Роль семьи в развитии способностей ребенка

Роль семьи в развитии способностей ребенка

Семья обладает большими потенциальными возможностями в развитии творческих способностей дошкольников. На это указывали такие ученые как П.Торренс, К.Тэкекс, В.Н.Дружинин, Дж.Гетцельс, Ф.Джексон, М.В.Межиева и другие.

Согласно исследованиям П.Торренса, наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. Степень реализации творческих импульсов ребенка во многом зависит от влияния родителей и других взрослых дома и в детском саду. Черты характера, способствующие творческой продуктивности, могут быть обнаружены достаточно рано. Именно поэтому психологу, работающему с детьми, очень важно обратить внимание родителей на их развитие. Результаты развития творческих способностей ребенка могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте.

Особую роль в формировании творческой личности ребёнка отводится семье. Я считаю, что дети и родители находятся в постоянном поиске, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача воспитателя – привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами.

Большинство исследователей выявляют при анализе семейных отношений следующие параметры:

  • гармоничность – негармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми;
  • творческая – нетворческая личность родителя как образец подражания и субъект идентификации;
  • общность интеллектуальных интересов членов семьи либо ее отсутствие;
  • ожидание родителей по отношению к ребенку – ожидание достижений или независимости.

С тех пор как существует семья, она играет важную роль в воспитании ребенка. Родителей издавна считают первыми воспитателями своих детей. В семье человек пребывает постоянно, изо дня в день, она влияет на все стороны его жизни.

Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика по своей важности. В семье должна проходить вся его жизнь. Ребенок, живя в семье, переживает всю гамму чувств и взаимоотношений в ней. Это ложится неизгладимой печатью на его душу. Даже в самой «плохой» семье вырабатывается нечто, незаменимое для ребенка.

Ребенок изучает мир через семью, в свете семейных отношений. Семья является могучим воспитательным средством.

Ян Амос Каменский рассуждал: «Если родители научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами, то тем более они должны позаботиться о передаче детям мудрости». А в «мудрости» важнейшим является, во-первых, познание действительного мира, во-вторых – «умение осторожно и разумно управлять самим собой».

Будущие родители, конечно же, задумываются о том, как лучше сформулировать для самих себя цели работы по воспитанию своего ребенка….

Ответ так же прост, как и сложен: цель и мотив воспитания ребенка — это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание

Среди многочисленных фактов, которые подтверждают важнейшую роль семейно – родительских отношений, есть и такие:

  • большие шансы проявить творческие способности имеет, как правило, старший или единственный сын в семье;
  • меньше шансов проявить творческие способности у детей, которые идентифицируют себя с родителями (отцом). Наоборот, если ребенок отождествляет себя с «идеальным героем», то шансов стать креативным у него больше. Этот факт объясняется тем, что у большинства детей родители «средние», нетворческие люди, идентификация с ними приводит к формированию у детей нетворческого поведения;
  • чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери;
  • ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения с ограничением поведения в детстве;
  • благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребенка, ситуация, когда его талант становится организующим началом в семье.

Ряд исследователей отмечали роль родителя противоположного пола в развитии творческих способностей ребенка. Результаты их работ показывают, что отцы оказывают большее влияние на творческие способности девочек, а матери — на творчество мальчиков. У отцов, проявляющих активный интерес к занятиям своих дочерей, расширяющих горизонты их будущей карьеры и укрепляющих их независимость, гораздо больше шансов вырастить дочерей творческими личностями, чем у тех, кто утверждает стереотипно зависимые или пассивные модели поведения в дочерях. Матери, занятые творческой или деловой карьерой, склонны воспитывать в своих сыновьях большую независимость мысли и смелость. Родители, стремящиеся развить в ребенке творческие способности и продуктивность, должны дать место творчеству и в собственной жизни. Компетентный родитель в этом случае – прежде всего компетентная личность, чье восприятие новых идей и радость собственных достижений дает ребенку прямой и убедительный пример.

Д. Льюисом был составлен для родителей список утверждений, с помощью которых родители могут оценить степень своего участия в занятиях ребенка. Несмотря на то, что этот список сформулирован на основе изучения обширной выборки семей одаренных детей, он достаточно удачно типизирует подход к стимулированию позитивного умственного развития ребенка.

Итак, семейная среда, где с одной стороны есть внимание к ребенку, а с другой стороны, где к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется не стереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка.

Гипотеза о том, что подражание является основным механизмом формирования креативности, подразумевает, что для развития творческих способностей ребенка необходимо, чтобы среди близких дошкольнику людей был творческий человек, с которым бы ребенок себя идентифицировал. Процесс идентификации зависит от отношений в семье: в качестве образца для ребенка могут выступать не родители а «идеальный герой», обладающий творческими чертами в большей мере, чем родители.

Задача взрослых, стремящихся развить в ребенке его творческий потенциал, реализовать его творческие способности, достаточно трудна. И если родители с помощью специалистов психологов и педагогов постараются создать ребенку возможности для интересного образования, окажут необходимую помощь и эмоциональную поддержку, эта задача может быть решена достаточно успешно.

Роль семьи в развитии способностей ребенка

Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего Вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.

Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но помните, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни. Помните, ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.

Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.

Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.

Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию

Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.

Учитесь отказывать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.

Читайте также  Малыш сидит 4 месяца

Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят вас.

Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками.

Стремитесь к встречам и общению с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.

Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Каждое определенное заболевание ребенка-инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений.

Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни. Помогая друг другу, вы, прежде всего, помогаете себе!

Находите в себе силы и сохраняйте душевное равновесие. Не изводите себя упрёками. В противном случае велика вероятность того, что ребенок вырастет психологическом монстром, а это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.

Воспитывайте в себе новые качества, прежде всего наблюдательность, терпение, самообладание.

Ведите дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Дневник с одной стороны, помогает, успокаивая Вас, с другой – способствует правильной организации всей лечебно-коррекционной работы.

Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.

Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком-инвалидом на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут.

Постарайтесь научить ребенка быть самим собой – и дома, и на людях. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя как все.

Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

Роль семьи в развитии способностей ребенка

Автор: Ярыжнова Галина Евгеньевна

Организация: МДОАУ ДС Золушка МО Ясненский городской округ

Населенный пункт: Оренбургская область, г. Ясный

Современная жизнь становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению задач.

Подвижности требует и современное производство, где исчезают старые и появляются новые профессии. Человеку с творческим складом ума, легче сменить профессию, найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высоких результатов. Современному обществу нужны люди, умеющие принимать оригинальные решения, имеющие собственную позицию, люди мыслящие, идущие вперед. И начинать раскрывать творческий потенциал в каждом человеке необходимо в раннем возрасте.

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В.А. Сухомлинский) [1]. Именно в этом возрасте ребенок с радостью и удивлением открывает для себя незнакомый и удивительный мир и представляет собой маленького исследователя.

Развитие творческих способностей детей – одна из важнейших задач сегодняшнего дня.

Одним из наиболее доступных видов деятельности является изобразительная, художественно – продуктивная деятельность, которая создает условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в результате которого создается что-то новое, оригинальное.

Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для дошкольника, так как он имеет возможность передать свои чувства и восприятие окружающего мира с помощью карандаша, красок, куска глины и пластилина, бумаги и т.д.

Все занятия по изодеятельности направлены на развитие творчества. Но творчеству надо учить. И основной путь обучения творчеству лежит в развитии воображения детей.

«Нация, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, превзошла бы вскоре другие во всех науках, искусствах и мастерствах». (Дени Дидро) [3].

Каждый ребенок в этом мире рождается с уникальными возможностями. Задача воспитателей и родителей – помочь ребенку не прятать, а раскрыть эти возможности.

Родители и воспитатели детского сада заинтересованы в том, чтобы их дети росли творческими людьми.

Вырастить творческого человека не так-то просто.

Развитие творческих способностей нужно начинать с обычных игрушек. С малышом надо играть. Игра – это познание мира через собственное восприятие. Каждый ребенок талантлив, только надо заметить, что ему больше нравится. Один любит находить новое применение игрушкам, другой увлечен рисованием. Ищет новые места для своего занятия. Иногда, творческие способности проявляются у детей нестандартно: рисование на обоях маминой помадой или пальчиком на запотевшем стекле, зубной пастой на зеркале. Обязанность родителей – поддерживать все начинания детей и не наказывать за испорченные обои, за испачканное зеркало. В этом случае хочется предупредить родителей о том. Что в отношении своих детей нужно следовать девизу «Инициатива не наказуема».

Для развития творчества детям необходимы определенные знания, навыки, умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут.

Задача взрослых – обогатить ум ребенка этими знаниями, научить быть наблюдательными, воспринимать предметы и объекты действительности, выделять их формы, части; знакомить детей с разнообразием цветового и композиционного построения. Например, зная секреты дымковской росписи, ребенок использует их при создании образов сказочных птиц ил животных.

Побуждая ребенка к самостоятельным, сознательным художественным проявлениям, вызывая положительные эмоции, развивая способности, можно рассчитывать на успех!

Отличным стимулом творческой деятельности детей является постановка детей в ситуацию, когда им надо кому-то помочь, кому-то что-то посоветовать, кого-то спасти, т.е. предложить им действенный мотив изобразительной деятельности (придумать и изобразить существо, способное передвигаться по суше, под водой,, по воздуху; нарисуй то, что способно исполнять твои желания; изобрази Кощея Бессмертного молодым, добрым). В этом случае повышается активность ребенка, стимулируются творческие проявления, улучшается и качество детских работ.

Уровень творчества ребенка будет зависеть от богатства впечатлений об окружающем мире, от общения детей между собой и со взрослыми, от полученных изобразительных навыков и умений.

О наличии или отсутствии творческого подхода говорит то, как и какие средства выбирает ребенок для воплощения своего замысла.

Способности к изобразительной деятельности есть, если:

— ребенок предпочитает рисование или лепку, как только появляется выбор, чем заняться;

— изображает большое количество предметов и людей;

— выбирает оригинальные сюжеты для своих рисунков, например, рисует космическое пространство, усыпанное звездами, сказочный город и др.;

— чтобы выразить свое настроение и чувства, прибегает к рисованию или лепке;

Читайте также  Развитие способностей ребенка курсовая работа

— с интересом использует новый материал (лепит из глины, теста, а не из пластилина).

— проявляет интерес к произведениям живописи, скульптуры — рассматривает, высказывается по поводу увиденного [2]

У младших дошкольников творческое начало в создании изображения может определяться в изменении величины предмета, цвета или использование каких-то дополнений к лепке, рисунку.

В старших группах творческое решение усложняется. В детских работах появляются сказочные дворцы, фантастические образы, волшебная природа, космическое пространство с летающими кораблями.

Положительное отношение взрослого к инициативе и творчеству ребенка – важный стимул его развития. Нужно обязательно отмечать и поощрять находки детей (выставки детских работ, участие в конкурсах и др.), а не ограничивать ребенка.

Развитие творческих способностей детей помогает им совершенствоваться в любимом занятии, которое может стать делом всей жизни, а если нет, то развитие интеллекта и чувств – обязательно [5]

Изначально, все дети искренни, а попадая в общество взрослых с его правилами, начинают скрывать свои желания и замыкаются…. И получаются хорошо воспитанные дети без мечты и творческих замыслов.

Кажется все правильно: не ограничивать проявления творчества у детей, поддерживать все их начинания и все будет здорово – вырастут творческие талантливые дети.

Но почему в жизни не всегда так получается? Часто проявления творчества у детей вызывают у взрослых раздражение (испачкал красками стол, испачкал пластилином ковер и т.д.)

У нас часто в семьях не обращают внимания на интересы ребенка, лишь бы он не мешал. Ему покупают много дорогих игрушек, т.е. откупаются от него как могут. И какой результат развития ребенка? Низкий уровень развития воображения и неумение творчески выполнять самые простые задания.

Естественно, родители, кому не безразлична судьба своих детей стараются уже в раннем возрасте обеспечить детей необходимыми условиями для того, чтобы выросшие дети смогли достичь желаемого.

Дети в возрасте 3-5 лет проявляют наибольшее количество своих способностей. Необходимо именно в этот период создать условия (материальные и психологические) ребенку для развития творческого мышления, иначе инициатива будет загублена. Родители должны обеспечить материальную базу для занятий и здесь важно, чтобы не родители выбирали своему ребенку интересы. Большинство из родителей считают, что именно они лучше всех других могут знать, каким должен вырасти их ребенок, То, что при этом не только не учитываются интересы самого ребенка, но и зачастую и просто игнорируются, родители, в лучшем случае, не замечают их.

Ребенок не должен испытывать страх перед ошибками, должен получать поддержку и поощрения, не упреки.

Нельзя превращать любые занятия в обязанность, т.к. это прячет инициативность ребенка и удовольствие от проделанной работы.

Цель родителей – помочь своему ребенку. Нужно показать любовь и веру в своего ребенка, чем бы он не занимался. Это будет самый большой толчок в его развитии.

Нужно всегда помнить, что развитие творческих способностей должно проходить всегда и везде. Это должно быть спонтанно и интересно.

Степень превращения творческих импульсов ребенка в творческий продукт зависит от влияния родителей и других взрослых в детском саду и дома.

Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка уже в дошкольном возрасте. Учеными замечено, что отцы оказывают большее влияние на творческие способности девочек, а матери – на творчество мальчиков.

Родители, стремящиеся развить в ребенке творческие способности, должны дать место творчеству и в собственной жизни.

Восприятие новых идей и радость родительских достижений дает ребенку прямой и убедительный пример.

Расти и развиваться вместе с детьми!

Развивать свои творческие способности!

Творить вместе. В совместном творчестве легче почувствовать те рамки, которые хотите определить для ребенка. Сузить их или расширить собственным примером, привлекая ребенка к творчеству. Только не надо заставлять. Любая обязаловка убивает творчество.

Задача взрослых – это не подготовка художников, дизайнеров, архитекторов, а раскрытие творческого потенциала маленького человека: способность видеть обычное в необычном, по-особому ярко воспринимать мир, находить нестандартные решения и уметь делать свой собственный неповторимый выбор. Занятия художественным творчеством воспитывают такие необходимые для успешного человека качества, как терпение, трудолюбие, целеустремленность, умение одновременно делать несколько дел (видеть, слышать, действовать руками, двигаться, думать) [3].

Таким образом, проблема развития творчества из педагогической становится социальной, связанной с определением места человеческой личности в обществе с чисто практическими целями. Каждый ребенок талантлив! Каждый детский сад и каждая семья – это дом творчества общих дел, открытий и радости! [4].

Роль семьи в развитии способностей ребёнка.

Многое может сделать семья для развития способностей её маленького члена. Кто, как не родители, бабушка, дедушка, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить своеобразные индикаторы способностей, к чему у ребёнка особый интерес, к какому виду деятельности малыш проявляет склонность?

Взять заботу по воспитанию широких, устойчивых интересов, выделить среди них центральные, отражающие главные стремления, склонности ребёнка к какой-либо деятельности — значит, уже способствовать созданию важных предпосылок для развития его способностей. Важно помочь ребёнку включиться в процесс активного познания действительности. Вы купили сыну новый конструктор. Не торопитесь сразу же объяснять, показывать, как с ним действовать. Дайте возможность ребёнку вначале самому поэкспериментировать. Предварительная самостоятельная широкая ориентировка в возможностях конструктивного материала позволит в дальнейшем находить самые неожиданные комбинации и получать оригинальные конструкторские решения. Ребёнок нашёл жука. Что за жук — майский, плавунец? Подождите с ответом. Предложите проверить — плавает ли? Так и есть — плавунец.

Широкое использование проблемных вопросов, экспериментирования, элементарного опытничества даже в условиях дома, приусадебного участка даёт возможность ребёнку не только самостоятельно обнаружить новые важные качества предметов и явлений окружающей природы, но и стимулирует развитие познавательных способностей и направленности. Созданию интереса, развитию способностей к определённому виду деятельности у ребёнка содействует атмосфера увлечённости, бытующая в семье. Вот почему так часто в семье, где увлекаются музыкой, ребёнок также проявляет интерес к ней, в семье увлечённых биологов — к природе, в семье, где господствует атмосфера увлечённости техникой, дети также проявляют склонность к конструкторской деятельности.

Велика роль семьи и в формировании у ребёнка склонности к труду, которая рассматривается психологами как фактор очень важной одарённости. Думая о будущем ребёнка, проявляя заботу о развитии его способностей, родители должны позаботиться о формировании у него трудолюбия, умения настойчиво, систематически трудиться, преодолевать лень, если та успела пустить корни.

Стремясь развить способности ребёнка, необходимо подумать и о формировании его воображения, без которого невозможно творчество. Несомненную пользу для развития творчества может принести использование наряду с другими средствами специальных творческих заданий. Большей эффективности можно добиться, если задания эти будут постепенно усложняться. Вначале детям целесообразно предлагать задания, требующие от них первоначально.

Большей эффективности можно добиться, если задания эти будут постепенно усложняться. Вначале детям целесообразно предлагать задания, требующие от них первоначальной ориентировки в творческой деятельности. При этом создаётся установка на новые для ребёнка способы действий: сочини, придумай, найди, измени (например, ребёнок подражает различным звукам, пению птиц и т. д.). На этом этапе он действует совместно с родителями, активно копирует предлагаемые действия; в дальнейшем ребёнку можно давать задания, которые вызывали бы у него целенаправленные действия, поиски решений. Способы действий при этом стимулируются взрослым уже косвенным путём (сочинить песню на предложенный текст, придумать действия определённых персонажей на основе рассказанной сказки и т. п.). Важно, что при этом возникает атмосфера сотворчества со взрослым, ребёнок получает первое представление о том, что общими усилиями можно доставить другим удовольствие, радость. Когда малыш научится справляться с этими заданиями, их можно усложнить: предложить сочинить песню, выбрав текст по своему желанию из нескольких заданий, и т. д.

Читайте также  Развивающие игрушки руками маленьким

Творчество основывается на тех знаниях, умениях, опыте, которые приобретает ребёнок. Способности ребёнка связаны с его навыками, умениями. Надо помочь малышу овладеть и исполнительской, «рабочей» частью деятельности — определённой техникой рисования, приёмами лепки, конструирования из бумаги, природного материала, танцевальным движениям. Не пожалейте на это время.

Долг родителей — создать в каждой семье условия для всестороннего развития способностей. Владение умениями и навыками будет благотворно влиять на дальнейшее развитие способностей вашего сына, дочери; отсутствие же их делает способности бескрылыми, лишает ребёнка средств для реализации своего замысла.

Роль семьи в развитии способностей ребенка

Автор: Девяткина Ольга Александровна

Организация: МБОУ СШ

Населенный пункт: Новгородская область, д. Охона

Слайд 1.

Намеченные стратегические задачи развития России, в конечном счете, предусматривают создание общества, которое способно дать всем желающим все самое лучшее для личной жизни и творческой деятельности.

Что же является главным в решении этой проблемы? Ответ однозначен: акцент должен делаться на нашем интеллекте, трезвой самооценке, чувстве собственного достоинства, предприимчивости. Переход страны на следующую, более высокую ступень цивилизации возможен лишь с помощью раскрытия творческого потенциала каждой личности.
В 2014 – 2015 учебном году целью работы школы является воспитание творческой личности, становление которой происходит во всевозможных условиях и видах деятельности.
Творческая личность обладает способностями и многими качествами. Дети, обладающие творческим потенциалом, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов.

Слайд 2.

Основными особенностями мышления таких детей становятся:

Слайд 3.

Каждый ребенок талантлив по-своему. Большую роль в воспитании таланта ребенка играет семья.
Растущее дарование, немыслимое без развивающейся способности к независимой деятельности, к оригинальности, творчеству, вскармливается любовью. Самоотверженная любовь родителей — это мощный поток энергии наделяющий ребенка силой и способностью сопротивляться испытаниям судьбы. Что чаще всего мешает человеку творчески реализовать себя? Страх неудачи, страх показаться глупым, смешным, странным в глазах окружающих. Любовь близких рассеивает эти страхи, создает основу для уверенности ребенка в себе, для его самоуважения.
Истинная любовь к ребенку предполагает принятие его таким, каков он есть, признание его уникальности и его возможностей для самостоятельного позитивного роста.
Некоторые родители даже не представляют, как много в развитии их детей зависит от родительских действий и ожиданий. Ведь в результате даже небольших усилий со стороны близких возможен реальный прогресс в раскрытии детского таланта.
Процесс воспитания – длительный, требующий много сил, времени. Но нельзя думать, что все уходит впустую. Затраченная энергия, время, терпение дадут свои плоды рано или поздно. Если не верить в это, не понимать роли родителя в развитии ребенка, то бессмысленно мечтать о раскрытии таланта у ребенка.

Слайд 4.

Созданию интереса, развитию способностей к определённому виду деятельности у ребёнка содействует атмосфера увлечённости, бытующая в семье. Вот почему так часто в семье, где увлекаются музыкой, ребёнок также проявляет интерес к ней, в семье увлечённых рукоделием – к рукоделию, в семье, где господствует атмосфера увлечённости техникой, дети также проявляют склонность к конструкторской деятельности и т.д..
Велика роль семьи и в формировании у ребёнка склонности к труду. Думая о будущем ребёнка, проявляя заботу о развитии его способностей, родители должны позаботиться о формировании у него трудолюбия, умения настойчиво, систематически трудиться, преодолевать лень, если та успела пустить корни. Не надо говорить «придет время — будет трудиться», не будет, если мы с вами не научим и не приучим его к труду.

Способности, в том числе и творческие, формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не проявляет способностей. Стремясь развить творческие способности ребёнка, необходимо подумать и о формировании его воображения, без которого невозможно творчество. Необходимо давать ему возможность самовыразиться в какой-либо деятельности. Не подавляйте в ребенке самостоятельность, стараясь все сделать за него, и не отмахивайтесь от него, ссылаясь на свою занятость, а проявляйте свой интерес к творчеству ребенка, постоянно хвалите и подбадривайте его.

Слайд 5.

Творчество основывается на тех знаниях, умениях, опыте, которые приобретает ребёнок. Способности ребёнка связаны с его навыками, умениями. И поэтому родители и учителя должны помочь ребенку развить и закрепить его творческие возможности.

Воспитывая способности детей, надо развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприятные задатки и способности не дадут результата. Иногда школьник, обладающий хорошими способностями, опускает руки при неудачах, теряет веру в свои силы, охладевает к прежде любимым занятиям. В этих случаях учитель и родители должны подбодрить ребенка, помочь ему преодолеть трудности, помочь пережить радость победы над препятствиями.
Стремясь развить способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность к, себе, умение критически отнестись к себе. Важно формировать у детей правильное отношение к своим способностям, успехам и достижениям. Наоборот, Не надо внушать способному ребенку, что он исключительный человек, так как зачастую такие дети не могут адекватно переживать свои поражения и неудачи.

Необходимо, чтобы способный ребенок, школьник хорошо понял, что его способности не дают ему права ставить себя в какое-то особое положение по отношению к окружающим, предъявлять им высокие требования. Наоборот, к нему, способному, предъявляются повышенные требования именно потому, что он способный.
Первейшая цель каждого педагога — создать условия для выявления и последовательного развития уникального потенциала каждого воспитанника. При этом нужно чётко осознавать, что главное условие организации современного образовательного процесса строится на таком понятии как «содействие», то есть совместное действие педагога, родителя и ребёнка. Никогда никакая семья не даст ребенку того, что могут дать ему школа, и никакие, самые лучшие социальные институты не заменят ребёнку семью. Поэтому только в содружестве и общими усилиями школы и семьи создаются самые благоприятные условия для всестороннего развития творческих сил и способностей детей.

В этом учебном году, совместно развивая творческие способности наших детей мы получили следующие результаты:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: