Ребенок 4 месяца развитие нормы комаровский

Дисплазия тазобедренного сустава у ребенка

Дисплазия тазобедренных суставов чаще всего возникает у ребенка ещё в момент беременности мамы. Но чем раньше после рождения начато лечения, тем больше вероятность, что можно справиться с проблемой.

Автор: Ангелина Шестакова

Дата публикации: 20.11.2020

Если у вас остались свои вопросы, вы можете задать их, воспользовавшись сервисом Доктис.

1. Моей дочке еще в роддоме поставили диагноз дисплазия тазобедренных суставов. Что является причиной заболевания?

В группу риска попадают дети, у родителей которых была или есть дисплазия либо коксартроз тазобедренных суставов. Другие факторы — ребенок лежал в тазовом предлежании, это был крупный плод, у малыша была деформация стоп, у мамы был сильный токсикоз во время беременности или патологические реакции на плод (особенно до 8−12 недели беременности), гормональные нарушения в момент беременности.

У девочек дисплазия тазобедренных суставов встречается в 4−5 раз чаще, чем у мальчиков. Вывих бедра нередко бывает у маловесных деток с весом менее 2500 г. К рискам возникновения дисплазии относят и нервно-мышечную недостаточность периартикулярных тканей (всех мышц и межмышечных соединительно-тканных образований вокруг сустава).

2. Моей малышке прописали ортопедическое лечение на самых ранних месяцах. Грех мучить такое маленькое существо. Неужели нельзя начать лечение позже?

До года дисплазию тазобедренных суставов не считают за болезнь. Но это состояние обязательно требует корректировки и при соблюдении лечения достаточно легко уходит до года. После года без адекватного лечения дисплазия прогрессирует с ростом ребенка и ведет к серьезным нарушениям сустава. Поэтому в течение первых трёх месяцев малышам обязательно делают УЗИ тазобедренных суставов. А после трёх месяцев либо в спорных случаях назначают рентген для более точной диагностики.

Положительный эффект лечения дисплазии зависит как от методов, так и от сроков лечения. Раннее лечение — один из основных принципов. Практически все виды лечения (широкое пеленание, специальные подушки и укладки, физиотерапия) направлены на удержание в определенной позе суставов и обеспечение определенной функции в движении. Массаж и специальная лечебная гимнастика делаются обязательно как в момент лечения, так и во время реабилитации и после снятия специальных повязок.

3. Смотрю на соседских деток и малышей в поликлиниках. Кажется, что сейчас дисплазию стали выявлять гораздо чаще.

Это не так. Просто раньше врачи выделяли дисплазию в отдельное заболевание и различали подвывих, вывих, предвывих сустава. Сегодня все их объединили в единую форму — дисплазию тазобедренного сустава, то есть врожденную неполноценность сустава, которая проявляется из-за его неправильного развития. Давайте разберёмся в каждом состоянии в отдельности.

  • Предвывих — недоразвитие тазобедренного сустава без смещения головки бедренной кости относительно вертлужной впадины (то место, куда входит бедренная кость — суставная впадина).
  • Подвывих — недоразвитие тазобедренного сустава с частичным смещением головки бедренной кости относительно вертлужной впадины.
  • Вывих (или истинная дисплазия) — недоразвитие тазобедренного сустава с полным смещением головки бедренной кости относительно суставной впадины.
  • Отдельно стоит сказать о ядрах окостенения. Достаточно часто недоразвитие ядер бедренного сустава сочетается с врожденным вывихом бедра. Но это далеко не одно и то же и может быть в отдельности друг от друга. Анатомически тазобедренный сустав начинает развиваться примерно с середины беременности. Ядра окостенения находятся в области головки бедренной кости. К рождению основная часть тазобедренных суставов состоит из хряща. Развиваясь, зоны окостенения появляются постепенно. Видимыми на рентгене они становятся приблизительно к 4−6 месяцам жизни, к 5−6 годам эти зоны увеличиваются примерно в 10 раз (если этого не происходит, то требуется обязательное лечение, так как является уже серьёзной патологией развития), а завершают своё развитие к 20 годам. Недоразвитие ядер окостенения играет, конечно, важную роль в дисплазии тазобедренных суставов, что мешает полноценному развитию сустава.

4. Признаки дисплазии тазобедренных суставов у новорожденных

Неонатолог в роддоме сложил ножки ребенка, согнул, развел. И тут же сказал: «дисплазия». Что он увидел, чего не вижу я, каждый день возясь с ребенком?

На самом деле, вы сами можете заметить проблему:

  • одна ножка короче другой;
  • дополнительная складка на бедре;
  • ассиметрия ягодичных складок и ягодиц (это относительный признак, сам по себе далеко не всегда говорит о наличии дисплазии);
  • ограничение отведения бёдер (но тем не менее обязательно нужно УЗИ, так как ограничение в отведение может быть вызвано и мышечным гипертонусом);
  • в момент сгибания ножек в коленных и тазобедренных суставов возникает щелчок (он определяется врачом и имеет особую значимость в первый месяц жизни).

Но даже если вы обнаружили все признаки — это не обязательно дисплазия. И наоборот: если вы не нашли ни одного признака — надо показываться врачу, ведь процесс может быть двусторонним, а значит выявить его непрофессионалу очень сложно.

5. Может ли мама сама вылечить дисплазию? Научите, как правильно делать массаж.

Массаж играет достаточно важную роль, но надо не просто делать движение, а понимать, как анатомически расположены все структуры сустава, каковы сила давления и угол поворота в момент движения. Поэтому доверьтесь в этом деле профессионалам. С помощью лечебного массажа специалист укрепляет мышцы тазобедренного сустава и формирует правильные движения в нем, полностью восстанавливая его объём. И не торопите малыша в развитии. Всякому двигательному навыку — свое время. Для первых шагов ребенок с дисплазией должен созреть.

Онлайн консультации врачей
в мобильном приложении Доктис

Дежурный терапевт и педиатр консультируют бесплатно

© 2016-2021, ООО «Диджитал Медикэл Оперейшнс»
Лицензия на осуществление мед деятельности ЛО-76-01-002757.

Адрес: 121205, г. Москва, Территория Сколково Инновационного Центра, бульвар Большой, д. 42, стр. 1, эт. 4, пом. 1594, раб. 2

Филиал в г. Ярославль: 150062, Ярославская область, г. Ярославль, ул. 5-я Яковлевская, д.17

Развитие в 4 месяца: что умеет делать ребенок

Что должен уметь делать четырёхмесячный ребёнок? Есть ли отличия между мальчиком и девочкой в этом возрасте? Каковы желательный рост и вес новорождённого в четыре месяца? Чем заниматься и как развлекать малыша? Какие игры предложить? Рассмотрим эти вопросы, интересующие родителей с начала четвертого месяца младенца.

Рост и вес детей в четыре месяца

Важные показатели – рост и вес грудничка, которые определённым образом свидетельствуют о гармоничности его физиологического развития. Считается, что к полугоду новорождённый должен удвоить свой вес, и в 4 месяца уже можно приблизительно предположить, впишется ли он в эту норму. Календарь развития четырёхмесячного ребёнка предполагает, что весит он обычно от 5 до 8 кг. При этом по нормам ВОЗ вес девочки может находиться в пределах 5-8,2 кг, мальчика – от 5,6 до 8,7 кг. Следует знать, что ВОЗ относится к крайним значениям веса более лояльно, чем отечественные педиатры, которые более строги и предусматривают меньший разброс значений. Рост детей в это время – от 58 до 68 см. Надо учитывать, что рост и вес не должны быть оторваны от других физических и психических показателей, то есть надо смотреть, что умеет ребёнок в 4 месяца, каков его общий уровень развития.

Читайте также  Развивающая азбука для детей 3 лет

Питание

У грудного ребёнка единственным продуктом питания в 4 месяца остаётся материнское молоко, для детей на искусственном вскармливании такую функцию выполняет адаптированная смесь, подходящая по возрасту. Вплоть до достижения полугода никаких других добавок вводить в пищу детям не нужно, грудное молоко или сбалансированная по составу смесь покрывают все потребности младенческого организма. Конечно, это относится к здоровым детям, не имеющим особенностей развития или физического состояния.

что умеет делать ребенок в 4 месяца

В этом нежном возрасте у деток уже могут начинать резаться зубки, которые причиняют беспокойство и тогда, когда ещё не показались над поверхностью десны. Поэтому на смену младенческим коликам, оставшимся позади, может прийти плаксивое и раздражительное поведение, связанное с новым этапом развития – ростом зубов.

Что умеют дети в 4 месяца?

Развитие ребёнка в четырёхмесячном возрасте идёт семимильными шагами. Хотя часто дети развиваются скачкообразно, и кажущаяся остановка в овладении новыми навыками и умениями оборачивается в скором времени приятными сюрпризами для родителей. К четырём месяцам большинство врождённых рефлексов угасают и на смену им приходят более осмысленные действия.

Особой разницы между мальчиками и девочками в 4 месяца ожидать не приходится, различия в уровне развития обусловлены скорее темпераментом и индивидуальным темпом созревания мышц и мозга. По данным одного исследования, восприятие мальчиков как более активных обусловлено ожиданиями наблюдателей, а не действительной разницей между поведением младенцев разног пола.

Итак, что умеют малыши в этом интересном возрасте?

    Переворачиваться. Не только с животика на бочок и спинку, но и со спины на живот. Если вдруг это важное умение всё ещё не поддалось вашему чаду, попробуйте побуждать его к переворотам с помощью яркой игрушки, голоса, займитесь тренировкой мышц с помощью грудничкового плавания или массажа.

Доктор Комаровский о малышах 4 месяцев от роду

Врач-педиатр Комаровский Е. О. считает, что присаживать детей в этом возрасте совершенно не нужно. Хотя дети и могут какое-то время сохранять полувертикальное положение тела, находясь в мягких подушках, для развития их позвоночника такое сидение отнюдь не полезно и способно обернуться проблемами в будущем. Развитие опорно-двигательного аппарата идёт своим чередом, проходя через период ползания, который достаточно укрепляют мышцы спины для дальнейшего сидения, стояния и ходьбы.

Доктор Комаровский о малышах 4 месяцев от роду

Позиция Комаровского по поводу совместного сна и ночного кормления довольна категорична. Он допускает, что дети 4 месяцев могут прикладываться к груди 1 раз за ночь, а после 6 месяцев ночные кормления им не нужны вовсе. Оптимальным местом для сна малышей доктор Комаровский считает отдельную кроватку в комнате родителей. Далеко не всем родителям подходят такие рекомендации, не каждый ребёнок спокойно спит отдельно и ест по часам в таком нежном возрасте. В любом случае у мам и пап есть права выбора.

Развивающие занятия и игры для малышей 4 месяцев

Не стоит забывать о том, что никакие карточки и развивающие материалы не заменят живого и непосредственного общения со взрослыми. Ребёнок развивается в игре и коммуникации, связи в мозгу возникают и укрепляются далеко не только от интеллектуальной нагрузки, но и от атмосферы ежедневного принятия, заботы и ласки. Игры и занятия дополняют и обогащают простое общение, которое состоит в том, чтобы показывать младенцу предметы в комнате и на улице, рассказывать об их свойствах, цветах, издаваемых звуках. Малыши в 4 месяца активно познают мир и радуются, когда им дают такую возможность, нося на руках или в слинге. Различные занятия должны быть в радость как ребёнку, так и маме, они позволяют разнообразить повседневность. Как же можно играть с четырёхмесячным младенцем?

Синдром доброкачественной внутричерепной гипертензии у детей: диагностика и лечение

Синдром доброкачественной внутричерепной гипертензии у детей: диагностика и лечение

Очень много споров возникает вокруг так называемого синдрома внутричерепной гипертензии.

Кто-то говорит, что такого состояния не существует и доктора, якобы, занимаются псевдолечением, обманом родителей. Чаще всего этой дезинформацией занимаются сами же врачи смежных специальностей, а иногда даже и непосредственно некоторые детские неврологи.
Цель данной короткой статьи: разъяснить в доступной форме, что же такое это загадочное неоднозначное состояние — синдром внутричерепной гипертензии? Для этого я буду опираться в первую очередь на научные статьи, результаты различных исследований, а так же на свой личный опыт практикующего врача-невролога медицинского центра с почти 10 летним стажем врачебной деятельности.

Симптомы патологии

Часто приходится выслушивать жалобы родителей на то, что у ребёнка имеются такие нездоровые признаки, как:

  • плаксивость;
  • беспокойный сон;
  • сниженный аппетит;
  • раздражительность.

Конечно, эти проявления не характерны только для синдрома внутричерепной гипертензии (ВЧГ). Почти любое недомогание может вызывать эти симптомы. Можно сказать даже больше, нельзя достоверно выставить диагноз синдром ВЧГ только на основании жалоб пациентов. Любые болевые синдромы у детей имеют тенденцию к генерализации. Также головная боль у детей, особенно первых лет жизни, проявляется общими реакциями по типу вышеописанных жалоб, что затрудняет топическую диагностику.

Очень важен для качественной диагностики патологии осмотр ребенка. В первую очередь при этом следует обратить внимание на такие дополнительные признаки, как:

  1. Увеличенная, округлая форма головы.
  2. Выбухание и пульсация большого родничка.
  3. Расширение сосудистой сетки на висках, переносице, и вокруг глаз.
  4. Напряжение затылочных мышц.
  5. Симптом Грефе (проявление склеры между верхним веком и радужкой глаза, экзофтальм).

Также меняется поведение малыша. У него появляется желание лежать на холодной поверхности, прикладываясь к ней головой, он может трогать, бить рукой или игрушкой по голове, как по своей, так и по чужой, биться головой об пол или стену, или просто чесать за ухом. Нередко синдром внутричерепной гипертензии могут сопровождать носовые кровотечения.

Особенности заболевания

Важное значение для специалиста имеет информация об истории жизни и болезни ребенка, наследственность. Основной причиной развития синдрома ВЧГ является перинатальное гипоксически-ишемическое поражение центральной нервной системы (ЦНС). Дети с отягощенным акушерским анамнезом входят в группу риска по развитию внутричерепной гипертензии.
Течение синдрома ВЧГ хроническое, периоды обострения сменяются периодами ремиссии. Как и любое хроническое заболевание, стремиться вылечить его полностью не имеет смысла. Основная задача врача состоит в том, чтобы перевести течение болезни в стадию ремиссии.

Следует понимать, что в стадии ремиссии такой ребёнок ничем не отличается от здорового сверстника. Он так же хорошо развит в психо-речевом и моторном развитии. Если это не так, то это уже другое состояние, но важно знать, что синдром ВЧГ не вызывает задержки в развитии ребенка. Во врачебной практике встречаются случаи распространения синдрома ВЧГ в одной семье (среди родных и двоюродных братьев и сестер).

Диагностика болезни

В плане инструментального подтверждения ВЧГ у детей в наше время существует множество методов нейровизуализации, в частности:

  • нейросонография (номер 1 для детей первого года жизни);
  • компьютерная томография (КТ);
  • магнитно-резонансная томография (МРТ).

Стоит отметить, что ни один из этих методов не может определить непосредственно величину внутричерепного давления, но они могут показать косвенные признаки (расширение ликворных пространств, расширение вен и венозных синусов головного мозга).
Большинство авторов сходятся во мнении, что для достоверного выставления диагноза доброкачественная внутричерепная гипертензия ребенку необходимо сочетание трех из четырех следующих критериев:

  1. Увеличение окружности головы.
  2. Наличие вентрикуломегалии (расширение желудочков головного мозга).
  3. Головные боли или их эквивалент у детей до 3х лет.
  4. Отягощенный акушерский анамнез.
Читайте также  Психическое развитие среднего дошкольного возраста

Имеют место другие синдромы, схожие по проявлениям, которые требуют другого подхода в плане лечения и диагностики. Сюда относятся: последствия черепно-мозговой травмы либо нейроинфекций, внутричерепные опухоли и гематомы, начальная стадия окклюзионной гидроцефалии, на которых мы в этой статье останавливаться не будем.

Методы лечения

Итак мы выяснили, что у ребенка имеет место синдром ВЧГ. Что делать? Прежде всего — не паниковать! Как уже отмечалось выше, задержки в развитии у детей с данным синдромом не развиваются. Основной проблемой является болевой синдром. Для его устранения не стоит применять обезболивающие препараты. Необходимо проводить дегидратацию организма мочегонными препаратами. В частности, препарат Диакарб за счет ингибирования фермента карбоангидразы не только ускоряет выведение ликвора, но и снижает его продукцию.
Не пытайтесь самостоятельно назначать ребенку лекарственные препараты! Это должен делать только квалифицированный врач. Включение в терапию ноотропных и вазоактивных препаратов, повышали процент положительного исхода лечения в различных исследованиях.

Профилактические меры

Помимо медикаментозного лечения, необходимо соблюдать определенные правила, необходимые для предотвращения обострения синдрома ВЧГ:

  1. Нежелательны любые удары, даже незначительные, по голове ребенка.
  2. Правильные режимы сна и бодрствования.
  3. Не допускать длительное нахождение ребёнка в шумных помещениях.
  4. Ограничивать водную нагрузку в вечернее время.
  5. Не ходить долго под солнцем, особенно без головного убора.

И, пожалуй, самая хорошая информация: проявления синдрома ВЧГ с возрастом становятся меньше и нередко постепенно могут пройти навсегда. Вот поэтому заболеваемость доброкачественной внутричерепной гипертензией у взрослых людей крайне мала.

Kabardiev Alimkhan Arslanovich

Кабардиев Алимхан Арсланович, детский врач-невролог.

Работает в поликлинике сети медицинских центров «Целитель» в гор. Хасавюрте по адресу: ул. Абубакарова, д. 9а.

График работы: ежедневно, с понедельника по субботу – с 13.00 до 17.00.

Телефоны для справок и записи на приём: +7 (928) 284-36-90

Здоровье ребенка: базовые анализы

Как известно, большинство детей «не любят» приходить в медицинские учреждения, а обследование ребенка – та еще задачка для родителей. В таких условиях диагностика маленьких пациентов должна строится по принципу «все и сразу». Но о каких анализах идет речь, если цель – профилактическое обследование здоровья ребенка?

Общий анализ крови с лейкоцитарной формулой

С этим анализом многие родители уже знакомы, ведь его назначают при любом воспалении, включая ОРВИ, для оценки тяжести и происхождения (вирусы/бактерии) процесса.

Однако анализ может рассказать и о других распространенных проблемах, как, например, анемия и обезвоживание.

Анемия у детей чаще всего имеет железодефицитный характер. А недостаток микроэлемента снижает устойчивость организма к инфекциям, как бактериального, так и вирусного характера, а также замедляет выздоровление. Поэтому дети с анемией нередко относятся к категории часто болеющих, а их «больничный» затягивается на 2-3 недели.

При анемии также наблюдается ухудшение состояния кожи (сухость, шелушения, воспаления) и ее заживление, а также выпадение волос. А общее состояние ребенка, в зависимости от степени тяжести патологии, может варьировать между слегка повышенной утомляемостью и заметной слабостью.

Об анемии в анализе крови говорит снижение эритроцитов и гемоглобина, а также отклонения эритроцитарных индексов (MCV, MCH, MCHC), снижение которых чаще связано железодефицитом.

Проверить уровень железа можно по соответствующему анализу крови. Правда исследование позволяет выявить только имеющиеся отклонения железа, но не дает возможность спрогнозировать риск их появления.

Анализ крови на ферритин такого недостатка не имеет, поскольку отражает не концентрацию железа в крови, а его запасы в организме. Снижение показателя говорит об истощении «железных хранилищ», и «предупреждает» о высоком риске анемии задолго до появления симптомов.

Общий анализ мочи и кала

Общий анализ мочи многие незаслуженно считают «второстепенным», ведь чаще всего обращение к нему связано с уже имеющимися симптомами мочевой инфекции (частое мочеиспускание, жжение и другие).

В то же время анализ позволяет обнаружить некоторые грозные заболевания почек (например, гломерулонефрит) уже на самой ранней стадии, в отсутствии каких-либо симптомов. А консультации врача при этом требует появление эритроцитов и повышение белка в моче.

Появление в моче билирубина и повышение уробилиногена – указывают на заболевания печени или желчного пузыря, или разрушение эритроцитов (гемолиз), а кетоны и глюкоза – маркеры возможного диабета или другой патологии обмена веществ.

Диагностика гельминтозов

Не секрет, что дети нередко игнорируют простые санитарные правила, как по поводу «грязных рук», так и некоторых продуктов питания (ягоды, фрукты и другие). Поэтому не удивительно, что именно «маленькие» пациенты составляют основную группу риска по гельминтозам.

Заражение при этом проявляется не сразу. И только спустя некоторое время могут возникнуть симптомы аллергии, патологии кожи, дефицитные состояния (недостаток железа, витаминов и так далее) и другие неспецифические патологии.

А некоторые из гельминтов способны обитать в печени и даже в головном мозге, образуя кисты и разрушая орган.

Проверить наличие гельминтов можно анализом кала методом обогащения (PARASEP), дающего ворзможность выявления 16 видов паразитов, или анализом крови на антитела IgG к самым распространенным из них (например, комплекс «Диагностика паразитарных заболеваний»).

При этом следует помнить, что эти исследования не исключают, а взаимно дополняют друг друга. Поскольку «хитрости» жизненного цикла паразитов не всегда позволяют обнаруживать их яйца в материале, а «особые отношения» с иммунитетом зараженного могут заблокировать синтез специфических антител.

Скрининг эндокринологической патологии

Сахарный диабет сегодня «не щадит» ни взрослых, ни детей и является самой распространенной эндокринологической проблемой.

При этом диабет 1-го типа, к сожалению, подразумевает пожизненную терапию инсулином, тогда как 2-ой тип на ранних стадиях поддается излечению.

Поэтому в список базовых анализов здоровья ребенка стоит включить анализ крови на глюкозу или, лучше, гликированный гемоглобин, отражающий средний уровень «сахара» за последние 3 месяца.

На втором месте после диабета по частоте стоят проблемы щитовидной железы

Щитовидная железа контролирует все обменные процессы в организме и влияет на умственные способности. И недостаток тиреоидных гормонов может привести к набору веса, снижению способностей к обучению и многим другим проблемам.

А для оценки «здоровья» железы необходим анализ крови на ТТГ, Т4 и Т3 свободные.

Эмоционально-поведенческие нарушения у детей раннего возраста. Агрессия и истерики.

Самыми распространенными нарушениями эмоционально-поведенческой сферы детей в раннем возрасте являются агрессия и истерики.

Детская истерика — состояние бурного выхода неконтролируемых эмоций, неадекватное поведение ребенка проявляющееся когда ребёнок не получает того, что хочет.

Агрессия — разрушительное поведение, противоречащее принятым нормам и правилам в обществе, приносящее физический или моральный вред людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Основными причинами истерик и агрессивного поведения детей могут быть:

  • негативизм матери (ее отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие, в результате чего ребенок испытывает недостаток родительского внимания);
  • терпимость членов семьи к проявлению агрессивного поведения ребенка по отношению к другим детям и взрослым (т.е., поощрение такого поведения);
  • суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование);
  • ограничение самостоятельности ребенка;
  • авторитарное поведение родителей, когда они стремятся полностью контролировать ребенка;
  • чрезмерно уступчивое поведение родителей;
  • индивидуальные особенности темперамента ребенка (возбудимость, вспыльчивость).
Читайте также  Психолого педагогические условия сенсорного развития детей

Внешне истерика проявляется в том, что ребенок кричит, кидает всё, что попадается ему под руку, топает ногами, размахивает беспорядочно руками, рыдает, всхлипывает, бьется головой о стену, бросается на землю, брыкается, дерется и пинается.

К внешним же проявлениям агрессии можно отнести, когда ребенок нападает на других детей и взрослых, обзывает их, намеренно употребляет грубые выражения, т.е. становится “грозой” всего коллектива. Это ершистый, драчливый и грубый ребёнок.

Истерики могут начинаться в 9 месяцев, чаще в полтора года. В возрасте до трех лет у малыша, как правило, часто не получается контролировать свои эмоции, к тому же у него не настолько хорошо развита речь, чтобы он мог выразить переполняющие его чувства или желания.

По мере взросления ребёнка, знания его об окружающей действительности расширяются, и он реже прибегает к этому испытанному поведению протеста.

Причинами детской истерики и агрессии могут стать:

  1. Неврологические особенности.
  2. Ошибки в воспитании: непоследовательность, авторитарность, гиперопека или отстранение.
  3. Утомление, недосыпание, чувство голода.
  4. Состояние во время или после болезни.

Почему же это происходит?

Во-первых, это стремление добиться чего-то желаемого или обратить на себя внимание, проверка границ дозволенного. Во-вторых, неспособность выразить словами свои чувства, желания или потребности. В третьих желание подражать взрослым или сверстникам. В четвертых ребенок отрывается от интересного занятия ради неинтересного. И в пятых не может скоординировать тело и мысли, чтобы сделать нечто новое, чему хочет научиться.

Можно выделить два типа истерик:

  • Истерика характера. Её цель — разрядить эмоциональное напряжение.
  • Цель манипулятивной истерики состоит в том, чтобы управлять другими людьми.

Каждая истерика начинается со стадии крика — ребёнок истошно кричит, ничего не требуя и никого не видя вокруг. Затем наступает стадия двигательного возбуждения — начинает кидать всё, что попадается ему под руку, а если ничего нет, просто топает ногами и размахивает беспорядочно руками. Заканчивается всё стадией рыданий — ребёнок рыдает, всхлипывает и смотрит страдающим взглядом.

Из многочисленных видов агрессии в детском возрасте чаще всего встречаются:

  • физическая — использование физической силы против кого-либо или чего-либо;
  • вербальная (словесная) — проявление грубости в речи, отрицательное речевое воздействие, обидное общение, выражение негативных эмоций и намерений в неприемлемой, оскорбительной для собеседника форме;
  • аутоагрессия — агрессия, направленная на себя, проявляющаяся в самообвинении, самоуничижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.

Дети от рождения до 3 лет, как правило, проявляют аутоагрессию непроизвольно в тех ситуациях, когда родители что-либо им запрещают (например, бить и обижать другого). Малыш не знает, как можно по-другому отреагировать на свои отрицательные переживания, поэтому в случае запрета: «Не отбирай лопатку у Миши!», малыш замахивается на мать, а когда та выражает неудовольствие, начинает колотить себя. Дети до 3 лет не умеют контролировать и адекватно выражать свои эмоции.

Что же делать?

  • Обнять малыша, поговорить с ним спокойным, доброжелательным голосом, переключая внимание на другой объект. Не ждать, что он успокоится сам.
  • Найти компромиссное решение в конфликтной ситуации со сверстником. «Смотри у Миши лопата, а у тебя красивая машина! Вы вместе будете строители. Твоя машина — главная, она везет строительный материал. Вы сейчас построите большой дом». Дети обычно с удовольствием включаются в игру.
  • Больше гулять с ребенком, пусть он активно двигается, узнает новое, пробует и экспериментирует. Нужно переводить отрицательную энергию в позитивное русло.
  • Не заострять внимание на аутоагрессивных действиях, не обсуждать их с ребенком.

Таким образом можно сделать вывод о том, что склонны к сильным детским истерикам и агрессии в основном дети со слабым и неуравновешенным типом нервной системы. Они впечатлительны, сложно адаптируются, теряют контроль над своим поведением. Эти дети легко возбудимы, добившись своего, используют скандалы постоянно. У детей до года истерики могут выражаться в приступах длительного истошного плача, возникающего даже при малейшей погрешности в уходе.

Во время истерики:

  1. Не спорьте с ребенком, который все равно ничего не понимает.
  2. Не кричите, поскольку ваш гнев может только усугубить гнев ребёнка. Повышая голос и выходя из себя, вы как бы признаете правильность его метода.
  3. Научите его справляться с яростью, гневом и раздражением
  4. Не давайте ему возможности почувствовать себя как наказанным, так и поощренным за устроенную истерику. Сам факт скандала не должен что-либо менять.
  5. Не позволяйте детским скандалам, случающимся в общественных местах, вызывать в вас чувство стыда и неловкости перед окружающими.

И самое главное: научитесь сами освобождаться от гнева!

Если мы будем помнить, что за любыми вспышками ярости или гнева у детей скрывается боль, обида или разочарование, то нам будет легче справиться со своей агрессивностью, удержать свои негативные эмоции для того, чтобы понять своего ребенка и помочь ему.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: