Развивающие занятия для 4 месячного ребенка

Комплекс упражнений и массажа для детей в возрасте от 4 до 6 месяцев

В этом возрасте ребенок уже уверенно сидит, а его психическое и интеллектуальное развитие способствует началу движения малыша в пространстве — все чаще и проявлять интерес ко всему, что может попасть в поле его зрения. При этом малыш старается дотянуться до предметов, потрогать их. Примерно в середине этого возрастного периода становится актуальным ползание как метод познания мира и развития ребенка. Массажные приемы и гимнастические комплексы способствуют развитию этого столь необходимого умения. Вместе правильно сформировать поясничный изгиб позвоночника, что в будущем сыграет огромную роль в развитии и закреплении гармоничной осанки.

Упражнения, выполняемые в положении лежа на спине

Массаж рук. В этом возрасте к описанному в комплекс 1 и 2 массажу рук в виде поглаживания и растирания добавляются приемы разминания. Разминания выполняются одной или двумя руками, медленно и неторопливо. Возьмите руку ребенка в свою так, чтобы его пальцы обхватили ваш большой палец, а подушечками пальцев свободной руки выполняйте глубокие спиралевидные движения вдоль предплечья и плеча, по направлению от кисти к туловищу. Сделайте 2-3 тура, захватывая все поверхности рук (внешнюю, внутреннюю, боковые). На внутренней поверхности нажим необходимо уменьшать в связи с повышенной чувствительностью кожных покровов.

Другой прием, активно используемый для разминания на руках и ногах в этом возрасте, — валяние. Для его выполнения, разместите руки на предплечье или плече ребенка, обхватив их ладонями. Проводите смещение кожи и подлежащих тканей в разные стороны без интенсивного нажима, постепенно продвигаясь от кисти к плечу. Необходимо выполнить 3-4 тура (рис. 1).

Техника массажаРазминания способствуют укреплению мышечной ткани, выведению из мышц накопившихся продуктов обмена, стимулируют развитие волокон. По своей эффективности разминания приближаются к пассивной гимнастике.

Обычно проведение массажа рук заканчивают в возрасте 5,5-6 месяцев, так как в это время ребенок достаточно активно работает руками сам, а необходимость регулировать мышечный тонус и укреплять мышцы отпадает связи с большой нагрузкой, приходящейся на мышцы рук.

Скрещивание рук на груди с фиксацией и вытягиванием. Упражнение уже описано во втором комплексе, но в этом возрасте оно выполняется несколько усложненным, так как в него вводится элемент суставной гимнастики — легкое растяжение плечевого сустава. Захватите руки ребенка в свои руки (большой палец вложите в ладошку), разведите в стороны. Слегка встряхнув ручки в разведенном положении, скрестите их на груди малыша и приподнимите его над столом со скрещенными руками. Опустите ребенка на стол, снова разведите руки и слегка вытяните их в направлении от грудной клетки. Сделайте 2-3 повторения в 4 месяца и постепенно доведите количество повторений до 6-8 в семь месяцев (рис. 2).

Техника массажаПопеременное подтягивание за руки. Возьмите ребенка за одну руку, приподнимите его плечевой пояс над столом, затем плавно опустите малыша на стол. Поменяйте руку и проведите упражнение снова. Всего можно сделать 3-5 повторений для каждой руки (рис. 3).

Техника массажаУпражнение укрепляет суставы рук, незначительно растягивает связки, увеличивая объем движений в суставах, укрепляет мышечные волокна.

Потягивание суставов рук вверх и вниз. Это упражнение имеет отношение к суставной гимнастике для плечевого сустава. Возьмите руку ребенка за кисть, два пальца другой руки положите под мышку ребенка и аккуратно потяните малыша за ручку в направлении вдоль туловища вниз, одновременно придерживая его плечевой пояс под мышкой (рис. 4). Физиологическое действие упражнения такое же, как и у предыдущего.

Техника массажаМассаж живота. К массажу живота в этом возрасте добавляются разминания. После поглаживаний и растираний, описанных в комплексах 1 и 2, положите подушечки пальцев на область живота в правом нижнем углу и спиралевидными движениями слегка разминайте переднюю брюшную стенку, продвигаясь по часовой стрелке вокруг пупка. Движение выполняется неторопливо и мягко — так, чтобы не вызывать неудовольствия у малыша. Повторите прием 3-4 раза (рис. 5)

Техника массажаРазминание способствует напряжению и развитию мышц живота, которые впоследствии в комплексе с другими мышечными группами будут работать во время сидения, ходьбы, участвовать в поддержании осанки.

Скручивание грудного и поясничного отделов в стороны с поддержкой за ноги. Зафиксируйте ноги в слегка согнутом положении, придерживая их одной рукой. другой рукой возьмите малыша за кисть или плечо и аккуратно поворачивайте его на бок, не отрывая ног от стола. Повторите упражнение в другую сторону. Всего надо сделать 4-8 повторений.

Упражнение включает в работу практически все мышечные группы туловища, способствует развитию мышц брюшного пресса и спины, мягко растягивает связочный аппарат позвоночника и крупных суставов ног.

Присаживание с поддержкой за одну руку. Упражнение выполняется идентично присаживанию, описанному в комплексе 2, но поддержка ребенка осуществляется за одну руку. Возьмите ребенка за кисть одной руки и приподнимайте его над столом, словами и поддержкой, побуждая его присесть. Проделайте упражнение по 2-3 раза для каждой руки (рис. 6).

Техника массажаУпражнение укрепляет мышцы спины и брюшного пресса, развивает вестибулярный аппарат, способствует привыканию ребенка к сидячему положению.

Массаж грудной клетки. Массаж грудной полностью описан в комплексе 2. В этом возрасте количество выполняемых движений несколько увеличивают (на 2-3), поэтому массаж занимает несколько больше времени.

Покачивание груди с удержанием таза (скручивание грудного отдела). Зафиксируйте таз ребенка одной рукой, слегка прижав его к столу. Вторую руку подведите под верхнюю часть груди снизу и выполняйте скручивание грудного отдела в стороны, не забывая фиксировать таз. Амплитуда движений должна быть небольшой, поворот осуществляется в направлении к центру.

Упражнение способствует развитию мышц и связок грудного отдела позвоночника, развитию дыхательной мускулатуры и межреберных мышц, активирует дыхательную функцию в целом.

Массаж стоп. Удерживая одной рукой голень ребенка, указательный и средний пальцы второй руки положите на тыльную поверхность стопы, большим пальцем проводите массаж стопы, который заключается в интенсивном поглаживании внутреннего и внешнего краев, пятки и области выше пальчиков (выполняется 4-5 проходов). К поглаживанию добавляется разминание подушечкой большого пальца в области свода стопы и плюс не-фаланговых суставов (рис. 7).

Техника массажаУпражнение способствует укреплению мышц стопы, оказывает хороший эффект в качестве профилактики плоскостопия, подготавливает ребенка к процессу ходьбы.

Одновременное сгибание ног. Обхватите голени ребенка в нижней их части руками и прижимайте ножки малыша к животу, проводя сгибание в коленном и тазобедренном суставах. Сделайте 4-5 повторений (рис. 8). Упражнение развивает суставы и мышцы ног, укрепляет связочный аппарат нижней конечности.

Техника массажа«Велосипед». Известное всем упражнение представляет собой не что иное, как попеременное сгибание ног. Упражнение выполняется подобно предыдущему, с той разницей, что сгибание ног проводится попеременно — когда одна ножка малыша согнута, вторая остается прямой (рис. 9). Имеет такое же физиологическое действие.

Техника массажаОдновременный подъем ног. Обхватите ноги ребенка в области коленных суставов снизу. Поднимайте ноги вместе, проводя сгибание в тазобедренных суставах. Повторите движение 3-5 раз (рис. 10).

Техника массажаУпражнение активно развивает тазобедренные суставы. Его выполнение без консультации с врачом противопоказано при наличии проблем с тазобедренными суставами.

Потягивание ножек вниз. После выполнения предыдущего упражнения выполните незначительное растягивание ножек по направлению вниз, зафиксировав таз ребенка на столе. Этот элемент суставной гимнастики направлен на развитие и укрепление связочного аппарата ног, растяжение мышц (рис. 11).

Техника массажаВстряхивание ног. После проведения упражнений и массажа ног необходимо выполнить встряхивание ножек. Для этого обхватите ноги ребенка в области голени и делайте мелкие потряхивающие движения из стороны в сторону, вверх-вниз. Продолжительность встряхивания около 1 минуты.

Упражнения, выполняемые в положении лежа на животе

Поворот со спины на живот без поддержки руками. Это хорошо известное упражнение в этом возрасте выполняется ребенком самостоятельно. Для стимуляции поворота можно привлечь его игрушкой или просто мягко и нежно попросить его перевернуться, несколько подтянув его (в 4-5 месяцев) за руку. Можно подкрепить свои слова легким поворотом таза и ног в нужную сторону (рис. 12).

Техника массажаМассаж спины с добавлением поколачивания. К массажу спины, описанному в комплексах 1 и 2, добавляются поколачивающие приемы. Обычно это легкое поколачивание мышц спины кончиками расслабленных пальцев. Прием проводится после разминания короткими отрывистыми движениями в течение 0,5-1 минуты. После поколачивания необходимо провести поглаживание спины (2-3 движения) (рис. 13).

Техника массажаПоколачивание хорошо и мягко тонизирует мышцы и нервные окончания спины и грудной клетки, способствует лучшей работе легочной ткани, обладает обезболивающим действием. Помните, что поколачивание в области почек не проводится.

Читайте также  Как провести занятие по конструированию в старшей группе

Массаж ягодиц (пощипывание для повышения тонуса мышц). К описанному в комплексах 1 и 2 массажу ягодиц после разминания ладонью добавляется щипцеобразное разминание, выполняемое пальцами рук. Направление пощипывания (оно должно быть широким, чтобы не приносить ребенку неприятных ощущений) — от крестца вверх и в стороны. Всего делается 2-3 прохода, движения рук симметричные (рис. 14). Массаж заканчивается поглаживанием и точечным воздействием.

Техника массажа«Рыбка». Упражнение описано в предыдущем комплексе. В данном возрасте количество повторений можно довести до 3, удерживая ребенка по 5-6 секунд. Примерно после 6 месяцев актуальность его выполнения несколько снижается, хотя само упражнение очень нравиться детям.

«Самолет». Возьмите ребенка, сбоку подведя свои руки под его живот и грудь, и поднимите над столом. Задержитесь в таком положении несколько секунд. Постепенно увеличивайте количество повторений от 1 до 5. Такое же упражнение можно проводить в положении ребенка на спине (рис. 15). Упражнение способствует развитию вестибулярного аппарата, укрепляет мышцы спины и живота, «освобождает» мышцы ног и рук.

Техника массажа«Пританцовывание». Возьмите ребенка под мышки, переведите в вертикальное положение и обоприте стопами на стол. Несмотря на то, что к этому времени угасает шаговый рефлекс, в таком положении ребенок будет переступать ногами на месте, как бы пританцовывая. Продолжите его движение вперед, смещая малыша от себя. Внимательно следите за тем, чтобы опора приходилась не на цыпочки, а на полные стопы (рис. 16). Упражнение готовит ребенка к ходьбе, укрепляет мышцы ног и спины.

Техника массажаПоворот со спины на живот. Повторите описанный выше поворот со спины на живот еще несколько раз (3-4).

Суставная гимнастика. Элементы суставной гимнастики для крупных суставов уже были включены в ранее описанные упражнения: в конце комплекса проводите гимнастику для всех остальных суставов так, как это описано в комплексе 2. Постепенно наращивайте объем движений и их количество, не забывая об осторожности.

Поглаживания ног. После активной работы с мышцами ног имеет смысл для успокоения ребенка сделать несколько проходов легкого поглаживания (3-4 тура на каждой конечности).

Полностью статья представлена в пособии
«Моя мама – мой первый учитель»
Серия «В помощь родителям»

Развиваемся дома: как заниматься с ребенком в возрасте 4-х месяцев

4 месяца

Младенцы до года буквально каждый день овладевают новыми навыками. Поэтому перед молодыми мамами становится вопрос: как развивать ребенка в 4 месяца, чтобы максимально ускорить процесс освоения новых навыков? Мы приведем вам несколько примеров игр и занятий для малыша этого возраста.

Сложности в проведении занятий для малыша в 4 месяца

Многие мамы считают, что пока ребенок не сидит, с ним рано заниматься развитием речи и других навыков. На самом деле это не совсем правильный подход, в 4 месяца малышам нужно нечто большее, чем обычный легкий массаж и зарядка. В этом возрасте необходимо уделить внимание развитию тактильных ощущений и укреплению позвоночника.

Кроха в этом возрасте уже отлично держит голову и поднимается на предплечья, поэтому часть развивающих уроков можно провести в положении лежа на животе. Доктор Комаровский отмечает, что к четырем месяцам жизни ребенок бодрствует достаточно длительное время. Это действительно так. Хорошо развитый малыш к этому возрасту может провести без сна около двух-трех часов, и в это время с ним необходимо играть и проводить занятия, направленные на закрепление различных навыков. В этот период малыш начинает активно познавать мир, и важно помочь ему в этом.

Помогаем ускорить физическое развитие

В первой половине дня, перед длительным дневным сном, уделите внимание физическому развитию ребенка. Для того чтобы малыш быстрее начал садиться и ползать, вам нужно укрепить ручки и позвоночник. Массаж проводите после завершения гимнастического комплекса, а второй его сеанс можно сделать после купания.

Гимнастика должна включать в себя:

  • подтягивания;
  • подпрыгивания;
  • игры с надувным мячом;
  • упражнения для укрепления рук и ног.

В дни, когда малыш не расположен к длительным играм, выполняйте базовый комплекс упражнений:

  1. Возьмите ручки малыша в свои, скрещивайте их на груди и отводите в стороны.
  2. Помогите ребенку перевернуться на живот, через правый бок и через левый.
  3. «Парение» из положения лежа на спине. Дополнительно это упражнение можно повторить из положения лежа на животе.
  4. Сгибание и разгибание рук в локтях.

Каждое упражнение из базового комплекса необходимо повторять от шести до восьми раз. Исключение составляет лишь «Парение», которое достаточно повторить до трех раз. Младенцам очень нравится дополнительное упражнение «Подтягивание». Для его выполнения уложите ребенка на ровной поверхности. Под голову хорошо подложить маленькую мягкую подушечку. Дайте крохе ухватиться за ваши указательные пальцы, и слегка потяните его за ручки вверх.

В первые дни тренировок достаточно, чтобы ребенок лишь немного отрывал голову и плечи от поверхности. Если вы будете делать это упражнение регулярно и правильно, то уже через 2 недели младенец сядет, после чего можно будет усложнить задачу. Возьмите перекладину или два пластиковых кольца, дайте ребенку ухватиться за них и делайте все так же, как и в обычном варианте. Будьте бдительны, чтобы успеть подхватить кроху, если он решит разжать ручки.

Подпрыгивания – это одно из самых любимых упражнений для грудничков и взрослых. Для его выполнения необходимо взять малыша под мышки и приподнять над коленями, так, чтобы ребенок едва касался их ногами. Кроха будет стараться дотянутся ножками до опоры, а вы приподнимайте его, чтобы этого не произошло.

В качестве дополнительно спортивного инвентаря приобретите пляжный надувной мяч среднего размера. Его расположить близко к ножкам ребенка, то он его рефлекторно оттолкнет, но это не все игры, которые можно проводить с этим инвентарем. Мяч вам пригодится и для занятий в более старшем возрасте. Положите младенца на спину и расположите мяч на весу над его грудью. Крутите его и стимулируйте хватательный рефлекс. Грудничок в этом возрасте должен попытаться ухватить крупную добычу кулачками. После того как пальчики и кисти станут более развитыми, он начнет брать мячик ладонями. Игры с легким пляжным мячом не утомительны, но не стоит проводить их во второй половине дня.

Совершенствуем тактильные ощущения

В 4 месяца можно начинать работу над тактильными ощущениями ребенка и проводить пальчиковую гимнастику. Для начала разберемся с упражнениями для развития пальчиков и кистей рук. Пальчиковая гимнастика проводится под потешки, которые известны каждому с детства:

  • «Летела сова»;
  • «Ладушки»;
  • «Сорока-воровка»;
  • «Белка»
  • «Мальчик-пальчик».

Игрушки, сделанные своими руками, иногда намного лучше купленных, поэтому каждый месяц изготавливайте новые пособия для крохи. Для развития тактильных ощущений в 4 месяца вам нужно изготовить мешочки с разными наполнителями: крупами, макаронами, бусинами, бисером, гаечками и пуговицами. Подготовьте сразу две пары таких мешочков, так как они понадобятся вам еще и в более старшем возрасте. Лучше всего, если мешочки будут изготовлены из двух слоев ткани, так крупа и другая мелочь точно не просыплется. Надежно зашейте их и дайте малышу помять руками.

Еще одним пособием для развития нервных окончаний пальчиков может стать книжка из лоскутков. Соберите несколько образцов ткани: хлопок, флис, драп, шерсть, бархат, атлас, плащевку, деним и велюр. Найдите как можно больше образов, разных на ощупь, и вырежьте из них квадраты со сторонами по 20 сантиметров. Сшейте их между собой, чтобы получить книжку. Необычно выглядеть это пособие будет, если края квадратов будут обработаны ножницами, оставляющими срез зигзаг. Если вы делаете прямой срез, обметайте квадраты при помощи оверлока. Если у вас нет швейной машины и оверлока, эту «книгу» за небольшую плату вам смастерят в ближайшем ателье. Там же вы можете найти и лоскуты с разной фактурой.

Зрительное и слуховое восприятие

Самый простой способ развить зрительно восприятие окружающего мира – это украсить уголок малыша большим количеством картинок и фотографий. Пару лет назад на слуху у многих мама были пособия «Школа семи гномов». В них были собраны готовые картинки и карточки, которые можно было разместить в комнате. Если у вас нет возможности приобрести готовый комплект, тогда следует воспользоваться альтернативными способами;

  • скачать картинки из Интернета и распечатать на цветном принтере;
  • вырезать изображения из детских книг, а затем создать коллаж.

Часть пространства необходимо отдать под фотографии близких малышу людей – папы, мамы, братьев и сестер (если они есть). Остальное место можно заполнить изображениями:

  • птиц;
  • животных;
  • растений;
  • мебели;
  • овощей;
  • фруктов;
  • игрушек.
Читайте также  Какие развивающие игрушки нужны ребенку 9 месяцев

Периодически можно обновлять эту выставку. Изображения должны быть достаточно крупными. На коллажах их стоит размещать по три штуки. Именно столько с ребенком необходимо изучать за один раз. Подносите малыша к картинкам и рассказывайте, что на них изображено. В результате младенец должен узнавать изображения.

В возрасте 4-х месяцев наступает пора игр «Ку-ку» и «Мишка прячется». Если первая игра известна практически всем, то с «Мишкой» вам предстоит познакомиться вместе с ребенком. Уложите грудничка в кровать и занавесьте бортики. Возьмите яркую мягкую игрушку и попеременно показывайте ее с разных сторон кроватки, сопровождая словом «привет». Исчезновение мягкой игрушки необходимо сопровождать словом «пока». Ребенок должен находить мишку или другое плюшевое животное глазами. После игры дайте малышу изучить мишку.

Мы рассмотрели наиболее популярные способы, как развивать ребенка в 4 месяца, но их существует гораздо больше. Можно смотреться вместе с крохой в зеркало, называть части тела и проводить другие занятия. Чаще включайте младенцу музыку, разговаривайте и читайте.

Интересные способы для развития ребенка в 4 месяца

Развитие малыша требует большой вовлеченности от мамы и папы, и поэтому многие родители прилагают множество усилий к тому, чтоб малыш развивался гармонично. Я в свое время активно занималась ранним развитием своего сына, и хочу поделиться своим опытом с молодыми мамами, которые только задумываются о том, как развивать ребенка в 4 месяца.

Из этой статьи вы узнаете

Общие впечатления

Малыш на четвертом месяце жизни начинает постепенно отучаться от новорожденных рефлексов, он меняется как психологически, так и эмоционально. У ребенка начинает лучше работать ЖКТ, малыш становится более осознанным и начинает активнее знакомиться с окружающим миром.

Безусловный рефлекс хватания по Робинсону постепенно превращается в осознанное хватание — ребенок берет в руки то, что видит перед собой. Будь то мамины локоны, пальцы, игрушки, бутылочка. Если рефлекс был выражен очень явно, то и мелкая моторика будет развиваться хорошо.

К 4 месяцам ползательный рефлекс по Бауэру начинает постепенно гаснуть. Как известно, это тот рефлекс, который заставляет ребенка ползти, если его пяточки упираются во что-то. Если вовремя стимулировать развитие этого рефлекса, то в пять месяцев малыш уже будет пытаться ползать.

Основные навыки

У 4-месячного малыша наблюдаются следующие навыки:

  • у малыша хорошо получается переворачиваться на спину из положения лежа на боку и лежа на животе;
  • когда малыш лежит на животе, он приподнимает туловище, опираясь на ручки;
  • если поддерживать малыша, то он пытается опираться на пальчики и отталкиваться ножками;
  • способен держать грудь во время кормления.

Чему важно уделять внимание в этом возрасте

Если вы думаете о том, как развивать ребенка в 4 месяца, то обратите внимание на то, что 4 месяца — период развития тонких тактильных ощущений.

По большому счету, в этом возрасте малыш должен учиться брать в руки то, что ему интересно, и знакомиться с окружающим миром. Для того, чтоб этот процесс проходил легко и просто, потребуется гимнастика. Зарядка для малыша в этом возрасте не должна быть особо сложной, но стоит выполнять упражнения регулярно, и тогда эффект не заставит себя ждать.

Однако, не только гимнастика нужна для малыша в этом возрасте — ему также требуются и разнообразные массажи, различные упражнения на развитие психоэмоционального спектра.

выкладывать на живот

Гимнастика и массаж для малыша

В таком возрасте гимнастика помогает развивать мышцы и суставы, а также способствует развитию опорно-двигательного аппарата. Также двигательная активность и массажи помогают укрепить нервную систему ребенка.

Также следует помнить и о том, что в таком возрасте ребеночек старается самостоятельно сесть, делает первые попытки. Поэтому нужно помогать его телу побыстрее окрепнуть, чтоб справиться с новыми задачами.

По возможности нужно посещать занятия плаванием — любые водные процедуры помогают развивать мышцы и координацию движений.

При подготовке к гимнастике и массажу нужно помнить о том, что малыш должен быть в приятном расположении духа, если ребенок плохо себя чувствует или капризничает, то лучше заняться гимнастикой в другое время.

Длительность массажа в это время должна составлять не более получаса. За полчаса ребенок в таком возрасте успевает устать, не стоит перегружать ребенка.

Перед тем, как выполнять с ребенком гимнастические упражнения, нужно вымыть и насухо вытереть руки. Ладони должны быть теплыми, лучше не носить длинный маникюр, а украшения перед массажем или гимнастикой необходимо снимать.

Сами по себе упражнения малыша вряд ли слишком увлекут, поэтому лучше всего вызывать в это время у него позитивные эмоции — можно петь, разговаривать, сочинять какие-то считалочки или сказки на каждое действие.

Упражнения и гимнастика

Начинать лучше всего с массажа ног. Ребенка укладываем на спину, и постепенно, медленно поглаживаем по всей ножке. Оглаживать нужно не менее 4 раз. Сначала обе ножки поглаживают от пяток к попке, затем в обратном направлении.

Можно плавно перейти к растиранию по кольцевому методу. Между большим и указательным пальцами нужно зажать ножку малыша, а затем круговыми движениями подниматься от лодыжки к колену.

Сами колени растирать не следует — это может повредить хрупкий сустав. После того, как обе голени будут хорошо растерты, можно помассировать мышцы бедер. После этого упражнения лучше опять погладить ребенка, чтоб снизить накал ощущений.

Скорее всего, упражнения для ножек вы выполняли и ранее, а затем можно перейти к новым методам массирования. Нужно аккуратно сжать между ладоней одну ногу ребенка, и аккуратно смещать мышцы относительно их естественного положения.

Эту технику часто называют «валяние» или «ложная крапивка». Повторяют по 3 раза для каждой ножки.

Следующим этапом будет сгибательная гимнастика ножек. Ребенок остается все также на спине, это упражнение помогает развить и укрепить суставы и мышцы.

Аккуратно поднимите пятки малыша, аккуратно согните каждую ножку и изобразите упражнение «велосипед». Затем нужно сгибать и разгибать ножки — каждую в отдельности и обе вместе. Закончить массаж ножек лучше растиранием стоп, а затем легкими растираниями.

вместе с мамой

Верхняя часть тела также нуждается в массаже. Начать лучше всего также растираниями — в это время активизируется кровоток и движение лимфы, ускоряются обменные процессы, суставы, мышцы и ткани лучше снабжаются кровью и полезными веществами.

После того, как верхняя часть тела будет хорошо растерта, можно начать легкие постукивания. Простукивать нужно как мышцы, так и грудную клетку. Когда малыш лежит на спинке, нужно круговыми движениями усиленно растирать его грудную клетку по направлению от солнечного сцепления к бокам.

Круговые движения руками тоже важны — мышечные нагрузки важны для дальнейшего развития. Необходимо вложить ребенку в ладони свои большие пальчики, он рефлекторно схватится за них. Нужно обхватить своими ладонями кулачки малыша и максимально развести их в стороны, а затем поднять.

Завершить гимнастику можно легким «боксированием» — возьмите ручки малыша в свои ладони, и сделайте ими несколько резких, коротких выпадов.

Мои личные рекомендации

Гимнастику, которую я описала, можно выполнять всем малышам, но если у вас здоровый ребенок, то я предлагаю вам разнообразить гимнастику упражнениями с мячом. Я использовала простой фитбол маленького размера.

Ребенка я укладывала на спинку на мяч, и покачивала, стараясь минимально влиять на подвижность ребенка. Лучше всего придерживать ребенка пальцами рук за бока или подмышки, позволяя ему свободно раскачиваться на мяче.

прыгать на шаре

Также мы пробовали ложиться на мяч на животик — это упражнение было самым любимым еще долгие месяцы. Со временем координация ребенка усилилась настолько, что я могла отпустить его — он либо удерживать равновесие, либо попросту сползал с мяча и полз дальше по комнате.

заниматься плаваньем

И конечно не стоит недооценивать занятия в воде. Можно посещать бассейн, а можно обойтись собственной ванной, или детским домашним бассейном.

Не стоит излишне перегружать малыша игрушками во время купания, лучше выдать ему яркий небольшой мячик, и попробовать в воде согнуть его ножки и прислонить к ним ладонь — согласно ползательному рефлексу, малыш оттолкнется и немного проплывет. В это время важно держать голову ребенка над водой.

Развивающие занятия для детей 4 месяцев

Razvivaiushchie zaniatiia dlia detei` 4 mesiatcevРазвивающие занятия для детей 4 месяцев это незатейливые весёлые игры, которые всегда нравятся малышам. Казалось бы, всё это – просто развлечения, но значение игр в развитии ребёнка, на самом деле, трудно переоценить.

Развивающие занятия для детей 4 месяцев: примеры и подсказки

Развивающие занятия для детей 4 месяцев – сущий полёт фантазии, совместное творчество малыша и его родителей. Вот несколько примеров, которые помогут вам составить представление о том, как нужно играть с 4-месячным ребёнком. Широкий ассортимент полезных и интересных игрушек можно найти в детском интернет-магазине http://kids.kiwi-market.ru/mozaika/

    Для развития координации ребёнка не забывайте заниматься с малышом гимнастикой и побуждать его двигаться или принимать новые позы. Например, когда ребёнок лежит на животе на предварительно расстеленном одеяльце, помогайте ему перевернуться, осторожно приподнимая одеяло за концы. Или раскладывайте игрушки так, чтобы ребёнок вынужден был за ними тянуться. Возможно, у малыша получится не сразу, но торжествующий блеск в его глазах, зажёгшийся тогда, когда цель будет достигнута, вы забудете не скоро!
  • Побуждайте ребёнка к самостоятельному принятию решений. Этого можно достичь, предлагая ему несколько игрушек на выбор или затевая игру с не очень чётко установленными правилами. Подойдёт любое занятие, когда малыш будет получать результат от самостоятельно предпринятого действия. Например: привяжите к ручке малыша яркий шарф или ленту и наблюдайте за тем, как он будет пытаться заставить «нового друга» двигаться. Побуждайте извлекать звуки из предметов – подарите ребёнку барабан или разрешите стучать ложкой по гулкой кастрюле. Это же так весело!
  • Продолжайте комплексно развивать зрение, слух и тактильные ощущения вашего ребёнка, предлагая ему всё новые и новые развлечения. Например, устройте домашнее импровизированное шоу мыльных пузырей, играйте в традиционное ку-ку, время от времени меняясь с ребёнком ролями прячущегося, разрешайте трогать всё, что вызывает интерес, если это, конечно, безопасно. При помощи этих нехитрых развивающих занятий 4-месячные дети познают мир – разве это не чудесно?!
  • Развитие речи ребёнка происходит тогда, когда с ребёнком много общаются. Мы уже писали о том, насколько важно «разговаривать» с малышом, делать вид, что отвечаете и понимаете его ответы, держать визуальный контакт во время разговора и копировать его интонации и рулады. Здесь развитие речи тесно связано с социализацией ребёнка – он учится общаться, с удовольствием улыбается близкими и знакомым и даже находит повод для того, чтобы заливисто посмеяться над тем, что кажется ему смешным.

Результат развивающих занятия для детей 4 месяцев

Несмотря на то, что сам процесс проведения развивающих занятий с 4-месячными детьми уже сам по себе награда, конечно, хотелось бы понимать, на какой результат вы работаете. Для того чтобы составить представление об этом, нужно знать, что должен уметь 4-месячный ребёнок.

    Правильное физическое развитие малыша приводит к тому, что в этом возрасте ребёнок уже проявляет достаточную активность. К концу 4-го месяца многие дети умеют переворачиваться с бока на бок, на ручках приподнимать плечи лёжа на животе, уверенно держат голову и вертят нею, почти все сидят с опорой, некоторые – даже без неё.
  • Действуя в направлении развития самостоятельности малыша, вы «отвоёвываете» себе немного «лишнего» свободного времени. Если 4-месячный ребёнок способен некоторое время играть без мамы – это отличная возможность для того, чтобы успевать чуть больше. Правда, нужно заранее позаботиться о безопасности ребёнка в квартире.
  • Развивая зрение ребёнка при помощи игр, вы стимулируете формирование бинокулярного зрения. Обратите внимание – в концу 4-го месяца взгляд малыша становится более осознанным, он уже умеет быстро фокусировать его на интересующих его предметах. Также и со слухом – малыш уже целенаправленно реагирует на его источник.
  • Здоровые дети в этом возрасте, как правило, очень общительны. Если ребёнок пребывает в хорошем настроении, он непрерывно щебечет, словно птичка. Ему доставляет удовольствие общаться с близкими и теми, кто ему кажется симпатичными.

Воспитывая ребёнка, не стоит загонять себя в строгие рамки. Конечно, существуют определённые нормы развития, но они, как известно весьма приблизительны. Если вы всё время будете стараться подогнать своего ребёнка под эти нормы, как же вам удастся воспитать из него индивидуальность?

От 4 до 5 месяцев

Ребенок в 4 месяца

В норме к началу пятого месяца врожденные рефлексы угасают, заменяясь условными и осознанными движениями. Шаговый рефлекс полностью пропадает и малыш больше не пытается двигать ножками, если его поставить вертикально на твердую поверхность. Если раньше лежа на животе, получив опору на ногу, кроха неосознанно отталкивался ножкой, то теперь он это делает только, желая дотянуться до предмета. Все движения маленького исследователя совершаются для определенной цели, а не вслед за непроизвольным сокращением мышц. Если у вашего крохи наблюдаются остаточные врожденные рефлексы к 4-5 месяцам, рекомендуется посетить невропатолога.

Уход и гигиена

Купание

Подгузники

Проветривание и комнатная температура

Питание

Прикорм

Сон и режим дня

Закаливание

  1. Обтирания водой комнатной температуры.
  2. Воздушные и солнечные ванные.
  3. Снижение температуры для купания.
  4. Отсутствие кутания и переизбытка тепла.

Плавание

Ребенок в 4 месяца

Для обучения плаванию лучше всего выбрать бассейн или домашнюю ванную. Температура воды для обучения должна быть комнатной или чуть ниже. Теплая вода (выше 25 градусов) расслабляет ребенка и не мотивирует его на движения, поэтому все ваши попытки показать, как нужно двигаться будут восприниматься не совсем качественно. Вода комнатной температуры будет стимулировать кроху двигаться, чтобы разогнать кровь и тонизировать состояние клеток головного мозга.

Ручной малыш. Как приучить к самостоятельным занятиям

Как развивать

  • Обучение двигательным навыкам и развитие костно-мышечного аппарата.
  • Развитие умственных способностей.
  • Совершенствование органов чувств.

Посещение педиатра и медицинские аспекты

  • Кроха не идет на контакт, не гулит, не лепечет, не реагирует на обращенную к нему речь.
  • Отсутствуют самостоятельные перевороты с живота на спину или обратно.
  • Малыш часто срыгивает на ГВ.
  • Плохо спит и ест.
  • Не может самостоятельно схватить предложенную игрушку.

Некоторые советы

  • Безопасность дома. Чтобы обеспечить крохе идеальные условия для развития нужно привыкать думать заранее. Малыш еще не ползает, а в доме уже должны стоять заглушки и блокираторы. Кроха учится переворачиваться – ни в коем случае не оставляйте одного на высоте. Здоровье и безопасность ребенка в первую очередь зависят от того, насколько вы сможете предугадать возможное развитие событий.
  • Внимание. Хотя малыш еще не разговаривает и много спит, не нужно думать, что ему не нужно ваше общение. Дети делают то, что видят. Чем чаще и больше вы будете общаться непосредственно с крохой, тем раньше он освоит речь. Он уже нуждается не только в заботе, но и в достаточном внимании.
  • Приучение к самостоятельности и горшку. На пятом месяце стоит сделать первый шаг к взрослению. Покажите крохе, как хорошо самому заниматься, как различаются влажные и мокрые штанишки. Все эти действия не приучат малышу сразу, но станут базой для дальнейшего освоения навыков.
  • Время на себя. Малыш подрос и маме стоит подумать о дополнительных занятиях для себя. Старайтесь выстраивать свою жизнь так, чтобыона была полна событий, связанных не только с ребенком. Не увлекайтесь соцсетями и форумами, больше гуляйте. Насыщенность вашей жизни эмоциями сделает вас счастливее. А рядом с радостной мамой карапуз будет чувствовать себя увереннее.

Растим ребенка

kukuriku.ru — все о детях и для детей: беременность и роды, развитие и воспитание детей, здоровье, развивающие занятия с детьми, творчество, стихи, сказки, раскраски.

Растим ребенка

Развиваемся онлайн

О проекте

kukuriku.ru — все о детях и для детей: беременность и роды, развитие и воспитание детей, здоровье, развивающие занятия с детьми, творчество, стихи, сказки, раскраски.

Присоединяйтесь к нам:

Все публикации на сайте носят исключительно информационный характер, ни при каких обстоятельствах не могут быть восприняты как экспертная консультация и не отменяют посещения профильных специалистов.

Все права на материалы, опубликованные на сайте, принадлежат правообладателю, и защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Перепечатка материалов возможно только при соблюдении «Правил перепечатки материалов с сайта Кукурику.ру»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: