Развитие системы дополнительного образования детей

Современные тенденции развития системы дополнительного образования в России

Хентонен, А. Г. Современные тенденции развития системы дополнительного образования в России / А. Г. Хентонен, К. В. Бельская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127). — С. 527-529. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35206/ (дата обращения: 25.10.2021).

В настоящее время система образования России проходит через значительные преобразования: вводится новый профессиональный стандарт педагога, постоянно совершенствуются программы федеральных государственных образовательных стандартов, улучшается инфраструктура и материальное насыщение школ, модернизируются образовательные методики и технологии и т. д. Образование становится непрерывным, универсальным, охватывающим все стороны жизни учащегося. В результате общее и дополнительное образование становятся частями цельного процесса, являясь взаимодополняющими компонентами единого образовательного процесса.

Интеграция общей и дополнительной образовательной системы является средством реализации вариативного обучения детей, включающего овладение ими универсальными компетенциями, развитие творческих способностей и задатков, удовлетворение индивидуальных потребностей, социальную адаптацию и идентификацию, становление личности. Особая значимость в интеграции двух образовательных системы отражена в Законе об образовании, Концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года, Национальной стратегии действий в интересах детей, Концепции развития дополнительного образования. В основных нормативных документах дополнительное образование предполагает вариативное обучение учащихся как универсальную форму развития ребенка, основанную на его свободном выборе различных видов образовательной и творческой деятельности, в которых активно формируется его личностное и профессиональное самоопределение. [5]

Генеральный директор Агентства стратегических инициатив А. Никитин отмечает, что «сегодня в системе дополнительного образования детей наблюдается определенная разобщенность. С одной стороны, этим занимается Министерство образования. С другой стороны, регионы финансируют дополнительное образование — например, целевые кружки. Как правило, детей обучают либо музыке, либо спорту. И очень мало кружков и секций, связанных с инженерными профессиями и ориентирующих детей на те специальности, которые в будущем будут создавать основу российской экономики, основу нашей технологической и экономической безопасности» [1].

Таким образом, перед системой дополнительного образования становится проблема — включение детей и подростков в общественные и экономические процессы, направленные на их профессионализацию. Главным преимуществом дополнительного образования является добровольность и персонализация, когда учащиеся совместно с родителями могут выбрать предпочтительную деятельность в соответствии со своими интересами, склонностями и ценностями, а также форму, режим и темп ее освоения. Построение индивидуальной образовательной траектории наиболее значимо для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Программы дополнительного образования условно разделены на общеразвивающие и предпрофессиональные, и все они строго следуют предъявляемым требованиям: современность, прогнозируемость, целостность, реалистичность, вариативность, рационалистичность, контролируемость и корректируемость. В дополнительном образовании важную роль играет процесс деятельности, а не только успешный (или не успешный) результат овладения навыками как на уроках в общеобразовательной школе. Кроме широкого выбора занятий, кружков, секций учащихся привлекает отсутствие оценочной системы.

При этом в современных социально-экономических условиях возрастает потребность детей в технологическом образовании, связанным с информатикой, технологиями, механикой и другими инженерными специальностями. Такая потребность выражена высокой активностью и интересом учащихся и родителей в выборе технологических общеразвивающих и предпрофессиональных программ в системе дополнительного образования. [7] В качестве примера являются участие в проектах «технопарков», технологических мастерских, таких как «Мастерславль», научно-познавательный интерактивный музей «Иннопарк», «Медиашкола» Арины Шараповой, общеразвивающие тематические парки «Минополис», «Кидбург», «Кидзания» и др.

Развитие инновационных площадок, а именно развивающих парков, позволяет решить проблему инфраструктуры современного дополнительного образования детей и подростков. Площадки позволяют реализовать практико-ориентированный компонент системы дополнительного образования детей. [5] В таких комплексах учащийся имеет возможность не только наблюдать, но и самостоятельно участвовать в деятельности как индивидуально, так и совместно с группой, работать с информацией и адаптированными предметами труда, находить решения смоделированных задач. Успешность и привлекательность образовательного потенциала «парков» и мастерских, относимых ранее к «индустрии развлечений», становится частью системы дополнительного образования детей.

На международном экономическом форуме (ПМЭФ-2015) в рамках презентации стратегической инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей» Д. Ливанов отметил необходимость развития негосударственного дополнительного образований в регионах России, включающих расширение возможностей таких инновационных площадок [1].

В качестве примера негосударственного дополнительного образований может стать детский интерактивный тематический парк «Минополис», в котором для детей от 4 до 14 лет представлены адаптированные возрастным особенностям программы:

– программы отраслевой профориентации;

– образовательные программы, формирующие компетенции «завтрашнего дня»;

– обучение программы на симуляционном промышленном оборудовании, тренажерах и др.

Каждый ребенок может не только попробовать себя в роли работника одной из более ста профессий, но и проследить полный производственный цикл, усвоить закономерности развития общества и всей экономики через игру. Именно формат игры способствует получение новых знаний и навыков для ребенка увлекательным и захватывающим процессом, так как в ней он может самостоятельно проследить связь между получением информации, ее применением и достигнутым результатом.

Аналогичными проектами в нашей стране являются интерактивный образовательный город профессий для детей «Кидбург», социально значимый международный проект для детей парк «Кидзания» и воссозданные мини-модели российских городов с определенной архитектурой и со своей инфраструктурой «Мастерславль» в Москве и «Мастерград» в Санкт-Петербурге.

Программы развлекательных тематических парков положительно оцениваются многими педагогами и психологами во всем мире. В рамках посещения тематических парков и музеев учащиеся могут:

– получить практические умения в творческих направлениях деятельности (рисование, лепка из разных материалов, вырезание, работа в технике квиллинг, оригами и скрапбукинг и т. д.);

– познакомиться с трудовой деятельностью разных специальностей (электрик, строитель и т. д.);

– овладеть навыками работы с техническим оборудованием (изготовление поделок с помощью специализированных устройств, например, 3D принтера, ламинатора, прибора для создания паззлов);

– овладеть кулинарными навыками, самостоятельно приготовив продукт, используя настоящие кухонные приборы.

Погружение детей в такую активную деятельность позволяет развивать у них мотивацию к обучению и помогать достичь успеха в любой деятельности, ориентируясь и адаптируясь в современных социально-экономических условиях. Именно на базе интерактивных парков и музеев проводятся уроки и тренинги по безопасности на дорогах, оказанию первой медицинской помощи, необходимости ведения здорового образа жизни и т. д.

Создание таких инновационных площадок в системе дополнительного образования позволяет познакомить детей и подростков с устройством экономической системы, научить их принимать самостоятельные решения, планировать свою будущую профессиональную деятельность так, чтобы она приносила удовольствие и вознаграждение, а также представляла общественную ценность. Важно отметить, что вознаграждение не является главным мотивом деятельности для подрастающего поколения, его они получают вне зависимости от успешности выполненной работы.

Таким образом, в настоящее время главной целью системы дополнительного образования становится создание инновационных площадок и парков, в которых каждый обучающийся может проявить и развить свои способности и потребности в атмосфере свободы и творчества, при этом педагог является тьютором в процессе обучения и воспитания. Именно при таких педагогических условиях полученные теоретические знания и сформированные компетенции учащихся переходит в практический опыт деятельности в разных сферах жизни. При этом происходит активное становление зрелых личностей, готовых и умеющих действовать, которые смогут обеспечить успешное будущее своей стране.

Развитие системы дополнительного образования детей

от 3 сентября 2019 года N 467

(с изменениями на 2 февраля 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минпросвещения России от 2 февраля 2021 года N 38 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.05.2021, N 0001202105140031).

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

в Министерстве юстиции

6 декабря 2019 года,

регистрационный N 56722

Приложение

УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 3 сентября 2019 года N 467

Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей

(с изменениями на 2 февраля 2021 года)

I. Общие положения

1.1. Настоящая Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (далее — Целевая модель ДОД) является обязательной для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеобразовательные программы (для дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного образования (за исключением образовательных организаций дополнительного образования детей со специальными наименованиями "детская школа искусств", "детская музыкальная школа", "детская хоровая школа", "детская художественная школа", "детская хореографическая школа", "детская театральная школа", "детская цирковая школа", "детская школа художественных ремесел" (далее — детские школы искусств), организаций дополнительного профессионального образования, организаций, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, иных юридических лиц), а также индивидуальных предпринимателей.

1.2. Целью внедрения Целевой модели ДОД является создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся путем увеличения охвата дополнительным образованием до уровня не менее 80% от общего числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории субъекта Российской Федерации.

1.3. Задачи Целевой модели ДОД:

повышение вариативности дополнительного образования детей, качества и доступности дополнительных образовательных программ для детей;

формирование ведущей роли дополнительного образования детей в системе образования субъектов Российской Федерации как важнейшего элемента интеллектуального, духовно-нравственного и физического совершенствования детей, а также обеспечение подготовки и ранней профориентации будущих кадров для потребностей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

повышение значимости и востребованности дополнительных общеобразовательных программ;

создание конкурентных условий для развития различных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, вне зависимости от их организационно-правовой формы, в том числе государственных (муниципальных), частных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность;

обновление методов и содержания дополнительного образования детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями, интересами семьи и общества;

обеспечение равного доступа к дополнительным общеобразовательным программам для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;

Читайте также  Развитие ребенка 9 12 месяцев

обеспечение баланса между образовательными потребностями детей и направлениями социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

участие в реализации дополнительных общеобразовательных программ организаций реального сектора экономики;

внедрение проектного управления в сфере дополнительного образования детей;

создание организационной структуры, предусматривающей взаимодействие структурных элементов на уровне организации, осуществляющей образовательную деятельность, муниципальном и региональном уровнях, а также обеспечивающей эффективное использование инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов системы образования при реализации дополнительных общеобразовательных программ;

формирование эффективной межведомственной и межуровневой системы взаимодействия в рамках развития региональной системы дополнительного образования детей;

формирование организационно-финансовых механизмов в системе дополнительного образования детей, направленных на совершенствование системы финансирования дополнительного образования детей, обеспечивающих повышение качества дополнительного образования детей, создание конкурентной среды в системе дополнительного образования детей, а также равный доступ детей к обучению по дополнительным общеобразовательным программам;

формирование системы кадрового обеспечения дополнительного образования детей на основе программного подхода, включающей непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников дополнительного образования детей;

развитие сетевой формы реализации образовательных программ с возможностью зачета освоения детьми дополнительных общеобразовательных программ при обучении по основным образовательным программам и формирование индивидуальных учебных планов обучающихся.

1.4. Структура Целевой модели ДОД включает:

общие требования к порядку обновления методов обучения и содержания дополнительных общеобразовательных программ (программный подход);

общие требования к структуре управления региональной системой дополнительного образования детей;

общие требования к организационно-финансовой структуре региональной системы дополнительного образования детей;

общие требования к кадровому обеспечению региональной системы дополнительного образования детей;

общие требования к использованию инфраструктурных и материально-технических ресурсов в региональной системе дополнительного образования детей.

1.5. Внедрение Целевой модели ДОД осуществляется субъектами Российской Федерации в соответствии с показателями развития региональных систем дополнительного образования детей, приведенными в заявках субъектов Российской Федерации, которые прошли отбор в порядке, установленном Министерством просвещения Российской Федерации.

II. Общие требования к порядку обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ и методов обучения

2.1. Обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ и методов обучения производится на основе программного подхода, который включает метод целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования развития региональной системы дополнительного образования детей, исходя из приоритетов обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ, определяемых на основе документов стратегического планирования федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации и уровня муниципальных образований.

2.2. При обновлении содержания дополнительных общеобразовательных программ и методов обучения в субъекте Российской Федерации должны соблюдаться следующие принципы:

а) создание условий для формирования гармонично развитой личности ребенка;

б) обеспечение эффективного использования времени обучающихся, приобретение ими новых навыков и компетенций за оптимальное время, включая обеспечение возможности для зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, результатов освоения дополнительных образовательных программ;

в) предоставление всеобщего и равного доступа каждого ребенка к дополнительным общеобразовательным программам различной направленности, обеспечение доступности для каждого ребенка не менее чем к двум дополнительным общеобразовательным программам различных направленностей на территории каждого муниципального образования;

г) создание условий для самостоятельного построения обучающимися индивидуального учебного плана и возможности непрерывного образования путем выстраивания образовательных связей на разных уровнях образования, в том числе с использованием сетевой формы реализации образовательных программ;

д) конвергентный подход в разработке дополнительных общеобразовательных программ, реализация междисциплинарных программ, включающих в себя элементы нескольких направленностей;

е) использование в реализации дополнительных общеобразовательных программ современных методов и форматов обучения, направленных на развитие метапредметных навыков, навыков проектной, учебно-исследовательской деятельности, взаимодействия между обучающимися посредством равного обмена знаниями, умениями и навыками, при которой образовательный процесс выстраивается без активного участия в нем педагога (взаимное обучение);

ж) обеспечение выравнивания доступности дополнительного образования для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и возможностями;

з) ориентация содержания дополнительных общеобразовательных программ на образовательные потребности и интересы обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, вовлечение в разработку дополнительных общеобразовательных программ обучающихся, представителей общественных объединений, работодателей и родительского сообщества;

и) ориентация содержания дополнительных общеобразовательных программ на приоритетные направления социально-экономического и территориального развития субъекта Российской Федерации на основе прогнозных оценок развития рынка труда, а также региональных стратегий социально-экономического и пространственного развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный и долгосрочный периоды;

к) учет независимой оценки качества подготовки обучающихся и условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, а также учет мнения обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся и педагогических работников.

2.3. В целях определения потребности в новых дополнительных общеобразовательных программах субъектом Российской Федерации проводится анализ реализуемых дополнительных общеобразовательных программ.

2.4. В целях обеспечения выравнивания доступности дополнительного образования для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями в рамках внедрения Целевой модели ДОД используются различные формы организации образовательной деятельности, в том числе основанные на модульном принципе представления содержания образовательных программ, образовательных проектов, путем реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий (далее — формы организации образовательной деятельности).

Использование форм организации образовательной деятельности применяется в целях развития метапредметных навыков у обучающихся, включая межпредметные, и реализуется в том числе в организациях отдыха детей и их оздоровления сезонного и (или) круглогодичного действия.

2.5. В целях обеспечения всеобщего и равного доступа к дополнительным общеобразовательным программам всех направленностей в субъекте Российской Федерации разрабатываются краткосрочные дополнительные общеразвивающие программы по всем направленностям, нацеленные на получение обучающимися базовых навыков, социальных и коммуникативных компетенций, позволяющие обучающимся определить направление для дальнейшего углубленного освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе дополнительных предпрофессиональных программ.

III. Общие требования к структуре управления региональной системой дополнительного образования детей

3.1. Структура управления региональной системой дополнительного образования детей включает:

исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, курирующие сферу дополнительного образования детей;

межведомственный совет по внедрению и реализации Целевой модели ДОД (далее — межведомственный совет), созданный в целях координации действий при внедрении Целевой модели ДОД и развития системы дополнительного образования детей в соответствующем субъекте Российской Федерации;

региональный модельный центр дополнительного образования детей, под которым понимается организация (структурное подразделение организации), наделенная правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации функциями по организационному, методическому и аналитическому сопровождению и мониторингу развития системы дополнительного образования детей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (далее — региональный модельный центр);

Развитие системы дополнительного образования детей

​Дополнительное образование: от новаций без системы к системной инновацииИллюстрация: sch709sv.mskobr.ru

О том, какой может быть система допобразования и как вырваться за пределы существующей десятилетиями «административно-кружковой» логики рассказывает генеральный директор АНО «Открытое образование» Александр Попов.

Что не так с нашим дополнительным образованием?

Ситуация дополнительного образования в современной России не только примечательна, но и поучительна.

С одной стороны, к его развитию прилагается масса усилий. Строятся принципиально новые модели, закрепляемые в концептуальных и нормативных документах. В регионах создаются Региональные модельные центры, а в муниципалитетах – Муниципальные опорные центры; те и другие призваны сделать качественное дополнительное образование доступным для каждого ученика. Молодые люди, добившиеся успеха в свои двадцать с небольшим лет, рассказывают, что многим, если не всем, обязаны некой программе дополнительного образования, на которую они в свое время попали почти случайно. Эксперты с мировым именем заявляют, что именно дополнительное образование – главный стратегический резерв для развития человеческого капитала страны.

А с другой стороны – вдали от столиц, даже в городах-миллионниках дополнительное образование зачастую по-прежнему рассматривается как нечто среднее между клубом по интересам, «облегченной» по своей программе спортивной или художественной школой, и коллективным репетитором. Речь идёт о чём-то необязательном: о приятном бонусе, позволяющем детям не болтаться на улице и не зависать в интернете, но точно не об инструменте развития человеческого капитала и не о путеводном клубочке на пути к успеху. Это притом что отдельные проекты и программы дополнительного образования действительно дают своим воспитанникам «путевки в будущее». Но их ещё нужно обнаружить на карте нашей страны, а самим им – удержаться «на плаву» без системной поддержки.

Почему же так получается, при всех мерах по развитию дополнительного образования, притом что именно программы, ориентированные на конкурентоспособность и жизненный успех ученика, обозначаются как образец и эталон? Почему такие программы как были, так и остаются единичными?

Как устроена традиционная система допобразования – и как должна быть устроена новая система

Традиционная модель сложилась в советские годы, в период индустриализации. Тогда она полностью соответствовала социальным и социокультурным обстоятельствам и, без преувеличения, направляла учеников на передовые рубежи развития – вовлекая на элементарном уровне в инженерное творчество, приобщая к искусству, восполняя физические дефициты. Сообразной времени была и базовая форма занятий – «кружок», ведь он воспроизводил отношения в производственном объединении того времени и воспитывал жесткую соорганизацию и «чувство локтя товарища».

В 1970-1980 гг., с окончанием «индустриализации» и «культурной революции», закончилась и культуртрегерская функция дополнительного образования. Её место властно захватила функция социальной услуги по принципу: «Дети должны быть под присмотром и заниматься делом, которое им не будет вредно, а скорее всего полезно». Но кружок как базовая форма сохранился, потому что хорошо обеспечивал и присмотр за детьми, и их общее социальное дисциплинирование. В таком виде отрасль дополнительного образования пережила крах СССР и добралась до 2010-х годов.

Другая черта – полное игнорирование особенностей той территории, на которой живут дети и происходит дополнительное образование. Во всех частях страны строились однотипные по архитектуре здания, в которых проходили одинаковые, стандартизированные занятия по сольфеджио, танцам, боксу и другим столь же общеполезным предметам. «Педагогические» возможности конкретных поселений и территорий, будь то местная историческая легенда, уникальное производство, неучтенные природные ресурсы и т.д., и т.п. – как правило, игнорировались.

Читайте также  Игрушка little tikes развивающий центр волшебный домик

Подходы нового дополнительного образования

Новое дополнительное образование, разворачивающееся в нашей стране разными путями и обеспечиваемое сейчас «Целевой моделью развития региональных систем дополнительного образования детей», предлагает принципиально иные подходы:

  • Во-первых, ученика не нужно куда-то «направлять» и «включать» – он должен сам реконструировать интересные и актуальные сферы деятельности, в которых именно он может добиться прорыва и принести пользу как себе, так и другим людям.
  • Во-вторых, базовой формой уже не может быть кружок – ею должна стать образовательная программа, предполагающая разнообразие деятельности, конечный продукт и возможность его использования; требующая не «чувства товарищеского локтя», а продуктивного сотрудничества.
  • В-третьих, такое дополнительное образование должно обеспечивать для учеников пробу собственных сил в интересных для них сферах «здесь и сейчас» – а значит, в полной мере и на полную мощность использовать те уникальные возможности, которые есть в данной конкретной территории. Если здесь есть мощное предприятие – устроить туда образовательные экскурсии, а потом тренинги, которые бы проводили его специалисты, а потом стажировки на самом предприятии (при соблюдении техники безопасности, конечно). Если здесь есть уникальный культурный объект – нужно, чтобы ученики его исследовали и описывали, в своих творческих пробах обыгрывали навеянные им образы.

Именно для того, чтобы превратить дополнительное образование в пространство деятельности и взаимодействий, начали создаваться новые организационно-управленческие структуры: межведомственные советы, региональные модельные центры, муниципальные опорные центры. Для этого же было введено «Персональное финансирование дополнительного образования» – система, когда дети совместно с родителями выбирают наиболее важную для них образовательную программу, и именно ей достаются государственные деньги, положенные данному ученику.

Почему ситуация не меняется?

Проблема, на наш взгляд, состоит в том, что управляющие работники в регионах и муниципалитетах – не говоря уже о директорах конкретных учреждений и подчиненных им педагогах! – продолжают по привычке и по старинке жить и действовать в прежней – «кружково-учрежденческой» – логике. Она предполагает, во-первых, что ученики должны выбирать из спектра услуг, предлагаемых взрослыми, а не взрослые должны разрабатывать предложения, исходя из потребностей учеников; во-вторых, что организационно-управленческие, то есть инструментальные формы должны господствовать над содержанием образования, а не наоборот, как это было бы логично; в-третьих, что дополнительное образование должно быть постоянно открыто для контроля и проверки, а значит, в идеале быть максимально простым.

Надо признать, что эта «советская» логика оказалась на редкость живучей и способной к ассимиляции новых моделей дополнительного образования. Результаты не заставили себя ждать. Во многих регионах персональное финансирование дополнительного образования было поставлено во главу угла всего реформирования отрасли, тогда как должно было стать лишь инструментом. Массовизация услуг дополнительного образования, обеспеченная тиражированием кружков, в том числе силами малоквалифицированных педагогов, ожидаемо привела к падению качества этих услуг.

Новые образовательные программы, в том числе ориентированные на местную специфику, во многих территориях появлялись сугубо стихийно, и уж точно не становились приоритетными с точки зрения муниципальных и региональных властей. И наоборот, там, где негосударственный сектор специально вовлекался в развитие дополнительного образования, удалось добиться значительных сдвигов и в целом сформировать потенциал развития.

Как вырваться за пределы «административно-кружковой» логики?

Мы возьмем на себя смелость и предложим краткие рекомендации по этому поводу для управленцев разного уровня. Думаем, что они будут важны и педагогам, решившимся по капле выдавливать из себя «кружок».

1. Сначала нужно определиться – какой сценарий развития дополнительного образования будет вам «всех милее»: оптимизация, когда обновляются компетенции педагогов, но структура деятельности остаётся неизменной; модернизация, когда структура опять же не меняется, но надстраивается и достраивается новыми элементами, или трансформация, когда строится принципиально новая структура дополнительного образования, на основе стратегической программы, силами многих участников, в том числе и в первую очередь из негосударственного сектора. Этот сценарий самый сложный в реализации – но только он позволит преодолеть инерцию «советского», «индустриального» дополнительного образования.

2. Определить ключевые ультимативные ставки – то есть качественные управленческие изменения в дополнительном образовании, прежде всего его новую роль в местном социуме. Хотя в каждом регионе ультимативные ставки должны определяться, исходя из его конкретной ситуации, можно предложить «типовой вариант» – не как догму, а как руководство к действию:

  • построить (или реконструировать!) связь дополнительного образования с приоритетами общего социально-экономического развития региона – в том числе предположить, где и как дополнительное образование само по себе могло бы стать фактором социально-экономического развития;
  • на этой основе – принципиально изменить содержание дополнительного образования, прежде всего – сориентировать его на самоопределение ученика и на построение им индивидуальной стратегии, с учетом ограничений и возможностей конкретного региона;
  • создать конкурентную среду программ дополнительного образования, в которой бы активно участвовал негосударственный сектор;
  • втянуть в дополнительное образование субъектов из реального сектора экономики – не только как спонсоров, но и как инвесторов и полноценных соучастников (наставников, менторов, мастеров);
  • запустить образовательные программы нового поколения, прежде всего основанные на модульных технологиях и сетевом взаимодействии, реализуемые как в дополнительном, так и в общем образовании, например, в Школе полного дня;
  • сформировать педагогическое сообщество нового качества – за счёт региональных кадровых школ и конкурсов нового поколения, в которые бы специально втягивались молодые педагоги и их младшие товарищи – студенты педагогических специальностей;
  • сменить базовые организационно-управленческие механизмы и инструменты, прежде всего за счёт внедрения системы конкурсов, а также построения партнерских сетей и делегирования части функций партнерам.

3. А потом уже начать «отыгрывать» базовые ставки! Конкретных форм и методов здесь много, но они уже не поместятся в статью. Самое главное – помнить и удерживать два простых принципа:

а) само дополнительное образование должно стать реальным сектором экономики;

б) нужно не «бороться» за отдельные показатели, а реализовывать целостную, системную программу развития дополнительного образования своих детей!

И тогда дополнительное образование точно обеспечит развитие капитала и потенциала учеников – завтрашних граждан нашей страны, вершителей наших судеб.

Развитие системы дополнительного образования детей

 Образовательный центр "Верити"

Дополнительное образование занимает важное место в общей системе общего образования детей. Несмотря на то, что оно не является обязательным, трудно представить образование полным без разного рода дополнительных занятий или секций.

С помощью дополнительных программ удается сформировать поэтапный и систематизированный процесс обучения , направленный на всестороннее развитие детей. Сегодня более 65% школьников в возрасте от 6 до 17 лет посещают различные кружки или секции.

Развитие системы дополнительного образования детей является приоритетным направлением государственной образовательной политики в нашей стране. В нашей статье сегодня поговорим о дополнительном образовании как о важном элементе всестороннего развития детей.

На законодательном уровне дополнительное образование детей и взрослых описано в статье 75 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об образовании в Российской Федерации».

В этой статье дополнительное образование представлено как часть образовательной системы РФ, описаны его цели и задачи, а также указаны требования к содержанию образовательных программ по данному направлению. Вот основные положения этой статьи:

  1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей, формирование культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. ДО для детей обеспечивает их социальную адаптацию, профессиональную ориентацию, а также направлено на выявление одаренных детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
  2. Выделяют общеразвивающие и предпрофессиональные Программы дополнительного образования. Первые предназначены как для детей, так и для взрослых. Вторые, реализуемые в сфере искусств, физической культуры и спорта, предназначены только для детей.
  3. К освоению дополнительных программ допускается любой человек независимо от уровня образования, если только того не требует специфика программы.
  4. Программа дополнительного образования разрабатывается учреждением, в котором и проводится обучение, в ней же указано содержание курса и сроки обучения.
  • образование, которое дополняет основное в соответствии с образовательными запросами детской личности, с учетом интересов, предпочтений и способностей каждого ребенка;
  • деятельность, реализуемая по дополнительным образовательным программам с установленными целями и методами оценки результатов;
  • часть общего образования, которая позволяет повысить общий уровень интеллектуального развития , обеспечить ребенку дополнительные возможности для удовлетворения своих образовательных и творческих потребностей, и реализуемая в свободное время .

Концепция развития ДОД была утверждена в 2014 году, в ней определены ценность, миссия, задачи и принципы развития дополнительного образования.

Основные направления Концепции:

  1. обеспечение доступности ДО;
  2. расширение спектра дополнительных образовательных программ;
  3. развитие кадрового потенциала системы ДО детей;
  4. модернизация инфраструктуры ДО;
  5. развитие системы управления качеством реализации ДО;
  6. внедрение негосударственного сектора в оказании услуг ДО, а также механизмов государственно-частного партнерства.

Фокус дополнительных занятий направлен на процесс, а не на результат , когда ребенок имеет возможность без каких-либо ограничений и проверок раскрывать свои способности. В этом и состоит цель дополнительного образования – сформировать всесторонне развитую личность , предоставив при этом возможности к творческому и профессиональному росту.

При достижении этой цели решаются следующие задачи:

  • формирование и развитие творческих способностей;
  • привитие культуры общения, умение не только вести разговор, но и адекватно воспринимать здоровую критику;
  • удовлетворение культурных потребностей ребенка;
  • профессиональное ориентирование;
  • физическое развитие;
  • воспитание моральных качеств, любви к труду.

Современная педагогика выделяет 6 основных направлений ДО:

Каждое из этих направлений призвано решать задачи дополнительного образования детей, и реализуется в организованных секциях, кружках или на факультативах . Иногда по отдельным направлениям могут быть сформированы детские лагеря или студии.

Посещая ту или иную секцию, ребенок постоянно находится в социуме , он не только осваивает определенные знания и умения, но также обучается ключевым навыкам общения, способности быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, а также учится интегрировать полученные навыки в различных сферах деятельности.

Читайте также  Юлмарт развивающие игрушки с 1 года

Удовлетворяя потребности разных групп населений, дополнительное образование отвечает за формирование лидерских качеств ребенка, обеспечивает социальную безопасность , занятость подростков и их самореализацию.

Разнообразие, привлекательность и уникальность ДО заложены в его организации и реализации, поскольку все занятия ведутся исключительно профессионалами.

В отличие от системы обязательного образования, здесь чаще происходит внедрение инновационных подходов к обучению. Это обусловлено динамичностью дополнительного образованию, необходимостью постоянно подстраиваться под нужды социума и непрерывно развивающейся личности ребенка, здесь недопустима скука и обыденность.

Однако и здесь необходимо наличие образовательных программ и особых методик и технологий, поскольку, как и любое другое, дополнительное образование, в конечном счете, нацелено на получение конкретного результата. В силу своей специфики, организация дополнительного образования имеет свои нюансы.

По форме собственности учреждения дополнительного образования подразделяют на:

  • государственные;
  • негосударственные;
  • федеральные государственные;
  • муниципальные.

Большое влияние на работу центров ДО оказывает материальная база и кадровый состав .

Все программы, реализуемые в учреждениях дополнительного образования, разрабатываются ими самостоятельно. Каждая из программ может иметь стандартную базу, однако наполнение, способы реализации, подходы к обучению могут быть абсолютно любыми.

Необходимо учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, применять инновационные методики, а также соблюдать определенные принципы :

Доклад на тему: «Современные тенденции развития системы дополнительного образования»
статья

Ершова Людмила Николаевна

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Ростовская область Тарасовский район с.Дячкино

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дячкинская средняя общеобразовательная школа

Реферат на тему:

«Современные тенденции развития

системы дополнительного образования»

Подготовила: Ершова Л.Н.

1.Агентство стратегических инициатив: На ПМЭФ-2015 дан старт реализации стратегической инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей». 18.06.2015 [Электронный ресурс]. URL: https://asi.ru/news/37031 (дата обращения: 05.11.2016).

2.Егорова Е. А., Чуракова Н. И. Роль учреждений дополнительного образования и консультационно-образовательных центров в развитии индивидуальных способностей детей // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. Часть III. Новосибирск: СибАК, 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://sibac.info/conf/pedagog/x/26081 (дата обращения: 05.11.2016).

3.Жильцова О. А. Интеграция общего и дополнительного образования школьников. М., 2011. 256 с. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р//Правительство России [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf (дата обращения: 04.11.2016).

4. Синицын Ю. Н., Хентонен А. Г. Методологические регулятивы разработки педагогической деятельности современного учителя // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: научный журнал. № 12–2. М, 2013. С.280–283.

5. Скрипка Л. П. Развитие системы дополнительного образования детей: проблемы и перспективы //

Современные тенденции развития

системы дополнительного образования.

В настоящее время система образования России проходит через значительные преобразования: вводится новый профессиональный стандарт педагога, постоянно совершенствуются программы федеральных государственных образовательных стандартов, улучшается инфраструктура и материальное насыщение школ, модернизируются образовательные методики и технологии и т. д.

Образование становится непрерывным, универсальным, охватывающим все стороны жизни учащегося. В результате общее и дополнительное образование становятся частями цельного процесса, являясь взаимодополняющими компонентами единого образовательного процесса. Интеграция общей и дополнительной образовательной системы является средством реализации вариативного обучения детей, включающего овладение ими универсальными компетенциями, развитие творческих способностей и задатков, удовлетворение индивидуальных потребностей, социальную адаптацию и идентификацию, становление личности.

Особая значимость в интеграции двух образовательных системы отражена в Законе об образовании, Концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года, Национальной стратегии действий в интересах детей, Концепции развития дополнительного образования.

В основных нормативных документах дополнительное образование предполагает вариативное обучение учащихся как универсальную форму развития ребенка, основанную на его свободном выборе различных видов образовательной и творческой деятельности, в которых активно формируется его личностное и профессиональное самоопределение.

Генеральный директор Агентства стратегических инициатив А. Никитин отмечает, что «сегодня в системе дополнительного образования детей наблюдается определенная разобщенность. С одной стороны, этим занимается Министерство образования. С другой стороны, регионы финансируют дополнительное образование — например, целевые кружки. Как правило, детей обучают либо музыке, либо спорту. И очень мало кружков и секций, связанных с инженерными профессиями и ориентирующих детей на те специальности, которые в будущем будут создавать основу российской экономики, основу нашей технологической и экономической безопасности».

Таким образом, перед системой дополнительного образования становится проблема — включение детей и подростков в общественные и экономические процессы, направленные на их профессионализацию. Главным преимуществом дополнительного образования является добровольность и персонализация, когда учащиеся совместно с родителями могут выбрать предпочтительную деятельность в соответствии со своими интересами, склонностями и ценностями, а также форму, режим и темп ее освоения. Построение индивидуальной образовательной траектории наиболее значимо для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Программы дополнительного образования условно разделены на общеразвивающие и предпрофессиональные, и все они строго следуют предъявляемым требованиям: современность, прогнозируемость, целостность, реалистичность, вариативность, рационалистичность, контролируемость и корректируемость.

В дополнительном образовании важную роль играет процесс деятельности, а не только успешный (или не успешный) результат овладения навыками как на уроках в общеобразовательной школе. Кроме широкого выбора занятий, кружков, секций, учащихся привлекает отсутствие оценочной системы.

При этом в современных социально-экономических условиях возрастает потребность детей в технологическом образовании, связанным с информатикой, технологиями, механикой и другими инженерными специальностями. Такая потребность выражена высокой активностью и интересом учащихся и родителей в выборе технологических общеразвивающих и предпрофессиональных программ в системе дополнительного образования.

В качестве примера являются участие в проектах «технопарков», технологических мастерских, таких как «Мастерславль», научно-познавательный интерактивный музей «Иннопарк», «Медиашкола» Арины Шараповой, общеразвивающие тематические парки «Минополис», «Кидбург», «Кидзания» и др.

Развитие инновационных площадок, а именно развивающих парков, позволяет решить проблему инфраструктуры современного дополнительного образования детей и подростков.

Площадки позволяют реализовать практико-ориентированный компонент системы дополнительного образования детей. В таких комплексах учащийся имеет возможность не только наблюдать, но и самостоятельно участвовать в деятельности как индивидуально, так и совместно с группой, работать с информацией и адаптированными предметами труда, находить решения смоделированных задач.

Успешность и привлекательность образовательного потенциала «парков» и мастерских, относимых ранее к «индустрии развлечений», становится частью системы дополнительного образования детей.

На международном экономическом форуме (ПМЭФ-2015) в рамках презентации стратегической инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей» Д. Ливанов отметил необходимость развития негосударственного дополнительного образований в регионах России, включающих расширение возможностей таких инновационных площадок.

В качестве примера негосударственного дополнительного образований может стать детский интерактивный тематический парк «Минополис», в котором для детей от 4 до 14 лет представлены адаптированные возрастным особенностям программы: – программы отраслевой профориентации; – образовательные программы, формирующие компетенции «завтрашнего дня»; – обучение программы на симуляционном промышленном оборудовании, тренажерах и др. Каждый ребенок может не только попробовать себя в роли работника одной из более ста профессий, но и проследить полный производственный цикл, усвоить закономерности развития общества и всей экономики через игру.

Именно формат игры способствует получение новых знаний и навыков для ребенка увлекательным и захватывающим процессом, так как в ней он может самостоятельно проследить связь между получением информации, ее применением и достигнутым результатом. Аналогичными проектами в нашей стране являются интерактивный образовательный город профессий для детей «Кидбург», социально значимый международный проект для детей парк «Кидзания» и воссозданные мини-модели российских городов с определенной архитектурой и со своей инфраструктурой «Мастерславль» в Москве и «Мастерград» в Санкт-Петербурге.

Программы развлекательных тематических парков положительно оцениваются многими педагогами и психологами во всем мире. В рамках посещения тематических парков и музеев учащиеся могут: – получить практические умения в творческих направлениях деятельности (рисование, лепка из разных материалов, вырезание, работа в технике квиллинг, оригами и скрапбукинг и т. д.); – познакомиться с трудовой деятельностью разных специальностей (электрик, строитель и т. д.); – овладеть навыками работы с техническим оборудованием (изготовление поделок с помощью специализированных устройств, например, 3D принтера, ламинатора, прибора для создания паззлов); – овладеть кулинарными навыками, самостоятельно приготовив продукт, используя настоящие кухонные приборы.

Погружение детей в такую активную деятельность позволяет развивать у них мотивацию к обучению и помогать достичь успеха в любой деятельности, ориентируясь и адаптируясь в современных социально-экономических условиях. Именно на базе интерактивных парков и музеев проводятся уроки и тренинги по безопасности на дорогах, оказанию первой медицинской помощи, необходимости ведения здорового образа жизни и т. д. Создание таких инновационных площадок в системе дополнительного образования позволяет познакомить детей и подростков с устройством экономической системы, научить их принимать самостоятельные решения, планировать свою будущую профессиональную деятельность так, чтобы она приносила удовольствие и вознаграждение, а также представляла общественную ценность.

Важно отметить, что вознаграждение не является главным мотивом деятельности для подрастающего поколения, его они получают вне зависимости от успешности выполненной работы.

Таким образом, в настоящее время главной целью системы дополнительного образования становится создание инновационных площадок и парков, в которых каждый обучающийся может проявить и развить свои способности и потребности в атмосфере свободы и творчества, при этом педагог является тьютором в процессе обучения и воспитания. Именно при таких педагогических условиях полученные теоретические знания и сформированные компетенции учащихся переходит в практический опыт деятельности в разных сферах жизни. При этом происходит активное становление зрелых личностей, готовых и умеющих действовать, которые смогут обеспечить успешное будущее своей стране.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: