Развитию лексики детей дошкольного

“Особенности развития словаря у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями”.

“Особенности развития словаря у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями”.

Особенности развития лексики детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формулирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.

Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.

Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с людьми.

В целом уровень речевого развития современных детей – дошкольников можно охарактеризовать как крайне неудовлетворительный. Речевая запущенность ярко проявляется при поступлении детей в школу. Здесь выявляются серьёзные речевые проблемы, которые тормозят Процесс обучения, являются причинами дисграфии и дислексии.

Проблема развития лексики у дошкольников актуальна тем, что сформированность этого компонента структуры языка является необходимой при поступлении в школу.

Слово является основной единицей языка. Выступая изолированно, оно выполняет, прежде всего, номинативную функцию — называет конкретные предметы, действия, признаки, чувства человека, общественные явления и отвлечённые понятия.

Организуясь грамматически в предложениях, слово оказывается тем строительным материалом, с помощью которого речь приобретает возможность выполнять коммуникативную роль.

Л.С.Выготский определял слово как единицу не только речи, но и мышления. Обосновывая данный тезис, он ссылался на то, что значение слова есть обобщение, понятие. В свою очередь всякое обобщение не что иное, как акт мысли. Таким образом, в слове представлено единство мышления и речи.

Дети с речевой патологией используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания. Особенности лексики, как правило, проявляются в незнании многих слов и оборотов, в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц. Владея крайне ограниченным словарным запасом, ребёнок не понимает значений некоторых даже самых простых слов и поэтому искажает их, пропускает, заменяет, смешивает.

В связи с этим встаёт важная задача накопления, обогащения, уточнения словарного запаса дошкольников.

Ребенок, обогащает свой словарный запас и развивает речь, познавая окружающий мир, и называя словами то, с чем он соприкасается. От жизненного опыта и словарного запаса ребенка зависит, насколько многогранным будет его представление об окружающем мире. Ребенок с бедным словарным запасом напоминает плохо слышащего и плохо видящего, т.к. он не может точно выразить свои мысли.

Обогащение словарного запаса

В развитии словарного запаса у детей наблюдаются особенности, отличающие его от словаря взрослых. В норме необходимы лишь правильная, богатая и образная речь окружающих ребенка людей и их речевое общение с ребенком. Иначе обстоит дело при отклонении от нормы при усвоении словарного запаса.

Однако важен не сам по себе словарный запас, а умение активно пользоваться имеющимися словами, правильно сочетать их между собой, образовывать от них новые слова и т.д. Работа над обогащением словарного запаса у детей должна вестись одновременно с совершенствованием звукопроизношения и грамматического строя речи. Если до школы не исправить наметившееся отставание в речевом развитии ребенка, то будут серьезные проблемы при обучении.

Основные направления работы:

О Обогащение словаря именами существительными – дети должны уметь назвать группу предметов одним обобщающим словом: «Тарелка, вилка, нож, стакан – это посуда. Пила, топор, молоток, дрель – это инструменты. » и т.д. Далее необходимо научить ребенка называть детенышей диких и домашних животных и птиц : « У курицы – цыпленок, у овцы- ягненок, у вороны- вороненок, у ежа- ежонок и т.д.». Ваш малыш должен овладеть и правилами образования новых слов при помощи уменьшительных суффиксов: «Стол- столик, шапка- шапочка, жук- жучок, башня башенка, круг-кружок и т.д.»

О Обогащение словаря глаголами умение называть способы передвижения разных животных : «Птицы, мухи, комары летают . Рыбы, утки, киты плавают . Змеи, черви, гусеницы ползают . Лягушки, зайцы прыгают .». Ребенок должен уметь назвать действия, которые совершает тот или иной пред мет: «Собака стоит, лежит, спит, лает, ест, играет и т.д.». Трудности вызывает и называние голоса животных и птиц: «Тигр рычит , змея шипит , собака лает, лошадь ржет и т.д.» Для закрепления материала ребенка надо спрашивать: «Кто рычит? Кто кукует? Что делает собака? А волк?». Необходимо научить малыша образовывать глаголы при помощи приставок: в ходит, вы ходит, за ходит, под ходит, об ходит, пере ходит и т.д.

О Обогащение словаря именами прилагательными ребенок должен уметь назвать вкус продукта: « Соль соленая , сахар сладкий , лимон кислый …» и ответить на вопросы: «Что бывает кислое? Соленое? и т.д.». Знание цветов и оттенков закрепляется вопросами: «Какого цвета небо? – Небо синее.». В речь ребенка необходимо вводить прилагательные-антонимы («скажи наоборот»): «Дерево высокое , а куст низкий . Река широкая , а ручей узкий . Береза белая , а черника черная .». Есть имена прилагательные, которые образуются от имен существительных. Их то-же надо вводить в речь дошкольника. «Этот стакан сделан из стекла. Значит, он какой? Стеклянный. ». Для обучения образованию притяжательных имен прилагательных можно поиграть в игру « Чей? Чья? Чьё?»: « У оленя голова чья? Оленья . У белки хвост чей? Беличий . У зайца уши чьи? Заячьи .»

О Обогащение словаря наречиями можно проводить путем объяснений, что предметы могут быть от нас далеко или близко , находиться высоко или низко , ходить можно быстро и медленно , на улице может быть тепло, прохладно , ветрено , пасмурно и т.д.

И вовсе необязательно обогащать словарь ребенка, сидя в комнате за столом. Этим можно заниматься и по дороге из детского сада, идя по тропинке на дачу, совершая длительную поездку на машине или на поезде. Где бы вы ни играли со своим малышом в речевые игры – всегда от них будет только большая польза.

Все эти занятия не только значительно обогатят словарный запас вашего ребенка, но и положат начало развитию его наблюдательности над словами, пробудят интерес к родному языку. Это сослужит великую службу ребенку в школе и в дальнейшей жизни, такой многогранной и все более усложняющейся.

Список литературы.

    Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999. –159 с.
    2. Гризик, Т.И. В мире слов: пособие по изучению и развитию словаря детей 4-5 лет / Т.И. Гризик. – М.: Просвещение, 2006. – 47 с.
    3. Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 2004г -73с.

Дидактические игры и лексические упражнения на развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста.

Материал к игре: 4 карточки формата А4 с изображением времени года, на каждой карточке по 8 пустых окошек для заполнения и 32 карточки 7´7 с рисунками, которые относятся к какому-либо времени года.

  • Обогащать речь детей, учить отвечать на вопрос полными предложениями.
  • Развивать психические процессы: восприятие, внимание, память.
  • Закреплять знания детей о временах года.

Игровые задачи: Посмотри внимательно на карточку с картинкой, которую показывает ведущий, и определи, к какому времени года она относится. Заполни пустые окошки на своей карточке и объясни, почему ты решил, что эта карточка, которую показал ведущий, относится к тому времени года, что у тебя на карточке.

Игровые правила: Кто быстрее всех и правильно закроет все пустые окошки на своей карточке, тот и выиграл.

Ход игры: В игру играют 4 ребенка + ведущий. Ведущий показывает карточку и спрашивает, к какому времени года можно отнести данную картинку и почему, ребёнок, считающий, что картинка, которую показывает ведущий, его, должен доказать свое мнение полным ответом и закрыть пустое окошко картинкой. Выигрывает тот ребёнок, который первый закрывает полностью свою карточку.

2. Дидактическая игра «Назови одним словом»

Материал к игре: Карточки с изображение предметов одного родового понятия (обувь, школьные принадлежности, деревья, дикие животные и т.п.)

  • Обогащать речь детей, учить отвечать на вопрос полными предложениями.
  • Развивать психические процессы: восприятие, внимание, память.
  • Продолжать учить детей употреблять существительные с обобщающим значением.

Игровые задачи: Посмотрите внимательно на карточку, подумайте и назовите предметы, изображенные на карточке, одним словом.

Игровые правила: Играть будем все вместе, если знаете правильный ответ, не выкрикивайте, а дождитесь, когда вас спросят, не подсказывайте, тем, кто затрудняется с ответом, пусть этот ребенок сам подумает и ответит.

Читайте также  Содержание развития речи детей старшего дошкольного возраста

Ход игры: Ведущий показывает карточку, ребенок называет одним словом, что (кто) на ней изображено. При возникновении затруднений, можно сначала перечислить изображенные предметы. Например, ведущий спрашивает: «Кто изображен на этой карточке? (синица, снегирь, воробей, голубь, клест) Как можно их назвать одним словом? (птицы)».

3. Лексическое упражнение «Кто как разговаривает?»

Материал к упр.: Карточки с изображением животных.

  • Обогащать речь детей глаголами.
  • Учить отвечать на вопрос полными предложениями.

Игровые задачи: Я буду показывать вам картинку с изображением животного, а вы должны назвать животное и сказать, как разговаривает это животное.

Ход упр.: Педагог показывает картинки детям, Дети называют животное, изображенное на картинке и говорят, как это животное подает голос.

4. Лексическое упражнение «Чей? Чья? Чьё?»

Материал к упр.: Мяч

  • Формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Игровые задачи: я буду бросать вам мяч, называть слово и спрашивать «чей?», «Чья?» или «чье?», а вы должны будете правильно подобрать прилагательное. Например, я бросаю мяч Пете, говорю ему слово шарф и спрашиваю «чей?», он должен ответить, например, папин.

Ход упр.: воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё?), ребёнок отвечает.

Шарф (чей?) — мамин, Шляпка (чья?) — бабушкина, Поднос (чей?) — дедушкин,

Книга (чья?) – бабушкина, Тапочек (чей?) – дедушкин.

5. Лексическое упражнение «Слова –родственники»

Материал к упр.: Мяч

  • Упражнять детей в подборе однокоренных слов.

Игровые задачи: Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы должны придумать однокоренное слово.

Ход упр.: Воспитатель называет слово и бросает мяч ребенку, а ребенок называет однокоренное слово и бросает мяч обратно.

«Методические рекомендации по формированию лексики у дошкольников с ОНР»

Содержание: Придумай предложение с каждым из слов приятелей: ветер, вихрь, ураган; ненастный, пасмурный, хмурый; кружится, вращается, вертится.

II этап: Активизация и закрепление словаря синонимов.

1. Игра «Как сказать?»

Содержание: Как сказать, если листья опадают с деревьев? (Опускаются, падают,

валятся.) О плохой погоде? (Пасмурная, облачная, дождливая, холодная.) Как сказать,

если что — то или кто — то движется по кругу? (Кружится, вьётся, вращается, вертится,

2. Игра «Подбери слово».

Содержание: Воспитатель называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать «слово — приятель» к названному, сказать это слово и бросить мяч обратно воспитателю. Если слово подобрано верно, ребёнок делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто быстрее подойдёт к условной линии, на которой находится воспитатель. Этот ребёнок продолжает игру придумывая свои слова. Друг — (товарищ, приятель); дом — (здание, жилище); дорога — (путь, шоссе); солдат — (боец, воин); труд — (работа); мудрость — (ум); бежать — (мчаться, нестись); смотреть — (глядеть); трудится — (работать); печалиться — (грустить); смелый — (храбрый); алый — (красный, багряный).

2 направление. Развитие атрибутивного словаря.

I этап: Развитие пассивного словаря прилагательных.

1. «Назови лишнее слово»

Содержание: Детям предлагается выбрать из ряда слов лишнее и объяснить почему.

Грустный, печальный, унылый, глубокий.

Храбрый, звонкий, смелый, отважный.

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.

Крепкий, далекий, прочный, надежный.

Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.

2. Отгадывание по картинкам загадок-описаний .

Содержание: предлагается несколько картинок животных, из которых надо выбрать

Я высокий, с тонкой шеей, пятнистый (жираф).

Я низкий, толстый и серый (бегемот).

Я маленький, серенький, с длинным хвостиком (мышонок).

Я грозный, большой, с длинной гривой (лев).

Я горбатый, с длинной шеей и тонкими ногами (верблюд).

3. Отгадывание названия предмета по описанию его дифференциальных признаков.

Содержание: предлагается отгадать предмет по его описанию.

Например: Это овощ. Он круглый, красный, вкусный. Что это? (Помидор)

II этап: Активизация и закрепление словаря прилагательных.

Примерные виды заданий:

1. Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного

Ответы на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»

Содержание: воспитатель называет слово, обозначающее предмет. Дети должны подобрать к нему как можно больше слов, отвечающих на данные вопросы.

Например: трава (какая она?) — зеленая, мягкая, шелковистая, высокая, изумрудная, густая,скользкая, сухая, болотная.

2. Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?»,»какие?»

Содержание: подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «какое?».

Светит (какое?) солнце.

Солнце — яркое, блестящее, красное, большое, веселое, радостное, весеннее.

3 направление. Развитие номинативного словаря.

I этап: Развитие пассивного словаря существительных.

1. Проговаривание наименований предмета

Содержание: Используются предметы или их изображения по изучаемой лексической

теме. При ознакомлении с новым словом взрослый просит детей повторить его вместе

хором. Затем взрослый задает вопрос о предмете каждому ребенку: «Скажи, что это?»

2. Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета.

II этап: Активизация и закрепление словаря существительных.

Примерные виды заданий:

1. Игра «Угадай, кто так делает?»

Содержание: Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч одному из детей и предлагает угадать: Воркует кто? (Голубь.) Жужжит кто? (Жук.) Жалит кто? (Пчела.) и т.д.

2. Игра «Чудесный мешочек».

Содержание: Каждый ребенок, закрыв глаза, достает один из предметов одежды

(кукольной) и угадывает название. При этом произносит: «Я взяла сарафан, кофту, куртку». Далее воспитатель просит разложить одежду на две стопочки: в одной — для девочек, в другойдля мальчиков.

3. «Разложи картинки по сходству»

На доске выставляется ряд картинок: овца, дерево, корова.

Содержание: детям раздаются картинки: свитер, шапка, варежки, шарф (к картинке овца);стол, деревянные грабли, деревянные ворота или забор, стул (к картинке дерево); бутылкамолока, масло, сыр, мороженое (к картинке корова). У каждого ребенка по 2-3 картинки. Воспитатель предлагает детям положить свою картинку к одной из трех картинок на доске и бъяснить, почему он положил именно так.

4. Игра «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии на основе различных признаков)

Содержание: Детям предлагается выбрать слова так, чтобы получились похожие пары

слов, а затем объяснить, чем похожи эти пары. Предлагаются пары слов на основе

различных типов смысловых связей: родовидовых; часть — целое; предмет и его функция; явление и средство, с помощью которого оно осуществляется; название предмета и то, из чего он сделан; предмет и его месторасположение и др.

Огурец — овощ, ромашка — (земля, цветок, клумба).

Помидор — огород, яблоко — (забор, сад, груша).

Часы — время, градусник — (кровать, температура, окно).

Машина — мотор, лодка — (парус, вода, палуба).

4 направление. Обогащение словаря антонимов.

I этап: Развитие пассивного словаря антонимов.

Примерные виды заданий:

1. Выбрать из трех слов два слова — «неприятеля»

Содержание: Предлагается ряд слов, из него надо выбрать слова-«неприятели».

Высокий, большой, низкий.

Ночь, сутки, день.

Длинный, большой, короткий.

Большой, низкий, маленький.

II этап: Активизация и закрепление словаря антонимов.

Примерные виды заданий:

1. Игра «Закончи предложение»

Содержание: Детям предлагается закончить предложение.

Слон большой, а комар.

Камень тяжелый, а пушинка.

Содержание: Детям предлагается сравнить:

По вкусу: горчицу и мед.

По цвету: снег и сажу.

По высоте: дерево и цветок.

По толщине: канат и нитку.

2. Игра с мячом «Скажи наоборот»

Содержание: воспитатель называет слова и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший

мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно воспитателю.

3. Слова — «неприятели»

Содержание: к данным словам придумать слова — «неприятели».

1. Имена существительные: день, утро, восход, весна, зима, добро, друг, грязь, жара, мир, правда, радость, вдох, выдох, польза, грязь,

2. Имена прилагательные: больной, белый, высокий, веселый, темный, горький, добрый, здоровый, новый, молодой, острый, толстый.

3. Глаголы: войти, говорить, взял, нашел, забыл, уронил, насорил, ложиться, одеваться, мириться, опускать, помогать, смеяться, закрывать, включать.

5 направление. Развитие предикативного словаря.

I этап: Развитие пассивного словаря глаголов.

Примерные виды заданий:

1. Лото «Кто быстрее принесет картинку»

Содержание: На маленьком столе разложены карточки с изображением действий. Воспитатель вызывает двоих детей. Четко произносит, кому какую принести картинку. Дети подбегают к столу, быстро разыскивают среди разложенных картинок нужную и относят ее воспитателю.

Отдавая картинку, отвечают на вопросы «Кто (что) это? Что он (она) делает?»

2. Игра «Найди приятеля»

Содержание: Выбрать из трех слов два слова-«приятеля»: взять, схватить, идти; думать, ехать, соображать; торопиться, спешить, ползти; радоваться, веселиться, наряжаться.

II этап: Активизация и закрепление словаря глаголов.

1. Игра «Кто как кричит?»

Содержание: В ящике сложены разные игрушки (лягушка, собака, курица, гусь, корова, лошадь, утка, кошка и т.д.) вызванный ребенок, доставая игрушку из ящика, не видя ее, наощупь определяет, кто это, и называет игрушку вместе с действием.

3. Лото «Кто как передвигается?»

Содержание: На карточках изображены звери птицы, рыбы, пресмыкающиеся, насекомые. Ребенок должен найти у себя соответствующую картинку, назвать ее и определить, как передвигается данное животное. Одновременно можно предложить задание на обобщение значения слов.

Читайте также  Комплексное нарушение психического развития детей

3. Игра с мячом «Скажи наоборот»

Содержание: Дети стоят в шеренге лицом к воспитателю. Он произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним («слово — неприятель») к заданному слову и вернуть его ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой находится воспитатель. Этот ребенок продолжает игру, придумывая свои слова.

Речевой материал: входить — …; включать — …; строить — …; засыпать — …; хвалить — …; говорить — …; начинать — …; встречать — .; поднимать — …

6 направление. Развитие словаря обобщающих слов.

I этап: Развитие пассивного словаря обобщений.

Примерные виды заданий:

1. Классификация предметов по картинкам

Содержание: Детям дается задание разложить картинки на две группы (при этом критерийклассификации не называется). Рекомендуются следующие группы слов:

Помидор, яблоко, груша, репа, огурцы, апельсин.

Стол, чашка, диван, тарелка, стул, блюдце.

Лиса, кошка, собака, медведь, заяц, корова.

Синица, бабочка, снегирь, воробей, стрекоза, пчела.

2. Выделить из серии слов

Содержание: Детям дается задание выделить из серии слов:

а. Только названия домашних животных:

Лиса, волк, собака, заяц.

Лошадь, теленок, лось, медведь.

Белка, кошка, петух.

б. Только названия транспорта:

Грузовик, метро, самолет, скамейка.

Автобус, дорога, вертолет, пассажир.

Поезд, купе, пароход, якорь.

Трамвай, водитель, троллейбус.

3. Игра «Назови лишнее слово»

Содержание: Воспитатель называет ряд слов и предлагает детям определить среди них лишнее слово, а затем объяснить, почему это слово лишнее.

Кукла, песок, ведро, юла, мяч.

Стол, шкаф, ковер, кресло, диван.

II этап: Активизация и закрепление словаря обобщающих слов.

Примерные виды заданий:

1. «Назови одним словом».

Содержание: Назвать обобщающее слово по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, обозначаемый этим словом.

Например: Как назвать одним словом то, что растет на грядке в огороде, используется в пище? (Овощи)

Как назвать одним словом то, что растет на деревьях в саду, очень вкусные и сладкие?

Как назвать одним словом то, что мы надеваем на тело, на голову, на ноги? (Одежда)

Содержание: Объяснить, что общего у предметов.

Например: У двух предметов: огурец, помидор (овощи), ромашка, тюльпан (цветы), слон, муравей (животные), репа, цыпленок (желтые), комар, жук (насекомые), чайка, самолет (летают).

Уточнение и расширение словарного запаса играет большую роль в развитии

логического мышления: чем богаче словарь ребенка, тем точнее он мыслит, тем лучше

развита его речь. Поэтому его формирование необходимо как для наиболее полного

преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к

предстоящему школьному обучению.

Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и

других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи.

Коррекционная работа по развитию лексики у детей с ОНР должна осуществляться

Методика развития словаря детей дошкольного возраста

Необходимость развития словаря у детей дошкольного возраста

Активный словарь – это совокупность слов, которые ребенок может без затруднений применять в собственной речи, и которые он понимает в речи другого человека.

Пассивный словарь – это совокупность слов, которые ребенок понимает в речи другого человека, но при этом не употребляет в своей.

Именно активный словарь определяет уровень развития ребенка, богатство и культуру его речи. В активный словарь ребенка дошкольника входят слова из общеупотребительной лексики, а также ряда специфических слов повседневного употребления.

Пассивный словарь по своему содержанию превосходит активный, так как в него входят слова, значение которых ребенок не знает. То есть он просто их слышал и запомнил. Вспоминает он их только в тот момент, когда слышит от другого человека. Зачастую обогащение активного словаря осуществляется посредством перевода слов из пассивного словаря.

Одной из основных задач, стоящих перед педагогами и родителями детей дошкольного возраста, является развитие речи ребенка и ее обогащение.

Принципы развития словаря детей дошкольного возраста:

  1. Работа над словарем осуществляется в процессе ознакомления ребенка с окружающим миром, на основании активной познавательной деятельности.
  2. Одновременное развитие словаря и умственных способностей, психических процессов, воспитание чувства слова.
  3. Решение задач по развитию словаря в единстве и в установленной последовательности.

Организуя работу по развитию словаря у детей дошкольного возраста необходимо помнить, что на первом месте стоит положение «о слове как важнейшей языковой единице». Ребенок должен понимать и осознавать, что именно слово и работа над ним являются главным в системе работы по развитию речи.

Готовые работы на аналогичную тему

Реализуя программу по развитию словаря у детей дошкольного возраста, педагог организует систему, которая включает в себя следующие разновидности занятий:

  1. Занятия, которые предусматривают развитие словаря в процессе ознакомления с окружающими предметами и явлениями, познанием окружающей действительности.
  2. Занятия, в которых развитие словаря основано на углублении и расширении имеющихся у детей знаний и умений.
  3. Занятия, в которых словарная работа построена на решении задач в процессе обобщения и формирования основных понятий.

Приемы словарной работы

Методика развития словаря детей дошкольного возраста, предусматривает использование разнообразных приемов, каждый из которых направлен на оказание детям помощи в выделении нужного слова в речи, понимании его значение и места употребления в собственной разговорной речи. В рамках одного метода может быть использовано одновременно несколько приемов.

Основные приемы развития словаря детей дошкольного возраста:

  • Называние слова воспитателем – используется в качестве образца произношения нового или трудного слова. Задача воспитателя заключается в том, чтобы произнести слово четко и понятно для всех воспитанников.
  • Показ объекта – используется в том случае, когда новое слово сложно для понимания лишь одним объяснением. Например, объясняя слово «духовка» воспитатель может использовать игрушечную плиту или картинку.
  • Толкование – используется при ознакомлении детей с иностранным словом или мало знакомым. Например, аквариум – это стеклянный ящик, в котором живут рыбки.
  • Включение слов в предложение – применяется в том случае, если понимание нового слова будет лучше в рамках конкретного контекста.
  • Повторение – используется для лучшего запоминания слова. Повторение должно быть неоднократным как во время учебного занятия, так и в течение дня.
  • Объяснение этимологии слова – применяется в старших группах, используется для усиления объяснения, развития любознательности и чуткости к языку.
  • Вопрос – прием, используемый для активизации словаря, подразумевает обращение воспитателя к детям, при этом задаваемый вопрос может быть как прямым, так и подсказывающим.

Все приемы, могут быть использованы как по отдельности, так и в совокупности в рамках определенного метода. Кроме того, приемы могут применяться при проведении дидактических игры и занятий по ознакомлению с окружающим миром. Необходимо только учитывать их доступность детям.

Проведение словарной работы в разных видах деятельности детей

Развитие словаря у детей дошкольного возраста осуществляется не только в рамках специально организованных занятий, но в иных видах деятельности.

  1. Бытовая деятельность (прием пищи, самообслуживание и пр.) – в процессе деятельности направленной на самого себя, у ребенка дошкольного возраста развиваются не только навыки самообслуживания, но и активизируется словарь, ребенок усваивает новые слова, понимает их значение и применяет в собственной разговорной речи.
  2. Трудовая деятельность. Особенно эффективна в развитии словаря коллективная трудовая деятельность, в процессе которой дети взаимодействуют друг с другом. Общаясь между собой во время труда дети, расширяют свой словарный запас, посредством приобретения новых слов и закрепления их в памяти.
  3. Игровая деятельность. Игра занимает особое место в жизни ребенка дошкольного возраста, именно поэтому их использование в речевом развитии позволяет добиться высоких результатов. В процессе игры дети учатся общаться между собой, учатся договариваться и действовать сообща.

Кроме организованной и самостоятельной деятельности, развитие словаря осуществляется в процессе нравственного воспитания. Обогащение словаря детей происходит в процессе ознакомления с искусством. Просмотр телевизионных передач, кинофильмов чрезвычайно расширяет кругозор детей, делает понятными новые для них слова благодаря сочетанию зрительных и слуховых восприятий.

Активизации словаря, особенно образного, способствуют игры-драматизации, показ кукольного и настольного театров, участие детей в утренниках, детских концертах.

Таким образом, словарная работа в детском саду осуществляется с помощью разнообразных средств воздействия на детей.

Развитию лексики детей дошкольного

Бейлинсон Л.С., канд. филол. наук, доцент ВГПУ, г. Волгоград
Лексический состав языка допускает множество измерений, одним из которых является социолингвистический признак возрастных характеристик участников общения, отраженных в семантике используемых в общении единиц. С этой точки зрения можно выделить маркированную и немаркированную лексику.
К маркированной лексике относится определенная часть словаря, свойственного детям дошкольного, младшего и среднего школьного возраста, а также лексика, характеризующая речь пожилых людей. Всю остальную лексику можно отнести к немаркированной.
Маркированная лексика делится на несколько групп:
— используемая детьми;
— используемая взрослыми при общении с детьми;
— имитирующая речь детей (свойственна определенной части взрослых, сюсюкающих при общении с детьми).
Лексика, используемая детьми, отвечает всем основным требованиям обычной взрослой лексики, с учетом детской картины мира и специфики детских понятий. Она отражает предметный мир, в котором живут дети. Здесь получают детальное наименование игрушки, игры, переживания. Например, при игре в классики девочки пользуются специальным предметом, который называется «хапа» (обычно это круглая плоская баночка из-под гуталина, ее нужно толкать ногой из одной нарисованной мелом клетки в другую). В речи детей легко стираются различия между именами собственными и нарицательными: «Мне мама и бабушка подарили по барби, это — барби Надя, а это — Света». (Имя Барби воспринимается как тип кукол.)
Понятия сформированы еще недостаточно четко. Например, «добрый» — это тот, кто делится, не жаден; «строгий» — тот, кто может наказать; «конструктор» — игра из элементов, соединяемых при помощи специальных устройств.
Для детской речи характерна прозрачность внутренних форм слов. Это явление подробно описано в книге К.И. Чуковского «От двух до пяти». Дети легко образуют лексические единицы по аналогии, причем их система стройнее и логичнее, чем у взрослых (например, «ногти» и «рукти»). Дети остро ощущают значения суффиксов (например, «потерялая коша» — «потерянная кошка», суффикс «к», передающий значение пренебрежительности, не используется ребенком намеренно). Сознание детей дошкольного и младшего школьного возраста очень пластично, они легко усваивают смысл незнакомых слов по их внутренней форме и контексту. Часто они полагаются на фонетические ассоциации, и ошибки в понимании мира свидетельствуют об особой детской логике. Так, один младший школьник не понял фразы из диктанта: «На крыше выложили жесть» и написал: «На крыше выла жележесть», считая, что незнакомое слово обозначает неизвестное ему существо, скорее всего, птицу. Особая значимость фонетического образа слова играет важную роль в интеллектуальном развитии ребенка, и поэтому нарушения произношения звуков неизбежно приводят к изменениям в развитии познавательных способностей растущего человека. Таким образом, помощь логопеда необходима здесь не только с точки зрения чисто фонетической, но и в плане общего психического развития ребенка.
Важной характеристикой детской речи являются семантиче-
ски немотивированные слова, используемые в считалках, дразнилках, рифмовках: «Эне, бене, раба, квинтер, финтер, жаба» (считалка); «Робин Бобин Барабек скушал сорок человек» (дразнилка). Такие слова имеют много общего с магическими заклинаниями, не случайно в одной из наиболее популярных современных детских книг колдуньи прибегают к немотивированным словам, обычно рифмованным: «Бамбара-чуфара, лорики-ерики, пикапу-трикапу» и т.д. (А. Волков. Волшебник Изумрудного города). Дети используют также различные звуковые сочетания для имитации звуков живого и неживого мира: «Вжик-вжик» (о пиле), «Бэмс!» (об ударе о твердое препятствие), «Чвак!» (о специфическом звуке, например, при падении в густую жидкость). Такими фоносемантическими сочетаниями дети пользуются при общении друг с другом, в дошкольных учреждениях или во дворе. Эти характеристики всегда учитываются логопедами.
Лексика, используемая взро-
слыми при общении с детьми, имеет ряд особенностей. Во-первых, она ограничена темами, которые доступны ребенку, и в этом смысле взрослому приходится входить в его мир и ориентироваться в нем. Во-вторых, содержит явно выраженную дидактическую направленность — взрослые открыто выносят свою оценку, говоря «что такое хорошо и что такое плохо». В-третьих, слова в речи, обращенной к детям, тщательно проговариваются (у воспитателей детских садов, учителей начальных классов и логопедов вырабатывается особый «сверхотчетливый» стиль произношения). В-четвертых, обращенная к детям лексика обычно не содержит скрытых значений, ироничного подтекста, двусмысленной ассоциативной импликации. Ребенок в значительной мере ориентируется на ситуативное осмысление сообщения, и если он улавливает диссонанс в тексте и интонации, то у него может наступить невротический срыв в результате так называемого «инконсистентного» употребления слов (например, «Какой же ты у меня умница!» — с язвительной интонацией и недоброй улыбкой).
Что же касается сюсюканья, то оно свойственно людям, которые мало общаются с детьми, смешивают это общение с общением с животным, не вникают в специфику возраста ребенка. В фонетическом отношении такая речь вредна для детей, ориентирующихся на произношение взрослого как на образец и слышащих не правильные звуки. Кроме того, обычно они сразу распознают неискреннюю интонацию.
В практике общения логопеда с детьми целесообразно выделять три основные возрастные группы, в зависимости от которых дифференцируется его лексика:
— средний дошкольный возраст (3-5 лет);
— старший дошкольный возраст (5-7 лет);
— младший школьный возраст (7-10 лет).
Приведем пример общения логопеда с ребенком среднего дошкольного возраста.
Логопед. Максим, а что это у тебя?
Ребенок. Дзип.
Логопед. Я понимаю, джип. А кто тебе его купил?
Ребенок. Мамя.
Логопед. А какие у тебя еще есть машины?
Ребенок. Позяльная, милиция, глюзявик. И папа купит больсой кан.
Логопед. Как много у тебя машин! Наверно, ты шофером будешь, когда вырастешь?
Ребенок. Дя!
В этом диалоге логопед устанавливает контакт с ребенком, используя общелитературную лексику. Общение ведется в доброжелательной тональности, высказывается открыто выраженное положительное отношение к увлечению ребенка.
При обучении правильному произношению звуков логопед расширяет лексику ребенка, объясняя и иллюстрируя произносимые слова. Следующий пример показателен для детей старшей дошкольной группы.
Логопед. Ты видишь, как у тебя получается? Видишь? Ну-ка, давай еще раз попробуем. Губы — трубочкой, а язык — чашечкой. Так, внимательно.
Ребенок. Ч-ч-ч.
Логопед. Вот, ты видишь? Только губы надо обязательно держать трубочкой, чтобы у тебя получилось произношение этого звука.
Обращаясь к ребенку, логопед пользуется понятными для него обозначениями. При этом все артикуляционные позиции демонстрируются наглядно.
Логопед. Грач.
Ребенок. Грач.
Логопед. Грач, знаешь, такая птица есть, грач. Матч.
Ребенок. Матч.
Логопед. Хоккейный матч.
Логопед дает приблизительное родовидовое определение понятия: «Грач — птица», опираясь на жизненный опыт ребенка. Там, где это уместно, вместо определения приводится типичное сочетание: «Хоккейный матч». Ребенок, готовый к тому, что в речи взрослых ему предстоит встретить незнакомые слова, оказывается в положении ученика, получившего важные ориентиры для понимания новой лексики.
Логопед. Завуч.
Ребенок. Завуч.
Логопед. Завуч, это замдиректора, в школе называется завуч.
Этот пример свидетельствует о том, что иногда логопед неудачно объясняет слова. Количество таких случаев незначительно, менее 2% от общего числа объяснений и иллюстраций. Данное объяснение ошибочно, поскольку одно неизвестное понятие объясняется через другое неизвестное, тем более в виде аббревиатуры «замдиректора». Обычно же логопеды стремятся избегать сокращений и идиоматических выражений в общении с детьми.
Логопед. Речь.
Ребенок. Ечь.
Логопед. Речь. Вот у тебя еще не очень хорошая речь, но скоро ты будешь говорить правильно.
В данном случае перед нами очень удачный прием объяснения через иллюстрацию и тематически близкое слово: «речь — говорить». Можно также отметить явно выраженную оценку в речи логопеда и моральную поддержку, которую специалист оказывает ребенку.
Логопед. Луч.
Ребенок. Луч.
Логопед. Знаешь, что такое луч? Солнечный.
Ребенок. Знаю, я видел.
Еще один пример объяснения через сочетаемость слова. Ребенок сразу обращается к своему жизненному опыту. Как известно, детям свойственна не дедуктивная и индуктивная, а трансдуктивная логика, т.е. выводы на основе личного опыта. Этот тип умозаключений в наибольшей степени соответствует нормам практического знания (И.Т. Касавин, 1998).
Логопед. Печь.
Ребенок. Печь.
Логопед. Печь может быть и на заводе, где варят металл, а может быть и у бабушки в деревне. Видел? (Показывает картинки.)
Здесь логопед расширяет словарь ребенка, иллюстрируя множественность определяемого понятия. Предъявляемая лексика подкрепляется картинками с изображениями соответствующих предметов.
Исправляя дефекты произношения, логопед решает важные задачи социализации подрастающих граждан, объясняя им значения слов и нормы поведения.
Логопед. Хорошо, Юля, а теперь отработаем два звука [р] в слове. Знаешь ли ты слово «сервировка»? Посмотри на эту картинку. Видишь, как красиво накрыт праздничный стол?
Ребенок. Да.
Логопед. Когда у тебя бывает день рождения, когда к вам приходят гости, мама накрывает праздничный стол, ставит красивые тарелки, кладет вилки, ножи, салфетки.
Ребенок. Да, я всегда маме помогаю накрывать на стол.
Логопед. Правильно, вы с мамой сервируете стол. А теперь скажи правильно это слово: сер-ви-ровка.
Ребенок. Сер-ви-ровка.
Логопед. Молодец.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: