Развитие творческого воображения детей старшего

Развитие творческого воображения в старшем дошкольном возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макаренко В.С., Маркевич О.В.

Статья посвящена изучению вопроса развития творческого воображения в старшем дошкольном возрасте. Рассмотрены понятия творческого воображения в отечественной и зарубежной психологической литературе. В статье описываются основные особенности развития творческого воображения в старшем дошкольном возрасте. Также на основании проведенного исследования изучены особенности уровней развития творческого воображения в старшем дошкольном возрасте.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макаренко В.С., Маркевич О.В.

DEVELOPMENT OF CREATIVE IMAGINATION IN A SENIOR PRESCHOOL AGE

The article is devoted to the study of the development of creative imagination in the senior preschool age. The concepts of creative imagination in domestic and foreign psychology are available. The article describes the main features of the development of creative imagination in the senior preschool age. Also on the basis of the conducted research the features of levels are developed of creative imagination in the senior preschool age are studied.

Текст научной работы на тему «Развитие творческого воображения в старшем дошкольном возрасте»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159. 954 — 053. 4

В. С. Макаренко О. В. Маркевич РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины», Беларусь

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что, в свою очередь, требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Развитие творческого воображения является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Так как жизненный опыт дошкольника еще очень мал, мышление несовершенно, то именно воображение помогает маленькому человеку устанавливать связи между уже знакомым и чем-то новым. Благодаря воображению он «достраивает», «переделывает», «компонует» и «связывает» отдельные элементы происходящего в свою собственную детскую картину мира.

Проблема воображения в психологии занимает существенное место, и интерес к ней обусловлен, прежде всего, значением этого психического явления в жизни человека. Природу развития воображения в зарубежной и в отечественной психологии рассматривали по-разному. По утверждениям одного из отечественных психологов С.Л. Рубинштейна, «воображение связано с нашей способностью и необходимостью творить новое, представляя собой преобразования данного, осуществляемое в образной форме» [1, с. 62].

С помощью воображения можно управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Воображение играет огромную роль и в преобразовании объективного мира, значительно расширяет и углубляет процесс познания.

По мнению Л.С. Выготского, воображение тесно связано с различными формами реальности. Первая форма заключается в том, что любой образ воображения строится из элементов действительности и

прошлого опыта человека. Второй формой является связь между продуктом воображения и явлением действительности. Третья форма характеризует связь с эмоциями. И, наконец, четвертая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что продукт воображения может не соответствовать реально существующему предмету, но, обретя материальное воплощение, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи.

Современная зарубежная психология рассматривает воображение как важную сторону творчества, как и всякую творческую деятельность вообще. В ней выделяют три основных подхода к происхождению воображения. В рамках первого подхода его сторонники связывали генезис творческих процессов с созреванием определенных структур. Так, Ж. Пиаже рассматривает воображение как временную стадию искаженного отражения реальности, утверждая, что воображение может сильно деформировать представления о реальности ребенка. По мнению З. Фрейда, за основу творческих процессов отвечают ранние переживания детства. Благодаря творческому воображению ребенок может замещать напряженные для него ситуации, которые произвели на него сильное впечатление.

Сторонники второго подхода рассматривают развитие воображения как сумму опыта индивида и хода его биологического развития. Представители геш-тальтпсихологии основой развития воображения считают способность к визуализации и анализируют ее в процессе разрешения детьми житейских ситуаций и специальных задач, требующих проявления творческого потенциала каждого ребенка.

Представители третьего подхода (А. Бэн, Т. Рибо) объясняют происхождение и развитие воображения накоплением индивидуального опыта [2, с. 142].

Таким образом, в отечественной психологии воображение рассматривается как психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и

представлений, полученных в предшествующем опыте. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое.

В рамках зарубежной психологии воображение рассматривается как сумма опыта индивида и хода его биологического развития. Основой развития воображения считается способность к визуализации. Развитие воображения обусловлено растущей преобразующей активностью ребенка дошкольного возраста и механизмами саморазвития его воображения. В силу важности и значимости воображения необходимо всячески помогать его развитию.

Старший дошкольный возраст является чувствительным для формирования воображения. Активность старших дошкольников, потребности в новых впечатлениях, в общении и самоутверждении служат предпосылками к развитию воображения. Носителем социального опыта для ребёнка является взрослый. Взаимодействие ребенок — взрослый порождают определённые формы психической деятельности. Источниками формирования воображения являются совместные действия взрослого и ребенка по перекомбинированию предметной среды, приданию предметам несвойственных значений, создание взрослым мнимых ситуаций с участием ребенка, речевое общение, словесно-образная интерпретация чувственного опыта ребенка [3, с. 285].

В старшем дошкольном возрасте воображение начинает обслуживать продуктивную деятельность. Предметы заранее примеряют к разным функциям и сюжетам. В этот период появляется производительность в запоминании, воображение из репродуктивного (воссоздающего) превращается в творческое. Воображение у детей этого возраста уже соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер. Творческое воображение детей старшего дошкольного возраста проявляется в сюжетно — ролевых играх. Создаются реальные условия для ролевой игры, действия партнера дети начинают представлять на несколько ходов вперед.

Нами было проведено эмпирическое исследование развития творческого воображения старших дошкольников на базе ГУО «Ерёминский ясли-сад» г. Гомеля. В исследовании приняли участие 40 респондентов в возрасте 5 — 6 лет. Были использованы методики Е.П. Торренса «Завершение картинок» и О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур». В процессе выполнения каждой методики дети старшего дошкольного возраста были заинтересованы в работе, активны, сопровождали свои действия словесными комментариями.

Согласно методике «Дорисовывание фигур» в результате исследования уровней творческого воображения в старшем дошкольном возрасте получены сле-

дующие результаты: наибольшее количество баллов имеет шкала со средним уровнем развития творческого воображения — 57,5% дошкольников; с высоким уровнем творческого воображения — 22,5% исследуемых; наименьшее количество баллов имеет шкала с низким уровнем — 20% респондентов.

По результатам методики «Завершение картинок» можно отметить, что прослеживается средний (67,5%), высокий (27,5%) уровни развития творческого воображения; 5% дошкольников соответствует низкому уровню развития творческого воображения.

Исходя из анализа полученных эмпирических данных можно характеризовать уровни развития творческого воображения в старшем дошкольном возрасте следующим образом:

— высокоразвитое творческое воображение в старшем дошкольном возрасте характеризуется созданием ярких образов, умением отступить от знакомых стандартов и создать собственные. Для данного уровня характерно овладение умением строить и воплощать в конструкции определенный замысел. Нарисованные предметы отличались оригинальностью и необычностью замыслов. В процессе выполнения методик дети старшего дошкольного возраста без каких-либо трудностей за определенный промежуток времени справились с заданием, быстро придумывали из контуров не просто предметы, а рисунки, содержащие определенные сюжеты, выражающие некоторые действия, рассказывали о том, что нарисовали;

— средний уровень творческого воображения старших дошкольников характеризуется тем, что дети придумывают достаточно оригинальное, эмоциональное, красочное изображение, оно может и не являться абсолютно новым, но может нести в себе явные элементы творческой фантазии и оказывать определенное эмоциональное впечатление;

— низкий уровень развития творческого воображения в старшем дошкольном возрасте характеризуется тем, что дошкольникам чаще всего требуется помощь со стороны взрослых. Замысел создаваемого изображения является не стойким, такие рисунки отличаются бедностью содержания, появляются затруднения, если нужно придумать что-то новое. В ходе исследования при выполнении заданий было характерно упрощение инструкции, детям старшего дошкольного возраста необходимо было большое количество времени на выполнение предлагаемых методик, многие их фигур так и остались не дорисованными.

Для повышения уровня развития творческого воображения необходимо уделять особое внимание специальным развивающим занятиям (конструированию, лепке, изобразительной деятельности, музыке и др.), требующих от детей самостоятельного воссоздания и создания новых образов и ситуаций. В психологическом сопровождении развития творческого

воображения в старшем дошкольном возрасте имеет большое значение словесное творчество, игровая деятельность, театральная деятельность, изобразительное искусство. Ещё одним из методов для развития творческого воображения в дошкольном возрасте может быть использована сказка, включающая в себя слушание, пересказ сказок, участие в театрализации, ролевых играх, обсуждение услышанных историй. Для полноценного развития воображения необходимо позволять детям свободно экспериментировать с разными материалами, стараться организовать занятия так, чтобы максимально задействовать эмоции ре-

бенка, дать возможность дошкольникам наблюдать за аналогичной деятельностью взрослых.

1. D'yachenko, O. M. Razvitie voobrazheniya doshkol'nikov / O.M. D'yachenko. — M.: Ajsker-press, -2005. — 352 s.

2. Venger, L. A. Razvitie poznavatel'nyh sposobnostej v processe doshkol'nogo vozrasta / L. A. Venger [i dr]. -M.: Pedagogika, 1986, — 224 s.

3. Smirnova, O. E. Detskaya psihologiya / O. E Smirnova. — M.: Vlados, -2008. — 359 s.

V. S. Makarenko O. V. Markevich DEVELOPMENT OF CREATIVE IMAGINATION IN A SENIOR PRESCHOOL AGE

Institution of education "Gomel state University named Skorina", Belarus

The article is devoted to the study of development of creative imagination in the senior preschool age. The concepts of creative imagination in domestic and foreign psychology are examined. The article describes the main features of development of creative imagination in senior preschool age. Also on the basis of the conducted research the peculiarities of developed creative imagination levels in senior preschool age are studied.

"Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Харченкова Наталья Викторовна

Дошкольный возраст — благоприятный для развития творчества. Это — проявление активности, инициативы, нахождения оригинальных способов решения поставленных задач, использования разных видов преобразований. Раскрытие творческого потенциала эффективно осуществляется при организации нетрадиционных видов занятий.

Читайте также  Стоит ли отдавать ребенка в детский сад

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskaya_razrabotka_razvitie_tvorcheskogo_voobrazheniya_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx 39.17 КБ

Предварительный просмотр:

Харченкова Наталья Викторовна

СП «Детсад №55» ГБОУСОШ №19г. Сызрани

Методическая разработка «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста»

Тема: «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста»

Именно творческая деятельность

человека делает его существом,

обращенным к будущему,

и видоизменяющим настоящее.

Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается, в настоящее время, гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающей личности, ее творческих потенциалов. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Задачу формирования и развития активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками.

Детство – период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс становления личности. Наиболее ярко это выражено в творческой деятельности, позволяющей особенно полно раскрыть свой внутренний мир.

Творчество всё чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе – самостоятельность, способности и склонности.

Исследования Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева и др. показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством, появляется новый тип деятельности – творческий. Это проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований и т.п.

Длительное время традиционное обучение строилось преимущественно на использовании репродуктивной деятельности по усвоению готовых истин, а исследовательский поиск остается вспомогательной дидактической структурой педагогического процесса.

Вследствие такого информационно – рецептурного обучения ребенок утрачивает главную черту исследовательского поведения – поисковую активность. И это не удивительно: такое обучение основано на «подражании», «повторении» и «послушании». Итогом становится потеря самостоятельности, способности мыслить, а значит и творить.

Умение ребенка самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматривается в педагогике как важнейшая черта детского поведения.

В дошкольной педагогике имеется достаточное количество теоретических разработок, касающихся развития воображения и детского творчества. Однако пути решения этих проблем в практике работы специалистов дошкольного образования недостаточно предоставлены среди научно – методических и практических разработок.

У нас, у педагогов возникает необходимость изучения технологии осуществления творческого развития дошкольников с целью раскрытия творческого потенциала.

Заслуживают внимания показатели наличия творческого начала, выделенные Н.А. Ветлугиной. Среди них показатели, характеризующие отношение детей к творчеству:

  • искренность, непосредственность переживаний;
  • увлеченность деятельностью;
  • активизация волевых усилий, способность к вхождению в изображаемые обстоятельства;
  • специальные художественные способности (образное видение, поэтический, музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задачи.

Нельзя обойти вниманием и идеи Б.Л. Яворского. Особенно помогают в практической работе его указания на этапы развития творческих способностей.
Ценность детского творчества следует видеть не столько в результате, продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности.

Творчество – способность решать старые задачи новыми методами или применять старые методы для решения новых задач. К творчеству также можно отнести сам процесс придумывания новых, еще неизвестных задач. Одной из ключевых частей творчества является воображение , которое заключается в способности придумывать новые образы, новые решения, новые задачи.

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Отличительной особенностью воображения является, по выражению С. Л. Рубинштейна, своеобразный «отлет от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а непросто реконструируются и перестраиваются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий.

Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей.

Если сформировать у ребенка такие качества как:

  • любознательность;
  • изобретательность;
  • самостоятельность выбора принятия решений;
  • заинтересованность, увлеченность;
  • развитые эмоции и речь;
  • нестандартное мышление и восприятие;
  • вооружить ребенка достаточными знаниями и практическими

навыками, то можно говорить о ребенке, как о творчески мыслящей личности, соответствующей запросам общества.

Критерии творческих способностей

Для определения творческих способностей выделены следующие параметры (критерии):

• беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени);

• гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую, т.е.

способность применять разнообразные стратегии при решении проблем);

• оригинальность (способность производить необычные идеи, отличающиеся

Формирование творческих способностей дошкольников эффективно осуществляются при организации нетрадиционных видов занятиях.

Виды нетрадиционных занятий.

  • Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.
  • Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина).
  • Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).
  • Занятия — сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая, таким образом, задачи обучения).
  • Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребенка).
  • Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию).
  • Занятия-аукционы (проводятся, как настольная игра «Менеджер»).
  • Занятия-сомнения (поиска истины). (Исследовательская деятельность детей типа: тает — не тает, летает — не летает, плавает — тонет и т. д.)
  • Занятия-формулы (предложены в книге Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!»).
  • Занятия-путешествия.
  • Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). (Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.)
  • Занятия-фантазии.
  • Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).
  • Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).
  • Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).
  • Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чудес» для читающих детей).
  • Занятия — «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда?).

Методы повышения познавательной активности

(проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева)

  • Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).
  • Сравнение.
  • Метод моделирования и конструирования.
  • Метод вопросов.
  • Метод повторения.
  • Решение логических задач.
  • Экспериментирование и опыты.

Методы повышения эмоциональной активности

(проф. С. А. Смирнов)

  • Игровые и воображаемые ситуации.
  • Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.
  • Игры-драматизации.
  • Сюрпризные моменты.
  • Элементы творчества и новизны.
  • Юмор и шутка (учебные комиксы).

Методы обучения и развития творчества

(проф. Н. Н. Поддьяков)

  • Эмоциональная насыщенность окружения.
  • Мотивирование детской деятельности.
  • Исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование).
  • Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении — прошлое, настоящее и будущее).
  • Игровые приемы.
  • Юмор и шутка.
  • Экспериментирование.
  • Проблемные ситуации и задачи.
  • Неясные знания (догадки).
  • Предположения (гипотезы).

Варианты нестандартных упражнений, технологий для развития творческого воображения

  1. «Поиск предметов по заданным признакам»

Перечисляются свойства, которыми могут обладать те или иные предметы.

Задание: назвать как можно больше предметов, обладающих этими свойствами.

  1. «Поиск способов применения предметов»

Необходимо назвать как можно больше различных способов применения данного предмета. Вводится запрет на называние варварских способов применения предмета.

  1. «Необычная сказка»

Цель: развивать способность придумывать сказки, развивать вербальную беглость, развивать способность к придумыванию оригинальных историй .

  1. « Придумай продолжение»

Жил-был маленький гиппопотамчик. Многие звери смеялись над ним, что он такой маленький. Больше всех смеялась одна муха. Среди мух она была самая большая. И вот однажды муха села на ветку рядом с гиппопотамчиком и стала его дразнить…

В одном лесу жил зайчик. Все называли его трусишкой. Но, однажды звери поняли, что зайчик был очень смелым, а случилось это так…

Пошли две подружки в лес и нарвали полную корзину орехов. Идут по лесу, а вокруг цветов – видимо – невидимо. «Давай повесим корзинку на дерево, а сами цветов нарвем», — говорит одна подружка. «Ладно!» — отвечает другая. Висит корзинка на дереве, а девочки цветы рвут. Выглянула из дупла белка и увидела корзинку с орехами. Вот, думает…

Скворец и воробей

Наступила весна. Вернулся из теплых стран скворец. Подлетел к своему скворечнику и увидел, что в нем поселился воробей…

Юра и Коля шли неподалеку от берега реки. «Интересно, — сказал Коля, — как это совершаются подвиги? Я все время мечтаю л подвиге!» «А я об этом даже не думаю», — ответил Юра и вдруг остановился. С реки донеслись…

Добро побеждает зло

У одного мальчика были два солдатика: один стеклянный, другой оловянный. Мальчик любил играть обоими солдатиками, но стеклянный ему нравился больше – он был сделан из красивого разноцветного стекла и всегда улыбался. В полночь игрушки оживали. Оказывается, оловянный солдатик был злой и завистливый, а стеклянный – добрый. Оловянный солдат часто зло смеялся над стеклянным солдатиком. Он говорил, что стеклянный солдат очень хрупкий и не может быть полезен в настоящем бою. Однажды, оловянный солдат задумал разбить стеклянного, чтобы быть единственным и любимым солдатиком мальчика…

  1. «Как можно изменить сказку»

Придумай сказку «Про трех поросят, Ниф-Нифа, Наф-Нафа и Нуф-Нуфа, и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а волк добрый и доверчивый».

«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».

«Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т.д.

«Красная Шапочка не поверила волку и поступила по — своему…

«Золушка не успела покинуть бал, а осталась…»

«Вытянули репку и нашли….КЛАД»

  1. Игра «Вспомни ассоциацию»

Инструкция: Детям предлагается запомнить цепочки слов, связанных единым смыслом. Через небольшой интервал времени необходимо вспомнить и назвать пары слов.

Особенности развития творческого воображения старших дошкольников

Григорьева, О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников / О. А. Григорьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 568-569. — URL: https://moluch.ru/archive/79/13928/ (дата обращения: 25.10.2021).

Воображение неотделимо от творческой деятельности человека, от его поведения. Творческое воображение очень важно развивать в старшем дошкольном возрасте, так как именно тогда происходит подготовка к школьному обучению и развитие познавательных функций психики детей становится более интенсивным. Этот факт подтверждают исследования ученых-психологов Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, В. А. Крутецкого, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, О. М. Дьяченко и других.

Творческое воображение не может сформироваться само по себе: оно складывается на протяжении жизни ребенка и зависит от условий его жизни, воспитания, полученных впечатлений. Воспитание в наибольшей степени способствует развитию творческого воображения ребенка.

Творческое воображение помогает создавать новые образы, совершенно отличные от тех, которые хранятся в памяти человека. Оно представляет собой активный познавательный процесс, результатом которого становится появление новых образов и предметов действительности, продуктов деятельности.

Говоря об особенностях развития творческого воображения старших дошкольников, можно отметить следующее. Этот процесс близок к образному мышлению, однако результат творческого воображения в гораздо большей степени непредсказуем.

Развитие творческого воображение в старшем дошкольном возрасте необходимо сочетать с развитием образного мышления, так как большинство детей данной возрастной группы относится к художественному типу, а не к мыслительному. Воображение эффективнее всего развивается в деятельности, поэтому важно включить воспитанников в предметно-практическую деятельность, сообразную возрасту. Это должна быть прежде всего развивающая игра.

Творческая деятельность ребенка должна быть положительно мотивирована, носить личностный смысл, чтобы ее результат был высоким. При этом воспитатель должен быть доброжелателен к детям, постоянно заинтересовывать их, увлекать новыми идеями, техниками, элементами, автором которых может быть и он сам, и дошкольники. Чаще нужно давать сложные, необычные задачи, требующие нестандартного решения.

Самым продуктивным полем деятельности при развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста следует считать, конечно, занятия по развитию речи, изобразительному искусству и трудовому обучению. Ребенок должен не только выполнять задания воспитателя — нарисовать что-либо или сделать из определенного материала: бумаги, полиэтилена, из природных материалов (шишек, листьев, камешков), — но и проявлять желание сделать что-то самому, заинтересовавшись тем или иным материалом, приемом, техникой. Необходимо поощрять это стремление, поддерживать наиболее конструктивные предложения детей на занятиях. На занятиях можно и даже нужно сочетать различные виды деятельности: иллюстрирование, рисование, лепка, чтение и продолжение рассказа или сказки. Можно изобразить главных героев понравившегося произведения в различных техниках и разными способами, а затем устроить выставку работ. При этом нельзя особенно выделять какие-то работы, а похвалить всех детей за старание и активность, чтобы стимулировать их дальнейшую творческую деятельность.

Целесообразно включать в занятия отдельные упражнения и задания, направленные на развитие творческого воображения. Например, можно поразмышлять о том, с каким животным ассоциируют себя дети, попросить их придумать орнамент, нарисовать несуществующее животное или растение, дать ему название, имя и так далее. С этой целью воспитатель должен отслеживать публикации в специальных периодических изданиях, повышать свою квалификацию и расширять кругозор. Кроме того, подобные упражнения нужно включать в содержание занятий регулярно, а не время от времени, поскольку эффект достигается при их постоянном использовании.

Не нужно ограничивать стремление детей быть в чем-то не как все, быть оригинальным, так как это также является проявлением творчества. Необходимо, напротив, создавать наиболее комфортные условия для деятельности детей, которая станет творческой только тогда, когда в ней будет большая доля самостоятельности. Соответственно, тогда же начнет развиваться и творческое воображение старших дошкольников.

Необходимо умело стимулировать ребенка к проявлению творческого воображения, а не заставлять его, иначе все полученные результаты будут одинаковыми и творчества не получится. Нужно наблюдать за детьми, отмечать, у кого больше склонности к работе с тем или иным материалом, в той или иной сфере. Например, заметив, что у некоторых детей есть способность сочинять интересные связные рассказы, можно дать им задание составить рассказ по картинке, еще одной группе воспитанников предложить выполнить еще ряд иллюстраций к придуманному тексту, чтобы получилась небольшая книжка, кто-то из воспитанников может придумать игру по мотивам придуманного и нарисованного. Этот этап — коллективное творчество — не менее значим, так как в его результате может появиться весьма оригинальный и актуальный для всей группы продукт.

Не менее важным является развитие творческого воображения старших дошкольников вне дошкольного образовательного учреждения, дома, в семье. От того, какие книги читают родители ребенку, какими видами творчества занимаются совместно, даже от того, каким образом они отвечают на вопросы своих детей, зависит развитие творческого воображения, фантазии детей.

Таким образом, взрослым принадлежит главная роль в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Необходимо развивать его последовательно, системно, уделяя большое внимание личности, индивидуальности каждого воспитанника.

1. Ануфриева Г., Вдовкина С., Огороднова О. Воображение и творчество // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 12. — 120 с.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Книга для учителя. — М.: Просвещение. — 1991. — 198 с.

3. Полуянов Ю. А. Воображение и способности. ‒ М.: Знание. ‒ 2003. ‒ 155 с.

4. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития. — 1997. — 240 с.

Формирование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются понятие творческого воображения и особенности его формирования у детей старшего дошкольного возраста, предложены условия и способы формирования у детей воображения творческого характера

Воображение и творчество являются одними из наиболее мощных движущих сил современного общества. В процессе творчества происходит эмоциональная разрядка, раскрывается потенциал личности, рождаются яркие идеи, создается нечто принципиально новое [1].

Становление и формирование творческого воображения происходит в детском возрасте, поэтому перед образовательными учреждениями стоит важная задача развития творческого воображения учащихся старшего дошкольного возраста и создания благоприятной почвы для детского самовыражения.

Главной особенностью формирования творческого воображения у детей является его привязанность к жизненному опыту и окружающей действительности. Ребенок должен учиться отражать предметы и явления, которые встречал в жизни или самостоятельно выдумал, посредством творчества. При этом полученные знания и эмоции могут находить выражение в самых разных видах искусства: рисунках, танцах, сочинении стихов, сказок и т.д. [3].

Детское воображение имеет принципиальные отличия от взрослого. Благодаря отсутствию многих шаблонов мышления, свойственных взрослым, детское творческое воображение нередко кажется свободным и очень богатым, однако на самом деле это не так. Восприятие и переработка образов, характерные для творчества, базируются на основе полученных знаний и жизненного опыта. С этой точки зрения детское воображение никак не может превосходить взрослое. А широта воображения проявляется лишь за счет отсутствия критического мышления, свойственного взрослым. Иными словами, дети свободно генерируют новые идеи, не боясь совершить ошибку [8].

По видам активности воображение принято различать на:

  • Активное, при котором образы создаются сознательно и по самостоятельному желанию ребенка;
  • Созерцательное, к которому относятся мечты, фантазии, сновидения;
  • Пассивное, формирующее образы произвольно и спонтанно.

Все перечисленные виды творческого воображения играют важную роль в жизни ребенка: они помогают познавать окружающий мир, восполнять пробелы в знаниях и собирать воедино разрозненные, обрывочные или недостаточные сведения о чем-либо.

Именно в старшем дошкольном возрасте детское воображение переходит в активную стадию и перерастает в осознанное творчество.

Условия правильного формирования творческого воображения у детей.

Задатки творческого воображения присутствуют практически у всех детей дошкольного возраста, однако оно не способно развиваться самостоятельно: для успешного и правильного формирования творческой личности ребенка необходима благоприятная почва [5].

Так, на начальных этапах становление творческого воображения у детей проходит под влиянием взрослых: родители и педагоги помогают ребенку в накоплении опыта и подталкивают его к произвольному созданию образов. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает проявлять воображение самостоятельно, максимально индивидуализируя процесс своего творчества, опираясь только на собственные знания и ощущения.

Одним из наиболее важных шагов на пути к правильному формированию воображения и раскрытию творческого потенциала ребенка, как ни странно, является его раннее физическое развитие. Так, накопить опыт, приобрести множество новых знаний об окружающем мире помогут занятия гимнастикой, плаваньем и другими видами активностей.

Кроме того, важную роль играет обстановка, в которой находится ребенок. Желательно, чтобы игры, круг общения и другие сферы его жизни немного опережали его собственное развитие, стимулируя тем самым к ускоренным темпам ознакомления с окружающей средой, быстрому приобретению новых знаний и навыков [2].

Еще одним необходимым условием формирования воображения у ребенка является свобода его творчества. Необходимо предоставлять ребенку самостоятельно выбирать вид творческой деятельности, чередовать занятия и контролировать их продолжительность. Одним словом, создавать благоприятную почву для творчества, не допуская, чтобы ребенок переутомился и процесс преобразования воображения в активное творчество стал вызывать негативные эмоции.

Именно удовольствие от процесса создания образов в воображении и последующее воплощение их посредством творчества является залогом полноценного самовыражения. При этом важно следить, чтобы характер творческого процесса требовал от ребенка максимальной концентрации и напряжения [7].

Важным условием для развития творческой личности, реализации творческого потенциала является и комфортная психологическая атмосфера, в которой растет и развивается ребенок. Задача взрослых – обеспечить ребенку чувство защищенности, спокойствия и поддержки в процессе творческих поисков. Дошкольник должен иметь достаточно свободного времени для самореализации и самовыражения. Не следует критиковать проявления детского воображения и результаты его творчества, терпеливо относясь к его выдумкам и с участием принимая его творческие неудачи.

Способы развития творческого воображения.

Существует несколько эффективных способов формирования и последующего полноценного развития воображения ребенка [3].

  • Обогащение жизненного опыта. Чем больше ребенок знает, чем шире диапазон знакомых ему эмоций, тем разнообразнее и ярче могут быть его фантазии.
  • Чтение. Погружение в мир книг, путешествия по неизведанным местам, знакомство с яркими героями – все это является мощным стимулом для развития воображения.
  • Сочинение. Самостоятельное придумывание историй, возможность наполнения их произвольными деталями также способствуют развитию творческого воображения малыша.
  • Рисование. Воссоздание придуманных образов посредством изобразительного искусства способствует не только активации творческого воображения, но и развитию абстрактно-логического мышления.

Формирование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста имеет важное значение в процессе подготовки ребенка к последующему школьному обучению, поскольку при его отсутствии образовательная деятельность не может проходить в полной мере. Так, воображение помогает представить предметы и явления, которые не встречались ученику в реальной жизни: исторические события, географические объекты, взаимодействие химических элементов и т.д. [8].

Кроме того, развитие творческой личности ребенка является существенным вкладом в его сбалансированное психо-эмоциональное состояние. Даже если человек не наделен выдающимися талантами в том или ином виде искусства, выражение себя через творчество позволяет выплеснуть негативные эмоции, выразить свои чувства, страхи и переживания.

Благодаря воображению и последующим попыткам передать воображаемые образы посредством искусства ребенок развивает память, внимание, учится анализировать, создавать нечто новое. Во время изобразительной деятельности малыш развивает интуитивное и пространственное мышление, чувство цвета и формы, а сочинение стихов или сказок способствует развитию речевых навыков [4].

Такие качества воображения, как широта, самостоятельность, яркость формируются лишь при условии систематических творческих практик. За регулярностью этого процесса должны следить взрослые, направляя и подталкивая ребенка к творчеству, если тот ленится. Однако не следует навязывать малышу готовые темы для воображения: он должен самостоятельно разрабатывать образы, оперируя лишь собственными знаниями об окружающем мире.

Физические активности, развивающие игры, специальные упражнения – возможности для развития и правильного формирования творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста множество. Однако, чтобы избежать стихийного развития творческого потенциала ребенка и добиться его высокого уровня, как родителям, так и педагогам следует уделять внимание систематическим занятиям в этой области [6].

Развитие творческого воображения у старших дошкольников способствует расширению кругозора, совершенствует познавательные процессы, формирует способность мыслить нешаблонно. От того, насколько развиты эти составляющие, во многом зависит не только творческий потенциал, но и весь процесс взаимодействия с окружающим миром ребенка в будущем. Так, способность нестандартно мыслить во взрослом возрасте помогает быстро находить пути решения проблем и творчески подходить к преодолению жизненных трудностей.

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: «Просвещение», 2011. — 124 с.
  2. Дудецкий, А.Я. Теоретические основы воображения и творчества [Текст] / А.Я. Дудецкий.- Смоленск: ООО Издательский дом, 2004. — С.214.
  3. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях формирования воображения у детей [Текст] /О.М.Дьяченко// Вопросы психологии. -2007. -№16. — С.32.
  4. Закаулова, Н. А. Развитие творческого воображения старших дошкольников в продуктивных видах деятельности и художественном творчестве [Текст]/Н.А. Закаулова// Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2015. – № 33. – ART 132601. – URL: http://www.kids.covenok.ru/132601.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.
  5. Иванова, А.А. Развитие творческого воображения старших дошкольников [Текст] / А. А. Иванова, Н. А. Шинкарева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 08 мая 2015 г.) — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 136–138.
  6. Кравцова, Е. Формирование воображения [Текст]/Е. Кравцова// Дошкольное воспитание. -2005. -№12. — С.17.
  7. Шинкарёва, Н. А. Педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста [Текст]/Н.А. Шинкарева, А.В. Карманова // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1210-1213. — URL https://moluch.ru/archive/113/29439/ (дата обращения: 26.05.2019).
  8. Шинкарёва, Н. А. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе [Текст]/Н.А. Шинкарева// Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 1053-1055. — URL https://moluch.ru/archive/104/24137/ (дата обращения: 26.05.2019).

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0005892

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Развитие творческого воображения детей старшего

Библиографическая ссылка на статью:
Григорьева О.А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/11/41113 (дата обращения: 20.10.2021).

Воображение неотделимо от творческой деятельности человека, от его поведения. Творческое воображение очень важно развивать в старшем дошкольном возрасте, так как именно тогда происходит подготовка к школьному обучению и развитие познавательных функций психики детей становится более интенсивным. Этот факт подтверждают исследования ученых-психологов Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.А. Крутецкого, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, О.М. Дьяченко и других.

Творческое воображение не может сформироваться само по себе: оно складывается на протяжении жизни ребенка и зависит от условий его жизни, воспитания, полученных впечатлений. Воспитание в наибольшей степени способствует развитию творческого воображения ребенка.

Творческое воображение помогает создавать новые образы, совершенно отличные от тех, которые хранятся в памяти человека. Оно представляет собой активный познавательный процесс, результатом которого становится появление новых образов и предметов действительности, продуктов деятельности.

Говоря об особенностях развития творческого воображения старших дошкольников, можно отметить следующее. Этот процесс близок к образному мышлению, однако результат творческого воображения в гораздо большей степени непредсказуем.

Развитие творческого воображение в старшем дошкольном возрасте необходимо сочетать с развитием образного мышления, так как большинство детей данной возрастной группы относится к художественному типу, а не к мыслительному. Воображение эффективнее всего развивается в деятельности, поэтому важно включить воспитанников в предметно-практическую деятельность, сообразную возрасту. Это должна быть прежде всего развивающая игра.

Творческая деятельность ребенка должна быть положительно мотивирована, носить личностный смысл, чтобы ее результат был высоким. При этом воспитатель должен быть доброжелателен к детям, постоянно заинтересовывать их, увлекать новыми идеями, техниками, элементами, автором которых может быть и он сам, и дошкольники. Чаще нужно давать сложные, необычные задачи, требующие нестандартного решения.

Самым продуктивным полем деятельности при развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста следует считать, конечно, занятия по развитию речи, изобразительному искусству и трудовому обучению. Ребенок должен не только выполнять задания воспитателя – нарисовать что-либо или сделать из определенного материала: бумаги, полиэтилена, из природных материалов (шишек, листьев, камешков), – но и проявлять желание сделать что-то самому, заинтересовавшись тем или иным материалом, приемом, техникой. Необходимо поощрять это стремление, поддерживать наиболее конструктивные предложения детей на занятиях. На занятиях можно и даже нужно сочетать различные виды деятельности: иллюстрирование, рисование, лепка, чтение и продолжение рассказа или сказки. Можно изобразить главных героев понравившегося произведения в различных техниках и разными способами, а затем устроить выставку работ. При этом нельзя особенно выделять какие-то работы, а похвалить всех детей за старание и активность, чтобы стимулировать их дальнейшую творческую деятельность.

Целесообразно включать в занятия отдельные упражнения и задания, направленные на развитие творческого воображения. Например, можно поразмышлять о том, с каким животным ассоциируют себя дети, попросить их придумать орнамент, нарисовать несуществующее животное или растение, дать ему название, имя и так далее. С этой целью воспитатель должен отслеживать публикации в специальных периодических изданиях, повышать свою квалификацию и расширять кругозор. Кроме того, подобные упражнения нужно включать в содержание занятий регулярно, а не время от времени, поскольку эффект достигается при их постоянном использовании.

Не нужно ограничивать стремление детей быть в чем-то не как все, быть оригинальным, так как это также является проявлением творчества. Необходимо, напротив, создавать наиболее комфортные условия для деятельности детей, которая станет творческой только тогда, когда в ней будет большая доля самостоятельности. Соответственно, тогда же начнет развиваться и творческое воображение старших дошкольников.

Необходимо умело стимулировать ребенка к проявлению творческого воображения, а не заставлять его, иначе все полученные результаты будут одинаковыми и творчества не получится. Нужно наблюдать за детьми, отмечать, у кого больше склонности к работе с тем или иным материалом, в той или иной сфере. Например, заметив, что у некоторых детей есть способность сочинять интересные связные рассказы, можно дать им задание составить рассказ по картинке, еще одной группе воспитанников предложить выполнить еще ряд иллюстраций к придуманному тексту, чтобы получилась небольшая книжка, кто-то из воспитанников может придумать игру по мотивам придуманного и нарисованного. Этот этап – коллективное творчество – не менее значим, так как в его результате может появиться весьма оригинальный и актуальный для всей группы продукт.

Не менее важным является развитие творческого воображения старших дошкольников вне дошкольного образовательного учреждения, дома, в семье. От того, какие книги читают родители ребенку, какими видами творчества занимаются совместно, даже от того, каким образом они отвечают на вопросы своих детей, зависит развитие творческого воображения, фантазии детей.

Таким образом, взрослым принадлежит главная роль в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Необходимо развивать его последовательно, системно, уделяя большое внимание личности, индивидуальности каждого воспитанника.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: