Сохин развитие речи детей дошкольного возраста

Вклад Ф.А.Сохина в методику развития речи детей дошкольного возраста

В связи с созданием объединенных дошкольных учреждений «ясли–сад» в конце 50-х гг. активно исследуются и обсуждаются проблемы речевого развития детей раннего возраста. Значительный вклад в изучение речи детей раннего возраста внесли Н. М. Щелованов, Ф. И. Фрадкина, Г. Л. Розенгарт-Пупко, Н. М. Аксарина, Г. М. Лямина. Материалы исследований легли в основу разработки единой программы воспитания и обучения в детском саду (1962).

Большое влияние на развитие научной методики оказали исследования сотрудников лаборатории развития детской речи, созданной в 1960 г. в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Исследования велись под руководством заведующего лабораторией Ф. А. Сохина. Феликс Алексеевич Сохин (1929 – 1992) – ученик С. Л. Рубинштейна, глубокий знаток детской речи, лингвист и психолог. С его именем связано развитие методики на новом качественном уровне. Разработка Сохиным методической теории включала психологические,

психолингвистические, лингвистические и собственно педагогические аспекты. Он убедительно доказал, что развитие детской речи имеет свое самостоятельное значение и не должно рассматриваться только лишь как аспект ознакомления с окружающим миром. Исследования Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой и их сотрудников, опиравшиеся на более глубокое понимание процесса развития речи, сложившееся к началу 70-х гг., во многом изменили подход к содержанию и методике развития речи детей. В центре внимания находятся вопросы развития семантики детской речи, формирования языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи. Выводы, полученные в этих исследованиях, имеют не только большое теоретическое, но и практическое значение. На их основе были разработаны программа речевого развития детей, методические пособия для воспитателей, отражающие комплексный подход к речевому развитию и рассматривающие овладение речью как творческий процесс.

7.Задачи развития речи детей дошкольного возраста, исходя из ФГОС дошкольного образования

В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения как по форме, так и по содержанию. Новые подходы к организации работы с детьми позволили изменить характер взаимодействия педагога с детьми.

Основные задачи по развитию речи детей:

1) воспитание звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, обучение правильному произношению слов, выразительности речи – тон, интонация, ударение и т.д.);

2) развитие словаря (обогащение, активизация, уточнение значения слов и т.д.);

3) формирование грамматического строя речи (синтаксической, морфологической стороны речи — способов словообразования);

4) развитие связной речи (центральная задача) – реализуется основная функция языка – коммуникативная (общение), формирование представления о разных типах текста – описании, повествовании, рассуждении;

5) подготовка к обучению грамоте (звуковой анализ слова, подготовка к письму);

6) ознакомление с художественной литературой (как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге).

Для реализации поставленных задач воспитателю необходимо:

— формировать речь детей через развитие познавательной деятельности (как самостоятельной, так и специально организованной,

— ежедневно организовывать разнообразную самостоятельную деятельность детей (игровую, художественно-речевую, продуктивную и т. д.,

— ежедневно предусматривать индивидуальное речевое общение с ребенком (по его личным вопросам, по литературным произведениям, с использованием малых форм фольклора, по рисункам детей и т. п.,

— организуя целенаправленные занятия, использовать новые формы, на которых речь является средством мыслительных, умственных действий и в то же время становится самостоятельной творческой деятельностью ребенка.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Феликс сохин – поэт, который учил детей говорить Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кудрявцев Владимир Товиевич

Слово о выдающемся ученом, подвижнике дошкольного образования и замечательном поэте Ф.А. Сохине , авторе уникальной системы развития речи детей.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Кудрявцев Владимир Товиевич

Felix Sokhin – the poet, who taught children to speak

An article is about outstanding scientist, enthusiast of preschool education and remarkable poet F.A. Sokhin , author of the unique system for speaking development of children.

Текст научной работы на тему «Феликс сохин – поэт, который учил детей говорить»

ФЕЛИКС СОХИН — ПОЭТ, КОТОРЫЙ УЧИЛ ДЕТЕЙ ГОВОРИТЬ

Слово о выдающемся ученом, подвижнике дошкольного образования и замечательном поэте Ф.А. Сохине, авторе уникальной системы развития речи детей.

Ключевые слова: Ф.А. Сохин, речь, развитие речи.

31 января 2013 г. исполнилось 85 лет со дня рождения выдающегося психолога, педагога и лингвиста Феликса Алексеевича Сохина. Ф.А. Сохин совершил «тихую» революцию в сфере теории и практики развития детской речи. Ему, интеллигентному, деликатному, фантастически скромному и миролюбивому, был чужд пафосный грохот научных ниспровержений. Он предпочитал все делать «в рабочем порядке». Незаметно, но на корню ломая вековую педагогическую мифологию, Ф.А.Сохин показал, что развитие речи в дошкольном возрасте зиждется не на подражании речевым образцам взрослых, а на творчестве ребенка, не на пассивной индукции этих образцов, а на активном, конструктивном обобщении явлений языка и речи, не на постепенном заполнении детских голов все более сложной лексикой и грамматическими схемами, а на вызове и поддержке у ребенка вполне сознательного интереса к языковому материалу и принципам его организации. «Дошкольное детство — языковая эпоха», — любил повторять Феликс Алексеевич.

Философ и востоковед А.М. Пятигорский однажды заметил: «Интерес — это больше, чем талант». Интерес ребенка к языку -вроде бы он очевиден. Но вот, шестилетке предлагают ответить на вопрос: какое слово длиннее — кот или котенок? Ребенок уверенно отвечает: кот! Кот ведь больше котенка. Но вопрос-то задан

© Кудрявцев В.Т., 2013

о словах, а не о том, что они обозначают. Это значит, что ребенок не выделяет слово из ряда других объектов. А чтобы зародился интерес, надо выделить, абстрагировать, первоначально обобщив, осознать. «Натаскать» на это невозможно — это особая детско-твор-ческая работа, которую проделывал стихийно каждый из нас. Например, сочиняя слова наподобие «почтаника» или «починщика», о которых К.И. Чуковский так ярко и глубоко писал в своей книге «От двух до пяти». Словотворческий эксперимент позволяет ребенку в первом приближении понять, как образуется слово, как оно «делается». И оказывается, что «сделано» оно совсем не так, как машинка, карандаш или ножницы. Повторим: это происходит спонтанно. А взрослые заставляют затверживать свой лексикон, позднее законы его «архитектуры». Слова потом «отскакивают от зубов», но без чувства, смысла, фантазии, живости. Ребенок не говорит, а лишь «озвучивает» языковые штампы взрослых. И то, что в этом мире вдруг появляются поэты, которым, кстати, был Феликс Алексеевич, просто поражает!

Но Ф.А. Сохин не рассчитывал на «вдруг». Он придумывал принципы и изобретал способы, применяя которые педагог смог бы помочь ребенку овладеть даром слова — повседневного, но человеческого и человечного, живого, звучащего, значащего, значимого. Для других и прежде всего — для самого себя. На базе исследований, проведенных им и его сотрудниками в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания АПН СССР (здесь нужно упомянуть еще и о десятках, сотнях учеников и последователей со всей страны) была разработана уникальная система развития речи в дошкольных учреждениях. После кончины Ф.А. Сохина эту работу продолжила его ученица, известный дошкольный педагог проф. О.С. Ушакова. Сделанное коллективом Сохина-Ушаковой ныне не только не утратило своей актуальности, но и максимально востребовано в практике российского дошкольного образования. Сегодня я сотрудничаю с О.С. Ушаковой и другой ученицей Ф.А. Сохина Е.М. Струниной в рамках проекта развивающего дошкольного образования «Тропинки».

Читайте также  Самые популярные развивающие игрушки года

Феликс Алексеевич писал замечательные стихи. Без них никогда не обходились его любимые женщины-коллеги по Институту, когда там отмечалось 8 марта. Ф.А. Сохин не оставил женщин без своего стихотворного поздравления и 8 марта 1989 года, которое прислал из больницы. А 9 марта его не стало.

И еще одно воспоминание. 30 лет назад воротами в Институт дошкольного воспитания, которому я отдал два десятилетия своей профессиональной жизни, стала дверь лаборатории развития

Феликс Сохин — поэт, который учил детей говорить

речи, куда после института я был направлен младшим научным сотрудником, чтобы «скоротать» полтора месяца до поступления в аспирантуру. Лаборатория, как и значительная часть помещения, которое Институт арендовал в Климентовском переулке у Москворецкого РОНО, располагалась в символичном для науки подвале. До дверей я сразу не дошел — потому что там же, в подвальном коридоре на кресле, весь в дыму, бумагах и среди красивых женщин сидел Феликс Алексеевич. Это было его место для индивидуального общения, где он часами что-то обсуждал с сотрудницами, которые — неохотно! — сменяли друг друга, консультировал кого-то из аспирантов (вдохновлял, как Учитель), правил тексты прямо на коленях в присутствии авторов (редактор — еще одна профессия и талант Ф.А. Сохина).

Дождавшись своей очереди, нырнул в дым и я. Нырнул и сразу попал в удивительный мир. Но об этом можно рассказывать долго.

Научная дкятеяьность Ф. А. Сохина, известного исследователя в области развития речи детей дошкольного возраста

научная деятельность Сохина была связана с Институтом дошкольного воспитания АНН СССР, где он работал ученым секретарем, заведующим лабораторией подготовки детей к школе, а с 1972 г. — заведующим лабораторией развития речи.

Исследования, проводимые под руководством Ф.А.Сохина, были направлены на разработку теории усвоения языка в дошкольном детстве, они органически сочетали в теоретическом анализе и эксперименте педагогический, психологический и лингвистический аспекты (под его руководством защищено 12 кандидатских диссертаций) .

В докторской диссертации, которую Ф.А.Сохин подготовил, но не успел защитить, обобщаются результаты выполненных им и его сотрудниками многолетних исследований, да священных разработке психолого-педагогических основ развития речи дошкольников в детском саду.

На основе результатов исследований существенно переработано программное содержание развития речи в разных возрастных группах детского сада. Методическое пособие "Развитие речи детей дошкольного возраста" под редакцией Ф.А.Сохина издавалось 3 раза (общим тиражом I млн.экз.). Ьта книга вместе с "Умственным воспитанием детей дошкольного возраста" под редакцией Н.Н.ГЬддьякова, Ф.А.Сохина и "Методикой обучения русскому языку в национальном детском саду" под редакцией Ф.А,Сохина и Е.И.Негневицкой го лучили в 19® г. первую премию Академии педагогических наук СССР.

Под редакцией Ф.А.Сохина (совместно с В.И.Ядэшко) подготовлено и учебное пособие "Дошкольная педагогика", опубликованное в ряде стран. Всего Ф.А.Сохиным опубликовано свыше ста научных и научно-методических работ, многие из них переведены на иностранные языки.

Всю свою плодотворную научную деятельность Ф.А.Сохин посвятил изучению развития детской речи, поискам путей эффективного руководства этим развитием в дошкольном возрасте, Еще будучи студентом, он написал дипломную работу, посвященную формированию грамматического строя речи детей, которая показала, что в науку пришзл тонкий психолог, лингвист, талантливый исследователь проблемы развития детской речи.

В дальнейшем Феликс Алексеевич постоянно расширял свой научный поиск, охватывал все новые проблемы речевого развития ребенка. Он горячо отстаивал самостоятельное значение этого развития, доказывал, что оно представляет собой стержень общего психического развития и не может рассматриваться только как сторона ознакомления ребенка с окружающим миром. Именно по инициативе Феликса Алексеевича, благодаря его энергии и научной доказательности его работ, развитие речи было выделено в особый раздел "Программы воспитания и обучения в детском саду", а в Институте дошкольного воспитания была организована специальная лаборатория развития речи, которую он возглавлял с момента создания и до конца своей жизни.

..— В работах Ф.А.Сохина опровергается распространенная точка зрения на развитие речи как на процесс, целиком основанный на подражании, интуитивном, неосознанном усвоении языка ребенком. Эти работы убедительно доказывают, что в основе развития речи лежит активный, творческий процесс овладения языком, формирования речевой деятельности.

Даже без специального обучения дети, начиная уже с младшего дошкольного возраста, проявляют большой интерес к языковой действительности, "экспериментируют" со словами, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это является необходимым условием их лингвистического развития — постепенного осознании языковых явлений. И только такое развитие ведет к подлинному овладению богатством языка.

При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достига- , ют достаточно высокого уровня, поэтому необходимо проводить специальное обучение, направленное на овладение языком. Централь- «• ные задачи такого обучения состоят в формировании языковых обобщений и элементарного осознания явлений лзыка и речи. Оно создает у детей интерес к родному языку и обеспечивает творческий характер речи, тенденцию к ее саморазвитию.

Эти положения, выдвинутые и обоснованные Ф.А.Сохиным, послужили исходным пунктом большой группы исследований, выполненных под его руководством в Институте дошкольного воспитания АПН СССР. Исследования осуществлялись по трем основным направлениям: структурному (развитие звуковой стороны речи, словаря, грамматического строя), функциональному (развитие связной речи и. речевого общения) и.когнитивному,^познавательному (формирование элементарного осознания явлений языка и речи)

Исследования, относящиеся к первому направлению (А.И.Максаков, Е.М.Струнина, Э.А.Федеравичене, А.Г.Тамбовцева, Н.А.Ко-стандян, М.С.Лаврик, Г.И.Николайчук, А.А.Смага, Л.А.Колунова) позволили установить, что наибольшая эффективность при овладении любыми структурными составляющими речи достигается при условии, что дети вовлекаются в активную работу по сопоставлению разных вариантов речевых единиц, их изменению и образованию. 1 / Так, работа над словарем оказывает подлинное развивающее воздействие, если она не ограничивается его расширением, а включает углубление понимания значений слов, ознакомление детей с многозначными словами, смысловыми отношениями слов (синонимами, у антонимами).

В работе по совершенствованию грамматического строя речи был осуществлен выход за пределы бытующего в методике узкого подхода, состоящего в том, что в качестве основной задачи выступает преодоление разнообразных грамматических ошибок в речи детей. Основой совершенствования грамматического строя стало формирование грамматических обобщений. Оно строится на обучении детей самостоятельному образованию новых слов, в ходе которого происходит активное усвоение средств и способов словообразования. При этом дети осваивают как способы образования слов от одного корня, имеющих разную структуру, так и способы образования слов от разных корней, имеющих одинаковую структуру. Перед детьми открывается смысл фэрмально-сеьантических отношений

В.Т.Кудрявцев. Феликс Сохин — поэт, который учил детей говорить (к 90-летию со дня рождения)

Институт дошкольного воспитания АПН РСФСР. 1965.

1965. Институт дошкольного воспитания АПН РСФСР. В первом ряду: С.Новоселова, Н.Непомнящая, Л.Журова, Л.Венгер, Я.Неверович, Н.Поддьяков. Во втором ряду: Ф.Сохин, Т.Киселева, В.Зинченко, А. Венгер, А.Удалая, В.Холмовская. Фото из архива А.А.Катаевой (Венгер).

31 января 2018 г. исполнилось бы 90 лет Феликсу Алексеевичу Сохину – психологу, педагогу, лингвисту, автору классических исследований речи дошкольников и прорывных разработок в области ее развития. Ф.А. Сохин, ученик С.Л.Рубинштейна вырастил уникальную научную школу, которая вышла их стен созданной им в Институте дошкольного воспитания АПН СССР лаборатории развития речи. Буквально – в большой мир. Ученики Ф.А.Сохина продолжают трудиться в России, странах ближнего и дальнего зарубежья. Теперь они сами стали «именами», вполне заслуженно. А Феликса Алексеевича отличала какая-то невозможная даже по тем временам скромность. Производная интеллигентности, из которой он состоял целиком, похоже, «до последнего кровяного шарика» (Дж. Фруст). Интеллигентности и одержимости работой. Работой, которая занимала Феликса Алексеевича настолько, что ему было все недосуг защитить давно написанную докторскую диссертацию. Ее издали монографией уже после его смерти его ученики (см.: Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М., 2002).

Мой отец Т.В.Кудрявцев, знавший Ф.А.Сохина с молодых лет, рассказывал, что в нем видели будущего теоретика психологии. А он углубился в «конкретику», в «горшечную педагогику», в детсадовскую практику. Но разве язык, инструмент одновременного проникновения в большой человеческий мир и в малый, свой собственный, «внутренний» мир, который, ребенку предстоит по-настоящему «очеловечить» по меркам большого, в содействии с его большими и маленькими гражданами, не только не утратив, а обретя свою индивидуальность, — это «горшечная» проблема? С ней мог справиться только ученый и педагог масштаба Феликса Алексеевича Сохина.

Читайте также  Карта развития ребенка результатам диагностики

Небольшой текст, который я написал о Феликсе Алексеевиче и предлагаю вашему вниманию, был опубликован к его 85-летию в журнале «Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование»» (2013. № 18).

Владимир Кудрявцев

ФЕЛИКС СОХИН — ПОЭТ, КОТОРЫЙ УЧИЛ ДЕТЕЙ ГОВОРИТЬ

Слово о выдающемся ученом, подвижнике дошкольного образования и замечательном поэте Ф.А. Сохине, авторе уникальной системы развития речи детей.
Ключевые слова: Ф.А. Сохин, речь, развитие речи.

31 января 2013 г. исполнилось 85 лет с дня рождения выдающегося психолога, педагога и лингвиста Феликса Алексеевича Сохина. Ф.А.Сохин совершил «тихую» революцию в сфере теории и практики развития детской речи. Ему, интеллигентному, деликатному, фантастически скромному и миролюбивому, был чужд пафосный грохот научных ниспровержений. Он предпочитал все делать «в рабочем порядке». Незаметно, но на корню, ломая вековую педагогическую мифологию, Ф.А.Сохин показал, что развитие речи в дошкольном возрасте зиждется не на подражании речевым образцам взрослых, а на творчестве ребенка, не на пассивной индукции этих образцов, а на активном, конструктивном обобщении явлений языка и речи, не на постепенном заполнении детских голов все более сложной лексикой и грамматическими схемами, а на вызове и поддержке у ребенка вполне сознательного интереса к языковому материалу и принципам его организации. «Дошкольное детство — языковая эпоха», любил повторять Феликс Алексеевич.

Философ и востоковед А.М. Пятигорский однажды заметил: «Интерес — это больше, чем талант». Интерес ребенка к языку — вроде бы он очевиден. Но вот, шестилетке предлагают ответить на вопрос: какое слово длиннее — кот или котенок? Ребенок уверенно отвечает: кот! Кот ведь больше котенка. Но вопрос-то задан о словах, а не о том, что они обозначают. Это значит, что ребенок не выделяет слово из ряда других объектов. А чтобы зародился интерес, надо выделить, абстрагировать, первоначально обобщив, осознать. «Натаскать» на это невозможно — это особая творческая работа, которую проделывал стихийно каждый из нас в Например, сочиняя слова наподобие «почтаника» или «починщика», о которых К.И. Чуковский так ярко и глубоко писал в своей книге «От двух до пяти». Словотворческий эксперимент позволяет ребенку в первом приближении понять, как образуется слово, как оно «делается». И оказывается, что «сделано» оно совсем не так, как машинка, карандаш или ножницы. Повторим: это происходит спонтанно. А взрослые заставляют затверживать свой лексикон, позднее законы его «архитектуры». Слова потом «отскакивают от зубов», но без чувства, смысла, фантазии, живости. Ребенок не говорит, а лишь «озвучивает» языковые штампы взрослых. И то, что в этом мире вдруг появляются поэты, которым, кстати, был Феликс Алексеевич, просто поражает!

Но Ф.А. Сохин не рассчитывал на «вдруг». Он придумывал принципы и изобретал способы, применяя которые педагог смог бы помочь ребенку овладеть даром слова — повседневного, но человеческого и человечного, живого, звучащего, значащего, значимого. Для других и прежде всего — для самого себя. На базе исследований, проведенных им и его сотрудниками в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания АПН СССР (здесь нужно упомянуть еще и о десятках, сотнях учеников и последователей со всей страны) была разработана уникальная система развития речи в дошкольных учреждениях. После кончины Ф.А. Сохина эту работу продолжила его ученица, известный дошкольный педагог проф. О.С. Ушакова. Сделанное коллективом Ф.А. Сохина — О.С. Ушаковой ныне не только утратило своей актуальности, но и максимально востребовано в практике российского дошкольного образования. Сегодня я сотрудничаю с О.С. Ушаковой и другой ученицей Ф.А. Сохина Е.М. Струниной в рамках проекта развивающего дошкольного образования «Тропинки» .

Феликс Алексеевич писал замечательные стихи. Без них никогда не обходились его любимые женщины-коллеги по Институту, когда там отмечалось 8 марта. Ф.А. Сохин не оставил женщин без своего стихотворного поздравления и 8 марта 1989 года, которое прислал из больницы. А 9 марта его не стало.

И еще одно воспоминание. 30 лет назад воротами Института дошкольного воспитания, которому я отдал два десятилетия своей профессиональной жизни, стала для дверь лаборатории развития речи, куда я после института я был направлен младшим научным сотрудником, чтобы «скоротать» полтора месяца до поступления в аспирантуру. Лаборатория, как и значительная часть помещения, которое Институт арендовал в Климентовском переулке у Москворецкого РОНО, располагалась в символичном для науки подвале. До дверей я сразу не дошел — потому что там же, в подвальном коридоре на кресле, весь в дыму, бумагах и. красивых женщинах сидел Феликс Алексеевич. Это было его место для индивидуального общения, где он часами что-то обсуждал с сотрудницами, которые — неохотно! — сменяли друг друга, консультировал кого-то из аспирантов (вдохновлял, как Учитель), правил тексты прямо на коленях в присутствии авторов (редактор — еще одна профессия и талант Ф.А.Сохина).

Дождавшись своей очереди нырнул в дым и я. Нырнул и сразу попал в удивительный мир. Но об этом можно рассказывать долго.

К.Д.Ушинский – основоположник, методики развития речи детей дошкольного возраста.

К. Д. Ушинский доказывал, что самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретаемых знаний о тех предметах и явлениях, которые окружают ребенка. Поэтому необходимым условием самостоятельного понимания ребенком той или другой мысли является наглядность. Ушинский показал тесную связь наглядности обучения с развитием речи и мышления детей. Он писал: “Детская природа ясно требует наглядности”; “Дитя мыслит формами, образами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе”. Он советовал воспитателям путем простых упражнений развивать у детей способность наблюдать за разными предметами и явлениями, обогащать детей возможно более полными, верными, яркими образами, которые потом становятся элементами их мыслительного процесса. “Необходимо,—писал он,— чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово”.

В развитии речи детей дошкольного и раннего школьного возраста Ушинский придавал большое значение рассказыванию по картинкам.

Он указывал на большое значение произведений народного творчества в деле воспитания и обучения детей. На первое место ставил он русские народные сказки, подчеркивая, что в силу особенностей развития своего воображения дети очень любят сказки. В народных сказках им нравится динамичность действия, повторение одних и тех же оборотов, простота и образность народных выражений. Выступление К. Д. Ушинского в защиту сказки как одного из воспитательных средств имело важное значение, так как некоторыми педагогами 60-х годов XIX в. сказки отрицались потому, что в них отсутствует “объективное реалистическое содержание”.

Большое значение в первоначальном обучении родному языку К. Д. Ушинский придавал и другим произведениям русского народного творчества — пословицам, прибауткам и загадкам. Русские пословицы он считал простыми по форме и выражению и глубокими по содержанию произведениями, отразившими взгляды и представления народа — народную мудрость. Загадки доставляют, по его мнению, уму ребенка полезное упражнение, дают повод к интересной, живой беседе. Поговорки, прибаутки и скороговорки помогают развить у детей чутье к звуковым краскам родного языка.

Психологические основы воспитания и обучения

В своем труде “Человек как предмет воспитания К. Д. Ушинский выдвинул и обосновал важнейшее требование, которое должен выполнять каждый педагог,— строить воспитательно-образовательную работу с учетом возрастных и психологических особенностей детей, систематически изучать детей в процессе воспитания. “Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями”.

Читайте также  Эмоционально волевое развитие в дошкольном возрасте

В полном соответствии с учением русских физиологов-материалистов Ушинский выражал твердую уверенность в том, что путем целенаправленного воспитания, опирающегося на изучение человека, можно “далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных”. И это, по его мнению, является самой главной задачей настоящей, гуманистической педагогики.

Среди наук, изучающих человека, К. Д. Ушинский выделял физиологию и особенно психологию, которые дают педагогу систематические знания о человеческом организме и его психических проявлениях, обогащают знаниями, необходимыми для практики воспитательной работы с детьми. Учитель-воспитатель, знающий психологию, должен творчески использовать ее законы и вытекающие из них правила в разнообразных конкретных условиях своей воспитательной деятельности с детьми разного возраста.

Историческая заслуга К. Д. Ушинского заключается в том, что он изложил в соответствии с научными достижениями того времени психологические основы дидактики — теории обучения. Он дал ценнейшие указания, как надо в процессе обучения путем упражнения развивать активное внимание детей, как надо воспитывать сознательную память, закреплять в памяти учащихся учебный материал путем повторения, которое является органической частью процесса обучения. Повторение, считал Ушинский, нужно не для того, чтобы “возобновить забытое (это же плохо, если что-нибудь забыто), но для того, чтобы предупредить возможность забвения”; всякий шаг вперед в деле обучения должен опираться на знания пройденного.

Ушинский обосновал с точки зрения психологии важнейшие дидактические принципы воспитывающего обучения: наглядность, систематичность и последовательность, основательность и прочность усвоения учащимися учебного материала, разнообразие методов обучения.

Вклад Ф.А.Сохина в методику развития речи детей дошкольного возраста

В связи с созданием объединенных дошкольных учреждений «ясли–сад» в конце 50-х гг. активно исследуются и обсуждаются проблемы речевого развития детей раннего возраста. Значительный вклад в изучение речи детей раннего возраста внесли Н. М. Щелованов, Ф. И. Фрадкина, Г. Л. Розенгарт-Пупко, Н. М. Аксарина, Г. М. Лямина. Материалы исследований легли в основу разработки единой программы воспитания и обучения в детском саду (1962).

Большое влияние на развитие научной методики оказали исследования сотрудников лаборатории развития детской речи, созданной в 1960 г. в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Исследования велись под руководством заведующего лабораторией Ф. А. Сохина. Феликс Алексеевич Сохин (1929 – 1992) – ученик С. Л. Рубинштейна, глубокий знаток детской речи, лингвист и психолог. С его именем связано развитие методики на новом качественном уровне. Разработка Сохиным методической теории включала психологические,

психолингвистические, лингвистические и собственно педагогические аспекты. Он убедительно доказал, что развитие детской речи имеет свое самостоятельное значение и не должно рассматриваться только лишь как аспект ознакомления с окружающим миром. Исследования Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой и их сотрудников, опиравшиеся на более глубокое понимание процесса развития речи, сложившееся к началу 70-х гг., во многом изменили подход к содержанию и методике развития речи детей. В центре внимания находятся вопросы развития семантики детской речи, формирования языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи. Выводы, полученные в этих исследованиях, имеют не только большое теоретическое, но и практическое значение. На их основе были разработаны программа речевого развития детей, методические пособия для воспитателей, отражающие комплексный подход к речевому развитию и рассматривающие овладение речью как творческий процесс.

К.Д.Ушинский – основоположник, методики развития речи детей дошкольного возраста.

К. Д. Ушинский доказывал, что самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретаемых знаний о тех предметах и явлениях, которые окружают ребенка. Поэтому необходимым условием самостоятельного понимания ребенком той или другой мысли является наглядность. Ушинский показал тесную связь наглядности обучения с развитием речи и мышления детей. Он писал: “Детская природа ясно требует наглядности”; “Дитя мыслит формами, образами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе”. Он советовал воспитателям путем простых упражнений развивать у детей способность наблюдать за разными предметами и явлениями, обогащать детей возможно более полными, верными, яркими образами, которые потом становятся элементами их мыслительного процесса. “Необходимо,—писал он,— чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово”.

В развитии речи детей дошкольного и раннего школьного возраста Ушинский придавал большое значение рассказыванию по картинкам.

Он указывал на большое значение произведений народного творчества в деле воспитания и обучения детей. На первое место ставил он русские народные сказки, подчеркивая, что в силу особенностей развития своего воображения дети очень любят сказки. В народных сказках им нравится динамичность действия, повторение одних и тех же оборотов, простота и образность народных выражений. Выступление К. Д. Ушинского в защиту сказки как одного из воспитательных средств имело важное значение, так как некоторыми педагогами 60-х годов XIX в. сказки отрицались потому, что в них отсутствует “объективное реалистическое содержание”.

Большое значение в первоначальном обучении родному языку К. Д. Ушинский придавал и другим произведениям русского народного творчества — пословицам, прибауткам и загадкам. Русские пословицы он считал простыми по форме и выражению и глубокими по содержанию произведениями, отразившими взгляды и представления народа — народную мудрость. Загадки доставляют, по его мнению, уму ребенка полезное упражнение, дают повод к интересной, живой беседе. Поговорки, прибаутки и скороговорки помогают развить у детей чутье к звуковым краскам родного языка.

Психологические основы воспитания и обучения

В своем труде “Человек как предмет воспитания К. Д. Ушинский выдвинул и обосновал важнейшее требование, которое должен выполнять каждый педагог,— строить воспитательно-образовательную работу с учетом возрастных и психологических особенностей детей, систематически изучать детей в процессе воспитания. “Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями”.

В полном соответствии с учением русских физиологов-материалистов Ушинский выражал твердую уверенность в том, что путем целенаправленного воспитания, опирающегося на изучение человека, можно “далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных”. И это, по его мнению, является самой главной задачей настоящей, гуманистической педагогики.

Среди наук, изучающих человека, К. Д. Ушинский выделял физиологию и особенно психологию, которые дают педагогу систематические знания о человеческом организме и его психических проявлениях, обогащают знаниями, необходимыми для практики воспитательной работы с детьми. Учитель-воспитатель, знающий психологию, должен творчески использовать ее законы и вытекающие из них правила в разнообразных конкретных условиях своей воспитательной деятельности с детьми разного возраста.

Историческая заслуга К. Д. Ушинского заключается в том, что он изложил в соответствии с научными достижениями того времени психологические основы дидактики — теории обучения. Он дал ценнейшие указания, как надо в процессе обучения путем упражнения развивать активное внимание детей, как надо воспитывать сознательную память, закреплять в памяти учащихся учебный материал путем повторения, которое является органической частью процесса обучения. Повторение, считал Ушинский, нужно не для того, чтобы “возобновить забытое (это же плохо, если что-нибудь забыто), но для того, чтобы предупредить возможность забвения”; всякий шаг вперед в деле обучения должен опираться на знания пройденного.

Ушинский обосновал с точки зрения психологии важнейшие дидактические принципы воспитывающего обучения: наглядность, систематичность и последовательность, основательность и прочность усвоения учащимися учебного материала, разнообразие методов обучения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: