Ребенок отстает в развитии на 2 месяца

Ребенок отстает в развитии на 2 месяца

Ожидая рождение ребенка, каждый из нас заранее представляет, каким занятным и веселым будет малыш, как счастливо изменится наша жизнь с его появлением. Однако жизнь есть жизнь, и, к сожалению, статистика неумолима: детей с особыми возможностями здоровья становится больше год от года. Причиной тому могут стать повседневные стрессы, плохая экология и питание, трудная наследственность, осложненные роды, болезни малыша первых трех лет и многие другие вредоносные факторы, которых ученые выделяют до четырехсот.

Часто в больших заботах, занятости и усталости, которые испытывают родители с появлением ребенка, не сразу становятся заметны признаки отклоняющегося развития ребенка. Бывает и так, что родители видят, что ребенку не все удается, не все у него получается, но ждут, что это состояние пройдет само, ссылаясь на опыт других.

Никто не планирует рождение ребенка с проблемами в развитии, это страшно предположить, еще страшнее поверить. Однако совершенно недопустимо терять бдительность либо умышленно не замечать признаки неблагополучного развития. Не предположение ученых, а проверенный временем факт, что многие формы отставания в развитии могут быть успешно преодолены либо компенсированы, если они были выявлены на ранних стадиях развития ребенка. Своевременно начатые медицинские мероприятия, умноженные на терпеливый педагогический труд, дают свои результаты даже в самых тяжелых случаях. Природа устроила детский организм так, что даже при сложных формах нарушений всегда есть место развитию.

Что же обозначает термин «отставание в развитии»?

Нормальное развитие предполагает определенную последовательность формирования механизмов мозга. Они обеспечивают своевременное и качественное появление определенных признаков здорового психического и моторного развития. Они проявляются в ответных реакциях и поведении ребенка. На первых месяцах жизни ребенка характер этих признаков очень специфичен и лишь только врач может определить и оценить степень их полноценности. Вот почему не стоит пренебрегать осмотрами педиатра и узких специалистов ребенка до года. Развитие ребенка первого года жизни протекает очень бурно. Мозг ребенка развивается очень активно. Буквально день ото дня возможности ребенка очень изменяются, а вместе с ними ширится и диапазон умелости ребенка. Своевременное появление определенных изменений в поведении ребенка говорит о благополучном ходе его развития, а вот их запаздывание может стать сигналом формирующегося отставания в развитии. В основе любого отставания лежит сбой механизмов центральной нервной системы. Страдают либо выпадают участки, отвечающие за формирование того или иного навыка. Несформированный вовремя навык влечет дальнейшее неполноценное развитие, так как сам в свою очередь является базой для формирования новых умений и навыков. Возникает пробел, который снижает количественный и качественный показатель развития.

Однако следует помнить и о том, что каждый ребенок развивается на своей скорости. Нет для определения развития строгого календарного срока, но есть возрастные периоды, в пределах которых формируется база для возникновения тех или иных навыков. Так границей появления первых слов принято считать конец первого года. Отсутствие наличия отдельных слов в этот возрастной период говорит о запаздывающем характере формирования речи.

Что же делать? Родители ближе всех находятся к ребенку. Именно они видят все перемены, происходящие с ним. Вот почему следует как можно раньше научиться наблюдать своего ребенка.

Итак, наблюдение. На что же необходимо обратить внимание при оценке развития ребенка? С самого рождения ребенка мы видим, как малыш совершает различные движения, радуемся первой улыбке. Постепенно характер и разнообразие движений расширяется. Обращайте внимание на то, как долго ребенок удерживает взгляд на предмете, ловят ли его глазки ваш взгляд и ласковую улыбку, возникает ли радостное оживление на ваше лицо и радостные призывы. Эти проявления свидетельствуют о начале формирования не только моторных функций, но и о состоянии эмоциональной сферы. К концу первого, началу второго года жизни ребенок начинает самостоятельно ходить. У многих детей с отклонениями в развитии этот период затягивается. В этом случае есть повод обратиться к неврологу. Стоит обратить внимание и на двигательную активность рук. Если ребенку долго не удается захватывать предметы, он с трудом всей кистью старается брать их, испытывает при этом напряжение, а движения рук неточные, так же потребуется консультация врача.

Важным показателем развития ребенка является состояние речи. Этот процесс находится в тесном взаимодействии с мышлением, оказывая на него непосредственное влияние. Очень важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие, а не дожидаться, когда ребенок сам заговорит. Критерий оценки прост: чем старше ребенок и чем хуже он говорит, тем глубже уровень недоразвития речи. К пяти-шести годам в целом завершается звуковое и грамматическое ее оформление. Выраженные речевые нарушения в этот возрастной период-это сфера деятельности логопеда. Лишь комплексное его обследование даст четкую картину структуры и степени отставания.

Игра так же является особым явлением детского возраста. Она является одним из показателей нормального развития. У детей с отставанием в развитии игровая деятельность развита слабо либо вовсе не развивается без помощи взрослых. И снова наблюдайте. Уже на первых месяцах жизни ребенок может не проявлять интереса к игрушкам, а монотонно и однообразно манипулировать ручками в поле своего зрения.

Некоторые дети с эмоциональными нарушениями играют своеобразно, часто с неигровыми материалами: веревочками, шнурками, кастрюлями и другими предметами. Их игры однообразны и в то же время отличаются одержимостью. Ребенок поглощен своими действиями, может смеяться, говорить с собой, подпрыгивать, бегать на пальчиках, трясти руками.

Игра стимулирует развитие интеллекта и речи, поэтому следует как можно больше играть с ребенком, обучать его действиям с игрушками, знакомить с ролевыми и сюжетными играми.

Играя с ребенком, общаясь, выполняя привычные процедуры с ним (кормление, купание, умывание, переодевание), обращайте внимание на степень эмоционального участия ребенка в этих занятиях. Эмоциональное развитие в структуре психического развития занимает очень важное место. Речь пойдет о «шустриках» и «мямликах». Есть дети, эмоциональная активность которых выражена достаточно слабо. Они отличаются эмоциональной вялостью, слабостью волевых усилий. Они часто пассивны, бездеятельны, их игровая деятельность развита слабо. Это гиповозбудимые дети.

Внимательно наблюдая своего ребенка, родители могут отметить проявления, противоположные, описанным выше. Есть дети, которых отличает общее двигательное беспокойство, нарушение сна, общая повышенная возбудимость в виде плача, пронзительного крика, склонности к насильственным движениям. Это так называемые гипервозбудимые дети. Обе эти категории детей требуют пристального внимания родителей и специалистов – врачей, педагогов.

Каждый ребенок с отклонениями в развитии нуждается в специальных приемах обучения и воспитания. Родители часто заблуждаются, полагая, что отставание в развитии можно преодолеть одними лишь медицинскими средствами. Важно знать, что ни одно даже самое лучшее лекарство не даст максимального положительного воздействия без специальной системы занятий с ребенком. Отставание в развитии не лечится, а преодолевается совместными усилиями врача, дефектолога, психолога, логопеда с обязательным ведущим участием родителей.

Современная педагогическая помощь в сочетании с лечением может привести к стабильной компенсации и последующему благополучному развитию. Отсутствие своевременной должной медико-педагогической помощи детям с отставаниями развитии ведет к нарастанию трудностей в обучении и поведении.

Вовремя замеченные проблемы и своевременно оказанная помощь ребенку с особыми возможностями здоровья – это залог его будущего успешного вхождения во взрослую жизнь. Пусть любовь родителей будет не только сострадательной, но и деятельной на всем пути взросления ребенка. Успехов вам, и помните: дорогу осилит идущий.

Учитель-дефектолог ГБОУ ЦППРиК
Исаенко Наталья Васильевна

Список литературы:

1. А. Л. Сиротюк «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» Москва, 2008.

2. Л. А. Данилова «Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития» СПб.: Детство-пресс, 2011.

3. Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова «Если Ваш ребенок отстает в развитии» Москва: Медицина, 1993.

Патологии внутриутробного роста и развития плода в фетальный период

Патологии внутриутробного роста и развития плода в фетальный период

Литература по перинатальной медицине включает в себя несколько потенциально противоречивых терминов и понятий, связанных с внутриутробными размерами и ростом плода. В этой статье параметры физического развития плода рассматриваются с акушерской точки зрения.

патологии роста и развития плода

Вы узнаете о физиологических механизмах, которые определяют возможности развития, факторы риска для аномальных отклонений, диагностические и прогностические проблемы, связанные с ограниченным и чрезмерным развитием малыша в фетальном периоде беременности.

Читайте также  Средний вес ребенка в 6 месяцев

Что такое фетальный период и зачем его нужно изучать

Период между 3-м и 9-м месяцем (до окончания внутриутробного развития) называется фетальным. В это время созревают ткани и органы, поэтому плод быстро растет. Фетальные размеры и траектория роста плода — важные показатели состояния здоровья малыша. Их изучают, используя стандарты, разработанные акушерами-гинекологами.

Современные врачи настаивают на том, что значительные отклонения от усредненных параметров могут четко указывать на патологии развития ребенка. В фетальный период хорошо выявляются пороки развития, связанные с деформациями и разрушением тканей, наступившими в силу инфекций, травм и других факторов.

Обнаруженные пороки могут быть незначительны или, напротив, заметно сказаться на здоровье ребенка в будущем. Поэтому все три скрининга при беременности включают обязательное изучение роста, веса и других характеристик плода.

Абнормальный фетальный рост


Задержкой внутриутробного развития плода можно считать дефицит массы от нормы, превышающий 10%. Аномалии роста и развития плода обозначаются, как:

  • низкий вес;
  • макросомия — слишком крупный вес;
  • малый гестационный возраст (SGA) — недостаточное соответствие параметров сроку беременности;
  • большой гестационный возраст (LGA) — избыточные параметры относительно срока беременности.

Диагнозы SGA или LGA, основанные на нормативных значениях стандартов роста плода, аналогичны диагностике недоедания у детей с использованием диаграммы веса по возрастам. Педиатрические таблицы соответствия измерений возрасту были разработаны методом наблюдения за нормально развитыми детьми с последовательными замерами через равные промежутки времени.

Стоит понимать, что плод может не соответствовать усредненным стандартам. Должны учитываться рост родителей, этнические особенности и другие факторы. Поэтому в постановке диагноза доктор рассматривает множественные характеристики и лишь после этого дает рекомендации.

Задержка внутриутробного развития: виды, прогноз

Диагноз «задержка развития» ставится при выявлении внутриутробного недоразвития физических параметров плода. При сильном недоразвитии плод погибает. Если патологии совмещаются с жизнью, то «маловесные» малыши рождаются недоношенными — до 37 недель. Менее 10% детей с ЗВРП имеют шанс родиться в нормальные сроки.

Возможны две формы задержки ВРП: симметричная и асимметричная.

  • Симметричная форма: дефицит массы тела сочетается с недостаточность длины роста и недоразвитием окружности головы.
  • Асимметричная форма: дефицит массы тела наблюдается при нормальных показателях роста и окружности головы. Эта форма встречается чаще.

Задержка внутриутробного развития может иметь разную тяжесть:

  • I степень — развитие плода отстает на 2 недели;
  • II степень — задержка развития на 2-4 нед;
  • III степень — плод отстает в развитии свыше 4-х недель.

Причины отставания в развитии и росте

Симметричная задержка развития чаще возникает из-за хромосомных и генетических нарушений плода, гипофункции (гипотиреоза) щитовидной железы у материи и недостаточности работы гипофиза (гипофизарного нанизма), вырабатывающего гормон роста соматропин. Влияют на развитие плода опасные инфекции, перенесенные матерью в период беременности — краснуха, токсоплазмоз, герпес и цитомегаловирус. Их определяют как ТОРЧ комплекс.

Асимметричная форма задержки развития связана с патологиями плаценты — фетоплацентарной недостаточностью, возникающей в третьем триместре беременности. ФПН приводит к гипоксии (кислородному голоданию) плода. Причины фетоплацентарной недостаточности — поздний гестоз, многоплодная беременность, дефекты пуповины, предлежание и сосудистая недостаточность плаценты.

Влияют на рост и физическое развитие плода сильнодействующие лекарства, радиация, никотин, алкоголь и т.д.

Роль плаценты в физическом развитии плода

Фетальный рост в значительной степени модулируется плацентарной функцией, ведь плацента отвечает за дыхание и питание младенца. Плацентарные нарушения приводят к критическим респираторным, печеночным и почечным нарушениям функции плода. В этом случае его рост и развитие затормаживаются.

Ранние проблемы с плацентой возникают из-за неполного вторжения трофобластов, что приводит к ремоделированию (патологическому изменению) миометрических артерий и уменьшению маточно-плацентарного кровотока, что обычно связано с преэклампсией (тяжелое состояние, сопровождающееся отеками, повышенным давлением и другими неприятными симптомами) и ограничением роста плода.

Исследования показывают, что способность маточной плацентарной единицы поддерживать плод постепенно уменьшается. Одновременно происходит увеличение диаметра пупочной артерии, изменение скорости и объема кровотока в ответ на растущие потребности плода. Эти параметры фактически покрывают постепенно снижающуюся способность матоплацентарной системы удовлетворять требования для нормального роста и развития.

Как развивается плод в фетальном периоде

Рост, размеры и пропорции плода в плодовом (фетальном) периоде постоянно меняются. Например:

  • Рост плода ускоряется во 2-м триместре, на 3-5-м месяцах.
  • Масса тела значительно изменяется в последние 2 месяца беременности.
  • На третьем месяце голова начинает расти медленно, а рост тела, наоборот, ускоряется.

Пропорции тела на 3-м месяце: размер головы равен половине длины тела малыша в сидячем положении (теменно-копчиковый размер).

Пропорции тела на 5-м месяце: размер головы равен трети длины тела в стоячем положении (теменно-пяточный размер). При рождении голова равняется 1/4 этой длины.

Уже на 3-м месяце личико малыша становится похоже на человеческое. Глазки и уши смещаются на нормальные позиции. Конечности становятся пропорциональными относительно длины тела. К концу третьего месяца длинные кости и череп начинают костенеть. А внешние половые органы развиваются настолько, что их легко различить на УЗИ.

Четвертый — пятый месяц плод активно растет в длину, а его масса составляет менее 500 гр. Начиная со 2-й половины фетального периода, плод прибавляет в массе. За последние 2 месяца малыш набирает половину веса от массы при рождении и приобретает четкие контуры тела благодаря образованию подкожного жира.

Перед родами головка плода становится большой и твердеет, ведь ей предстоит пройти тяжелый путь через родильный канал. Масса плода составляет более 3-х кг, а его рост — более 50 см.

Симптомы ЗВРП

Определить патологию беременная женщина самостоятельно не может. Проблема выявляется на плановом УЗИ плода, где гинеколог сравнивает полученные параметры с табличными данными. Поэтому очень важно посещать все плановые скрининги, а при обнаружении задержки развития или роста плода, проходить дополнительное обследование.

Важный симптом — редкие и слабые шевеления плода. Так бывает при значительной степени задержки развития, поэтому нужно обязательно обратиться в клинику.

Один из симптомов, говорящий о возможной задержке развития — недостаточный набор веса беременной. Этот признак нельзя считать на 100% достоверным, так как здесь оказывают влияние и другие факторы — качество питания, уровень физических нагрузок, особенности организма и т.д. Поэтому все-таки лучше в этом вопросе довериться УЗИ,

Обследование


Гинеколог, осматривая беременную, замеряет высоту стояния дна матки, сверяя ее с нормами, рассчитанными для данного срока беременности. Если размеры матки меньше нормы, нужно срочно делать УЗИ плода.

Во время УЗИ специалист фиксирует у плода несколько параметров:

  • окружность головы;
  • окружность живота;
  • объем бедра.

Рассчитывается приблизительная масса плода.

При подозрении на патологии физического развития проводят допплерометрию, показывающую качество кровотока в сосудах плаценты и малыша.

Ещё одно важное исследование — кардиотокография плода, регистрирующая сердцебиение. Норма 120 — 160 уд. в мин. При недостатке кислорода, сердцебиение меняет ритм в большую или меньшую сторону

Лечение задержки развития и роста плода

Современная медицина позволяет лечить многие патологии ЗВРП, поэтому очень важно вовремя выявить проблему. При небольшом отставании 1 степени необходимо наблюдение, это может быть временное явление и все восстановится. При прогрессировании проблемы, потребуется лечение препаратами, улучшающими маточно-плацентарный кровоток.

Гинеколог может назначить:

  • Токолитические лекарства, расслабляющие матку: бета-адреномиметики и спазмолитики. Это могут быть таблетки, уколы и капельницы.
  • Инфузионную терапию глюкозой, кровезаменителями, снижающими вязкость крови. Препараты вливаются внутривенно.
  • Лекарства, улучшающие микроциркуляцию и обмен веществ в тканях. Обычно вводятся внутримышечно.
  • Витамины группы С, В, микроэл. магния и т.д. Вводятся внутримышечно.
  • Озонотерапию и кислородотерапию.

Лечиться и наблюдаться придется всю беременность. Кроме этого, врач назначит диету. Питание должно быть сбалансированным и содержать молочные и мясные продукты. Также нужно соблюдать режим дня, гулять и избегать депрессивных состояний.

Осложнения ЗВРП

К сожалению, такие патологии не проходят бесследно. Возможны следующие осложнения:

  • внутриутробная гибель плода;
  • преждевременные роды;
  • кислородное голодание (гипоксия) плода;
  • аномалии развития.

После родов у таких малышей повышен риск развития неврологических расстройств, гипогликемии, синдрома дыхательных расстройств, гипокальциемии (недостатка кальция). Чтобы избежать проблем нужно своевременно обследоваться и лечить инфекционные заболеваний до беременности.

Где пройти обследование на патологии плода в Санкт-Петербурге

Приглашаем всех женщин пройти полное обследование во время беременности в специализированной клинике Диана в СПБ. У нас можно сдать анализы на инфекции, пройти генетический скрининг, сделать УЗИ плода. Обследование проводится на новом экспертном аппарате УЗИ с доплером в форматах 3Д и 4Д.

Читайте также  Когда можно давать ребенку пустышку

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Задержка психического развития и задержка психо-речевого развития (ЗПР, ЗПРР)

Задержка психического и речевого развития – это нарушение, связанное с задержкой в эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка. Это расстройство является более легким, чем, например, олигофрения, и поддается лечению и коррекции. Этот диагноз обычно ставится ребенку в раннем возрасте от 3-х до 7 лет, поэтому особенно важно не терять время и вовремя пройти коррекционный или реабилитационный курс, чтобы нарушение не превратилось в серьезную проблему и непреодолимое препятствие для посещения детского сада, обучения в общеобразовательной школе. А диагноз задержка психического развития не превратился в тяжелую Умственную отсталость, интеллектуальное недоразвитие или необучаемость (после 7 лет ребенка, если диагноз ЗПР не снят, он становится более тяжелым).

И, конечно, родителям нужно помнить, что диагноз может стоять, а может нет, но при отсутствии грамотной коррекции ребенок не сможет полноценно учиться в школе, даже если и сможет туда как-то попасть, станет объектом обидных насмешек сверстников и «вечно неуспевающим» для учителей, в результате к большому количеству интеллектуальных, эмоциональных нарушений прибавятся еще психологические проблемы, которые неизбежно приведут к психосоматическим заболеваниям, которые устранить будет куда сложнее, и в итоге ребенок всё равно не сможет учиться. Об этом нужно помнить тем родителям, кто считает, что задержка речи или общего развития ребенок сможет «перерасти», она сама «пройдет», «ещё не время» и тд.

Задержка психического и речевого развития – это нарушение, связанное с задержкой в эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка.

Существует несколько причин возникновения ЗПРР у детей:

Дети с ЗПРР конституционального происхождения характеризуются инфантильным типом телосложения, имеют эмоциональное развитие, характерное для более младшего возраста, могут творчески мыслить и долго играть. Дети с подобными отставаниями гораздо более подвижны, чем их сверстники, однако при интеллектуальных нагрузках устают раньше. Таким детям трудно усваивать общую школьную программу и подчинятся общей дисциплине.

Дети с ЗПР соматогенного происхождения менее развиты в эмоциональном плане из-за каких-либо хронических заболеваний, например, порока сердца. Такие дети чувствуют неуверенность в собственных силах, боятся окружающего мира, легко теряются в непривычных условиях.

Дети с задержкой психо-речевого развития психогенного происхождения страдают данным расстройством исключительно из-за неправильного воспитания. У детей с подобным отставанием бывают большие проблемы с дисциплиной, у них отсутствуют чувство ответственности и самоконтроля, они не умеют ограничивать свои желания и зачастую проявляют излишнюю эмоциональность.

Дети с ЗПР церебрально-органического происхождения страдают поражением головного мозга. У одних детей задержка проявляется в форме небольшого отставания развития, у других – в форме олигофрении. Дети с подобными задержками могут иметь совершенно разные симптомы и зачастую кажутся своим родителям совершенно нормальными, что не совсем соответствует действительности.

Поставить диагноз может лишь специалист – психоневролог. Никакие учителя и социальные работники, какую бы квалификацию они не имели, не могут вынести «приговор». Однако если Вы сами чувствуете, что Ваш ребенок отстает в развитии, и, тем более, если Вам посоветовали обратиться к специалисту, сделать это следует немедленно: чем раньше начать лечение и коррекцию, тем проще избавить ребёнка от этой проблемы.

Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы.

Иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.

Такой комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином “синдром дефицита внимания с гиперактивностью” (СДВГ).

Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Кроме того, установлено, что после курса специального обучения различным техникам запоминания показатели ребят с ЗПР улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми.

ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

Очень важно начать проводить коррекционную программу как можно раньше – тогда у ребенка будет достаточно времени, чтобы пойти в школу подготовленным и не взвалить на себя с первого класса «печать» неуспешности. Медикаментозную поддержку и коррекционные занятия нужно начинать сразу же как психоневролог предположил диагноз, у малышей с ЗПР или ЗПРР есть несколько сочетанных нарушений, которые зависят друг от друга – так проблемы с самоконтролем естественно ведут к проблеме внимания, концентрации, а те в свою очередь ведут к проблемам общего и интеллектуального развития.

В нашем центре проблему ЗПР и ЗПРР решают комплексно несколько специалистов – речевой терапевт, дефектолог, нейропсихолог, двигательный терапевт.

ЗАДЕРЖКА РОСТА ПЛОДА

Задержка роста плода (ЗРП) — осложнение беременности, в результате которого наблюдают отставание роста, массы плода и других фетометрических показателей от средних нормативных для конкретного срока беременности.

Различают три степени тяжести ЗРП.

  • I — отставание фетометрических показателей на 2 нед.
  • II — отставание фетометрических показателей на 3–4 нед.
  • III — отставание фетометрических показателей на 4 нед и более.

Дети, рождённые с ЗРП, — не недоношенные. Они просто маленькие по росту и весу — значительно меньше, чем должны быть.

2. Почему возникает плацентарная недостаточность и ЗРП?

Пусковых факторов развития плацентарной недостаточности, приводящей к ЗРП, немало. Это могут быть плацентарные (дефекты пуповины и плаценты), экологические (неблагоприятное состояние окружающей среды, работа на вредных производствах и др.) и наследственные (генные и хромосомные нарушения, врождённые пороки развития) причины. Крайне важный аспект — состояние организма матери до зачатия: при различных заболеваниях и ухудшении здоровья женщины формирование эмбриона может происходить неправильно, с нарушениями клеточных и тканевых процессов, что в конечном итоге может стать причиной ЗРП и даже гибели плода.

Иногда причиной ЗРП может стать социальное неблагополучие матери, когда беременная несбалансированно питается или элементарно недоедает.

Факторы риска ЗРП

  • Возраст матери 40 лет и более.
  • Вредные привычки (курение, употребление алкоголя и наркотических веществ).
  • ЗРП у матери или отца.
  • Прошлые беременности с ЗРП (риск повторения — 25%).
  • Беременность с мертворождением в анамнезе.
  • Тяжёлая преэклампсия.
  • Хроническая артериальная гипертензия.
  • Сахарный диабет с сосудистыми осложнениями.
  • Почечная и печёночная недостаточность.
  • Железодефицитная анемия.
  • Ожирение.
  • Инфекции, передаваемые половым путём.
  • Гинекологические заболевания (эндометрит и другие инфекционно-воспалительные заболевания, СПКЯ, доброкачественные опухоли матки).
  • Перенесённый хирургический аборт.

3. Чем опасна ЗРП?

ЗРП — это не только малый вес и рост, плацентарная недостаточность чревата грозными осложнениями для плода и новорождённого. Известно, что смертность доношенных детей, родившихся с задержкой роста, в 3–8 раз выше, чем у нормовесных, и занимает второе место в структуре перинатальных потерь после недоношенности. У трети детей, родившихся с маленьким весом и ростом, отклонения в физическом развитии сохраняются до 1 года. Дети с задержкой роста входят в группу риска по поражениям центральной нервной системы, а количество младенцев с тяжёлыми психоневрологическими расстройствами может достигать 12–19%. У них часто наблюдают адаптационные срывы, ослабление иммунитета, а значит, они подвержены простудным и инфекционно-воспалительным заболеваниям. ЗРП может иметь последствия и во взрослой жизни человека, выступая фактором риска различных патологических состояний:

  • ожирения
  • сахарного диабета 2-го типа
  • гипертонической болезни
  • сердечно-сосудистых заболеваний
  • повышенного содержания холестерина в крови
  • психических нарушений; ухудшения когнитивных функций

ЗРП влияет не только на состояние плода и новорождённого, но и на дальнейшее здоровье человека. Вот почему важно своевременно диагностировать плацентарную недостаточность.

Читайте также  Как провести интересное занятие по экологии в подготовительной группе

4. Как можно выявить ЗРП?

Как правило, ЗРП протекает бессимптомно. С целью диагностики состояния используют разные методы — биометрические (определение высоты стояния дна матки и измерение окружности живота, ультразвуковая фетометрия с 20 нед беременности) и мониторинг состояния плода (его биофизический профиль и допплерометрическое исследование скорости маточно-плацентарно-плодового кровотока). Однако подобные обследования назначают и выполняют специалисты.

Вам как будущей маме следует обращать внимание на некоторые признаки, позволяющие заподозрить задержку в росте плода.

  • Малый прирост массы тела беременной.
  • Небольшая окружность живота.
  • Слишком активные или, наоборот, редкие шевеления ребёнка (могут свидетельствовать о недостатке кислорода).

Объём живота начинает резко увеличиваться с 16 нед беременности — именно на этом сроке рекомендовано начать измерения. Обычно окружность живота увеличивается на 1–1,5 см в неделю.

Как правильно измерить окружность живота?

  • Во избежание погрешности измерений желательно, чтобы их проводил другой человек.
  • Перед измерением опорожните мочевой пузырь.
  • Лягте на твёрдую кушетку животом вверх, руки вытяните вдоль тела.
  • Измерьте сантиметровой лентой окружность живота на уровне пупка.
  • Убедитесь, что лента не сдавливает кожу.
  • Измерьте окружность живота в конце выдоха.

О любых настораживающих изменениях в своём состоянии необходимо сообщить лечащему врачу!

5. Можно ли вылечить ЗРП?

В большинстве случаев ЗРП развивается на ранних сроках беременности, однако диагностируют её чаще всего лишь во II–III триместрах, когда неблагоприятный процесс запущен и лечебно-диагностические мероприятия уже не окажут эффекта. В современной медицине не существует средств, избирательно улучшающих маточно-плацентарный или плацентарно-плодовый кровоток. Вылечить ЗРП или хотя бы уменьшить тяжесть нарушения после 22 недель беременности практически невозможно. Единственное, чем можно предупредить гибель плода, — своевременное родоразрешение. Однако не стоит паниковать: такое решение специалисты принимают ради спасения жизни ребёнка и сохранения его здоровья. Если досрочное родоразрешение неизбежно (особенно при сроке до 34 нед и массе плода менее 2000 г), врачи подготовят малыша к появлению на свет и проведут все необходимые реабилитационные мероприятия.

. Эффективного метода лечения ЗРП нет. Важные аспекты при ведении такой беременности — чёткая оценка состояния плода и своевременное родоразрешение.

При развитии осложнений (например, при преэклампсии или преждевременной отслойке плаценты) врачи могут провести досрочное родоразрешение. Это позволяет снизить риск тяжёлых заболеваний и смерти ребёнка в 4–5 раз!

6. Выход — в профилактике!

Получается, что вылечить ЗРП нельзя, но можно предотвратить! Очень важно вовремя предупредить плацентарную недостаточность у женщин до беременности и на ранних её сроках. В идеале профилактика этого состояния должна стать продолжением прегравидарной подготовки каждой будущей матери. Итак, на что же обратить внимание? Важно изменить свой образ жизни, включив в него мероприятия по укреплению здоровья. Провести полный чек-ап. При планировании беременности доктор назначит необходимые обследования и анализы. Осмотр акушером-гинекологом, лабораторные исследования крови и мочи, УЗИ, консультации смежных специалистов — всё это поможет лечащему врачу сделать вывод о состоянии здоровья будущей матери и назначить коррекцию выявленных нарушений. В частности, важно вылечить все инфекционно-воспалительные процессы и минимизировать риск обострений и осложнений хронических заболеваний.

Изменить образ жизни.

Прежде всего важно отказаться от вредных привычек, если они есть, — бросить курить и не употреблять алкогольные напитки, которые отрицательно влияют на возможность зачатия, вынашивание и исход беременности. Не менее важно нормализовать режим дня, обеспечивать достаточную физическую нагрузку, избегать стрессов и нервно-эмоционального перенапряжения.

Правильно питаться.

Сбалансированный рацион питания позволит обеспечить организм будущей матери необходимыми витаминами и микроэлементами для благополучного зачатия и полноценного развития плода.

Принимать специальные комплексы.

Помимо диеты важно дополнительно принимать специальные поливитаминные комплексы, которые помогут восполнить дефицит полезных веществ (фолиевой кислоты, йода, железа, витамина D и др.) и уменьшить риск осложнений беременности и опасных последствий для плода. В частности, дефицит фолатов во время беременности связан с формированием врождённых пороков развития, ограничением роста плода и программированием заболеваний в более позднем возрасте. В связи с этим всем без исключения женщинам, желающим стать матерями, следует в течение 3 мес до зачатия и как минимум на протяжении I триместра беременности принимать фолаты. Необходимую дозу определяет врач! Помните, избыток фолиевой кислоты также опасен, как и дефицит!

Специальные компоненты в составе поливитаминных комплексов позволяют снизить вероятность врождённых пороков развития плода и других осложнений.

Индивидуальные рекомендации:

Каждая беременность — уникальна и требует определённых подходов.

Наш центр — это государственное учреждение родовспоможения по оказанию стационарной акушерской помощи женщинам и неонатальной помощи новорожденным, наблюдению беременных на всех сроках, а также по предоставлению консультационных, диагностических медуслуг и лечению всех категорий гинекологических больных, в т.ч. и операбельным путем.

Скачек роста в развитии у детей.

Первый год жизни малыша – это всегда колоссальные изменения маленького человека, бурное развитие его физических и умственных способностей. Поэтому маме так необходимо понимать, что происходит с её малышом именно сейчас.

Это может показаться невероятным, но ваш малыш проходит не менее 7 скачков роста, прежде чем ему исполняется годик. В этот период ребенку очень важно ощущать заботу и любовь близких, которые помогут ему преодолеть первые сложности.

Всё это малыш приобретает в результате скачков роста, которые рано или поздно заканчиваются, а приобретённые навыки и умения открывают малышу грандиозные возможности для познания окружающего мира. – это всегда колоссальные изменения маленького человека, бурное развитие его физических и умственных способностей. Поэтому маме так необходимо понимать, что происходит с её малышом именно сейчас.

Это может показаться невероятным, но ваш малыш проходит не менее 7 скачков роста, прежде чем ему исполняется годик. В этот период ребенку очень важно ощущать заботу и любовь близких, которые помогут ему преодолеть первые сложности.

Как же понять, что у грудничка начинается скачок роста?

Кризисы роста у ребенка до года имеют свои временные периоды:

Первый скачок роста (1 скачок) наступает уже в 1-1,5 месяца, достигая своего максимума на 5-ой неделе крохи.

Второй скачок роста (2 скачок) плавно перетекает из первого кризиса, и к 2-м месяцам будет ощущаться сполна, особенно трудной станет для вас 8-ая неделя.

Третий скачок роста (3 скачок) проходит обычно в течение недели, проявляя себя к 3-м месяцам жизни.

Четвертый скачок роста (4 скачок) — на 4-м месяце, необходимо подготовиться к 19-ой неделе жизни малыша, ведь она станет пиком этого периода.

Пятый скачок роста (5 скачок) «порадует» вас в полугодовалом возрасте, достигнув своего максимума на 26-ой неделе.

Шестой скачок роста (6 скачок) до года проявит себя на 8-9 месяце жизни малыша, пик этого периода придется на 37-ю неделю.

Седьмой скачок роста (7 скачок) будет самым продолжительным периодом, который может продлиться от 3 до 7 недель. Этот скачок происходит в 10 месяцев, достигая своей вершины на 46-ой неделе.

Без сомнения, каждая мама испытывает особенные эмоции, когда кроха первый раз сам переворачивается со спинки на животик или начинает ползти, пытаясь схватить любимую игрушку. А сколько радости вызывает башенка, только что построенная подросшим карапузом.

Всё это малыш приобретает в результате скачков роста, которые рано или поздно заканчиваются, а приобретённые навыки и умения открывают малышу грандиозные возможности для познания окружающего мира.

Самарская городская клиническая больница №8

Все права защищены. © 2021

Адрес:443035, г. Самара, ул. Мирная, 169

График приёма граждан к главному врачу:Четверг, 15:00 – 17:00

Информация, размещенная на данном сайте, не является публичной офертой в смысле статьи 435 Грaжданского Кодекса Российской Федерации, носит исключительно информационно-вспомогательный характер и не предполагается для использования в коммерческих целях. Использование, информации, размещенной на данном сайте, в том числе с указанием данного сайта в качестве информационного источника без письменного согласия ГБУЗ СО «СГКБ №8» запрещено. Любые риски, связанные с использованием информации, размещенной на данном сайте, несут исключительно посетители сайта.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: