Сенсорное развитие детей в дошкольном образовательном учреждении

Сенсорное развитие детей в дошкольном образовательном учреждении

Библиографическая ссылка на статью:
Лисс О.В. Организация сенсорной среды в условиях дошкольного образовательного учреждения // Современная педагогика. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/09/5817 (дата обращения: 04.10.2021).

Научный руководитель: Н. А. Семенова, канд. пед. наук, доцент

Формирование всесторонне развитой и гармоничной личности – одна из важнейших задач дошкольного детства, развитие которой основывается на принципах ФГОС дошкольного образования: полноценное проживание ребенком этапов детства; индивидуализация дошкольного образования;

содействие и сотрудничество детей и взрослых; поддержка инициативы детей, сотрудничество с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и действий, возрастная адекватность дошкольного образования; учет этнокультурной ситуации развития детей.

Первый шаг ребёнка в познании мира определяется чувственным опытом или «живым созерцанием» – работой сенсорных процессов: ощущения, восприятия, представления. Их развитие создает необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления и др.).

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире [1, с. 7].

Проблему восприятия и его развития в дошкольном детстве в своих работах изучали отечественные и зарубежные ученые: Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, В.З. Денискина, Л.И. Солнцева, Г.В. Григорьева, Л.И. Плаксина, Е.Н. Подколзина, Э.Дж. Айрес, У. Кислинг, М. Монтессори. Они рассматривали чувствительность ребенка к тем или иным воздействиям окружающего мира и разрабатывали пути благоприятного развития и воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе. Для полноценного развития восприятия необходимо создавать сенсорную развивающую среду, которая оказывается влияние на развитие зрительного, слухового, тактильного и мышечного восприятия у дошкольников [2].

На сегодняшний день, одна главных задач детского сада – формирование у детей представлений о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны по словам А.В.Запорожца – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер [3, С. 144]. Свои эталоны имеются в слуховом восприятии, свои – во вкусовом и обонятельном восприятии.

Работа по формированию сенсорных эталонов проходит по разному. Л. А. Венгер опираясь на особенности каждого возраста выделил основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до шести лет.

Таблица 1. Задачи сенсорного развития от рождения до шести лет

Возраст

Задачи

  • Обогащать впечатления;
  • Развивать внимание за движущимися яркими предметами;
  • Учить брать предметы разной формы и величины.
  • Научить выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов;
  • Накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
  • Формировать устойчивые сенсорные эталоны закрепленные в речи (цвет, геометрическая форма, величина);
  • Учить соотносить по величине несколько предметов;
  • Учить группировать путём обследования предметов: по цвету и форме вокруг образцов-эталонов;
  • Учить описанию формы, выполнять сложные глазомерные действия.
  • Знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур;
  • Соотносить по величине, элементы ряда, состоящего из большего количества предметов;
  • Развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Организация сенсорной среды в условиях ДОУ может быть организована через сенсорный уголок или сенсорную комнату. Мы проанализировали достоинства и недостатки каждой из формы сенсорной среды и отразили их в таблице № 2.

Таблица 2. Виды организации сенсорной среды

сенсорный уголок

сенсорная комната

помещение

назначение

  • Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. Д.);
  • Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
  • Создания положительного, эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;
  • Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
  • Повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников

наполнение

  • Стимулирующая активирующая развивающая среда;
  • Пособия и дидактические игры.
  • Стимулирующая активирующая развивающая среда;
  • Пособия и дидактические игры;
  • Цвето – звуковой дизайн, эстетическое оформление, техническое оснащение.

Качество и количество наполнения

Таким образом, сенсорные зоны и сенсорная комната дают возможность дать всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами, но различаются по полноте и качеству оснащения. Сенсорная комната, имеет больше возможностей поскольку она дополняется цвето – звуковым дизайном, эстетическим оформлением, техническим оснащением даст более положительный результат, а сенсорная зона, созданная в условиях группового помещения детского сада это адаптированный вариант сенсорной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования, поэтому возможностей для развития меньше.

Основу сенсорной среды составляют специальные средства, средства сенсорного развития – это предметы или их совокупность способствующие развитию сенсорного восприятия окружающего мира.

К средствам сенсорного развития относятся:

  • предметная среда (мебель, вещи, игрушки, мягкие модули, музыка, свет, запахи);
  • объекты живой и неживой природы (камни, песок, ракушки, растения и т.д.);
  • дидактические игры по сенсорному воспитанию;
  • наборы для творчества;
  • средства обеспечивающие движения крупные и мелкие;
  • предметы быта и специальные предметы (гладильная доска, грабли и т.д.)

Но эти средства необходимо правильно использовать, поэтому в психолого-педагогической литературе описаны специальные методы и приемы сенсорного развития.

Методы и приемы сенсорного развития – это способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности воспитателя и ребёнка, направленной на решение задач сенсорного воспитания и развития в процессе обучения.

К методам и приемам сенсорного развития можно отнести практические методы обучения, которые используются для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний. Во время их применения используются следующие приемы: планирование выполнения задания, постановка задания, оперативное стимулирование, контроль и регулирование, анализ результатов, определение причин недостатков.

Практические методы сенсорного развития бывают следующими:

  • упражнения;
  • исследовательские действия (выявление свойств, эксперимент, сравнение, наблюдение);
  • игра.

Только совокупность правильно подобранных средств и используемых методов и приёмов сенсорного развития могут обеспечить организацию полноценной сенсорной среды в условиях ДОУ.

Нами было проведено исследование на предмет организации сенсорной среды в условиях ДОУ. В исследовании участвовали десять ДОУ ЗАТО Северска. Результаты исследования представлены в таблице 3.

Таблица 3. Интервью по теме организации сенсорной среды в ДОУ ЗАТО Северска

Сенсорное развитие детей раннего возраста

Только что рожденный на свет ребенок уже сразу готов взаимодействовать с окружающим миром: он наблюдает за окружающей действительностью, улавливает звуки, чувствует температурные колебания. В переводе с латыни термин сенсорика «sensus» — это восприятие.

Сенсорное восприятие – это знакомство ребенка с особенностью окружающих предметов с помощью чувственных органов (зрение, слух, осязание, обоняние, вкусовые рецепторы) и дальнейшее формирование индивидуальной картины мира. Ознакомление с действительностью у ребенка происходит с восприятия явлений окружающей среды и свойств предметов, находящихся вокруг нас. На воспринимаемых образах формируется мыслительная деятельность, воображение, запоминание. От целостности восприятия напрямую зависит дальнейшее умственное развитие малыша.

На этапе раннего детства дети особенно восприимчивы к сенсорным воздействиям. Неправильное сенсорное развитие очень трудно, а порой, невозможно, компенсировать.

Сенсорное восприятие — главный источник к познанию и заслуженно считается фундаментом в этой сфере.

В зависимости от воспринимаемых явлений восприятие разделяется на следующие виды:

  • восприятие формы: возможно различение предметов ребенком еще до года;
  • восприятие величины;
  • цветовое восприятие;
  • восприятие пространства: происходит через визуальное наблюдение за предметами и за их перемещением, происходящих с ними изменений, пропорций и их положения при движении;
  • временное восприятие;
  • восприятие телесных манипуляций;
  • восприятие звука: происходит через прослушивание музыкальных произведений, человеческой речи, звуков, издаваемых животными.
  • и т.д.

Все разновидности восприятия дети усваивают в разном возрасте с опорой на ранее приобретенные знания и представления. Для правильного построения восприятия существует целая система обучающих приемов, опирающихся на психологические закономерности.

Роль сенсорного развития для малышей

Сенсорное развитие ребенка – это усвоение понятий о предметных свойствах (форме, цвете, величине) и формирование восприятия. Оно является основой развития умственных способностей и оказывает прямое воздействие на дальнейшее обучение.

В будничной жизни малыш осваивает разновидности форм, красок, материалов и остальных свойств предметов и явлений, слушает музыкальные произведения и разглядывает живопись. При отсутствии руководства взрослых он воспринимает все так, как у него получается. Самостоятельное усвоение нередко бывает неполноценным. Поэтому необходим контроль и помощь со стороны взрослого. Только взрослому под силу показать малышу всю красоту и многообразие нашего мира, а также помочь правильно усвоить и закрепить словесно свойства предметов, явлений. Для сенсорного развития детей раннего возраста нужно организовать соответствующее обучение, сделать его многоступенчатым, постепенно продвигаясь вверх.

Одной из целей сенсорного развития является формирование у малышей определенных эталонов. Формирование правильных эталонов очень важно для дальнейшего обучения. И этот процесс не закончиться детством, а будет продолжаться на протяжении всей нашей жизни. Ведь малышу необходимо не только правильно определять и называть различные свойства предметов, но и иметь знания об их разнообразии и, самое главное, уметь применять эти знания для анализа различных свойств предметов, объектов, явлений в различных ситуациях. Например, цветовым эталоном будут семь цветов радуги, эталон формы – простейшие фигуры.

Важность сенсорного развития неоценима. При правильном обучении необходимо разрабатывать и использовать способы развития восприятия, основной целью которых будет вооружение ребенка культурой сенсорного воспитания.

Развиваемые посредством сенсорики умения и навыки

Начальные знания и умения малыша в различных сферах складываются в результате наблюдений за характерными признаками предметов и должны использоваться в последующей деятельности.

  1. Для придания изображаемому предмету в рисовании сходства с настоящим необходимо заметить его цветовые особенности и определить форму.
  2. Для сооружения конструкции из кубиков требуется исследование образца постройки.
  3. Умение ориентироваться во внешних свойствах предметов, и характере их изменения дает знания о природных явлениях.
  4. Получение первоначальных знаний о геометрических формах формирует первоначальные математические представления.
Читайте также  Развитие речи детей 2 3

Сенсорное развитие детей раннего возраста позволяет познакомить малыша с основными цветовыми признаками предметов, различая их по форме и величине. Их усвоение дает толчок к формированию способностей к определенным видам творчества.

Этапы сенсорного познания

У детей в период раннего детства формируется определенное качество сенсорной культуры. Отталкиваясь от вышесказанного, сенсорное воспитание выдвигает разные цели для их дальнейшей реализации.

В младенческом возрасте до достижения детьми годовалого возраста, сенсорное воспитание занимает первостепенную позицию и практически может считаться единственным видом воспитания. В это время важно дать малышу первоначальные знания о многообразии внешних явлений, учить заострять внимание на свойствах предметов. Когда малыш учится хватать, выполняя определенные движения, приспособить их к форме предметов, их размеру и расположению. Сенсорное воспитание важно как для развития органолептической деятельности, так и для общего психофизического развития. У младенцев, испытывающих «сенсорное голодание», часто наблюдаются недостатки в развитии.

Когда малышу исполняется год, сенсорные задачи значительно усложняются. Накапливается знание о внешних свойствах предметов. В течение года нужно познакомить малыша с 6-ю цветами (из цветовой гаммы исключаем голубой), а также черным и белым. В игровой форме осуществляем знакомство с геометрическими простыми формами. Постарайтесь, чтобы дети усвоили и начали понимать значение терминов «форма», «цвет» и «такой же».

В период 2-3 года малыш пробует произвести некоторые действия, которые преследуют определенную цель: составить простой узор из элементов мозаики, в хаотической последовательности нарисовать рисунок, соорудить элементарные конструкции из кубиков. Это первые попытки ребенка воссоздать какой-то воображаемый предмет, объект. На первых порах обучения важно, чтобы ребенок обращал внимание на свойства предметов при совершении определенной деятельности. К концу 3-го года при положительной динамике развития ребенок способен находить отличия по цвету, величине, форме, положении в пространстве, находить различия в звучании и тембре голоса, узнавать знакомые мелодии.

Игры, используемые для тренировки

В младенческом возрасте создаются условия, позволяющие малышу непроизвольно следить за предметами яркого цвета (лучше, чтобы они находились в движении). Для развития хватательных движений в свободном доступе должны находиться предметы, различные по форме и размеру. Предложите послушать, как стучит барабан и поет дудочка, дайте ему смять бумагу, погладить и потрогать отличающиеся по структуре материалы и вещи. Ребенок должен усвоить, что шарик может катиться, а кубики можно ставить друг на друга. Предложите малышу игрушки со звуком или сами озвучьте их, играть в игры, сопровождаемые словесно, наподобие «Ладушек» и «Пряток».

Возраст 1-2 года должен сопровождаться такими занятиями, как раскладывание предметов по группам одной формы, проталкивание вкладышей в отверстия определенной формы. Чтобы развивать и закреплять знание цвета, группируйте разноцветные предметы.Для развития представлений о величине поиграйте с матрешками, пирамидами.

Для малыша 2-3 лет полезно приобрести парные картинки, набор геометрических фигурок. Существует множество игр, например «Найди такой же», «Подбери фигуру», «Маленький и большой» и т. д. Использование пособия из магазина необязательно, можно изготовить их вместе с малышом и заниматься с ними.

Сенсорное развитие детей в дошкольном образовательном учреждении

Автор: Артемьева Елена Владимировна

Организация: МКДОУ «Гнездниковский детский сад «Колосок»

Населенный пункт: Костромская область, с. Гнездниково

Появившись на свет, ребёнок способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод, т. е. воспринимать бесконечное разнообразие окружающей среды, дальше он начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Значит, надо помнить, что главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание. Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Работая с детьми младшего возраста, я обратила внимание на то, что дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. У них плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика, глазомер. Они не знают цвет, форму, качества предмета. Поэтому я решила уделять больше внимания данной проблеме, планомерно и систематически включать во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Целью моей работы стало : создание условий для сенсорного развития детей младшего возраста.

Для достижения этой цели поставила перед собой задачи:

  • разнообразить развивающую предметно-пространственную среду в группе.
  • развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт.
  • повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.

В своей работе с детьми придерживаюсь следующих принципов:

  • Принцип дифференцированного подхода (помню о том, что ребенок – уникальная личность, стараюсь ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать).
  • Принцип сотрудничества (даю понять ребенку, что я всегда готова оказать ему личную поддержку и прийти на помощь).
  • Принцип психологического комфорта каждого ребенка (проявляю понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании детей, восхищаюсь его инициативой и мельчайшей самостоятельностью – это способствует формированию у ребенка уверенности в себе и в своих возможностях).
  • Принцип вариативности (для поддержания интереса, стараюсь использовать варианты заданий близкие по целям, но предполагающие действия с разными предметами).

Малыши находятся в детском саду весь день, они растут, развиваются, активно общаются друг с другом и с окружающими, познают мир через физическое взаимодействие с предметами и людьми. Поэтому, я стараюсь организовать жизнь детей в группе так, чтобы они чувствовали комфорт, любовь взрослых и у них была потребность к познанию.

Потребовалось немало сил, необычных находок, чтобы создать в группе развивающую предметно-пространственную среду, которая бы обеспечивала накопление у детей чувственного опыта. Предметы обстановки группы подбираю таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, величины, материалов, гармонию окружающего мира.

Своей яркостью, новизной, необычностью созданная среда побуждает детей исследовать её, действовать в ней, развивает инициативу и творчество, что соответствует ФГОС дошкольного образования.

В созданном мною сенсомоторном уголке размещены игры и предметы для организации игр и проведения упражнений «Разноцветные фигуры», «В какую коробку?», «Какого цвета не стало», «Собери гирлянду», «Чудесный мешочек» «Платочек для куклы» «Найди пару» и др.; альбомы для рассматривания «Цвета радуги», «Геометрические фигуры», «Большой- маленький»; пособия «Матрёшка-гармошка», «Солнышко», «Сенсорная тропа для ног»; природный материал — горох, орехи, фасоль, шишки, камни (для пальчикового сухого бассейна, для творческих работ — выкладывание на пластилине, нанизывание и т.д.); бытовые материалы — карандаши, верёвки прищепки, катушки, шнурки, пуговицы, липучки, платки и т. д.; различные мозаики, шнуровки, различные конструкторы, пластилин, тесто, глина, вкладыши, парные картинки и т.д.; приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки, любые приспособления, издающие интересные звуки; для развития осязания — кусочки меха, ткани, шнурки, различные виды бумаги, крупы в мешочках, подносы для круп, баночки и др.

Кроме того, в уголке присутствуют дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы недели.

Работу с детьми веду на протяжении всего дня, включая все виды детской деятельности:

Дошкольный ребёнок — человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры. Я одновременно являюсь и учителем, и участником игры. Я учу и играю, а дети, играя, учатся.

Организуя игры с детьми, учитываю следующую особенность: чем больше анализаторов (зрительный, тактильный, слуховой, двигательный, обонятельный) участвуют в восприятии, чем активнее ребенок, тем глубже впечатление и прочнее запоминание.

Развивающие игры с предметами (сборно-разборные игрушки, матрёшки, пирамидки, объёмные вкладыши, рамки-вкладыши, коробки с отверстиями для проталкивания, кубы, шары. ) «Игрушка-матрёшка»; «Соберём пирамидку» «Покажи, о чём я скажу»; «Магазин игрушек» «Почтовый ящик»и др.

Дидактические игры для формирования представлений о цвете : «Подбери по цвету», «Найди пару», «Посади матрёшку в поезд» «Одень красиво кукол», «Цветные полянки» «Разложи по коробкам», «Спрячь мышку» «Найди палочку», «Воздушные шары», «Собери бусы по цвету»и др.

Дидактические игры для формирования представлений о форме : «Передай мяч», «Почтовый ящик» различные «Рамки-вкладыши», «Волшебный мешочек», «Обводим всё (силуэты)» «Найди предмет похожей формы», «Подбери крышку к банке» и др.

Дидактические игры для формирования представлений о величине : «Что больше?», «Большой-маленький» «Сделай бусы», «Матрёшки построились» «Разбери шишки (снежинки, морковки, зайчиков, листочки. )и др

Дидактические игры для формирования представлений об ориентировке в пространстве: «Что изменилось?», «Вверх-вниз», «Где шарик?» «Поручения», «Соберём квадраты», «Разрезные картинки» «Где же наши ручки?», «Найди половинку», «Игрушки играют в прятки» «Чего не хватает у мишки, зайки, лисички. » и др.

Дидактические игры для формирования представлений о времени: «Когда это бывает?» «Соберём кукол на прогулку».

Дидактические игры для формирования представлений о вкусе, запахе, текстуре, звучании: «Узнай на ощупь», «Чудесный мешочек» «Что и где слышно?», «Музыкальные прятки» «Кто разбудил щенка?», «Кто в домике живёт?» «Овощи и фрукты», «Угощение» и др.

Игра пронизывает все виды деятельности детей.

Познавательно-исследовательская деятельность. Провожу ежедневные наблюдения в природе, экспериментирование с природными материалами «Сравни листочки», «Чьи следы больше?», «Покормим зверюшек», «Что выше куст или дерево?», игры – эксперименты с водой (наливаем, выливаем, вылавливаем из воды, подкрашиваем, меняем температуру. ), игры с песком, землёй и глиной «Чувствительные ладошки» и др.

Конструирование из разного материала : игры в крупный и мелкий конструктор (пластмассовый, деревянный, мягкие модули), игры с конструктором-лего (крупным и мелким), игры с развивающими кубиками «Сложи узор», игры с мозаикой нескольких видов (по форме и величине), «Бусы для нанизывания», игры с различными шнуровками.

Изобразительная деятельность. Лепка, аппликация: игры с фольгой, цветной бумагой, картоном, ватой, салфетками, клеем, пластилином, тестом.

Рисование: игры с красками (на белом фоне, цветном, по мокрому, внутри контура, пальцами)

Читайте также  Развитие речи процессе игры

Двигательная деятельность. Игры с крупногабаритными игрушками-двигателями (каталками, качалками, велосипедами, колясками), двигательные задания с использованием физкультурного оборудования, подвижные игры, имитационные упражнения, игры с мячами, босохождение по «Дорожкам здоровья». Игры с машинками: «Прокати по дорожке», «Поставь в гараж», «Перевези мячи», «Эх, прокачу!».

Коммуникативная деятельность. Игры с мячом в кругу, игры руками с небольшим предметом (массажный мячик, грецкий орех, шестигранный карандаш, «каталочка» из пробок), пальчиковые игры «Чудесный мешочек» (один на всех, каждому свой). Игры с куклами, мишками, собачками: «Катя угощает друзей», «Уложим куклу спать», «Купание кукол», «Куклы собираются на прогулку», «Расчешу волосики».

Восприятие художественной литературы и фольклора. Детские песенки, потешки, стишки (сопровождающие все другие виды деятельности), книжки из разных материалов, книжки с музыкальными эффектами, красочные книжки разных размеров.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд .

Трудовые поручения по сбору игрушек и группировке по местам игрушек в группой комнате; приведение в первоначальный вид разобранных дидактических пособий.

Музыкальная деятельность. Игры на развитие фонематического слуха, игры с различными музыкальными инструментами (бубен, барабан, погремушка, трещотка, дудка. ), игры с самодельными звучащими предметами, театрализованные игры (плоскостной, пальчиковой театры, куклы бибабо), народная игрушка (неваляшки, свистульки). «Где звенит колокольчик?», «Кто как поёт» (громко – тихо), «Кто разбудил куколку Машу?»,

Не оставляю без внимания и режимные моменты при воспитании культурно-гигиенических навыков: в о время кормления «Какого цвета суп», «Чем пахнет сок», «Какой формы печенье»; умывания «Теплая – холодная водичка», «Какого цвета мыло и чем оно пахнет», «Намыль белые перчатки»; при одевании «Найди пару к носочку, варежке», «Какого цвета одежда», «Чей шарфик длиннее» и др.

Следует отметить, что в ся организованная работа не была бы столь плодотворной, и не дала бы должного эффекта, если бы я не смогла заинтересовать родителей. Для родителей были организованны консультации: « Что такое сенсорика, и почему ее нужно развивать?» «Сенсорные способности малыша», «Воспитание сенсорной культуры ребенка»; мастер-класс «Сенсорное развитие ребенка», родительское собрание «Учите, играя!» , беседы, папки – передвижки. В уголке для родителей помещаю домашние задания по теме, распечатки игр, практические рекомендации «Пальчиковые игры», «Формирование зрительно-двигательной координации», «Развитие творчества ребенка » . И родители не остались равнодушными и пассивными к проблеме, они стали активными участниками образовательного процесса, изготовили для детей разные пособия, дидактические игры, тренажеры, активно участвуют в конкурсах и охотно откликаются на мои просьбы.

В результате проделанной работы прослеживается положительная динамика:

  • Дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам.
  • С удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.
  • Способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия.
  • Стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности.
  • Пополнилась развивающая предметно-пространственная среда группы
  • Повысилась компетентность родителей по сенсорному развитию детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная мною цель была успешно достигнута. Своевременное сенсорное воспитание — главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

Сенсорное развитие детей в дошкольном образовательном учреждении

«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»

Малина М.С., воспитатель

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире. Без целенаправленного воспитания усвоение происходит стихийно, и оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому необходима организация систематической работы педагога с детьми по развитию и обогащению чувственного опыта ребенка, который будет способствовать формированию его представлений о свойствах и качествах предметов. Данные направления реализуются педагогом ДОУ в ходе сенсорного воспитания детей.

Главной составляющей полноценного развития детей в младшем дошкольном возрасте является сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, оно служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

Таким образом, познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления) .

В современной психолого-педагогической литературе достаточно полно описана сущность и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. В то же время практический опыт организации сенсорного воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ утрачен. Возникает необходимость обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания, систематизации рекомендаций по совершенствованию сенсорного воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста с целью определения эффективных путей и средств организации сенсорного воспитания детей в современных условиях и внедрения их в практику.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах её развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Каменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами предметов. Анализ дидактических систем перечисленных авторов позволил сделать вывод о необходимости разработок нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новых психолого-педагогических исследований.

Анализ психолого-педагогической литературы (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, А. Г. Рузская) по проблеме позволил нам выделить сущность сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Опираясь на определение, данное Л. А Венгером, сенсорное воспитание рассматривали как целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. Результатом целенаправленного сенсорного воспитания детей дошкольного возраста является сенсорное развитие. Поэтому на каждом возрастном этапе задачи сенсорного воспитания детей должны соответствовать уровню сенсорного развития детей.

Успешное овладение математическими понятиями находится в прямой зависимости от развития воспитания, т.е. сенсорного развития детей. Специальная работа по формированию математических представлений ведётся на протяжении дошкольного детства в тесной связи со всей учебно-воспитательной работой в детском саду.

Дети получают элементарные представления о множестве и числе, об отношениях величин, о простейших геометрических фигурах, об основных пространственных направлениях и отношениях между предметами.

Эффективность работы педагога во многом зависит от его опыта, специализация дошкольного образовательного учреждения, имеющейся материальной базы и от многих других обстоятельств.

Обучение ребёнка элементарным математическим представлениям не является изолированной задачей, а входит в общий комплекс обучения неотъемлемой составной частью, являясь базой для обучения ребёнка многим другим предметам. Не следует забывать, что для прочного усвоения знаний собственно занятий по элементарной математике не достаточно. Необходимо использовать и закреплять эти знания на занятиях по конструированию, рисованию, лепке, аппликации и др. Не менее важно и опосредованное обучение при проведении игр, досугов, праздников. Математические занятия дают в определённой системе и последовательности, при этом доза нового должна быть небольшой, посильной для усвоения. Поэтому каждую задачу дробят на более мелкие части, которые изучают последовательно. Дошкольники усваивают небольшое количество математических терминов: названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

На занятиях и в повседневной жизни широко используют дидактические игры и игровые упражнения.

Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку, например в работе по развитию ориентировки в пространстве.

С детьми, пропустившими более одного занятия, занимаются индивидуально, чтобы не допустить их отставания от остальных ребят.

Изучение нового материала включает три вида работ:

· во-первых, педагог показывает и объясняет новые задания, демонстрирует образец, выявляет свойства и связи математических объектов. Дети наблюдают за действиями педагога, слушают его указания, дополняют, отвечают на вопросы;

· во-вторых, некоторые дети выполняют индивидуальные задания под непосредственным контролем воспитателя, остальные дети наблюдают, слушают, вносят исправления, отвечают на вопросы;

· в-третьих, дети самостоятельно работают с раздаточным материалом, овладевая новыми умениями, навыками;

В младшей и средней группах ограничиваются работой над 1-2 темами, поэтому занятия состоят из 2-3 частей. Работу с малышами начинают с заданий на подбор и объединение предметов в группу по общему признаку («отбери все синие кубики» и т.п.). Большое внимание в младшей группе уделяется упражнениям в сравнении предметов по длине, ширине, высоте, объёму, малыши получают первоначальное представление о величинах и их свойствах, их начинают знакомить с геометрическими фигурами, учат различать и называть круг, квадрат, треугольник, называть модели этих фигур несмотря на различия в их окраске или размерах (впереди, сзади, слева, справа), а также во времени, правильно употреблять слова утро, день, вечер, ночь.

Пользуясь приёмами наложения или приложения, дети устанавливают наличие или отсутствие взаимно-однозначного соответствия между элементами групп предметов.

Большое внимание в младшей группе уделяется упражнениям в сравнении предметов по длине, ширине, высоте, объёму, малыши получают первоначальное представление о величинах и их свойствах, их начинают знакомить с геометрическими фигурами, учат различать и называть круг, квадрат, треугольник, называть модели этих фигур несмотря на различия в их окраске или размерах (впереди, сзади, слева, справа), а также во времени, правильно употреблять слова утро, день, вечер, ночь.

Чтобы обеспечить детям разного уровня подготовленности равные стартовые условия, материал в данном пособии изучается в следующем порядке.

В первую очередь предусматривается изучение:

· качественных признаков предметов (форма, величина, цвет);

· отношение групп предметов по размеру, выраженному определениями: больше-меньше, длиннее-короче, шире-уже, выше-ниже, толще-тоньше, одинаковые (разные) по …;

· отношение групп предметов по количеству, выраженному общими определениями: много-мало, больше-меньше, столько же (одинаково);

· положение предметов в пространстве;

Детей учат последовательно выделять и сравнивать однородные свойства вещей. («Что это? Какого цвета? Какого размера?»). Сравнение производится на основе практических способов сопоставления: наложения или предложения.

Во время игры у ребёнка развиваются сенсорные способности:

· интерес к играм с дидактическими игрушками;

· сравнить и подбирать предметы по цвету и величине (маленькие и большие шарики 6 цветов);

· собирать башенку из уменьшающихся по размеру разноцветных колец, чередуя в определённой последовательности 2-3 цвета;

· находить по словесному указанию предметы определённого цвета, размера.

Ребёнок должен знать и обозначать словом: цвет — красный, синий, жёлтый, зелёный; величину — большой, короткий; основные формы строительного материала — кубики, кирпичики.

К концу учебного года дети умеют находить среди разнообразных фигур круги, квадраты и треугольник, не смотря на то, что они могут быть представлены моделями разной окраски и размера.

Эффективность работы педагога во многом зависит от его опыта, специализация дошкольного образовательного учреждения, имеющейся материальной базы и от многих других обстоятельств.

На занятиях и в повседневной жизни широко используют дидактические игры и игровые упражнения.

Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку, например в работе по развитию ориентировки в пространстве.

С детьми, пропустившими более одного занятия, занимаются индивидуально, чтобы не допустить их отставания от остальных ребят.

Чтобы обеспечить детям разного уровня подготовленности равные стартовые условия, материал в данном пособии изучается в следующем порядке.

К концу учебного года дети умеют находить среди разнообразных фигур круги, квадраты и треугольник, не смотря на то, что они могут быть представлены моделями разной окраски и размера.

Сенсорное развитие дошкольника

3) усвоение перцептивных действий (способов обследования предметов).

Читайте также  Как подготовить и провести утреннюю гимнастику в подготовительной группе

У младшего дошкольника обследование предметов обусловлено целями и содержанием игровой деятельности. К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, последовательность действий определяется не внешними впечатлениями, а познавательной задачей.

З.М. Богуславская установила, что характер ориентировочно-исследовательский существенно меняется в процессе психического развития ребенка. Постепенно от манипуляций с предметом дети переходят к ознакомлению с ним. Зрительное восприятие становится одним из основных средств непосредственно­го познания предметов и явлений окружающей ребенка действительности. Появляется относительно длительное рассматривание предмета или его изображения (у трех-, четырехлетних детей оно равно в среднем 6 мин 8 с, у пятилетних — 7 мин 6 с, у шестилетних — 12 мин 3 с).

Умение рассматривать предметы, наблюдать их появляется с середины дошкольного возраста. Это качество восприятия — управляемость — возникает в процессе специальной педагогической работы с детьми. Анализ показал, что в самом начале дошкольного возраста процесс зрительного восприятия осуществляется на основе указатель­ных жестов ребенка. Он показывает последовательно все предметы и таким образом находит искомый. Впоследствии жесты заменяет слово, которым ребенок кон­статирует и закрепляет результаты своих поисков.

Младший дошкольник не умеет еще управлять своим взором. Его взгляд сначала как бы блуждает, скачет по предмету. У старших дошкольников появляется более систематическое рассматривание и последовательное передвижение взгляда.

Рекомендуемые файлы

Последовательность обследования ребенком различных сторон предметов (Н.Н. Поддьяков):

1) предмет воспринимается в целом;

2) вычленяются его главные части и определяются их свойства (форма, величина и пр.);

3) обозначаются пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга (выше, ниже, справа, слева);

4) выделение более мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к их основным частям;

5) повторное целостное восприятие предмета.

Обследование предметов в дошкольном возрасте происходит путем их моделирования, замещения идеальными представлениями – сенсорными эталонами. Сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов, выработанных человечеством. Сенсорные эталоны – это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Эти представления характеризуются обобщенностью, так как в них закреплены наиболее существенные, главные качества. Осмысленность эталонов выражается в соответствующем названии – слове. Ребенок знакомится с сенсорными эталонами в процессе игровой, художественной, конструктивной и других видов деятельности, которые предполагают ориентировку в свойствах предметов и их обследование.

Примеры сенсорных эталонов:

· система геометрических форм (треугольник, квадрат, круг и т.д.)

· основные цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый и т.д.)

· звуки родного языка

· звуковысотная шкала музыкальных звуков (ноты).

Этапы развития перцептивных действий:

1 этап — осуществление практических, материальных действии,
выполняемых с незнакомыми предметами (3—4 года). Лучшие результаты восприятия получаются тогда, когда ребенку для сравнении предлагают сенсорные эталоны.

2 этап — выполнение перцептивных действий при помощи соответствующих движений рецепторных аппаратов предвосхищает выполнение практических действий с воспринимаемыми предметами (4-6 лет). Дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью ориентировочно-исследовательских движений руки и глаза (практические действия + восприятие).

3 этап — перцептивная деятельность протекает во внутреннем плане (мысленно) (6—7 лет). Дети получают возможность быстро узнавать интересующие их свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения. Старшие дошкольники при сравнении свойств предмета с образцом уже не нуждаются во внешних приемах — перемещениях, обведении контуров рукой и т.п.
Эти приемы заменяются зрительным сравнением. Таким образом, дети к 5 годам, как правило, в достаточной мере овладевают внутренними способами восприятия, но в затруднительных случаях все еще прибегают к помощи внешних приемов.

Три вида действий восприятия:

1. Действия идентификации — выполняются в случае, когда свойство
воспринимаемого предмета полностью совпадает с эталоном, идентично ему.

2. Действие отношения к эталону — выполняется при частичном совпадении свойства предмета с эталоном, наличии с чертами сходства некоторых черт различия (например, яблоко — круглое à эталон круг, но нужно отвлечься от дополнительных признаков à приплюснутый круг с ямкой и выступом).

3. Моделирующие действия — выполняются при восприятии объектов со сложными свойствами, которые вообще не могут быть определены при помощи одного эталона.

Для сенсорного развития необходимо руководство со стороны взрослого, который включает ребенка в деятельность и формирует действ восприятия и, в частности:

1) выделяет эталоны словом; слово обобщает, т. е. вносит то, что дает
чувственный опыт, и что сам ребенок не может выделить в предмете, явлении.

2) учит обследовать объект по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств, но при этом стремится обратить внимание детей:

• на целостный облик предмета;

• на вычленение основных частей предмета и определенные их свойства (величина, форма и т. д.);

• на определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (справа, слева, выше, ниже и т. д.);

Особенности восприятия пространства, времени и художественного восприятия:

В дошкольном возрасте усвоение ребенком слов-обозначений приводит к пониманию относительности пространственных отношений в зависимости от точки отсчета, первоначально с точки зрения положения в пространстве самого ребенка. Формирование более обобщенных представ­ший о пространстве обеспечивает способность ребенка определить направление не только относительно себя, но и в отношении к другим лицам и предметам.

Один из самых сложных видов восприятия — восприятие времени. Сложность его развития определяется тем, что время не имеет наглядной основы и воспринимается опосредованно на основе совершаемой деятельности или посредством часов. Время для ребенка слито с происходящими жизненными событиями, и потому обозначение временных промежутков относительно: один и тот же временной промежуток воспринимается по-разному (что определяется содержанием деятельности, его состоянием на данный момент и т.д.). Дети долго не воспринимают логику временных отношений и на протяжении всего дошкольного возраста, им сложно пред­ставить длительные временные периоды (такие, как год, век, эпоха и т. п.). Восприятию дошколь­ника доступны такие категории, как неделя, месяц, минута. Но ребенок «ищет» материальный носитель времени и часто в качестве такового вы­деляет часы. Он уверен, что если стрелки перевести, то время изменит свой ход. Он еще не понимает объективности времени. Поэтому главная роль развитии восприятия времени принадлежит взрослому, который вычленяет временные отрезки, устанавливает их связь с деятельностью малыша и обозначает в слове, включая его в разнообразные житейские ситуации.

Особое значение для формирования различных сфер ребенка имеет развитие художественного восприятия. Оно развивается в различных видах деятельности. Например, в ходе знакомства с литературными фольклорными произведениями. Слушая сказки, рассказы, ребенок стремится представить описываемые события, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и идеи. Дети представляют не только отдельные образы, но и целые картины, эпизоды, состоящие из цепи взаимосвязанных действий, учатся «прогнозировать» поведение героев, пытаются предвосхитить последующие события. Они не просто слушают, а сопереживают героям литературных произведений. Дошкольник как бы сам участвует в сюжете, мысленно стремится повлиять на ход событий.

Художественное восприятие также активно развивается при знакомстве с произведениями изобразительного искусства. Изучая этого процесса, М. Н. Зубарева выделила следующие уровни эстетического развития дошкольника:

1 уровень (3—4 года) — ребенок эмоционально радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картинке, но еще не образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер («Выбрал открытку, потому что дома такой еще нет», «Потому что здесь лодка, можно покататься», «Потому что яблоко, оно вкусное»);

2 уровень (около 5 лет) — многие дошкольники начинают не только видеть, но и осознавать некоторые элементарные эстетический
ности произведений, которые делают картину для него привлеки
(цвет, интересное цветовое сочетание изображенных предмет ш
форму и композицию);

3 уровень (6—7 лет) — дети способны воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого произведения, они часто улавливают многие внутренние характеристики художественного образа.

Таким образом, наиболее существенное изменение, претерпе­ваемое на протяжении дошкольного возраста процессами воспри­ятия, заключается в том, что они выделяются в самостоятельные произвольные действия, внутри которых начинают формировать­ся особые способы наблюдения, рассматривания, поиска.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: