Ребенок 1 год 9 месяцев развитие речи

Главные нюансы развития ребенка в 1 год и 9 месяцев

По окончанию первого года своей жизни, с началом процесса ходьбы ребенок открывает для себя новые, неимоверно широкие возможности. Этот период жизни малыша связан с переходом от изучения и «освоения» себя самого на изучение собственного мир. Именно так, мир этот, для ребенка не «окружающий мир», в нашем взрослом его восприятии, а именного его личный, собственный мир.

Ребенок пока не будет ощущать границ между ним самим и миром, сейчас он становится больше «вмещая» в себя и охватывая в своей жизни все, что им будет замечено. Интересной особенностью этого возраста является, то, что мир этот существует только пока ребенок его видит и в нем заинтересован. Стоит ему отвернуться или переключиться на что-то другое, этот мир перестает для него существовать, как будто его и не было вовсе.

Особенности психики и мышления ребенка этого возраста

1.jpg

Этот этап развития ребенка является первым отправным пунктом в его долгом путешествии по формированию взрослого отношения к жизни. Закончится он аж к 25 годам, но первые шаги, сделанные ребенком своими ножками самостоятельно, являются заодно и первыми «шагами» к формированию «личности», как её себе представляют. Вот эти шаги.

Происходит переход от первого этапа мышления, так называемого «бессловесного мышления», когда ребенок не понимает и не знает слов, но всё же мыслит, основываясь на ощущениях и чувствах, через это выстраивая логику в принятии решений, к усвоению «словесного мышления».

Начиная процесс освоения слов ребенок по началу не воспринимает их в виде вербальных сигналов означающие предметы или другие вещи. Для него это звук, принадлежащий вещам. Сама вещь звук не издает, но её «озвучивает» взрослые, издавая этот звук по отношению к этой вещи.

У взрослых возникает иллюзия, что в игре ребенок ведет себя с ними почти как взрослый. Даже дети, которые ещё не научились говорить в этом возрасте, способны различными способами выражать свои эмоции и пожелания.

Для малышей этого возраста характерно изменение поведение, выражающееся в уравновешенном и более спокойном поведении. Это связано с повышением любопытства и интереса в познании своего мира. Привязанность к матери всё еще очень сильная и он желает видеть её рядом, в незнакомой обстановке и при её отсутствии в поле зрения отмечается повышение тревожности.

Большая часть «мыслительных процессов» проходит на уровне эмоций. Эмоции становятся ярким, насыщенными и многочисленными, по поведению ребенка легко «считываются» радость, интерес, любопытство, огорчение, обида и т.п. При этом ребенок очень внимателен и чуток к эмоциональному состоянию близких ему взрослых людей. Он идеально «сканирует» печаль, раздражение или радость близкого человека и отражает это в своем поведении.

Примерно в этом возрасте появляются первые признаки интереса к себе подобным, навыки коммуникабельности. Появляются попытки «общения» с другими детьми, попытка зафиксировать их взгляд «глаза в глаза», жестикуляция и мимика для привлечения их внимания и организации «диалога».

В этой стадии развития ребенок осваивает себя и свой мир на уровне получения ощущений. Он ищет эти ощущения как ответ, для получения минимальной ответной информации об окружающем его разнообразии форм и состояний реальности.

Малыш рассматривает и слушает, бьет и поглаживает, рвет и мнет, сгибает или отбрасывает всё что попадет в поле доступности его действий, при этом он может кричать или смеётся. От всего этого он ждет ответных реакций, где окружающая его среда и близкие ему взрослые люди, показывают ему взаимосвязь одного с другим. Закончится этот «ультра примитивный» способ познания о мире примерно к двум годам, критическая масса набранного им опыта и «освоенного» объема мозга приблизит малыша к следующему «скачку» в новый период развития который случится в возрасте уже трех лет. Более детально об этом можно прочесть у доктора А. Курпатова , профессора Выготского Л.С .

Интеллектуальные и речевые возможности ребенка к этому возрасту

Следует сразу оговориться, что приведенная ниже информация не является обязательной для всех детей, достигших возраста 1 года и 9 месяцев, а дает представление о возможностях ребенка на этом этапе взросления.

В интеллектуальном плане малыши способны:

знать различия по цвету, размеру и форме предмета;

изображать геометрические фигуры и дать пояснения к рисунку;

по фотографиям узнать близких им людей;

узнавать голоса животных и подражать им.

Большая часть детей в этом возрасте уже осваивает речевой аппарат, однако есть и исключения, которые пока ещё не являются патологией. В отдельных случаях дети начинают говорить и с 3 лет, в этом случае нужна индивидуальная консультация у специалиста. В развитии речи отмечаются следующие особенности:

большинство детей способны понимать простые изображения на картинках, в состоянии показывать, что на них изображено и ответить на вопросы «Кто/что это?»;

словарный запас может составлять около 30 слов, бывает и больше, озвучивать их ребенок может в своей «транскрипции», упрощая их «под себя»;

в общении со взрослым или игре используются предложения и фразы длиной в два слова;

словарный запас можно пополнять ежедневно, в этом же возрасте начинается формирование фразовой речи;

параллельно у ребенка растет понимание минимально простых обращений к нему, которые могут включать последовательность действий, например, «возьми мячик и иди ко мне».

Какие навыки доступны ребенку этого возраста

Какие навыки доступны ребенку в возрасте 1 год и 9 месяцев

К моменту 1 года и 9 месяцев малышу доступно уже весьма многое, он может:

сам залезть на стул или диван, преодолеть невысокое препятствие иного рода, подниматься по лестнице держась за перила;

есть самостоятельно как густую, так и жидкую пищу, используя ложку, прилагая усилия к тому, чтобы она попадала в рот без потерь «по дороге»;

легко может снять одежду (иногда там, где этого делать не нужно), расстегивает замок «молнии» и пуговицы, способен надеть головной убор, справится со штанами, может обуться;

уже может научиться использовать горшок и сообщать о своей нужде определенными словами или иным способом;

собирает пирамидку, различает форму предметов, способен подобрать нужную форму к отверстию сортера, построить башенку или стену из кубиков;

определить размер предметов, например, показать самый маленький и самый большой мячик, так же может различать цвета, найти два одинаковых по цвету предмета;

способен усвоить знание о месте хранения игрушек и других вещей, может по просьбе взрослого убрать вещи на свои места;

начинает проявлять первые признаки самостоятельности и защиты «собственных границ», выражая недовольство при попытках оказать ему помощь в том, что он намеревался сделать сам

Прогресс в играх

На этом этапе взросления ребенок может уже применять в игре конструктивные моменты и выстраивать логические, ролевые действия. Продолжая собирать с ним пирамидку, строить башенку, учиться с определением форм, размеров и соотношения предметов и прочим простым, но важным навыкам можно прибегать и к более сложным игровым ситуациям.

Ребенок может построить «паровозик», абстрагировав это понятие и выстроив по порядку несколько кубиков.

Можно выстроить с ним сюжетную линию, предложив не просто катать машинку, а загрузив её игрушечными продуктами отвезти в «дом».

С одной игрушкой ребенок может проделать уже ряд последовательных действий, например, искупать, накормить, причесать куклу.

Ребенок способен к проявлению фантазии, назначает свойства предметам, которые им не присущи. Так, простая палочка, запросто может стать лошадкой, а любимых кукол можно кормить вымышленной едой.

Начинает укрепляться интерес к разглядыванию картинок в книжке, ребенок уже не перелистывает по нескольку страниц, а внимательно рассматривает изображение на каждой, по просьбе взрослого может пытаться описать происходящие на картинке.

Участвуя с ребенком в его играх взрослому, для развития речи ребенка, будет полезно разговаривать с ним, петь песенки, читать стишки и просить его повторять за собой.

Примерно в этом же возрасте ребенок может начинать осваивать рисование карандашом линий и фигур.

Много полезной информации по раннему развитию детей до 3 лет можно подчерпнуть в книге Георгия Болотовского и Александра Царегородцева «Три главных года: книга для родителей».

Статья составлена на основании книг Л.С. Выготский «Мышление и речь», А. Курпатов «Счастливый ребенок»; Г. Болотовский, А. Царегородцев «Три главных года: книга для родителей» и воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК.

Что умеет ребенок в 1 год и 9 месяцев?

Ваш малыш всегда самый лучший, самый умный, идеальный. Тем не менее, 90% родителей переживают – а соответствует ли развитие их чада нормам, что должен уметь ребенок в 1 год и 9 месяцев? На этом этапе происходит много нового: впервые звучат фразы из 2-3 слов, малыш начинает сам пользоваться горшком и развивается не по дням, а по часам. Расскажем подробно о речевых, физических, психологических особенностях детей того возраста и проанализируем факторы развития.

Маленькая девочка с игрушкой

Нормы развития

Редкий ребенок в 1 год и 9 месяцев может похвастаться усидчивостью и спокойствием. Для этого возраста свойственна высокая двигательная активность, частая смена занятий и настроения. Малыш интересуется всем новым: игрушками, предметами быта, пищей. Его привлекают камушки и палочки, он все еще может пробовать их на вкус. Появляется понятие «мое». Если раньше поделиться своей игрушкой не составляло труда, то теперь из-за машинки или куклы может начаться драка.

У ребенка появляются дружественные связи среди сверстников. Правда совместная игра завязывается редко, в основном симпатии ограничиваются эмоциональным приветствием, обменом игрушками. К друзьям дети охотно подсаживаются, играют хоть и не вместе, но рядом.

В 1 год и 9 месяцев повышается обучаемость. Ребенок быстро запоминает цвета, фигуры, осваивает счет и даже некоторые буквы. Но если материал не повторять, все забывается очень быстро. Примерно 80% детей в этом возрасте начинают чувствовать полный мочевой пузырь и кишечник, процесс их опорожнения становится контролируемым.

Малыш с мамой

В 1 год и 9 месяцев ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь, произносит не только слоги и звуки, но и слова. Пытается строить простые фразы. Во время чтения он может повторять окончания стихов. Знает, как его зовут, и называет свое имя.

Новые речевые навыки:

  1. появляется вопросительная форма слов и фраз («а это», «кто», «какая»);
  2. ребенок начинает комментировать игровой процесс, большая часть слов носит необращенный характер («вот так», «да», «собрать кубик», «играть»);
  3. речевой запас увеличивается до 20-50 слов.

Слова в этом возрасте произносятся все еще нечетко, могут быть искажены и упрощены («дай ляля», «ди мама», «ябоко»). Часто речь ребенка может понять только близкий взрослый, и то не без помощи интуиции.

Ребенку 1 год и 9 месяцев

Физическое развитие

С каждым днем ребенок становится проворнее. Возрастает его уверенность в себе. В 1 год и 9 месяцев девочки весят 9–12,5 кг, мальчики – на 1–1,5 кг больше. Рост детей колеблется от 81 до 86 см.

Каковы физические навыки ребенка в этом возрасте?

  1. Залезает и слезает на стул, невысокую лестницу без помощи взрослого.
  2. Проходит по широкой перекладине.
  3. Переступает через невысокие предметы.
  4. Бегает, не спотыкаясь и огибая препятствия.
  5. Достаточно умело обращается с ложкой, но иногда вымазывается едой.
  6. Оказывает помощь при раздевании, снимает сам головной убор, обувь.
  7. Переворачивает страницы в книге.
  8. Может ездить на трехколесном велосипеде.

Малыши играют в песочнице

Восприятие

В возрасте года и 9 месяцев ребенок взаимодействует с окружающим миром уже не через маму и папу, а самостоятельно или с их помощью. Он чувствует себя отдельной единицей, но эмоционально все еще тесно связан со взрослым.

Читайте также  Ребенок 4 месяца весит 5 килограмм

Характерные черты восприятия:

  1. стремиться к самостоятельности, употребляет местоимение «Я» («я сам», «это я», «я не хочу»);
  2. реагирует на смену настроения родителя, ведет себя подобным образом (смеется, плачет, раздражается);
  3. ищет одобрения, откликается на похвалу, гордится собой;
  4. чувствует себя уверенно в кругу близких людей, с незнакомыми скован;
  5. контактирует со сверстниками при помощи мимики, жестов, может заглядывать в глаза, брать за руки;
  6. обижается на запреты, может плакать и капризничать, чтобы добиться своего;
  7. пытается разобраться в устройстве игрушек, что часто заканчивается их поломкой;
  8. понимает предназначение предметов (если дать ручку и бумагу, начнет рисовать, лопатку – выкапывать ямку).

Маленькая девочка рисует на стене

Когнитивная сфера

В 1 год и 9 месяцев продолжают активно развиваться мышление, память, внимание. Если ранее для выполнения одного и того же действия малыш использовал разные варианты, то теперь он догадывается, что и как нужно сделать, чтобы решить поставленную задачу. Ребенок может устанавливать связи между предметами экспериментальным путем.

Малыш в этом возрасте обладает следующими навыками:

  1. способен выполнить простое задание (подать ложку, нарисовать круг, снять шапку);
  2. различает цвета и простые формы (красный-зеленый, круг-квадрат);
  3. показывает части тела, минимум 3;
  4. собирает пазл из 4-8 частей;
  5. вкладывает в сортер соответствующие фигурки;
  6. рисует кривые линии, круги, квадрат;
  7. может концентрировать внимание в течение 3-10 минут.

Можно часто услышать утверждение, что мальчики развиваются медленнее девочек. Это не совсем так. У девочек быстрее созревает левое полушарие, ответственное за логическое и речевое мышление. Но зато мальчики лидируют в развитии пространственно-временной ориентации. Они меньше говорят, но мыслят нестандартно. У мальчиков острее слух примерно до 8 лет и ниже кожная чувствительность.

Пазл для малышей

Дети в этом возрасте очень подвижны. Они любят побегать, поиграть в догонялки. Не менее увлекательное занятие – изучение предметов, особенно тех, которыми пользуется взрослый. Предпочтение отдается эмоциональным играм, например пряткам, где взрослый активно использует мимику, меняет голос. Малышам в 1 год и 9 месяцев нравится выразительное чтение сказок и стишков.

Какие игрушки интересны в этом возрасте:

  • сортеры;
  • конструкторы с крупными деталями;
  • простые головоломки;
  • крупные пазлы из 4-8 элементов;
  • разные виды машин (строительные, пожарная, скорая);
  • пластилин, тесто для лепки, кинетический песок;
  • механическая юла;
  • толокар;
  • матрешка;
  • неваляшка;
  • детская посудка, кухня;
  • магнитная рыбалка;
  • игрушки-попрыгуны (большие резиновые животные, мячи);
  • фигурки людей, зверей, сказочных героев;
  • альбом для рисования, мягкие карандаши, краски;
  • игрушки для улицы (мяч, набор для песочницы, каталка).

Самостоятельная игра может длиться 15-20 минут, за редким исключением – дольше. Малыш все еще нуждается во внимании взрослого, его подсказках, одобрении и восхищении.

Во что можно поиграть вдвоем?

  • Найди два одинаковых предмета. На стол ставят 5-6 видов фруктов (разных чашек, машинок, кубиков), всех в единичном количестве, и только к одной разновидности добавляют пару. Ребенок находит и показывает, какие предметы одинаковые.
  • День-ночь. Взрослый произносит «день», и вместе с малышом начинает активно бегать, топать, шуметь. При команде «ночь» замирает и не шевелится.
  • Повторяй за мной. Родитель показывает движение: погладить себя по голове, присесть, поднять руки вверх, хлопнуть в ладоши. Ребенок повторяет. Темп постепенно нарастает. Очень весело игра проходит под музыку.

Кормление ребенка в год и 9 месяцев

Правильный уход и развитие

Ребенок в 1 год и 9 месяцев развивается очень быстро. Зачастую наблюдаются так называемые скачки, когда за несколько недель малыш вырастает на 3-4 см, внезапно начинает говорить больше слов, строит фразы. Чтобы процесс развития не нарушался, ему необходим правильный уход:

  • сон общей продолжительностью 12–13 часов, из них 1,5–2 часа должны приходиться на день (середину бодрствования);
  • 4–5-разовое питание, состоящее из разных каш, отварного нежирного мяса, рыбы, молочных и кисломолочных продуктов, яиц, фруктов, овощей;
  • соблюдение личной гигиены и обучение простым навыкам (мытью рук, чистке зубов);
  • соблюдение санитарных норм в жилище: регулярная уборка, проветривание;
  • прогулки на свежем воздухе не менее 3 часов в день.

Примерно 40 минут в день (в общей сложности) нужно уделить развивающим занятиям. Это может быть чтение книг, обучение по карточкам (виды животных, фруктов, овощей). В 1 год и 9 месяцев ребенок готов к изучению счета до 3, гласных звуков, геометрических фигур и цветов. Чтобы правильно развивалась речь, рекомендуется чаще разговаривать с малышом, комментировать происходящее вокруг. При этом важно называть предметы своими именами (собаку – собакой, а не «ав-ав», машину – машиной, а не «бибикой»). Также полезны будут физкультминутки, массажи, плаванье. Выбирать нужно из того, чем активно интересуется малыш.

Все дети разные, кто-то развивается и растет быстрее, кто-то – медленнее. С годами отличия стираются, и все приходят примерно к одному уровню. Не стоит переживать, если ребенок отстает по каким-то отдельным показателям. Описание того, что должен уметь ребенок в год и 9 месяцев, примерное. Задержку развития может диагностировать только специалист – невролог. Поводом к нему обратиться является непонимание речи взрослого, малая эмоциональность и подвижность, отсутствие каких-либо слов, плохой вид и самочувствие малыша.

Развитие и питание ребенка в 1 год 9 месяцев: составляем меню для малыша, определяемся с умениями карапуза

Психологи утверждают, что формирование основы характера и поведения ребенка длится до 3 лет, после этого можно только исправлять и корректировать. В 1 год 9 месяцев еще есть время оценить умения и навыки малыша, увидеть, чему он научился, как развивается, что хочет делать, а от чего категорически отказывается, начиная проявлять свой характер.

Растем и прибавляем в весе

Существуют определенные стандарты роста и веса ребенка на каждый месяц – по ним родители могут сделать вывод о том, как малыш развивается физически, не отстает ли по этим показателям от своих сверстников. Мальчики должны иметь средний рост 80,4-88,4 см, средний рост девочек колеблется в диапазоне 79,7-87,6 см.

Отклонения от стандартов в росте могут быть связаны с индивидуальными особенностями развития ребенка и генетической предрасположенностью. Сильное расхождение в показателях может быть обусловлено патологией эндокринной системы. Для того чтобы быть уверенным в отсутствии заболеваний, необходимо проконсультироваться у педиатра.

О физическом развитии

В возрасте 1 года 9 месяцев педиатры рекомендуют начать заниматься гимнастикой. Если до этого упражнения заключались в массировании ножек, ручек, тела малыша мамой, то в этом возрасте можно начинать приучать его к выполнению упражнений самостоятельно. Простые упражнения на укрепление мышц, приседания, подпрыгивания, подъем рук и ног будут интересны малышу вдвойне, если они станут выполняться вместе с мамой, да еще и под веселую музыку.

Распорядок дня устанавливается практически такой же, как у полуторагодовалого ребенка: дневной сон – один раз продолжительностью 3 часа, ночной сон – 10 часов. Общая продолжительность сна уже уменьшается, уступая место бодрствованию, которое длится 5-6 часов.

Прием пищи обязательно должен быть организован 4 раза в день в определенное время – этот распорядок благотворно влияет на работу желудка и обмен веществ.

Режим питания малыша

В год и 9 месяцев малыш должен кушать 4 раза в сутки – такая частота оптимальна для его растущего организма и прекрасно воспринимается самим ребенком, который как раз успевает проголодаться

Социальное взаимодействие

Социум ребенка в возрасте 1 года 9 месяцев заключается в узком круге: родители, бабушки, дедушки, братья, сестры. На посторонних малыш реагирует по-разному, но в большинстве случаев настороженно. Тем не менее, он уже умеет общаться в своем кругу, по-своему выражать свои чувства, говорить понятно для узкого круга близких и выполнять общепринятые действия:

  • выполнять просьбы взрослых: например, подать что-нибудь, показать, поздороваться, попрощаться, согласиться, покивав головой;
  • он различает некоторые цвета, но может их путать и это нормальное явление;
  • он может продемонстрировать, с какими звуками у него ассоциируются те или иные животные;
  • он умеет держать в руке ложку и кружку во время еды, правильно обращаться с ними.

1 год 9 месяцев – период активного развития и время, когда можно начать расширять круг общения малыша, но это не значит, что его нужно устраивать в детский сад (рекомендуем прочитать: что это – комбинированный детский сад и как туда отдать ребенка?). Такая нагрузка на психику будет преждевременной. Как вариант, можно воспользоваться услугами детского центра раннего развития, в котором проходят занятия именно с детьми такого возраста. Занятия в таких центрах непродолжительны, но ребенок начинает расширять круг своего общения, развивает коммуникативные навыки и активно взаимодействует с незнакомыми людьми.

Кроме этого, общение с большим количеством людей помогает развитию речевых навыков, у детей формируются устойчивые умения произносить новые слова, понимать, когда к ним обращаются другие люди. В итоге процесс развития происходит активнее, дети начинают быстрее внятно произносить слова и короткие словосочетания, увеличивать свой словарный запас.

Дети играют

Приближаясь к двухлетнему рубежу, малыш продолжает постигать социальные навыки – теперь он может более осмысленно взаимодействовать с другими детишками, общаться и играть с ними

Навыки и умения

Ребенок в 1 год 9 месяцев впитывает в себя, как губка, все навыки и умения, которым его обучают, начинает ставить перед собой элементарные цели и выполнять их. Кроха уже имеет небольшой жизненный опыт, поэтому вся его деятельность основывается на повторении действий, которые он увидел у кого-нибудь или которым его целенаправленно научили:

  • складывает игрушки в положенное место;
  • помогает в меру сил маме;
  • поднимается по лестнице, держась за перила;
  • строит башенку из кубиков;
  • поднимает мяч, бросает или пинает его;
  • называет животных, увидев их на картинке, но многосложные слова пока ему не под силу;
  • повторяет простые движения;
  • считает до трех;
  • различает основные цвета;
  • общается со сверстниками, это происходит пока не на речевом уровне, а в игре, но социальные навыки начинают проявляться.

Есть много правил, которые необходимо соблюдать, потому что так принято в обществе, где взаимодействует много людей. Малыш начинает понимать, что в социуме существуют установленные рамки поведения, за которые выходить не стоит.

Питание

В этом возрасте ребенок должен принимать пищу 4 раза в день, через 3-4 часа (рекомендуем прочитать: что и как должен есть ребенок в 9 месяцев?). Наиболее калорийную пищу необходимо готовить в первой половине дня. На завтрак предпочтительно готовить кашу, омлет или запеканку. В рацион питания уже нужно включать суп-пюре, борщ и вторые блюда: мясные и рыбные, овощные рагу, картофельное пюре, молочные и кисломолочные продукты, которые должны оставаться основой меню.

Помимо этого обязательны свежие овощи и фрукты: морковь, картофель, капуста, тыква, кабачки, свекла. Не запрещается также салат из свежих огурцов и помидоров, натертых на терке. Растительные и животные жиры необходимо добавлять в рацион при приготовлении горячих блюд и салатов. Мясные блюда нужно включать в меню ежедневно на обед: нежирные сорта говядины, кроличье мясо, курицу. Из мяса можно приготовить котлеты на пару, мясное пюре, тефтели. Приветствуется питание рыбными продуктами, ими можно заменить 2 раза в неделю мясо – например, паровыми котлетами из рыбного фарша.

Ребенок ест пюре

Пюре продолжает использоваться в рационе ребенка, однако перестает быть главным его компонентом. Теперь малыша можно потихоньку переводить на полезную взрослую пищу

Отношения с родителями

В 1 год 9 месяцев малыш требует постоянного внимания со стороны родителей, особенно мамы. Желание быть всегда рядом с родителями уже не сводится к простому сидению на ручках. В этом возрасте начинается взаимодействие между близкими людьми, которое проявляется в совместных играх, чтении книжек, просмотре мультфильмов. Дети, которые еще плохо разговаривают, выражают свои эмоции и чувства объятиями, поцелуями, улыбками, смехом. В этот период важно не отмахиваться от ребенка, а по мере возможности привлекать его к совместному выполнению каких-либо действий:

  • убирать на место игрушки;
  • накрывать на стол;
  • наводить чистоту и порядок в комнате;
  • читать книжки;
  • обучать произношению фамилии семьи, имен мамы, папы, бабушек, дедушек;
  • приучать к самостоятельности, формировать навыки выполнения действий своими силами.
Читайте также  Индивидуальные занятия развитию речи детей

Последний квартал второго года жизни – этап ярких проявлений самостоятельности и активности в социуме. От того, каким будет первый опыт социализации, зависит, как он будет вливаться в новый коллектив в детском саду, а потом в школе. В это время очень важно поддержать малыша в проявлении новых умений и навыков, не пропустить самое важное.

Развитие речи детей по возрастам

Дети овладевают родной речью постепенно. Для каждого возраста есть своя норма. Мамам и папам полезно знать уровни развития речи детей по возрастам, чтобы не пропустить возможное отставание их чада. Но не забывайте об индивидуальном темпе развития. Возрастные нормы — понятие весьма относительное.

В статье мы поговорим о развитии речи по возрастам, правильном вербальном общении с крохой.

Этапы развития речи по возрастам

Развитие речи отражено в таблице — оно происходит в несколько этапов:

Доречевой — от рождения до 12 месяцев

— к 2 мес. младенец начинает гулить, лепетать

— к 7 мес. появляются псевдослова

— к 8 мес.— первые лепетные слова, к году до 30 таких слов

Ближе к году младенец постепенно усваивает интонацию, мелодику, ритм разговора. Выполняет просьбы

Дограмматический — этап первичного развития речи (от года до 2 лет)

— словарь пополняется новыми словами

— к 2 годам знает 250 — 300 слов

— появляется обиходная речь

Этап усвоения грамматики (третий год жизни)

— говорят, но пока еще не могут оформить фразы грамматически

— выражают свои мысли, желания

— предложениями из одного слова, а позже из 3-х — 4-х слов

— появляются служебные слова

— понимают рассказы взрослых о явлениях, событиях, в которых не участвовали лично

— речь постепенно становится более связной

— у детей активно расширяется словарный запас (до 2 тысяч слов)

— формируется чувство языка

— может составлять рифмы, выучить стихи

— нормальном развитии речи пятилетки уже говорят связно, грамотно

— знают до 4000 слов

— могут составить рассказ по картинке

— знают классификацию предметов

— знают до 5000 слов

— используют все части речи

— может составить сложный рассказ по картинке, менять сюжет

Уровни развития речи детей по возрастам

В каждый период малыш должен овладеть определенными навыками.

От рождения до 12 месяцев

В период от рождения до окончания периода младенчества развитие речи по возрастам (месяцам) происходит таким образом.

Сразу после рождения новорожденный издает первый звук — крик. Первый месяц жизни он учится реагировать на обращение к нему — в зависимости от интонации, он плачет или улыбается.

Примерно с 2 мес. младенец начинает гулить. Одновременно он прислушивается к собственным звукам. Причем во всем мире дети гулят одинаково!

С 3 месяцев младенцы начинают лепетать. Это начало усвоения фонетики родного языка.

В 5 месяцев крохи присматриваются к артикуляции взрослых, пытаются ее скопировать. Шестимесячный малыш может впервые сказать отдельные слоги (например, «ма-ма») и начинает связывать предметы со звуками («мяу» — «кошка»). Именно тогда нужно начать много говорить с ним.

В 7 – 8 мес. младенцы постоянно лепечут, причем понимают смысл отдельных слов. Появляются смысловые паузы: младенец что-то «скажет» и замолкает — ждет ответа взрослого. Это первые его попытки общения с людьми — отвечайте чаду!

В 9 – 10 месяцев при нормальном развитии речи могут появиться первые слова. Теперь уже «мама» — это не просто слог, а осмысленное слово. Лепет усложняется. Дети вслушиваются, что говорят взрослые. Расширяется пассивный словарь. Нужно создать грудничку благоприятные условия для формирования словарного запаса.

К 12 месяцам кроха говорит от 2 до 10 слов, может произносить «а», «у», «и», «м», «б», «п».

Этап развития активной речи — от 1 до 2 лет

Малышу нравится повторять за родителями слова, слоги. Делает он это пока неправильно: одним словом обозначает сразу несколько. К примеру, «биби» — это и любой вид транспорта и движение. Он активно пользуется жестами, мимикой.

К 1,5 годам пассивный словарь дополняется 100 словами, они начинают говорить простыми предложениями из двух слов (например, «дядя биби» (это может означать и мужчину в машине и действие — мужчина управляет автомобилем). Это признаки появления фраз.

Двухлетки могут выговаривать больше звуков: «ф», «х», «в», «д», «к», «о», «н», «т», а трехлетние — «л»,»с», «э», «й».

Дошкольный период — от 3 до 6 лет

Включает младший (3 – 4 года), средний (4 – 5), старший (6 – 7) дошкольный возраст. Рассмотрим возрастные нормы развития речи у дошкольников.

В словаре трехлетних деток около 3000 слов, он постоянно растет. Почти все младшие дошкольники неправильно выговаривают звуки, что может быть поводом для обращения к логопеду. Их разговор интересный: они сочиняют новые слова.

В 3 – 4 года развитие речи, согласно таблице, характеризуется отличными произношением «ц», «ы», «з», в 5 лет — «ж», «щ», «р», «ч», «ш». Но многие заменяют шипящие свистящими («щенок» — «сенок»).

Четырехлетние детки — это «почемучки». Они постоянно задают вопросы, задача взрослых — отвечать на них. Именно тогда формируется чувство языка. Малыши могут заменять или опускать слоги, неправильно употребляют окончания, приставки, суффиксы, не согласуют слова в предложениях, неправильно ставят ударения — это все нормально, ведь грамматический строй у них только формируется. А вот фразы совершенствуются: появляются прилагательные.

При нормальном развитии речи пятилетний дошкольник может пересказать сказку или придумать рассказ по картинке. Рассказ становится более разнообразным и правильным. Хорошо даются шипящие, а некоторым ребятам — «р», но чаще изолированный. Чувствуют интонацию, могут изменить силу, высоту своего голоса вплоть до шепота. Словарь стремительно пополняется новыми словами, которые легко запоминаются.

Как видно из таблицы развития речи, у старших дошкольников находится на ещё более высоком уровне. Шести- семилетние ребята четко выговаривают звуки, могут выявить их в словах. Это важно при подготовке к школе. А вот словарный запас у всех шестилеток разный: у кого-то он богатейший, а у кого-то ограничен бытовой тематикой. Грамматический строй речи сформирован, хотя могут неправильно спрягать глаголы (сказать «ехают» вместо «ехать»). Но они допускают ошибки там, где и многие взрослые их допускают.

У ребят связная, логичная речь, они отвечают развернутыми сложными фразами, по картинке составляют рассказы, пересказывают истории, делятся впечатлениями о фильмах, фантазируют.

Ошибки родителей и как из избежать

Мамы, папы, бабушки, дедушки в общении с ребенком допускают некоторые ошибки. Впоследствии они могут тормозить развитие речи чада или формировать неправильное восприятие и усложнить процесс овладения родным языком.

  1. Считать, что дитя ничего не понимает. Даже в грудничковый период формируется пассивный словарь, они учатся реагировать на обращение к ним. Иначе откуда ребенок, который не общался ни с кем, кроме родственников, вдруг «выдает» бранные слова, например? Говорили так при малыше? Не удивляйтесь;
  2. Подражать «детской» речи. Сюсюканье, уменьшительно-ласкательные формы слов только усложняют их восприятие, мешают нормальному развитию речи. Крохе проще запомнить, а потом сказать слово «мяч», чем «мячик». Но и упрощать слова тоже не стоит. Если хотите, чтобы дитя начало говорить правильно, говорите с ним правильно с самого начала;
  3. Говорить много. Для нормального развития речи важно говорить с малышом. Но не используйте витиеватые обороты, сложные слова. С крохами 1 – 3 лет говорите простыми предложениями. При общении учитывайте уровень развития речи детей по возрастам;
  4. Не разговаривать вообще. Ребятам с дефицитом общения в раннем детстве часто диагностируют речевые и психические отклонения;
  5. Не объяснять. Объясняйте значение слов. Еще правильнее — продемонстрируйте наглядно. Сказать, «яблоко — это фрукт» и показать реальное яблоко или на картинке. С первых месяцев жизни носите дитя на руках и показывайте ему все, что оно видит вокруг: предметы быта, деревья, машины, кошек, собак, птиц на улице — и называйте их. Это лучше всего развивает ваше чадо;
  6. Говорить невнятно, быстро. Когда говорите с дочкой или сыном, обязательно повернитесь к нему лицом, чтобы он видел ваши губы. Говорите четко, членораздельно, акцентируя внимание на артикуляции, не «комкайте» слова — по-другому ваше дитя просто не поймет, откуда берутся звуки и как их произносить. Работайте над своей дикцией, темпом разговора.

Лучший способ общения с малышом — как со взрослым. Спокойным голосом, но с доброжелательной и ласковой интонацией. Именно такое обращение мамы и папы способствует формированию правильной речи у их сына или дочки.

Советы логопедов родителям

Часть рекомендаций мы дали выше. Но есть еще несколько.

Во-первых, проверьте, не входит ли ваше чадо в зону риска по задержке речевого развития. Это детки, у которых имеются перинатальные поражения центральной нервной системы и другие неврологические проблемы, родовые травмы, частые болезни в первый год жизни, поствакцинальные осложнения — на фоне таких проблем речь может формироваться медленнее.

Во-вторых, обратите внимание, когда дитя впервые начало гулить, сказало первые слоги, слова. Если намного позже установленной нормы, проконсультируйтесь с логопедом или неврологом.

В-третьих, когда малышу исполнится 2 – 2,5 года, покажите его логопеду. Особенно если он в зоне риска. Это позволит вовремя выявить возможные проблемные точки в развитии речи и устранить их.

Как научить ребенка говорить правильно: от слов к предложениям

Эксперты по раннему развитию утверждают, что умение говорить с ранних лет является важнейшим фактором, который определяет дальнейшее развитие ребенка. Особенно важными считаются первые 2 года жизни, когда происходит понимание того, развивается ли речь согласно установленным нормам или нет.

Умение правильно говорить напрямую зависит от родителей ребенка, т.е. они должны уделять повышенное внимание этому процессу. Сегодня все большее количество мам и пап стремятся научить ребенка говорить как можно раньше, используя для этого советы специалистов.

Но важно понимать, что этот процесс достаточно сложен, и нужно приложить максимум усилий, чтобы ребенок быстро заговорил. Практически никто из нас не помнит, как учился разговаривать в детстве, поэтому нам сложно адекватно оценивать, насколько это может быть сложным. Вместе с тем у этого процесса есть свои сложности, к которым нужно быть готовым.

Как развивается речь ребенка до 1 года

Существует несколько основных стадий развития речи, но это достаточно общие нормы, потому что развитие каждого ребенка происходит сугубо индивидуально. Это значит, что возможны незначительные отклонения от установленной нормы и это не будет считаться какой-то патологией.

Но родители должны быть обеспокоены тем, если на момент поступления в детский сад, ребенок до сих пор не начал произносить целые слова – это является признаком задержки речевого или психомоторного развития.

  • Начиная с 6-8 недели в ответ на попытку взрослого вступить в контакт малыш произносит отдельные звуки – гуканье (начальное гуление).
  • Истинное гуление или певучее гуление появляется на 2-3-м месяце. В первые два месяца жизни дети произносят только определенный набор звуков, а также отзываются на обращение родителей. Ребенок, находясь в спокойном состоянии, издает протяжные гласные звуки. Период гуления ребенок начинает произносить согласные звуки, сочетая их с гласными. Постепенно рефлекторные звуки заменяются на коммуникативные, т.е. ребенок начинает общаться с окружающими людьми.
  • После 6 месяцев считается нормой умение произносить простые слоги, которые к концу первого года жизни должны превратиться в связки, которые заменяют единичные обозначения предметов.
  • В 9 месяцев ребенок демонстрирует понимание обращенной к нему речи, реагирует на свое имя, воспринимает некоторые простые словесные инструкции и отвечает на них действием: «открой рот», «дай ручку», прижимаются щекой к матери на просьбу «поцелуй маму», поднимают голову и глаза к лампе на вопрос «где огонек?», ищут спрятанную у них на глазах игрушку, при слове «нельзя» перестают тянуться к какому-либо предмету, или прекращают тянуть его в рот и т.п.
  • К 12 месяцам ребенок должен понимать смысл простых фраз, с которыми к нему обращаются. Словарь обычно достигает 8-10, а иногда и большего количества «слов» (баба, киса, му, бэ и др.), которые имеют конкретное значение.
  • К 1 году ребенок понимает и выполняет 5-10 простых инструкций: «принеси то-то», «закрой дверь», «дай чашку» и др. Таким образом, на первом году жизни у ребенка происходит подготовка речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно идет активный процесс развития понимания речи.
Читайте также  Развитие ребенка концу 3 месяца

Развитие речи с 1 до 2 лет

В период от 1 года до 2 лет у ребенка начинается процесс первоначального развития речевых навыков, потому что ребёнок начинает ходить. С появлением способности передвигаться быстро расширяются представления об окружающем мире, интенсивно развивается речь: малыш спрашивает, что как называется. В речи наблюдаются звуковые искажения, употребляются ударные и начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеются перестановки слогов. В это время для ребенка более важна интонация, с которой он произносит слова, выразительность речи, поэтому он попросту не замечает недостатков при произношении отдельных звуков.

К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. В общении со взрослым малыш объединяет 2-3 слова, например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал) и т.д. Постепенно формируются грамматические категории (число, род, падеж…). На втором году жизни происходит достаточно быстрое накопление словаря, который достигает до 200 слов в пассивном словаре, и в активном порядка 50 слов.

Развитие речи с 2 до 3 лет

Период с 2-х до 3 лет дети начинают употреблять местоимения и падежные склонения, активно формируется грамматическая сторона речи. Пассивный словарь 250-300 слов. На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Дети могут рассказывать простые стихи. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»), верно, использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет. Во время игры пользуется словами и двухсловными предложениями обозначает свои действия, так называемая комментирующая речь. Развивается речевое дыхание, высота и сила голоса.

Развитие речи с 3-х до 4-х лет

В этот период освоены все виды грамматических структур, допустимы ошибки употребления сложных предлогов (из-за, из-под). Словарный запас 800 — 1000 слов, ребенок использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Активно формируется эгоцентрическая речь. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов — выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку», употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы когда? почему?

Однако в 3-летнем возрасте ребенок еще не может четко произносить все звуки, это так называемая физиологическая дислалия – расстройство звукопроизношения, наблюдающееся у детей в возрасте до 5-ти лет, обусловленное недостаточным развитием движений органов артикуляции, а также недостаточной сформированностью фонематического слуха. В результате чего ряд звуков оказывается сложным для произношения. Если ситуация не меняется к 5 годам, то в этом случае необходимо обратиться за помощью к логопеду.

Как научить ребенка говорить: основные особенности процесса

Занятия по формированию правильной речи у ребенка не нужно откладывать на потом. В идеале начать заниматься как можно раньше – с 1,5-2 лет.

Но это не значит, что до двух лет не нужно принимать участия в речевом развитии. Напротив, разговаривать с ребенком нужно с первых дней его жизни, показывая и называя ему окружающие предметы. Постепенно происходит расширение словарного запаса, он начинает называть те предметы, которые ему знакомы.

Ниже указаны основные рекомендации, которые помогут научить ребенка хорошо разговаривать с ранних лет его жизни.

Уберите все, что мешает

Первое, с чем нужно распрощаться как можно скорее – это пустышка. Специалисты заметили, что те дети, которые сосут соску в течение длительного времени (по несколько часов в день), начинают говорить позже своих сверстников, которые перестали это делать.

Объясняется это тем, что длительное сосание может стать причиной неправильного развития органов артикуляционного аппарата. А недостаточное развитие мышц языка и губ приводят к тому, что ребенок не может правильно выговорить звуки.

Следите за правильностью своей речи

Необходимо рассказывать ребенку все, что происходит вокруг. В частности, можно говорить ему, чем именно сейчас вы занимаетесь или планируете заняться. Важно делать паузы, чтобы ребенок давал какую-то реакцию на сказанное. При этом необходимо следить за тем, чтобы ваша собственная речь была правильной и четкой.

Это достаточно распространенная ошибка родителей, которые начинают сюсюкаться при разговоре с ребенком, полагая, что так ему будет понятнее. Но это в корне неправильно, потому что дети по мере взросления начинают копировать поведение и речь своих родителей, поэтому он будет считать подобные речевые искажения нормой. Он начнет неосознанно повторять за вами, в результате такое произношение придется исправлять.

Начинать разговаривать с ребенком на нормальном языке нужно уже с 6 месяцев. Необходимо четко, внятно, хорошо артикулируя звуки, многократно произносить названия тех или иных предметов и явлений. Вместо «бибика» и «ава» нужно четко говорить, что это машина-би-би и собака-гав-гав.

Уделяйте больше внимания ребенку

В процессе взросления у детей активно развивается интерес к окружающему миру. Естественно, что они задают очень много вопросов своим родителям, потому что им интересно буквально все, что окружает их вокруг. Некоторые родители допускают ошибку, просто отмахиваясь от многочисленных вопросов, не объясняя ему, что значит тот или иной предмет и для чего он нужен. Но так делать нельзя, потому что такие объяснения способствуют расширению словарного запаса. Для объяснения нужно использовать простые слова, которые уже известны ребенку.

Понятно, что в современных условиях у родителей далеко не всегда есть время на это. В этом случае в качестве вспомогательного элемента можно воспользоваться различными обучающими программами, которые можно скачать на планшет. Но злоупотреблять этим не стоит, потому что только живое общение родителей и ребенка способствует его скорейшему развитию.

Стимуляция мелкой моторики

В головном мозге человека центры, которые отвечают за координацию движений пальцев рук и за развитие речевых функций, находятся рядом. Соответственно, выполняя упражнения на стимуляцию одного центра, вы автоматически развиваете другой. Поэтому для развития речи важно использовать занятия, которые развивают мелкую моторику рук.

В современной практике используется большой комплекс упражнений, которые подходят для домашних условий. Занятия бывают разными:

  • Рисование пальцами. Можно рассыпать какую-нибудь крупу на столе и рисовать на ней пальцами. Занятие следует проводить вместе с ребенком, показывая ему примеры того, что можно «нарисовать» на крупе. Можно использовать гипоаллергенные краски, в которые окунаются пальцы и затем на листе бумаги рисуются различные предметы.
  • Определение предметов. Суть проста: вы просите ребенка закрыть глаза, после чего кладете ему в руку знакомый для него предмет. Он должен тщательно ощупать его, рассказать, что именно он ощущает, а также сказать, на что похож данный предмет.
  • Такие упражнение, как нанизывание бус и пуговиц на веревку (или нитку), лепка из пластилина и глины, также способствуют развитию мелкой моторики.

Даже такие потешки, как «Сорока-ворона» и «Пальчик-пальчик, где ты был?», которые считаются достаточно простыми упражнениями, стимулируют нервные окончания на пальцах и ладошках. Для стимуляции можно использовать и легкий массаж, разминая ладошки и пальцы ребенка между занятиями.

Постепенно вводите чтение книг

Все маленькие дети любят рассматривать яркие картинки, поэтому не нужно упускать такую возможность в развитии речевых навыков. Чтение книг позволяет правильно произносить слова, поэтому делайте это как можно чаще. Естественно, в книгах должно быть большое количество иллюстраций, чтобы ребенку было интересно читать вместе с вами. Важно, чтобы книги соответствовали уровню развития и возрасту ребенка!

В ходе чтения он будет слышать новые для себя слова, поэтому подробно объясняйте, что именно они значат. Все это способствует расширению словарного запаса, а также правильному произношению.

Пение

Пение задействует совсем другие области головного мозга помимо тех, которые используются в момент речи. Поэтому пренебрегать пением не стоит, при этом не имеет особого значения, умеете вы это делать или нет. Одновременно со слухом развивается речевой аппарат, а также корректируется артикуляция.

Зарядка для языка

Артикуляционная гимнастика является важнейшей частью логопедической работы. Большинство из этих упражнений можно проводить дома, поэтому не нужно упускать такую возможность.

Даже выполняя такие простые действия, как цоканье языком как лошадка, надувание щек, сдувание кусочка ваты и слизывание языком невидимого варенья с губ, можно укрепить мышцы органов артикуляционного аппарата.

Стимулируйте ребенка к разговору

Ребенку в раннем возрасте гораздо проще изъясняться жестами, но наша задача – научить ребенка говорить, поэтому необходимо всячески стимулировать его к разговору. Когда он показывает на какой-то предмет и говорит: «Дай», вам нужно сделать вид, что вы его не понимаете. Помните о том, что вы должны научить его говорить внятно о своих желаниях, а не просто тыкать пальцем в желанный предмет.

Конечно, не нужно доводить все до абсурда, доводя ребенка до истерики. Уточните у ребенка, что ему нужно дать, назовите предметы словом и звукоподражанием, подключите смысловой жест. Н., «Ты хочешь машину-би-би или мяч-оп-оп?», жестом покажите, как едет машина и как рукой хлопают мяч. Если ребенку сложно сказать целое слово, то он сможет сказать звукоподражание или показать смысловой жест. Но уже с 2-3 лет можно задавать ему наводящие вопросы, вступать с ним в диалог, чтобы он более подробно объяснял, чего он хочет.

Здесь хорошо помогает проговаривание простых действий и называние бытовых предметов, частей тела и т.д. Помните, что если вы хотите услышать что-то от ребенка, то вам нужно самим подавать пример, поэтому вслух проговаривайте все действия: «берем ложку», «кушаем суп», «моем руки», «пришел папа» и т.д.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: