Ребенок в 4 месяца развитие упражнения

Ребенок в 4 месяца развитие упражнения

Ребенок давно уже стал членом семьи, жизнь мамы и ребенка вошла в свою колею и стала более спокойной и упорядоченной. В 4 месяца ребенок обычно спит ночью уже крепче и дольше не просыпается утром, что не может не радовать родителей. Правда, некоторые малыши путают день с ночью, спят 6 часов днем, а ночью бодрствуют.

Ребенок в 4 месяца любит общество, внимательно наблюдает за лицом говорящего, радуется присутствию матери и близких людей. Малыша легко успокоить, когда он плачет, нужно взять его на руки, чтобы он почувствовал тепло матери и стук ее сердца. Теперь за ребенком нужен особый присмотр: он умеет переворачиваться со спинки на животик и наоборот и может упасть. В этом возрасте у некоторых малышей происходят изменения во внешности – отрастают волосы другого цвета, меняется цвет глаз с голубого на карий, зеленый или серый.

Ребенок уже хорошо знает членов семьи, безошибочно отличает знакомых от незнакомых, особенно радуется маме. Во время кормления он поворачивается лицом к груди матери, совершенно точно представляя, что ему нужно.

Совершенно сознательно ребенок улыбается именно тому, кто ему нравится, громко смеется. Видя незнакомое или не понравившееся ему лицо, он отворачивается или плачет. Малыш уже замечает новые цвета, предметы, радуется новым игрушкам. Пробует сам брать игрушки, но еще не может сжать кулак. Лежа на животе, хорошо опирается на кисти рук, переворачивается с живота на спину и со спины на живот.

В 4 месяца малыш уже произносит звуки «а» и «о», не умолкая «гулит», пытается произнести звук «м». Кажется, что вот-вот он произнесет слово «мама».

Что бы ни делал ребенок, в этом возрасте все его действия уже осмысленны и выражают определенные чувства: страх или радость, любопытство или разочарование.

Самое важное для стабильного развития ребенка – постоянная связь с мамой, папой и другими членами семьи. Их забота вызывает у него только положительные эмоции. При их появлении малыш радостно улыбается и лепечет.

В 4 месяца ребенок должен узнавать маму (или того, кто ее заменяет), знакомые голоса, свое имя и реагировать на него, проявлять эмоции, произносить первые слоги, хватать игрушки, во время кормления играть с грудью или с бутылочкой, приподнимать голову вместе с плечами.

Медицинское наблюдение в 4 месяца

Посещайте участкового педиатра не реже 1 раза в месяц, делать это следует в «грудничковый» день. Обратите внимание на то, что пошел срок второй вакцинации против дифтерии, коклюша, столбняка и полиомиелита. Вакцина вводится комплексно, отдельно проводится только прививка от полиомиелита инактивированной вакциной (ИПВ).

Чтобы предупредить развитие нарушений зрения, посетите офтальмолога.

Если у ребенка, который находится на искусственном вскармливании, постоянные опрелости, нужно проконсультироваться с педиатром, чтобы поменять вид смеси.

Развивающие игры в 4 месяца

В 4 месяца Ваш малыш уже интенсивно учит язык, хотя он еще и не говорит. Постоянное общение с ребенком в возрасте 4-6 месяцев обеспечит ему хорошие способности к обучению в будущем, поэтому говорите с ним как можно чаще, рассказывайте сказки, читайте книжки, уделяя особое внимание эмоциям.

Рассказывая ребенку об окружающих предметах и о своих действиях, наблюдайте за его реакцией. Если малыш стремится подражать Вам, нужно развивать это стремление, повторять звуки во время разговора, поощрять ребенка. Начните с гласных звуков, а затем вводите и согласные. Чтобы малыш учился воспринимать и передавать эмоции, можно устроить для него кукольный спектакль. Ребенок с удовольствием будет следить за яркими игрушками-зверушками, которые говорят разными голосами и используют разные звуки. Если в этом возрасте Вы будете рассказывать малышу стихи, он будет легко учить их наизусть в школе.

Можно сделать более интенсивными и физические упражнения. Разводите ручки в стороны и скрещивайте их на груди. Поворачивайте ножки так, чтобы таз тоже немного поворачивался в сторону, голова и плечики тоже будут поворачиваться. Затем переверните ребенка на животик.

В 4 месяца ребенок все хочет проверить на вкус, все тянет себе в рот. Это вполне нормальное явление, таким образом ребенок изучает окружающий мир. Ученые обнаружили, что на языке младенца в 1000 раз больше вкусовых рецепторов, чем у ребенка, которому исполнился год. Главное, чтобы все предметы, которые попадают в рот малышу, были чистыми и безопасными (без острых углов и мелких деталей).

К 4 месяцам малыш кажется готовым к тому, чтобы сидеть самостоятельно. Но ни в коем случае не нужно торопить события и садить ребенка в подушки. Все детские врачи категорически против такой практики, т.к. позвоночник ребенка может получить искривление. Сесть ребенок должен сам, не нужно ему «помогать».

Малыши любят знакомые предметы, но в то же время они им быстро надоедают, поэтому менять игрушки нужно часто, но выбрасывать их или убирать насосем не нужно. Можно менять их местами, прятать на время или по-новому комбинировать с другими.

Ваш малыш начинает реагировать на свое отражение в зеркале. Ему нравится разглядывать себя. Также он любит разглядывать лица членов семьи, а вот посторонние люди не вызывают у него положительных эмоций, поэтому вечеринки с большим количеством гостей Вам лучше устроить позже.

В возрасте 4 месяцев малыш уже не просто реагирует на звук пищалки, но и сам хочет ее сжимать, чтобы извлечь звук. Нужно выбирать мягкие игрушки, которые ребенок может легко сжать и получить желаемый результат.

Продолжайте развивать осязательные ощущения у Вашего ребенка. Можно скрепить лоскутки вельвета, бархата, велюра или маленькие подушечки с нашитыми пуговками. Можно соединить ленточку со шнурком с узелками и вложить малышу в руку. Если потянуть за ленточку, то ребенок может почувствовать разницу в ощущениях.

Купание тоже можно использовать для развивающих игр с малышом. Эти игры не должны быть слишком бурными и шумными, ведь купание должно успокаивать ребенка перед сном. Купаясь, ребенок может тянуться к разноцветным плавающим игрушкам и губкам.

Прогулки

Прогулки остаются очень важной частью жизни малыша. Спит ребенок или бодрствует, но он должен проводить на свежем воздухе как можно больше времени. Это касается прежде всего теплого времени года. Зимой гуляют меньше. Если температура воздуха ниже 10-ти градусов мороза, если на улице резкий холодный ветер или дождь, то, конечно, прогулку лучше отменить и ограничиться лоджией или верандой.

Питание ребенка в 4 месяца

В 4 месяца не происходит больших изменений в питании ребенка, если он остается на грудном вскармливании. Лучше всего продолжить кормить ребенка грудным молоком «по требованию», обычно получается 6 кормлений. Нередко в этом возрасте малыш часто просит грудь, плачет. Это может означать, что молока ему стало не хватать. Если прибавка в весе слишком мала, обратитесь к педиатру за консультацией в выборе подходящей смеси. Расчет количества питания, которое должен получать ребенок, прост: 1/7 от массы ребенка в сутки. Другими словами – около 1 литра грудного молока или смеси (или грудного молока + смеси).

Уход за ребенком в 4 месяца

Гимнастику, массаж и купание нужно сделать ежедневными процедурами, тем более что малыши их очень любят. Каждый день начинайте с умывания личика и протирания глазок с помощью тампонов. Ушки и носик по-прежнему чистите с помощью ватных жгутиков. Не забывайте остригать ноготки, чтобы ребенок не поранился. В 4 месяца начинают беспокоить первые зубки. Для массирования десен купите силиконовые кольца и дайте малышу. В это время выделяется много слюны, из-за которой иногда появляется сыпь на подбородке. Не забывайте про воздушные ванны: для того чтобы не было опрелостей, необходимо оставлять малыша на некоторое время без подгузника.

Меняя подгузник, каждый раз подмывайте малыша проточной водой или протирайте специальными антисептическими влажными салфетками (их можно применять только тогда, когда нет возможности подмывать). При смене подгузника оставляйте малыша раздетым на 15-20 минут. Желательно чередовать одноразовый подгузник с марлевыми подгузниками. Не используйте подгузники слишком маленького размера.

Детскую одежду стирайте только специальным детским мылом или порошком. Обратите внимание на то, чтобы швы и узелки не травмировали нежную кожу ребенка.

Читайте также  Технология развития детей изобразительной деятельности

ГИМНАСТИКА И МАССАЖ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО 1 ГОДА

Массаж и гимнастические упражнения являются наиболее выгодным и целесообразным способом воспитания у ребенка правильных и точных движений.

В процессе нормального развития ребенка врожденный гипертонус мышц-сгибателей идет на убыль и естественным путем но, содействие расслаблению мышц-сгибателей является целесообразным.

К средствам, способствующим этому, относятся

  • ежедневные теплые ванны,
  • легкий поглаживающий массаж,
  • стимулирование самостоятельных движений ребенка, связанных с разгибанием.

Своевременное уравновешивание сгибателей и разгибателей верхних конечностей дает возможность развитию умелости рук, что даст ребенку возможность тянуться к предмету, брать его, а затем, держась, подтягиваться, приподнимая туловище, а при своевременном развитии мелкой мускулатуры создаются предпосылки для развития крупной мускулатуры, что обеспечивает ребенку способность изменять положение.

Гимнастика и массаж должны применяться в комплексе со всеми другими воспитательными мероприятиями (режим питания, сна, организация бодрствования и пр.).

ГИМНАСТИКА ДЛЯ МАЛЫША

Физические упражнения назначаются каждому здоровому ребенку, начиная с 1,5—2 мес. возраста. К этому времени организм ребенка приспосабливается к условиям внеутробного существования, устанавливается определенный режим жизни, совершенствуется терморегуляция. Противопоказаний к назначению гимнастических упражнений и массажа здоровому ребенку в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями не существует.

Как проводят гимнастику для малыша

  • Гимнастику проводят в кабинете специалиста при температуре 20—22°С на чистом пеленальном столе, накрытом плотным одеялом или матрасом и пеленкой.
  • Занятия проводят один раз в день за 45 минут до или через 45 минут после кормления.
  • Руки специалиста (мамы) должны быть чисто вымытыми, сухими и теплыми.
  • Ребенка раздевают; тело его должно быть теплым.
  • Во время занятия у ребенка необходимо поддерживать веселое настроение, разговаривать с ним, побуждать его к активности, улыбаться, использовать игрушки.
  • Во время выполнения тех или иных упражнений специалист внимательно следить за реакцией ребенка.
  • Ребенок не должен переутомляться.
  • Все движения надо делать ритмично, спокойно и плавно (без насилия), повторяя каждое 2-3 раза.
  • Гимнастические упражнения под контролем врача могут проводить и сами родители.

ОСНОВЫ ОБЩЕЙ МЕТОДИКИ МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ ДЛЯ МАЛЫША

В соответствии с особенностями развития двигательной деятельности ребенка до 1 года определяются группы упражнений:

  1. упражнения для развития координации, равновесия,
  2. упражнения для развития дыхательных движений.

Для развития дыхательной деятельности детей раннего возраста применяют:

  • пассивные упражнения,
  • рефлекторные упражнения.

Пассивные упражнения производятся не ребенком, а массажистом. Они рассчитаны на использование естественной двигательной фазы мускулатуры ребенка: сгибания при сокращении определенной группы мышц и разгибания при их расслаблении. Пассивные упражнения не должны применяться до 3 месяцев жизни ребенка, так как при имеющейся гипертонии сгибателей выполнение их связано с опасностью насилия над ребенком!

После 3 месяцев жизни, когда наступает полное уравновешивание мышц сгибателей и разгибателей верхних конечностей, можно постепенно вводить пассивные движения для рук, начиная с самых несложных и переходя в дальнейшем к более сложным. Уравновешивание мышц сгибателей и разгибателей нижних конечностей достигается между 4-5-м месяцами жизни, что дает возможность ввести пассивные движения для ног.

Рефлекторные упражнения. Для укрепления мышц шеи и туловища можно использовать рефлекторные упражнения, рассчитанные на движения, протекающие по типу безусловных двигательных рефлексов. Врожденные двигательные рефлекторные реакции появляются в ответ на раздражение рецепторов кожи, мышц, нервного аппарата.

Сначала в положении на вису на животе ребенок отклоняет голову назад. Приблизительно через месяц (к 4 месяцам) в том же положении у него начинает изгибаться все тело, образуя дугу, открытую кверху. Данное движение является энергичным раздражением и укреплением вестибулярного аппарата.

С 4 месяцев в положении на спине на вису ребенок отклоняет голову вперед, напрягая мускулатуру передней поверхности тела. Придавая регулярно указанные положения (держать ребенка на вису на животе, на спине), можно укрепить мышцы шеи и туловища.

В дальнейшем на базе этих врожденных рефлексов можно создать условные связи в ответ на такие сигнальные раздражители, как потягивание за ноги, звуковые сигналы, хватание и т. д.

Упражнения с помощью — пассивно-активные. Сюда относятся движения, которые выполняются ребенком самостоятельно только частично, например, присаживание при подтягивании ребенка за руки, за кисти; стояние при поддержке под мышками и т. д.

Активные упражнения — произвольные упражнения, которые ребенок делает самостоятельно.

Массаж — один из видов пассивной гимнастики. Массаж бывает общий и местный. Общий массаж оказывает значительное и многообразное влияние на организм ребенка.

Игры с ребенком в 4 месяца

Уже сейчас можно потихоньку вводить понятия базовых свойств предмета: размера, цвета, формы – не переусердствуйте в своих стараниях – малыш еще слишком мал, чтобы освоить большой объем информации. Детская память в таком возрасте достаточно кратковременна и для достижения результатов, а особенно для их закрепления в детском сознании необходимо методичное и неспешное изучение материала.

Выбирая игрушки для ребенка, старайтесь останавливаться на тех, чья расцветка не является слишком сложной – дети в таком возрасте предпочитают однотонные предметы, либо раскрашенные максимально в два-три цвета с четкими границами, пестрые расцветки со сложным рисунком четырехмесячный малыш воспринять не в состоянии. Главная задача родителей – проявлять терпение. Поверьте, в скором времени Вам воздастся за старание.

Физическое развитие

Ребенок в 4 месяца уже много умеет, с удовольствием воспринимает не только развивающие игры, но и физические упражнения.

Пользуйтесь возможностью делать ежедневную зарядку – чем старше и самостоятельнее становится малыш, тем сложнее маме привлечь его к физическим упражнениям.

Очень скоро наступит момент, когда кроха начнет попросту уползать во время занятий, если сочтет такое времяпрепровождение недостаточно интересным. Маме необходимо проявлять все больше изобретательности для развлечения малыша. Вот почему массаж и зарядка должны проводится в виде веселой игры и непременно в период, когда ребенок наиболее спокоен. Пойте песенки, больше улыбайтесь малышу, совмещайте гимнастику с игрой в «ладушки» или «козу рогатую» — пусть такое времяпрепровождение будет приносить как можно больше веселых положительных эмоций и удовольствия!

Для того, чтобы помочь малышу научится переворачиваться на животик и укрепить соответствующие мышцы пресса и спину можно поиграть в «колобочки»: осторожно покатайте кроху по кровати. Несколько раз, перевернув его на живот и обратно. Расскажите при этом крохе веселую историю про то, что он колобок, который убегает от дедушки и бабушки или пружинистый резиновый мячик.

Начинаем проводить упражнения на укрепление рук и позвоночника – дайте ребенку ухватится за указательные пальцы Ваших рук и слегка потяните его на себя. Такое упражнение поможет научить ребенка сидеть. Конечно, садить кроху в 4 месяца еще нельзя – навык ребенок освоит месяцам к 6.

Вообще любые манипуляции, проводимые с ребенком необходимо комментировать вслух – таким образом, Вы успокаиваете малыша и формируете у него памятные реакции на определенные действия, а во вторых доставляете ему несомненное удовольствие, привнося элемент игры в самые простые будничные моменты.

Как играть с ребенком в 4 месяца

Занятия для развития осязания и моторики

Во что играть с ребенком?

Простые и известные всем стишки про «сороку – ворону» станут Вашим первым шажочком на пути к самостоятельно произнесенному первому слову.

Игры с ребенком в 4 месяца могут проходить с использованием совершенно разных подручных материалов: дайте ему пощупать кусочки различной материи или размотать клубок пряжи — такие упражнения направлены на развитие моторики и тактильных ощущений.

как играть с ребенком в 4 месяца
Помните, что используя в развивающих играх для малыша потенциально опасные предметы, Вы не должны оставлять его без внимания ни на секунду. Покажите ребенку, что разные вещи издают разные звуки – постучите по перевернутой кастрюле рукой, а потом погремушкой, дайте в руку платок или салфетку – пусть малыш потрясет ей и поймет, что данный предмет звука не издает.

Занятия для развития зрения

Ребенок в 4 месяца развивающие игры
Четырехмесячный ребенок с большим удовольствием будет изучать свое изображение в зеркале – в этом возрасте появляется реакция на отражение. Улыбнитесь второму малышу в зеркале и помашите ему рукой, проделайте тоже самое с реальным ребенком.

Читайте также  Игры детей развитие общения

Задаваясь вопросом, как играть с ребенком в 4 месяца помните, что в развитии крохи самое главное — это творческий подход и Ваше полное участие. Дети, которым родители уделяют внимание, которых несколько десятков раз в день обнимают, целуют, с которыми разговаривают — спокойнее, увереннее и общительнее своих обделенных сверстников. Помните об этом и проявляйте максимум участия к своему ребенку, какого бы возраста он ни был.

Как развивать ребенка в 4 месяца?

Как развивать ребенка в 4 месяца?

Рождение малыша – это одно из самых прекрасных событий в жизни любой женщины. Однако далеко не любая мама знает о необходимости развивать кроху с первых месяцев его жизни. В этой статье мы расскажем вам о том, как развивать ребенка в 4 месяца.

Развитие речи у 4-х месячного ребенка

При правильном развитии к 5-ти месяцам кроха становится очень разговорчивым. Он пытается повторить отдельные звуки, в зависимости от обстановки меняет интонацию. Развить речь малыша вам помогут следующие упражнения.

Переклички

Среднее время данного упражнения составляет 3-6 минут. Обращаем ваше внимание на то, что начинать занятие следует только в том случае, когда у малыша хорошее настроение, он сыт и хорошо себя чувствует. Перед началом игры следует убрать все предметы, которые отвлекают внимание крохи.

Начинать данное упражнение лучше всего с произношения имени ребеночка. Например: «Илююшеенькаа». Гласные буквы следует потянуть. В это время ласково погладьте кроху. Это поможет ему понять, что обращение адресовано именно ему.

Затем, начните поглаживать части тела. Их обязательно нужно называть. Например, «это ручка», «это ножка».

Очень важно во время разговора с крохой делать небольшие паузы. Это необходимо для того, чтобы малыш смог вам ответить.

Потешки

Детские психологи рекомендуют использовать потешки в обычных повседневных занятиях. Это поможет вам избежать рутины, а также позволит крохе в более короткие сроки узнать окружающий мир. Например, во время купания, кормления или прогулки. Текст потешек лучше всего рассказывать разной интонацией, например, восхищенно, вопросительно, с удивлением. Очень важно наблюдать за реакцией ребенка. Стихотворения, вызывающие улыбку или смех, можно рассказывать по нескольку раз подряд. Это упражнение поможет малышу научиться различать интонацию, а также создаст необходимый словарный запас.

Слушание себя

Для следующего упражнения вам потребуется диктофон (можно использовать в мобильном телефоне). Запишите момент, когда ваш малыш разговориться, а затем дайте ему послушать. Кроха, услышав свой голос, начнет повторять звуки. Не забудьте его похвалить! Обращаем ваше внимание, что даже малейший шум рассеивает внимание крохи. Поэтому на время упражнения необходимо выключить телевизор и радио, а также исключить все возможные шумы, которые могут утомить малыша.

Как развивать ребенка в 4 месяца?

Ребенок 4 месяца: нуждается в заботе, повышенном внимании и развивающих развлечениях

Игры с предметами

К 4 месяцам большинство малышей умеют переворачиваться на животик, брать игрушки в свою руку, а некоторые крохи даже пытаются сесть. В этом возрасте для ребенка необходимы игры с предметами.

Колечки

Данную методику разработала кандидат педагогических наук Л. Н. Павлова. Для данного упражнения вам потребуются колечки достаточно большого диаметра – примерно 10-12 сантиметров. К ним необходимо прикрепить звенящие предметы, например, колокольчики или бубенчики. Обращаем ваше внимание на то, что давать малышу такие предметы можно только тогда, когда рядом находится кто-то взрослый.

В начале упражнения покажите крохе колечко. Затем, аккуратно вложите его в руку малыша. Встряхните колечком, а затем вслух повторите получившийся звук, наприме, «динь-динь». Дайте ребенку время для того, чтобы полностью изучить предмет.

Затем привяжите эту игрушку на высоте 10-12 сантиметров от груди ребенка и дотроньтесь его ладошкой до колечка. Это упражнение направлено на то, чтобы научить кроху тянуться к предмету и брать его в ладошку. Кроме того, данная развивающая игра направлена на развитие мелкой моторики.

Возьми!

Целью данного упражнения является научить малыша брать в руки понравившейся ему предмет. Для этой игры вам потребуется яркая игрушка. Привлеките внимание ребенка и покажите ее крохе. Затем поднесите предмет на расстояние вытянутой руки к малышу. Обязательно проговаривайте вслух: «Это погремушка. Возьми ее.» Предложения должны быть максимально простыми.

Где игрушка?

В 4 месяца малыш с интересом наблюдает за понравившемся ему предметом. Данное упражнение направлено на то, чтобы научить кроху отслеживать невидимую траекторию.

Для данной развивающей игры вам потребуется яркая игрушка. Необходимо привлечь к ней внимание крохи. Для этого покажите ее малышу, а также издайте какой-нибудь звук. Когда ребеночек обратит внимание, начните медленно передвигать игрушку по горизонтальной поверхности, а затем накройте ее одеялом и продолжите движение. Покажите малышу предмет с другого конца одеяла. Повторите это упражнение 4-5 раз. Через некоторое время кроха будет ждать игрушку в том месте, где она до этого появлялась.

Современные детские психологи уверены, что малыша необходимо развивать с момента его рождения. Для этого существует огромное количество методик. Из этой статьи вы смогли узнать, как развивать ребенка в 4 месяца при помощи игр с предметами, а также голосовых занятий. Не менее важно в данном возрасте читать малышу книжки. Для этого лучше всего выбрать издания на картоне с яркими иллюстрациями. В первые месяцы жизни малыши предпочитают короткие ритмичные стихи. Это позволит ускорить развитие речи у вашего малыша, а перелистывание страничек поможет в развитии мелкой моторики. Также крохе понравятся и музыкальные занятия. Включите ему негромкую, приятную музыку (лучше всего классическую, либо детские песни). Это позволит с раннего возраста развивать слух и чувство такта.

Физическое, психическое и речевое развитие младенца: что должен уметь ребенок в 4 месяца?

Вашему малышу исполнилось 4 месяца! Он больше не похож на того малоподвижного и беспомощного младенца, которого вы принесли из роддома. Теперь это пухлощекий карапуз с любопытными глазками и улыбчивым личиком. Его уже не беспокоят колики, боли и беспричинные страхи: он освоился в новом мире и готов приступить к его исследованию.

Развитие ребенка в 4 месяца

Активное взаимодействие с окружающим миром, стремительное развитие психоэмоциональной сферы и постепенное угасание рефлексов новорожденного – вот главные достижения четырехмесячного ребенка.

Физическое развитие

Тело малыша сильно изменяется: грудная клетка увеличивается, конечности удлиняются, и разница между объемами головы и туловища сглаживается. Пропорции его тела все больше начинают напоминать пропорции взрослого человека.

Ребенок продолжает расти: в 4 месяца нормальный рост должен составлять 60–63 см, вес – 6–7 кг. У некоторых детей в этом возрасте появляются первые зубки.

Угасание рефлексов новорожденного

В 4 месяца продолжается угасание рефлексов новорожденного. Проверить их наличие или отсутствие несложно, однако тестированием младенца должен заниматься не родитель, а врач-невропатолог:

  1. Положите кроху на ровную поверхность и с силой хлопните по ней руками. Если сохранился рефлекс Моро, ребенок раскинет ручки с раскрытыми ладонями, после чего вернет их в исходное положение.
  2. Положите малыша на животик, а затем приложите ладонь к его ступням, создавая опору. Ребенок попытается ползти. Этот рефлекс должен угаснуть к 4–5 месяцам, чтобы замениться умением ползать самостоятельно, без всякой опоры.
  3. Проведите пальцами сверху вниз вдоль спинки малыша, отступив по 1 см справа и слева от линии позвоночника. Если рефлекс Таланта не угас, малыш изогнет спинку.
  4. Проведите пальцем сверху вниз по линии позвоночника. Сохранившийся рефлекс Переза заставит ребенка изогнуться и закричать.
  5. Прикоснитесь к ладони младенца игрушкой. Кроха должен не только сжать кулачок, схватив предмет, но и попробовать рассмотреть «добычу», потрясти ее или засунуть в рот. Такой интерес к схваченной вещице будет свидетельствовать о смене хватательного рефлекса произвольными хватательными движениями.

Если рефлекторные действия сохранились, врач назначит ребенку лечение: несвоевременное угасание рефлексов новорожденного говорит о неврологических патологиях.

Умения и навыки

Физическое развитие малыша происходит стремительно, поэтому к концу этого месяца ребенок овладевает следующими умениями:

  • перекатывается с живота на бок, иногда – на спинку;
  • лежа на спине, задирает ножки настолько высоко, что способен дотронуться ладошками до коленок или пальчиков ног;
  • лежа на животе, способен поднять голову и плечи и, опираясь на предплечья, в течение минуты удерживать головку;
  • умеет принимать сидячее положение, если родители подтянут его вверх за ручки (но присаживать кроху пока рано – его скелет еще недостаточно окреп);
  • может «стоять» на пальчиках ног и слегка подпрыгивать, если родители поддерживают его под мышки, однако удерживать собственный вес на выпрямленных ногах пока не в состоянии;
  • держит ладошки раскрытыми, складывает их вместе или засовывает пальцы в рот, хлопает руками по поверхности, способен удерживать предметы на протяжении 25–30 секунд;
  • хватает предметы ручками произвольно, когда захочет, рассматривает их, тащит в рот;
  • лежа на животе, пробует ползти: приподнимает заднюю части и двигает ножками;
  • хорошо различает цвета, видит объекты, находящиеся на расстоянии 3–3,5 м от глаз, с интересом следит за подвижными предметами;
  • неплохо различает звуки (особенно мамин голос), может отличить знакомый голос от незнакомого, реагирует на тихую ритмичную музыку покачиванием головы в такт, различает эмоциональную окраску звучащей речи.
Читайте также  Развивающие игрушки 3 года отзывы

Важное достижение этого возраста – появление произвольных движений. Это закономерное следствие угасания рефлексов, которое свидетельствует о том, что ребенок начинает контролировать собственное тело и координировать действия.

Упражнения для физического развития

  1. Чтобы ребенок научился переворачиваться с животика на бок, поднесите к его лицу яркую игрушку, а затем отведите ее вверх. Ребенок потянется за любопытной вещицей и сможет перевернуться.
  2. Если малыш не реагирует на игрушку, помогите ему совершить первый поворот: положите кроху на животик и слегка поверните его ножки таким образом, чтобы таз тоже повернулся. Младенец не сможет долго пребывать в столь неудобном положении и начнет поворачивать головку и плечи. Если вы немного поможете, он перевернется полностью.
  3. Чтобы ребенок начал ползать, положите его на пол и поставьте перед ним занимательную игрушку. Увидев интересную вещицу, кроха попытается приблизиться к ней и схватить в руки. Сделайте так, чтобы малыш смог удовлетворить это желание, иначе интерес к игре пропадет.
  4. Чтобы развить умение контролировать тело, прикрепите к ручке малыша звенящий колокольчик или бубенчик. Со временем кроха поймет, что определенные движения вызывают звон, и будет целенаправленно совершать их.
  5. Развивать ловкость пальчиков можно с помощью неширокого атласного шнурка. Вложите его в ручку малыша, дождитесь, пока он ухватится за него, а затем потяните за один кончик. Ребенку придется либо крепче ухватиться за шнурок, либо передвинуть пальчики.
  6. Присаживать кроху пока рано, но можно сосредоточиться на развитии мышечного каркаса позвоночника. Для этого кладите младенца на спинку, давайте ухватиться ладошками за ваши пальцы и медленно приподнимайте его вверх. Малыш будет тянуться за вами, постепенно принимая сидячее положение (угол подъема не должен превышать 45º).

ребенку 4 месяца

Развитие младенца: что должен уметь ребенок в 5 месяцев? — читайте тут.

Показатели нормы роста и веса ребенка по месяцам, тут https://jliza.ru/rost-ves-po-mesyaczam.html.

Развитие ребенка в 4 месяца

Речевое развитие

Четырехмесячный малыш – настоящий болтун. Если раньше он использовал голос, чтобы привлечь внимание матери к собственным потребностям или выразить недовольство, то теперь он кричит и гулит ради удовольствия. Кроха радуется возможности производить различные звуки, повторяя их за взрослыми.

Лучше всего малышу удаются гласные «а» и «о», а также некоторые согласные («б», «п», «м»). Он еще не способен произносить слоги и слова, однако понять его речь можно: если мама внимательно прислушается к «разговору» младенца, она сможет определить его эмоциональное состояние.

Упражнения для развития речи

  1. Целенаправленно развивать речь пока не нужно: достаточно много говорить с ребенком, рассказывать ему сказки, истории из жизни. Чтобы малыш мог впоследствии связывать звуковой образ с визуальным, показывайте ему разнообразные игрушки или картинки и рассказывайте об увиденном.
  2. Наклоняйтесь над лежащим малышом и начинайте произносить звуки (сначала гласные, потом согласные). Ребенок, видя движения ваших губ, попробует им подражать. Вскоре он сможет повторять за вами отдельные звуки, а впоследствии – слоги и слова.
  3. Устраивайте перед ребенком импровизированные представления с участием тряпичных кукол. Содержание таких «пьес» не важно: главное – выразительная и эмоциональная речь. Наделяйте каждого героя индивидуальным тембром, высотой и громкостью голоса, чтобы малыш, слушая вас, учился с помощью звуков выражать свои эмоции.

Психическое развитие

О зрелости психики четырехмесячного ребенка говорят следующие достижения:

  • способность выражать эмоции – радость, обиду, страх, любопытство, досаду, удивление;
  • разная реакция на окружающих людей: при виде мамы малыш кричит, агукает, лепечет и улыбается, при виде незнакомого человека – замирает, плачет от страха;
  • появление любимых и нелюбимых игрушек: ребенок с радостным визгом хватает любимую вещицу, а нелюбимую возмущенно отбрасывает;
  • различение знакомых людей и незнакомцев (знакомыми считаются только те, кого малыш видит ежедневно и не успевает забыть);
  • проявление интереса к своему телу: кроха разглядывает свои пальчики, ощупывает лицо и волосы, тянет ножки в рот;
  • умение обнаруживать простейшие причинно-следственные связи: при виде материнской груди малыш замолкает и ждет кормления, а при виде протянутых к нему рук – напрягается всем телом, ожидая объятий.

К 4 месяцам кроха овладевает умением громко смеяться. Наклонитесь над младенцем, поулыбайтесь ему, пощекочите его тельце – и малыш ответит вам радостным хохотом.

Как не допустить задержки психического развития?

  1. Сейчас для ребенка важен постоянный контакт с матерью. Он должен ощущать ее любовь и заботу, должен слышать ее голос, рассказывающий ему об удивительных вещах из окружающего мира. Такое близкое общение – залог правильного эмоционального развития.
  2. В 4 месяца у малыша совершенствуется мелкая моторика, тактильные ощущения и осязание. Поэтому предлагайте ему как можно более разнообразный набор игрушек: подойдут пластиковые колечки, деревянные кубики, тряпичные куклы, плюшевые зверюшки. Особенно интересны ему будут игрушки-пищалки и музыкальные игрушки с кнопками: они совершенствуют не только тактильные ощущения, но и слух малыша.
  3. Играйте с крошкой в игры, подходящие для его возраста: «Ку-ку», «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока-ворона».

Режим дня

Еще совсем недавно большую часть времени кроха проводил во сне. Но в 4 месяца период бодрствования значительно увеличивается и достигает 9–10 часов в сутки. В ночное время малыш спит по 9–10 часов без пробуждений, а днем засыпает всего 2–3 раза.

Развитие ребенка в 4 месяца

Начинайте приучать ребенка к режиму: для этого укладывайте его спать в строго определенное время. Однако не препятствуйте, если малыш засыпает раньше установленного часа: когда кроха начинает зевать и отказываться от игры, несите его в кроватку.

В 4 месяца ребенок уже может засыпать самостоятельно, без присутствия родителей. Однако для этого он должен быть в отличном расположении духа. Чтобы успокоить малыша, положите его в постель и некоторое время постойте рядом с ним.

Кормление

Оптимальный способ питания для четырехмесячного малыша – грудное вскармливание. Если у матери хватает молока, прикорм вводить пока не обязательно. Если же младенец находится на искусственном вскармливании, то его меню можно разнообразить следующими продуктами:

  • овощными и фруктовыми соками (смешивайте несколько капель сока с водой и кормите получившейся смесью ребенка);
  • яичным желтком (разотрите ¼ желтка и разбавьте его привычной молочной смесью);
  • детским кефиром, творожком;
  • однозлаковыми кашами.

Все эти виды прикорма вводятся постепенно, небольшими порциями (по ½ чайной ложки). Если у ребенка появляется аллергическая реакция, продукт нужно сразу исключить из рациона.

Среднее количество кормлений в этом возрасте – 6–7 в сутки. Пища предоставляется по первому требованию.

Привыкание к новому типу питания приводит к изменению детского стула. Теперь опорожнение кишечника происходит не более 2–3 раз в день (при грудном кормлении) или 1 раз в день (при введении прикорма).

Четырехмесячный малыш – это неутомимый исследователь. Он уже привык к изменившимся условиям жизни, приобрел достаточно новых навыков и теперь готов активно применять их для изучения окружающего мира. Помогите своему любознательному крошке удовлетворить любопытство!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: