Технологии умственного развития детей дошкольного возраста

Полифункциональные игровые технологии в развитии интеллекта дошкольников

Гущина, Л. Н. Полифункциональные игровые технологии в развитии интеллекта дошкольников / Л. Н. Гущина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13556/ (дата обращения: 26.10.2021).

Дошкольное детство — это безгранично значимый период в жизни человека, начало старта и вместе с тем его вершина. Дошкольный возраст не просто период детства, а один из чрезвычайно важных этапов развития человека.

Ребенок уже в старшем дошкольном возрасте имеет максимальный потенциал развития, накопленный в увлекательный и интереснейший преддошкольный период; у него сформирован фундамент эффективного развития и основательно укреплен фундамент его личного совершенствования. Все это способствует тому, что в первый класс придет ребенок, который хочет учиться и может учиться.

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком» — писал Л. С. Выготский.

Несомненно, преемственность это актуальная и все еще не решенная проблема общего образования. Два важных смежных звена в системе образования — детский сад и школа. Важнейшим этапом дальнейшей преемственности является внедрение ФГОС в структуру дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов начального школьного образования.

Задача ФГОС — учить детей самостоятельно учиться.

Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования: формирование умения и желания учиться.

Одна из целей работы ДОУ — формирование интеллектуальной культуры.

Н. Ф. Виноградова в своих работах дает следующее определение: «Интеллектуальная культура как отношение к познанию, уровень информированности о разных сторонах окружающего мира, возрастная эрудиция, «неумирающая» любознательность и глубокий познавательный интерес» [1, c.12].

Поэтому воспитатель должен выстраивать работу таким образом, чтобы пробуждать живые мысли у ребенка, интерес к жизни, желание познавать, умение получать информацию и анализировать ее.

Сегодня существует необходимость искать новые пути, открывающие дополнительные резервы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста. Хороший пример того, как стремление к получению радости от игры постепенно переходит в радость учения.

В. А. Сухомлинский говорил: «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» (3,c. 48).

Слова В. А. Сухомлинского очень актуальны в настоящее время, когда детский сад и школа решают сложный вопрос преемственности образования.

Игра, учение и труд как основные и взаимосвязанные виды настоящей и предстоящей деятельности развивающейся человеческой личности, одновременно выступают и как главные ступени лестницы детской жизни.

Особую актуальность в современном дошкольном образовании имеет процесс развития интеллектуальных способностей. Для этого необходимо создать определенные условия, сформировать такую среду, которая будет стимулировать развитие. «Среда — источник развития ребенка» Л. С. Выготский.

Для интеллектуального развития дошкольников на современном этапе необходимо применение инновационных методик и технологий: логические блоки Дьеныша (развивают логическое и аналитическое мышление: анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение), палочки Кюизнера (способствуют развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей), развивающие игры Б. Никитина (развивают память, внимание, воображение, творческие, логические и математические способности).

Приведу пример из опыта работы. Палочки Киюзнера я использую в своей педагогической деятельности уже много лет. Это полифункциональная игровая технология известного бельгийского математика Джоржда Киюзнера. Дети с большой радостью и увлечением выполняют задания с «заколдованными» цветными числами. Счетные цветные палочки позволяют «через руки» формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше — меньше», «право -лево», «между», «длиннее», «выше», «четное — нечетное» и многое другое. Благодаря выделению цвета и длины ребенок в процессе манипуляции начинает понимать, что число является результатом счета и измерения. Все игры с использованием данной технологии должны проводиться с педагогом. Если же просто вручить ребенку разноцветные палочки, то эффект будет сведен к нулю. Непосредственное знакомство с цветными палочками начинается с того что дети рассматривают, сравнивают и раскладывают их по цвету и длине. На данном этапе проводятся операции классификации по цвету, размеру и форме. Воспитатель подводит детей к основным выводам:

‒ палочки разноцветные и четырехгранные;

‒ самая маленькая (короткая) палочка белого цвета, она напоминает кубик;

‒ палочки одного размера (длины) окрашены одним цветом;

‒ в наборе палочки 10 цветов.

Детям предлагается выложить «лесенку» из 10 палочек от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот, а затем пройтись пальчиками по ступенькам «лесенки». Можно посчитать вслух от одного до десяти и обратно. Педагог должен подметить, что «шагая по лестнице» вверх — числа увеличиваются, а, спускаясь вниз — уменьшаются, т.о. начинают понимать порядок следования.

Далее универсальное пособие знакомит детей с составом числа (из единиц и двух меньших чисел) и помогает овладеть арифметическими действиями сложения и вычитания.

С помощью палочек в доступной пониманию дошкольника в форме происходит знакомство с началом геометрии. В процессе моделирования дети различают и называют геометрические фигуры.

Следует отметить, что кроме освоения математических действий, палочки Киюзенера являются помощником в обучении языку и развитии речи. С их помощью можно:

‒ обозначать ударения в словах;

‒ познакомиться с начертанием букв, выкладывая их из палочек (а так же выкладывание слов по схеме);

‒ выстраивать ритмический рисунок предложения (короткая палочка — короткая пауза на запятой, длинная палочка — длинная пауза, например, тире);

‒ делить слова на слоги.

А, кроме того, занимаясь развитием речи, дети используют палочки для создания фигур и составления рассказа по ним.

Выкладывая палочками изображения на картинках у детей формируется первоначальное представление об объеме. В данной работе большим подспорьем для педагога являются игры с рабочими листами «На золотом крыльце…», «Посудная лавка» (кростики). Данные игры дополняют возможности технологии. Знакомят дошкольников с симметрией, учат использовать систему координат и переносить на схему свои собственные проекты. Творческий этап работы с палочками Киюзенера, когда воспитатель предлагает детям самостоятельно придумать изображение, создается альбом «Это мы придумали сами». Дети не только придумывают изображения, но и самостоятельно зарисовывают в альбом.

Полифункциональная игровая технология с цветными счетными палочками Киюзнера — это первые шаги ребенка по увлекательнейшему пути в мир математики, которые доставляют настоящее интеллектуальное удовольствие.

В данной технологии активно используется проблемно-поисковый метод. Педагог просит детей «расколдовать» числа путем приложения заданной палочки к нужному количеству белых кубиков (условных мерок). Так дети знакомятся с числовым значением, отмечая, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем больше числовое значение она выражает.

Все вышеперечисленные методики и технологии способствуют интеллектуальному развитию дошкольников, если они носят системный характер и соответствуют возрастным особенностям дошкольника. Внедрение развивающей игровой технологии осуществляется в соответствии с принципом «от простого к сложному» и личностно-ориентированной моделью обучения. А, комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе.

Работа с игровыми технологиями мною была выстроена в следующей последовательности:

  1. Знакомство на этапе изучения (предварительный этап).
    1. Изучение литературы, раскрывающей возможность полифункциональных игр и опыта коллег по их использованию.
    2. Знакомство с психолого-педагогической литературой по особенностям развития интеллекта у детей дошкольного возраста.
    1. Проведение диагностики с целью определения уровня интеллектуального развития каждого ребенка в начале деятельности.
    2. Обработка и анализ результатов.
    3. Постановка цели и задач, подбор методов, приемов, форм работы и разработка технологии с учетом лично-ориентированного подхода.
    4. Внедрение и использование методических разработок.

    Следовательно, игровые технологии являются движущей силой интеллектуального развития дошкольников и тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. Технологии интеллектуальных игр направлены на то, чтобы при обучении детей «поиграть» с ними в математику, развивать способности к усвоению знаний и решению нестандартных задач. Дети, незаметно для себя, в процессе игры, считают, складывают, вычитают, решают разного рода, развивающие математические задачи, формирующие определенные логические операции. Таким образом, воспитатель профессионально использует занимательность в педагогическом процессе. Наиболее эффективные результаты может дать использование занимательности при обучении дошкольников математике. Занимательный математический материал способствует решению задач всестороннего развития и воспитания дошкольников: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения.

    Я. И. Перельман считал занимательность главным средством, помогающим сложные научные истины делать доступными для непосвященного человека, его удивлять, возбуждать в нем процессы мышления, наблюдательность, содействовать активному познавательному отношению к окружающим явлениям действительности. Сущность занимательности составляют новизна, необычность, неожиданность. Занимательный материал, специально создан для умственного развития и требует для своего решения догадливости, сообразительности.

    Математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

    «Интеллектуальные игры приобретают особенно большое значение не столько для друзей математики, сколько для её недругов, которых важно не приневолить, а приохотить к обучению». (Я. И. Перельман) [2, c. 14–15].

    Подводя итог, для расширения горизонта мирового образовательного пространства требуется адаптация и развитие технологий давно известных российских и зарубежных полифункциональных дидактических средств. Поэтому педагогу требуется постоянное самообразование, поиск новых путей и методов работы с детьми.

    Интеллектуальное воспитание личности — задача не только в идеале желательная, но и реально выполнимая. Если не замахиваться сразу на уровень Эйнштейна или Канта (это уже тайна индивидуальной интеллектуальной судьбы), то при определенных усилиях со стороны родителей, школы и государства всем здоровым малышам-дошкольникам, которые, по мнению Н. С. Лейтеса, являются интеллектуально одаренными в силу действия возрастного фактора (Лейтес, 1971; 1988), можно помочь стать умными взрослыми людьми. [4, c.239–240].

    Развитие интеллектуальных способностей у дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

    Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорофеева Ирина Евгеньевна

    статья о важности развития интеллектуальных способностей у детей с раннего возраста. Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет важную роль в образованности взрослого человека

    Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорофеева Ирина Евгеньевна

    Текст научной работы на тему «Развитие интеллектуальных способностей у дошкольников»

    Развитие интеллектуальных способностей у дошкольников

    Дорофеева Ирина Евгеньевна / Dorofeeva Irina Evgen'evna — воспитатель, МБДОУДетский сад № 1, г. Воронеж

    Аннотация: статья о важности развития интеллектуальных способностей у детей с раннего возраста. Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет важную роль в образованности взрослого человека. Abstract: this article is about importance of developing children's abilities from the early age. Intensive development of preschool children's intelligent improves learning in school and plays a big role in the formation of an adult.

    Ключевые слова: познавательные способности: сенсорные, интеллектуальные и творческие.

    Keywords: cognitive abilities: sensory, intellectual and creative.

    Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересован, наверное, каждый родитель. И как раз перед родителями в первую очередь стоит задача всестороннего развития ребенка в ходе его взросления.

    Так что же такое — интеллектуальное развитие ребенка? Некая сумма знаний и умений или способность эти знания и умения усваивать и анализировать? Так вот, если верить психологам, интеллектуальное развитие — это уровень и скорость мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы. Также к интеллектуальному развитию относятся речевое развитие и способность к самообучению. Все это не предопределено и заранее не заложено в ребенка: только от родителей зависит, как быстро он научится самостоятельно мыслить. Эти процессы, например, можно ускорить, замедлить или даже остановить на каком-то этапе.

    Интеллектуальное развитие ребенка, в зависимости от возраста, имеет несколько стадий.

    Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление интеллектуальных способностей — склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость, удовольствие. Чем больше ребенок занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Ребенку нравится не нарисовать картинку, а рисовать; не построить домик, а строить его. И все-таки наиболее интересно и ярко способности начинают развиваться с 3-4 лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления. Так, за первые три года жизни ребенок осваивает основные движения и предметные действия, у него формируется активная речь. Перечисленные достижения раннего детства продолжают развиваться в дошкольном возрасте. Общие способности составляют две группы — познавательные и практические. Формирование познавательных включено в становление образных форм познания действительности: восприятие, образную память, наглядно-образное мышление, воображение, т. е. в создание образного фундамента интеллекта.

    Центральное место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков или частей и ситуаций.

    К познавательным способностям относят, в первую очередь, сенсорные, интеллектуальные и творческие. Сенсорные связаны с восприятием ребенком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Сенсорные способности интенсивно формируются с 3-4 лет.

    Усвоение дошкольником эталонов ведет к возникновению идеальных образцов свойств предметов, которые обозначаются в слове. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их, когда, например, овладевают представлениями о цветах спектра, фонемах родного языка, эталонах геометрических форм.

    Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Так, в качестве готовой модели может выступать план игровой комнаты или участка, по которому дети учатся ориентироваться. Затем они сами начинают строить такой план, обозначая предметы в комнате какими-либо условными значками, например стол -кружком, а шкаф — прямоугольником.

    Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка.

    Дошкольник включается в многообразные виды деятельности — игру, конструирование, труд и др. Все они имеют совместный, коллективный характер, а значит, создают условия для проявления и развития практических способностей, прежде всего организаторских. Для того чтобы успешно взаимодействовать друг с другом, детям необходим целый ряд умений: постановка цели, планирование содержания, выбор средств для достижения цели, соотнесение полученного результата с предполагаемым, учет мнения партнеров, распределение обязанностей в соответствии с возможностями и интересами каждого, контроль за соблюдением правил, порядка, умения решать спорные вопросы и конфликты без вмешательства взрослого, оценивать отношения партнеров к полученному делу и др.

    К практическим способностям дошкольников относятся также конструктивно-технические: пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме, описанию, а также умение самостоятельно формулировать замысел, отличающийся оригинальностью. Подчеркнем, что эти способности лежат в основе, в дальнейшем с их помощью дети усваивают такие школьные предметы, как черчение, геометрия, физика, химия, где требуется умение представить сущность процесса, строение механизма. Богатые возможности для развития конструктивно-технических способностей в дошкольном возрасте создает конструирование из разных материалов, конструкторов, использование технических игрушек.

    В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности, прежде всего художественные. Дошкольное детство, как никакой другой возрастной период, создает благоприятные условия для их формирования.

    Дошкольник включен во все многообразие художественных видов деятельности. Он поет, танцует, лепит, рисует. У ребенка дошкольного возраста проявляются такие способности, как изобразительные, декоративно-прикладные, включающие чувство композиции, цвета, формы; музыкальные, которые составляю мелодический и ритмический слух, чувство лада; театрально-речевые, в которые входят поэтический слух, выразительность интонации и мимики. Любая специальная способность включает основные составляющие: определенный уровень развития познавательных процессов, технические умения, а также эмоциональной отзывчивости и восприимчивости. Причем последнее в художественных способностях выступает на первый план.

    Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека. Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке.

    Творческие качества личности и высокая культура мышления помогают ребенку адаптироваться в различных жизненных ситуациях. Большую роль в будущей жизни ребенка-дошкольника играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверенны в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий.

    1. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностические методы исследования интеллекта — Киев: Рада, 1985.

    2. Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А. В. Запорожца. — М.: Педагогика, 1976.

    3. Венгер Л. А. Педагогика способностей. — М.: Просвещение, 1973.

    4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском саду.- СПБ.: СОЮЗ, 1997.

    5. Выготский Л. С. Проблема развития способностей. // Вопросы психологии. — 1996. — № 5.

    «Интеллектуальное развитие дошкольников в современном ДОУ. Содержание и технологии».

    Интеллект (от лат. — разумение, понимание, постижение) — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. Так определяет понятие «интеллект» психологический словарь.

    Просмотр содержимого документа
    ««Интеллектуальное развитие дошкольников в современном ДОУ. Содержание и технологии».»

    МДОУ детский сад № 8 «Золотая рыбка»

    города Стрежевой Томской области

    «Интеллектуальное развитие дошкольников в современном ДОУ. Содержание и технологии».

    Автор: Степанова Алина Александровна,

    Интеллект (от лат. — разумение, понимание, постижение) — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. Так определяет понятие «интеллект» психологический словарь. В свою очередь структура — совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях; основная характеристика системы, ее инвариантный аспект. Как отмечает

    М. А. Холодная (1997), с психологической точки зрения назначение интеллекта — создавать порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности. Интеллект — это психологическая основа разумности, считает этот исследователь. В общем виде интеллект — это система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения «внутри» индивида субъективной картины происходящего

    Порой, говоря об интеллекте, в психологии имеют в виду развитие познавательных процессов. В начале века В. В. Зеньковский, например, включал в это понятие такие психические познавательные функции, как восприятие, внимание, мышление, память.

    В наше время, говоря о развитии умственных процессов у дошкольников,

    Д. Б. Эльконин рассматривал особенности развития ощущений, восприятия, памяти, мышления. В целом же в психологическом знании процессы ощущения, восприятия, мышления относят к познавательной сфере. Процессы внимания и памяти называют процессами, сопровождающими познавательную деятельность человека

    Считается, что познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: в форме чувственного познания и в форме абстрактного мышления. Чувственное познание возможно благодаря процессам ощущения, восприятия, а также памяти, которая хранит эту информацию. К основным формам абстрактного мышления отнесены понятия, суждения и умозаключения

    Проблема интеллектуального развития ребенка давно и плодотворно разрабатывается в психологии и педагогике.

    В дошкольном возрасте формируется познавательный потенциал мыслительных процессов, выра­батывается мотивация предметно-операциональной, игровой, учебной, творческой деятельности и общения. Исследования отечественных психо­логов П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца свидетельствуют о том, что при­меняемые в дошкольном детстве формы познания имеют непреходящее значение для интеллектуального развития ребенка в будущем. А.В. Запо­рожец отметил, что если соответствующие интеллектуальные и эмоцио­нальные качества ребенка не развиваются должным образом на стадии до­школьного детства, то позже преодолеть возникающие недостатки в ста­новлении личности в этом аспекте оказывается трудно или вовсе невоз­можно.

    Теоретические основы формирования интеллектуальных умений ши­роко представлены в целом ряде психолого-педагогических исследований (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Е.Н. Кабанова-Меллер, Н.А. Менчинская, В.Ф. Паламарчук, С.Л. Рубинштейн, Т.И. Шамова, И.С. Якиманская и др).

    При этом особый акцент обращен к выяснению психологических за­кономерностей интеллектуального развития личности, к способам его сти­мулирования с учетом возрастных особенностей детей и возможностей со­держания учебного материала.

    Исследования многих отечественных и зарубежных психологов: П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.А. Крутецкого, Ж. Пиа­же, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридмана, Г. Хемли и др. показывают, что без целенаправленного развития различных форм мышления, являющегося одним из важных компонентов процесса по­знавательной деятельности, невозможно достичь эффективных результатов в обучении ребенка, систематизации его учебных знаний, умений и навыков.

    На протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, но и происходит закладка общего фундамента способностей. В личностной сфере формируется иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференциальная самооценка, элементы волевой регуляции поведения. Активно усваиваются нравственные формы поведения. Благодаря этому у детей складываются все компоненты психологической готовности к школе, и путем специальной организации воспитательно-образовательной работы можно успешно обучать детей данного возраста началом математики и грамоты. Естественно, чем раньше с ребенком начнут заниматься, тем больше способностей к усвоению новых знаний, творческому их использованию он и проявит, но если результаты обучения окажутся минимальны, это будет свидетельствовать об изначально низком уровне умственного развития ребенка, т.е. о недостаточном уровне сформированности интеллектуальных способностей, связанных с органическими нарушениями или другими причинами, ведущими к проблемам в формировании основных психических процессов

    Современные психолого-педагогические исследования демонстрируют преемственность понятий умственного и интеллектуального развития. Иногда эти термины почти подменяют друг друга.

    Первой ступенью умственного или интеллектуального воспитания традиционно считается развитие любознательности и сенсорное воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста

    В настоящее время сенсорное воспитание (от лат. Sensus чувства) определяется дошкольной педагогикой как специально организованный процесс ознакомления ребенка с сенсорной культурной человечества с целью развития ощущений, восприятия и представлений о внешних свойствах предметов

    При этом исследователи, в процессе сенсорного воспитания детей, называют три вида ориентировочных действий, различающих по использованию форм социального опосредования.

    Первый вид действий — действия идентификации, т.е. сравнение качества воспринимаемого объекта с эталоном. Дети сравнивают различные предметы между собой, выясняя, одинаковы ли они (по какому-либо критерию). В частности, дидактическая игра "Спрячь мышку" поможет научиться определять цвет, прикладывая дверь к домику.

    Второй вид — соотнесение с эталоном. Они необходимы, если какое-нибудь свойство воспринимаемого объекта не точно такое же, как у эталона, но похоже на него. Например, ребенку показывают ту или иную геометрическую форму, и он должен найти игрушку данной формы.

    Третий вид действия — перцептивное моделирование, доставляет дошкольникам особую трудность. Оно необходимо для анализа неоднородных свойств вещей и представляет собой воссоздание воспринимаемого качества из материала эталона. Дети могут выполнять эти действия, например, выкладывая картинки, состоящие из элементов различной формы (елочка, домик, человечек) При формировании оптимальных условий для развития сенсорных и умственных или интеллектуальных способностей детей важнейшую роль играет обобщение опыта наблюдений, предметной и продуктивной деятельности в функционально-знаковой форме.

    В дошкольной практике именно по развитию интеллекта часто решается, в какую школу или класс направить учащегося.

    Ребенок, имеющий достаточную интеллектуальную компетенцию, к концу старшего дошкольного возраста проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, знает об основных природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами — алфавитом, цифрами, умеет пользоваться моделями и схемами, которые в наглядной, доступной для ребенка форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Умение соотносить план реальных объектов и план моделей, воспроизводящих данные объекты, свидетельствуют о достаточно высоком уровне развития различных форм детского мышления (наглядно-образного, понятийного). На это обстоятельство особенное внимание обращал А.В. Запорожец.

    А.В. Запорожец выдвинул идею о том, что процесс формирования у детей новых действий и приёмов познавательной деятельности протекает по-разному в зависимости от того, на какой из стадий развития интеллекта находится ребёнок.

    Формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей и частью общей подготовки к школе.

    Решая различные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, учатся последовательно выполнять необходимые действия, чтобы достичь определенного результата, а так же обобщать и систематизировать накопленные знания, пользоваться ими в своей повседневной и игровой деятельности. Овладевая различными знаниями, они приобретают умение кратко и точно отвечать на вопросы, делать выводы.

    Таким образом, формирование элементарных математических представлений способствует развитию качеств, необходимых будущему школьнику.

    Сформированность элементарных математических представлений оценивается в процессе выполнения дошкольниками диагностических заданий, проведения с ним разного рода технологий.

    Выполнение заданий оценивается в баллах:

    0 – ребенок не выполнил задание;

    1 – ребенок выполнил задание.

    Например, проведем 1 технологию с дошкольником –

    Никита Зайцев, подготовительная группа

    Количество и счет.

    Задачи: Выявить знание цифр от 0 до 9; умения считать в пределах 10, называть числа в прямом и обратном порядке; правильно пользоваться порядковыми числительными, понимать отношения между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1); увеличивать и уменьшать каждое из чисел на один (в пределах 10); называть предыдущее и последующее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число; раскладывать одно число на два меньших (в пределах 10 на наглядной основе), составлять из двух меньших большее число; соотносить цифру и количество предметов; составлять из двух меньших большее число; соотносить цифру и количество предметов; составлять и решать простые задачи в одно действие на сложение и вычитание на наглядной основе; пользоваться знаками действий в цифровых выражениях: плюс (+), минус(-), равно(=).

    Материал: Набор цифр, знаки действий: плюс (+), минус (-). Равно (=). Карточки с изображением разного количества предметов. Коробка с набором игрушек (10 матрешек, 7 машинок, 10 огурцов. 7 яблок) к заданием № 16, 17, 18.

    Я начну считать, а ты продолжи: 8, 7, …; 3, 4…

    Покажи цифры: 7, 8, 3.

    (Перед ребенком располагают в ряд пять разных предметов.) Назови: первый и четвертый предмет слева, третий и пятый предмет справа.

    Какое число больше 6 на 1? Какое число меньше 6 на 1?

    Какое число больше (меньше) – 8 или 9? На сколько? Покажи цифру, обозначающую число, которое меньше числа 8 на1.

    Назови соседей числа 5.

    Я назову число, а ты назови предыдущее и последующее числа.

    Я посчитаю от 1 до 10, а ты назовешь пропущенное число.

    С помощью каких цифр обозначается число 10? Покажи их.

    Из скольких единиц состоит число 5?

    Из каких чисел можно составить число 7?

    Я хлопну несколько раз в ладоши, а ты покажи карточку, на которой нарисовано столько же предметов.

    Найди карточки с одинаковым количеством предметов.

    Посмотри на карточку. Сколько на ней предметов? Назови число на 1 больше (на 1 меньше).

    Посмотри на карточки с разным количеством предметов и подбери к ним цифры.

    Задача 1. Аня взяла 7 матрешек, а Миша – две машинки. Сколько всего игрушек взяли Аня и Миша? (Перед тем как ребенок начнет решать эту задачу, ему предлагают повторить условие задачи, вопрос задачи, рассказать, как он будет решать задачу.)

    Задача 2. У Максима было 6 огурцов, 2 огурца он отдал Денису. Сколько огурцов осталось у Максима? Запиши решение задачи, используя знаки действий и цифры.

    Задача 3. Дети вылепили из пластилина несколько яблок. Одно положили в корзину, у них осталось 3 яблока. Сколько всего яблок вылепили дети?

    В процессе выполнения ребенком заданий, заполнила диагностическую таблицу

    Интеллектуальное развитие дошкольников средствами современных методов и технологий

    Вопрос качественного развития умственных способностей дошкольника является популярной и актуальной задачей многих специалистов и родителей. Чем лучше развиты умственные способности ребенка, тем легче он осваивает образовательную программу, адаптируется к окружающей действительности

    Рассмотрим, как происходит развитие интеллектуальных способностей. Безусловно, благоприятное функционирование мозговой деятельности является первоначальным фактором. Тем не менее, окружающие ребенка люди – неотъемлемая часть его развития. Ребенок осваивает общение как активный процесс речевой деятельности, он учится строить высказывания, формулировать мысли. Рисование и лепка, игра позволяют ему реализовать творческие потребности, что также необходимо для эффективного развития интеллекта.

    Стоит отметить, что интеллектуальные способности не являются знаниями или навыками, это нечто большее, глубинное. Интеллектуальные способности – часть мышления, активной умственной деятельности. К таким способностям можно отнести способность сравнивать признаки предмета, комбинировать части целого, умение рассуждать, находить причинно-следственные связи и так далее. Например, рассмотрим, как дошкольник собирает пазл. В его действиях может отмечаться хаотичный подбор картинок друг к другу, независимо от формы, цвета, но также можно наблюдать целенаправленный процесс соотношения частей пазла по существенным характеристикам. Ребёнок может внимательно рассматривать и оценивать – подходит ли этот кусочек к другому. Именно это и покажет нам одно из проявлений интеллектуальной деятельности.

    Какие средства могут помочь развить такие способности дошкольника? Рассмотрим наиболее современные технологии.

    Во-первых ,технология проектов – одна из частых и подходящих методик для развития умственных способностей детей. В ходе подобной деятельности расширяются знания об окружающей действительности, развиваются познавательные способности. Во-вторых, технология исследовательской деятельности также достаточно популярная методика для дошкольников. Главная цель этой методики – обеспечить радость ребёнку от творческих открытий. В исследовательской деятельности часто применяют метод «ТРИЗ». Другими словами, он подразумевает технологию решения исследовательских задач. Т. С. Альтшуллер является создателем ТРИЗа. Ребёнок выступает в качестве субъекта активного мыслителя, воспитатель лишь направляет его деятельность. В ходе работы с такой технологией происходит развитие мышления и поисковой активности, речи и творческого воображения. Безусловно, в современном мире нельзя обойтись без информационно-коммуникативных технологий. Здесь воспитатель может использовать различные программы, логические игры, которые загружены в планшет, размещены на интерактивной доске. Технология проблемного обучения в детском саду одно из самых популярных направлений в деятельности воспитателя. Д. Дью является основоположником этого метода. В этом методе отлично проявляется самостоятельность, активность мыслительных операций дошкольников. Создать проблемную тему воспитатель может с помощью вопросов. Игровая технология – метод, который в большей степени подходит именно для дошкольного возраста. Воспитатель может охватить часть образовательного процесса общим сюжетом, сценарием, распределить персонажей. В этой технологии активно применяются игры и упражнения, формирующие умение выделять, сравнивать, обобщать свойства предметов. Дидактические игры помогают воспитателю обучить ребенка, но в интересной и игровой форме. Также существует множество авторских обучающих игр, например, игры с цветными палочками Дж. Кюизенера, игры для развития интеллекта А.З. Зака, обучающие игры на моделирование А.А. Столяра, игра на развитие мышления Б.П. Никитина и другие.

    Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно заметить следующее. Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития интеллектуальных способностей. Такие способности, в свою очередь, взаимосвязаны с работой мышления. Чтобы развить интеллектуальные способности необходим определённый инструментарий. Существует большое количество техник, которые выполняют эту задачу. Особое внимание воспитателю при работе с детьми стоит уделить современным технологиям. Наиболее распространенными методиками являются проблемное обучение, метод исследования, проекты, компьютерные технологии и игровое обучение. Именно эти методы позволяют совершенствовать мыслительные процессы ребенка.

    Современные методики развития умственных способностей дошкольников

    Развитие интеллектуальных способностей дошкольников происходит под влиянием окружающего мира. При общении со взрослыми ребёнок осваивает речевые навыки, в игре развивается логика, при знакомстве с природой малыш учится делать первые выводы и обобщения, в процессе рисования или лепки развивается творческая деятельность.

    Процесс накопления знаний и умений происходит очень быстро. Психологи утверждают, что в более старшем возрасте этот темп значительно замедляется. Недостатки воспитания и обучения в раннем детстве негативно сказываются на дальнейшем развитии малыша. Поэтому очень важно начать развивать головной мозг как можно раньше. Самый лучший период начинается с 2-3 лет, когда ребёнок уже понимает, что происходит и его нейронные связи работают максимально эффективно.

    развитие умственных способностей дошкольников, развитие умственных способностей старших дошкольников

    Какие способности называют интеллектуальными?

    Умственные данные маленького ребёнка иногда путают с информированностью, или с навыком использовать разные алгоритмы. Но это не одно и то же. Способности не являются знаниями или навыками. Их следует сравнивать с механизмом, который позволяет получать опредёленный багаж знаний, управлять им, а ещё научиться выполнять различные действия. Интеллектуальные способности – это мышление, которое организовано внутри человека, его деятельные активные мысли.

    Лучшее время для формирования интеллекта – это дошкольный возраст, когда малыш занимается анализом информации, рассуждениями. В это время он начинает понимать законы природы и связи между причинами и следствиями.

    Составляющие интеллектуальных способностей

    Способность разбирать, которая оформлена в навыке выделения разных особенностей и характеристик предмета.

    Талант комбинировать вещи и предметы помогает созданию различных сочетаний элементов и их частей .

    Умение рассуждать, которое проявляется в навыке формулировать идеи по порядку таким образом, что следующая фраза либо идет из предыдущей, либо имеет связи причины и следствия.

    Дар планировать – это продумывание будущего с целью получить результат и/или достигнуть определённой цели.

    Все вышеназванные элементы имеют характеристику и по количеству, и по качеству. Чем шире у малыша развит один из этих компонентов, тем с максимальным количеством данных он сможет справиться и тем меньше ошибок и неправильных действий он совершит.

    К примеру, составляя мозаику в рисунок, ваш сын или дочь не будут бессмысленно двигать частички паззла, чтобы случайно попасть в правильное место. Ребёнок будет смотреть на края и рисунок частичек. К слову, именно этот вид деятельности следует рассматривать, чтобы диагностировать развитие интеллектуальных способностей дошкольника.

    развитие умственных способностей дошкольников, развитие умственных способностей старших дошкольников

    Интеллектуальные способности младших дошкольников

    Первое проявление умственных талантов малыша проходит с помощью наглядного моделирования.

    Визуальные образцы показывают характеристики и взаимосвязи объектов. Благодаря ним ребёнок познает истинные отношения предметов.

    Глянем на картинку пятилетнего малыша. Его рисунок не является копией. Ребёнок имитирует, вычерчивает границы нарисованных вещей, животных, растений. Ему трудно изобразить дом, но он может нарисовать квадрат с треугольником наверху. Наглядное моделирование дошкольника усовершенствуется и становится более сложным на базе развития интеллектуальных способностей. Если начать с элементарных замещений настоящих объектов простыми формами, то к первому классу школы дети смогут самостоятельно построить макеты, с помощью символических обозначений.

    Интеллектуальные способности старших дошкольников

    Наглядное моделирование перед школой возрастает на более высокий уровень. Дети больше не используют макеты каких-то особых объектов. Они идут к обобщенным образам, которые отражают главные характеристики предметов.

    Формируется конструктивная работа – отличный пример визуального макетирования, способствующего развитию умственных и креативных талантов. Если ребенок 6 лет создает пространственный макет, то это огромная страна с дворцами, лесами, горами.

    Развитие умственных способностей старших дошкольников возможно благодаря тому, что дети осмысляют связи между причинами и следствиями. Они умеют сплотить разные элементы в целостную схему.

    Дети в старших группах детского сада с радостью работают с математическими символами – числами, геометрическими фигурами. Это положительно влияет на развитие специфических арифметических талантов, которые тоже можно считать интеллектуальными.

    развитие умственных способностей дошкольников, развитие умственных способностей старших дошкольников

    Приёмы и средства развития интеллектуальных способностей

    Существует много методик развития интеллектуальных способностей дошкольников. Какую из них выбрать и как развивать интеллект ребёнкарешают родители.

    Система Марии Монтессори

    Суть обучения по этой системе заключается в следующем: ребёнок сам выбирает, чем ему хочется заняться. Педагог помогает ребенку справиться с заданием только тогда, когда его просят. Эта система подходит для терпеливых и усидчивых малышей, но ребенок не учится работать в группе, отсутствуют ролевые игры.

    Методика Никитиных

    Развивающие и спортивные задания даются в порядке роста сложности. Если малыш не решает задания, его откладывают. Педагог решения задачи не дает. Позитивный момент: рациональное использование времени, физическое развитие. Негативный – отсутствие индивидуального подхода.

    Методика Зайцева

    Дети с 2-летнего возраста учатся читать с помощью кубиков, таблиц. Под музыкальное сопровождение «поют» части слова. Дети, которые учатся по этой методике, рано осваивают чтение, имеют хороший словарный запас, качественные речевые навыки. Но в школьном возрасте фонетические разборы слова и разборы по составу осваивают трудно.

    Методика Сесиль Лупан

    Дети выполняют те задания, которые хотят. В качестве наглядного пособия используется все, что есть под рукой. Задание взрослого: в интересной форме познакомить малыша со всем, с чем он сталкивается. Не стоит бояться, что ребёнок не поймет значения какого-то термина. Главный принцип методики: есть знание – будет понимание.

    Ментальная арифметика

    Методика всестороннего развития. Кроме памяти, быстрой реакции, логического мышления, ментальная арифметика развивает интуицию, творческие способности, воображение. Дети становятся уверенными в себе, самостоятельными, быстро адаптируются в новом коллективе.

    Программа обучения условно разделена на 2 этапа. На первом ребёнок учится считать на косточках специальных счетов (абакусе) обеими руками одновременно. С помощью абакуса осваивает все основные математические операции.

    На втором – обучение переходит на ментальный уровень. Постепенно ребёнок отвыкает от счетов и все расчёты производятся на воображаемом абакусе. Уже после первых месяцев обучения дети с легкостью изучают иностранные языки, вычисляют в уме 10-значные числа, быстро учат наизусть стихи и прозу.

    «Академия развития интеллекта AMAKids» проводит обучение по методике ментальной арифметики. Занятия начинаются для малышей с 4-летнего возраста. Записывайтесь на первое бесплатное занятие и оцените лично преимущества нашей методики!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: