Развитие системы дошкольного образования рф

Возникновение и развитие дошкольного образования в России

Первый этап- В Киевской Руси воспитание детей всех возрастов осуществлялось преимущественно в семье. Цель воспитания заключалась в подготовке детей к труду, выполнению основных социальных ролей. В качестве основных средств воздействия выступали факторы народной педагогической культуры (потешки, пестушки, скороговорки, загадки, сказки, народные игры и т. д.). Все эти средства педагогики передавались устно2.

Второй этап- Дошкольное образование до 1917 года.

В последней трети XIX в. появляются новые типы образовательных заведений. Первый бесплатный «народный детский сад» в России для детей горожан из низших слоев населения был открыт в 1866 г. при благотворительном «Обществе дешевых квартир» в Санкт-Петербурге.

К началу XX в. в России было открыто довольно большое число дошкольных учреждений как платных для интеллигенции и рождающейся буржуазии, так и бесплатных детских садов, площадок, приютов, очагов для детей низших слоев населения, а также для детей-сирот.

Третий этап- Советская система дошкольного образования

Начало государственной системы дошкольного образования в нашей стране было положено после принятия 20 ноября 1917 года «Декларации по дошкольному воспитанию». В этом документе были определены принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста. Стал прекрасным пособием для детских врачей и воспитателей3.

С 1928 года начал выходить ежемесячный научно-методический журнал «Дошкольное воспитание». К 40-м годам XX в. сеть дошкольных образовательных учреждений достигла довольно высокого уровня, общественным воспитанием были охвачены более двух миллионов воспитанников.

Четвертый этап- Дошкольное воспитание в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.).В начале 1942 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял специальное постановление о борьбе с детской беспризорностью. В спасении детей участвовала вся страна. Поддержанное государством, развернулось движение по усыновлению детей-сирот.

В годы возник новый тип воспитательных учреждений — дошкольные интернаты, в которых воспитывались дети, временно потерявшие связь с родителями. Широкое распространение получили дошкольные детские дома.

Большое значение для развития дошкольного воспитания имело принятое в 1944 г. постановление СНК СССР «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и улучшению медицинского и бытового обслуживания женщин и детей». Постановление предусматривало целый комплекс мер по улучшению работы различных типов дошкольных учреждений, таких как ясли, детские сады, детские дома и консультации4.

В результате комплекса мероприятий, предпринятых государственными органами, к концу войны число дошкольных учреждений в СССР и число мест в них даже превысили довоенный уровень.

В декабре 1944 г. был принят новый «Устав детского сада», детально осветивший важнейшие вопросы деятельности детских садов и сыгравший большую роль в организации дошкольного воспитания в послевоенные годы5.

Пятый этап- Развитие дошкольного образования в послевоенные годы и в период развитого социализма

В 1949 году было издано постановление ЦК ВКП (б) и Совета Министров СССР «О мерах по расширению детских дошкольных учреждений и родильных домом и улучшению их работы», в котором к строительству детских домов привлекалась широкая общественность. Принимались меры по укреплению состава заведующих и воспитателей и улучшению педагогической работы с детьми6.

Шестой этап- Современное дошкольное образование.

Не будет преувеличением сказать, что на сегодня ступень дошкольного детства рассматривается как один из главных образовательных резервов.

В современном научно-психологическом понимании детство выступает как закономерная последовательность целостных внутренне необходимых этапов развития личности.

В 1990 году охват детей учреждениями дошкольного воспитания в Российской Федерации составил примерно 70%. При этом было неудовлетворенно около 1 млн. заявлений родителей о приеме детей в детский сад. Кроме того была создана мощная инфраструктура в виде промышленности, выпускавшей детскую одежду, книги, игрушки и прочий необходимый инвентарь. И, что очень важно, было налажено серьезное научное (медицинское, педагогическое и психологическое) обеспечение дошкольного образования. Все эти факторы, включая последний, и сыграли свою решающую роль в период начала перестройки, когда отечественное образование в принципе оказалось вполне готовым к осмысленному проведению давно назревшей реформы.

Последние 10-15 лет принесли радикальные изменения в систему общественного дошкольного воспитания. На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду»7 – разные типы и виды дошкольных учреждений. ДОУ сегодня официально работают по комплексным базисным, парциальным, специальным образовательным программам. Кроме того, в соответствии с Приложением 3 к приказу Министерства образования РФ от 22 августа 1996 года №448, в российском образовательном пространстве «прописаны» 3 категории и 6 видов ДОУ. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном образовании не уступает по своему масштабу школьному. Однако, на конец 2004 года уровень охвата детей дошкольными учреждениями составлял в среднем уже 59%.

Изменения, произошедшие в сфере дошкольного образования за последние 15 лет, приобрели обширный характер8. Они требуют решения частных проблем, заложенных в рамках Федеральной целевой программы развития. 10 апреля 2010 года В. В. Путиным был подписан Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования».

С учетом того обстоятельства, что в России сейчас более трети молодых семей, имеющих ребенка не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, подготовка родителей к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важнейших задач молодежной семейной политики.

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учрежденияФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

День работника дошкольного образованияДень работника дошкольного образования В последние дни сентября отмечается профессиональный праздник всех работников дошкольного образования – День дошкольного работника. Этот.

Фотоотчет «Конкурс рисунков, посвященных 370-ой годовщине со Дня образования пожарной охраны России»Фотоотчет «Конкурс рисунков, посвященных 370-ой годовщине со Дня образования пожарной охраны России» Сегодня,30 апреля, свой профессиональный праздник отмечает одна из самых жизненно необходимых служб быстрого реагирования— пожарная охрана. В.

Конспект интегрированной НОД («познание», «художественно-эстетическое развитие») «Береза-символ России»Конспект интегрированной НОД («познание», «художественно-эстетическое развитие») «Береза-символ России» Цель: Дать детям представление о том, что береза – символ России. Задачи: Закрепить знания об окружающем мире, о березе. Совершенствовать.

Система дошкольного образования в России: состояние и перспективы развития

Система дошкольного образования в России: состояние и перспективы развития

Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ЦЭНО РАНХиГС) в сотрудничестве с Международной педагогической академии дошкольного образования (МПАДО) в рамках заключенного между РАНХиГС и МПАДО соглашения о сотрудничестве организовали и провели 8 октября в очном формате в кампусе РАНХиГС на Пречистенке и в онлайн-формате с использованием электронных средств коммуникации экспертный семинар «Система дошкольного образования в России: состояние и перспективы развития».

В работе семинара приняло участие около двух тысяч представителей сектора дошкольного образования России, учёных и практиков, представителей профильных СМИ и НКО, родительских сообществ, в том числе 1816 слушателей на ютюб-канале МПАДО.

Семинар заявлен также, как проводимое в рамках реализации названного соглашения о сотрудничестве мероприятие, предваряющее Всероссийский форум работников дошкольного образования «Ориентиры детства 3.0: Стратегия развития дошкольного образования на основе традиционных духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации», намеченное на 2-3 ноября 2021 г.

Выступившие на открытии семинара и в ходе его проведения организаторы и эксперты отметили, что эффективное и системное сотрудничество ЦЭНО РАНХиГС и МПАДО началось в 2020 г., с поддержанной президентскими структурами и ЮНЕСКО 10-й Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ECCE-2020), на которой Президентская академия представила свои позиции в части состояния и перспектив развития экономики и управления в дошколе, оценки результатов проведенного партнерами первого совместного социологического исследования в рассматриваемой области, а также внедрения средств анимации, кинообразования и медиапедагогики в процесс воспитания и образования детей младшего возраста (ВОДМ).

Семинар открыл доклад ведущего научного сотрудника ЦЭНО РАНХиГС Алексея Тищенко «Доступность и условия развития дошкольного образования» в котором были отмечены некоторые расхождения между официальной статистикой и данными проведенных социологических исследований в структуре доступности и потребности дошкольного образования, динамика показателей дошкольного образования для детей в возрасте от полутора до трех лет и от четырёх до семи лет, структура расходов федерального бюджета на дошкольное образование в 2021-2024 гг., прогнозы потребностей в местах в детских садах, и даже позиция Верховного Суда Российской Федерации по вопросу территориальной доступности детских садов. Докладчик отметил в некоторой степени экономическую несостоятельность принятой примерной рабочей программы воспитания дошкольников, на финансирование, кадровое и иное обеспечение которой не заложено ни средств, ни сил, ни на 2020 г., ни на последующие годы, что, скорее всего, приведет к практической невозможности реализации принятого документа, особенно на уровне тех самых детских садов, в первую очередь муниципального уровня. По мнению учёного перед принятием подобного документа необходимо было провести экспертизу примерной рабочей программы воспитания для формирования базовых требований к кадровому и ресурсному обеспечению детских садов, а также оценить готовность региональных систем дошкольного образования к внедрению и реализации примерной рабочей программы воспитания с учётом различий в кадровом и ресурсном обеспечении.

Ведущий научный сотрудник ВАВТ, проректор по научной деятельности — заведующая кафедрой ЮНЕСКО «Глобальные цели дошкольного образования» МПАДО, академик Международной академии наук педагогического образования Ирина Комарова представила доклад «Современное дошкольное образование: запросы и ценности». В докладе на данных социологического исследования сделан анализ структуры ценностных рядов с учётом характеристики аудитории 78 субъектов Российской Федерации. В частности образцом для подражания воспитателями названа Мэри Поппинз, а героем, которого предпочитают дети, на первом месте оказался персонаж человека-паука.

Читайте также  Курсовая сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

Младший научный сотрудник ЦЭНО РАНХиГС Светлана Новикова представила доклад «Состояние системы дошкольного образования в России: социологические аспекты». Помимо прочего результаты проведенного молодым учёным исследования показали, что почти 30% опрошенных констатируют, что в их ДОО нет квалифицированных специалистов по работе с ОВЗ и детьми-инвалидами, 68.6 % высказались за то, что работа с данной аудиторией детей требует перераспределения времени, что также должно повлиять на количество детей в группах, а 40,5 % опрошенных показали, что в их дошкольных организациях не осуществляется доплата за работу с ОВЗ и детьми-инвалидами. Исследование также показало, что еще более сложная ситуация с когортой дошкольников, не владеющих государственным языком, как родным.

Представляется необходимым отметить прямую речь принявшей участие в работе семинара ведущего советника Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Инны Каракчиевой: «Огромное спасибо за исследование. Надеюсь, что оно будет продолжено. Оно архи важно, потому что мы сегодня пытаемся определить, соотнести ценности общества, ценности семьи, ценности системы образования, и посмотреть, а существует ли эта связка между ключевыми направлениями развития. К сожалению, мы с вами видим, исходя из этих первичных данных, что есть проблемы. И, конечно, когда мы говорим о ценностях и запросах, мы понимаем, что важным компонентом этого являются педагогические наблюдения… Указом президента у нас определены ключевые направления развития и в этой связи мы должны понять, насколько воспитательная и образовательная программы между собой коррелируются… Ценности имеют очень большое значение для стратегических документов и тем более — экономических документов, о которых мы сегодня говорили… Меня, действительно, удивили данные по образцам для подражания воспитателей. Конечно, герои, которых предпочитают дети очень сильно зависят от уровня развития семьи, от уровня развития родителей. Но тогда возникает вопрос, а есть ли уровень поддержки родителей, насколько мы уделяем внимание этому. Данное исследование, по сути, первый шаг, который позволяет оценить, как мы реализуем государственную политику. Действительно ли правильно мы подобрали механизмы поддержки для развития, которое мы хотим получить на выходе. По сути дела мы с вами говорим о модели ценностей важной для развития страны и педагогического сообщества. Поэтому, спасибо еще раз. Очень интересный разговор и по первому, и по второму докладу. Интересно, что они связаны между собой. Точки корреляции мы можем найти. Экономическая ситуация является основой для ценностной модели».

Директор Центра социализации и персонализации образования детей Федерального института развития образования РАНХиГС Наталья Тарасова также высоко оценила результаты проведенной ЦЭНО РАНХиГС и МПАДО работы по оценке состояния и перспектив развития системы дошкольного образования в России, отметив, в том числе, схожесть позиций с ФИРО по поводу принятой примерной рабочей программы воспитания дошкольников.

Помощник проректора МПГУ, исполнительный директор Ассоциации развития педагогических университетов и институтов Елена Кизимова, помимо высокой оценки проведенных исследований и очень качественной их презентации отметила, что в проводимой в стране работе по развитию сектора дошкольного образования действительно не хватает обоснованных и системных подходов к вопросам экономики и управления, а также формирования ценностей и смыслов. Особенно она остановилась на необходимости совершенствования работы в данном направлении с сегментом среднего профессионального образования, готовящего кадры для дошколы.

В обсуждении докладов принятии участие директор ЦЭНО РАНХиГС Татьяна Клячко и выступившая в качестве модератора семинара заместитель директора Центра Елена Полушкина, также давшая ряд пояснений, как по существу проведенных исследований, так и по вопросам дальнейшего сотрудничества РАНХиГС и МПАДО. Старший научный сотрудник ЦЭНО РАНХиГС Алексей Демидов остановился на сотрудничестве РАНХиГС и МПАДО в области развития медиаобразования в дошколе. Одним из результатов проведенной конференции ECCE-2020 стало развитие сотрудничества Республики Крым и Республики Саха (Якутия), в рамках которого в Ялте сразу после проведенного семинара пройдёт рабочая встреча руководства органов управления образования Ялты и Якутска с участием Крымского киномедиацентра и Ялтинской киностудии, а также МПАДО, в рамках которой будут, в том числе, обсуждаться вопросы, как сместить акценты с героев Мэри Поппинз и человека-паука на отечественные образы и образцы для подражания в детском кино и анимации.

МПАДО при участии экспертов ЦЭНО РАНХиГС разработало и распространяет опросник «Традиционные ценности и их формирование в условиях ДОО» и очень надеется на участие в проведении опроса специалистов сектора дошкольного образования, в первую очередь из детских садов муниципального уровня. ЦЭНО РАНХиГС по результатам проведения семинара приступает к подготовке обращения от РАНХиГС к профильному руководству субъектов Федерации, осуществляющему кураторство сферой дошкольного образования, а также к руководителям органов управления образования регионов с приглашением принять участие в проведении данного опроса. Также Центр подготовит и направит в вышестоящие организации записку по существу рассматриваемой проблематики с результатами проведенного мероприятия.

По мнению экспертов при реализации инициативы «Профессионалитет» утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. № 2816-р «Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года» Минпросвещения России целесообразно будет совместно с Минобрнауки России рассмотреть вопросы развития образования и воспитания от ранней профориентации до дополнительного профессионального образования в интересах сегмента дошкольного образования в системах среднего профессионального и высшего образования.

Развитие системы дошкольного образования рф

8 октября 2021 года состоялся экспертный семинар «Система дошкольного образования в России: состояние и перспективы развития» Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ЦЭНО РАНХиГС) при участии Международной педагогической академии дошкольного образования (МПАДО).

В работе семинара приняло участие около двух тысяч представителей сектора дошкольного образования России, учёных и практиков, представителей профильных СМИ и НКО, родительских сообществ, в том числе 1816 слушателей на ютюб-канале МПАДО.

Семинар открыл доклад ведущего научного сотрудника ЦЭНО РАНХиГС Алексея Тищенко «Доступность и условия развития дошкольного образования» в котором были отмечены некоторые расхождения между официальной статистикой и данными проведенных социологических исследований в структуре доступности и потребности дошкольного образования, динамика показателей дошкольного образования для детей в возрасте от полутора до трех лет и от четырёх до семи лет, структура расходов федерального бюджета на дошкольное образование в 2021-2024 гг., прогнозы потребностей в местах в детских садах, и даже позиция Верховного Суда Российской Федерации по вопросу территориальной доступности детских садов. Докладчик отметил в некоторой степени экономическую несостоятельность принятой примерной рабочей программы воспитания дошкольников, на финансирование, кадровое и иное обеспечение которой не заложено ни средств, ни сил, ни на 2020 г., ни на последующие годы, что, скорее всего, приведет к практической невозможности реализации принятого документа, особенно на уровне тех самых детских садов, в первую очередь муниципального уровня. По мнению учёного, перед принятием подобного документа необходимо было провести экспертизу примерной рабочей программы воспитания для формирования базовых требований к кадровому и ресурсному обеспечению детских садов, а также оценить готовность региональных систем дошкольного образования к внедрению и реализации примерной рабочей программы воспитания с учётом различий в кадровом и ресурсном обеспечении.

Ведущий научный сотрудник ВАВТ, проректор по научной деятельности, заведующая кафедрой ЮНЕСКО «Глобальные цели дошкольного образования» МПАДО, академик Международной академии наук педагогического образования Ирина Комарова представила доклад «Современное дошкольное образование: запросы и ценности». В докладе на данных социологического исследования сделан анализ структуры ценностных рядов с учётом характеристики аудитории 78 субъектов Российской Федерации. В частности образцом для подражания воспитателями названа Мэри Поппинз, а героем, которого предпочитают дети, на первом месте оказался персонаж человека-паука.

Младший научный сотрудник ЦЭНО РАНХиГС Светлана Новикова представила доклад «Состояние системы дошкольного образования в России: социологические аспекты». Помимо прочего, результаты проведенного исследования показали, что почти 30% опрошенных констатируют, что в их ДОО нет квалифицированных специалистов по работе с ОВЗ и детьми-инвалидами, 68.6 % высказались за то, что работа с данной аудиторией детей требует перераспределения времени, что также должно повлиять на количество детей в группах, а 40,5 % опрошенных показали, что в их дошкольных организациях не осуществляется доплата за работу с ОВЗ и детьми-инвалидами. Исследование также показало, что еще более сложная ситуация с когортой дошкольников, не владеющих государственным языком, как родным.

Представляется необходимым отметить прямую речь принявшей участие в работе семинара ведущего советника Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Инны Каракчиевой: «Огромное спасибо за исследование. Надеюсь, что оно будет продолжено. Оно архи важно, потому что мы сегодня пытаемся определить, соотнести ценности общества, ценности семьи, ценности системы образования, и посмотреть, а существует ли эта связка между ключевыми направлениями развития. К сожалению, мы с вами видим, исходя из этих первичных данных, что есть проблемы. И, конечно, когда мы говорим о ценностях и запросах, мы понимаем, что важным компонентом этого являются педагогические наблюдения… Указом президента у нас определены ключевые направления развития и в этой связи мы должны понять, насколько воспитательная и образовательная программы между собой коррелируются… Ценности имеют очень большое значение для стратегических документов и тем более — экономических документов, о которых мы сегодня говорили… Меня, действительно, удивили данные по образцам для подражания воспитателей. Конечно, герои, которых предпочитают дети очень сильно зависят от уровня развития семьи, от уровня развития родителей. Но тогда возникает вопрос, а есть ли уровень поддержки родителей, насколько мы уделяем внимание этому. Данное исследование, по сути, первый шаг, который позволяет оценить, как мы реализуем государственную политику. Действительно ли правильно мы подобрали механизмы поддержки для развития, которое мы хотим получить на выходе. По сути дела мы с вами говорим о модели ценностей важной для развития страны и педагогического сообщества. Поэтому, спасибо еще раз. Очень интересный разговор и по первому, и по второму докладу. Интересно, что они связаны между собой. Точки корреляции мы можем найти. Экономическая ситуация является основой для ценностной модели».

Читайте также  Развитие малыша 8 9 месяцев

Директор Центра социализации и персонализации образования детей Федерального института развития образования РАНХиГС Наталья Тарасова также высоко оценила результаты проведенной ЦЭНО РАНХиГС и МПАДО работы по оценке состояния и перспектив развития системы дошкольного образования в России, отметив, в том числе, схожесть позиций с ФИРО по поводу принятой примерной рабочей программы воспитания дошкольников.

В обсуждении докладов принятии участие директор ЦЭНО РАНХиГС Татьяна Клячко и выступившая в качестве модератора семинара заместитель директора ЦентраЕлена Полушкина, также давшая ряд пояснений, как по существу проведенных исследований, так и по вопросам дальнейшего сотрудничества РАНХиГС и МПАДО. Старший научный сотрудник ЦЭНО РАНХиГС Алексей Демидов остановился на сотрудничестве РАНХиГС и МПАДО в области развития медиаобразования в дошколе. Одним из результатов проведенной конференции ECCE-2020 стало развитие сотрудничества Республики Крым и Республики Саха (Якутия), в рамках которого в Ялте сразу после проведенного семинара пройдёт рабочая встреча руководства органов управления образования Ялты и Якутска с участием Крымского киномедиацентра и Ялтинской киностудии, а также МПАДО, в рамках которой будут, в том числе, обсуждаться вопросы, как сместить акценты с героев Мэри Поппинз и человека-паука на отечественные образы и образцы для подражания в детском кино и анимации.

Дошкольное образование в России

Дошкольное образование в России — воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей дошкольного возраста от 2 месяцев до 7 лет [1] .

Дошкольное образование осуществляется, как правило, в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования (предшкола), учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребёнка), но может осуществляться и дома в семье. С учётом того обстоятельства, что в России сейчас более трети молодых семей, имеющих ребёнка, не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, подготовка родителей к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важней задач молодёжной семейной политики.

Содержание

История дошкольного образования в России до 1917 года

В последней трети XIX века вслед за странами Западной Европы в России появляются новые типы образовательных заведений. Первый бесплатный, «народный детский сад» в России для детей горожан из низших слоев населения был открыт в 1866 году при благотворительном «Обществе дешевых квартир» в г. Санкт-Петербурге. В том же году А. С. Симонович открыла платный частный детский сад для детей интеллигенции [2] .

К началу ХХ века в России было открыто довольно большое число дошкольных учреждений как платных для интеллигенции и рождающейся буржуазии, так и бесплатных детских садов, площадок, приютов, очагов для детей низших слоев населения, а также для детей-сирот.

В эти же годы возникла методика дошкольного воспитания, первым журналом, где были опубликованы систематические записки о формах и методах обучения детей дошкольного возраста стал «Детский сад» под редакцией А.Симонович. авторитет издания был достаточно высок, свидетельством тому стало участие в его работе и публикации К. Д. Ушинского.

В 1871 году было создано Санкт-Петербургское общество содействия первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста. Общество содействовало открытию курсов по подготовке женщин-воспитательниц в семьях и детских садах, а также проведению лекций по дошкольному воспитанию. К 1914 году в стране действовало несколько десятков детских садов. В 1913 — 1917 годах Вице-президентом Санкт-Петербургского Общества содействия дошкольному воспитанию была известный российский педагог Елизавета Ивановна Тихеева, занимавшаяся изучением вопросов дидактики и методики начального обучения. С 1913 года она руководила созданным при Обществе содействия дошкольному воспитанию детским садом, которым после 1917 года она руководила до 1928 года.

Советская система дошкольного образования

Начало государственной системы дошкольного образования в нашей стране было положено после принятия 20 декабря 1917 года «Декларации по дошкольному воспитанию». В этом документе были определены принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста. В 1918 году на базе Московских высших женских курсов по инициативе профессора К. Н. Корнилова был открыт второй Московский государственный университет, где организовался педагогический факультет с дошкольным отделением. Важной вехой создания государственной системы подготовки педагогов дошкольного образования стал первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию, состоявшийся в Москве в 1919 году. Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году, а в 1938 году были опубликованы «Устав детского сада», определявший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и «Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми. В 1937 году специальным постановлением Совнаркома вводятся ведомственные детские сады, в 1939 году устанавливаются типовые штаты для детских садов всех видов и ведомств [3]

С 1928 года начал выходить ежемесячный научно-методический журнал «Дошкольное воспитание». К 40-м годам ХХ века сеть дошкольных образовательных учреждений достигла довольно высокого уровня, общественным воспитанием были охвачены более двух миллионов воспитанников [4]

После войны продолжилось развитие системы общественного дошкольного воспитания, которое по мыслям коммунистических идеологов должно было заменить семейное воспитание. В 1959 году появился новый вид дошкольного образовательного учреждения — ясли-сад, где, по желанию родителей, дети могли воспитываться с двух месяцев до семи лет. Это было вызвано необходимостью совершенствования организации работы дошкольных учреждений и, в частности, установления преемственности в воспитании детей раннего и дошкольного возраста. В начале 60-х годах была создана комплексная программа воспитания в детском саду, которая стала единым обязательным документом в работе дошкольных учреждений страны. Над программой работали ведущие научно-исследовательские институты дошкольного воспитания АПН СССР и ведущие кафедры дошкольной педагогики. А в 1978 году, после внесения очередных изменений, программа получила название Типовой. Она просуществовала до 1984 года, когда была заменена Типовой программой воспитания и обучения в детском саду.

В связи с реформированием системы образования на пороге 80-х-90х годов возникла «Концепция дошкольного воспитания» [5] , [6] . В ней обозначены четыре основных принципа, которые являются основополагающими для экспертных оценок дошкольного образования России: гуманизация — воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе; развивающий характер образования — ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения — развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями; деидеологизация дошкольного образования — приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада [7] .

Становление системы дошкольного воспитания в РФ

Система народного образования возникает в период, когда образование становится доступным не только детям отдельных граждан, но и широким слоям населения.

Система это совокупность элементов.

Элементы системы образования перечислены вЗаконе «Про образование». В аспекте системы дошкольного образования это:

— ДОУ разных видов, научные и методические учреждения, органы управления образованием, образование и воспитание в семье.

В любой системе различают состав и структуру. Состав — это множество элементов; подсистем, образующих целое. Структура- это способ связи данных элементов. Структура существенным образом обуславливает функционирование и развитие системы, ее взаимодействие с внешней средой.

Влияние внесистемных факторов (экономических, демографических, культурологических) на систему образования.

Диссертационное исследование Л.. Песоцкой показало динамику развития системы дошкольного образования.

Периоды становления и развития системы дошкольного образования:

(середина XIX cт.-до 1917 г.); 1917-1940-е гг.; 40-50- е гг.XX ст.; 60-80- е гг.XX ст; с 1991-е гг. XX ст.по настоящее время).

Прокомментировать в связи с внесистемными факторами, а также появлением и развитием элементов системы.

Возникновение первых дошкольных учреждений в России; в Севастополе. Роль Елизаветы Ивановны Тихеевой, Луизы Карловны .Шлегер, Ольги Крикуновой в организации дошкольных учреждений.

Монография «Общественное дошкольное воспитание в Крыму» Татьяна Головань и Тамара Пониманская. (2009 г.)

В Севастополе — «Ясли» на Приморском бульваре (1900 г.). Детский сад и приготовительное училище Ольги Крикуновой.

1918 г. – Сьезд по дошкольному воспитанию. Признание дошкольного звена в народном образовании. Все учреждения — государственные. Политика государства в области образования (раскрепощение женщины – труженицы, признание главенствующей роли общественного воспитания).

Организация дошкольного воспитания в первые годы Советской власти («Инструкция Наркомпроса по ведению очага и детского сада», «Об организации временных детских летних площадках»). Создание учреждений по подготовке и повышению квалификации дошкольных педагогических кадров.

В 20-е гг. инспектор осуществлял и методическое руководство. Методическая работа на общественных началах. В начале 30-х –появление первых райпедкабинетов. Открытие в1938 г. Института усовершенствования учителей. Получение высшего образования — в Москве, Киеве, Ленинграде ( В Ялте педучилище открывается только в 1944 г.).

Читайте также  Ребенок в 4 месяца развитие упражнения

Таким образом. все элементы системы сформировались к концу 30-х гг двадцатого века. Начало ВОВ прервало развитие системы дошкольного образования.

Реформирование системы дошкольного образования в РФ основывается, как минимум на следующих базовых принципах:

демократизации образовательного пространства, что предусматривает переход к общественно-государственной системе дошкольного образования; Автономность ДОУ, их юридическая и финансовая независимость; реализация идей педагогики сотрудничества.

вариативность дошкольного образования, которая предусматривает наличие возможности выбора родителями форм и методов дошкольного образования для своих детей. Для ДОУ – вариативность в выборе программ.

регионализация дошкольного образования, отказ от унитарного образовательного пространства; опора на исторические особенности становления и развития образования в конкретном регионе (например: основы севастополеведения в ДОУ – Екатерина Алтабаева. Воспитание этики межнационального общения — Людмила Мухоморина).

А также тенденции индивидуального и дифференцированного подходов, компьютеризация.

Краткая характеристика системы дошкольного образования г. Севастополя на современном этапе (сеть дошкольных учреждений, учреждения подготовки педагогических кадров, научные и методические учреждения).

Развитие дошкольного образования в Севастополе

2018 год является юбилейной вехой в истории дошкольных учреждений нашего государства. Сто лет назад, 30 сентября 1918 года Положением об единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской республике было провозглашено, что в систему народного образования присоединяется детские сады.

Становление и развитие сети дошкольных учреждений в Севастополе имеет свою интереснейшую историю.

Во второй половине XIX века в Крыму появляются первые дошкольные учреждения. На этот процесс оказал влияние целый ряд факторов и важнейших событий – прежде всего Крымская война (1853-1856 гг.) и отмена крепостного права в России. Авторами монографии «Общественное дошкольное воспитание в Крыму» Татьяной Головань и Тамарой Пониманской выделен ряд предпосылок становления общественного дошкольного воспитания в Крыму. Это большой приток рабочей силы в Крым, способствующий развитию промышленных предприятий, рост занятости женщин в общественном производстве, увеличение детской безнадзорности

Указанные предпосылки в полной мере проявляются и в Севастополе,

одном из крупных городов Крыма.

В 1875 году в Севастополе открываются реальное училище и казённая женская прогимназия. Для поступления в эти учебные заведения необходимо было держать экзамен, что требовало специальной подготовки детей в учреждениях предшкольного образования.Одним из первых таких учреждений был «Детский сад и приготовительное училище».

Школу для подготовки маленьких детей к поступлению в средние учебные заведения в собственном доме содержали Александра и Пелагея Бальзам, дочери капитана 2 ранга, участника обороны Севастополя 1854-1855 годов Спиридона Дмитриевича Бальзама.

В конце 19-начале 20 века в Севастополе открываются дошкольные учреждения различных типов: дневной приют, детский сад, детский сад с приготовительным классом. Открытие и деятельность учреждений общественного дошкольного воспитания инициировали частные лица, благотворительные, медицинские, педагогические организации, государственные ведомства. В то же время, деятельность государственных структур не носила системный характер. Дошкольные учреждения не входили в систему народного образования.

Принятие дошкольного звена в систему народного образования осуществилось только после революции 1917 года. В первые годы советской власти воспитание в детском саду рассматривалось как средство компенсации недостатков семейного воспитания. Самым распространенным типом дошкольного учреждения был так называемый «детский очаг» — детский сад с круглосуточным пребыванием детей.

В 20-е годы в СССР активно проводилась политика «коренизации», направленная на создание максимально благоприятных условий для развития языка, культуры, осуществления представительства в органах власти. Третий Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию также призвал организовывать дошкольные учреждения для детей различных национальностей, с тем, чтобы вести учебно-воспитательную работу на родном языке. В Севастополе функционировало несколько дошкольных учреждений национального типа: крымско-татарский, еврейский, армянский детские очаги.

Быстрыми темпами формировалась сеть дошкольных учреждений, особенно ведомственного подчинения. В конце 30-х годов в Севастополе было 36 дошкольных учреждений. Одиннадцать дошкольных учреждений были ведомственными, в том числе 9 детских садов методико-санитарного отдела Черноморского флота.

Наступившая война прервала поступательное развитие сети дошкольных учреждений . В августе 1941 г. по постановлению Комитета обороны была организована эвакуация матерей с детьми. Детский сад, открывшийся в одной из инкерманских штолен, функционировал до 1 ноября 1941 года, т.е. до начала первого штурма города.

Освобожденный в мае 1944 г. Севастополь был почти полностью разрушен. Двадцать семь детских садов представляли руины. Могли функционировать только 6 детских садов.

Сразу же после освобождения города, стали создаваться бригады по восстановлению детских садов

К концу 1955 года в Севастополе было 36 детских садов, которые посещало 2 250 детей. Таким образом, за десять лет количество дошкольных учреждений в Севастополе достигло довоенного уровня.

Для обеспечения единых подходов и требований к организации жизни детей раннего и дошкольного возраста огромное значение имело Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1959 года № 558 « О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста». Этим постановлением детские ясли городского отдела здравоохранения были переданы в единую систему отдела народного образования. Дошкольные учреждения стали именоваться «детские ясли-сад». Возникла потребность в строительстве дошкольных учреждений по типовым проектам с учетом организации групп для детей раннего возраста.

Интенсивное строительство детских дошкольных учреждений началось в 60- годы ХХ века. Первыми детскими садами, построенными по типовому проекту, были четырех групповые, со стационарными спальнями и шести групповые, а в конце 60-х годов- дошкольные учреждения, рассчитанные на 12 групп.

Строительство и ввод в эксплуатацию этих дошкольных учреждений позволило снизить очередность и обеспечить непрерывность процесса воспитания и обучения детей, начиная с 2-месяцев до 7 лет. Дошкольные учреждения стали работать по единой «Программе воспитания в детском саду».

В 70-е годы городской отдел образования, Исполком горсовета, руководствуясь Приказом Министерства здравоохранения РСФСР, Министерства просвещения РСФСР от 4 мая 1978 года № 300/112, особое внимание уделяли организации специализированных групп и детских садов для детей с различными недостатками физического и умственного развития. Открываются группы для детей с нарушениями речи, слуха, зрения; с малыми затухающими формами туберкулеза; с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В 1980 году опыт работы дошкольного учреждения по физическому воспитанию детей был представлен на ВДНХ СССР. Опыт отмечен Золотой медалью, дипломом 1степени и денежной премией.

В 70-80-е годы ежегодно открывались новые дошкольные учреждения. Большое участие в строительстве детских садов принимали завод «Маяк», «Парус», «Молот», предприятие «Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе», Севастопольстрой, а также совхозы: «Полины Осипенко», «Красный Октябрь», «Софьи Перовской, «Садовод», «Качинский»,«Севастопольский» и другие.

Сложный период в работе дошкольных учреждений был после распада Советского Союза в 1991 году. Период с 1991 года по 2000 год характеризуется спадом не только в промышленности, экономике, но и разрушительными последствиями, которые сказались и на образовательной системе, в том числе и на дошкольной. Значительно снизился уровень рождаемости детей, что повлекло за собой неукомплектованность детских садов детьми. Дошкольные учреждения стали закрываться. Только в 2000 году прекратилось сокращение групп и закрытие дошкольных учреждений.

Несмотря на тяжелое положение с сохранением сети дошкольных учреждений, организация учебно-воспитательного процесса осуществлялась на высоком профессиональном уровне. Возникали новые направления в содержании дошкольного образования: экологическое образование, украиноведение, основы правового воспитания, севастополеведения и другие. Дошкольные учреждения Севастополя участвовали в экспериментальной работе по апробации программы дошкольного образования «Я у свити». Научно-методическое сопровождение экспериментальной работы осуществляли члены кафедры: Трусова Елена Леонидовна, Сварковская Лина Андреевна, Попова Ирина Ивановна, Удина Елена Николаевна, Червинская Ольга Юрьевна.

В 2014 году Крым и Севастополь вошли в состав Российской Федерации. Одним из ключевых приоритетов социальной политики Правительства Севастополя и Департамента образования является обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования. Система дошкольного образования города по состоянию на начало 2018 года включает в себя 79 детских садов с контингентом воспитанников 16 тыс. 740 детей, из которых: 54 – детские сады, в которых функционируют группы общеразвивающей направленности;21 — детские сады, в которых функционируют группы комбинированной направленности.

. Впервые за последние 25 лет началось строительство новых дошкольных учреждений. В марте 2017 года после окончания строительства состоялось открытие детского сада в бухте Казачья, рассчитанного на 400 мест. В 2018 году открыт новый детский сад на 350 мест в микрорайоне улицы Шевченко с красочным названием «Акварель».

В рамках Государственной программы «Развитие образования города федерального значения Севастополя на 2016-2022 годы» запланировано открытие новых детских садов:

В Севастополе свыше 80 ДОУ разных видов. Развитая сеть ДОУ компенсирующего вида. Свыше 2 тысяч педагогов-дошкольников. Около 57% имеют высшее образование. Приоритетное направление работы — экологическое воспитание, художественно-эстетическое. В ДОУ около 12 500 детей. 70% охвата. Проблемы: очередность на поступление в ДОУ (очередь детей по электронному реестру).

Анализ историко-педагогического опыта в исследуемые периоды показал, что комплекс политических, социально-экономических, культурных факторов оказал существенное влияние на процесс эволюции сети дошкольных учреждений г. Севастополя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: