Развитие выносливости детей старшего дошкольного возраста

Развитие выносливости у детей дошкольного возраста

Развитие выносливости у детей дошкольного возраста

Физическое воспитание — одно из ключевых направлений системы развивающих занятий для дошкольников. В дошкольном возрасте активно формируются и совершенствуются нервная система и опорно-двигательный аппарат, дыхательная система и кровообращение. Для поддержания нормального, полноценного функционирования организма важно заботиться о здоровье ребёнка, обучать его принципам и методам здоровьесбережения, развивать его двигательные качества: ловкость, быстроту, силу, гибкость, равновесие. Важным показателем уровня физической подготовки дошкольника служит выносливость.

  • Что подразумевается под выносливостью в системе физического воспитания?
  • В чём польза выносливости для общего воспитания и развития дошкольников?
  • Как формировать и совершенствовать выносливость у детей дошкольного возраста?

Давайте разбираться вместе, друзья!

Физическая выносливость ребёнка: ликбез для родителей

Выносливость — это способность организма выполнять какую-либо работу длительное время без ощутимого снижения работоспособности. Чем продолжительнее период, в течение которого выполняется физическое упражнение, тем выше уровень выносливости.

Польза выносливости:

  • повышает адаптацию к высоким нагрузкам;
  • обеспечивает способность выполнять большой объём работы без снижения темпа и потери концентрации внимания;
  • ускоряет восстановление после выполненной работы;
  • улучшает функционирование организма.

Чтобы много бегать, прыгать, лазить, малышам необходимо быть выносливыми. Без этого качества они будут быстро утомляться, чувствовать себя подавленными, без внешней мотивации выбирать пассивные виды деятельности, а значит, развитие прочих двигательных показателей существенно усложнится. Пожалуй, можно без преувеличения сказать, что выносливость служит фундаментом для эффективного физического воспитания. К тому же она формирует волевые качества, произвольность, что особенно актуально в старшем дошкольном возрасте, в период интенсивной подготовки к школе.

Средства развития выносливости:

  • физкультурные занятия;
  • утренняя зарядка;
  • физкультминутки;
  • подвижные игры;
  • активный досуг;
  • спортивные кружки и секции.

Наибольшую эффективность обеспечивает грамотное комбинирование доступных средств развития выносливости.

Важно, чтобы составленное для дошкольника занятие по развитию выносливости соответствовало следующим требованиям:

  • задействовано большое число мышечных групп;
  • напряжение мышц чередуется с расслаблением;
  • движения нетрудные, понятные и достаточно простые для ребёнка;
  • темп и длительность выполнения упражнения можно регулировать.

По мере повышения выносливости и, как результат, адаптации ребёнка к предлагаемым видам деятельности интенсивность нагрузки нужно постепенно увеличивать. Так положительная динамика физического развития будет сохраняться и дальше.

Игры для развития физической выносливости дошкольников

Развитие выносливости у детей дошкольного возраста

Предлагаем вашему вниманию отличную подборку командных подвижных игр, которые можно предложить разновозрастной компании детишек. Представленные ниже игры развивают выносливость, координацию движений, быстроту, тренируют волю к победе, выдержку и целеустремленность.

«Птицы и гнёзда»

Дети попарно становятся в круг. Впереди стоит «гнездо», а за ним его «птица». Выбирается ведущий — «птица без гнезда».

Взрослый произносит слова:

Гуси серые летели,
На полянку тихо сели,
Походили, повернулись,
А затем в гнездо вернулись.

Под эти слова ведущий пробегает по кругу, выводит всех «птиц» в центр, где вместе с ними имитирует движения, описанные в считалочке. На словах «в гнездо вернулись» все должны занять место за «гнездом». Ведущий тоже пытается оказаться в гнезде. Если у него это получается, то новым ведущим становится ребёнок, оставшийся без пары. Игра повторяется сначала.

Когда «птицы» устанут, они меняются местами «с гнёздами», и игра продолжается снова.

«Опасные ворота»

В группе детей выбирается несколько пар. Им завязывают глаза и ставят попарно друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки.

Остальные ребята разбиваются на равночисленные команды по числу пар-«ворот».

Задача игроков из команды пройти сквозь «ворота» так, чтобы те их не поймали. Разумеется, чем тише и аккуратней будут движения лазутчиков, тем больше у них шансов успешно справиться со своей задачей. А можно проползти через «ворота» по-пластунски или пролезь на коленках. Но если дети с повязками на глазах почувствуют движение, они попытаются преградить лазутчику путь и поймать его. Если у них получится, игроку придётся пройти «в плен».

Побеждает команда, в которой меньше всего пленных.

Новые «ворота» выбираются из числа пленных.

«Воздушный волейбол»

Делим всех малышей на пары. Если собралась разновозрастная компания, постарайтесь организовать игру так, чтобы в каждой паре был один ребёнок постарше, другой помладше: это уровняет шансы на победу для всех ребятишек.

Каждой паре выдаём предварительно подготовленные воздушные шарики.

Задача игроков — перебрасывать шарик друг другу так, чтобы тот не упал на пол. Если шарик коснулся пола — пара выбывает из игры.

Победителем станет команда, которая продержится в игре дольше других.

«Чай, чай, выручай»

Выбирается ведущий. Его задача ловить остальных игроков и осаливать их. Тот, кого водящий поймал, должен застыть на месте, расставить руки в стороны и произносить заветные слова:

  • Чай, чай, выручай!

Другой игрок, не осаленный во´дой, может спасти товарища по игре, хлопнув ладонью по его вытянутой руке. Если это удалось, оба игрока опять убегают от лова.

Водящий должен засалить всех убегающих. Для этого ему надо не только ловить их, но и оберегать уже пойманных от остальных.

Эта игра характеризуется высокой интенсивностью, а потому не рекомендуется для детей младше 4 лет. После того, как все игроки будут пойманы, желательно устроить отдых, во время которого хорошо бы выполнить с ребятами упражнения дыхательной гимнастики.

Эстафета «Кенгуру»

Эстафеты — эффективный инструмент развития выносливости. Вы можете проводить их в различных интерпретациях. Для эстафеты «Кенгуру» вам понадобятся два мяча и ленты, флажки или мел (если игра проходит на улице) для обозначения линий старта и финиша.

Все игроки делятся на две команды и становятся за линией старта в колонну.

Первый игрок каждой команды зажимает мяч между коленями. По сигналу ведущего первая пара «кенгуру» начинает движение. Детям надо пропрыгать до линии финиша, обогнуть метку и таким же способом вернуться к следующему участнику своей колонны, чтобы передать ему мяч. Побеждает команда, которая первой завершила дистанцию.

Советы «Эврики»:

  1. Развивать выносливость помогают ходьба, бег и прыжки. Используйте эти элементы в ваших занятиях с ребёнком.
  2. Нагрузки должны соответствовать уровню физического развития малыша, постепенно увеличиваясь по мере формирования выносливости дошкольника.
  3. Игры и упражнения на тренировку выносливости следует проводить систематично, регулярно внедряя их в ваш план развивающих занятий.
  4. Не забывайте, как много значит для ребёнка пример родителей. Всеми силами поддерживайте интерес малыша к физической культуре.
  5. Для детей дошкольного возраста очень важно получать положительную оценку своих стараний и достижений. Подбадривайте малыша добрым словом, помогайте ему сформировать здоровую самооценку, которая служит хорошей мотивацией для выполнения любой работы, требующей произвольности и выносливости.
  6. Не ругайте ребёнка, если у него не получаются какие-то упражнения, но в то же время приучайте его относиться в физкультуре серьёзно. Движения надо выполнять правильно, точно, аккуратно. Не допускайте пренебрежительного отношения!
  7. Во время любых физических нагрузок внимательно контролируйте состояние ребёнка. Умеренная усталость приветствуется, но переутомления допускать нельзя.

Друзья, мы желаем вам сил и бодрости! Занимайтесь спортом, играйте, бегайте и прыгайте с ребёнком. Будьте здоровы, и пусть ваше родительство будет счастливым.

Глава 1. Теоретические основы развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста

1.2 . Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста.

1.3 Методика развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста ……………………………….

Глава 2. Практическая работа по развитию выносливости у детей старшего дошкольного возраста……………………………. ….

2.1. Описание базы исследования…………………………………

2.2. Начальное диагностическое исследование развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста………..…

2.3. Планирование работы по развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста.

Введение

Выносливость — важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной, спортивной деятельности и в повседневной жизни людей. Она отражает общий уровень работоспособности человека.

Выносливость — это способность человека к длительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности. Уровень выносливости обычно определяется временем, в течение которого человек может выполнять заданное физическое упражнение. Чем продолжительнее время работы, тем больше выносливость. Это качество необходимо при длительном беге, ходьбе на лыжах и при выполнении более кратковременных упражнений скоростного и силового характера [9; c.144].

В одних видах физических упражнений выносливость непосредственно определяет спортивный результат (ходьба, бег на средние и длинные дистанции, велогонки, бег на коньках на длинные дистанции, лыжные гонки), в других — позволяет лучшим образом выполнить определенные тактические действия (бокс, борьба, спортивные игры и т.п.); в третьих — помогает переносить многократные кратковременные высокие нагрузки и обеспечивает быстрое восстановление после работы (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика, фехтование и пр.)

На выносливость вместе с этим оказывает влияние координация движений и силы психических, особенно волевых процессов спортсмена.

Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и дети теряют интерес к этому упражнению. Поэтому лучше всего применять разнообразные динамические упражнения, особенно на свежем воздухе: ходьбу, бег, передвижение на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, плавание и др. Полезны также подвижные игры, которые вызывают положительные эмоции и снижают ощущение усталости. Рекомендуются и прогулки (пешие, на лыжах), во время которых упражнения чередуются с отдыхом. Дозировка упражнений и длительность занятий от группы к группе увеличиваются, и это также способствует развитию выносливости.

Развитие выносливости в среднем и старшем возрасте воспитывается в том случае, если во время занятий организм учащихся доводится до стадии утомления.

Эффективное использование в тренировке юных спортсменов среднего и старшего возраста играют средства и методы, которые способствуют сохранению здоровья и повышению работоспособности.

Тема данной работы была выбрана не случайно, так как она актуальна в современной спортивной жизни.

Цельюкурсовой работы является изучение развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста.

Объектом курсовой работы является развитие выносливости у детей старшего дошкольного возраста.

Степень научной разработанности данной проблематики достаточно широка, о чем свидетельствует список использованной литературы. Методологическую основу данного исследования составило изучение первоисточников. Степень разработанности темы в отечественной науке можно проследить в трудах Войцеховского С.М., Яковлева Н.Н., Макарова А.М., Озолина Н.Г., Ломана В.С. и др.

Задачи курсовой работы:

1) исследовать виды выносливости и методы развития выносливости;

2) раскрыть особенности воспитания выносливости у детей старшего дошкольного возраста;

3) проанализировать экспериментальное обоснование развития выносливости у юных спортсменов.

В работе автором были использованы описательный метод и метод сравнительного анализа, в том числе включённое неструктурированное систематическое наблюдение, используемое при выяснении общего и различного в методах развития выносливости у детей.

Описание базы исследования

Практическоеисследование было организовано на базе Бюджетного дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида города Сокол.

Деятельность ДОУ направлена на реализацию основных задач дошкольного воспитания: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; физическое, интеллектуальное развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей; оказание помощи семье в воспитании детей. Дошкольное учреждение работает по программе Т.И. Бабаевой «Детство».

Читайте также  Развивающая программа детей дошкольного возраста

Приоритетные задачи программы являются: укрепление физического и психического здоровья ребёнка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры; целостное развитие ребёнка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности.

Основной целью детского сада является создание возможности каждому ребёнку в детском саду для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребёнка к миру.

В ДОУ так же имеется спортивный инвентарь: Скамейки разные по высоте и длине. Мячи футбольные, баскетбольные, мягкие мячи. Обручи, гимнастические палки. Кольца для баскетбола, коврики, кубики, дуги ,мягкие матрасы, шведская стенка. По всему залу проведены ориентиры

Предметно-развивающее образовательное пространство, организованное в детском саду, способствует обогащенному развитию, обеспечивает эмоциональное благополучие, отвечает интересам и потребностям детей; в воспитательно-образовательном процессе, помогает осуществлению комплексного подхода.

Планирование работы по развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста

Оглавление

Глава 1. Теоретические основы развития выносливости у детей

старшего дошкольного возраста………… ………………

1.1 Выносливость как физическое качество. ………………. .

1.2 . Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста.

1.3 Методика развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста ……………………………….

Глава 2. Практическая работа по развитию выносливости у детей старшего дошкольного возраста……………………………. ….

2.1. Описание базы исследования…………………………………

2.2. Начальное диагностическое исследование развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста………..…

2.3. Планирование работы по развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста.

Введение

Выносливость — важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной, спортивной деятельности и в повседневной жизни людей. Она отражает общий уровень работоспособности человека.

Выносливость — это способность человека к длительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности. Уровень выносливости обычно определяется временем, в течение которого человек может выполнять заданное физическое упражнение. Чем продолжительнее время работы, тем больше выносливость. Это качество необходимо при длительном беге, ходьбе на лыжах и при выполнении более кратковременных упражнений скоростного и силового характера [9; c.144].

В одних видах физических упражнений выносливость непосредственно определяет спортивный результат (ходьба, бег на средние и длинные дистанции, велогонки, бег на коньках на длинные дистанции, лыжные гонки), в других — позволяет лучшим образом выполнить определенные тактические действия (бокс, борьба, спортивные игры и т.п.); в третьих — помогает переносить многократные кратковременные высокие нагрузки и обеспечивает быстрое восстановление после работы (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика, фехтование и пр.)

На выносливость вместе с этим оказывает влияние координация движений и силы психических, особенно волевых процессов спортсмена.

Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и дети теряют интерес к этому упражнению. Поэтому лучше всего применять разнообразные динамические упражнения, особенно на свежем воздухе: ходьбу, бег, передвижение на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, плавание и др. Полезны также подвижные игры, которые вызывают положительные эмоции и снижают ощущение усталости. Рекомендуются и прогулки (пешие, на лыжах), во время которых упражнения чередуются с отдыхом. Дозировка упражнений и длительность занятий от группы к группе увеличиваются, и это также способствует развитию выносливости.

Развитие выносливости в среднем и старшем возрасте воспитывается в том случае, если во время занятий организм учащихся доводится до стадии утомления.

Эффективное использование в тренировке юных спортсменов среднего и старшего возраста играют средства и методы, которые способствуют сохранению здоровья и повышению работоспособности.

Тема данной работы была выбрана не случайно, так как она актуальна в современной спортивной жизни.

Цельюкурсовой работы является изучение развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста.

Объектом курсовой работы является развитие выносливости у детей старшего дошкольного возраста.

Степень научной разработанности данной проблематики достаточно широка, о чем свидетельствует список использованной литературы. Методологическую основу данного исследования составило изучение первоисточников. Степень разработанности темы в отечественной науке можно проследить в трудах Войцеховского С.М., Яковлева Н.Н., Макарова А.М., Озолина Н.Г., Ломана В.С. и др.

Задачи курсовой работы:

1) исследовать виды выносливости и методы развития выносливости;

2) раскрыть особенности воспитания выносливости у детей старшего дошкольного возраста;

3) проанализировать экспериментальное обоснование развития выносливости у юных спортсменов.

В работе автором были использованы описательный метод и метод сравнительного анализа, в том числе включённое неструктурированное систематическое наблюдение, используемое при выяснении общего и различного в методах развития выносливости у детей.

Глава 1. Теоретические основы развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ

В Федеральном законе «Об образовании» от 29.12.2012 года по физической культуре определен набор общеобразовательных программ. Все они имеют направленность на физическое воспитание, в том числе и в дошкольных образовательных организациях [1].

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от 17.10.2013 года отмечено, что физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере [2].

За последние годы различные аспекты проблемы развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста были предметом исследования многих учёных. Так, удалось решить следующие вопросы проблемы:

— особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста (А.В. Кенеман, Н.А. Фомин, Д.Б. Хухлаева, В.Н. Щебеко и др.);

— выносливость рассмотрена в тесной взаимосвязи с общим развитием ребёнка (Е.Н. Вавилова, В.И. Лях, Ю.И. Данько и др.);

— развитие выносливости у детей старшего дошкольного возраста с помощью подвижных игр (А. В. Кенеман, М.М. Конторович, Э.Я. Степанкова и др.).

В тоже время следует отметить, что далеко не все проблемы развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста удалось решить, а также использовать потенциальные пути повышения её эффективности. Одним из них является использование подвижных игр в развитии выносливости детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность и недостаточная разработанность указанной проблемы в практике работы ДОУ обусловили выбор темы исследования: «Развитие выносливости у детей шести – семи лет в подвижных играх».

Главная задача при развитии выносливости у детей дошкольного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения общей выносливости на основе различных подвижных игр. При этом необходимо придерживаться следующих правил:

1.Доступность. Сущность правила заключается в том, что нагрузочные требования должны соответствовать возможностям детей дошкольного возраста. Таким образом, доступность нагрузки обозначает такую трудность требований, которая создает оптимальные предпосылки воздействия ее на организм дошкольника без ущерба для здоровья .

2.Систематичность. Эффективность физической нагрузки во время игры, т.е. ее влияние на организм ребенка, во многом определяется системой и последовательностью воздействий нагрузочных требований.

3.Постепенность. Это правило выражает общую тенденцию систематического повышения нагрузочных требований. Значительных функциональных перестроек в сердечнососудистой и дыхательной системах можно добиться в том случае, если нагрузка будет постепенно повышаться. Следовательно, необходимо найти меру повышения нагрузок и меру длительности закрепления достигнутых перестроек в различных системах организма. Используя метод равномерного упражнения, необходимо определить интенсивность и продолжительность нагрузки [3].

Подвижная игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств, одним из которых является выносливость. Выносливость как способность к длительной мышечной работе небольшой интенсивности позволяет укрепить организм ребенка и, в первую очередь, сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную системы, что оказывает благоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье ребёнка, в целом способствуя его всестороннему гармоническому развитию. Развитие выносливости помогают детям научиться преодолевать возникающие трудности, мобилизовать себя, доводя начатое дело до конца: умение управлять собой положительно отражается на успехах ребенка в школе. Развитие выносливости у детей в дошкольном возрасте имеет ряд особенностей и закономерностей, которые определяются морфологической, функциональной зрелостью детского организма, своеобразием реагирования на физическую нагрузку. Главная задача при развитии выносливости у детей дошкольного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения общей выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в программах физического воспитания.

Таким образом, игра является ведущим видом деятельности дошкольника, она понятна и доступна ему. С помощью подвижных игр мы можем развивать физические качества у детей, в том числе и выносливость.

На основе вышесказанного нами были выделены педагогические условия проведения подвижных игр для развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста:

нагрузочные требования должны соответствовать возможностям детей дошкольного возраста;

системность и последовательность воздействий нагрузочных требований;

постепенность повышения нагрузочных требований.

Картотека, включающая 30 подвижных игр для развития выносливости у детей, представлена в виде карточек-заданий. (И.М. Коротков, В.Г. Яковлева и др.)[4]

1.Подвижная игра «Пустое место»

Цель: развитие выносливости, ловкости, быстроты.

Играющие стано-вятся в круг, положив руки на пояс, получаются окошки. Выбирается один водящий.

Водящий ходит сзади круга и говорит:

Вокруг домика хожу

И в окошечко гляжу,

К одному я подойду

И тихонько постучу.

После слова постучу, водящий останавливается, заглядывает в «окошко», против которого остановился, и говорит: «Тук, тук, тук». Стоящий впереди спрашивает: «Кто пришел? «Водящий называет имя. Стоящий в кругу спрашивает: «Зачем пришел?». Водящий отвечает: «Бежим вперегонки», оба бегут вокруг играющих в разные стороны. В кругу детей остается пустое место. Тот, кто добежит до него первым, остается в кругу, опоздавший становится водящим.

Ведущий дви-гается, когда говорят слова.

Нельзя начинать бежать раньше слов «Бежим вперегонки»

При беге нельзя толкаться.

2.Подвижная игра «Бездомный заяц»

Цель: развитие ловкости, выносливости, гибкости.

Читайте также  Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста диплом

Готовятся дома, раскладываются обручи в разных местах зала. Выбираются два водящих «волк», «бездомный заяц».

Играющие, кроме двух водящих, становятся в обручи, расположенные в разных местах площадки. Один из водящих — «волк», другой — «бездомный заяц». Заяц, спасаясь от преследования, забегает в любой «дом». Игрок, к которому забежал бездомный заяц, лишается места и сам становится бездомным зайцем, начинает бежать от волка. Если волк запятнает зайца, они меняются ролями.

1. Вставать можно в любой обруч.

2. Волк должен коснуться зайца рукой, а не хватать его.

3.Подвижная игра «Пожарные на учении»

Цель: развитие выносливости, силы, техники лазанья, построение в колонну.

На расстоянии 5-6 шагов от гимнастической стенки воспитатель проводит черту. Дети строятся лицом к гимнастической стенке в колонны. Напро-тив каждой колонны на одной высоте вешаются на гимнастической стенке колокольчики.

По сигналу воспитателя «раз, два, три – беги» первые в колонне бегут к гимнастической стенке, влезают на неё и звонят, затем они возвращаются в колонны. Игра продолжается до тех пор, пока дети, стоявшие в начале игры первыми, вновь не окажутся на черте. Выигрывает та колонна, которая больше раз, успела позвонить первой.

Бежать можно только после сигнала воспитателя «беги».

Слезать только с райки на рейку. Нарушившим это правило, выигрыш не засчитывается.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанный комплекс подвижных игр и методические рекомендации могут быть использованы в практической деятельности педагогов дошкольного образования для развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа, URL: http://www.consultant.ru.

2.Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа, URL: http:// минобрнауки.рф.pdf

3.Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебн. Пособие для студ. Высш. Учебн. Заведений.- 2-е изд., испр. и доп / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов.- М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 480 с.

4.Коротков, И.М. Подвижные игры для детей / И.М. Коротков. – М: Просвещение, 2014. – 261 с.

Развитие выносливости у старших дошкольников
консультация по физкультуре (старшая группа) по теме

Сунгатуллина Римма Рафаезовна

Правила развития общей выносливости у детей лошкольного возраста. Создание условий для развития выносливости Формы работы по развитию выносливости у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_vynoslivosti_u_starshikh_doshkolnikov.docx 19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие выносливости у старших дошкольников

Главная задача при развитии выносливости у детей дошкольного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения программах физического воспитания.

Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения, выполняемые в аэробном режиме. При этом придерживаются следующих правил [4, с. 227];

1. Доступность. Сущность правила заключается в том, что нагрузочные требования должны соответствовать возможностям занимающихся. Учитываются возраст, пол и уровень общей физической подготовленности. В процессе занятий после определенного времени в организме человека произойдут изменения физиологического состояния, т.е. организм адаптируется к нагрузкам. Следовательно, необходимо пересмотреть доступность нагрузки в сторону ее усложнения. Таким образом, доступность нагрузки обозначает такую трудность требований, которая создает оптимальные предпосылки воздействия ее на организм занимающегося без ущерба для здоровья.

2. Систематичность. Эффективность физических упражнений, т.е. влияние их на организм человека, во многом определяется системой и последовательностью воздействий нагрузочных требований. Добиться положительных сдвигов в воспитании общей выносливости возможно в том случае, если будет соблюдаться строгая повторяемость нагрузочных требований и отдыха, а также непрерывность процесса занятий. В работе с начинающими дни занятий физическими упражнениями по воспитанию выносливости должны сочетаться с днями отдыха. В случае использования бега он должен сочетаться с ходьбой, т.е. ходьба здесь выступает как отдых перед очередным бегом.

3. Постепенность. Это правило выражает общую тенденцию систематического повышения нагрузочных требований. Значительных функциональных перестроек в сердечно-сосудистой и дыхательной системах можно добиться в том случае, если нагрузка будет постепенно повышаться. Следовательно, необходимо найти меру повышения нагрузок и меру длительности закрепления достигнутых перестроек в различных системах организма. Используя метод равномерного упражнения, необходимо прежде всего определить интенсивность и продолжительность нагрузки.

В дошкольном возрасте энергетические ресурсы организма расходуются. на возрастное развитие, поэтому слишком большая нагрузка может повредить процессам роста. У ребенка следует постепенно воспитывать общую выносливость, т. е. выносливость в продолжительной работе умеренной интенсивности, повышающей функцию основных систем организма.

Е. Н. Вавилова считает, что в беге необходима хорошая координация движений рук и ног, правильная осанка, целесообразная в зависимости от вида бега постановка ноги на опору. Многократное повторение отдельных циклов (толчка, полета и приземления) позволяет совершать бег длительное время, не испытывая перенапряжения, развивая выносливость [2, с. 35].

Дети дошкольного возраста обладают большими возможностями в проявлении общей выносливости. Уровень развития этого качества у детей зависит от возраста, пола и степени подготовленности. По данным В. Г. Фролова, целесообразным для воспитания общей выносливости является бег со средней скоростью, бег трусцой, продолжительное выполнение подскоков и прыжков [16, с. 97].

Основной формой развития выносливости у детей дошкольного возраста являются систематические занятия на свежем воздухе, основное содержание которых составляют 2-3 подвижные игры. В этих играх половина времени уделяется бегу, чередующемуся с ходьбой, общеразвивающими упражнениями, лазаньем и метанием.

Для развития выносливости полезен бег в равномерном медленном, темпе. Он используется в работе с детьми всех возрастных групп. Для детей старших групп продолжительность бега составляет 2-3 мин. Этот вид бега применяется в упражнениях и играх с ярко выраженной непрерывной двигательной активностью. Целесообразно использовать длительный медленный бег на воздухе, включая его в подвижные игры.

С детьми 5-6-летнего возраста ведется специальная работа над развитием у них двигательных качеств быстроты и выносливости, для чего увеличивается длина беговых дистанций. Дети соревнуются в беге на скорость на дистанции 20-30 м или повторяют 3-4 раза быстрый бег на 10 м.

У детей 6-7-летнего возраста расширяются возможности воспитания выносливости. Детям предлагают пробегать в среднем темпе по пересеченной местности дистанцию 200-300 м. Бег в чередовании с ходьбой на отрезках пути по 100-150 м повторяется 3-4 раза. Закрепляется умение бежать медленно в невысоком темпе в течение 2-3 мин. По возможности надо чаще использовать бег босиком по песку, мелкой воде, земляным и травянистым дорожкам с поворотами и уклонами, убедившись в отсутствии предметов, могущих привести к травмам. С целью воспитания выносливости более продолжительным становится бег в медленном темпе — до 1,5-2 м/с. Воспитатель вначале сам показывает, как бежать в медленном темпе, а затем кто-либо из детей демонстрирует свое умение равномерно и неторопливо бежать. Медленный бег целесообразнее проводить в естественных условиях на воздухе [4, с. 228].

В ДОУ должны быть созданы благоприятные условия для организации двигательной активности детей. Мебель и оборудование размещены так, чтобы была достаточная площадь для бега, игр с мячами и других движений. Дети должны быть обеспечены в достаточном количестве игрушками и пособиями, стимулирующими двигательную деятельность.

Расположение игрушек и пособий также должно быть продумано. Для детей основной вид деятельности — игра. Поэтому при составлении плана нужно более эффективно использовать подвижные игры, которые не только стимулируют двигательную деятельность ребенка, но и способствуют развитию выносливости.

Наиболее приемлемыми для детей являются игры с простым и доступным сюжетом, а также игровые упражнения, основанные на выполнении конкретных двигательных заданий. Эти задания в играх и игровых упражнениях должны подбираться с таким расчетом, чтобы они соответствовали возможностям дошкольников.

Лучшее средство развития выносливости в дошкольном возрасте – продолжительный бег в невысоком темпе. В работе можно использовать такие игры:

Игра «Смена лидеров». Всю группу детей разделить на 3 – 4 подгруппы, равные по силам. Дети получают задание пробежать указанную дистанцию. По сигналу воспитателя впереди бегущий ребенок (лидер) замедляет темп и пропускает вперед (справа от себя) всю группу бегунов, после чего пристраивается сзади бегущих товарищей. По новому сигналу снова происходит смена лидеров. Интервалы смены лидеров воспитатель определяет сам и объявляет детям. Воспитатель заранее устанавливает и темп бега для каждой группы, который должен быть легко доступным для детей. Дети склонны переоценивать свои возможности и часто превышают скорость бега. Поэтому необходимо следить за темпом детей. Важно, чтобы каждый ребенок обязательно побывал в роли лидера.

В игре «Следуй за мной» на ряду с развитием выносливости вырабатывается умение изменять темп бега.

В группе из 5 человек назначается старший – ведущий бег. Дети бегут на дорожке в темпе, предложенном старшим группы. Бегуны не имеют право обгонять его, строго следуют за ним, в точности изменяя темп и ритм бега. Время бега определяется воспитателем в зависимости от подготовленности детей. Если общий темп бега излишне завышен, воспитатель устанавливает должный темп.

Игра «Круговорот». Детям, построенным в колонну по 7 – 8 человек, предлагают бежать по дорожке в заданном темпе. Каждый последний бегун должен выходить вперед, чтобы вести бег. Каждый раз, когда последнему ребенку нужно выйти вперед, он должен выполнить ускорение.

В результате этих и других игр повышается уровень развития выносливости у детей.

Таким образом, выносливость — это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Главная задача при развитии выносливости у детей дошкольного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения программах физического воспитания.

Список использованной литературы

1. Вавилова, Е.Н. Учите прыгать, бегать, лазить, метать / Е.Н. Вавилова — М.: Просвещение, 1993 – 174 с.

2. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А.В. Кенеман. — М.: Просвещение, 1980.- 450 с.

3. Кудрявцев, В.Т. Развивающая педагогика оздоровления / В.Т. Кудрявцев.- М.: Аркти, 2000. – 150 с.

4. Полтавцева, Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве- М.: Просвещение, 2005 — 320 с.

5. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду / М.А. Рунова — М.: Академия, 2000. – 125 с.

6. Фролов, В.Г. Физическое воспитание детей школьного возраста: пособие для учителей / В.Г. Фролов — М., 1991. – 240 с.

7. Шаханова, А. Онтогенетические особенности формирования психофизиологических механизмов роста, развития и адаптации детей в условиях вариативных образовательных сред/ А.Шаханова // Валеология. — 2002. — №3. – С. 20-21.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие лексики у старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием дидактических игр и упражнений на основе предметно – средовой модели

Предметно – средовая модель, как средство развития лексики у старших дошкольниковс задержкой психического развития.

Речевое развитие: Опыт работы педагога Семеновой Веры Сергеевны на тему: «Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картинам художников»

ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГАТема: «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНАМ ХУДОЖНИКОВ».

Фонопедический метод развития голоса как один из способов развития вокального музицирования старших дошкольников

В данной разработке рассматриваются вопросы использования, внедрения фонопедических упражнений в музыкальные занятия ДОУ. Данные упражнения являются здоровьесберегающей технологией, а потому их исполь.

Конспект родительского собрания в старше-подготовительной группе с использованием ИКТ на тему «Развитие связной речи старших дошкольников»

Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.План:1. Вступительное слово педагога.2. Просмотр презентации.3.

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в старшей группе на тему «Развитие речи детей старших дошкольников» (с использованием народного творчества)

Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей с применением устного народного творчества.

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Развитие речи детей старших дошкольников»

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе«Развитие речи детей старших дошкольников&raquo.

План по самообразованию воспитателя старшей группы Савиной Елены Игорьевны «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ». 2018-2019 учебный год.

Развитие выносливости детей старшего дошкольного возраста средствами игровых приемов

Физическое воспитание занимает важное место в общей системе всестороннего развития ребенка. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья растущего человека, формируются физические возможности и способности, воспитывается характер. Физическое воспитание предусматривает поддержание у ребенка бодрого настроения, совершенствование всех функций организма, формирование основ физической культуры при выполнении физических упражнений, в повседневной жизни, подвижных и спортивных играх.

Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться.

Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей дошкольного возраста в последние годы свидетельствует о тревожных тенденциях. Причины этого кроются в современном образе жизни дошкольника. Психологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений – снижение двигательной активности детей, а для ребенка-дошкольника потеря в движениях – это потеря в здоровье, развитии, знаниях. Если учесть, что двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса.

Изложенные в ФГОС ДО требования к физическому развитию современных малышей достаточно высоки. О такой образовательной деятельности как физическое развитие в этом документе говорится следующее: «Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе, связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)».

Вопрос соответствия уровня физического развития современных дошкольников стандартом обозначает проблему активного включения детей в спортивную деятельность, которая должна стать нормой для каждого растущего человека. Спорт требует значительных усилий, ежедневной работы над собой, формирования привычки к спортивным занятиям. Каждому ребенку предстоит добиться выполнения спортивных нормативов для своего возраста. Решение данной проблемы возможно через развитие интереса к спорту.

Занятия физической культурой и спортом помогают детям осознавать ценность здорового образа жизни. Спортивная игровая деятельность формирует у ребят увлечённость спортом. Спортивные игры способствуют улучшению физического развития и физической подготовленности, командной сплоченности.

Как от воспитателя в детском саду, учителя в школе, так и от тренера-преподавателя в СДЮШОР напрямую зависит развитие ребенка, динамика его успешности в освоении того, чему он учится.

Джиу-джитсу – один из древнейших видов боевых искусств, философия которого базируется не на физической силе, а способности одолеть противника с помощью специальных приемов (бросков, ударов, захватов и т.д.), поэтому джиу-джитсу активно позиционируется как эффективное средство самообороны.

Главное средство развития выносливости в занятиях с детьми самого юного для этого вида спорта возраста – подвижные игры. Для обеспечения технической и физической подготовки начинающих спортсменов тренер применяет упражнение в комплексе, который сочетается с проведением игр и игровых упражнений. Выполнение упражнений, направленных на развитие выносливости и быстроты, тренер применяет в начале основной части урока после разминки, когда степень возбуждения центральной нервной системы оптимальна и способствует усвоению двигательных навыков, наиболее трудных по координации. После этого включаются игровые упражнения, способствующие закреплению этого качества.

В работе с начинающими спортсменами уделяется большое внимание акробатике, направленной, с одной стороны, на координационные, специфические требования выполнения технических действий, с другой, – на обеспечение определенных навыков самостраховки.

Обучение технике джиу-джитсу на этом этапе подготовки носит ознакомительный характер. Тренер осуществляет обучение базовым элементам: способам выведения из равновесия, формам и захватам соперника, технике прямых ударов руками и ногами, используя игровые приемы, комплекс подвижных спортивных игр, формируя и развивая необходимые для спортсмена физические качества, в числе которых выносливость имеет первостепенное значение.

На протяжении спортивно-оздоровительного этапа подготовки в возрасте 6-7 лет начинающие юные спортсмены осваивают новые для них подвижные игры и игровые приемы. В центре внимания подвижных игр на этом этапе стоит овладение предметом и способом действия с ним, то есть выполнение тактических действий, и взаимодействие с противником через выполнение технических действий.

1. «Бой петушков» – спортсмены, согнув ногу в колене и скрестив руки на груди, сталкиваются с целью заставить друг друга потерять равновесие.

2. «Бой уток» – согнув одну ногу в колене и удерживая ее разноименной рукой за спиной, спортсмены сталкиваются с целью заставить друг друга потерять равновесие и отпустить ногу.

3. Переталкивание – упершись грудью в грудь (голова сбоку, руки за спиной), спортсмены стараются оттеснить друг друга из заранее намеченного круга.

4. Перетягивание с вожжами – соединив три пояса от кимоно в одну петлю и продев их через шею под плечи (как при игре в лошадки), спортсмены стараются перетянуть друг друга за заранее намеченную границу.

5. Перетягивание с вожжами в партере – то же самое, что и в стойке, но при этом спортсмены упираются в ковер руками и стопами.

6. Борьба за отрезок каната – спортсмены пытаются отнять друг у друга отрезок каната длиной 40 см.

7. Борьба за набивной мяч – спортсмены в партере лицом друг к другу пытаются завладеть мячом, обхватив его руками.

8. Осаливание – задача каждого из спортсменов, стоящих лицом друг к другу, – наступить на стопу партнера и в то же время не дать наступить на свою.

9. Борьба на одной ноге – один из спортсменов дает захватить свою ногу и просовывает ее между ногами партнера, захватывая при этом его плечо и запястье; задача партнера – перевести своего противника в партер любым разрешенным способом, а тот должен устоять на одной ноге, при возможности освободить захваченную ногу или контратаковать. Время выполнения – 20-30 с.

Также юные спортсмены должны познакомиться с техникой нескольких видов спорта: легкой атлетики, акробатики, игровых и единоборных видов спорта.

Начинающих спортсменов необходимо приучить посещать соревнования различного уровня, изучать техническую и тактическую подготовленность будущих спортсменов, следить за действиями судей, их реакцией на действия спортсменов, просматривать видеозаписи соревнований по джиу-джитсу. Так закладывается спортивный стержень юного спортсмена.

В заключении можно отметить, что развитие выносливости детей старшего дошкольного возраста средствами игровых приемов, безусловно, эффективно.

Список литературы

1. Булкин В. А. Основные понятия и термины физической культуры и спорта [Текст]: Учебное пособие / Булкин В.А. – СПб.: СПбГАФК, 1996. – 47 с.

2. Вавилова Е. Н. Учить бегать, прыгать, лазать, метать. [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада / Е.Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с.

3. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость [Текст] / Е.Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 2012. – 98 с.

4. Веракса Н. Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: 2016. – 304 с.

5. Волков Л. В. Физические способности детей и подростков [Текст] Л. В. Волков. – Киев: Здоровье, 2013. – 177 с.

6. Воротилкина И. М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении [Текст]: метод. пособие / И. М. Воротилкина – М.: Изд-во НУ ЭНАС, 2014. – 144 с.

7. Детские подвижные игры / под ред. Е. В. Конеевой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 251 с.

8. Джиу-джитсу: примерные программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ/Всероссийский Научно-исследовательский институт физической культуры и спорта (ВНИИФК) и Российская федерация джиу-джитсу (РФД). М.: Спортлит, 2008. – 92 с.

9. Захаров Е. Н., Карасев А. В., Сафонов А. А. Энциклопедия физической подготовки: Методические основы развития физических качеств / Под общей ред. А. В. Карасева. – М.: Лептос, 1994. – 368 с.

10. Максимов Д. В. Физическая подготовка единоборцев. Теоретико-практические рекомендации/Максимов Д. В., Селуянов В. Н., Табаков С. Е. – М.: ТВТ Дивизион, 2014. – 160 с.

11. Лях В. Л. Развивать координационные способности [Текст] / В. Л. Лях // Дошкольное воспитание. 1991. – № 7. с.16-19.

12. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада/ Е. А. Тимофеева. – М.: Просвещение, 2014. – 96 с.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.– М; Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: