Развитие системы дошкольного образования современном этапе

Дошкольное образование в современной России: перспективы и проблемы развития

Система современного дошкольного образования очень актуальна и важна. В дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности, и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. В настоящее время есть и проблемы современного образования. Если не оказывать должного внимания особенностям развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагоприятно сказаться на его дальнейшей жизни.

Дошкольное образования – важная ступень в развитии ребенка. Ведь в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности, и определяется качество его психического и физического развития.

Если не обратить внимания на особенности развития дошкольника, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни.

В современном дошкольном образовании существуют проблемы. Одна из проблем это общение дошкольника. Всем известно, что полноценное общение невозможно без коммуникативных умений, которые нужно развивать самого детства. Самое главное научить ребенка слышать и слушать, умение входить в контакт, умение понимать речь, умение выражать свои мысли.

За десять лет дошкольное воспитание прошло сложный путь, что значительно расширило диапазон ответственности дошкольных образовательных учреждений, которые направлены в первую очередь на предоставление качественных образовательных услуг. Дошкольное образование в контексте ФГОС, прописывается как уровень общего образования, на котором закладываются основы социальной личности в системе образования в целом.

ФГОС дошкольного образования устанавливает ряд требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, прежде всего к психолого-педагогическим и кадровым. Ключевым фактором успешной реализации данного Стандарта по-прежнему является педагог.

Поскольку современное дошкольного образования неразрывно связано с кадровой обеспеченностью дошкольных образовательных учреждений, вспоминается лозунг 30-х годов 20 века «Кадры решают всё!» — он сейчас как никогда актуален.

Ведь педагогам – практикам предстоит совершить переход от традиционного образовательного процесса к деятельностному.

Основной целью работы с педагогами является повышение их профессиональной компетентности и эффективное методическое сопровождение в условиях введения и последующей реализации ФГОС дошкольного образования.

Для осуществления этой задачи, руководителю нужно совершенствовать кадровую политику, проводить комплекс мероприятий по оптимизации качества образования.

Сегодня управлять — не значит отдавать директивные указания. Нужно менять стратегию и отношение к кадровому ресурсу, оказывать поддержку работникам, приглашая специалистов для оказания психологической профилактики эмоционального выгорания, проводить деловые игры, а также научно-методическое просвещение (на специально организованных дискуссионных клубах, круглых столах, семинарах-практикумах) и др.

В образование нужно вносить современные потоки, не бояться использовать так называемый корпоративные мероприятия, например, совместные походы в театр, поход в боулинг принятие участия в спортивных соревновательных играх и т.д.

Создавать школы молодых педагогов для успешной адаптации и закреплении молодых кадров не только внутри учреждения, но и на уровне района.

Необходимо возродить традицию наставничества с целью формирования в ДОУ кадрового ядра.

В последняя время в условиях нашего детского сада для педагогов проводятся консультации и педагогические советы, направленные на улучшение качества образования. Основным вопросом в современных условиях становиться результативность внедрения ФГОС.

Образовательные стандарты, являются обязательными требованиями, что ставит перед учреждениями определенные задачи направленные на обеспечение условия для внедрения ФГОС.

Чтобы быть готовым к работе по ФГОС, необходимо провести целый комплекс мероприятий:

  1. Привести в соответствие нормативно-правовые документы.
  2. Проанализировать оптимальное распределение кадрового ресурса внутри ДОУ, провести оценку готовности ДОУ к новым требованиям современной системы образования.

Педагогу, нужно заниматься саморазвитием, это одно из требований Федеральных государственных образовательных стандартов.

Дошкольного образования, за последние несколько лет, качественно изменилось, большинство педагогов за последние несколько лет освоили инновационные программы.

С целью формирования и развития педагогов навыкам инновационной и поисково-экспериментальной работы регулярно организовываются семинары, круглые столы, семинары-практикумы, мастер классы.

Педагоги активно принимают участие в профессиональных конкурсах и в городских мероприятиях.

Важная роль в нашем детском саду в развитии инициативы педагогических работников отводится руководителю, как заинтересованному лицу в повышении качества образования своего учреждения.

Подробнее хочу остановиться на развитии и участия родителей (законных представителей) непосредственного включения в образовательную деятельность.

Родители теперь гораздо требовательнее, и мы не должны отставать от современной действительности. Сегодня нужно следить за развитием общества, и за информацией, стараться быть впереди, опережая многие процессы, уметь вовремя направить активный потенциал родителей в нужное русло.

Работа с семьей – это, пожалуй, самая ответственная сторона организации образовательного процесса. В современных условиях детского сада без поддержки и взаимопонимания не обойтись.

Одна из особенностей управления современным детским садом заключается в том, что руководитель ДОУ просто вынужден привлекать к решению проблем учреждения различные социальные институты: родителей, общественность, — иначе не справится с количеством задач по организации функционирования современного образовательного учреждения

Но на вопрос работы с родителями, нельзя смотреть однобоко, так как кроме улучшения материально-технических условий, родители являются, первыми педагогами для своих детей и в этом мы видим партнерские взаимоотношения ДОУ и семьи.

Таким образом, подготовка ДОУ к переходу на ФГОС ДО влечет за собой существенные изменения в образовательную практику детского сада.

Данный процесс неотъемлемая часть модернизации образования, которая в настоящее время является политической и общенациональной задачей российской образовательной политики, направленный на обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Современная система дошкольного образования

Система дошкольного образования – это комплекс образовательных заведений, программ обучения, управленческих основ, закономерностей и принципов реализации образовательной деятельности на дошкольном возрастном этапе развития личности.

Система дошкольного образования играет ключевую роль в становлении личностей подрастающего поколения. Потому, требуется тщательная организация обучения на данном уровне и построение оптимальной системы, ориентированной на реализацию концепции образования на текущем этапе развития социальной среды и удовлетворение потребностей социума в образовательных услугах.

Рисунок 1. Система дошкольного образования в РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Модель современной системы дошкольного образования

На современном этапе развития общества, система дошкольного образования включает в свой состав следующие блоки, функционирование и развитие которых взаимосвязаны и взаимообусловлены:

Принципы построения дошкольного образования. В настоящее время, система дошкольного образования опирается на следующие принципы:

  • Принцип динамизма. Он предполагает динамичное развитие образовательного и воспитательного процессов в соответствии с прогрессом общества и интенсивностью его процессов;
  • Принцип вариативности организационных форм. Он означает, что дошкольные образовательные организации, функционирующие на территории России могут быть представлены в разных формах, ориентированных на удовлетворение различных образовательных потребностей. В данный момент существует множество видов воспитательно-образовательных учреждений и наблюдается вариативность, предоставляемых образовательных услуг;
  • Принцип гибкости. Он предполагает быструю реакцию на изменения, происходящие в обществе, потребности социума в образовании и потребности отдельной личности;
  • Принцип целостности образовательного процесса. Он связан с ориентацией образовательных программ разного вида и типа на развитие личности каждого отдельного ребенка.

Программы дошкольного образования. Они характеризуются вариативностью их содержания и направлений развития при ориентации на единые образовательные цели и задачи.

Готовые работы на аналогичную тему

Современная модель дошкольного образования предполагает использование вариативных образовательных программ, которые определяют содержание дошкольного этапе обучения, направленность деятельности, степень сложности и дают гарантию полноценного и всестороннего развития подрастающего поколения.

Основная образовательная программа ДОУ определяет специфику построения жизнедеятельности детей в стенах дошкольного учреждения, ориентированную на всесторонне развитие каждого воспитанника. Это реализуется на основе включения в образовательную программу вариативной детской деятельности, представленной в следующих формах:

  1. Занятия разной направленности – это форма учебной деятельности дошкольников.
  2. Нерегламентированные типы деятельности – это форма работы, не входящая в регламент ДОУ.
  3. Свободное время – предоставление детям самостоятельного времяпрепровождения, общения в коллективы, игры и взаимодействия со сверстниками.

На современном этапе развития общества, модель дошкольного образования опирается на государственно-частное партнерство в предоставлении образовательных услуг. Это означает, что функционируют учебные заведения дошкольного типа, подведомственные органам государственной власти, а есть частные дошкольные заведения. Каждое заведение имеет право использования своей образовательной программы, подстраиваясь под потребности различных семей.

Читайте также  Центры раннего развития детей оренбург

Рисунок 2. Особенности современного дошкольного образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Вариативность программ дошкольного образования

Современная система образования представлена дошкольными образовательными заведениями шести видов, поэтому, образовательные программы, ориентированные на ДОУ, представлены различными вариантами. При этом, установлены ФГОС ДУ, регламентирующие реализацию образовательных программ ДОУ и, выдвигающие требования к их разработке.

Все программы дошкольного образования делятся на два типа:

  1. Комплексные программы – это общеразвивающие программы, ориентированные на реализацию обучения по всем основным направлениям развития детей: физическое, социальное, речевое, нравственное, познавательное, художественно-эстетическое, коммуникативное, личностное. Данные программы включают в себя мероприятия по раскрытию основных способностей ребенка, активизации его творческого потенциала, познавательных возможностей и развитие особенных видов детской деятельности, характерных для конкретной возрастной группы: предметная, игровая, изобразительная, театральная, музыкальная, конструирование.
  2. Парциальные программы – это специализированные программы, ориентированные на развитие дошкольников по конкретному направлению. Это могут быть программы здоровьесбережения, программы коррекционного обучения, программы экологического и патриотического развития, программы по освоению нестандартных видов деятельности (раннее чтение, рукоделие, приготовление пищи и т.д.).

Проблемы развития и функционирования современной системы дошкольного образования

В настоящее время ключевыми проблемами в развитии системы дошкольного образования являются следующие:

  1. Нехватка ДОУ. Количество населения растет и его темпы превышают темпы строительства и открытия новых дошкольных организаций. Это приводит к нехватке мест в ДОУ, переполненности групп воспитанников;
  2. Нехватка квалифицированных кадров. Система подготовку педагогов ДОУ недостаточно развита. Кроме того, отсутствует мотивация для обучения по данному профессиональному направлению (низкая оплата труда и его условия) и к непрерывному самообучению и саморазвитию у педагогов;
  3. Жесткие требования СанПиН. Санитарно-гигиенические требования, нормы пожарной безопасности не позволяют организовать в ДОУ нестандартные условия, создать оптимальное предметно-развивающее пространство.

Рисунок 3. Основные направления развития системы дошкольного образования в РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Современные тенденции развития дошкольного образования

Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимостью серьезных изменений в функционировании учреждения.

Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования (табл.1.2.).

Современные тенденции в развитии дошкольного образования.

Новые отношения и позиции:

-возможность гибкой смены позиции объекта и субъекта каждым участником.

Расширение структур сопровождения:

Трансформация дошкольного воспитания в дошкольное образование отражает мировую тенденцию развития. В.Т.Кудрявцев отмечает, что в России дошкольное воспитание находится в подчинении структур управления образованием: это фактически свидетельствует о том, что ребенок дошкольного возраста нуждается в воспитании, обучении и развитии. Таким образом, дошкольное образование становится исходной, неотъемлемой и полноправной ступенью образовательной системы в целом, как это и определено законом «Об образовании».

На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства ДОУ в режим поиска, что является переходным этапом на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития.

Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации соответствуют насущным потребностям и возможностям в ДОУ. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии дошкольных учреждений становится наиболее важным.

По мнению В.Т.Кудрявцева, положение, которое в настоящее время сложилось в дошкольном образовании, можно назвать умеренно-критическим в силу отсутствия вразумительных стратегий и доктрины развития дошкольного образования как отчетливой, жестко выраженной системы связанных воедино социальных, организационных, экономико-финансовых, психолого-педагогических и прочих приоритетов. Эти приоритеты должны определять реалистическую программу действий на исторически обозримый срок. Многолетние блуждения, связанные с разработкой государственного стандарта дошкольного образования, свидетельствуют о значимости этой проблемы.

В итоге же ДОУ вынуждены ориентироваться на «примерные требования», выдержанные в традиционном административном духе. По мнению ученого, те действия, которые предпринимаются работниками дошкольного образования по увеличению бюджетного финансирования, открытию ряда экспериментальных площадок с дополнительным финансированием их деятельности (с каждым годом это становится все труднее), проведению совещаний по обмену опытом и т.п., малоэффективны, пока не решена главная проблема.

Проведенный анализ существующих концепций, проектов и программ в сфере дошкольного образования позволяет выделить ряд базовых тенденций в развитии системы.

Гуманизация устанавливает приоритет личностного развития субъектов (родителей, педагогов, детей), центрацию образовательного процесса на ценностях человеческого развития, ориентацию на всестороннее и гармоничное формирование личности, перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития. Гуманизация образования, по В.А.Сластенину, — процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, что «составляет важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений ними в педагогическом процессе» и является ключевым компонентом педагогического мышления, сфокусированного на идее развития личности [7].

Ведущим направлением гуманизации образования считается самоопределение личности в культуре, её приобщение к национально-культурным традициям, обогащенным современными идеями. Гуманизация проявляется в усилении внимания к личности каждого ребенка как высшей ценности общества, в формировании гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами (табл.1.2.).

Демократизация связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а так же широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием.

Диверсификация предполагает необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения запросов участников образовательного процесса в ДОУ.

Проекция данных оснований на воспитательно-образовательный процесс в ДОУ по-новому представляет все его подсистемы. В связи с этим выделяется ряд базовых принципов, обеспечивающих реализацию названных направлений в процессе развития ДОУ и его участников:

— человекосообразности (единство культуро- и природосообразности);

— целостности педагогического процесса и комплексности целей;

— активности и равнопартнерства в педагогическом взаимодействии всех субъектов педагогического процесса.

Модернизация управления ДОУ предполагает многообразие видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов к соуправлению, рефлексивному управлению и самоуправлению.

Показателями качественной трансформации управления ДОУ в первую очередь являются новые принципы:

— демократизации и гуманизации;

— системности и целостности управления;

— взаимосвязи и разделения стратегического, тактического и оперативного уровней управления и соответствующих им видов управления (традиционное, рефлексивное, самоуправление);

— единоначалия и коллегиальности;

— объективности и полноты информации в принятии управленческих решений.

На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДОУ, в частности:

— совмещение инновационных программ с уже существующими;

— сосуществование представителей различных педагогических концепций;

— раскол педагогического сообщества;

— несоответствие новых типов образовательных учреждений требованиям родителей;

— потребность в новом научно-методическом обеспечении;

— потребность в новых педагогических кадрах;

— приспособление новшеств к конкретным условиям;

— проблема изменения, оптимизации, замены новшеств;

— проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.

В.Т.Кудрявцев выделяет четыре ведущих направления инноваций ДОУ [2].

1. Рассмотрение дошкольного образования в качестве не подготовительной к школе ступени, а относительно самостоятельной, ценной, развивающейся и развивающей системы, направленной на амплификацию (обогащение) детского развития за счет возможностей, которые присущи дошкольным видам деятельности (творческий характер игры, активное восприятие сказок, различная продуктивная деятельность и т.д.). Культивируя творчество на занятиях и вне их, мы тем самым способствуем не только общему психологическому созреванию ребенка, но и созданию фундамента полноценной школьной готовности на основе развития творческих возможностей, интеллектуальных сил воспитанников. Достаточно просто внимательно относится к главной психологической особенности дошкольного возраста – продуктивному или творческому воображению, которое должно развиваться во всем многообразии детской деятельности. Развитие воображения связано с обретением человечности в самом широком смысле этого слова путем приобщения ребенка к культуре. Поэтому нужны образовательные программы, направленные на развитие воображения дошкольников.

2. Утверждение гуманных субъект-субъектных отношений в процессе равнопартнерского взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых посредством диалога в педагогическом процессе.

Читайте также  Развитие творческих способностей одаренных детей

3. Развитие связи между практиками и теоретиками в области инноватики.

4. Широкая поисковая и экспериментальная деятельность, организуемая с позиции исследовательского подхода .

Глава 2. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

2.1 Предпосылки становления инновационной деятельности в системе дошкольного образования

Предпосылки и источники становления инноватики в дошкольном образовании обусловлены ходом общественного развития и образовательной политики в целом: инновационными процессами в экономике, производстве и других сферах жизни (XIX-XX вв.), демократизацией общественной жизни, гуманизацией отношений участников образовательного процесса, творчеством субъектов взаимодействия в образовании, поисковой, инновационной, экспериментальной деятельностью образовательных учреждений.

Термин «инновация» появился в исследованиях культурологов XIX в и первоначально обозначал введение некоторых элементов одной культуры в другую и изучение их отношений.

В начале XX в инноватика формируется как наука о нововведениях, изучающая закономерности технических нововведений в материальном производстве.

Развивается она как отражение потребностей в деятельности по разработке, внедрению новых услуг, идей в основные сферы человеческой активности.

В.А.Сластенин, Л.С.Подымова В науке выделяют три типа исследований инноваций:

— изучение фактов, способствующих/препятствующих нововведениям;

— исследование инновационного процесса;

— управлением инновационным процессом;

— анализ инновационных ситуаций/оценка степени риска, эффективности.

Инноватика складывалась как междисциплинарная область (на стыке философии, психологии, социологии, экономики, культурологи).

Педагогическая инноватика развивается с конца 50-ых гг. XX в на Западе, с 80-ых гг. – в России. Следует отметить, что степень инновационности образования обусловлена уровнем развития общества и продиктована уровнем «неразвитости» образования. Другими словами, инновации возникают там и тогда, где и когда есть потребность в изменениях и возможность их реализации. Пространственно-временной континуум инновационного процесса охватывает накопленный потенциал в развитии образования и некоторые преграды (или угрозы) его стабильному функционированию. Следовательно, инновации решают определенное противоречие в образовании между функционированием как стабильным и эволюционным процессом и развитием как динамичным и революционным процессом. Существует и промежуточное состояние, когда стабилизационные результаты начинают дифференцироваться или же когда накопленные изменения стабилизируются (унифицируются). Индикатором возникающей ситуации становятся тенденции в образовании, определяющие вероятностную линию развития либо функционирования.

Современные тенденции дошкольного образования

Образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретённых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определённых объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно – нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Развитие дошкольного образования — одна из приоритетных целей развития Российского образования на современном этапе.

Для выстраивания вариативного образования необходимо, в первую очередь, определить инвариант, т.е. обязательное сущностное ядро содержания образования. В его качестве выступают стандарты.

1. «Федеральные государственные требования к «Опубликовано: 5 марта 2010 г. в «РГ» — Федеральный выпуск №5125 Вступает в силу:16 марта 2010 г.

2. «Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» Опубликовано:21 ноября 2011 г. в «РГ» — Федеральный выпуск №5637 Вступает в силу:2 декабря 2011 г.

3. N 273-ФЗ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года вступил в силу с 1 сентября 2013 года.

Введение в действие Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» ознаменовало новый этап в развитии отечественной системы дошкольного образования. Дошкольное образование получило статус первой ступени образования, что потребовало изменения нормативно-правовой основы его реализации.

С одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

4. Важнейшим нововведением основополагающего характера является создание Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) – документа, не имеющего аналогов в отечественной истории].

Разработка стандарта велась с 30 января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования под руководством директора Федерального института развития образования Александра Асмолова.

В июне 2013года проект ФГОС дошкольного образования был представлен на широкое общественное обсуждение. Свыше 300 замечаний и предложений, поступивших на проект стандарта, были рассмотрены на заседании Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам 3 июля 2013 года.

В соответствии с решением Совета проект ФГОС дошкольного образования был доработан и внесён на повторное рассмотрение. На основе заключений 11 экспертных организаций и рекомендации рабочей группы общего образования Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам 28 августа 2013 года принял решение утвердить ФГОС дошкольного образования.

Введение ФГОС ДО в практику потребует реализации целого ряда мероприятий, определения их характера и последовательности.

К современным тенденциям в развитии дошкольного образования прежде всего необходимо отнести:

Гуманизация образования – рассмотрение личности ребёнка как высшей ценности общества, акцент на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами. И хотя принцип гуманизации является одним их традиционных общедидактических принципов, на современном этапе развития образования его реализация обеспечивается другими условиями, в первую очередь, комплексностью традиционных и новых тенденций функционирования образовательной системы.

Индивидуализация как усилие еще одного традиционного дидактического принципа необходимости индивидуального подхода.

Реализация этого принципа проявляется, в первую очередь, в организации личностно — деятельностного подхода в образовании. Появление такого комплексного, системного подхода к воспитанию и обучению детей обусловлено не только естественным развитием педагогической науки, которой, как любой области человеческой деятельности, присуще постоянное стремление к прогрессу, но и назревшим кризисом существующей системы образования. Особенностью такого подхода является рассмотрение процесса обучения как специфической формы субъектно — субъектных отношений между педагогом и воспитанником. В самом названии данного подхода подчеркивается взаимосвязь двух его основных компонентов: личностного и деятельностного.

Личностный (или личностно ориентированный) подход предполагает, что в центре обучения находится обучающийся с его индивидуально психологическими, возрастными, половыми и национальными особенностями. В рамках этого подхода обучение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей и «зоны ближайшего развития» воспитанника. Этот учет проявляется в содержании учебных программ, формах организации учебного процесса и характере общения.

Суть деятельностного компонента в том, что образование способствует развитию личности только в том случае, если оно побуждает ее к деятельности. Значимость деятельности и ее результата влияет на эффективность овладения человеком общечеловеческой культурой. При планировании учебной деятельности необходимо учитывать не только общие характеристики деятельности (предметность, субъектность, мотивированность, целенаправленность, осознанность), но и ее структуру (действия, операции) и компоненты (предмет, средства, способы, продукт, результат).

Выделение каждого из рассмотренных компонентов личностно-деятельностного подхода (личностного и деятельностного) условно, так как они неразрывно связаны между собой в силу того, что личность всегда выступает субъектом деятельности, а деятельность определяет развитие ее как субъекта.

Демократизация – создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанника образовательного процесса (учащихся и педагогов), широкое привлечение общественности к управлению образованием.

Одна из отличительных особенностей современной системы образования – переход от государственного к государственно — общественному управлению образованием, основная идея которого состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, различных типов образовательных учреждений. Выбор прав и свобод делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.

Для современного состояния системы управления образованием наиболее характерен процесс децентрализации, т.е. передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим, при которой федеральные органы разрабатывают наиболее общие стратегические направления, а региональные и местные органы сосредотачивают усилия на решении конкретных финансовых, кадровых, материальных, организаторских проблем.

Вариативность, или диверсификация (в переводе с лат. – разнообразие, разностороннее развитие).

Читайте также  Игры развивающие память детей 3 лет

Интегративность проявляется в структурных изменениях образовательной системы. Осознание того, что качественное обучение и воспитание возможно лишь в условиях реальной преемственности всех звеньев образовательной системы, приводит к возникновению комплексных образовательных учреждений (детский сад — школа, школа — вуз и др.) Тенденция к интеграции заметна и сегодня в содержании образования: происходит усиление межпредметных связей, создаются и внедряются интегративные курсы в разных типах учебных заведений и т.д.

Психологизация современного образовательного процесса интеграции, тем не менее правомерно выделить ее в самостоятельное направление. Это не только отражает повышенный социальный интерес к психологии (что характерно в периоды социальных кризисов и, как следствие, фрустрации и невротизации общества), но и говорит о том, что сегодня меняется сама формулировка педагогических задач.

Кроме задачи формирования у учащихся знаний, умений и навыков (ЗУН), перед педагогом стоит задача развития мыслительных способностей, которые позволят ребенку получать их. Если формирование поля ЗУН — это педагогическая задача, то формирование мыслительных свойств — это психолого — педагогическая задача. Однако уровень психологической подготовки наших педагогов не позволяет сегодня успешно решать эту задачу.

Для решения этой задачи необходимо проведение специальных исследований, результаты которых помогли бы более качественно реализовать существующую сегодня тенденцию к практической интеграции педагогики и психологии.

Стандартизация содержания образования характерна для современной международной практики образования и вызвана необходимостью создания единого уровня общего образования независимо от типа образовательного учреждения. Она понимается как система основных параметров, принятых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности личности достижения этого идеала.

Индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет создавать и использовать новые модели обучения и проверки результативности усвоения его содержания (например, программированное обучение). Кроме того, компьютеризация образовательного процесса во многом расширяет возможности заочного обучения, особенно для лиц, которые по состоянию здоровья не способны посещать образовательные учреждения.

Для успешной реализации педагогического образования педагогу в работе помогает компьютерные технологии. Занятия стали более интересными и содержательными.

Таким образом, к современная тенденция дошкольного образования можно отнести: гуманизация образования, индивидуализация, демократизация, вариативность, интегративность, психологизация, стандартизация, индустриализация. Для успешной реализации дошкольного образования необходимы следующие педагогические условия: совершенствование методической подготовки педагогов в условиях обновления и использования инновационных методов работы с детьми, корректировка и совершенствование основных образовательных программ, активизация деятельности экспериментальных площадок, интеграция деятельности всех социальных институтов, расширение вариативных форм дошкольного образования, систематизация и уточнение индикаторов мониторинга качества дошкольного образования и др.

Список используемой литературы

1. Козлова С.А. Дошкольная педагогика[Текст]: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 7 – е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 416 с.

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. – 0 – 13 Москва: Проспект,2015. – 160 с.

3. Мельникова Ольга / Методическая служба дошкольного образованияна современном этапе[Текст] | Журнал «Дошкольное образование» № 19/2009

4. Дошкольное Образование [Электронный ресурс] – режим доступа //StudFiles.ru›preview/1792416/page:2/ 20.12.16

5. Общая педагогика [Электронный ресурс] – режим доступа // StudFiles . ru › preview /2378235/ page :5/20.12.16

6. Современные тенденции развития образования[Электронный ресурс] – режим доступа // allrefs . net › c 14/3 qpxb / p 2/20.12.16

Развитие системы дошкольного образования современном этапе

В 1989 году была принята «Конвенция о правах ребенка», где закреплен важнейший правовой принцип – признание ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом общества во всем комплексе гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав [8, с.12]. В этом же году Государственным комитетом по народному образованию СССР была утверждена «Концепция дошкольного воспитания»[4], в которой был дан серьезный анализ отрицательных сторон дошкольного воспитания в стране. В качестве главного недостатка организации педагогического процесса в детских садах указывалось на использование в его рамках учебно-дисциплинарной модели. Отмечалось, что дошкольное воспитание по существу сводилось лишь к подготовке детей к школе, оснащению их суммой конкретных знаний, умений, навыков, но, при этом, недостаточно учитывалась специфика развития ребенка дошкольного возраста, самоценность этого периода его жизни [5].

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 1992 года провозгласил необходимость обращения к личностно-ориентированной педагогике, отхода от жестко регламентированных форм воспитания и обучения детей [8]. И в 1995 году постановлением Правительства РФутверждено «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», в котором закреплялось его правона самостоятельный выбор программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных органами управления образованием, внесение изменений в них, а также разработку собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта [8, с.16].

С целью защиты ребенка от некомпетентного педагогического воздействия в условиях вариативности образования Министерством образования в 1995 году было подготовлено методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации», где указывалось, что комплексные и парциальные программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми [8, с.17].

В 2005 году Институтом развития дошкольного образования была разработана научная концепция «Дошкольное образование как ступень системы общего образования», где рассматриваются проблемы дошкольного образования, требующие принципиального анализа: определение статуса дошкольного образования как суверенной самоценной ступени образования; обеспечение равных стартовых возможностей детей при поступлении в школу; общедоступность качественного дошкольного образования; преемственность дошкольного и школьного этапов образования.В концепции описывается модель образовательного процесса в системе дошкольного образования как общий «стандарт», который может быть положен в основу вариативных образовательных программ. Такой стандарт необходим и при конструировании оптимальной модели образовательного процесса для дошкольников, которая учитывает психологические особенности возраста и ценностные ориентиры общества относительно образования ребенка.

В 2009 году приняты Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы, стандартизирующие содержание дошкольного образования в условиях вариативности. А в 2012 году закон «Об образовании в Российской Федерации» впервые определил дошкольное образование в качестве первого уровня общего образования [6]. Введение закона потребовало пересмотра путей развития дошкольного образования, что послужило основой для принятия приказа Министерства образования и науки « Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [6].

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в государственной политике страны прослеживается приоритетное отноше­ние к дошкольному образованию, понимание его значимости для совершенствования всей системынепрерывного образования. Дошкольное детство рассматривают как особый национальный ресурс, позволяющий решать слож­ные проблемы социального и экономического развития. Однако переход от парадигмы образовательной услуги к парадигме основного ресурса чело­веческого капитала государства обусловливает новые приоритеты в организации дошкольно­го образования. В первую очередь, это касается изменений в кадровой политике. Анали­зируя уровень профессионализма педагогических кадров дошкольных организаций, следует отме­тить не полное соответствие их квалификации тем стратегическим задачам, которые им предстоит решать. Зачастую педагоги не обладают развитым критическим мышле­нием, профессиональной рефлексией, что является серьезным препятствием в организации работы с новой информацией. Следовательно, необходимо развитие системы повышения квалификации, призван­ной осуществлять непрерывное постдипломное образование работников дошкольных организаций на основе инновационных образовательных технологий, способствующих развитию твор­ческого потенциала педагогов, их полноценной самореализации в профессии, расшире­нию базовых профессиональных компетенций. Следует отметить, что и родители– одни из главных участников про­цесса реализации ФГОС, не всегда правильно понимают и осуществляют свои обязан­ности.

В связи с этим, возникает проблема разработки учебно-методического обеспечения и программ подготовки педагогов и родителей к осознанному выполнению своих функций по образованию детей.Для решения этой проблемы в одной из дошкольных организаций г. Ижевска разработанкурс «Управление качеством дошкольного образования», предусматривающий обучение взрослых на основе кейс-метода. Тематикаи примеры кейсов для педагогов и родителей представлены в таблицах 1-3.

Тематика кейсов по курсу «Управление качеством дошкольного образования»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: