Родительское собрание сенсорное развитие детей раннего возраста

КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ «СЕНСОРИКА В МИРЕ РЕБЕНКА»

Цель:обогащение родительских представлений о сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста.

Задачи: повысить уровень знаний родителей по проблеме сенсорному развитию; раскрыть понятие «дидактическая игра» и ее влияние на сенсорное развитие детей; вызвать заинтересованность родителей по данному вопросу; укрепить сотрудничество с семьей.

Ход проведения:

Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что вы находите время присутствовать на наших собраниях и не остаетесь равнодушными к процессу воспитания своего ребенка.

Чтобы создать доброжелательную обстановку была проведана игра: родителям было предложено встать в круг парами. В парах им необходимо было выполнять задания: встать спина к спине, поменяться парами; встать плечо к плечу, нога к ноге, снова поменяться парами; колено к колену, рука к руке. И последним заданием было – встать в круг плечо к плечу, ладонь к ладони.

— Посмотрите, как Вы сейчас стоите, взявшись за руки, вы образовали круг, сплоченный коллектив. И мне хочется, чтобы сегодняшнее наше собрание прошло так же дружно, сплоченно и легко родителям предлагается пройти на свои места.

На сегодняшней встрече мы поговорим осенсорном воспитании и о том, как оно влияет на развитие детей младшего дошкольного возраста. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, кожа, которая обладает чувствительностью, позволяющей осязать окружающие его предметы. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобысенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Вот об этом мы с вами сегодня поговорим. Сенсорное развитие – это основная составляющая для полноценного развитиядетей в младшемдошкольном возрасте. Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представленийо внешних свойствах предметов: форма, цвет, величина и пространственные отношения. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно способствует развитию наблюдательности, готовит к реальной жизни, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения,развивает внимание, обогащает словарный запас детей.

Чем занимается ребенок большую часть своего времени? (играет) Правильно игра – именно играя, ребенок учится и познает окружающую его действительность. Перед каждым возрастным периодом стоят свои задачи. Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны Сенсорные эталоны – это устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами, это развитие тактильных, слуховых и вкусовых ощущений у ребенка. Знакомя детей с эталонами необходимо знакомить детей со способами обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнения все более сложных глазомерных действий.

Сегодня я предлагаю Вам почувствовать себя детьми и пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов.

Воспитатель берет в руки «Волшебный мешочек», и предлагает узнать на ощупь, что в нем находится (нескольким родителям предлагает попробовать угадать что там). – Вы сейчас пали в затруднительную ситуация, в которой ребенок оказывается каждый день, сталкиваясь с огромным количеством предметов и явлений окружающих его. И наша задача – помочь ребенку и облегчить процесс формирования представлений об окружающем мире.

Ну что я предлагаю вам познакомиться с «Цветными играми».

Воспитатель предлагает поиграть родителям подвижную игру «Цветные автомобили». Родителям раздаются разноцветные кружечки – это руль. В центре зала располагается воспитатель с цветными флажками. Поднимаю флажок какого-нибудь цвета, родители, имеющие такого цвета кружок, начинают двигаться по залу. Когда флажок опускается, все возвращаются на места. Можно поднять одновременно два или три флажка.

«Какого цвета не стало?»: перед родителями выставляются разноцветные кубики: 4 основных цвета (красный, синий, желтый и зеленый), черный и белый и 3 дополнительных цветов (голобой, розовый и серый).

«Соберем бусы» (по памяти восстановить последовательность из разноцветных кружков, в соответствии с образцом).

Ну что давайте поиграем еще: «Фигурные игры».

«Разложи по форме»: перед родителями ставятся три коробки одного цвета с изображенными на них эталонами – образцами (эталоны: квадрат, круг и треугольник) и есть мешочек с набором 24 предметов: 8 – похожие на квадрат; 8 – похожие на круг и 8 – похожие на треугольник. Их задача разложить предметы в соответствие с образцом на коробке.

«Какая фигура лишняя»: определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить родителям объяснить принцип исключения.

Движемся дальше, давайте поиграем в игры направленные на закрепления понятия величины.

Родителям предлагается разложить цветные полоски от самой длинной к самой короткой, и от самой высокой до самой низкой.

«Разложи по местам»: родителям предлагалось распределить 5 видов игрушек по 5 коробкам в зависимости от размера.

Игры, направленные на развитие слухового восприятия и ориентировки в пространстве. Родители встают в круг, в центре – водящий с завязанными глазами. Нескольким родителям, стоящим в кругу даются музыкальные инструменты (колокольчик, трещотка, барабан). Задача водящего угадать, что прозвучало и повернуться в то направление, откуда слышен звук, рукой показав направление.

Игры, направленные развитие тактильного восприятия. Родителям предложено найти пару для каждого типа поверхности (гладкий, мягкий, твердый)

— Ну, что я надеюсь, мне удалось показать вам с каким многообразием предметов и явлений сталкивается ребенок, и чтобы процесс восприятия был полон, необходимо задействовать все группы анализаторов. Сегодня вы познакомились с малой частью того, чем Вы можете занять вашего ребёнком дома Ведь процесс сенсорного развития ребенка является фундаментом для развития общего умственного развития. Поэтому необходимо создать условия для гармоничного развития, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.

— В конце собрания мне хотелось бы, чтобы вы поделились своими впечатлениями о сегодняшнем мероприятии. Родителям предлагается ответить на ряд вопросов: Что нового вы узнали? Чем полезна именно для Вас данная встреча? Чему же могут научить ребенка дидактические игры?

Напутственные слова воспитателя: « Создавайте постоянно условия для развития своего ребенка, чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Будьте основным участником в игровом процессе, что позволит вам установить более прочную связь с вашим малышом! И на прощанье хочется вас подарить буклет — памятку: «Развитие сенсорных способностей детей 4 года жизни». Спасибо за внимание».

Родительское собрание «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Форма проведения: Игровой семинар-практикум.
Цель: Обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Ознакомить родителей с особенностями сенсорного развития детей 2- 3 лет.
2. Дать необходимую информацию о сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста, о его значимости.
3. Предоставить родителям дидактические пособия, способствующие сенсорному развитию детей, направленному на формирование у детей восприятия цвета, формы, величины предметов.
4. Укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива, стимулировать желание родителей помогать решать вопросы воспитания детей первой младшей группы.
Участники: Родители

Воспитатель первой младшей группы Остапенко Т.А.

Музыкальный руководитель Репницкая Н.В.

Психолог Жмурина О.Ф.
Место проведения: Актовый зал.
План проведения:
1. Организационный этап.
1.1 Подготовка места собрания, оборудование;
1.2 Оформление выставки дидактических игр, игрушек, пособий для сенсорного развития малышей.
2. Вступительный этап.
2.1 Создание проблемной ситуации;
2.2 Введение в проблему.
3. Основная часть.
3.1 Содержания и методы сенсорного воспитания;
3.2 Практические игры – задания для родителей;
3.3 Решение родительского собрания.
4. Подведение итогов.

Ход мероприятия:

Вступительное слово:
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Чтобы детство наших детей было счастливым, интересным и занимательным, главное место в их жизни должны занимать игры. Сегодня мы встретились с вами, чтобы поговорить об играх, развивающих в детей сенсорные способности.

Маленькие дети – очаровательные, азартные и неутомимые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, родители всегда очень заняты. И всё же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребёнком, поиграть с ним и чему- то научить. На сегодняшнем собрании мы поделимся с вами своим опытом работы, расскажем о сенсорных играх, в которые мы играем в детском саду и в которые мы советуем играть дома.

Читайте также  Развивающие игрушки tiny love

I. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях, от того, насколько научится оперировать ими, зависит процесс обучения в будущем, т. е. ребенок в настоящее время усваивает понятие: формы, цвета, величины, а именно: большой – маленький, круглый – квадратный, красный – синий, сладкий — соленый.

Сенсорные ощущения могут быть разными:

• зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве. Наши детки к концу года должны видеть контраст между светом и темнотой, различать цвета красный, синий, зеленый, желтый, из геометрических фигур должны знать: круг и квадрат, а из величины: большой – маленький, много – мало (один);

• слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать. Пожалуйста прислушивайтесь к разнообразным звукам природы, это для вас они кажутся естественными, а для наших малышей они не знакомы;

• вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда, сладкий — соленый; горький – кислый;

• осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов, мягкий – твердый, квадратный – круглый, большой – маленький, гладкий — шершавый;

• обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира.

Взрослому под силу помочь малышу увидеть красоту и многообразие окружающего мира. И сделать это можно различными способами. Один из них — это игра. Ведь игра-это ведущий вид деятельности маленького человека, главный источник развития . Чтобы помочь малышу познакомиться с многочисленными новыми понятиями, нужно просто поиграть.

Сейчас я предлагаю посмотреть презентацию о разнообразных играх для развития сенсорики с участием ваших детей.

А теперь я предлагаю вам родители поиграть :

Игра 1. «Волшебный мешочек»

Самая простая в организации и проведении, но всегда вызывающая интерес у малыша игра (для этого вам понадобиться волшебный мешочек и те предметы, который мы будем определять на ощупь

Материал: мешочек ( жук), различные мелкие предметы

Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей , создать радостное настроение от нахождения «сюрприза», развивать мелкую моторику .

Игра 2 «Узнай по запаху»

Цель: знакомство с разнообразием запахов, развитие обонятельных ощущений.
Игра 3 «Помоги матрёшкам».
Цель : Учить соотносить предметы по цвету. Побуждать желание дружно выполнять коллективное задание. Развивать речь, логическое мышление ,знание основных цветов.

Игра 4 «Волшебные прищепки»

Цель : Помочь родителям предварительно приготовить тот предмет, который они вместе с детьми будут дополнять прищепками (рыбку, ёжика, мишку). Способствовать развитию фантазии, совместного украшения, дополнения вырезанных предметов со своими малышами.

Воспитатель: Спасибо Вам, наши дорогие родители за активное участие в играх.

Мы познакомили вас лишь с малой частью того, чем вы можете занять ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит.

Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры . Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между вами и вашим ребенком!

Выступление Музыкального руководителя Репницкой Н.В.

Выступление Психолога Жмуриной О.Ф.

Уважаемые родители, в завершении собрания хотелось бы узнать:
1. Чем полезна для Вас была данная встреча?
2. Что бы вы могли выполнить для своих детей из практических рекомендаций?
Предлагаю родителям оценить уровень проведённого собрания.
Родители опускают фишки трёх цветов в соответствующие этим цветам корзинки: в красную – высокий уровень, в жёлтую – средний, в зелёную – низкий.

Всем большое спасибо! Благодарю Вас за внимание!
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Янушко, Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1 – 3 года) [Текст]. Методическое пособие для воспитателей и родителей / Е. А. Янушко. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 72 с.
2. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет [Текст]: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; под ред. Л. А. Венгера. – М

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое сенсорное воспитание? Это возможность помочь ребенку получить первые представления о различных материалах и их основных свойствах, совершать открытия новых свойств материалов, т.е. экспериментировать, различать основные цвета спектра, геометрические формы, величину предметов. Сенсорное воспитание развивает у детей мелкую моторику пальцев, разнообразные движения руки при выполнении разных манипуляций с предметами.

Просмотр содержимого документа
«РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Сенсорное развитие детей раннего возраста»»

Уважаемые родители! Перед нами стоит серьезная задача развития детей младшего дошкольного возраста, в частности сенсорное воспитание. Что такое сенсорное воспитание? Это возможность помочь ребенку получить первые представления о различных материалах и их основных свойствах, совершать открытия новых свойств материалов, т.е. экспериментировать, различать основные цвета спектра, геометрические формы, величину предметов. Сенсорное воспитание развивает у детей мелкую моторику пальцев, разнообразные движения руки при выполнении разных манипуляций с предметами.

Как вы думаете, уважаемые родители? Какие материалы являются самыми доступными в решении данного вопроса? (ответы родителей) Действительно, таким доступным материалом сенсорного развития детей являются песок, вода и строительный материал.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
"
Сенсорное развитие детей раннего возраста"

1 младшая группа

Выполнила: Степанова О.С.

Воспитатель МКДОУ д/с №262

не продуманной развивающей средой, без учета индивидуального развития каждого ребенка. Развивающие занятия также не могут проводиться без игровой мотивации, без обновления игрового материала, без новизны и неожиданности.

Поэтому вместе с вами мы создали в группе соответствующую предметно-развивающую среду, оборудовали центр песка и воды, дидактический столик с нанизывающимися на стержень кольцами, кубиками, шариками, пирамидками, другой строительный материал.

Дети с удовольствием играют на песочном столике, где разместилась «Киндер-страна» со своими жителями – маленькими песочными человечками.

В емкости с водой «прячутся» водяные человечки, на остальной территории хозяйничают тряпичные игрушки с секретом «Кругленок», «Квадратенок» и «Треугольничек».

Игры с песком и водой – это не только развлечение, но и естественный способ укрепления здоровья. Такие игры благотворно влияют на психику детей, успокаивают, создают умиротворенное настроение.

Играя с природным материалом, с кубиками, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся трудолюбию и терпению, они развивают мелкую моторику, координацию движений, получают представления о понятиях «много-мало», «быстро-медленно», «короткий-длинный», «высокий-низкий» и т.д.

Малыши также начинают знакомиться с геометрическими фигурами и формами, с цветами радуги.

Развитие игр с природным и строительным материалами не может быть осуществлено одинаковыми, раз и навсегда установленными приемами и способами, однообразными дидактическими играми,

Для осязания:

Кусочки меха, шелка, шкурки, бархатной бумаги – различные материалы с разной фактурой;

Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда);

Разные по форме мелкие предметы;

Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки.

Для обоняния:

Естественные, природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки) в разнообразных емкостях.

Развитие вкусовых качеств:

Лимоны, бананы, леденцы, чеснок, овощи, пряники, баранки и т.д. (вносимые по мере необходимости).

Я благодарна за то, что вы изготовили сенсорные дорожки для пальчиков, сенсорную доску, сенсорные картинки. Для каждого ребенка в нашей группе найдется занятие по душе, интересный предмет, яркая игрушка.

Я предлагаю вам организовать в домашних условиях игровую зону, где дети будут лепить из песка, играть с водой.

Я предлагаю сейчас обратить внимание на материал, сделанный из бросового материала, который развивает у детей знания о цвете, форме, величине предметов: погремушки из бутылок, игры с магнитом, игры с красками, волшебный мешочек, игры с бумагой, а так же игры по определению формы, цвета, величины. Своими руками мы сделали игры для развития зрения: Цветовые пятна – кляксы различной формы; Картинки – штриховки (на картинке основной контур заштрихован);Разноцветные полупрозрачные шарфы; Картинки-прятки (на картинке «спрятаны» предметы, ребенок должен их найти).

Читайте также  Центры раннего развития детей оренбург

Для развития слуха: Кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, звуки транспорта, звуки природы (кваканье лягушек, стрекотание кузнечиков), звуки воды (водопады, ручейки, море, дождь и т.д.), звуки грозы, шелест листьев и т.д; Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистульки, музыкальные инструменты.

В младенческом возрасте посредством игры развиваются органы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной деятельности и физической активности ребёнка. Малыш с увлечением исследует предметы, его окружающие, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но её цель – познание мира, остаётся неизменной.

И сегодня, уважаемые родители, я хочу предложить вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые Вы можете организовать с детьми прямо на кухне. А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки.

1. Игра «Песочница» на кухне. Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

2. Игра «Мозаика из пробок». Подберите пуговицы разного цвета и размера, а еще, можно использовать разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

Конспект родительского собрания «Круглый стол. Сенсорное развитие»в раннем возрасте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект родительского собрания в раннем возрасте, разработан для родителей в форме круглого стола, применялись формы словесного общения как с воспитателями, так и между родителями об успешной адаптации к условиям детского сада. Рассматривался вопрос о сенсорном развитии ребенка в раннем возрасте.

Просмотр содержимого документа
«Конспект родительского собрания «Круглый стол. Сенсорное развитие»в раннем возрасте»

Конспект родительского собрания

«Круглый стол. Сенсорное развитие»

Повестка собрания:

1. Круглый стол «Итоги адаптации».

2. Определение сенсорного развития

Подведение итогов собрания

Решение родительского собрания;

Организационный момент.

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на собрании

1.Выступление воспитателя

Микрофон откровения.

Хочется услышать от вас мнение о том, адаптировался ли ваш ребёнок, как он чувствует себя в детском саду? А поможет нам «микрофон откровения». Сейчас тот, у кого окажется в руках микрофон, выскажет свою точку зрения (Родители по очереди передают микрофон и высказывают свои суждения).

2. Фильм-презентация «Мы почти не плачем, мы уже привыкли».

3. Копилка полезных советов

Мы для вас приготовили копилку полезных советов. Мы бы хотели, чтобы сейчас мы с вами почитали эти советы и прислушались к ним

Совет№1 Приучайте ребенка кушать только за столом и правильно держать ложку. Готовьте хотя бы по выходным каши (геркулесовую, перловую, кукурузную) и блюда из творога и капусты. Вводите в рацион питания горбушу, печень, мясо.

Совет №2 Важно, чтобы ребенок спал в собственной кроватке. Обязательно дома соблюдайте режим дневного сна (с 12.00 до 15.00). Во время сна не давайте соску или бутылку с молоком или соком. Дома не усыпляйте ребенка на руках.

Совет №3 Отучайте ребенка от рук, даже когда он плачет, лучше посадите рядом, завлеките чем-нибудь.

Совет №4 Не приносите в садик мягкие игрушки во избежание серьезных кожных, аллергических и вирусных заболеваний.

Совет №5 Приучайте ребенка дома через каждые 20 минут ходить на унитаз или горшок. Дома полностью отучайте от памперсов, иначе зимой у вас будет много мокрой одежды в кабинке.

Совет №6 Не давайте ребёнку в садик сладости, жевательную резинку.

Совет №7 Для прогулки приносите рукавички на резинке, а не перчатки, запасные теплые штаны. Надевайте на ребёнка не две, а одну теплую кофту.

Совет №8 Приучайте детей самостоятельно снимать обувь, колготки, носки и нижнее белье.

Совет №9 Отучайте детей от привычек: сосать палец, брать в рот игрушки и другие предметы.

Совет №10 Плач ребёнка — помощник нервной системы, он не даёт ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребёнка за нытьё.

Совет №11 Запомните правило: если у малыша кашель, зеленоватые сопли, идите в отпуск на 5 дней или на больничный, т.к. медицинский работник отстранит больного ребёнка от садика.

«СЕРДЦЕ группы»

Ведущий вывешивает на стенде изображение сердца и сообщает: «Это сердце нашей группы. Перечислите, пожалуйста, сокровища счастливой группы» Участники (члены одной семьи) договариваются и записывают на стикерах, что, по их мнению, необходимо поместить в сердце счастливой семьи. Участники прикрепляют стикеры на «сердце счастливой семьи». Обязательно зачитываются все ответы. Проводится анализ игры.

Вручение буклетов «Играем с детьми дома».

Ведущая деятельность ребёнка в нашей группе — игровая. Мы играем с детьми в садике, нам хотелось бы, чтобы вы продолжали играть дома. Поэтому мы приготовили для вас буклет «Игры с детьми дома». Надеемся, он будет полезен для вас.

2. Выступление воспитателя 2

Психологи доказали, что сенсорное, сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. На втором- третьем году жизни, дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Знаете ли вы, представления о каких цветах, формах, величинах должны накапливать дети третьего года жизни, обучаясь в детском саду по программе под редакцией М.А.Васильевой?

На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений. Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения, занятиях ИЗОдеятельности, конструирования позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их разнообразных ситуациях, повседневной жизни.

Какие дидактические сенсорные игры есть у вас дома? Как в них вы играете со своим ребёнком? Чему могут научить ребёнка эти игры? (ответы родителей)

При проведении игр воспитатель в детском саду, а родитель дома должен пользоваться краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Взрослому не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребёнок активно выполнял задания, учитывая их свойства, так как именно в процессе игры происходит накопление представлений о свойствах предметов.

Пальцевая игра «Пальчики работают»

(Выполнять одновременно двумя руками)

Палец толстый и большой в сад за сливами пошел.

(Поднять большой палец, пошевелить им.)

Указательный с порога указал ему дорогу.

Средний палец самый меткий: он сбивает сливы с ветки.

(Выполнять щелчки большим и средним пальцами.)

Безымянный поедает. (Поднести безымянный палец ко рту.)

А мизинчик-господинчик в землю косточки сажает.

(Постучать мизинцем по столу.)

Игра 1. «Построим башню»

Цель: учить различать цвета по принципу «такой- не такой».

Высыпьте разноцветные кубики на пол и предложите малышам построить башню, например, красного цвета. Покажите детям красный кубик и поставьте его на пол: «давайте построим башню такого цвета! Найдите такие же кубики». Помогите малышу прикладывать кубики к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить их( «такой» «не такой»).Если кубик такой, поставьте его с верху. Если «не такой», предложите принести другой кубик. В конце игры назовите цвет башни:» Вот какая у нас получилась красивая красная башня!».

Читайте также  Развивающие игрушки руками маленьким

В следующий раз можно предложить малышам самостоятельно построить башни. Дайте детям по одному кубику и попросите их найти в коробке кубики таких же цветов. Побеждает тот, кто первым построит башню. (Игра 2.

Игра 3. «Разложи по коробочкам»

Цель: Учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знания цветов.

Материалы: Небольшие предметы разных цветов; маленькие коробочки, коробка побольше.

Описание игры: Поставьте перед ребёнком несколько маленьких коробочек и коробочку побольше, в которой перемешаны предметы разных цветов. Предложите ребёнку разложить предметы по коробочкам в соответствии с цветом. Начните выполнять задание, положив по одному предмету в каждую из маленьких коробочек. Сначала предлагайте детям предметы 2-4 цветов(по4-8 шт. одного цвета). Со временем кол-во предметов и цветов увеличить.

Следующии игры, которые познакомят с плоскостными геометрическими формами –кругом , квадратом, треугольником, овалом, прямо угольником; научат подбирать нужные формы разными методами.

Игра 1. «Волшебный мешочек».

Обучающиеся по очереди опускают руку в мешочек с деревянными геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, «треугольник, красный»).

Игра3 .«Определи форму».

Каждому обучающемуся раздается набор разноцветных геометрических фигур. Педагог демонстрирует картинки со знакомыми детям предметами, обучающиеся должны поднять геометрическую фигуру соответствующей формы.

Нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения. И одна из главных задач такого рисования- способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей, развивать способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей детей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой. (В I младшей группе нетрадиционное рисование практикуют пальчиками и ладошкой)

— Это наши юные художники старались для своих мам в нетрадиционной технике нарисовать красивую картину, но не успели.

-Вы узнали , в какой технике выполнена работа?(рисование ладошкой и пальчиками)

-Какие цвета использовались?(основные: зеленый, синий, красный)

-А какого цвета не хватает?(желтого).

-Давайте поможем нашим детям завершить этот шедевр. Чего так не хватает на картине? (солнышка)

-Вот вам задание, используя нетрадиционную технику рисования и вашу фантазию, нарисуйте все вместе солнышко. Но как положено перед работой разомнём пальчики.

Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.

-Как методически правильно провести дидактическую игру вы узнаете из памятки, которую мы вам подготовили. (приложение).

-В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.

Родительское собрание. На тему "Сенсорное развитие детей младшего возраста"

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей раннего возраста.

Задачи: познакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 1,5-2 года, укрепить сотрудничество с семьями.

Форма проведения: игровой практикум.

Участники: родители, воспитатель

Место проведения: групповое помещение.

I. Организационный этап:

1. Подготовка места проведения собрания и оборудования.

2. Изготовление буклета для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

3. Выступление воспитателя.

4. Игра с родителями «Волшебный мешочек».

5. Показ презентации

Добрый вечер, уважаемые родители!

Тема нашего собрания «сенсорное развитие ребенка».

«Ребенку исполнилось 2 года. Это важный рубеж в его жизни. Уже можно задуматься над дальнейшей его судьбой и над тем, что можно сделать для того, чтобы он вырос умным, честным и счастливым человеком. Именно в этот период закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. И чтобы это формирование было полноценным, необходимо постоянное умелое руководство со стороны взрослых» (Л. Венгер).

Что же такое сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

В раннем возрасте малыш приобретает первоначальные знания о жизни через органы чувств, развитие которых идет очень интенсивно в период от 0-3 лет. Необходимо предоставить ребенку как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его персептивным действиям: осматриванию, выслушиванию, опробованию.

Сенсорные ощущения могут быть разными:

• зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;

• слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать;

• вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда;

• осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов;

• обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира.

Взрослому под силу помочь малышу увидеть красоту и многообразие окружающего мира, а также воспринимать сенсорные впечатления более осознанно – запоминать, дифференцировать, называть, использовать знания о свойствах предметов и явлений в различных ситуациях. Задача взрослого – расширить и углубить естественные для его возраста стороны развития. И сделать это можно различными способами. Один из них — это игра. Ведь игра-это ведущий вид деятельности маленького человека, главный источник развития. Чтобы помочь малышу познакомиться с многочисленными новыми понятиями, нужно просто поиграть. С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но ее цель-познание мира, остается неизменной.

Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. По ее мнению, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. Правильно формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно.

. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга. Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации — согласованного действия рук и глаз. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей.

Игра с родителями «Волшебный мешочек»

Рефлексия Упражнение «Связующая нить». Воспитатель по кругу передаёт клубок и предлагает родителям высказаться: была информация полезной или нет, что понравилось, а что нет и почему? Принимаются предложения по изготовлению пособий по сенсорному развитию, совместно с ребенком дома, которое мы сможем использовать в нашей группе для развития детей.

Благодарим вас за внимание! Всем большое спасибо! До свидания.

Скачать

Полезно? Поделись с другими:

Просмотров: 70 Скачиваний: 33

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2020
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: