Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста диплом

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактическую игру (на примере формы, цвета и величины)

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить влияние игры на сенсорное развитие детей раннего возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы сенсорного развития детей раннего возраста посредством дидактических игр.
2. Подобрать и апробировать дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей раннего возраста.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы формирования сенсорных представлений
у детей раннего возраста. 6
1.1.Особенности сенсорного развития в раннем возрасте. 6
1.2.Дидактическая игра как одно из средств сенсорного развития детей
раннего возраста ………………………………………………………………. 11
1.3 Организация занятий, предметно-игровой среды по сенсорному развитию детей раннего возраста. Условия сенсорного развития в раннем возрасте. На основе опыта работы по материалам периодической печати…………………18
Выводы по первой главе…………………………………………………. ……..24
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по сенсорному воспитанию
детей раннего возраста посредством игры. 26
2.1. Уровень сенсорного развития детей третьего года жизни………………..26
2.2. Развитие сенсорных эталонов (цвета, формы, величины) через дидактические игры…………………………………………………………. ….33
2.3. Динамика уровня сенсорного развития детей третьего года жизни………42
Вводы по второй главе………………………………………………………….47
Заключение. 48
Список литературы. 50
Приложения …………………………………………………………………..…..53

Прикрепленные файлы: 1 файл

Драничникова — проверено .doc

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования

«Слободской государственный колледж

педагогики и социальных отношений»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО

ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ

(на примере формы, цвета и величины)

Форма обучения: заочная

Допущен к защите в ГАК

Зав. заочным отделением:

Глава 1. Теоретические основы формирования сенсорных представлений

у детей раннего возраста. . . . 6

1.1.Особенности сенсорного развития в раннем возрасте. . 6

1.2.Дидактическая игра как одно из средств сенсорного развития детей

1.3 Организация занятий, предметно-игровой среды по сенсорному развитию детей раннего возраста. Условия сенсорного развития в раннем возрасте. На основе опыта работы по материалам периодической печати…………………18

Выводы по первой главе…………………………………………………. ……. .24

Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по сенсорному воспитанию

детей раннего возраста посредством игры. . . 26

2.1. Уровень сенсорного развития детей третьего года жизни………………..26

2.2. Развитие сенсорных эталонов (цвета, формы, величины) через дидактические игры…………………………………………………………. … .33

2.3. Динамика уровня сенсорного развития детей третьего года жизни………42

Список литературы. . . . 50

«Маленький ребенок достоин того,

чтобы его развитие протекало

полноценно. Для этого взрослому

надо знать особенности раннего

благоприятные условия для

возможностей каждого малыша»

Дошкольный возраст- это время активного познания окружающего мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомиться с предметами, находящимися в комнате, на улице. Действуя с разнообразными предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым звукам, познает их свойства качества. Важным компонентом обучения и воспитания детей раннего возраста является развитие сенсорных и интеллектуальных способностей. В своей работе педагоги руководствуются системой сенсорного воспитания, разработанной Л.А. Венгером, А.В. Запорожцем, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяковым, Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствителен к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем больше значения в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего возраста ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы и цвета предметов, внимания, так как это позволяет научить адекватно, воспринимать предметы. Выделять основные признаки и свойства. Но многочисленные исследования педагогики и психологии показывают, что восприятие у детей носит неполный, неточный, фрагментарный и нецеленаправленный характер. У детей существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами (форма, цвет, величина, структура поверхности, характеристика запахов, звуков и др.). Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Актуальность проблемы заключается в том, что, несмотря на то, что сенсорному развитию детей уделили особое место в своих исследованиях такие педагоги как Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, А.П. Усова и многие другие, и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного развития детей раннего возраста через дидактическую игру.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным

путем выявить влияние игры на сенсорное развитие детей раннего возраста.

Объект исследования: сенсорное развитие детей раннего возраста.

Предмет исследования: сенсорного развития детей раннего возраста посредством дидактической игры.

1. Изучить теоретические основы сенсорного развития детей раннего возраста посредством дидактических игр.

2. Подобрать и апробировать дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей раннего возраста.

Гипотеза исследования: мы считаем, что если использовать дидактические игры, то можно повысить уровень сенсорного развития детей раннего возраста.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, наблюдение, беседа.

Теоретическая значимость данной работы заключается в изучении теоретических основ сенсорного развития детей раннего возраста через дидактическую игру.

Практическая значимость исследования заключается в апробировании системы дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста.

База исследования: МКДОУ № 7 г. Кирова.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

    1. Особенности сенсорного развития детей в раннем возрасте

    Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

    Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И.Тихеева, А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания [3].

    По словам Е.И.Тихеевой сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

    Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой [21,4].

    По словам Л. А. Венгера и В.С.Мухина сенсорное воспитание имеет большое значение для развития ребенка, совершенствование его чувственного познания окружающего мира, развитие у него сложных мыслительных и сенсорных процессов. Все это определяет уровень развития сенсорной культуры ребенка [3,16].

    В раннем возрасте, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Доминирующим в сенсорном развитии является восприятие предметов. Действенное знакомство с предметами, их свойствами приводит к возникновению образов восприятия. В начале второго года жизни точность и осмысленность восприятия невелики. Ребенок, действуя с предметами, зачастую ориентируется на отдельные, бросающиеся в глаза признаки, а не на сочетание сенсорных характеристик (так и пушистый воротник, и меховую шапку он называет «киской» и т.п.).

    Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание.

    По словам Л. А. Венгера, большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах — общепринятых внешних свойств предметов (термин «сенсорные эталоны» был предложен А.В.Запорожцем). В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, величины — метрическая система мер

    В содержании ознакомления детей со свойствами предметов должно быть включено, прежде всего, выделение цвета, формы, величины как особых свойств предметов, без которого не могут быть сформированы полноценные представления. Выделение свойств вначале, когда дети еще не владеют общепринятыми эталонными представлениями, идет посредством соотнесения предметов между собой [14,13].

    Ведущей в раннем детстве является предметная деятельность, поэтому сенсорные задания целесообразно включать именно в этот вид деятельности, где учет цвета, формы и величины объектов является необходимым условием выполнения предметных действий. В качестве таких действий могут выступать раскладывание предметов на две группы, размещение вкладок в гнезда, втыкание грибков — втулочек в отверстие доски (указанные виды действий описаны в работах Е.И. Радиной) [13,14].

    Н.Н. Поддьякова указывала, что при решении различных сенсорных заданий важным оказывается обучение детей внешним приемам сопоставления объектов, например накладывание объектов друг на друга в случае ознакомления с формой, прикладывания их друг к другу с уравниванием по одной линии при знакомстве с величиной и, наконец, прикладывание вплотную при распознавании цвета. Преобразуясь, эти внешние ориентировочные действия приводят к формированию сенсорных действий, позволяющих производить зрительное сопоставление объектов по их свойствам [7,15].

    Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста диплом

    Главная />Развивающие занятия с детьми />

    Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
    Развивающие занятия
    Автор: Серебрякова Елена Александровна
    18.04.2021 18:43

    Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возрастаСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

    Департамент образования и науки города Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа в Капотне» (ГБОУ Школа в Капотне)

    Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.д. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

    Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

    • является основой для интеллектуально развития
    • развивает внимание
    • дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности
    • развивает наблюдательность
    • является основой для развития воображения
    • влияет на расширение словарного запаса ребенка
    • влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
    • позитивно влияет на эстетическое чувство

    Мы создали благоприятные условия для сенсорного развития детей, в нашей группе оборудован сенсорный уголок.

    Содержание сенсорного уголка направлено на развитие разных видов восприятия.

    Для развития осязания и тактильных ощущений используем природный и бросовый, строительный материал: пластмасса, железные болты, шишки, каштаны, камушки, фасоль, пластиковые пробки, различные сосуды и т.д.

    Ребята могут сравнивать предметы по тяжести, по температуре поверхности.

    Также у нас есть мешочки с разными наполнителями, образцы материалов и поверхностей: кусочки меха, разные виды ткани и бумаги;

    Для развития слухового восприятия в сенсорном уголке находятся пособия для создания звуков: это различные озвученные игрушки: колокольчик; книжки- «шуршалки», «гремелки» сделанные из киндера сюрпризов, игрушки пищалки и др.

    Для развития мелкой моторики рук, а также для ознакомления с различными свойствами предметов у нас имееются следующие дидактические игры и пособия: «Шнуровки», «Наряди елочку», «Помоги застегнуть», «Найди на ощупь», лабиринты с деревянными фигурами, мини бизиборды.

    Еще имеются игры и пособия, развивающие сенсорные представления детей:

    • игры на развитие представлений о цвете ( «Посади птичку в скворечник», «Мозаика», «Собери яблоки», «Подбери колеса к машине», «Разбери сокровища», «Цветные квадраты», «Найди пару по цвету»)
    • форме ( «Заплатки», «Подбери пингвиненку домик»«Спрячь мышку», «Геометрическое лото», «Деревянный конструктор»)
    • величине предметов ( «Собери матрешку», «Большие и маленькие», «Собери урожай в корзину»).

    Для развития музыкального слуха используем музыкальные инструменты, играем в музыкально – дидактические игры: «Угадай, на чем играю», «Угадай, где звенит?», «Солнышко и дождик». Кроме того, используем компьютер для прослушивания различных мелодий и звуков: пение птиц, шум дождя, журчание ручейка, крики животных.

    Для развития обоняния собираюсь использовать игры «Ароматные баночки», «Узнай на вкус» (или «Загадочные стаканчики»)

    Обогащению чувственного, сенсорного опыта способствует не только сенсорный уголок, но и вся предметно-развивающая среда группы.

    Например, в спортивном уголке имеются кубики разных цветов, мячи разных диаметров, ребристые дорожки, кегли, мешочки с разными наполнителями: песок, крупы; дорожки со следами, массажные коврики, кольцеброс и др. Спортивный уголок направлен не только на развитие физических качеств, но и на закрепление представлений детей о цвете, форме, величине, свойствах материалов: пластмасса, резина.

    В уголке художественного творчества для ребят имеется бумага разной фактуры, карандаши, кисточки, трафареты, раскраски. Дети имеют возможность рисовать различными изобразительными средствами на различной поверхности.

    Уголок конструирования позволяет детям интересно играть с деталями строительного материала различными способами: постукивать деталью о деталь, накладывать одну на другую, приставлять, прикладывать. При этом они открывают для себя их физические свойства (шарик катится, кубик устойчиво стоит, кирпичик неустойчиво стоит на узкой короткой грани).

    Для родителей в коридоре группы размещена консультация по сенсорному развитию детей младшего возраста.

    Таким образом, условия, созданные в группе, способствуют: стимуляции сенсорных функций (зрение, обоняние, слух, осязание); развитию мелкой моторики рук ребенка; симуляции двигательной активности;

    Дипломная работа Дидактическая игра как средства сенсорного развития детей третьего года жизни.

    Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме

    1.1 Идеи отечественных и зарубежных авторов по проблеме сенсорного воспитания

    1.2 Понятие сенсорное воспитание, его значение в развитии личности ребёнка

    1.3 Особенности сенсорного воспитания детей 3-го года жизни 1.4 Задачи сенсорного воспитания детей раннего возраста

    1.5 Содержание сенсорного воспитания детей раннего возраста

    1.6 Методика сенсорного воспитания детей раннего возраст

    1.7 Характеристика дидактической игры

    1.8 Дидактическая игра как средство воспитания

    Выводы по 1 главе 33

    Глава 2. Диагностика сенсорного развития у детей 3-го года жизни

    2.1. Задачи и методика проведения 34

    2.2. Анализ результатов диагностического этапа исследования 39

    Выводы по 2 главе 47

    Глава 3. Формирование сенсорному развитию у детей 3-го года

    жизни посредством дидактической игры

    3.1 Задачи и методика проведения 48

    3.2 Анализ результатов формирующей части исследования 57

    Выводы по 3 главе 63

    Список литературы 66

    Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики Ф. Фребель [27], М. Монтессори [39], а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (А. В. Запорожец [22], А.П. Усова [65], Н.П. Саккулина [49] и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л.С. Выготским [15], Б.Г. Ананьевым [4], С.Л. Рубинштейном [48], А.Н. Лентьевым [36], А.В. Запорожцем [22], Л.А. Венгером [11]. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов [47] называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлена тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Н.К. Крупская [32] писала: «Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения…. изучает растения, животных». В игровой форме сам процесс усвоения сенсорных эталонов цвета и формы протекает быстрее, активнее, так как игра – вид деятельности, присущий этому возрасту. Л.С.Выготский [16] отмечал: Игра создает «зону ближайшего развития ребенка». «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является

    Тема моей классификационной работы :

    Цель работы: определить влияние дидактической игры, на сенсорное развитие детей третьего года жизни.

    Объект: сенсорное развитие детей третьего года жизни .

    Предмет исследования: дидактическая игра, как средства сенсорного развития детей третьего года жизни.

    Гипотеза: дидактическая игра будет способствовать сенсорному развитию детей третьего года жизни, при условии если: дети проявляют интерес к игре.

     создана развивающая среда в ДОУ;

     дети в процессе игры выступают активными субъектами;

     планируется работа по формированию сенсорному развитию на основе диагностики;

     осуществляется целенаправленное методическое руководство игровой деятельностью детей;

     родители являются активными участниками педагогического взаимодействия.

    Задачи исследования:

    Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

    Выявить уровень сенсорного развития у детей 3-го года жизни.

    Подобрать и провести серию дидактических игр, направленных на сенсорное развитие и определить их эффективность в развитии детей.

    Сравнить констатирующий и формирующий этапы исследования.

    Методы, используемые в работе:

    Исследование проводилось в первой младшей группе МДОУ «Детский сад №7 комбинированного вида». В эксперименте принимали участие 10 детей.

    Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

    Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

    Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр / Е. С. Кладова, Л. М. Мурашкина, Е. А. Никитенко [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 38 (172). — С. 112-115. — URL: https://moluch.ru/archive/172/45660/ (дата обращения: 26.10.2021).

    Ребенок учится в процессе самостоятельной деятельности с материалами и постепенно проходит путь от хватания к пониманию, т. е. от манипуляций руками к пониманию сути предмета.

    Раннее детство — особый период становления органов и систем детского организма и прежде всего функцией головного мозга. Доказано, что функции головного мозга не фиксированы наследственно они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих всё дальнейшее развитие организма ребенка [5, с.15].

    Особенности периода раннего детства определяют задачи и средства воспитания детей. Задачами умственного воспитания являются:

    ‒ развитие действий с предметами;

    ‒ развитие игровой и других видов деятельности;

    ‒ формирование основных психологических процессов (внимания, памяти, развитие наглядно-действенного мышления, эмоционального развитие, формирование первичных представлений об окружающем мире, понятий);

    ‒ развитие умственных способностей (умение сравнивать, различать, обобщать, устанавливать причинную зависимость отдельных явлений);

    ‒ формирование познавательных потребностей (потребности в получении информации, активности на занятиях, самостоятельности в познании окружающего мира).

    Указанные задачи реализуются через следующие средства: эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком во время самостоятельной его деятельности; развитие сенсорных процессов (ощущений, восприятий представлений); сенсорного развития посредством дидактических игр.

    Ребенок отрыт всему миру. Известно, что ребенок усваивает огромный объем информации. «От пятилетнего возраста до меня один шаг от новорожденного до пяти огромное расстояние», — писал Лев Толстой. Путь дошкольника — очень ответственный. Он трудный и радостный, где много разных встреч и открытий. Ребенок реагирует на то, что происходит в непосредственном окружении малыша, преобразуется в его душе.

    Общение малыша с миром происходит не только через нас, взрослых, а и самостоятельно. Мир проникает в сознание человека сразу же после того, как он рождается. Это взаимопроникновение и служит основой процесса развития личности.

    Ребенок сначала познает мир только чувственным образом. Чувственный мир безграничен, так как лишен стереотипов. Ребенок чувствует себя в нем свободно, и мир открывается ему словно в процессе рисования — постепенно и завораживающе.

    Все, что взрослым уже знакомо, все, что, как им кажется, до конца понятно, объяснено и уложено в схемы, ребенок видит впервые, и его восторг так силен, что ему хочется продлить это «впервые» до бесконечности. Но лишь немногие взрослые, которых мы называем людьми искусства, сохраняют в себе способность бесконечного первооткрытия мира.

    Детям необходимо всестороннее развитие. Чем больше они познают, тем богаче будет их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику, и все это позволит легче учиться. А после интересных занятий ребенку не придется при рассматривании какого-либо предмета тратить силы на ненужные движения головы. Следовательно, малыш не будет так уставать, и процесс обучения пойдет гораздо быстрее.

    Чтобы легко учиться, чтобы на высоком уровне определить форму предмета, объем, размер, у ребенка должны быть не только хорошо развиты окологлазные мышцы, позволяющие двигаться глазам, мышцы шеи, помогающие ей быть неподвижной или по желанию поворачиваться в разные стороны, но и скоординированные движения мышц обеих рук. Чтобы познакомиться с каким-то предметом, его нужно изучить: трогать руками, сжимать, гладить, т. е. совершать какие-то действия, которые называют моторными. Чтобы взять предмет одной рукой, ваш малыш должен быть уже моторно готовым к этому. Если он не может схватить этот предмет, то не сможет и ощутить его. Значит, если мы научим руки ребенка быть ловкими и умелыми, то он сможет ими познать многое и разное. И чем раньше мы дадим в его руки новое, неизученное, тем быстрее они станут умелыми.

    Дошкольный период — один из наиболее важных и ответственных в жизни человека, что именно в этот период появляется и, возможно, раз и навсегда исчезает стремление постигать мир и себя. Поначалу ребенок доверяет тому, что говорят ему взрослые о сущности явлений и предметов, но потом проявляется очевидный дефицит истинного опыта и интерес, в том числе к знаниям, снижается. Ребенок становится обладателем непережитого опыта. И это не только заглушает его сенсорные способности, но и делает затруднительным последующие стадии обучения, которые основаны на умении оперировать логическими и аналитическими категориями. Поэтому ребенку необходимо дать возможность самостоятельно познавать мир через сенсорные процессы (ощущения, восприятия, представление) [1, с. 9–10]. Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твердость (или мягкость), шероховатость и т. д.; звуки, издаваемые, каким-либо предметов, воспринимает наше ухо. Таким образом, ощущение и восприятия — непосредственное, чувственное познание действительности.

    Развитие процессов ощущения и восприятия у детей значительно обгоняет развитие мышления. В связи с этим иногда считают, что достаточно лишь направить внимание детей на тот или иной предмет, а рассмотреть его они могут сами. Но это не так: дет как правило, еще не умеют самостоятельно рассматривать предметы, подмечать в них характерные черты. И причина не в том, что ребенок невнимателен. Малыш действительно может воспринимать очень поверхностно, но невнимательность часто зависит от неумения всматриваться и вслушиваться. Внимание значительно возрастает в тех случаях, когда человек воспринимает с какой-то целью, ради чего-то. Хорошо развитая способность восприятия необходима современному человеку, и её нужно развивать в ребенке [4, с. 6–7].

    Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опят. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

    В истории дошкольной педагогики, на всех этапах её развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов [3, с. 3–4].

    Сенсорное развитие направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочных и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности, полноценного усвоения знаний и навыков.

    Вопросы сенсорного развития и воспитания детей изучались группой научных работников — педагогов и психологов А. В. Запорожцем, А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной и другими. Это изучение показало, что развитие восприятия — сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом, и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание и должно быть направлено на обеспечение этих моментов.

    Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы каждого вида свойств и предметов. Так, в области формы — это геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и др.), в области цвета — семь цветов спектра, белый и черный цвета. Конечно, в природе существует бесконечное разнообразие красок и форм, и человечество сумело их упорядочить, свести к немногим разновидностям. Усвоение представлений об этих разновидностях дает возможность воспринимать окружающий мир как бы сквозь призму общественного опыта.

    Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов — это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предмета. Но сами по себе такие представления не смогут управлять восприятием, если у ребенка нет способов, при помощи которых можно было бы выяснить, какому из имеющихся образцов соответствует свойство того предмета, который воспринимается в данный момент. Способы сравнения свойств воспринимаемых предметов с усвоенными образцами — это и есть способы обследования предметов, которым детей необходимо научить. Таким образом, основное содержание сенсорного воспитания в детском саду — это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.

    Работы А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддъякова, В. Н. Аванесовой показали, что использование специально сконструированных дидактических пособий, проведение дидактических упражнений и игр должно органически сочетаться с сенсорным развитием, осуществляемым на занятиях рисованием, лепкой, конструированием и др. Дидактические игры и упражнения могут применяться как в качестве одного из методов проведения самих занятий, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных знаний и умений. [2, с. 12–13]

    Таким образом, сенсорное развитие детей дошкольного возраста составляет фундамент общего умственного развития ребенка. А для полноценного сенсорного развития нам помогают дидактические игры, которые помогают сделать процесс обучения интересным, доступным, эмоциональным, позволяя ребенку получить свой первый, собственный опыт.

    Ильясова Анна Александровна

    Курсовые и дипломные работы студентов представляют собой самостоятельные с творческими (исследовательскими) элементами, сочинения, позволяющие судить о глубине усвоения всего цикла учебных курсов – русского языка, психологии, педагогики и методики преподавания, об уровне общей культуры, умственном и речевом развитии студента, о его готовности обоснованно и в то же время оригинально, своеобразно, разрабатывать учебно-воспитательные системы для детских садов и школ.

    Для курсовой работы темы обычно выбираются уже, чем для диплома.

    Курсовая работа — самостоятельная учебная научно-методическая работа студентов, выполняемая под руководством преподавателя по общенаучным и специальным предметам учебного плана. Имеет целью развитие у студентов навыков самостоятельной творческой работы, овладение методами современных научных исследований, углублённое изучение какого-либо вопроса, темы, раздела учебной дисциплины (включая изучение литературы и источников).

    Дипломная работа — заключительная работа учебно-исследовательского характера, выполняемая оканчивающими университеты.

    Дипломная работа, как правило, представляет собой самостоятельное исследование какого-либо актуального вопроса в области избранной студентом и имеет целью систематизацию, обобщение и проверку специальных теоретических знаний и практических навыков выпускников. Дипломная работа предполагает достаточную теоретическую разработку темы с анализом экспериментов, наблюдений, литературных и др. источников по исследуемому вопросу.

    Для выполнения курсовой работы дается 1 учебный год; для дипломной – 1.5 года; тема дипломной и курсовой работ может быть одна – полностью или частично, и материал курсовой может войти в дипломную.

    Ниже даны темы курсовых и дипломных работ для выбора; выбирает тему студент сам, консультируясь с научным руководителем, при этом тема может быть уточнена. Кроме того, студент, выбравший тему для курсовой работы по развитию речи, получает консультации у научного руководителя, совместно с ним намечает план и этапы работы, в который включается осмысление назначения работы, ее задачи, подбирает литературу. Затем студент изучает лингвистическую, психолого-педагогическую и методическую литературу, опыт работы воспитателей по избранной проблеме, организует и проводит экспериментальную работу в детском саду, составляет первый вариант работы, согласует его с руководителем, определяет содержание работы и пишет ее в чистовом варианте.

    Примерная тематика курсовых и дипломных работ

    1. Влияние половых различий на связную речь детей дошкольного возраста
    2. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи
    3. Влияние художественной литературы на развитие словаря детей
    4. Воспитание единственных детей в современной семье
    5. Воспитание речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста
    6. Воспитание у дошкольников интонационной выразительности
    7. Дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста
    8. Значение материнского фольклора в развитии детей раннего возраста
    9. Игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
    10. Игра как средство формирования морфологической стороны речи детей дошкольного возраста
    11. Иллюстрация детской книги как источник и средство эстетического развития дошкольников
    12. Инновационные подходы к формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
    13. Интегративная модель личности детей старшего дошкольного возраста
    14. Использование внегрупповых помещений детского сада в сенсорном развитии дошкольников
    15. Использование приемов творческого рассказывания в процессе развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
    16. Использование сенсорной интерактивной доски в процессе развития речи у дошкольников
    17. Комплексный подход к сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста
    18. Корреляция креативности с интеллектуальным развитием детей дошкольного возраста
    19. Методы познавательного развития детей от года до трех лет
    20. Методы формирования механизма нравственного воспитания
    21. Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей
    22. Нестандартные приемы развития мелкой моторики детей раннего возраста
    23. Нетрадиционные формы работы по физическому воспитанию с дошкольниками
    24. Обогащение речи детей грамматическими формами выражения причинно-следственных отношений
    25. Обогащение словаря детей в процессе игровой (трудовой) деятельности
    26. Обучение детей составлению описательных рассказов с использованием моделирования
    27. Обучение детей старшего дошкольного возраста связным высказываниям типа рассуждений
    28. Обучение дошкольников сочинению сказок (стихотворений)
    29. Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
    30. Организация образовательного пространства для сенсомоторного развития детей раннего возраста
    31. Особенности детской субкультуры
    32. Особенности игры ребенка раннего возраста
    33. Особенности мотивационно-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста
    34. Особенности музыкального воспитания детей младшего дошкольного возраста
    35. Особенности ознакомления старших дошкольников с пейзажной живописью
    36. Особенности подготовки детей к обучению грамоте в условиях ДОУ
    37. Особенности формирования музыкально-ритмической культуры у дошкольников
    38. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
    39. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом
    40. Педагогические основы использования сказок в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста
    41. Педагогические условия организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста в процессе игр с природным материалом
    42. Педагогические условия формирования у дошкольников интереса к чтению научно-популярной литературы о природе
    43. Педагогические условия эмоционального развития детей дошкольного возраста средствами визуальных искусств
    44. Пестование – традиции и практика развития детей раннего возраста
    45. Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к образовательному учреждению
    46. Развитие активной речи у детей раннего возраста
    47. Развитие коммуникативно-речевых умений у детей дошкольного возраста
    48. Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста
    49. Развитие музыкальных способностей у дошкольников
    50. Развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста в разных типах высказываний
    51. Развитие речи детей в условиях социалной депривации
    52. Развитие речи ребенка раннего возраста в повседневном общении и в специально организованных играх
    53. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
    54. Развитие творческих способностей на занятиях мультипликацией в системе дополнительного образования или в системе детского сада
    55. Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста
    56. Родительский клуб – форма сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи
    57. Роль детской литературы в развитии интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста
    58. Роль загадок в формировании словаря детей дошкольного возраста
    59. Роль познавательной литературы в умственном развитии старших дошкольников
    60. Роль различных видов занятий по обучению рассказыванию на развитие связной речи детей дошкольного возраста
    61. Роль родителей в приобщении ребёнка — дошкольника к книге
      Формирование основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста
    62. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности
    63. Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр
    64. Сказка – как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
    65. Социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики.
    66. Традиции народной педагогики в дошкольном воспитании
    67. Устное народное творчество (малые формы фольклора) как средство речевого развития дошкольников
    68. Фольклорно-дидактическая среда как средство обучения детей старшего или дошкольного возраста на занятиях по английскому языку
    69. Формирование культурной/национальной идентичности/осознанности дошкольников на основе изучения иностранного языка
    70. Формирование сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста средствами интегративных игр
    71. Экспериментирование и опыты как средство развития у детей интереса к исследовательской деятельности
    72. Этнокультурный аспект семейного воспитания

    Требования к оформлению курсовых и дипломных работ

    Курсовая (дипломная) работа включает в себя:

    1) титульную страницу;

    4) текст (содержание);

    5) иллюстрации: таблицы, рисунки, графики (могут быть в тексте или вынесены после него);

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: