Ребенок в 11 месяцев не сидит

Ребенок в 11 месяцев не сидит

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Доктора считают, что если мышечная и костная системы ребенка будут готовы, малыш начнет садиться сам.

Статья:

К шести месяцам ребенок совершает первый шаг в освоении вертикального пространства — он обучается не только сидеть, но и садиться самостоятельно.
Теперь у вашего малыша появится больше возможностей увидеть окружающий мир, а у вас наконец-то будет больше времени. Если посадить ребенка в высокий стульчик или в манеж, малыш будет играть и наблюдать за вами, ну а вы в это время сможете сделать уборку или приготовить ужин. Так как научить ребенка сидеть?

Сроки и нормы

Когда малыш должен начать сидеть? Однозначного ответа нет. Доктора считают, что если мышечная и костная системы ребенка будут готовы, малыш начнет садиться сам. Многие дети начинают эти попытки уже в 5 месяцев, при условии что их помещают на поверхность, приподнятую под небольшим углом, — на колени родителей, в автолюльку, детский гамак.

Более уверенные попытки сесть ребенок предпринимает к 5-6 месяцам, после того как научится переворачиваться и подтягиваться руками. В 6 месяцев ребенок уже совершает настоящие попытки сесть — опирается на руку, через бочок опускается на попу. К 7 месяцам он сидит с прямой спиной. А в 8 месяцев ребенок полностью самостоятелен.

Но это—усредненные показатели. Иногда дети отстают в развитии, иногда—опережают его. Некоторые начинают стоять раньше, чем сидеть. И если грамотного спросить врача: «Во сколько ребенок начинает сидеть?» — то он ответит: «Здоровый ребенок может сесть и в год».

Стоит ли обгонять всех?

Каждая мама гордится новыми достижениями своего чада, а многие не прочь похвастаться перед подругами чем-нибудь таким, что, на их взгляд, выгодно выделяет их ребенка на фоне других, — ранним развитием. «Мой ребенок уже в 5 месяцев сидит», — говорят они, обкладывая ребенка подушками со всех сторон, чтобы не заваливался на бок. А малыш тоже рад: несмотря на то что его мышцы еще слабы и не держат спину, ему приятно находиться в одной плоскости с родителями. Но полезно ли это?

Способность сидеть с достаточно прямой спиной, не опираясь на подушки, зависит от крепости мышц. А она приходит лишь с возрастом — от 6 до 8 месяцев. Однако развитие ребенка очень индивидуально, и даже в 8 месяцев допустимо небольшое запаздывание физического развития.
Как правило, более вялые мышцы у очень крупных и полных малышей, у недоношенных и деток, родившихся с малым весом. Более подробно о недоношенных детях мы писали в статье:

Недоношенные дети: развитие, вес, причины преждевременных родов

Упражнения по укреплению мышц ребенка

При слабости мышц спины ребенок будет сидеть с круглой спинкой, при слабости брюшного пресса станет падать назад, при слабых боковых мышцах — заваливаться на бок. Ускорить процесс укрепления мышц помогут массаж и гимнастика.
Тонизирующий массаж стимулирует боковые мышцы туловища и брюшного пресса, а также укрепляет руки. Гимнастикой лучше заниматься, когда ребенок выспался и накормлен.

Упражнение №1 Подтягивание за ручки
(упражнение на пресс). Ребенок лежит на спине. Легонько тяните ребенка за одну руку крест-накрест (его правую руку своей правой и наоборот), стимулируя сесть.
Свободной рукой фиксируйте ножки малыша над коленями, прижимая слегка их к поверхности, на которой он лежит. Однако не давайте ребенку сидеть самостоятельно, он к этому еще не готов. Пусть «виснет», подтянувшись на ваших руках.

Упражнение №2 Круговые вращения
(тренируем боковые мышцы живота). Посадив малыша, одной рукой зафиксируйте его ноги, большой палец другой вложите в ладонь крохи, обхватив остальными пальцами кисть ребенка. В таком положении раскачивайте за ручку ребенка вправо-влево, вперед-назад, делая круговые движения.

Упражнение № 3 Поклоны
(тренируем мышцы спины). Поставьте малыша ножками на стол, чтобы он к вам стоял спинкой.
Одной рукой ухватите его ножки, другой поддерживайте под животик. Легонько надавите ему на спинку, побуждая ребенка наклониться вперед. Потом подтолкните рукой под животик, чтобы он выпрямился.

Стимулируйте интерес ребенка к вертикальному положению, устраивая его у себя на коленях (пусть ваш живот и руки поддерживают его спинку). Допустимо сажать малыша в коляске на подушку — но не прямо, а с наклоном 30° с упором на подушку.

Когда костно-мышечный корсет у ребенка готов к нагрузке, малыш садится самостоятельно, поворачиваясь на бок или подтягиваясь за решетку кроватки. Вплоть до 13-14 месяцев дети помогают себе рукой. потом мышцы спины укрепляются настолько, что ребенок может сесть с помощью одних лишь мышц живота, таза и бедер.

Как понять, что уже пора?

Если малыш может легко поднимать грудную клетку, лежа на животе, умеет переворачиваться в обе стороны и пытается подтянуться из положения «лежа на спине», это значит, что его мышцы шеи и груди окрепли для того, чтобы ребенок мог держать самостоятельно тело в вертикальном положении (пока с помощью дополнительной опоры).

Почему нельзя торопиться?

Падения на бок и круглая спинка говорят родителям о том, что мышцы спины еще не готовы. Поэтому таких детей требуется высаживать с поддержкой спины и лишь на наклонную поверхность (к себе на колени, в стульчик с наклоном спинки 30°).
Если пытаться посадить малыша со слабой спиной вертикально, можно получить не раннее развитие, а ранний сколиоз или другие заболевания позвоночника.

Активный или гиперактивный?

«Непоседа», «вечный двигатель», «ураганчик»… Какие только определения не слышат родители в адрес своего чрезмерно активного чада. В младенчестве кроха не раз выпадал из коляски, позже – выламывал прутья кроватки, чтобы беспрепятственно вылезать из нее. В четыре года маленький озорник не способен дослушать сказку, а увлечь его тихой игрой хотя бы на десять минут, трудно выполнимая задача.

Стоит ли беспокоиться, если ваш малыш полон неисчерпаемой энергии, а вы далеко не всегда находите с ним «общий язык»? Поговорим об этом с детским неврологом ОКДЦ, Надеждой Леонидовной Ким.

От истории болезни к истории здоровья

Не каждого возбужденного и невнимательного проказника стоит относить к категории детей с гиперкинетическим расстройством. Если у ребенка энергия бьет через край, он становится непослушным и упрямым, нередко злится – это еще не значит, что он болен.

Согласитесь, у каждого человека (и дети тут не исключение) время от времени случаются моменты гневливости. Сколько детей не желают укладываться спать или балуются в супермаркете! Шумный малыш-полный сил с раннего утра – это повод для радости, а не беспокойства.

— Но есть, наверное, и признаки, которые явно говорят об отклонениях поведения?

Обычно признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у ребенка обнаруживаются в возрасте двух-трех лет. Однако часто родители обращаются за врачебной помощью лишь когда малыш идет в школу. Именно тут проявляются проблемы, бороться с которыми становится все сложнее. Прежде всего это:

  • суетливость, беспокойство, неусидчивость;
  • эмоциональная нестабильность, импульсивность;
  • игнорирование правил поведения;
  • сложности с организацией деятельности;
  • забывчивость и склонность терять вещи;
  • проблемы со сном.

— В чем причины таких нарушений?

На сегодняшний день основной причиной гиперкинетического расстройства считается генетическая предрасположенность: около 30% родителей детей с синдромом гиперактивности страдали тем же недугом.
В некоторых случаях причиной гиперактивности ребенка становятся нарушения внутриутробного развития. Если на протяжении беременности у будущей мамы был токсикоз или повышенное давление, а у малыша диагностировали внутриутробную асфиксию, риск развития заболевания увеличивается как минимум в три раза. Кроме того, стремительные или, наоборот, затяжные роды, употребление матерью никотина или алкоголя во время беременности или грудного кормления. тоже могут стать причиной синдрома гиперактивности ребенка. Среди таких причин и хроническая патология , отиты и соматические заболевания, частые простуды, прием сильнодействующих лекарств в возрасте до 1 года. Повлиять на нервную систему могут также травмы головы и падения в грудном возрасте.
Вашему малышу нужна любовь и забота.

Читайте также  Психолого педагогические основы позновательного развития детей

— Что предпринять мамам и папам, если они столкнулись с подобным диагнозом?

Многие родители не считают нужным бороться с синдромом гиперактивности у детей, списывая плохое поведение на трудный возраст. Однако в дальнейшем болезнь оборачивается куда более серьезными проблемами — плохой успеваемостью школьника, частой критикой со стороны учителей и друзей, нервными срывами и постоянными стрессами, обидчивостью, снижением иммунитета, социальной изоляцией.

Любое задание утомляет такого ребенка очень быстро, буквально через пару минут после начала. Сосредоточиться на изучении нового предмета практически невозможно. Садясь за домашнее задание по языку,ребенок открывает тетрадь по математике и не замечает, что пишет текст на листе в клетку. Он забывает записать информацию в дневник, может забыть учебник и тетради на парте или не услышать обращенную к нему просьбу, избегает заданий, требующих внимания и сосредоточенности.

У таких детей, как правило, очень плохая память. Пытаясь заучить что-то наизусть, ребенок может повторить фразу двадцать раз и не воспроизвести ее уже через минуту. Происходит это из-за постоянной отвлекаемости: дети механически произносят заучиваемые слова, но мысленно следят за ползущей мухой на стене или прислушиваются к звукам с улицы.

Поэтому надо как можно раньше обратить внимание на особенности поведения вашего ребенка, обратиться за консультацией к опытному специалисту и провести комплексную корректирующую терапию.

Задача врача – собрать информацию и провести комплексное обследование, чтобы исключить другие возможные причины такого поведения ребенка — внезапное изменение в семье, например развод родителей, недиагностированную эпилепсию, депрессию, снижение слуха, зрения, и другие соматические заболевания, воздействующие на функции головного мозга.

Какие конкретные советы можно дать родителям , чтобы облегчить общение с таким ребенком?

— Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании. Следите за своей речью, говорите всегда медленно, спокойным голосом.Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии. Не допускайте ссор в присутствии ребенка. Оберегайте ребенка от переутомления, т.к. оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности.Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора или у компьютера.

Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и в крупных увеселительных центрах оказывают на ребенка чрезмерно возбуждающее действие.

Ребенок в 11 месяцев не сидит

Ваш ребенок какает только в памперс? Проблемы с горшком у ребенка.

Редко стала встречать детей у себя на психологической консультации, не имеющих «горшочных» проблем. Жалобы родителей сводятся к одному — ребенок не хочет, отказывается ходить на горшок.

Ребенок может писать, а может и не писать в горшок, но какает всегда стоя в трусики или подгузник или вообще не какает. И тут речь пойдет о детях от 2 лет с полностью сохранным интеллектом и критикой к своим действиям. Иными словами, ребенок может и в состоянии сходить на горшок, у него все в порядке и недержания не наблюдается, мозг созрел, но сформировался полный негатив к горшку. Большинство таких детей уже очень давно не носят памперсы и специально просят подгузник у родителей, покакать в него.
Большинство детей с такими отклонениями — следствие неправильного использования подгузников и слишком раннего знакомства с горшком.

Ошибки при знакомстве с горшком:

  • слишком рано
  • слишком настойчиво
  • закрепление негативного сценария
  • нет терпения у родителей
  • завышенные требования
  • и, как ни странно, отсутствие рамок/границ

Часто родители просто не знают, что к сложностям с горшком могут привести:

  • нарушение ролей и иерархии в семье
  • неблагоприятный психологический климат в семье
  • слишком опекающие родители
  • слишком деспотичные родители

Сам по себе способ утилизации естественных отходов — социальная вещь, в разных культурах и в разные времена всегда были слишком различные модели поведения.

А биологически обусловленной программы в пользовании горшком нет, есть только модель, принятая в каждой конкретной семье.

И у ребенка могли не сработать социальные стимулы. Он не вписывается в эту модель. Не хочет быть как все, хочет быть «маленьким» и какать в памперс. Так спокойнее, надежнее, привычней…

Чтобы что-то изменить потребуется много времени и терпения. И если терпения родителей не хватает проделать все изменения самостоятельно, то потребуется помощь психолога. Причем посещение психолога показано не только ребенку, но и родителям.

Что же мешает ребенку принять нормы поведения?

Ребенок постоянно в подгузнике. Он не имеет возможности познакомиться со своим телом, с процессами выделения.

Если малыш без памперса бывает мало, то осознать связь между процессом дефекации и мочеиспускания и результатом он не сможет.

Дети, часто и долго бывающие в подгузниках, не хотят ничего менять. Им комфортно иметь «защитный» слой на нижней половине тела.

Страх унитаза или туалета. Прежде чем осваивать горшок или унитаз, надо познакомиться со всеми процессами туалетной комнаты. Возможно, у мамы на руках понаблюдать как что-то можно вылить в унитаз, бросить кусочек туалетной бумаги, понаблюдать за спуском воды. Посмотреть, как выливают горшочек.
Регресс. Часто, после казалось бы приобретенного навыка использования горшка, малыш вдруг отказывается снимать памперс, хочет и писать и какать снова только в него.

Постарайтесь не заострять на этом внимание. Проявите терпение. Ваша неправильна реакция может закрепить нежелательное действие.

Через какое-то время малыши возвращаются к привычному способу дефекации.
Если этого не произошло, работаем и играем с такими детками как будто они никогда и не какали на горшке.

Медведева Наталья - Клинический психолог, детский и взрослый психолог, нейропсихолог.

Медведева Наталья

Клинический психолог, детский и взрослый психолог, нейропсихолог.

Нарушение осанки у детей

Нарушение осанки у детей – это патологическое состояние позвоночника, при котором меняется его нормальное физиологическое положение. Деформации могут быть от рождения либо появляться в процессе роста и развития опорно-двигательного аппарата. Запущенные формы заболевания приводят к серьезным осложнениям, поэтому требуют своевременной комплексной терапии для восстановления правильной позиции костных структур.

Общее описание патологии

Согласно статистике, такая болезнь встречается крайне часто. Процент заболевших растет по мере взросления. Если у малышей до трех лет патологию диагностируют всего в 2%, то в дошкольном и школьном возрасте от нее уже страдает более 33% детей, а среди подростков заболевание диагностируют и вовсе в 67% случаев.

Патология требует своевременной коррекции Источник:
Нарушение осанки у детей младшего школьного возраста. Методы профилактики и коррекции нарушения осанки средствами физической культуры. Горбунова Т.А. Инновационная наука, 2016 . От правильного формирования скелетных структур зависит здоровье ребенка в целом. Некорректное развитие провоцирует неравномерное распределение нагрузки, из-за которого повышается давление на суставы, происходит смещение костей, возникают патологии внутренних органов, появляются сбои в работе нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем. Среди осложнений – сколиоз, остеохондроз, межпозвоночная грыжа и другие опасные отклонения.

Причины нарушения осанки у детей

Как мы уже упоминали, деформации бывают врожденными и приобретенными. Причем 90-95% случаев относятся именно ко второй группе. Предпосылки нарушения влияют на симптоматику и особенности течения патологии.

Читайте также  Марцинковская т д диагностика психического развития детей

К врожденным причинам относятся такие факторы:

  • неправильное положение плода в утробе;
  • внутриутробные патологии формирования позвоночника (например, формирование дополнительных позвонков, их клиновидная деформация и др.);
  • дисплазия соединительных тканей;
  • миотонический синдром;
  • травмы во время родов (кривошея, подвывих первого шейного позвонка, вывих тазобедренного сустава и др.).

Некоторые врожденные отклонения могут корректироваться самостоятельно в процессе роста организма. Но лишь при условии, что ребенок абсолютно здоров. В ином случае патологии прогрессируют, вызывают искривление осанки и тяжелые формы деформаций.

К причинам приобретенного искривления относятся:

  • Недостаточная физическая активность. Если родители делают упор только на интеллектуальные способности малыша, он много времени проводит сидя и мало двигается. Соответственно, мышечный каркас, который удерживает позвоночник в правильном положении, не развивается.
  • Нефизиологичная поза. Если ребенок сутулится, всегда носит рюкзак в одной руке или сидит за неподходящей по высоте партой, со временем разовьется асимметрия опорно-двигательного аппарата. К этой же группе предпосылок относятся и слишком раннее высаживание малыша либо постановка его на ножки, расположение грудничка на одной руке.
  • Травмы, болезни. Перенесенные болезни могут стать причиной осложнений, которые влияют на суставы, вызывают искривление позвоночника. В группе риска – дети, которые переболели полиомиелитом, туберкулезом, остеомиелитом, малыши с диагностированной близорукостью, косоглазием, астигматизмом, переломами. Предпосылкой также может стать ожирение, дефицит полезных веществ в организме.

Виды нарушения осанки у детей

Врачи прибегают к следующей классификации искажений:

  • Нарушения в сагиттальной плоскости – неправильное соотношение физиологических изгибов позвоночника. К ним относятся сглаживание или увеличение позвоночных изгибов, увеличенные или уменьшенные поясничные лордозы, грудные кифозы (круглая или плоская спина, сутулость).
  • Нарушения во фронтальной плоскости – асимметричное расположение половин туловища.

Специалисты также выделяют три степени тяжести искривления:

  • Первая степень – осанка незначительно изменена, патологию легко устранить, просто сконцентрировав внимание ребенка на правильном положении тела.
  • Вторая степень – более выраженные деформации, которые лечат с помощью разгрузки позвоночника.
  • Третья степень – тяжелые искажения, которые требуют комплексного длительного лечения.

У дошкольников чаще всего диагностируют патологию 1-2 степени, у школьников и подростков – более сложные типы 2-3 степени Источник:
Этиология и классификация нарушений осанки. Левин А.В., Викулов А.Д. Ярославский педагогический вестник, 2013 .

Симптомы

Эффективность борьбы с искажением зависит от того, насколько вовремя родители распознали наличие отклонений и обратились за медицинской помощью. Прежде всего, необходимо регулярно осматривать ребенка. Важно обращать внимание на положение плеч и лопаток, которые должны находиться на одном уровне. Если визуально сделать оценку сложно, можно использовать для этого подручные средства.

Обнаружить нарушения у малышей легко по складкам под ягодицами, а также по положению ключиц и сосков. Они должны быть симметричными и находиться на одном уровне.

Осмотр сбоку позволит заметить сутулость или круглую спину. Самый простой тест заключается в том, чтобы поставить ребенка к стене спиной. Ровной плоскости должны коснуться затылок, лопатки, ягодицы и голени. После этого нужно сделать шаг вперед. Если отклонения есть, они сразу станут видны.

Распознать наличие у ребенка нарушений осанки позволяют также наиболее очевидные признаки патологии:

  • При сутулости голова и плечи подаются вперед, а лопатки неестественно выступают назад.
  • При кифозе (круглой спине) голова наклоняется вперед, плечи опускаются, а грудная клетка западает. Одновременно с этим наблюдается уплощение ягодиц, полусогнутые ноги и ослабленный мышечный тонус.
  • При кифолордотических нарушениях (кругло-вогнутой спине) голова и верхний плечевой пояс наклоняются вперед, выпячивается живот и возникает чрезмерное разгибание ног в коленях.
  • При лордозе и грудном кифозе (плоско-вогнутой спине) увеличивается угол наклона таза, выпячиваются ягодицы и таз.
  • При плоской спине уменьшается наклон таза, лопатки выступают назад, а живот выпячивается вперед.
  • Ассиметричная осанка проявляется дугообразной деформацией, которая направлена вправо или влево. Голова наклоняется в сторону, а лопатки, плечи и соски находятся на разном уровне.

Дети с такими нарушениями страдают от вялости, апатии, анемии и плохой памяти. Они часто болеют простудными заболеваниями, пневмониями, бронхитами. Поступают жалобы на боли в спине и голове, плохое зрение.

Диагностика

При обнаружении симптомов и наличии подозрений на развитие нарушений, нельзя затягивать с консультацией у детского травматолога-ортопеда или вертебролога. Специалист проводит визуальный осмотр: изучает костные структуры в стоячем положении. При этом важно оценить положение во всех проекциях: сзади, сбоку, спереди. Врач ищет отклонения от нормального расположения скелета, изучает наличие асимметрии. Для максимальной точности специалист измеряет разные оценочные показатели: расстояние между лопатками, длину ног, отрезок между нижними углами лопаток и седьмым шейным позвонком и др.

Один из наиболее эффективных методов диагностики нарушений – это тест Адамса. Чтобы его провести, нужно просто наклонить пациента туловищем вперед. Благодаря этому врач определит степень скручивания и состояние позвоночных изгибов, которые помогают выявить сколиоз.

Чтобы максимально точно установить диагноз и разработать эффективную лечебную схему, врач назначает дополнительные инструментальные исследования: рентген, компьютерную или магнитно-резонансную томографию Источник:
Диагностика нарушений осанки и деформаций позвоночного столба. Орлов С.А., Юхвид Е.В., Ионина Е.В. Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2016. с. 269 .

Лечение

Клинические рекомендации при выявлении нарушений носят комплексный характер. Главная цель терапии – сформировать крепкий мышечный корсет и разработать правильный стереотип положения корпуса. Для этого назначают:

  • Лечебную физкультуру, гимнастику. Адекватные физические нагрузки в соответствии с возрастом – важная часть терапии. Упражнения помогают укрепить мышцы, сформировать крепкий каркас, который будет фиксировать позвоночный столб в корректном положении Источник:
    ЛФК при нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии. Аливердиева М.С., Демьянова Л.М., Смирнова О.С. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2016 .
  • Массаж. Пациенту подбирают необходимый вид массажа: общий, ортопедический, спины, грудной клетки, поясницы и др.
  • Физиотерапию. Хороший эффект демонстрирует электрофорез, электростимуляция спинных мышц, талассотерапия, пелоидотерапия и другие процедуры, которые проводят курсами по назначению врача.
  • Мануальную терапию. Сеансы помогают скорректировать положение позвоночника через высвобождение зажатых нервных волокон, нормализацию нервных импульсов, снятие блоков.
  • Гидротерапию. Предусматривает использование водных процедур, которые стимулируют кровообращение, снимают спазм, корректируют искривление.
  • Лечебное плавание. Позволяет естественным путем разгрузить позвоночник, наладить симметричную работу мышц и укрепить их, улучшить координацию движений Источник:
    Коррекция нарушения осанки у детей школьного возраста. Даниленко Л.А., Артамонова М.В., Артемьева Е.М. Медицина: теория и практика, 2019. с. 181 .

Меры профилактики нарушений осанки у детей

Терапия искажений осанки требует много времени и усилий. Гораздо проще предотвратить болезнь. Ведь чтобы сохранить костные структуры здоровыми, достаточно приучать ребенка к:

  • подвижному образу жизни;
  • занятиям спортом с равномерными нагрузками на весь организм;
  • правильному питанию, которое позволит контролировать вес и не допускать ожирения.

При этом важно регламентировать время, которое ребенок проводит у компьютера или телевизора, делать перерывы во время занятий. Необходимо также следить за тем, чтобы обувь соответствовала размеру и отвечала ортопедическим нормам, а стул и стол, за которыми занимается ребенок, подбирать согласно росту и анатомическим особенностям Источник:
Профилактика нарушения осанки у детей. Покатилов А.Б., Новак А.П., Хворостова А.В. Главный врач Юга России, 2017. с. 13-19 .

Маленькие сомнамбулы

Детский организм настолько интересен и загадочен, что иногда поведение ребенка кажется удивительным и даже мистическим. Человеку, непосвященному в «тайны» детства, некоторые действия могут показаться ненормальными, противоестественными. Речь идет о таких непонятных явлениях, как снохождение (лунатизм) и сноговорение ребенка. Явления эти с древних времен волновали умы ученых, и в наше время уже хорошо ­изучены.

Читайте также  Игры на развитие мелкой моторики

Сноговорение — явление, когда дети во время сна произносят различные звуки, фразы. Зачастую фразы эти настолько неотчетливые, что невозможно понять, о чем речь. Ночной «разговор» может продолжаться несколько секунд, а иногда минут. Приступы сноговорения обычно слабо выражены и довольно редки, это не должно волновать родителей и не требует специального лечения. Подобное состояние может быть следствием дневных стрессов, усталости и дефицита ­сна.

Снохождение, или сомнамбулизм (F51.3 по МКБ — 10, лунатизм) — известное с древних времен удивительное расстройство детского сна. Снохождение чаще выражено в полную фазу луны (отсюда и название — лунатизм). По данным статистики, примерно 10–30 % детей хоть раз в жизни испытывали на себе симптомы сомнамбулизма. А у 3–5 % явление имело повторный характер. Чаще всего снохождение бывает в возрасте от четырех до двенадцати лет, и скорее встречается у мальчиков. Хотя возможно появление признаков лунатизма у детей и в подростковом ­возрасте.

Как это выглядит?

На взгляд неискушенного наблюдателя происходит нечто таинственное: среди ночи, примерно через 1–2 часа после засыпания, малыш встает с постели и начинает ходить или что‑то делать. Иногда ребенок может не вставать, а просто проявлять признаки беспокойства, «крутясь» на кровати. Кажется, что малыш все делает осмысленно, как будто он проснулся и отдает отчет своим действиям, на самом деле он находится в глубоком ­сне.

Если приглядеться, можно заметить, что все движения ребенка бессмысленны и плохо координированы. Чаще всего можно наблюдать хождение по разным комнатам, реже можно видеть действия с предметами, которые как бы копируют обычные ежедневные действия (одевание, манипуляции с игрушками и т. д.). Обычно снохождение продолжается от нескольких минут до получаса. Взгляд малыша становится отрешенным, выражение лица безучастным, какая‑либо реакция на окружающих отсутствует. Разбудить малыша тяжело, но если вдруг эти попытки увенчались успехом, то он долго не может прийти в себя, не понимает и не помнит, что делал, он просто дезориентирован.Дело в том, что действия во сне происходят в фазе глубокого (медленного) сна. Поэтому все, что было в этот период во сне, ребенок после пробуждения не ­помнит.

Причины лунатизма у детей

Как проявляется лунатизм у детей? Механизмы сноговорения и снохождения похожи на механизмы появления ночных детских страхов. В первую половину ночи не происходит плавного перехода от глубокого сна к поверхностному, поэтому развивается возбуждение в двигательных центрах коры головного мозга, что и является причиной появление сомнамбулизма у детей. Также как и ночные детские страхи, явления снохождения и сноговорения «любят» появляться в периоды стрессов, недосыпания, усталости.

Лунатизм связан с наследственностью. Согласно статистическим данным, в 30–60 % случаев такие же расстройства сна имелись у родственников малыша. Обычно сомнамбулизм у детей не требует специфической терапии и исчезает к шестнадцатилетнему возрасту.

Но нужно помнить, что в некоторых случаях (очень редко) под якобы «доброкачественным» сомнамбулизмом могут скрываться ночные эпилептические приступы. И в этом случае необходимо серьезное и безотлагательное лечение.

По внешнему виду отличить лунатизм от эпилепсии сложно, но вполне возможно: снохождение длится 5–30 минут, а ночные эпиприступы — 20 секунд — 5 минут; снохождение обычно постепенно прекращается самостоятельно или при лечении седативными препаратами к 12 годам, а эпиприступы во сне «поддаются» только противоэпилептической терапии. В дифференцировке этих состояний также может помочь консультация невропатолога и ночная полисомнография (ночной ЭЭГ мониторинг).

Опасен ли детский лунатизм и как себя вести родителям?

Если в семье есть ребенок-лунатик, не нужно волноваться и «сеять» панику, родители должны успокоиться. Нужно рекомендовать взрослым лишь более внимательно присматриваться к малышу во время его ночных хождений. Это необходимо, чтобы описать в подробностях все действия ребенка специалисту.

Важный момент: ребенка не нужно будить. Лучше просто провести его назад на кровать и подождать, когда малыш снова уснет. Впрочем, некоторые дети могут «поддаться» мягкому и ласковому пробуждению, после чего их легче перенести в спальню в свою кроватку.

Родителям не стоит обсуждать снохождение с ребенком. Можно лишь попытаться осторожно выяснить, помнит ли он что‑нибудь из прошлой ночи.

Обеспечить безопасность

Как мы уже упоминали, сноговорение практически безопасно, да и снохождение само по себе серьезной опасности для здоровья не представляет. Но существует опасность последствий. По данным статистики, дети, страдающие снохождением, в 25 % случаев причиняют себе вред (столкновение с опасными предметами, падение с крыши, выпадение из ­окна).Нередко дети-сомнамбулы причиняют повреждения окружающим — ранения острыми предметами и т. ­д.

Если факт сомнамбулизма очевиден и доказан, следует «рассчитать» вероятные «маршруты» ночных прогулок малыша, и тем самым предотвратить риск ­повреждений.

При приступах снохождения нельзя закрывать детей одних в комнате, но можно ограничить их выход из комнаты с помощью специальных предметов: дверь с сеткой, заборчик. Это поможет родителям услышать необычные ночные шумы и вовремя прийти на ­помощь.

Бывают случаи, что родители сами не замечают приступов лунатизма у ребенка (крепко спят и т. д.), но у них закрадываются подозрения. В таком случае можно «положиться» на радионяню или ­видеокамеру.

Снять напряжение

С медицинской точки зрения при детском сомнамбулизме эффективными будут незапланированные пробуждения ребёнка. Прерывание цикла сна предотвращает приступ снохождения. Лучше выработать своеобразный «график» сна. В первую очередь подразумевается отказ от активных игр перед сном и обеспечение полной тишины при ­засыпании.

При сомнамбулизме хорошим эффектом обладают успокаивающие чаи из лаванды, мелиссы, валерианы. Эти чаи способствуют стабилизации сонных ритмов. Благоприятно влияет хмель, который можно оставить в мешочке под подушкой малыша. Хмель оказывает успокоительное ­действие.

Хорошо перед засыпанием поговорить с ребенком о том, как у него прошел день, или просто похвалить малыша за хорошие поступки, которые он совершил днем. Даже обычные сказки на ночь и колыбельные могут существенно снизить риск появления приступов ­сомнамбулизма.

Наладить семейную обстановку

Такие хронические нарушения сна, повторяющиеся по несколько раз в месяц, незаметно и постепенно формируют поведенческую инсомнию, т. е. расстройство организации поведения, обусловленное неправильным сном, которое «превращает» жизнь родителей в ­кошмар.

Если мама ребенка, страдающего снохождением и сноговорением, полноценно не спит в течение трех-шести месяцев, то очень скоро она будет нуждаться в неврологической помощи! И хотя на первый взгляд сам ребенок не страдает от недосыпания, но проблемы со сном матери неизбежно вызывают психологические проблемы и у ребенка.

На практике заметна теснейшая связь расстройств сна у ребенка с психологическими неудачами в семье. «Климат» в семье при хронических расстройствах сна у ребенка заметно меняется не в лучшую сторону. И возникает замкнутый круг, где детские расстройства сна приводят к психологическим проблемам в семье, которые неминуемо ведут к учащению приступов сомнамбулизма. Не все семьи способны самостоятельно справиться с этими проблемами. В таком случае хорошие педиатры, неврологи и психологи помогут найти выход из сложной ситуации и справиться с ­трудностями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: