Ребенок в 6 месяцев развитие комаровский

Ротавирус у грудничка — причины, симптомы, диагностика и лечение

Ротавирусная инфекция очень распространенное заболевание среди малышей. По статистике 20% случаев диареи у детей приходится на ротавирус. Для грудничков это заболевание опасно сильным обезвоживанием, которое может привести к летальному исходу. Информация из нашей статьи поможет родителям быть на чеку и вовремя приступить к лечению.

Как можно заразиться ротавирусом?

Вирус передается от человека к человеку напрямую или через предметы. Он выделяется с калом и разносится через плохо вымытые руки. Больной заразен в течение недели с появления первых симптомов.

Чтобы заразить ребенка, вирус с рук должен попасть в рот. Дети постоянно пробуют окружающий мир на вкус, а значит очень подвержены ротавирусной инфекции. Грудничку вирус может передаваться от взрослого, который плохо вымытыми руками трогает соски и игрушки малыша. Часто груднички заболевают в семьях, где болеют старшие дети.

Вспышки ротавирусной инфекции происходят зимой и весной, чему способствует ослабленный холодами иммунитет.

Причины ротавирусной инфекции

Ротавирус получил свое название совсем не от слова «рот», а от латинского «rota» — колесо, поскольку форма вируса напоминает колесо.

В организме вирус размножатся в кишечнике, повреждая его ворсинки и нарушая процессы переваривания пищи. Поэтому основные проявления болезни связаны с желудочно-кишечным трактом.

Симптомы ротавируса

Первые симптомы появляются самое раннее через 12 часов после заражения. Но может пройти и до 5 дней, прежде чем болезнь проявит себя.

Начинается заболевание очень бурно – рвота, острая водянистая диарея, в первые дни бывает высокая температура:

  • температура до 39 градусов может сохраняться до 4 дней;
  • многократная рвота – до 2 суток;
  • частая диарея до 14 суток;

Стул обильный, как правило водянистый, пенистый, желтого или зеленоватого цвета и довольно однородный. У малышей до двух лет частота стула достигает 20 раз в сутки.

В первые дни болезни наблюдаются и другие симптомы:

  • Резкая схватывающая боль в верхней части живота, которая может распространяться по всему животу
  • Слабость, отсутствие аппетита, головокружение и вялость – это признаки интоксикации
  • Иногда возникает умеренная заложенность носа, насморк и сухой кашель
  • Ощущается вздутие и бурление в животе

Ротавирусная инфекция тем опаснее, чем младше ребенок. С рвотой и стулом быстро уходит влага, и развивается обезвоживание. У грудничков до года счет идет на десятки минут, даже не на часы. Важно заметить признаки обезвоживания:

  • Умеренное обезвоживание: жажда, сухость слизистых, бледность кожи, редкое мочеиспускание, насыщенный цвет мочи, плач без слез, запавший родничок у младенцев
  • Сильное обезвоживание: добавляется сухость кожи, осиплость голоса, заостряются черты лица, случаются судороги.

Тяжесть заболевания зависит от количества вирусов, попавших в организм ребенка.

Срочно вызывайте врача, если появились следующие симптомы:

  • Красная кровь в стуле или черный цвет стула с блестящим отливом могут быть результатом кровотечения в кишечнике.
  • Сильная боль в животе также свидетельствует о повреждении кишечника
  • Стул более 10 раз в сутки и рвота более 7 раз очень опасны обезвоживанием
  • Сыпь на теле — может быть симптомом тифа

Диагностика ротавирусной инфекции

Ротавирусную инфекцию диагностируют по наличию типичных признаков заболевания: лихорадка, рвота и понос.

Важно знать, что переболеть ротавирусной инфекцией можно и в атипичной форме. В этом случае заболевание протекает легче. Могут быть выражены только 1-2 признака или не выражены совсем. При этом человек выделяет вирус и является заразным.

Существуют различные анализы кала, позволяющие выявить вирус. Однако лечение необходимо начать сразу при появлении первых симптомов, не дожидаясь результатов анализов.

Лечение

Лекарства от ротавируса не существует. Тактика лечения заключается в поддержании нарушенных функций организма. Первая задача – это восполнение потери жидкости и солей.

Обезвоживание является самым опасным симптомом. Важно определить степень его тяжести, чтобы выбрать правильную тактику лечения. С этим поможет врач. При легкой и умеренной степени применяют пероральную регидратацию – выпаивание специальным раствором, который не сложно приготовить самостоятельно. В случае сильного обезвоживания назначают капельницы.

Что могут сделать родители до прихода врача

  • При высокой температуре дайте детское жаропонижающее.
  • Продолжайте кормить ребенка раз в 3-4 часа. Это важно для восстановления микронутриентов и как профилактика потери веса. Подсаливайте еду в период диареи.
  • Обеспечьте обильное питье. Но не позволяйте ребенку выпить единовременно большой объем, это может вызвать приступ рвоты. Предлагайте по несколько ложек каждые 10-15 минут.

Чем поить?

Раствор для пероральной регидратации (восполнения потерь жидкости) можно купить в аптеке или приготовить самостоятельно, для этого растворите в одном литре воды 3 грамма поваренной соли (полная чайная ложка без верха) и 18 граммов сахара. Этот рецепт рекомендует ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения).

Средство, которое вы купите в аптеке имеет чуть более сложный состав, но смысл его остается в восполнении потерь воды и солей.

Подогрейте раствор до температуры тела, чтобы он быстрее усваивался.

Сколько жидкости давать?

ВОЗ рекомендует давать столько, сколько ребенок хочет выпить. В первые 3-4 часа давайте пить часто и понемногу. Наблюдайте за симптоматикой обезвоживания, она должна пройти. После восстановления потери жидкости после каждого эпизода диареи давайте следующий объем

  • детям моложе 2 лет: 50-100 мл жидкости;
  • детям от 2 до 10 лет: 100-200 мл;
  • детям более старшего возраста и взрослым: столько жидкости, сколько им хочется.

Чем нельзя лечить ротавирусную инфекцию?

Нельзя давать подслащенные сахаром напитки: соки, газировки, сладкий чай. Все они усиливают диарею.

Какие лекарства принимать при ротавирусе

ВОЗ рекомендует ввести в рацион ребенка препараты цинка в объеме 10-20 мг в течение 10-14 дней. Это позволить снизить тяжесть течения диареи и риск обезвоживания.

Остальные лекарства зависят от типа инфекции и могут быть назначены только врачом.

Можно ли лечиться в домашних условиях

Лечение назначает врач на основании степени обезвоживания и наличия других инфекций. Предлагайте ребенку пить до прихода врача. Задача родителя – не допустить сильного обезвоживания.

Ротавирус у новорожденного

У грудничков очень быстро наступает обезвоживание, поэтому общее течение ротавирусной инфекции как правило довольно тяжелое. Рекомендации все также заключаются в обильном питье. Малыши на грудном вскармливании получают основной объем жидкости из грудного молока. Поэтому важно часто прикладывать ребенка к груди. Мама можем заметить, что ребенок и сам стал просить грудь чаще во время болезни – это не голод, а необходимость восполнить потери воды.

Малышей на смешанном вскармливании важно также чаще прикладывать к груди, а искусственников перевести на низколактозную или безлактозную смесь на период болезни и восстановления. Заказать такую смесь с быстрой доставкой по Москве и всей России можно в магазине Матерна Шоп.

Профилактика ротавирусной инфекции

Профилактика заключается в тщательной личной гигиене – мытье рук, овощей, избегании контактов с заболевшими людьми, использование бутилированной или кипяченой питьевой воды. Однако учитывая высокую заразность вируса и его устойчивость к внешним факторам, единственным эффективным средством защиты является вакцинация живой вакциной «РотаТек» Прививку делают только младенцам до 8 месяцев, обеспечивая защиту в самый уязвимый период младенчества. Иммунитет сохраняется до 5 лет.

Развитие ребёнка в 6 месяцев: что должен уметь малыш

Ребенку 6 месяцев

6 месяцев — одна из первых значимых дат в жизни малыша и его родителей. Кроха начинает знакомиться с новой пищей, совершенствует свои навыки. Каким должно быть развитие ребенка в этот период? Что он уже умеет делать и чему стоит обучать?

Физиология полугодовалого ребёнка

Первое, что делает педиатр при плановом осмотре малыша в шесть месяцев — измеряет его вес и рост, который сопоставляет с данными, указанными в центильных таблицах. С их помощью специалист ориентируется о темпах развития крохи. В таблицах указаны средние показатели веса, роста, окружности головы, грудной клетки, а также — допустимые отклонения выше или ниже нормы. Например, для мальчиков в возрасте 6 месяцев средним показателем нормального веса считается 7.9 кг. Но это не означает, что все детки будут весить в норме именно так. В пределах допустимой нормы вес от 6.6 кг до 9 кг. Но если ваш сынок в полугодовалом возрасте весит меньше 6.6 кг, или его масса превышает 9 кг, педиатр более пристально будет наблюдать за его физическим развитием.

Таблица норм веса мальчиков

таблица веса мальчиков

Показатели веса мальчиков в 6 месяцев могут быть разными

Таблица норм веса девочек

таблица веса девочек

Средние показатели нормы веса девочек в 6 месяцев можно увидеть в таблице

Существует также специальная формула, по которой врач может рассчитать нормы веса: масса тела крохи при рождении +800хN (количество месяцев). Следует учитывать, что разница в прибавке веса может отличаться у детей, пребывающих на грудном вскармливании и тех, кто питается адаптированной смесью.

Не меньшее значение уделяется росту и окружности головы. На шестом месяце жизни кроха вырастает на 2–3 см. Средние показатели: 64–67 см. Допускаются отклонения в 3 см в ту или иную сторону. Окружность головы в норме составляет 42.1–44.6 см для мальчиков и 40.9–43.5 см для девочек.

В 6 месяцев малыш может изменить свой режим сна. Теперь он больше времени проводит в активном состоянии, изучая внешний мир. Перерыв между дневными снами может составлять до 3 часов. Как правило, в этом возрасте ещё сохраняется 3-разовый сон. Ночью кроха спит 10 часов с перерывами на кормления.

Все вышеуказанные данные являются среднестатистическими, так как каждый малыш индивидуальный. Ориентиром нормы должны служить его хорошее самочувствие, бодрость и активность.

Ещё одним нюансом шестимесячного возраста является период активного прорезывания зубов. У некоторых малышей этот процесс начинается немногим раньше, у других — задерживается на 2–3 месяца. Есть «уникумы», которые сохраняют беззубое состояние до года. Но среднестатистический малыш свой первый зуб «получает» именно к полугодовалому возрасту.

Читайте также  Развитие ребенка в 6 месяцев мальчик видео

Основные навыки ребёнка в 6 месяцев

Полугодовалый ребёнок — это личность, которой под силу уже многие вещи. Он умеет:

  • самостоятельно переворачиваться на животик и обратно;
  • крепко держать игрушки одной рукой в положении лёжа на животе (вторая рука служит опорной);
  • держась за палец взрослого, подтягиваться в сидячее положение из позиции лёжа. Некоторые детки уже уверенно сидят без поддержки;
  • отталкиваться ножками от поверхности при поддержке в положении стоя. Кое-кто уже может стоять, держась за опору;
  • ползать удобным ему способом. Не все малыши проходят этап ползанья. Некоторые его «пропускают»;
  • самостоятельно играть до 15 минут;
  • поднимать игрушки с любой поверхности;
  • искать спрятанную игрушку по просьбе взрослого.

Психоэмоциональное развитие ребёнка в шесть месяцев также имеет свои особенности. Кроха совершенствует свою речь, имитируя разные звуки. Он осваивает «пассивный словарь», демонстрируя понимание того, что говорит ему взрослый. Узнаёт по голосу родителей и умеет держать дистанцию с посторонними. Понимает причинно-наследственную связь: например, он знает, что если нажать на кнопочку на игрушке — начнёт играть музыка. В шесть месяцев кроха активно интересуется всеми предметами, поэтому родители должны создать максимально безопасные условия в доме.

малыш в 6 месяцев

Полугодовалые малыши активно интересуются разными вещами

Какие нюансы должны насторожить взрослых?

  • малыш не садится даже с поддержкой;
  • не умеет перекладывать предметы из руки в руку;
  • не реагирует на звук;
  • не узнаётмаму-папу и не пытается лепетать.

Полугодовалому малышу очень важен тесный психоэмоциональный контакт с родителями, что позитивным образом влияет на его дальнейшее развитие.

Уход за 10-месячным крохой

В шесть месяцев настаёт период знакомства ребёнка со взрослой пищей. С чего начинать прикорм может посоветовать педиатр. Согласно рекомендациям ВОЗ сначала в рацион ребёнка включаются овощные пюре. Но маловесным деткам специалист может порекомендовать начинать прикорм с каш.

Энергозатраты полугодовалого малыша уже не покрываются одним грудным молоком. Но важно, чтобы ребёнок был готов к введению в рацион взрослой пищи. Ведь принцип употребления пюре другой, чем молока. Тут не действует сосательный рефлекс. Поэтому, если малыш не может справиться с другой пищей, давится и выплёвывает пюре или кашу — с прикормом можно немного повременить. Индивидуальный режим знакомства со взрослой пищей разрабатывается для малышей с аллергией или проблемами желудочно-кишечного тракта.

Видео, которое поможет понять, как правильно вводить прикорм

В шесть месяцев детки любят купаться. Банные процедуры им можно устраивать каждый день, набирая воду во взрослую ванну. Купаться лучше спустя час после еды. Оптимальная температура воды +37 С.

После каждой смены подгузника попку малыша очищают при помощи влажных салфеток или подмывая её под краном. Желательно не забывать о воздушных ваннах: при возможности оставлять кроху без памперса.

Важное значение в этом возрасте имеют прогулки на свежем воздухе. Выбирать время для них можно как в период дневного сна, так и бодрствования крохи. В летний период ребёнок может весь световой день проводить на свежем воздухе. Зимой гулять нужно дважды в день по 1.5–2 часа. Причинами для отмены прогулки может быть только сильный ветер, дождь и мороз -10–15 градусов.

Развивающие игры с крохой в полгода

Полугодовалые малыши любят играть со взрослыми. В поле их интересов попадают коробочки, мячики, матрёшки, мягкие кубики, музыкальные игрушки. Вызывают интерес книги с яркими большими картинками.

Какие игры можно придумать для крохи?

  • потешки «Сорока ворона», «Ладушки»;
  • прятки (можно прятать под пеленочкой игрушку и просить ребёнка найти; также детки любят игру «а где ты»);
  • простые сортеры, состоящие из крупных предметов;
  • «достань игрушку» — родители отодвигают интересный предмет и просят малыша достать его.

Актуальными в этом возрасте будут все игрушки и игры, направленные на стимуляцию развития мелкой моторики рук.

Видео по теме «Игры с малышами»

Не стоит забывать и о массажах и лечебной физкультуре. Массажи лучше проводить перед купанием. А для выполнения упражнений и развития координации хорошо подходит специальный мяч.

Гимнастика для деток (видео)

Что говорит доктор Комаровский о развитии деток в 6 месяцев

Известный доктор, мнение которого является авторитетным для многих мам и бабушек, считает, что темпы развития крохи в 6 месяцев — индивидуальны. Поэтому ребёнок не должен, например, самостоятельно сидеть в полгода. Он сядет тогда, когда полностью окрепнет его позвоночник. А это может случиться и в 7 и в 8 месяцев. Если кроха при попытке его посадить ещё заваливается, то это показатель его неготовности. Стимулировать развитие можно при помощи лечебной гимнастики, массажей, ползанья.

Также своё мнение у него есть по поводу прикорма: Если кормящая мать может позволить себе полноценное и разнообразное питание (т. е. и овощи, и фрукты, и мясо, и хлеб, и рыбу), если родители в состоянии приобрести для своего ребенка качественную адаптированную молочную смесь, так вот при соблюдении всех этих условийдо достижения младенцем возраста шести месяцев ничем прикармливать не надо.

Е.Комаровский

http://www.komarovskiy.net/knigi/dokorm-i-prikorm.html

Любой новый продукт вводится с микродозы: на кончике ложечки. Если ребёнок не хочет — не нужно настаивать. Порядок ввода продуктов в рацион также определяется индивидуально.

Видео по теме «Доктор Комаровский о прикорме»

Малыш в полугодовалом возрасте активно познаёт мир. Задача родителей — помочь ему это сделать безопасно и с пользой.

Что делать с маленьким врединой: 3 правила доктора Комаровского

Наверное, в мире не существует семьи, в которой ребенка ни разу не назвали бы непослушным. Малыши в возрасте от 1 до 3 лет – не только беззащитные и жизнерадостные крохи, познающие мир, но и самые настоящие манипуляторы, ведь они очень быстро привыкают к вашей реакции на капризы и запоминают, как проще всего добиться желаемого.

Чтобы избежать проблем с воспитанием и жить с ребенком в полном взаимопонимании, нужно активно заниматься адаптацией малыша к внешнему миру, начиная с первого года жизни. Педиатр высшей категории, телеведущий программы «Школа доктора Комаровского» Евгений Олегович Комаровский дал несколько полезных советов по воспитанию непослушных ребятишек, и прямо сейчас Летидор разберет их по полочкам.

Не будьте слабым звеном в педагогике

Ребенок с малых лет познает мир, правила общения со сверстниками и взрослыми. Методом проб и ошибок он ищет свое место в обществе, в частности в семье. Так, с помощью плача и капризов малыш может пробовать управлять взрослыми, заставляя их удовлетворять сиюминутные причуды и потребности. Чтобы избежать частых истерик, нужно помочь ребенку уяснить простую истину: «Стая никогда не идет за детенышем», во главе семьи стоит взрослый человек, способный обеспечивать всех ее членов, оберегать их, а значит, и принимать решения.

Если ваше чадо пробует добиться своего с помощью слез и крика, следует показать ему, что это вовсе не способ получить желаемое. Доктор Комаровский советует в таких случаях просто оставлять вредину одного, но лишь только он замолчит, нужно вернуться. Таким образом, ребенок осознает, что его слушают, когда он спокоен, и что он остается без внимания, когда не слушается и капризничает.

Сам себе стилист: почему ребенок подстригает себе волосы
Истина в игре: как и зачем играть с детьми
Ребенок-экстраверт: как понять и воспитать
Особое внимание при внедрении данной методики стоит уделить бабушкам, которые всегда готовы отозваться на любой зов любимых внуков. Евгений Олегович шутит, что «бабушка в педагогике – это слабое звено». Детские истерики всегда устраиваются перед человеком, который заведомо на них отреагирует. Несомненно, малыши наивны и искренни, но опытным путем им нетрудно вычислить, кто из взрослых немедленно бросается унимать плач и крики и выполнять желания юного манипулятора. Поэтому, чтобы избежать проколов в воспитании непоседы, стоит устроить небольшой семейный совет и раз и навсегда договориться о единой реакции на бурные капризы.

Слова «нет» и «нельзя» от мамы и папы

Очень важный момент в воспитании непослушного ребенка – единодушие родителей. Пусть ваш сорванец раз и навсегда уяснит, что если папа что-то не разрешил, то это значит, что и мама, и бабушка поддержат его, а не снимут запрет.

«Нет» – это всегда «нет», сказано ли оно сегодня, вчера или неделю назад. Запрет на что-то должен исходить от всех старших, тогда ребенок будет уверен в том, что это что-то опасное, и вскоре потеряет к этому интерес.

Уроки миллиардеров: как вырастить бизнесмена
Ребенок-интроверт: как его понять и правильно воспитать
Инновационное образование: как Фридрих Фребель открыл первый в мире детсад
То же самое и со словом «нельзя». Оно должно звучать крайне редко, малыш должен принимать его как обозначение реальной угрозы, опасности. Именно поэтому нельзя запрещать бездумно, нужно объяснять, почему это нельзя и что будет, если нарушить запрет.

Не стоит думать, что ребенок не воспримет информацию в силу возраста, но если «нельзя» будет редким и опасным, то проверять слова родителей он вряд ли станет.

Крайние меры в наказании озорников

«Если вы не можете справиться с ребенком без рукоприкладства, вам надо обратиться к специалисту, но не к педиатру, а к семейному психологу», – уверен доктор Комаровский.

К сожалению, редко можно найти семью, в которой ребенка не шлепали бы хотя бы в качестве предупреждения. Рукоприкладство – это не способ решить проблему наказанием, оно оскорбляет личность ребенка, копит в нем обиду и – самое страшное – воспитывает в нем четкую, но в корне неверную формулировку: «кто сильнее, тот и прав».

Читайте также  Развивающие игрушки монтессори официальный сайт

Крик и брань – тоже не решение проблемы воспитания непослушного малыша. Ведь повышенный тон обижает не меньше, чем шлепки, но вовсе не обязательно доносит суть проблемы до юного подсознания.

Крайние меры в воспитании

О чем нужно обязательно успеть поговорить с ребенком до 6 лет
Тише воды: как успокоить гиперактивного ребенка
8 вещей, которым мама с папой не смогут научить
Лучше использовать спокойный тон, объяснить неслуху, в чем его провинность и в чем конкретно он не прав. К тому же ни в коем случае нельзя вести с малышом нечестную игру: запрещать весь день смотреть мультики, если сами родители в выходной не отходят от телевизора, не разрешать есть сладкое перед едой и пропускать семейные приемы пищи, заменив их легким перекусом.
Самый лучший способ направить озорника на путь исправления – показать личный пример. Пусть ваш малыш уяснит, что в вашем доме есть правило «делай как я (взрослый)», а не «делай как я сказал». Тогда ребенок будет брать пример со своих родителей и учиться только хорошему.
Еще один способ наказания непослушного малыша – поставить его в угол. Доктор Комаровский настаивает на том, что это крайняя степень наказания, которая может иметь место при большой провинности. Стоять в углу, отвернутым от всех – значит, быть отрезанным от семьи, от общения, от досуга. Здесь играет такое же правило, как в случае с истерикой – непослушный ребенок, который рыдает и требует, остается в комнате один и получает родительское внимание только тогда, когда перестает капризничать. Стоя в углу, малыш должен понять, что поступил плохо и что не стоит повторять своих ошибок, чтобы родные не оставляли его одного.
Так или иначе, главнейшим аспектом в воспитании непослушного малыша является родительская любовь. Любите ребенка и говорите с ним на равных, тогда проблем с взаимопониманием будет проще избежать.

Все о развитии ребенка: месяц шестой

Шестой месяц жизни ребенка знаменует собой круглую дату: полугодие его роста и развития. Уже в конце пятого месяца ребенок проявляет себя всё более и более активно. Он научился хорошо делать повороты на бок, а затем на живот, с большим интересом смотрит на вас, как бы ожидая вашего участия, «призывает» к общению.

Фото — фотобанк Лори

Если в 5 мес. малыш научился хорошо делать повороты на бок, а затем на живот, то на 6-м месяце жизни дитя овладевает поворотами с живота на спину. Таким образом, его локомоторное развитие (изменение положения тела в пространстве) получает статус большей самостоятельности. Это очень важно для дальнейшего развития малютки. Теперь ребенок без вашей помощи делает повороты в горизонтальной плоскости во все стороны, практически на 360°С. Поэтому малыша нельзя оставлять без присмотра на высоте, в не ограниченном бортами пространстве.

Ребенок, овладев поворотами, «тренируется» в своих умениях. Очень хорошо, если мама побуждает малютку к движению и, радуясь его успехам, поддерживает улыбкой, радостным голосом.

Шестой месяц привносит еще одно действие, вернее, двигательную реакцию в поведение ребенка. Ребенок начинает подтягивать свое тело на руках. Нет, это еще не ползание, а только подготовка к нему! Поэтому и называется оно подползанием. Как это выглядит?

Руки малыша настолько окрепли, что он может, перевернувшись со спины на живот, расставить их и, опираясь на ладони, высоко приподнять свое тело. Если ребенок видит впереди себя яркую игрушку или какой-либо занимательный предмет, то прикладывает усилия, чтобы подтянуться на руках ближе к нему. Ребенок может устать, но, чуть отдохнув, вновь подтягивает себя в направлении заинтересовавшего его объекта.

Чтобы малыш начал подползать, следует ему помочь: скатать валик, например из байкового одеяла, и подложить под стопы малютки, создав таким образом ситуацию отталкивания от опоры. Необходимо организовать пространство, в котором ребенку удобно поворачиваться и двигаться, наполнить его игрушками, побуждающими к движению.

Третьим достижением ребенка становится удивительная способность брать предметы (игрушки) самостоятельно из любого положения.

Вспомним, на пятом месяце жизни ребенок научился «перехватывать» у вас из рук протянутую ему погремушку с удобной ручкой для захвата. Теперь же малыш, видя предмет перед собой, протягивает руку и берет его. Он может выполнить это действие, лежа на животе, на боку, на спине. При этом рука начинает выполнять скользящие, обводящие движения с целью достичь и захватить предмет.

С освоением самостоятельных действий с предметами (игрушками) меняется позиция ребенка по отношению к окружающему миру. Теперь ведущей в развитии ребенка становится предметная деятельность — это ознакомительная игра с предметами: манипулятивная по форме и ориентировочно-исследовательская по содержанию. Поясним сказанное.

В шесть месяцев малыш обостренно реагирует на окружающий мир. Любопытство его безгранично. Ребенок открывает для себя новые свойства предметов в процессе действий с ними. В работу включаются все органы чувств (анализаторы) – зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Вы видите, что малыш каждый предмет или игрушку берет в рот, как бы вы ни старались противодействовать этому. Оказывается, ребенок языком (язык обладает особой чувствительностью) обследует поверхность игрушки и узнает её вкус. Вот почему в этот период яркой сенсорной активности&nBsp; ребенку не следует давать в руки предметы экологически опасные. Любая игрушка, предназначенная для малютки, должна иметь медицинский сертификат качества. И еще очень важная информация. Ребенку не следует давать в руки мелких предметов. Погремушка в объеме должна иметь не менее 5-6 см. Если же вы хотите дать ребенку предметы меньшие по объему, то закрепите их тщательно на тонкой, гладкой ленточке. Все действия с предметами и игрушками малыш совершает в присутствии мамы и с её активным участием.

Ребенку полезны погремушки, имеющие разные по форме ручки для захвата и занимательные основные части, увлекающие цветом, формой,&nBsp; неожиданностью «скрытых» свойств, звуком. Это могут быть и геометрические игрушки, т.е. имеющие форму шара, куба, цилиндра, и сюжетные, например зайчик, лисичка, кошечка.

Другим большим достижением ребенка к концу шестого месяца жизни являются яркие речевые реакции. Если к концу пятого месяца малыш гулил, радуя вас руладами гласных звуков типа «ауа», «уау», «ау», «иоа», то теперь вы четко слышите: «вау-вау-вау» или «бу-а-а», «бу-бу-б», «ва-ва-ва», «м-м-ма». Это новый этап речевого развития, который называется лепетом. Лепет включает в себя сочетания согласного и гласного звуков, т.е. слоги. Этот этап речевого развития очень важен, потому что малыш начинает овладевать звуками (фонемами) родного языка, их артикуляцией.

Столь существенные новации в двигательной, сенсорной, речевой сферах оказывают положительное влияние на развитие первых жизненно необходимых навыков, возникающих при вашем участии. Если вы начнете их вовремя формировать, то в дальнейшем малыш сумеет хорошо есть, снимая пищу губами с ложки, пить из чашки и т.п.

В заключение хочется упомянуть о темпах развития ребенка. Обычно в конце каждого месяца подводятся итоги – чему малыш научился за прошедший период. В педиатрии нормальное развитие ребенка в этом возрасте подтверждается формированием навыков с отклонением от средних сроков не более чем на 15 дней. Если малыш в шесть месяцев не выполняет определенные действия, характерные для этого возраста, у него в запасе есть еще время (14-15 дней) для овладения необходимыми умениями. А это большой срок для раннего детства. Навыки, сформированные на 16 и более дней раньше срока, свидетельствуют об ускоренном или раннем развитии. Овладение действиями с задержкой по одному или нескольким показателям на один месяц (т.е. ниже допустимой степени отклонения) говорит о замедлении темпа развития. Причины этого явления следует установить. Это может быть связано с индивидуальностью малютки, но может и сигнализировать о какой-либо болезни. Если причина в неосведомленности родителей или педагогической запущенности ребенка, советуем родителям пересмотреть свои позиции. Малыш, отстающий в развитии в пределах одного месяца, нуждается в увеличении количества воспитательных и обучающих воздействий.

Формирование умений с задержкой на два месяца классифицируется как отставание, а на три месяца и больше — как значительное отставание в развитии, которое может быть отнесено к состоянию, пограничному с патологией, или к патологии. В этих случаях малышу требуется немедленная консультация специалистов: невролога, педиатра, психолога, педагога и т.д. для выявления причин задержки развития, а также для определения методов их устранения. Приведенная ниже таблица поможет вам правильно оценить успехи вашего малютки. И даже если ему что-то пока не удалось, не печальтесь: у него и у вас еще всё впереди.

Показатели развития ребенка к концу 6-го месяца

Познавательное развитие

1. Относительно долго следит за предметом (игрушкой), демонстрируемым ребенку взрослым, быстро переходит к практическому контакту с ним (манипулированию).

2. Уверенно берет игрушки из разных положений, перекладывает их из одной руки в другую, совершает ориентировочные действия, раскрывающие их свойства: похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой и т.п.

3. Способен 1—3 мин заниматься одним предметом.

Социальное развитие

1. Отзывается на действия взрослого, охотно идет на контакт.

2. Чутко реагирует на настроение взрослого: улыбается, смеется, слыша ласковый тон, и хмурится, уловив строгие интонации.

3. Радуется появлению близкого человека. Тянет обе руки к маме выражая желание, чтобы его взяли на руки.

4. Испытывает напряжение при виде незнакомого человека, в новой обстановке или непонятной для него ситуации.

5. По-разному реагирует на свое и чужое имя: на чужое имя не откликается или спокойно смотрит на взрослого, отвлекается. На свое имя эмоционально отзывается.

Читайте также  Центр развития дошкольного образования

6. Нуждается в активном взаимодействии со взрослым и его помощи при овладении новыми действиями с предметами (игрушками), манипулировании ими («деловое общение»).

7. Напряжен при трудно дающихся ему движениях и действиях.

8. Начинает овладевать первыми социальными навыками в быту: хорошо снимает с ложки пищу губами, ест полужидкую и густую еду. Пьет из чашки, которую держит взрослый.

Речевое развитие

1. Произносит отдельные слоги (начало лепета).

2. Однократно или редко произносит какой-нибудь один слог («ба», «ма», «га» и пр.).

3. Повторяет за взрослым некоторые звуки и слоги из своего лепета, уже освоенные им.

4. В лепете четко слышатся фонемы родного языка. По своему желанию произносит слоги (лепечет) в процессе бодрствования.

Моторное развитие

1. Может выполнить полный поворот: со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину.

2. Выполняет подползание вперед, назад, в сторону.

3. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.

4. Уверенно берет игрушку из любого положения.

5. Относительно долго (3—5 мин) может заниматься с предметами.

6. Перекладывает игрушку из одной руки в другую.

7. Размахивает погремушкой, неоднократно повторяет удавшиеся действия. Ожидает повторного звучания при действии с погремушкой.

8. Различает свои игрушки (знакомые) по звуку и внешнему виду. Способен искать исчезнувший из поля зрения предмет, делая повороты во все стороны.

Зрение у детей от рождения до года (1-12 месяцев)

Зрение человека является самым информативным, но и самым хрупким внешним анализатором. Именно глаза помогают получить наибольший объем информации о внешнем мире. Первый год жизни малыша является особенно важным в формировании и развитии зрительной системы, когда детский организм подвержен пагубному влиянию многих факторов.

Поэтому родителям особенно важно понимать главные принципы развития детского зрения и иметь представление о ранних симптомах возможных патологий.

Этапы развития зрительной системы

Особенно важный этап развития зрительной системы человека — это внутриутробное формирование. На данном этапе, при воздействии повреждающих факторов нередки катастрофические последствия для глаз.

Следующий этап охватывает временной промежуток от рождения ребенка до 1 года. Он характеризуется активным развитием участков коры головного мозга, которые анализируют информацию об окружающей действительности — заполняется хранилище зрительных образов.

При рождении, ребенок воспринимает только свет – его наличие или отсутствие. Однако затем, как из тумана, перед ним начинают проявляться объекты окружающего мира. Вначале, младенец способен фиксировать взгляд лишь на крупных объектах (в первый месяц), после у него начинает получаться отслеживать их передвижение в пространстве (3-4 месяца). В 6 месяцев его острота зрения позволяет уже наблюдать за небольшими объектами, узнавать знакомые лица, хватать и бросать свои игрушки, познавая трехмерное пространство.

Годовалый малыш способен собирать мелкие предметы на полу, активно интересоваться яркими игрушками. Зрительные стимулы, заставляют его стремиться к интересным удаленным объектам, пытаться встать на ноги, делать первые шаги. Взрослого уровня, зрение ребенка достигает лишь к 6 или 7 годам (по контрольным таблицам, он называет 10-ю строчку).

Контроль родителей

Даже первый осмотр новорожденного может выявить признаки многих врожденных заболеваний глаз. Так, симптомом катаракты — помутнения хрусталика, является сероватый зрачок. Для ее лечения, мутный хрусталик убирают хирургическим способом. Сделать это нужно обязательно, ведь длительное существование помехи прохождению света внутрь глаза станет причиной задержки развития зрительной системы (обскурационной амбиопии). После подобной операции до определенного возраста ребенок будет носить контактную линзу или специальные очки, которые заменят отсутствующий хрусталик. Правда, некоторые типы полупрозрачных катаракт не оперируют до определенного возраста. В таких случаях назначают периодически проводимые курсы стимулирующего лечения, а операцию проводят уже во взрослом возрасте.

Внешние проявления, напоминающие катаракту могут быть и при более опасной патологии — ретинобластоме (опухоли сетчатки). На ранних этапах, опухоль поддается воздействию специальных аппликаторов с радиоактивным лучевым веществом. Их подшивают непосредственно к склере в проекции опухоли. Сквозь склеру радиоактивный аппликатор разрушает опухоль. Правда, на поздних стадиях, при возникновении опасности распространения опухоли, энуклеация пораженного глаза неизбежна.

Врожденная глаукома — заболевание, характеризующееся повышенным внутриглазным давлением из-за врожденных нарушений в системе циркуляции внутриглазной жидкости. Она может стать причиной увеличения глаза в размере и его выдвижения вперед (вплоть до несмыкания век). При глаукоме также могут отмечаться помутнения роговицы (бельма). Лечение глаукомы, как правило хирургическое, так как заболевание связано со структурными изменениями в определенных отделах глаза. Цель операции — восстановление нормального оттока внутриглазной влаги. Если ко времени операции роговица и зрительный нерв не затронуты, полноценное зрение в дальнейшем возможно.

Воспалительные заболевания (конъюнктивиты, дакриоцистит, увеит и пр.). Основными признаками этих болезней становится покраснение глаза, отек век или конъюнктивы, слезотечение, истечение обильных выделений. После визита к офтальмологу, ребенку как правило назначают препараты с антибиотиками и частые промывания антисептиками.

Нередко на первых месяцах жизни ребенка, родители замечают слизистые, гнойные выделения из глаз. Они могут стать причиной закупорки системы слезоотведения. Чтобы справиться с ними, обычно достаточно промываний и массажа в области слезных канальцев.

Наиболее часто, при неспециализированном осмотре младенца, также выявляют:

  • Нистагм — подергивание глаз, которое происходит в горизонтальной или вертикальной плоскости, из-за чего отсутствует фиксация взгляда, мешающая формированию четкого зрения. Причиной его могут стать, и патологии глаз, и поражения головного мозга;
  • Птоз, проявляющийся опущением верхнего века, когда глаз или оба глаза полностью не открываются. Причина этому — поражение соответствующей мышцы или нерва, поднимающих верхнее веко. Если веко закрывает зрачок, ребенок нуждается в пластической операции. Если ребенок хорошо видит этим глазом и не возникает косоглазия, оперативное вмешательство откладывается. Для поддержания нормальных функций глаза, в этом случае проводят специальные тренировки.

Родители также могут обнаружить у ребенка косоглазие (нарушение положения глаза или глаз). Причины его возникновения – нарушения рефракции, изменения тонуса глазодвигательных мышц, поражения глазодвигательных нервов и пр. Косоглазие является прямой угрозой формированию бинокулярного зрения двумя глазами, когда соединение одновременно получаемых изображений, позволяет локализовать предметы по направлению и удаленности. В этом случае, лечение должно быть начато, как можно раньше. Оно заключается в окклюзии не косящего глаза и проведении тренировок «проблемного». Исключение, это случаи, когда зрение обоих глаз резко снижено и окклюзия может затормозить развитие глаза, который видит лучше.

Видео нашего врача по теме

Видео Зрение у детей от рождения до года (1-12 месяцев)

Специализированный осмотр офтальмологом

При осмотре новорожденного в родильном доме офтальмолог может выявить иные заболевания глаз, не имеющие ранних внешних проявлений. Самыми грозными среди таких заболеваний, считают ретинопатию недоношенных и атрофию зрительных нервов.

Ретинопатия недоношенных — это заболевание сетчатки, при котором останавливается нормальное ее развитие и рост сосудов, возникает рост патологических сосудов, не выполняющих своих функции. Стекловидное тело уплотняется и мутнеет, что сопровождается натяжением и отслойкой сетчатки, приводящем без лечения к потере зрения. Внешне заболевание никак себя не проявляет и может диагностироваться на ранних стадиях только опытным специалистом. Легкие стадии ретинопатии оставляют после себя лишь незначительные неопасные для зрение изменения. Но на последних стадиях операция неизбежна.

Атрофия зрительного нерва проявляется поражением нервных волокон, проводящих зрительные сигналы в определенные центры головного мозга. Основная причина ее возникновения — поражение структур головного мозга. При полной атрофии зрительного нерва (что бывает редко), зрение отсутствует полностью. Если атрофия частичная, острота зрения зависит от степени и места поражения. Для лечения заболевания применяют функциональную стимуляцию специальными приборами, ноотропную и сосудорасширяющую лекарственную терапию.

Динамическое наблюдение

После роддома родителям обязательно наблюдать за развитием зрения малыша. Важно, чтобы первый офтальмологический осмотр был проведен в первые месяцы его жизни. При отсутствии патологий, следующий визит к специалисту рекомендован в полгода.

Первыми симптомами заболеваний, на которые необходимо обратить внимание, является замедленное слежение за движущимися предметами или полное отсутствие слежения, косоглазие. Также должна насторожить краснота глаз, выделения в уголках глаз и на веках. Появление этих признаков – обязательный повод для внепланового визита к офтальмологу.

Стоит знать, что даже при выявлении специалистом заболевания, причин для паники нет. Сегодня, нарушения функций зрительной системы, в подавляющем большинстве случаев быстро восстанавливают своевременным адекватным лечением.

Обратившись в Московскую Глазную Клинику, каждый пациент может быть уверен, что за результаты лечения будут ответственны одни из лучших российских специалистов. Уверенности в правильном выборе, безусловно, прибавит высокая репутация клиники и тысячи благодарных пациентов. Самое современное оборудование для диагностики и лечения заболеваний глаз и индивидуальный подход к проблемам каждого пациента – гарантия высоких результатов лечения в Московской Глазной Клинике. Мы проводим диагностику и лечение у детей старше 4 лет и взрослых.

Наши врачи, которые решат Ваши проблемы со зрением:

Фотография врача Фоменко Наталия Ивановна

Главный врач клиники, офтальмолог высшей категории, офтальмохирург. Хирургическое лечение катаракты, глаукомы и других заболеваний глаз.

Фотография врача Яковлева Юлия Валерьевна

Рефракционный хирург, специалист по лазерной коррекции зрения (ЛАСИК, Фемто-ЛАСИК) при близорукости, дальнозоркости и астигматизме.

Фотография врача Гигинеишвили Дареджан Нугзаревна

Врач ретинолог, пециалист по сетчатке глаза, проводит диагностику и лазерное лечение заболеваний сетчатки (дистрофий, разрывов, кровоизлияний).

Уточнить стоимость той или иной процедуры, записаться на прием в «Московскую Глазную Клинику» Вы можете по телефону в Москве 8 (499) 322-36-36 (ежедневно с 9:00 до 21:00) или воспользовавшись ФОРМОЙ ОНЛАЙН ЗАПИСИ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: