Ребенок 10 месяцев сидит ползает

Как научить ребенка ползать

Как научить ребенка ползать

Ребенок растет, осваивает пространство и учится новому. Вот только вчера начал переворачиваться, оглянуться не успели – уже сидит, еще чуть времени прошло – пополз. А там скоро встал и пошел. А у кого-то вначале пополз, а потом уже сел. А некоторые малыши вообще вначале встают, а потом ползут. Все очень индивидуально. Но если малыш не освоил ползание вообще, то лучше озадачиться и помочь ему научиться. Именно в ползании укрепляются мышцы спины, шеи, рук и ног. Ведь совсем скоро он встанет и пойдет, и лучше будет это сделать с подготовленным мышечным каркасом. О том, как помочь ребенку правильно начать ползать, мы и поговорим в этой статье.

Когда ребенок начинает ползать

Начиная разговор о ползании, первым делом нужно озвучить сроки. По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), ребенок может начать ползать в промежутке между 5 и 9 месяцами. Если ребенок пополз позже, то до 13 месяцев это не считается отставанием в развитии. Вначале, иногда после 4 месяцев, ребенок ползает на животе, после 6 месяцев начинает передвигаться на четвереньках. Если ребенок рано пополз – это говорит о его хорошем физическом развитии. Главное – не пропустить этот важный в формировании ребенка этап.

Таблица развития двигательных навыков ребенка по месяцам

Ребенок учится держать головку, укрепляются мышцы спины и шеи.

Поднимая голову, ребенок может некоторое время ее удерживать. Движения конечностей все более скоординированы.

Не только держит голову, но и поворачивает ее в стороны. Переворачивается на бочок. Лежа на животике опирается на локти.

Переворачивается на животик. Может опираться на вытянутые руки, приподнимая тело. Ползает на животе, иногда может уже появиться ползание по-пластунски.

Пытается сидеть, опираясь на ручки. Пытается вставать на четвереньки.

Встает на четвереньки, пытается ползать на расстояния, но пока на животе. Пытается сидеть, опираясь на ручки.

Сидит без опоры на руки, держит равновесие. Начинает вставать у опоры. Многие дети к этому времени уже ползают на четвереньках.

Влияние ползания на развитие ребенка

Многие родители, чьи малыши пропустили период передвижения ползком, с гордостью говорят о том, что их ребенок сразу встал и пошел. Доктор Комаровский говорит, что если ребенок сам не пополз, то его следует научить, даже если он уже сам встал и пошел. Стадию ползания ни в коем случае нельзя пропускать, ведь именно ползая ребенок укрепляет спину для последующих нагрузок на позвоночник.

Польза от передвижения ползком:

укрепление мышц спины, шеи, рук и ног;

формирование здорового позвоночного столба;

развитие координации движений;

развитие ориентации в пространстве;

работа обоих полушарий головного мозга;

развитие интеллекта и психоэмоциональной сферы.

Как ребенок начинает ползать

Специалисты говорят, что каждый ребенок начинает ползать по-своему, это очень индивидуально, и подгонять малыша под одну гребенку бессмысленно. Но есть некоторые общие принципы:

по-пластунски – малыш ползает, лежа на животе. Обычно это происходит между переворачиванием и непосредственно ползанием на четвереньках;

Как научить ребенка ползать

перекатывание – обычно так передвигаются либо до ползания на четвереньках, либо маленькие лентяи. Если перекатывание затянулось, нужно прибегнуть к общему массажу, обычно это помогает перейти к следующей стадии ползания;

скачкообразное ползание – малыш раскачивается, стоя на четвереньках, и делает бросок вперед. Такие скачки могут быть небезопасны, нужно внимательно следить за ребенком, а лучше научить его правильно ползать;

задний ход – некоторые дети ползут не вперед, а назад. Ничего ужасного в этом нет, и оснований для тревоги тоже нет;

сидя – иногда встречается такой оригинальный способ передвижения: малыш сидит на попе, подогнув одну ногу под себя, и, отталкиваясь другой, очень быстро перемещается по комнате;

ползание на четвереньках – классический способ, к которому в итоге приходят все малыши. Спина должна быть прямой, руки и ноги двигаются синхронно.

Как научить ребенка ползать

Если малыш не выказывает интереса к ползанию, ленится или, наоборот, стремится пропустить этот этап и сразу встать или пойти, ему нужно помочь. Перед занятиями нужно провести предварительную подготовку.

Подготовка к занятиям

Лучший способ понять, насколько будет удобно ползать вашему ребенку, – самому лечь на пол и оглядеться – с позиции малыша сразу станут видны все опасности. Перед началом занятий нужно учесть несколько факторов:

ровная поверхность, в идеале – пол, твердый и ровный, покрытый ковром или плотным одеялом;

пространство – места должно быть достаточно для перемещения, в кроватке или манеже сложно начать ползать из-за их тесноты;

температурный режим – в комнате не должно быть сквозняков, температура воздуха 18-20 градусов;

одежда – удобная, не стесняющая движений, лучше из натуральных тканей;

стимул – если малыша заинтересовать интересной игрушкой, процесс пойдет быстрее;

безопасность – отсутствие острых углов, закрытые провода и розетки, отсутствие доступа к еде и бытовой химии;

неустойчивые предметы – проследите, чтобы на малыша ничего не могло свалиться;

чистота – вокруг должно быть чисто, но добиваться стерильности не стоит;

высота – если ребенок ползает не на полу, позаботьтесь о том, чтобы он не упал.

Разогревающий массаж

Перед началом занятий нужно обязательно разогреть мышцы малыша. Это можно делать при помощи разогревающего массажа. Иногда такой массаж применяют для стимуляции двигательной активности у вялых, ленящихся малышей.

Выполнять массаж лучше через час после кормления, и не позже, чем за час до него, длится процедура 10-15 минут:

поглаживание ручек – от кисти к предплечью, поглаживая круговыми движениями внешнюю и внутреннюю поверхность руки – 6-8 раз;

поглаживание ножек – от стопы к бедру, поглаживая круговыми движениями внешнюю и внутреннюю поверхность ноги – 6-8 раз;

поглаживание спинки – сверху вниз и обратно, поглаживать мягкими движениями – 6-8 раз;

пощипывание – пощипывать можно животик вокруг пупка, ягодицы.

Как научить ребенка ползать

Разминка

Для стимуляции двигательной активности можно сделать небольшую разминку:

скрещивания – скрещивать ручки малыша на уровне груди – 6-8 раз;

сгибания – сгибать и разгибать ручки и ножки – 6-8 раз;

поворачивать со спинки на животик – в обе стороны – 3-4 раза;

присаживания – подтягивать малыша за ручки из положения лежа, под углом в 45 градусов – 3-4 раза.

Упражнения для обучения ползанию

Есть несколько общих принципов при обучении малыша ползанию:

стимул – положите недалеко от ребенка красивую интересную игрушку, заинтересуйте его ею, выложите малыша на животик, он сразу обопрется на ручки, слегка согните его ножки в коленках так, чтобы сомкнутые стопы упирались вам в ладонь, и плотно прижмите ее к ступням и слегка подтолкните их;

валик – используется для того, чтобы он научился опираться на ручки. Подложите его под грудь малыша, чтобы он вынужден был привстать. Если валик разместить вдоль и положить на него сверху малыша, он свесит ножки по бокам от валика. В таком положении можно тренировать упор ножками;

пример – ползающие вокруг малыши – хороший пример для подражания, малыш быстрее овладеет новым навыком в компании таких же карапузов. Если нет возможности вывести ребенка в общество – ползайте вместе с ним, мамин или папин пример тоже может подстегнуть малыша;

преграды – ребенку будет интересно преодолевать препятствия – небольшие валики из одеял и пеленок, туннель из стульев, горки из подушек;

Читайте также  Ребенок в 2 месяца развитие фото

похвала – обязательно хвалите малыша, показывайте ему вашу радость.

Видео о том, как научить ребенка ползать

Тревожные симптомы

Если ребенок не ползает после 9-10 месяцев, тем более если он не сидит и не делает попыток вставать – нужно обратиться за консультацией к врачу. Также родителей должно насторожить, что малыш при попытке ползти волочит одну ручку или ножку. В целом же есть ряд факторов, под влиянием которых ребенок может начать ползать позже:

если малыш родился недоношенным;

перенесенное ребенком заболевание;

избыточная масса тела ребенка.

В любом случае, прежде чем бить тревогу, посоветуйтесь с педиатром, неврологом и ортопедом. Возможно, это просто индивидуальные особенности вашего малыша, и с небольшой помощью он скоро освоит ползание.

Задержка моторного развития

Задержка моторного развития у детей

Рождение ребенка – праздник, который ждут с нетерпением родители. Однако, кроме радости от присутствия малыша, нужно и ухаживать, заботиться о нем. Самым напряженным можно назвать период до года. В это время все внимание родителей должно быть устремлено на наблюдение за тем, что умеет, чему ребенок научился за месяц, неделю, день…

Моторное развитие и его особенности

  • здоровья родителей до зачатия;
  • генетических факторов;
  • предрасположенности семьи ребенка к разным заболеваниям;
  • наличия или отсутствия хронических недугов матери до беременности;
  • инфекционных острых болезней в процессе вынашивания;
  • употребления алкоголя и курения родителями.

График моторного развития ребенка

На 2 месяце жизни ребенок приподнимает головку, но на короткое время и в положении на животике. Для укрепления мышц в этот период следует выкладывать на живот ребенка по несколько раз в день на ровную поверхность. Постепенно время выкладывания необходимо увеличивать. После шейных, начинают развиваться мышцы туловища и конечностей. Малыша в этот период не нужно одевать плотно, ему необходимо больше движений. Если сделать наоборот, то ребенку в последующем будет сложно вырабатывать двигательную координацию. В 2 месяца малыш держит головку уже несколько минут, смотря по сторонам.

В 3 месяца у ребенка начинается оживление – он активно и хаотично двигает ручками и ножками на обращения мамы. Малыш захватывает игрушки, для чего ему подвешивают их так, чтобы он мог дотягиваться к ним руками. При положении на животике ребеночек, опираясь на предплечья, приподнимает верх туловище и головку.

На 4 месяце малыш, лежа на спине, поднимает головку, делает попытки сменить положение тела, приподнимается и переворачивается на бок со спины.

На 5 месяце он может приподнимать тело, находясь на животе и опираясь на ладошки, переворачивается на животик со спины, берет игрушку и при поддержке за туловище может переступать ножками.

6 месяц для малыша ознаменовывается свободой движений. Он начинает ползать для того чтобы добраться до игрушки – это хорошо развивает спинные мышцы, улучшает кровообращение и осанку.

Начиная с 7 месяца, ребенок берет игрушки и перекладывает их с одной руки в другую, стучит ими по разным предметам, прекрасно ползает и может хорошо стоять при поддержке взрослых.

Хорошо сидеть ребенок начинает к 8 месяцу, поэтому стимулировать его делать это на более ранних месяцах не стоит, так как это может ему навредить. Неокрепшие мышцы не могут держать хорошо позвоночник, что способно привести к его искривлению. Только когда малыш сам делает попытки сесть или встать, показывает, что его мышцы достигли необходимой крепости.

В 8 месяцев малыш может сам ложиться, ухватившись за что-нибудь вставать, давать ручку.

9 месяц характеризуется способностью ребенка твердо стоять с опорой, залезать на предметы, переступать, придерживаясь ручками, он набирается ловкости, а при игре поворачивает корпус тела.

На 10 месяце малыш при игре с поддержкой становится на колени, нагибается, может переходить от одного предмета к другому, закрывать и открывать коробочки, вкладывать предмет в предмет. В 11 месяцев он забирается вверх по ступенькам, долго стоит и ходит при поддержке, играет активно с предметами и бумагой.

В годик ребенок на ногах стоит прочно, хорошо ходит, может носить предмет двумя ручками. В такой период необходимо следить внимательно за малышом, поскольку его двигательные движения могут привести к несчастным случаям, так как он активно контактирует с окружающим пространством.

В 9 месяцев Даша не могла сидеть, ползать и почти не реагировала на маму

Во время родов Даша получила травму, и мама забила тревогу сразу после того, как ребенок появился на свет. Это третий ребенок в семье. И опытной матери было видно: девочка развивается не так, как старшие.

Куда только она не обращалась. Врачи брались за девочку, ее бесконечно лечили различными препаратами, делали массажи, но…

– В 9 месяцев Даша не переворачивалась, не ползала, не сидела. Она просто лежала бревнышком и почти не реагировала на меня, – сейчас мама девочки Анна рассказывает об этом спокойно. А тогда была паника. Семья даже готова была поехать на лечение в другой город, так как не могли найти специалиста в Ижевске.

– Я случайно вспомнила, что где-то на улице Пушкинской видела вывеску с надписью «Реацентр», – вспоминает Анна. – Зашла на сайт центра и поняла: это то, что нам надо. Здесь оказывают комплексную помощь детям с задержкой моторного, речевого и психоречевого развития, с расстройствами аутистического спектра, аутизмом и ДЦП. Мы записались на консультацию к неврологу, прошли диагностику и начали лечиться. Вы представляете, уже после первого курса Даша стала сидеть сама и вставать на четвереньки!

Результаты впечатляют

Совместная и согласованная работа специалистов ижевского филиала «Реацентра» дала хорошие результаты. Судите сами:

Даша прошла 1-й первый курс абилитации – это курс микротоковой терапии и курс Войта-терапии, сеансы мануальной терапии, общий массаж, после которого стала самостоятельно переворачиваться и сидеть.

Через полтора месяца начался 2-й курс лечения. После него девочка стала вставать в кроватке и поползла по-пластунски. Начала понимать обращенную речь и эмоционально реагировать на родных, появился интерес к игрушкам.

В 1 год и 2 месяца Дашу привели в «Реацентр» на 3-й курс лечения. К этому времени девочка уже сама ползала на четвереньках и пыталась встать у опоры. После 3-го курса начала потихонечку говорить.

– К году у Даши стало явным отставание в речевом и психическом развитии, – продолжает рассказывать врач Валерия Матвеева. – Мы начали дополнительно стимулировать речевые зоны и зоны умственных способностей коры головного мозга. И, как результат, после 3-го курса увидели повышение речевой и познавательной активности ребенка.

На 4-м курсе абилитации Даша также прошла курс микротоковой рефлексотерапии, мануальной терапии, общего массажа, получила консультацию логопеда.

На 5-м курсе помимо основного курса лечения уже стали возможны и необходимы занятия с психологом и педагогом-дефектологом.

Догоняет в развитии сверстников

Мы познакомились с Дашей по окончании 5 курса лечения на занятии с дефектологом. Сейчас девочке 2 года. Она старательно собирает пирамидку и пазлы, разглядывает картинки с изображением животных и называет их. Она ходит, держась за руку взрослого, а иногда и бежит. По словам мамы, в знакомой обстановке Даша может ходить самостоятельно, преодолевая большие (до 10-15 м) расстояния.

– Пока пассивный словарь превышает активный. Наблюдается задержка развития двигательной сферы, скованность движений. Мелкая моторика рук пока сформирована недостаточно. Во время занятий наблюдается положительная динамика в развитии ребенка. Родителям Даши даны необходимые рекомендации по физическому развитию девочки, развитию мелкой и крупной моторики, созданию речевой среды и расширению знаний об окружающем мире, – продолжает Оксана Лукина.

Когда специалисты «Реацентра» заметили у Даши отставание в речевой сфере, в курс включили занятия с дефектологом Оксаной Лукиной. Сейчас девочка говорит наравне со сверстниками.

– Словарный запас ребенка постоянно расширяется, – комментирует Валерия Матвеева. – Она говорит и запоминает много слов, пытается формировать простые фразы. В психическом развитии, как я считаю, она практически догнала сверстников. В моторном еще немножечко отстает, и мы над этим работаем. С рождения у девочки был снижен мышечный тонус, ручки и ножки были слабыми, координация движений была нарушена, поэтому она не могла ни сидеть, ни стоять даже на четвереньках. Лечение методом микротоковой рефлексотерапии стимулирует те зоны коры головного мозга ребенка, которые отвечают за моторное развитие, сознательную двигательную активность, координацию движений. Также в процессе лечения производится нормализация мышечного тонуса. Сейчас у Даши положительная динамика. Думаю, в процессе лечения развитие девочки возможно довести до возрастной нормы.

Вовремя приступили к лечению

В «Реацентре» оказывают консультативную помощь и здоровым детям, начиная с рождения. Консультации невролога, мануального терапевта, психолога, сеансы медицинского массажа – все это позволит своевременно предупредить задержки предречевого, речевого, психического или моторного развития.

В 5-7 лет, во время подготовки к школе, специалисты центра помогут скорректировать последствия травм, возможные возрастные нарушения осанки, поведение, эмоциональное состояние ребенка, речевые нарушения. А также оценить потенциал здоровья нервной системы ребенка и с учетом этого определиться с выбором школы и учебной нагрузкой.

– Мы планируем пойти в садик, – голос Анны начинает дрожать. – Даше уже путевку дали. Но пока она не очень уверенно ходит самостоятельно, и я переживаю, что заденут, упадет. Пусть окрепнут ножки, и появится уверенность. Чуть попозже пойдем в садик – обязательно. Это чудо, что дочка сейчас ходит, общается с нами, рисует, играет, как и ее сверстники!

Как лечат в «Реацентре»?

Основной метод лечения – микротоковая рефлексотерапия. Этот метод лечения детской неврологической патологии разработан специалистами Самарского терапевтического комплекса «Реацентр». Метод позволяет оказывать помощь детям в возрасте от 6 месяцев до 16 лет. Лечение заключается в подаче сверхмалых электрических сигналов на различные биологически активные точки на теле ребенка по ИНДИВИДУАЛЬНОЙ схеме и восстановлении нормальной работы его головного и спинного мозга.

Процедура эта практически безболезненна. Вначале маленький пациент может ощущать легкое покалывание в точке воздействия, но очень скоро привыкает к этому ощущению.

Как правило, индивидуально и по показаниям, микротоковую терапию в «Реацентре» проводят в комплексе с мануальной терапией, медицинским массажем, занятиями с логопедом, дефектологом и психологом.

Мануальная терапия позволяет устранить и скорректировать последствия родовых травм, улучшить кровообращение головного мозга, снизить внутричерепную гипертензию.

Занятия с логопедом (по показаниям, с 2 лет) направлены на стимуляцию и вызывание речи, на постановку звуков, построение грамматического строя речи, расширение словарного запаса.

Занятия с педагогом-дефектологом и психологом (по показаниям, с 1 года до 18 лет) направлены на развитие основных психических процессов, на помощь детям в социально-психологической адаптации, на помощь детям и родителям в детско-родительских отношениях.

Правильное развитие: когда ребенок должен начать ползать

Первый год жизни малыша – это потрясающий и очень ответственный период для всех родителей. В это время происходит формирование важнейших навыков, от которых зависит дальнейшее развитие ребенка. Умение ползать – один их них.

Когда малыши начинают ползать? От чего зависит овладевание навыком движения? Как помочь ребенку его освоить, чтобы вовремя встать на ножки? На эти и другие вопросы о ползании «Летидору» ответила Ирина Мещерякова, педиатр, детский ревматолог СМ-Клиники (@smclinicspb).

Ирина Мещерякова, педиатр, детский ревматолог СМ-Клиники

Ползание – это необходимый навык для ребенка. Он способствует формированию координации, обеспечивает развитие опорно-двигательной и нервной систем. А также готовит ребенка к переходу в вертикальное положение.

С какого возраста дети начинают ползать

Первые попытки ползать малыш делает в возрасте от 3 до 5 месяцев.

Момент начала ползания зависит от многих факторов.

Телосложение. Дети с большей массой тела начинают ползать позднее.

Уровень развития нервной и опорно-двигательной систем. При всех вариантах нарушения мышечного тонуса у ребенка формирование навыка будет происходить позднее.

Недоношенные дети начинают ползать чуть позже.

Общее здоровье. Часто болеющие дети или дети с сопутствующей патологией также начинают ползать позже своих сверстников.

Пол. По статистике, девочки начинают ползать раньше мальчиков. Хотя четких данных по этому вопросу нет.

Как ползают малыши

Есть несколько способов передвижения, и все они зависят от возраста малыша.

На животе. Первое ползание малыш начинает в 3-5 месяцев с положения лежа на животе. Он делает это с помощью рук. Получается, будто он двигается назад, поочередно приподнимаясь на ручках.

По-пластунски. Чуть позже, в возрасте 5-6 месяцев, ребенок начинает ползать по-пластунски. В процесс вовлекаются ноги: малыш поочередно сгибает их и, таким образом, передвигается вперед. Эти движения уже более скоординированы.

На четвереньках. Позже малыш встает на четвереньки – это происходит в возрасте 7-8 месяцев. К этому моменту ребенок уже должен уметь сидеть, что очень важно для работы позвоночника во время ползания.

Когда в возрасте 3 месяцев младенец начинает удерживать голову в положении лежа на животе, у него формируется шейный кифоз – физиологический изгиб шейного отдела позвоночника. В возрасте 6 месяцев при приобретении навыка сидения у ребенка формируется грудной кифоз – изгиб грудного отдела позвоночника.

Формирование этих изгибов очень важно для начала ползания ребенка на четвереньках.

Они обеспечивают подвижность позвоночника и необходимую амортизацию.

Как помочь малышу начать ползать

К 3 месяцам ребенок уже умеет удерживать голову и начинает переворачиваться. Он узнает маму, фиксирует взгляд на игрушках, реагирует на звук, улыбается. А к 4 месяцам уже смеется и захватывает предметы.

С этого момента малышу нельзя постоянно находиться в кроватке – это задерживает его развитие.

Малыш должен иметь возможность перемещаться в пространстве, и все вышеперечисленные навыки можно использовать для формирования новых.

Предметы для привлечения внимания. Например, можно задействовать яркие игрушки в качестве стимула для движений. Малыша кладут на пол, застеленный пледом, а рядом разбрасывают интересные ему предметы.

Поверхность при этом должна быть твердой.

Ребенок старается приблизиться к интересующим его игрушкам – таким образом, ему можно помочь развивать навык ползания.

Голосовое поощрение родителей. Когда малыш начинает реагировать на маму и папу, можно использовать звуковые стимулы к движениям. Например, сесть недалеко от ребенка и позвать его к себе.

Упражнения. Для стимуляции ребенка к ползанию можно использовать и определенные упражнения, которые помогают ему последовательно сформировать двигательные навыки.

Например, подтягивание ребенка за ручки: за правую ручку к левой ножке, за левую к правой.

Когда малыш лежит на спине, можно аккуратно скручивать ему ножки – это стимулирует его переворачиваться со спины на живот.

Прикладывая своим руки к стопам, можно научить ребенка отталкиваться. И, когда малыш готов, можно пробовать ставить его на четвереньки.

Как сделать ползание малыша безопасным

Во время обучения ребенка ползанию важно соблюдать определенные правила безопасности.

3-месячный малыш достаточно активен, поэтому оставлять его без присмотра можно только в безопасных местах: в кроватке или на полу (если поблизости нет опасных предметов).

Ни в коем случае не оставляйте ребенка на пеленальном столике или на диване, откуда он может упасть.

Когда вы отпускаете ребенка на пол, позаботьтесь о том, чтобы рядом не было острых предметов и вещей, которые можно перевернуть, уронить на себя.

Что делать, если малыш не начал ползать

Формирование навыка ползания у всех происходит по-разному. Есть малыши, которые очень долго и активно пользуются именно ползанием. Есть те, кто быстро встает на ножки. И то, и другое является нормой.

А некоторые малыши сразу встают на ноги, минуя этап ползания.

Это не значит, что они не здоровы, – они просто поняли, что так им передвигаться проще.

Если же важные двигательные навыки долго не формируется, это должно быть поводом обращения к врачу, потому что есть ряд заболеваний, при которых возможен регресс навыков.

В этом случае чем быстрее будет поставлен диагноз, тем лучше будет прогноз.

Ребенок не ползает: причины и советы

Ребенок с игрушкой - фото

В современном мире принято несколько недооценивать навык ползание, относиться к нему как к второстепенному и необязательному. Хотя именно ползание — один из самых важных моторных навыков развития первого года жизни.

Нужно ли ребенку ползать

В процессе ползания у ребенка закладываются навыки пространственной ориентации. А от нее, в свою очередь, будут зависеть потом и способность правильно и красиво писать, и успехи в геометрии, и многое другое. Межполушарные связи, формирующиеся в первый год жизни, будут служить крохе всю его жизнь.

Развитие первого года жизни

Развитие ребенка — дело очень индивидуальное. Но все же существуют нормы, на которые ориентируются врачи.

  • в 1–2 месяца ребенок должен начать держать голову
  • в 3–4 месяца — начать переворачиваться со спины на живот
  • в 4–5 — повернуться с живота на спину
  • в 5–6 месяцев — научиться подтягивать ножки к животу в положении на животе, встать на четвереньки
  • в 6–7 месяцев — начать раскачиваться на четвереньках, сесть и поползти примерно.

Если ребенку уже 8 месяцев и он не ползает, возможно, стоит помочь ему.

Маленький ребенок лежит на животике - фото

Почему ребенок не ползает

Ползание — сложный навык, к которому малыш готовится буквально с рождения. Нужно иметь крепкую спину, хороший пресс, легко поворачиваться и вставать на четвереньки. Приходится одновременно двигать руками и ногами, следить за целью обоими глазами и огибать внезапные препятствия.

Если малыш здоров и на плановых осмотрах в 1 и 3 месяца ортопед и невролог не нашли отклонений в развитии, можно спокойно ждать 7–7,5 месяцев и не беспокоиться: детки отличаются друг от друга по темпераменту и личной ловкости-выносливости-смелости-настойчивости и могут довольно сильно обгонять друг друга в тех или иных навыках. Если же и в 8 месяцев ваш ребенок не спешит ползать, то стоит поискать причину.

Чаще всего речь идет о малышах, родившихся с гипоксией. Также причиной может быть небольшая рассинхронизованность движений рук (причина порой кроется в микротравме шейного отдела) или ног (поводом может быть, например, небольшая асимметрия таза). С этим, как правило, отлично справляются за один-два сеанса врачи-остеопаты. Хорошо также помогает и обыкновенная оздоровительная гимнастика, но только в том случае, если взрослые делают ее с малышом ежедневно.

Грудничковый массаж - фото

Как помочь малышу наконец поползти

Самое лучшее — это специальный массаж и гимнастика по возрасту. Совершенно необязательно обращаться к дорогостоящим специалистам, в большинстве случаев достаточно ежедневных занятий два-три раза в день по 10–15 минут.

  1. Укрепляем ручки
    Выбирайте момент, когда кроха в хорошем расположении духа, и приступайте к гимнастике.
    Ребенок лежит на спинке. Аккуратно разведите его ручки в сторону, сведите прямые ручки вместе, скрестив их на груди: попеременно то левая, то правая ручка сверху. Дайте малышу самому держаться за пальцы взрослого во время упражнения. Повторите 4–8 раз.
  2. Укрепляем ножки
    Ребенок лежит на спинке. Осторожно возьмите его за голени, согните и разогните правую, затем левую ножку, а потом и обе ножки вместе. Повторите упражнение 6–8 раз.
    Ребенок лежит на спинке. Возьмите малыша за голени так, чтобы ваши большие пальцы лежали на его голенях, а остальные пальцы находились на коленных чашечках крохи. Выпрямляйте ножки ребенка и поднимайте их вертикально вверх, держите в таком положении 1–2 секунды, а затем плавно опускайте вниз. Повторите 6–8 раз.
  3. Учим ползать
    Ребенок лежит на животе. Положите руки на пятки малыша. Энергичным, но в то же время осторожным движением согните его ножки и прижмите их пяточками к ягодицам. Малыш окажется в положении «лягушки». Как правило, после этого ребенок отталкивается от рук взрослого и самостоятельно ползет. Только следите, чтобы ваши упражнения не доставляли крохе явного дискомфорта. Когда ребенок привыкнет к упражнению, начните сгибать ножки попеременно, стимулируя у малыша навык «перекрестного» ползания. Сделайте 3–4 повтора.
  4. Укрепляем пресс
    Ребенок лежит на спинке. Дайте ему ухватиться за ваши указательные пальцы, чтобы кроха держался за ваши руки самостоятельно и буквально «повис» на ваших пальцах. Разведите ручки малыша широко в стороны и, слегка потянув, помогите присесть. Повторите 2–3 раза.
    Ребенок лежит на животе, его ножки упираются во взрослого. Взрослый вкладывает большие пальцы в ладошки малыша так, чтобы кроха сжал кулачки, а остальными пальцами поддерживает запястья крохи. Затем поднимает его ручки через стороны вверх и помогает встать на коленки. Повторите 2–3 раза.
  5. Укрепляем спинку
    Ребенок лежит на животе. А вы поглаживаете, растираете, «пилите», пощипываете, постукиваете мышцы вдоль его позвоночника — широчайшие мышцы спины и мышцы ягодиц. Этот веселый массаж нужно начинать и заканчивать нежными поглаживаниями. Каждое движение повторите 3–5 раз. Такие упражнения наверняка принесут свои плоды!

instagram@ele_fun.ru

Создайте условия

Переселите малыша на пол. Если ребенок весь день проводит в кроватке или манеже, ему просто некуда и незачем перемещаться. Обезопасить пространство дома несложно. Достаточно убрать в недоступное место предметы бытовой химии, лекарства, колющие и режущие предметы, мелкие игрушки, электрические провода, полиэтиленовые пакеты и комнатные растения.

На электрические розетки стоит поставить специальные заглушки, а острые углы мебели закрыть мягкими пластиковыми нашлепками. Пусть у крохи возникнет потребность ползти. Отходите от малыша на метр и зовите его к себе. Положите самые интересные игрушки на небольшом отдалении. Позовите в гости других малышей, которые уже умеют ползать, или… ползайте сами рядом
с крохой.

Когда без консультации врачей не обойтись?

Иногда кроха начинает ползать, сидя на попе, или неравномерно двигает руками-ногами. Некоторые детки подворачивают одну из стоп «по-медвежьи». Проконсультируйтесь с неврологом и ортопедом. Для здорового ребенка «перекрестное» (обычное) ползание — самый быстрый и удобный способ перемещения. Если ваш кроха выбирает другой способ, значит, что-то ему мешает.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ «Об авторских и смежных правах — «Воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: