Развитие восприятия цвета детей дошкольного возраста

«Красный, жёлтый, голубой»: развиваем цветовосприятие у детей

Ц вета – это волны, определяемые нашим глазом и мозгом и преобразованные в ощущения. Это носители информации, символы своеобразной знаковой системы. Способность определять и называть цвета и их оттенки, отделять цвет от предмета, окрашенного в него, дана только высокоорганизованному человеческому мозгу.

Детство — это яркие цвета: радуга, жёлтое солнце, зелёная трава, голубое небо, красный мяч. Детство — это половая идентификация в обществе и самоидентификация ребёнка: розовые и голубые коляски, шарики, комбинезончики. «Я не надену эти сапожки, они девчачьего цвета». «Хочу розовое платье, как у принцессы». А ещё «Какая красивая игрушка!» — потому что красочная, яркая.

Шар в цитате перед статьей «презелёный» — значит, насыщенного цвета. В одном предмете — шаре — ребёнок видит все базовые цвета спектра: синий, зелёный и красный (RGB: red, green, blue). Получается, что малыши понимают окружающий мир и его краски несколько иначе, чем взрослые.

Каждому возрасту и полу — свой цвет?

Восприятие цвета – важнейшая ступень сенсорного развития ребёнка, его мозговой деятельности. Это не так просто – признать расцветку как свойство предмета, назвать её и узнать в другом предмете. Известно, что новорождённый примерно до полутора месяцев не различает цвета и формы окружающей среды. Он видит всё в чёрно-белой гамме и расплывчато.

Когда малышу исполняется сорок пять дней, мир для него меняется. Вблизи (около 30 см) он начинает видеть красное и жёлтое, тянется к погремушкам этих оттенков. Он видит только цветовое пятно — яркое, но нечёткое. При этом бывает, что не представляющая эстетической ценности игрушка странного цвета становится у него любимой. Полугодовалый малыш видит красивыми также синий и зелёный. К году интересным становится, например, фиолетовый или розовый. Все эти самые яркие из существующих цветов и их появление в жизни – огромное впечатление, поэтому дети чаще всего называют синий или красный, жёлтый или зелёный любимыми.

Двухлетний малыш способен различать основные цвета, в три-четыре года – с оттенками. В пять-семь лет нужно избавляться от шаблонов восприятия «трава зелёная, солнце жёлтое», развивая и углубляя знания об оттенках и, вместе с тем, о мироустройстве. Необходимо помочь ребёнку понять различия, например, между красным, оранжевым и жёлтым, а также объяснить и показать, какие цвета образуются при смешивании с другими.

Есть тона одних и тех же цветов. Доказано, что мальчики предпочитают более тёмные тона, девочки – более светлые. Кроме того, исследования показывают, что девочкам нравится розовый, нежно-голубой и фиолетовый, мальчикам – синий, зелёный, чёрный. Врождённая эта любовь или культурно обусловленная и навязанная – сложно сказать. Скорее всего, здесь играют роль оба фактора, ведь в живой природе петухи, павлины, селезни ярче окрашены, чтобы привлечь самку, которой эта яркость, очевидно, нравится. Так что дизайнеры и маркетологи по-своему правы, разграничивая цветовые предпочтения мальчиков и девочек и предлагая рынку разные варианты цвета одежды, игрушек, аксессуаров.

Цветовое развитие детей

Жанна Кириллова, детский психолог, отмечает: «Основоположник научной педагогики в России Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что «дитя мыслит формами, красками, звуком, ощущениями».
Цвет — одна из первоначальных характеристик, которую начинает различать ребёнок после рождения. В жизни маленького человека цвета — одно из самых богатых и уникальных украшений его жизни. Развитие цветовосприятия, знакомство с оттенками помогает малышу более полно и тонко воспринимать предметы, явления, способствует развитию мышления, наблюдательности, обогащает его речь».

Более тёмные и более светлые оттенки одного цвета становятся ясны ребёнку после четырёх лет — так считает большинство исследователей. Другие говорят, что дети способны и раньше улавливать детали, если не перегружать их картину мира исключительно пестротой и называть оттенки цветов в игровой форме примерно с двух лет, проговаривать цвета окружающего мира. Эстеты могут попробовать даже обсуждать картины мастеров изобразительного искусства. Интересно, что самым сложным по восприятию для дошкольников оказывается голубой цвет, а простыми и любимыми – красный, зелёный, жёлтый и даже чёрный.

Различные цвета не только вызывают эмоции, но и способствуют развитию творческого начала. Наблюдение и выделение цвета – первый шаг к рисованию, даже у профессиональных художников, не то, что у малышей.

Считается, что определённо окрашенные предметы помогают или мешают сосредотачиваться. Красные игрушки облегчают запоминание, синие — развивают творчество. Поэтому психологи советуют обогащать опыт мальчиков и девочек в плане палитры, не ограничивать их, развивать полноценно.

Психолог Макс Люшер считал красный усиливающим волю, жёлтый – надежду, весёлость, оранжевый – активность, синий — придающим уверенность, спокойствие, зелёный – работоспособность. Получается, что зелёный хорош в рабочем пространстве и закрытых помещениях, чтобы не давать «давления», в отличие от красного. Сферу психики раскрывают фиолетовый, серый, коричневый, чёрный. Цвета и их оттенки способны даже корректировать поведение, если подобраны верно.

Любовь Тапкова, детский психолог, корректолог: «Оттенки синего в интерьере, такие как глубокий фиолетовый и голубой, помогают детям сосредотачиваться, они нужны для сна, помогают гиперактивным малышам прийти в равновесие. Розовый должен быть мягкий, холодный, чтобы успокаивать, а не ярко-розовый, красноватый. Сложно подобрать правильный зелёный – лучше его оставить для игровых и рабочих зон. Коричневый, такой деревянный цвет, стабилен, но несколько угнетает. Вообще не надо увлекаться белым, чёрным и серым, я считаю, он может использоваться только в деталях. Эти цвета угнетают, наводят скуку, тоску, даже одиночество».

Как играть и как учиться

Отличный вариант сенсорного знакомства с цветами – пальчиковые краски. Ребёнок может рисовать ладонями, пальцами, стопами. Это так здорово для него – прощупать границы своего воображения, быть смелым и самостоятельным. Разложите старые обои или ватман прямо на полу или клеёнку и дайте свободу творчества. Страх ребёнка сделать это – вот сигнал для чутких родителей.

Жанна Кириллова, детский психолог: «Способы обучения цвету: для младенца — это игрушки, для ребёнка постарше — комментарии близких о названии цветов и демонстрация примеров. Затем соотношение цвет-предмет (травка зелёная, снежок белый), подбор такого же цвета (найди два одинаковых шарика), различие цветов (какой предмет отличается от других по цвету), затем выбор по образцу и собственно названия цветов. Обучение важно в любом возрасте, сначала оно минимальное, но оно тоже важно. Развитие цветовосприятия, знакомство с цветами помогает малышу более полно и детально воспринимать предметы, явления, способствует развитию мышления, наблюдательности, обогащает его речь».

Мария Монтессори много пишет о развитии цветовых ощущений. Существуют карточки с цветом на одной стороне, с надписью, что за цвет – на другой. Их много, около 100 штук. Интересно придумывать свои расцветки, это очень развивает – из разряда «презелёный красный шар».

В какие ещё игры поиграть? Нарезать цветных кружочков нескольких цветов. Постепенно добавляя новые цвета, попросить ребёнка разложить по группам. Можно также изменять размеры кружочков.

Любимой игрой может стать сортировка бусин по цветам, из них же делаем украшения для себя, мамы или куклы.

Сортируем также машинки, кукол по цветам. Или, расставляя на столе базовый набор игрушек, раздаём им соответствующие цветные палочки.

Если что-то не так

Дальтонизм – это цветовая слепота, невозможность отличать, чаще всего, зелёный и красный цвета. В большинстве случаев это наследственная особенность, практически всегда передаётся от матери-носителя гена к сыну. Но при этом люди, которые с трудом отличают красный и зелёный или не отличают вовсе, могут видеть множество других тонкостей, например, оттенки цвета хаки, одинаковые для людей с обычным зрением. Бывает, что дальтонизм с возрастом прогрессирует, и человеку становится сложно различать синий и жёлтый. Самая тяжёлая и редкая форма болезни – полное отсутствие цветного зрения.

Дальтонизм в обычном виде не так страшен, дальтоники легко получают права практически в любой стране мира. Только несколько профессий закрыты для них, например, водитель поезда, в остальном же они живут полноценной жизнью и работают без ограничений почти в любой сфере.

Разноцветное детство

Вот ведь интересно, такая заурядная мелочь – цвета и краски, но именно они создают лучшие впечатления детства и жизни: яркий осенний листопад, светящийся от белизны снег и зелёная елка с красочными огоньками, свежая весенняя зелень, глубокое синее море, разноцветные оттенки заката и фантастическая радуга. Красивая кукла или машинка запомнятся на всю жизнь, потому что самые яркие. Прекрасное белое платье снежинки, почти как у невесты, строгий чёрный костюм первоклашки – всё это демонстрирует ребёнку мир, особенности культуры. Цвет – это важно. Пусть детство будет разноцветным и насыщенным, а значит, счастливым.

ФОРМИРОВАНИЕ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ И ЦВЕТОРАЗЛИЧИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная информация, и при речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета — красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляются зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно ребенку становится доступно все многообразие цветовых тонов спектра.

В три года дети знают названия двух-трех основных цветов, а узнают и соотносят четыре-пять цветов. Некоторые испытывают трудности в определении цвета предметов. Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо их дифференцируют, они обнаруживают тенденцию к замене названий промежуточных цветов спектра основными, вместо оранжевого — красный, желтый; вместо фиолетового — голубой, синий и т. п.; причем перенос этот не является стойким. Четырехлетние малыши часто не знают даже названий основных цветов, не узнают и не соотносят их. Все это говорит о том, что с детьми необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения. Ребенок нуждается в многообразии информации, но ее нужно вводить постепенно и гармонично, она должна соответствовать возрасту малыша и его индивидуальности. При работе над цветовосприятием и цветоразличением необходимо исключить хаотичные цветовые и световые эффекты, так как психика ребенка может не выдержать подобной информации, следствием чего могут стать неврозы. Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребенка к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь. Таким образом, путь знакомства детей с цветом — это путь непосредственного восприятия окружающего мира, в единстве со словом, его обозначающим. Ребенок, по выражению К. Д. Ушинского «Мыслит формами, красками, звуками, ощущения вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия.

Читайте также  Развивающие книжки детей 1

Развитием цветоразличения и цветовосприятия у детей должны заниматься не только педагоги, но и родители. Следует уделять внимание воспитанию правильной эстетической оценки цвета и цветовых отношений окружающих предметов. При работе над цветовосприятием и цветоразличием надо учитывать, что в дошкольном возрасте дети, как правило, связывают цвет с образом предмета: зеленый — трава, елочка; желтый — солнышко, цыпленок; красный – клубника, синий — море и. т. д. Поэтому, при работе по развитию цветовосприятия, главное — использование естественных форм.

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и размера, прежде всего тем, что оно может осуществляться только при помощи зрительной ориентировки. Иными словами — цвет обязательно нужно увидеть. Вначале, при определении цвета, большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинаковость или различие. При этом он может еще не владеть восприятием цвета, но видеть, что цвета одинаковые или разные. На этом этапе работы можно рекомендовать задания типа: «Подбери к каждой чашке блюдце такого же цвета», «Посади каждую бабочку на цветок такого же цвета» и т. д. Когда ребенок научится определять сходство и различие цветов при их непосредственном контакте, то есть путем приложения или наложения, можно переходить к выбору по образцу — к настоящему восприятию цвета, а затем и называнию цветов.

Игра -вот самый действенный способ изучить цвета.

1. Покажите детям те вещи, которые им особенно нравятся и называйте цвет.

2. Сравнивайте предметы. Например, наша машина зелёная, как травка.

3. Обязательно объясняйте ребёнку, что один и тот же предмет бывает разного цвета: яблоко бывает зелёное (покажите), а может быть и красным (как ягодка) и жёлтым (как солнышко).

4. А уж затем мы начинаем побуждать ребёнка к действию. –Принеси красную тарелочку, дай маме жёлтое полотенце…

5. Самостоятельно смастерите конфеты из цветной бумаги (красного, синего, зелёного и жёлтого цветов), положите их в вазочку и попросите ребёнка разложить их по коробочкам такого же цвета: красная конфета- в красную коробочку и т.д.

6. Проделайте всё это с прищепками: прикрепить зелёную прищепку к зелёной коробочке и т.д. Так вы задействуете мышление и мелкую моторику пальцев рук.

7. Обязательно рисуйте вместе. Можно взять трафарет или раскраску и дать ребёнку задание: закрась мяч синим цветом, солнышко- жёлтым…

8. В течение дня обращайте внимание только на один цвет. День синий, зелёный, красный… Предметы одного цвета, для закрепления вашему ребёнку большое подспорье.

Н е заставляйте ребёнка насильно. Вызывайте интерес с помощью песен, стихов, игр.

Развитие восприятия цвета детей дошкольного возраста

Восприятие — процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа.

Восприятие — это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств.

Восприятие — совокупность ощущений. Так, воспринимая свежее, ароматное, круглое, румяное яблоко, человек отражает в ощущениях его цвет, запах, ощущает его тяжесть, упругость, его гладкую поверхность.

Воспринимая что-либо, человек имеет в виду знакомое ему и относительно постоянное для данной категории вещей соотношение частей в целом.

Восприятие предмета как сложного объекта требует аналитико-синтетической функции коры. Предмет как целое должен быть выделен на фоне всех других вещей. Для этого предмет должен быть уже знаком человеку, должно быть известно слово, обозначающее этот предмет. Так слово, являясь названием данной конкретной вещи, дает человеку знание того, что он воспринимает.

Современная психология рассматривает восприятие не как процесс одновременного отпечатка воспринимаемого человеком предмета на сетчатке его глаза или в коре его мозга. Восприятие — это процесс, связанный по своему происхождению с внешним практическим действием (А.В.Запорожец). Причем это практическое действие не исчерпывается движением глаз или пальцев по воспринимаемому предмету.

Наблюдая развитие восприятия у детей дошкольного возраста, ученые выявляют сложность этой формы чувственного познания действительности. Споры о том, какой признак предмета является основным для его восприятия, продолжаются среди психологов и при обсуждении особенностей чувственного познания предметов детьми дошкольного возраста. При изучении восприятия дошкольников установлено, что цвет предмета является для ребенка опознавательным признаком лишь тогда, когда другой, обычно более сильный признак (форма), почему — либо не получит сигнального значения.

По мнению З.М.Богуславской, эти факты наиболее отчетливо выражены при восприятии ребенком незнакомых предметов. Огромную роль играет и задача, стоящая перед детьми. Если надо выложить из одноцветных фигур узор, дети ориентируются на форму, если надо «спрятать» цветную фигуру на аналогичном фоне, решающее значение приобретает цвет. Иногда дети ориентируются на оба признака одновременно.

Исключив «конфликтность» в предложенном детям — дошкольникам задании (или форма или цвет), С.Н.Шабалин показал, что уже дети младшего дошкольного возраста совершенно правильно ориентируются на форму предмета, данного в виде силуэта или даже контурно.

В предпочтении ребенком одного или другого признака предмета существенная роль принадлежит слову. Однако, у младших дошкольников форма слита с предметным содержанием, что подтверждается легким опредмечиванием любой новой, незнакомой ребенку формы. Так трех, четырехлетние дети, треугольник называют крышей, прямоугольник — окном; пяти, шестилетние дети могут выделить уже именно форму по сходству ее с определенным предметом. Они говорят, что круг похож на колесо, кубик на кусок мыла, а цилиндр — как будто стакан.

Узнав названия геометрических фигур, дети свободно оперируют соответствующими формами, находя их в знакомых им вещах. Они говорят, что дверь — это прямоугольник, колпак лампы — шар. Так форма становится «видимой», она приобретает для ребенка сигнальное значение и обобщенно отражается им на основе ее абстрагирования и обозначения словом.

Практик дошкольной педагогики, Наталья Валентиновна Нищева, говорит о том, что с первых дней жизни к ребёнку поступает колоссальная цветовая информация, и при нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определённой последовательности.

Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета — красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляется зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно ребенку становится доступно все многообразие цветовых тонов спектра.

Первое знакомство с красками — значительное событие в жизни ребенка. Сам вид красочных пятен, появляющихся на листочке, кажется чудом. Малыш увлекается, пробуя все цвета подряд, и не замечает, что его рисунок не изображает … ничего. Некоторые взрослые в шутку называют такие рисунки абстрактными.

К пяти годам, как только ребенок научился распознавать и называть цвета, это умение помогает ему усваивать новую информацию. Педагог обращает внимание на роль цвета в окружающей жизни. Цветовая окраска героев мультфильмов помогает распознавать врагов и друзей. А о мебели и нарядах Барби и говорить не приходится. Все эти цветовые нюансы не только работают на формирование цветового восприятия, но и дифференцируют детей по полу. Так девочки в числе наиболее приятных им цветов назовут розовый, красный, фиолетово — сиреневый. А мальчики отдадут предпочтение черному, коричневому и зеленому.

В области восприятия цвета эталонами служат так называемые хроматические («цветные») цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета (белый, серый, черный).

Хроматические цвета расположены в спектре в строгой последовательности от красного к фиолетовому. Смешение двух цветов, лежащих в спектре не подряд, дает промежуточный между ними цвет, а смешение соседних цветов — оттенок. Хроматические цвета делятся на две группы — теплых и холодных тонов. Каждый хроматический цвет или оттенок цветового тона имеет определенную светлоту и насыщенность. Светлота это степень близости данного цвета к белому, а насыщенность — степень ее чистоты.

Цвет как средство выразительности выполняет в детском рисунке смысловые функции. Младшему дошкольнику он помогает выразить эмоциональное отношение к образу. Старшие дети изображают различные цветовые оттенки предметов, придавая тем самым некоторую выразительность образам. И, наконец, в старшем дошкольном возрасте цветом дети начинают передавать настроение героев своих рисунков. Обычно дети используют яркую окраску, которая делает рисунок привлекательным.

Важную смысловую функцию несет окраска фона — она способствует передаче настроения, чувств маленького художника.

Н. П. Сакулина, Л. А. Раева в своих исследованиях показали, что очень важно обращать внимание детей на цветовое разнообразие мира (снег, как и небо, может быть и голубым, и серым, и сиреневым). В результате таких наблюдений, а также знакомства с произведениями известных художников ребёнок начинает использовать цвет более разнообразно, реалистично и выразительно. Он может использовать цвет и “подражательный”, близкий к реальному, и “неподражательный”. У ребёнка должно быть право выбора. Однако необходимо позаботиться о том, чтобы, выполняя рисунок, ребёнок не был равнодушен, чтобы тема волновала его, и тогда цвет, колорит детского рисунка будет выразительным.

Дети старшего дошкольного возраста уже могут:

· Постепенно вводить цветовые сочетания, начинать лучше с черно — белой гаммы (со временем ребенку самому захочется внести туда какой-нибудь контрастный цвет);

· Использовать сочетания ярких цветов, стараться, чтобы цвета были разные по тону;

· Сочетать яркие цвета, чтобы добиться цветовой гармонии. Выбор предпочтительного цвета определяется характером ребенка, зависит также от социального фактора.

Экспериментальное изучение цветовых предпочтений детей дошкольного возраста началось в XIX веке и первоначально было связано с проблемой возрастных границ способности цветоразличения. В обзоре К.В. Бардина приводятся результаты этих работ, и делается вывод об отсутствии какой — либо закономерности в цветовых предпочтениях детей: «…вообще не существует определенного порядка предпочтения цветов». [3,249] Мы не можем согласиться с таким выводом.

Экспериментальными работами по цветовым предпочтениям детей занимались следующие зарубежные авторы: У.Ю.Уффельман , У.А.Бине ,М.Шинн, У.А.Габбини ,Р.Мардсен , Ч.Майерс, Е.Вули, В.П.Бражас ,В.Прейер ,К.Валентайн, Р.Степлз, Базыма Б.А., Бардин К.В, Мухина В.С.

Р.Франсе в «Психологии эстетики», а также М.Сент — Джордж и В.Уолтон [58,39] делают вывод о «врожденности цветовых предпочтений детей». По данным зарубежных исследователей, дети в возрасте до 1 года независимо от национальности и места проживания обнаруживают одинаковые цветовые предпочтения: красный, желтый и оранжевый они предпочитают синему, зеленому и фиолетовому.

Любовь детей к цветам «активной стороны» проявляется в их рисунках. В работе В.С.Мухиной показано, что дети дошкольного и младшего школьного возраста чаще всего используют в своих рисунках цвета с характеристиками «яркий», «светлый», «чистый». Предпочтение их настолько выражено, что дети стараются использовать их при рисовании как можно чаще, что, в свою очередь, приводит, с точки зрения взрослого наблюдателя, к нереалистическому изображению (в терминологии В.С.Мухиной «неподражательный цвет»). Так возникают красные и желтые дома, самолеты, люди, деревья и т.д. Мрачные, холодные, темные тона используются детьми (особенно до 5 лет) только в тех случаях, когда взрослый просит их нарисовать нечто нелюбимое и неприятное для ребенка. При этом дети могут давать пояснения типа: «черное — грязное, — некрасивое».

Читайте также  Развитие ребенка в 1 месяц жизни

Несмотря на различия методологических подходов и методик исследования тенденция предпочтения детьми ярких и светлых стимулов проявляет себя постоянно [2,стр.122].

Г.Фрилинг и К.Ауэр, изучая цветовые симпатии людей в зависимости от их пола и возраста, выявили, что дети от 4 до 10 лет отдают предпочтения красному, пурпурному, розовому, бирюзовому и отвергают черный, темно — коричневый и серый. Причем в детском возрасте половые различия в цветовых предпочтениях не являются значимыми. Цветовые предпочтения детей авторы связывают с индивидуальными особенностями. «Очень живой и несобранный ребенок проявляет определенный интерес к красному; ребенок, склонный к фантазии, мечтательности, с открытой душой, но еще не способный к самостоятельным действиям из всех цветов использует при рисовании главным образом желтый» [57,стр.88].

От того, как грамотно педагог спланирует серию занятий по цвету, учитывая возраст, психологическое и эмоциональное состояние ребенка будет зависеть и результат. Свобода в использовании цвета, богатство колорита и сочетаемость его элементов в рисунке ребенка приходят с опытом, который в значительной мере приобретается в процессе обучения.

Воздействие ярких цветов не раздражает малышей, а даже успокаивает, позволяет ребенку чувствовать себя комфортно.

Основатель Вальдорфской школы педагогики Рудольф Штейнер советовал воспитателям использовать красный цвет для успокоения ребенка 3 — 4 лет [2,стр.123].

Восприятие цвета очень индивидуально. Особенности детского восприятия заключаются в том, что зрительный аппарат ребенка еще не достаточно сформирован, и оценки психического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно слиты с нравственными.

В художественной работе восприятие цвета у детей дошкольного возраста связано с понятиями «нравится — не нравится», «красиво — не красиво». Цветовое решение понравившегося в большинстве случаев сходно: цвета яркие и чистые, в разнообразном сочетании. Что не нравится и не красиво, изображается в рисунках небрежно, обязательно с предпочтением темных цветов.

Восприятие цвета у разных детей гораздо меньше различается, чем у взрослых, в силу чисто физиологических свойств зрения. Это легко подтвердить цветовыми тестами М. Люшера /известный врач, психолог, социолог. Разработал «Тест цветовых предпочтений», позволяющий на основе выбора ребенком цветов судить о его эмоциональном состоянии и отношении к происходящему/. Светлые тона и яркие цвета на подсознательном уровне кажутся более привлекательными для зрения. Темные — тревожными, несущими опасность. В процессе взросления ребенок под воздействием современной реальной жизни может изменить свои предпочтения к цветам. Это уже будет приобретенный опыт, что тоже вполне подтверждается тестами Люшера [5;стр.47].

Подобные факты дают нам основание считать, что нервная система здорового ребёнка нуждается в энергетическом воздействии длинноволновой части спектра (преимущественно); яркие, светлые оттенки оказывают на ЦНС влияние, без которого она обойтись не может. Дошкольник нуждается в многообразии информации, но ее нужно вводить постепенно и гармонично, она должна соответствовать возрасту малыша. При работе над цветовосприятием и цветоразличением необходимо исключить хаотические цветовые и световые эффекты, так как психика ребёнка может не выдержать подобной информации, следствием чего могут стать неврозы.

Цвета можно сравнивать с витаминами, необходимыми ребенку для роста и развития, и по аналогии с явлениями авитаминоза. Имеет смысл говорить о «цветовой депривации», которая может привести к задержкам и искажениям нормального хода развития нервно — психической деятельности ребенка [2,стр123].

Дошкольник, по мнению Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия.

Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь.

Таким образом, путь знакомства детей с цветом — это путь непосредственного восприятия цвета в связи с предметами и явлениями окружающего мира, в единстве со словом, его обозначающим.

Даже такой краткий обзор говорит о значении цвета в детских работах и позволяет судить, как важен и сложен мир цвета. Для педагога цвет становится одним из союзников по развитию внутреннего мира ребенка.

Развитие зрительного восприятия у дошкольников

Большая часть людей относится к визуалам – той категории человечества, которая воспринимает мир, прежде всего, глазами. Чем вызвано данное преобладание? Как протекает развитие зрительного восприятия у дошкольников, если в дальнейшей жизни у большинства из нас этот канал восприятия доминирует по отношению к другим?

Особенности развития зрительного восприятия в детстве

Зрительное и тактильное восприятие опережают в развитии другие познавательные процессы. Они начинают функционировать с первых дней жизни и уже в дошкольном возрасте приобретают характеристики управляемости и целенаправленности.

Зрительное восприятие

В раннем детстве ребенок воспринимает предмет по его отдельному наиболее яркому признаку. Переход на дошкольный этап развития совпадает с расширением зрительного восприятия. Взгляд ребенка охватывает все больше деталей и признаков объекта, попавшего в поле его внимания.

Это самый быстрый способ получения комплексного представления об окружающем, поэтому зрительное является ведущим видом восприятия в дошкольном возрасте.

Восприятие становится более точным и полным благодаря предметным действиям. Ребенок прикладывает друг к другу и примеряет детали, из чего получает первичные знания о размерах и формах.

Особенности зрительного восприятия у дошкольников основаны на том, что в этом возрасте еще только формируются эталоны, на которые ребенок ориентируется, познавая новый предмет.

Информация поступает из внешнего мира и разрастается как снежный ком. Дети оперируют тем, что уже знают, и непроизвольно структурируют то, что они наблюдают. Новые объекты и их свойства они соотносят с ранее знакомыми. Коробки и кубики напоминают им домик, все округлые предметы – мячик, а колечки – колесо.

То есть, происходит зрительное соотнесение с неким образцом, который ребенок непроизвольно выбрал в качестве мерки.

Также важнейшей особенностью данного вида восприятия является то, что зрительные перцептивные функции в детстве объединяют в себе действие других ориентировочных сигналов. Если взрослый определенно пожелает прислушаться к звукам природы, принюхаться к аромату фрукта, то дошкольник, без специального побуждения, только смотрит на все широко открытыми глазами.

Особенности восприятия изображения

На 3-ем году жизни формируются зрительно-двигательные координации более высокого уровня, чем те, которые проявляют малыши в раннем возрасте. Зрительные анализаторы обеспечивают сосредоточение и последовательное движение взора при рассматривании всего вокруг.

Чрезвычайно полезно рисование с детьми 3 4 лет. Глаза начинают управлять мелкими движениями руки, в результате чего ребенок способен не случайно, а целенаправленно нарисовать карандашом какие-то линии или завитки.

Первые изображения, с которыми имеют дело дети, являются свободной проекцией реальных предметов на плоскость. Они отражают зрительно воспринимаемый облик окружающих объектов.

Еще несколько месяцев – и зрительное восприятие порадует новым достижением. Младший дошкольник уже не только изобразит каракули, но и увидит в них знакомые ему образы. Это очень важный этап, потому что ребенок учится устанавливать связь изображения с настоящим предметом.

Прежде всего, дошкольник пытается передать в своем рисунке форму предметов. А вот цвет еще не завоевал столь важного значения, чтобы его реалистично передавать. Или наоборот: он находится вне конкуренции, и ребенок выбирает исключительно по своему усмотрению. Поэтому в детских рисунках сплошь и рядом наблюдаются красные деревья, синие дома и разноцветные человечки.

Цвет и размер изображений до старшего дошкольного возраста передает не реальные признаки, а отношение юного художника к тому, что он рисует. Любимая мамочка появится на листе наряженной в красные одежды, а изображение строгой воспитательницы – в черно-коричневых тонах. Это не означает каких-либо нарушений зрительного восприятия, так как дошкольник изображает свое комплексное представление и отношение к объекту.

Цветовосприятие у детей дошкольного возраста

Вряд ли у кого-то есть сомнения, что цвет – первый признак, бросающийся в глаза. Однако дети от рождения не наделены способностью цветоразличения. Восприятие цвета детьми происходит постепенно.

Цветовосприятие

На первом году жизни малыши осознают только отличительность расцветки одной игрушки от другой. О конкретных цветах они еще не знают.

Первые цвета, которые малыш различает и запоминает, – красный и желтый. К младшему дошкольному возрасту он уже знает оранжевый, зеленый и синий, но два последних может спутать, если ему показывать абстрактный предмет, а не известный образ. Елочку ребенок точно назовет зеленой, а с кружочком какого же цвета может ошибиться.

Пятилетние дети не только воспринимают всю палитру спектра, но и заинтересовываются различением цветовых оттенков. Такой интерес связан с развитием как цветовосприятия, так и речи. Ведь каждый оттенок имеет свое название, да еще так занятно образующееся: светло-коричневый, темно-синий…

Некоторые сложные оттенки дети начинают воспринимать не ранее старшего дошкольного возраста. К ним относятся бордовый, бирюзовый, горчичный, лиловый и др. Сложность вызывает как различение подобного цвета, так и вспоминание названия.

Средства развития восприятия цвета

Чтобы быстрее освоить с детьми дошкольного возраста цветовую палитру, проводите познавательные игры и упражнения. Вот несколько примеров:

  1. Превращение воды в разноцветную. Налейте воду в прозрачные стаканчики и вместе с ребенком придайте ей различные цвета, растворив немного краски. Получите разные оттенки одного цвета – от светлого к интенсивно насыщенному. Этот эксперимент станет для дошкольника незабываемым открытием и поможет понять закономерность получения оттенков.
  2. Создание модного гардероба для куклы. Озадачьте малыша желанием куклы иметь одежду или аксессуары одного цвета. Вместе подберите подходящий шарфик, заколку, ремешок и пр.
  3. Рисование с использованием выбранного цвета. Предложите нарисовать семью так, чтобы у каждого в наряде была деталь одного и того же оттенка.

Полезно практиковать соревнование, кто найдет больше предметов своего цвета. Например, ребенок выберет красный цвет, а вы – синий. Достаточно просто указывать на предмет соответствующего цвета, обнаруженного в непосредственном окружении. Не забудьте первый раз проиграть, чтобы не отбить охоту у ребенка упражняться в поиске соответствующих объектов.

Игры на развитие зрительного восприятия у дошкольников

Игра «Фотограф». Назначение: Развитие восприятия, наблюдательности и памяти.

Ход игры (желательно, чтобы принимали участие не менее трех человек). Два участника становятся друг против друга. Один из них выступает в роли фотографа, а другой – позирует для «снимка». «Фотографу» необходимо внимательно осматривать своего «клиента» в течение 1-1,5 минут. Отвернувшись, он описывает внешность и одежду своего партнера по игре. Третий участник отмечает, сколько деталей названо верно, и сколько допущено ошибок.

Игра «Цветное фигурное лото». Назначение: развитие зрительного восприятия, закрепление формы и цвета.

Ход игры. 1) Подготовьте набор из 35 геометрических фигур: круги, треугольники, квадраты, прямоугольники и овалы (для ведущего). Используйте для каждой фигуры все цвета радуги. 2) Сделайте несколько карточек, на которых изображены 5 перечисленных фигур, но окрашены в различные цвета. Дайте ребенку одну такую карточку, если он младший дошкольник, 2 – пятилетнему ребенку и 3 карточки, если играете со старшим дошкольником.

Читайте также  Развивающие игрушки для улицы своими руками

Игра состоит в том, что ведущий показывает одну фигуру, ребенок смотрит, есть ли у него изображение такой фигуры. Участник сообщает о найденном изображении (или его отсутствии), получает фигуру и кладет на соответствующее место. Дети постарше проговаривают: «Это овал синего цвета» и пр. В случае участия нескольких детей в игре обязательно определяйте победителя. Им станет тот, кто первым закроет все свои карточки.

Особенности восприятия и использования цвета детьми дошкольного возраста

Зрительные ощущения и восприятия цвета не только имеют боль­шое значение для познания и практической деятельности, но и слу­жат неисчерпаемым источником эстетических переживаний ребенка- дошкольника.

С раннего возраста дети способны не только вычленять цвет как свойство предмета, но и усваивать его основные свойства и при­знаки.

Наташа (1 г. 2 мес.) рассматривает цветные вагончики (карточки раз­личных по насыщенности и светлоте оттенков: локальный красный, светло- розовый, темно-красный). Педагог: «Наташенька, покажи, пожалуйста, где спрятался самый яркий вагончик?» Наташа показывает на локальный крас­ный цвет. «А где самый светлый?» И с этим заданием Наташа справилась очень быстро и легко. «А где самый темный?» Это задание также не вызвало затруднений.

На восприятие цвета, его свойства во многом влияет эмоциональ­ная окраска речи, которая как бы направляет ребенка в его выборе. Так как малыш очень отзывчив на интонационную выразительность речи, ему не сложно соотнести зрительную и словесную характери­стику цвету (оттенку). На первоначальном этапе овладения цвето­выми отношениями важно в комплексе задействовать все анализа­торы. Только в этом случае можно говорить о результативности сенсорного воспитания, которое лежит в основе творческого разви­тия дошкольников. Если не делать акцентов при восприятии тех или иных цветов (оттенков), то они для малыша долгое время не будут представлять никакого интереса. В раннем возрасте ребенок больше занимается бессознательным манипулированием предметами, худо­жественными материалами и инструментами. Но как только взрослый эмоционально раскрывает характер цвета, малыш благодаря своей природной чувствительности оказывается способным вычленить от­тенок по названному качеству.

Конечно, говорить об устойчивом цветовосприятии у детей ран­него возраста, не приходится. Но любое новообразование проявля­ется только в результате большой подготовительной работы. Так, чтобы ребенок научился самостоятельно смешивать цвета и осознан­но получать оттенки, необходимо создать условия для его экспери­ментов с цветом. Однако это должно быть не стихийное цветосмешение, а увлекательный, живой процесс, в результате которого будут рождаться образы, помогающие малышу освоить цветовое многооб­разие мира. Постепенно ребенок учится варьировать цвета, комби­нировать их сочетания, придавать цветовым пятнам образный ха­рактер. Удивительно, что малыши, которые имеют возможность познакомиться с цветом в раннем возрасте, быстрее переходят со стадии экспериментов на стадию изображения. Уже в два года они используют цвет целенаправленно, подбирая свои сочетания.

Ксюша (2 г. 3 мес.) в процессе рисования скрупулезно наносила аккурат­ные мазки черной, белой и синей краски на листок бумаги, потом пояснила: «Это ежик». Закончив рисовать ежика, который представлял собой пятно овальной формы, заполненное многослойными вертикальными и диагональ­ными мазками, она стала набирать на кисточку зеленую, желтую, белую краски, пояснив: «Вот травка светлая». Нанеся длинные мазки синей, фио­летовой и черной краской, частично перекрывая ежика, добавила: «А это темная травка». Педагог спрашивает: «Ксюша, а зачем тебе светлая и темная травка?» — «Чтобы ежик спрятался». На предложение педагога нарисовать цветочки, насекомых, Ксюша отвечала: «Нет», (цв. вкл. рис. 20)

Особенности восприятия детьми цвета

Рис. 20. Ксюша (2 г. 3 мес.). Ёжик

Таким образом, при педагогически верном руководстве дети к двум годам способны целенаправленно выбирать цвета для своей работы. Образы, которые они пытаются выразить в рисунке, пока еще мало чем напоминают реальные объекты и предметы, но это характерно для данной возрастной группы. Важно, что дети учатся не просто наносить некий контур будущего рисунка, который потом придумывают, как заполнить цветом, а, наоборот, сначала выбирают общее цветовое решение, которое помогло бы реализовать их замы­сел, а потом добавляют детали. Это важное качество, которое приу­чает детей к правильному выполнению рисунка: первый этап — фон, потом крупные объекты, затем детали. Контурный рисунок приводит к совершенно другим результатам, когда дети сначала рисуют главный объект, прорисовывая все детали и не всегда задумываясь о его рас­положении на листе, а потом дозакрашивают пространство вокруг него случайными цветами или теми, которые еще не использовались в рисунке.

Когда мы изучаем с детьми цвета, связывая их с определенной группой предметов, мы поступаем не совсем объективно, поскольку практически любой предмет может быть разных цветов, а не какого- то одного. А когда говорим малышу: «Посмотри, помидор крас­ный», — тем самым мы формируем некий цветовой стереотип. В этом случае ребенок всегда будет изображать помидор красным, а он бы­вает зеленого, желтого, красно-оранжевого, бурого цвета. Но об этом ребенок узнает гораздо позже, когда стереотип у него уже сформи­руется. Поэтому он будет продолжать рисовать помидор только крас­ным цветом, зная, что ему присущи и другие оттенки. Детям извест­но больше, чем они могут самостоятельно изобразить, поскольку им во многом мешают стереотипы, которые можно изменить только при оправданном вмешательстве педагога (словесное напоминание о многообразии цветов, показ картинок, фотографий и т.д.), причем в течение долгого времени. А ведь этого можно избежать, не упрощая того, что и так просто. Наша боязнь, что дети не поймут нас, об­условлена поверхностными представлениями об их возможностях и способностях. Поэтому знакомство с цветом происходит стихийно, после чего дети выбирают для рисунка только знакомые или любимые цвета. И многие педагоги не считают это неверным. Самый главный показатель развития для них — это знание ребенком красного, си­него, желтого, зеленого, оранжевого, фиолетового, белого, серого, черного, коричневого, розового, голубого цветов. А как быть с осталь­ными оттенками, которые присутствуют в окружающих предметах?

Если остановиться только на перечисленных цветах, то через не­которое время можно будет обнаружить в детских рисунках некую усредненность цвета в отображении предметов, объектов и явлений. Если дети не имеют опыта работы с какими-то оттенками, они их стараются не использовать. Еще Е. А. Флёрина указывала на ведущее значение цветового пятна в обучении детей рисованию. Ведь именно с цветового пятна начинается освоение детьми изобразительной гра­моты.

Справедливо также утверждение Т. С. Комаровой о том, что в мас­се своей дошкольники, как правило, не стремятся к разнообразному цветовому решению и могут выполнить весь рисунок одним цветом. Такое явление автор объясняет тем, что в условиях целенаправлен­ного обучения внимание детей чаще обращается на форму предметов, а не на цвет.

Восприятие и использование цвета детьми дошкольного возраста можно подчинить формулам:

1. Восприятие отдельных цветов — соотнесение с реальными объ­ектами, предметами, явлениями — использование только локальных цветов в процессе рисования — неспособность использовать выра­зительные возможности цвета, приводящая к появлению контурно­го рисунка, частично закрашенного.

Возникает, когда взрослый занимает позицию невмешательства или пассивного руководства в процессе освоения ребенком цвета.

2. Изучение цветов в процессе сотворчества — освоение цветов и оттенков в процессе экспериментов — целенаправленное использо­вание цветов и оттенков — выразительность рисунка благодаря уме­лому использованию цвета.

Характеризует целенаправленное педагогическое руководство, при котором ребенок погружается в мир цвета и оттенков через эмоции. Для того чтобы дошкольники могли ориентироваться в цветовых от­ношениях, можно использовать следующую систему упражнений:

«Цветной дождь». На обильно смоченный водой лист бумаги посыпать сухую гуашь разных цветов и оттенков.

«Волшебные цветы». На обильно смоченный водой лист бумаги наносить в одно и то же место поочередно разные цвета, начиная от светлого и постепенно до самого темного. Например, на светло- желтый насыпать сначала оранжевый, затем алый, потом насыщен­ный красный и завершить темно-красным.

«Веселые дорожки». Взять две большие кисти, одной из них на­брать локальный цвет, другой — белый. Затем одновременно двумя руками зарисовывать дорожку (узкую полоску бумаги) в направлении друг к другу. Как только кисти сойдутся в одной точке, поменять кисти и продолжить рисовать дорожку.

«Пушистые облака». Взять две небольшие кисточки. Одной на­брать синий, красный или желтый цвет, другой — белый. Обе ки­сточки взять в одну руку и рисовать круговыми движениями облака, заслоняя одну округлую форму другой.

«Забавные животные». Круговыми движениями наносить мазки различного цвета, соответствующие характеру определенного живот­ного. После этого предложить детям приклеить заготовки глаз по­лучившимся животным. Далее подрисовать детали, позволяющие создать законченный образ животного.

«Одуванчики». Нарисовать кружок светло-желтого цвета, а в цен­тре — маленький кружочек темно-желтого цвета. Затем хорошо вы­мыть кисть и провести вокруг светло-желтого круга влажной ки­стью.

«Гжельские мотивы». Для рисования необходимы две небольшие кисти. Одной набрать белую краску, другой — синюю. Взять в руку две кисти одновременно и наносить на лист дугообразные мазки, имитирующие листочки. Затем можно объединить дуги в лепестки.

«Широкое поле». На старую зубную щетку нанести желто-зеленую краску. Затем по всей ширине листа сделать полоской мазки, ими­тирующие траву. Мазки должны быть отрывистые и короткие. После этого на щетку набрать яркий зеленый цвет и выполнить полоску травы более длинными мазками. Передний план листа заполнить длинными мазками темно-зеленой краски. Такое наслоение создает иллюзию перспективы, которой впоследствии дети могут самостоя­тельно пользоваться в процессе рисования.

Упражнения могут варьироваться, меняться в содержательном плане, но в основе они помогают решать рад важных задач:

— знакомить детей с различными цветами и оттенками, их свой­ствами;

— учить смешивать цвета и самостоятельно с ними эксперимен­тировать;

— понимать выразительные возможности цвета, используя для этого различные техники;

— видеть в цветовом пятне образ;

— передавать через цвет характер образа, свое отношение к нему.

Контрольные вопросы

1. Какие формулы можно выделить в процессах восприятия и использо­вания цвета дошкольниками?

2. Какие задачи решаются педагогом в процессе формирования чувства цвета у детей дошкольного возраста?

3. Какие упражнения по цвету можно использовать с детьми в процессе обучения их основам изобразительной грамоты?

Рисунок как выразительное средство искусства

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 1604 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: