Словесные игры для младшей группы детского сада

Словесные игры для детей 3-4 лет в детском саду

Словесные игры для детей 3-4 лет в детском саду

Словесная игра – эффективный способ развития самостоятельного мышления и речи у ребенка. Такой способ игры не требует специальных принадлежностей, она основывается на действии и разговоре играющих. В процессе игры перед ребенком ставятся разнообразные задачи, например, описать предмет или отгадать предмет по его описанию, найти общие и отличительные признаки предметов.

Значение словесных игр для детей 3-4 лет

Для ребенка 3-4 лет основной деятельностью является игра. Во время игры он находится в хорошем настроении, активен, открыт для общения и расположен к усвоению новых знаний.

В игре малыш не замечает, что его учат. Поэтому игры, а в частности словесные (устные) игры, активно используются воспитателями и педагогами детского сада для проведения обучающих занятий.

Такая игра решает многие педагогические задачи:

  • Развивается активная речевая деятельность и мышление (эти процессы тесно связаны между собой).
  • Дети хорошо усваивают новые слова и понимают их значение.
  • Ребенок учится правильному произношению звуков и слов.
  • Формируется его умение соотносить слово с предметом и действием, которое оно обозначает.
  • Дети учатся правильно строить предложения, четко выражать свои просьбы и эмоции.
  • Совершенствуется интонация и выразительность произношения.

Все взрослые люди хорошо знакомы со словесными играми. Компьютеры пришли в нашу жизнь не так давно, и в свое время мы все играли именно в такие игры.

Все помнят такие игры, как «испорченный телефон», «да и нет не говорите, черное, белое не берите», и много других. Все они имели огромное значения для развития нашей речи, логики, мышления. Чего стоило продумывать наперед ответы на каверзные вопросы, чтобы не проронить запрещенных слов, или придумывать именно эти каверзные вопросы, заставляя собеседника сболтнуть лишнего.

slovesnye-igry-dlya-detej-3-4-let-v-detskom-sadu.jpg

В зависимости от поставленных задач, устные игры условно разделяют на четыре группы.

К первой группе относятся игры, которые формируют у ребенка умение определять предмет, действие или явление по его признакам (например, «Отгадайте, что спрятано в коробке», «Угадайте кто пришел»).

Во вторую группу объединены игры, которые используются для формирования у ребенка умения сравнивать предметы и действия, самостоятельно делать выводы (например, «Небылицы», «Найди самый маленький и самый большой предмет»).

Третью группу составляют игры, благодаря, которым ребенок учится объединять предметы по их основным признакам (например, «Как объединить предметы одним словом?», «Назови то, что относится к посуде»).

В четвертую группу, объединены игры, которые способствуют развитию внимательности и скорости мышления (например, «Съедобное-несъедобное»).

Некоторые словесные игры требует небольшого реквизита, например, листка бумаги и карандаша. Игра «виселица» как раз одна из таких. Играя, ребенок не только развивает память и логику, но и развивает речь и словарный запас, а также зрительную память, правильно записывая слова на бумаге.

Развитие речи детей через словесные игры

В возрасте 3-4 лет у ребенка происходит заметный скачек в речевом развитии. Почти все дети этого возраста говорят достаточно хорошо, хоть и не совсем внятно. Часто возникают проблемы с произношением звуков. Ребенок хоть и умеет составлять не сложные предложения, высказывать свои мысли, но не всегда может составить простой и понятный рассказ.

Возраст 3–4 года — это как раз время, когда ребенок активно усваивает разговорную речь. Хороший результат в работе по развитию речи дает применение разнообразных словесных игр.

Богатейшей основой для устных игр может служить народный фольклор, например, детские потешки, песенки, заучивание стихов наизусть. Они характеризуются простой рифмой, эмоционально окрашены, включают в себя часто повторяющиеся сочетания звуков и слов. С их помощью у ребенка формируется умение правильно и четко повторять звуки, слова и словосочетания, развивается слуховое внимание, увеличивается словарный запас.

Особенно полезны для детей этого возраста рассказы и сказки с элементами артикуляционной (логопедической) гимнастики. Дети с удовольствием повторяют несложные упражнения для развития речевого аппарата (надувают щеки, играют языком, дуют, подражают животным).

В ходе игры, воспитатель должен помогать ребенку, чтобы тот избегал ошибок в произношении, в случае необходимости подталкивать его к правильному решению задачи.

Значение словесных игр для детей

Занимаясь с ребенком ежедневно всего по 15 минут, можно достичь хороших результатов в развитии его речи. Часто детям 5-6 лет логопеды ставят диагноз «дислория», что означает неправильное произношение звуков.

Если с ребенком 3-4 лет заниматься в игровой форме артикуляционной гимнастикой (следует только с помощью специалиста правильно подобрать словесные игры такой направленности), то проблем с произношением звуков у ребенка не будет. Возраст 3-4 года идеально подходит для полного «выговаривания» малыша, ему легко запоминать игры и простые тексты, и легко владеть язычком, чтобы правильно произносить сложные звуки.

Методика проведения словесных игр

В процессе игры воспитатель руководит ходом игры и обучает детей. Его речь должна быть грамматически правильной, спокойной, но одновременно эмоциональной. Нельзя направлять взгляд, мимику и жесты только одному игроку. Нужно переводить взгляд то на одного, то на другого ребенка, чтобы каждый думал, будто воспитатель обращается именно к нему. Поэтому текст игры, рассказа, небылицы или потешки он должен знать наизусть. Стоять или сидеть во время игры необходимо так, чтобы все дети могли видеть лицо воспитателя, следить за его глазами и движением губ.

Если родители весь день заняты на работе и с трудом выкраивают время на общение и игры с малышом, то время перед сном подойдет для этих целей как нельзя кстати. Купая кроху, переодевая его ко сну общайтесь и играйте.

Предложите называть определенные слова, сгруппировав их по единому признаку. Например, пусть малыш назовет 5-10 имен девочек, столько же имен мальчиков, названия цветов и прочее. Если с таким заданием он справился, можно усложнить требования и попросить назвать те же предметы, только чтобы они начинались на одну и ту же букву.

Для организации и проведения речевых игр психологами и педагогами разработаны специальные методические рекомендации.

  1. Выбор игры зависит как от возраста и уровня развития детей в группе, так и от задачи, которую ставит воспитатель или педагог-дефектолог. Задачи могут быть образовательные, воспитательные и коррекционные.
  2. Игра не должна быть слишком легкой, а то она не будет побуждать к умственной деятельности, и дети быстро потеряют к ней интерес. Также не должна быть слишком сложной, чтобы дети смогли находить правильные решения самостоятельно, а не только с помощью взрослого.
  3. Игра должна вызывать в детях положительные эмоции, поэтому в начале игры нужно создать игровое настроение. Если для игры нужно распределить между детьми роли, то можно использовать считалку, она отлично настраивает на игру.
  4. Чтобы словесные игры давали позитивные результаты, их нужно постепенно усложнять, добавлять новые элементы, можно использовать наглядные пособия. Однако, вводить новые игры надо постепенно.
  5. Игры необходимо организовывать так, чтобы задействованы были все дети. Даже если отвечать будет один ребенок, поиском правильного решения должны быть заняты все.
  6. Чтобы игры проходили эффективно, нужно чередовать работу со всей группой и индивидуальную работу с ребенком.
  7. Большое внимание следует уделять тому, чтобы дети строго придерживались правил игры. Это учит их быть дисциплинированными. Детям младшей детсадовской группы правила разъясняются в процессе самой игры.

Словесная игра может занимать любое место в педагогической деятельности воспитателя. Ее можно использовать во время занятий в группе, во время детских развлечений, и даже во время прогулки.

Для детей в возрасте 3-4 лет уже можно предлагать словесные игры с буквами. Это поможет крохе быстрее и эффективнее освоить алфавит, развивать память. Играя, можно в каждый новый день вырезать новую букву их цветного картона. Произнося слова на эту букву, ребенок сможет правильно ассоциировать их с начертанием буквы, что положительным образом скажется на его дальнейшем развитии и обучении.

Примеры словесных игр для детей 3-4 лет

В детском саду воспитатели проводят с детьми словесные игры не только с целью как-то заполнить их досуг, но и научить правилам игр в команде, координировать свои действия, развивать логику и мышление. Можно играть в группе на занятиях, когда на улице плохая погода, можно играть на прогулке, для этого не нужно никаких особых приготовлений.

Приведем примеры наипростейших словесных игр для детей 3-4 лет, которые можно использовать и в детском саду, и дома, и на прогулке, и по дороге домой.

«Подбери форму предмета»

Воспитатель предлагает фигуры: прямоугольник, круг, треугольник. Ребенок должен решить какой предмет похож на фигуру. Например, прямоугольник – окно, книга, альбом.
Можно играть наоборот. Педагог называет предметы, а дети определяют какая фигура им соответствует. Например, мяч, шарик, обруч – круг.

«Съедобное – несъедобное»

Для игры понадобится мячик. Дети могут построиться в круг, ведущий (это может быть воспитатель или другой ребенок) стоит в круге и держит мяч. Называя любое слово, он бросает мяч ребенку, который стоит в общем круге. Если слово обозначает съедобный предмет, то мяч нужно поймать. Если названный предмет не съедобный – мяч следует отбить или вернуть ведущему. Следующее слово загадывается следующему ребенку по кругу.

«Добавь слово»

Воспитатель называет предмет, а ребенок должен назвать его с ласкательно-уменьшительным суффиксом. Например, стул – стульчик, мяч – мячик, нос – носик. При этом тоже можно использовать мячик, а детей выстроить в линию или круг.

«Один – много»

Воспитатель называет один предмет, а дети должны назвать его во множественном числе. Например, рука – руки, дом – дома, шарик – шарики. При этом тоже можно использовать мячик, а детей выстроить в линию или круг.

«Объединение»

Воспитатель называет предметы, а дети должны объединить их по общим признакам. Например, морковь, картофель, помидор – овощи. Затем взрослый называет категорию предметов, а дети – то, что к ней относится. Например, одежда – юбка, шорты, кофта.

«Звукоподражание»

Педагог проговаривает повторяющиеся звуки, например, чу-чу-чу, баю-баю-бай, при этом меняя высоту голоса и темп произношения. Дети должны повторить.

«Кто что делает»

Воспитатель называет действие, а дети должны назвать тех, кто выполняет это действие. Например, прыгает – зайчик, лягушка.
Или наоборот. Воспитатель называет предметы, а дети называют действие. Например, солнце, лампа – светят.
Словесные игры не требуют дополнительного оборудования для проведения, просты и доступны всем.

Для того, чтобы играть в словесные игры, не надо специальной подготовки. Можно играть в дороге, когда вы занимаетесь домашними делами, пока вы сидите в очереди в поликлинике и других местах. Плюсов у такого времяпровождения более чем достаточно: это и развитие речи и памяти, и приобретения навыков ребенка связно строить предложения в рассказе, и тренировка памяти, мышления и быстроты реакции.

Вместо заключения

slovesnye-igry-dlya-detej-3-4-let-v-detskom-sadu.jpg

Л.Н. Толстой считал, что ребенок до 5 лет подобен губке и способен впитывать максимум информации. Чем больше с ним общаются, играют и занимаются его развитием, тем лучше будет развит ребенок, его логическое мышление, память и скорость реакции.

Читайте также  Индивидуальные занятия развитию речи детей

Не ленитесь заниматься с ребенком хотя бы 15 минут в день, каким бы сложным не оказался рабочий день, и эти занятия вернуться вам сторицей.

Веселые словесные игры с детьми

Малыши любят разговаривать. Это связано с тем, что они стремятся узнать о мире как можно больше. Дети повторяют слова за взрослыми, обогащая словарный запас и стараясь запомнить как можно больше слов.

Опытными специалистами разработаны специальные игры для обучения детей. Они направлены на развитие речи и, как правило, в эти упражнения играют в дошкольных учреждениях (ДОУ). Но каждая игра подбирается с учетом возрастных особенностей. Мы предлагаем изучить, в какие игры следует играть с младшей, средней и старшей группой ДОУ. Картотека словесных игр представлена многообразием выбора.

Игры для младшей группы доу

Если подобрать словесные игровые методы для компании маленьких правильно, они помогут в развитии речи и пополнении словарного запаса. С детьми младшей группы стоит поиграть в такие забавы:

  • Расположитесь в компании малышей и разучите с ними, как кричат домашние птицы. Например, куры –ко-ко-ко, гуси – га-га-га, утки – кря-кря-кря. Разделите детей на группы, каждая группа будет отвечать только за одну птицу. Называйте птицу, а дети, к которым она относится, будут кричать соответствующие слова.
  • Научите ребят объединять предметы в группы. Например: апельсин, яблоко, банан – фрукты, тарелка, чашка, вилка – посуда. Теперь попросите детей назвать одним словом овощи, одежду. Включите фантазию.
  • Попросите каждого участника назвать, какие предметы и каких людей он видит перед собой, за ним или рядом с ним. Так ребята научатся управлять пространственным воображением.
  • Соберите фотографии мам ребят группы. Каждый выбирает фотографию только своей мамы, после чего рассказывает о ней.

Дети в костюмах

Игры не только поспособствуют развитию речи, но и пробудят логическое мышление, что пригодится в старшем возрасте. Словесное творчество дошкольников в компании направлено на получение базовых знаний об окружающем мире.

Игры для средней группы доу

Дети средней группы любознательны и заинтересованы в изучении новых явлений. Они продолжают познавать окружающий мир, но уже опираясь на достижения прошлых лет. Ребята способны группировать предметы по признакам и знают, как эти признаки выделять.

Игры по развитию речи и внимания для средней группы основаны на побуждении малышей самостоятельно искать ответ на заданный вопрос. Занятия подразумевают, что ребенок уже практиковался на более легком материале, и выполнит задания сложнее. Итак, игры для средней группы:

  • Выберите одного из ребят. Пусть он выйдет из комнаты, а остальные придумают действие (танцевать, писать, умываться, плавать, бегать и т. д.). Дети не просто придумывают, они должны суметь показать его. Когда ребенок входит обратно в комнату, они произносит слова: «Что вы делали?». Остальная компания ему отвечает: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», после чего показывает ему это действие. Когда он угадывает, назначают другого ведущего.
  • Разделите малышей на группы. Каждая группа строит себе жилище из подручных средств. Воспитатель подходит к домику и спрашивает: «Кто в домике живет?». Ребята отвечают, изображая звуки животных. Например, мяу, гав, кря, хрю, ко и т. д. Чем больше животных, тем больше групп. Когда игра проходит впервые, не меняйте детей ролями, они запутаются и забудут, какое животное нужно изображать.

Эти игры комбинируйте с играми для младшей группы, в которые дети уже играли. Это способствует повторению и усвоению материала, развитию памяти.

Игры для старшей группы доу

Игра в доктора

Назначение игр для старшей группы отличается от предыдущих. Они направлены на выработку у ребят самостоятельного мышления, работоспособности, подготовку к длинным мыслительным процессам, развитие правильной речи. Для этой цели используются дидактические игры:

  • Назовите овощ, спросите: «Что съедобно?». Малыши отвечают, какую часть этого овоща можно есть. Обычно называют вершки или корешки.
  • Чтобы расширить словарный запас, назовите одно слово, например, овощи. Бросьте мяч одному из детей. Он называет несколько слов (яблоко, груша, апельсин), которые входят в группу овощей, и бросает мяч обратно. Проработайте с каждым ребенком в группе.

Дидактические игры по развитию трудоспособности подготавливают детей к самостоятельности, которая понадобится при поступлении в школу и для продолжения дальнейшего обучения.

Словесные ролевые игры

Ролевые дидактические игры направлены на глубокое познание детьми определенной жизненной отрасли и развитие речи. Таких упражнений можно придумать много, но без участия взрослых ничего не получится. Приведем пример ролевой игры с детьми.

Воспитатель, одетый как шеф-повар, входит в комнату, и говорит детям, что у него много дел, а помощников нет. Ребята соглашаются помочь и идут на кухню. Здесь предложите детям выполнить следующие задания:

  • Назовите продукт, попросите ребят определить, где хранится этот продукт (на столе, в холодильнике, в морозилке).
  • Попросите детей разделить посуду на кухонную и столовую.
  • Завяжите им глаза и попросите на вкус определить, какой продукт вы им дали.
  • Покажите малышам продукт, попросите назвать, какое блюдо можно из него приготовить, какие витамины содержатся в продукте.

Придумайте вопросы и задания в зависимости от ваших возможностей. Главное – направить детей на работу, заинтересовать в выполнении заданий.

Методы ролевых игр используются и для развития речи взрослых людей. Игры для взрослых используются, если вы хотите в игровом процессе расслабиться, развить внимание, память и речь.

Дидактический материал по теме «Детский сад. Дружба» 3-5 лет

Дидактический материал по теме «Детский сад. Дружба» 3-5 лет

Дидактический материал по теме «Детский сад. Дружба» для младшего дошкольного возраста.

Одна из задач воспитания — знакомство с детским садом как ближайшим социальным окружением ребёнка. Знакомить детей друг с другом, формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми педагогу позволяют различные игры, упражнения, художественное слово и другой дидактический материал.

Пальчиковые игры по теме «Детский сад. Дружба»

Пальчиковая игра «Дружат в нашей группе»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики. (пальцы рук соединяются ритмично в «замок»)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять, (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять. (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев)
Мы закончили считать. (руки вниз, встряхнуть кистями)

Пальчиковая игра «Если пальчики грустят»

Если пальчики грустят —
Доброты они хотят.
Если пальчики заплачут —
Их обидел кто-то значит.
Наши пальцы пожалеем —
Добротой своей согреем.
К себе ладошки мы прижмём,
Гладить ласково начнём.
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко.
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать.
(Ребята выполняют движения в соответствии с текстом)

Дружные физкультминутки

Физкультминутка «Покидаем детский сад»

Солнце скрылось за домами, («солнышко» над головой)
Покидаем детский сад. (шаги на месте)
Я рассказываю маме (показывают на себя, а потом на воображаемую маму)
Про себя и про ребят: (показывают на себя, а потом на других ребят)
Как мы хором песни пели, (далее движения по тексту)
Как играли в чехарду,
Что мы пили, что мы ели,
Что читали в детсаду.
(Г. Ладонщиков)

Стихи о дружбе и детском саде, тексты для чтения

Стихотворение «Сестрёнка»

Я утром в детский сад иду,
Алёнку за руку веду…
«Вот это настоящий брат!»
— Сказал один прохожий.
Уж если люди говорят,
Так, значит, — мы похожи.
А девочка Алёнка
Мне вовсе не сестрёнка.
(Б. Иовлев)

Стихотворение «Наши полотенца»

Мы картинки разные
Сами рисовали,
Их над полотенцами
Сами прибивали.
Полотенце Олино
Саша не возьмёт:
С птичкой он не спутает
Синий самолет.
Знает свой кораблик
Боря — новичок,
Миша — землянику,
Машенька — волчок.
У Сережи — яблоко,
У Володи — груша,
А картинку с вишнями
Выбрала Катюша.
Бабочка — у Игоря,
Заяц — у Наташи…
Мы совсем не путаем
Полотенца наши.
(Н. Найденова)

Рассказ «Как Маша стала большой» Е. Пермяк

Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Всё перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела. И причёску, как у тёти Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала. Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали. Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:
— Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься?
А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла её, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:
— Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метёт, но и посуду моет.
Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без причёски. Без бус. Без часов. Не они, видно, маленьких большими делают.

Коммуникативные игры для детей младшего дошкольного возраста

Игра «Шляпа для знакомства»

Реквизит: забавная шляпа, кепка или другой головной убор. Воспитатель примеряет эту шляпу каждому ребёнку и просит его представиться, т.е. назвать своё имя, фамилию и отчество. Можно усложнить правила, добавив, чтобы ребёнок рассказал, как зовут его маму и папу, какими делами он любит заниматься в семье (как именно помогать в домашних делах).

Игра «Шёл по крыше муравей»

Воспитатель говорит первые строки, которые не меняются, а в последней произносятся по очереди имена всех детей группы. Потом, когда дети запомнят стихотворение, педагог предлагает им произносить все строчки хором. Можно заменить муравья воробьём или кем-то в рифму. Неизменная часть:
«Шёл по крыше муравей,
Собирал своих друзей,
Много, много, много нас…»
Меняющаяся строка: «Встанут Танечки (Ванечки, Анечки, Катеньки и т.п.) сейчас.

Игра — стихи «Дружный круг»

Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.
Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту:
Если вместе соберёмся,
Если за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся,
Хлоп-хлоп!
Топ-топ!
Прыг-прыг!
Шлёп-шлёп!
Прогуляемся, пройдёмся, Как лисички… (мышки, солдаты,)

Коммуникативная подвижная игра «Шла коза по лесу»

Игроки встают в круг, коза — в центре. Все идут по кругу в правую сторону, а коза — влево. Коза выбирает кого-то из ребят, выводит в середину круга. Они исполняют движения в соответствии со словами. Все стоящие в кругу повторяют движения за ними.
Шла коза по лесу, по лесу, по лесу.
Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Головкой покачаем, покачаем, покачаем.
И снова начинаем, начинаем, начинаем…
Теперь в кругу выбирают себе пару уже два человека. Игра продолжается до тех пор, пока почти все дети не встанут в круг.

Читайте также  Развивающие игрушки ребенка трех лет

Коммуникативная игра «Наши имена»

Цель: помочь детям и воспитателю запомнить имена детей группы, способствовать развитию внимания, координации движений.
Ход: Дети сидят на стульчиках. Каждый участник должен хлопнуть один (три) раз, повернуть голову к сидящему рядом, улыбнуться ему и громко, чётко назвать своё имя.
Обратить внимание и отметить, кто произнёс своё имя чётко, с гордостью; кто — тихо, словно оно ему неприятно.

Правила поведения в детском саду в стихах

«Помогай нянечке убирать посуду со столов»

Все поели, поднялись
И к игрушкам разошлись.
Стали дети развлекаться.
Кто же будет убираться?
Кто посуду унесёт?
Кто столы потом протрёт?
Чтобы мухи не водились
И на крошки не садились,
Ну-ка быстренько, без слов,
Убираем со столов!
И с посудою, как можем,
Нашей нянечке поможем!

«Не дразнись и не обзывайся»

Обезьянка-задавака
Всех вокруг дразнила:
Зайца, Белочку, Собаку,
Льва и Крокодила.
Обзывалась как попало,
Брызгалась из лужи —
И теперь одна осталась,
С ней никто не дружит.
Обезьянка, будь умнее,
Лучше постарайся
Стать приветливей, добрее
И не обзывайся!
Будут все с тобой дружить,
Веселее станет жить.

«Учись ладить с ребятами»

Раньше маленький Пингвин
Был совсем-совсем один,
Он с другими не играл
И поэтому скучал.
Но теперь он изменился.
Он со всеми подружился,
Веселиться и хохочет,
Уходить домой не хочет.
Ведь с друзьями интересно —
Это каждому известно!

«Решай споры словами, а не кулаками»

Играть с Енотом не любили.
Не раз Еноту говорили,
Что в споре кулаки мешают:
Они проблемы не решают!
Енот понять и не пытался.
Чуть что — он сразу с кем-то дрался.
И вот теперь один сидит,
Вздыхает тяжко и грустит.
Никто с ним больше не играет,
К себе его не приглашает.
Все просто, если разобраться:
Не надо вам с друзьями драться!

«После туалета обязательно мой руки»

Милый друг, запомни это —
Руки после туалета
Вымой тёплою водой.
Чтобы не попали в рот,
Чтоб не заболел живот,
Чтоб с тобой, мой друг, беда
Не случилась никогда!

«Не стесняйся отпроситься в туалет»

Зайчик крепко спал сначала.
Вдруг проснулся, ясно стало —
В туалет пора сходить.
Не осмелился спросить,
Можно выйти или нет,
Чтобы сбегать в туалет.
Он молчал, терпел, старался,
Крепко за живот держался,
Зубы сжал что было сил —
Но кроватку промочил!
И живот потом болел.
Так зачем же он терпел?!
Это вредно, в самом деле!
Если очень захотели,
То беды здесь, право, нет
Отпроситься в туалет.
Воспитатель никогда
Не захочет вам вреда.

«Не обижай никого вокруг»

Как-то серого Волчонка
Взяли Зайчики в игру.
Перессорил всех Волчонок
И обидел детвору.
Он хвалился и дразнился,
И обманывал Зайчат,
И теперь его Зайчата
Даже видеть не хотят!
Это ссора. Вот досада!
Обижать друзей не надо,
Не нужны нам злые ссоры,
Слезы, споры и раздоры.

«Не уходи из сада один, дождись родителей»

Зайчик мамы не дождался
И домой засобирался:
— Мне совсем недалеко,
Добегу один легко!
Тетя Утка не пускает,
Зайцу строго объясняет:
— Никогда, прошу, друг мой,
Не ходи один домой!
Лучше маму подожди,
Только с мамой уходи!

Данный материал пригодится для тематических недель: «Здравствуй, детский сад», «Ты и я друзья», «Хорошо у нас в саду, закрепление», «До свидания, лето. Здравствуй, детский сад!», «Наш детский сад», «Со мной мои друзья», «Наш любимый детский сад!», «Мы дружные ребята».

Картотека словесных игр для детей 2 младшей группы картотека по развитию речи (младшая группа)

Дидактические игры для развития речи детей второй младшей группы

Дидактические игры для развития речи детей второй младшей группы.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме речевого развития и воспитания детей, являющейся одним из компонентов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир, является средством общения. Дети, не получившие соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Поэтому нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.

Дошкольный возраст благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, пробуждает интерес к окружающему миру. Задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться постоянно, звучать в беседах с детьми, проходить через все режимные моменты.

Представляем вашему вниманию несколько пособий для развития речи, которые мы изготовили для детей.

Дидактическое пособие «Дерево»

Для изготовления пособия мы использовали разнообразные материалы.

Основа пособия – картинки, символизирующие последовательность времён года (весна, лето, осень, зима).

В комплекте имеются предметы и детали, отражающие характерные признаки времён года (поделки из фетра, мелкие игрушки, искусственные цветы, листья деревьев, муляжи фруктов и т.д).

Пособие привлекает детей яркостью, мобильностью, с ним можно играть как на столе, так и на коврике, простотой в использовании (картинки крепятся на липучки).

Играя, дети узнают названия времен года, птиц, ягод, цветов, насекомых, животных, это способствует расширению и обогащению словаря детей. Так же с помощью него малыши развивают мелкую моторику и активную речь, составляют предложения, словосочетания. Учатся играть совместно друг, с другом развивая диалогическую речь, формируя коммуникативные качества.

Примеры игр, которые мы используем:

1.На столе разложены все карточки, предметы, ребенок берет предмет или картинку, называет его и крепит к соответствующей стороне дерева.

2. Ребенок называет насекомых изображенных на картинках, произнося вслух, например, бабочка и что она делает, например: бабочка летает, бабочка села на дерево или жук ползает и прикрепляет их на пособие — бабочку вверху на дерево, а жука вниз на травку.

3. Задавать вопросы детям. У игрушки лягушонка зонтик, почему? (Ребенок отвечает: идет дождь). Куда поставим лягушонка? (Ребенок ставит). Снеговик сделан из чего? (Из снега). Где должен стоять снеговик? Когда ребенок ставит снеговика, можно спросить, почему он поставил сюда? и т.д.

4. Играем в игру «Путаница». На дереве все прикрепленные предметы перепутаны. Дети исправляют и объясняют, почему так, а не иначе.

Следующие пособия «Огород» и «Фруктовое дерево».

Первое пособие состоит из игрового поля макета «Огород» выполнено в виде грядок на тканевой основе с поролоновым наполнителем, которые плотно уложены в коробку, с длинными прорезями, в которые раскладываются различные овощи, сшитые из фетра.

«Фруктовое дерево» сделано из фанеры, раскрашено акриловой краской, с двух сторон на кроне дерева нарисованы контуры фруктов, на которые приклеены липучки. На него крепятся объемные фрукты, вязанные из шерстяных ниток.

Данные пособия знакомят детей с овощами и фруктами. Дети упражняются в назывании, подборе прилагательных, глаголов к существительным. Учатся различать овощи и фрукты по внешнему виду, описывать их по характерным признакам: правильно называть цвет и форму.

Развивают связную речь, составляют предложения, рассказы. Дети сравнивают предметы путем приложения и наложения, развивают мелкую моторику.

Предлагаем несколько вариантов игры:

1.Игра «Собираем урожай»

Ребенку предлагается помочь собрать урожай. Предлагается ребёнку рассмотреть овощи, назвать их (форма, цвет, величина, где растёт). По просьбе воспитателя ребенок постепенно собирает в корзину один вид овощей, называя овощи, их форму и цвет, затем собирает следующий вид овощей.

Так же с фруктовым деревом, нужно развесить фрукты на дереве с двух сторон, называя фрукт, его цвет, форму. Когда ребенок справится с заданием, попросить его собрать урожай. Такие упражнения отлично развивают мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Следующая игра «Найди и назови овощи и фрукты»

Перед детьми раскладываются различные фрукты и овощи. Ребёнок берёт фрукт или овощ, называет его, описывает (цвет, форма, размер, вкус) так дети подбирают прилагательные к существительным (яблоко – красное, круглое, маленькое, сладкое). Затем ребёнок крепит фрукт на дерево, а овощ на грядку, проговаривая, морковь растет на грядке, яблоко висит на дереве. Дети учатся употреблять в речи предлоги.

3. Дети очень любят играть в «Магазин», играя они, учатся составлять описательный рассказ.

Панно «Домашние и дикие животные«

Панно состоит из двух частей с изображением деревни и леса, на котором расположены металлические шайбы, так же в набор входят карточки на магнитиках:

домашние животные (корова, лошадь, коза, баран, ослик, собака, кошка, свинья, кролик)

птицы (петух, курица, индюк, гусь, утки)

дикие животные (ёжик, заяц, белка, лиса, волк, кабан, лось, медведь). Карточки магниты удобны в применении, дети могут располагать на панно в любое место, используя речь.

В работе с панно, мы пользуемся такими играми, как «Песенки животных»

Показываем детям карточки с изображением домашних и диких животных. Вместе с детьми рассматриваем животных, выделяя их внешние признаки.

Дети называют животное, имитируют их звукоподражание.

Эта игра способствует обогащению словаря детей, усвоению обобщающего понятия «домашние животные», «дикие животные», учит отличать животных друг от друга по внешним признакам, имитировать их звукоподражания.

Игра»Кто лишний?» Выкладываем на панно животных, например: среди домашних животных, добавляется любое дикое животное, и просим детей найти лишнее животное и вернуть его в свою среду обитания.

Малыши по возможности комментируют свои действия: «Волк живёт в лесу», «Корова живёт в деревне». Играя дети, закрепляют знания о диких и домашних животных, места их обитания, группируют их по классификации (домашние и дикие). Учатся составлять предложения.

Игра «Угадай животное». Это игра для дружной компании. Картинки с изображением животных перевернуты и, перемешаны, сложены в кучку. Каждый участник по очереди достаёт картинку и озвучивает животное, которое там изображено, а остальные должны угадать, что это за животное. Эта игра способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром.

Представляем вам дидактическое пособие «Разноцветные кармашки»

Пособие представляет собой разноцветные карманы, пришитые на плотную тканую основу из разных видов ткани и цвета, и каждый карман расстегивается и застегивается с помощью пуговицы, кнопки, липучки, ленточек ит.д.

Дети расстегивают карманы и раскладывают предметы по кармашкам, в соответствии с их цветом. По возможности называют цвет.

Еще один вариант игры: Ребенок открывает карман, не заглядывая внутрь и не доставая то, что там лежит, на ощупь отгадывает, описывая этот предмет. С помощью этих игр дети развивают речь, мелкую моторику, тактильные ощущения и сенсорное восприятие.

Пособие – книжка «Дом», «Ферма»

Это дидактическое пособие создано для развития связной речи детей от 3 лет.

Пособие, в котором главный герой сам ребенок. Ребенок называет предметы, которые изображены на картинке, перечисляет, что видит. Потом называет, одним словом. Например, шкаф, стул, диван – мебель; комната, прихожая, кухня – дом и т.д. Учится употреблять в речи предлоги, согласовывать прилагательные с существительными, существительные с глаголами (я сел на диван, я подошел к холодильнику и т.д).

Читайте также  Развивающие игрушки в астане

У меня в руках своя фотография, у ребенка своя, предлагаю пойти ко мне в гости. Произнося вслух, что я делаю: я открываю дверь, а ты? Ребенок отвечает или повторяет. Я приглашаю тебя пройти на кухню, пойдем? Я сажусь за стол, а ты? Помогаю ребенку отвечать предложением. Спрашиваю, как называются те или иные предметы, указывая на них (например, холодильник, плита, стол и т. д.). Поинтересоваться, для чего они нужны.

С пособием «Ферма» действовать аналогично. Показываю ребёнку картинки с животными, рассматриваем их внимательно. Рассказываю малышу, где обитает то или иное животное, чем оно питается. Одновременно знакомлю ребёнка с голосами и звуками животных. Показываю ребёнку картинки и прошу назвать изображённых животных и вспомнить, кто какие звуки издаёт.

Это пособие способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром.

Игры осенью для детей младшей группы в детском саду

Игры осенью для детей младшей группы в детском саду

На полу — два кружка (серединки ромашек). На некотором расстоянии от них — две кучки лепестков. По команде два участника собирают каждый свою ромашку. Победит тот, кто быстрее это сделает.

Игра «Листопад»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Ветер дует, задувает,

Ветер дерево качает.

(Поднимаем руки вверх, качаемся из стороны в сторону.)

На траву, на кочки.

(Приседаем и встаём.)

Ветер дует, задувает,

Ветер листики срывает.

(Поднимаем руки вверх, потом опускаем вниз.)

Как же веткам не дрожать?

Как им листья удержать?

(Руки перед собой, трясём кистями.)

Листья в воздухе кружатся,

Листья на траву ложатся.

(Кружимся на месте, потом приседаем.)

Мы сейчас пойдём гулять.

Будем листья собирать!

Игра «Осенние листья»

На полу — красные, жёлтые и оранжевые листья, вырезанные из бумаги. Дети разделены на три команды, каждая собирает листья своего цвета. Победит команда, которая выполнит задание быстрее других. Игру можно повторить, распределив цвета иначе.

Игра «Кленовые листья»

Слушаем стихи и делаем весёлый массаж: касаемся ладошками разных частей тела.

Как красивы листья клёна –

Красный, жёлтый и зелёный!

Листья с дерева упали,

Нам на голову попали.

На затылок, на макушку,

А с макушки и на ушки.

А ещё на лоб упали,

А ещё на нос попали.

Листья падают на плечи

И слетают на живот.

И ещё потом на плечи,

Ну а с них и на живот.

Листья падают на ручки,

Листья падают на ножки.

Уж повсюду листьев кучки,

В листьях — травка и дорожки.

Игра «Листья падают»

Ладошки — как кленовые листики. Воспитатель называет части тела (например: «Листья упали на коленочки», «Листья упали на живот»). К тому, что названо, дети должны быстро прикладывать ладошки, будто туда упали листики.

Игра «Овощи»

Воспитатель поочерёдно называет овощи. Дети должны их изобразить. Капуста — показать руками, какая она круглая; морковка — соединённые руки вверх; кабачок — соединённые руки вниз; и т. д.

Пальчиковая игра «Огород»

Слушаем стихи и загибаем пальчики.

Огород у нас хорош!

Где ещё такой найдёшь?!

Как богат наш огород!

Что растёт, покажем.

И про всё расскажем

Здесь у нас не пусто.

Вот укроп, а вот петрушка,

Это свёкла и картошка,

Это тыква и горох.

Урожай совсем не плох!

Репа, редька и морковка.

Много разных овощей.

Мы наделаем салатов

И наварим вкусных щей.

Игра «Хомкина зарядка»

Воспитатель читает стихотворение, сопровождая чтение движениями. Дети выполняют эти движения.

Потом воспитатель предлагает: по желанию каждый из участников игры может придумать и показать какое-нибудь упражнение, а остальные будут повторять его.

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Хомка, Хомка, Хомячок –

Хомка рано встаёт,

(Поднимаем руки вверх.)

Щёчки моет, носик трёт.

Подметает Хомка хатку

(Машем руками из стороны в сторону.)

И выходит на зарядку.

(Поднимаем руки вверх, потом разводим их в стороны.)

Игра «Наша зарядка»

Слушаем стихи и показываем то, о чём говорится.

Три-четыре — руки вверх.

Семь-восемь — руки вверх.

А потом всё повторяем.

Игра «Яблоки»

Слушаем стихи и показываем то, о чём говорится.

Яблочки на веточках

(Поднимаем руки вверх.)

И достать нам яблочки

(Подпрыгиваем на месте.)

Встали мы на цыпочки,

Тянем ручки, ножки.

(Встаём на цыпочки и тянемся вверх.)

А потом мы веточки

На траву густую.

(Опускаем руки вниз.)

Сложим их в корзиночку –

Мы найдём пустую.

(Показываем, как складываем яблоки в корзиночку.)

Игра «Передай яблоко»

Дети встают в круг. Звучит музыка. Дети передают по кругу яблоко (мячик). Неожиданно музыка прерывается. Тот, у кого в этот момент оказался мячик, выходит из игры.

Игра «Голоса животных»

Слушаем стихи и повторяем голоса животных.

Маленький Барашек За рекой живёт.

А Козлёнок, сын Козы,

Игра «Барашек»

Слушаем стихи и делаем весёлый массаж: касаемся пальчиками разных частей тела.

Погладим мы кудряшки

У нашего Барашка.

Где кудряшки растут?

И вот здесь, и вот тут.

И на лбу, и на головке.

Можем их погладить ловко.

И на грудке, и на спинке

Мягко так, как на перинке.

Много шёрстки на боках,

Будто в мягких облаках.

На животике, на ножках

И на хвостике немножко.

У нашего Барашка!

Игра «Домик»

Слушаем стихи и выполняем движения руками.

Мы построим новый дом.

Постучим мы молотком.

(Стучим кулачком о кулачок.)

Домик выше, выше, выше –

(Ставим одну ладошку на другую.)

Добрались уже до крыши.

(Поднимаем руки вверх.)

(Прикрываем глаза ладошками и убираем ладошки.)

В домик попадаем!

(Разводим руки в стороны.)

Игра «Отгадай животное»

Водящий (в этой роли могут выступать поочерёдно сами дети) изображает походку, повадки, голос домашнего животного (корова, коза, курица, петух, кошка, собака и др.). Остальные должны отгадать.

Игра «Гуляем под дождём»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Дождь на улице опять.

(Трясём кистями рук.)

Всё равно пойдём гулять.

Дует ветер без конца.

(Делаем руками перед собой волнообразные движения.)

(Поднимаем руки вверх, качаемся из стороны в сторону.)

Дождик капает из тучки.

(Трясём кистями рук.)

Мы шагаем по дорожке.

Дождик капает на ручки,

(Барабаним пальцами одной руки по другой руке.)

Дождик капает на ножки.

(Касаемся ног кончиками пальцев.)

Дождик капает сильнее.

Где же лужицы поуже?

(Разводим руки в стороны, а потом сводим их перед собой.)

Мы пройдём, ведь мы сумеем

Перепрыгнуть через лужи!

Игра «Дождик»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Дождь из этой тучки лил,

А из этой — моросил.

(Поднимаем руки вверх, трясём кистями.)

Дождик землю намочил,

Всюду луж больших налил.

(Машем кистями рук перед собой, затем разводим руки в стороны.)

Дождик нам не нужен.

Скачем через лужи.

(Двигаем головой из стороны в сторону, затем прыгаем на месте.)

С бугорка на бугорок.

(Делаем шаг влево и ещё влево, затем шаг вправо и ещё вправо.)

Игра «Лужи»

На полу — листы бумаги. Это лужи. Дети должны добежать до другого конца комнаты, обежав все лужи. На них наступать нельзя. Тот, кто наступил, выходит из игры. Воспитатель определяет победителей.

Загадки про птиц

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Кто уселся на суку

И кричит «ку-ку, ку-ку»? (Кукушка.)

Кто-то чёрный и большой

К нам спустился с крыши.

Прячьтесь, муха и комар!

Кто кричит здесь «кар-кар-кар»? (Ворона.)

Ищет зёрнышки в пыли,

Скачет, ростом невелик,

В парке на дорожке.

Что за серый озорник

Всё кричит «чирик-чирик»? (Воробей.)

Игра «Воробей»

Воспитатель называет действия, которые совершает воробей. Дети выполняют эти действия. Например: воробей прыгает (все прыгают), воробей летит (все машут руками), воробей клюёт зёрнышки (можно стучать указательным пальчиком правой руки по ладошке левой), воробей прячется (все приседают и закрывают голову руками).

Игра «Птички»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

(Машем руками, как крыльями.)

Стали ягоды клевать,

Своих деток угощать.

(Стучим указательным пальчиком одной руки по ладошке другой.)

(Машем руками, как крыльями.)

Стали ягоды клевать,

Своих деток угощать.

(Стучим указательным пальчиком одной руки по ладошке другой.)

Игра «Собираем ягоды»

Воспитатель обращает внимание детей на то, что рябина растёт высоко (это же дерево), а клюква — низко (это же маленькие кустики), после чего объясняет правила игры. Если воспитатель произносит слово «рябина», дети поднимают руки вверх (рвут рябину), а если слово «клюква», — приседают (собирают клюкву).

Игра «Мишкин дом»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Мишка по лесу гулял

И грибов насобирал.

Мишка строит новый дом,

(Складываем руки над головой домиком.)

Будет спать спокойно в нём.

(Кладём ладошки под щёчку.)

Под высокою сосной

(Поднимаем руки вверх.)

Появился дом большой.

(Разводим руки в стороны.)

И на мягкую кровать

Мишка лёг поспать.

Игра «У медведя во бору»

С помощью считалки выбирают Медведя. Он садится в сторонке. Остальные участники игры ходят рядом, собирают ягоды и произносят:

У Медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А Медведь не спит

И на нас глядит.

После этих слов Медведь начинает ловить детей. Того, кто ему попался, он забирает в свою берлогу.

Пальчиковая игра «Пятнышки»

Слушаем стихи и загибаем пальчики — считаем пятнышки.

Хочется коровке божьей

Ну давайте ей поможем –

Будем пятнышки считать.

Раз — кружочек чёрненький.

Два — кружочек чёрненький.

Краска ещё есть.

Семь — последний кружок.

Краски больше нет.

Полети на лужок.

Всем от нас привет!

Игра «Найди божью коровку»

Дети — божьи коровки. Водящий (им может быть воспитатель или кто-то из детей) говорит:

Принеси нам хлеба.

Чёрного и белого,

Только не горелого.

Пока звучат эти слова, дети бегают по комнате и, изображая божьих коровок, машут руками, а потом приседают и замирают. Шевелиться нельзя. Тот, кто пошевелился, выходит из игры.

Игра «Щука»

Слушаем стихи и выполняем различные движения. Щука плавает в воде,

Щука плавает везде.

(Делаем движения, как будто плаваем.)

На поверхность выплывает,

(Поднимаем руки вверх.)

А потом на дно ныряет.

Щёлк зубами злая щука,

А потом сидит без звука.

(Полусогнутыми ладошками изображаем пасть щуки.)

Хочет рыбку там поймать.

Как увидит рыбку — хвать!

(Делаем руками перед собой хватательные движения.)

Игра «Вылови рыбок»

На полу или на столе — рыбки, вырезанные из картона (к каждой прикреплена скрепка). Также для игры нужна удочка — палочка со шнурком, на конце которого привязан магнит. Победит тот, кому удастся выловить рыбок больше, чем другим.

Чтобы спасти рыбок от щуки, мы должны переселить их в другой водоём. Для этого давайте выловим рыбок и поместим в приготовленное ведёрко.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: