Технологии художественного развития детей дошкольного возраста

Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО

Художественная деятельность, так же как и игра, является привлекательной для дошкольного возраста. Дети с удовольствием рисуют, лепят, конструируют, занимаются аппликацией, танцуют, поют, драматизируют любимые произведения. Художественная деятельность развивается на протяжении всего дошкольного детства, но наиболее интенсивно ее развитие происходит ближе к концу дошкольного возраста.

В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. Следует отметить,что оба фактора необходимы и взаимосвязаны: ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать. Дети с удовольствием занимаются творчеством, особенно если у них это хорошо получается, но если навыки отсутствуют, то результат может настолько отличаться от задуманного, что вследствие этого возникает своеобразный барьер в занятиях художественной деятельностью. Отсюда «боязнь чистого листа» и неизменное «я не умею».Поэтому педагог должен создавать максимально благоприятные условия для занятия творчеством: обеспечивать эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, художественным средствам их выразительного исполнения.

Выделяют следующие педагогические технологии, которые непосредственно внедрены в образовательный процесс дошкольных учреждений:

Технологии проектной деятельности

Технология исследовательской деятельности

Технология «ТРИЗ»

• Информационно-коммуникационные технологии

Технология проблемного обучения в детском саду

Технология портфолио дошкольника

• Игровая технология

Технология разноуровневого обучения

• Здоровьесберегающие технологии

Наиболее продуктивными и часто применяемыми для развития художественной деятельности дошкольника являются игровая технология и технология ТРИЗ как наиболее органичные для проявления детской инициативы и реализации возможностей ребенка, ведь каждый дошкольник – это маленький исследователь, желающий создавать. И именно эти технологии позволяют выстроить непосредственное и систематическое общение педагога и ребенка, раскрыть творческий потенциал дошкольника, развить тягу к творчеству.

ТЕХНОЛОГИЯ «ТРИЗ»

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач, которая создана ученым-изобретателем Т. С. Альтшуллером. В своей работе я использую нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Использование данной технологии позволяет рассмотреть одну и ту же тему с разных сторон, учитывая различный исходный уровень восприятия детей и их индивидуальные возможности. Проблемные задачи плавно включаются в процесс создания выразительного образа с помощью художественных средств.

Основная задача использования ТРИЗ- технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий, что позволяет детям избавиться от страха перед неудачей в своих изобразительных поисках.

В качестве одного из средств реализации ТРИЗ я использую нетрадиционные техники рисования.

Дети старшего дошкольного возраста уже имеют определенные навыки изобразительной деятельности, и формообразующие движения сформированы достаточно. Но ребенок в этом возрасте уже критичен к результатам своей деятельности, поэтому ему нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. С этой задачей прекрасно справляется нетрадиционная техника рисования. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша раскрепощает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение, стимулирует фантазию и самостоятельность.Например: чем нарисовать льва, если есть только краска, а нет кисточки? В ход идет мятая бумага и ладошки и пальцы ребенка. А с помощью белого воскового мелка и акварели рисуется прозрачное объемное стекло.

ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть образовательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится способом обучения, деятельностью для реализации творчества, методом терапии.

В дидактических играх по изобразительному творчеству дети приобретают разнообразный сенсорный опыт, обогащающий восприятие и представление детей об окружающем. У детей развивается интерес к изобразительной деятельности, творческое воображение, уверенность в собственных способностях.

Отдельные нетрадиционные техники рисования, такие как «Монотипия», «По мокрому», «Оттиски», «Рисование с секретом», позволяют создавать игровые ситуации, при которых каждая из этих техник — маленькая игра, в которой есть правила, но результат неизменно разный и удивительный. Использование подобных техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, увереннее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения, а применение игровых приемов помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

В современных условиях эпидемиологической ситуации и режима повышенной готовности особое значение приобретают ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Суть дистанционного обучения дошкольника заключается в том, что ребенок получает возможность, находясь дома, смотреть видео-занятия, изучать учебный материал, а также получить и выполнить задания. Основная цель задания – проверка и закрепление пройденного материала. В дальнейшем ребенок может самостоятельно выполнить творческую работу, поучаствовать в конкурсе. Это позволяет убедиться, что материал действительно изучен и усвоен, а в процессе выполнения творческой работы или участия в конкурсе ребенок реализует и закрепляет полученные знания, умения и навыки.

Внедряя дистанционные образовательные технологии в образовательную деятельность дошкольников, педагог тем самым параллельно повышает и уровень педагогической компетентности родителей. Родители выступают равноправными участниками образовательных отношений, примеряют на себя роль наставника и партнера. Такое взаимодействие позволяет ребенку получить больше внимания, любви и общения со стороны самых близких ему людей, а родителям это помогает лучше узнать своих детей: их интересы, потребности, желания и способности. При этом важно помнить, что для дошкольника дистанционное обучение не урок, а игра, развлечение.

Применима эта технология и для развития и закрепления художественных навыков у часто болеющих детей. Только роль педагога на себя частично может взять один из детей группы. В старшем дошкольном возрасте уже формируются стойкие дружеские симпатии, выстраивается система взаимоотношений, включающая эмпатию, взаимоподдержку. И, как известно, один из действенных способов в чем-то действительно разобраться – попробовать объяснить это другому.

В условиях динамично меняющегося мира необходимость информатизации сферы образования зачастую воспринимается педагогом как инновация, в то время как для дошкольника это является вариантом нормы получения новых умений и навыков.

Таким образом, можно утверждать, что использование современных педагогических технологий – это перспективное направление в развитии инициативы и творчества дошкольников, раскрытия индивидуальных особенностей и потенциала каждого ребенка, маленький мост в установлении взаимопонимания между взрослыми и детьми.

«Современные технологии для развития речи дошкольников». Доклад для выступления на педсовете Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Интерактивный макет «Избушка-говорушка» для развития речи детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии QR-кодИнтерактивный макет «Избушка-говорушка» для развития речи детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии QR-код «Избушка-говорушка» — интерактивный макет, предназначенный для развития речи детей старшего дошкольного возраста с помощью инновационной.

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.

Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС ДОПриобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС ДО Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС ДО Елена Владимирова..

Проект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельностиПроект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности Проект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности»Познаю мир» Автор:.

Программа «Юный книголюб» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой Пояснительная записка. «Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся для воспитания,.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2.Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2. (Продолжение -2 часть) Целевой модуль. Содержание: Цель – развитие интереса к художественной литературе у старших дошкольников. Задачи:.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 Этапы реализации технологии. Технология включает 3 этапа, которые реализуются последовательно. Первый этап технологии (блоки 1, 2 и 3).

Технологии художественного развития детей дошкольного возраста

Автор: Кузьмина Наталия Вячеславовна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 24»

Населенный пункт: Чувашская Республика, г. Чебоксары

В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.

Наш детский сад работает по Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.

Задачи по изобразительной деятельности:

  • Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве.
  • Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.
  • Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

Для реализации задач по изобразительной деятельности нужны педагогические технологии.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно — методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

К числу современных педагогических технологий и методов для развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста можно отнести:

  • игровая технология
  • наблюдение
  • экскурсия (реальная и/или виртуальная)
  • технология исследовательской деятельности (экспериментирование)
  • эвристическая беседа
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • технология «ТРИЗ» (решение изобразительных задач )
  • технологии проектной деятельности

Дети с удовольствием занимаются рисованием, особенно если у них это хорошо получается. Даже рисование с помощью таких традиционных техник как рисование красками и карандашами требует определённых навыков. Если навыки отсутствуют – то рисунок может не получиться так, как задумывал маленький художник, вследствие чего ребёнок может огорчиться и больше не захотеть рисовать.

В развитии изобразительного творчества у детей, выразительность образа во многом зависит от используемых детьми художественных техник, которые можно разделить на классические и неклассические.

Сначала ребенок осваивает классические техники, которые определены в соответствии с используемым материалом (гуашь, акварель, пастель, сангина, уголь, соус, карандаш, фломастер). А затем уже неклассические техники (рисование пальчиками, ватными палочками, ладошками, штамповка, набрызг, кляксография и др.).

В основе неклассических техник лежит эксперимент с материалами. Неклассические техники дают возможность детям на разных этапах творческого развития создавать доступными, простыми средствами интересные по содержанию образы.

Читайте также  Физическое развитие детей 2 7 лет подольская

Во всех представленных педагогических технологиях применяются, и дополняют друг друга классические и неклассические художественные техники.

Педагоги нашего детского сада активно используют технолигии:

Игровая технология реализует ряд принципов игрового, активного обучения и отличается наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания.

В дидактических играх по изобразительному творчеству дети приобретают разнообразный сенсорный опыт, обогащающий восприятие и представление детей об окружающем. У детей развивается интерес к изобразительной деятельности, творческое воображение, уверенность в собственных способностях.

Наблюдение лежит в основе всех видов детского изобразительного творчества, так как в процессе наблюдения дети активно изучают предметы, объекты и явления окружающей действительности. Наблюдение способствует расширению познавательного опыта детей, который, в свою очередь, влияет на изобразительный опыт. Наблюдение выступает как механизм взаимодействия имеющегося у детей опыта и нового, приобретаемого в образовательной деятельности.

Экскурсии – условно делятся — по степени включенности детей в образовательное пространство музейной экспозиции — на два вида: реальные и виртуальные.

Экскурсии в музей позволяют разнообразить зрительный ряд образов, созданных в рамках различных видов искусств, расширить представление о видах и жанрах искусства. Сложность экскурсии заключается в том, чтобы дети за многообразием и эмоционально-эстетической насыщенностью не упустили основной темы, которой посвящена экскурсия. Поэтому экскурсии в музей рекомендуется проводить с детьми старшего дошкольного возраста.

Виртуальные экскурсии, с их помощью можно не только познакомить дошкольников с самыми редкими произведениями мирового искусства, но и сделать возможным глубокий детальный анализ художественных произведений. Благодаря виртуальным экскурсиям процесс ознакомления с произведениями искусства становится эмоционально насыщенным и познавательно значимым.

Виртуальная экскурсия дает возможность прикоснуться к прекрасному — пройтись по залам музея, не выходя из детского сада.

Так же в детском саду проводятся выставки направленные на воспитание интереса к современному и народному искусству; развитие творческих и интеллектуальных способностей дошкольника, формирование ценностных эстетических ориентиров.

Технология исследовательской деятельности. Творческое развитие начинается с эксперимента. Благодаря экспериментированию дети приобретают такие важные качества, как творческая активность, самостоятельность, готовность к альтернативным решениям, способность к логичным рассуждениям и т.д.

Эксперимент выполняет еще одну важную функцию – он позволяет детям избавиться от страха перед неудачей в своих изобразительных поисках.

  • Получение новых оттенков путем смешивания красок.
  • Использование разных изобразительных материалов и техник изображения.
  • Овладение разными изобразительными инструментами.
  • Создание разных изобразительных материалов.

Эвристическая беседа помогает педагогу стимулировать творческую активность детей в процессе создания ими художественного образа. Задавая вопросы, педагог побуждает детей задуматься, рассуждать, выбирать, и тогда происходит обмен мнениями и опытом, дети становятся активными соучастниками, а не пассивными слушателями.

Эвристическая беседа используется в процессе приобщения детей к произведениям изобразительного и монументально-декоративного искусства. Дети открывают для себя новые стороны художественного образа. Изучают специфику того или иного вида, жанра искусства, сравнивают произведения, чтобы понять их основные выразительные средства.

В нашем детском саду мы активно начали используем технологию ТРИЗ в обучении дошкольников.

Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию детей, а мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Главная задача данной методики — научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.

Информационно-коммуникационные технологии

Способствует повышению качества образовательного процесса, оно служит развитию познавательной мотивации воспитанников, которое ведет к росту их достижений, ключевых компонентов.

Положительная сторона данной технологии в том, что позволяет увеличить количество иллюстрационного материала, обеспечивает наглядность, что позволяет лучше запоминать материал. Но также есть и минусы данной технологии — это трудности экономического характера, не хватает средств и технического оснащения, а так же остается актуальной проблема профессиональной компетентности педагогов. Необходимо уметь не только пользоваться современной техников, но и создавать собственные образовательные ресурсы. Для решения данной проблемы педагоги проходят курсы по повышению профессионального мастерства.

Технология проектной деятельности способствует развитию и обогащению социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Активное использование проектной технологии в воспитании и обучении дошкольников и организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Проектная деятельность детей предполагает выполнение детьми коллективных, подгрупповых или индивидуальных проектов совместно с педагогом или родителями. Проектная деятельность позволяет объединить различные виды творчества, когда комбинируются различные художественные материалы и техники.

Решение изобразительных задач позволяет рассмотреть одну и ту же тему с разных сторон, учитывая различный исходный уровень восприятия детей и их индивидуальные возможности. Проблемные задачи плавно включаются в процесс создания выразительного образа с помощью художественных средств.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим (Чарльз Диккенс).

Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО

Воспитание и развитие детей раннего возраста — одна из самых актуальных проблем современного общества.

Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша.

На современном этапе развития научных знаний о раннем возрасте подтверждается идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента для формирования его личности.

Изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей , которые проявятся в будущем в любых видах деятельности. Поэтому, для взрослых главное – не упустить ранний возраст для их развития.

В этой деятельности идет интенсивное развитие эстетического мировосприятия, способности, способности к творчеству, развитие интеллекта, нравственности . Дети, занимающиеся художественной деятельностью, способны эмоционально откликаться на окружающий мир, чувствовать красоту в природе, в человеческих отношениях, в мире вещей, способны осознавать и выражать свои чувства.

В процессе изобразительной деятельности развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и различное, быть внимательным, усидчивым, тренировать руку и глаз, упражняться в координации зрительных и двигательных анализаторов.

Процесс изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам — как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления.

Таким образом, изобразительная деятельность важна не только для овладения умением рисовать, но и для общего психического и личностного развития ребёнка.

Изобразительная деятельность формируется постепенно. Если вовремя создать условия для её появления и развития, вовремя заметить и поддержать, она станет ярким средством самовыражения и развития.

Работая в направлении всестороннего развития детей, я поставила цель — развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Изучив современные технологии по развитию изобразительной деятельности такие как: особенности работы с композицией. Основные законы композиции: закон единства содержания и формы, закон цельности, закон типизации. Художественные техники. В методических рекомендациях представлена классификация неклассических техник, осуществленная по следующим признакам: характер использования материалов и инструментов; характер получаемых действий; характер используемой основы для работы; степень взаимодействия материалов. Техники с использованием оттиска: монотипия, диатипия, акватипия, линотипия, простая гравюра на картоне и другие. Техники с использованием природных исинтетических материалов: посыпная (солью, манкой, пищевыми красителями, сухой гуашью, чаем, песком); клеевая: контурная, фактурная; витражная: пленочная, бумажная, акриловая ; мозаичная (из сыпучих материалов, плитки, пуговиц, бисера, бусинок, искусственного камня, ракушек, ложементов). Техники с использованием мелков: рисование восковыми мелками и акварелью, рисование свечкой (невидимые картинки), рисование восковой стружкой, рисование по наждачной бумаге; граттаж: черно-белый, цветной, многослойный. Техники с использованием необычной основы: рисование по фольге стекой, рисование по стеклу пластилином, рисование по картону пластилином, рисование по ткани: холодный, горячий, узелковый батик; роспись ткани акриловыми красками, фломастерами, рисование по ватным дисками Техники с использованием необычных материалов иинструментов: рисование зубной щеткой: нанесение ритмичных мазков, набрызг, рисование пластиковыми карточками, рисование пластиковыми вилками, рисование помазком для бритья, рисование двумя кисточками одновременно (двумя руками, одной рукой), рисование гелевой ручкой по влажной бумаге, рисование стержнем от фломастера, рисование губкой (с трафаретом, без трафарета).

Я считаю, что использование данных технологий, подстроенных под определенный возраст ребенка , педагогами и родителями в деятельности с детьми — фактор успешного художественно-эстетического развития детей.

Я поставила следующие задачи:

— Формировать у детей первые представления о прекрасном в жизни и искусстве, формировать способность воспринимать его.

— Формировать художественно-образных представлений, эмоционально – чувственное отношение к предметам и явлениям действительности, воспитать эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость на прекрасное.

— Развивать творческие способности детей в рисовании и лепке.

— Обучать основам создания художественных образов, формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности.

— Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма.

Формированию и развитию первых представлений о прекрасном, воспитанию эстетического вкуса помогает чтение знакомых произведений и рассматривание иллюстраций известных художников . Рисунки в книге являются одним из первых произведений искусства, с которым встречается ребёнок в дошкольном детстве. Мною создана мини-библиотека детских книг с иллюстрациями Ю.Васнецова, А. Елисеева, Е.Рачева, П.Репкина.

Я постепенно ввожу детей в созданный художниками мир линий и красок для формирования умения эмоционально откликаться на рисунок, иллюстрацию, воспринимать яркость цветовых образов. Так, например, в работах Ю. Васнецова очень большую нагрузку несет цвет. От него так и веет радостью и усиливает восприятие образов. С детьми рассматриваю не только кто или что изображено, но и какой это персонаж, как изображен, какое настроение, отношение вызывает изображение. Иллюстрированные художниками книжной графики птицы и животные очень самобытны, они близки и понятны детям. Благодаря творчеству замечательных мастеров я постепенно формирую интерес у детей к книжной иллюстрации, способствую развитию собственной изобразительной деятельности ребёнка.

В совместной деятельности с детьми использую народные игрушки (матрёшки, лошадки, барышни) — они обогащают зрительные впечатления и вызывают эмоциональный отклик у детей. Им нравится рассматривать, трогать играть с ними. Показ ярких игрушек вызывает интерес к их изображению, такая игрушка может выступать как персонаж в процессе рисования и лепки (в лепке — колобок, колеса для машины, орешки для белочки, морковка для зайчика и др., в рисовании — дорожка для колобка, машины, следы зайчика, грибы для ёжика)

Читайте также  Развивающие игрушки из фетра на постиле

Книги, игрушки, предметы и материалы для разнообразных игр доступны детям и радуют не только своим назначением, но и эстетичным видом. Эстетические требования к детской игрушке являются обязательным условием ее использования в работе с детьми. Так как внешний вид игрушек способствует появлению первых эмоционально-эстетических оценок, воспитанию художественного вкуса детей. Поэтому, все игрушки в моей группе подобраны таким образом, что способствуют формированию у детей правильных представлений об окружающей действительности . Для решения задач по сенсорному развитию игрушки специально подобраны разными по цвету, размеру, форме.

В разные времена года провожу наблюдения в природе и ближайшем окружении : за красивыми цветами на клумбе, солнцем, облаками, одуванчиками на тропинке, первой зеленой травкой, насекомыми, бабочками. Зелёными листочками на деревьях, цветущими кустарниками, домами, машинами, красивыми осенними листьями, дождем, первым снегом, птицами у кормушки и другие. Они обогащают представления малышей о внешнем виде хорошо знакомых объектов и уточняют зрительные впечатления. В совместной деятельности использую художественное слово (стихи, потешки, прибаутки). Яркий выразительный язык фольклорных произведений доступен и понятен малышам. Такие произведения вызывают яркий эмоциональный отклик на окружающее.

Детям очень нравиться наблюдать, как взрослые рисуют и лепят. Такие наблюдения побуждают детей создавать по подражанию взрослому и по своему желанию эмоциональные, яркие, выразительные образы хорошо знакомых предметов.

В своей работе использую нетрадиционные техники рисования и лепки , так как дети с большим любопытством и интересом используют необычные материалы. После игры с мыльными пузырями малыши рисовали их колпачками от фломастера. Красивые цветы необычной формы получаются при рисовании мятым кусочком бумаги, штампом, необыкновенные картинки получаются при рисовании ладошкой. Большой восторг вызывает рисование пальчиком, ватной палочкой по манной крупе. Используя разные семена, зёрна, бусины, пуговицы вместе создаем пластилиновые картинки. Создание коллективных композиций «Листопад», «В зимнем лесу», «Весенние цветы» и др. вызывает интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми.

Вызвать желание и поддержать интерес к созданию образов помогает игровая мотивация (слепить угощение для гостей, сделать подарок кукле), игровые приёмы (дождик капает «кап-кап-кап», зайчик прыгает по дорожке оставляя следы), сюрпризные моменты (кто-то запищал в корзинке, подарки из яркой красивой коробки)

Для самостоятельной деятельности предлагаю детям бумагу разной фактуры, формы и цвета, раскраски, трафареты узнаваемых изображений. Цветные карандаши, фломастеры, восковые карандаши, цветной пластилин.

Особое место уделяю творческим играм на прогулке . Дети с удовольствием играют в песке, рисуют палочкой на мокром песке, делают отпечатки ладошек. Игры с формочками, и простые постройки: норки, домики, дорожки — помогают малышам познать свойства песка, развивают творчество и воображение. Зимой подобные игры провожу со снегом — делаем следы, дорожки, стоим горки, тоннели, лепим снежки и разные фигурки.

Работая над поставленной целью, стараюсь привлечь внимание родителей воспитанников к данной теме. Составила консультации для родителей «Развитие изодеятельности в семье», «Лепим вместе с мамой». Подобран материал по проведению практических занятий дома по нетрадиционному рисованию и лепке из соленого теста. Привлекаю родителей к изготовлению игр и пособий по развитию изобразительной деятельности. Организую выставки детских работ.

К концу учебного года я замечаю, что дети лучше воспринимают и понимают изображение знакомых предметов и явлений, эмоционально откликаются не только на содержание, но и художественную форму.

Материалы для занятий

воспитания личности. Это период развития познавательного интереса и любознательности, начальной социализации, активизации самостоятельного мышления, приобщения ребёнка к познанию окружающего мира. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Опираясь на ФГОС, одной из важнейших задач дошкольного образования является формирование духовно-нравственной, эстетически развитой творческой личности. Дошкольное учреждение должно создать все необходимые условия для развития личностных качеств ребёнка, его инициативы и творческих способностей. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей, на мой взгляд, является художественно — творческая деятельность, ведь искусство — это важная часть формирования развитой личности, совершенствования чувств, восприятия явлений жизни и природы. Произведения искусства, отражающие действительность и человеческие чувства, помогают сформировать эстетическое сознание человека.

Актуальность технологии художественно-эстетического развития состоит в том, что она способствует развитию у детей:

— воображения, без которого невозможна ни одна художественно-

творческая деятельность,

— эмоционального отношения к предметам эстетического

— мелкой моторики рук.

Художественно творческая деятельность выступает способом эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Художественное развитие дошкольников способствует восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа. Способность детей рисовать, мастерить, фантазировать требует систематического и целенаправленного развития. Поэтому любой вид творческой работы детей всегда следует обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности. В первую очередь это слово, а также жесты, мимика и пр. Необычные материалы, оригинальные приемы и не традиционные техники позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

Нам, взрослым необходимо развивать в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какова будет его духовная жизнь. Задача педагога научить дошкольника выражать себя в изобразительной деятельности, дать понять, что есть красота духовная и материальная.

Чтобы вызвать интерес к художественному творчеству, привить любовь к изобразительному искусству, развивать детское творчество, на занятиях можно использовать нетрадиционные методы и приемы, различные демонстрационные и наглядные материалы.

Технология художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста является педагогическим процессом, основанным на развитии активности детей, уважительного отношения к запросам и потребностям, максимального содействия развитию ребёнка как творческой личности. Ребёнок является участником процесса, педагог выступает как заинтересованное в сотрудничестве с ребёнком лицо. Взрослый поддерживает инициативу, ребёнок наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи.

Главные положения технологии художественно-эстетического развития дошкольников опираются на работы Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой, А. В. Антоновой, М. Б. Зацепиной.

Во всех видах художественно-эстетической деятельности выделяются общие психические процессы, являющиеся основой формирования художественного творчества и художественно- творческих способностей. К таким процессам относятся:

— восприятие (накопление образов, формирующих сенсорный опыт, выступающий основой развития разнообразных способностей);

— воображение (без него не возможна не одна художественно- творческая деятельность);

— эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического восприятия, которое необходимо для успешного осуществления деятельности, и которое возникает тогда, когда деятельность способствует удовлетворениюзначимых для ребёнка потребностей, прежде всего в познании, самоутверждении и содержательном общении со сверстниками и взрослыми;

художественные умения, которые формируются в процессе различных видов художественной деятельности.

Целю технологии художественно-эстетического развития является:

воспитать в каждом ребёнке самостоятельную, всесторонне развитую творческую личность.

Основными задачами данной технологии являются:

-развитие художественного восприятия;

-формирование эстетических чувств и эмоций;

-развитие воображения, мышления, памяти и речи ребёнка;

-приобщение к элементарным знаниям в области искусства;

-развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества;

-формирование основ художественно- творческой культуры личности.

Основной целью дошкольного образования является целостное развитие

личности и мы выделяем следующие компоненты цели: развивающие,

воспитательные, образовательные и практические.

Предусматривает развитие психических процессов — эстетическое сознания, памяти, творческого воображения; развитие интеллектуальных и познавательных способностей ребенка; эмоциональных, творческих, художественно-эстетических качеств ребенка.

Заключается в формировании у ребенка художественного вкуса, эстетического осознания произведений искусства, в воспитании интереса и потребности к ручному художественному творчеству.

Выражается в знакомстве с произведениями искусства, в обучении различным видам творчества.

Заключается в овладении ребенком ручных умений работать с красками, бумагой, ножницами, пластилином, клеем; в творческих навыках создавать продукты ручного творчества.

Этапы данной технологии художественно-эстетического развития

1. Накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта как первоосновы для творчества (информационное и эстетическое обогащение

пространства (развивающая среда, мотивация на активную творческую деятельность.

2. Освоение эталонов творческой деятельности, её способов, технологии и средств.

3. Применение освоенных эталонов в новых личностно-значимых условиях в соответствии с возрастными особенностями, возможностями и способностями ребёнка.

4. Становление творческой индивидуальности, выразительности и неповторимости в создании художественных образов.

Художественное творчество направлено на достижение целей формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности, развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству.

Формы и методы художественно-эстетического воспитания дошкольников.

Формирование психических процессов и основных видов деятельности

взаимосвязано. Восприятие, воображение, память, внимание ребенка,

развиваясь в играх и на занятиях, проявляются по-разному, в зависимости от организации его деятельности, зависящей от приемов и средств воспитания и обучения, соответствующих возрасту ребенка.

Для организации работы с детьми дошкольного возраста

необходимо создавать педагогические условия, отвечающие возрастным и психофизическим особенностям детей. Дети дошкольного возраста

чувствительны к неблагоприятным воздействиям, что проявляется в быстрой утомляемости и малой устойчивости внимания. Это объясняется незавершенностью развития центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата. Поэтому, при отборе методов, форм и приемов следует учитывать такие критерии, как:

— комфортная, радостная от процесса познания атмосфера;

— целостное развитие личности ребенка;

— разнообразные методы, учитывающие потребности ребенка;

— игровая организация обучения, способствующая двигательной активности детей;

Формы организации могут быть различными: на занятиях, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во время праздников, развлечений, экскурсии, прогулки и т. д.

Среди сложившихся типов занятий, имеющих место в детском саду, особое внимание следует уделить комплексным занятиям, в которых воспитательные задачи реализуются средствами разных

видов искусства. Характерной особенностью комплексных занятий является объединение заданий по определенным темам. При этом ведущим может быть средство художественно-образной выразительности, свойственное разным видам художественной деятельности.

Ведущими методами являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого, метод поисковых ситуаций.

Здесь нужно находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками участвовать в художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания.

Одно из условий проявления творчества в художественно-эстетической

деятельности — организация интересной содержательной жизни ребенка:

— организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира;

— общение с искусством, материальное обеспечение;

— учет индивидуальных особенностей ребенка;

— бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;

— организация атмосферы творчества и мотивация задания;

Принципы реализации художественно-эстетической технологии

Учитывая немаловажный фактор — охрану здоровья ребенка, нужно

отметить, что необходимо обратить внимание на создание условий для эмоционального благополучия.

Радость познания, экспериментирования, открытия при создании простых композиций, узнавание и выбор материала — все должно проходить без жесткого навязывания взрослым.

Основой художественно-эстетического воспитания ребенка

средствами творческой деятельности являются:

— личностная позиция ребенка, желание самовыражаться;

— развитие способностей к творческой деятельности (в их структуру входят эмоциональная отзывчивость, сенсорика, творческое воображение, чувство цвета, формы, композиции, ручная умелость);

Читайте также  История игрушек развивающий мультфильм

— создание художественного образа — личностное отношение ребенка,

эмоциональный отклик, самоутверждение, выбор и предпочтение средств выразительности (живописных, графических, пластических, декоративно-прикладных); взаимосвязь разных способов и самостоятельный их выбор детьми;

— изменение структуры педагогического процесса и методов педагогического руководства. Это изменение предполагает роль педагога в качестве помощника, соучастника творчества. Совместная деятельность взрослого и ребенка принимает характер сотворчества.

Художественно-эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон

педагогического процесса становления личности, форма осознания прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творчески

создавать продукты ручного творчества.

Дошкольный возраст наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.

Приобщение ребенка к культуре носит воспитательный характер:

развивает творческие способности, формирует художественный вкус,

приобщает подрастающее поколение к эстетическим взглядам.

Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых, поэтому родителям и воспитателям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественный вкус, творческие умения и навыки.

Технологии, средства, формы и методы художественноэстетического воспитания

В современном дошкольном образовании используется видовое разнообразие педагогических и образовательных технологий, обеспечивающих успешность реализации программ художественно-эстетического воспитания:

  • 1) технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с ребенком — в центре внимания педагога находятся уникальная, целостная личность ребенка, а также его потребности, возможности, интересы, способности и особенности; технология обеспечивает благоприятные условия для самоактуализации, развития и саморазвития ребенка, самовыражения в художественно-творческой деятельности;
  • 2) технология проектной деятельности способствует созданию ребенком продуктов художественного творчества, которые можно предъявлять обществу; она используется в процессе решения поисковых и практических задач в художественно-творческой и дизайнерской деятельности детей через реализацию содержания тематических недель и полихудожественных проектов эстетической направленности. Педагоги ДОУ чаще всего используют образовательные творческие проекты, вовлекая в эту деятельность не только детей, но и взрослых (родители, народные мастера, художники, педагоги);
  • 3) технология исследовательской деятельности ориентирована на интеллектуально-творческую деятельность ребенка с опорой на поисковую активность личности, самостоятельный выбор художественных изобразительных материалов, средств выразительности, способов изображения и пр.; исследовательская активность ребенка рассматривается как основное проявление его креативности в разных видах деятельности, обеспечивающей субъективное открытие мира самим ребенком;
  • 4) информационно-коммуникационные технологии позволяют ребенку осваивать культуру и разные виды искусства в процессе собственной творческой деятельности с помощью информационно-обучающих, тестирующих компьютерных программ и мультимедийных презентаций;
  • 5) технология деятельностного метода«Ситуация» (И. А. Лыкова) предполагает в процессе обучения и воспитания организацию развивающих ситуаций, в которых дети сталкиваются с затруднениями, фиксируют то, что еще не получается, самостоятельно выявляют причины и формулируют задачи (детские цели), а затем в активной деятельности совершают собственные «открытия»;
  • 6) технология индивидуализации образования осуществляется на основе разработки педагогом индивидуальных образовательных программ и направлена на развитие способности ребенка самостоятельно генерировать новые культурные тексты (символико-знаковые системы, искусственно созданные человеком) в разных видах детской деятельности;
  • 7) технология фасилитации взаимодействия семьи и ДОУ позволяет сделать процесс художественно-эстетического воспитания оптимальным и перспективным; в контексте данной технологии педагог устраняет ограничения, препятствующие культурным, эстетическим и творческим проявлениям детей и родителей.

Применение педагогом целесообразных средств, форм и методов художественно-эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста способствует оптимизации процесса обучения и качественно изменяет состояние субъекта (А. Г. Гогоберидзе, А. М. Вер- бенец, Т. С. Комарова, В. И. Логинова, И. А. Лыкова, Т. В. Смирнова, Е. М. Торшилова и др.).

Средствами художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста являются высокохудожественные произведения изобразительного, литературного и музыкального искусства (оригиналы, репродукции картин, художественные фотографии и рисунки архитектурных и скульптурных объектов, литературные тексты и иллюстрации, видеозаписи танцев, музыкального исполнения и др.); художественно-искусствоведческие средства (стиль, жанр, композиция и др.); художественные изобразительные материалы, музыкальные инструменты, предметы народных промыслов, эстетические объекты быта и природы, привлекательные игрушки и пр. Средства выступают как обязательные компоненты процесса художественно-эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Формы художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста — это экскурсии на выставки и в музеи, познавательные прогулки и экскурсии, виртуальные аналоги прогулок и экскурсий, театрально-музыкальные студии, изобразительные студии детского творчества, студии детского дизайна, мини-музеи в ДОУ, тематические выставки, творческие встречи с детскими писателями и т.д. Формы рассматриваются как способы организации педагогического процесса в разных видах детской деятельности. Их выбор осуществляется в соответствии с решаемыми задачами и обеспечивает эффективность образовательного процесса.

Методами художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивающими освоение программ, выступают способы взаимодействия педагога с детьми, создающие условия для решения поставленных задач.

Традиционно выделяют группы методов художественно-эстетического воспитания:

  • а) информационно-рецептивные (наблюдение, обследование предметов и игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, прослушание и исполнение музыкальных произведений, игра на музыкальных инструментах, слушание литературных текстов, беседы, демонстрация способов разных видов художественно-эстетической деятельности);
  • б) репродуктивные (упражнения, работа с наглядными пособиями, стимулирующая многократное повторение действий);
  • в) исследовательские, эвристические, методы проблемного изложения (художественное экспериментирование, кляксография, ниткогра- фия, рисование пластилином, оттиски, пальцевая и ладонная техника, проблемные ситуации в процессе прослушивания музыкальных и литературных произведений, творческое рассказывание, детское книгоиздательство, метод проектирования и др.);
  • г) операторного освоения сенсорных процессов, познания художественно-образного начала, импровизации в творчестве (моделирование, экспериментирование, создание эвристических и поисковых ситуаций).

По направленности художественно-эстетического развития выделяют группы методов (Н. А. Курочкина):

  • а) развития и воспитания эстетической восприимчивости окружающего мира и произведений искусства (наблюдения за окружающей природой, социальными событиями; рассматривания произведений; сравнения и сопоставления; синтез искусств);
  • б) развития и воспитания элементов эстетического отношения к действительности (беседы и образные, интересные рассказы о произведениях искусства, творчестве художников, скульпторов; дидактические сказки эстетической и художественной направленности; реальные и виртуальные экскурсии; образовательные прогулки; игровые методы и приемы);
  • в) развития художественно-творческой деятельности (экспериментирование, упражнения; показ способа обследования и создания, освоения способов действительности);
  • г) развития эстетических способностей, творческих умений и проявлений, способов самостоятельной деятельности (игровые упражнения, развивающие синестезию, воображение, вкус, ассоциирование, способность воспринимать выразительность форм; включение ситуаций ролевого монолога, театрализации по мотивам рассматриваемого произведения, приемов вхождение в картину, домысливания).

В современной системе художественно-эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраст принята дифференциация традиционных методов (репродуктивный, информационно-рецептивный, эвристический, наглядный, словесный, практический, проблемного изложения, стимулирования и мотивации на успех; использование схем и моделей, игровые методы и пр.), а также специфических методов:

  • а) обогащения эстетического опыта (А. Г. Гогоберидзе, А. М. Вербе- нец);
  • б) уподобления характеру звучания музыки (О. П. Радынова);
  • в) импровизационно-вариативный (И. Г. Галянт);
  • г) эстетического убеждения, пробуждения к сопереживанию; сенсорного насыщения, эстетического выбора; эвристических и поисковых ситуаций, разнообразной художественной практики и др. (И. А. Лыкова);
  • д) приобщения детей к экспериментальной художественной деятельности и развития художественно-эстетических способностей (П. Г. Саморукова, В. И. Логинова);
  • е) операторного освоения сенсорных процессов, познания художественно-образного начала, импровизации в творчестве (Н. В. Бутенко);
  • ж) моделирования игры, стимулирования творческой активности (Н. В. Яковлева) и др.

Отслеживание результатов художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста осуществляется в процессе мониторинга, позволяющего определить достижение целевых ориентиров, предусмотренных ФГОС дошкольного образования по данному направлению личностного развития, в соответствии с которыми ребенок:

  • 1) овладевает основными общекультурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах детской деятельности, общении;
  • 2) приобщается к искусству, художественно-эстетической культуре, выступающих в качестве культурного и информационно-познавательного аспектов жизни;
  • з) обладает способностью к ценностно-эмоциональному и смысловому взаимодействию с миром, в результате чего у него формируются личностные смыслы и целостная картина мира;
  • 4) обладает развитым творческим воображением в контексте культуры творческого мышления как индивидуальным свойством личности, проявляющимся в восприятии, осмыслении и преобразовании окружающего мира посредством создания нового продукта собственного творчества, обогащающего собственную детскую субкультуру;
  • 5) достаточно хорошо владеет устной речью, с помощью которой может выражать собственные чувства и желания, а также высказывать собственное мнение о художественных произведениях и образах;
  • 6) имеет развитую мелкую моторику и проявляет зрительно-двигательную готовность, которые связаны с формированием зрительно-двигательной координации, что обеспечивает творческое решение задач и поиск новых способов композиционных изображений для передачи целостности образов;
  • 7) накапливает элементарные представления об изобразительных художественных материалах, техниках изображения в процессе обучения и поисковой деятельности, приобретает личностный опыт в художественно-творческой деятельности.

В практике работы ДОУ используется система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения программы дошкольного образования. В свою очередь, это предусматривает проведение педагогической диагностики для выявления особенностей художественно-эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста в разных формах: беседы, диалоги, наблюдения, проблемные и экспериментальные ситуации, дидактические игры, ранжирование, рисуночные методики и пр. Диагностика проводится педагогом по мере необходимости, которую он определяет самостоятельно, используя эффективные диагностические методики и творческие задания.

Показатели художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяются в соответствии со следующими направлениями:

  • 1) музыкальная деятельность — эмоционально-чувственное восприятие музыки (содержание) в процессе слушания и музыкальноритмических движений; интонирование (подпевание, пение мелодических оборотов, мелодии и ее фрагментов); ритмичность в движении под музыку, пении, игре на музыкальных инструментах (чувство метро-ритма, воспроизведение несложных ритмических рисунков); музыкально-творческие проявления ребенка (вокальные, инструментальные и пластические импровизации); эмоциональная отзывчивость на музыку во всех видах музыкальной деятельности;
  • 2) область художественной литературы — интерес к книге, освоение социально-нравственных ценностей, умение оценивать действия и поступки литературных героев, сочинительство, развитие воображения и фантазии;
  • 3) изобразительная и художественно-продуктивная деятельность — интерес к деятельности, освоенные способов деятельности, креативность.

Результаты диагностики определяются следующими уровнями художественно-эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста: допустимый уровень (ребенок овладевает), достаточный уровень (ребенок освоил), устойчивый уровень (ребенок хорошо владеет) .

В процессе диагностики педагог может оказать ребенку разные виды помощи:

  • а) стимулирующая помощь активизирует собственный потенциал ребенка («посмотри внимательно», «подумай», «вспомни, как это можно выполнить»);
  • б) эмоционалъно-регулирующая помощь выступает как положительная или отрицательная оценка деятельности («очень хорошо, молодец», «ты не подумал, неверно», «ты постарался», «у тебя получилось очень хорошо» и др.);
  • в) направляющая помощь регулирует постановку цели, помогает понять задание через повторение инструкции выполнения («послушай внимательно задание», «вспомни, что нужно сделать», «с помощью каких изобразительных материалов ты можешь выполнить задуманное?»);
  • г) организующая помощь направлена на развитие мыслетворчества и контроль действий ребенка («сравни», «чем отличаются?», «сгруппируй по цвету», «на что похоже?»).

Такие виды помощи выступают как стимулирующая поддержка и педагогическое сопровождение, что способствует получению более качественных результатов в художественно-эстетическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: