Речевое развитие детей обучение грамоте

Речевое развитие детей на уроках обучения грамоте и литературного чтения в 1-м классе

Чтение – основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира, развития интеллектуального потенциала ребенка. В связи с этим чтение выступает необходимым компонентом деятельности школьников любого возраста. Но особое значение становление навыка чтения приобретает в начальной школе и особенно в 1-м классе, когда создается база для усвоения всех учебных дисциплин.

Учителя-практики согласятся с высказыванием В.А. Сухомлинского о том, что “если в начальной школе дети мало читали, у них складывалась структура малодеятельного мозга”.

Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет полностью реализовать в школе свои способности, то положительное, что в нем заложено.

Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И очень важную роль в становлении личности играет речь. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре и т.д. И, наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. Очень остро встает вопрос о чистоте детской речи с приходом ребенка в школу.

С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать в присутствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух и недостатки речи обнаруживаются сразу. Для того, чтобы правильно произносить звуки и слова, ребенок к поступлению в школу должен хорошо овладеть координацией чрезвычайно тонких движений речевых органов: губ, языка, голосовых связок, хорошо научиться регулировать свое дыхание. Прекрасно, если ребенок посещал детский сад и за развитием его речи наблюдали специалисты: воспитатели, врачи, логопеды, психологи, своевременно и качественно помогали родители. Но как быть с детьми, которые до 6-7 лет воспитывались в домашних условиях и родители не были заинтересованы в том, чтобы вовремя заметить недостатки в речевом развитии своего дитя и попытаться устранить их с помощью специалистов.

Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Он должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития.

Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления чаще, чем хотелось бы, сохраняются и надолго закрепляются у многих детей, поступивших в школу.

Одним из важнейших показателей готовности ребенка к школе является владение им связной, грамматически и фонетически правильной речью.

В настоящее время учитель начальных классов имеет широкий выбор учебников, дидактического материала, что позволяет ему творчески и ответственно построить учебно-воспитательный процесс. Опираясь на личностные способности, умения и навыки первоклассников, учитель находит собственные оригинальные методы и приемы обучения детей связной речи и элементарному чтению.

Понимая значимость обучения чтению в образовании детей и в связи с особенностями речевого развития обучающихся большую роль имеет использование речевых разминок на уроках обучения грамоте и литературного чтения в 1-м классе.

Речевая разминка вырабатывает четкое произношение, правильную артикуляцию, внимание, выразительность, единый темп чтения, память, обогащает речь, несет воспитательный заряд.

Приступая к работе, необходимо учитывать специфические возможности речевого развития, как отдельного ученика, так и всех учеников вместе, чтобы при обучении осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход на уроке.

Работу по речевому развитию детей следует начать в подготовительный период при изучении гласных звуков [а], [о], [у], [и], [ы].

Здесь особое внимание уделяется образованию, артикуляции и произношению этих звуков. Можно использовать такие игровые упражнения:

Речевая готовность к школе

Сейчас почти каждый родитель ребенка 4-6 лет озабочен тем, чтобы его малыш еще до школы научился бегло читать и считать, знал цифры и буквы.

Умение ребенка читать и писать до его поступления в школу стало рассматриваться как необходимый, а иногда и основной показатель готовности малыша к обучению в школе. А умение ребенка — дошколёнка читать, считать и писать — как один из важных показателей «способного ребенка» и свидетельством того, что с ребенком занимаются в семье.

Однако грамота подразумевает не просто умение читать и писать слова или тексты, но и точное выразительное изложение собственных мыслей, понимание при чтении смысла текста, т.е. полноценное овладение ребенком письменной речью. Этот процесс требует высокого уровня развития детей — как речевого, так и психологического и физиологического.

Овладение письменной речью предусматривает:

— наличие у ребенка высокого уровня произвольности (умения управлять своим поведением) и осознанности собственной речи (умение отбирать осознанно точные выразительные средства для передачи своей собственной мысли),

свободное владение лексическими единицами языка: умение почувствовать нюансы значения слов, в том числе многозначных (например, а) чистая вода = прозрачная вода, б) чистая посуда = вымытая посуда, но нельзя назвать «чистую» посуду «прозрачной» посудой по аналогии с водой, в) чистый воздух = свежий воздух, но нельзя сказать о нем «вымытый воздух»), умение отбирать необходимые яркие и точные языковые средства для решения поставленной речевой задачи, уместное использовать в речи фразеологизмы, пословицы, поговорки, образные сравнения, синонимы, антонимы,

— свободное владение грамматическими единицами языка:

использование в речи предложений разных конструкций – сложносочиненных, сложноподчиненных, с однородными членами, с прямой речью, умение образовать новые слова от известных — например, лес – лесник – лесной – лесничий – лесок

придумывание новых слов по аналогии: учит – учитель, строит – строитель, пишет – кто? (писатель), воспитывает малышей – кто? (воспитатель), спасает людей – кто? (спасатель);

умение почувствовать значения приставок, суффиксов: например, ехали – приехали – отъехали – объехали – поехали — заехали и другие, утка кря-кря – крякает – кошка мяу-мяу мяукает, но корова му-му – мычит) и др.

— умения выстраивать текст (повествование, описание, рассуждение) в логической последовательности, связывать предложения в тексте друг с другом разными способами,

— умение оценивать выполнение речевой задачи, видеть свои достижения и ошибки, исправлять их, добиваться цели.

Почему так важна речевая готовность к школе?

Низкий уровень развития устной речи ребенка приводит к значительным трудностям в овладении им в школьном возрасте письменной речью. Исследования доказывают, что не менее трети детей с трудностями в обучении чтению и письму в начальной школе имеют недостатки в развитии устной речи: нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, грамматические ошибки (неправильное согласование слов в предложении, искажения окончаний слов и т.д.), низкий уровень связности речи и др.

Овладение грамотой происходит в школе, однако часть умений формируется в дошкольном детстве в ходе специального обучения в детском саду, на занятиях в детском центре, кружке, студии или дома.

Основой для обучения грамоте в дошкольном возрасте является общее речевое развитие дошкольника. Поэтому подготовка к обучению грамоте малышей-дошколят всегда ведется в тесной взаимосвязи со всей системой развития детской речи и ее сторон:

  1. фонетической (овладение звуковой стороной речи),
  2. лексической (овладение словарём русского языка: развитие активного и пассивного словаря, уточнение словаря, развитие языкового чутья),
  3. грамматической (овладение грамматическим строем родного языка),
  4. развития связной речи (умения строить диалог и монолог)

Речевая готовность к школе: цель

Современные дошкольные образовательные учреждения работают по различным программам. Все комплексные программы имеют раздел, посвященный развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте. Кроме того, используются парциальные программы и технологии: Ушакова О.С. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», Рылеева Е.В.Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности «Открой себя», Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте» и другие.

Все современные программы развития речи дошкольниоков ставят перед педагогами следующую цель – развить «правильную», «хорошую» устную речь дошкольников. Что при этом понимается под «правильной» и «хорошей» речью:

«Правильная речь» речь, в которой все языковые единицы (звуки, слова, словосочетания, предложения) употребляются в соответствии с нормами языка, то есть без ошибок.

Читайте также  Этапы развития восприятия детей дошкольного возраста

« Хорошая речь» — речь лексически богатая, точная, выразительная, в которой все слова употребляются с учетом ситуации общения ( т.е. с учетом ряда факторов: с кем, где, с какой целью ведется общение).

Овладение дошкольниками устной речью является основой формирования коммуникативной компетенции как базисной характеристики личности ребенка, обеспечивающей благополучие дошкольника в социальном и интеллектуальном развитии.

Речевая готовность к школе: основные задачи

Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду предусматривает работу по нескольким направлениям:

1.Воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, четкой дикции, правильного звукопроизношения, освоение средств звуковой выразительности речи (тона, тембра, ударения, силы голоса, интонации и др.), воспитание орфоэпической правильности речи.

2.Развитие словаря – обогащение и активизация словарного запаса детей, обучение их уместно использовать слова в различных ситуациях общения, отбирать наиболее точные слова и выражения, развитие выразительной образной речи детей.

3.Формирование грамматического строя речи – практическое освоение и использование в собственной речи разных типов словосочетаний и предложений, способов образования новых слов, формирование морфологической стороны речи (изменение слов по числам, родам, падежам, практическое усвоение наклонения глаголов – иди, беги, идем, бежим, идемте, побежал бы, пошел бы, употребление прилагательных в разных степенях сравнения – добр – добрее, тихий – тише и др.)

4.Развитие связной речи (диалогической и монологической) – развитие умения строить самостоятельные высказывания разных типов – описание, повествование, рассуждение; вести диалог; точно формулировать вопросы и отвечать на них; слушать и понимать речь собеседников; вести себя с учетом ситуации речевого общения.

5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Детей учат производить звуковой и слоговой анализ слова, состава предложения, знакомят с понятиями «звук», «слово», «слог», «предложение», «гласный/согласный звук», «ударение», «твердый/мягкий согласный звук», «ударный/безударный гласный звук». Дошкольники учатся подбирать родственные (однокоренные) слова . Они знакомятся с явлениями синонимии и антонимии, подбирая слова, близкие/противоположные по значению. У детей также формируются представления о структуре высказывания (начало, середина, конец) и ее особенностях в разных типах текстов.

Все эти задачи решаются в увлекательной для детей форме, в играх и занимательных заданиях.

Что такое готовность к школе?

Речевая готовность к школе – это лишь часть готовности к школьному обучению.

В бесплатной книге «Готовим к школе: 5 секретов успеха» Вы найдете ответы на вопросы:

  • Как развить у ребенка желание учиться, пойти в школу чтобы познавать новое?
  • Почему это желание пропадает у многих современных детей? И зачем они идут в школу?
  • Как оценивать работы малыша чтобы пробуждать в нем стремление к развитию, к достижению цели?
  • И какое развитие нужно детям?
  • Что ждет семью, когда в ней появится первоклашка?
  • Какие подводные камни встречаются при выборе, кому доверить подготовку к школе, и как их избежать?
  • Умение учиться. Из чего оно состоит и что для него нужно?
  • Как научить ребенка выполнять задания по правилу и образцу, по словесной инструкции?
  • Как развить произвольность – основу основ готовности к школе?
  • Как научить ребенка быть внимательным? Что такое внимание и каковы его свойства? Какие игры и упражнения развивают внимание и как их проводить, чтобы получить отличный результат?
  • Как развивать память и обучать детей приемам запоминания – мнемотехники? В чем отличия памяти мальчиков и памяти девочек?
  • Как научить ребенка сравнивать, анализировать, делать выводы, отличать главное от второстепенного, а не просто запоминать и воспроизводить учебную информацию?
  • Что такое восприятие и зачем оно нужно в обучении? Зачем нужно воображение? Игры и занятия для его развития.
  • Какие знания нужны ребенку до поступления в первый класс? Чему нужно научить ребенка в разных областях – развитии речи, обучении грамоте, математике, знакомстве с окружающим миром?
  • Что важнее – количество или качество знаний, и в чем это качество знаний выражается по отношению к дошкольнику?
  • Как отвечать на вопросы ребенка, чтобы своими ответами развивать его познавательную активность?
  • Какие книги для родителей могут Вам помочь и дадут ответы на многие вопросы?
  • И многие другие вопросы.

Развитие речи – это активный, творческий процесс познания малышами языковой действительности, их игры — «экспериментирования» со словами, звуками, словосочетаниями, предложениями.

В освоении дошкольником родного языка значительную роль играет формирование «чувства языка», воспитание интереса детей к слову, к обсуждению языковых явлений, к наблюдению за собственной речью и речью других людей.

Систему заданий, которая воспитывает у дошкольников языковое чутье, развивает языковые и интеллектуальные способности детей и готовит малышей к школьному обучению Вы можете найти в пособиях, разработанных доктором педагогических наук О. С. Ушаковой – одним из ведущих специалистов нашей страны по методике развития речи детей.

Развитие интереса к родному языку, формирование языковых обобщений, умения осознанно отбирать и творчески комбинировать языковые средства в самостоятельных высказываниях — основа речевого развития ребенка в дошкольном детстве, основа речевой готовности к школе и базис всего дальнейшего лингвистического развития ребенка, полноценного освоения им не только родного, но и иностранных языков.

Желаю Вам и Вашим детям успехов!

Игры и упражнения по развитию речи детей на сайте «Родная тропинка»:

Мир вокруг нас: развитие речи и ознакомление с окружающим миром

Игры со словами: материалы для речевых игр и речевых занятий с детьми. Стихи для развития речи детей.

Занимательно о русском языке: знакомим детей с фразеологизмами.

А Вы допускаете эти ошибки? Какие типичные речевые ошибки встречаются чаще всего в речи педагогов и родителей?

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Обучение грамотеКонспекты способствующие обучению грамоте детей дошкольного возраста

Раздел для педагогов и родителей, содержит статьи по обучению грамоте, вы можете добавлять свои статьи сами и принимть участие в обсуждение статей.

Предлагаем педагогам помощь в аттестации. Размещаем творческий материал в официальном всероссийском сетевом журнале «Дошкольник.рф». Журнал выходит 1 числа каждого месяца и имеет вид .pdf формата. Выдаются документы о публикации. Рассылается всем авторам номера и его можно скачать с главной страницы сайта. Имеет лицензию СМИ и зарегистрирован в Роскомнадзоре (ЭЛ №ФС77-55754). Для публикации в журнале и получения Сертификата публикации Вам нужно: прислать свой материал по адресу: doshkolnik@list.ru

Мы соцсетях — вступайте в группы — будем рады видеть Вас в наших рядах!

Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема: «Путешествие на планету Грамотейка»
Обучение грамоте
Автор: Герасимова Светлана Викторовна
18.04.2021 15:06

Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема: «Путешествие на планету Грамотейка»Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема: «Путешествие на планету Грамотейка»

Цель: Систематизирование знаний детей по обучению грамоте и развитию речи.

Задачи:

Продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов. Закреплять умение детей определять первый звук в слове, делить слова на слоги, отвечать на вопрос полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом, развивать навык чтения слогов и слов. Упражнять в умении согласовывать числительные с существительными. Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать взрослого и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе.Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе.

Подготовили воспитатели:

  • Колмыкова Ольга Валентиновна
  • Тептина Нина Михайловна

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Школа№1467 ДО7 г.Москва 2019-2020г.

Задачи:

Образовательные:

  • активизировать словарь по лексической теме “Дикие животные”, «Птицы»
  • закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные, относительные прилагательные, согласование существительных с числительными
  • закреплять умение составления рассказа по серии картинок
  • закреплять умение составления простого распространенного предложения
  • закреплять умение определять позицию звука в слове
  • закреплять умение делить слова на слоги.

Первоначальные основы грамоты и развитие произвольных движений рукПервоначальные основы грамоты и развитие произвольных движений рук

Образовательная область «Речевое развитие»,

Автор: Козаченко Наталья Александровна Воспитатель ГБОУ Школа №2073, ОП «Кленочек» Город Москва.

Образовательно — развивающие задачи:

  1. Уточнение правильного произношения гласных звуков: а, о, у, ы, и, э; использование интонационной окраски.
  2. Развитие произвольных движений рук.

Педагогические задачи:

  1. Упражнение детей в правильном произнесение звуков, звукосочетаний, характерных для отдельных животных: мяу-мяу-мяу, кар-кар-кар, га-га-га, лук-тук-тук, пи-пи-пи, иго-го, ме-э-э, ы-ы-ы и др.
  2. Упражнение детей в произвольной регуляции кистей рук: сжатие-распрямление пальцев.

Материал:

Кукла, игрушки: котенок, ворона, гуси, дятел, мышки, лошадка, козочки, медведь, карандаши, раскраски, аудиозапись «ау», деревья, дом.

Конспект Образовательная область «Речевое развитие». Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Беседа о зиме. Звуковой анализ слова».Конспект Образовательная область «Речевое развитие». Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Беседа о зиме. Звуковой анализ слова».

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение Детский сад «Тополёк» муниципального образования Ясненский городской округ

Составление предложений из 2, 3, 4 слов»

Старшая группа № 9 «Радуга»

Воспитатель высшей кат. Устинова М.П. г. Ясный, 2020 год

Тема: БЕСЕДА О ЗИМЕ. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ШАР».

СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ 2, 3, 4 СЛОВ

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове.

Конспект итогового интегрированного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну Пиши – читай»Конспект итогового интегрированного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну Пиши – читай»

Резаева Елена Николаевна Должность: воспитатель МДОАУ детский сад 161 г.Оренбург

Конспект итогового интегрированного занятия по Обучению грамоте и Учусь говорить подготовительной группы № 8

Доминирующая образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное, социально – коммуникативное, физическое, художественно – эстетическое развитие.

Возрастная группа: подготовительная.

Форма: итоговое интегрированное занятие

Цель: развитие у обучающихся дошкольников базовых предпосылок обучения грамоте и овладение речью, как средством общения и культуры.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук (З). Буква З» (старшая группа)Конспект занятия по обучению грамоте «Звук (З). Буква З» (старшая группа)

МДОУ д/с 28 г. Ржева Тверской области Учитель – логопед высшей категории: Ворошилова Ирина Анатольевна

Цели занятия: познакомить детей со звуком [З] и буквой «З».

Коррекционно — образовательная:

  • учить детей характеризовать звук [З] с опорой на акустические и артикуляционные признаки; соотнесение звука [З] с буквой «З».

Коррекционно — развивающие:

  • упражнять детей в звуковом анализе слов;
  • развивать фонематические представления;
  • развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику у детей;
  • развивать внимание, мышление.

Фольклорное развлечение «Коляда-коляда, плюшечка»Фольклорное развлечение «Коляда-коляда, плюшечка»

Старшая и подготовительная группы.

Перед проведением Святок, предшествуют занятия, где ребятам рассказывают о празднике Рождество и народных гуляниях – Святки с пением особых песен – колядок.

Во время бесед можно показать такие видеофайлы: пение колядок из фильма «Ночь перед Рождеством», клип на украинскую колядку «Нова радость стала», украинскую колядку, которую исполняют дети, П.И. Чайковский «Святки». Эти видеофайлы можно найти в интернете.

Во время рассказа о Рождестве, допускается назвать Иисуса Христа помимо «боженьки», «хорошим человеком», чтобы дети лучше восприняли информацию.

Беседы предоставлены в приложениях.

В день проведения праздника, несколько детей из подготовительной группы идут в младшую и среднюю группу, рассказывают стихи, дети поют колядку. Обе группы угощают друг друга. Если есть возможность, обе группы также приглашаются зрителями на мероприятие.

Цели: познакомить детей с народной культурой празднования Святок, продолжения Рождества.

Задачи: 1. Обеспечить закрепление понятий «Святки», «Колядки»;

2. Развивать эмоциональные чувства детей в беседах о духовном и обращении к народной культуре;

3. Содействовать патриотическому воспитанию в связи с приобщением к красоте колядок, интересным народным играм и живому проведению мероприятия.

В зал заходит мальчик с вифлеемской звездой под песню «Эта ночь святая».

Мальчик: Тихо кружатся снежинки, сказка к нам приходит в дом

Ёлка, подарки, картинки зовем всё это Рождеством!

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе. Тема: Звуки C, С" и буква С.Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе. Тема: Звуки C, С» и буква С.

Учитель-логопед I категории Лалетина Ю.Н. МБДОУ №73 Красноярск 2020

Цель: формирование фонетически чистой, грамматически правильной, лексически развитой речи

Задачи:

Коррекционно — развивающие:

  • Создание проблемной ситуации,
  • Развивать фонематическое восприятие,
  • Развивать память, внимание,
  • Развивать словесно-логическое мышление у детей, умение рассуждать, делать выводы.
  • Развивать умение ориентироваться в пространстве,
  • Формировать грамматический строй речи, расширять словарный запас.

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (в подготовительной группе) Тема: «Путешествие в город букв и звуков»Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (в подготовительной группе) Тема: «Путешествие в город букв и звуков»

Учитель-логопед Салина Светлана Викторовна, Забайкальский край, г. Петровск-Забайкальский

Цели и задачи занятия

Коррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов; закреплять графический образ букв, зрительное внимание; закреплять навык чтения слогов и слов.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка; развивать зрительное восприятие, внимание, память; обогащать лексику, практически знакомя с антонимами.

Конспект Подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ЗПР подготовительного дошкольного возраста. Тема занятия: «Звук [Ж], буква Ж»Конспект Подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ЗПР подготовительного дошкольного возраста. Тема занятия: «Звук [Ж], буква Ж»

Цели: закрепить навык правильного произношение звука [ж]; научить определять позицию звука [ж] в словах (в начале и середине); познакомить с буквой ж; обогащение словарного запаса.

1. Организационный момент

  • Игра с мячом «Один — много».

Логопед произносит слова в единственном числе, дети — во множественном: нога — ноги, ухо — уши, рука — руки.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет «Саша спешит в Школу»

учитель-логопед МДОАУ № 99 г. Орска Волкова Л.Е.

Цель: автоматизация и дифференциация согласных С-Ш на слух, при чтении и письме.

Речевое развитие детей обучение грамоте

Автор: Гордиевская Юлия Николаевна

Организация: МАДОУ детский сад № 49 «Улыбка»

Населенный пункт: Московская область, г. Домодедово

Цель: подготовить детей к обучению грамоты.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять умение определять, называть, отличать звуки родного языка;

Познакомить детей с образованием слов;

Закреплять умение составлять звуковой анализ слова;

Познакомить с понятием «предложение».

Развивающие:

Развивать фонематических слух, слуховое восприятие;

Развивать умение работать в парах;

развивать умение проводить рефлексию.

Воспитательные:

Воспитывать культуру поведения на занятии;

Воспитывать выдержку, уважительное отношение друг к другу.

Оборудование:

Деревянные буквы (д,о,м, л,у,к,с,о,м,к,о,т, рак)

Квадратики и кирпичики «Лего»

Касса букв на каждого ребенка

Ход:

Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Ребята, сядьте пожалуйста ровно и выполните то, о чем услышите.

1- мы громко засмеялись

2- затопали ногами

3- друг друга за руку возьми

А на 5- ты ровно сядь и внимательно послушай.

-Ребята, послушайте, и скажите, что вы услышали?(Воспитатель произносить разные звуки: а, у, о, с, п, т).

-Ребята, что вы услышали?

-ответы детей (звуки)

-Ответьте на вопрос, какие бывают звуки?

-ответы детей (гласные и согласные)

-Почему гласные звуки называются гласными?

— ответы детей (потому что их можно петь)

Какие гласные звуки бывают?

-ответы детей (мягкие и твердые)

-Какие согласные звуки бывают?

-ответы детей (звонкие,глухие, мягкие,твердые)

-Почему согласные звуки называются согласными?

-ответы детей (потому что их петь нельзя)

-Послушайте еще раз звуки. (Воспитатель их произносит 2 раза: а, у,о,с,п,т) и назовите только гласные.

-А теперь назовите только согласные.

-Ребята, а можно ли гласные и согласные звуки записать?

-А как можно записать звуки?

Правильно, звуки можно записать при помощи букв.

Все звуки живут в звуковом городе. И они так же, как и вы не любят быть одни, потому что по отдельности им очень скучно и одиноко. И вот однажды, звуки решили подружиться, давайте послушаем что из этого вышло:

Жил был звук «д», гуляя по дорожке он встретил звук «о» и предложил звуку «о» пойти вместе с ним. Они шли и пели песню «до…», но вдруг за кустами кто-то пошевелился. Заглянув за кусты, они увидели звук «м», который громко плакал. Звук «о» спросил, почему «м» плачет. Звук «м» ответил, что он совсем один и у него нет друзей. Тогда звуки «д», «о» предложили стать друзьями «м». Звук «м» согласился, они взялись за руки и больше никогда не расставались. Так у них получилось слово «дом». Так и все остальные звуки русского языка гуляя, находили себе друзей и образовывали новые слова, которые мы с вами произносим.

Ребята, а теперь пусть каждый из вас произнесет свое слово.

(дети произносят слова)

Молодцы! Ребята, посмотрите на доску. На доске рассыпались буквы, помогите подружить буквы вместе, чтобы получилось слово.

(Первое слово собираем вместе с воспитателем, а остальные к доске приглашается по 1 ребенку. После того, как собрали слово воспитатель вывешивает картинку собранного слова. Одновременно происходит звуковой анализ слова. (л-согл,у-гл,к-согл). Остальные дети при помощи квадратиков «лего» на своих местах выкладывают схематично слово, а так же выкладывают слово при помощи кассы букв.)

Физминутка

В названии каждого предмета есть свои звуки. Если заменить хотя бы один звук, мы не узнаем это слово. Сейчас слушайте меня внимательно, я буду произносить слова правильно и неправильно. А вы должны хлопнуть, если слово произнесено неправильно, и топнуть, если слово произнесено правильно.

Слова: зайка, дайка,зуйка, туколка, куколка, муколка, мишка,мишта, машки.

Молодцы, вы здорово справились с этим заданием!

(Воспитатель заранее договаривается с несколькими детьми о том, какие действия они будут выполнять и вызывает их к доске.)

Ребята, Варя, Ваня, Диана будут «живыми словами». Посмотрите и скажите, что они сейчас будут делать. (Вызванные дети выполняют свои действия исходя из слова)

Варя станет словом Белка

Ваня станет словом собирает

Диана станет словом грибы.

-Кто догадался, что делали наши «Живые слова»?

Верно «Белка собирает грибы».

Пусть Варя скажет свое слово и даст руку Ване, Ваня скажет свое слово и даст руку Диане. (Ребята проговаривают слова)

-Что мы узнали о белке?

Если слова дружат и помогают нам что-то узнать, значит, мы говорим предложение. Предложение- это группа слов, объединённая одним смыслом.

А сейчас, возьмите за руку своего соседа, посмотрите друг на друга и придумайте предложение.

(Ребята, сидя в парах придумывают, а потом произносят предложение)

Воспитатель вызывает к доске ребенка, заранее подготовленного, чтоб тот прочитал стихотворение.

В предложении по порядку,

Все слова стоят всегда.

Первое слово ты всегда

С заглавной буквы начинай,

А закончив предложенье,

Точку ты не потеряй!

Давайте еще раз повторим правило: первое слово в предложении пишем с заглавной буквы, а закончив предложение ставим точку. (Дети проговаривают вместе с воспитателем)

А теперь я предлагаю вам построить схему предложения из кирпичиков лего.

Напомните мне, как мы обозначим первое слово при помощи лего?

Правильно, к первому слову добавим квадратик.

Воспитатель произносит предложение, дети строят его схему:

Собака грызет кость.

(Воспитатель проверяет схемы у детей, обращая внимание на доску, где выполнена схема, просит их сравнить с тем, что они сделали)

Молодцы, вы все справились с этим заданием. Наше занятие подходит к концу, прошу вас закончить мое предложение:

Сегодня на занятии я научился….

Сегодня на занятии мне понравилось….

Сегодня на занятии мне было …….

Сегодня на занятии я узнал о том, что….

Ребята, посмотрите сколько всего нового вы узнали и научились.

Вам понравилось наше занятие?

Давайте попрощаемся с нашими гостями и скажем им «спасибо», за то, что они к нам пришли.

1.Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов:Пособие для логопедов.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2002.

2.Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов / Авт.-сост. Т.В. Лусс. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007

3. Развитие речи детей 5—7 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации. Ушакова О.С.М. 2017

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ В ДЕТСКОМ САДУ

метод, пособие для педагогов / Т. И. Гризик, Л. Ф. Кли-манова, Л. Е. Тимощук. — М. : Просвещение, 2006. — 94 с. : ил. — (Скоро в школу). — I8ВN 5-09-014411-7.

В пособии представлена система занятий по развитию речи, пер­воначальному знакомству с буквами и подготовке к письму детей старшего дошкольного возраста. Книга адресована педагогам до­школьных учреждений и групп подготовки к школе, а также может быть использована в рамкахсемейного воспитания.

УДК 372.3/.4 ББК 74.102

I8ВN 5-09-014411-7

Издательство * Просвещение», 2006Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2006Все права защищены

Обучение чтению.. 5

2. Образ буквы. 6

ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.. 13

И ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ.. 13

К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.. 13

Занятие 1. Звуки вокруг нас. 13

Занятие 2. Слово. 15

Занятие 3. Звук [а] и буква Аа. 17

Занятие 4. Звук [у] и буква Уу. 19

Занятие 5. Звук [и] я буква Ии. 21

Занятие 6. Звук [э] и буква Ээ. 23

Занятие 7. Звук [о] и буква Оо. 24

Занятие 8. Звук [ы] и буква ы.. 26

Занятие 9. Слог. 29

Занятие 10. Ударение. 31

Занятие 11. Предложение. 33

Занятие 12. Звуки [м — м’] и буква Мм.. 36

Задание 13. Звуки [н — н’] и буква Нн. 39

Занятие 14. Звуки [б — б’] и буква Бб. 42

Занятие 15. Звуки [п — п’] и буква Пп. 44

Занятие 16. Звук П] и буква Йй. 46

Занятие 17. Сочетание звуков []а] и буква Яя. 48

Занятие 18. Сочетание звуков Цу] и буква Юю.. 51

Занятие 19. Сочетание звуков []о] и буква Её. 53

Занятие 20. Сочетание звуков []э] и буква Ее. 56

Занятие 21. Звуки [в — в’] и буква Вв. 58

Занятие 22. Звуки [ф — ф’] и буква Фф.. 60

Занятие 23. Звуки [т — т’] и буква Тт. 62

Занятие 24. Звуки [д — д’] и буква Дд. 64

Занятие 25. Звуки [к — к’] и буква Кк. 66

Занятие 26. Звуки [г — г’] и буква Гг. 68

Задание 27. Звуки [х — х’] и буква Хх. 71

Занятие 28. Звуки [с — с’] и буква Сс. 73

Занятие 29. Звуки [з — з’] и буква Зз. 75

Занятие 30. Звук [ц] и буква Цц. 77

Занятие 31. Звук [ш] и буква Шш.. 79

Занятие 33. Звук [ч] и буква Чч. 83

Занятие 34. Звук [щ] и буква Щщ.. 85

Занятие 35. Звуки [л — л’] и буква Лл. 87

Занятие 36. Звуки [р — р’] и буква Рр. 89

Занятие 37. Буквы ь и ъ (мягкий и твердый знаки) 91

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Одной из характерных тенденций развития современ­ного образования в нашей стране является снижение воз­раста детей, начинающих изучать грамоту. Это относится не только к семье, стремящейся научить ребенка читать как можно раньше, но и к детскому саду, где содержание занятий по развитию речи в последние годы значительно изменилось. В них появились задачи, которые раньше не ставились перед детьми и педагогами дошкольных учреж­дений. К числу таких задач в первую очередь относится обучение старших дошкольников чтению (тогда как рань­ше осуществлялась лишь подготовка к обучению грамоте).

Грамота — это овладение умением читать и писать тек­сты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предло­жений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной ре­чью.

Письменность — величайшее изобретение человечест­ва, которое помогает ему сохранить наиболее ценное, что создано им, и передавать другим поколениям, обеспечива­ет общение с культурой своего и других народов. Поэтому усвоение письменности, т. е. сознательное владение род­ным языком, всегда считалось одним из важнейших средств развития ребенка.

От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Взрослым необходимо помнить, что чтение и пись­мо — сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и грамотно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (который лежит в основе профи­лактики дисграфии и дислексии), четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное прого-варивание), знание зрительных образов букв и умение со­относить звук с буквой, выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом) и пр.

В старшем дошкольном возрасте уровень речевого раз­вития ребенка выводит его на серьезный этап. Ребенок вплотную подходит к овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Сложный процесс освоения гра­моты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть уме­ний формировать в старших группах детского сада.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: