Театрализованная деятельность развитии детей старшего возраста

Развитие речи детей старшего возраста через театрализованную деятельность

Этот материал поможет педагогам сплантровать и осуществлять работу по развитию речи через театрализованную деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи детей старшего возраста через театрализованную деятельность»

«Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность»

«Развитие речи дошкольников

через театрализованную

деятельность»

Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, а играя, познает окружающее… О.П. Радынова Актуальность Проблема формирования связной речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Ясная правильная речь – залог продуктивного общения, уверенности, успешности в жизни. Театрализованная деятельность является огромным стимулом для развития и совершенствования речи.

Театр – это волшебный мир, в котором ребенок

радуется, а играя, познает окружающее…

О.П. Радынова

Актуальность

Проблема формирования связной речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Ясная правильная речь – залог продуктивного общения, уверенности, успешности в жизни. Театрализованная деятельность является огромным стимулом для развития и совершенствования речи.

Задачи речевого развития в театрализованной деятельности: 1.Учить детей связно, последовательно излагать свои мысли. 2.Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. 3.Формировать умение свободно чувствовать себя в роли. 4.Развивать выразительную, интонационную сторону речи 5.Развивать эмоции, возникающие в ходе игровых, ролевых и сюжетных действий. 5.Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей в разных видах театрализованной деятельности. 6.Воспитывать культуру речевого общения, умение согласованно действовать в коллективе. Вовлекать детей в различные театрализованные представления.

Задачи речевого развития

в театрализованной деятельности:

1.Учить детей связно, последовательно излагать свои мысли.

2.Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.

3.Формировать умение свободно чувствовать себя в роли.

4.Развивать выразительную, интонационную сторону речи

5.Развивать эмоции, возникающие в ходе игровых, ролевых и сюжетных действий.

5.Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей в разных видах театрализованной деятельности.

6.Воспитывать культуру речевого общения, умение согласованно действовать в коллективе. Вовлекать детей в различные театрализованные представления.

Основные направления развития речи в театрализованной деятельности: Развитие культуры речи Развитие общей и мелкой моторики Развитие сценического мастерства и речевой деятельности

Основные направления развития речи

в театрализованной деятельности:

Развитие культуры речи

Развитие общей и мелкой моторики

Развитие сценического мастерства и речевой деятельности

 Создание театрализованного уголка Различные виды театров Реквизит для разыгрывания сценок, спектаклей Атрибуты для различных игровых позиций Ширмы для показа кукольного театра Мини-костюмерная Конспекты НОД по театрализованной деятельности Картотека театрализованных игр и упражнений Активное участие в изготовлении различных видов театра и обогащении видового разнообразия театрализованных игр приняли родители и сами воспитанники, учились работать в команде.

Создание театрализованного уголка

  • Различные виды театров
  • Реквизит для разыгрывания сценок, спектаклей
  • Атрибуты для различных игровых позиций
  • Ширмы для показа кукольного театра
  • Мини-костюмерная
  • Конспекты НОД по театрализованной деятельности
  • Картотека театрализованных игр и упражнений

Активное участие в изготовлении различных

видов театра и обогащении видового

разнообразия театрализованных игр

приняли родители и сами воспитанники,

учились работать в команде.

Театрализованные игры, используемые в работе: Игры-драматизации Режиссерские игры настольный театр (конусный театр, театр на прищепках, театр резиновой игрушки) театр на фланелеграфе; театр кукол Би-ба-бо; теневой театр; пальчиковый театр игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки

Театрализованные игры, используемые в работе:

Игры-драматизации

Режиссерские игры

  • настольный театр (конусный

театр, театр на прищепках,

театр резиновой игрушки)

  • театр на фланелеграфе;
  • театр кукол Би-ба-бо;
  • теневой театр;
  • пальчиковый театр
  • игры-имитации образов животных,
  • людей, литературных персонажей;
  • ролевые диалоги на основе текста;
  • инсценировки произведений;
  • постановки спектаклей;
  • игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки

Методы и приемы,

используемые в работе

  • Чтение художественных произведений, сказок, стихов
  • Беседы с детьми
  • Обыгрывание этюдов, театрализованных игр; инсценировки, драматизации
  • Рассматривание иллюстраций
  • Моделирование
  • Показ кукольных спектаклей
  • Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной) речи
  • Театрально-игровые технологии.

Основные требования к организации театрализованных игр:

  • Мотивация к включению детей в театрализованную деятельность, активность на всех этапах подготовки;
  • Доступность, содержательность и разнообразие театрализованных игр;
  • Использование в играх-драматизациях знакомого литературного материала
  • Партнёрское взаимодействие взрослого с детьми;
  • Создание предметно-развивающей среды в группе в соответствии с возрастом воспитанников;
  • Последовательность, усложнение тем и сюжетов в соответствии с приобретёнными умениями;
  • Обеспечение индивидуальной поддержки детей по ходу формирования навыков игры с куклой и ролевого воплощения образов.

театрализованной деятельности

  • Артикуляционная гимнастика
  • Чистоговорки и скороговорки. Загадки
  • Упражнения на воображение
  • Упражнения на напряжение и расслабление мышц
  • Упражнения на имитацию движения
  • Упражнения на активизацию словарного запаса
  • Упражнения на формирование разговорной речи
  • Игры со словами и без слов
  • Хороводные игры. Подвижные игры с героями
  • Обыгрывание эпизодов
  • Инсценирование сказок, потешек, стихов
  • Показ театрализованных представлений.

Разработаны :

  • Конспекты НОД по театрализованной деятельности;
  • Проекты «Сказка своими руками», «Здравствуй, сказка!», «Сказки дедушки Корнея»;
  • Сценарии праздников и развлечений.
  • Картотеки игр и упражнений
  • Скороговорки, чистоговорки,
  • Загадки,
  • Пальчиковые игры,
  • Фольклорные произведения.

Театральное искусство близко и понятно детям,

ведь в основе лежит игра. Участвуя в

театрализованных играх, дети знакомятся с

окружающим миром, учатся его понимать.

Через театрализованные игры мы развиваем у детей речевые умения и навыки, обеспечиваем

эмоциональное благополучие.

У детей значительно активизируется словарный запас в повседневной жизни, речь становится более яркой, эмоциональной.

Публикации

Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

Проект даёт детям возможность через чтение сказок, познавательных материалов, беседы узнать больше о разных видах театров мира, познакомиться с театрами для дошкольников – пальчиковый, на палочках, настольный, на тарелках и т.д.

Из познавательных материалов и рассказов воспитателя узнают, как пользоваться детскими видами театра, как манипулировать куклами, разыгрывают небольшие сценки.

В практической деятельности (игровой, театрализованной, художественно эстетической) дети попробуют свои возможности в оформлении эскизов декораций для инсценировки, изготавливают некоторые атрибуты для героев представления, закрепляют правила поведения в общественных местах (в театре).

Практическая деятельность по рисованию, изготовлению атрибутов из цветной бумаги, ткани и другого подручного материала закрепит у детей навыки работы с бумагой, тканью, пользования ножницами.

Данный проект научит детей через проведение разных мероприятий не только навыкам работы с изобразительными средствами, использованию атрибутов в театрализованной и игровой деятельности, но и предоставит возможность использования знаний речевого этикета и правил поведения в театре.

А ещё, деятельность по осуществлению проекта «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» предоставляет возможность расширить словарный запас детей дошкольного возраста, улучшить грамматический строй речи и связно высказываться при исполнении разных ролей, и таким образом развитие речи дошкольника будет развиваться.

Проблема

В современном обществе, к сожалению, вечно занятые родители пускают процесс развития речи своего чада на самотёк. Большую часть времени родители проводят на работе, а дома ребёнок тоже мало времени проводит в обществе взрослых (всё больше и те и другие «сидят» в компьютере, телефоне или у телевизора, в лучшем случае ребёнок играет со своими игрушками, но снова один). Редко ребёнок слушает рассказы и сказки из уст своих родителей, а уж регулярные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость.

Так как дошкольник большую часть суток проводит в детском саду, то многие родители полагаются в решении данной проблемы на детский сад, однако практика показывает, что двух занятий в неделю недостаточно для формирования речевых умений и навыков, развития коммуникативных способностей. Разнообразить речевую практику дошкольников в детском саду может помочь театрализованная деятельность, именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей: стимулирует речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

Актуальность проекта

Огромной любовью пользуется у детей сказка. Сказка — древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. Сказку можно послушать, пересказать, придумать самому, в сказку можно поиграть одному, манипулируя фигурками героев настольного или пальчикового театра, театра на палочках и т.д. или поиграть с друзьями, где каждый играет роль сказочного героя. Создаётся при этом благоприятная ситуация, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении детей, но уже как героев сказки. И, именно, театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Читайте также  Игрушки детей развивающий коврик

Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.

Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.

Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что данный проект является основой не только для художественно-эстетического, но и речевого развития ребенка, а его самостоятельная творческая, читательская, коммуникативная деятельность будет способствовать всестороннему его развитию.

Цель проекта: Создание условий для успешного развития речи детей через театрализованную деятельность.

ДЕТСТВО-ГИД

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

30 января, 2018 admin

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

посредством театрализованной деятельности»

Бударина Наталья Романовна,

воспитатель МБДОУ № 224,

Новый документ “Об образовании в Российской Федерации” внес изменения не только в существующую систему обязательного среднего образования, высшего образования и научную деятельность, но и в систему дошкольного образования. В каждом временном периоде развития страны происходят социально-экономические преобразования, которые должны вести к серьезным изменениям в системе образования в целом. Внедрение ФГОС связано и с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования с целью обеспечения каждому ребенку равных стартовых возможностей для успешного обучения в школе.

ФГОС ДО в целом отражают современные подходы к модернизации дошкольного образования и задают единую основу для создания вариативных образовательных программ с опорой на традиционные направления развития ребенка.

Таким образом, внедрение ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализацию права ребенка на доступное, качественное образование.

В связи с этим образовательное учреждение любого уровня ориентировано на творческую успешную личность, готовую проявлять инициативу и аналитическую самостоятельность в социальном прогрессе, независимо от социальных перемен. Поэтому обновление содержания дошкольного образования, технологий и системы качества оценивания является закономерным. Это требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми: совместная деятельность и самостоятельная деятельность детей, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Развитие ребенка должно осуществляться в игре, а не в учебной деятельности. В настоящее время актуальность игры повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, видео, радио, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но они представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельной оценки и отбора полученной информации. Развивать подобное умение помогает игра, служащая своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовании. Довольно долго в практике и теории воспитания господствовал узко-дидактический подход к игре, как к свободной деятельности ребенка, развивающейся по его собственной инициативе. Роль педагога при этом состояла лишь в создании условий для игры, обеспечение её игровым материалом.

В системе дошкольного образования, долгое время наблюдалось преобладание занятий как основной формы обучения детей. Другими словами, ДОУ придерживались учебной модели, т. е. на первом месте все время оказывались занятия. Исходя из всего этого, времени на игру у детей почти не оставалось. Всем известно, что игра влияет на развитие личности ребенка. Именно здесь ребенок знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения. Именно здесь он приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.

Основным путем педагогического воздействия на ребенка является правильная организация всех видов детской деятельности и использование наиболее эффективных форм руководства ими. Основным организующим моментом является игра, она же и является основной формой образования дошкольников, поэтому для углубленной работы мною выбрана тема по самообразованию «Развитие речи детей через театрализованную деятельность», т.к. театрализация является благоприятной средой для творческого развития детей.

Актуальность проекта

В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Работая с детьми старшей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи. Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей?

Потому, что театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение

В своей работе, решая задачу развития речи детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность, я используем два вида театра: кукольный и драматический. Драматический театр существует как театр взрослых для детей и как театр, в котором участвуют дети. Чаще используются совместные постановки, в которых:

а) в основном участвуют дети, а взрослые исполняют наиболее трудные, цементирующие роли;

б) в основном играют взрослые, а дети лишь эпизодически входят в канву сюжета.

Театрализованная деятельность в группе организационно пронизывает все режимные моменты: включается в занимательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляется в самостоятельной деятельности детей.

Чаще всего, говоря о театрализованной деятельности, я имею в виду наиболее ее яркие продукты — инсценировки, спектакли, концерты, которые могут вноситься в содержание праздников и развлечений.

Читайте также  Развивающие игрушки детей москве

Цель: Создание условий, способствующих развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Задачи работы:

— Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

— Обогащать словарь детей, активизировать его;

— Совершенствовать диалогическую речь, её грамотный строй;

— Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.

— Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, разнообразную интонацию, логику речи, связную образную речь, творческую фантазию;

— Формировать умение согласованно работать с партнерами в планировании коллективной деятельности.

Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

1

Уберечь от эстетической глухоты – значит сделать шаг к гармонии.

2

Цель: развитие речи, через театрально-игровую деятельность.

  • развивать речь детей старшего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность;
  • активизировать словарь, совершенствовать звуковую культуру речи, ее интонационный строй;
  • улучшить диалогическую речь, ее грамматический строй.
  • развивать силу голоса, интонацию, выразительность речи;
  • создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению на исправление своих речевых дефектов через театрализованную деятельность;
  • углублять и формировать базовые навыки устной речи, как ведущего средства общения и познания;
  • совершенствовать пропаганду театрализованной деятельности среди воспитателей и родителей.

Актуальность: решение вопросов, направленных на повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, развитие творческих и речевых способностей ребенка, самореализация творческой деятельности, через театрализованные постановки.

Направленность: познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие детей, как средство общения и культуры.

Вид проекта: творческий, групповой.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Продолжительность: долгосрочный – учебный год.

  • повышение темпа развития речи в целом, за счет включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность;
  • позитивное взаимодействие детей в коллективе;
  • правильная модель поведения в современном мире, повышение общей культуры ребенка;
  • раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности;
  • целостное воздействие на речевую систему;
  • речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности.

3

1 этап – поисковый.

Цель: выявление проблемы в речевом развитии дошкольников, определение основных направлений.

2 этап – констатирующий.

Цель: выявление осознания педагогами и родителями необходимости осуществления задач, связанных с развитием речи, их готовность к работе.

3 этап – формирующий.

Цель: изучение педагогической литературы: разработка, проверка действенности и эффективности программы с практической деятельностью.

4 этап – аналитический.

4

5

Содержание воспитательно-образовательного процесса.

Основная идея – идея развивающего обучения.

Строя свою образовательную работу, я опиралась на рекомендации таких авторов: А.В.Щеткин, Т.Н.Доронова, Н.Ф.Губанова.

6

7

Формы работы с детьми:

  • Образовательная деятельность.
  • Дополнительное образование «Смешарики».
  • Показ спектаклей, драматизация сказок.
  • Презентации разных видов театра.
  • Выставки.

8

9

Методы и приемы:

  • Творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах).
  • Игры-драматизации.
  • Беседы после просмотра спектаклей.
  • Упражнения по дикции.
  • Игры-превращения.
  • Упражнения на развитие мимики, детской пластики элементы искусства пантомимы.
  • Театральные этюды.
  • Репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.

Использование разнообразных средств: театральный уголок в группе, разнообразные виды театров, костюмы, декорации, DVD, кассеты, детские музыкальные инструменты, наглядные иллюстрации сказок.

10

Работа с родителями:

Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.

Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.

11

12

Формы взаимодействия работы с родителями:

  • Устный опрос «Играете ли вы с ребенком в театр» (на начало и конец проекта).
  • Индивидуальные беседы.
  • Наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов; памятки «Организация театральной деятельности в старшей группе», «Условия для развития театральных игр и приобщение детей к театральной деятельности».
  • Посещение театра всей семьей.
  • Фотовыставки «Театральные новости».
  • Выставка – презентация разных видов театра «Поиграйте с нами»; совместная деятельность.
  • Помощь в изготовлении костюмов и декораций.

13

14

Ведущая идея – создание системы перспективного планирования для развития театрализованной деятельности в детском саду.

Задача – разработать ряд перспективных планов взаимодействующих по разделам: совместная деятельность, игра, кружковая работа, работа с родителями.

— создание картотеки театрализованных игр;

— помощь в организации предметно-развивающей среды;

— работа с учебными наглядными пособиями;

— праздники и развлечения;

15

1. В основе проекта идея формирования заинтересованности детей в потребности заниматься театрализованной деятельностью не только с педагогами, но и самостоятельно в свободное время.

2. Идея – не навреди.

16

Продуктами проектной деятельности являются:

  • Показ сказки «Теремок на новый лад».
  • Показ сказки «Сказка на новый лад».
  • Презентация сказки «Снежная королева».
  • Показ спектакля «Мешок яблок».
  • Показ сказки «Как дети помогли Федоре».
  • Показ сказки «Муха цокотуха».
  • Презентация проекта педагогам ДОУ в рамках педсовета.

17

18

19

20

«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок».

План-схема работы с детьми и родителями по реализации проекта «Развитие речи детей старшего дошкольного через театрализованную деятельность»

  • «Культура и техника речи»;
  • «Ритмопластика»;
  • «Основы театральной культуры»;
  • «Виды театрализованных игр и их значение в развитии детей дошкольного возраста».

Разработана программа дополнительного образования театр «Смешарики».

Средствами театрального искусства развивать творческие и речевые способности детей в тесной взаимосвязи с участниками образовательного процесса.

См. приложение № 13.

1. Создание благоприятных условий для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала через приобщение детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности.

2. Развитие речи, мимики, жестов.

3. Развитие инициативы, активности, самостоятельности.

1. Повышение профессионализма.

2. Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями.

3. Личностный профессиональный рост.

1. Повышение уровня личностного сознания.

2. Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.

1. Создание качественной предметно-развивающей среды для расширения представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации.

2. Создание системы перспективного планирования по театрализованной деятельности.

3. Создание картотеки театрализованных игр. См. приложение № 14.

4. Создание лэпбук «Театр». См. приложение № 15.

21

22

Театрализованная игровая деятельность детям очень нравится, это весело и занимательно. В результате возникающего интереса к таким видам деятельности, поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, чёткой, повышается эмоциональная заинтересованность ребёнка.

Таким образом, развитие речи детей осуществляется через театрально-игровую деятельность, и ведёт к единой цели – ликвидации недостатков речевого развития в процессе обучения и создания готовности к овладению школьными навыками и умениями.

Театрализованная деятельность развитии детей старшего возраста

Старший дошкольный возраст — период интенсивного формирования личности, который характеризуется целостностью сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сфер, становлением основ самостоятельности и творческой индивидуальности ребенка в разных видах деятельности.

Одним из малоисследованных направлений в дошкольном возрасте можно считать использование театрализованной деятельности, в целях развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.

Мы полагаем, что использование в работе со старшими дошкольниками театрализованной деятельности открывает широкие перспективы развития выразительности детской речи, основу нашего предположения составляют следующие особенности:

Читайте также  Психолого педагогические условия сенсорного развития детей

— выразительность языка, способствующая освоению ребёнком речи;

— традиционность и импровизационность;

— возможность творческого отношения к их исполнению, которое делает совместное действие более ярким и выразительным.

В силу названных особенностей, театрализованная игра выступает эффективным средством развития выразительности речи, поскольку она раскрывает перед ребёнком красоту и меткость родного языка, обогащая тем самым детскую речь.

Постановки сказок, стихов, рассказов как наиболее интересные и актуальные для старших дошкольников. Театрализованные игры, можно рассматривать оптимальным содержанием художественно-речевой и игровой деятельности. В данных видах деятельности создаются благоприятные условия для совершенствования вербальной и невербальной выразительности речи, а также для речевого самовыражения ребёнка.

Актуальность исследования определяется тем, что возникли противоречия между необходимостью развития выразительности речи у старших дошкольников и практическом отсутствии методик для работы в данном направлении. В связи с этим тему нашего исследования обусловили несомненная значимость театрализованной деятельности в развитии выразительности речи и освоения речевой культуры. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Развитие речи старших дошкольников через театрализованную деятельность будет проходить успешнее, если:

1) использовать специальные задания и упражнения, на развитие выразительности речи, в организованной образовательной деятельности;

2) создать развивающую среду, способствующую речевому развитию старших дошкольников;

3) учитывать возрастные и индивидуальные особенности восприятия средств театральной деятельности дошкольников.
Задачи:

1) изучить и проанализировать педагогическую литературу по теме исследования;

2) провести опытно — практическую работу по развитию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности;

3) Разработать перспективный план и систему мероприятий для детей старшего дошкольного возраста для развития выразительной речи в театрализованной деятельности.

В процессе театрализованной деятельности дошкольников у детей развивается выразительная речь. Она характеризуется такими качествами: средним темпом, ритмичностью, умеренной силой и средней высотой голоса. Они могут выступать как постоянные, привычные качества, которые определяют в целом индивидуальность речи. Использование театрализованной деятельности в целях развития выразительности речи ребенка дошкольного возраста становится возможным при выполнении следующих условий:

— Насыщение театрализованной деятельности дошкольников интересными и эмоционально-значимым для детей содержанием.

— Создание условий для постепенного нарастания самостоятельности и активности дошкольников в театрализованной деятельности, направленных на развитие выразительности.

— Использование в театрализованной деятельности этюдов и упражнений по развитию выразительности дошкольников.

Формирование педагогических условий развития выразительности речи старших дошкольников в театрализованной деятельности проводилось в процессе реализации всех образовательных областей указанных в ФГОС:

Таким образом, основа выразительности связана, прежде всего, с активностью порождающего и воспринимающего сознания, с внутренней устремленностью личности, занимающей выражением некоторую смысловую и ценностную позицию. Порождаются или воспринимаются не просто звуки, а значащие звуки. В этом смысле они и становятся выразительными.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизировался словарь ребенка, совершенствовалась звуковая сторона речи, ее выразительность. При правильной организации театрализованной деятельности создавалась естественная речевая среда, что способствовало общему развитию языка, выразительности речи.

Театрализованная деятельность призвана стать средством развития выразительности речи. А жизнь старших дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрализованной деятельности.

В данной работе был проведен теоретический анализ педагогической литературы и практическая работа по проблеме развития выразительности речи у старших дошкольников и сделаны соответствующие выводы:

1. Обследование показало, что задача приобщения детей старшего дошкольного возраста к театрализованной деятельности открывает широкие перспективы развития выразительности детской речи.

2. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Развивать выразительную речь у детей старшего дошкольного возраста можно только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры в дошкольных образовательных учреждениях.

3. Результатом реализации практической работы также стало:

— положительная динамика в развитии речи, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы детей;

— повышение у детей интереса к художественной литературе, театрализованной деятельности;

— обогащение игрового опыта детей;

— дети значительно увереннее стали вести себя в ходе постановок, умеют ожидать своего выхода, внимательно следят за ходом спектакля.

— у детей повысилась самооценка, повысился интерес детей к сказкам и другим произведения художественной литературы, дети с удовольствием отображают в изобразительной деятельности эпизоды постановок, образы героев.

— повышение активности родителей воспитанников, проявляющееся в участии в жизни детей в ДОУ; детско-родительские отношения оптимизируются, улучшается качество воспитательно-образовательного процесса. Четко и грамотно спланированная работа воспитателей, музыкального руководителя и взаимодействие с семьей помогли детям с проблемами в развитии речи: дети стали четко, правильно произносить текст, улучшилась дикция, обогатился пассивный и активный словарь, улучшился грамматический строй.

Следовательно, проделанная нами работа подтвердила, что поставленные задачи выполнены. Необходимо способствовать не только развитию речи, но и её выразительности, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы детей в театрализованной деятельности, поддерживать интерес детей к театрализованной деятельности, произведениям художественной литературы и видам театра.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: