Развиваем навыки общения детей

Развитие коммуникационных навыков у детей

развитие коммуникационных навыков у детей

Трудно назвать хотя бы один полезный навык, который не нужно было бы развивать с детства, ведь дети отлично впитывают информацию. И один из самых важных навыков, который стоит привить ребенку – это умение общаться с людьми и грамотно доносить свои мысли. Это позволит ему успешно социализироваться и благодаря этому стать успешным человеком.

Коммуникативные способности – это индивидуальные психологические особенности личности, которые обеспечивают эффективное взаимодействие между людьми в процессе общения. Их можно улучшать при помощи грамотных методик, настойчивости и практики.

По мнению Ларисы Чернецкой, автора книги «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников», в ребенке необходимо развить три основные составляющие навыки коммуникации.

Первая составляющая: «область желания». Это значит, что нужно выработать потребность в общении, которая определяет желание ребенка общаться с окружающими. Без него не будет никакого прогресса. Если взрослый человек может себя мотивировать самостоятельно, то ребенок этого пока делать не умеет.

Если ребенок не проявляет интереса к общению с ровесниками, это может быть вызвано одной из двух причин:

  • физиологические причины: нарушение функций головного мозга;
  • психологические причины: проблемы в семье, неудачный опыт общения с ровесниками, то есть эмоциональные травмы.

Вторая составляющая: «область знания». Это то, насколько ребенок имеет представление о правилах и нормах эффективного общения. Так как сам он понятия не имеет об этих нормах, задача их объяснения и демонстрации ложится на плечи родителей. Вы должны показать ему основные приемы: как поддерживать разговор, как разрешать конфликты, выпутываться из трудных ситуаций.

Третья составляющая: «область умений». Эта составляющая делится на несколько компонентов:

  • умение адресовать сообщение;
  • умение привлечь к себе внимание собеседника;
  • аргументированность сообщения;
  • доброжелательность;
  • умение принять точку зрения собеседника;
  • умение заинтересовать собеседника своим мнением;
  • активное слушание;
  • проявлять эмпатию (сопереживать);
  • разрешать конфликтные ситуации.

Если у ребенка развиты все три составляющие, можно говорить о том, что у него развитые коммуникативные навыки.

Вернемся к первой составляющей. Как вызвать «область желания»? Ответ прост: при помощи игр. Все мы знаем, что дети любят играть. Они позволяют им социализироваться, а также проявлять лидерские способности, творческое воображение и умение работать в коллективе.

Поэтому ваша основная задача – найти такие игры и упражнения, которые развивают коммуникационные навыки ребенка и при этом вызывают неподдельный интерес. Вот некоторые из них.

Важно: данные игры подойдут для детей 3-7 лет.

Упражнения и игры для детей на развитие коммуникативных навыков

Закончи историю

Это упражнение поможет не только развить коммуникативные навыки у детей, но и поднимет им настроение. Начните рассказ и предложите ребенку закончить его. Данное упражнение пусть и не основано на диалоге, однако научит выражать мысли, причем связно, логически. Так ребенок научится размышлять и делать выводы.

Избавление от слов-паразитов

Если ваш ребенок уже употребляет слова-паразиты наподобие «ну», «эм», «как его» и прочие, нужно разобраться с этой проблемой, пока она не перекочевала во взрослую жизнь и не стала укоренившейся привычкой.

Попросите ребенка рассказать сюжет любимой сказки или мультфильма. Заранее скажите, каких слов не стоит произносить и пообещайте маленькие награды, если ему это удастся.

Данное упражнение научит его осознанно относиться к своим словам, а также очистит речь от мусора.

Что происходит на картинке?

Это одно из тех упражнений, которые позволяют грамотно выражать свои мысли, структурировать рассказ и быть хорошим собеседником.

Попросите ребенка объяснить, что он видит на картинке. Поощряйте его описывать цвета, людей, декорации и каждую деталь, которую он видит. У старших детей спросите, что, по их мнению, могло произойти до сцены, и что, по их мнению, произойдет позже.

Угадывание эмоций

Возьмите сказку или историю с эмоциональным содержанием. Начните читать ее ребенку. Задавайте подобные вопросы:

  • Почему главный герой рассердился?
  • Что чувствует сейчас этот персонаж? Почему?

Повышение эмоционального интеллекта научит вашего ребенка считывать эмоции других людей и реагировать соответствующе. Лучшие собеседники – именно те, которые понимают чувства других.

Импровизация

Это упражнение замечательно для детей всех возрастов. Выберите тему, с которой ваш ребенок знаком или просто любит, и попросите его рассказывать о ней 2 минуты. После этого усложните задачу: выберите другую тему и увеличьте время до 3 минут.

Ролевая игра

Составьте карты с различными видами деятельности. Ориентируйтесь на возраст ребенка. Карты могут включать:

  • игру с другом, где надо поделиться игрушкой;
  • спор с другом;
  • быть учителем;
  • быть напуганным чем-то.

Вытаскивайте карты. Пусть ваш ребенок изображает то, что находится на карточке. Это поможет ему научиться смотреть на ситуацию с других точек зрения, а также понимать людей.

А теперь – несколько советов, которые помогут повысить навыки общения вашего ребенка.

Советы родителям

Некоторые советы могут показаться очевидными, но это лишь докажет, насколько они важны и нуждаются в воплощении в жизнь.

Регулярно разговаривайте со своим ребенком. Если ребенок не очень общителен, нужно в первую очередь провоцировать его на диалоги с вами. Придумывайте интересные темы, которые могут быть ему интересны, задавайте открытые вопросы, поощряйте длительные размышления.

Не стоит философствовать и пытаться заинтересовать ребенка чем-то далеким ему. Говорите о том, что находится вокруг него, сделайте диалоги актуальными. При этом постоянно вводите новые слова и концепции.

Попросите ребенка описать свой день. Поощряйте своего ребенка рассказывать о том, что произошло с ним в этот день. Вы знаете, что зачастую школьники-подростки на вопрос «Как дела в школе?» отвечают «Нормально» и идут в свою комнату.

Спросите лучше у них «Что тебе понравилось сегодня в школе, а что нет?». Это научит его анализировать прожитый день и описывать свои чувства.

Дополняйте сказанное ребенком. Не стоит общаться в режиме интервью – это выглядит фальшиво и уныло. Вместо этого возьмите за правило дополнять последнюю фразу ребенка.

Если ребенок похвалился своим рисунком, скажите ему: «Вау, похоже, ты очень постарался и проявил много терпения. Что бы ты хотел нарисовать в следующий раз?».

Научите ребенка языку тела. Мы знаем, что большее количество информации во время разговора передается при помощи языка тела, поэтому этот навык нужно развивать с детства.

Скажите ребенку: «Я скрестил руки, потому что немного зол на тебя» или «Я бы хотел, чтобы ты смотрел мне в глаза, когда разговариваешь со мной».

Вы также можете попросить ребенка показать, как двигаются его любимые персонажи из сказок и мультфильмов. Особенно важно, чтобы это были моменты, когда персонажи выражают какие-либо сильные эмоции.

Читайте вместе. Не имеет значения, что вы будете читать. Но желательно, чтобы в книге было много диалогов. Даже если ваш ребенок выбирает одни и те же книги каждую ночь, он развивает лучшее понимание персонажей, сюжета и используемых слов.

Спрашивайте мнение. Эффективное общение требует умения размышлять о своих чувствах. Поэтому попросите ребенка взвешивать ежедневные решения.

Это может быть что-нибудь простое вроде: «Как думаешь, когда нам следует пойти в библиотеку?», – или сложное: «Как считаешь, куда бы нам лучше поехать в отпуск?». При этом научите ребенка взвешивать «за» и «против».

Поощряйте ребенка вести дневник. Лучший способ научить ребенка правильно выражать свои мысли – поощрять его вести дневник.

Запись в дневнике о повседневных действиях и чувствах поможет вашему ребенку формировать мысли. Это позволит ему почувствовать себя более подготовленным к ответам на вопросы.

Книги

Если хотите детальнее разобраться в теме развития коммуникативных навыков детей, обратите внимание на следующие книги:

  • «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников» Лариса Чернецкая.
  • «Общение с трудными детьми» Антон Макаренко.
  • «Педагогическая поэма» Антон Макаренко.
  • «Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраст» Светлана Коноваленко, Мария Кременецкая.
  • «Развиваем память с нейропсихологом» Анастасия Сунцова, Светлана Курдюкова.
  • «Не рычите на собаку!» Карен Прайор.
  • «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Адель Фабер, Элейн Мазлиш.

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
Telegram Вконтакте Facebook

Как помочь ребенку развивать навыки общения

Как помочь ребенку развивать навыки общения

Все родители хотят, чтобы их сыновья и дочери выросли счастливыми и хорошо приспособленными к взрослой жизни людьми. Но когда дело доходит до необходимости развития у детей навыков общения, многие родители теряются и не знают, что делать. Как же помочь детям приобрести столь необходимые в жизни навыки?

Социальное развитие ребенка – это важная составляющая достижения успеха и счастья во взрослой жизни, порой оно даже важнее, чем академические навыки или интеллект. Родители способны в значительной мере повлиять на социальный интеллект своих детей и научить их тому, что даже мы, взрослые, по-прежнему совершенствуем, например, умение заводить дружбу или справляться с отказом. Это важные уроки, и чем раньше дети начнут их осваивать, тем лучше.

Навыки общения, которые необходимо знать всем детям

Кажется, что некоторые дети по природе своей лучше социально адаптированы, чем другие. Это тот тип людей, к которым тянутся окружающие и которые легко заводят дружеские отношения. Не переживайте, если ваши дети не относятся к этой категории и не пребывают в центре внимания сверстников. Как и любому другому навыку, навыку общения можно научить, и, кроме того, «быть социальным» или компанейским – это ведь не самоцель.

Читайте также  Развивающая игрушка yookidoo музыкальный мяч описание

Однако очень важно, чтобы дети умели выстраивать полноценные отношения (социальные связи) с другими детьми, могли сопереживать окружающим и взаимодействовать с ними надлежащим образом и обладали навыками адаптации к некомфортным ситуациям. К сожалению, исследование, проведенное в университете Мемфиса, показывает, что многие студенты не знают, как справляться со сложными межличностными ситуациями, которые предполагают и включают следование указаниям, поддержание подобающего разговора, выслушивание, комплименты, правильное поведение при возникновении пауз в разговоре или при услышанных насмешках, травле или просто во время отдыха с друзьями.

Это базовые навыки, которыми желательно обладать всем детям. В зависимости от возраста им могут понадобиться также более конкретные навыки коммуникабельности.

Навыки общения для детей дошкольного и начального школьного возраста

Университет Вандербильта на основании опроса восьми тысяч учителей начальных классов и двух десятилетий исследований в классах выделил десять лучших детских навыков общения, необходимых для достижения успеха в школе, а именно:

  • слушать других;
  • следовать инструкциям;
  • следовать правилам;
  • не обращать внимания на отвлекающие факторы;
  • обращаться за помощью;
  • говорить по очереди;
  • ладить с окружающими;
  • сохранять спокойствие при взаимодействии с другими людьми;
  • быть ответственным за свое поведение;
  • делать приятное другим людям.

Может показаться, что данные навыки общения предназначены для того, чтобы «хорошие девочки и мальчики» получили галочки за «умение ладить с другими людьми», но это действительно основы поведения, которые помогают детям добиваться успеха (а не только выживать) в мире, где принято соблюдать правила поведения в обществе. Цель состоит не только в том, чтобы дети научились сотрудничать, но и в том, чтобы они обладали такими социальными навыками, которые позволят им постоять за себя и позаботиться о других.

Навыки общения для детей предподросткового возраста и подростков

Старшие дети в средних и старших классах должны владеть более сложными навыками коммуникабельности по причине растущего давления сверстников и просто деликатного периода своей жизни, называемого юностью или подростковым возрастом. Это время, когда дети становятся более независимыми, хотя при этом продолжают формировать круг общения; время, когда они принимают сложные решения о том, кто они есть и кем хотят быть, но могут также начать излишне переживать о том, что о них думают другие люди.

Как перестать беспокоиться о том, что думают другие

Все мы грешим этим. Каждый день, просыпаясь после сна, мы начинаем переживать о том, что думают о нас или о ситуации другие. Так и подростки. Однако они могут развить свой эмоциональный интеллект, если научатся:

  • устанавливать собственные цели;
  • определять и изменять свое саботажное поведение;
  • ассертивно* добиваться удовлетворения собственных потребностей;
  • сочувствовать другим людям;
  • конструктивно управлять гневом;
  • разрешать конфликты мирным путем.

Легко сказать, что малыш должен научиться следовать инструкциям или подросток должен уметь быть ассертивным, другое дело знать, как лучше всего помочь им в этом. Итак, давайте рассмотрим несколько стратегий.

Моделируйте навыки общения

В первую очередь мы учимся коммуникабельности в своей семье, и то, что делают родители, намного важнее того, что они говорят. Поэтому не переживайте, что дети вас не слушают, лучше беспокойтесь о том, что они постоянно за вами наблюдают.

Моделирование позитивных навыков общения включает демонстрацию уверенности в себе при взаимодействии с окружающими людьми, дружеское отношение к незнакомым людям, предложение помощи посторонним, а также уважительное отношение к собственным детям (независимо от того, насколько сильно они испытывают наше терпение).

Учите ребенка быть внимательными к другим людям. Родители должны выбирать приоритеты, поэтому смиритесь с беспорядком в доме, который устраивает ребенок, и, если необходимо, и с тем, что он бьет баклуши, но научите его учитывать интересы других людей. Моделируйте соответствующее поведение, хвалите ребенка, помогайте ему придумывать способы решения проблем со сверстниками и не позволяйте намеренно или ненамеренно проявлять неуважение по отношению к другому человеку. Если вы не можете противостоять неуважению ребенка, не обидев его, поговорите с ним об этом позже. Когда дети станут старше, возможно, возникнут ситуации, когда вам придется четко и ясно потребовать, чтобы они проявляли уважение к авторитету взрослых при общении с ними, а также с другими детьми. Часто детям предподросткового и подросткового возраста нужно напоминать об этом и учить их справляться со щекотливыми ситуациями непростых взаимоотношений.

Обучая детей навыкам общения, родители вынуждены выходить из своей защитной «оболочки» и становиться лучше, анализируя собственное поведение и отношение к другим людям.

Родители коммуникабельных детей склонны трактовать социальные события таким образом, чтобы они способствовали развитию жизнеспособных, конструктивных отношений. Вместо заявлений типа «Ну и вредный же это ребенок!» они могут сказать что-то вроде: «Господи, наверное, у него сегодня был очень трудный день». Как правило, они дают конструктивные объяснения, такие как: «Иногда дети просто хотят поиграть сами», а не выражают свое отношение в форме: «Это не очень хорошие дети, раз они не хотят играть с тобой». Эти родители избегают пораженческих комментариев, таких как: «Может быть, ты им не нравишься», и делают следующие предположения: «Может быть, дети не хотят играть в эту игру, но ты можешь предложить им поиграть в другую, которая им понравится».

Такие позитивные, конструктивные заявления заставляют детей относиться к окружающим и к самим себе с оптимизмом. Они демонстрируют жизнестойкое отношение к социальным неудачам и убеждение, что социальные проблемы можно решить с помощью определенных усилий и позитивного поведения.

Не называйте детей застенчивыми

Если ваши дети застенчивы от природы или чувствуют себя неуверенно в присутствии других людей, старайтесь не называть их так и не заставляйте их преодолевать застенчивость. Если ребенок испытывает социальную тревожность, проявите эмпатию и примените подход, ориентированный на решение проблем.

Не называйте ребенка застенчивым. Вместо этого признайте его чувства и скажите, что он способен преодолеть свои страхи. Например, «Иногда тебе требуется некоторое время, чтобы освоиться в новой ситуации. Помнишь, как в день рождения Бори ты держал меня за руку почти весь вечер? Но к концу праздничного вечера ты смог от души повеселиться с другими детьми».

Учите ребенка эффективным стратегиям преодоления застенчивости. Общее правило заключается в том, чтобы принимать проявляющуюся нервозность как часть нормальной жизни, которой подвержены большинство людей, убедить себя, что с тобой в любом случае все в порядке, и сосредоточиться на других, а не на себе. Например, напомните ребенку, что он не обязательно должен быть интересен другим детям, главное, чтобы они были ему интересны. Посоветуйте ему задавать вопросы другим детям и внимательно выслушивать их ответы. Подумайте вместе с ребенком, как он может справляться с ситуацией, которая заставляет его нервничать.

Еще одна причина, чтобы не называть детей застенчивыми, заключается в том, что ваши слова могут иметь силу внушения. Вы можете называть ребенка застенчивым, а он на самом деле просто интроверт и обладатель «спокойного» темперамента. Но «благодаря» вашему ярлыку он начнет испытывать чувство напряженности и беспокойства в социальных ситуациях, а также реальное чувство застенчивости, которое часто является лишь подкрепленной привычкой.

Предоставьте ребенку множество возможностей для проявления себя в группе

Дети учатся навыкам коммуникабельности в первую очередь у родителей, а затем в значительной степени у своих сверстников. Чем больше у ребенка возможностей для взаимодействия с другими людьми, тем лучше.

Это означает, что необходимо поддерживать и поощрять дружеские отношения ребенка, даже если это подразумевает, что вы станете папой-водителем или вам придется во время игр ребенка развлекать совершенно незнакомых вам детей и их родителей.

Также дети узнают о важных навыках, просто играя с вами. Исследования показывают, что дети, чьи родители часто играют с ними, имеют более развитые навыки общения и лучше ладят со сверстниками. Особенно полезно играть с ребенком на его уровне, следуя его указаниям, как сверстник.

Дети получают пользу от такого вида игры по нескольким причинам. С помощью игры с родителями дети могут приобрести много навыков, обычно свойственных социально развитым дошкольникам, описанных ранее. Кроме того, когда родители чутко реагируют на детские идеи по поводу игр, дети могут почувствовать, что они хорошие, эффективные партнеры в игре и, таким образом, захотят играть со своими сверстниками. Наконец, веселые игры родителей с детьми могут внушить последним позитивное отношение к другим детям и заставить их с нетерпением ждать возможности поиграть с людьми за пределами семьи.

Существуют различные занятия для развития навыков общения детей школьного возраста и подростков, которые, как правило, представляют собой забавные и увлекательные игры, например, такие как шарады.

Расслабьтесь

Все вышесказанное предназначено для того, чтобы дети осваивали позитивные навыки коммуникабельности так, как делают большинство из нас, – просто продвигаясь методом проб и ошибок. Не переживайте и не пытайтесь вмешиваться слишком сильно, если нет серьезных признаков социального неблагополучия (например, если воспитатель/учитель вашего малыша говорит о его проблемах с дисциплиной). Большинство детей иногда неотзывчивы (или даже недобры) или социально неумелы.

Читайте также  Художественно эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста

Вот некоторые признаки того, что вашему ребенку, возможно, требуется дополнительное социальное обучение (от вас и/или учителей):

  • У ребенка нет одного-двух близких друзей.
  • Ребенок не умеет достойно побеждать и проигрывать.
  • Не проявляет сочувствие, когда другим делают больно или их не принимают в компанию.
  • Ведет себя властно или чрезмерно настаивает на своем.
  • Не может инициировать или поддерживать разговор.
  • Говорит громче, чем большинство детей.
  • Ребенка постоянно игнорируют либо делают своей жертвой другие дети или он постоянно дразнит или раздражает других детей.

В этих случаях, вам следует принять более активные меры, чтобы развивать у ребенка навыки межличностных отношений. Во всех остальных случаях просто продолжайте играть со своими детьми, будьте для них образцом умения вести себя в обществе и помогайте им строить взаимоотношения.

* Ассертивность – поведение, сочетающее внутреннюю силу и вежливость по отношению к окружающим. Это способность в ситуации внешнего давления корректно отстаивать свои интересы и свою линию поведения, спокойно говорить «нет» тому, что вас не устраивает, и продолжать в социально приемлемой форме эффективно настаивать на своих правах.

Как развить и повысить коммуникабельность ребенка: 10 полезных советов

Как развить и повысить коммуникабельность ребенка: 10 полезных советов

Общение детей со сверстниками — одна из важнейших категорий развития личности. От того, насколько малыш научится выстраивать коммуникативные связи, взаимодействовать с окружающими, зависит его дальнейший успех. Психологи уверены, что раннее социальное развитие детей важнее, нежели интеллектуальные или академические навыки. Если индивидуум не научится выстраивать отношения в социуме, формировать и проявлять другие способности будет трудно. Как не допустить ошибок и развить общительность малыша, предлагаем узнать от специалистов Coral Travel.

Общительность — путь к успеху личности

Стремление к коммуникации с окружающими — врожденная потребность каждого человека. Все дети от природы общительные, но не все в одинаковой мере умеют контактировать с окружающим миром. Навыки общения — приобретенные качества, которые зависят от воспитания и среды обитания. Основная задача развития ребенка ложится на плечи родителей. Взрослые порой даже не догадываются, что является причиной замкнутости и одиночества их чад.

Как развить и повысить коммуникабельность ребенка: 10 полезных советов

Этапы формирования навыков общения

Первый контакт малыша с окружающим миром происходит через родителей: это первая улыбка ребенка и первые звуки при виде знакомого человека. Очень важно замечать и поддерживать попытки коммуникации детей. Рассмотрим этапы формирования коммуникативности в раннем возрасте.

Возрастной период

Формирование коммуникации

Проявление коммуникации

малыш пытается наладить контакт с мамой

улыбка и первые эмоции

ребенок проявляет привязанность, повторяет звуки взрослых

мимика и жесты, первые звуки «агу»

малыш активно узнает окружающий мир, учится с ним взаимодействовать

тактильный контакт, эмоции

контакт с чужими людьми, смена обстановки

интерес к чужим людям

общение со взрослыми и другими детьми

первые слова, умение играть самостоятельно, а также со взрослыми и детьми

становление личности, идентификация своего «я» в социуме

общение посредством игры, умение договориться

Причины отсутствия контактности

Специалисты выделяют три основные причины, которые влияют на снижение или полное отсутствие коммуникативных навыков у детей:

  • социокультурные факторы — современное общество не требует от детей высокоразвитых навыков коммуникации, действует правило «каждый сам за себя»;
  • внутрисемейные — родители, охваченные динамичным темпом жизни, мало общаются с детьми, сами редко активно коммуницируют, не демонстрируют пример навыков общения;

внутриличностные психологические проблемы — тревожность, заниженная самооценка, страхи.

Как развить и повысить коммуникабельность ребенка: 10 полезных советов

Как показывает опыт педагогов Coral Family, часто детям не хватает знаний и опыта, алгоритма действий выстраивания коммуникативных связей. Ребенок хочет общаться со сверстниками, но не знает, как наладить контакт, как познакомиться и как взаимодействовать. Типичная ситуация, когда малыш активно контактирует со взрослыми людьми, не проявляет дефицита навыков общения, но в компании сверстников «теряется». Дети с раннего возраста должны общаться в «своем» кругу, начиная с игровых площадок у дома и заканчивая специальными игровыми комнатами.

Когда есть проблема: как распознать?

Взрослым зачастую очень сложно понять, насколько контактный и общительный их ребенок. Чтобы не дожидаться апофеоза проблемы, важно вовремя распознать ее первые звоночки. Это легко определить посредством наблюдения. Если малыш способен без проблем завязать разговор с незнакомым человеком, познакомиться со сверстником, взаимодействовать во время игры, то проблемы с общением нет. Можно дополнительно провести опыт: попросить ребенка на детской площадке взять что-то у сверстника, например, лопатку или ведерко. Если он без видимых трудностей выполнит просьбу, нет причин волноваться. В противном случае эксперты Coral Family рекомендуют обратить на ситуацию внимание и при малейших признаках замкнутости обратиться к психологу. Современные тесты и практические методики помогут выявить проблему на ранних этапах ее формирования.

Как развить навыки общения у ребенка: Рекомендации

Чтобы ребенок смог полноценно существовать в обществе, заводить друзей и общаться, родителям нужно помочь ему развить социальные навыки. Рассказать чаду, как заводить знакомства. И как дружить.

Мы расскажем о том, как научить ребенка существовать в социуме.

Этап развития навыков социализации #1: Показывайте ребенку социальные навыки на своем примере

Дети уже с раннего возраста должны общаться с другими людьми. Как со своими сверстниками, так и со взрослыми. Родителями, бабушкой, дедушкой, а также их друзьями.

Основной способ, с помощью которого дети выражают свои эмоции — это улыбка. А также произнесение слов.

Зачастую детское общение — непонятное и невнятное. Однако, произнесение даже неразборчивых слов — первый шаг к социализации.

Когда ребенок начинает произносить невнятные слова и улыбаться, он уже развивает свои социальные навыки. Понимает, с какими людьми хочет общаться. Какие друзья доставляют ему комфорт. А какие вызывают негативные чувства.

Как показать ребенку навыки социализации на первых этапах?

Регулярно разговаривайте со своим ребенком

Первое, с чего нужно начать социализацию ребенка — это регулярные разговоры с малышом. Диалог поможет вам справиться с практически любой проблемой чада.

Например, если ребенок начнет плакать, то вам нужно всего лишь поговорить с ним. Попытаться понять, в чем проблема. Что вызвало у него негативные эмоции. И спровоцировало плач.

Разговаривать с малышом нужно спокойным голосом. Вне зависимости от того, раздражает вас плач ребенка или нет.

Если вы будете 24/7 вести диалоги с ребенком обычным голосом (без крика), то постепенно чадо поймет, что это — норма общения. И начнет привыкать к тому, что разговаривать нужно спокойно. Не повышая голос на собеседника. И не крича.

На своем примере показывайте ребенку, что заботиться о других людях — это очень важно

Для этого вам достаточно проявлять заботу по отношению к другим членам семьи. Например, к вашему супругу. Или к его бабушке, дедушке.

Показывайте ребенку, что вы готовы пойти на всё для удовлетворения потребностей своих близких. Например, если муж хочет кушать, то возьмите с собой ребенка на кухню. И скажите ему: "папа устал на работе. Он хочет есть. Давай нальем ему супчик". И на глазах у ребенка наполните тарелку супом. А затем отнесите ее супругу.

Ребенок поймет, что удовлетворять потребности близких и помогать им — это нормально. В будущем он не станет эгоистом. И будет заботиться об окружающих.

Дарите ребенку любовь, не обделяйте его вниманием

Всегда проявляйте признаки любви по отношению к вашему ребенку. Берите малыша за ручки. Обнимайте его. Целуйте в щечки. Берите на ручки.

Все эти действия очень важны для ребенка. С помощью них он понимает, что вы его любите. И что он — один из самых любимых людей в этой семье.

Поддержка со стороны мамы очень важна для ребенка. Если он будет расти в любви, то в будущем станет полноценной, самодостаточной личностью.

При этом, перебарщивать с заботой тоже не рекомендуем. Если вы будете проявлять любовь круглосуточно, это может негативно повлиять на ребенка. Он может стать эгоистичным. И самовлюбленным.

Ни в коем случае не кричите рядом с ребенком

Даже если вас что-то не устраивает в поведении ребенка, не поднимайте голос при общении с ним. Вместо этого постарайтесь успокоиться. И начните разговор спокойным тоном.

Если вы будете кричать, это негативно скажется на ребенке. Он может перенять себе ваш громкий тон общения. И в будущем будет каждый раз кричать при разговоре с вами.

Этап обучения навыкам социализации #2: Расскажите ребенку о том, что ему нужно относиться с уважением к окружающим его людям

Когда ребенок немного подрастет, можно будет переходить к следующему этапу обучения навыкам социализации. Начать его нужно с объяснения того, что у других людей есть свои права. И что к ним нужно относиться с уважением. Не обижать, не оскорблять и не бить их.

Это основное правило, которое нужно рассказать ребенку на ранних этапах его жизни. Если не сделать этого в маленьком возрасте, то в будущем у чада начнутся серьезные проблемы. Он не сможет существовать в обществе. Потому, что будет со всеми конфликтовать.

Читайте также  Речевое развитие детей возрастам

Пригласите к себе домой друзей, у которых есть дети того же возраста, что и ваш ребенок

Желательно, две-три семейных пары. У которых есть свои дети.

Это нужно для того, чтобы друзья смогли привести к вам домой минимум два-три человека. И вы смогли организовать в своей квартире мини-детский сад.

Когда все дети будут в сборе, познакомьте их. Скажите, что вашего сына зовут, к примеру, Ваня. А своему ребеночку представьте юных гостей.

После этого можете познакомить детей с родителями, которые пришли в гости.

Это будет ключевым шагом на пути к более глобальной социализации.

Расскажите детям, как обращаться с личными вещами

После того, как познакомите детей друг с другом, поведайте им о правилах поведения в обществе. Скажите, что дети не должны жадничать. Что они должны давать друг другу играть с игрушками. Не оскорблять друг друга. А также относиться друг к другу уважительно. Никого не обижать.

Поощряйте ребенка, если он ведет себя хорошо

Внимательно следите за поведением ребенка во время игры с другими детьми. Если он уважительно к ним относится, делится игрушками и добродушно общается, то ваш урок он усвоил. А значит вы можете наградить его покупкой чего-либо.

Это может быть сладкая конфета. Или какая-нибудь игрушка из магазина. Самое главное — приобрести в магазине вещь, которая понравится вашему ребенку. И смотивирует его на дальнейшее обучение навыкам социализации.

Этап обучения навыкам социализации #3: Помогите ребенку подружиться с новыми людьми

Маленькие дети, которые скоро отправятся в школу, уже отлично произносят многие слова. А также умеют общаться с детьми. И показывать разнообразные эмоции.

У них не большой круг общения. Поэтому вам нужно помочь им обзавестись новыми друзьями. И сделать круг общения больше.

Осуществить это можно с помощью следующих способов.

Посещайте разнообразные мероприятия для детей

Под общественными мероприятиями подразумеваются различные утренники, концерты для детей, дискотеки и так далее. В подобные места приходят дети всех возрастов. Поэтому ребенок сможет в любой момент познакомиться с новым человеком. И даже стать с ним друзьями.

Периодически приглашайте к себе соседей с детьми

Если у вас дружный подъезд, то можете позвать одного из соседей к себе домой. Важно, чтобы у него тоже были дети. Чтобы ваши малыши смогли подружиться и начать вместе развивать свои социальные навыки.

Расскажите ребенку, в каких случаях можно драться, а в каких — нет

Дети дерутся в любом возрасте. Как в младшем, так и в более старшем.

Однако, бывает и такое, что некоторые малыши перебарщивают. И распускают кулаки в абсолютно любой конфликтной ситуации. Как в той, в которой им угрожает определенная опасность со стороны другого ребенка. Так и в той, в которой малыша просто обозвали, а он полез в драку, чтобы отомстить.

Объясните ребенку, что использовать кулаки нужно далеко не всегда. А только в тех ситуациях, когда его ударили. Или применили по отношению к нему физическую агрессию.

Если же ребенка просто оскорбили, то он может обозвать обидчика в ответ. Использовать кулаки в качестве ответа на обзывательства нужно только в последнюю очередь.

Узнавайте у ребенка, какие эмоции он испытывает в то время, когда находится в кампании других детей

Регулярно разговаривайте со своим ребенком. Спрашивайте у него, нравится ли ему общаться с другими детьми. Получает ли он удовольствие от этого процесса. Доволен ли он тем, что находится в кампании с этими детьми. И многое другое.

Если ребенок скажет, что кампания детей ему не нравится, то выясните причины этого. Если они окажутся весомыми, то можете помочь чаду подыскать себе новых друзей.

Научите ребенка решать конфликтные ситуации

Всегда разговаривайте со своим ребенком по поводу конфликтов, которые у него возникают. Если он уже пошел в школу, то узнайте, что произошло. Проанализируйте ситуацию. И помогите ребенку найти выход из конкретного конфликта.

Если ребенка, к примеру, унижают в школе, то отделаться от хулиганов ответными оскорблениями не получится. Один раз придется постоять за себя. Влезть в драку с главным хулиганом. И одержать над ним победу.

Порой грубая сила — единственный способ избавиться от проблемы.

Однако, использовать кулаки во всех конфликтных ситуациях нельзя. Бывают и моменты, когда для выхода из них ребенку нужно всего лишь поговорить с одноклассником. И конфликт будет исчерпан.

Особенности развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Дети впитывают информацию как губка: это общеизвестный факт. Все полезные навыки закладываются с детства. И один из наиболее важных навыков, которые необходимо привить малышу с самого раннего возраста: это навык общения. В дальнейшем это поможет ребенку найти друзей, построить хорошие отношения в школе, институте, на работе, в личной жизни. Умение общаться — навык, который повлияет на всю дальнейшую жизнь. Развивать его необходимо с самого раннего возраста.

Для начала давайте разберемся в терминологии. Что такое коммуникативные способности? Это особенности каждой личности, которая обеспечивает межличностные взаимодействия. Можно ли их развить и улучшить? Определенно да. Мы расскажем, как это сделать.

Согласно мнению психологов, занимаясь развитием коммуникативных навыков, необходимо, в первую очередь, уделять внимание трем составляющим.

  • Первая — область желания. Иными словами, родителям предстоит мотивировать малыша на общение с другими людьми. Это — основа развития навыков коммуникации, поскольку без нее ничего не получится.
  • Вторая — область знания. Ребенку нужно понимать, как общаться с другими людьми. Какие существуют правила общения. Задача родителей — объяснить, как это делать. Что допустимо, а что — нет. Маленький пока не умеет этого, поэтому с детства заложить навыки эффективной коммуникации с окружающими будет несложно. Расскажите малышу, как вести себя в конфликтных ситуациях, как отстаивать свою позицию, как поддерживать разговор.
  • Третья — область умений. В рамках нее существует масса компонентов. Среди них и активное слушание собеседника, и умение заинтересовывать, и развитие эмпатии и доброжелательности. Используя эти приемы, малыш будет успешно развивать свои коммуникативные навыки.

Как развить область желания?

Здесь все относительно просто. Каждый любит играть. Поэтому задача родителей — найти такие игры, которые не просто будут развивать коммуникативные навыки. Мотивация тоже важна. Мы расскажем о нескольких из них.

  • Придумывайте истории вместе. Дайте начало истории и попросите малыша закончить ее. Помогайте, если он начнет испытывать сложности. Это поможет ребенку научиться четко выражать свои мысли, а также выстраивать последовательные предложения.
  • Слова-паразиты. “Как это сказать”, “нууу”, “не знаю, но” и другие вводные слова следует минимизировать в речи. Попросите малыша пересказать хорошо знакомую сказку и не использовать стоп-слова. За успешное выполнение упражнения пообещайте награду. Это поможет впоследствии минимизировать количество слов-паразитов в речи.
  • Используйте картинки и фотографии. Попросите рассказать, что происходит на картинке. Это упражнение развивать способность структурировать свои мысли и интересно рассказывать о происходящем. . Читая сказку, прерывайтесь на анализ. Попросите рассказать его, почему, по его мнению, принц поступил так, а не иначе? Почему королева разгневалась? Почему Золушка поехала на бал и так далее. Это научит его впоследствии понимать мотивацию поступков других людей и разовьет способность чувствовать эмоции.

Еще одна порция полезных советов

  1. Чтобы развить коммуникативные навыки у ребенка-дошкольника, достаточно простых упражнений. Мы собрали основные советы. Некоторые из них очень простые, некоторые — несколько более сложные. Но здесь важен комплексный подход. Итак:
  2. Занимайтесь с малышом регулярно. Если ребенок замкнут — старайтесь инициировать диалог самостоятельно.
  3. Учитывайте интересы малыша. Если ребенку неинтересна тема разговора, скорее всего, он будет поддерживать ее неохотно.
  4. Спрашивайте “Как прошел день?”. Это позволит не только быть в курсе дел своего малыша, но и научит быть его более открытым.
  5. Практикуйте совместное чтение. Сказка на ночь — отличный вариант, но необязательно использовать именно его. Это поможет малышу развить понимание сюжета, обогатит его словарный запас и разовьет эмоциональный интеллект.
  6. Спрашивайте мнение ребенка. Нравится или не нравится? Почему? Что ты думаешь по этому поводу? Как бы ты поступил, окажись на его месте? Это развивает способность принимать решения и анализировать поступки других людей.

Общение важно не только для дошкольника, но именно в этом возрасте заложить базу очень важно. Малыш, получивший навыки коммуникации в раннем возрасте, будет успешнее развивать их еще до того, как пойдет в школу, когда способности выражать свои мысли и анализировать сказанное учителем станут одним из важнейших умений на первое время.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: