Развивающие пальчиковые игры детей

Пальчиковые игры: подборка развивающих пальчиковых игр для детей

Простая и веселая пальчиковая гимнастика принесет огромную пользу для развития моторики Вашего малыша. Известно что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики — тем более гибкий ум. Тренировка мышц руки, как нельзя лучше помогает в развитии мелкой моторики крохи.

Пальчиковые игры это простые и веселые упражнения, которые помогают налаживать прочный эмоциональный контакт родителя с ребенком. Для малыша нет ничего интереснее игры, а игры с пальчиками очень увлекательны и поэтому так нравятся детям.

Даже если малыш не хочет повторять за Вами движения, играйте сами, польза от такой гимнастики для пальчиков будет в любом случае. В помощь молодым родителям мы собрали большую коллекцию коротких стишков для проведения пальчиковой гимнастики.

Текст пальчиковых игр взрослому надо произносить как можно четче и выразительней, движения выполняются параллельно тексту.

Помимо развития мелкой моторики, пальчиковые игры несут также и обучающую составляющую. Одни игры направлены на изучение счета, другие знакомят малыша с названиями частей тела.

Иногда малыш должен действовать двумя руками — таким образом, развивается координация движений, он учится лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко — низко, право — лево.

    занимательные техники для детей и их родителей

Для родителей, путешествующих с детьми с раннего возраста, хорошим подспорьем в дороге могут стать карточки с пальчиковыми играми, просто скачайте бесплатно, распечатайте и возьмите с собой в путешествие!

Карточки с пальчиковыми играми в дорогу

Пальчики

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики поочередно)
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот — резал,
Этот — ел,
Ну, а этот — лишь глядел!

Пальчик толстый и большой
В сад за сливами пошел (шагаем указательным и средним пальцем)
Указательный с порога
Указал ему дорогу,
Средний пальчик — самый меткий
Он сбивает сливы с ветки (делаем движение, как будто сбиваем)
Безымянный собирает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает (мизинцем стучим по столу)

(поглаживать пальчики в соответствии со словами)
Этот пальчик — маленький,
Этот пальчик — слабенький,
Этот пальчик — длинненький,
Этот пальчик — сильненький,
Этот пальчик — толстячок,
Ну а вместе кулачок!

(поочередно сгибать и разгибать пальчики)
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.

(поглаживать пальчики соответственно тексту)
Этот пальчик самый толстый,
Самый сильный и большой!
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный,
Он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал,
Зато ловок и удал!

Раз, два, три, четыре, пять!
Хотят пальчики все спать.
Этот пальчик – хочет спать,
Этот пальчик – лег в кровать,
Этот пальчик – чуть вздремнул,
Этот пальчик – уж уснул,
Этот пальчик – крепко спит.
Тише, тише, не шумите!
Пальчики вы не будите!

(по очереди загибать пальчики, начиная с большого)
Этот пальчик большой —
Это папа дорогой.
Рядом с папой – наша мама.
Рядом с мамой – брат старшой.
Вслед за ним сестренка —
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш —
Это славный наш малыш.

Утром пальчики проснулись, (разжать кулачки)
Потянулись ( развести пальцы)
И встряхнулись (встряхнуть кисти),
Крепко–крепко обнялись, (имитация рукопожатия),
За работу принялись (движение, как будто закатываем рукава)
Налепили куличей, (лепим ладошками пирожки)
Стали звать к себе гостей, (приглашающие движения кистями рук)
Заиграли на рояле ( имитация игры не клавишах)
И весь день протанцевали (ручки танцуют)

Апельсин
Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька — для утят
Эта долька — для бобра
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти)

Гости

К Кате гости прибежали,
(бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора,
(соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна, (большой и средний)
Рад Серёжа, (большой и безымянный)
Рад Снежана (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок? ( ладошки складываем вместе)
Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок (2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку
(пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку
(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!

Гномики

Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки)
Маленькие гномики:
Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.
(загибать пальчики, начиная с мизинца)
Раз,два,три,четыре,пять (разгибать пальчики)
Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)
Таки – рубашки, (загибать пальчики,начиная с большого)
Тики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.

Дом
Стук -стук- постук, раздается где то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат —
Вот с такою крышей, (ладошки над головой)
Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)
Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком! (сцепили ручки)

Я гуляю во дворе ( хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой )
Вижу домик на горе ( ритмичные хлопки ладошками )
Я по лесенке взберусь ( раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев )
И в окошко постучусь.
Тук, тук, тук, тук! ( поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой )

Ёжик (у малыша в руках резиновый колючий ёжик)
Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки?
(малыш катает ёжика ладошками)
Надо бельчонку сшить распашонку
(малыш катает ёжика по животику)
Шалуну зайчишке починить штанишки (катаем по ножкам)
Фыркнул ёжик — отойдите и не плачьте, не просите
(катаем по полу)
Если дам иголки — съедят меня волки.
(ёжик убегает в домик, на место в коробку или на полку)

Замок
На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются)

Капуста
Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)
Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.

Комар
Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб — оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его — хлоп (ладошкой до лба)
И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку )

Котик (выполнять действия по смыслу)
Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

Котёнок
Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка! (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)
На лапках — острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать ! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

Курочка
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать
(хлопаем ручками по коленкам)
А за ней ребятки — жёлтые цыплятки (идём пальчиками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)
Лапками гребите (загребаем ручками) ,
Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка
(показываем ручками, какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце
(показываем как черпаем воду и пьём).

Кошка

По ладошке по дорожке,
Ходит маленькая кошка (водим пальцем по ладошке малыша)
В маленькие лапки
Спрятала царапки.
Если вдруг захочет
Коготки поточит.
Цап-царап (щекочем ладошку)

Торт

Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем «крошку» пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай —
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

Похожие разделы сайта:

Детский сай для родителей Чудесная страна

Salzburgerland card 2021описание и карта

МДОУ Волжский детский сад ОВ с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников

моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.

  1. Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
  2. Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.
  1. Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
  2. Развитие зрительного и слухового восприятия,творческого воображения.
  3. Развитие тактильной чувствительности рук.
  4. Развитие психических процессов:внимания, памяти, мышления
  5. Развитие восприятия и переключения на разные виды деятельности.
  6. Упражнения в умении выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.
  7. Совершенствование двигательной памяти.
  8. Развитие речемыслительной деятельности.
  9. Развитие мимической мускулатуры.
  10. Развитие просодической стороны речи:чувства темпа,ритма,силы голоса,дикции,выразительности речи.

1Создание положительного эмоционального фона радости,ожидан ия праздника.

  1. Создание у детей эмоционально-приподнятого настроения,увлечение детей сказочным сюжетом.
  2. Воспитание усидчивости,умения доводить начатое дело до конца.
  3. Формирование дружеских взаимоотношений.
  4. Воспитание внимания к обращённой речи.
  5. Развитие чувства уверенности в себе.
  6. Формирование положительной мотивации на занятии.
  7. Воспитание самоконтроля за речью,желания заниматься.
  8. Формирование умения радоваться,достигая цели.
  9. Формирование коммуникативных навыков.

Пальчиковые игры с нестандартным оборудованием обладают способностью настраивать детей на концентрацию внимания,что может быть использовано педагогом,но по этой же причине ими нельзя злоупотреблять-в течении дня к ним можно обращаться несколько раз,но играть понемногу.Соблюдать временной регламент,чтобы не вызвать переутомления ребёнка.Длительность игр с двухлетними малышами-5-10 минут,занятия с детьми 3-4 лет не должны превышать 15 минут,с ребятами 5-6 лет-25 минут.

Читайте также  Как провести занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

Игры с массажными мячиками.

Бежит ёжик по дорожке.

Бежит ёжик по дорожке,

У него кривые ножки,

Весь иголками оброс,

Жалко ёжика до слёз.

( Дети катают мячики в руках,делая движения вперёд,назад,вправо,влево между ладонями.)

Девочки и мальчики прыгают как мячики.

Никогда не плачут вместе с нами скачут.

(Дети берут мячик в любую руку и прыгают им по ладони другой руки,затем меняют руки.)

Птичка веток набрала(2 раза),крепко гнёздышко свила,

И снесла яичко умница-синичка.

Ты яичко покатай,но из рук не выпускай.

Очень хрупкое оно,так у птиц заведено.

(Дети касаются мячиками каждого пальца рук.Сводят обе ладони гнёздышком вместе с мячиком яичком.Катают мячик в руках,делая движения вперёд,назад,вправо,влево между ладонями.)

Шёл мишутка-топ да топ-вдоль звериных тайных троп.

Но устал и сел на пень и ему подняться лень.

(Дети катают мячик в руках,делая движения вперёд и назад,вправо-влево между ладонями.Катают мячик круговыми движениями по животу.Мячик кладут на правую ладонь.Убирают мячик за спину.)

Топ,топ сапожок,хлоп,хлоп-вот снежок.

Заберусь на горку,ух!

Съеду с горки,бух!

(Дети стучат мячиком по правой,затем по левой коленке.Стучат мячиком по правой ладони.,затем по левой.Дети кладут мячик на правую ладонь и прокатывают его по всей руке вверх до правого плеча.Скатывают мячик с правого плеча в ладонь,затем повторяют эти движения с левой рукой.)

Я в друзьях души не чаю!

Я друзей своих встречаю!

Каждый руку мне пожмёт!

Каждый мне привет пошлёт!

(Дети крепко сжимают мячик поочерёдно в одной и в другой ладони.)

На полянке-толстячок,белый гриб-боровичок.

А под ним дрожа немножко,подняла улитка рожки.

(Дети катают мячик в руках,делая движения вперёд-назад,вправо,влево между ладонями.Дети кладут мячик на правую ладонь.Показывают на левой руке указательный и средний пальцы-рожки.

-Что ты,ёж,такой колючий?

-Это я на всякий случай.

Знаешь кто мои соседи?

Лисы,волки и медведи.

(Дети катают мячик в руках,делая движения вперёд-назад, вправо-влево между ладонями.)

Зайка-ушки на макушке скачет,скачет по опушке,

А за ним колючий ёжик шёл по травке без дорожек.

(Дети кладут мячик на правую ладонь.Показывают указательный и средний пальцы-ушки.Берут мячик в любую руку и прыгают им по ладони другой руки,затем меняют руки.Дети кладут мячик на правую ладонь.Каждым пальцем левой руки нажимают на мячик.)

Игры с платочками.

Есть в печи место!

Будут,будут из печи булочки и калачи!

(Дети берут платочек за два уголка и пальцами обеих рук собирают платочек в обе ладони.)

Дружно маме помогаем,

Мы бельё полощем сами.

Хорошо мы потрудились опять.

(Дети берут платочек в обе руки и имитируют стирку белья.)

Мы с тобой снежок слепили!

И совсем,совсем не сладкий!

(Дети берут платочек за два уголка и пальцами обеих рук собирают платочек в ладони.Грозят указательным пальцем любой руки.Подбрасывают платочек.Ловят платочек обеими руками.Роняют платочек на пол.Грозят указательным пальцем другой руки.)

Улитка-недотрожка высунула рожки.

Медленно ползёт,домик везёт.

(Ставят кулак правой или левой руки на платочек.Показывают рожки пальцами,шевелят ими.Пальцы медленно передвигаются по поверхности платочка.Пальцы обеих рук собирают платочек в обе ладони.)

Стираем вместе с мамой.

Мама вечером стирала,

А я рядышком стояла,

Да глазами хлопала-хлоп,хлоп,хлоп.

Да ногами топала-топ,топ,топ.

Лучше б было не стоять,

А взять маме помогать!

(Дети берут платочек в обе руки и имитируют стирку белья.Поворачивают головой вправо,влево.Дети топают ногами.Дети берут платочек в обе руки и имитируют стирку белья.)

У меня живёт проглот!

Весь платок он скушал,вот!

Сразу стало у проглота

Брюхо как у бегемота!

(Дети берут платочек за два уголка,пальцами обеих рук собирают платочек в обе ладони.)

Пальчики играют в прятки,

Ловко спрятались в кроватке.

Ловко спрятались в кроватке.

(Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.Пальцы обеих рук собирают платочек в обе ладони.)

В таз воды я наливаю,

Свои вещи достаю.

Их сама я постираю,

И в порядок приведу.

(Складывают ладони чашечкой. Берут платочек в руки. Имитируют стирку белья.Выжимают платочек,встряхивают и аккуратно складывают.)

Без меня в кастрюле пусто.

Листья снимите с меня,

И останусь только я!

(Пальцы обеих рук собирают платочек в обе ладони.Медленно разворачивают платочек из ладони.)

Надувают быстро шарик-

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул,воздух вышел,

Стал шар тонкий и худой.

(Пальцы обеих рук собирают платочек в ладони.Надувают щёчки.Выпускают воздух через губы и раскрывают ладони.)

Игры с крупными бигуди.

И вагончики повёз:

(Дети катают бигуди между ладонями вперёд-назад,руки держат перед собой.)

Поезд и самолёт.

Поезд песенку поёт:

Улетает самолёт в высоту:

(Катают бигуди между ладонями вперёд-назад,руки держат перед собой.

Катают бигуди между ладонями вперёд-назад,руки направлены вверх.

Пароход плывёт по речке.

Пароход плывёт по речке,

Из трубы дымят колечки.

(Катают бигуди между ладонями вперёд-назад,руки держат перед собой.)

Мы едем на лыжах,

Мы мчимся с горы,

Мы любим забавы

(Катают бигуди между ладонями вперёд-назад,руки держат перед собой.)

Очень колкие иголки.

Вас уколет можжевельник.

(Катают бигуди между ладонями вперёд-назад,руки держат перед собой.)

Самокату очень рад!

Сам качу,сам качу

Самокат куда хочу!

(Дети катают бигуди между ладонями вперёд-назад,руки держат перед собой.)

В машине,в машине

(Дети катают бигуди между ладонями вперёд-назад,руки держат перед собой.)

(Дети катают бигуди между ладонями вперёд-назад,руки держат перед собой.)

Игры с прищепками.

Пальцы щиплет он спросонок:

-Дай хозяйка корма мне раньше,чем моей родне.

(Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой,а затем левой руки на каждый ударный слог-от большого пальца к мизинцу.)

И усами шевелит!

Наши уточки с утра:

Наши гуси у пруда:

А индюк среди двора:

Наши курочки в окно:

А как Петя-петушок

Ранним утром поутру

Нам споёт Ку-ка-ре-ку!

Русская народная потешка.

В руки не даётся!

Не дала цветок сорвать,

Чтобы маме показать!

-Нет я не кусаюсь,

Если кто-то с места сдвинется,

На него котёнок кинется.

Если что-нибудь покатится,

За него котёнок схватится.

Не уйдёшь от наших лап!

Что за маленькие злюки

Искусали наши руки,

Покусали наши лица

Так ,что нам теперь не спится?

И,жужжа,над нами вьются,

В наши руки не даются!

Львы,гиены и мадрилы!

Летуны ночной поры.

А зовут их-комары!

Игры с зубными щётками.

Я возьму зубную щётку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

(Дети берут в руки зубную щётку.Растирают щёткой подушечки пальцев правой,затем левой руки,начиная с большого,заканчивая мизинцем.)

Я — псих! Заметки психолога родителям и детям

Я — псих! Заметки психолога родителям и детям

Пальчиковые игры для детей — играя, развиваем

пальчиковые игры для детей

Какой родитель не хочет,чтобы его кроха правильно развивался, вовремя начинал говорить, быстро мыслить? Особенно это проблема становится актуальной, когда ребенок отстает — не начинает говорить, имеет скудный словарный запас, память оставляет желать лучшего. Умственное развитие малыша можно подтолкнуть физическими упражнениями. На помощь приходят пальчиковые игры для детей, помогающие активизировать развитие речи и мелкой моторики.

Как понятно из самого названия, пальчиковые игры для детей — это совместные занятия взрослого и ребенка с акцентом на активацию точности движения пальцев, развития их координации. Психологами уже давно замечено, что чем больше и точнее ребенок может производить тонкие действия пальцами, чем больше они его слушаются, тем лучше развиты у малыша лобные доли и височные отделы мозга, ответственные за развитие речи.

Существует даже простейший тест на определение, рано ли заговорит ваш ребенок. Малыша просят показать сначала дин пальчик, потом два, а потом три, тех деток, пальцы которых легко отделяются и могут показать изолированное движение считают «говорящими».

Пальчиковые игры помимо развития связной речи способны стимулировать развитие памяти, умения логически рассуждать, внимания, концентрации, в последствии способствуют формированиям навыков письма, рисования. Конечно же, подобные занятия не пройдут даром и ускорят мыслительные процессы ребенка, что весьма важно для тихонь и мямликов.

Малыш, еще с колыбели, начинает свою познавательную деятельность на вкус и ощупь. А пальчиковая гимнастика лишь усиливает и ускоряет этот процесс.

пример пальчиковых игр

Цель пальчиковой игры, чего мы хотим добиться

  • Малыш научится концентрировать свое внимание, научится подражать движениям взрослого
  • Создастся эмоционально окрашенный фон для общения ребенка и родителя
  • Специальные упражнения возбуждают речевые центры еще не говорящего или плохо говорящего ребенка
  • Сформируется контроль над движениями, координацией и речью
  • Максимальный «толчок» получит развитие воображения малыша и его фантазия
  • Укрепление кистей рук и развитие мелкой моторики, что важно для будущих навыков письма и профессиональной деятельности
  • Формируется умение вслушиваться в речь и отвечать на нее
  • Под влиянием сопровождающих занятия речовок, стихотворных потешек активизируется развитие памяти
  • Пальчиковые игры учат ребенка попеременно напрягаться и расслабляться,что неизбежно скажется на его дальнейшей способности справляться со стрессом
  • Осознавание понятий право-лево, верх-низ, пространственное мышление
  • тренировка переключаемости, быстроты реакции

Пальчиковые игры могут быть традиционные, те, которыми в какой-то мере занимается каждый родитель или воспитатель в детском саду и специализированные, которые желательно проводить с ребенком, если у него есть трудности с восприятием речи взрослого, он сам не говорит.

Традиционные

  • массаж и самомассаж кистей рук и каждого пальца
  • рисование, штриховка, закрашивание, продолжение ряда, элементы графического диктанта
  • зашнуровывание, разрезные картинки, матрешки, пазлы, конструктор, мозаика, счетные палочки
  • лепка, игры с водой, песком, глиной, рисование углем, мелками
  • кукольный театр с варежкой, тенями на стене
  • с завязанными глазами в «чудесном мешочке» найти и опознать мелкий предмет

Специализированные —

  • Игры с бусами, четками, грецкими орехами, камушками-голышами, каштанами
  • Использование массажных ковриков для стоп и кистей рук, мячики-ежики
  • Подручный материал — прищепки, эспандеры, пробки, крупы, горох, фасоль — счет, строительство
  • Завязывание и развязывание узлов
  • И собственно, пальчиковые игры

пальчиковые игры , играя развиваем

Пальчиковые игры — примеры

  • Для развития взаимодействия полушарий мозга ребенка — упражнения «кулак — ладонь» (попеременное сжимание и разжимание кулака)
  • Поочередное соединение близлежащих пальцев, а потом противостоящих (мизинец и большой, большой и средний и т.д)
  • Пальцеход и пальцебег
  • Имитация игры на пианино
  • Щелчки, потягивание пальчиков
Читайте также  Как методически грамотно организовать прогулку в подготовительной группе детского сада

Правила для родителей при применении пальчиковых игр

Начинать пальчиковую гимнастику надо с массажного разминания пальчиков, сгибания и разгибания, никогда не ставьте сразу сложных задач, интерес маленького ребенка еще очень неустойчивый, желательно самому родителю эмоционально вовлекаться в игру, ребенок не принимает фальшь, ложь от родителя и может не захотеть играть с принуждением или напряженно.

Не стоит «замечать» первых ошибок, лучше наоборот поощрять, пусть даже маленькие, успехи.

Часто для игр применяют бумажные колпачки с разными рожицами, резиновые куколки, вязанные или матерчатые фигурки животных, человечков.

И еще немного примеров пальчиковых игр в копилку творческих родителей:

Развлечение, которое всегда с вами: пальчиковые игры для малышей до года

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры — прекрасное развлечение для маленьких детей. Они увлекательны и эмоциональны. А главное – очень полезны в плане развития мелкой моторики, интеллекта и речи. К тому же, никаких финансовых затрат здесь не нужно. Всё, что вам потребуется, чтобы занять своего малыша – это руки да несколько выученных наизусть стишков-потешек. Педагогами и психологами всего мира пальчиковые игры для детей до года признаны одним из самых эффективных инструментов раннего развития, а сам тип развлечения постепенно совершенствуется и видоизменяется.

Пальчиковые игры: суть и предназначение

Пальчиковые игры для детей до года

Пальчиковые игры развивают у детей связную речь, интеллект и творческое мышление

Игры, которые помогали развивать кисти и пальцы рук, были придуманы давным-давно. В Японии, чтобы побудить детей активно работать пальчиками, им предлагали перекатывать грецкие орехи. В Китае для занятий с малышами использовали шары различной величины, сделанные из разных материалов (глины, дерева, металла).

В России с давних времён народ сочинял множество стишков и потешек, сопровождающихся самыми разнообразными движениями. Оказывается, не только для развлечения малышей они были придуманы. А для развития у детей творческого мышления, воображения и речи.

Самая распространённая пальчиковая игра — «Сорока-Ворона». Она знакома многим поколениям детишек до нас. Для чего же она так нужна?

Речь малыша и его руки тесно взаимосвязаны. Это объясняется тем, что центры речи и движения рук расположены близко в головном мозге. Стимулируя движения рук и пальчиков можно развивать речь ребёнка.

Дети, с которыми родители систематически играют в пальчиковые игры, лучше мыслят и начинают разговаривать гораздо быстрее своих сверстников, с которыми по этой методике совсем не занимаются.

Это объяснить довольно легко. Правая часть детского мозга отвечает за творчество, а левая — за мышление. Для того чтобы у ребёнка развивались оба полушария, необходимо правильно и одинаково их тренировать. Вам помогут достичь этой цели всё те же пальчиковые игры.

Легко и непринуждённо, играя и развлекаясь, развивайте вашего малыша, когда вам удобно, и где вам удобно. Но здесь следует учесть и ещё одну немаловажную деталь.

Наиболее эффективны пальчиковые игры именно в грудничковом возрасте. И начинать занятия нужно сразу же, когда вы заметите, что кроха перестал сжимать свои ручки в кулачок. А это происходит, примерно, в два месяца.

Возрастные рамки

Ребёнок, начиная с самого своего рождения и лет до восьми, развивается очень быстро. Что касается пальчиковых игр, то условно этот период можно разделить на несколько возрастных интервалов, каждому из которых присущи свои особенности.

  • От двух до шести месяцев. Необходимо поглаживать ручки ребёнка. Очень важно, чтобы мама общалась с малышом прикосновением рук.
  • От семи месяцев до девяти. Движения рук становятся более интенсивными. Такие прикосновения являются отличным массажем.
  • От девяти месяцев до полутора лет. Игры можно разнообразить применением пальчиковых игрушек, шариков, бусин, пирамид, пластилина и теста для лепки.
  • От полутора до трёх лет. Отличное время для использования в пальчиковых играх развивающих игрушек и пособий. Уже можно с их помощью начинать учить с малышом названия цветов, геометрических фигур, частей тела, цифр и т.п. А сделать занятия более интересными помогут различные вспомогательные предметы. Не бойтесь экспериментировать и фантазировать. Это могут быть всевозможные шнуровки, пуговицы, застёжки, молнии и замочки, природный материал, конструкторы и др.
  • От трёх до шести лет. Детям стоит заниматься пальчиковыми играми с усложнением. Лишь к трем годам пальчики становятся хорошо развитыми. В таком возрасте малыш должен хорошо уметь завязывать узелки, неплохо раскрашивать рисунки и многое другое.
  • От шести до восьми лет. Можно использовать занятия рисованием и прикладными искусствами, которые прекрасно помогут вашему ребёнку развиваться всесторонне.

Правила проведения

В первую очередь пальчиковые игры должны быть интересными. Поэтому существует несколько правил для их проведения.

  1. Обоюдная заинтересованность – обязательное условие для начала игры.
  2. Самое благоприятное игровое время – 5-10 минут. Дольше нет смысла продолжать занятие. В лучшем случае малышу надоест такое времяпровождение. В худшем — он больше не захочет возвращаться к игре, ни под каким предлогом.
  3. Для проведения пальчиковых игр мама должна быть готовой: хорошо знать детские стишки, иметь игровой реквизит.
  4. Не стоит отвлекаться. Всё внимание сосредоточьте на ребёнке.
  5. Пальчиковые игры должны соответствовать возрасту малыша. Нет никакого смысла спешить и опережать.
  6. Цель занятий – развитие мелкой моторики. Лучший возраст для этого — от двух месяцев до шести лет.
  7. Разнообразие – ваш главный козырь. Надевайте на пальчики ребёнка колпачки и рисуйте на них смешные смайлики. Используйте все подручные материалы. Ваша задача – завоевать и удержать внимание малыша. И здесь любой креатив не будет лишним.

Пальчиковый театр

Пальчиковые игрушки можно купить в магазине, а можно смастерить из подручных средств своими руками

Пальчиковые игры делятся на три вида. Каждому возрастному периоду соответствует своя сложность игры.

  • Игры для самых маленьких (2-6 месяцев). Это простые задания, которые помогают развивать реакцию. К примеру, похлопывания, касания, повтор движений.
  • Упражнения и массаж (7-12 месяцев). Укрепляют мышцы кистей рук и пальчиков.
  • Сказки (от 9 месяцев). Этот вид отличается тем, что можно изображать героев с помощью собственной руки. Примером является популярная пальчиковая игра “Сорока-Ворона”.

Но помимо «Сороки» пальчиковых игр существует великое множество. И вашему вниманию – некоторые из них.

Примеры

Настройтесь на игру. Приготовьтесь к тому, что вам необходимо будет помогать своему малышу некоторое время. Затем карапуз самостоятельно сможет руководить процессом.

Не стоит спешить. Игра должна быть, прежде всего, комфортной для ребёнка.

Игра «Дятел»

(Правая рука изображает дятла, а левая — дерево).

Дятел дерево долбит: тук-тук-тук.

(Поменяйте руки. Теперь правая рука — дерево, а левая – дятел).

Целый день в лесу стоит: стук-стук-стук.

Игра “Указочка”

(Укажите пальчиком на ротик малыша).

Ротик мой умеет кушать.

(Укажите пальчиком на носик, а затем на ушки малыша).

Нос дышать, а ушки слушать.

(Покажите, как моргать глазками).

Могут глазоньки моргать.

(Необходимо сжать и резко разжать пальчики).

Ручки всё хватать, хватать.

Игра "Мышонок"

Слова для игры «Мышонок»

Игра «Муха»

(Изобразите правой ручкой крылышко мухи).

Вот летела муха.

(Муха приземляется на другую ручку).

На варенье села.

(Соприкоснитесь ладошками и вращайте их).

Игра «Улитка»

(Согните правую ручку. Придерживайте большим другие пальчики так, чтобы безымянный со средним были согнуты, а указательный и мизинец оставались в обычном положении).

Тычет рожками улитка.

(«Улитка» упирается в левую руку).

Заперта в саду калитка.

(Левая ручка пропускает улитку).

Пропусти домой улитку.

Игра "Ути-ути"

Слова для игры «Ути-ути»

Игра «Засыпалочка»

(Положите головку ребёнка на подушку).

На подушку головой.

(Возьмите ручку малыша и ею погладьте лобик).

Глажу, глажу лобик свой.

(Закрывайте глазки ребёнка его ручками).

(Положите сложенные ладошки крохе под щечки).

Игра «Котёнок»

(Покажите 1 пальчик малыша).

Я один шёл по дорожке.

(Покажите 2 пальчика).

Шли со мной мои две ножки.

(Покажите 3 пальчика).

Вдруг навстречу три мышонка.

(Возьмите ладошки ребёнка и похлопайте ими легко по щёчкам, затем покачайте головкой).

Ой, мы видели котёнка!

(Покажите 4 пальчика малыша).

У него четыре лапки.

(Покажите пальчиками острые когти).

На лапках — острые царапки.

(Под счёт показывайте соответствующее количество пальчиков).

Один, два, три, четыре, пять.

(Покажите двумя пальчиками, будто убегаете).

Нужно быстро убегать!

Игра "Ладушки"

Слова для игры «Ладушки»

Игра «Гости»

(Делайте вид, что ваши пальчики бегут).

Гости к Кате прибежали.

Все друг другу руки жали.

(Соедините указательный и большой палец).

(Соедините средний и большой палец).

(Соедините безымянный и большой палец).

(Соедините мизинец и большой палец).

Не хотите ль пирожок?

(Сложите вместе ладошки).

(Покажите две ладошки).

Вот драже вам на дорожку.

(Укажите на ладошке пальчиком).

Вы берите понемножку

(Сжимайте ручки в кулачок).

Все стряхнули быстро крошки.

(Стряхиваете с ручек крошки).

И захлопали в ладошки!

Игра «Комар»

(Водите вокруг ушка пальчиком).

Летит муха вокруг уха, ж-ж-ж.

(Водите вокруг носика пальчиком).

Летят осы вокруг носа, с-с-с.

(Дотроньтесь пальчиком до лобика).

Летит комар, на лоб — оп!

(Дотроньтесь ручкой до лобика).

(Зажмите кулачок и поднесите к ушку).

(Разожмите кулачок и подуйте на него).

Отпустим комара? Отпустим!

Видео «Пальчиковые игры для годовалых малышей»

Занимайтесь с ребёнком систематически. Постепенно задания усложняйте. Получайте удовольствие от общения со своим крохой. А за результатами дело не станет. На практике это доказано не только специалистами, но и многими поколениями малышей, выросших, одновременно играя и развиваясь. Проводите время весело и с пользой. Именно в этом и заключается, наверное, вся ценность пальчиковых игр для совсем ещё маленьких карапузов.

Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сегодня все мамы и папы без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Для определения уровня развития речи логопедами давно был разработан такой метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, – говорящие дети. Если движения напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться отдельно друг от друга, то это дети с проблемами в развитии речи.

Читайте также  Физическое развитие детей третьего года жизни

Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. Дело в том, что в правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу,- с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.

В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. Так и у нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.
Представляю вашему вниманию, пальчиковые игры, используемые мною на практике.

Осенние листья.
Тишина в лесу стоит ,
Плавные движения руками.
Еле слышно лес шуршит
Поднести палец к губам.
Ш-Ш-Ш…
Тихо.
Ветер дунет посильней
Движения руками влев-вправо
Листик зашуршит смелей Ш-Ш-Ш… Громче.
Снова ветер налетит, Листик с веточки слетит:
Поднять руки над головой и плавно опускать вниз, вращая кисти
Потанцует,напопоет
И на землю упадет.
Опустить руки на стол.

Здравствуй!

Здравствуй, солнце золотое!
Хлопки.
Здравствуй, небо голубое!
Поочередно касаться кончиками пальцев друг друга, начиная с большого.
Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю, Всех я вас приветствую.
Сомкнуть пальцы в замок, разжимать и сжимать пальцы.

Умывалочка.

Кран открыли: чик-чик,
Вращательные движения кистью.
Руки мыли: шик-шик.
Потереть ладошки друг о друга.

Пусть бежит водичка,
Плавные движения ладонями.
Мы умоем личико.
,,Умыться’’.
Мылом мы ладошки трем,
Имитировать мытье рук.
Полотенцем промокнем.

Легкие похлопывания ладоней друг друга.

Вот и чистые ладошки,
Показать ладони.
Мы похлопаем немножко!
Хлопки.

Мышки.

Вышли мышки как-то раз
,,Ходьба’’ пальцами по столу.
Посмотреть, который час.
Постукивание указательным
пальцем правой руки по тыльной стороне ладони левой руки.
Раз, два, три, четыре
Загибать поочередно пальцы на правой руке.
Мышки дернули за гири.
Сжать обе руки в кулак, и опустить.
Тут раздался страшный звон —
Хлопки.

Разбегайтесь мышки вон!
Пальцы ,,убегают’’.

Мастера.

Если только захотим
Сжимать и разжимать кулачки.
Все из снега смастерим! Лепит Коля колобок, ,,Лепить’’пирожки.
Лепит Таня теремок,
Сложить ладошки домиком.
Лепит Света разных рыб,
Прижать ладони друг к другу,
делать волнообразные движения.

Лепит Саша белый гриб.
Сжать одну руку в кулак, накрыть ее ладонью другой руки.

Гроза.

Капли первые упали,
Постукивать пальцами одной по ладони другой.
Пауков перепугали.
Пальцы ,,убегают’’.
Дождик застучал сильней,
Легкие хлопки.
Птички скрылись средь ветвей.
Взмахи руками.
Дождь полил, как из ведра,
Громкие хлопки.
Разбежалась детвора.
В небе молния сверкает,
Показать рукой молнию.
Гром все небо разрывает,
Постучать кулаками по столу.
А потом из тучки солнце
Поднять руки вверх, опускать одновременно шевелить пальцами.
Вновь посмотрит к нам в оконце.

Волшебные ладошки.

Подними ладошки выше
Поднять руки вверх и сомкнуть
домиком над головой.

И сомкни над головой.
Что же вышло? Вышла крыша,
А под нею мы с тобой. Подними ладошки выше
Поставить руки перед грудью,
сжать пальчики.

И сомкни-ка их дугой.
Что же вышло? Вышли гуси:
Вот один, а вот другой.
Сжимать и разжимать пальцы.
Подними ладошки выше
Поставить руки перед грудью, Кончиками прямых пальцев коснуться друг друга.
И сомкни перед собой.
Что же вышло? Вышел мостик, Мостик крепкий и большой.

Царапки.

Вот какой коташка
Поставить руки перед грудью,
опустив кисти вниз,качать головой.

Круглая мордашка.
И на каждой лапке
Обвести ладонью вокруг лица.
Коготки-царапки.
Сжимать и разжимать кулачки.
Котик точит коготки,
Скрести пальцами по столу.
Очень острые они.
А потом играет —
Пальцы ,,бегут’’ по столу.
Мячик догоняет.

Моя семья.

Знаю я, что у меня
Сжимать и разжимать кулачки.
Дома дружная семья:
Это – мама, это – я,
Поочередно загибать пальцы.
Это – бабушка моя,
Это – папа, это – дед,
И у нас разлада нет.
Сомкнуть руки в замок.

Под грибком шалашик-домик,
Сложить ладони домиком перед собой.
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
Постучать кулаком одной руки по ладони другой.
В колокольчик позвоним .
Потрясти сжатой в кулак рукой.
Двери нам откроет гномик,
Пригласит в шалашик домик.
Зазывающие движения руками.
В домике дощатый пол,
Прижать ладони друг к другу.
А на нем дубовый стол,
Одну руку сжать в кулак, накрыть ладонью другой руки.
Рядом стул с высокой спинкой,
Сжать другую руку в кулак,
приставить к нему ладонь.

На столе тарелка с вилкой
Показать ладонь одной руки,
на второй раздвинуть пальчики.

И блины горой стоят —
Показать гору.
Угощенья для ребят.
Руки поставить перед собой
ладонями вверх.

Иголка.

Иголка, иголка,
Дети поворачивают указатель- ный палец вправо-влево.
Ты остра и тонка.
Не коли мне пальчик,
Грозить пальчиком.
Шей сарафанчик.
Имитировать швейные движения
Иголочка, иголочка, Шей, не ленись! Машенька, Машенька,
Грозить пальчиком.
Смотри, не уколись!

Наряжаем елку.

Мы повесили игрушки
От подставки до макушки!
Поднять руки снизу вверх.
Шарики цветные,
Вращать кулачками.
Рыбки золотые,
Волнообразные движения руками.
Золотые петушки,
Приставить руки к голове, как гребешок.
Разноцветные флажки.
Сжать четыре пальца вместе, поставить большой палец перпендикулярно.
Громко хлопнула хлопушка —
Хлопнуть в ладоши. Бах! Зазвенели все игрушки:
Вращение кистей.
Ах-ах-ах!

Оладушки.

Топором дрова колю,
Движения ладоней сверху вниз.
А потом пилой пилю,
Движения ладоней вперед-назад.
Отнесу их бабушке,
Пальцы ,,бегут’’ по столу.
Чтоб испечь оладушки.
,,Пекут’’ оладушки.

Кошка.

Мягко кошка посмотри
Сжимать и разжимать руки в кулачки.
Разжимает коготки,
И легонько их сжимает
Мышку так она пугает.
Пальцы ,,бегут’’по столу.

Пальчики.

Можешь пальцы сосчитать?
Поочередно загибать пальцы на правой руке.
Раз, два, три, четыре, пять.
На другой руке опять —
Поочередно загибать пальцы на левой руке.
Раз, два, три, четыре, пять.
Десять пальцев – пара рук,
Сжимать и разжимать руки в замок.
Вот твое богатство, друг!


Строим дом.

Целый день – тук-да-тук
Стучать кулачками друг о друга.
Раздается громкий стук.
Строим дом, дом большой
Сложить руки домиком, поднять над головой.
И с крылечком, и с трубой.
Поставить ладошки перед собой
горизонтально, сомкнуть, по- вернуть в вертикальное положение

Разукрасим мы дом,
Имитировать движения кистью.
Наверху флажок прибьем,
Стучать кулачком по ладошке.
Принесем мы цветов,
Развести руки в стороны.
Новый дом, встречай жильцов!
Приложить руки к груди, слегка
наклониться вперед.

Будут жить в доме том:
Зайка, с мишкой и слоном.
Поочередно: приложить руки к голове, развести в стороны, сделатьуши слона.

Помогаем маме.

Раз, два, три, четыре,
Поочередно загибать пальцы на
правой руке.

Мы посуду перемыли: Чайник, чашку, ковшик, ложку
Поочередно загибать пальцы на левой руке.
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
Имитировать моющие движения.
Только чашку мы разбили.
Поочередно прикасаться кончиками пальцев друг к другу.
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился, Ложку тоже мы сломали —
Так мы маме помогали.
Сжимать и разжимать кулачки.

Весна.

Стучат все громче дятлы,
Стучать кулачком одной руки по
ладошке другой.

Синички стали петь.
Сложить пальцы в щепотку, сжимать и разжимать.
Встает пораньше солнце,
Поднять руки вверх, опустить
через стороны.

Чтоб землю нашу греть,
Бегут ручьи под горку,
Выполнять волнообразные движения руками.
Растаял весь снежок
И из под старой травки
Сложить ладошки в форме чашечки
Уже глядит цветок. Раскрылся колокольчик
Медленно раскрывать ,,чашечку’’.
В тени, там, где сосна,
Динь-динь, звенит тихонько,
Шевелить пальцами.
Динь-динь, пришла весна.

Хозяйка.

Кукле кашу я сварю,
Имитировать движения помеши- вания каши.
В миску молока налью,
Положу туда крупу,
Тереть пальчики друг о друга.
И поставлю на плиту.
Развернуть руки ладонями вверх,
протянуть вперед.

Будет каша хороша,
Хлопать в ладоши.
Кушай, кукла, не спеша!
Грозить пальчиком.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: