Ролевых игры развитию речи

Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи у дошкольников

Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.

Игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических и речевых процессов, обеспечивающих гармоничное развитие личности в целом.

Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность — игра, мотив лежит в содержании деятельности, а не вне нее. Учебный характер игры дошкольниками не осознается. С позиции воспитателя ролевую игру можно рассматривать как форму организации учебного процесса. Для воспитателя и учителя цель игры — формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема.

С точки зрения процесса порождения речевого высказывания обучение говорению должно начинаться с приведения в действие механизма мотивации. Учет роли мотивации способствует более продуктивному усвоению материала, активному включению дошкольников в деятельность. Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения.

Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

Речь — одна из центральных, важнейших психических функций, « зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребёнка и на его общее развитие. Развитие мышления в значительной степени зависит от развития речи; она является основным средством общения людей между собой; речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка на всех этапах его развития. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Однако не все дети одинаково успешно овладевают связной речью, что нередко ведёт к нарушению самосознания и самооценки ребёнка, отклонению в развитии личности ребёнка, что приводит к замкнутости, неуверенности в себе, негативизму, мешают в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поэтому необходимо позаботиться о своевременном формировании речи детей, о её правильности и чистоте, предупреждая и исправляя любые отклонения от общепринятых норм родного языка, и этому способствуют сюжетно-ролевые игры.

Сюжетно-ролевые игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы. Они таят в себе большие возможности, дают детям определённый объём знаний и учат их владеть этими знаниями; развивать творческую активность, самостоятельность мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определённые трудности речевого развития, такого как связная речь.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей своим изложением, рассказывая сюжет игры, помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в себе.

Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в её широком понимании.

Развитие речи это: обогащение и развитие словаря, формирование грамматического строя речи. Так, в процессе проведения сюжетно-ролевых игр ребёнок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определённого содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно. Формирование грамматического строя речи в игре направлено на развитие умения правильно выражать свои мысли простыми и распространёнными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа.

Известны два вида речи- диалогическая и монологическая, которые более приемлемы при проведении сюжетно-ролевой игры. Так форма протекания диалогической речи(беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них) побуждают к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика — основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение формулировать и задавать вопрос, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять и исправлять собеседника.

Монологическая речь характеризуют развёрнутость, полнота, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют от говорящего более напряжённого внимания к содержанию речи и его словесному оформлению; при этом очень важно сохранять живость и непосредственность речи.

Сюжетно-ролевая игра даёт ребёнку возможность ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своём вымышленном мире, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремлённость в выполнении поставленной цели, помогает становлению речи.

Сюжетно-ролевая игра- сильнейшее средство социализации ребёнка, включающие в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия, так и стихийные, влияющие на формирование связной речи. Игра становится компонентом становления социального организма, развивающегося в деятельности, развивающая речь.

Можно утверждать, что сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста

Исаичкина, С. Ю. Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста / С. Ю. Исаичкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 261-264. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65678/ (дата обращения: 25.10.2021).

Сюжетно-ролевая игра имеет большое значение в воспитании детей, в развитии речи дошкольников.

С ранних лет ребенок начинает познавать мир. Ведь рожденные дети не умеют говорить. Задача взрослых научить ребенка разговаривать на языке людей его окружающих. Вначале он научится говорить в устной форме, а затем овладевает письменной грамматикой.

Ведь язык речи, письменность создавались людьми в течении тысячелетий и ребенок с рождения все это познает поэтапно. Речь дошкольника прошла путь от его первых невнятных слов до уровня взрослых. Ребёнок усваивает фонетическое и лексическое значение слов, и лишь затем учиться связывать их с друг другом. Общим для всех детей является то, что усваивать, запоминать родной язык в маленьком возрасте гораздо легче. С ранних лет ребёнок может освоить даже два языка. Например, есть двуязычные семьи, где папа и мама показывают и называют одни и те же предметы разными словами.

К дошкольному возрасту стимулом познания мира, подготовке взрослой самостоятельной жизни, является игра.

Ребенок стремиться подражать взрослым, рисуя их образ. Творчески все воплощает в игре. Именно в ней ребенок –дошкольник действует самостоятельно, выражает основные свои потребности, что подвигает его к активному участию в жизни взрослых.

Речевые навыки ребенка, скорее всего, осваиваются с помощью игры.

Игра — важнейшее условие взросления ребенка, так как он ее наиболее понимает.

Существуют игры для развития органов чувств, речевых навыков, для обучения чтения, письменности.

Сюжетно ролевая игра, особенно коллективная, очень полезна для дошкольника. Она развивает коммуникативные способности и вырабатывает навыки общения, развивает речь. Эмоционально дети увлечены игрой, проявляют самостоятельно активнее действия в творчестве.

Дети дошколята в этот период любят рисовать карандашами, цветными мелками, лепить из пластилина, делать из конструктора что-то свое, любят чтение сказок взрослыми и. т.д.

Воображаемая ситуация в сюжетно — ролевой игре занимает главное место.

Воображаемая ситуация формируется из придуманного сюжета и ролей.

Основными особенностями сюжетно-ролевой игры являются:

  1. Установка и соблюдение правил, социальная мотивация игр.
  2. Развитие эмоциональной сферы дошкольника.
  3. С помощью сюжетно- ролевой игры растет интеллект дошкольника.
  4. В ходе сюжетно-ролевой игры идет развитие воображения и творчества.
  5. Развитие и совершенствование фразовой речи.

Ребенку необходимо создать условия для внезапно творческой игры, и он сам как никто другой разовьет свои творческие способности.

Воспитанные и обучаемые дети, приобретают больше знаний, умений, интересов.

Очень важны для детей ролевые игры. Они помогают детям отрепетировать роли, которые пригодятся во взрослой жизни.

Поэтому перед воспитателем стоят основные задачи при разработке сюжетно-ролевых игр:

– создать условия для спонтанной, творческой игры;

– способствовать развитию игры как деятельности;

– воспитание поведения дошкольника в условиях коллектива отдельными детьми.

На мой взгляд, основные правила методики применения сюжетно-ролевой игры:

  1. Выбирая игру, педагог, прежде всего должен поставить перед собой конкретно воспитательную задачу. Каждая другая игра выполняет другие функции, поэтому воспитатель должен представлять ее реальные возможности. Воспитатель втягивает в игру детей, в коллективную деятельность. Если игра детям понравилась, они могут играть в нее бесконечно изо дня в день.

Длительно функционирующая игра, каждый раз открывается с новой стороны. Игровая форма элементов игры при длительном применении выполняют функцию упражнений в организации коллективной деятельности детей, воспитывают у них положительные качества поведения.

Во время игр, разговаривая с друг другом монологами, дети развивают диалект и закрепляют навыки нормативного поведения. Например: дети с интересом играют «в больницу», «путешествие», «семью» и др.

Функции кратковременной игры в воспитании дошкольника в некоторых случаях ограничены Т. е. после эмоционального подъема наступает спад общего настроения. Это наблюдается в тех случаях, когда у детей не возникло желание в потребности выполнять серьезную деятельность.

Читайте также  Развитие речи в дошкольном возрасте кратко

Такие игры развивают лишь эмоциональную сферу. Выполняют роль эмоционального стимула.

Из вышеизложенного можно сделать вывод: игры, условно разделяются на кратковременные и длительные.

Любая игра для детей дошкольного возраста это необходимая деятельность. Здесь более тесно ребенок учится вступать в контакт с окружающим миром и развивает свои эмоциональные способности, совершенствует разговорную речь.

  1. Разработка планов игр воспитателем.

Педагог конструирует длительность игры, разрабатывает ее сюжетную линию, наполняя ее конкретным содержанием. Вариант игры,предлагаемый педагогом должен увлечь всех по возможности детей, максимально насытить ее игровым содержанием.

Есть разница между мальчиками и девочками. Некоторые игры больше нравятся мальчикам (подвижные игры, соревнования, борьба) девочки более воображают, играя в дочки — матери. Однако мальчикам и девочкам нравится играть в мячик, салочки и прятки, прыгать,бегать, скакать.

Т. е. здесь важно педагогу подобрать сюжетную линию игры, наполнить ее игровым содержанием, чтобы в нее были увлечены как мальчики, так и девочки. Здесь важно определить средства игровой ситуации и распределить предполагаемые роли.

  1. Очень важно ознакомить детей с планом игры и совместно ее доработать.

Педагог правильно ведет беседу с детьми дошкольного возраста, стремится как можно больше привлекать детей к обсуждению сюжетно-ролевых игр, их действий в игре.

  1. Создание воспитательной атмосферы восприимчивости детей к воображаемой ситуации.

Как правило младшие дети не испытывают потребности к приближению игровых предметов к реальным. Дошкольники же наделяют предметы, находящиеся вокруг их персональными значениями: стулья обозначают поезд с вагонами, на улице столбики, деревья- граница, бревно-автомобиль т. д. Создавая ситуацию воображения, дети дают толчок к творческой сюжетно-ролевой игры.

Длительность игры сопровождается с неигровой деятельностью. Воспитателю важно найти подход к ребенку, помочь, чтобы он раскрылся и его полностью захватила коллективная воображаемая игровая ситуация. Тогда она ему принесет радость, творчество. Детский коллектив получает атмосферу общей заинтересованности, увлеченности, развивается речь и навыки общения.

  1. Роли в сюжетно-ролевой игре.

Здесь важно воспитателем, пользуясь общепедагогическими принципами творческой игры, распределить роли так, чтобы удовлетворить потребности детей в получении желаемой роли. Педагог с детьми разной степени активности разыгрывает роли поочередно. Здесь важно соблюсти детьми очередность разыгрывания ролей, наиболее привлекательных.

Это и есть еще один мотив, чтобы привлечь дошкольников к сюжетно-ролевой игре. Именно через роль проявляются личные качества дошкольника, а перспектива получения желаемой роли вызывает у детей мотивацию разыграть наилучшим образом любую роль.

  1. Начало игры.

Используя методические рекомендации, воспитатель может:

– подготовить детей к разыгрыванию игрового эпизода. У детей таким образом возникает воображаемая ситуация и они готовы положительно воспринимать длительность игры;

– для задания тона показать дошкольникам образец интересного ролевого поведения. Воспитатель использует активных детей с хорошо сформированным творческим воображением.

  1. Развитие и сохранение игровой ситуации.

Условия существования и сохранения у детей активного интереса к игре:

а) организатору игры(воспитателю) необходимо задавать тон в обращении с играющими детьми. Не надо к детям обращаться по фамилии, чтобы не разрушить воображаемую ситуацию. Нужно видеть в детях докторов, моряков, космонавтов, употребляя условно игровые термины, при этом требовать от них отчет о выполнении поручения.

б) для того, чтобы дать инициативу для новых игровых ситуаций, воспитатель по возможности должен стараться предусмотреть и обыграть нестандартную обстановку детского коллектива

в) не руша воображаемой ситуации, воспитатель воздействует на детей поощрениями, наказаниями, требованиями в игровом ключе.

г) Воспитатель условно разделяет коллектив на небольшие группы и устраивает между ними соревнование. Игра протекает эмоционально так как соревнование является дополнительным стимулом.

Если игра протекает интересно, охватывает детей трепетными, волнующими переживаниями, то окончание игры у них вызывает огорчение. Но игра рассчитана на определенный период времени, в течении которого дети осваивают положительные формы поведения. Заранее надо предусмотреть такую концовку, которая бы вызвало у детей эмоциональный подъем и желание сохранить все лучшее, что принесла с собой игра.

Педагог, разрабатывая план сюжетно-ролевых игр детей, обогащает содержание игры, тем самым расширяет игровой опыт детей.

Ролевых игры развитию речи

Автор: Лунина Татьяна Ивановна

Организация: МБДОУ д/с№36

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Арзамас

Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер, телевидение широко вошли в нашу повседневную жизнь. Дошкольники мало общаются, речевой опыт детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение.

В настоящее время проблема развития речи приобретает особую актуальность, так как формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.

Речь — одна из центральных, важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребёнка и на его общее развитие. Развитие мышления в значительной степени зависит от развития речи; она является основным средством общения людей между собой; речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка на всех этапах его развития. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Однако не все дети одинаково успешно овладевают связной речью, что нередко ведёт к нарушению самосознания и самооценки ребёнка, отклонению в развитии личности ребёнка, что приводит к замкнутости, неуверенности в себе, негативизму, мешают в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поэтому необходимо позаботиться о своевременном формировании речи детей, о её правильности и чистоте, предупреждая и исправляя любые отклонения от общепринятых норм родного языка, и этому способствуют сюжетно-ролевые игры.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, развитие связной речи нужно начинать в дошкольном возрасте. Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу, по проблеме развития связной речи у детей выяснили, что на разных исторических этапах, развитию связной речи уделяли много внимания такие психологи и педагоги, как: С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, К. В. Развитие связной речи должно осуществляться планомерно, систематически, с учетом индивидуальных возможностей дошкольников. А. С Выготский, А. Н. Леонтьев утверждают, что формирование связной речи целесообразнее всего осуществлять в сюжетно-ролевой игре, потому что, сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие связной речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей, именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя, свое место в этом мире.

Сюжетно-ролевые игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы. Они таят в себе большие возможности, дают детям определённый объём знаний и учат их владеть этими знаниями; развивать творческую активность, самостоятельность мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определённые трудности речевого развития, такого как связная речь.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей своим изложением, рассказывая сюжет игры, помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в себе.

Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в её широком понимании.

Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащения и развития словаря, формирования грамматического строя речи. Так, в процессе проведения сюжетно-ролевых игр ребёнок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определённого содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно. Формирование грамматического строя речи в игре направлено на развитие умения правильно выражать свои мысли простыми и распространёнными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа.

Известны два вида речи — диалогическая и монологическая, которые более приемлемы при проведении сюжетно-ролевой игры. Так форма протекания диалогической речи (беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них) побуждают к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, яркая интонационная выразительность, жест, мимика — основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение формулировать и задавать вопрос, в соответствии с услышанным, строить ответ, дополнять и исправлять собеседника.

Монологическую речь характеризуют развёрнутость, полнота, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют от говорящего более напряжённого внимания к содержанию речи и его словесному оформлению; при этом очень важно сохранять живость и непосредственность речи.

Сюжетно-ролевая игра отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу, в магазин или в поле сражения. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, солдата) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец, и т.п. Поэтому ролевая игра – это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников.

Читайте также  Консультация роль театрализованной деятельности в развитии детей

Именно называние предметов новыми именами, обозначение действий, совершаемых с этими предметами, дает новый смысл каждой отдельной вещи, действию, поступку. Когда дети играют, они не только действуют, жестикулируют и манипулируют с игрушками, они еще всегда объясняют, что именно они делают. Без таких объяснений, придающих новый смысл предметам и действиям, невозможно ни принятие роли, ни создание условного пространства игры. Причем речь ребенка, объясняющего игру, должна быть кому-то адресована. Игровое действие должно иметь партнера или зрителя, которому необходимо объяснить, что означает тот или иной предмет или действие. Например, играя в больницу, обязательно следует договориться, кто врач, а кто больной, где шприц, а где градусник, когда врач дает таблетки, а когда слушает пациента. Без такой договоренности и без взаимного понимания игровая ситуация перестает существовать и рассыпается.

Таким образом, сюжетно — ролевая игра способствует не только развитию речевых умений и навыков, но и позволяет моделировать общение детей в различных речевых ситуациях. ролевая игра представляет собой упражнение для овладения детьми навыками диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра выполняет обучающую функцию.

Сюжетно-ролевая игра даёт ребёнку возможность ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своём вымышленном мире, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремлённость в выполнении поставленной цели, помогает становлению связной речи.

Литература:

• Виноградова Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. Москва, 2011.

• Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для дете дошкольного возраста. Ростов на Дону, 2013.

• Глухов В. П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. — М., Издательский дом «Грааль», 2001.

• Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. — Екатеринбург, 1996.

• Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи», Москва, 1983.

Ролевых игры развитию речи

Автор: Ларина Екатерина Васильевна, Алешкина Светлана Владимировна

Организация: Ларина Екатерина Васильевна, Алешкина Светлана Владимировна

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Кемерово

Исследования отечественных и зарубежных ученых – философов, социологов, историков культуры ( П.П. Блонский, Л.С. Выготский, К. Гросс, В.И. Истомин, В.И. Устименко, Д.Б. Эльконин, К.Г. Юсупов и др.) описывают своеобразие игры, ее роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре. Исследователи отмечают ценность игры, ее условность, а также указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.

Как отмечают многие исследователи в области разных наук о человеке, среди которых Н.П. Аникеева, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др, игра является сложным социокультурным феноменом.

В словаре русского языка «игра» определена как «деятельность, занятие детей, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов и служащее для заполнения досуга, для развлечения» [2].

В Российской педагогической энциклопедии понятие «игра» подразумевает под собой «…один из видов деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания» [12].

Исследования таких психологов как Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. и педагогов среди которых М.Я. Басова, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского и др., показали, что игра социальна по своим мотивам, происхождению, содержанию, структуре, функциям.

Современные отечественные психолого-педагогические научные представления об игре базируются на положениях об ее историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе.

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Данные игры создают сами дети под руководством взрослого. Основой данного вида игр является наличие детской самодеятельности [8].

С.Я. Рубинштейн подчеркивал, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество [18]. Иногда данный вид игр называют творческими, так как при развёртывании игры происходит не копирование действий, а творческое осмысление, воспроизведение в создаваемом образе, игровых действиях [18].

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: мотив, тема, игровой замысел, сюжет, роль [8].

В качестве мотива изначально выступает ролевое действие, возникающее по мере овладения ребенком предметным миром. В процессе развития сюжетно-ролевой игры он меняется. Постепенно мотивом сюжетно-ролевой игры становиться возможность взаимодействия – игрового, невербального, вербального – с другими участниками игры.

Тема сюжетно-ролевой игры представляет собой ту область социальной действительности, которая содержится в игре, меняется в соответствии с возрастом играющих детей, а так же с содержанием программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Игровой замысел выражен общим определением темы игры (во что и как будут играть дети).

Сюжет игры является главным компонентом. Он представляет собой ту сферу действительности, которая воспроизводится дошкольниками (отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих). Основным средством реализации сюжета являются игровые действия (стирать белье, жарить картошку, качать куклу и т.д.).

Условно сюжеты игр делят на:

— бытовые (например, игры в семью);

— производственные, отражающие профессиональный труд людей (например, игры в магазин);

— общественные (например, игры в школу).

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет. Она является средством реализации сюжета через ролевое действие, ролевой диалог, ролевые действия и ролевую речь.

Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.

Роль содержит свои правила поведения, которые дети берут из окружающей жизни, заимствуют из отношений в мире взрослых. Например, продавец в магазине расставляет товар, продает его, врач внимательно осматривает «больного» и т.п.

Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Для дошкольников роль – это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.

Действия, которые ребенок выполняет в соответствии с взятой ролью и по ходу (логике) сюжета называются игровыми. Игровые действия бывают: отобразительными (ребенок копирует действия реальной жизни) и изобразительными (действия более свернутые, используются слова как будто). Предметно-игровая среда, которая помогает ребенку реализовать игровой замысел, называется игровым материалом.

Одним из компонентов сюжетно-ролевой игры, доказывающих ее связь с развитием речи дошкольников является ролевая речь. Ролевая речь – это те слова словосочетания, предложения, монологи и диалоги, которые ребенок использует для обозначения своей роли и при ролевом взаимодействии с партнерами по игре.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, этим самым осмысливает их, словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.

В среднем дошкольном возрасте основой сюжетно-ролевой игры становится творческое преобразование детского опыта. Содержание сюжетных игр обогащается: от разыгрывания бытовых сюжетов ребенок переходит к отражению взрослых профессиональных отношений, появляются сюжеты с фантастическими элементами. Дети начинают планировать сюжет до начала игры в соответствии со своими интересами. Могут определить тему, сюжет, распределить роли (в начале года с помощью воспитателя, затем самостоятельно); по ходу игры учатся согласовывать игровые действия в соответствии с принятой ролью. В соответствии с замыслом сюжета формируется умение устанавливать разные ролевые связи в рамках одной сюжетной темы: врач-пациент; продавец – покупатели. Активно развивается ролевой диалог. Дети умеют использовать различные предметы-заместители, осуществлять игровые воображаемые действия и принимать воображаемые действия других играющих, заменять некоторые из действий словом («Как будто мы уже вернулись с прогулки», «как будто мы были на море и вернулись домой»).

Благодаря предметам-заместителям ребенок осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями, а значит накапливает и обогащает пассивны и активный словарь словами, обозначающими предметы, словами – признаками, словами – действиями [4]. При этом взрослый по-прежнему активно включается в игру: рассказывает о назначении предметов, их отличиях, функции предметов, а ребенок учится использовать новые слова в разговоре с взрослым, другими детьми в процессе реализации сюжета игр.

Наряду с такими принципами развития лексической стороны детей дошкольного возраста как взаимодействие со взрослым, опора на познавательную деятельность детей в среднем дошкольном возрасте применяется принцип опоры на процесс коммуникации, т.к. в игровой деятельности детей происходит формирование коммуникативной компетенции, умения использовать языковые средства в различных ситуациях общения [2].

Таким образом, имея представления о развивающих возможностях сюжетно-ролевой игры, ее структурных компонентов, особенности развития сюжетно-ролевых игр в среднем дошкольном возрасте, возможностях использования сюжетно-ролевых для развития лексической стороны речи детей среднего дошкольного возраста можно решать задачи, стоящие перед педагогом:

— обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее не известных детям слов;

Читайте также  Развитие речи детей старшего дошкольного

— уточнение значения слова, словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (употребление синонимов, антонимом, многозначных слов, понимание переносных значений);

— активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания.

Список используемых источников

1. Алексеева М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – Москва: Академия, 2000. – 400 с.

2. Вайзер, В.В. Развитие речи дошкольников в сюжетно-ролевой игре [Электронный ресурс] / В.В. Вайзер – Режим доступа: https://almanahpedagoga.ru/ (10.01.2019)

3. Выготский, Л.С. Детская психология [Текст]: собрание сочинений в 6 томах. Том 4 / Л.С. Выготский. – Москва: Говорящая книга, 2012. – 202 c.

4. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду [Текст] / В.В. Гербова. – Москва: Мозайка-Синтез, 2014. – 80 с.

5. Дурицкая, В.С., Зотова, И.В. Сюжетно-ролевая игра как эффективный метод развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» [Текст] /И.В. Зотова,В.С. Дурицкая // Достижения науки и образования. – 2018. – № 4 (26). – С. 49–52.

6. Дергунская, В.А., Ошкина, А.А. Игровая образовательная деятельность дошкольников [Текст]: учебно-методическое пособие / В.А. Дергунская, А.А., Ошкина. – Москва: Центр педагогического образования, 2013. – 361 с.

7. Казанкова, Ю.Ю. Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста / Ю.Ю. Казанкова // Молодой ученый. – 2016. – № 27. – С. 669-673.

8. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – Москва: Академия, 2017. – 414 c.

9. Краснощекова, Н.В. Сюжетно ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Краснощекова. – изд. 3-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 251 с.

10. Кольцова М.М. , Рузина М.С. Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг [Текст]: М.М. Кольцова, М.С. Рузина. – Москва: У-Фактория, 2006. – 224 с.

11. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии [Текст]: учеб. пособие / А.Р. Лурия. – СПб: Питер, 2012. – 320 с.

12. Макаренко. А.С. Педагогическая поэма. Полная версия [Текст] / А.С. Макаренко; под ред.С.С.Невской. – М.: АСТ, 2018. – 567 с.

13.Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] : учебник / В.С. Мухина. – Москва: Академия, 2011. – 655 с.

14. Панова, О.В. Особенности развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников [Текст] / О.В. Панова // Молодой ученый. – 2017. – №38. – С. 116-118.

15. Преснякова, Н.А. Сюжетно-ролевая игра как метод развития речи дошкольников [Текст] / Н.А. Преснякова // Альманах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://almanahpedagoga.ru/

16. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – 2-е изд., испр. – Москва: Просвещение, 2010. – 223 с, ил., 4 л. ил.

17. Российская педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/ (12.02.2018)

18. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – 4-е изд. – СПб: Питер, 2019. – 712 с.

19. Селезнева, И.С., Шипова, М.В. Развитие речи у детей дошкольного возраста через формирование сюжетно-ролевой игры [Текст] / И.С. Селезнева, М.В. Шипова // Инновационная наука. – № 5. – 2015. – С. 237-239

20. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст] : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. – Москва: ВЛАДОС, 2016. – 366 с.

21. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] : метод, пособие: под ред. Е. А. Стребелевой. – 2-еизд., перераб. и доп. – Москва: Просвещение, 2004. — 164 с.

22. Урунтаева, Г.А. Детская практическая психология. [Текст]: учебное пособие / Г.А. Урунтаева. – Москва:

Развитие речи детей в сюжетно-ролевой игре

Привет и доброго здоровья всем, кто заинтересовался моим педагогическим блогом, с вами Татьяна Сухих и тема, которую сегодня хотелось бы рассмотреть: развитие речи детей в сюжетно-ролевой игре.
Выбор вызван тем, что современные дошкольники имеют гораздо больше проблем с речью, чем ребята еще каких-то 10 лет назад. Конечно, забавно слушать трех-четырехлеток, которые придумывают новые словечки, выдают милые «перлы»:

«Давай я тебе болитку мазелином помажу!»

Но, в общем, картина довольно серьезная – дошкольники разговаривают неполными фразами, лексический запас бедный, у большинства проблемы с фонетикой.

Как воспитатель может помочь дошкольнику?

knigaПонятно, мы проводим занятия, но самый действенный и ненавязчивый способ – развитие речи через сюжетно-ролевую игру.

Мне помогает в работе сборник игр и упражнений, где есть интересные авторские идеи по различным обучающим мероприятиям.

Эти материалы пригодятся воспитателям, логопедам, родителям.

Чрезвычайно полезная книжка, скажу я вам! Здесь вы найдете замечательные стихи, упражнения для тренировки общей и мелкой моторики…

Все доступно, увлекательно. Вообще, я люблю читать методическую литературу, углубляя свои знания. Педагогика не стоит на месте, окончив институт, мы должны продолжать заниматься самообразованием, чтобы не закостенеть как педагогическое ископаемое.

Итак, как происходит развитие речи в процессе сюжетно-ролевых игр на уровне детского сада?

Поскольку ролевые забавы, как правило, коллективные, то основная их ценность для формирования богатого словарного запаса и умения общаться – это потребность вести диалоги с партнерами, комментировать свои действия, разговаривать с игрушками.

Вот небольшой отрывок из игры, правда дети увидели, что я их снимаю и сразу перестали активно беседовать, жаль что не могу показать полную версию игры, как — нибудь в следующий раз)))

Начиная с простейших дочки — матери, мы, педагоги, вовлекаем малышей в разговор, задавая вопросы, беседуя с ними, обучая новым словам, побуждая отвечать нам, повторять за нами.

Конечно, не следует слишком акцентировать все внимание на развитие речи в сюжетно-ролевой игре, все происходит само собой, естественным путем, если привлекать детей к ролевым забавам систематически.

Что поможет «развернуться» разговорной практике дошкольников?

palochki

Прекрасный способ подтолкнуть ребенка к общению, «говорению» – использование предметов-заместителей.

К примеру, показать малышам, что вместо градусника можно использовать карандаш или палочки от мороженого, чтобы измерить температуру мишке или использовать, как шпатель для рта — проверяю куклам горло.

Применение подручных предметов вместо реальных приспособлений вынуждает детей объяснять, комментировать свои действия для других участников процесса.

Развитие речи в сюжетной игре осуществляется при активном участии воспитателя, который должен своим примером показывать, как общаться, комментировать, вести беседу.

Но не следует наставлять детей во время забавы, категорично исправлять речевые ошибки, заставлять выговаривать правильно слова. Это полностью убьет весь дух творческого процесса.

Beseda_s_rebenkom

А вот подготовительная часть к сюжетному мероприятию, как раз помогает ребятам освоить новые понятия, выучить незнакомые слова, затем уже во время забавы применять полученные знания.

Проводя познавательную беседу с ребятами перед сюжетным мероприятием, вполне уместно параллельно работать над развитием речевого аппарата, обогащением словарного запаса. Уделив достаточно времени подготовке, далее развитие правильной речи наших детей в сюжетно-ролевой игре пойдет автоматически, поскольку ребята станут применять выученные понятия, как говорится, играючи.

ndividualnaja-beseda

Если есть ребята, которые испытывают особые трудности с общением, с ними целесообразно проводить сюжетные забавы отдельно. Воспитатель сам проявляет инициативу, предлагая ребенку вообразить какую-либо сюжетную сценку. Делать это лучше под конец дня, когда уже мало деток, и можно сосредоточить внимание на одном-двух малышах.

Развитие, собственно, речи необщительных детей посредством простой сюжетно-ролевой незамысловатой игры очень результативный способ. Один на один с ребенком вам будет проще вызвать его на общение, задавая вопросы, вовлекая в разговор. Малыш вскоре сам начнет проявлять интерес к общим забавам, станет активней, правильней болтать. Логично поговорить с родителями такого ребенка, посоветовав не игнорировать возможности ролевых мероприятий дома.

beseda

Положительное влияние оказывает на развитие полноценной речи старших дошкольников применение в сюжетно-ролевой игре такого приема, как совместное сюжетное сложение, то есть, фантазирование о предложенной воспитателем теме забавы. Этот метод практикуется для старшей и подготовительной групп при переходе к более сложным этапам развития сюжетных мероприятий. Детки постигают тонкости «разговорного жанра» в неформальной обстановке, не на занятии, а воображая будущую забаву.

kascha

При этом развитие активной речи наших дошкольников через творческую сюжетно-ролевую игру происходит очень продуктивно. Но участие воспитателя – обязательное условие успеха: дети с подачи взрослого учатся устно выстраивать цепь воображаемых событий, обсуждать предложенные сценарии других ребят, обозначать для себя и товарищей роли.

Но чтобы не топтаться на месте, придумывая интересный сценарий, можно отталкиваться от уже известных детям сюжетов, словесно обогащая их новыми поворотами, действующими лицами, атрибутами.

nabor-cirylnika

Развитие разговорной речи посредством любой сюжетно-ролевой воображаемой игры будет очень продуктивным, увлекательным, если воспитатель не жалеет времени для совместного придумывания с ребятами сценариев будущей забавы.

Интересно, что вы думаете об этом? Как у вас общаются ребята во время ролевых мероприятий?

Прошу делиться впечатлениями и ссылками на мои статьи через социальные сети, а также подписываться на новости.

Теперь разрешите откланяться и пожелать вам всего хорошего!

Screenshot_9

С уважением, Татьяна Сухих

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: