Речевой деятельности детей отклонениями развитии

Международный журнал

Нажмитдинова Б.С. Особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2016. — №2. — С. 46-49.

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ

Б.С. Нажмитдинова, дефектолог

«Ясли – сад № 51» отдела образования акимата г. Костанай

(Казахстан, г. Костанай)

Аннотация . В статье нашли отражение результаты исследования, направленного на изучение особенностей речевого развития детей с нарушением интеллекта. Основное с о держание исследования составляет обобщенная характеристика отклонений речевого развития у детей с нарушением интеллекта, проявляющихся в фонетической, лексич е ской, синтаксической и грамматической сторон речи. Автор подводит некоторые итоги иссл е дованиям ряда современных учёных, посвященных своеобразию речевого развития, специфических отклонений и аномалий речевого онтогенеза у детей с умственной о т стал о стью.

Ключевые слова: умственная отсталость, особенность речевого развития, детская речь, аномалии речевого онтогенеза, психический дизонтогенез.

Одной из основных характеристик о б щего развития ребёнка является формир о вание и развитие речи. Дети, которые но р мально развиваются, обладают хорошими спосо б ностями к овладению речью. Речь является важным средством связи между ребёнком и окружающим миром, самой совершенной формой общения, которая присуща только человеку. Речь – это ос о бая высшая психическая функция, которая обеспечивается голо в ным мозгом, любые отклонения в развитии речи необходимо вовремя заметить. Чтобы речь нормально функционировала необходимо, чтобы кора головного мозга достигла о п ределенной зрелости, был сфор мирован артикуляц и онный аппарат и сохранен слух [1] .

Науку долго не интересовали проблемы изучения особенностей развития детской речи .

Первым трудом , который описывает п сихологическое развитие одного мальч и ка, стала книга немецкого философа Т и демана «Наблюдение за развитием душе в ных способностей ребёнка» , вышедшая в 1787 год у и спровоцировавшая волну и н тереса к детской теме и изучению особе н ностей языка и речи детей. После «Набл ю дений» выходит ряд публикаций, который описывает наблюдения исследователей за речевым развитием своих детей.

В начале XX века в России возник ает государственный интерес к исследовани ю детской речи: организовываются учрежд е ния, которые занимаются вопросами из у че ния онтогенеза речи, выпускается сп е циальна я литература, совершенствуются методические подходы к проведению и с следований.

Однако, в 1936 году Постановление ЦК «О педагогических извращениях в системе Наркомпроса» приостановило развитие научного направления по исследованию развития детской речи. И лишь в 1950-м году с расцветом психолингвистики по я вятся следующие значимые работы в этом направлении .

В настоящее время проводится множ е ство исследований в этом направлении, п о лучивш их большое развитие в нашей стране и за рубежом.

Причинами отставания в речевом ра з витии являются патология течения бер е менности и родов, общее отставание в психическом развитии ребенка, влияние наследстве н ности и генетики.

Н екоторые особенности формирования речевых навыков на разных этапах стано в ления речи ребёнка , которые отразились в работах психолингвистов , дают нам во з можность проследить своеобразие откл о нен ий и аномалий, характерных для реч е вого развития детей с нарушением инте л лекта [2] .

Умственной отсталость ю называется стойкое, необратимое нарушение познав а тельной деятельности, а также эмоци о нально-волевой и поведенческой сфер. Среди лиц с нарушением интеллекта, большинство составляют лица, которые имеют диагноз олиго ф рения.

В зависимости от недостаточности и н теллекта у детей с диагнозом олигофрения различают три группы: идиотия – тяжелая; имб ециль ностъ – менее тяжелая; дебил ь ностъ – относительно легкая [3 ].

При диагнозе идиоти я наблюдается ре з кое нарушение психического и ф изическ о го развития , проявляются эндокринные расстройства, уродства в строении черепа и скелета. Речевое развитие при глубоких формах идиотии состоит в произнесении отдельных звуков или произнесения огр а ниченного числа слов с искажением. В п о ведении идиотов наблюдаются резкие о т клонения от нормы.

В менее резкой форме, при имбецил ь ности, достаточно отчётливо наблюдаются нарушения в психическом и физическом развитии. Имбецилы владеют элементами речи, но запас слов у них мал, а произн о шение неправильно.

Дети- дебилы, которые составляют о с новную массу учащихся вспомогательных школ, имеют значительно более легкую степень умственного недоразвития и н е значительные отклонения в физическом развитии. Дети, с данным нарушением в интеллекте, владеют речью, двигательные нарушения у них настолько компенсир у ются, что не мешают в дальнейшем вкл ю чаться в трудовую деятельность. Особе н ность дебилов проявляется в недоразвитии мышления, однако оно выражено у них в меньшей степени, чем у имбецилов.

У ребенка с нарушением интеллекта к семи годам, ко времени поступления в школу практика речевого общения зан и мает маленький отрезок времени – около 3-4 лет . Все эти годы темп развития его речи замедлен, а речевая активность н е достаточная. У ребёнка оказывается сл а боразвития разговорно-бытовая реч ь, что затрудняет его общение с взрослыми людьми. Ребёнок редко принимает участие в беседах, на задаваемые вопросы отвечает односложно и зачастую не правильно.

При объяснении причин, которые об у славливают замедленное речевое развитие у детей с нарушением интеллекта , следует понимать , что , прежде всего, для них х а рактерно общее недоразвити е всей псих и ки в целом, приводящее к значительным изменениям и за держкам в умственном развитии [3 ].

Речь детей с нарушением интеллекта зачастую монотонн а , маловыразительна, л и шена сложных и тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях бывает заме д ленной , в других – ускоренной .

У детей с интеллектуальными наруш е ниями наблюдается бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря, пасси в ный словарь преобладает над активным, происходит нарушение процесса орган и зации семантических полей. Дети с нар у шением интеллекта не знают названий многих предметов, частей пре д метов, в их словаре преобладают существительные с конкретным значением, нет слов , н о сящих обобщающий характер, мало прилагател ь ных, наречий, наблюдаются замены слов по семантическому сходству.

Пассивный словарь значительно шире активного, при этом он с трудом актуал и зируется; чтобы его активизировать треб у ется задать наводящий вопрос; многие слова так и не становятся понятиями [4 ].

Уже на первом году жизни у ребёнка с интеллектуальным нарушением , наблюд а ется отсутствие или позднее появление лепета. Это происходит вследствие нед о развития фонематического слуха, явля ю щееся следствием аномалии общего разв и тия детей с н а рушением интеллекта .

Рассмотрим особенности речевого ра з вития у детей с нарушением интеллекта боле подробно.

Среди детей с нарушением интеллекта наблюдается 40-60% нарушений фонет и ческой стороны речи.

У таких детей, как и у детей в норме, чаще нарушаются артикуляторно-сложные звуки – это свистящие, шипящие, [р] и [л]. Наряду с искаженным произношением звуков отмечается большое количество. Замены зачастую вариативны, т.е. один и тот же звук ребёнок с нарушением инте л лекта в одном случае может произнести правильно, а в другом исказить или полн о стью пропустить [4] .

У детей с синдромом Дауна наблюдае т ся замедленный темп речи, иногда встр е чается скандированная речь. Также часто у детей с нарушением интеллекта наблюд а ются голосовые расстройства.

Несформированность грамматической стороны речи у детей с нарушениями пр о является в аграмматизме, в искажении употребления падежей, смешения предл о гов, неправильные согласования имен с у ществительных с прилагательными и чи с лительными.

Для высказываний детей свойственны простые и нераспространенные предлож е ния, с пропусками главных членов. Увел и чение длины предложения происходит за счёт перечисления событий и объединения предложений при помощи союза и инт о нации.

Также у детей с нарушением интеллекта проявляются нарушения в диалогической и монологической речи. Дети с трудом м о гут вступить в беседу, на обращенные р е плики могут неадекватно отреагировать, не переключаются с позиции слушающего на позицию говорящего, не заинтересов а ны в получении новой информации [5] .

При монологической речи у детей с н а рушением интеллекта прослеживается и с кажение логики и последовательности в ы сказывания, фрагментарность, соскальз ы вание с темы, которое ведёт к образов а нию побочных ассоциаций, бедность и шаблонность ле к сического строя, наличие черт, которые присущи ситуативной речи [6] .

Таким образом, затруднения в речевом развитии ребёнка напрямую связано с н а рушениями интеллекта при использовании речи, как вербальной функции и регулят о ра поведения.

Это объясняется тем, что детям с нар у шением интеллектуального развития не всегда посильно выполнение речевых з а дач, особенно если они имеют несколько заданий. Данной категории детей вообще становится сложной деятельность, которая управляется их вербальными обобщени я ми.

Подводя итог вышесказанному о сво е образии речевого развития детей с инте л лект у альными нарушениями, резюмируем, что ряд исследователей ( А.К. Аксёнова, В.И. Лубовский, В.Г. Петрова и другие ) выделяют ряд специфических отклонений и ан о малий речевого онтогенеза, которые свойственны данной группе детей.

Учёными продемонстрированы несоо т ветствие норме речевого развития у ребё н ка с интеллектуальным нарушением уже на первом году жизни (отсутствие лепета, гуления и пр.) и невозможностью преод о ления признаков речевой патологии до момента окончания им школьного возра с та. Речевое развитие у детей данной кат е гории запаздывает и характеризуется р я дом отклонений, которые проявляются в фонетической, лексической, синтаксич е ской и грамматической сторон речи.

Библиографический спи сок

1. Кузнецова , Л.В. Основы специальной психологии [Текст] / Л.В. Кузнецова – М.: И з дательский центр «Академия», 2005. – 725 с.

2. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Развитие связной устной речи у учащихся с наруш е нием интеллекта на специальных уроках [Текст] / А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская // Д е фектология. –1987–№ 6 – С. 9-12.

3. Лубовский, В.И . Специальная психология [Текст] / В.И. Лубовский. – М.: Академия, 2003. – 657 с.

4. Нодельман, В.И. Особенности разговорной речи умственно отсталых младших школьников [Текст] / В.И. Нодельман // Дефектология. – 2008. – № 6. – С. 5-13.

5. Петрова, В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы [Текст] / В.Г. Петрова. – М.: П едагогика , 2007 . – 730 с.

FEATURES OF SPEECH DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH INTELLE C TUAL DISABILITY

B . S . Nazhmitdinova, speech pathologist

« Nursery — kindergarten № 51 » Department of education of akimat of Kostanay

Abstract. The results of the research directed on studying of the features of the development of speech of children with intellectual disability have been reflected in the article. The core of the research makes generalized characteristic of deviations in speech development of the chi l dren with intellectual disability, shown in phonetic, lexical, syntactic and grammatical parts of their speech. The author sums up some results of the researches of some modern scientists who devo t ed their works to the originality of speech development, specific deviations and anomalies of speech ontogenesis of mentally-disabled children.

Keywords: intellectual disability, speech development feature, children’s speech, anom a lies of speech ontogenesis, psychic dysontogenesis .

Читайте также  Флеш игры детей 3 лет развивающие

РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ИДЕЙ Л.С. ВЫГОТСКОГО В СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ПРОБЛЕМ ПРОФИЛАКТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Тема профилактики нарушений речи у детей раннего возраста стала наиболее актуальна в последние несколько десятилетий. Анализируя исторический аспект развития проблемы, следует отметить, что вопрос о необходимости предупреждения риска возникновения речевых нарушений у детей раннего возраста прослеживается в работах Л.С. Выготского.

Л.С. Выготский подошел к определению речи, как высшей психической функции, представляя речь как разновидность знака, присвоение которого происходит в процессе общения и совместной предметной деятельности ребенка со взрослым в результате восприятия речи взрослых и собственной речевой активности. Именно взрослому принадлежит ведущая роль в речевом развитии ребенка, который дает малышу образцы речи и способы действия с предметами не только посредством показа, но и слова [3].

Все функции и умения ребенка отличаются гибкостью, изменчивостью, совершенствованием. Эти качества возникают в процессе обучения. Интеллект ребенка не определяется наследственными задатками и не является величиной постоянной, мало зависящей от воспитания и обучения. Умственные способности не появляются спонтанно, просто по мере созревания мозга. Так, например, известно, что в коре головного мозга человека имеются центры речи (центры Брока и центр Вернике). Однако, ребенок никогда не заговорит вследствие простого созревания этих центров мозга, без целенаправленного обучения.

Л.С. Выготский в своих работах рассматривает взаимосвязь между высшими психическими функциями. Развитие одной функции без развития других невозможно, оно является взаимосвязанным и взаимообусловленным. Вопросы рассматриваются ученым. Так, Л.С. Выготский раскрывает вопросы взаимосвязи в становлении и развитии мышления и речи: мышление и речь имеют разные генетические корни, их развитие до определенного времени идет по разным путям, независимо друг от друга; в онтогенезе присутствуют доречевая фаза интеллекта и до интеллектуальная фаза речи; с появлением слова и его знаково-символической функции оба пути пересекаются, после чего мышление становится речевым, а речь интеллектуальной[3].

Л.С. Выготский так же говорил о важности сензетивных периодов в психическом и речевом развитии ребенка. Сензитивность (от лат. sensitivus — чувствительный) — оптимальное сочетание условий для развития психических процессов, присущих определенному возрастному периоду. Под сензитивным периодом понимают определенный период жизни ребенка, в котором созданы оптимальные условия для развития у него определенных психологических качеств и видов деятельности. Данные периоды определяют границы оптимальных сроков развития психических функций и форм деятельности, тем самым, определяют оптимальные сроки эффективного обучения. Развивающее обучение должно учитывать последовательность сензетивных периодов. В случаях депривации и дефицита раздражителей, адекватных сензитивным периодам, наблюдаются задержка и отставание в развитии соответствующей функции.

Сензитивные периоды развития многих функций происходят именно в раннем возрасте, например: от 1 до 4 лет – сензитивный период развития крупной моторики (движений и действий); от рождения до 3 лет – сензитивный период восприятия; от рождения до 5,5 лет – сензитивный период сенсорного развития[4].

Сензетивный период развития речи приходится на возрастной диапазон от 1,5 до 3 лет. Таким образом, опираясь на идею Л.С. Выготского о том, что становление речи начинается с самого рождения ребенка, ученные говорят о важности ранней диагностики и необходимости проведения профилактических мероприятий для детей, находящихся в зоне риска. Данные положения являются основанием современных исследований проблем речевого развития в детском возрасте в работах современных ученых.

В психологических исследованиях проблему раннего речевого развития рассматривает ряд авторов, таких как А.А. Люблинская, Л.Ф. Обухова, В.С. Мухина. В их работах говорится, что в раннем возрасте овладению речью представляет собой главную линию развития ребенка, так как меняет его отношение к окружающей среде.

В работах В.П. Зинченко, П.К. Анохина, Н.И. Жинкина отмечается, что речевая система формируется в неразрывной связи с развитием интеллектуальной, сенсорной, сенсомоторной, аффективно- волевой сферами ребенка. Это означает, что недостатки в развитии одной из них, влекут за собой проблемы в развитии остальных.

В онтолингвистических исследованиях данную проблему рассматривала С.Н. Цейтлин. В своих работах она утверждает, что последняя четверть второго года жизни ребенка, как правило, характеризуется бурным развитием сразу в нескольких направлениях: резким увеличением активного лексикона, появлением способов морфологической маркировки грамматических противопоставлений, увеличением длины синтагматических цепочек.

В коррекционной педагогике многие авторы рассматривали различные аспекты проблемы раннего речевого развития, в том числе, роли речевого развития в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также вопросы профессиональной подготовки педагогов к решению задач содействия эффективность социализации детей раннего возраста данной категории (Бородина В.А.).

В работах Братковой М.В., Закрепиной А.В., Прониной Л.В. исследован аспект коррекционного обучения и развития детей раннего возраста в играх со взрослым. В исследованиях Лынской М.И. рассматривается проблема формирования речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий. В исследованиях Галигузовой Л.Н. обращается внимание на важность ранней психологической диагностики. Ее необходимость обусловлена важностью своевременного выявления задержки и отклонений в речевом развитии ребенка, определением их причин, выбором адекватных методов коррекции, созданием необходимых психолого-педагогических условий. Важность такой работы, по мнению автора связана с интенсивным темпомпсихоречевого развития ребенка в период раннего детства, так как незамеченные вовремя или показавшиеся незначительными отклонения от нормального развития могут привести к выраженным сдвигам на последующих возрастных этапах. В раннем возрасте имеются более широкие возможности коррекции за счет большей пластичности детской психики, чувствительности ребенка к воспитательным воздействиям[5].

В логопедических исследованиях работы Чиркиной Г.В., Шереметьевой Е.В. посвящены предупреждению отклонений речевого развития у детей раннего возраста. ЧиркинаГ.В. исследует проблему раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей. В ее работе говорится о необходимости выделить особую область превентивного логопедического воздействия, а профессиональную активность логопеда направить на более ранний возраст; более широко распространять опыт коррекционной работы с детьми раннего возраста путем создания ясельных диагностических групп с соответствующим методическим обеспечением[6].

Е.В. Шереметьева, опираясь на методологические основы, разработанные Л.С. Выготским и его последователями, исследует проблему предупреждения отклонений в речевом развитии в раннем возрасте. Автором разработан диагностический материал для обследования особенностей речевого развития детей раннего детей. Шереметьева Е.В.утверждает, что своевременное выявление, коррекция и предупреждение отклонений в условиях развития ребенка являются важным фактором его нормального психоречевого развития. Всякое развитие, и речевое в том числе, — это процесс непрерывного возникновения новых форм на основе предшествующих, протекающий в реальном взаимодействии со средой[7].

Обобщив некоторые результаты историко-педагогического анализа проблем профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста, следует сделать вывод о продолжении развития научных идей Л.С. Выготского в исследованиях современных ученых.

1. Бородина В.А. Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов-дефектологов в работе по социализации детей с нарушением интеллекта / Автореферат дис.канд….пед. наук 13.00.03 – коррекционная педагогика (олигофренопедагогика). – Екатеринбург: ГОУ ВПО «УрГПУ», 2011. С. 22

2. Бородина В.А.Подготовка будущих педагогов – дефектологов к профессиональной деятельности в области социализации детей с особыми образовательными потребностями // Дефектология № 3, 2008.-С.85 – 93.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство «Аст хранитель», М., 2008. — 668с.

4. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; 2005. — 1136 с, ил

5. Галигузова Л.Н.Актуальные проблемы в сфере образования детей раннего возраста./ Л.Н.

6. Галигузова//Психологическая наука и образование. – 2010. – 3.

7. Чиркина Г.В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей./ Г.В. Чиркина//Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2000. – 2.

8. Шереметьева Е.В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста. — М. Национальный книжный центр, 2012. — 168 с. (Логопедия: от теории к практике).

Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста

Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно — необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения.

Нарушение речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде.

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

Они не соответствуют возрасту говорящего;

Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;

Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;

Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают;

Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка;

Требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.

Причины нарушений речи:

Речевая функция, так же как и другие высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание и т. д.), формируется у ребёнка постепенно, начиная с внутриутробного периода, и процесс этот не всегда протекает гладко. Отклонения в речевом развитии возможны в силу разных причин. Это могут быть различные патологии в период внутриутробного развития (наиболее грубые дефекты речи возникают при воздействии неблагоприятных факторов на сроке от 4 недель до 4 месяцев беременности), токсикоз, несовместимость крови матери и ребёнка по резус-фактору, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, наследственные факторы и др. Поводом для волнений может стать родовая травма и асфиксия во время родов, патологическое течение родов, различные заболевания в первые годы жизни ребёнка (травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга, и т. д.). Не последнее место занимают неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности детей, нарушениям их эмоционально-волевой сферы и дефициту речевого общения.

Основные причины речевых нарушений – это:

замедленное психофизическое развитие;

отягощенная наследственность, травмы;

неправильное строение органов речевого аппарата;

невнимание к речевому развитию детей в младшем возрасте;

двуязычие в семье и др.

В рамках общеобразовательного детского сада мы, как правило, не сталкиваемся с тяжелой патологией речевого развития, связанной с расщелинами неба и верхней губы. Здесь мы сталкиваемся со следующими видами нарушений:

1. Фонематическое нарушение речи (ФНР) – вследствие недостаточной сформированности фонематического слуха ребенок не слышит разницу между звуками и произносит их неправильно. (Сенсорное нарушение речи).

Низкий уровень фонематического восприятия в жизни выражается в следующем:

Неразличение на слух звуков в своей и чужой речи

Нарушение умственных действий по звуковому анализу и синтезу слова.

2. Фонетическое нарушение речи (дислалия) – нарушения артикуляционной моторики или недостаточнаясформированность артикуляционной моторики. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи). Однако речь детей претерпевает в процессе развития ребенка изменения: так, в возрасте 3 лет отсутствие звуков р, л, ш, ж – это не отклонение в речевом развитии, а возрастная норма. В логопедической практике существует термин – возрастнаядислалия. Поэтому, при знакомстве с медицинскими картами детей до 4 – 4,5 лет, вы встретите именно этот термин.

3. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы языка (звукопроизношения) у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

Недостатки произношения на практике проявляются в следующем:

Замена звука на более простой по артикуляции

Нестабильное использование звука в речи

Искаженное произношение звука

У ребенка может быть нарушено произношение 1 звука или нескольких.

Все эти дети получают помощь в рамках общеобразовательного детского сада.

Читайте также  Развивающие игрушки для детей 6 месяцев

4. Часто встречаются дети и с общим недоразвитием речи (ОНР), т. е. дети, у которых нарушено и звукопроизношение, и лексико-грамматический строй речи. Эти дети часто неверно строят предложения, неправильно употребляют окончания, испытывают трудности при словоизменении и словообразовании. В некоторых случаях (крайне редко) у детей может быть сохранно звукопроизношение, фонематический слух и нарушен только лексико-грамматический строй речи. В эту группы попадают и двуязычные дети, у которых ОНР возникает на фоне двуязычия.

5.Заикание – это нарушение темпо-ритмической стороны речи, которое характеризуется запинками при произнесении первого звука слова или прерывистостью речевого потока. К этому расстройству не относят тех заминок и сбоев в ритме речи, которые возможны у нормально говорящих. Главные отличия – в ощущении мышечного напряжения у заикающегося, утрате контроля над органами речи.

Как вести себя с заикающимся ребенком:

не стоит обращать особое внимание ребенка на речевой дефект. Значительно лучше его речь от этого не станет, а фиксация на дефекте может привести к нежелательным последствиям;

ни в коем случае не связывайте неудачи ребенка с его речевым
дефектом;

объективно подчеркивайте достоинства своего ребенка;

поощряйте его общение с другими детьми;

не стоит напоминать ребенку о психических травмах и неприятных переживаниях;

обратите внимание на чередование периодов улучшения и ухудшения речи. Проанализируйте ситуации и обстановку, в которых речь улучшается, и способствуйте развитию этих ситуаций.

Воспитание детей с нарушениями речи

Речь – это важнейшая психическая функция, которая формируется постепенно, т.е. человек не рождается со способностью говорить. Через речевое общение, сознание человека постоянно пополняется и обогащается тем, что находит отражение в общественном сознании. Речь – это основа коммуникативной функции, которая осуществляется посредством родного языка.

В последнее время число детей с отклонениями в речевом развитии неуклонно растёт, и все чаще выявляются синдромы нарушений речевого развития у детей раннего возраста. При этом они могут быть незначительными, в связи с чем дефекты не замечаются родителями, либо достаточно серьезными. Такие дети требуют особо отношения, поэтому важно, чтобы их воспитание проходило на основании рекомендаций специалистов. Объясняется это тем, что задача родителей заключается не только в формировании полноценной личности ребенка, но и профилактике, а также устранении имеющихся речевых нарушений.

Какие причины приводят к развитию нарушений речи

Недостаточное внимание со стороны родителей приводит к тому, что они только перед поступлением в школу некоторые из них узнают, что их ребенок не может выговаривать какой-то звук (или несколько звуков). Либо они это замечали, но из-за своей неосведомленности полагали, что это нормальная ситуация для маленьких детей, а звукопроизношение улучшится с годами.

Но проблема заключается в том, что любое речевое нарушение, даже если вам кажется, что оно незначительное, не может пройти самостоятельно, т.е. оно требует проведения соответствующей коррекции.

Существуют определенные причины, которые приводят к нарушениям речи. Их можно разделить на несколько категорий.

Органические причины

Нарушения речи могут развиться по причине 4 органических факторов:

1. Внутриутробные патологии

Самым уязвимым периодом беременности является 1 триместр, когда существует риск поражения ЦНС ребенка. К этому могут привести следующие причины:

  • Гипоксия плода. Это может произойти по причине нефропатии, токсикоза, патологии плаценты, а также соматических заболеваний и повышенного артериального давления будущей мамы.
  • Недоношенность плода (или, напротив, переношенность).
  • Вирусные инфекции, перенесенные матерью во время вынашивания плода.
  • Резус-конфликт.
  • Ушибы, падения и травмы (особенно области живота).
  • Употребление спиртного, наркотиков и курение во время беременности.
  • Применение медикаментов различных групп, включая ототоксические препараты, антидепрессанты и другие медикаментозные средства, которые были приняты на ранних сроках (по этой причине прием любых лекарств во время беременности должен быть согласован с лечащим врачом).
  • Работа матери на вредном производстве.
  • Попытка аборта.
  • Частые стрессовые ситуации, которые переживает беременная женщина.

2. Наследственность

Строение речевого аппарата передается ребенку от родителей. Возможны следующие дефекты:

  • неправильное строение мягкого и твердого нёба;
  • неправильный прикус;
  • заикание (может передаться от родителей);
  • особенности развития речевых зон коры мозга;
  • если кто-то из родителей начал разговаривать позже положенного срока, то это может передаться ребенку.

3. Проблемы во время родового периода

К таким факторам относятся:

  • асфиксия (часто возникает из-за обвития пуповиной);
  • травмы во время родов, которые привели к внутричерепным кровоизлияниям;
  • оценка по шкале Апгар показывает низкий результат (оценка проводится сразу после рождения);
  • критически малый вес новорожденного ребенка (менее 1,5 кг).

4. Заболевания, перенесенные в первые годы жизни ребенка

Нарушение развития речи может быть вызвано перенесенными ребенком заболеваниями в первые годы его жизни:

  • менингит, энцефалит и другие вирусные заболевания;
  • травмы лицевых костей и головного мозга, которые вызывают внутричерепные кровоизлияния;
  • воспаление внутреннего и среднего уха, которые приводят к нарушению слуховой функции (из-за этого страдает и речь);
  • прием ребенком ототоксических антибиотиков.

Функциональные причины

К числу таких причин относятся следующие факторы:

  • Психотравмы. Сильный стресс, перенесенный ребенком в раннем возрасте, может негативно сказаться на его способности говорить.
  • Непростые социально-бытовые условия, в которых находится ребенок. Часто это становится причиной развития педагогической запущенности и ЗПР.
  • Соматические заболевания. Если организм ребенка постоянно ослаблен какими-то болезнями, то есть риск того, что он начнет разговаривать позже положенного срока.
  • Неправильная речь окружающих. Если ребенок постоянно слышит искаженную речь, то он может начать подражать взрослым, в результате чего у него может развиться заикание, неправильное звукопроизношение и т.д.

Основные виды речевых нарушений

Воспитание и работа с детьми, имеющими различные виды нарушений речи, должны основываться на специфике имеющихся дефектов.

Различают следующие виды нарушений устной речи:

    и дисфония – полное отсутствие или нарушение голоса. – патологически ускоренный темп речи. – патологически замедленный темп речи.
  • Дислалия – нарушение произносительной стороны речи (при сохранной иннервации речевого аппарата и сохранном слухе). – нарушение ритмического течения речи, для которого характерно повторение слогов, слов, частые остановки речи, неумышленные удлинения звуков. – для этого речевого дефекта характерен носовой оттенок голоса, который сопровождается нарушениями звукопроизношения (проще говоря, ребенок гнусавит).
  • Дизартрия – нарушение произносительной и просодической стороны речи, которое обусловлено недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. – это частичная или полная утрата уже сформировавшейся речи, которая вызвана органическим поражением речевых зон головного мозга. – тяжелое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическим поражением корковых речевых центров головного мозга (при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте).

К нарушениям письменной речи относятся:

    – расстройство навыков чтения, вызванное недостаточным развитием психических функций, которые ответственны за процесс чтения. – нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках, вызванное несформированностью высших психических функций, которые ответственны за процесс письма.

К числу речевых нарушений относится и общее недоразвитие речи (ОНР), которое характеризуется нарушением формирования всех сторон речи при различных сложных речевых расстройствах (при нормальном слухе и интеллекте).

Основные функции семьи, в которой есть дети с нарушениями речи

Семья, в которой есть ребенок с ОНР или любым другим речевым нарушением, должна выполнять ряд функций, чтобы обеспечить скорейшее избавление от дефекта.

К основным функциям семьи относятся:

  • Реабилитационно-восстановительная. Реабилитация детей основывается на профессиональных рекомендациях специалиста. Родители должны обеспечить необходимые условия гармоничного существования ребенка, а также оптимизировать его психическое и физическое состояние.
  • Коррекционно-образовательная. Задача родителей заключается в повышении мотивации ребенка к избавлению от имеющегося недуга. При этом, данную мотивацию нельзя вызвать искусственно, а только через любовь и внимательное отношение. Мама и папа должны создать внутри семьи необходимую коррекционно-образовательную среду, в которой у ребенка должно развиваться стремление к познанию окружающего мира. Родители должны понимать, что нельзя перекладывать всю ответственность за воспитание на специализированные образовательные учреждения, а заниматься воспитанием самим, ориентируясь на те рекомендации, которые дает специалист.
  • Функция эмоционального приятия. Это значит, что родители должны принимать своего ребенка таким, какой он есть, т.е. со всеми его недостатками (включая речевые нарушения). Ребенок должен чувствовать, что он является частью семьи, поэтому важно активно привлекать его к домашним делам, давать ему какие-то поручения (к примеру, сходить в магазин). Он должен чувствовать к себе внимание, любовь и уважение – только в такой обстановке он становится эмоционально-зрелым и социализированным ребенком.
  • Приспособительно-адаптирующая. Родители должны адаптировать ребенка к окружающей его среде, чтобы он понимал, как действовать в той или иной жизненной ситуации. Это очень важно, ведь в дальнейшем ему придется решать все возникающие проблемы самостоятельно.
  • Социализирующая. Дети, у которых есть речевые нарушения, часто оказываются за бортом социальной жизни, потому что они стесняются своего дефекта и нередко становятся жертвой буллинга в школе. Задача родителей сделать так, чтобы у ребенка был интерес к окружающим его людям, чтобы он стремился познавать окружающий мир. Только так можно добиться того, чтобы ребенок был полноценной частью общества.
  • Профессионально-трудовая. Дети с нарушениями речи должны с раннего детства обучаться трудовой деятельности. Все начинается с элементарного – уборки игрушек, чтобы он заправлял свою постель, сам чистил зубы и т.д. Дальнейшее овладение какой-либо профессией зависит от степени тяжести речевого нарушения, но родители со своей стороны должны обеспечить ему максимальную поддержку и заботу.

Важно со всем вниманием отнестись к той деятельности, которая больше всего получается у ребенка. Как правило, дети, у которых есть какие-либо речевые дефекты, оказываются способными к творчеству, поэтому задача родителей развить эти навыки. Это важно не только с точки зрения поиска своего места в жизни, но и повышения самооценки.

Воспитание и работа с детьми с нарушениями речи

Особенность воспитания и работы с детьми, которые имеют различные речевые дефекты, заключается в том, что в их отношении необходимо проявлять гораздо больше любви и внимания. Важно формировать в ребенке высшие психические функции, одновременно преодолевая имеющиеся речевые нарушения.

В данном случае, применение современных компьютерных технологий – это важный принцип коррекционно-воспитательной работы. Необходимо использовать различные развивающие компьютерные игры и программы: «Игры для Тигры», «Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Несерьезные уроки», «Логомер-2» и т.д.

Логопеды в работе с такими детьми используют и другие нетрадиционные методы воздействия:

    – это активный метод механического воздействия, целью которого является коррекция различных нарушений речи.
  • Пальцевой массаж – массаж ладоней орехами, шариками и другими предметами.
  • Песочная терапия – способствует коррекции речи, а также развитию эмоционально-волевой сферы.

Помимо самого ребенка, специалист может одновременно заниматься и терапией семьи, т.е. он помогает наладить семейные взаимоотношения. Родители не всегда осознают особенности личности ребенка с отклонениями речи, при этом некоторые из них весьма скептически относятся к коррекционно-воспитательным мерам воздействия. Поэтому важно вести комплексную работу со всей семьей, объяснять им важность применяемых программ и методов.

Психологические аспекты причины возникновения нарушений речи у детей на ранних этапах развития

Киселева, Н. А. Психологические аспекты причины возникновения нарушений речи у детей на ранних этапах развития / Н. А. Киселева, К. М. Игнатенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 796-799. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10640/ (дата обращения: 25.10.2021).

Речь — одна и основных форм психической деятельности, социальная по своему становлению и системная по строению. Основными структурными компонентами речи являются звуковой состав, словарь и грамматический строй. Многие авторы, среди которых такие известные люди, как Е. А. Аркин, А. В. Захарова, А. Н. Гвоздев, занимались изучением этапов развития структурных компонентов речи. Этапы развития звукового состава представлены в следующей таблице:

Читайте также  Развитие речи детей с речевыми нарушениями

Возраст ребенка

Звуки, появившиеся в речи

ф, в, ть, дь, нь, ль, чь, х

2 года — 2 года 6 месяцев

сь, зь, нь, бь, мь, т, д, н

2 года 7 мес. — 3 года 5 мес.

3,5 года — 3 года 8 мес.

4 года — 4 года 6 мес.

4года 6 мес — 5 лет

Развитие словаря ребёнка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. В словаре ребёнка рано появляются слова конкретного значения, позднее — слова обобщающего характера. Развитие лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребёнка об окружающей действительности.

Е. А. Аркин приводит такие данные о росте словаря: 1 год — 9 слов, полтора года — 39 слов, 2 года — 300 слов, 3 года 6 месяцев — 1110 слов, 4 года — 1926 слов. Это свидетельствует о том, что общение с ребенком в этом возрасте имеет основополагающее значение для развития его словарного запаса. [1, c.225]

Словарь старшего дошкольника может рассматриваться в качестве национальной языковой модели, так как к этому возрасту ребенок усваивает все основные модели родного языка. В этот период формируется ядро словаря, которое в дальнейшем существенно не меняется. Основой «каркас» словаря не изменяется, несмотря на качественное его пополнение и увеличение объема. [6, с. 129]

А. Н. Гвоздев выделяет следующие периоды формирования грамматического строя речи:

1 период — период предложений, состоящих из аморфных слов корней, который включает два этапа:

1 этап однословного предложения (от 1г.3мес. до 1г.8мес.);

2 этап предложений из нескольких слов-корней (1г.8мес. до 1г.10мес.).

2 период — период освоения грамматической структуры предложения, состоящий из трех этапов:

1 этап формирования первых форм слов (1г.10мес. — 2г.1мес.);

2 этап использования флексийной системы языка для выражения синтаксических связей слов (2г.1мес. — 2г.6мес.);

3 этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических выражений (2г.6мес. — Зг.);

3 период — период дальнейшего усвоения морфологической системы (3–7 лет). [2, c.153]

Кураев Г. А. и Пожарская Е. Н. с точки зрения психологии выделяют три основных механизма усвоения языка:

2. Образование условно-рефлекторных ассоциаций;

3. Постановка и опытная проверка эмпирических гипотез.

Подражание влияет на формирование всех аспектов речи, но особенно фонетики грамматики. Этот механизм реализуется, когда у ребенка появляются первые признаки соответствующей способности. Но подражание — это только начальный этап речевого развития.

Функция условно рефлекторного обусловливания в порождении речи выступает в том, что использование взрослыми людьми разнообразных поощрений ускоряет развитие детской речи.

Формулировка и проверка гипотез как механизм усвоения речи подтверждается фактами активного детского словотворчества. Однако, выделенный сам по себе, этот механизм слишком интеллектуализирует процесс развития речи у детей раннего возраста.

Таким образом, речевое развитие в раннем возрасте объясняется сочетанием всех трех рассмотренных механизмов научения. [4, c.59–60]

Освоение речи и целом, как ведущего способа человеческого общения, происходит благодаря насыщению окружающей ребенка среды слышимой речью взрослых и голосовыми контактами с ними. Голосовые контакты зарождаются в ситуации эмоционального общения и несут в основном экспрессивную функцию. Но, будучи погруженным в речевую среду и под ее влиянием, ребенок начинает выделять слышимую материю языка и звуковую форму человеческих контактов. Это приводит к тому, что голосовые контакты становятся все более важной (а впоследствии ведущей) формой обращения к взрослому. Речевой поток положительно влияет на возникновение активной речи ребенка только тогда, когда речь взрослых включена в общение с ребенком и имеет обращенный характер на фоне эмоциональных контактов, возникающих между ребенком и взрослым. Ребенок из огромного многообразия слышимой речи окружающих людей выбирает, осваивает и присваивает то, что необходимо и достаточно ему для решения коммуникативных задач, которые встают перед ним в связи с особенностями его жизнедеятельности на данном этапе развития. [5, c.196]

Общение является значимой причиной отставания детей в развитии речи, но не единственной. В первые годы жизни большую роль в развитии речи ребенка играет биологический фактор, но также можно заметить, что по мере его взросления он отходит на второй план и все более значимым становится социальный фактор. Что неудивительно, ведь речь — социальна по своему становлению. На основании данных, представленных в своих работах Грибовой О. Е., Мастюковой Е. М., Смирновой Е. О., нами была составлена следующая таблица:

Форма речи и примерный возраст ее появления

Признаки отклонения линии онтогенеза

Возможная причина, ее сензитивность

Интонирует крики (Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия)

Ребенок слабо реагирует на звуки и сам практически не издает каких-либо звуков.

Прием антибиотиков в первые месяцы жизни.

Нестабильная, стрессовая ситуация в семье, стрессы матери во время беременности.

У ребенка бывают частые отиты и другие лор-заболевания.

Нарушения, связанные с пренатальной, натальной и постнатальной органической патологией ЦНС или периферических отделов артикуляционного аппарата.

Травматические нарушения собственно голосовых связок или всего ларингеального отдела, связанные с проведением реанимационных мероприятий при патологических родах Некоторые генетические синдромы, связанные с нарушением голосовой и артикуляционной функции.

Гуканье, гуление (Ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги, как будто играет с вами)

Ребенок слабо реагирует на звуки и сам практически не издает каких-либо звуков.

Ребенок не понимает часто употребляемых слов и не имитирует звуки речи, не реагирует на обращенную речь, а для привлечения внимания к себе прибегает только к крику.

Лепет (Ребенок повторяет за вами и сам произносит что-то похожее на слова, но состоящее из одинаковых слогов)

Ребенок слабо реагирует на звуки и сам практически не издает каких-либо звуков.

Ребенок не понимает часто употребляемых слов и не имитирует звуки речи, не реагирует на обращенную речь, а для привлечения внимания к себе прибегает только к крику.

У ребенка необычный тон голоса (например, он говорит в нос, или очень скрипучим голосом)

Лепетные слова (Ребенок использует в речи «нянькин язык»: слова состоят из двух-трех открытых слогов (ляля, тата, кука и др.), много звукоподражаний (би-би, гав-гав, пи-пи и проч.)

8 мес. — 1 год 2 мес.

Отсутствие интереса к речевой активности, неспособность понять простейшие вопросы и показать изображение на картинки.

Не использует распространенные жесты — не указывает на предметы пальцами, не машет рукой на прощание и т. п. У ребенка необычный тон голоса (например, он говорит в нос, или очень скрипучим голосом).

Ребенок неохотно повторяет за вами слова и выражения, которые он слышит.

Родители мало общаются с ребенком и его общение с детьми старшего возраста тоже ограничено.

Ребенок часто смотрит телевизор, играет в планшет, телефон.

Если «рабочая рука» левая, то задержки в развитии речи для него являются естественными.

Ребенок живет в двуязычной семье, в которой с ним общаются одновременно на двух языках.

Чрезмерная опекаемость ребенка взрослыми и стремление предупредить каждое его желание не могут создать мотивацию к речевому общению.

У ребенка плохо развита тонкая моторика рук.

Родители мало читают ребенку книг.

Двухсловные предложения (Ребенок, обращаясь к вам, объединяет два слова, например: дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и т. п.)

1 год 6 мес. — 2 года 2 мес.

Ребенок еще не имитирует звуки.

С трудом понимает обращенные к нему простые просьбы.

У ребенка необычный тон голоса (например, он говорит в нос, или очень скрипучим голосом).

Отсутствие интереса к речевой активности, неспособность понять простейшие вопросы и показать изображение на картинки.

Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто вас не слышал.

Ребенок неохотно повторяет за вами слова и выражения, которые он слышит.

Предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный ребенок»)

Активный рост словаря (Ребенок спрашивает, как это называется)

1 год 9 мес. — 2 года 6 мес.

Может только имитировать речь или жесты, и не произносит какие-либо звуки спонтанно, по собственной инициативе.

Произносит лишь ограниченное количество звуков, и не может использовать какие-либо речевые навыки, чтобы сообщить о чем-либо, кроме насущных потребностей (например, он может попросить есть, но не в состоянии объяснить, что ему нравится какая-то игрушка)

У ребенка необычный тон голоса (например, он говорит в нос, или очень скрипучим голосом)

В норме должны понимать половину слов, которые он произносит в два года, и приблизительно три четверти слов — когда ему исполняется три года.

Отсутствие интереса к речевой активности.

Родители мало общаются с ребенком и его общение с детьми старшего возраста тоже ограничено.

Ребенок часто смотрит телевизор, играет в планшет, телефон.

Ребенок живет в двуязычной семье, в которой с ним общаются одновременно на двух языках.

Чрезмерная опекаемость ребенка взрослыми и стремление предупредить каждое его желание не могут создать мотивацию к речевому общению.

Родители мало читают ребенку книг.

Появление грамматических форм слова (Ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам и др.)

2 года 4 мес. — 3 года 6 мес.

Словотворчество (Ребенок «сочиняет» свои слова, но при этом использует законы своего языка)

2 года 6 мес. — 3 года 5 мес.

Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом

2 года 6 мес. — 3 года 6 мес.

На основании этой таблицы можно сделать вывод о важности социальных причин, которые можно условно разделить на три группы: мотив, воспитание и речевая среда. И только при условии наличия всех этих частей речь ребенка сможет быть сформирована в норме. Можно предположить, что это связано с неосведомленностью родителей в этом вопросе и не пониманием в полной мере важности этих факторов. К тому же, зачастую, родители не используют возможности организации ранней помощи детям с речевыми проблемами. Многие ждут, что когда ребенку исполнится 3 года, он заговорит сам. Отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе и речевой негативизм, своеобразие эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, вторичная задержка познавательной деятельности, трудности в овладении всей школьной программой, особенно по русскому языку. [3, c. 21–22]

Необходимо отметить, что еще более эффективно возможно управлять процессом овладения речью в ранние сроки, начиная с одного года, когда у ребенка должны появиться первые лепетные слова. В этом случае появляется возможность «совпасть» с природными сроками формирования начатков речи и избежать вторичных наслоений.

Задержка темпов речевого развития, как правило, обусловлена неправильным воспитанием или частыми заболеваниями ребенка. Устранение причины, вызывающей отклонения в развитии ребенка, изменение условий его воспитания определяют успешность дальнейшего развития ребенка в дошкольном и школьном возрасте.

1. Аркин А. Е. Дошкольный возраст. — М.: Учпедгиз, 1948.

2. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.

3. Грибова О. Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит: Книга для тех, кому это интересно. — М.: Айрис-пресс, 2004.

4. Кураев Г. А., Пожарская Е. Н. Возрастная психология: Курс лекций. — Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002.

5. Лисина М. И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми. 1985. М.: Педагогика.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: