Ребенок 1 год 10 месяцев развитие речи

Развитие малыша в двадцать два месяца

1 год 10 месяцев

Анализируя развитие ребенка в 22 месяца, можно отметить, что к этому возрасту он уже достаточно много умеет, физически крепкий, ловкий и быстрый. Кроха продолжает с упоением знакомиться с окружающим миром, готов идти на контакт, с радостью принимает попытки взрослых поиграть в совместные игры, позаниматься чтением или музыкой.

Поговорим о том, на что стоит обратить внимание родителям, которые тщательно следят за развитием малыша, сравнивая его показатели с нормами. Но, прежде чем мы углубимся в изучение особенностей развития детей в 1 год и 10 месяцев, отметим, что единого плана, которому должен соответствовать каждый ребенок, нет и быть не может.

Несмотря на существующие нормы, на которые опираются педиатры при обследовании детей, каждый малыш развивается в соответствии с собственным ритмом, заданным прежде всего его нервной системой, физической активностью, генетикой и целым рядом косвенных факторов.

Так, например, если для одного крохи в конце второго года жизни абсолютно нормальным является знать основные буквы алфавита и считать до десяти, то другой к этому времени еще не начнет говорить вовсе, и это не будет считаться отклонением.

Основные навыки малыша

Описывая основные навыки ребенка, опустим слово «должен». В 1 год и 10 месяцев ребенок никому и нечего не должен. К этому времени он действительно может освоить некоторые навыки, но ожидать от каждого малыша выполнения полного перечня перечисленных навыков все же не стоит. Итак, малыш в 1 год и 10 месяцев может быть способен:

  • самостоятельно подниматься и спускаться по ступеням1 год 10 месяцев, причем часто не используя опору;
  • играть с мячом (ловить, пинать, бросать и так далее), проявляя высокий уровень координационных способностей;
  • есть без помощи взрослых, правильно используя столовые приборы, сохраняя предельную аккуратность;
  • самостоятельно надевать и снимать с себя некоторые элементы одежды;
  • мыть руки, умываться и чистить зубы;
  • пользоваться горшком;
  • копировать действия старших;
  • выполнять простые требования и следовать несложным инструкциям;
  • различать основные цвета;
  • сопереживать и заботиться о младших, о близких, о домашних питомцах.

Все эти навыки присущи малышам в возрасте года и 10 месяцев в большинстве случаев, тем не менее встречаются как дети, которые к этому возрасту обладают куда более солидным багажом умений, так и те, которые пока только стремятся ими овладеть. И те, и другие, если речь не идет о проблемах с физическим или психическим развитием, сравняются к среднему дошкольному возрасту.

Интеллектуальное развитие ребенка

Интеллектуальный мир ребенка в возрасте года и 10 месяцев достаточно богат и разнообразен. Приближаясь к отметке в два года, дети становятся более наблюдательными, что можно отметить в их отчаянных попытках повторять действия, привычки взрослых, которых они боготворят. Малыши стараются вести себя как взрослые, говорить так же, как они, копируют их мимику и тембр голоса. Это вполне нормально, поэтому не стоит насмехаться над попытками малышей казаться старше.

1 год 10 месяцев

В возрасте года и 10 месяцев почти каждый малыш с легкостью сможет выполнить простую просьбу взрослого, даже если в ней будет несколько последовательных действий. Лучше всего навыки малышей развиваются в процессе игры, когда кроха старается воспроизвести действия взрослых, перенося их на игрушки.

В 1 год и 10 месяцев малыши чаще всего играют в ролевые игры, где воображают себя родителями, водителями автомобилей или продавцами в магазинах, стараясь скопировать манеру поведения знакомых им взрослых. Не менее увлекательными для малышей являются и созидательные игры, связанные со сбором конструктора, крупных пазлов, пирамидки или кубиков.

В этом возрасте детям безумно нравится играть вместе со взрослыми, которые должны им показывать пример, вызывая интерес к происходящему.

Что нужно знать про игры и развивающие уроки?

1 год 10 месяцев

Главная проблема молодых семей, как правило, это отсутствие времени, необходимого для занятий с малышом. Чаще всего занимается с крохой один из родителей (мама), тогда как второй занят тем, что улаживает общие семейные дела. Это неплохо, но для ребенка в возрасте 1 года и 10 месяцев важно чувствовать присутствие и участие в его жизни обоих родителей как можно чаще. Только в этом случае он будет ощущать себя защищенным, любимым и нужным.

Впрочем, все время ни мама, ни папа посвятить крохе не смогут, поэтому для того, чтобы из общения с ними малыш смог получить максимум пользы, им стоит научиться правильно планировать вечера и совместные прогулки с ребенком. Так, например, каждые выходные можно всем вместе выезжать за город, куда обязательно нужно брать игрушки малыша, с которыми он будет чувствовать себя в непривычной для него обстановке более комфортно. По вечерам вместе с ребенком по возможности стоит бывать в парках и на детских площадках.

О роли совместных игр

1 год 10 месяцев

Конечно же, ребенок должен общаться с другими детьми, пусть даже они будут немного старше или младше него. Регулярное общение и совместные игры будут стимулировать развитие социальных навыков ребенка, который начнет проявлять все больше интереса к коллективным играм.

В 1 год и 10 месяцев кроха уже имеет начальные понятия о нормах поведения в обществе других детей, поэтому вполне способен найти общий язык с детьми на прогулке и избегать конфликтов.

Обычно малыши в этом возрасте с удовольствием бегают друг за другом или играют с мячом. Родители могут предложить крохе взять с собой на прогулку несколько игрушек, которые он сможет обменять на игрушки других детей, таким образом налаживая коммуникативные навыки.

Бытовые навыки

Развитие детей в 1 год и 10 месяцев позволяет им демонстрировать целый ряд бытовых навыков, упрощающих жизнь как им самим, так и родителям. Как правило, малыши в этом возрасте умеют:

1 год 10 месяцев

  • кушать ложкой и вилкой;
  • пить из чашки;
  • надевать и снимать обувь, определяя правильную ногу;
  • умываться, мыть руки, вытираться;
  • пользоваться горшком;
  • убирать за собой игрушки;
  • ухаживать за домашним питомцем (на примитивном уровне).

Малышам в этом возрасте особенно интересно помогать взрослым в домашних делах. Они открыто предлагают свою помощь в ожидании поддержки и похвалы, стараются полностью скопировать действия старших, чтобы их не подвести.

В свою очередь родители должны проявить такт и не лишать кроху удовольствия помочь, даже если помощь эта не так уж необходима или, более того, принесет за собой дополнительные хлопоты. Только так, с детства поощряя инициативу крохи, можно будет вырастить из него отзывчивого, трудолюбивого и честного человека.

1 год 10 месяцев

В 1 год и 10 месяцев малышей все еще интересуют всевозможные емкости, шкафы и двери. Дети следят за действиями взрослых и стараются их воспроизвести, вытаскивая содержимое шкафов в спальне, на кухне, пересыпая, разливая, разбирая. Все это может причинять определенный дискомфорт родителям, вселять в них беспокойство в отношении безопасности крохи.

Чтобы упростить ситуацию, родителям рекомендуется заменить бесконечные запреты подготовкой помещения, где будет изучать мир малыш, под его маленькие подвиги, удалив из зоны досягаемости все предметы, способные нанести вред его здоровью. Зная, что кроха не поранится и не испортит ценных вещей, родители могут доверить ему исследование содержимого ящиков и шкафов, лишний раз не тратя нервы на созерцание его «ловких» действий.

И еще один важный момент. В возрасте 1 года и 10 месяцев психическое и физическое развитие малышей уже позволяет им спать в отдельной от родителей кровати. Переводить в отдельную комнату ребенка в этом возрасте, может быть, и рано, но заменить его детскую кроватку с прутьями, ограничивающими движения, на более взрослую модель стоит.

Если кроха привык спать с родителями, то к этому возрасту нужно будет постепенно отучить его от этой привычки, увлекая дизайном и комфортом новой кроватки «для больших и самостоятельных деток».

Коммуникативные навыки детей

К 1 году и 10 месяцам малыши начинают обращать внимание на других детей, изъявляя желание наладить контакт. Кроме того, внимание крохи привлекают люди, открыто проявляющие эмоции. Увидев на улице громко смеющегося или плачущего человека, малыш может остановиться и долго смотреть ему вслед, осмысливая происходящее.

1 год 10 месяцев

Как уже было сказано выше, к двум годам детям становится интересно играть в совместные игры с другими детьми. Если более старшие ребята не принимают малышей в игру, они могут молча стоять и наблюдать за их действиями, которые затем постараются воспроизвести, не привлекая к себе внимания.

Родители должны понять, что в этот период дети особенно эмоционально чувствительны, поэтому могут негативно отреагировать на насильственные попытки «свести» их со сверстниками. Правильнее будет предоставить детям свободу в этом отношении. Со временем они обязательно смогут наладить контакт и заведут себе первых друзей «по песочнице».

Понимание и общение

В возрасте 22 месяцев малыш тонко улавливает интонации в речи, обращенной к нему. Кроха внимательно вслушивается в разговор, его настроение может меняться в зависимости от настроения собеседника.

В этом возрасте у детей активно функционируют мышление, память, они с удовольствием играют в игры, в которых нужно проявить способности к запоминанию, образному мышлению.

Где гулять с крохой?

1 год 10 месяцев

В 1 год и 10 месяцев малыш способен к освоению большого потока информации. В это время все полученные им знания послужат для стимуляции развития интеллектуальных способностей. Именно поэтому с ребенком нужно чаще гулять, общаясь во время прогулки.

Крохе будет интересно побывать не только в парках и на детских площадках, но и в культурных местах, например на выставках, связанных с детским творческом, или выставках животных, в живописных местах, в цирке, в зоопарке. Если есть возможность, ребенка стоит сводить в ботанический сад, прогулка по которому поспособствует укреплению его связи с природой.

Особенности психоэмоционального развития

Настроение детей в этом возрасте недостаточно устойчиво. Родители не должны беспокоиться по этому поводу, так как перепады быстро пройдут и малыш снова будет готов к легкому общению.

1 год 10 месяцев

В 1 год и 10 месяцев уже можно определить, какая рука у крохи ведущая: левая или правая. Как правило, большая часть детей в качестве ведущей использует правую руку, и не более 10 процентов — левую.

В 22 месяца дети проявляют чудеса консерватизма, вынуждая родителей соблюдать установившиеся в семье правила и традиции. Только в этом случае малыши чувствуют себя защищенными, испытывают уверенность в завтрашнем дне. Дети могут просить читать им одну и ту же сказку много раз, предпочитают есть привычную еду, выбирают одну чашку и отказываются пить из других. Все это не отклонения, а лишь особенности психоэмоционального развития детей этого возраста.

О развитии речи

В 1 год и 10 месяцев развитие речи у малыша идет полным ходом. Его словарный запас с каждым днем пополняется новыми словами, из которых он пробует составлять короткие фразы и даже предложения. Речевые навыки находятся на начальной стадии развития, поэтому не стоит беспокоиться о том, что кроха не может пока выговаривать все буквы.

Чтобы речевое развитие продолжалось, родители должны уделять внимание общению с малышом, рассказывая ему обо всем, с чем ему приходится сталкиваться, читая, разучивая песенки и стишки. Кроме того, стоит помнить, что малыши в этом возрасте нуждаются в особом внимании взрослых, даже когда их рассказ им кажется наивным и неинтересным.

Во сколько дети начинают разговаривать

Овладение речью – это основной показатель развития ребенка, при этом важно понимать, что это не врожденный навык, а приобретенный, т.е. ребенок должен находиться в определенных условиях, чтобы он начал говорить.

Для родителей каждое новое достижение их ребенка – это настоящий праздник, будь то первая улыбка, шаг или сказанное слово. Первый год жизни крайне важен для речевого развития ребёнка, так как идёт активное созревание речевых областей мозга. Первый год – это доречевой период, который является фундаментом для дальнейшего становления речи. Его условно можно разделить на следующие этапы: первый (0 – 3 мес.) – развитие эмоционально-выразительных реакций; второй (3 – 6 мес.) – время появления голосовых реакций (гуления и лепета); третий (6 – 10 мес.) – начало развития понимания речи, активного лепета; четвёртый (10 мес. – 1 год) – время появления первых слов.

Читайте также  Консультация роль театрализованной деятельности в развитии детей

Большинство родителей внимательно следит за общепринятыми возрастными нормами развития речи и, если происходят какие-то задержки этого развития у их ребенка, то они начинают очень переживать. Здесь важно понимать, что каждый ребенок индивидуален и если он начал разговаривать немного позже своих сверстников, то в этом нет ничего катастрофического. Но для большего понимания, важно знать, во сколько лет дети начинают разговаривать и в каких случаях стоит беспокоиться о том, если этого не происходит.

Как дети учатся говорить?

Речь постигается детьми постепенно, т.е. овладение этим навыком – это поэтапный процесс. При этом первый этап происходит очень рано – еще в утробе матери. Ряд исследований показали, что на седьмом месяце беременности у плода активируются участки мозга, отвечающие за речь. Каждый раз, когда мама говорит более громко, чем обычно, либо она начинает проговаривать слова медленно и выразительно, ребенок реагирует на это.

По этой причине большинство врачей рекомендует как можно чаще разговаривать с ребенком во время беременности, потому что это его первые, так скажем, языковые уроки. К концу третьего триместра плод уже может слышать слова, а дальнейшее развитие речи происходит шаг за шагом.

Когда дети начинают говорить

Общепринятые нормы речевого развития говорят о том, что первые голосовые сообщения дети произносят сразу же после рождения. Именно детский плач является тем первичным сигналом родителям о каких-то потребностях ребенка, его боли или дискомфорте.

Примерно к 4-6 месяцам у него формируются навыки лепетной речи, он пробует издавать новые звуки, всячески сочетая их между собой. Ребенок пробует менять интонацию голоса, повторять слоги, которые он чаще всего слышит в окружающей его обстановке.

При этом нужно отметить, что мальчики развиваются несколько медленнее, чем девочки. Поэтому нет ничего страшного в том, что они могут заговорить чуть позже своих сверстниц – это является показателем нормы.

К концу первого года жизни ребенок уже может соотносить предметы с определенными звуками, он начинает вступать в диалог со взрослыми (пока еще на «своем» языке).

Дальнейшее речевое развитие выглядит следующим образом:

  • От 1 до 1,5 лет – ребенок пытается произнести первые несложные слова. Как правило, он повторяет их за взрослыми.
  • От 1,5 до 2 лет – словарь ребенка включает в себя порядка 50 слов, которые имеют четко отношение к тому или иному явлению, человеку, предмету и т.д. Он начинает пытаться сформировать словосочетания в своей речи.
  • От 2 до 3 лет – словарный запас активно расширяется, ребенок уже начинает строить предложения. Он различает имена, возраст и пол, может поддержать простую беседу.

Важно понимать, что так называемая «норма» — это всегда относительное понятие, потому что каждый ребенок развивается индивидуально. Он может начать разговаривать как раньше, так и позже. Если ребенок по каким-то причинам отстает, то не нужно сразу же устраивать панику, злиться на него и всячески пытаться сделать так, чтобы он немедленно начал говорить. В этом деле очень важно терпение родителей и то, насколько они будут участвовать в занятиях по мотивации речевой активности.

Что нужно делать, чтобы ребенок начал говорить

Когда ребенок растет в благоприятной обстановке, когда окружающие его взрослые люди нормально общаются с ним и между собой, то его речевое развитие происходит быстрее, нежели в том случае, когда родители не уделяют ребенку внимание, не разговаривают с ним и т.д.

Есть несколько советов по поводу того, что нужно делать, чтобы помочь ребенку научиться разговаривать:

  • Как можно чаще разговаривайте с ним. Делайте это во время домашних занятий, кормления, купания, игр, прогулки и т.д. Все свои действия нужно сопровождать словами, т.е. желательно озвучивать вслух перед ребенком все, что вы делаете.
  • На первых этапах разговаривайте с ребенком на понятном ему языке. Детский язык – это наиболее понятный для него способ произносить слова и составлять предложения. Но когда ребенку исполнится год, то старайтесь полностью исключить из своей речи в общении с ребенком «детские» слова и сюсюканье – они провоцируют коверканье звуков в дальнейшем.
  • Читайте ребенку книги. Естественно, книги должны соответствовать его возрасту. Так он будет слышать новые слова, в результате чего его речевое развитие будет идти в ускоренных темпах. Аналогично работает пение.
  • Всячески поощряйте имитацию ребенком речи окружающих. На этом этапе ребенок учится разговаривать на основании той речи, которую слышит вокруг. Сначала он будет повторять ваши слова невнятно, но по мере его взросления речь будет становиться все четче.
  • Описывайте предметы и людей. В раннем возрасте ребенок – это настоящая губка, поглощающая новую информацию. Показывайте ему незнакомые для него предметы, описывайте их. Знакомьте его с родственниками, называйте их имена и говорите ему, кем они ему приходятся («Это твой брат, его зовут Леша», «Это Игорь, твой дядя» и т.д.).
  • Всячески поддерживайте разговор с ребенком, задавайте ему вопросы. С трехлетнего возраста ребенок уже может строить простые предложения, поэтому наводящие вопросы побуждают его искать ответы, исходя из того словарного запаса, которым он владеет. В трехлетнем возрасте уже можно вести с ребенком продолжительные беседы, что положительно влияет на развитие его речевых навыков.
  • Если вы владеете несколькими языками, то не спешите разговаривать с ребенком сразу же на двух языках. Сначала он должен освоить свой родной язык, только после чего можно постепенно учить его иностранному.

Занятия по развитию артикуляционного аппарата

Примерно с 12 месяцев, когда ребенок уже может слышать и выполнять инструкции, можно начинать играть с ним в логопедические игры. Они не только укрепляют эмоциональную связь ребенка и взрослого, но и подготавливают речевой аппарат к правильному звукопроизношению.

Для детей раннего возраста подходят следующие артикуляционные упражнения:

  1. Надувание щек.
  2. Простое кривляние перед зеркалом. В ходе этого процесса ребенок изучает свое лицо, как движется тот или иной артикуляционный орган, как работает мимика и т.д.
  3. Вытягивание языка.
  4. Движения языка, которые имитируют облизывание губ.
  5. Сдувание легких предметов (ваты, бумажных корабликов), надувание мыльных пузырей и другие занятия, тренирующие речевой выдох.

Все эти занятия нужно проводить в игровой форме, легкой и непринужденной атмосфере. Так ребенок будет чувствовать себя комфортно и у него будет сохраняться мотивация для продолжения занятий.

Как обеспечить правильное речевое развитие

Чтобы ребенок произнес свои первые слова как можно быстрее, а его речевое развитие происходило в правильном темпе, важно придерживаться следующих рекомендаций:

  • Не мешайте ребенку экспериментировать. Важно давать ему необходимое количество времени для того, чтобы он смог научиться разговаривать. Он должен экспериментировать с различными звуками, произнося первые в его жизни слова и наборы звуков.
  • Исключите фоновый шум. Когда вы поете или читаете ребенку книгу, на фоне не должно звучать посторонних шумов, поэтому выключите телевизор и другие источники звука. Если этого не сделать, то ребенок будет отвлекаться, что негативно скажется на занятиях.
  • Не нужно с раннего возраста приучать ребенка к планшету и телевизору. Да, так ребенок будет занят, и вы сможете заниматься своими делами, но проблема в том, что время, проведенное за планшетом, не способствуют речевому развитию. Лучше чаще разговаривайте с ним, читайте книги, даже если у вас на это мало времени.

Когда отсутствие речи является поводом для беспокойства

Задержка речи далеко не всегда является признаком какой-то патологии. Некоторым детям элементарно требуется больше времени на овладение речевыми навыками, поэтому в этой ситуации нужно просто поддерживать ребенка и поощрять его успехи.

В частности, дети, которые родились раньше времени, в большинстве случаев начинают разговаривать позже. Но по мере их развития и взросления, эта незначительная задержка будет полностью компенсирована.

Вот несколько тревожных симптомов, на которые стоит обращать внимание:

  • К концу первого года жизни ребенок мало лепечет. В его словаре отсутствуют простые слова, вроде «мама» и «папа».
  • К 1,5 годам у ребенка очень ограниченный словарный запас (2-4 слова). Общаться с окружающими он предпочитает жестами, а не словами.
  • К 2 годам ребенок не повторяет слова за взрослыми, а также не отвечает на простые вопросы, обращенные к нему.
  • К 3 годам словарный запас ребенка находится на весьма скудном уровне, он не разговаривает с родителями, не может назвать простые предметы и т.д.

Эти задержки речевого развития могут быть следствием индивидуальных особенностей ребенка, т.е. они устранятся естественным способом по мере взросления ребенка. Но в некоторых случаях они являются признаком различных патологических процессов, которые лучше всего диагностировать в раннем возрасте.

Какие факторы могут влиять на речевое развитие

Полноценное речевое развитие ребенка может быть осложнено следующими причинами:

  • Проблемы со слухом. В раннем возрасте не всегда можно понять, что у ребенка снижена острота слуха, поэтому задержка речевого развития может быть замечена достаточно поздно. При первых подозрениях необходимо отвести ребенка к специалисту для диагностики слуховой функции.
  • Расстройства аутистического спектра. Дети с данной особенностью развития часто имеют ограниченный словарный запас и проблемы с коммуникацией. Опять же, дети с расстройствами аутистического спектра могут не иметь проблем с речью, потому что каждый случай индивидуален.
  • Умственная отсталость, ДЦП и другие неврологические расстройства. Часто эти нарушения сопровождаются задержками речевого развития.
  • Тяжелое течение беременности и осложненный анамнез матери и ребенка.

При подозрениях на задержку речевого развития нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам: педиатру, неврологу, логопеду-дефектологу. На основании проведенного осмотра, они могут отправить ребенка к профильным специалистам для дальнейшего обследования.

Развитие ребенка в 1 год и 10-11 месяцев: выясним, что должен уметь малыш к этому возрасту

Через пару месяцев ваш малыш отпразднует свой второй день рождения. Пока он подбирается к этому важному рубежу, время вспомнить о том, что должен уметь ребенок в 1 год и 10 месяцев, и обо всех задачах, которые вам с малышом предстоит решить до наступления двухлетия. До двух лет дети растут необычайно быстро и постоянно осваивают множество новых навыков, которые мы рассмотрим ниже.

rebenok-2-goda-04

Нормы роста и веса

Родителей часто интересует соответствие роста и веса их ребенка норме. Нормативные параметры в 1 год и 10 месяцев таковы: для мальчика рост примерно 85,5 см, вес – 12,4 кг, для девочки – рост 84 см, вес – 11,7 кг. За последующий месяц мальчики и девочки прибавляют в росте почти сантиметр, а вес в это время набирается незначительно.

Физическое и интеллектуальное развитие

Общая координация к этому возрасту сформирована настолько, что малыш в 22-23 месяца обычно способен пинать мяч так, чтобы он катился, при этом не падая, не заваливаясь и не спотыкаясь. Если же такое и происходит – ничего страшного, нужно просто давать ему больше попыток, тем более что маленькие дети сами стремятся овладеть новыми навыками с необычайным упорством. Большинство детей умеет в этом возрасте рисовать линии и складывать простейшие паззлы, собирать различные конструкции из нескольких кубиков.

Он разговаривает и знает около пятидесяти слов, в их числе – знакомые бытовые вещи, предметы с картинок и некоторые части тела, постепенно становится способен составлять из них фразы и простейшие предложения из двух-трех слов. Формируется музыкальный слух, способность запомнить и приблизительно повторить простенькую мелодию.

Социальное развитие

К 22 месяцам у ребенка пробуждаются социальные инстинкты в отношении своей возрастной группы. Проявляется это в том, что внезапно играть одному становится скучно, он начинает искать общества других детишек. На основе общих интересов (делать куличики, собрать побольше палочек в песочнице) начинают формироваться первые социальные связи.

Читайте также  Как развивать ребенка в 7 8 месяцев

Нужно тщательно следить за общением чада с другими малышами в это время, поскольку их социальное поведение в этом возрасте еще не налажено, не выявлены границы дозволенного, нередко малыши могут причинять друг другу и себе вред в процессе общения. Если ваш малыш проявляет агрессию или грубость, это повод начать учить его основам вежливости и аккуратности.

Социальное взаимодействие детей

Детки такого возраста уже вполне могут общаться и взаимодействовать, но оставлять их без присмотра в эти моменты не рекомендуется – пусть рядом будет кто-то из взрослых

Психологическая адаптация

Родители малыша, приближающегося к двухлетнему рубежу, могут столкнуться с обилием неожиданных для них капризов. К примеру, ребенок, давно и прочно стоящий на ногах и более того – носящийся чуть ли не быстрее вас, вдруг начинает постоянно «уставать», лезть на руки и требовать носить его. Многих родителей, привыкших уже к самостоятельным передвижениям чада, такое его поведение ставит в тупик, в то время как это совершенно естественная психологическая реакция малыша, ощутившего, что родители сняли с себя и переложили на него обязанность по его перемещению в пространстве. Посредством таких «капризов» ребенок напоминает вам, что все еще нуждается в вашей поддержке, несмотря на овладение новыми навыками.

Появляется обилие других требований, связанных с психологическим комфортом. Маленький человек начинает требовать привычной и определенной посуды, одежды, игрушек и обстановки – таким образом он выясняет пространство своего контроля, очерчивает границы возможного. Он уже знает достаточно о мире, чтобы пытаться его структурировать. Нелогичные на взгляд взрослого просьбы вроде надеть теплую кофту в жаркую погоду, отвечают его пока ограниченным познаниям.

Чем чаще родитель может исполнять такие просьбы, тем лучше, поскольку возможность контролировать ситуацию внушает малышу чувство уверенности, а неизбежные ошибки добавляют новую информацию, которую нужно будет обработать и внести в картину мира. Не следует стремиться потакать откровенным капризам, особенно желанию что-то приобрести – такое поведение родителей вселяет в ребенка ощущение ложного всемогущества и возможности манипулировать родителями, что совсем их не обрадует по мере его взросления.

Деспотизм ребенка

“Деспотизм” ребенка в год и 10 месяцев может проявляться очень активно: малыш требует конкретную игрушку или одежду, может закатить истерику

Режим сна

За пару месяцев до двухлетия малыши обычно спят ночью по 10-12 часов с одним сеансом дневного сна продолжительностью до 2 часов. Некоторые продолжают спать больше одного раза – индивидуальный режим зависит от особенностей организма и его потребностей, не свидетельствует о наличии отклонений.

Что касается ночного сна, то одной из распространенных проблем в возрасте 1 года и 10-11 месяцев являются многократные пробуждения посреди ночи. В случае таких нарушений рекомендуется приучать малыша спокойно и самостоятельно засыпать снова, чтобы он не звал и не будил родителей.

Режим питания

В меню ребенка ежемесячно включаются новые продукты, необходимые для успешного роста, набора веса и полноценного развития. Каждый день в рационе подрастающего организма должны присутствовать следующие классы продуктов:

  • молочные продукты;
  • мясо;
  • рыба или яйца;
  • каши;
  • фрукты;
  • овощи.

Яйца следует употреблять не чаще одного раза за два дня. Консистенция молочных каш должна быть слегка вязкой. Если же вы готовите каши без молока, в них можно добавлять овощи и фрукты (тертые или маленькими кусочками) или вареное мясо. Чтобы получить новый интересный вкус, можно попробовать запечь кашу в духовке – от этого она становится похожа на пудинг.

Молоко лучше всего добавлять в каши, супы, коктейли. В чистом виде с возрастом следует использовать его все меньше и меньше – обилие молока может привести к проблемам с аппетитом и пищеварением. Из молочных продуктов рекомендуется использовать в рационе кефир, йогурт, сметану, творог и сыр.

В меню обязательно должны присутствовать свежие фрукты, однако необходимо тщательно следить за реакцией организма ребенка. Многие фрукты могут спровоцировать аллергию или вызвать диарею, особенно в большом количестве. Давайте фрукты небольшими порциями. Можете также начать включать в рацион сухофрукты, но не переусердствуйте. Добавляйте их в каши, варите компот и кисель.

Малышка ест фрукты

Свежие фрукты малышу в этом возрасте необходимы, но лучше давать их с осторожностью, чтобы не спровоцировать аллергию или расстройство желудка

Поглощение сырых овощей или свежих овощных салатов перед основным блюдом возбуждает аппетит. Можно натирать овощи, а можно и нарезать их мелкими кусочками, поскольку малыш уже вполне способен прожевать и усвоить такую пищу. Изобретайте свои рецепты с учетом изложенных выше рекомендаций и соблюдайте выбранный режим питания.

Игры для развития

В возрасте 1 года и 10 месяцев особое внимание следует уделить развитию мелкой моторики и различению предметов по форме и цвету (см. также: гармоничное развитие ребенка в 1 год и 3 месяца). Для этого можно использовать простые паззлы, конструкторы с обилием деталей разных цветов и форм. Подойдет рисование фломастерами или пальцами с помощью безопасных красок (ребята очень любят подобные игры, так как они более тактильно ощутимы). Можно использовать для вспоможения себе различные авторские методики – например, Монтессори.

Не стоит забывать о ежедневной зарядке. Приучение ребенка регулярно выполнять простые физические упражнения станет залогом его физического развития, укрепит иммунитет и уверенность в своих силах, а также позволит ему сохранить эту полезную привычку до более позднего возраста.

Как видите, ваше чадо взрослеет, но все еще очень нуждается в том, чтобы вы направляли его развитие. Уделяйте ему внимание и будьте уверены в том, что малыш развивается гармонично и правильно.

На что способен малыш в 1 год 10 месяцев: физическое и психическое развитие ребенка

Фото 1

Малыш на пороге своего двухлетия. Это «серьезный» возраст.

Что умеет ребёнок в 1 год 10 месяцев?

Развитие малютки идёт быстро, продолжается освоение новых умений, формируется личность крохи.

Нормы веса и роста

Родители, сравнивая показатели роста и веса своего малыша со стандартными, должны понимать, что приведённые значения являются усреднёнными и оптимальными. Если параметры физического развития малютки попадают в указанные в таблице границы, волноваться не стоит.

Оценивать рост и вес нужно постоянно. Таблица стандартов помогает определить, правильно ли идёт развитие ребёнка в 1 год и 10 месяцев. Если замечены небольшие отклонения, это не страшно, главное, чтобы наблюдался прогресс: вес и рост увеличивались пропорционально. Тревогу должны вызывать критичные отклонения от нормы.

Особенности развития психики

Фото 2

Кроха продолжает знакомиться с окружающим миром: если сломалась любимая игрушка, малыш несёт её родителям «на ремонт». Малютка активно взаимодействует с другими детками на площадке: вместе с ровесниками он разыгрывает небольшие сюжеты, сообща лепит куличики.

Дети наблюдают за реакцией взрослых, это для них своеобразная подсказка, как себя вести в непонятной ситуации.

Например, кроха хочет поиграть с окружающими, но он оглядывается на родителей, ища у них одобрения, или возвращается к маме, если его что-то беспокоит. Дети часто пугаются, потому что многого пока не понимают. Поэтому, если малышу страшно, нужно поддержать ребёнка и объяснить, почему данной ситуации не стоит бояться.

Следует помнить, что у ребёнка в этом возрасте ещё не сформировался инстинкт самосохранения: находясь в опасности, малыш может не испытать чувство тревоги. Родителям следует всё время «мониторить» ситуацию, не выпуская кроху из поля зрения ни на минуту.

Фото 3

Год и десять месяцев — время, когда можно заметить, что ребёнок часто капризничает.

Так, малыш уверенно стоящий на ножках и любящий побегать, вдруг без особой причины просится на руки, всем своим видом показывая, что он устал.

Ситуация ставит взрослых в тупик, но такое поведение вполне объяснимо: карапуз понимает, что раз он научился ходить самостоятельно, родители уже не обязаны помогать ему в передвижении. Поэтому смысл подобных «капризов» в том, чтобы напомнить взрослым — кроха все ещё нуждается в их поддержке и опеке.

Появляются и другие требования. Малыш хочет пользоваться своей посудой, желает иметь личные игрушки, одежду, обстановку. Так, ребёнок пытается выявить подконтрольное ему пространство, очерчивает границы возможного.

Родители должны идти навстречу просьбам малютки, чтобы выработать у ребёнка чувство уверенности — он владеет ситуацией! А неизбежные в таких случаях ошибки добавляют новые знания, которые крохе нужно будет осмыслить и пополнить ими картину мира.

Фото 4

Конечно, откровенным капризам, например, покупке очередной игрушки, потакать не нужно. В противном случае у малютки разовьётся чувство ложного всемогущества, уверенность в том, что родителями можно легко манипулировать.

В 1 год и 10 месяцев ребёнок любит повторять — «Я сам». Следует поощрять малыша в своей самостоятельности. Придётся запастись терпением, но очень скоро карапуз без посторонней помощи освоит простые навыки.

Например, он будет стараться снимать кофточку или носочки, даже если родители, наоборот, пытаются одеть непоседу для прогулки. Такими действиями ребёнок желает показать свою независимость. Кроха запросто может закатывать истерики, если родители не понимают его намерений — вполне допустимая для данного возраста реакция.

Малыш года и десяти месяцев хочет быть в центре внимания. И он пытается добиться этого любыми доступными способами. Родителям следует твёрдо, но аккуратно донести до крохи мысль, что папа с мамой — не его собственность. Ребёнок всё поймёт, он уже умеет строить причинно-следственные связи.

Общение с окружающими людьми

Малыши в 22 месяца уже должны иметь базовые понятия о норме поведения в обществе, поэтому следует учить их контактировать с другими ребятишками, избегая конфликтных ситуаций. Можно брать на прогулку несколько игрушек, которыми малыш может обмениваться, налаживая коммуникативные навыки.

В этот период дети особенно чувствительны и могут негативно отреагировать на попытки познакомить их с другими малышами. Правильнее будет не «давить» на ребёнка, а предоставить ему свободу выбора. Пройдёт немного время, и карапуз самостоятельно наладит первый контакт и обретёт друзей «по песочнице».

Навыки и умения

Координация движений малютки в 22 месяца уже достаточно хорошо сформирована: он умеет пинать мяч так, чтобы тот покатился, и при этом не падать и не спотыкаться. Если кроха пока не освоил данное упражнение, следует просто предоставить ему больше попыток, детки в 22 месяца очень упорны в достижении поставленной цели.

Фото 5

Что ещё должен уметь малютка:

  • бегать, не натыкаясь на препятствия;
  • балансировать на 1 ноге, держась за опору. Уже скоро малыш начнёт осваивать трёхколёсный велосипед; линии и складывать простые пазлы. Поэтому стоит запастись фломастерами и красками;
  • собирать сортер из 4-х форм;
  • строить несложные конструкции из кубиков;
  • отвечать на вопросы «Что это?», «Кто это?» применительно к знакомому предмету или изображению;
  • удерживать в уме последовательность из 2-х действий и выполнять её: может взять и принести игрушку по просьбе взрослого;
  • различать круг и квадрат;
  • учится понимать речь. Словарный запас малыша составляет порядка 50 слов. Сам он пока активно не говорит, но разбирается в том, что сказано;
  • узнавать себя и родных на фото;
  • может попытаться изучать свои интимные места. На данном этапе это свойственно мальчикам и девочкам, считается нормой и не должно вызывать беспокойства у родителей.

Некоторые дети демонстрируют готовность сидеть на горшке. Это стремление следует поощрять. Но давление оказывать пока рано: большинство ребятишек осваивает данный навык позднее – на 27-32 неделе.

Как помочь малышу правильно развиваться

Что поможет 22-месячному карапузу быстрее понять мир и освоить новые умения? Конечно, игры и развлечения.

Книги

Фото 6

У малютки уже есть «библиотека любимых произведений». И родители должны ежедневно читать их крохе.

Пока карапуз не может запомнить информацию с первого раза, поэтому потребуется многократное повторение. Следует читать медленно, чтобы малыш не потерял интерес и успевал связать сказанное с изображением на картинке.

В результате таких занятий развивается память малютки, пополняется словарный запас. Пройдёт совсем немного время, и ребёнок сам перескажет сюжет любимой сказки или напоет строчки из песенки.

Читайте также  Развивающие игрушки щенячий патруль

Развивающие игры

Популярные игрушки в этом возрасте — машинки и тележки, нарядная одежда, кассовые аппараты и посуда. Дети обожают собирать конструктор, строить башенки, изучать форму и объём фигур. Играя совместно со взрослым, карапуз следит за его действиями и усердно их копирует.

Фото 7

Увлечь непоседу можно, сделав кукольное представление по мотивам любимой сказки. Следует вовлекать ребёнка в процесс: попросить помочь в установке декорации, выбрать подходящие для спектакля игрушки и обязательно хвалить за любые усилия.

Чем больше совместных дел, тем меньше у крохи времени на капризы. Рекомендуется разнообразить интонацию, за медведя нужно говорить баском, за мышку — тонким и высоким голосом.

Обыгрывая сказку, следует объяснять малютке мотивы поступков тех или иных персонажей: «Козочка пошла за молоком.– Зачем? – Деток напоить». Или: «Лисонька купила муки. – Что она хочет? – Пирожков испечь». Если малыш затрудняется, нужно ответить за него. Такой диалог оживляет занятие, помогая крохе разобраться в ситуации и находить выход из трудного положения.

Можно купить малютке интерактивную книжку для изучения цифр и букв. Играя, малыш осуществляет последовательные действия: сначала умывает куклу, затем кормит её, одевает на прогулку, укладывает спать. Так карапуз становится самостоятельным и ответственным. Это очень полезные навыки, которые ребёнок перенесёт в реальную жизнь. Нельзя прерывать детскую игру. Для малыша это важнейший познавательный процесс.

Музыка

Нужно предлагать карапузу простые задания, например, убрать мусор или помочь разобрать принесённые из магазина продукты. Ребёнок должен почувствовать, что он справился с заданием. Это придаст ему оптимизма и уверенности в своих силах, он не будет бояться браться за новые дела.

Физкультура

Нельзя забывать и про ежедневную зарядку. Приучение малыша к регулярным физическим упражнениям станет полезной привычкой, укрепит иммунитет ребёнка и даст уверенность в своих силах.

Заниматься с непоседой нелегко: родители могут поддаться искушению и накричать на кроху. Нужно помнить, что для малыша в этом мире всё в новинку и ему необходима поддержка взрослых. Поэтому родителям следует научиться быть спокойными и не нервничать из-за мелочей.

Видео по теме

О развитии детей в 1 год и 10 месяцев в видео:

Приоритетными направлениями в воспитании малыша данного возраста являются: развитие и стимулирование речи, формирование первых привычек: разъяснение крохе таких понятий, как «нужно» и «нельзя», доброжелательного отношения к окружающему миру и культуры поведения.

Развитие речи на первом году жизни. 10-12 месяцев

Чего ожидать от речевого развития малыша ближе к году? Как помочь крохе заговорить?

    : вредное слово «нельзя» : спросите у меня

Для того чтобы в этом возрасте услышать от малыша первые слова, вам пришлось немало сделать. Если же первых слов и звукоподражаний пока нет, стоит особенно внимательно прочитать предыдущие публикации и, возможно, обратиться к специалисту.

10 месяцев: вредное слово «нельзя»

Это время очень, очень важное. Малыш может в этом возрасте произносить слова. Мы намеренно говорим «может», потому что кто-то скажет свое самое первое слово в 10 месяцев, а кто-то в 11. А кого-то угораздило аж в 9. Все дети разные. И мы имеем в виду лишь примерные временные границы. Чаще всего в этом возрасте ребенок уже ходит, держась за руку, и активно играет со взрослыми.

Настало время нам поговорить о запретах. Вашему ребенку 10 месяцев, и он должен понимать слово «нельзя». Как же научить этому и при том не задавить в ребенке независимости, инициативы, активности? Именно на маме лежит самое тяжелое и самое прекрасное бремя — бремя ответственности за судьбу своего ребенка.

Итак, мама. Все-таки вы — главный защитник и помощник малыша. Вы для него главное существо на свете. И вы не должны становиться врагом своего ребенка, говоря ему «нельзя», вы должны оставаться тем же ангелом-хранителем, иначе при вас ребенок будет паинькой, а в вашем отсутствии — хулиганом. Как же вам поступать?

Прежде всего, разберитесь, чего ребенку на самом деле нельзя делать, то есть не разрешайте то, что того действительно требует. Вот малыш потянулся за валяющейся на полу бумажкой, и раздается истошный крик: нельзя! А почему? В голове мамы прокручивается: поднял, сунул в рот, съел, заболел. Но ведь ребенок может, подняв бумажку, повертеть ее в руках и бросить, поняв, что она ему не нужна. И в другой раз не посмотрит на нее. Подумайте.

Если вы говорите «нельзя», не улыбайтесь при этом, пусть выражение вашего лица будет озабоченным, а тон — тревожным, тогда малыш сообразит, что своим запретом мама хочет оградить его от опасности.

Конечно, малыша могут подстерегать не только приятные, но и неприятные неожиданности. Ведь круг его общения неуклонно расширяется, он встречается с другими детьми, ему интересно разглядывать, трогать их пальчиком, изучать новые незнакомые предметы. Он охотно вступает в контакт со взрослыми. Малыш делает вид, что прячется, играя в «ку-ку», понарошку боится «козы рогатой». Вы уже умеете вместе с малышом собирать пирамидки, катать тележки, открывать коробки, матрешек, шары. По-прежнему побуждаете ребенка повторять звуки, буквы, слова, обыгрываете знакомство с предметами, обозначаете словами свои действия и действия ребенка. Необходимо, чтобы малыш постепенно усваивал: каждый предмет как-нибудь да называется.

В 10 месяцев обычно начинают играть в «Сороку-белобоку». Вы помните, как важно развивать ловкость пальчиков? Это прекрасно стимулирует и речь.

Сорока-белобока,
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Зачем дров не пилил,
Зачем воду не носил?

Для развития движений пальчиков вы можете использовать разнообразные пазлы, игры-вкладыши, выкладывание из спичек, счетных палочек и, не удивляйтесь, рисование каракулей. Да-да, давайте карандаши, а лучше восковые мелки, осваиваем процесс рисования.

Развитие речи на первом году жизни. 10-12 месяцевИз новых игр в этом возрасте можно попробовать собирание: вы рассыпаете несколько палочек, или шариков, или больших пуговиц, или других подобных предметов, а ребенку предлагаете собрать предметы в банку или коробку.

Только будьте внимательны: слишком мелкие вещицы могут быть проглочены или засунуты в нос или ухо, поэтому следите за тем, что вы даете малышу и как он обращается с данными предметами.

11 месяцев: спросите у меня

Ваш малыш уже сидит, ходит, стоит самостоятельно. Свободно перемещаясь по квартире, продолжает знакомство с окружающим пространством. Все взрослые в доме, конечно, пользуются каждой возможностью поговорить с малышом, стараются с чем-то познакомить, чему-то научить, и он быстро учится показывать знакомые вещи, появляются первые обобщения: вот глазки у куклы, а вот — у собачки, а вот — у зайки, а вот — у меня! Уже получаются слова: «мама», «папа», «баба», «мяу», «дай» и другие. Слово «мама» обычно появляется первым, и это не удивительно, ведь мама больше всех уделяет внимания малышу.

Поиграйте с малышом в «Волшебный мешочек». Для этого соберите в мешке (не из-под картошки, конечно) несколько игрушек: кукла, домик, самолетик, котик, машинка. Их и словом легко обозначить, и как-нибудь обыграть тоже. Покажите из мешка голову котика и спросите ребенка, кто это. Услышав ответ, попросите позвать кота и заодно вспомнить, как кот кричит, что он ест и т.д. Дети очень любят эту игру и с удовольствием в нее играют.

Развитие речи на первом году жизни. 10-12 месяцев

Очень полезны игры с сюжетными игрушками, когда вы выбираете пару игрушек, которые можно связать по смыслу (кукла и кроватка, машинка и гараж, собачка и миска).

Проговаривая все свои действия, вы вместе с малышом обыгрываете ситуацию, в которой участвуют игрушки.

Ребенку уже доступно понимание простых вопросов. Понимание это вам нужно развивать. Можно делать это так: вы задаете вопрос: «Где печенье?», затем показываете это самое печенье. За один раз задавайте не больше одного вопроса! Постоянно показывайте и объясняйте ребенку свои действия, причем делайте это не строгим тоном, а естественно и доброжелательно, не боясь неоднократных повторений. Малыш охотно включается в игру, если видит, что мама искренне заинтересована и действительно хочет играть.

Если вы сядете рядышком на диване и будете вместе рассматривать яркие картинки, называя их, и при этом малыш будет сам переворачивать страницы, вы не только дадите ребенку урок развития речи и мышления, но и подарите ему радость общения с близким человеком. А от любви и тепла еще никому не было плохо.

12 месяцев: мой первый словарь

Мы уже ходим совершенно самостоятельно! И даже можем нести двумя руками нетяжелые предметы, например, машинку. И, конечно, хочется принимать участие в делах взрослых. Одевать годовалого малыша — одно удовольствие, он вовсю старается помочь, сует руки в рукава, задирает голову. За едой уже управляется с ложкой, пьет из чашки. Приучая малыша к аккуратности, не забывайте, что тщательное прожевывание отлично активизирует и органы произношения: губы, язык, мягкое небо. Только не оставляйте малыша без присмотра, он настолько же любопытен, насколько лишен жизненного опыта, и запросто может схватить горячую кастрюлю или острый ножик.

Слова, слова, слова. Их становится все больше и больше, теперь уже ребенок не только чутко улавливает интонацию, но и понимает значение многих слов. Новые слова усваиваются легко, кроме того, малыш сопровождает слова жестами. Он пытается обозначать все, что видит. Попробуйте сесть с ним около окна, и вы увидите, с каким интересом он будет наблюдать за движущимся транспортом, людьми. Продолжайте объяснять, что происходит, и добивайтесь участия ребенка в беседе, но в то же время давайте ему возможность собраться с мыслями и не отвечать вам немедленно. Не сочтите за труд поползать с ребенком по ковру, водя поезд, укладывая куклу спать, ставя машинки в гараж и подробно объясняя свои действия. Слушая, как слова соединяются в предложения, малыш постепенно и сам будет пользоваться фразой. Но это еще впереди, а сейчас как можно больше сюжетных игр, рассказов, совместного рассматривания картинок, чтения, рисования и постоянного общения, с вами, с другими детьми, с окружающими малыша людьми.

Годовалому малышу нравится слушать музыку, именно сейчас закладывается ее восприятие. Не загружайте ребенка тяжелым роком, для детской нервной системы полезна негромкая, мелодичная музыка, а уж какие мелодии будут больше нравиться малышу — на вкус и цвет, как известно, товарищей нет.

Вашему ребенку исполнился год. Как там у него со звуками? Открывайте свой дневничок и проверяйте: хорошо бы, чтобы малыш произносил звуки «А», «У», «И», «О» понятно для окружающих, а также звуки «М», «Н», «П», «Б», «Т», «Д», «К», «Г». У одних это получается лучше, у других не так четко, количество звуков тоже может разниться. Ведь произносительные умения еще формируются, так что у нас с вами, дорогие родители, впереди много работы.

В возрасте одного года ваш ребенок:

  • Знает, как его зовут.
  • Понимает слово «нет».
  • Понимает и выполняет несложные просьбы.
  • Повторяет простые одно- и двухсложные слова.
  • Играет в «Сороку-белобоку», желает «спокойной ночи».
  • Говорит «мама», «папа» и ещё около десятка слов, обычно существительных.
  • Любит подражать голосам животных и звукам разных предметов.
  • По вашей просьбе даёт игрушку.
  • С удовольствием смеётся.
  • Хорошо слышит и различает много звуков.
  • Демонстрирует искреннюю любовь к вам.
  • Вкладывает кубик в коробку по вашей просьбе.
  • Активно рисует карандашом или мелком каракули.

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: