Развитие речи ребенка 7 месяцев

Что должен уметь ребёнок в возрасте 7 месяцев. Развитие речи ребёнка

ребёнок в возрасте 7 месяцев сидит

Сидеть самостоятельно большинство деток должны уметь в возрасте 6 месяцев, временными границами нормы является диапазон 5-8 месяцев.

  • Ползание

На 7-м месяце жизни малыш ползает вкруговую, а в 7,5 месяцев уже может ползать вспять.
Хотя именно возраст 7 месяцев является средним сроком освоения ползания, временные границы нормы намного шире: от 5 до 9 месяцев. Всегда нужно помнить, что детки разные и индивидуальные различия нормальны.

  • Вставание

В возрасте 7 месяцев ребёнок встает на ноги, держась за опору. Временные границы нормы в освоении навыка вставания от 6 до 11 месяцев.

Действия с предметами

После 6-7 месяцев формирование активной познавательной деятельности ребёнка требует непрерывного манипулирования с предметами, игрушками.

Важным приобретением на 7-м месяце жизни, является манипулирование двумя предметами. Если раньше ребенок просто удерживал что-то в обеих ручках, то теперь он пытается установить соотношение между вещами:

  • нанизывать пирамидку,
  • помещать ложку в чашку,
  • ставить кубик на кубик

rebenok-v-vozraste-7-mesyacev-sidit

Развитие речи ребёнка в возрасте 7 месяцев

С возраста 6-7 месяцев у ребенка видно знание отдельных названий (возникает сенсорная речь), что выражается поворотом головы, протягиванием ручек в направлении называемого предмета или человека. Это важный этап в развитии, который необходим для становления активной речи.

Лепет возникает как подражание речи взрослого, её интонационно-ритмической стороне.

Общение ребёнка в возрасте 7 месяцев со взрослым

Поскольку центральной линией развития в возрасте 7 месяцев является манипулирование с предметами, то и общение со взрослым направляется на обучение этому взаимодействию.

Взрослый помогает ребёнку через демонстрацию правильного действия и с помощью «метода пассивных движений», то есть двигая рукой ребенка.

Малыш только знакомится с функциями вещей и лишь к 11-12 месяцам начнет предпринимать осознанные движения, к примеру, пытаться надевать носок на ногу. Сейчас же функции предметов показываются взрослым, но не являются центром внимания ребенка. Пока он взаимодействует с игрушками, в основном интересуясь их физическими свойствам: форма, размер, соотношение между собой.

Быстрая оценка развития. Что умеет Ваш ребёнок в 7 месяцев?

Специалисты Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства разработали простую анкету, которая помогает родителям быстро оценить развитие своего ребёнка в первый год жизни.
Ответы на вопросы анкеты позволяют предварительно оценить навыки малыша: соответствуют ли они норме или есть основания для более глубокого обследования.

Вопросы анкеты, соответствующие возрасту ребёнка 6-8 месяцев:

19. Плачет при прерывании игры
20. Понимает интонации голоса.
21. Отличает близких людей от чужих по внешнему виду.
22. Может произносить много согласных звуков (например: в, с, ш, м, н, ф, з).
23. Поворачивает голову в сторону взрослого, произносящего его имя.
24. Улыбается своему отражению в зеркале.
25. Подражает последовательности из нескольких звуков.
26. Произносит слоги: ма-па-ба-да.
27. Произносит несколько звуков на одном дыхании.
28. Понимает запрет, выраженный интонацией голоса или словом «нельзя».
29. Протестует, будучи оставлен в одиночестве.
30. Радуется изображению в зеркале и гладит его.
31. Любит играть в «поймай меня».
32. Выполняет «дай ручку», «ладушки».
33. На вопрос «где» ищет и находит названный предмет взглядом.
34. Устойчиво сидит (не падает) от нескольких минут до получаса.
35. Ползет на животе, отталкиваясь ногами и подтягиваясь руками.
36. При ползании умеет встать на четвереньки.
37. Стучит игрушкой по столу.
38. Держит в каждой руке по игрушке и стучит ими друг о друга.
39. Отбрасывает то, что не нравится.
40. Перекладывает игрушку из одной руки в другую.
41. Поворачивается с живота на спину.
42. Вытягивает ленту и манипулирует ею.
43. Все тащит в рот.
44. Любит сосать пальцы руки.
45. Встает на ноги, ухватившись за мебель.
46. Использует клешневый захват игрушек (большой палец против всех других)
47. Может ползти, зажав в руке игрушку.
48. В положении стоя ставит одну ногу впереди другой.
49. Знает (показывает) части тела.
50. Рассматривает мелкие детали и части в игрушке или на рисунке.
51. Имеет отчетливые вкусовые привязанности.
52. Предпочитает игрушки звучащие и шумящие.
53. Перестает кричать при звуках музыки.
54. Тщательно со всех сторон рассматривает игрушки и предметы.
55. Перекладывает предмет из одной руки в другую.
56. Держит чашку и пытается пить из чашки.
57. Сам держит и ест печенье или сухарик.

Кроме психомоторного развития, которое мы разбираем в этой статье,
успешность развития ребёнка оценивается ещё по 2-м направлениям:

  • Состояние сна (таблица с нормами сна).
  • Набор массы тела и динамика изменения роста (калькулятор и таблицы).

В среднем, прибавка массы тела за 7-ой месяц составляет 500 г, а длина тела увеличивается на 2 см.

Этапы развития собственной (экспрессивной) речи ребенка

Этапы развития собственной (экспрессивной) речи ребенка:

Крики — возникают с рождения.

Гуление – протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы) с 2 до 5-7 месяцев.

На фоне певучего гуления появляются слоги с губными и переднеязычными звуками, которые потом трансформируются в лепет.

Лепет – многократное повторение слогов, с губными и переднеязычными согласными (ма-ма-ма, бу-бу-бу) начало с 4-7,5 месяцев.

Слова — переход осуществляется на фоне продолжающегося лепета: лепетные слова (мама, папа, бобо, бах, ам, дай) с 11-12 месяцев.

Появление слов взрослого лексикона (молоко – моко, мами – возьми, мака – маленькая, титики – часики) начало с 1 года 7/9 месяцев. Сосуществование слов, правильно и неправильно произносимых, — основная закономерность начальных этапов становления речи у детей.

Рост словаря ребенка от года и старше

1,5 года от 20 до 40 (у разных авторов)

2 года от 50 до 200 слов

3 года от 800 до 1000 слов

4 года 1600 — 1900

5 лет 1900 — 2200

Развитие фразовой речи

Появление словосочетаний из двух лексических единиц (Ляля бах, папа ам) — начало с 1 года 9 месяцев до двух лет.

Появление и развитие предложений — с двух лет.

К 3 годам начинает употреблять сложные придаточные предложения, появляются вопросы «почему?» «когда?», использует практически все части речи, предлоги и союзы.

Использует единственное и множественное число.

К четырем годам речь оформлена грамматически правильно, используются суффиксы, более сложные фразы.

Дальнейшее развитие речи оценивается, в основном, не по количеству слов, а по умению отвечать на вопросы, наличию инициативы в разговоре, построение логических цепочек, умение составить рассказ по картинке, рассказать о событии, пересказать сказку.

Параллельно оценивается понимание сложных грамматических конструкций.

Некоторые закономерности развития речи детей раннего возраста

Показателем дальнейшего (после года) развития детской речи является не правильное звукопроизношение, как почему-то думают родители, а своевременное развитие у ребенка способности использовать слова своего лексикона в различных сочетаниях друг с другом, т.е. развитие способности соединять слова в предложения.

Характерной особенностью детской речи вплоть до 3 лет является то, что многие звуки родного языка опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции. Это происходит потому, что артикуляция звуков вырабатывается не сразу, а постепенно, а также восприятие речи далеко не совершенно.

Возникает вопрос, что делать, если малыш не укладывается в приведенные нормы? Прежде всего, вы должны сказать о своих опасениях своему педиатру. Возможно, врач сочтет нужным назначить дополнительные обследования малыша. Безусловно, одним из первых должно быть обследование слуха. Если врачи сочтут, что проблем с развитием ребенка нет, вы можете сами предпринять некоторые меры по стимуляции речи ребенка.

Стимуляция гуления

Привлекайте внимание ребенка к своему лицу. Позовите его, подуйте, поцокайте малышу, дожидаясь его взгляда.

Разговаривайте с малышом, ведя с ним своеобразный диалог. Издавая звуки, напоминающие гуление, воркование, делайте паузы, давая возможность малышу ответить вам. Повторяйте звуки, которые произносит ваш малыш. Помните, что «говорящее лицо» является самым сильным стимулом для привлечения внимания ребенка. В этом возрасте детям нравится плавная певучая речь. Они внимательно вслушиваются в интонацию, еще не понимая смысла речи.

Будьте внимательны к сигналам ребенка, возможно, он тоже хочет с вами пообщаться. Об этом свидетельствуют его взгляд, улыбка, воркующие звуки.

Разговаривая с малышом, пощекочите его, погладьте. Ваша речь и ваша улыбка в сочетании с тактильно-двигательной стимуляции поможет малышу улыбнуться именно вам. Кроме того, подобное «тормошение» стимулирует комплекс оживления.

Если ребенок отвел взгляд, отвернулся, закинул руки за голову – это сигнал о том, что он устал и вам нужно сделать перерыв в общении.

Стимуляция лепета

Играйте с малышом, сидя лицом к лицу. Для этого вы можете использовать специальное кресло с наклонной спинкой (детский шезлонг, автомобильное кресло). Сидя с комфортом, ребенок с удовольствием будет играть с вами.

Повторяйте за ребенком звуки, которые он произносит. Делайте паузы, давая ему возможность ответить вам.

В то время, когда малыш произносит протяжные гласные звуки, положите свой указательный палец под нижнюю губу и помогите ему сомкнуть губы. Повторите эти движения так, чтобы у ребенка, произносящего а_________, получились слоги ба-ба-ба.

Поощряйте малыша брать в рот удобные для этого игрушки. Они создают во рту дополнительные смычки, что тоже стимулирует появление слогов с согласными звуками.

Используйте сочетание цепочек движений с цепочками слогов: произнося слоги, например, ба-ба-ба, ма-ма-ма, совершайте с ребенком подпрыгивания. Для этого можно посадить ребенка на большой мяч, другую пружинящую поверхность, или просто к себе на колени.

Читайте также  Рейтинг развивающих игрушек до года

Тормошите, подкидывайте малыша, обычно это вызывает у него смех, громкие возгласы.

Имитируйте лепет младенца. Старайтесь полностью сохранять темп, тембр и высоту детской речи. Произнося губные звуки и слоги, привлекайте внимание ребенка к своему рту. Делайте паузы, давая ребенку время повторить звуки.

Если есть такая возможность, запишите лепетную речь другого ребенка и давайте ее прослушать вашему малышу. Если у вашего ребенка есть периоды активной вокализации, обычно это бывает по утрам, запишите «речь» своего ребенка и давайте ему для прослушивания.

От лепета к лепетным словам

Ниже приводится пример работы по стимуляции экспрессивной речи от года до 2-х, 2,5 лет. Если вам кажется, что малыш отстает в развитии собственной (экспрессивной) речи, можно попробовать следующие приемы приемы стимуляции.

Внесение смысла в лепет: если ребенок говорит «мама» — положительная реакция мамы (мама, папа, баба, дррр(машина) аааа (спать) бах(упал).

Стимуляция использования первых 5-7 слов. Задавайте вопросы: «Кто пришел, кто это, позови маму». Сами используйте лепетные слова и звукоподражания наряду с полными словами «Как Ваня упал? Бах!» Ориентировочный возраст — с года до полутора лет.

Наблюдая за за игрой ребенка, запишите его «речевую продукцию»:

  • имеющиеся слова (любые звуки, слоги и звукоподражания, несущие смысл);
  • имеющиеся лепетухи ( различные звуки и слоги, не несущие смысла).

Проделайте анализ артикуляционных возможностей ребенка, например ребенок в словах и лепетухах использует следующие буквы и слоги.: ма, па, ба, ааа да-да-да, ва-ва-ва, ка-ка, у, га-га.

Качаться, качели кач-кач

Спать а-а-а, бай-бай

Возможно ваш ребенок будет почти одинаково называть дождик, ворону и качели (ка-ка), но это будет три слова. И если вы прислушаетесь, то говорить малыш их будет по-разному.

Появление слов взрослого лексикона (после полутора лет)

Появление галофразы, например, ребенок говорит «папа» в ответ на предъявление молотка, что означает «папа стучал этим молотком».

Появление двухсловных конструкций: яя бах (Ляля упала).

Приблизительный возраст начала этого этапа — 1 год 8 месяцев.

Для появления слов взрослого лексикона можно поиграть в игру «Повторялки»*

Все дети разные. Одни слышат, как говорят родители и повторяют как могут, то есть у них как бы есть умение упрощать слово и произносить его. Например, слышит «Большая», говорит «аяя» и все довольны, вместо слова «трактор», говорит «такта», или «тата» и опять это хорошо. Это уже взрослые слова, ребенок говорит их неправильно, но это допустимо для этого возраста.

Есть дети, которых я бы назвала максималистами «или все или ничего». Похоже, что они думают так: «Я не умею говорить «большая», и не буду говорить, я отрицательно покачаю головой, если меня об этом попросят или попрошу сказать взрослого, используя указательный жест и вопросительную интонацию».

Что делать? Мы не можем попросить «скажи «аяя», предлагая пример искаженной речи. Звукоподражания говорить взрослый может (ко-ко, га-га-га), а искаженные слова нет. Поэтому можно попробовать играть в повторялки со слогами. Они ничего не значат. Просто веселая игра. Но ребенок учится повторять осознанно (!) разные сочетания звуков и слогов. Кроме того, что это развивает слуховое внимание и расширяет произносительные возможности, это помогает ребенку сказать «кусочек взрослого слова.

Предполагает осознанное повторение ребенком звуков, слогов и их сочетаний, предлагаемых взрослым.

Всегда начинайте с одного и того же: Например, со звука «А». Это позволит ребенку настроиться на игру, а также сказать вам о том, что он хочет поиграть в повторялки. Малышу достаточно подойти к вам и сказать «а!».

Говорите только те звуки и слоги, которые есть в репертуаре ребенка.

Используйте один-три повторяющихся слога (это среднее количество слогов в словах русского языка. Например, па, папа, папапа.

Если ребенок произносит не те слоги, например, вместо «га-га», говорит «па-па» не поправляйте его, не говорите «нет», просто еще раз повторите «Га-га».

Когда ребенок будет легко повторять за вами цепочки одинаковых слогов, начинайте учить его переключаться с одного слога на другой: па-пу (смена гласного) па-та (смена согласного).

Если и здесь вы достигли успехов, можно предложить простые слова, состоящие из слогов, хорошо произносимых ребенком: пока, иди, нога, кукла (ребенок скажет «кука»), трава (тава). Всегда говорите слова правильно, но принимайте любое произнесение слов ребенком.

Постепенно расширяйте репертуар ребенка, предлагая ему слоги, которые он пока еще не начал сам произносить.

Делайте это в таком порядке:

новый слог (тот же)

Знакомые слоги могут быть разными, важно, что ребенок легко повторяет их.

* Часто бывает так, что ребенок повторяя какое- либо слово/звук/слог спонтанно, на высоте эмоционального подъема не может повторить его по просьбе взрослого. Это значит, что произвольного повторения еще нет и нужно создавать эмоционально насыщенные ситуации, когда у ребенка слово «вылетит» непроизвольно. Со временем ребенок научится повторять по вашей просьбе, то есть произвольно.

Логопед клиники для детей медицинского центра «ЛОТОС», логопед высшей категории Королева Марианна Борисовна

Акции

А что с вашими легкими и сердцем? До сих пор многие люди, перенёсшие Covid-19 в любой форме, даже не знают о последствиях. Часть из них месяцами ж.

22 сентября 2021

Здоровый ребенок = спокойный родитель! Комплексное обследование поможет проверить детское здоровье быстро и в одном месте. Выберете нужное направл.

01 сентября 2021

Детские специалисты медицинского центра Лотос всегда рады помочь родителям сохранить самое дорогое – здоровье детей. Хотите подготовиться к.

06 августа 2021

Качественные платные медицинские услуги европейского уровня стали доступны для отдаленных районов области. Медицинский центр ЛОТОС открыл новый фи.

Вы мечтаете о ребёнке, но долгожданные две полоски не появляются? Вам поставлен диагноз «бесплодие»? Запишитесь на бесплатную консул.

Ребенку 7 месяцев: развитие

7 месяцев — этап нового развития ребенка и начало второго полугодия жизни. Малыш в семь месяцев становится общительнее, уже меньше спит и больше играет. Продолжаются изменения на психологическом и физическом уровне.

Ребенок реагирует с беспокойством на незнакомцев, сознательно выражает свои симпатии и антипатии через мимику лица, движениями и звуками.

Ребенку 7 месяцев: что он должен уметь

Способность сидеть позволяет семимесячному ребенку наблюдать за окружением с совершенно другого ракурса. Его все больше интересуют окружающие объекты, он перемещает предметы, рассматривая их со всех сторон.

Что должен уметь ребенок в 7 месяцев:

  • переворачиваться со стороны в сторону,
  • сидеть самостоятельно без опоры или посторонней помощи;
  • ползать, поворачиваться вокруг себя. В этот период увеличивается риск травматизации и получения мелких ушибов, нужно максимально внимательно следить за ребенком и не оставлять его без внимания.
  • лежа на животе, может в одной руке держать игрушку, а на другую опираться;
  • самостоятельно пить из бутылочки, теперь ее не нужно поддерживать и контролировать процесс;
  • начинает различать противоположные состояния предметов — холодный и теплый, твердый и мягкий.
  • берет игрушку одинаково хорошо как левой, так и правой рукой;
  • находит спрятанный предмет под одеялом;
  • пальцем показывает на вещь, которая заинтересовала.

В целом, на этом этапе развития малыш уже может играть в одиночестве некоторое время, но эмоциональная привязанность к маме очень сильна, поэтому может начать капризничать и плакать, если ее нет рядом.

Ребенка все больше начинают интересовать предметы вокруг, ему нравится перекладывать игрушки, трогать и щупать их. Для полноценного развития ребенку нужно предоставить полную свободу действий. Выберите место в квартире, где малыш может спокойно передвигаться и быть в безопасности.

Сенсорная и зрительная система уже полностью сформированы: слух и зрение ребенка на седьмом месяце почти такие же, как у взрослого человека. Младенец теперь понимает, что звуки и картинка могут быть взаимосвязаны: например, что игрушка, которую он видит, может издавать звуки. Семимесячный малыш с удовольствием нажимает на кнопки, стучит по клавишам музыкального инструмента.

Продолжают прорезываться молочные зубы, но их количество зависит от многих факторов, в основном от наследственности. У одних детей в этом возрасте еще совсем нет зубов, у других — несколько. Появление зубов — индивидуальный процесс, но отмечается он следующими признаками:

  • повышается слюноотделение;
  • краснеют и воспаляются десны;
  • повышается температура тела;
  • ребенок становится беспокойный, капризный.

Чтобы процесс появления первых зубов прошел комфортно, рекомендуется приобрести специальный прорезыватель. Также при необходимости врач назначит жаропонижающее, в случае повышения температуры до 38 и более градусов.

Рост ребенка в 7 месяцев

Согласно наработкам отечественных педиатров рост ребенка в 7 месяцев находится в следующих пределах:

  • Мальчики: от 64,9 см до 71,2 см
  • Девочки: от 64,0 см до 70,3 см

Рост малыша в 7 месяцев по данным всемирной организации здравоохранения колеблется в таких пределах:

  • Мальчики: от 64,6 см до 73,6 см
  • Девочки: от 62,6 см до 71,8 см

Сколько ребенок должен весить в 7 месяцев

Вес ребенка в 7 месяцев ВОЗ предлагает следующие значения:

  • Мальчики: от 6,6 кг до 10,3 кг
  • Девочки: от 6,0 кг до 9,8 кг

Психическое развитие ребенка 7 месяца

Общение с миром стало более зрелым, благодаря постоянно совершенствующемуся развитию и координации чувств. Ребенок понимает все больше и больше. Научные исследования показали, что дети с 7-го месяца могут читать настроение родителей по голосу и интонации. Ребенок также расширяет свою способность имитировать звуки и повторять простые слоги.

Читайте также  Развитие социальных эмоций детей дошкольного возраста

Психическое развитие ребенка 7 месяца жизни активно продолжается, малыш уже понимает, когда к нему обращаются по имени. Совершенствуется эмоциональная форма общения. Ребенок может стремиться обнять маму или оттолкнуть, если чем-то недоволен.

В возрасте семи месяцев можно заметить, что ребенок активнее использует левую руку, что связано с интенсивным развитием правого полушария.

Новые звуки, особенно агрессивного характера, такие как лай собаки, рев пылесоса или фена, негативно воспринимаются ребенком, и зачастую пугают.

Семимесячные дети хорошо относятся к знакомым людям и насторожено — к чужим. Чтобы ребенок преодолел страх перед новым знакомым, покажите свое хорошее расположение к человеку.

Примерно в этом месяце у родителей появиться особая роль в развитии языка ребенка, поскольку малыш начинает медленно подражать звукам взрослой речи. Следует как можно чаще повторять слова «мама», «папа» и поощрять усилия младенца их повторить.

В семь месяцев дети становятся экспертами в невербальном общении. Они могут делать самые разные выражения на лице — от широкой улыбки до хмурого взгляда, могут понять, как себя чувствует мама по тону голоса и выражению лица. В этом возрасте ребенок прекрасно понимает слово «нельзя» и может бурно реагировать на такой отказ.

Дети в индивидуальном порядке развиваются, поэтому не следует переживать, если ребенок чего-то еще не умеет. Но, проконсультироваться с врачом следует, если в 7 месяцев:

  • младенец не хочет переворачиваться, не делает попытки сидеть;
  • отмечается выраженная апатичность, отсутствие заинтересованности предметами;
  • не реагирует на голос мамы, равнодушно относится к попыткам общения.

Уход за ребенком в седьмой месяц

В возрасте 7 месяцев делают вторую плановую прививку против Haemophilus influenzae (гемофильная инфекция). Накануне прививки не следует вводить в рацион питания ребенка новые продукты, чтобы не спровоцировать аллергической реакции. Если ребенок находится на грудном вскармливании, мама должна следить за тем, что она употребляет. На всякий случай нужно с собой иметь противоаллергический препарат, назначенный педиатром.

Основные гигиенические процедуры остаются те же, что и раньше — смена подгузников, купание, гигиена рук и полости рта.

На седьмом месяце часто происходит первое знакомство с горшком. Лучше всего это делать перед сном, но не нужно ребенка заставлять и настаивать полюбить «нового друга». Также не нужно ждать, что ребенок молниеносно приучится к горшку. Некоторые дети привыкают только к 18 месяцам, что считается вполне нормальным.

С семи месяцев постепенно вводятся новые продукты питания. Вся новая пища дается не чаще одного раза в день и небольшими порциями. Это могут быть:

  • каши;
  • фруктовые, мясные пюре;
  • творог (протертый);
  • яйца (перетертые).

Обязательно нужно следить за реакцией ребенка на новую еду и контролировать возможные аллергические реакции. Прикорм лучше всего начинать из овощных пюре. Здесь маме нужно набраться терпения, так как в этом периоде малыш начинает различать вкусы, поэтому к новой еде будет придирчив. Подробнее о первом прикорме читайте в статье первый прикорм.

Как и раньше, родителям нужно уделять особое внимание развитию ребенка. В этом помогут различные развивающие игрушки, они должны быть интересные и яркие. Важно! В игрушках не должно быть мелких деталей, которые ребенок смог бы проглотить.

Возможно, вам будет интересно прочитать статью о режиме дня ребенка до года.

[1] ООО «Группа компаний Мед Эксперт»: Научно-практический медицинский рецензируемый журнал

Этапы речевого развития ребёнка от 0 до 7 лет

Уважаемые родители, в этой статье Вы узнаете о столь важном психическом процессе развития, как речь детей от 0 до 7 лет, познакомитесь с причинами возникновения речевых недостатков. Будете иметь чёткое представление о пути последовательного речевого развития детей.

В настоящее время нормы развития речи у ребенка – понятие часто условное. Становление навыка речи может происходить как стандартным, так и совершенно необычным образом. При этом очень важно помнить, что становление речи тесно связано с формированием внимания, памяти, мышления и воображения.

Принято считать 4 этапа в становлении речи детей:

Первый этап – подготовительный (с момента рождения до 1 года). В этот период происходит подготовка к овладению речи. У младенца появляются голосовые реакции в виде крика, плача, они способствуют развитию движений отделов речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного).

Через 2 недели малыш начинает реагировать на голос, а к концу первого месяца жизни поворачивает головку в сторону говорящего, следит за ним глазками; реагирует на интонацию (ласковая – оживляется, резкая – плачет).

В 2 -3 месяца появляются звуки («э-э-э», «а-а-а», «о-о-о»), гуление, «воркование» (грудные булькающие звуки).

К 3-4 месяцам превращение отдельных звуков в целые перетекания одного звука в другой — «о-о-а-а-у-у».

В 4-5 месяцев малыш слышит окружающие звуки, видит у окружающих его людей артикуляционные движения губ и пытается подражать. Взрослые наблюдают появление случайного лепета, ритмичного гуления, соединение гласных с некоторыми согласными звуками – «гу-гу-гу», «бу-бу-бу». Многократное повторение приводит к усвоению и закреплению двигательного навыка.

С 5-6 месяцев путём подражания ребёнок произносит отдельные слоги (совершенствуется случайный лепет), появляются попытки имитации слышимых звуков, налаживается своеобразный диалог с окружающими людьми.

К 7-8 месяцам родители должны заметить у ребёнка частое повторение лепета, малыш начинает понимать смысл некоторых слов, появляются смысловые паузы (ребенок что-то пролепетал и замолк, ожидая ответа взрослого). Малышом используется лепет в качестве способа общения, попытка произношения разных звуков и их повторение без осознания значения (как — будто эхо).

В 9-10 месяцев возможно (но необязательно) появление первых облегченных слов «ба-ба», «ма — ма», у малыша усложняется лепет. Он внимательно вслушивается в речь взрослых, у него происходит расширение пассивного словарного запаса, произносятся новые слоги – «ав», «на».

К 11-12 месяцам увеличивается количество облегченных слов, смысловое наполнение слов и слогов (одно слово или слог могут иметь несколько совершенно разных значений). Малыш начинает понимать более 20 слов, произносит 5-10 облегченных слов, у него усовершенствуется подражание. Подражая взрослым, малыш начинает использовать элементы звучащей речи в виде: фонемы, разнообразного тона, темпа, ритма, мелодики, интонации. Во втором полугодии жизни ребёнок воспринимает определённые звуко — сочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай и т.д.).

Становление периодов речи до 1 года жизни у малышей проходит по-разному, например, если малыш болен, страдает от постоянного дискомфорта в животе или, очень много спит, то рамки развития речи сдвигаются. Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков, у которых и само появление речи наблюдается в несколько более поздние сроки. Это связано с тем, что у мальчиков позднее, чем у девочек, развивается левое полушарие головного мозга, «ответственное» за речевую функцию. Поэтому родители не всегда могут заметить те или иные проявления нормального речевого развития малыша.

А вот на втором году жизни ребенка речевые изменения становятся все более очевидными, и их легче заметить.

Второй этап – преддошкольный (от 2 лет до 3 лет), происходит становление активной речи малыша. Ребёнок внимательно смотрит на артикуляцию взрослого, слушает говорящего и пытается повторить услышанные им слова, самостоятельно проговаривает их в искажённом виде. Первые слова или звукосочетания ребёнка одновременно могут означать и предмет, и просьбу, и чувства. Понять малыша можно только в ситуации. Такую речь называют ситуативная. Например, слово КАША обозначает — ВОТ КАША, ДАЙ КАШУ, ГОРЯЧАЯ КАША; БИ – ВОТ МАШИНА, ХОЧУ МАШИНУ, ЕДУ НА МАШИНЕ, НА САНКАХ и т.д.

С 1,5 лет слово ребёнка приобретает обобщённый характер. В активном словаре идёт накопление всё новых и новых слов, количество которых к 1,6 месяцам составляет 10 – 15 слов. За период второго года жизни словарный запас активно расширяется – 300 слов. Малыш практически овладевает навыками употребления существительных единственного и множественного числа; употребляет глаголы во времени и лице, использует некоторые падежные окончания. К концу 3 года жизни у ребёнка формируется грамматический строй речи; появляются элементы согласования; словарный запас увеличивается до 1000 слов. Одни слова малышом употребляются активно, он знает их значение, предназначение, другие слова он может соотнести с предметом, но не употребляет это слово в речи и оно попадает у ребёнка в пассивный словарь. Задача родителей активизировать такие слова в речи детей.

Третий этап – дошкольный (от 3 до 7 лет). В этот период развивается навык слухового контроля за собственным произношением звуков, т.е. формируется фонематическое восприятие. Увеличивается словарный запас и к 4 – 6 годам он достигает 3000 – 4000. С 3 до 4 лет ребёнок начинает пользоваться простыми предложениями, после 4 лет появляются сложные предложения, а с 5 лет ребёнок свободно использует в своей речи сложносочиненные и сложноподчинённые предложения; высказывания напоминают короткий рассказ, появляется желание пересказать (рассказать) сказку, поделиться своими впечатлениями, т.е. формируется и совершенствуется связная устная речь.

У ребёнка улучшается фонематическое восприятие: он дифференцирует гласные и согласные звуки; мягкие и твёрдые согласные, шипящие и свистящие; Р и Л. К 5 годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребёнок начинает говорить чисто.

Четвёртый этап – школьный (от 7 до 17 лет). Это этап сознательного усвоения речи. Ребёнок в 7 лет полностью овладевает звуко – буквенным анализом; усваивает грамматические правила построения высказывания. Появляется новый вид речи – письменная речь.

Разумеется, представленные этапы не могут иметь строгих и чётких границ. Каждый из них плавно переходит в следующий.

Читайте также  Развивающие игрушки оптовым ценам

Отмечено, что за последние несколько лет сильно увеличилось число детей с недостатками речи.

Причин возникновения речевых нарушений у детей огромное количество. Об этом важно знать, не только тем родителям, у которых уже есть малыш, но и будущим родителям. Причины речевых недостатков возникают как при неправильном развитии плода во внутриутробном периоде (период от 4 недель до 4 месяцев беременности) , так и после рождения малыша.

Увеличилось число патологий беременности; увеличилось число родовых травм; заболеваний матери во время беременности, требующие лечения (от заболеваний сердца до инфекционных заболеваний); аллергий матери; перенесенных ею переливаний крови; травм, полученных матерью во время беременности, падений и ушибов; токсикозов беременности, не зависимо от срока беременности; затяжных или стремительных родов, обвития плода пуповиной; наследственных предрасположенностей, генетических аномалий;

Вредные привычки: курение, употребление алкоголя, лёгких или тяжёлых наркотических средств во время беременности (от 4 недель до 4 месяцев), способствуют возникновению тяжёлых нарушений речи от 0 до 7 лет.

Как правило, у детей возникают трудности в формировании звукопроизношения, устной и письменной речи у детей школьного возраста. Наблюдается отставание физического, и умственного развития.

Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни (инфекционно-вирусные заболевания, травмы головного мозга до 7 лет и др. причины, связанные с хроническими заболеваниями);

Множественные социальные причины; особые психические нагрузки матери в период беременности (семейного или профессионального характера; нагрузки социального характера: экономические и материальные трудности), «двуязычие» в семье; сюсюканье с детьми, выражающееся в подлаживании взрослых под детскую речь с воспроизведением при этом всех имеющимся в ней неправильным произношением;

Отсутствие или замена эмоционального общения между малышом и близкими людьми;

Неправильная речь взрослых (заикание, нарушение при произношении звуков, быстрый темп речи);

Психические травмы (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье) задерживают развитие речи, вызывает у ребёнка, психогенные речевые расстройства: мутизм (полный отказ от речевого общения), невротическое заикание;

Познакомившись с этим материалом, заботливые родители обратят внимание на развитие речи своих детей, захотят приобрести определённый ресурс знаний, пониманий в вопросах развития речи плохоговорящих или неговорящих детей. Зададутся вопросом — что делать?

Первый совет, изучите все нормативные речевые критерии, соответствующие возрасту ребёнка.

Второй, начните устранение ошибок речи у детей как можно раньше. Проконсультируйтесь со специалистами (логопедами, психологами, дефектологами, психоневрологами, отоларингологами, педиатрами).

Третье, как уже отмечалось, речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых, поэтому искренне советую, разговаривайте, играйте, развивайте своих любимых деток. Знайте, только от Вашей поддержки и Вашего участия зависит успешное будущее детей.

Молодым родителям на заметку. Игры для развития речи у детей от рождения до года
статья по логопедии по теме

В данной статье приведены игры, которые можно использовать для развития речи детей первого года жизни.

Скачать:

Вложение Размер
игры для развития речи детей первого года 21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Молодым родителям на заметку

Игры для развития речи у детей от рождения до года

Многие родители считают, что начинать развивать речь ребенка необходимо в 2-3 года. Но не все мамы знают, что есть простые упражнения, которые можно использовать для речевого развития практически с первых дней рождения малыша. Начинать необходимо с развития слухового восприятия речи. Используются следующие игры
● «Где мама?»
Малыш находится в кроватке. Ходите вокруг него и с разных сторон окликайте малыша. Важно, чтобы ребёнок понял, откуда доносится голос матери.
● «Тихо — громко»
Попробуйте поговорить с малышом разным голосом: высоким, низким, нараспев или шёпотом.
Стимулирование гуления
● «Повторюшка»

Взяв малыша на руки, обязательно привлеките его внимание к своему лицу. Для этого можно щёлкнуть языком, поцокать или же просто поцеловать своего кроху. Когда малыш остановит свой взгляд на вашем лице, начинайте произносить отдельные звуки: «гу-у-у», «агы-ы», «агу-у» и т. д. Как только малыш станет повторять звуки за вами, то есть «агукать», начните повторять звуки, произнесённые им.
● «Колыбельная песня»
Положите малыша к себе на колени и начните петь ему колыбельную песенку, постепенно делая голос тише и тише.
Упражнения на понимание речи
Играя с погремушкой, малыш часто стучит ею о край кроватки или коляски. Прокомментируйте его действия: «Тук-тук-тук». Если же погремушка упадет, скажите малышу: «Упала — ба-ба-ах». Кормя ребёнка или укладывая его спать, говорите: «Машенька кушает — ам-ам» или «Антошка хочет спать — бай-бай». Если вы гуляете с ребёнком на улице и видите бегущую мимо кошку или собаку, обязательно скажите ему: «Это киска — мяу-мяу» или «Это собачка — гав-гав». Пусть малыш старается повторить за вами: «мяу-мяу» или «ав-ав». Спросите у малыша: «А где же мишка?» Ребёнок должен найти среди разных игрушек плюшевого медведя. Можно взять любую другую игрушку. Если во время кормления вы будете повторять: «Открой ротик», «Откуси яблочко», «Попей водичку» и т. д., то ребёнок довольно быстро начнет понимать эти слова.

Так же правильному развитию речи помогает логопедический массаж лицевых мышц. Лёгкий массаж щёк, лба, губ способствует регуляции кровообращения, улучшает эластичность мышц и служит эффективным способом профилактики речевых нарушений. Лёгкие круговые движения следует выполнять подушечками пальцев обеих рук так, чтобы на коже не образовывались складочки. Массаж нужно делать медленно и плавно в течение 2—5 минут 2 раза в день. Перед тем как приступить к массажу, вам необходимо остричь длинные ногти, тщательно вымыть и согреть руки, смазать кончики пальцев питательным или детским кремом.

«Споем, малыш»: спойте ребенку песенку, держа таким образом, чтобы он мог видеть Ваши губы. Если кроха будет пытаться потрогать их – исследовать источник звука, не препятствуйте! На помощь маме придут потешки, пестушки и колыбельные.

«Какие разные вещи»: возьмите несколько вещей с поверхностью разной текстуры (например, перо, кусочек бархатной ткани, вату), положите малыша на пеленальный столик и начинайте водить предметами по его животику, ручкам и ножкам. Если малышу понравится, он начнет издавать различные звуки – повторяйте некоторые из них за ним.

Упражнения для развития речи ребенка в 2 – 3 месяца

«Поем песенку»: малыш гулит, а Вы выбираете один из его любимых звуков и поете детскую песенку, заменяя все слова на этот звук. Такое занятие важно проводить несколько раз (чем больше, тем лучше). Не забываем и про потешки и пестушки.

«Ласковое общение»: улыбаемся крохе, беседуем. Стараемся эмоционально реагировать на звуки, издаваемые ребенком. Не забываем про тактильные ощущения во время общения.

Игра для развития речи ребенка в 4 – 5 месяцев

«Где киса?»: познакомьте кроху с игрушкой, называйте ее по имени несколько раз. А затем спрячьте игрушку за спину: «Где киса?». Покажите игрушку: «Вот где киса!». После игры посадите игрушку на столик и спросите кроху еще раз о том, где она находится.

«Пальчики»: используем пальчиковые игры для развития моторики и для обогащения словаря крохи новыми словами.

Упражнения для развития речи ребенка в 6 — 7 месяцев

Занятие «Маленький читатель»: читаем с малышом книжки . Пусть кроха выберет интересную для него книжку, прочитайте ее ему несколько раз, каждый раз показывайте и называйте объекты на иллюстрациях. После того, как книжка ребенку полностью знакома, попросите его показать тот или иной предмет на картинках.

Упражнения для развития речи ребенка в 8 – 9 месяцев

Развитие речи неразрывно от развития мелкой моторики рук ребенка. Поэтому вводите игры, которые позволят маленьким пальчикам познакомиться с новыми текстурами.

Игра «Прятки в манке». Насыпьте в поднос манку, спрячьте в нем несколько мелких игрушек (например, кошечку и птичку). Прятать игрушки следует на глазах у малыша. Спросите кроху: «А где киса?». Пусть запускает пальчики в манку и начинает поиски! Данную игру следует проводить только в случае, если Вы можете наблюдать за ребенком.

Упражнения для развития речи ребенка 10 – 12 месяцев

«Малыш, я тебя прошу!»: давайте ребенку простые поручения, просите его о простых вещах. От «Дай маме ручку», до «Принеси мячик». Эта игра позволяет изучить сформированность пассивного словаря ребенка.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОЙ АКТИВНОСТИ (ДЛЯ РЕБЕНКА ОТ 25 ДНЕЙ И БОЛЬШЕ)

Для этого упражнения необходим небольшой колокольчик высотой 5-7 см.

Ребенок лежит на спине. Вы держите колокольчик на вытянутой руке (ребенок не должен вас видеть) и негромко позванивает. Делаете 2-3 колебательных движения и даете звуку затихнуть. Ребенок прислушивается к звуку. Позвоните в колокольчик еще раз. Прежде чем звонить, дайте звуку погаснуть. Держите колокольчик над грудью ребенка на расстоянии 60-70 см.

Затем привяжите колокольчик к леске и перемещайте его вправо, заглушив звук. Переместив колокольчик на расстояние 80-100 см от центра, слегка позванивает ним, вызывая у ребенка поисковые движения глаз, поворот головы в разные стороны. Таким же образом перемещайте колокольчик влево.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: