Рекомендации развитию речи детей раннего возраста

Развитие речи детей в 1-2 года

Ранний возраст является важнейшим жизненным этапом для каждого человека. Происходят наиболее значимые и активные изменения в его жизни. Развитие речи ребенка от 1 года до 2 лет происходит очень стремительно. За относительно короткий временной отрезок ребенок учится разговаривать на родном языке, осваивает использование жестов и прочих способов коммуникации. Речь является главным способом организации успешного взаимодействия между человеком и окружающей действительностью.

До трех лет необходимо постоянно развивать речевой потенциала малыша, так как именно этот возраст самый благоприятный для правильного формирования детской речи. Правильная речь – главнейшее условие благополучного психического развития. Родителям необходимо понимать, что путь по преодолению речевых нарушений ребенок способен преодолеть только совместно с ними.

Начальный детский лексикон

Первые слова всеми детьми произносятся к одному году. Они примерно одинаковые для всех малышей. Их слоговая структура больше похожа на лепет и обычно основана на звукоподражаниях. Слова, применяемые малышом при общении, составляют его активный словарь. Но уже годовалому крохе понятно гораздо большее количество слов, чем он способен сказать. Понимаемые слова называются пассивным словарем. С первых слов, имеющихся в активном и пассивном словаре, начинает свое становление начальный детский лексикон − истинный словарный запас, принадлежащий ребенку на начальной стадии овладения родным языком.

Приблизительный набор слов, составляющих начальный детский лексикон, строится на таких индивидуальных особенностях ребенка, как его возраст, пол, доступные ему бытовые и игровые манипуляции, а еще зависит от ближайшего окружения и информации, полученной от взрослых. Невзирая на многочисленность аспектов, воздействующих на развитие речи у детей от 1 до 2 лет, количество слов, составляющих начальный детский лексикон, ограничивается из-за специфики развития познавательных процессов и обычно составляет не более 500 к двум годам (общее количество понимаемых и произносимых слов).

Существует период, длящийся приблизительно полгода с момента появления первых слов. В это время происходит постепенное освоение произношения небольшого числа слов, имеющих наиболее важное для ребенка значение. Такие слова могут обозначать одновременно несколько предметов или явлений, поэтому суть детского высказывания можно понять только исходя из контекста ситуации, в которой происходит общение.

К полутора годам большинство малышей используют порядка тридцати слов, произносимых довольно понятно. Это обусловлено тем, что после восемнадцати месяцев детьми с легкостью осваиваются произвольные артикуляционные упражнения. Это провоцирует дальнейшее развитие их речевых способностей, что позволяет воспроизвести необходимую артикуляцию, подражая старшим. Слова, численность которых с полутора лет стремительно увеличивается, начинают приобретать постоянные четкие значения, их можно отнести к определенным морфологическим категориям. К двухлетнему возрасту происходит преобразование пассивного словаря в активный, ребенок начинает употреблять много слов, которые до этого момента знал, но не мог сказать. Этот процесс протекает очень стремительно. Специалисты называют это явление «лексическим взрывом».

Постоянно подражая старшим, малыш стремительно осваивает новые слова, пытается повторить целые высказывания. Приблизительно к двум годам в речи ребенка возникают первые словосочетания, построенные из используемых слов. Первыми в речи малыша появляются предложения в «телеграфном стиле» − без грамматического оформления.

Однако ребенок уже умеет различать довольно специфические тонкости словоупотребления и пытается применять их в своей речи. Разнообразные глаголы, употребляемые при коммуникации, скопированы из разговоров взрослых, по этой причине ребенок верно применяет их только в конкретной ситуации. Эти формы носят название «замороженные» из-за невозможности их самостоятельного изменения. Их возникновение является значимым этапом в речевом развитии ребенка. Он самостоятельно старается расширить свою фразу для сообщения информации своему собеседнику в доступной форме.

Нормы речевого развития у детей раннего возраста

Оценивая речь ребенка в 1 год и на протяжении второго года жизни, следует опираться на существующие критерии правильно протекающего речевого развития.

  • 1 год. Возникновение первых слов.
  • 1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев:
    • Плавное наращивание количества употребляемых слов до
      нескольких десятков.
    • Соединение слов в одну несогласованную фразу.
    • Проговаривание небольших слов, общая смягченность речи.
    • Ребенок называет себя в 3 лице.
    • Появление вопроса при помощи интонационного подъема в окончании слова или фразы.
    • Лепет во время игровой деятельности.
    • Договаривание знакомой фразы.
    • Внимательное прослушивание любимой книги.
    • «Лексический взрыв».
    • Появление первой фразы.
    • Активное увеличение словаря.
    • Попытки повторения за старшими новых слов.
    • Плавное вытеснение из речи лепетных слов.
    • Использование коротких словосочетаний с выраженным интонированием.
    • Замена стечения согласных одним звучанием.
    • Озвучивание предметов по просьбе.
    • Регулярное использование уменьшительных суффиксов.
    • Появление первых падежных окончаний и формы множественного числа.
    • Оповещение о своих действиях.
    • Правильное использование отдельных форм глаголов.
    • Определение известных предметов и выполняемых действий.

    Таким образом, при ненарушенном развитии речи дети за второй год жизни преодолевают тяжелый путь − от появления первого слова до построения полноценного предложения.

    Выявление речевых нарушений у детей раннего возраста

    Индивидуальная скорость овладения речью может значительно отличаться у каждого конкретного ребенка. Некоторые дети говорят свои первые слова к одному году, а потом развитие их речи надолго останавливается.

    Диапазон возраста, когда детская речь становится доступной для окружающих, скорость овладения навыками речевого общения, динамика увеличения словарного запаса сильно варьируют. Также отмечаются значительные различия по половому признаку при овладении речевыми навыками. У девочек реже встречается задержка речевого развития или тяжелое речевое нарушение.

    Нередко малыши, заговорившие позже своих сверстников, в дальнейшем продолжают развиваться согласно установленным нормам. Кардинально отличаются дети с нарушенным речевым развитием: их речь остается проблемной в течение всего дошкольного периода. У многих детей даже при своевременном логопедическом вмешательстве трудности произношения не исчезают в течение всего школьного обучения. Родителям необходимо знать, что одним из главных критериев прогрессирующего коммуникативного развития ребенка в возрасте до двух лет является не число употребляемых слов, а способность правильно понимать адресованную ему речь.

    Каждый ребенок, имеющий сохранный слух и интеллект, последовательно проходит все необходимые этапы становления речи. Коррекционная работа, проводимая логопедом при нарушенном речевом развитии, всегда основывается на актуальном уровне состояния речи ребенка в конкретный момент, а не на возрасте.

    Своевременное выявление отклонений от правильного речевого развития необходимо для предотвращения трудностей коммуникации и для проведения профилактической работы по устранению речевого негативизма. Определить наличие и степень тяжести речевых нарушений без профессионального вмешательства нельзя.

    Следует обратиться за советом к логопеду, дефектологу и неврологу, если к двухлетнему возрасту ребенок:

    • Недостаточно хорошо понимает адресованную ему речь и опирается в своей деятельности на установленный план действий взрослых или действует по подражанию.
    • Тяжело осваивает новые слова, применяет менее пятидесяти слов, не старается соединять их в двухсловные фразы.
    • Требует желаемое при помощи невербальных средств коммуникации.
    • Не умеет играть с игрушками, а просто выполняет манипуляции ими.
    • Прекратил говорить слова, присутствующие в его речи ранее.
    • Не интересуется деятельностью других детей, предпочитает играть один, молчит в игровом процессе.

    Общие рекомендации по развитию речи детей раннего возраста

    Часто взрослыми при коммуникации с ребенком применяются экспрессивно-мимические средства общения вместо речевых. Но правильным для успешного речевого развития является использование слов, обозначающих реальные предметы и совершаемые в конкретный момент действия. Речь взрослых предполагает яркую эмоциональную окраску и выразительность, необходимо соблюдать интонации. Нужно выделять ударные слоги и точно артикулировать звуки. Важно, чтобы при общении ребенку были видны одновременно движения губ взрослого и называемый предмет.

    Внимание малыша нестабильно, поэтому простое механическое подражание не принесет желаемого результата. Чтобы он надолго сохранял заинтересованность занятием, необходимо подбирать интересные ему предметы. Нужно разрешать ребенку трогать предмет, демонстрировать манипуляции, которые можно с ним совершать. Необходимо хвалить за любую доступную малышу попытку воспроизвести слово.

    Таким образом, главным достижением речевого развития, имеющимся у ребенка к двум годам, является поэтапный переход от лепета к полноценным фразам, смысл которых понятен другим людям.

    Значительные изменения затрагивают и семантическую сторону детского высказывания: от демонстрации эмоций или потребностей малыш приступает к наименованию предметов и различению их свойств и выполняемых действий. В этот возрастной период познавательное развитие протекает значительно быстрее речевого, по этой причине для стимулирования речи более эффективными будут занятия, основанные на выделении из окружающей среды конкретных предметов, их назначения и способов взаимодействия с ними в игровых или бытовых моментах.

    Рекомендации родителям по развитию речи детей раннего возраста

    От речевого развития зависит общее психологическое разви­тие и развитие познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания ребенка, формирование сферы межлич­ностного взаимодействия. ЗРР у ребенка — это отставание от возрастной нормы речевого раз­вития у детей до 4 лет.

    К причинам ЗРР можно от­нести:

    • недостаточность речевого об­щения с ребенком;
    • неблагоприятные внешние условия (отсутствие эмоци­онально-положительного ок­ружения; проблемы с нервно­психическим здоровьем; ин­дивидуальные особенности членов семьи: мнительность, тревожность, эмоциональная холодность со стороны ма­тери; неприятие ребенка со стороны матери или отца; неполная семья; резкая смена стратегий воспитания);
    • высокий уровень шума;
    • психические травмы: испуг, переживания из-за разлуки с родителями и др.;
    • травмы, инфекции, интокси­кации;
    • внутриутробная патология (инфекционные и соматиче­ские заболевания матери во время беременности, токси­козы, алкоголизм, наркома­ния, курение матери);
    • повреждения при родах (аку­шерская патология; асфиксии и родовые травмы; недоно­шенность);
    • травмы черепа;
    • наследственные факторы;
    • иммунологическая несовме­стимость матери и плода. Если вы обнаружили у ре­бенка отставание речевого раз­вития:
    • проверьте, как он восприни­мает жесты и мимику;
    • обратитесь к специалистам: логопеду или дефектологу;
    • постарайтесь больше общать­ся с ребенком и развивать его двигательную сферу;
    • как можно больше разгова­ривайте с ребенком, прояв­ляйте настойчивость в своем желании услышать от него слова, не удовлетворяясь по­лучением ответа с помощью жестов;
    • играя, проводите с ребенком специальную гимнастику по развитию и укреплению мышц речевого аппарата.

    Рекомендации по развитию речи детей первого года жизни

    Стремитесь к созданию ком­фортных условий для вашего ма­лыша. Обращайте внимание на особенности его плача. С первых часов жизни для младенца важ­ны присутствие мамы, физиче­ский и эмоциональный контакт с ней. Стремитесь создать для ре­бенка максимально комфортные условия — берите его на руки, склоняйтесь над его кроваткой, улыбайтесь, разговаривайте с ним, меняя интонации, повышая и понижая голос.

    Соблюдайте режим кормле­ния. Нормализация процесса кормления — одно из основных условий правильного раннего речевого развития. Во время сосания ребенок осуществля­ет движения губами и языком, которые затем будут использо­ваться им при произнесении звуков.

    Поощряйте произнесение ребенком любых звуков. Улы­байтесь ему, повторяйте вслед за ним звуки, берите его на руки. У ребенка должно воз­никнуть желание общаться с вами и «играть» звуками при помощи языка и губ. Звуковая игра — основа для дальнейшего развития четкости и легкости произнесения звуков и слов, тренировка его речевого аппа­рата.

    Для ребенка важно не толь­ко слышать обращенную к нему речь взрослого, но и видеть его лицо, иметь возможность сле­дить за движениями губ, изме­няющейся мимикой.

    Шумовое окружение нега­тивно влияет на раннее речевое развитие ребенка. Если младе­нец долгое время находится в помещении с высоким уровнем шума, при громкой музыке, по­стоянных разговорах взрослых, включенных телевизоре и магнитофоне, его речевое развитие замедляется.

    Разнообразьте звуковое окру­жение ребенка. Наряду с вашим голосом ребенку полезно слу­шать и другие звуки. Чем богаче языковое окружение, тем актив­нее развивается речевая деятель­ность малыша.

    Чем чаще вы будете разгова­ривать с ребенком о знакомых ему предметах, тем быстрее у него будет развиваться понима­ние речи.

    При разговоре с малышом учитывайте его речевые воз­можности. Способность ребен­ка искать взглядом предмет, о котором его спрашивает взрос­лый, свидетельствует о том, что он начал понимать значение слов.

    Поощряйте желание ребенка называть предмет вслед за ва­ми. Только с вашей помощью он может начать соотносить окружающие его предметы с правильным словесным обо­значением.

    Тренируйте пальцы ребенка, делайте ему массаж рук, исполь­зуйте развивающие игры.

    Важным условием обучения ребенка правильному произне­сению звуков и слов служит пра­вильность речи родителей.

    Рекомендации по развитию речи детей второго-третьего годов жизни

    Разговаривая с ребенком, следите, чтобы ваша речь была четкой, грамотной, простой и вы­разительной.

    Исправляйте все ошибки в речи вашего ребенка.

    Читайте малышу сказки, по­казывайте книги с картинками. Ребенку в этом возрасте нужно дать почувствовать, что чте­ние — серьезное занятие. Под­бирайте для чтения книги с опи­санием сценок, которые может наблюдать малыш в повседнев­ной жизни.

    Рассматривая иллюстрации, задавайте ребенку вопросы: «Кто это?» «Что это?» «Где?» «Что делает?» Подсказывайте, если у него возникают трудно­сти с ответом.

    Обращайте внимание ребен­ка на различные объекты, кото­рые издают звуки.

    Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодей­ствие со всеми членами семьи.

    Обязательно давайте ему по­лезные поручения по дому, а по­том обязательно поблагодарите его за помощь.

    Совершенствуйте умение ребенка понимать смысл обра­щенной к нему речи не только в определенной ситуации, но и вне ее. Обсуждайте с ним то, что вы видели на прогулке. Закончив игру, вспомните самые интерес­ные ее моменты.

    Развивайте у ребенка пот­ребность речевого общения со взрослыми и другими детьми, потребность передавать слова­ми свои впечатления, пожелания, отвечать на вопросы или зада­вать их.

    Следите за развитием двига­тельной сферы своего ребенка.

    Не забывайте, что сложные движения рук и пальцев детей первых трех лет жизни напрямую связаны с развитием у них речевой функции.

    Поощряйте употребление ре­бенком различных интонаций.

    Уделяйте внимание жестам, которые ребенок использует в разговоре с вами. Если он ис­пользует в общении с вами мно­жество индивидуальных, эмоци­ональных жестов, предпочитая заменять ими слова при объяс­нении чего-либо, это повод для беспокойства о качестве разви­тия его речи.

    Оценивая речевые способно­сти ребенка, сравнивайте не число слов, употребляемых вашим ребенком, со словарным запасом его сверстников, а число разных слов, произносимых им вчера и сегодня. Важна динамика по­полнения словаря ребенка. При отсутствии положительной ди­намики необходимо обратиться к специалистам.

    Постепенно усложняйте за­дания, адресованные ребенку, по содержанию и форме.

    Хвалите малыша, это будет стимулировать его к освоению нового.

    Если вы будете следовать этим простым рекомендациям, возможно, вам и не придется об­ращаться к специальной помощи логопеда или дефектолога.

    Методические рекомендации по развитию речи детей раннего и дошкольного возрастов.

    Для повышения эффективности развития речи детей раннего и дошкольного возраста предлагается комплекс мероприятий.

    В соответствии с ФГОС дошкольной образовательной организации (ДОО) одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

    В основе современной концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея, которая гласит, что родители несут ответственность за воспитание детей, а все другие социальные институты призваны помочь и поддержать их воспитательную деятельность.

    Развитие речи детей – сложный и длительный процесс, поэтому чтобы этот процесс приносил ощутимый результат, дошкольному образовательному учреждению (ДОУ) необходимо поддерживать и развивать взаимосвязь с родителями, семьей ребенка.

    Семья всегда была и остается жизненно необходимой средой для детей, и семейное воспитание неповторимо по своему воздействию и эта уникальность определяется следующими причинами:

    первичностью семейного окружения в силу биологической и психологической зависимости ребенка от родителей;

    максимальной возрастной чувствительностью (сензитивностью) в период раннего и дошкольного детства к общению со значимым взрослым, которая возникает раньше потребности в общении со сверстником;

    длительностью и постоянством пребывания в семье, интимно-эмоциональной атмосферой семейных отношений: кровным родством, любовью, привязанностью, индивидуализацией общения членов семьи с ребенком.

    Поэтому вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью повышения их родительско — педагогической компетентности в вопросах воспитания детей, развития высших психических процессов детей, в том числе и развития речи – важнейшая задача ДОУ.

    В связи с чем, в ДОУ должен быть разработан комплекс содержательных и организационных направлений деятельности дошкольного учреждения с родителями воспитанников по развитию речи у детей раннего и дошкольного возраста.

    Основными направлениями взаимодействия воспитателей ДОО с семьями воспитанников по проблеме развития речи детей являются: повышение уровня педагогической компетентности родителей через семинары-практикумы, лекции, круглые столы, наглядно-информационных форм (пособия, буклеты, родительские уголки, мини-библиотеки, групповые консультации, индивидуальные беседы, а также посредством организации совместных мероприятий (игр, праздников).

    Данные мероприятия будут способствовать не только повышению уровня их педагогической компетентности в вопросах развития и способах развития речи детей посредством их дидактической и информационной поддержки, но и в целом повышению мотивации родителей к участию в образовательном процессе ДОО и систематическому эффективному сотрудничеству с педагогическим коллективом.

    Развитие речи, безусловно, неразрывно связано с работой по ознакомлению с окружающим миром. У детей раннего и младшего дошкольного возраста мало знаний об окружающей жизни, небогат жизненный опыт. Поэтому следует стремиться к тому, чтобы усвоение детьми новых слов опиралось на конкретные представления, чтобы дети по возможности видели предмет, о котором мы говорим, в действии.

    Во время наблюдения за работой младшего воспитателя дети знакомятся со словами, которые обозначают различные действия: моет, промывает, чистит, вытирает, убирает, стирает пыль. Раньше все эти действия ребята называли одним словом «моет». Следует акцентировать внимание детей на разницу в значении действий «моет» и «протирает». Во время своих игр дети употребляют слова, которые они слышали во время наблюдения за работой няни.

    При ознакомлении детей с группой следует спрашивать: «Какие предметы вы видите вокруг себя?» таким образом, в речи детей закрепляются существительные названия мебели, игрушек и т. д.

    Дети отвечают: «столы, стулья, шкафы, полки, книги» и т. д.

    Рассматривая и сравнивая предметы, дети узнают, что они различны по цвету, форме, материалу, из которого сделаны: столы, стулья, шкафы, полки деревянные, они сделаны из дерева; ваза, стакан стеклянные, игрушки сделаны из пластмассы.

    Для формирования словаря широко используются режимные моменты, например одевание детей на прогулку.

    Прежде всего, в беседу вовлекаются дети с плохой речью.

    Катя, что у тебя в руках?

    Шапка, отвечает девочка.

    А какого цвета у тебя шапка?

    А кто тебе ее купил?

    Услышав такой разговор, другие дети тоже начинают активно рассказывать про свои шапки.

    У меня шапка белая, а наверху два шарика.

    А у меня шапка теплая и т. п.

    Еще можно задавать вопросы: «Одинаковые ли шапки? Или чем они похожи? И чем отличаются друг от друга?», и т. д. Такие вопросы помогают детям закрепить названия предметов, увидеть их сходство и различие.

    В процессе ежедневного общения все дети быстро запоминают нужные слова и активно употребляют их в своей речи.

    При умывании также дети осваивают новые слова.

    При составлении комплекса занятий по развитию речи следует ориентироваться на календарно – тематическое планирование занятий по развитию речи, для детей раннего и дошкольного возраста.

    Предлагаемый комплекс включил в себя 10 занятий. Учитывая, что в неделю проводится 2 занятия, направленных на речевое развитие, рекомендации могут быть реализованы в течение пяти недель.

    В основу разработки легли методы и приемы, предложенные Е. И. Тихеевой, А. М. Бородич, В. И. Яшиной.

    Таким образом, проведение предложенных занятий, на наш взгляд, может способствовать развитию речи воспитанников раннего и дошкольного возрастов.

    Рекомендации для родителей по развитию речи у детей раннего возраста

    Рекомендации для родителей по развитию речи у детей раннего возраста.

    Родители делают ошибки в общении (как с логопедической, так и с психологической точки зрения.). Конечно, особенно грустно наблюдать, как некоторые мамы относятся к развитию речи ребенка. А ведь именно голос матери ребенок слышит и начинает различать, еще находясь в утробе.

    Эти советы будут полезны не только родителям нормально развивающихся детей, но и особенно родителям детей с отклонениями в развитии, т.к. именно им нельзя упускать столь драгоценное время: от 0 до 3 лет – сензитивный период речевого становления – период наиболее чувствительный к воздействию, будь то воспитание, развитие или коррекция. Развитие речи ребенка тесно связано с его общим психическим развитием. В большинстве случаев по тому, как ребенок говорит, можно судить, насколько он развит в целом. Занимаясь развитием речи, мы способствуем интеллектуальному развитию.

    Чтобы речь малыша полноценно развивалась, необходимы соответствующие условия. Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно. Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людьми.

    Хорошо, если родители занимаются с ребёнком, в частности развитием его речи. Если в раннем детстве коммуникативно-эмоционального воздействия взрослых с ребенком было мало, это влечет за собой нарушение интеллектуально-речевого развития.

    В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

    Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.

    Чтобы у ребенка формировались полноценные образы о предметах нужно получать стимулы извне различных модальностей (зрительные, слуховые, тактильные и т.д.). Делая что-либо по дому брать ребенка с собой, чтобы он видел действия взрослого, одновременно проговаривать названия этих действий. Манипулировать с бытовыми предметами (разумеется, с безопасными для здоровья), чтобы малыш имел возможность слышать бытовые звуки и видеть, откуда они возникают

    Петь колыбельные. Они очень важны в процессе овладения ребенком речью. От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень его психологической устойчивости. Чтение и пение колыбельных развивают память, обогащают словарный запас, развлекают и одновременно успокаивают ребенка.
    Давно замечено, что ребенок, которому поют колыбельные песни, раньше начинает “гукать”, стало быть, раньше развивает гортань — один из главных “инструментов” нашей речевой деятельности.

    Зная опыты В.М. Бехтерева, который в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка, особое внимание необходимо уделять развитию мелкой моторики.

    В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

    Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу (со 2-ой недели) массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Делать упражнения с кистями рук, лёгкий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке. В центре ладони находится очень важная точка — центр развития речи. Кроме того, массировать пальчики в направлении от кончиков к запястью, растирая их со всех сторон, а затем легко надавливать на подушечку каждого из них. Затем каждый пальчик несколько раз сгибать и разгибать. Делаю так 2-3 минуты ежедневно. Тем самым я воздействую на активные точки, связанные с корой головного мозга. Также в раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

    Очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, чётко произносили все звуки и слова. Нечёткая торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребёнка. Он будет пропускать звуки, “проглатывать” окончания слов.

    Важен эмоциональный контакт с ребенком и эмоционально выразительный разговор, интонированное чтение сказок, потешек. Почему это важно? Потому что маленький ребенок, в первую очередь воспринимает интонацию, а уж затем смысл слов. Эмоционально окрашенную речь ему легче воспринимать, так проще запоминаются новые слова.

    Не сюсюкайте с ребенком. Это будет тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Лучше говорите с ласковой интонацией.

    Если ребёнок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует смеяться или передразнивать его. Нельзя ругать малыша за плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и правильно повторил трудное для него слово. Это приведёт к тому, что ребёнок будет стараться вообще не употреблять какие-то слова или заменять их другими. Не подражайте ребенку, повторяя неправильно произносимые им слова. И не надо стараться указать ребенку, что это неправильно. Лучше повторить слово за малышом, но произнести его корректно, даже утрированно, так четко, чтобы были слышны все звуки. Но произносить надо не орфографически, а орфоэпически. Например: бегемот — “бигимот”, носорог – “насарог”.

    Важно, чтобы у ребёнка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения с близкими людьми и сверстниками. Когда ребенок начинает говорить (после года) важно вызвать мотивацию к речи или просить, чтобы он произнес слово, повторив за вами название предмета в эмоционально значимой для него ситуации.

    Договаривайте слова, не обрывайте речь на полуслове. Пусть у ребенка будет образец чистой речи. Замечено, что чаще слышит ребенок, то потом он и будет воспроизводить в первую очередь, начав говорить. Не заменяйте слова на неправильное значение слова (перчатки – “рукавички”, коробка из-под торта – “торт”).

    Называйте вещи своими именами (особенно актуально для детей, которые уже начали говорить и накапливать активный словарный запас). Если вам не нравится, что ребенок употребляет свои искаженные выдуманные квазислова (сюсюкания) (речь идет о словах, которые он впервые использует), особенно упрямым детям не стоит запрещать их говорить. Тем самым вы только закрепите их в речи ребенка. Лучше сделать вид, что вы это слово не заметили и перевести разговор на интересную тему для малыша.

    Проговаривайте четко окончания слов, так лучше развивается “чувство языка”, а значит, чёткое понимание смысла слов русской речи и владение разными её нюансами. И в дальнейшем ваш малыш легче будет усваивать грамматическую сторону языка. А, следовательно, легче будет даваться русский язык в школе.

    Не старайтесь говорить все слова только лишь в уменьшительно-ласкательной форме. Проговаривайте их как в полной (например: курица), так и в уменьшительно-ласкательной форме (курочка). И не забывайте про синонимы, чтобы обогащать словарь (наседка, клушка, несушка и т.д.). Употребляйте уменьшительно-ласкательные формы адекватно ситуации. Например: малыш насыпает в формочку песочек; а экскаватор высыпает песок.

    Стараться не вставлять в каждую свою фразу бессмысленных восклицаний: ой, какой!, ой, какая! Заменяйте эти слова на информативные: желтый, большой, твердый и т.д.

    Прежде чем спрашивать у ребенка, что нарисовано на картинке или что за предмет он наблюдает, сначала расскажите о нем сами. И чем понятнее и нагляднее будет ваше объяснение, тем лучше. Называйте вещи своими именами, а не заменяйте их на звукоподражания. (Например, вместо слова «кошка» — «мяу».)

    Когда играете с малышом в игрушки, вместо указательного местоимения “это” (например, “возьми это, ставь сюда”) называйте конкретные существительные для развития пассивного словаря. Например, возьми маленький кубик и поставь его на большой.

    Известно, что первые временные связи между предметами и их словесными обозначениями, то есть первичное понимание речи, образуется у детей благодаря совпадению во времени звучания слова, произносимого взрослым, с предъявлением предмета, действия, явления, которые они обозначают.

    Таким образом, именно первые годы жизни малыша имеют колоссальное значение для развития речи, а значит, и для развития способности мыслить. Развивая научные положения о сензитивных периодах развития, Л.С. Выготский отмечал, что “если ребенок до 3 лет по каким-либо причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому”. И поскольку обучение речи и восприятие языка происходит именно в этот период, следует, как можно раньше обратить внимание на отставание ребенка в этой области. Чем скорее удастся выявить отклонения, тем больше шансов снизить вредное влияние патологии, приблизиться к норме. Надеяться на то, что все само собой образуется, когда малыш подрастет, или утешать себя тем, что “ребенок просто отличается своим развитием” — наивно и неразумно. Как раз в детском саду или в школе такому ребенку будет гораздо труднее. Ведь требования к нему возрастут, и он гораздо острее ощутит отставание от сверстников. Если родители выжидают, пока их ребёнок заговорит, до 2-х, а то и до 3-х лет, исправлять нарушения может оказаться слишком поздно. К этому времени патология может перерасти в тяжёлый речевой дефект — задержку речевого и психомоторного развития. В начале пути организм маленького человека очень пластичен и обладает поразительными способностями к адаптации, которые можно активизировать при помощи соответствующего лечения и коррекции.

    Организация работы по речевому развитию детей раннего возраста

    Развитие речи ребёнка в первые годы жизни играет важную роль. Овладение ею перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребёнка (в частности, его отношения с окружающими взрослыми и другими детьми). В этом возрасте закладываются фундаментальные личностные образования, такие, как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и т. д. Недоразвитие или деформация этих качеств в раннем возрасте с трудом поддаются коррекции в более поздние периоды, поэтому необходимо своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребёнка.

    С целью раннего выявления речевых нарушений у детей раннего возраста в ноябре 2006 года мы провели обследование психического развития 31 ребёнка 2-3 лет по методике Смирновой Е.О., Галигузовой Л.Н., Ермолаевой Т.В., Мещеряковой С.Ю. Анализ результатов обследования позволил сделать следующие выводы:

    Все дети понимают обращенную к ним речь взрослого.

    • 81% детей легко находят нужные предметы и действия, из них 32% детей понимают значение прилагательных «большой», «маленький» и предлогов «в», «на», «под».
    • 74% детей выполняют двухактную инструкцию взрослого, из них 29% детей выполняют инструкции, включая пространственное расположение предметов.
    • Все дети пользуются речью, а 58% детей используют в своей речи фразы и предложения.

    Но на ряду с этим были выявлены и такие проблемы как:

    • 74% детей не проявляют инициативу в общении со взрослыми, не обращаются к ним с просьбами и высказываниями.
    • 42% детей в активной речи используют только отдельные слова.
    • Дети не понимают значение прилагательных, обозначающих цвет.
    • 26% детей выполняют только одноактные инструкции.

    В целом, у большинства детей снижается уровень понимания речи и выполнение речевых инструкций при рассматривании картинок.

    Таким образом, можно сделать вывод, что у детей 2-3 лет хорошо развита пассивная речь, они способны выполнять словесные инструкции взрослого, но на ряду с этим имеют не достаточно развитую активную речь.

    На основе проблемного анализа полученных результатов обследовании детей мною был составлен план работы с педагогами и родителями и выработаны рекомендации по речевому развитию детей раннего возраста.

    План работы с педагогами групп раннего возраста

    • пальчиковых игр;
    • артикуляционных упражнений;
    • художественных текстов для оречевления режимных моментов;
    • игр на развитие слухового внимания.

    План работы с родителями детей раннего возраста

    Рекомендации по развитию речи детей раннего возраста

    1. Проводить артикуляционную гимнастику, включая такие упражнения как: «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Надуй шарик», «Кошечка лакает молоко», «Вкусное варенье», «Лошадка».
    2. Использовать игры для развития воздушной струи: поддувание предметов, сдувание предметов с поверхности и т. д.
    3. Развивать слуховое внимание и речевой слух. («Узнай по звуку», «Воспроизведение ритма», «Где позвонили?», «Громко или тихо», «Кто внимательный?» и т. д.)
    4. Уточнять артикуляцию звуков раннего онтогенеза.
    5. Обогащать пассивный и активный словарный запас:
    • учить называть предметы ближайшего окружения;
    • знакомить со значением слов, обозначающих:
    • основные цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный);
    • форму предметов (круглый, квадратный, овальный);
    • параметры величины (большой, маленький; широкий, узкий; длинный, короткий; высокий, низкий);
    • различные качества (горячий, холодный; мокрый, сухой; чистый,грязный);
    • обозначать словами свои и чужие действия.
    1. Учить детей выражать свои желания и потребности фразовой речью.
    2. Вводить в речь детей предлоги (в, на, под, около и т. д.).
    3. Оречевлять и комментировать все режимные моменты.
    4. Проводить пальчиковые игры.
    5. Включать в жизнь детей игры-инсценировки и игры — драматизации по сказкам.
    6. Читать стихи и сказки с повторяющимися действиями.
    7. Рассматривать сюжетные картины и беседовать по их содержанию.
    8. Рассматривать игрушки и описывать их.
    9. Учить детей выполнять двухактные инструкции.

    Рекомендации по организации работы с детьми, имеющими низкий уровень речевого развития

    1. Учить детей общаться со взрослыми и друг с другом:
    • здороваться и прощаться со сверстниками и взрослыми;
    • показывать другим людям то, что ему понравилось;
    • ждать исполнения своих желаний;
    • играть рядом с другими детьми;
    • играть вместе с другими детьми.
    1. Продолжать знакомить детей с названиями окружающих его предметов, учить узнавать их на картинках.
    2. Учить детей ориентироваться в схеме собственного тела, а так же животных (игрушек).
    3. Учить детей различать понятия «большой», «маленький».
    4. Учить детей подражать звукам окружающей среды и повторять простые звуковые комплексы (би-би, тук-тук, бух, мяу, ням-ням и т. д.).
    5. Побуждать детей повторять за взрослым простые слова; называть предметы, отвечая на вопрос «Что это?».
    6. Формировать у детей элементарную фразовую речь (Ляля топ-топ, киса мяу).
    7. Упражнять детей в умении соотносить словесные обозначения действий с собственными движениями и действиями с игрушками. Учить понимать действия, изображенные на картинке.
    8. Учить ребенка выполнять просьбы взрослого «Дай мне», «Покажи мне».
    9. Упражнять детей в выполнении двухступенчатых инструкций (Дай мне мишку и собачку. Пойди на кухню и принеси чашку.).
    10. Учить детей соотносить предметы по цвету.
    11. Учить понимать значение предлогов «в», «на», «под» в ситуациях с игрушками и при рассматривании иллюстраций.

    Для организации более эффективной и целенаправленной работы по выявленным проблемам были выработан индивидуальные маршруты развития на каждого ребёнка, имеющего значительные нарушения в речевом развитии как для педагогов, так и родителей.

    Индивидуальный маршрут развития Ивановой Маши (для педагогов)

    П/и «Сделай как я».

    Д/и «Кто, что делает?»

    Индивидуальный маршрут по развитию Ивановой Маши (для родителей)

    Согласие родителей: ____________________

    Следующая встреча: май.

    Вся проведённая работа с детьми, педагогами и родителями дала значительную динамику в развитии детей раннего возраста.

    В конце учебного года было проведено повторное обследование развития речи детей группы риска, которое показало что, дети научились:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: