Развитие творческих способностей детей средствами театральной деятельности

Развитие творческих способностей дошкольников в процессе театральной деятельности

Аннотация: статья посвящена проблеме развития творческих способностей дошкольников в процессе театрализованной деятельности; рассматриваются разнообразные формы организации театрализованной деятельности с дошкольниками.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, театрализованная деятельность, творческие способности.

Проблемы современного мира приобретают угрожающие масштабы в связи с глобальным погружением в виртуальный мир, виртуальное общение, клиповое мышление. Наши дети уже в раннем возрасте привязаны к телефонам, планшетам, компьютерам, телевизорам и вся эта новизна очень яркая, занимательная, очаровательная, притягивает и интересует уже в раннем детстве. Необходимо понимать, что ребенок при этом остается пассивным зрителем. Эта привязанность не даѐт ребенку активного образа жизни, тормозит психоэмоциональные центры, которые отвечают за работу воображения. Именно воображение является частью всей творческой деятельности детей дошкольного возраста.

Как утверждают выдающие психологи Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, Л.С Выготский, Б.М. Теплов и другие основой художественно-творческих способностей являются общие способности. Если ребѐнок способен сравнивать, рассуждать, анализировать, наблюдать, то у него, как правило, высокий уровень интеллекта. Такой дошкольник может быть одарѐн и в других областях: музыкальном, творческом, художественном, в области социальных отношений, где ему будет свойственна высокая способность создавать новые идеи.

Анализируя современные подходы к дошкольному образованию И.Г. Галянт утверждает, что изучение художественного и творческого образования подрастающего поколения связано с глобальной проблемой технократизации жизни. Ее можно решить только интеграцией гуманитарных наук. Театральная деятельность — это, пожалуй, самый действенный фактор развития человека, способного выполнить задачу преобразователя жизни.

Современный этап развития системы образования характеризуется поиском новых технологий для обучения и воспитания детей. В то же время в качестве приоритета используется активное общение с личностью ребенка. Наше внимание обращено к театрализованной деятельности, в которой формируются и развиваются не только творческие способности детей, но и создаются условия для проживания социальных ролей в сказочных образах и персонажах. Так, Н.С Кофман пишет, что театр имеет огромное влияние на эмоциональный мир ребенка. Это способствует воспитанию и развитию ребенка, его творческой личности и демонстрации различных навыков ребенка. Поведение детей меняется: застенчивые становятся более активными, свободными и мобильными, дети учатся подчинять свои желания, волю общему интересу и взаимному воспитанию. Театр это коллективное искусство. Во-первых, театральная постановка это «продукт» совместной деятельности, требующий концентрации сил каждого ребенка. Во-вторых, разнообразие производственных задач позволяет каждому ребенку максимизировать свои навыки и навыки. В-третьих, творчество театра наполнено общими переживаниями, способствующими эмоциональной сплоченности коллектива.

Я.С. Фурмина, считает, что театральное творчество – это театр для детей, распространение и создание драматургами, режиссерами, актерами (детьми) игровых существенных образов, объединенных единым замыслом. Автор высказывает мысль о том, что если в театре и. сочетаются три направления — сочинение собственных сценариев, исполнительское и оформительское творчество, то этот случай следует расценивать как величайшее достижение в художественно-творческом развитии детей. Именно такое творчество, по мнению автора, и следует развивать.

В.А. Сухомлинский считал, что театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. Постановка сказки вызывает у человека беспокойство, волнение, беспокойство, в процессе этого переживания создаются определенные эмоциональные переживания ребѐнка.

Методика организации театральных мероприятий представлена в произведениях отечественных учѐных Л.С Фурминой, Л.В Ворошниной, Н.М Карпинской, Л.П Бочкарѐвой, Т.Л Шишовой, И.Я Медведева, Р.С Сигуткиной и другие.

Благодаря усилиям учѐных, методистов и практиков работа с детьми по театрализованной деятельности в настоящее время научно обоснована и методически изучена. Было установлено, что театр как форма искусства способен оказывать огромное влияние на дошкольника в двух направлениях: ребѐнокзритель и ребѐнок-актѐр. Учѐные сходятся во мнении, что театр-одна из самых ярких, красочных областей, где ребенок может воспринимать искусство. Она развивает воображение, она приносит детям радость, она способствует творческому развитию ребенка и формированию основы его личной культуры.

На основе театрализованной деятельности дети развивают и проявляют творческие способности. Эта деятельность представляет интерес для музыки, театра, литературы, развития личности ребенка, стимулирования развития новых образов, повышения способности воплощать определенный игровой опыт, поощрения мышления.

В настоящее время существует множество немало парциальных программ по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста по театрализованной деятельности, которые чрезвычайно важны для развития личности ребѐнка. Программа «Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович. Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребѐнка, его индивидуальности. Программа «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д. Маханѐвой. Программа способствует развитию новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребѐнку, нетрадиционным формам взаимодействия с семьѐй и другие. Все программы и технологии театрализованной деятельности, направленные на распространение творческого потенциала ребѐнка, развитие его коммуникативных навыков, психических процессов, обеспечивают проявление личности, понимание внутреннего мира театром.

Л.В. Куцакова и С.И. Мерзлякова выделяют: разнообразные формы организации театрализованной деятельности с дошкольниками:

– театрализованные занятия, должны выполнять одновременно воспитательную, познавательную и развивающую функцию;

– индивидуальная работа, парная работа воспитателя с ребѐнком

– развлечения, объединяет все виды искусства, даѐт возможность творчески использовать их;

– праздники, должны доставлять радость и давать возможность каждому ребѐнку проявить свои художественные способности;

– кружковая работа, способствует решению следующих задач: развитие воображения, фантазии, всех видов творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, сценического, танцевального).

Мы установили, что театрализованная деятельность детей целенаправлена, так что многие воспитательные и образовательные задачи дошкольного учреждения могут быть успешно решены. Таким образом, резюмируя сказанное, отметим, театрализованная деятельность является средством развития творческих способностей ребенка. В процессе организации театрализованной деятельности решаются многие психолого-педагогические задачи, такие как: осуществляется процесс вербального и не вербального общения с ребѐнком; эффективно решаются проблемы художественно- эстетического развития дошкольников; обогащается эмоциональная сфера и активизируется речевая деятельность детей.

Список литературы:

1. Галянт И.Г. Организация художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста / И.Г. Галянт. – Дошкольное воспитание. – М., 2013. — №1, С.97-100.

2. Кофман Н.С. Приобщение дошкольников к театрально-игровой деятельности. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей / под ред. Н.А. Ветлугиной. / Н.С. Кофман — М.: Просвещение, — 2013. — 72 с

3. Фурмина Я.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театральных играх: Художественное творчество и ребенок / под ред. Н.А. Ветлугиной. Я.С. Фурмина. — М.: Педагогика, — 2012. — 99с

4. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 5 Т.Т. 2 М.: Просвещение, — 2003. — 388

Педсовет «Развитие творческих, речевых способностей детей через театрально-игровую деятельность»

Цель педагогического совета: Повышение компетентности педагогов в вопросах развития творческого потенциала воспитанников посредством детской театрализованной деятельности. Продолжать формировать у педагогов профессиональные навыки по организации проведению театрально-игровой деятельности.

Повестка дня:

1.Выполнение решения предыдущего педсовета –заведующая

2.Вступительное слово заведующей ДОУ.

3. Слайд-беседа «Театрализованная деятельность в развитии творческих, коммуникативных и речевых способностей»- старший воспитатель

4. Итоги тематического контроля «Организация работы по театрализованной деятельности в ДОУ» старший воспитатель

5.Педагогическая импровизация «Драматизация сказок»- педагоги

6.Презентация атрибутов театрализованной деятельности -педагоги

7. Анализ анкет для родителей «Влияние театральной деятельности на речевое развитие ребенка» — ст. воспитатель

8.Использование средств театрализованной деятельности с детьми- из опыта работы воспитателя Сухановой А.Н.

9. Игра КВН «Театрально-игровая деятельность в ДОУ» -ст. воспитатель

10. Решение педсовета- участники педсовета

Ход педсовета

1.Выполнение решения предыдущего педсовета –заведующая

2.Вступительное слово заведующей ДОУ:

Уважаемые коллеги! Наш педсовет посвящен решению одной из годовых задач дошкольного учреждения: совершенствование работы по развитию творческих, коммуникативных и речевых способностей через театрально-игровую деятельность.

Современная педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

Особая роль в решении задач художественно-эстетического воспитания дошкольников принадлежит театрализованной деятельности. Что такое театр? Это лучшее, по утверждению К.С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми.

В дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность одна из самых доступных видов искусства для детей, она дает возможность ребенку удовлетворить его любые желания и интересы, знакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую культуру речи.

Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка.

Известно, что театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Читайте также  Развитие речи ребенка 7 месяцев

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» — все это удивляет и привлекает.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

И наша сегодняшняя работа, мы надеемся, окажет вам практическую помощь в организации театрализованной деятельности с воспитанниками, выявит трудности в работе и имеющийся положительный опыт.

3.Слайд-беседа «Театрализованная деятельность в развитии творческих, коммуникативных и речевых способностей»- старший воспитатель

Театрализованная игра – это творческая игра. Она представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений ( сказок, рассказов, специально написанных инсценировок).

Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменённые детской фантазией – сюжетом игры. Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры – драматизации.

4.Итоги тематического контроля «Организация работы по театрализованной деятельности в ДОУ»-старший воспитатель

5. Педагогическая импровизация «Драматизация сказок»

Атрибутика (элементы костюмов, маски, декорации) помогает детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать свои героев, передать их характер. Она создает определенное настроение, подготавливает маленьких артистов к восприятию и передаче изменений, происходящих по ходу сюжета.

6. Презентация атрибутов театрализованной деятельности -педагоги

7. Анализ анкет для родителей «Влияние театральной деятельности на речевое развитие ребенка» — ст. воспитатель

8.Использование средств театрализованной деятельности с детьми – опыт работы воспитателя Сухановой А.Н.

9. Игра КВН «Театрально-игровая деятельность в ДОУ» -ст. воспитатель

Представление команд (название команд, девиз, приветствие команд)

Педагогический тренинг

-На какие две основные группы можно разделить все виды театрализованных игр?

(режиссёрские игры и игры-драматизации)

К режиссёрским играм в детском саду относятся некоторые виды театров:

— театр на фланелеграфе.

Игры — драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы или персонажи, одетые на пальцы. Ребёнок или взрослый в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности – интонацию, мимику и пантомимику.

-Как можно привлечь к театрализованным играм малоактивных детей (приведите примеры из личного опыта)

Формы организации театрализованной деятельности

1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей кукол, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.

2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.

3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы — Петрушки в решение познавательных задач

-Какую предшествующую работу вы проведете прежде чем провести театрализованную игру? (приведите примеры из личного опыта)

-Назовите виды театров

— настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);

— стендовый театр (на фланелеграфе, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);

— театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);

— верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые);

— напольные куклы (марионетки, конусный театр);

— театр живой куклы (театр с » живой куклой», ростовые, люди-куклы, театр масок

Угадай «Театральные термины»

Оформление сцены и спектакля художником, общий вид места действия (декорация)

Место, где представляют пьесу (сцена)

Список пьес, включенных в сезонную афишу (репертуар)

Искусство изменения внешности актера специальными красками, которые наносятся на лицо, предварительно смазанные красками, и легко снимаются (грим)

Педагогические ситуации

Ситуация 1 – для первой команды.

Дети разыгрывают кукольный спектакль по сказке «Лиса и медведь».

Они распределили роли и начали представление, но по ходу действия

возник спор о том, кому из героев что говорить. Сюжет «рассыпается», и

дети постепенно теряют интерес к игре.

Как разрешить сложившуюся ситуацию?

Назовите свои действия в данной ситуации, чтобы игра была продолжена.

Ситуация 2 – для второй команды

Дети решают разыграть сказку «Колобок», распределяют между

собой роли, но одному ребенку роль не достается. Со словами: «Я тоже

хочу играть!» расстроенный ребенок садится на стул.

Ваши дальнейшие действия по оптимизации данной игровой ситуации?

Подготовьте рекомендации по предупреждению подобных ситуаций в группе детского сада.

Конкурс капитанов. Блиц-турнир

капитан команды, который быстрее нажмёт на сигнал-игрушку, после заданного вопроса, первый отвечает на вопрос

-Сколько встреч было у старика и рыбки? (шесть)

-Какой воспитатель может развить творчество у ребенка? (Творческий)

-Первый банкрот Поля чудес (Буратино)

-Какая сказочница подарила нам встречу с Мужчиной в самом расцвете лет? (Астрид Линдгрен)

-Героиня русской сказки, девочка из снега (Снегурочка)

-Этот автор любит в своих сказках описывать различных насекомых, животных, предметы быта (Корней Чуковский)

-Пушкинское дубовое украшение (цепь)

-Разговор двух лиц (диалог)

-Личный транспорт Бабы Яги (ступа)

-Кто полгода сидит без обеда (медведь)

-Кто из писателей «вырастил» аленький цветочек? (Сергей Аксаков)

-Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)

-Что идет, не двигаясь с места (время)

-Кто из великих русских поэтов любил сказки с детства, и сам написал несколько сказок в стихах? (А.С. Пушкин)

Найдите «русский» вариант иностранных пословиц:

Арабская «Посеяв кактус, не надейся на урожай винограда» («Что посеешь, то и пожнешь)

Финская «Тот не заблудится, кто спрашивает» («Язык до Киева доведет»)

Французская «Раз пробка вынута, надо пить вино» (Назвался груздем – полезай в кузов»)

Африканская «Даже в самом красном яблоке может оказаться червяк» («Не все золото, что блестит») .

Вьетнамская «Неторопливый слон раньше достигнет цели» («Тише едешь – дальше будешь»)

Вывод:Развитие ребенка через театрально-игровую деятельность дает положительные результаты , развивается социальная активность детей, память и воображение, творческие способности, формируются чувства коллективизма, коммуникабельность, идет развитие речевых и познавательных функций. Каждый ребенок талантлив изначально, и наш театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве. Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности дети смогли использовать в повседневной жизни.

10. Проект решения педсовета.

-Продолжать работу по театрально-игровой деятельности детей

Ответственные: воспитатели ДОУ. Сроки исполнения: постоянно

-Разработать информационный материал для родителей по театрально-игровой деятельности детей.

Сроки исполнения: до 15.03.2019г.

Ответственные: педагоги ДОУ

-Продолжать повышать уровень самообразования по изучению методических изданий по проблеме организации и проведении театрально-игровой деятельности.

Сроки исполнения: постоянно.

Ответственные: педагоги ДОУ.

-Распространять опыт работы с детьми по театрализованной деятельности в средствах массовой информации, в профессиональном сообществе, представлять материалы на конкурсы.

Срок – в течение года.

-Пополнять театрализованные уголки различными видами театров, согласно возрастным особенностям детей и программным требованиям.

Ответственные – воспитатели групп.

-Организовывать с детьми младшего и среднего дошкольного возраста просмотр театрализованных представлений, подготовленных взрослыми или детьми старшего возраста.

Срок – систематически в рамках театральных досугов.

Ответственные – воспитатели групп.

-Планировать театральные досуги с детьми.

Срок -согласно тематическому планированию.

Ответственные – воспитатели групп.

-Продолжать работу по активизации речевого общения посредством театрализованной деятельности.

Развитие творческих способностей детей средствами театральной деятельности

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в коллективной театрализованной деятельностиГабайдуллина Алена Владимировна

воспитателем второй категории «Сказка» г.Покровск Хангаласский улус РС(Я)

Необходимость продуктивных преобразований в сфере общественной жизни с неизбежностью затрагивает вопросы творчества, творческой инициативы, способностей к активности творческого характера. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение.

В современных условиях необходимо не только вооружить человека определенной суммой знаний. Но и воспитывать самостоятельную, творчески развитую личность. Существует мнение, что творческими способностями обладают все люди. Но большинство, просто не знает о своих возможностях или даже не задумывается о них. В большинстве случаев творческий человек — это в первую очередь оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные решения.

Читайте также  Как методически грамотно организовать прогулку в подготовительной группе детского сада

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в коллективной театрализованной деятельностиТворческие способности — это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи.

Являясь одной из самых актуальных, проблем развития творческих способностей привлекает внимание ученых разных областей, поскольку связана с вопросами проектирования гибких моделей образовательного пространства, разработки вариативных форм и методов обучения и воспитания, отвечающих образовательным потребностям и возрастным возможностям личности.

Анализ психолого-педагогической литературы, доказывает, что развитие творческих способностей личности осуществляется тем эффективнее, чем в более ранние сроки начинается данный процесс. В связи с этим одним из наиболее актуальных направлений современной педагогической теории и практики является поиск условий и средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Театрально-игровая деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» — все это удивляет и привлекает.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

Игра-драматизация требует от дошкольников необходимых для ее выполнения способностей, умений, навыков. Театрализованные игры-драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуются внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основу самостоятельности. Эта форма работы с детьми даёт возможность воспитателю успешно реализовать целый ряд задач, одной из которых является развитие речи.

Для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности мы определили следующие задачи:

  1. Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
  2. Развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;
  3. Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;
  4. Обогащать и активизировать словарь;
  5. Развивать диалогическую и монологическую речь;
  6. Воспитывать гуманные чувства у детей.

Всего было проведено 15 занятий. Занятия проводились 2 раза в неделю, во вторую половину дня и включали в себя как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни.

Перспективный план работы по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

По мнению С. Н. Томчиковой, театрализованная деятельность – это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которого ее участники осваивают доступные средства сценического искусства и, согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т.д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре [3].

Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

В создании положительного эмоционального фона особая роль принадлежит театральной деятельности. Общеизвестно, что одним из недостатков общепринятой системы дошкольного образования является монотонность жизни ребенка, который находится в одном и том же помещении длительное время и должен придерживаться одного и того же распорядка дня. Такая обыденность, зачастую превращает активных и мечтательных дошкольников в равнодушных. И что бы этого не произошло, нам может помочь театральная деятельность, которая вносит в жизнь ребенка разнообразие и дарит ему радость [4].

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте являются:

— соответствующее данному возрасту разнообразие и содержательность тематики;

— постоянное (ежедневное) включение театрализованных игр в жизнь ребенка, во все формы организации педагогического процесса;

— взаимодействие детей со взрослыми;

— формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности.

Детство каждого ребенка проходит в мире ролевых игр, которые помогают ему освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество.

Театрализованная деятельность у детей раннего возраста формируется постепенно. Задача взрослых — вовремя создать условия для её появления и развития. В построении педагогического процесса в группе раннего возраста я использую театрализацию в разных видах деятельности: в режимных моментах, например, в воспитании культурно-гигиенических навыков. Используя персонажи — игрушки в адаптационный период, куклы отвлекают детей, помогают им расслабиться, снять напряжение, вызывают у детей положительные эмоции. Также персонажи – игрушки выступают, как сюрпризные моменты во время образовательной деятельности; для организации подвижных игр. Разыгрывая для детей небольшие кукольные спектакли, инсценировки, игры с элементами театрализации, необходимо вызвать у детей желание включаться в спектакль (например, поют вместе с Колобком его песенку, заканчивают фразу персонажа «Я мышка-норушка»), дети после представлений берут кукол-артистов, рассматривают, играют с ними. Так, незаметно для себя, малыши могут включаться в театральную игру, т. е. от наблюдения за постановкой взрослого к самостоятельной игровой деятельности.

Театральная игра способствует развитию таких качеств личности: как наблюдательность, самостоятельность, выдержка, развитие фантазии, воображения, коммуникативные навыки. Развитие творческих способностей ребенка средствами театрализованной деятельности — это не развитие креативного интеллекта, а развитие творческой личности. В связи с этим, следует отметить возможный вклад театрализованной деятельности в актуализацию двух важнейших потребностей, которые, по мнению Л.И. Божович, «пробуждаются» в этом возрасте и направляют развитие личности ребенка на следующее:

— потребность в новых впечатлениях (потребность в новых впечатлениях проявляется в любознательности, стимулирует развитие речи, мышления, воображения);

— потребность в самоутверждении (потребность в самоутверждении стимулирует собственную активность ребенка, выдумки, изменения окружающего, стремление заслужить поощрение взрослого).

Однако, только специально организованная, обогащенная замыслом и средствами, совместная деятельность ребенка и взрослого способствует амплификации (углублению, усилению) детского развития. В этой связи организация театрализованной деятельности будет способствовать интеграции развития всех сфер духовной жизни ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной.

Именно через театрализованную деятельность активизируется у детей мышление, тренируется память и образное восприятие, развиваются коммуникативные способности, совершенствуется речь. Следовательно, театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, развивает чувство коллективизма и способствует развитию коммуникативных способностей.

Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития коммуникативных способностей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей. Можно сделать вывод, что через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе.

Список использованной литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (Дата обращения: 20.12.2016)

Чернобровкин, В.А. Художественно-эстетическое развитие в системе дошкольного образования // Международный научно-исследовательский журнал INTERNATIONAL RESEARCH JOURNAL — № 9 (51) 2016 Часть 4, С.103. ON LINE URL: http://research-journal.org/wp-content/uploads/2016/09/9-4-51.pdf (Дата обращения: 20.12.2016)

Томчикова, С. Н. Подготовка студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности : дис. … канд. пед. наук / С. Н. Томчикова. – Магнитогорск, 2002. – 212 с.

"Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности."

Автор: Ложкина Тамара Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №231"
Населённый пункт: Ярославль
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности."
Раздел: дошкольное образование

Читайте также  Развивающие занятия для детей 3 месяцев

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №231»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Развитие творческих способностей детей

посредством театрализованной деятельности.

Воспитатель: Ложкина Тамара Николаевна

Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты,

морали и нравственности. А чем они богаче,

тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…

Современные дошкольные учреждения ищут новые подходы к образованию.

Я, как и многие педагоги, занята поиском нетрадиционных путей во

взаимодействии с детьми, решая при этом ряд важных вопросов:

— Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и

ненавязчиво рассказать ему о красоте и многообразии мира;

— Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной

жизни, как интересно можно жить в этом мире;

— Как воспитывать и развивать основные его способности: слышать, видеть,

чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать.

Опираясь на поставленную задачу, меня, как воспитателя творческого,

привлекла театрализованная деятельность. Это один из самых, пожалуй,

эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко

проявляется принцип обучения: учить играя. Театрализованные игры пользуются

у детей неизменной любовью. Театрализованная деятельность является

источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка,

приобщает его к духовным ценностям. «В процессе этого сопереживания, — как

отмечал психолог и педагог, академик Б.М. Теплов, — создаются определенные

отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую

принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

Изучив современную методическую литературу, я выбрала материал для

внедрения его в практику своей группы, а так же пришла к выводу, что используя

данный материал, можно повысить интерес к театрально — игровой деятельности.

Актуальность опыта работы.

В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС ДО

«Ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать

развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных

видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками».

Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность

раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание всестороннего развития

личности. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя

не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает

стеснительность, скованность движений, исчезают имеющиеся комплексы.

Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал (комплекс

сценариев, досугов с детьми, театрализованных постановок, разработка

театральных игр) может быть использован при проведении праздников,

развлечений, в повседневной жизни детей и в работе дошкольного учреждения.

Научная новизна и теоретическая значимость опыта состоит в рассмотрении

проблемы развития творческих способностей дошкольников средствами

театрального искусства, в разработке форм и методов работы с детьми, как на

занятиях, так и в совместной деятельности, в обозначении основных

Цель: Создание атмосферы творчества, социально-эмоционального развития

детей через театрализованную деятельность.

1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной

2. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра,

театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).

3. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими видами

деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия,

физкультурные досуги, экскурсии и т.д.).

4. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и

взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей,

сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими).

5. Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного

микроклимата, уважения к личности маленького человека.

Ведущая педагогическая идея опыта работы: всестороннее развитие личности

ребёнка через театрализованную деятельность.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её

тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания

ребёнка. Речь их становится более выразительной, грамотной.

Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля,

приобретённая вера в свои силы повышает самооценку детей. Их игровая

деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную

насыщенность. Именно театрализованная игра развивает мышление,

воображение, тренирует память и образное восприятие, совершенствует речь.

По данному направлению я работаю несколько лет. В своей работе использовала

различные формы организации театрализованной деятельности.

Формы организации театрализованной деятельности:

1. Совместная организованная театрализованная деятельность взрослых и детей.

2. Самостоятельная театрально — художественная деятельность, театрализованные

игры в повседневной жизни.

3. Мини-игры, мини-сценки в ходе иной непосредственно-образовательной

4. Посещение театров в ДОУ или вне детского сада с родителями.

Театрализацию в работе с детьми я начала с младшего возраста. В группе

оборудовали театральный уголок, а также «тихий уголок», где ребёнок может

побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть

иллюстрации к театрализации. В зоне театрализованной деятельности разместили

разные виды кукольного театра – пальчиковый, би-ба-бо, плоскостной, театр

теней, театр на ложках, маски, ладошковый театр, платочный театр, реквизиты и

декорации. Следующим этапом работы было: подбор игр на развитие слуха,

звукоподражания, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика,

сценарии сказок, театрализованных игр, этюды. Так же мною был разработан

перспективный план проведения театральных игр и развлечений, досугов с

родителями. Подготовлены и проведены родительские собрания, анкеты для

родителей, памятки, консультации.

Содержание занятий – знакомство не только с текстом какого-либо

литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями,

костюмами. Развитию творческой активности детей способствовали как занятия

по театрализованной деятельности, так и индивидуальная работа с каждым

В содержание театрализованной деятельности использовала ИКТ- технологии:

Просмотр кукольных спектаклей

Упражнения для социально-эмоционального развития детей

Упражнения по дикции

Упражнения на развитие детской пластики

Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства

Дидактические игры по сказкам с использованием интерактивной

В своей работе я использую интернет-ресурсы:

htth://nsportal – Социальная сеть работников образования

maam- Международный образовательный портал МААМ. RU

htth://o –detstve – О детстве

htth://solnet.ee/ — Детский портал Солнышко

dohcolonoc – Всё для воспитателей детских садов

На сегодняшний день одним из наиболее ярких, развивающих, интересных,

значимых методов, как для взрослых, так и для детей, является проектная

деятельность. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою

значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует

усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». В своей работе я часто

использую метод проектов, не исключение и театрализованная деятельность.

Развитие театральной деятельности и накопление эмоционально-чувственного

опыта у детей – длительная работа, которая требует участие родителей. Важно их

выступление в тематических вечерах, где дети вместе с родителями становятся

равноправными участниками. Они исполняют роли, являются авторами текстов,

изготавливают декорации, шьют костюмы и т.д. В любом случае совместная

работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному

и эстетическому развитию детей.

Театр в нашем саду «живет» давно. Стало хорошей традицией, проведение

утренников с включением театрализованной постановки. Используем спектакли и

увеличилось в разы. Спектакли – это еще и развлечения для младших детей.

Опыт работы показывает, что дети с большим желанием участвуют в постановке

сказок. Ждут с нетерпением, когда же еще будет следующая репетиция.

Творческое взаимодействие музыкального руководителя и педагога дает

возможность детям получить массу впечатлений и эмоций. Занимаясь развитием

творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в

процессе наблюдения, я обратила внимание на следующее:

— у детей после первого года обучения улучшилась способность к импровизации,

особенно при прочтении художественных произведений;

— дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты,

— повысилась эмоциональная отзывчивость;

— дети стали больше проявлять активность, инициативность;

— у детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества

личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело

или роль до конца);

— у детей появилось желание придумывать, сочинять, рассказывать сказку;

— дети стали проявлять стойкий интерес к театрализованной деятельности.

За 3 года работы количество детей с высоким уровнем творческого развития в

театрализованной деятельности увеличилось на 44%. При выполнении творческих

заданий эта категория детей проявляла инициативу, самостоятельность,

креативность, показала высокое качество выполненной работы.

С учетом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система

проделанной работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной.

На протяжении этих трех лет дети показали свои достижения на праздниках,

конкурсах, развлечениях. Их выступления отличались ярким, артистическим

исполнением. Я, как педагог, занимаясь развитием творческих способностей детей

средствами театрализованной деятельности, получаю удовольствие, радость от

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: