнатные растения для наблюдения и ухода за ними. Существуют примерные требования к содержанию растений в ДОУ.
При отборе растений в уголок природы в ДОУ мы педагоги должны учитывать ряд требований, что помогает избежать ошибок и обеспечивает эффективность воспитательно-образовательного воздействия наблюдений детей:
- растения должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы, что дает возможность познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений,
- растения должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание детей дошкольного возраста,
- необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений, это дает детям возможность увидеть в объектах не только общие, но и индивидуальные признаки, подводит ребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов,
- растения должны быть абсолютно безопасными для здоровья дошкольников.
Уголок природы в ДОУ — место посильного труда и наблюдений детей. Уход за его обитателями по качеству и затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при помощи воспитателя). Поэтому подбираются неприхотливые растения, не требующие для своего содержания сложного оборудования.
Необходимо, так же учитывать возможности нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения дошкольного учреждения с его повышенной температурой, сухостью, наличием шума.
По вопросу подбора растений нами была создана презентация-консультация для воспитателей «Растения в ДОУ. Оздоровление воздуха с помощью растений». В ней подробно рассказывается о разных видах комнатных растений, и полезных и в том числе о ядовитых растениях, которые нужно убрать из группы или поставить в недосягаемое для детей место.
Задача взрослых помочь увидеть своеобразие и тайны жизни растений, их красоту, ради которой они содержаться дома и в детском саду.
В группах должно быть наличие достаточного количества растений в соответствии с возрастом детей. Внешний вид растений обязательно должен быть ухоженный. По необходимости на каждое растение прикрепляют таблички с названием и способами ухода за ними. Табличка может быть следующего содержания: название растения, его происхождение, схематичное изображение способов ухода (светолюбивость, полив и т. д.).
В рамках педсовета по экологическому воспитанию дошкольников воспитателями нашего ДОУ были представлены авторские игры по экологическому воспитанию, которые используются в группах. Родители воспитанников оказывали помощь в изготовлении календарей природы и других дидактических материалов.
В течение года уголки природы пополняются пособиями, наглядным и демонстрационным материалом, приобретенным, а так же изготовленным руками воспитателей и родителей воспитанников.
Презентация на тему "Уголок природы как часть развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ"
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Аннотация к презентации
Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему «Уголок природы как часть развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» по окружающему миру. Презентация состоит из 8 слайдов. Материал добавлен в 2021 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.32 Мб.
Содержание
«Уголок природы – как часть развивающей предметно — пространственной среды в ДОУ» Подготовил: воспитатель Пестрикова А. С. МБДОУ «Детский сад «п. новопушкинское»
Слайд 2
Какие объекты и материалы должны содержаться в уголке природы, и какие приняты общие принципы его организации Итак, чтобы уголок природы действительно способствовал всестороннему развитию личности дошкольника, необходимо учитывать все общепринятые принципы его построения: яркость, красочность, эмоциональна привлекательность материалов и объектов; доступность (содержательная и физическая) ; сменяемость объектов и материалов; материалы, объекты и оборудование должны стимулировать, разные виды деятельности детей (наблюдения, игровую, трудовую, речевую, деятельность экспериментирования, художественную деятельность) ; материалы и объекты должны быть абсолютно безопасны для здоровья детей; научности, энциклопедичности содержания. Необходимо проверить наличие в уголках природы искусственных растений. Это является ошибкой, т. к. дети должны видеть живые красивые растения, наблюдать за их ростом и развитием, ухаживать за ними. Только учитывая все общие принципы построения уголка природы, соблюдая наличие в нем всех выше перечисленных объектов и материалов (соответствии с возрастом детей), можно способствовать развитию экологически культурной личности дошкольника.
Слайд 3
Уголок природы – это одна из игровых и учебных зон групповой комнаты Уголок природы, который органично вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. Кроме этого, дошкольникам прививаются такие чувства, как ответственность и забота. У каждой группы детского сада есть свой уголок природы. Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 п.6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения. Растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах желательно иметь таблички с названием. Все обитатели уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных.
Слайд 4
Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения: Во 2-й младшей группе в уголок природы размещают 4-5 видов растений (по 2-3 экземпляра). Например: фикус, примула, бегония, герань, бальзамин, колеус, имеющие ярко выраженные характерные признаки. Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени: Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо, поделки из природного материала. Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев. Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов.
Слайд 5
Постоянные обитатели уголка 2-й младшей группе Временные обитатели уголка
Слайд 6
Кроме этого, в уголке природы в нашей группе находятся: Муляжи овощей и фруктов. Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее. Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные Материал для труда (леечки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки). Метёлочки и совочки – для поддержания чистоты в уголке природы и группе. Оборудование для экспериментов «Лаборатория» (формочки, воронки, лопатки, сита будут нужны для игр с песком). Для игр с водой используем пипетки, одноразовые шприцы, ёмкости разной формы). Для детей 2–й младшей группы будет интересна работа с лупой, весами. Дидактические игры природного содержания. Мини-ферма для закрепления домашних животных и птиц. И самое интересное- это игра «Смурфетта». В этой игре дети узнают что-то новое, экспериментируют, фантазируют и работают самостоятельно. Видеотека «Твои весёлые друзья» Все выше перечисленное было создано мною совместно с родителями за учебный год с сентября по апрель 2018 года.
Слайд 7
Лаборатория для экспериментирования
Слайд 8
Актуальность уголка природы В дошкольном возрасте у ребенка закладывается не только основа личности, но и многие ценности, в том числе и отношение к природе. Каким оно будет – зависит от взрослых, поэтому к оформлению уголка природы надо привлекать детей и их родителей. Необходимо создать все условия для развития добрых и любознательных детей, открытых миру природы.