Развивать речь ребенка 7 месяцев

Как стимулировать развитие речи у малыша

Словарный запас одно-полуторагодовалого ребенка состоит из 5-20 слов. Возможно, малыш уже произносит словосочетания из двух слов. Если же кроха не укладывается в эти рамки — не торопитесь паниковать. Просто узнайте, как вы можете стимулировать развитие речи у ребенка, из статьи ниже.

Как стимулировать развитие речи у малыша

Как же развивать речь малыша?

  • Не используйте «детский» язык. Получится, что между собой вы будете говорить «машина», а для малыша — «бибика». Ребенку будет труднее соотнести предмет и слово. А позднее ему придется переучиваться с сюсюкающего языка на «взрослый». Но называйте предметы одними и теми же, самыми простыми словами. «Машина», а не «автомобиль»;
  • Телевизор, планшет, компьютер говорить не научат. Поэтому смысл в развивающих речевых программах и мультиках есть только тогда, когда мама или папа комментируют их для ребёнка. Иначе планшет становится врагом речи: с ним говорить не надо, достаточно нажать на кнопку или на экран;
  • Занимайтесь физкультурой с малышом, развивайте крупную и мелкую моторику, делайте зарядку, пальчиковую гимнастику и массаж. Так вы стимулируете нервные окончания малыша, развивая мозг;
  • Иногда у ребенка не получается говорить, когда у него плохо развит речевой аппарат — губы, язык, мышцы лица. Делайте артикуляционную гимнастику — «гимнастику для язычка». Читайте ребенку каждый день, побуждая его договаривать последние слова в стихах. Говорите с малышом четко, не быстро, называйте и показывайте окружающие его предметы. Приглашайте в гости детей постарше, которые уже умеют говорить;
  • Следите, чтобы в рационе малыша было достаточно продуктов, содержащих йод, железо и «умные липиды» — Омега-3 и Омега-6;
  • Не спешите бросаться исполнять просьбу ребенка по указательному жесту. Дайте ему попробовать сказать вам, что он хочет.

Смотрите видео, подключайтесь к трансляциям и задавайте вопросы экспертам онлайн.

Надежда А.

Босоногое детство

Известно, что стопы — это область скопления огромного количества биологически активных точек. Регулярное стимулирование этих участков улучшает.

Зарядка для малыша: развиваем ловкость и точность

Зарядка чрезвычайно важна для ребенка. Она развивает ловкость, выносливость, точность, чувство ритма. Ознакомьтесь с примерными комплексами гимнастических.

Пальчиковые игры для малышей

Пальчиковые игры невероятно нравятся малышам и забавляют их. Одновременно с этим пальчиковые игры оказывают огромное позитивное влияние.

с помощью электронной почты или телефона

Войдите в систему, чтобы продолжить узнавать больше о правильном питании на каждом этапе развития вашего малыша!

Введите электронную почту или телефон.

Ссылка для авторизации выслана на e-mail.

Введите проверочный код, высланный вам в SMS сообщении.

ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ. Мы считаем, что грудное вскармливание является идеальным началом питания для младенцев, поскольку грудное молоко обеспечивает сбалансированное питание и защиту вашего ребенка от болезней. Мы полностью поддерживаем рекомендацию Всемирной организации здравоохранения об исключительно грудном вскармливании в течение первых шести месяцев жизни с последующим введением адекватного питательного прикорма наряду с продолжением грудного вскармливания до двухлетнего возраста.
Поскольку дети растут и развиваются по-разному, необходимо проконсультироваться со специалистом по вопросам введения прикорма.

Детское питание под товарными знаками Nestle ® и Gerber ® всегда следует готовить, использовать и хранить в соответствии с инструкциями на этикетке, чтобы избежать риска для здоровья ребенка.

Календарь развития речи ребенка раннего возраста

Ранний возраст считается очень важным периодом в жизни ребенка.

Это время наиболее бурных и стремительных изменений в психическом и физическом развитии малыша, ребенок делает первые шаги, учится говорить, начинает использовать жесты и другие коммуникативные средства.

3 недели – 1 месяц – появляется крик, обозначающий эмоциональный дискомфорт, боль или голод. При физическом напряжении ребенок кряхтит, издавая звуки «а», «э».

2 — 3 месяца: у ребенка появляется гуление, он произносит простые звуки – «а», «у», «ы», иногда в сочетании с «г». Это важный этап развития речи детей раннего возраста.

4 — 6 месяцев – издает высокие певучие звуки, звуки восклицания, реагирует радостными звуками на лицо близких.

6 — 9 месяцев — лепет, он повторяет одинаковые слоги («ма-ма-ма», «ба-ба-ба». «дя-дя-дя», «гу-гу-гу»).

9 — 11 месяцев – малыш начинает подражать звукам речи взрослых.

11 – 14 месяцев – появляются первые осмысленные слова «мама», «папа», «баба», «дядя», от 8 до 14 слов. Соотносит слово с предметом

К 2 годам в словарном запасе малыша имеется 100-200 слов. Он уже строит предложение из 2-3 слов.

К 3 годам объем словаря увеличивается до 1000 слов за счет обогащения жизненного опыта ребенка. Появляются простые предлоги: в, на, под, за, с, у. Ребенок запоминает стихи, детские песенки.

К концу 3 года большинство детей умеет грамматически правильно строить предложение, вести диалоги, рассказывать что, что видели и слышали.

Важно знать:

Не слушайте советов от других родителей, у которых дети начали говорить после 3 лет, что ребенок заговорит сам. Говорить то он будет, только вопрос в том, что это будет за речь, ее качество.

Как определить признаки нарушений речи у ребенка?

К концу 1 месяца ребенок не кричит перед кормлением

К концу 4 месяца не улыбается, когда с ним разговаривает мама, не гулит.

К концу 5 месяца не прислушивается к звукам и музыке

К концу 7месяца не реагирует на интонацию голоса, не узнает голос мамы «комплексом оживления»

К концу 9месяца отсутствует лепет, ребенок не повторяет звукосочетания и слоги за взрослым

К концу 1 года ребенок не машет ручкой, когда прощается, головой в знак отрицания. Не произносит ни одного слова и не выполняет простые инструкции: «дай», «на», «возьми».

К 1,5 годам не показывает и не называет маму и папу, не строит башню из кубиков, не дифференцирует звучащие игрушки, не использует указательный жест.

К 2 годам не показывает части тела, не показывает маму и папу на фотографии, не выполняет двухступенчатую инструкцию (пойди на кухню и поставь тарелку на стол)

К 2,5 годам не различает «большой — маленький», не общается с детьми.

К 3 годам не может назвать свое имя и фамилию, рассказать простое стихотворение и сказку.

Если этого не происходит – есть повод обратиться к специалистам.

Возможные причины нарушений речи

  • Вирусные и эндокринные заболевания матери, угроза выкидыша, травмы, токсикоз, низкий уровень гемоглобина.
  • Генетические аномалии, наследственная предрасположенность.
  • Неблагоприятные роды.
  • Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни
  • Дети, которые получили при рождении низкие баллы по шкале Апгар

Точную причину нарушений определяет врач, а вид речевого нарушения – учитель-логопед.

Что же могут сделать родители для успешного развития речи?

Речь – это высшая психическая функция, поэтому очень важен период внутриутробного развития ребенка. Родителям необходимо позаботиться о развитии речи еще до его рождения. Важно, чтобы будущая мама получала только положительные эмоции.

Больше общайтесь со своим малышом! Доброжелательность, мягкий и спокойный голос, грамматически правильная речь – еще один важный фактор развития речи.

Часто, дети, используя лишь указательный жест, получают желаемое. Приучайте ребенка к тому, чтобы он как можно более полно выражал свои желания, говорил новые слова, предложения.

Не ругайте ребенка за неправильно произносимые слова. Это может спровоцировать невротические реакции. Он замкнется, престанет говорить и учить новые слова.

Развивайте умение малыша слушать и быть внимательным. Играйте с ним в игры, которые содействуют развитию умения слушать и слышать: «Послушай, что там тикает? А это что шумит?». Пусть малыш учиться различать речевые и неречевые звуки (звуки окружающей среды).

Учите с ребенком сказки, стихи, т.к. запоминая их и повторяя, он изучает новые слова, тренирует память и внимание.

Особенности речи ребенка в 2 года

Когда малыш начинает говорить? Об этом часто спрашивают молодые родители детей старше одного года. Услышав заветное первое слово, они ждут дня, когда ребенок будет произносить понятные фразы. Специалисты в области детской речи уверены, что период двух лет — важная веха в развитии малыша. От словарного запаса в это время зависит дальнейшее развитие ребенка. Могут ли родители помочь сыну и дочери заговорить? Правда ли, что речь мальчиков и девочек в 2 года существенно отличается? На какие показатели стоит ориентироваться? Расскажем и дадим конкретные рекомендации в этой статье.

Этапы развития речи ребенка

Вначале кратко рассмотрим, как формируется и развивается речь ребенка до 2 лет. Что можно считать первым голосовым проявлением? Некоторые исследователи уверены, что крик — это первая голосовая реакция младенца на внешний раздражитель (голод, холод, дискомфорт). С него и начинается становление детской речи. Что происходит потом:

  • в возрасте до 2 месяцев крик ребенка монотонный, с 2 до 3 месяцев начинает приобретать эмоциональную окраску (по разному звучит узнавание мамы, радость, боль);
  • в 3-5 месяцев начинается гуление, когда ребенок издает звуки, напоминающие голосовую мелодию (напевные а-а-а, э-э-э);
  • лепет — звуки, напоминающие человеческую речь (ма-ма-ма, па-па-па) — приходит на смену гуления в промежутке от 5 месяцев до года.

Период лепета продолжается у детей и после года. Но с каждым новым месяцем жизни бездумное произношение слогов все больше сменяется на звкоподражание. Ребенок старается воспроизвести речь взрослого, но выделяет из нее только простые звуки. Начинают формироваться простые слова: мама, папа, баба, биби (машина), киса, кар и т.п.

Читайте также  Развивающая игрушка подвеска розовая стрекоза

К году, по данным разных исследователей, ребенок лепечет 3-10 слов, к 2 годам эта цифра может вырасти вдвое.

Когда ребенок начинает понимать речь?

Очень важным критерием развития речи малыша являются не только произносимые им звуки, но и понимание речи взрослого:

  • до 3х месяцев ребенок учится устанавливать зрительный контакт и следить глазами за движущимся предметом;
  • до полугода учится искать источник звука (голоса или музыки) глазами;
  • к 9 месяцев выделяет голоса заботящихся о нем взрослых и реагирует на свое имя;
  • к 1 году понимает, что хочет от него взрослый (например, помахать рукой), и выполняет элементарные просьбы;
  • к полутора годам ребенок понимает большую часть речи взрослого и реагирует на все просьбы.

Проблемы с восприятием речи могут возникать, когда взрослый говорит быстро, нечетко или употребляет похожие по звучанию слова. Важно! В возрасте до 2 лет ребенок понимает намного больше слов, чем может произнести.

Нормы речи в 2 года

Дети развиваются индивидуально, поэтому нормы речи всегда устанавливаются по среднему показателю. Задержку речи в 2 года еще не диагностируют, а на любые тревожащие вопросы ответит детский невролог. Если родители переживают из-за речи, лучше записаться к нему на прием.

Что считается нормой в 2 года:

  • ребенок говорит много, имеет в запасе от 10 до 300 простых слов;
  • малыш пытается строить короткие предложения, часто из 2 слов;
  • здоровается и прощается (или машет ручкой);
  • отвечает на вопросы «да», «нет»;
  • понимает речь и просьбы взрослого;
  • показывает рукой на предметы, пытается дать им название.

Текущие нормы устанавливаются для детей от 2 до 3 лет, соответственно, не нужно требовать невозможного от малыша, которому только исполнилось 2 года. Логопеды призывают прислушиваться к своему сыну или дочке и следить, как меняются их достижения от месяца к месяцу. Бить тревогу следует, если проходит 2-3 месяца, но уровень развития остается прежним.

Важно! Слова, которые произносит малыш, звучат нечетко. Их хорошо понимают только мама и папы, которые проводят с ребенком много времени. Для других взрослых многие фразы могут быть неясны.

Речь у мальчиков и девочек

Считается, что до определенного возраста девочки опережают в развитии мальчишек. Это связано с особенностями формирования разных полушарий мозга. В раннем возрасте для мальчиков характерно логическое мышление, для девочек — творческое. По речевым показателям девочка опередит мальчика, в среднем, на 4-6 месяцев.

Как родителям развивать речь малыша?

Как и во многих других вопросах развития ребенка, в формировании и становлении речи многое зависит от родителей. Если у малыша нет диагностируемых заболеваний, связанных с патологией головного мозга, сенсорным восприятием или нарушением функций нервной системы, то мама с папой смогут помочь малышу заговорить.

Важно! В статье речь идет о педагогической помощи детям. Если развитие малыша вызывает сомнение, следует незамедлительно обратиться к педиатру, неврологу или логопеду.

Ребенок в 2 года, который нормально развит:

  • понимает речь взрослых (находит предметы на картинках, воспринимает глаголы-действия, выполняет просьбы);
  • активно использует мимику;
  • общается жестами;
  • проявляет эмпатию (может пожалеть маму, если ей больно);
  • выражает разные эмоции.

Малыш в 2 года проявляет всевозможные попытки заговорить, и родителям нужно стимулировать его желание. Его можно активно включать в разговоры взрослых:

  • слушать и не прерывать ребенка;
  • употреблять в общении слова «скажи», «позови», «спроси»;
  • эмоционально хвалить за речевые достижения;
  • говорить четко, достаточно медленно;
  • вместо сложных речевых конструкций говорить короткие фразы;
  • знакомить с новыми словами, давая названия окружающим предметам и игрушкам;
  • комментировать все действия;
  • слушать музыку;
  • читать стихи и сказки.

Чтобы ребенок быстрее заговорил, он должен постоянно слышать чистую, живую, эмоциональную речь. Доказано, что малыш, у которого есть возможность наблюдать за разговорами других детей, будет проявлять повышенный интерес к общению.

Полезные занятия с ребенком

Помочь малышу заговорить поможет занятие артикуляционный гимнастикой — особым комплексом логопедических упражнений, отвечающим за развитие и лицевых мышц, и эмоций, и речи. Чтобы крохе было интересно, их нужно превратить в игру. Что нужно делать:

  • показывать язык;
  • вытягивать губы трубочкой;
  • дуть на предметы, например, на легкие бумажные салфетки;
  • пускать мыльные пузыри (только под присмотром взрослых);
  • учить смыкать зубы;
  • растягивать губы в улыбке.

Заниматься можно перед зеркалом или сидя с малышом друг напротив друга. Ребенок будет с удовольствием повторять все задания за мамой или папой. Заставлять не стоит, важно, чтобы малыш получал удовольствие от процесса.

Внимание важно уделить и развитию мелкой моторики. Доказано, что она влияет на запуск речи. Можно:

  • делать легкий массаж ладошек и стоп, сопровождая его веселыми потешками;
  • давать играть с разным по текстурам подручным материалом (песок, камни, шерсть, крупы и т.п.);
  • дома ходить босиком;
  • использовать коврики с разным покрытием;
  • рисовать и лепить под присмотром взрослых.

Ребенку понравится играть в звукоподражание, изображая слова и действия животных. Подвижные игры на свежем воздухе также способствуют и общему развитию малыша, и его речи. Если кроха смотрит мультфильм, родителю следует его комментировать.

Вывод

Развитие ребенка происходит каждый день. Но период до 3 лет — самый важны для становления многих психо-физиологических процессов, и речь — один из них. Родителям важно, с одной стороны, не давить на ребенка, а с другой — контролировать его гармоничный рост. Поскольку каждый малыш индивидуален, важно сравнивать его достижения не с усредненными нормами, а с тем, как прогрессирует он лично. При возникновении сомнений и переживаний нужно посетить детского специалиста — невролога, педиатра или логопеда.

Развитие речи детей раннего возраста от рождения до двух лет

Изучение данных развития детей с синдромом Дауна показывают, что у большей части детей наблюдается нарушение речевой функции, особенно ее экспрессивной стороны. Иными словами, заранее известно, что у ребенка будет нарушена собственная речь. Это дает нам возможность, вовремя начав занятия, предупредить или, по крайней мере, свести к минимуму эти нарушения. Опыт показывает, что оптимальный возраст начала занятий по стимуляции речевого развития – первые месяцы жизни малыша.

Автор:

Правообладатель:

Как развивается речь и общение в раннем возрасте, когда и как нужно заниматься — этот вопрос задают все родители.

Постараемся коротко ответить на эти вопросы. Более подробные ответы и рекомендации вы можете найти в книгах, которые выпустила наша организация.
Изучение данных развития детей с синдромом Дауна показывают, что у большей части детей наблюдается нарушение речевой функции, особенно ее экспрессивной стороны*. Иными словами, заранее известно, что у ребенка будет нарушена собственная речь. Это дает нам возможность, вовремя начав занятия, предупредить или, по крайней мере, свести к минимуму эти нарушения. Опыт показывает, что оптимальный возраст начала занятий по стимуляции речевого развития – первые месяцы жизни малыша.

Что представляют собой занятия с ребенком раннего возраста?

Прежде всего, это взаимодействие и общение с ребенком, которое происходит во время ухода за ним и игры с малышом. Ближе к году присоединяются короткие, специально организованные занятия, которые проводятся в форме игры.

Кто будет проводить занятия?

Независимо от того, есть ли у вас консультирующий семью педагог или нет, занятия проводятся родителями и другими членами семьи.

От чего зависит развитие детей раннего возраста

Развитие ребенка раннего возраста, в том числе и речевое, базируется на «трех китах»

Прежде всего, назовем социально-эмоциональное развитие, а именно, теплые, отношения с близкими людьми. Первичная привязанность не только влияет на последующие отношения ребенка с миром людей, но и на все развитие в целом.

Далее отметим сенсорное развитие – все виды ощущения и восприятия, то есть чувственное познание окружающего мира

И, наконец, двигательное развитие — умение ребенка тянуться и брать предметы, поворачиваться в сторону интересующего его объекта, перемещаясь в пространстве, исследовать его, ставить и реализовывать цели, понимать причинно-следственные отношения и многое-многое другое.

Таким образом, мы вправе сказать, что социально-эмоциональное и сенсомоторное развитие ребенка раннего возраста являются базовыми для его последующего, в том числе и речевого развития.
Все это дает возможность предположить, что и подход к развитию речи должен быть основан на эмоциональной, сенсорной и двигательной стимуляции ребенка.

Экспрессивная речь – собственная речь
Импрессивная речь – понимание обращенной речи

Рассмотрим последовательность развития экспрессивной речи ребенка:

Крики, кряхтение, короткие горловые звуки — гукание — возникают с рождения самостоятельно.

Гуление – протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы) .

Лепет – многократное повторение цепочек слогов, с губными и переднеязычными согласными (ма-ма-ма, бу-бу-бу)

Слова – переход к лепетным словам (мама, папа, бобо, бах, ам, дай) происходит на фоне лепета. Словом считается любой звук, слог, звукоподражание, несущее смысловую нагрузку. Например, повторение слогов ма-ма-ма – это лепет, но то же сочетание слогов, обращенное маме, уже является словом.

Рост экспрессивного словаря

В возрасте одного года у ребенка может быть от 3- 5 до 7- 9 слов. После появления первых слов возможна остановка развития словаря на 4-6 месяцев. В это время дети учатся пользоваться имеющимся у них словарным запасом, сочетая слова с жестами и движениями.
После полутора лет количество слов увеличивается, а ближе к двум годам появляются слова взрослого лексикона: ба или бака (собака) мами (возьми) мака, мая (маленькая), бо (большой).
Первые слова детей характеризуются полисемантизмом: одно и то же звукосочетание в различных случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации. Например, «ка-ка» может означать качели (кач-кач), ворону (кар-кар), дождик (кап-кап).
Кроме того, этим же звукосочетанием ребенок может назвать любую птицу (по ассоциации с вороной), зонтик (ассоциация с зонтом).
Грамматический строй. Позже появляется словосочетаний из двух лексических единиц: «Ляля бах» — девочка упала, «папа у» – папа пилит, «дядя дрр» – дядя едет на машине. Дети используют также сочетание слова и жеста, например, чтобы указать отсутствие машины ребенок может сказать «дрр» и показать жест «нет»

Читайте также  Развиваем речь ребенка гимнастика языка

Поэтапное развитие экспрессивной речи ребенка

Новорожденный младенец. Период гуканья

Носите ребенка на руках. Не бойтесь избаловать малыша.

Во время ухода за ребенком, привлекайте его внимание, разговаривайте с ним, пойте песенки, улыбайтесь. Помните, что на этом этапе ребенка привлекает плавная певучая речь.

Время кормления – это время общения матери и младенца. Смотрите на малыша, а когда он посмотрите на вас – улыбнитесь ему, скажите что-то ласковое. Идеальным является грудное кормление по требованию, но и кормление из бутылочки, если оно правильно организовано принесет вам много чудесных минут полной близости с малышом.

К концу первого месяца младенец уже реагирует на обращение к нему: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом.

От 2 до 3-4 месяцев. Гуканье, гуление

Привлекайте внимание ребенка к своему лицу. Позовите его, подуйте, поцокайте малышу, дожидаясь его взгляда, а, дождавшись, улыбнитесь малышу.

Разговаривайте с малышом, ведя с ним своеобразный диалог. Издавая разные звуки, делайте паузы, давая возможность малышу ответить вам.

Будьте внимательны к сигналам ребенка, возможно, он тоже хочет с вами пообщаться. Об этом свидетельствуют его взгляд, улыбка, воркующие звуки.

Разговаривая с малышом, пощекочите его, погладьте. Ваша речь и ваша улыбка в сочетании с тактильно-двигательной стимуляции поможет малышу улыбнуться именно вам.

В этом возрасте детям нравится плавная певучая речь. Они внимательно вслушиваются в интонацию, еще не понимая смысла речи.

Если ребенок отвел взгляд или даже отвернулся – это сигнал о том, что он устал и вам нужно сделать перерыв в общении.

В этом возрасте очень важна правильная организация кормления

От 3/4 до 7/8 месяцев гуление, лепет

Играйте с малышом, сидя лицом к лицу, для этого вы можете использовать специальное кресло с наклонной спинкой (детский шезлонг, автомобильное кресло). Сидя с комфортом, ребенок с удовольствием будет играть и общаться с вами.

Делайте массаж лица и органов артикуляции(см. книги для родителей «Малыш с синдромом Дауна» «Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна»

Используйте сочетание цепочек движений с цепочками слогов: произнося слоги, например, ба-ба-ба, ма-ма-ма, совершайте с ребенком подпрыгивания. Для этого можно посадить ребенка на большой мяч, другую пружинящую поверхность, или просто к себе на колени.

Тормошите малыша, обычно это вызывает у него смех, громкие возгласы.

Имитируйте лепет младенца. Произнося губные звуки и слоги, привлекайте внимание ребенка к своему рту.

Наступило время, когда вы должны помочь ребенку связать слово с содержанием — развитие понимания речи (об этом вы можете прочитать в статье про понимание речи/импрессивную речь) )

С 9/10 до 12/14 месяцев Лепет, первые лепетные слова

Двигательное развитие. В этом возрасте основное время бодрствования малыш должен проводить на полу. Побуждайте его передвигаться по комнате, привлекая интересными игрушками.

Понимание речи. Разговаривая с малышом, старайтесь быть немногословными. Выделяйте интонацией ключевое слово. Пойте песенки и потешки, сопровождая их жестами.

Вызывание активного лепета. Привлекайте внимание ребенка к своему к лицу, произносите слоги с губными звуками: ба-ба-ба, ма-ма-ма. Делайте паузы, давая малышу возможность повторить за вами.

До недавнего времени родителям рекомендовали использовать записи лепетной речи другого ребенка или самого малыша. Последние исследования показали, что реальный эффект представляет собой прослушивание лепета в присутствии «носителя», иными словами, ребенок должен видеть того, кто произносит эти звуки. Именно поэтому такое распространение получили тодлеровские группы, где у малышей появляется возможность имитировать движения, действия и речь сверстников.

Массаж лица и органов речи. Для активизации мышц лица и рта предлагаем вам делать массаж.

Тормошите ребенка, подкидывайте его, качайте на мяче, с одновременным проговариванием лепетных цепочек.

Стимуляция рук. Введите в игру с ребенком пальчиковые игры. Это также будет стимулировать его речевую активность

Организация кормления. Органы речи и органы, используемые нами для приема пищи одни и те же, поэтому правильная организация кормления важна для развития речи Развитие имитации движений. Ребенок учится говорить, подражая речи взрослого, в том числе движениям губ, языка. Это особенно заметно, если понаблюдать, как малыш внимательно смотрит на лицо матери.

Развитие подражания движениям помогает развивать имитационные возможности малыша. Используйте для этого игры на чередование действий – катайте мяч друг другу, поочередно ударяйте в барабан.

Сочетание словесных сигналов, жестов и движений. Играйте в потешки с движениями, например, «ладушки». Используйте для обозначения происходящего жесты, звуки, лепетные слова, звукоподражания, например, Это машина: дрррр,/биби. Машина едет дррр + жест «руль». Таким образом, взрослый использует полное слово, жест, «детское слово».

С 12/14 до 18/20 месяцев Лепетные слова. Первые простые слова

Развитие крупной моторики. Развитие качества движений. Ходьба, смена поз.

Развитие речи. Составляются списки-таблицы, фиксирующие речевое развитие ребенка.

Список 1. Экспрессивный словарь. В список вносятся все звуки, слоги и звукоподражания, выступающие в роли слов. Например, если ребенок использует лексему «ка-ка» вкладывая в нее разный смысл (качели, качаться – кач-кач, дождик – кап-кап, ворона – кар-кар) то это фиксируется как три различных слова.

Список 2. Получил условное название «лепетухи» В этом списке фиксируются все речевые сигналы, не несущих лексической нагрузки. Например, вавава, татата и т.д.

На основании списка 1 и 2 составляется список 3, в который входят те звукосочетания и слова, которые доступны ребенку в артикуляционом отношении. Таким образом, мы сможем расширить словарь ребенка за счет перехода от лепетух к словам.
Анализ второго и третьего списка помогают нам учитывать артикуляционные возможности детей.

Пример работы по развитию экспрессивной речи

1 шаг. Стимулируем ребенка использовать уже имеющиеся у него слова

Составьте список имеющихся у ребенка слов и стимулируйте их использование в игре и быту. Пример списка №1:

Как развивать речь малыша с рождения до года: рекомендации логопедов

По мнению логопедов формирование речи особенно стремительно происходит в первый год жизни ребенка. Насколько будет развита речь у человека не передается генетическим путем, не является врожденной особенностью. Это зависит только от развития функции. Наиболее благоприятное время – от рождения до 3 лет. В нашей статье мы дадим молодым родителям информацию, как развивать речь младенца от рождения и до года.

Как развивать речь малыша от нуля до года: рассказывает логопед

Стадии развития речи ребенка

Развитие речи у детей происходит поэтапно. Оно делится на 4 стадии. Переход из одного этапа в другой происходит не плавно, а рывком. Границы стадий смыты между собой в связи с индивидуальностью. Если ребенок отстает на несколько недель, это норма, которая не должна вызывать беспокойства у родителей. Но, уже отставание от какого-то периода на несколько месяцев вполне может свидетельствовать о патологии.

От рождения и до 2 месяцев – стадия крика. Реакция новорожденного выглядит в виде крика, который носит носовой оттенок.

От 2 до 5 месяцев – стадия гуления. Голос ребенка приобретает интонацию, меняется в зависимости от его настроения. Он способен непроизвольно выкрикивать звуки «п», «к», «г», «б», «м», «н». Появляются первые слоги, «ля», «на», «па», «ба», «ня».

В 3 месяца — стадия первого смеха.

От 6 до 7 месяцев – стадия лепета. Малыш способен произносить отдельные звуки, формировать их в отдельные слова, которые пока только понятны его близким, «дай», «пи», «тата», «баба», «мама», «папа». Ребенок произносит слоги по несколько раз подряд, как будто что-то рассказывает.

От 8 месяцев до года – стадия первых слов. К концу первого года жизни ребенок говорит около 25 слов. Конечно, пока они не отличаются сложностью, состоят из одинаковых слогов. Дети в годовалом возрасте обычно выражаются на «своих» словах, которые доступны для понятия только родным.

«Говоруны» и «молчуны»

У каждого ребенка индивидуальный темп развития речи, влияние на который могут оказать заболевания, стрессы, дефицит общения, многолингвистическая среда. Психологи делят детей на два типа:

«Говоруны» проявляют повышенный интерес к окружающему миру. Они начинают говорить раньше своих сверстников. В последствии любят что-то рассказывать, задавать вопросы.

«Молчуны» склонны к созерцательности. Им нужно время для адаптации к обстановке. Начинают говорить позже сверстников, но без речевых дефектов, обычно сразу предложениями.

Согласно статистике, девочки начинают говорить раньше, чем мальчики. Они более эмоциональны по своей природе, что уже видно в младенческом возрасте.

Читайте также  Развивающие игрушки из фетра на постиле

Развитие по месяцам

Если в течение первого года жизни не развить речь ребенка, она будет не сформирована, потом наверстать упущенное, даже при активных занятиях, не получится. Поэтому с самого рождения младенец должен быть погружен в среду активного речевого общения. Основоположник советской логопедии Михаил Хватцев составил подсказки молодым родителям для развития речи детей первого года жизни.

С рождения до 3 месяцев

С самого рождения нужно уделять внимание развитию ребенка.

Пропевайте гласные звуки «о», «и», «а», «у».

Разговаривая с ребенком, показывайте движения губ, языка. Дети всегда внимательно следят за взрослыми. Они будут вглядываться в лицо, копируя движения, необходимые при произношении звуков.

Пойте колыбельные песни.

Разговаривайте с младенцем, но не красноречием, а простыми словами, короткими предложениями.

После обращения к малышу делайте паузы. Он впоследствии будет «отвечать» на своем языке.

Делайте массаж ручек, ладошек. У малышей еще пальчики сжаты в кулачок. Лучше расслабляющий массаж делать во время сна младенца. Массаж пальчиков делается от ноготков к основанию.

Играйте с ручками в «сороку-ворону», считайте пальчики.

Используйте потешки, пестушки.

С 3 до 5 месяцев

Как развивать речь малыша от нуля до года: рассказывает логопед

Рекомендации для родителей:

Как только малыш начал гулить, повторяйте за ним те звуки, которые услышали от него, «агу», «ау», «гу». Таким образом вы вступаете с ним в диалог.

Читайте короткие стишки.

Разговаривайте с малышом простыми словами, но различной интонацией, ритмикой, артикуляций.

Продолжайте заниматься упражнениями из первого этапа.

С 5 до 9 месяцев

Это время перехода на новый уровень развития речи ребенка. Соответственно, и для родителей появились новые рекомендации:

Продолжаем играть в пальчиковые игры с одновременным включением прибауток и коротких стишков.

Активно занимаемся стишками, потешками.

Играем в прятки, «ку-ку», прячем свое лицо, игрушку.

Подключаем чтение книг с тактильными вставками, звуковыми эффектами.

Работаем с картинками, на которых изображены крупным планом отдельные предметы, животные. Мелких деталей на картинках не должно быть.

Осваиваем жестовые игры, «пока», «привет», «ладушки».

Знакомимся со звуками животных, собака – гав, кошка – мяу, мышка – пи-пи.

С 9 до 12 месяцев

В этом возрасте ребенок активно подражает речи взрослых. Логопеды советуют общаться с ним простыми, четкими, ясными словами, без «сюсюканий». Речь взрослых должна быть неторопливой. Рекомендации родителям:

Обращайте внимание детей на звуки телефона, шаги, дождик, шум воды.

Включайте музыку, детские песенки, спокойную мелодию, звуки природы.

Называйте правильно названия предметов без уменьшительно-ласкательных обращений, «сюсюканий».

Работайте с предметными картинками.

Подключите картинки с людьми, показывайте части тела на них, называйте их.

Начинайте делать зарядку с песенками.

Показывайте на предмет в действии. Называйте действие, кукла сидит, мячик катится, собака бежит.

Задавайте вопросы «кто это?», «что это?», «где?», «где зайка, кошка?».

Мотивируйте действия в речи.

Всегда разговаривайте с ребенком, не молчите, комментируйте все, что видите кругом, во время прогулки.

Что делать родителям

Чтобы ребенок заговорил естественным для него образом, родителям нужно давать как можно больше информации об окружающем мире, сенсорные ощущения, стимулы. Логопеды советуют взрослым обратить внимание на следующие моменты при развитии детей от рождения до года.

Самое первое чувство для младенца – осязание. Чем больше малыш с рождения будет получать теплых маминых рук, массажа, гимнастики, игр разных фактур, тем лучше. Он узнает о себе и мире благодаря тактильным ощущениям. Для детей будут полезны тканевые, резиновые, деревянные, пластмассовые игрушки, пальчиковые краски, песок, крупы в банке.

Ребенок уже рождается с хорошо развитым слухом. Развивайте малыша через это чувство, давайте ему как можно больше звуковой информации, сопровождайте любое движение речью.

Заинтересовывайте ребенка посредством зрения, учите его фокусировать взгляд на предметах. Подвешайте на расстоянии 30 см от лица игрушки, мобили. Пополняйте арсенал игрушек в соответствии с возрастом ребенка, обращайте его внимание на визуальные впечатления, озвучивайте их.

Знакомьте ребенка с разнообразием вкусов, постепенно, в соответствии с возрастными нормами, вводите ассортимент продуктов. Знакомьте малыша с названием продуктов.

Знакомьте ребенка с различными запахами, запахом пирогов, осенней листвы, цветов. Учите его различать запахи.

Развивайте крупную моторику. Приучайте младенца с первых недель жизни к активным действиям, позволяйте ему свободно махать ногами-руками. По мере взросления крохи обеспечьте безопасное пространство для свободного передвижения.

Развивайте мелкую моторику. Сейчас много говорится о связи пальчиков и речи, которая обусловлена близким расположением центров двигательных и речевых центров головного мозга.

Занятия по развитию речи должны быть систематическими и последовательными. Занимайтесь всегда и везде, рассказывайте об окружающих предметах, незнакомых звуках.

Общие советы

Как развивать речь малыша от нуля до года: рассказывает логопед

Логопеды дают молодым родителям следующие общие рекомендации, с помощью которых можно ускорить речевое развитие малыша:

Постоянно разговаривайте. Ребенок сразу после рождения готов впитывать информацию, наподобие губки, о том, что видит, чувствует, слышит. Слух новорожденного уже полностью сформирован. Говорите о чем угодно, куда пошли, кто пришел, давайте комментарий любой мелочи. Действия, которые сопровождаются словами, приводят к быстрому пониманию речи, слов. Спустя непродолжительное время малыш сможет понять, что от него хотят уже при помощи слов, незакрепленных действиями.

Повторяйте за малышом. Дети в младенческом возрасте пытаются что-то сказать. Обычно это выглядит в виде бесконечного повторения какого-то звука. Таким образом происходит тренировка дикции ребенка. В этом возрасте родителям лучше повторять за ним. Можно постепенно усложнять задачу, напевая привычные звуки для малыша, «дя-дя-дя». Таким образом он научится держать темп. Это также будет важно для дальнейшего формирования речи.

Показывайте, какие звуки издают животные. Если дома есть кошка говорим, «мяу», собака – «гав». Таким образом ребенок быстро освоит звуки, произносимые животными. После того, как речевой аппарат сформируется, он справится с тем, чтобы позвать кота привычным образом «кис-кис». Если в доме нет животных, то подкрепляйте звуки картинками.

Развивайте мелкую моторику. Если обратить внимание, то можно заметить, что маленькие дети все хотят потрогать своими руками. Таким образом у них развивается мозг. Если развивать мелкую моторику еще до года, то произойдет более скорое развитие речи. Но, все занятия с мелкими предметами должны однозначно проводиться под неусыпным присмотром взрослых.

Организуйте общение со сверстниками. Между собой дети общаются более активно, чем со взрослыми, хотя это выглядит, словно лепет. Неплохой было бы, если в детской компании был ребенок, который уже умеет говорить. Таким образом малыш будет ему стараться подражать.

Дозируйте язык жестов. Младенцу проще показать жестом, чем сказать словами. Поэтому сразу, как только ребенок начал жестом показывать на предметы, мама должна это комментировать словами, а не молча давать необходимый предмет ребенку. Малыш показывает на сок, говорим, что это сок, на кота, говорим, что это кот.

Наиболее распространенные ошибки взрослых

При развитии ребенка наиболее часто встречаются следующие ошибки взрослых:

Чрез чур активная опека. Родители стремятся предугадать желания ребенка. У него не формируется необходимость к разговору. Он не учится выражать свои мысли, что приводит к торможению речевых процессов.

Не включают в круг общения ребенка новых людей, что в последствии приведет к затруднению общения в непривычных условиях.

Завышение или занижение речевых требований. В некоторых семьях у ребенка не возникает потребность разговора на фоне абсолютного предугадания всех его желаний. Иногда же с малыша постоянно требуют «повтори», «скажи». Бывает, что в одной и той же семье встречаются сразу два подхода, бабушка чрезмерно опекает, а папа требует. Это неблагоприятно сказывается как на речевом, так и целом развитии малыша.

Через чур быстрая или медленная, монотонная речь родителей. Эмоционально неокрашенная речь взрослых, без пауз сказывается плохо на развитии речи детей.

Не нужно стремиться ускорять естественный ход речевого развития ребенка. Он не должен уставать от занятий.

Когда обратиться к специалисту

Все дети развиваются по-разному, кто-то начинает говорить раньше своих сверстников, кто-то позже. Нормы не всегда служат ориентиром того, что ребенок развивается неправильно. Но, мы советуем обратиться к врачу в следующих случаях:

В 2 месяца ребенок не кричит перед кормлением.

В 5 месяцев малыш не улыбается, не гулит.

В 6 месяцев кроха не прислушивается к речи, музыке.

В 7 месяцев не узнает голос родных, не проявляет реакции на интонацию.

В 9 месяцев не лепечет, не повторяет за взрослыми слоги, сочетания звуков, не подражает интонации родителей.

В 11 месяцев не машет при отрицании, не прощается жестом.

В год не может произнести простых слов, не выполняет элементарные просьбы, «принеси», «дай», «покажи».

С самого рождения ребенка нужно заниматься его развитием. Чем чаще говорить с ребенком, тем быстрей он заговорит. Если мама относится к молчунам, вместо активного времяпровождения с ребенком сидит в телефоне, то не удивительно, что тот заговорит позже своих сверстников.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: